- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Таблица Владимир Дубровский и Маша Троекурова (6 класс)
Различия героев с цитатами
Владимир Дубровский | Маша Троекурова |
Возраст – примерно 22-23 года: | Возраст – 17 лет: |
«…Дубровский пятью годами старше моей Маши…» | «В эпоху, нами описываемую, ей было семнадцать лет…» |
«…ему от роду двадцать третий год.» | |
«От роду 23 года…» | |
Внешность Владимира: | Внешность Маши: |
«…роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой…» | «…красота ее была в полном цвете…» |
«тогда был он кудрявый белокуренький мальчик…» (о детстве) | «…старый волокита был поражен ее красотой…» |
«…прошептала бедная красавица…» | |
Бедный дворянин: | Богатая дворянка: |
«Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке…» (отец о Владимире) | «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…» (об отце Маши) |
С 7 лет жил в Петербурге без отца и воспитывался в Кадетском корпусе: | Выросла в деревне и воспитывалась отцом и гувернанткой: |
«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге…» | «…дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя…» |
«Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…» | «…выросла в уединении…» |
«…был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста…» | «…воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими…» (о франц. гувернантке) |
«…служившего в одном из гвардейских пехотных полков и находящегося в то время в Петербурге.» | |
Единственный сын у своего отца: | Маша не единственный ребенок: у Троекурова также есть узаконенный внебрачный сын Саша и другие внебрачные дети от крестьянок: |
«…у обоих оставалось по ребенку…» (об отцах Владимира и Маши) | «…черноглазый мальчик, шалун лет девяти…» (сын Саша) |
«…множество босых ребятишек, как две капли воды похожих на Кирила Петровича, бегали перед его окнами и считались дворовыми.» | |
Дубровский почти не знает своего отца, но все же привязан к нему: | Марья привязана к отцу, но не доверяет ему своих чувств: |
«…почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.» | «…Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты…» |
Владимир влюбляется в Марью Троекурову и борется за свою любовь: | Марья влюбляется во Владимира Дубровского, но по требованию отца выходит замуж за старого князя Верейского: |
«…душа его умела вас любить…» (Владимир о себе в третьем лице) | «…Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь…» (о Владимире) |
«— Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…» | «— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.» |
Сходство героев (общие черты, качества)
Оба молодые и знатные дворяне:
О Владимире:
«…я не шут, а старинный дворянин.» (отец Владимира о себе)
О Маше:
«Его богатство, знатный род и связи…» (об отце Марьи)
Оба потеряли мать в детстве:
О Владимире и Маше:
«…оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку…» (об отцах Владимира и Марьи)
О Владимире:
«Он лишился матери с малолетства…»
Оба привыкли к богатой жизни:
О Владимире:
«…молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать.» (о деньгах от отца)
«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.»
О Маше:
«…сделаться приказчиком избалованной бабенки…»
Сравнение героев
Александр Сергеевич Пушкин в своём произведении «Дубровский», раскрывает актуальные во все времена темы любви, дружбы и чести. Люди, которыми управляет любовь, совершают необъяниснимые никем поступки.
В центре романа находятся отношения Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ссора их отцов мешает чувствам молодых.
Троекуров оказался очень жестоким, и забрал у Дубровского его поместье. В последствие он умер из-за болезни и душевных переживаний. Сын Дубровского — Владимир, сжигает поместье и отправляется в лес. С ними уходят и его крестьяне. Они становятся разбойникамм. Решив отомстить Троекурову, он попадает в дом и притворяется учителем из Франции. Но случается непредвиденное. У Владимира появляются чувства к Маше Троекуровой.
Семнадцатилетняя Мария была невероятно кроткой, воспитанной и красивой. Что не могло не привлечь внимание Владимира. Мария не осталась равнодушной, у неё также возникли взаимные чувства. Отцовские запреты на отношения заставляют девушку закрыться в себе. Она перестаёт со всеми общаться, и проводит все свободное время за чтением романов на французском языке.
Жёсткое воспитание родителей, не разрешало ей видеть возлюбленного в своём учителе. Случай с медведем изменил отношение и мнение девушки к Владимиру.
Эта ситуация сблизила молодых людей, они стали много времени проводить вместе. И со временем влюбляются друг в друга.
Они здорово проводили время вместе, ведь у них было очень много общего. Они были оба одинокими и имели общие интересы.
Владимир Дубровский решает рассказать, кто он на самом деле. Поэтому приглашает встретиться в саду. Спустя время Владимиру пришлось уехать, но он взял слово у Маши, что если ей будет нужна помощь, она обязательно ему сообщит.
Отец девушки оказался очень тщеславным, он собриется выдать девушку за муж за богатого старика Верейского. Тогда Мария решает обратиться к своему любимому за помощью. Но к сожалению, Владимир не успевает, и встречает любимую уже после венчания. Теперь она верна только своему мужу.
Решение девушки очень удивило. Ведь она могла уехать с Владимиром и быть счастлива с ним. Но она верна клятвам, данным в церкви.
А.С. Пушкин в своём романе показал истинную верность и чувство долга. Они готовы пойти на все ради счастья друг друга, и это не просто слова. Они доказали это на деле. Данное произведение заставляет задуматься над серьёзностью отношений. И научиться на ошибках героев, не совершая их самим
Также читают:
Картинка к сочинению Таблица Владимир Дубровский и Маша Троекурова (6 класс)
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Курение вредит здоровью
О вредном воздействии курения на организм знает каждый. Но, несмотря на это, в каждом городе и в каждом населенном пункте нашей большой планеты большое количество курящих людей.
- Образ и характеристика князя Игоря в Слове о полку Игореве сочинение
«Слово о полку Игореве» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Оно доказывает величие культуры средневековой Руси. Кроме того, это произведение актуально и сейчас.
- Основные причины Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов кратко
Очень тяжёлое экономическое состояние настигло Германию по причине её краха в Первой Мировой Войне.
Но к власти приходит Гитлер, проводит ряд реформ, благодаря чему государству удалось вернуть былую военную мощь и восстановить экономику. - Сочинение Описание действий (7 класс)
Мне нравится заниматься домашними делами. Особенно я люблю помогать бабушке готовить большой пирог. Он называется «курник», хотя никакой курицы в нем нет.
- Сочинение Мой дедушка (с описанием)
У меня есть дедушка. Зовут его Анатолий, ему уже 70 лет. Мой дедушка сильно ждал моего рождения. Наше с ним знакомство произошло в роддоме, когда он приехал с моим папой забирать нас из больницы.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Владимир Дубровский и Маша Троекурова
В своем романе «Дубровский» А.С. Пушкин затрагивает актуальные во все времена темы: любовь, дружба, честь, благородство, подлость. Движимые любовью, люди совершают немыслимые и удивительные поступки, причем удивляющих не только созерцающих извне, но и тех, кто их совершает.
Главной темой романа является история любви Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Их отцы в прошлом были лучшими друзьями и даже строили планы породниться. Но ссора сделала их врагами.
