На какие вопросы нужно ответить после прочтения чтобы написать рассказ о Иване крестьянском сыне
1. За что сражался Иван — крестьянский сын?
2. Как вы объясните название сказки?
3. Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?
4. Чем занимались старик и старуха — родители трёх братьев?
5. Почему братьям пришлось уехать?
6. Как об этом говорится в сказке?
7. Кого встретили братья в деревне?
8. Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
9. Как проявили себя братья в дозоре?
10.Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?
11. Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано?
12.Кто и когда помогал братьям?
13. Какие черты характера Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
А теперь подготовьте рассказ о Иване крестьянском сыне просто ответитв на вопросы
Презентация о Иване крестьянском сыне
Ниже представлен оригинал сказки:
В некотором царстве, в некотором государстве жили — были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве — государстве дурная весть: собирается чудо — юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города — села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:
— Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо — юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще очень молод, чтобы на бой идти.
— Нет, — говорит Иванушка, — не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом — юдом биться!
Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путьдорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом — солью, сели на добрых коней и поехали. Долго ли, коротко ли ехали — встречается им старый человек.
— Здорово, добрые молодцы!
— Здравствуй, дедушка!
— Куда это вы путь держите?
— Едем мы с поганым чудом — юдом биться, сражаться, родную землю защищать!
— Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.
— А где же их достать, дедушка!
— А я вас научу. Поезжайте — ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе — пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные.
Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят — стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого — и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше.
— Спасибо, — говорят, — прохожему человеку. С мечами — то нам куда сподручнее биться будет!
Ехали они, ехали и приехали в какую — то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет. Все повыжжено, поломано. Стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
— Здравствуй, бабушка! — говорят братья.
— Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?
— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост. Хотим с чудом — юдом сразиться, на свою землю не допустить.
— Ох, молодцы, за доброе дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил! И до нас добрался. Только я одна здесь уцелела… Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь — дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие.
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
— Ну, братцы, — говорит Иван, — заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб чудо — юдо через калиновый мост не пропустить.
В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину — все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Лег старший брат под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке — не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине.
Смотрит — под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить. Спрятался под калиновый мост, стоит, переезд сторожит. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо — юдо о шести головах. Выехал он на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Говорит чудо — юдо шестиголовое:
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес ощетинился? Или вы чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
Вышел тут Иван — крестьянский сын из — под моста и говорит:
— Не хвались, чудо — юдо поганое! Не подстрелил ясного сокола — рано перья щипать! Не узнал доброго молодца — нечего срамить его! Давай — ка лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится. Вот сошлись они, поравнялись, да так ударились, что кругом земля загудела.
Чуду — юду не посчастливилось: Иван — крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.
— Стой, Иван — крестьянский сын! — кричит чудоюдо. — Дай мне передохнуть!
— Что за отдых! У тебя, чудо — юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились. Иван — крестьянский сын отрубил чуду — юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся и спать улегся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
— Ну что, не видал ли чего?
— Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала!
Иван ему ни словечка на это не сказал. На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — подъезжает чудо — юдо девятиголовое. Только на калиновый мост въехал — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо — юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван — крестьянский сын из — под калинового моста:
— Погоди, чудо — юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще посмотрим, чья возьмет!
Как взмахнул Иван своим булатным мечом раздругой, так и снес у чуда — юда шесть голов. А чудо — юдо ударил — по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван — крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо — юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось.
Утром приходит средний брат.
— Ну что, — спрашивает Иван, — не видал ли ты за ночь чего?
— Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал.
— Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу.
Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо — юдовы головы.
— Вот, — говорит, — какие здесь по ночам мухи да комары летают. А вам, братцы, не воевать, а дома на печке лежать!
Застыдились братья.
— Сон, — говорят, — повалил…
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
— Я, — говорит, — на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван — крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо — юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем — пламенем пышут. Конь у чуда — юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо — юдо на калиновый мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудоюдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну — и праху его не останется! Вышел тут из — под калинового моста Иван — крестьянский сын:
— Погоди, чудо — юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!
