Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

21 декабря 2021 г. 12:1218 декабря 2021 года в передаче церковь и мир, выходящей на канале россия 24 по субботам

21 декабря 2021 г. 12:12

18 декабря 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24». Мы каждые выходные задаем свои вопросы по главным темам в России и в мире председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: На этой неделе комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей поддержит законопроект об ужесточении требований к показу в Интернете фильмов и сериалов, где есть сцены с нетрадиционными сексуальными отношениями и девиациями. Сейчас, насколько мы знаем, этот закон запрещает пропаганду среди несовершеннолетних. Данная инициатива — это уже прямой заход на территорию взрослых, которые сделали свой выбор: сами определились, с кем им жить, какого эротического содержания фильмы им смотреть. Как Вам кажется, не ущемление ли это прав совершеннолетних людей нетрадиционной ориентации?

Митрополит Иларион: Я думаю, что государство вправе регулировать информационную политику не только на телеканалах, но и в Интернете — на тех площадках и платформах, которые подконтрольны государству. В Интернете есть очень много неподконтрольного контента, и те, кто желает его найти, все равно найдут, они обойдут запреты, которые существуют.

Но вопрос ведь заключается в том, какой продукт предлагается людям, что они будут смотреть. Ограничения уже существуют: запрещены, например, сцены насилия, нецензурная лексика, тем не менее, в Интернете очень много и того, и другого. Я думаю, что и этот запрет будет обойден. Однако любые меры, направленные на сохранение целостности семьи, на поддержку традиционной семьи (то есть такой, которая состоит из двух супругов — мужчины и женщины), следует поддержать, особенно в нынешней тяжелой демографической ситуации.

Е. Грачева: В Москве была подписана хартия «Цифровая этика детства», к ней присоединились девять интернет-компаний. Эта хартия определяет основные принципы, ценности и правила поведения в онлайн-пространстве. Иностранные компании тоже были приглашены присоединиться к этой хартии, другой вопрос, захотят ли они. До недавнего времени я не припомню, чтобы иностранные компании стремились подписывать какие-то этические своды на территории Российской Федерации. Важна ли эта инициатива, как Вы думаете?

Митрополит Иларион: Я думаю, что это очень важная и своевременная инициатива, потому что мы должны защищать наших детей от разного рода тлетворных влияний. К сожалению, то, что мы видим сейчас на Западе — это ни что иное, как развращение детей, которых чуть ли не с младенчества, еще с дошкольного возраста начинают обучать разного рода сексуальным извращениям. Когда мальчику говорят: ты еще должен подумать, мальчик ты или хочешь стать девочкой, а если хочешь стать девочкой, то тебе в этом помогут; с младенчества внушают, что биологический пол — это не то же самое, что гендер, который человек якобы может выбрать для себя сам. Не говоря уже о том, что детям и подросткам делают операции по изменению пола. Я думаю, что любые меры, направленные на сохранение детей от такого рода влияний, следует приветствовать, но я согласен с тем, что зарубежные компании, которые такую политику не поддерживают, вряд ли к ней присоединятся.

Е. Грачева: Владыка, в Москве прошла всероссийская конференция по теологии (правда, там были и иностранные участники). Свое приветствие направил и Патриарх Кирилл, и президент РФ Владимир Путин. Открывалась конференция, что примечательно, в МИФИ, а продолжилась в РАНХиГС — в светских учебных заведениях. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос: зачем в светском вузе студентам, которые и так перегружены огромным количеством дисциплин, еще и теология, какая здесь связь? Что бы Вы таким скептикам ответили?

Митрополит Иларион: Я уже много лет отвечаю таким скептикам, поскольку являюсь заведующим кафедрой теологии в МИФИ. Когда мы создавали эту кафедру девять лет назад, было очень много вопросов: зачем ядерщикам теология? Такие вопросы задают и по поводу других учебных заведений, где возникают кафедры теологии. Но с тем же успехом можно спросить: а зачем ядерщикам знать историю России или читать Достоевского и вообще изучать литературу?

Само слово «университет» предполагает, что человек в этом учебном заведении будет получать не только узкую специализацию, но и знания по широкому кругу предметов. Никто теологию не навязывает ни ядерщикам, ни специалистам в области народного хозяйства и государственной службы. Однако теологические кафедры и теологические программы существуют для того, чтобы студенты, которые желают познакомиться с религиозной традицией и узнать о той или иной религиозной традиции из уст ее носителей, имели такую возможность.

Этой возможности наши студенты были лишены на протяжении семидесяти лет. Религия всячески замалчивалась, была гонимой, а студентам преподавали так называемый «научный атеизм», который по сути представлял собой собрание разного рода мифов о религиозных традициях. Сейчас нам удалось выправить это положение, и теология является признанным государством научным предметом, это научная область. Мы выдаем дипломы по теологии, которые признаются государством, дипломы государственного образца.

Но делается это не для того, чтобы индоктринировать людей: мы не превращаем кафедры теологии в подобие церковного амвона. Мы лишь даем возможность тем студентам, которые этого желают, познакомиться с религиозными традициями и получить информацию, что называется, из первых уст.

Кроме того, как было сказано в приветствии, которое направил нашей конференции Президент Владимир Владимирович Путин, «изучение религиозных традиций — это очень важный фактор стабильности в обществе», потому что, к сожалению, сегодня многие экстремисты и террористы совершают свои деяния и продвигают свою идеологию под религиозными лозунгами. Очень важно, чтобы каждый российский студент знал, где и какая религия, чему она учит: что, например, является учением ислама, а что — его искажением. Для этого и создаются теологические кафедры, причем это проект межрелигиозный. В нем участвуют и православные, и мусульмане, и иудеи — представители традиционных религий России.

Е. Грачева: Владыка, Вы на днях представили новый проект «Читаем Библию вместе»: «Новый Завет» — Священное Писание в аудиоформате, которое читают актеры по ролям. Есть музыкальное сопровождение, и Вы как композитор участвуете в этом проекте. По сути дела, это аудиоспектакль. Когда были подобные чтения произведений Льва Толстого, Достоевского, Пушкина, то это привлекало большое количество аудитории. Как Вам кажется, Священное Писание сегодня способно собрать такую же массовую аудиторию?

Митрополит Иларион: Священное Писание уже собирает массовую аудиторию. Давайте не будем забывать, что Библия — это самая читаемая и самая издаваемая на земле книга со времен изобретения книгопечатания. Почему важно, чтобы Библия звучала также в аудиоформате? Сегодня очень многие люди не читают письменные тексты, в то же время они часами слушают что-нибудь, когда, например, едут в машине на работу. Весь Новый Завет — это всего лишь 20 часов в аудиоформате, а вся Библия целиком — в зависимости от разных версий — от 120 до 150 часов в аудиоформате, то есть это не какой-то сверхъестественный подвиг — целиком прослушать Библию за несколько недель.

Почему мы решили сделать Библию именно в таком формате чтения по ролям? Потому что оно очень оживляет восприятие, а когда накладывается на музыку, то производит очень сильное впечатление, даже чисто эстетическое. Должен сказать, что я участвовал в этом проекте не только в качестве композитора. Я прослушивал все главы по несколько раз, исправлял ударения, работал с актерами, добивался того, чтобы актеры читали естественно, а не как им иногда свойственно, с искусственными интонациями.

Этот проект я представил Святейшему Патриарху к его 75-летию. Очень надеюсь на то, что он будет востребован не только в Русской Православной Церкви, но и в других христианских конфессиях. Скачать его можно бесплатно: достаточно зайти в AppStore или другие сервисы на мобильном телефоне, набрать «Читаем Библию вместе» и вы тут же получите этот продукт бесплатно. Правда, у нас пока готова только первая часть — Новый Завет, но я надеюсь, что в течение 2022 года мы закончим всю Библию целиком.

Е. Грачева: Я поздравляю Вас с новой ролью. Фактически Вы выступили как шоураннер этого проекта, как сказали бы в США.

Владыка, в Испании продолжаются ожесточенные дискуссии относительно закона об «исторической памяти», который сейчас разрабатывается правительством. Парламент должен его рассмотреть в течение зимы. Этот законопроект направлен на то, чтобы увековечить память жертв франкистского режима и, в частности, подразумевает секуляризацию одного из важнейших католических памятников на территории Европы. Речь идет о «Долине павших». Согласно законопроекту, из аббатства изгонят монахов-бенедиктинцев (ордена св. Бенедикта) и взорвут 150-метровый крест (один из самых высоких в мире), который находится на вершине комплекса. Вы наверняка следили за ходом обсуждения этого законопроекта. Как Вы это прокомментируете?

Митрополит Иларион: Я не только следил за ходом законопроекта, но и встречался с некоторыми лицами, имеющими непосредственное отношение к этой теме, в частности, с послом Испании. Мы очень обеспокоены дискуссиями, которые происходят вокруг этого памятника. Восстановление исторической памяти — это важная часть общественного бытия в любой стране. Это касается и нашей страны, и Испании. Но когда под видом восстановления исторической памяти или смещения акцентов в ту или другую сторону предлагается изгнать монахов из монастыря, взорвать крест, то это, конечно, мы никак не можем поддержать. Это не имеет, с нашей точки зрения, никакого оправдания.