Тщеславный и мстительный Троекуров сумел отсудить у Андрея Дубровского его поместье, что привело к болезни, а затем и к смерти старшего Дубровского.
После смерти отца Владимир, отчаявшись, решает сжечь поместье и уйти в лес вместе с преданными ему крестьянами, став разбойником. С целью отомстить Троекурову за отца, он проникает в дом под видом учителя-француза Дефоржа. Но внезапно возникшее чувство к Марии Троекуровой рушит все его планы.
Семнадцатилетняя Маша была в полном расцвете девичьей красоты и, естественно, что молодой человек обратил на нее внимание при первом же знакомстве. Деликатность, тактичность и мягкость девушки в противовес грубости ее отца вызвали отклик в душе «Дефоржа».
Несмотря на то, что отец Маши очень любил ее, но в силу своего вспыльчивого, своенравного характера, иногда вел себя с дочерью жестко и деспотично.
Из-за отсутствия того, с кем можно было поговорить по душам, Маша замыкается в себе. Большую часть времени она проводит за чтением французских романов, мечтая о любви.
Маша не сразу обратила внимание на «француза». Аристократическое воспитание не позволяло ей видеть в учителе мужчину. Но эпизод с медведем, когда ее отец, решив «подшутить» над учителем, запер его в комнате со зверем, изменил ее представление о «Дефорже». Мужество и смелость Владимира, выстрелившего в медведя, помогли ей понять, что не только люди из высшего сословия обладают достоинством и храбростью.
После этого случая, Мария и Владимир сблизились, стали больше времени проводить вместе, и незаметно для себя Маша полюбила мнимого француза.
Маша и Владимир испытывали взаимное влечение не только из-за симпатии, их объединяло много общего: схожие интересы, одиночество, родственные души.
Через некоторое время Дубровский решается открыться Марии Кирилловне, назначает ей свидание в саду, где и раскрывает свое инкогнито. Владимиру необходимо уехать, но перед отъездом он берет с Марии обещание сообщить ему, если ей будет необходима помощь.
Очень скоро Маше действительно понадобилась помощь. Ее алчный отец решает выдать ее замуж за бывшего уже в годах, но богатого, князя Верейского. Несмотря на протесты и просьбы дочери, Кирилла Петрович не отступает от задуманного.
Мария решается обратиться за помощью к любимому, но, к сожалению, Дубровский поздно узнает об этом.
Идя в церковь с ненавистным женихом, Машенька до последней минуты надеялась на помощь любимого. Но, как ни торопился Дубровский, он встретил карету с возлюбленной уже после венчания. Влюбленный в отчаянии уговаривает девушку уехать вместе с ним, но она остается верна данным при венчании клятвам.
Мужество, стойкость девушки и верность данному слову вызывают восхищение.
В своем романе Пушкин хотел показать, что жизненные ценности должны оставаться неизменными, несмотря ни на что. Чувство долга и верность являются для героев романа не просто словами, они готовы отречься от своей любви и счастья ради сохранения достоинства и чести.
Вариант 2
Пушкин всегда отличался весьма сильно набитой рукой в написании произведений, которые так или иначе затрагивали романтические чувства и любовь, во всех её проявлениях, что сделало его настолько популярным автором среди определённого круга лиц. Пушкин весьма точно описывал все те эмоции, которые испытывали его персонажи, с ловкостью рассказывал их историю, которая, кстати говоря, отнюдь не всегда заканчивалась хорошо, а часто наоборот. Грустный конец делал произведение ещё более прекрасным и речитабельным. Одним из таких произведений является его произведение “Дубровский”.
В произведении рассказывает история двух молодых людей, которые являются детьми двух влиятельных семей – Дубровских и Троекуровых. Поначалу они даже не знают о существовании друг друга, так как их родители никогда не знакомили друг с другом. Но после того как в порыве мести Владимир Дубровский придумывает план по уничтожению дома Троекуровых, после чего устраивается к ним в дом учителем французского языка, он знакомится с Марией Троекуровой – прекрасной молодой девушкой, которая мечтает о настоящей искренней в любви, о которой она так часто читала в своих книжках и романах. Она уже отчаялась найти того человека, который будет готов совершить ради неё отважный поступок, и который будет достаточно смел, дабы взять на себя ответственность за неё. Они встречаются с Владимиром и между ними костром разгорается любовь.
Владимир же влюбившись, забывает о своём плане мести и даже прощает Троекуровых, сообщая о своих прошлых планах своей возлюбленной, с надеждой на то, что она его простит, и она прощает. Но ему приходиться отлучиться на некоторое время по сложившимся обстоятельствам. Однако во время его отсутствия к Марии приезжает ещё один жених, с которым её впоследствии хотят обручить в церкви. Об этом узнаёт Владимир, и стремиться на помощь к своей возлюбленной, однако она отказывается от помощи и всё таки выходит замуж, после чего Владимир пропадает.
И таким образом Пушкин рассказывает нам грустную историю любви двух молодых людей, которая заканчивается приверженностью одного партнёра церковным идеалам. Пушкин акцентирует внимание на сильной влюбленности по началу, и на огромной ненависти в конце, дабы дать понять читателю, что пламя любви весьма не устойчиво, и что оно может потухнуть в любую секунду. Как это собственно и произошло в произведении “Дубровский” ведь от любви до ненависти один шаг, ровно, как и наоборот. Потому Пушкин и одновременно и прославляет это чувство, и проклинает его, ведь любовь, как и приносит столько счастья, так и приносит очень много страданий.
Сочинение Любовь Дубровского и Маши Троекуровой
Отцы влюбленных были давно знакомы и связаны многолетней дружбой. Общение между семьями было в порядке нормы. Всё было нормально, пока два друга однажды не поссорились. Ссора была очень серьезной и пути друзей, уже бывших, разошлись. Дубровский был беден, а Троекуров богат и тщеславен. Троекуров старший поступил очень подло, в порыве гнева он пошел на преступление. Он купил суд, который отобрал у Андрея Дубровского всё имущество. Не удивительно, что этот факт серьезно надорвал Дубровского, из-за чего у него начались проблемы со здоровьем. Вследствие чего Дубровский старший умирает.
Владимир узнал о кончине отца и срочно отправился в отчий дом. Когда он узнал, что посодействовало скорой кончине отца, пришло время для мести. Герой видит, что сразу после похорон в доме начинают заниматься своими вопросами какие-то чужие люди. Владимир, недолго думая, решает сжечь всё поместье. После он начинает свое общение с разбойниками. Он жаждет только одного отомстить убийце отца, хоть и косвенному.
Однако, на пути мести неожиданно встает препятствие в виде милой девушки по имени Мария, которая является дочерью самодура Троекурова.
Кирила очень любил свою Машеньку, относился к ней очень трепетно. Но и здесь были свои нюансы. Несмотря на то, что он души не чаял в своей доченьке, характер сделал свое дело. Троекуров очень часто поступал со своей дочерью жестоко и был к ней несправедливо суров.