— А, так это ты, Иван — крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
— На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
— Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван — крестьянский сын чуду — юду:
— Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду — юду три головы. Чудо — юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану: чудо — юдо свистом его оглушает, огнем его жжет — палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет… А сам посмеивается:
— Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван — крестьянский сын.
— Что за отдых? По — нашему — бей, руби, себя не береги! — говорит Иван.
Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду — юду шесть голов. Чудо — юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.
Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван — крестьянский сын, срубил чуду — юду девять голов. Чудо — юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи… Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, «а следом за ним и сами побежали.
Иванов конь прискакал, стал бить чудо — юдо копытами. Засвистел чудо — юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.
А Иван — крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду — юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
— Эх, вы! — говорит Иван. — Из — за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру рано Иван встал, начал одеваться — обуваться.
— Куда это ты в такую рань поднялся? — говорят братья. — Отдохнул бы после такого побоища!
— Нет, — отвечает Иван, — не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой кушак искать — обронил там.
— Охота тебе! — говорят братья. — Заедем в город — новый купишь.
— Нет, мне мой нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, да не кушак стал искать, а перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо — юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать — не замышляют ли здесь еще чего?
Смотрит — сидят в палатах три чудо — юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:
— Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить — и с первого же глотка мертвыми свалятся!
Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
Вторая говорит:
— А я забегу вперед и обернусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие кусочки!
— И ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
— А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и обернусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать — отдохнуть — тут — то их и спалит огнем! — И ты хорошо придумала!
— молвила змеиха. — Ну, а если вы их не сгубите, я сама обернусь огромной свиньей, догоню их и всех троих проглочу!
Подслушал Иван — крестьянский сын эти речи и вернулся к братьям.
— Ну что, нашел ты свой кушак? — спрашивают братья.
— Нашел.
— И стоило время на это тратить!
— Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется — терпенья нет! Смотрят братья — стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:
— Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!
— Неизвестно, какая в том колодце вода, — отвечает Иван. — Может, гнилая да грязная.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала — пить не хочется.
— Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, — говорит Иван. Поехали они дальше. Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку.
Висят на ней яблоки, крупные да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать. А Иван забежал вперед и давай яблоню мечом под самый корень рубить. Завыла яблоня, закричала…
— Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблочки!
Сели братья на коней и поехали дальше. Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят — разостлан на поле ковер узорчатый, мягкий, а на нем подушки пуховые. — Полежим на этом ковре, отдохнем, подремлем часок! — говорят братья.
— Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! — отвечает им Иван.
Рассердились на него братья:
— Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ ни словечка не сказал. Снял он свой кушак, на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем и сгорел.
— Вот с вами то же было бы! — говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутья рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
— Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблоня, и ковер — все это чудо — юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела: бежит за ними большущая свинья. Разинула пасть до ушей — хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили свинье в пасть. Обрадовалась свинья — думала, что Ивана — крестьянского сына с братьями схватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала — снова помчалась в погоню.
Бежит, щетину подняла, зубищами щелкает. Вотвот нагонит…
Подбежала свинья, остановилась — не знает, кого прежде догонять.
Пока она раздумывала да в разные стороны мордой вертела, Иван подскочил к ней, поднял ее да со всего размаха о землю ударил. Рассыпалась свинья прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда — юда да змеи в том краю повывелись — без страха люди жить стали.
А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять. Вот и сказке Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо конец, а кто слушал — молодец!
——————————————————————————————————————
А вот еще один рассказ переработанный Владмимиром Аникиным
Эта сказка для взрослых. Проверял на своих 10-летних двойняшках… Не очень поняли.
Можно скачать сказку в аудио-формате по адресуhttp://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=1459&kniga=7
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был богатый крестьянин. И было у того крестьянина три сына. Старший сын Федор был парнем умным, но ленивым – очень любил свою работу на других спихнуть. И умел это делать. Средний сын Степан был тоже ленивым, но красивым и до девок охочим. И эта страсть его была куда сильнее лени. Младшему Ивану ни ума, ни красоты от природы не осталось, зато здоров был необычайно. Чем старшие братья часто пользовались.
