Подготовить рассказ о жизни и творчестве л н толстого

В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием - это повести детство, написанные л. толстым и, позже, м.

В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием — это повести «Детство», написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким. Оба произведения автобиографичны – в них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.
Почему Толстой и Горький решили обратиться именно к этой поре своей жизни? Что они хотели сказать читателю? Думаю, оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло. В детстве, по мнению Толстого и Горького, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым.
Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер Карл Иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив.
Конечно, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Однако из них он делает правильные выводы. Это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом). Это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней Натальей Савишной). Это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее.
С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести Горького. Ее герою Алеше не так повезло, как Николеньке. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки. Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки.
Конечно, такая обстановка угнетала маленького героя. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка, которая стала для Алеши «лучом света». Только она дарила внуку так необходимую ему любовь, ласку, заботу. Без них, я думаю, Алеша превратился бы в озлобленного или пропащего человека, как многие вокруг него. А этот герой нашел в себе силы остаться добрым, справедливым, милосердным. И в этом он похож на Николеньку Иртеньева, который тоже всегда стремился к добру и справедливости.
Таким образом, повести «Детство», написанные Толстым и Горьким, — это не только образцы «высокой» литературы. Это еще и ценные психологические документы, которые раскрывают внутренний мир ребенка, достоверно и ярко передают его переживания, показывают, что влияет на формирование характера маленького человека.
Толстого и Горького с полной уверенностью можно назвать писателями-гуманистами, ведь они в своем произведении призывают к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Именно поэтому, как мне кажется, их повести «Детство» стоят в ряду лучших произведений отечественной и мировой литературы.

В 1857 году была напечатана повесть «Юность» Толстого. Краткое содержание двух предыдущих повестей, «Детство» и «Отрочество», придётся прочитать всем тем, кто хочет знать больше о главном герои «Юности». Повесть является частью псевдо-автобиографической трилогией.

Главного героя повести зовут Николай Иртеньев. В третьей части трилогии он представлен уже юношей. Николай готовится к вступительным экзаменам в университет. Для главного героя настало время всерьёз задуматься о своём будущем и о выборе жизненного пути. Иртеньев стремится к самодисциплине и нравственному самосовершенствованию. Для этих целей он заводит специальную тетрадь, чтобы записывать свои жизненные принципы, которым он намерен неукоснительно следовать. Помимо этого, Николай исповедуется, стараясь вспомнить даже самые давние и уже забытые грехи. После исповеди главный герой чувствует себя родившимся заново.

Поступив в университет, Иртеньев ощущает себя взрослым и отправляется со своими друзьями в ресторан, чтобы отметить зачисление. Николай внимательно наблюдает за поведением своих знакомых. Дмитрий Нехлюдов – образец нравственности. Он не пьёт, не курит и не играет в азартные игры, как другие. Однако Николай решил подражать Дубкову и Володе. Главный герой пьёт шампанское и курит папиросу.

На следующий день Иртеньев отправляется с визитами к знакомым своих родителей. Отец считает, что его сын стал взрослым, а значит, должен привыкать к светской жизни. Николаю скучно в обществе малознакомых людей. Только с Дмитрием Нехлюдовым он может позволить себе быть собой. Дмитрий приглашает друга в своё имение. После долгой душевной беседы с Нехлюдовым у главного героя появляется желание с ним породниться. Дмитрий может жениться на его сестре, или он сам женится на сестре Дмитрия. На следующий день главный герой едет в деревню, где придаётся детским воспоминаниям. Здесь он много размышляет о матери, о своём месте в этом мире и наслаждается всеми прелестями деревенской жизни.

Иртеньев-старший женился во второй раз. У детей не складываются отношения с мачехой. Через несколько месяцев после женитьбы отец Николая и сам начинает чувствовать ненависть к новой жене.

Николай разочарован своей студенческой жизнью, которую он представлял по-другому. Главный герой продолжает общение с Нехлюдовым, не пренебрегая при этом студенческими кутежами, за что Дмитрий его осуждает. Новые знакомые Николая не отличаются благонравием. Они ждут от жизни, прежде всего, удовольствий, не задумываясь над тем, каким образом они будут получены. Главного героя раздражает светское общение, которое он считает слишком лицемерным. Под влиянием новых друзей Николай забывает об учёбе и увлекается погоней за удовольствиями. Результатом становится провал на экзаменах.