Давайте вспомним нашу историю. Ведь у нас и храмы взрывали, и кресты уничтожали, и иконы сжигали — все это было названо наследием царизма. Храм Христа Спасителя в Москве взорвали, потому что это было «наследие царизма». А сейчас точно такие же деятели, которые пришли к власти в Испании, говорят, что надо взорвать 150-метровый крест, потому что это «наследие франкизма». Не имеет сейчас никакого значения, чье это наследие, если стоит крест. Крест — это символ христианства. Он воздвигнут во славу Христа, а не во славу Франко или какого-то другого диктатора.

Если говорить о «Долине павших», то действительно, этот мемориальный комплекс был создан во времена Франсиско Франко. Но там похоронено более 30 тысяч человек — это жертвы гражданской войны, которые воевали на разных сторонах. Монахи молятся за упокой этих людей. Почему монахов надо выгонять из монастыря, никто объяснить не может. Мы очень надеемся на то, что разум восторжествует и будут приняты такие решения, которые позволят сохранить память всех почивших, но при этом сохранится и крест на вершине холма, и монахи будут продолжать свое служение в том монастыре, в котором они сейчас живут и трудятся.

Я надеюсь на то, что Католическая Церковь сможет отстоять эти памятники, а испанское руководство примет правильные и сбалансированные решения.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что прокомментировали эти новости.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Здравствуйте, владыка Иларион! Обычно принято подходить к священнику на исповедь по одному, но в последнее время я все чаще становлюсь свидетелем всеобщей исповеди, где нет индивидуального общения, а священник читает разрешительные молитвы и дает всем общее благословение. Правильна ли такая исповедь и прощаются ли грехи при таком варианте?

Митрополит Иларион: Общая исповедь — это вынужденная замена индивидуальной исповеди. Она происходит в тех случаях, когда исповедников слишком много, когда, например, священник один, а на исповедь пришли триста человек, и он понимает, что не сможет и выслушать каждого по отдельности, и при этом еще совершить богослужение. В таких случаях совершается общая исповедь. В советское время это была довольно распространенная практика, потому что священников было мало, а прихожан много. В послесоветское время эта практика постепенно вышла из употребления.

В последнее время она возрождается в связи с пандемией коронавируса — это одна из санитарных мер, которые применяются для того, чтобы снизить риск заражения. Как вы понимаете, если священник беседует с каждым человеком по отдельности, то риск заражения серьезно увеличивается. Но это временная мера, она направлена именно на то, чтобы помочь всем нам поскорее избавиться от этой пандемии.

Общая исповедь не является стопроцентной заменой индивидуальной исповеди. Хотя бы иногда, раз в месяц или раз в несколько месяцев, нужно бывать на индивидуальной исповеди, потому что у каждого человека есть свои грехи, которые он сам своими устами должен назвать, а священник должен их услышать, помолиться об этом человеке и прочитать разрешительную молитву.

Вопрос: Слышал, что идея о едином Боге возникла еще задолго до возникновения Библии при египетском фараоне Эхнатоне. Тогда человечество еще не было готово ни воспринять, ни поверить в эту идею, поэтому с кончиной этого фараона она сошла на нет. Владыка, как Вы оцениваете эту гипотезу? Мог ли Бог уже в те времена давать людям некие знаки Своего существования?

Митрополит Иларион: Конечно, я думаю, что Бог в разные времена давал людям некие знаки Своего существования. Эхнатон пытался отказаться от многобожия, которое господствовало в Египте его времени, и приучить свой народ к поклонению единому Богу. При этом он считал, что единый Бог — это солнце, то есть он был не только поклонником единого Бога, но еще и солнцепоклонником. Он писал стихи в честь этого бога, создавались барельефы с изображением бога солнца. После того, как он умер (а фараоны в те времена жили недолго), этот культ был уничтожен, и уже следующий за ним фараон вернулся к многобожию, которое существовало в древнем Египте.

При этом, действительно, мы видим в разных культурах и в разные времена (в том числе в странах, в которых господствовало многобожие, язычество), попытки отдельных людей приблизиться к пониманию единого Бога. Здесь можно вспомнить и древнюю Грецию, можно вспомнить Платона, который в своем диалоге «Тимей» очень красочно описывает демиурга, то есть творца всей вселенной. По сути, речь идет о едином Боге. Хотя Платон не отказывался от языческой религии, но воспринимал ее философски. В его представлении тот Бог, который сотворил весь этот мир, занимал совершенно особое место.

Вопрос: Мой отец согласился на мое крещение при условии, что крестной матерью я возьму его сестру. Но так как тетя живет в другом регионе, он запланировал позвать в храм в качестве крестной знакомую, которую намерен представить священнику под именем своей сестры. Владыка, меня очень смущает попытка такой подмены, по сути, обмана, тем более в столь важный момент моей жизни. Как мне поступить?

Митрополит Иларион: Я думаю, что никакой обман, конечно, недопустим, когда речь идет о таинстве Крещения. Поэтому если это не сестра, так и нужно сказать. Если имеется в виду, что сестра будет как бы заочной крестной, то, наверное, об этом можно договориться со священником. Но совсем необязательно в таком случае выставлять какую-то другую женщину в качестве сестры.

Вопрос: Какие требования Церковь предъявляет к крестным родителям и какие обязанности возлагает на них?

Митрополит Иларион: Если речь идет о крещении младенца, то крестные — это обычно те, кто берут ответственность за христианское воспитание этого младенца. Если речь идет о крещении взрослого, то крестные — это люди, которые могут помочь уже взрослому человеку стать полноценным христианином. Поэтому самое главное требование, которое предъявляется к крестным, — чтобы они сами были полностью воцерковленными православными людьми, достаточно глубоко знали православную веру и могли помочь тому человеку, для которого они становятся крестными.

Вопрос: Можно ли провести обряд заочного отпевания человека, умершего много лет назад? Встретятся ли души людей, которых отпели при погребении, с теми душами почивших, по которым не проводилось отпевание?

Митрополит Иларион: Если человек умер и его не отпевали, то всегда можно совершить отпевание, в том числе заочно и много лет спустя. Как и с кем встречаются умершие после своей смерти, мы не знаем, но если послушать людей, переживших клиническую смерть (а таких людей и таких свидетельств довольно много), то часто они говорят, что встречали своих умерших родственников.

Отпевание совершается по отношению к тем людям, которые были крещены и были членами Церкви. Даже если они были не очень старательными членами Церкви, не причащались и не исповедовались, все равно таких людей мы отпеваем. Мы не отпеваем только тех людей, которые не были крещены, принадлежат к иным религиозным традициям или были противниками Церкви и не верили в Бога. Таких людей отпевать не принято, и их посмертная судьба оставляется на волю Божию.

Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа из Евангелия от Марка: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Сегодня Марку Цукербергу исполнилось 37 лет

Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

История успеха Марка Цукерберга. Фото: cbsnews.com

Определенно трудно найти человека, который бы не слышал о Facebook и его создателе Марке Цукерберге. Несмотря на трудности, с которыми сталкивается его главное детище, предприниматель остается одной из наиболее влиятельных и важных бизнес-фигур современности. По данным Forbes, собственный капитал Цукерберга составляет $109,8 млрд, а сам Facebook насчитывает 1,84 млрд ежедневных активных пользователей. В чем же его секрет успеха?

Американский предприниматель в области интернет-технологий стал миллиардером уже к тридцати годам. Тем не менее богатство не испортило молодого человека, который по-прежнему является одним из самых скромных миллиардеров. Он может выйти на улицу в дешевой рубашке и кроссовках, а на работу предпочитает ездить на велосипеде или малолитражном автомобиле. В многочисленных интервью Марк охотно делится своими секретами успеха, и мы перечислили самые важные из них.

1. Не бойтесь рисковать

Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

Марк Цукерберг во время учебы в университете. Фото: s3.amazonaws.com

Цукерберг однажды сказал: «Самый большой риск — вообще не рисковать. В мире, который меняется очень быстро, единственная стратегия, которая гарантированно потерпит неудачу, — это не рисковать».

И Марк рисковал. Он увлекся программированием еще в школе. Первым проектом будущего миллиардера стала компьютерная версия игры «Риск». Марк ее тогда не продал, а просто подарил своим друзьям. Его следующим проектом стал «умный» медиаплеер под названием Synapse. Эта программа могла анализировать треки, которые слушал пользователь, сопоставлять их со временем, а затем предугадать, какую именно песню пользователь захочет послушать в это самое время другого дня. Microsoft была готова заплатить ему крупную сумму за эту разработку, предложив также Цукербергу место в компании. Однако Марк рискнул и отклонил оба предложения, сделав ставку на другие планы.

2. Если у вас есть идея — начните свой бизнес

Марк говорил, что если у вас есть мозги, то нет никаких оснований работать на кого-то другого.

Обладая ярким и живым умом, этот человек наверняка знает, как правильно пользоваться своими мозгами. Поступив в Гарвард — одно из самых престижных учебных заведений — Марк тем не менее не был самым прилежным учеником, так как все время уделял программированию. Считается, что Цукерберг выбрал Гарвард по уважительной причине. Большинство выпускников университета — будущая бизнес-элита и потенциальные платежеспособные клиенты. Именно здесь Марк начал проверять свою идею «объединения студентов в одной социальной сети».

3. Не бойтесь начинать, даже если ваша цель толком не ясна

Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

Цукерберг во время конференции Facebook. Фото: qz.com

Марк говорит, что «ожидание подходящего момента» обычно является пустой тратой времени. Например, в Силиконовой долине компанию можно открыть, подчинившись мимолетному порыву, не имея даже четкого видения продукта. Прислушивайтесь к своей интуиции — именно так вы поймете, что то, чем вы хотите заниматься, является стоящим делом.