Как-то приснился богатому крестьянину страшный, да вещий сон. Будто бы пришло из заколдованного леса чудо-юдо поганое, змей о трех головах. Истоптал тот змей землю родную, испепелил дыханьем огненным, а людей и животину домашнюю сожрал! Закручинился богатый крестьянин, стал он думать – как беды избежать. И чудо-юдо поганое до жути боится, и хозяйство, тяжким трудом нажитое, бросать жалко.
На следующую ночь другой вещий сон приснился крестьянину. Пришел к нему во сне старый ведун, да и говорит ему:
— Течет между колдовским лесом и вашим царством-государством темная река. Вода в той реке мертвая. Если вступит в ту воду кто живой – вмиг умрет! Редкая птица долетит до середины той реки – падает замертво от тумана, который никаким ветром не развеять! И есть через темную реку единый мост – Калиновый. Не миновать того Калинова моста чуду-юду поганому. Пошли к Калинову мосту своих сыновей. Узок мост, и не то, что одного змея, рать целую можно у того моста сдержать!
Позвал утром к себе богатый крестьянин сыновей своих, да говорит:
— Сыны мои любимые! Много лет я растил вас, кормил да оберегал, пришло время и вам службу сослужить!
— В армию не пойду! – сказал старший сын.
— Пусть вон Ванька идет, — согласился сын средний, – у него здоровья больше, чем у нас двоих!
– Цыц! – сказал отец. – Я еще не все сказал. Служба ваша будет вот такая. Приснился мне вещий сон, что собирается напасть на нас чудо-юдо поганое из колдовского леса. Все истоптать, сжечь, а нас и скотину нашу сожрать. А еще приснился мне старый ведун, который посоветовал встретить Змея трехглавого у Калинова моста, что через Черную речку перекинут. Ту речку вброд не перейти, а мост узок. Если не пощадите живота своего — не пропустите супостата на родную землю. И нет у меня другой надежды кроме вас, сыны возлюбленные, ибо стар я уже для дел ратных…
Промолчал в этот раз Федор, так как ничего утешительного по поводу вещих снов и старых пердунов в них не мог отцу сказать. Лишь головой покачал. И Степан промолчал, потому как отвлекся от слов отца, про поповну Софью Игнатишну вспомнив. Иван же из всего сказанного понял лишь то, что за отца надо какому-то чуду рыло начистить. На что он был всегда готов.
— Не беспокойся батюшка, — ответил с поклоном младший сын, — мы с братьями супостата завернем. А заупрямится – свернем башку, или сколько их там у него? А, не важно!
Обнял богатый крестьянин своих сыновей, уронил слезу каждому на грудь, вручил по котомке со снедью и благословил на подвиг ратный.
Вот пришли братья к Черной речке, нашли они и Калинов мост, что был через нее переброшен. У того моста стояла старая замшелая избушка, наполовину в землю вросшая. Решили в ней остановиться. Сели за дубовый стол и стали решать – кому ночью в дозор первому идти. Предложил старший брат в «камень-ножницы-бумагу» сыграть. На раз-два-три Федор выкинул «бумагу», Степан – «ножницы», а Иван муху поймал.
– У нас со Степкой ничья, – сказал старший брат, — значит тебе, Ванька, первому в дозор идти.
Поужинали, чем Бог послал. Старшие братья спать на лавки легли, а Иван взял оглоблю, что из дома прихватил, да к мосту отправился. Уходя, он сказал братьям:
— Может быть, я на смертный бой иду, братья! Спите в полглаза, да слушайте в пол уха: как будет мне невмочь, свистну я богатырским посвистом – бегите выручать меня!
– Ну, свисти… — сказал старший брат.
– Прибежим, а как же! – согласился средний.
Вот пришел Иван к Калинову мосту, встал под ним, оперся на на оглоблю, да и задумался…
В полночь деревья зашумели, ночные птицы закричали, земля задрожала и Иван насторожился. Раздался страшный грохот и на мост въехал на вороном коне трехглавый змей. На середине моста конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился. Змей огрел шелковой плеткой коня по бокам, черного ворона по крылу, а пса по ушам:
— Что же ты, тварь копытная, спотыкаешься, ты черное перо топорщишься, ты, морда пёсья щетинишься? Или почуяли Ивана крестьянского сына? Так он еще не родился, а если родился, так на войну не сгодился! Я его на одну ладонь положу, другой прихлопну – только мокрое место останется!