В семье абсолютно отсутствовала атмосфера доверия и искренность, что повлияло на будущий характер девушки. Она была очень зажатая и скрытная. Маша обладала сверхчувствительностью, принимала всё близко к сердцу.
У Владимир был свой план, он представился учителем-французом по имени Дефорж. У девушки было множество собственных предрассудков, по этой причине она не обратила внимания на нового человека. Однако, позже произошел один случай, привлекший ее внимание.
Самодур Троекуров имел одну жестокую забаву. Он любил нового гостя запереть с медведем в маленькой комнатке, где можно было только в маленьком уголке стоять не двигаясь. Причем это испытание длилось несколько час. Этому же подвергли и Дефоржа, который, недолго думая, выстрелил в медведя. После этого Маша стала часто видеться с Владимиром, много общаясь и увлекаясь музыкой.
Спустя малое время Владимир признается Марии, кем является на самом деле. Герой обещает помощь и поддержку при необходимости, после чего пропадает. Спустя еще какое-то время Кирила собирается выдать Машу замуж за пожилого и богатого человека. Она просит Дубровского помочь и до последнего ждет его появления. Но поздно, свадьба состоялась. И только после этого появились разбойники, которые были готовы забрать девушку. Однако, она отказалась. Так как была верна своим словам.
Также читают:
Картинка к сочинению Владимир Дубровский и Маша Троекурова
Популярные сегодня темы
- Сочинение Мой дедушка – защитник Отечества
Мой дедушка прошел войну от начала до конца. В детстве он усаживал меня к себе на колени, и начинал рассказывать о том, что ему пришлось пережить. От его рассказов об отважных сражениях с врагом замирало сердце
- Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна
Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.
- Сочинение Подарок маме на 8 марта
Совсем-совсем скоро весь мир будет поздравлять всех мам, сестренок, любимых бабушек, педагогов и просто знакомых подруг с прекрасным весенним днем 8 марта!
- Комаровский в романе Доктор Живаго Пастернака
Комаровский — это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку
- Носов
Сочинения по произведениям Носова
Маша и Дубровский. Художник Б. М. Кустодиев |
Марья Троекурова и Владимир Дубровский являются центральными персонажами романа «Дубровский» А. С. Пушкина.
В этой статье представлена история отношений Маши Троекуровой и Владимира Дубровского, история любви героев в цитатах (материалы для сочинения).
Смотрите также:
Марья Троекурова и Владимир Дубровсий: история отношений, любовь (материалы для сочинения)
Владимир Дубровский и Марья Троекурова знакомы с детства, так как их имения находятся по соседству. Отцы Маши и Владимира являются старыми друзьями:
«Дубровский знал сии места; он вспомнил, что на сем самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой…»
В 7 лет Владимир переезжает жить из деревни в Петербург. Тем временем Марья Троекурова продолжает жить с отцом в имении:
«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя…»
«Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…»
Последний раз Владимир Дубровский посещает родное имение за 12 лет до событий, описываемых в романе. Судя по всему, тогда же он последний раз видит Машу:
«Двенадцать лет не видал он своей родины.»
Однажды между Кирилой Троекуровым и Андреем Дубровским происходит ссора. Троекуров отбирает у Дубровских их имение. Из-за случившегося старик Дубровский заболевает. Его сын Владимир оставляет службу в гвардии в Петербурге и приезжает в имение к отцу. Старик Дубровский вскоре умирает:
«Не надобно лекаря, батюшка скончался…»
«Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах.» (Дубровский о себе)
Так Владимир Дубровский остается без отца и родного имения. На этот момент молодому человеку 22-23 года. Вместе со своими крестьянами он становится разбойником и нападает на богатых помещиков в округе. Владимир собирается отомстить Троекурову за его подлость, но однажды видит его 17-летнюю дочь Марью и влюбляется в нее. Он прощает все зло Троекурову и отказывается от планов наказать его:
«Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства.» (Владимир о себе)
Чтобы быть ближе к Марье, Владимир Дубровский устраивается в дом под видом учителя-француза Дефоржа. В этой роли он проводит три недели:
«Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия.»
«Чего любопытно! — сказал Троекуров, — она знакома с ним: он целые три недели учил ее музыке, да слава богу не взял ничего за уроки.»
Марья Троекурова влюбляется в учителя-француза Дефоржа, не зная, кто тот на самом деле:
«…Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь.»
В конце концов Владимир сообщает Маше правду о том, что он не француз, а разбойник Дубровский. Он признается ей в любви и предлагает свою помощь, если будет нужно. После этого он сбегает из дома Троекуровых:
«— Я не то, что вы предполагаете, — продолжал он, потупя голову, — я не француз Дефорж, я Дубровский.»
Тем временем старик Троекуров решает отдать Машу замуж за богатого старика — князя Верейского:
«— Подойди сюда, Маша, — сказал Кирила Петрович, — скажу тебе новость, которая, надеюсь, тебя обрадует. Вот тебе жених, князь тебя сватает.
Маша остолбенела, смертная бледность покрыла ее лицо. Она молчала. Князь к ней подошел, взял ее руку и с видом тронутым спросил: согласна ли она сделать его счастие. Маша молчала.»
Несчастная Марья не хочет быть женой старика Верейского, который ей противен. Девушка даже готова выйти замуж за Дубровского, чтобы избежать брака со стариком. Судя по всему, Машу не привлекает брак с бездомным разбойником Дубровским, но даже этот вариант ей кажется более приемлемым:
«Марья Кириловна жадно воспользовалась позволением удалиться. Она побежала в свою комнату, заперлась и дала волю своим слезам, воображая себя женою старого князя; он вдруг показался ей отвратительным и ненавистным… брак пугал ее как плаха, как могила… «Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».»
В отчаянии Маша передает Верейскому письмо, в котором просит его отказаться от свадьбы. Однако Верейский не отказывается от молодой невесты и подло рассказывает о ее письме старику Троекурову. Тот, разозлившись, назначает венчание на завтра. Марья пытается сообщить об этом Дубровскому, но ей это не удается:
«Маша наконец решилась действовать — и написала письмо князю Верейскому; она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности, умоляла его отказаться от ее руки и самому защитить ее от власти родителя.»
«Кирила Петрович взбесился; насилу князь мог уговорить его не показывать Маше и виду, что он уведомлен о ее письме. Кирила Петрович согласился ей о том не говорить, но решился не тратить времени и назначил быть свадьбе на другой же день. Князь нашел сие весьма благоразумным…»
Машу и Верейского привозят венчаться в церковь. Девушка все еще надеется, что Дубровский спасет ее, но тот слишком поздно узнает о венчании. Марью венчают с Верейским против ее воли:
«Марья Кириловна ничего не видала, ничего не слыхала, думала об одном, с самого утра она ждала Дубровского, надежда ни на минуту ее не покидала, но когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла, но еще медлила, еще ожидала; священник, не дождавшись ее ответа, произнес невозвратимые слова.
Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее.»
После венчания Маша с князем едут в его имение. В дороге на них нападает банда Дубровского. Защищаясь от разбойников, Верейский ранит самого Дубровского. Марья объявляет Владимиру горькую правду о том, что теперь она — жена князя:
«Дубровский был ранен в плечо…»
«— Нет,— отвечала она. — Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского. — Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…
— Я согласилась, я дала клятву, — возразила она с твердостию, — князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.»
Убитый горем Дубровский оставляет в покое Марью и ее старого мужа:
«Но Дубровский уже ее не слышал, боль раны и сильные волнения души лишили его силы.»
После этого несчастный Владимир Дубровский перестает разбойничать и, возможно, уезжает за границу:
«Никто не знал, куда он девался.»
«…грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу.»
Это была история отношений Маши Троекуровой и Владимира Дубровского в романе «Дубровский» Пушкина, история любви героев в цитатах (материалы для сочинения).
Смотрите также:
Роман «Дубровский» Пушкина, заинтересовывает читателя с первой минуты. Написано легко и просто, а сюжетные линии не оставят никого равнодушным. Пушкин затрагивает в своей работе тему дружбы, не сумел автор обойти вниманием и тему любви, изобразив нам историю любви Дубровского и Маши Троекуровой.
История Маши Троекуровой
Женские образы в произведениях А. С. Пушкина представлены, практически, одинаково. Это молодые девушки, обладающие умом и привлекательностью. Они мечтательны и благородны. Именно такой предстает в романе «Дубровский» Мария Троекурова.
Детский портрет Маши
Свое детство девочка провела в родовом имении, окруженная деревенской тишиной и красотой природы. Ее воспитывала простолюдинка, заменившая рано умершую родительницу. Добрая крестьянская женщина старалась передать девочке только самое лучшее.
Дочь Троекурова выросла совсем не похожей на отца, впечатлительной особой, отзывчивой к чужим бедам и несчастьям. Став немного старше, она увлекается романами. Она живет в воображаемом мире, мечтает о счастливой жизни. Увлечение книгами только усилило такие качества, как чуткость и кроткость, мечтательность и доброту.
Отец ее очень любил, но проявлял это очень странно. Он, то потакал самым несущественным ее прихотям, то крайне жестко ругал за любой поступок. Такие перепады привели к тому, что девушка не нашла в отце друга, она только его почитала.
Любовная история Маши
К 17-ти годам Маша превратилась в милую сентиментальную девушку, мечтающей о пылкой и красивой любви. Воспитанная на романах, она не видела среди гостей отца, подходящую кандидатуру. Охота, нажива, пьяные пирушки – вот что занимало их в первую очередь. Любовь Маши Троекуровой не могла быть такой. Поэтому, когда в доме появился молодой и благородный учитель, она сразу поняла, что он ее герой. Большое впечатление на нее оказала сцена с медведем, когда Дефорж отважно и смело, защищал себя. Разговаривая с учителем, девушка осознает, что гордое самолюбие и храбрость, прерогатива не только богатого сословия.
Узнав, что учитель не тот, за кого себя выдает, Маша пугается. Она слышала о Дубровском и знает, о его ненависти к отцу. Однако герою удается убедить ее в своих искренних чувствах. Образ Маши Троекуровой на втором тайном свидании предстает в ином свете. Узнав о желании отца связать ее судьбу с князем который намного ее старше, она принимает решение скрыться с Дубровским. Это говорит о ее сильном чувстве и решительности. Но вмешался случай и побег не состоялся.
Благородство и верность клятве
Девушка до последнего мгновения ждала помощи от своего возлюбленного. Перед самим венчание она была бледна, вздрагивала от прикосновения. Взгляд ее был бессмысленным и неопределенным. Она ничего не видела и не слышала. Даже во время венчания, до момента произнесения слов клятвы, она все еще ждала Дубровского.
По-настоящему раскрылась характеристика Маши Троекуровой в момент, когда она отказалась от поздно пришедшей помощи. Истинное душевное благородство, чувство ответственности, долг перед мужем, пусть и нелюбимым – все это перевесило чувство любви к Владимиру. Она не способна нарушить данную Богу клятву, так как для нее, это не только слова. Это великое таинство, совершенное на небесах.
Любовная история Маши Троекуровой довольно характерна для жизни, описанной в произведении. С раннего детства, девушка научилась отвечать за свои поступки. Ее моральная ответственность не позволила нарушить клятву верности. Это одно из главных достоинств героини, одновременно являющееся ее жизненной драмой.
История любви Маши Троекуровой и Владимира
Вариант 1
В холодной пустой церкви идет венчание. Машу Троекурову выдают замуж за нелюбимого человека намного старше ее. Ни слезы, ни мольбы девушки не тронули сердца отца. Маша до последней минуты надеялась на чудо. Она ждала: вот-вот примчится Дубровский и расстроит венчание. Чуда не произошло, обряд был кончен. Молодые сели в карету и поехали в имение князя Верейского. Внезапно лошади остановились, дверца кареты распахнулась, и какой-то человек в полумаске обратился к молодой княгине: «Вы свободны, выходите». Это был Дубровский. Однако Маша покачала головой и скорбно ответила, что теперь она жена князя Верейского.
…Владимир Дубровский и Маша Троекурова рано лишились своих матерей. Детьми они играли вместе, и уже тогда Маша обещала быть красавицей. Владимира отдали воспитываться в Петербург, а Маша росла на глазах отца. Встретились молодые люди при печальных обстоятельствах.
Владимир покинул Петербург и вернулся в имение отца, когда узнал, что Андрей Гаврилович при смерти. Чтобы отомстить Кириле Петровичу, Владимир устроился в дом Троекурова гувернером его сына Саши. Скрываясь под именем француза Дефоржа, Владимир имел возможность находиться рядом с Машей. Постепенно Маша поняла, что неравнодушна к молодому французу. И вот она получила от него записку с приглашением прийти в беседку у ручья. Маша ждала признания, и оно последовало. Дубровский открылся Маше, что он вовсе не француз Дефорж, а сын Андрея Гавриловича Дубровского, злейшего врага ее отца.
Так Маша узнала, что Владимир — предводитель местных разбойников. Она узнала и то, что ради нее он отказался от мщения ее отцу. Дубровскому нельзя было больше оставаться в здешних местах, но он просил Машу помнить, что любит ее и, если потребуется, всегда придет к ней на помощь. Материал с сайта //iEssay.ru
И вот Маше потребовалась помощь любимого человека: ее должны были выдать замуж за старого князя Верейского. Девушка дает знать об этом Владимиру, но Дубровский опаздывает.