Иртеньев запирается в своей комнате, чувствуя стыд и отчаяние. Он разочарован жизнью и не хочет ни с кем разговаривать. Однажды Николай находит тетрадь, в которую записывал правила жизни. Юноша испытывает раскаяние и долго плачет. Николай решает следовать своим правилам и дальше. Но теперь он намерен никогда от них не отступать.

Характеристика персонажей

Николай Иртеньев

Главный герой повести невольно вызывает симпатию читателя. Николая отличается самостоятельность, которая возникла вследствие его продолжительного одиночества. Юноша растёт без матери. Отец постоянно занят. С сестрой можно обсуждать далеко не все темы. Главный герой принимает решение заняться самовоспитанием. Он испытывает острую потребность в нравственном стержне, без которого, по его мнению, невозможно прожить свою жизнь достойно. Религия становится для молодого человека одним из способов достигнуть нравственного идеала. Николай верит, что искреннее раскаяние в грехах на исповеди сможет очистить душу. Однако религии оказывается недостаточно. Юноша начинает придумывать собственные правила, следование которым должно сделать его ещё совершеннее.

Как и многие молодые люди его возраста, Николай склонен быстро увлекаться и так же быстро разочаровываться. Студенческая жизнь кажется ему очередной ступенью к нравственному идеалу. Посещение «храма науки», как и посещения Божьего храма, должно возвысить главного героя, способствовать совершенствованию его моральных качеств.

Заблуждения о студенческой жизни

В реальности студенческая жизнь оказалась не такой, какой её ожидал увидеть Николай. Студенты не только далеки от нравственного идеала, они к нему и не стремятся. Главный герой пытается найти радость жизни в запретных удовольствиях, но и они, в конце концов, его разочаровывают и доставляют огромное количество хлопот.

В конце повести юноша приходит к выводу о том, что начал свой путь правильно, но затем сбился с него. Николай ставит перед собой задачу вернуться на путь истинный. Главный герой вновь принимает решение осознанно и самостоятельно, не испытывая давления извне.

yunost tolstogo 03Николай бессознательно тянется к человеку, который соответствует его представлениям о нравственном идеале. Нехлюдов становится «альтер эго» главного героя. Но в отличие от Николая, Дмитрий не ставит перед собой цели приобрести высокие моральные качества. Такими качествами он обладает от рождения. Нехлюдову не приходится прикладывать каких бы то ни было усилий, чтобы стать «правильным». Убеждение о том, что пить, курить и придаваться различным формам разврата – это зло, является его внутренним ориентиром. Это такое же неотъемлемое и неизменное его качество, как, например, цвет волос или глаз. У Нехлюдова нет необходимости прятаться от всевозможных соблазнов, от которых так неистово пытается уберечь себя Иртеньев. Дмитрий просто не представляет, что его поведение может быть каким-то другим. Любое иное поведение, отличное от того, которое он имеет, для него противоестественно.

Следует отметить, что Дмитрий не пытается казаться «хорошим», не проявляет ханжества. Все его действия полностью искренни и соответствуют его внутренним моральным установкам. Дмитрий никогда не навязывает окружающим свой «моральный кодекс», однако считается необходимым сделать замечание оступившемуся другу.

Главная идея повести

Юность – один из самых непростых периодов в жизни человека. Она знаменует собой переход в новую жизнь. Не совершить роковую ошибку поможет самоконтроль и участие близкого человека.

Анализ произведения

Значительное место в повести отведено размышлениям главного героя, описанию его ощущений. В произведении мало событий. Автор решил посвятить свою повесть внутреннему миру Николая. События, как таковые, необходимы только затем, чтобы показать движения души главного героя, его реакцию на происходящее.

semeynoye schastye 040 Роман обращается к теме семейной верности, взаимопонимания и жизни ради счастья другой половинки как единого правильного пути.