Тут из-под моста на кривых ногах выбегает Иван, пальцы веером, сопли пузырем и, размахивая оглоблей, говорит змею трехглавому:
– Ах ты тварь поганая, жертва генной инженерии! Я не только успел родиться, но и на собственных ногах сумел сюда явиться, чтобы тебе, уродина, из шей твоих косичку заплести!
— Ты погоди, добрый молодец, дубиной размахивать. Не лучше ли дело миром решить? Давай межу отсюда и до моря проведем. Все, что по правую руку – твоё, что по левую – моё. А чтобы ты не сомневался, я и договор писанный кровью заготовил. Вот, почитай…
Не умел Иван читать, да и умников не любил – родных братьев хватало. Махнул он оглоблей, да и сшиб змею голову. Зашипели оставшиеся две, огнем заплевали. А Иван где отскочил, где пригнулся – изловчился и отшиб змею вторую голову. Запросил тут змей поганый передышки. А Иван над ним надсмехается:
– Что ж ты, чудо-юдо поганое, только что похвалялся меня прихлопнуть, а лишь начав битву, отдыху просишь? Ну, ладно, сейчас оторву тебе третью голову, тогда и отдохнем…
Налетел на змея Иван, выбил чудище из седла, да и оторвал ему последнюю голову. Вороного коня словил, к перильцам привязал, а змея обезглавленного, под мост сбросил. Туда же и головы его закатил. После отвел Иван коня змея в ближайший овражек, стреножил и оставил на травке пастись, а сам в избушку воротился.
Приходит он и видит – спят братья богатырским сном. Свистнул тогда он молодецким посвистом, да только братья не проснулись. Лишь старший бросил в него лаптем, и проворчал спросонья:
– Не свисти, дурень, денег не будет…
Ничего не стал рассказывать Иван своим братьям. Вечером сели они опять за стол решать: кому в дозор ночью идти. Опять решили разыграть. На раз-два-три старший выбросил «камень», а средний — кукишь. Иван увидел кукишь и свалился от смеха под стол.
– Я выиграл, – сказал Федор.
– Конечно, старший брат, – задумчиво ответил Степан, шевеля большим пальцем, зажатым в кукишь, – только вспомнил я, что приглашала меня Софья Игнатишна эту ночь провести с ней в часовне, за молитвой…
– Молитва к Богу – это важно! – согласился Федор. ¬– Ничего, что до часовни десять верст – для бешеной собаки, сто верст не крюк… Видно придется тебе, Ваня, опять в дозор идти.
Иван уважал набожных людей, поэтому молча взял краюху хлеба, свою любимую оглоблю и отправился к Калинову мосту. Встал он, как и накануне, под мост и затаился.
В полночь деревья зашумели, ночные птицы закричали, земля задрожала и Иван покрепче сжал своё оружие. Раздался страшный грохот и на мост въехал на вороном коне шестиглавый змей. На середине моста конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился. Змей огрел кожаной плеткой коня по бокам, черного ворона по крылу, пса по ушам:
— Что же ты, тварь копытная, спотыкаешься, ты черное перо топорщишься, а ты морда пёсья щетинишься? Или почуяли Ивана крестьянского сына? Так он еще не родился, а если родился, так на войну не сгодился! Я его одним щелчком убью!
Выскочил Иван из под моста, пальцы веером, сопли пузырем и, покручивая оглоблю над головой, крикнул он змею:
– Ах ты тварь поганая, образина многорылая! Я не только успел родиться, но и на собственных ногах сумел сюда явиться! Не подстрелив ясного сокола — рано шкуру делить! Не узнав доброго молодца — в общем, сейчас сам получишь такого щелчка…
Налетел Иван крестьянский сын на змея и давай его по головам оглоблей молотить. Но только он одну голову оторвал змею, как тот подхватил ее, чиркнул по ней своим огненным пальцем – на обрубке шеи две головы вместо одной выросли! Дунул змей огнем на Ивана – чуть живьем не зажарил. Едва увернулся. Изловчился он, опять отхватил змею его новые головы. Вжик, и из шеи уже четыре головы торчат. Смекнул тут Иван, что нужно делать: начал он с этой стороны змею головы сшибать. Хоть и нелегко было от дыхания змеиного уворачиваться, но скоро из шеи чуда-юда уже торчало столько голов, сколько Иван и сосчитать не мог. Завалился чудо-юдо набок, упал с коня своего , сломал перильца моста, да и канул в Черную речку!