Верная долгу, Маша не может следовать за любимым: она венчана в церкви и теперь принадлежит другому… Карета с Машей и ее старым мужем двинулась в поместье князя…
Так печально закончилась романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
Вариант 2
Владимир и Маша — это главные герои произведения Дубровский. Это дети помещиков Дубровского и Троекурова. Их отцы были друзьями и имели похожие судьбы. И Дубровский старший, и Троекуров женились по любви. Однако судьба отняла возлюбленных очень рано, оставив мужчин в одиночестве с детьми на руках. Дубровскому пришлось в бедности воспитывать сына Владимира, которого он отправил учиться в Петербург.
Троекуров воспитывал дочь. Он ее очень любил, но при этом мог не только побаловать, но и держал в строгости. Отцы Маши и Владимира дружили и, возможно, в будущем между молодыми людьми были бы заключены брачные отношения, но один случай на псарне сделал их отцов врагами. Вражда и месть приводит к тому, что отец Владимира умирает, а сам Владимир остается без имения. И тут мы начинаем знакомиться с историей Дубовского и Маши Троекуровой.
Итак, Владимир приезжает к больному отцу, который вскоре умирает. Владимир остается без дома, ведь тот, согласно судебного решения, перешел Троекуровым. Владимир решается на месть. Он устраивается в дом к Троекуровым учителем французского языка и разрабатывает план, как сжечь дом. Но все изменила любовь.
Маша — скромная девушка, которая любила уединиться с книгами и мечтала о романтической любви. Как раз эту любовь она и встретила в лице Дефоржа-Дубровского. Сначала девушка не замечает учителя, но вскоре она увидела в нем храброго, мужественного мужчину. Маша воспылала к нему любовью. У Владимира были ответные чувства. Его любовь к девушке даже затмила чувство мести. Владимир прощает ее отца.
Он признается, что не француз, а Дубровский, но девушка не отвернулась от возлюбленного. По сложившимся обстоятельствам, Владимиру пришлось временно скрыться. За это время появляется Варейкис, за которого Маше предстоит выйти замуж. Владимир хочет спасти возлюбленную, сбежав с ней, но не успевает. Машу выдают замуж за нелюбимого. Почему Маша не приняла освобождение Дубровского, когда тот все же приехал спасти любимую? А все потому, что для девушки церковный обряд венчания — священный. Не могла она им пренебречь. Вот и остается Маша с князем, а Владимир, распустив банду, уходит в лес и о нем больше никто ничего не слышал.
Так и завершилась романтическая история любви Дубровского и Маши Троекруровой.
Вариант 3
«Переноси с достоинством то, что изменить не можешь».
Луций Анней Сенека
На страницах повести А.С. Пушкина «Дубровский» я встретилась с двумя романтическими героями — Машей Троекуровой и Владимиром Дубровским. В судьбах этих героев много общего: примерно одного возраста, оба рано потеряли матерей, росли единственными детьми в семье.
Маша «росла в глазах родителя», «отец любил ее до безумия». Маша была кроткая, скромная, послушная.
Владимир Дубровский с восьми лет воспитывался в Кадетском корпусе, откуда вышел корнетом в гвардию. Жил в Петербурге. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Однако узнав от няньки, что отец плох, тут же бросил все и выехал домой. Появившись в доме, он решил отомстить барину Кирилле Петровичу Троекурову, который подлым обманом отобрал поместье Кистенёвку у отца Владимира — Андрея Гавриловича Дубровского.
Направляясь к больному отцу, Владимир увидел Машу и влюбился. Стремясь быть поближе к ней, Дубровский попал в дом Троекуровых под видом учителя-француза Дефоржа. В доме к нему, как к учителю, относились с уважением, особенно после случая, когда Владимир, по злой шутке хозяина дома, оказался заперт в одной комнате с медведем. И если прежде все, над кем так смеялись, впадали в страх, то Владимир напротив — проявил в этой ситуации мужество и решительность. Он победил разъяренного медведя.
До случая с медведем Маша, несмотря на доброе к ней расположение Владимира, относилась к нему прохладно. Она не обращала «никакого внимания на молодого француза…, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною». Между тем храбрый поступок Владимира, не растерявшегося в схватке с медведем, и его слова о том, что он не намерен терпеть обиду, за которую, по своему званию, не может требовать удовлетворения, произвели на юную барыню сильнейшее впечатление. Впервые она осмотрела на Владимира не как на слугу, а как на достойного уважения, а может быть и любви кавалера. Маша «увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию — и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее». Можно сказать, что именно история с медведем, в которой Владимир проявил всю силу своего духа и твердый характер, стала началом его взаимной любви с юной барыней.
Дубровский честен. Он открыто признался Маше, что разбойник, и при этом пообещал быть преданным ей и предложил свою помощь.
Между тем отец Маши — Кирилл Троекуров, — решил выдать свою дочь за немолодого князя. Влюбленная во Владимира Маша, конечно же, была против брака, однако из-за своей скромности не могла открыто перечить отцу. И вот настал случай, когда Маша решилась воспользоваться помощью Дубровского. Она ждала спасения от него до самого последнего момента. Даже во время венчания в церкви, Маша все еще надеялась на помощь Владимира. Помощь пришла, но поздно… К тому моменту, когда Дубровский прибыл на подмогу вместе со своими друзьями-разбойниками, Маша была уже обвенчана и стала женой нелюбимого ею князя. Несмотря на свои чувства к Дубровскому, Маша не изменила принесенной в церкви клятве. Привыкшая к послушанию, скромная и сдержанная, она так ответила Владимиру: «Я дала клятву, князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно». Поняв, что судьба ее решена, что Дубровский не смог ей помочь, и что она навсегда становится женой другого, Маша не бросилась прочь при первой же возможности. Она с достоинством встретила свою новую жизнь, смерившись и с волей отца, и с замужеством.
Да и сам Владимир тоже смерился с судьбой, достойно встретив отказ Маши и не настаивая больше на ее освобождении. Он вновь удалился в лес, к своим друзьям-разбойникам, а потом и вовсе скрылся за границу.
Вот так началась и закончилась история любви Маши и Владимира.
«Защита человеческой личности» − сочинение для 6 класса
Вариант 1
Идея защиты личности в романе «Дубровский» красной линией проходит через все произведение. Автор показывает сложные жизненные ситуации, а также сильных людей, которые не боятся отстаивать свои интересы и пресекать несправедливость.
Роман имеет глубокий сюжет, актуальный во все времена, раскрывающий незаурядные личности героев. А.С. Пушкин показывает Троекурова избалованным барином со множеством вредных привычек, хотя и несколько склонным к хорошим поступкам. В отличие от него, Андрей Гаврилович Дубровский и Маша, дочь Троекурова, имеют благородный характер, справедливый и добросовестный. Главные герои являются достаточно волевыми, не примиряющимися с обстоятельствами.