Обнаружив фотогалерею студентов Гарварда, Марк предложил учащимся выбрать «самые крутые» снимки. Первый день этого конкурса стал настоящим испытанием для университетского сервера. Слишком много студентов использовали его одновременно, поэтому оборудование вышло из строя.

Марк был за это наказан, однако не пожалел о содеянном, потому что административный штраф был ничто по сравнению с бесценным опытом. Именно тогда Цукерберг понял, что людям нравится «лайкать» фотографии других.

4. Работайте не покладая рук и добивайтесь результатов

По мнению Цукерберга, чрезвычайно сложно добиться успеха, не приложив для этого должных усилий.

Как только Цукерберг визуализировал идею «лайков» он заручился поддержкой своих приятелей из Гарварда и начал разрабатывать концепцию социальной сети, которая позже получила название Facebook. Он буквально жил возле своего компьютера. По этой причине у него не было времени на посещение занятий, поэтому очень скоро его отчислили.

5. Если ты что-то делаешь, делай это хорошо

Марк считает, что если вы что-то создаете, то лучше сделайте этот продукт таким, как будто вы собираетесь сами им пользоваться.

Цукерберг является активным пользователем своей социальной сети. Он посещает сайт каждый день и постоянно добавляет новые функции, которые он сам бы хотел использовать. Когда кто-то говорит, что у него нет ни возможности, ни желания отойти от монитора, Марк понимает, что выполнил свою работу хорошо.

Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

Цукерберг и сыгравший его в фильме «Социальная сеть» актер Джесси Айзенберг. Фото: fromthegrapevine.com

6. Расширяйте свой кругозор

Несмотря на свою страсть к программированию основатель Facebook никогда не ограничивался лишь одной сферой знаний. Он был хорош в математике и естествознании. Кроме того, он изучал древние языки, классическую литературу и фехтование. Учась в Гарварде, Марк хотел расширить свой кругозор, поэтому выбрал для изучения не только информатику, но и психологию. Сейчас трудно сказать, помогло ли ему это добиться успеха с Facebook, но одно можно сказать наверняка: важно стать экспертом в своей области, но не менее важно помнить, что человеческая жизнь значима, богата, красива и многогранна.

Резюмируя историю успеха Цукерберга, можно сделать следующий вывод: необходимо двигаться вперед, любить то, что делаешь, делать то, что любишь, и не ставить себе никаких ограничений.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Cамый богатый человек в мире Джефф Безос — история успеха

Премьера фильма «Дух времени» состоялась 2 октября 2008 года на V ежегодном кинофестивале «Артивист» в Лос-Анджелесе, Калифорния. С тех пор он был переведен почти на два десятка языков, его смотрят миллионы пользователей по всему миру.

Об авторах фильма «Дух времени» не известно практически ничего. Режиссера, продюсера и автора сценария зовут Питер Джозеф. Свой фильм он выпустил 26 июня 2007 года. Сначала на официальном сайте Джозефа был раздел «Разъяснения». Однако в марте 2008 года он закрыл его. По одной из версий, из-за частых обвинений в передергивании фактов и их подтасовке.

Фильм состоит из трех частей: история возникновения религий, события 11 сентября 2001 года и заговор американских банкиров, — объединенных единой мыслью.

О чем этот фильм, есть ли в нем христианские истины и стоит ли его смотреть?

«Православный апологет», Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений.

По своему содержанию именно первая часть вызывает большие сомнения и смущения у многих зрителей.

Авторы фильма считают эту киноленту «уникальным анализом фактов», т.е. с помощью якобы научных данных, которыми владеет современное религиоведение, разоблачить «библейский миф».

Наша задача состоит в том, чтобы:

  • оценить степень научности приводимой в фильме информации;
  • выявить соответствие информации историческим источникам;
  • оценить достоверность делаемых выводов.

Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

Степень научности информации определяется, как правило, теми источниками, на которые опираются авторы тех или иных киносюжетов. Поскольку в данном фильме очень часто даются описания древних восточных, египетских и малоазийских культов, то нам важно знать на какие источники в своих мифологических выкладках опираются авторы сценария и создатели фильма «Дух времени».

В своих рассуждениях о восточных культах авторы сценария ссылаются лишь на труд не ученого с признанным мировым авторитетом, а английского любителя египтолога самоучку Джеральд Месси (1828-1907). Он в первую очередь был поэтом и писателем, он очень увлекался спиритуализмом и мистикой.

Первые его поэмы и художественные книги были изданы в середине 19 века и не имели особого успеха. В дальнейшем автор увлёкся вопросами религии, мистики и египтологии, много работал в архивах и ни разу не был в Египте, но написал три книги на эти темы, а именно: «The Book of the Beginnings», «The Natural Genesis», и «Ancient Egypt: The Light of the World». Хочется отметить, что в то время интерес к Египту в обществе спал, и книги по египтологии имели успех в узком кругу мистиков того времени. Именно это и приоткрывает нам использованные автором фильма совершенно ложные и научно неоправданные ассоциации пронизывающие фильм. Гора (а затем и Христа) ассоциировали с солнцем, зимнее солнцестояние – со смертью Христа и его последующим воскресением.

Оценка достоверности изложения источников по религиям древнего мира и сопоставления со Христом:

а) Доказательства сходства богов многих религий со Христом основываются на довольно спорных и противоречивых источниках.

Фильм начинается с краткого обзора истории поклонения Солнцу и его отношения к Зодиаку, с использованием созвучных с библейскими фраз для того, чтобы подготовить Вас для совершенно неверных выводов, которые следуют далее. Вот одна из фраз: Солнце «God’s Sun (созвучно с «son», что в переводе «Сын»), the light of the world (свет мира), and the savior of humankind (спасителя человечества)». Всё это делается для того, чтобы выстроить ложные ассоциации в Вашем уме.

Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

Автор сознательно манипулирует фактами и пытается создать образ Хороса, как Бога Солнца и борца со Злом и Тьмой. Авторы фильма действительно самым принципиальным образом искажают религиозные представления древних египян.

«Христианская религия — это пародия на поклонение солнцу. Они заменили солнце человеком по имени Христос и поклоняются ему, как раньше поклонялись солнцу» — цитата из фильма.

б) Не существует никаких совпадений языческих праздников с датой рождения Иисуса Христа. Сам праздник Рождества Христова своим появлением обязан не языческим и не ветхозаветным праздникам, а апостольской традиции Римской Церкви, основанной трудами апостолов Петра и Павла, которые в 64г. мученически закончили свой земной путь в столице ойкумены. В Латеранской базилике Рима до сих пор хранятся святые мощи-останки этих апостолов — их головы, которые, как величайшая святыня, хранятся в особом ларце над балдахином главного алтаря базилики.

в) Что касается действительно встречающихся в дохристианскую эпоху некоторых ритуалов и символов схожих по внешней форме с христианскими, то в этом нет ничего удивительного. Св. мученик Иустин Философ, который во времена императора Марка Аврелия из-за активно распространявшихся слухов, домыслов и нелепостей о христианах среди знатных римлян, был вынужден на имя императора Антонина Пия и Марка Аврелия написать обширные апологии в защиту христианства. В них он описывал происхождение христианства, указывал на Христа и прокуратора Понтия Пилата, как на личности, исторически известные императорам, а также на факт распятия Христа и т. д. Он же объясняет и причины существования в язычестве некоторых сходных религиозных ритуалов. По общему взгляду многих христианских апологетов и святых Отцов, прекрасных знатоков античности, языческий мир не был совсем оставлен Богом. В нем были рассыпаны некие «семена Божественного Логоса».

Другую причину появления этих внешних религиозных обрядов в язычестве видели в некоем коварстве дьявола, который, по выражению бл. Августина, является «обезьяной Бога». Св. муч. Иустин Философ, основатель римской христианской философской школы говорил, что дьявол этими приемами имитации христианских обрядов пытался отвлечь людей от истинной веры – христианства.

Поэтому мы с уверенностью можем констатировать факт сознательного, и возможно преднамеренного искажения религиозного мировоззрения древних народом в фильме «Дух времени», существенным образом противоречия излагаемого в фильме материала по религиоведению тем древним памятникам по истории и культуре Древнего Востока, которые составляют основные первоисточники для таких направлений исторической науки как востоковедение и антиковедение.

Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

Кроме того, одной из главных принципиальных и фактологических ошибок авторов фильма – это утверждение о древности символа Зодиака. Древние цивилизации Египта и Месопотамии не имели представлений о Зодиакальных созвездиях. В Древнем Египте звезды сгруппированы в 40-47 созвездий, а в мифологии доминирует культ Солнца Амона-Ра, а также персонифицированные культы различных звезд и планет солнечной системы. Также и у древних шумеров культ звёзд не играет какой-то существенной роли.

Понятие о Зодиаке формируется лишь в Вавилоне в так называемый нововавилонский период (626—538 до н. э.). А окончательное формирование круг Зодиака получает лишь в эпоху классической Древней Греции (5-4 вв. до н.э.), период расцвета в Греции астрономии, геометрии и философии, и после завоеваний Александра Македонского.

Поэтому Зодиак – не древний символ. Очевидно, что, как элемент астрологии, он ранними культурами не использовался.