Поймал Иван чудо-юдова коня, собрал оторванные головы и сложил их под Калинов мост. Жеребца определил он пастись в тот же овражек, что и первого, а сам в избушку воротился. Братья спали на лавках, сладко посапывая во сне. Степан, успевший уже вернуться с молитвы, еще и выпячивал губы и причмокивал. Видно икону во сне целовал…
Вечером Федор подошел к Ивану, положил ему руку на плечо и сказал:
– Ты, Иванушка, у нас младший, третий брат. В эту ночь ты пойдешь в дозор по праву рождения! И помни, мы придем к тебе на помощь по первому зову!
Не нашел что ответить Иван, взял котомку с краюхой хлеба, положил на плечо свою верную оглоблю и отправился к Калинову мосту. Только отошел от избушки, смотрит, идет ему навстречу седой старец. Подошел он к Ивану и говорит:
– Нелегко тебе придется этой ночью, Иван. Старшего брата чудо-юдо девятиглавое ни меч… ни дубина не берет. Потому, что смерть его на конце иглы, а та игла – в яйце. А яйцо…
– Спасибо, дедушка, уж где яйцо у змея, я как-нибудь разберусь. Не дурак, чай…
Поклонился Иван старцу, да пошел своей дорогой. Спрятался он под мостом, сидит, оглоблю обнимает, да хлебушек жует. Вот в полночь деревья зашумели, ночные птицы закричали, земля задрожала. Раздался страшный грохот и на мост въехал на вороном коне девятиглавый змей. На середине моста конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился. Змей огрел железной плеткой коня по бокам, черного ворона по крылу, пса по ушам:
— Что же ты, тварь копытная, спотыкаешься, ты черное перо топорщишься, а ты морда пёсья щетинишься? Или почуяли Ивана крестьянского сына? Так он еще не родился, а если родился, так на войну не сгодился! Я дуну – от него только прах останется!
Тут выскакивает из под моста Иван, пальцы веером, сопли пузырем, оглобля над головой так и летает! Кричит он змею:
– Ах ты тварь поганая…
– Опаньки, Иван крестьянский сын собственной персоной! – удивленно воскликнул змей всеми девятью головами. – Что ты тут ночью делаешь?!
— Тебя чудо-юдо восьмиглавое встречаю!
– Девяти… А зачем?
– Чтобы не пустить тебя в наше царство государство тридесятое.
– Ну, со своей палкой ты разве что пса моего прогонишь. И то не факт…
– Твои младшие братаны тоже похвалялись, да только где они теперь?
– А и правда, где?
– Да вон же, в Черной речке купаются! – указал рукой Иван.
Повернул змей свои головы к реке, а Иван со всей дури как сунет ему оглоблю между ног! Змей и задохнулся. Посинел, позеленел и тихонько боком сполз с коня своего. Сковырнул его Иван палицей своей через перильца – не стал уж иголку искать. Решил, что, судя по виду змея, та сама от удара сломалась.
Поймал он вороного жеребца чуды-юды, из овражка двоих других прихватил и привел всех троих к избушке. А там старшие братья спят – от храпа стены дрожат. Разбудил он их, да и спрашивает:
– Сладко ли вам спалось, братья?
– Хорошо. Комары да мухи и те куда-то исчезли…
– Ну, пойдемте, покажу я вам, какие тут комары водятся!
Привел братьев к Калинову мосту, показал им головы змеиные и рассказал, что с ним в эти ночи приключилось.
– Дела! – почесал затылок Степан.
– Но ты не сомневайся, Иван, — сказал Федор, – если бы эти гады через тебя прорвались, мы бы со Степаном тебя не подвели! Считай, что мы тебя прикрывали.