Троекуров отбирает фамильный дом Дубровских, посягает на их гордость и доброе имя. Старший Дубровский не воспринимал всерьез суд, устроенный против него Троекуровым, в итоге проиграл и умер. Его сыну Владимиру пришлось занять место отца и отвечать за честь всей фамилии. Некоторое время молодой человек руководил восстанием крестьян против угнетающих их помещиков. Несмотря на все возможности, находящиеся у него в руках, Владимир вскоре распустил крестьян, так как не смог принять жестокость их борьбы с помещиками. Это показало милосердие и чистоту характера Дубровского-младшего. В ходе бунта крестьян он не допустил нападения на поместье Троекурова, потому что полюбил его дочь Машу. Так, ради любви Владимир смог простить давнего врага семьи и опуститься до мести. Однако, влюбленным не удалось быть рядом: Троекуров насильно отдал замуж Машу за пожилого графа. Дубровскому несмотря ни на что не удалось уберечь собственную любимую от свадьбы с другим.
Грустный сюжет ярко показывает беззащитность и безысходность любого перед жесткостью жизни. Даже сильные и волевые личности, делающие все возможное ради достижения целей, не всегда могут добиться своего. Закон и общество тоже никак не могли помочь Маше и Дубровскому.
С какой-то стороны можно понять Владимира, который не выдержал всех испытаний и встал на дорогу разбоя. Защитить его счастье не помогло ничто: ни государство, ни общество, ни даже собственные невероятные усилия и мудрость. Так, не получив поддержки от закона, он переходит на другую сторону и начинает жить по правилам силы и беззакония. Однако, несмотря на все изменения, добрая и благородная натура Дубровского не может до конца стать жестокой, отличаясь благородством.
Вариант 2
Во все времена были люди, которые смирялись с силой и неизбежностью обстоятельств и готовы были с опущенной головой принять судьбу такой, какая она есть. Но и во все времена жили люди, готовые бороться за свое счастье, люди, не желающие терпеть несправедливость, люди, которым уже нечего терять. С такими людьми мы можем познакомиться на страницах романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Это произведение глубокое и интересное. Меня оно впечатлило своей идеей, поворотами сюжета, печальным финалом, героями. Кирилла Петрович Троекуров, Владимир Дубровский, Маша Троекурова – все это сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Троекуров от природы был неплохим человеком, его связывали добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему были свойственны человеческие порывы, но в то же время он был деспотом и самодуром. Троекуров – типичный барин-крепостник, в котором до предела развито чувство собственного превосходства и вседозволенности, порочности и невежественности. Тогда как Дубровский и Маша – натуры благородные, искренние, чистые и честные.
Главной проблемой романа является проблема защиты человеческого достоинства. Но, так или иначе, она связана со всеми персонажами произведения. В первую очередь эта проблема касается семьи Дубровских, которую Троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство.
Андрей Гаврилович был уверен в своей правоте, мало заботился о судебном деле, которое затеял против него Троекуров, поэтому и не смог отстоять свои права. Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал неравной схватки с более сильным соперником и умер. Тогда отстаивать свою собственную честь пришлось Дубровскому-младшему. Волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд». Но он с самого начала был не согласен с методами борьбы против помещиков. Его чистая и искренняя натура не позволяла ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Он был справедлив и милосерден, поэтому руководил Владимир крестьянами недолго. Крестьянский бунт был стихийным, действия их часто были противоречивыми, поэтому они покорились приказу Дубровского, прекратили вооруженное выступление и разошлись. «…Грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны».
Но почему же Владимир не трогает владения своего обидчика, самого богатого помещика в округе – Троекурова? Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своему кровному врагу. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирилла Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Владимир не успел спасти свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
Таким поворотом сюжета, печальным финалом, как мне кажется, А.С. Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы.
Поэтому я понимаю Владимира Дубровского, который стал разбойником. А что ему еще оставалось делать? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».
Сочинение – «Неистребимое благородство души»
Вариант 1
С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и “дикость” дворянства, в романе “Дубровский” выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.
Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость.
Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии.
Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных “идолов”.
Бунт в душе народа почти всегда “выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен.
Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер. А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.
В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.
Вариант 2
Судьба Дубровского, волею случая превратившегося из аристократа в разбойника, представляет для вдумчивого читателя особый интерес: может ли человек, переступивший рамки закона, сохранить высокие нравственные идеалы и благородство души? И что такое вообще благородство души?
Дать определение этому понятию, взяв за основу образ Дубровского, на мой взгляд трудновато, потому что сразу же на передний план выходит одна дилемма: может ли истинно благородный человек действовать вне рамок закона. Дубровский, по большому счету, загубивший свою жизнь, преследовал изначально довольно низменную цель — отомстить обидчику, только любовь к Маше заставила его передумать и пересмотреть свои принципы.
Человек идет к своей цели разными путями, но истинно благородный человек никогда не будет действовать исподтишка, прячась и нагибаясь. Думаю, обладающая чистой и невинной душой Маша, почувствовала некую фальшь в Дубровском и не смогла связать с ним свою судьбу. Поэтому именно Маша, а не Дубровский, — нравственный идеал Пушкина и ей в полной мере свойственно благородство души. (Данная тема очень подробно рассмотрена в этом вопросе.)
Вариант 3
Благородство-сложное слово, состоящее из благо и род, наверное человек, несущий благо своего рода. Благородство-это то-положительное, что сидит внутри человека , то есть его честность, способность помочь нуждающемуся, ждущего этой помощи. Благородный-человек с чувством собственного достоинства, с готовностью жертвовать собой, во имя кого-то другого.
Есть такой герой в повести Пушкина А.С. “Дубровский”- это Владимир Дубровский, который с момента первого описания его автором, проявил свое благородство, любовь к отцу, помня о своем долге. Узнав, что его отец болен, обстоятельства его болезни, он немедленно приехал в Кистеневку. Помочь отцу он уже не смог, отец умер на его глазах. Потеряв любимого отца, как он узнал, по вине Троекурова, Владимир сообщают, что и имения он лишился, оно судом передается Троекурову, Владимир решил мстить этому человеку. Во-первых он решил сжечь свое родовое гнездо, чтобы оно не досталось врагу, но он не хотел гибели людей и, приказал открыть все двери, а крепостной Архип наоборот их закрыл.
Задуманное Владимир выполняет, забрав крепостных с собой он становится разбойником, потому что не найдя помощи у закона, он решил жить по своим правилам — быть жестоким, безжалостным. Но даже будучи разбойником, он не изменял своим моральным принципам. А, полюбив Машу-дочь своего врага Троекурова, он не стал жечь Покровское имение Троекуровых, проявив свое благородство. А благородный разбойник он потому что грабил исключительно богатых, а награбленное раздавал бедным, он уважал своих крестьян, с детства был к ним привязан, не хотел чтобы они голодали, он чувствовал за них ответственность.
Я встречала благородных людей да и не единожды. Да простой пример: Подскользнулся старик упал, подбежал мужчина, поднял его оказалось, что у деда перелом руки, мужчина вызвал “скорую”. Или вот. Мы на каникулах отдыхали в Краснодарском крае. Отдыхали на пляже. Резко начался дождь, да еще с градом. Кто был рядом с грибками, спрятался под ними, кто не успел, тем досталось, да еще как. Опять мужчина-бегал под градом, собирал оставшихся детей, закрывая их своим плащом, сам оставаясь незащищенным. Да в жизни много таких случаев.
Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение)
Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом.
И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23‑х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и знает наизусть каждый. Главный вопрос: «разбойник» ли Владимир Дубровский. Вопрос № 2: «может ли «разбойник» быть «благородным»?
Возьмем историю, лежащую на поверхности, с которой пушкинская повесть в известном смысле перекликается — о Робине Гуде. Известнейший персонаж англоязычного фольклора, якобы реально существовавший человек либо собирательный образ, символизирующий извечную тягу простого люда, угнетаемого и обираемого нещадно, к «защитнику» и «благодетелю». Чтобы отнимал у богачей, на чужом горе-несчастье жиреющих, и раздавал «по потребности».
Здесь, в тексте «Дубровского», в нескольких местах упоминаются мифические «ограбления» не бедствующих господ. А также — «выпускание на свободу» бедного сына после «прочтения письма его матери». Явные ассоциации, по-моему.
Хотелось бы сказать, что, по личному моему убеждению, «разбойник» благородным быть не может. Как и мошенник, бандит, насильник или убийца. Все они по определению не могут быть ни «благородными», ни добрыми, ни честными, ни справедливыми. Отнимая — не наведешь мира и гармонии. Возможно, исключением является Юрий Деточкин из чудесной комедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Ведь он тщательнейшим образом проверял данные о владельцах машин, нажитых нечестным путем… Но это, конечно, герой комедийный, до абсурда доведенный.
Итак, поскольку разбойники не бывают благородными, а Дубровский, несомненно, благороден, стало быть, он — вовсе не разбойник. Но тогда — кто же он? Ведь был поджог, в котором погорели приказчики. Отпущены на свободу слуги и работники. Совершены налеты, набеги и ограбления (доказательства которых, впрочем, довольно сомнительны). Для чего все это потомственному дворянину, господину рафинированному и столичному, достойных манер и чистых кровей?
Мне кажется, все это было сделано для того, чтобы запугать и впечатлить сытых и довольных собой помещиков, начиная от Троекурова и заканчивая последним соседом, чью фамилию автор не удостоился указать. Показать всем им (а заодно и нам, читателям, и цензурным органам, да и самому государю российскому, пожалуй), что и честного человека до преступления довести можно. Что дворянская беднота не будет до скончания веков несправедливость государственную терпеть. А также (вот и до главного добрались) — сам народ многомиллионный. Притеснения должны иметь предел. Иначе и крестьяне взбунтуются, все пережгут-переломают и в лес разбойничать отправятся. Как в воду глядел Александр Сергеевич.
Цели урока: знакомство с историей создания
романа, выяснение причин протеста Владимира
Дубровского, развитие речи учащихся.
Задачи:
- Знать жанровые особенности романа.
- Рассказать об истории создания романа
«Дубровский». - Определить характер отношения героев.
- Выявить мотивировку поступков Владимира
Дубровского. - Показать, как изображаются чувства и
переживания Дубровского. - Выяснить, действительно ли благороден
Дубровский. - Учиться анализировать текст.
Тип урока: комбинированный, с использованием
ИКТ.
Технология: технология коллективного
способа обучения, диалоговая технология,
технология сотрудничества, здоровьесберегающие
технологии, ИКТ.
Средства здоровьесберегающих технологий:
выполнение санитарно-гигиенических требований,
регламентированных СанПиНами.
Методы: аналитическая беседа, работа с
книгой, анализ эпизода, устное рисование,
выразительное чтение, словарная работа, рассказ
учителя. Формы: коллективная, частично
индивидуальная.
Оборудование: Альбом «А.С.Пушкин».
Компьютер. Мультимедиапроектор.
Используемая литература: А.С.Пушкин
«Дубровский». Н.В.Егорова «Универсальные
поурочные разработки по литературе. 6 класс». 3.
CD-ROM «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки
литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы».
№ | Этап урока | Цель этапа | Время |
1 | Организационный момент. | Сообщение темы урока; постановка цели урока и его задач. | 2 мин. |
2 | Слово учителя. | Знакомство учащихся с жанровыми особенностями авантюрно-приключенческого романа. | 1 мин. |
3 | Словарная работа. | Развитие речи учащихся (пополнение словарного запаса учащихся). Знакомство с новыми терминами: роман, сюжет. | 5 мин. |
4 | Проверка домашнего задания. | Развитие речи учащихся. Проверка знания произведения. | 5 мин. |
5 | Аналитическая беседа. | Умение аргументировать свой ответ. | 5 мин. |
6 | Устное рисование. | Развитие речи учащихся. | 2 мин. |
7 | Упражнение для глаз. | Снятие напряжения и укрепление наружных и внутренних глазных мышц. | 2 мин. |
8 | Выразительное чтение. Анализ эпизода. | Развитие речи учащихся, умение выразительно читать текст. Умение видеть взаимосвязь между состоянием героя и описанием природы (пейзажа). | 5 мин. |
9 | Аналитическая беседа. | Умение аргументировать свой ответ. | 5 мин. |
10 | Работа с книгой. | Совершенствование умения работать с книгой, аргументирование ответов. | 10 мин. |
11 | Итог урока. | Обобщение знаний, полученных на уроке. | 2 мин. |
12 | Домашнее задание. | Инструктаж по домашнему заданию. | 1 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, его цели и задач.
Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин. «Дубровский».
История создания романа. Протест Владимира
Дубровского против несправедливых порядков,
произвола и деспотизма.
Слайд 2. Цель урока: Знакомство с историей
создания романа. Выяснение причин протеста
Владимира Дубровского. Развитие речи учащихся.
Слайд 3. Задачи урока:
Знать жанровые особенности романа.
Рассказать об истории создания романа
«Дубровский».
Определить характер отношения героев.
Выявить мотивировку поступков Владимира
Дубровского.
Показать, как изображаются чувства и
переживания Дубровского.
Выяснить, действительно ли благороден
Дубровский.
Учиться анализировать текст.
II. Слово учителя.
Слайд 4. Дубровский — приключенческий роман?
В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого
романа стал популярным. Появились
многочисленные произведения, где честность
противопоставлялась подлости, щедрость —
жадности, любовь — ненависти. Писатели для
придания занимательности часто использовали
«переодевания» героев и нарушение хронологии
повествования. Главный герой такого
повествования был неизменно красив, благороден,
честен и смел. Заканчивался авантюрный роман
победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку
написать подобное произведение, но глубина
вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни
не позволила ему закончить произведение. Пушкин
не мог вместить живых героев в жесткие схемы.
III. Словарная работа.
Слайд 5. Словарная работа.
— На слайде вы видите авантюра, приключение,
популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из
данного толкования этих слов, можно ли назвать
произведение А.С.Пушкина
авантюрно-приключенческим романом?
Аргументируйте свой ответ.
Авантюра — рискованное, сомнительное по
честности дело, предпринятое в расчете на
случайный успех.