Итак, авторы фильма, претендуя на «уникальный анализ», который предполагает правильное и точное изложение фактов и соответствующие выводы. Как мы видели выше – на самом деле, что касается попытки рассматривать христианство как религию лжи и выдумки, как средство манипуляции человеческим сознанием, ведет самую грязную пропаганду с помощью фальсификации истории религий, искажении религиозных доктрин.

Нельзя не согласиться с мнением одного из зрителей этого фильма:

«То, что фильм заставляет задуматься – это факт и это хорошо. В фильме прекрасно показано торжество несправедливости, эгоизма и бездумья в современном мире. Но проблема в том, что возбуждая мозг и открывая человеку глаза одними истинами, он в то же время вливает в него гремучую смесь безбожия и революционизма, упакованную в обёртку «гуманизма и всеобщей любви»».

Christian Research Institute (Христианский исследовательский институт)

Повлияли ли на христианство древние языческие религии? Ответ, очевидно, отрицательный, и тот факт, что этот миф, эта «утка», распространяется в уважаемых общинах, а также в Интернете, где ложь успеет пройти по всему миру, прежде чем истина хотя бы ботинки наденет, не должен кого-либо тревожить. Нужно просто проверять факты в правильных местах.

Виктор Белоусов, «Твоя Библия. Вопросы и ответы»

Авторы фильма, наглядно продемонстрировав полное бессилие простого смертного перед ничем неограниченной властью мировых банкиров, так и не показали никакого реального выхода из ситуации – да и было бы странным, если бы они могли что-то предложить: любому здравомыслящему человеку ясно, что подобные процессы (если допустить, что всё это – правда) не остановить.

Но при этом ближе к концовке фильма звучат пафосные лозунги про то, что «мы сильны, прекрасны и удивительны», «мы можем всё изменить», «это наш выбор» и т.п. В чём же, интересно, эта сила? И вот тут мы подходим к кульминации: «новое сознание», которое «воспринимает землю как единый организм», «и ты, и я – одно» – это ни что иное, как идеи New Age («Новая Эра») – весьма популярного в последние десятилетия религиозного движения, представляющего собой причудливую смесь восточного мистицизма, пантеизма, оккультизма, эзотерики и пр. и в корне враждебного Христианству.

Новому мировому порядку с единым правительством и единой экономикой нужна и единая религия; этой цели и должен служить New Age – религия без Бога, без Христа и, стало быть, без спасения. Её, едва заметно для аудитории, и предлагают авторы фильма (предварительно отбросив Христианство, естественно) в качестве единственного выхода.

И, якобы предупреждая человечество о надвигающейся опасности (а на самом деле, просто констатируя неизбежное – мировым банкирам от этого разоблачения ни холодно, ни жарко), исподволь сами готовят почву для религии нового мирового порядка – религии Антихриста.

«И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откровение 13:6-8).

«Я не знаю, что является Богом, но я точно знаю, чем он не является…» — цитата из фильма.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима Подготовить рассказ об одном из учебных заведений древней греции или древнего рима

В одном из интервью телеканалу «Россия» (от 10 мая 2020 г.) Владимир Владимирович Путин назвал патриотизм национальной идеей: «Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперёд…». Президент подчеркнул, что патриотизм — это не только обращение к нашему героическому прошлому, но и обязательно — стремление к успешному будущему. То есть — процесс не созерцательно-пассивный, а деятельный.

В «Словаре русского языка» мы можем найти определению понятия «патриот». Это «человек, проникнутый патриотизмом» (Ожегов С.И.Шведова Н.Ю.Словарь русского языка: нормативный толковый словарь. 1992. с. 766) или «человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» [1]. Определение понятия «патриот» сводится к формулировке: человек, испытывающий патриотизм.

Можно ли назвать того или иного человека патриотом — это очень сложный философский и мировоззренческий вопрос. Является ли человек патриотом, зависит от точки зрения и жизненной позиции каждого, от кругозора человека и от его увлечений. Например, можно ли считать революционеров или белогвардейцев патриотами? То есть понятие «патриот» — это отчасти понятие субъективное.

О примерах патриотизма нам говорят с раннего детства, и они часто встречаются как в художественном творчестве, так и в реальной жизни. Это, так сказать, «общепринятые» примеры патриотизма. Например, в третьей части рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» герой Данко ради своего народа и их будущего вырвал из груди своё сердце, чтобы осветить путь людям. Или Василий Тёркин из одноименной поэмы Твердовского: парень подбадривает всех сослуживцев, и проходит уже вторую войну до конца, говоря, что не нужен ему орден, ему нужна Родная сторона: «А нужна, больна мне родина, Родная сторона!..». «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого рассказывает о реальном человеке, лётчике Алексее Маресьеве, который, потеряв ноги на войне, не сдаётся и, превозмогая боль, учиться заново ходить, чтобы потом вновь послужить своей Родине. Множество примеров патриотизма можно найти на войне. Например, Александр Матросов закрыл амбразуру пулемёта своим телом, который не удавалось подавить, что привело к победе. Или Николай Гастелло, который ценой жизни уничтожил колонну врага, направив свой горящий самолёт на них. Таких примеров множество, но в мирное время патриоты тоже есть: испытатели, добровольцы, врачи, учёные, работающие на благо страны, подвергающие себя опасности. Например: Ю.А.Гагарин, который во время космической гонки, несмотря на неизвестность и опасность, полетел в космос; волонтёры, которые добровольно работают в больницах во время коронавируса.

Понятие «патриотизм» берёт свои корни из греческого языка. В нём существовало слово «πατρίς», которое означало «отчество» или «страна отцов». Греки понимали под этим понятием коммуну-полис, в котором они жили, и в котором почти все приходились друг другу родственниками. Таким образом, получается, что патриотизм в Древней Греции — это любовь к родственникам, семье. В Древнем Риме патриотизмом называли служение Родине, за которое выдавали земли в качестве платы. В ходе истории понятие «патриотизм» претерпевало различные смысловые изменения. В наши дни оно не ограничивается любовью к родным или наёмничеством.

В современных словарях наиболее полно раскрывают суть понятия «патриотизм» следующие определения:

  • «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2]
  • «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [3]
  • «любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины» [4]

Одним из ярчайших примеров патриотизма в истории России является князь Олег Константинович Романов.

Князь императорской крови Олег Константинович Романов родился 15 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце, который в том году перешёл во владение его отца. Там и прошло детство князя. Олег — пятый из девяти детей. Его прадедом был Всероссийский император Николай I (годы правления: 1825 — 1855 г.). Дедом — генерал-адмирал Российского Императорского флота, заместитель начальника Главного морского штаба, военно-морской министр, великий князь Константин Николаевич Романов.

Отец Олега — Великий князь Константин Константинович родился 10 августа (по старому стилю) 1858 г. в Стрельне, под Петербургом. По семейной традиции Константин Романов стал морским офицером, и в 19 лет участвовал в Русско-турецкой войне. Однако закончил военную карьеру в чине генерала от инфантерии (в дореволюционной России — высший чин в пехоте), уволившись из флота в 1884 г. по слабости здоровья. В 1887 г. великий князь Константин Константинович Романов был удостоен звания почётного члена Императорской Академии наук, а в 1889 г. — назначен её Президентом. Константин Романов увлекался сочинением стихов. В 1886 г. вышла в свет его первая книга «Стихотворения К.Р.» Поэтические строки Константина Романова мы можем слышать в музыке Петра Ильича Чайковского (романс «Растворил я окно…»), Сергея Васильевича Рахманинова (романс «Молитва») и Александра Константиновича Глазунова (музыка к драме К.Р. «Царь иудейский»).

Мать Олега — Елизавета Августа Мария Агнесса — родилась 25 января 1865 года в Мейнингене в семье принца Морица Саксен-Альтенбургского и принцессы Августы-Луизы Саксен-Мейнингенской. Вышла замуж 15 апреля 1884 года, приняла имя Елизавета Маврикиевна, но православия не приняла, оставшись лютеранкой. Елизавета усердно изучала русский язык. Она была обычной женщиной, интересовавшейся будничными делами, увлекалась светскими новостями и сплетнями и не стала духовно близкой своему супругу, не разделяла его творческие порывы и вдохновения. Своё счастье она видела в детях, воспитанию которых она уделяла большое внимание. «Со мной у неё редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места. Надо много терпения. Она считает меня гораздо выше себя и удивляется моей доверчивости. В ней есть общая Альтенбургскому семейству подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, не стоящим никакого внимания. Переделаю ли я её на свой лад когда-нибудь? Часто мною овладевает тоска» [5] — писал Великий князь через несколько месяцев после свадьбы. Отношение Константина Константиновича к супруге становились холоднее с каждым годом, Елизавета глубоко переживала обиду, но её любовь к своему избраннику оставалась прежней.

Несмотря на долю непонимания между супругами, обстановка в семье была уютной и спокойной. Каждый из девяти детей занимал особое место в сердцах родителей: Иоанн — «громкое выражение Божия благословения»; Гавриил — «воплощенная радость и беззаботность», «многожеланная дочь Татьяна — щедрая милость, ниспосланная небом», Константин — осуществление «заветного желания» деда иметь внука с тем же именем, Олег — «общая семейная радость», Игорь — «огромная радость, как будто он первый», Георгий — «такая Божья милость и счастье, которые были даны ему не по заслугам и не по грехам», Вера — «вознаграждение Господа за утрату бедной милой Натуси» [6].