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ

(Трилогия, 1851 — 1855)

Иртеньев Николенька (Николай Петрович)

— главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство». В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.

Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

«Отрочество». Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее». Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».

Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».

«Ю н о с т ь». Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

Юность (значения)

«Юность»
— третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого , впервые напечатана в 1857 году в журнале Современник
№ 1 . Книга описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.

Персонажи

  • Николай Иртеньев — от его имени ведётся повествование
  • Володя — брат Коли
  • Сонечка — первая возлюбленная Коли
  • St.-Jérôme — гувернёр Николая
  • Дубков — приятель Володи
  • Дмитрий Нехлюдов — друг Николая
  • Иконин — товарищ Николая, сокурсник Николая
  • Авдотья — мачеха Николая
  • Варенька Нехлюдова — сестра Дмитрия, возлюбленная Николая
  • Семёнов — сокурсник Николая
  • Зухин — товарищ Николая, друг Семёнова

Сюжет

Сюжет повести описывает университетскую жизнь Николая и его товарищей-сокурсников в пору юношества.

Объём сюжета по сравнению с прошлыми частями трилогии («Детство» и «Отрочество») стал намного больше и раскрепощённей.

Повесть наполнена философскими размышлениями и различными событиями, которые могут произойти с любым юношей.

Оценки

  • Дружинин отозвался о «Юности» весьма положительно, но с достаточно суровой критикой:

«Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиогномию.

Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым…

…избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками.

Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“. Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете»

  • Некрасов не написал Толстому о «Юности» ни слова.
  • Чернышевский выход «Юности» воспринял сдержанно.

Калина

Teffi
,
извините, что я сейчас начну, может, безбожно оффтопить. Но вы сами вашим первым постом переключили внимание на параллельные темы (впрочем, я согласна переместить этот пост в любое подходящее место, которое мне укажут)

Затронула меня тема преподавания в школе. Сама я уроки литературы, если честно, уже плохо помню. Да и не было особых поводов вспоминать. Но вчера меня вдруг эта тема (и прочитанная параллельно тема о Наташе Ростовой) «завела». Я взглянула на «обычный школьный урок литературы» с точки зрения меня сегодняшней.

Во-первых, вдруг подумалось, что есть нечто порочное в обсуждение на уроке литературы книжных героев так, словно они действительно жили. Все-таки мир текста, даже так
называемых текстов реализма, — это квазиреальность. Возможно, мир Толстого не менее фантастичен, чем мир Толкиена. Только проверить мы это
не можем.
Нет, понятно, что в частных разговорах, обмене впечатлений и пр. (как на этом форуме, например) обсуждение героев как
реальных людей, а их поступков как реальных действий, вполне нормально и естественно. Но вот попытка сделать глобальные выводы в рамках урока
литературы, при этом еще и с явно воспитательной целью — это уже что-то не вполне адекватное.

Но даже если здесь я не права. Если
даже допустить, что такая квазиреальность — это прекрасный инструмент для достижения воспитательных целей, формирования морально-нравственных
ориентиров и пр., меня еще смущает во-вторых.

Во-вторых получается вот что. На уроках литературы предлагается взглянуть на
героев как на живых людей. Поднять их до уровня реальности, сделать живыми, осязаемыми и равными нам.

И вот этих героев
предлагают обсудить, осудить и потоптать кому? Аудитории, состоящей из подростков 15-17 лет, которых распирает от возрастного скепсиса, цинизма
и перепадов гормонального фона. Которые просто не могут вследствие вышеперечисленного, а также все-таки недостатка культурного опыта,
влезть в шкуру людей другого возраста и другой культурной реальности. Они не могут еще даже понять, почему мама злится на то, что они гуляли
до двух ночи, не позвонив. Их беспокоят совсем другие проблемы. А им предлагают высказать свое мнение, оценить и пр.
Нет, я понимаю, что
каждый имеет право на свое мнение. И подросток, чей мозг наполнен только картинками из play-boy тоже. Но фокус в том, что они часто не
хотят читать предлагаемую литературу. А если, понуждаемые, читают, то мнения у них просто не формируется, потому что это все от них
далеко-далеко. Но их же заставляют это мнение формулировать. И, страшно сказать, какой воспитательный эффект это может дать.
Заставят
такого молчела прочитать «Анну Каренину». Его тошнить будет немениемо. От героини. От ее эмоциональности и прочего. И как он будет потом к
женщинам относится?