– Да, мы же не виноваты, что они такие хилые оказались… – поддержал старшего брата Степан.
Обнялись братья, вскочили на коней и отправились домой.
Выслушав рассказ Федора об их подвигах на Калиновом мосту, богатый крестьянин решил, что его сыновья выросли. Передал он хозяйство старшему сыну, наказав младшим во всем ему помогать, а сам отошел от дел.
Обошел Федор обширное хозяйство отца, почесал в затылке, да и создал артель из деревенских мужиков. Теперь они все вместе пашут, сеют, да скот разводят. А Федор за всем этим смотрит: где добрым советом поможет, где твердой рукой поправит. Не то, чтобы без его участия мужички не справлялись. Может быть, даже бы еще и лучше у них дела шли, но ведь не зря народная мудрость гласит: кто умеет — сам делает, а кто не умеет — учит.
Молитвы поповны Софьи Игнатишны не пропали даром – послал ей Бог дочь, крепкую, да румяную, в четверть пуда! Как взглянул отец Игнат на внучку, так и позвал на исповедь Степана. Люто исповедовал – крестом и кадилом. И признался Степан на исповеди, что больше жизни любит он Софью Игнатишну, что во всех своих прежних девушках искал лишь ее чистый образ. И что примет дар Божий – девочку, с трепетом и любовью, как дочь родную. За свою душу честную, да светлую и любовь к Богу, стал Степан не только зятем батюшки, но и старостой церковным. Видно убедил Степан батюшку в своем раскаянии, или тот сам захотел в это поверить. Да только народ у нас не такой доверчивый, да и шило в мешке не утаишь. А у Степана было еще то шило…
А Иван вскорости снова в избушку перед Калиновым мостом вернулся. А вдруг опять какая мерзость из Колдовского леса сунется? Да не один вернулся — жену привел, молодую да пригожую: что называется, ни в сказке сказать, ни пером описать! Может и вправду дуракам везет? Не узнать теперь избушку у Калинова моста — терем! Только вот нечисть вся из тех мест разбежалась. Стали люди без боязни через лес ездить – купцы из других царств государств, странники… Иван каждого встречал на мосту, оглоблей не размахивал, но под рукой всегда имел. Видя здоровенного мужика с лесиной поперек дороги, люди осторожно спрашивали:
– Проехать-то можно?
– Та мооожно! – отвечал, радушно улыбаясь, Иван.
Всяк проезжавший через мост, обычно, чем-нибудь одаривал Ивана: то деньгами, то товаром каким. В память о подвигах его ратных. А как не одарить, если по-другому не проехать?
1
Задания по литературе для 5 класса 7. Подготовьте рассказ об Иване — крестьянском сыне.
6 ответов:
3
0
Иван Крестьянский сын, герой одноименной народной сказки, представляет собой образ русского богатыря, который найдет выход из любой беды, который и сам спасется и спасет тех,кто доверился ему. В сказке герой побеждает не только трех змеев, но решивших отомстить им чудо-юдовых жен и главную змеиху.
Иван крестьянский сын очень храбрый, подчас бесстрашный, сильный, уверенный в своих силах, иначе — настоящий богатырь, защитник слабых и обездоленных. Ничего не смогли сделать с ним чудо-юды и их жены.
1
0
Рассказ о герои русской народной сказки «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо».
Главным героем этой сказки оказывается младший из братьев , Иванушка, которого старшие братья даже не хотели брать с собой на бой с чудом-юдом. Но Иван сразу показал свой характер и настоял, чтобы ехать с братьями.
Он был самым ответственным среди своих братьев, и когда те думали об отдых, Иван размышлял о том, как будет биться с Чудом-юдом.
Когда в дозор пошел старший брат, Иванушке не спалось и он пошел проверить как там дежурит его братец. Обнаружив того спящим Иван не стал будить брата а дождался Чудо-юдо и сразился с ним. В этой битве Иван проявил себя настоящим русским богатырем и бился без роздыха, до полной победы. То же повторилось во вторую и третью ночи.
Но мало показалось Ивану просто одолеть трех змеев, решил он хитростью разузнать, не затевают ли чего против братьев их родственники. В этом сказалась предусмотрительность Ивана, спасшая жизнь и ему и его братьям.