Великий Князь много времени уделял воспитанию и образованию своих детей. Каждое утро он начинал с чтения детям Евангелия. Константин Константинович был глубоко верующим человеком и старался воспитывать своих детей в духе православия. Затем начинались уроки. Дети занимались музыкой и рисованием, гимнастикой, ручным трудом, прогулками и верховой ездой. Каждый вечер была молитва, отец присутствовал на ней и следил за детьми, кто как читает, если кто-то ошибался — поправлял. Также по вечерам они читали на иностранных языках. Однако главным языком для русского князя Константин Константинович считал русский. Гавриил, брат Олега, вспоминал: «Отец был с нами строг, и мы его боялись. «Не могу» или «не хочу» не должны были для нас существовать. Но отец развивал в нас и самостоятельность: мы должны были делать все сами, игрушки держать в порядке, сами их класть на место. Отец терпеть не мог, когда в русскую речь вставляли иностранные слова, он желал, чтобы первым нашим языком был русский. Поэтому и няни у нас были русские, и все у нас было по-русски» [7] .

Великий Князь всей душой любил свою страну и старался помочь простому народу. На его личные средства была открыта церковно-приходская школа в Осташёво, для которой выстроили отдельный дом, открыт больничный корпус на 75 мест, библиотека, в селе Колышкине созданы детские ясли. В 1914 г. началось строительство шоссе Волоколамск — Осташёво. Конечно, эта любовь отца к России не могла не перейти к Олегу и заложить в нём любовь к России.

Константин Константинович учил детей видеть красоту картин, гобеленов и скульптур, рассказывал о роде Романовых и истории России, знакомил с книгами из библиотеки. В этом доме еженедельные устраивались «четверги» — литературные вечера, на которые собиралась вся семья. На них звучали произведения Тургенева, Аксакова, Пушкина, Гоголя, Чехова, Короленко и других русских писателей.

С 1900 года Константин Константинович стал Главным начальником военно-учебных заведений Российской Империи. В его ведении находились кадетские корпуса и военные училища. С этого момента и до конца жизни он стал «отцом всех кадет» [8]. Константин Константинович проводил большую работу, чтобы кадетские корпуса прививали юношам любовь к Родине и царю, растили благородных людей, вырабатывали почву, на которой произрастала бы российская военная слава. К.Р. говорил: «Недостаточно надеть форму кадета, а затем и офицера — надо суметь с достоинством пронести её через всю жизнь» [9] . Он изменял программу корпусов, чтобы кадеты изучали в равной степени науку, культуру и военное дело. Постоянно ездил по разным корпусам и проводил время с кадетами, заставлял их всех сплотится, разослав по корпусам «Заповеди товарищества», своеобразный кодекс чести и высокой нравственной культуры [10], и прося товарищей плохо успевающего в учёбе помогать ему: «…уверял, что стоит ему выказать усердие и его можно будет оставить в классе, а товарищей убеждал помочь ему» [11].

В семье Романовых не было выпускников гражданских учебных заведений. Все сыновья Великого князя закончили Полоцкий кадетский корпус. Мальчиков готовили к военной службе. И, как оказалось, не зря… Взросление князя Олега и его братьев пришлось на тяжёлые военные годы. В 1905 году, когда мальчику было 12 лет, началась русско-японская война. В 1905 — 1914 гг. усиливаются противоречия между крупнейшими мировыми державами, что, в конечном счете, приводит к развязыванию в 1914 г. мировой войны. 20 июля 1914 г. Германия объявила войну России. На войну пошли все пятеро сыновей великого князя Константина Константиновича.

Для мальчиков, как и для их отца, были святыми понятия «боевое товарищество», «знамя», «полк». Этому с малолетства учил их отец, об этом говорит он в своём стихотворении К.Р. «Полк», написанном в 1899 г.:

Наш полк. Заветное чарующее слово

Для тех, кто смолоду и всей душой в строю.

Другим оно старо, для нас все так же ново

И знаменует нам и братство, и семью. «…»

Все благородное: отвага, доблесть, долг,

Лихая участь, честь, любовь к отчизне славной

К великому Царю и вере православной

В едином слове том сливается: наш полк.

Другое стихотворение К.Р. — «Кадету», написанное в 1909 году, оказалось пророческим. Оно изначально писалось как обращение ко всем кадетам, но потом Константин Константинович переделал его под единственное число, и стихотворение приобрело пророческий смысл, предсказывая трагическую гибель любимого сына — Олега:

Настанет день, и, крылья расправляя, счастливые пожертвовать собой,

Вы ринетесь отважно в смертный бой.

Завидна смерть за честь родного края!

О главном событии в жизни князя Олега Константиновича Романова сухо, по-армейски чётко сообщает телеграмма штаба Верховного Главнокомандующего от 10 октября 1914 г.: «При следовании застав нашей передовой кавалерии были атакованы и уничтожены германские разъезды. Частью немцы были изрублены, частью взяты в плен. Первым доскакал до неприятеля и врубился в его ряды корнет Его Высочество Князь Олег Константинович Романов» [12].

Такой подвиг могли совершить и совершали на войне и другие, и это даёт основания называть его только героем, но важна причина, толкнувшая юного князя на этот героический поступок. Она была проста и одновременно величественна. Этим поступком князь реализовал главную цель своей жизни — отдать себя Родине: «Вообще довольно много думал, думаю и, дай Бог, всегда буду думать о том, как мне лучше достигнуть моей цели — сделать много добра родине, не запятнать своего имени и быть во всех отношениях тем, чем должен быть русский князь» [13].

К этому главному поступку в своей жизни Олег Константинович Романов начал идти с раннего детства. Князь Олег родился в Петербурге, в Мраморном дворце 15 ноября 1892 года. С юных лет Олег был любознательным, живым, эмоциональным ребёнком. Вот одно из первых воспоминаний о нём, оставленное няней, Варварой Петровной Михайловой, которая воспитала братьев, сестёр, а также его отца, а после ухаживала за маленьким князем: «Миниатюрный, бледненький, тихий ребёнок, Князь Олег, становился всё живее и живее. Особенно резко выступала его впечатлительность и любознательность: всё его интересовало, всё оставляло на нём след» [14] .

Учить Олега начали с 6 лет. У него с ранних лет был интерес к гуманитарным дисциплинам: истории, «отечествоведению», музыке, рисованию, но особенно — к русской литературе. Вот воспоминание одного из учителей мальчика: «Помню его сидящим за учебным столиком; взоры устремлены прямо в глаза учителю. Время от времени появляются у него на лбу весьма заметные складки: это он особенно усердно трудится над разрешением какого-нибудь вопроса…»[15]. Но не только эта учёба сопровождала жизнь Олега. С самого раннего возраста он впитывал те уроки, которые ему преподавал отец — уроки любви и долга перед своим родом, своим народом и своей страной.

Вот один из ярких примеров плодов таких уроков. Впервые по-настоящему открыло для Олега родную страну лето 1901 года, которое семья провела неподалеку от Оптиной пустыни. Жизнь в деревне была непривычной и очень увлекательной: сыновья Великого Князя ходили в простых ситцевых рубашках, босиком, учились верховой езде, бегали в поле с крестьянскими детьми, ходили за грибами… словом, отдыхали, как простые мальчишки. Особенно сдружился Олег с крестьянскими мальчишками Гришкой и Капитошкой. Через пару лет в Мраморный дворец придёт письмо от крестьянина Капитона Чуркина. Того самого Капитошки… В письме товарищ деревенского лета писал, что его семья разорилась и просил помощи. «Для Олега Константиновича, — вспоминал его воспитатель, — день получения этого письма был одним из счастливейших в жизни. Он был вне себя от сознания, что на его долю выпало счастье выручить из тяжелого положения бедную крестьянскую семью и того самого Капитошку, с которым он играл в Прысках. Князь собирает все свои деньги, от конторы Двора отпускается еще особая сумма, и в тот же день помощь посылается в Прыски» [16].

Примерно в это время, с 9 лет — и до конца жизни — Олег начинает вести дневник и много работать над собой, задаваясь вопросами о своем предназначении, о долге перед Родиной и семьей, о смысле своей жизни. Эпиграфом к одной из своих дневниковых тетрадей он избрал наставление Серафима Саровского: «Каждодневно выметай свою избу, да хорошим веником». А вот его собственные слова, которые стали руководством для него, и могут стать для нас: «С малолетства себя воспитывать надо…» [17].

Даже в ранних записях видна склонность Олега к критической самооценке и «самокопанию»: «Я большой и потому имею мужество. Я тут отмечаю, сколько грехов я сделал за весь день… Отмечаю тут неправду точками, а когда нет неправды, отмечаю крестиками» [18]. Дальше шло много точек, по количеству которых нетрудно догадаться, что мальчик, которому на момент написания этих строк было 9 лет, внимательно следил за собой и сурово оценивал свои детские провинности.

Это был удивительный юноша с разносторонними дарованиями. Он был отличным музыкантом. Однажды Олег сказал учителю музыки: «Музыка — лучший врач. Когда я чувствую себя несчастным, сажусь за рояль и обо всем забываю. Как жаль, что у меня столько всяких обязанностей, что я не могу отдаться музыке всецело!» [19]. Он прекрасно рисовал, участвовал в спектаклях, выступал с чтением стихов под музыку. Любимыми предметами Олега были литература, история, музыка.