И, подумалось мне, а может и здорово, что в наших учебниках пишут всякую лабуду. Что Анна Каренина прекрасна во
всех отношениях, а Наташа Ростова еще лучше. Потому что не надо осуждать всех огульно. Меня тошнит от Наташи Ростовой в последних главах романа.
Но если бы прыщавый юнец у меня на уроке (гы-гы-гы, именно по этой причине не хочу работать в школе) начал мне в лицо говорить, какая
гадость ваша заливная рыба родившая недавно женщина, то я бы сказала что-нибудь нецензурное.

Извините за длину.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого — постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» — все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника . В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя — Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя . Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

ptransfa255c

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович — заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве — великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

39e03fd53bd352827885

Композиционная доминанта рассказа — противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал — праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы — Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем — тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва — инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

e81 Posle bala 4e81

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Творчество Л. Н. Толстого
было признано во всем мире, много русских и зарубежных писателей , которые восхищались работами великого автора. А. П. Чехов
в своих упоминаниях писал — что Толстому принадлежит первое место среди русских деятелей искусства. Анатоль Франс
также известный французский писатель утверждал, что «Толстой
наш общий учитель »
. Множество интересных драм, повестей, рассказов и три гениальных романа были созданы Л. Н. Толстым
«Анна Каренина»
, «Война и мир»
, «Воскресенье»
. Произведения великого автора стали знаменитыми на весь мир и до настоящего времени не перестают удивлять читателей своими уникальными сюжетами и героями.

Первые написанные произведения писателем на первый взгляд автобиографичные (биография)
. В 1852 г. была написана трилогия
«Детство»
, в 1854 г. «Отрочество»
, в 1857 г. «Юность»
. Главный герой произведения Николенька Иртеньев
, чуткий, впечатлительный и склонный к самоанализу мальчишка, сильно уж напоминают самого Льва Толстого
. В рассказах о Николеньке автор показывает, что в душе мальчишки постепенно возникает критическое отношение к обществу, растет желание к лучшей жизни , пытается быть честнее людей , которые его окружают. При анализе поведенческих факторов характера персонажа (Николеньки
), многие литературоведы и просто любители произведений Льва Толстого
, сделали выводы, что автор писал персонаж с самого себя.

В 1844 году Толстой
поступил в Казанский университет
, после чего неожиданно для всех покидает его в 1847 году, и едет в усадьбу Ясная Поляна
, которая принадлежит ему. Данный период жизни Толстой
описал в своем произведении «Утро помещика»
. Герой произведения помещик Нехлюдов
пытается улучшить тяжелую жизнь крепостных, вникнуть в их проблемы и помочь нуждающимся. У молодого помещика ничего не выходит он сталкивается с недоверием крестьян и нищетой, с которой невозможно бороться. Около четырех лет Толстой
проживает в своей усадьбе и короткое время в Петербурге и Москве где писатель не может найти себе дело по душе. В 1851 году Лев Толстой
уезжает на Кавказ и поступает на военную службу . Данный поступок удивил людей знающих Толстого: как это человек с графским титулом, имеющий связи среди влиятельных людей, будучи богатым помещиком с возможностью без усилий построить в столице блестящую карьеру отказывается от всего этого.