Иван Крестьянский сын — не просто сын определенного крестьянина, он собирательный образ народного богатыря, близкого к земле, бесстрашного, сильного и хитрого.
1
0
Для того, чтобы написать рассказ об Иване-крестьянском сыне — нужно для начала прочитать рассказ или хотя бы краткое содержание. Чтобы понять о чем идет речь в произведении. А затем ребенок по памяти может написать о событиях происходивших в сказке. Это и будет пересказом для того же читательского дневника. А учителю будет сразу ясно, что ребенок читал во время каникул рассказ.
<hr />
Главный герой — Иван крестьянский сын. Это сильный бесстрашный и добрый человек. Он помогает слабым, убивает нежить и прогоняет злодеев прочь. Одним словом богатырь! Справившись с тремя змеями ему пришлось одолеть чудо-юд и их поганых жен. Задания оказались по плечу мужчине и жизнь пошла в деревне спокойная.
<hr />
1
0
Можно написать рассказ, придерживаясь следующего плана:
- Место Ивана в семье.
Иван-крестьянский сын жил в дружной крестьянской семье, которая работала с утра до ночи, не ленилась, была очень трудолюбива. В семье помимо Ивана было еще двое старших братьев.
- Появление Чуда-юда.
Покой крестьян нарушило однажды чудище поганое, которое вознамерилось погубить всех людей, а их жилища спалить огнем. На борьбу с Чудом-юдом отправилось трое братьев.
- Поведение Ивана в бою с Чудом-юдом и его главные черты характера.
Главные черты характера героя мы узнаем из поединком с чудовищем. Иван, в отличие от своих братьев, серьезно отнесся к беде своего народа, оказался далеко не легкомысленным, но отважился сражаться в одиночку. Сражался он храбро, отважно, с чувством собственного достоинства.
- Как Иван победил Чудо-юдо.
Иван-крестьянский сын оказался и очень сообразительным: так, во втором поединке он додумался засыпать Чуду-юду глаза песком, а в третьем поединке он догадался, что сила чудовища располагается в его огненном пальце. Иван отрубил его и одержал победу.
- Поход за Калинов мост.
Победив Чудо-юдо, Иван не потерял бдительности, он решил отправиться за Калинов мост напрямую в царство страшных чудовищ. Он пробрался к каменным палатам, услышал разговор матери и жены Чуда-юда о том, как те собираются убить братьев. Но Иван смог обхитрить и их.
1
0
Иван крестьянский сын — это герой русской народной сказки. Ещё будучи мальчиком малым Ванюша разгадал сон царя и взялся добыть для него коня волшебного, победив змея с 12-ю головами. И такой могучий был Иван, что не мог найти себе лошадь, которая выдержит его силу. Лишь доброе сердце и умение признавать свои ошибки, когда Иван повинился перед незнакомым стариком, помогли богатырю отыскать себе достойного жеребца. Это очень важные качества для будущего героя, владеющего великой силой.
После этого поехал Иван и убил сыновей змея, а затем и его самого. В этом эпизоде показано умение могучего богатыря сражаться на равных с чудищами лютыми.
Затем Иван превратился в кота и подслушал, что замыслили змеиха и три её снохи. Тут показана мудрость Ивана.
Далее у крестьянского сына отобрали змеевого коня, но он прислушался к совету незнакомого калеки и три года перевозил людей через речку бесплатно. Здесь мы видим отсутствие гордыни у Ивана, его целеустремлённость и готовность идти к намеченной цели, невзирая ни на что.
У крестьянского сына получилось вернуть и змеева коня и царевну, которую ранее пришлось обменять на этого самого коня. Тут раскрывается удачливость Ивана.
Очевидно, что в этой сказке пред нами предстаёт образ настоящего богатыря: отважного, доброго, настойчивого и мудрого. Иван — это герой из простого народа, которому всё по плечу.