Плодами интереса к литературе стали многочисленные пробы пера. Но из-за самокритики (он считал свои произведения недостаточно зрелыми) мы увидели только часть в посмертном сборнике «Князь Олег». Хотя в своём дневнике он писал: «Быть писателем — это моя самая большая мечта, и я уверен, убежден, что я никогда не потеряю желания писать» [20]. Стихи — это то, что крепко связывало отца и сына, что сделало Олега из всех детей самым близким по душу Константину Константиновичу. Из стихов — также, как и из дневников — мы узнаём о жизненном кредо юноши.

Готов забыть я все: страданье, горе, слезы

И страсти гадкие, любовь и дружбу, грезы

И самого себя. Себя ли?.. Да, себя,

О, Русь, страдалица святая, для Тебя.

(«Гроза прошла…», 1911)

Князь Олег писал не только стихи, но и прозу. У него есть рассказ «Ковылин», очерки «Сценки из собственной жизни» — храбро, просто и ясно рассказывает светлый Князь о том, что видел, что передумал и перечувствовал. Сохранились и несколько незавершенных произведений (рассказ «Запорожец Храбренко», повести «Отец Иван» и «Влияния»). Опубликованы были стихи и повесть «Ковылин» — в 1914 году в журнале «Нива».

В 10 лет Олег был зачислен в кадеты Полоцкого кадетского корпуса. Олег не уезжал из Петербурга, из-за слабого здоровья (болезнь лёгких) он получал образование дома. Но в 1907 году Олег впервые прибыл в свой корпус, несколько недель жил полноценной кадетской жизнью: ранние побудки, общая молитва, ранний завтрак, состоявший из куска черного хлеба с солью, занятия в классе, маршировки на плацу, гимнастика. В 1910 году успешно сдал экзамены за курс кадетского корпуса. И это очень нравилось Олегу, ведь он не хотел быть особенным, не хотел поблажек из-за своего императорского происхождения и слабого здоровья.

В 1905 году, когда Олегу было 12 лет, началась русско-японская война. К этому времени юноша уже поставил себе цель и нашёл возможные способы её достижения. Это можно понять из его разговора с флотским офицером, участником войны и обороны Порт-Артура Гаршиным: «Если бы Вы знали, как я завидую Вам — ведь я еще ничего не сделал для Родины…» На замечание, что у него еще вся жизнь впереди, и что он успеет послужить России, князь с грустью ответил: «Да ведь войны теперь долго не будет». Гаршин возразил, что это и хорошо, что войны не будет, а пользу можно принести и в мирное время. Олег Константинович немного задумался и живо заговорил: «Вы меня не поняли…, конечно, это хорошо, что войны не будет, но я хотел сказать, что только на войне можно отдать всего себя» (из статьи А.Н.Журавской «Князь Олег Константинович Романов. Несбывшиеся надежды» [21] .

В этом же году князь прочитал книгу В.П.Авенариуса «Юношеские годы А.С.Пушкина», и Пушкин стал кумиром юноши. Так появилась мечта поступить в высшее учебное заведение — Александровский Лицей и получить гражданское образование. «Лицейская неведомая сень давно уж начала к себе меня манить», — пишет он в одном из неоконченных стихотворений [22]. Эта мечта осуществилась в 1910 году, и он стал воспитанником 69-го курса, сумев первым из императорского Рода получить гражданское образование.

Но первые два года Олег — опять же из-за болезни — не мог учиться в самом Лицее и должен был слушать лекции дома, в Павловске. Врачи согласились на одно — дать молодому князю возможность держать экзамены в стенах Лицея вместе с товарищами. Олег очень переживал…. Но воле врачей пришлось подчиниться, и занятия были устроены в Павловске, где жила семья. Перейдя на последний курс, Олег уже ездил на все занятия в Лицей. Позволить ему жить в учебном заведении все же не разрешили.

Поблажек, скидок на «особенность» при оценке его знаний на экзаменах, так же как и в КК, не делалось, тем более что ответы князя могли слушать товарищи, и, по воспоминаниям, «много собиралось народу, чтобы послушать его ответы» [23]. С лицеистами юноша «…держался всегда как равный, принимая участие в их мелких шалостях, горестях, был всеми очень любим, хотя по своему пламенному характеру нередко спорил и не соглашался с товарищами» [24] .

Князь Олег всё время проводил за учёбой: читал книги, конспектировал, учил, никогда не ограничиваясь программой. И, как результат, получал за ответы и письменные работы высший балл. Юноша окончил Лицей с серебряной медалью. Выпускная работа «Феофан Прокопович как юрист» получила Пушкинскую медаль. Это особенно порадовало князя, так как Пушкинская медаль присуждалась не только за научные, но и литературные достоинства сочинения.

В 1914 году началась Первая мировая война. За год до этого Олега зачислили корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Эту новость Олег воспринял с радостным волнением. Из-за тяжёлой болезни князь выполнял задания в штабе, но в скором времени по его просьбам он был переведён в строй. «Мы живем только надеждой, что на нашем фронте немцы скоро побегут, — тогда дело пойдет к концу. Так хочется их разбить в пух и со спокойной совестью вернуться к Вам» [25]. Юноша, несмотря на тяготы военной жизни и оторванность от семьи, был счастлив — наконец его мечта отдать себя Родине сбывается! И она действительно сбылась… 27 сентября 1914 г. князь, командовавший взводом в своём полку, был тяжело ранен в бою. Рассказ очевидца событий: «27 сентября, после полудня, вторая гвардейская кавалерийская дивизия наступала по направлению к Владиславову… Близ деревни Пильвишки, передовые части столкнулись с немецкими разъездами. Началась перестрелка…Князь Олег полетел со взводом преследовать немцев. Кровная кобыла Диана занесла Князя далеко вперед. И, когда победа была уже достигнута, когда часть немцев была уже перебита, а часть сдалась, один из раненых немецких кавалеристов, лежа, прицелился в Князя. Раздался выстрел…» [26]. Его положили на повозку с другими ранеными солдатами. Чтобы не стонать, юноша грыз яблоко.

28 сентября Олег был перевезён в Витебский госпиталь Красного Креста. В тот же день он был награждён орденом святого Георгия IV степени. Мужество не покидало Светлого князя до последнего вздоха. После того, как Олега прооперировали, профессор спросил, страдает ли он, и князь ответил: «Да, я страдаю! Но я невыразимо счастлив: Господь удостоил меня пролить кровь за Государя и Родину! Когда народ узнает, что один из Романовых пролил свою кровь за Россию, нас будут больше уважать и любить» [27]. Он не думал о себе, это была то самое величайшее проявление чувства долга, та жертвенность, выросшая из раннего детства.

29 сентября Олега не стало. Светлый князь смог достичь своей цели, поставленной в ранней юности: отдать всего себя Родине.

3 октября 1914 года князь Олег Константинович при огромном стечении народа, любившего Светлого князя, был похоронен в имении Осташёво Московской губернии. Князь Олег любил эти места и мечтал именно здесь обрести вечный покой.

В 1915 году скончался его отец. Великий князь не смог перенести смерти горячо любимого сына. «Смерть брата Олега была тягчайшим ударом для отца, ибо он из всех нас духовно был к нему ближе других, разделяя полностью его литературные и умственные интересы. Эта смерть и все пережитое в первые дни войны, — несомненно, очень отрицательно отразились на Его здоровье, вероятно, ускорили Его кончину» [28] .

Трагическая смерть юного князя потрясла всех, не только отца. Люди, близко знавшие и любившие Олега, собрали воспоминания о нем, и получилась прекрасная книга «Князь Олег», вышедшая из печати в Петрограде в 1915 г., а в 1995 году вышло переиздание, которое на данный момент является главным источником живой достоверной информации об этом удивительном юноше.

Мать, великая княгиня Елизавета Маврикиевна, желая увековечить память сына в воспитавшем его учебном заведении, принесла в дар Александровскому Лицею капитал в 1000 рублей, с тем, чтобы доход шел на изготовление серебряной медали имени Князя Олега Константиновича со словами «Жизнь — не удовольствие, не развлечение, а крест. Олег» [29], которой награждался бы лицеист за лучшее сочинение по отечественной словесности.

И такая медаль очень тесно связана с серьёзной работой Олега, выросшей из одного из сильнейших увлечений — увлечение жизнью и творчеством Пушкина. В 1911 году, в год столетия Лицея, Олег предложил новаторский проект: создание полного факсимильного издания рукописей Пушкина. И вскоре вышел в свет первый том с предисловием 19-летнего князя. Но он не успел завершить свой замысел из-за войны.

Светлый князь оставил большое наследие, и похоронили его в Осташёво. В 1915 над могилой построили храм-усыпальницу. К сожалению, храм над могилой князя так и не успели до конца обустроить и освятить. А в годы революции он был разграблен. Посмертный покой Олега Константиновича был нарушен. Вандалы вскрыли могилу и осквернили ее, украв золотую шашку, орден Св. Георгия и срезав пуговицы на мундире. Осташёвцы перенесли останки Олега на другой берег Рузы и погребли возле храма Св. Александра Невского. В 1939-м, когда храм был взорван, следы могилы исчезли. Усадьба также была разграблена, а в годы войны разрушена.