На Кавказе Толстой
пытается узнать жизнь простого народа и сблизится с казаками, среди которых он оказался. О жизни на Кавказе и о своих впечатлениях, о казаков и мнениях в эту пору Лев Толстой
поведал в повести «Казаки»
— (Ромен Роллан
), «Песне своей юности»
о которой он поведал десять лет спустя. Эта повесть перекликается с произведениями таких авторов, как Пушкин «Цыганы»
, Куприн «Олеся»
и «Бела»
из произведения Лермонтова
«Герои нашего времени»
. В данной повести рассказывается история любви о человеке из культурного цивилизованного мира — Дмитрии Оленине
(дворянине) к казачке Марьяне
из простого народа. По мотивам повести Дмитрий Оленин оставляет Петербург и едет в Кавказ, где влюбляется в блестящую и жизнерадостную казачку Марьяну. Оленин пытается лучше узнать жизнь местного народа и сблизится с казаками. Мечта и желание не покидают героя повести, женится на Марьяне, в которую он был влюблен. Но у него не получается по настоящему сблизится с казаками. Еще с детства воспитанный как человек из высшего общества на Оленине остается отпечаток среды, в которой он вырос. Оленина не волнуют горести и радости окружающих его людей, он думает только о себе, что чувствуют казаки. Данное поведение неприемлемо у местного народа, что вызывает у Марьяны неприязнь к влюбленному Оленину. Чужим для всех в глупом одиночестве Оленину приходится покинуть казачью станицу , и вернутся в Петербург, который давно уже стал ему ненавистным.

Лев Толстой
принял участие в Крымской войне
, которая началась в 1853 году. Он воевал на самом опасном участке при обороне Севастополя — четвертом бастионе
, который прославился своими крупными и жесткими боями. По окончанию войны он написал повесть «Севастопольские рассказы »
. По мнению писателя, настоящие герои Крымской войны это — простые люди из русского народа, которым все нипочем за-ради долга, и которым присуща главная черта человека «все могут сделать». Толстой
представил героя как человека, который примет ужасные условия войны не за-ради креста, звания или угрозы, а из-за любви к родине, которую он защищает. Будучи солдатом, писатель противопоставляет дворян-офицеров, которые за-ради жалования или звездочки готовы затеять сражение с потерями сотни человек. Он писал, что дворяне-офицеры пытаются друг перед другом показать свою храбрость не жалея солдат, что каждый офицер маленький изверг, маленький Наполеон, который готов на все.

Вернувшись с войны, Толстой
поселяется в Петербурге, где у него возникают дружеские отношения с Чернышевским
, Некрасовым
и Тургеневым
. В этот период жизни Толстой
находит свое призвание и посвящает свою оставшуюся жизнь литературной деятельности . В 1862 году Лев Николаевич
женится на Берс Софье Андреевне
, которая стала ему преданным другом и незаменимой помощницей по жизни. С этого самого момента они жили в усадьбе Толстого
, которую почти ни когда не покидали. С большим старанием и упорством Лев Николаевич
работал над своими произведениями.

60-е годы девятнадцатого века Толстой
работал над замечательным и великим романом-эпопеей
, который станет знаменитым во всем мире «Война и мир»
. Данное произведение описывает русскую жизнь, протекавшую в начале XIX в. особенное внимание писатель уделил событиям Отечественной войны , которая началась в 1812 году. Количество персонажей в произведении «Война и мир»
насчитывает около 600 (шестисот
) человек, среди которых есть и рядовые участники войны, и выдающиеся исторические деятели . Такие персонажи как Пьер Безухов
и Андрей Болконский
изображены с большой симпатией, так как они подобно Толстому
искали в жизни настоящую правду, справедливость и человеческое счастье. Также в романе незабываемо изображены образы женщин, особенно красиво и ярко выражен образ Наташи Ростовой
. В данном произведении очень сильно проявилось умение Толстого
описывать человеческие переживания, умение которое оценил Чернышевский
в своем знаменитом выражении — он передавал «диалектику человеческой души «. Лев Николаевич
с необычайной силой сумел передать подьем патриотических чувств российского народа, которые испытали русские люди в 1812 году. Данным романом-эпопеей Толстой
показал, что русский народ, поднявшийся с борьбой за независимость, сыграл главную роль в изгнании французов из своей страны, чем обеспечил победу.

Многие литературоведы сказали, что нет другого произведения в русской литературе подобного «Войне и мир»
, где с такой силой и убедительностью были переданы величие и мощь русского народа. Роман Толстого
прозвали патриотическим, который остается дорогим для русских людей, имеющий всемирное значение . Французский писатель Луи Арагон
сказал — «Роман «Война и мир»
, — быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны».