1
0
В этой фантастической сказке образ Ивана — крестьянского сына представлен весьма неоднозначно: сначала он достаточно слабый, так как его не хотят брать с собой старшие братья, а так же немного простоват, что весьма характерно для персонажей русского фольклора с таким именем, но потом Иван становится богатырём и побеждает врага русского люда, который нападал на села и деревни, нанося урон — двенадцатиголовое Чудо-юдо. Действует Иван не только смелостью, но и хитростью, проявляя крестьянскую смекалку, которая помогает ему раскрыть коварный план по уничтожению его братьев, задуманный сёстрами и матерью поверженного чудища.
Читайте также
Чтобы проверить выбор своих сыновей в сказке «Царевна-лягушка» царь дает женам сыновей три задания — испечь каравай, сшить ковер и появиться на балу.
Иван царевич перед каждым заданием грустил, так как не верилось ему, что его лягушонок сможет сделать что-то путное, но вышло как раз наоборот.
Каравай у лягушки оказался просто чудесным, с городами и дворцами, с птицами и зверями. Царь приказал каравай старшей снохи унести псам, каравай средней решил съесть от большой нужды, а вот каравай царевны лягушки захотел есть по праздникам.
Ковер у Лягушки также получился лучше всех. Если ковер жены старшего сына царь велел лошадей покрывать, среднего сына у ворот стелить, то ковер царевны лягушки по праздникам расстилать.
Больше всего боялся Иван Царевич пира, но и тут его ждало потрясение. Вместо лягушки приехала в золоченой карете Василиса Премудрая, красавица из красавиц, а перед каретой и скороходы бежали и конники ехали.
На пиру Василиса также затмила всех, а как пошла танцевать, так махнет одной рукой — озеро, махнет второй — белые лебеди плывут.
Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией.
Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе яге.
Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.
Во времена правления русского царя Ивана Грозного в Россию был доставлен печатный станок из Польши.
Царь заказал его для того, чтобы начало развиваться книгопечатание на Руси.
Кроме станка был построен печатный двор, а также приглашен первопечатник Иван Федоров, под руководством которого была напечатана первая книга «Апостол».
Самым первым читателем этой книги был сам царь Иван Грозный.
Он одобрил книгу и положил начало книгоиздательству на Руси.
Через какое то время стали появляться первые профессии связанные с книгопечатанием — это авторы произведений, корректоры, художники, редакторы и различные рабочие типографий.
Страницы старинных книг узнать несложно. Старая бумага, как плотная так и тонкая,часто может быть пожелтевшей полностью или частично. Кроме того,бумага от времени может пересохнуть и стать более ломкой,
из-за чего у начинаются фрагменты страниц.Если рассмотреть текст старинных книг,то можно увидеть,что их орфография существенно отличается от современной. Присутствуют буквы,которые уже давно не используются.
Сказка «Царевна Лягушка» не может не понравится, ведь это одна из самых известных русских народных сказок и о любви к ее героям говорит тот факт, что собирателями сказок собрано не менее 20 различных вариантов этой сказки.
Это волшебная сказка, ведь в ней мы встречаем волшебные превращения, сказочных существ, долгое путешествие главного героя и счастливый финал.
В этой сказке мы находим все традиционные элементы русских сказок.
Есть в ней зачин:
Есть в ней конечно же концовка:
Есть присказки:
Есть троекратные повторы: три задания царя, трем сыновьям, три помощника у Ивана в дороге.
Ну и постоянных эпитетов в этой сказке много, например саму Василису зовут Премудрой, Кощея — Бессмертным, солнце оказывается ясное, столы дубовые, а скатерти узорчатые.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?
В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван. Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.
2. Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.
3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.
4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?
Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.
5. Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?
В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану. И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).
На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.
6. Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.
7. Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.
Иван- крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.
И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.
На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.
Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.
Обогащаем свою речь
Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:
– Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали…
– Затужили старик со старухой, загоревали…
– В некотором царстве, в некотором государстве…
– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.
Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:
– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:
– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.
Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.
Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.
Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.
Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.
Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.
– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.
Вышел тут Иван перед врагом:
– Зря похваляешься, как бы не опозориться!
– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?
– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.
– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!
Отвечал тогда Иван чуду-юду:
– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!
И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!
После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.
А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…
Литература и изобразительное искусство
Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представляете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.
В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.
Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь составить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие особенности народных сказок вам кажутся важными?
Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.
Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).