Сейчас усадьба восстанавливается, в главном здании находятся центр детского творчества, библиотека, музей, посвященный истории этого удивительного места. Полностью отреставрирован храм-усыпальница князя Олега. Ежегодно в конце августа в селе Осташёво Волоколамского района Московской области проходят Романовские чтения (в 2020 году — 28 по счёту), включающие в себя научно-практическую конференцию, награждение победителей и участников Международного творческого конкурса «Патриот Отечества», различные творческие мероприятия. Сегодня Осташёво выходит на новый уровень своего социального и туристического развития. Это стало возможным благодаря деятельности Фонда содействия возрождению благотворительности и милосердия «Елисаветинско- Сергиевское просветительское общество» и непосредственно председателя наблюдательного совета Фонда Анны Громовой. По её инициативе Фонд включил великокняжеское имение Осташёво в национальный туристический проект «Императорский маршрут».

Жизнь — не удовольствие, не развлечение, а крест. И свой крест Светлый князь смог пронести достойно. Показав пример истиной любви и жертвенности всем своим соотечественникам — не только современникам, но и нам, живущим через сто лет после его гибели. Такие Личности не должны забываться! И я очень надеюсь, что сбудутся слова одного из первых биографов Олега Константиновича М.П.Лося, писавшего в 1917 году: «Пройдет некоторое время… И вспоминая героев кровавой борьбы, русский народ отведет одно из первых мест Князю Олегу… Из уст в уста, от поколения к поколению будет передаваться рассказ о жизни царственного юноши и его мученической кончине. Народная любовь к народному герою, Светлому Князю Олегу, будет лучшим венком на его славной могиле» [30] .

Мне очень хочется верить, что изучение подвига Светлого князя, совершённого во имя Родины, его жизни, дневников, творчества когда-нибудь войдёт в обязательную программу не только по истории, но и по литературе. И я твёрдо убеждена в том, изучение таких исторических фигур, как князь Олег — это то, за что позволит нам и нашим детям гордиться нашей страной, что существуя в самых разных условиях, вопреки всему будет приносить свои плоды.

Список литературы

  1. Беленкова А.И. Лицейский час. Таллинн, 2006. С. 173-177.
  2. Григорян В.Г. Биографический справочник — М.:АСТ,2007.
  3. Добровольская Е.Б. Олег Константинович Романов. // Лицейская энциклопедия. Императорский Александровский Лицей (1844-1917). СПб., 2013.С. 466-468.
  4. Князь Олег. Петроград, 1915 (переиздание — Казань, 1995).
  5. Некрасов С.М. Лицей после Лицея. М., 1997. С.12.
  6. Некрасов С.М. Лицейская лира. СПб., 2007. С.193, 197, вкладка LXXVI-LXXVII.
  7. Павлова С.В. Князь Олег Константинович // Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. СПб., 2002. С. 239-253.
  8. Павлова С.В. Князь Олег Константинович // Лицей и лицеисты. М., 2015. С. 221-230.
  9. Пахалюк К. Боевые действия в Восточной Пруссии в Первую мировую войну. Указатель литературы. 2-е изд. Калининград, 2008
  10. Пахалюк К. Романовы в сражениях в Восточной Пруссии в 1914 г. // Рейтар. — 2009. — № 3. — С.180 — 191
  11. Пчелов Е.В. Романовы. История династии.- М.:ОЛМА-ПРЕСС,2004
  12. Романов Г.К. В Мраморном дворце. М., 2001.

Ссылки и интернет-ресурсы

Урок по истории Древнего мира

Класс: 5 класс

Тема: Единое государство в Китае.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Подвести к пониманию значения образования единого государства в Китае. Изучить  главные особенности политического и экономического устройства Китайского государства. Познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.  
  2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, анализировать фрагменты исторических документов с опорой на алгоритм, самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника и дополнительных источников, анализировать исторические факты на элементарном уровне, делать несложные выводы.
  3. Воспитывать уважение и чувство восхищения к величайшей культуре Древнего Китая, способствовать нравственному воспитанию учащихся прошлого. Воспитывать чувство уважения к одноклассникам, во время устного ответа, учить слушать друг друга, анализировать ответ, делать дополнение, давать оценку.

Оборудование: учебник Ф. А. Михайловского, атлас Древнего мира,  рабочие тетради, современная политическая карта мира,  карта « Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. – III в. н. э.» фрагменты исторических документов, иллюстрации на мультимедиа, видеофрагмент.

I. Сегодня к нам на урок пришли гости,  поприветствуем гостей.  Мы должны показать, как хорошо мы умеем работать на уроках истории.  Прошу садиться.  

Сегодня на уроке нам понадобятся:

— учебник

-дневник

— рабочая тетрадь

— атлас с. 6

— памятка для работы с историческим документом, вклеенная в тетради

— карандаш, ручка

— фрагменты исторических документов у вас на столах.

II. Итак, продолжаем говорить о великих державах Древнего Востока в эпоху железного века.

  • Вспомним, в какое время в странах Древнего  Востока было освоено производство и обработка железа? (в 12 веке до н. э.) Отмечаю на ленте времени.

Освоение железа – важнейший шаг в развитии человечества.

  • Что дало людям освоение железа? ( появились новые орудия труда, новое военное оружие, укрепление армии, укрепление государственной власти, появление новых государств, расширение территорий древних цивилизаций)
  • Вспомним, какие новые государства появились на территории Древнего Востока в эпоху железа?

-Лидия (Запад Малой Азии, современная Турция)

— Мидия (Восток от Лидии, часть современного Ирана)

— Израиль (Юго-Восточное побережье Средиземного моря)

-Нововалонское царство,   Ассирийская военная держава

(территории Древней Месопотамии в плодородной долине реки Тигр и Евфрат)

-Финикийские колонии распространились далеко на запад по всему Средиземноморью.

-Индия –держава (вся Индия и часть современного Афганистана)

Мы знаем, что многие древние государства были раздроблены. Но железный век стал веком образования единых государств и великих держав.

На прошлом уроке мы говорили об образовании единого государства в Индии и создании великой державы Маурьев.

  • В каком веке вся Индия была объединена под властью царей из династии Маурьев? (в 3 веке до н. э.)
  • Обозначьте на ленте времени (ученик)
  • При каком царе держава Маурьев достигла наивысшего расцвета? (Ашока).

Сегодня мы отправимся в путешествие и побываем еще в одном государстве Древнего Востока.  В каком, вы должны догадаться сами. Садимся на верблюдов и длинным караваном отправляемся  в Восточную Азию, в страну, которая находится к северо-востоку от Индии.

  • Итак, в какое государство мы прибыли? (в Китай)
  • Что мы уже знаем о Китае? (Где находится Китай – в Восточной Азии ;основными занятиями древних китайцев были земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, т. к. были благоприятные географические условия. У китайцев существовало неравенство, государственная власть, религиозные верования, появилась письменность)
  • Каким знаком обозначено в карте территория древнего государства в Китае? (Розовым кружочком)Великая китайская равнина, долина реки Хуанхэ.
  •      В какое время возникло древнейшее государство в Китае? (2 тысячелетие до н. э.)
  • Что обозначено сплошной розовой линией на карте? (территория Китайского государства в 3 веке до н. э.)
  • Что можете сказать о Китайском государстве, сравнив территории? (территории Китая увеличились)

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Государства, образовавшиеся на территории Китая, вели постоянные кровопролитные войны, разорявшие страну. Китай находился в состоянии раздробленности. Но в 6 веке до н. э. китайцы научились обрабатывать железо, усовершенствовались орудия труда, окрепла государственная власть, произошло усиление армии и стало возможным образование единого государства в Китае.

  • Какова тема нашего урока сегодня? (Образование единого государства в Китае) записали тему в тетрадь.
  • Что мы должны узнать,  изучив тему? (кто объединил Китай в единое государство, когда произошло объединение, как управляли государством, как была устроена армия, чего достигло государство, какое время существовало государство, какой город являлся столицей государства)

Верно, мы должны определить, какое значение имело для жителей Древнего Китая объединение страны в единое государство. Будем продолжать учиться анализировать карту, исторический документ – как важнейший письменный источник, продолжим  учиться составлять рассказ.

1.Столица государства

2.Правитель государства

3.Государственная власть

4.Время правления

5.Достижения культуры

III. После нескольких столетий непрекращающихся войн, китайские земли были объединены в единое государство с огромной территорией (показ на карте).. Объединил под своей властью весь Китай человек по имени ИН ЧЖЕН., который был правителем одного небольшого царства Цинь. Он объявил себя императором огромного государства и принял титул ЦИНЬ ШИХУАН, что обозначает «первый император ЦИНЬ», «первый властелин Китая». Столицей Китая стал город САНЬЯН

  • Какой город является современной столицей Китая? (Пекин)
  • В каком году произошло объединение Китая в единое государство? Откройте форзац учебника, определите дату и запишите в таблицу. (221 г. до н. э.) Это год принято считать годом образования единого государства в Китае. Обозначим его на ленте времени.
  • Какой это век (3 век до н. э.). В это же время в Индии правил Ашока. Обозначим на ленте времени.
  • Что помогло Цинь Шихуану  одержать победу над своими противниками  и создать единое государство? (смотрим видеофрагмент) (…..)

— сильная армия, вооруженная железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами. Китайцы научились пользоваться арбалетами (самострелами, или улучшенными луками, при помощи которых легко было попасть в цель) . Китайское войско было защищено  железными доспехами, имело осадные башни, таран. Конница. Но самое главное в китайской армии была введена строжайшая дисциплина, которая всегда обеспечивала успешные военные походы.