В то тревожное смутное время , когда в России отменили крепостное право , стали меняться жизненные устои, на смену, которым пришли буржуазные отношения, в эту гряду перемен был написан роман «Анна Каренина»
. По словам писателя в жизни российского народа той эпохи все было «неясно и запутанно». Толстой в своем произведении «Анна Каренина»
показал, что высшее общество уродовало и искажало самые естественные человеческие чувства . По сюжету романа, судьба жены петербургского сановника Каренина
оказалась трагичной, искренняя и обаятельная Анна
полюбила другого человека, и данные чувства она не скрывала, за что была осуждена обществом. Данную любовь девушки к Вронскому
светские ханжи осудили как преступления, в котором она нарушила семейный долг.

В 60 — 70-е годы Л. Толстой
напряженно работал над созданием художественных произведений но, не смотря на свой тяжелый труд , он много отдавал сил общественной деятельности . В 1859 году Толстой
открыл школу для крестьян, как для детей, так и для взрослых, где сам был учителем, данная школа расположилась в поместье самого учителя в Ясной Поляне
. Также Лев Толстой
принял участие в создании двадцать одной школы на уездах Тульской губернии. Лев Николаевич Толстой
в 70-е годы составил детскую азбуку. В неурожайные голодные годы он помогал крестьянам.

С недоверием и враждой царское правительство относилось к педагогической деятельности Льва Толстого
. Сильное неудовольствие властей вызвала школа писателя расположенная в Ясной Поляне
(Яснополянская школа
). В усадьбе Толстого
власти правили обыск, который глубоко оскорбил писателя. Через некоторое время указанную школу совсем закрыли.

В конце 70-х и в 80-х годах раздумья Л. Толстого
о произволе помещиков и чиновников, неограниченной власти царя, о нищете и бесправии народа привели писателя к душевному кризису. После событий, которые произошли в жизни Толстого
, в его взглядах окончательно формируется мнение о российской жизни . Толстой
понимает, что «мерзость, преступность, жесткость той жизни», которую ведут люди из высших классов, улучшая свое благосостояние на муках народа, присуще в России.

1880 — 1900 гг. Толстой
в своих произведениях с особой силой бичует высшие классы общества. По выражению Ленина —
Лев Толстой
«обрушивается» на господ утопающих в роскоши и жестко угнетающих народ он гневно срывает с них «все и всяческие маски».

В повести «Смерть Ивана Ильича»
писатель обнародовал суровую правду той жизни имущих классов. Главный герой повести богатый чиновник, который перед смертью понимает повседневную жизнь людей его круга, построенную на лжи и лицемерии. Также в эти года был написан рассказ Л. Толстого
«После бала»
, который невелик по объему, но с большим глубоким смыслом . В данном произведении писатель также описал настоящую жизнь высших классов, показывая их лицемерие и лживость.

В 90-е годы Лев Толстой
создает свой последний роман «Воскресение»
. В данном романе писатель, как и в каком другом романе, описывает жизнь столичных богачей и высоких царских чинов . В своем романе писатель просто кидает вызов несправедливой власти царской России . Толстой
показывает чиновников как избалованных богатством и властью людей, которые не видят перед собой людей живших в нищете и в унижении. Данное отношение к людям Толстой
назвал преступным. Центральное внимание в романе уделяется страшным событиям связанные с судьбой Катюши Масловой
. Еще юной девушкой она служила горничной в семье помещиков, где ее соблазнил молодой князь Нехлюдов
, после чего бросил ее на произвол судьбе. Катюша на протяжении двух лет скиталась, не имея дома и копейки за душой, после чего попала в публичный дом. В те ужасные моменты жизни ее обвиняют в убийстве, которого она не совершала. Особо ярко, трогательно и незабываемо автор описывает переживания Катюши Масловой и князя Нехлюдова
, случайно увидевшего Катюшу на скамье подсудимых, он понимает свою неисправимую вину пред той еще молодой девушкой, но что-то уже изменить не возможно.