Приключение — происшествие, неожиданный
случай в жизни, в похождениях.
Популярный — 1. общедоступный, вполне понятный
по простоте, ясности изложения;
2. пользующийся широкой известностью.
Роман (фр. Roman — повествование) — большое
повествовательное произведение, обычно
отличающееся многообразием действующих лиц и
разветвленностью сюжета.
Сюжет — последовательность и связь событий в
художественном произведении.
(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по
честности дело (Дубровский стал разбойником),
неожиданный случай в жизни (разорение
Дубровских). Произведение можно назвать романом,
потому что здесь много действующих лиц и
событий.)
— Запишите определение романа и сюжета в
тетрадь.
IV. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальное домашнее задание (отвечает
подготовившийся ученик).
Слайд 6. История романа.
Над романом «Дубровский» А.С.Пушкин работал с
1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был
опубликован при жизни поэта. Издатели сами
назвали рукопись по имени главного героя. В
основу романа легло сообщение П.В.Нащокина,
который был другом поэта, «об одном небогатом
дворянине по фамилии Островский: который имел
процесс с соседом на землю. Был вытеснен из
имения и, оставшись с одними крестьянами, стал
грабить:». Известно также, что перед началом
работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и
Пскове, где рассматривались подобные дела
нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова,
Муратова. Таким образом, в основу романа
А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства.
Действие романа происходит в 1820-е годы и
развивается в течение полутора лет.
2. Сжатый пересказ.
— Что вы можете рассказать об отношениях Кирила
Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича
Дубровского?
(Проверка домашнего задания: подготовить
краткий рассказ об отношениях Кирила Петровича
Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского)
V. Аналитическая беседа.
— Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в
Петербурге?
(Владимир «был привезен в Петербург на восьмом
году своего возраста», «воспитывался в
кадетском корпусе и выпущен был корнетом в
гвардию; отец не щадил ничего для приличного его
содержания, и молодой человек получал из дому
более, нежели должен был ожидать».)
— Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
(Владимир «лишился матери с малолетства, к отцу
был «романтически привязан и тем более любил
семейственную жизнь, чем менее успел насладиться
её тихими радостями».)
— Как воспринял Владимир известие о болезни
отца?
(«Мысль потерять отца : тягостно терзала его
сердце, а положение бедного больного :ужасала
его», «Владимир упрекал себя в преступном
небрежении» и он срочно выезжает к отцу.)
— Как развивались события после приезда
молодого Дубровского в родное имение?
(Кистеневка официально отошла Троекурову.
Владимир не мог разобраться в происходящих
событиях и какую роль во всем этом играет
Троекуров.)
— Почему Владимир велел выгнать Троекурова?
(Потому что при виде Троекурова отца
В.Дубровского охватило «ужасное смятение», он
«с видом ужаса и гнева» показывает на
Троекурова и падает без чувств, «паралич его
ударил». Владимир понял, что виновником всех бед
является Троекуров.)
VI. Устное рисование.
— Опишите, как ведут себя слуга, крепостные
Дубровских и сам Троекуров.
(Слуга с радостью бежит исполнять приказание
своего барина: передать ответ молодого
Дубровского Троекурову. Крепостные с
любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их
взгляде торжество и радость за Владимира, что он
не испугался Троекурова, а значит, заступится и
за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно
поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он
им этого не простит.)
VII. Выразительное чтение. Анализ эпизода.
— Прочтите эпизод 5 главы «Владимир в
Кистеневской роще». Как вы думаете, какие
чувства испытывает герой?
(Владимир пытается заглушить свою боль, идет, не
разбирая дороги, он понимает, что одинок и не
представляет своего будущего.)
— Какую роль здесь играет пейзаж?
(Природа отражает душевное состояние героя.
Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья,
которые царапают его лицо, ручей, уносящий
несколько поблекших листьев — все говорит об
одиночестве героя.)
VII. Аналитическая беседа.
Слайд 7. Пожар в усадьбе Дубровского.
— Как повели себя крестьяне Дубровского, когда
судейские чиновники приехали отбирать имение?
(Они пытались поднять бунт.)
— Как ведет себя Дубровский?
(Владимир останавливает крестьян, обещает
просить милости у государя.)
— Как его это характеризует?
(Дубровский поступает благородно, спасая
крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)
— Какие чувства испытывает Дубровский в доме
своего отца, где хозяйничают судейские
чиновники? На что он решается?
(Он переживает, что придется оставить родной
дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто
разорил его семью. Владимир решает сжечь дом.)
VIII. Слово учителя.
Слайд 8. Судьба героя.
Владимир Дубровский представлен в романе в
трех вариантах своей судьбы: расточительный и
честолюбивый гвардейский офицер, скромный и
мужественный Дефорж, грозный и честный
«разбойник». Эти превращения объясняются
попытками героя изменить свою судьбу. Но
Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в
конце концов, всякий раз сыном старинного
дворянина, который был «беден и независим».
Душевные качества героя несовместимы с его
положением (гордый слуга, добрый разбойник).
Желания героя постоянно не совпадают с его
судьбой. Его поведение часто определяется не
обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы
хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз
Пушкин приводит Владимира Дубровского и
читателя к пониманию невозможности совместить
разбой и благородство.
IX. Работа с книгой.
Слайд 9. Столкновение отряда Дубровского с
войсками.
Анализ 7 главы.
— Какие обстоятельства заставили Дубровского
стать разбойником?
(Им двигало чувство мести, желание отомстить за
несправедливость и жестокость, т.к. он лишился
всего: дома, положения в обществе, состояния.)
— Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?
(Во-первых, они были преданы своему хозяину,
во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров
расправится с ними.)
— Какое представление о предводителе
разбойников сложилось в округе?
(Что это смелый, умный и великодушный человек.)
— Почему разбойники не трогали дом Троекурова?
(Троекуров думал, что его дом не трогают из-за
страха, который он внушил всем в округе. Но мы
понимаем, что он ошибается. Так Пушкин хотел
заинтриговать читателя.)
— Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете
ли его поступки?
X. Итог урока.
1. Слово учителя.
Слайд 10. Благородный разбойник.
Благородство — это нравственность,
самоотверженная честность и открытость. В романе
благородство проигрывает везде и во всем:
история дружбы завершается враждой, приезд сына
оказывается рядом со смертью отца. Похороны и
пожар, праздник и ограбление — вот такие
непохожие события соседствуют в романе. Владимир
Дубровский, как и его отец, наделен
благородством, чувством человеческого
достоинства, добротой и бескорыстием. Однако он
не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не
соединился с Машей, расстался с крестьянами.
Пушкин сожалеет, что в мире нет места
благородству. Но герой заслужил уважение отца,
Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.
2. Выставление и комментирование оценок.
XI. Домашнее задание.
Подготовить рассказ об отношениях Маши
Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на
вопросы к главам XIII — XIX на стр.148 учебника.
Выучить определения: роман, сюжет.
Приложение.