  • Какая еще подобная армия была создана в Западной Азии? ( в Ассирии)

Цинь Шихуан провел в стране ряд реформ.

  • В чем заключались реформы Цинь Шихуана, С какой целью он их проводил? (открыли учебники на с. 108 последний абзац до с 109 3 абзац)

    — вся страна была разделена на 36 областей, в которых управляли правители, назначенные императором.

      — введены единые письменные знаки

     — введена единая монета

     — единые меры веса и длины

     -единые для всех законы

     —  единое образец изготовления оружия.

  • С какой целью проводил такие серьезные реформы? (укрепить свою власть, укрепить армию, развитие торговли)

Цинь Шихуан в годы своего правления осуществил ряд военных походов

  • Каким знаком на карте показаны военные походы императора? (розовой стрелкой)
  • В каких направлениях осуществлял походы?( на север и на юг)
  • Как думаете, с какой целью? (….)

           Походы к Южно-Китайскому морю приносили огромную добычу. Эти территории были богаты рисом, слоновой костью, рог носорога, жемчуг, диковинные птицы – павлины.  А вот на северных границах Китая обитали кочевые воинственные племена ГУННОВ. Пока Китай был раздробленным , оборона северных границ не могла быть успешной. Конница гуннов свободно проникала на территорию Китая. 300 тыс. воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На 400 км. к северу  отогнали китайцы кочевников. Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли началось строительство Великой Китайской стены – это самый знаменитый памятник правления Цинь Шихуана, настоящее чудо света.

  • Каким знаком на карте обозначена ВКС? (кубиками)
  • С какой же целью совершал походы на север император? (обеспечить безопасность границ и расширить территории)
  • С какой стороны это характеризует это императора? (с положительной, заботился о своем государстве, защищал его, расширял территории)
  • Каким историческим памятником является ВКС? (вещественный)

        Прослушаем сообщение о  строительстве ВКС Прослушав, попытайтесь ответить на вопрос  с какой стороны можно еще охарактеризовать Цинь Шихуана.

Строительство ВКС было начато по приказу императора Цинь Шихуанди после объединения Китая (221 г. до н. э.) для прикрытия северо-западных границ империи от нападения кочевых народов. Длина стены достигала более 4-5 тысяч км. Высота стены была с 2 – 3 этажный дом, а ширина такая, что по ней могли свободно проехать сразу две колесницы. Фундамент стены был из каменных глыб, сама она состояла из двух стен каменной или кирпичной кладки, пространство между ними было заполнено  утрамбованной землей и камнями. На расстоянии двойного пролета стрелы друг от друга над стеной возвышаются квадратные башни. На верхнем этаже башни воины несли свою службу. Здесь же был приготовлен хворост для костра. В случае опасности зажигали огонь. Это был сигнал для китайского войска о приближении врага. В стене есть смотровые стены и бойницы, т. е отверстие для стрельбы в стене  крепости. В древности стена была самой лучшей дорогой через всю страну. Для строительства стены собрали сотни тысяч крестьян, рабов, воинов, преступников. Многие умирали на тяжелых,  непосильных работах. От изнурительного труда гибли тысячи. По преданию, тела умерших замуровывали в стену. Поэтому Великую Китайскую стену называют самым длинным кладбищем в мире.  

  • С какой стороны мы видим императора в период строительства стены? (жестоким человеком) Но этот человек оставил нам величайший памятник Древней культуры Китая.
  • Как думаете, как жилось простому народу в период правления Цинь Шихуанди?  (….)
  • Что на карте показано мелкими красными точками? (районы восстаний)
  • Какую территорию они охватывают? (большую)
  • Подтвердим наши предположения  о тяжелой жизни простых китайцев историческим документом и определим причины народных выступлений.

    Из речи государственного деятеля Дун Чжун-шу (II в. до н. э.)

1…При династии Цинь все стало иначе. Поля богатых протянулись и вдоль и поперек, а у бедных не стало места, чтобы воткнуть шило. Кроме того, у них (богатых)выгоды от рек и озер, богатство от гор и лесов… Как может бедный люд не страдать?.. Военные и трудовые повинности в 30 раз больше, чем в древности, земельный налог, сборы за соль и железо в 20 раз больше, чем в древности, некоторые крестьяне обрабатывают поля крупных землевладельцев за половину урожая. … Поэтому бедный народ одевается в шкуры животных, ест пищу собак и свиней…а жадные и жестокие чиновники своевольно приговаривают и убивают их.

2…При династии Цинь были созданы рынки для торговли рабами и рабынями, которых помещали в общие загоны с лошадьми… В некоторых районах существовал обычай, по которому продавали детей в рабство. Называлось это «закладывать детей» – если через 3 года родители не могли выкупить ребенка, то он становился рабом…

  • Каковы причины народных восстаний? (высокие налоги, рабство,  жестокое обращение к крестьянам, смерть множества безвинных людей) За малейшую провинность человека могли жестоко наказать, били бамбуковыми палками по пяткам, отрезали нос, за преступление могли казнить, заживо сварить в котле, за проступок одного человека наказывали всю семью.
  • Как называется власть правителя, основанная на жестокости, на угнетении, на устрашении народа, на полном подавлении прав и свобод человека.(деспотическая власть) – записали в таблицу.

После смерти Цинь Шихуана начались мощные народные выступления. Династия Цинь была свергнута в 207 году до н. э.

  • Сколько лет правила династия? (14 лет)

                  На смену ей пришла новая династия Хань, которая пошла на некоторые уступки народу. Китайскими археологами  в 1974 г.была найдена и раскопана гробница Цинь Шихуанди, представляющая собой грандиозное подземное сооружение. Императора сопровождала в иной мир целая «армия» — 6 тыс. глиняных солдат, вылепленных в рост человека и построенных в боевом порядке, которые должны были охранять покой своего господина.

  • Что положительного дало китайцам объединение страны в единое государство? ( прекратились войны между жителями страны, принята единая система мер и весов, единая денежная система, которая облегчила торговлю людей, построены хорошие дороги, укрепление границ, ВКС)

2.Под защитой ВКС проходил главный торговый путь через Азию, который начинался на севере Китая и заканчивался в Риме. Он получил название ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.

  • Каким знаком на карте обозначен Великий шелковый путь? (красной линией). По этому пути в разных направлениях двигались купеческие караваны с экзотическими товарами
  • Какой товар везли из  Индии, Китая, из стран Малой Азии, Восточного средиземноморья ( по карте)
  • Почему этот путь получил название «великий» (очень длинный, способствовал укреплению торговых отношений стран Азии и Европы)
  • Почему этот путь получил название «шелковый» (начинался в Китае и самым популярным товаром Китая был шелк)

Китай являлся единственным производителем шелка в мире. Шелкопряд, из коконов которого получают шелк, водится и в Индии, но только в Китае стали заниматься его массовым разведением. И только китайцы владели секретом его изготовления. Посмотрим, как производили шелк в Китае.

  • Можем это считать достижением культуры Китая?

За многие тысячи лет своего развития китайцы создали удивительную цивилизацию и культуру. Большинство китайских изобретений были заново открыты в Европе только сотни лет спустя.

  • Какие изобретения китайцев вам известны? (….) Компас, фарфор, порох, лак, прибор для предсказаний землетрясений, первыми в мире китайцы начали выращивать чай, огромных достижений китайцы добились в области медицины. Именно китайцам мы обязаны тем материалом, без которого не может обойтись ни один ученик. Китайцы изобрели бумагу. В учебнике подробно описано, каким способом получали китайцы бумагу, но мы посмотрим небольшой фрагмент.

А еще мне хотелось обратить ваше внимание на то, что в Китае жил величайший философ, мудрец по имени КОНФУЦИЙ, который жил в 6 веке до н. э. и создал величайшее учение, получившее название конфуцианство. В своем учении он призывал весь китайский народ к человечности и уважению друг друга, особое внимание он обращал на уважение и почитание старших.  В кругу семьи почитай родителей, вне семьи почитай старших, будь честен и милостив с людьми, возлюби добро, если, соблюдая все эти правила, ты будешь иметь досуг, используй его для учения.

Чего себе не желаешь, того не делай другим. 

  • К чему призывает нас это учение Конфуция? (Добро, понимание, чуткое отношение друг к другу, сопереживание – основа человеческой жизни. В любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком – это высшая добродетель)
  • Запишите в таблицу, какие достижения в области культуры древнего Китая вам запомнились.

IV. Китай создал удивительную цивилизацию, которая возникла в середине 2 тыс. до н. э. в долине реки Хуанхэ, а позднее в долине реки Янцзы .Длительное время Китайская цивилизация развивалась , не испытывая воздействия со стороны других цивилизаций, т. к. находилась от них за тысячи км за непроходимыми горами.

Китай – это страна, где все уникально, удивительно. В этой стране все величественно и потрясает воображение. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру.

  • Выполнение тестового задания по теме урока, самопроверка.

Дракон в Китае – символ добра, мира, благополучия. Я желаю всем мира и благополучия.

Оценивание.  

Домашнее задание: §20, в1-5.

  • Подготовьте небольшой рассказ о судьбе еремеевны ее положение и отношение к ней в доме простаковых
  • Подготовьте как пишется правильно
  • Подготовка к сочинения по древней руси нравственный облик человека в древней русской литературе 6
  • Подготовить рассказ о кирилле и мефодии
  • Подводная сказка тверь кольцевая улица 66