Последний десяток жизни для Льва Николаевича Толстого
был временем мучительных раздумий и недовольства собой. Толстой
отказался от помощи слуг, сам поохал землю, пилил дрова, носил воду домой, помогал крестьянам строить деревянные дома и класть печи. Из записи дневника 1907 года к нам дошли мысли великого писателя «С каждым днем все больше я страдаю от неравенства, излишества и богатства нашей жизни среди непобедимой нищеты и я не могу уменьшить данное неравенство. И в этом и есть тайный трагизм моей жизни».

1910 году в октябре месяце Толстой
82-х летнем возрасте уезжает из Ясной Поляны
, чтобы больше не возвращаться туда. В поезде Лев Николаевич Толстой
заболевает воспалением легких, что вынуждает писателя сойти на станции Астапова. 20 ноября через неделю как писатель сошел с поезда, в 1910 году великий человек умирает. Так закончилась жизнь Толстого Льва Николаевича
великого и могущего писателя, заслужено получившего мировую славу. Льва Николаевича
переправили со станции Астапова в Ясную Поляну
, где его и похоронили. Уже на тот момент его хоронили как героя и защитника русского народа со всеми полагающими почестями.

«Юность
» — третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников. Главные герои повести «Юность» Толстого
проживают насыщенную, интересную жизнь.

Толстой «Юность» главные герои

    • Николай Иртеньев — от его имени ведётся повествование
    • Володя — брат Коли
    • Сонечка — первая возлюбленная Коли
    • St.-Jérôme — гувернёр Николая
    • Дубков — приятель Володи
    • Дмитрий Нехлюдов — друг Николая
    • Иконин — товарищ Николая, сокурсник Николая
    • Авдотья — мачеха Николая
    • Варенька Нехлюдова — сестра Дмитрия, возлюбленная Николая
    • Семёнов — сокурсник Николая
    • Зухин — товарищ Николая, друг Семёнова

Иртеньев Николенька (Николай Петрович)
— главный герой , от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей , с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство
».

В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ , знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.
Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу , но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

«Отрочество
»

Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее».

Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».
Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни , о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».

«Ю н о с т ь
».

Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий , привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка , особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

Урок литературного
чтения по теме

«Л.Н.
Толстой. Рассказ-быль «Лев и собачка»

Цели урока:

  • Углубить
    знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни
    животных.
  • Развивать
    речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным
    чтением.
  • Воспитывать
    доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

Оборудование:

– портрет Л.Н.Толстого;
– картинки льва и собачки;

-сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”

Ход
урока

I.                 
Организационный момент

Учитель:
Прозвенел звонок на наш открытый урок. Добрый день, дети! Добрый день, гости!
Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит
наши сердца благородными чувствами.

Рефлексия:
покажите смайлик , отражающий ваше настроение в начале урока.

II. Проверка домашнего задания

— Пересказ рассказа Л. Н.
Толстого» Прыжок».

— Покажите иллюстрации и
расскажите, к какому эпизоду вы их нарисовали.

III. Разминка

Учитель:
Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с
вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание.
Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

А сейчас прочитайте
стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.

Ребята,
как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.)
Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух,
соблюдая выбранную интонацию.

– В последнее время на улицах
городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг,
которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть
собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака
шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное.
А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нем можете рассказать.

Рассказы детей: лев –
это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и
длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Учитель (добавляет):
Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной
силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда
они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

IV. V. Знакомство с новым
произведением

1. Организация художественного
восприятия произведения

Каждый человек в течение жизни
испытывает разные чувства: радость, грусть, печаль.

Учитель:

— Приходилось ли вам читать
грустные произведения? Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством
Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй, замечательный русский писатель
Л.Н.Толстой”.  

Отгадайте загадки и вы узнаете
о ком мы сегодня будем читать на уроке

1. С царственной гривой, с
гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)

2.Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

– Прочитайте, как называется
рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать
заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).

– Прочитайте слово под
заголовком. Что оно обозначает? Прочитайте

– История, о которой
рассказывает Толстой, произошла очень давно,  в далеком от берегов России
городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк,
который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то
есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.

– А видел кто – нибудь, как
кормят зверей в зоопарке?

Так вот, раньше хищников
кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из
таких зоопарков.

2. Чтение рассказа учителем.

3. Беседа после первичного
прослушивания

— Каково ваше впечатление от
рассказа?

—  Какие мысли и чувства у вас
возникли?
    – Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко, лев не
просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый – поделил мясо с собачкой,
которую вначале встретил с удивлением. Лев умер от тоски.)

2) В какие моменты они
возникли?
    – Когда собачка попала в клетку, когда умерла

3) Рассмотрите иллюстрацию. К
какому моменту она относится?
    – Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать
собачку

4) Как выглядят животные?
    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь
зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто
обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

5) А что бы вы подписали под
этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

ФИЗМИНУТКА

Все
ребята дружно встали

Все ребята дружно
встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки
положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

V. Организация художественного
анализа текста

1) Прочитайте, как
начинается рассказ.

— Как вы думаете,  почему
автор так начал свой рассказ?  Что он хотел нам показать? ( Люди безжалостны –
вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на
эту расправу.)

— Зачем же Лев Николаевич так
начинает свой рассказ? ( Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас
любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые.)

— Какие чувства вызвал
поступок этого человека?

Выслушиваются ответы детей.

Расскажите,
как собачка попала в клетку ко льву.

— Как вы думаете, собачке было
страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

— Какие словосочетания
использует писатель , чтобы показать страх собачки? ( Поджала хвост, прижалась
в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.)

— Что собачка чувствует в этот
момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)

На доске — слово
«тревога».
(слайд 10)

2) Чтение второй части

—  Что вы знаете о льве?

— Какое это животное? (Хищник,
царь зверей.)

— Как ведет себя лев?
Прочитайте.

— Почему же лев не растерзал
собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? ( Собачка умным взглядом словно
попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая. Стала приветливо
махать хвостиком.)

— Какое это чувство? (Забота.)

В чем
проявилась забота льва по отношению к собачке? ( Оставлял еду ей. Спал рядом с
собачкой. Никого не подпускал  к ней. Играл с ней.)

На доске — слово
«забота».

Автор показал благородство
льва. Так произошла их встреча.

— Как автор относится к
собачке?

— Какими словами он пишет о
ней? ( « Собачка» , « собачонка», « лапки» , « хвостик» и другими словами –
добрыми и ласковыми.)

— Какова же собачка? ( Она
добрая. Этим она и понравилась льву.)

3) Чтение третьей части

— Какие чувства испытывает
собачка? (Вечером … и сложила свою голову.)

— Как одним словом можно
сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске — слово
«доверие».

— Найдите слова, показывающие,
что чувства льва и собачки переросли в дружбу.

4) Чтение четвертой
части

— Какие чувства испытывает лев
после смерти собачки? (Тоска.)

На доске — слово
«тоска».

— Найдите слова, с помощью
которых автор передает эту тоску?

— Что лев не может понять?

Прочитайте до конца. Выделите
слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.

Даже животные испытывают
глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев — хищник.
Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних
предложения.

— Что вы почувствовали, читая
эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки,
он пережил ее несколько дней, не выдержав разлуки с ней  он умирает тоже. Л. Н.
Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

— Мог ли написать этот рассказ
человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

VI. Работа с пословицами

– Какая пословица подходит к
этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там
враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.

VII. Организация
художественного творчества

Творческие задания

Учитель:
Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, если бы лев и собачка умели
разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь
меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая
ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

— Были ли у вас такие моменты
в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами? ( Дети вспоминают
истории из своей жизни.)

7. Рефлексия. (
высказаться одним предложением)

VIII. Итог урока

– Так с каким же рассказом мы
сегодня познакомились? Чтобы бы вы хотели сказать автору этого рассказа?

– Спасибо, Лев Николаевич, за
ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.

IХ. Домашнее задание

— Подготовить пересказ
рассказа.

— Нарисовать иллюстрацию к
нему.

— Нарисовать плакат,
посвященный защите животных.

— Попробуйте придумать свою
концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.

10. Рефлексия. (
смайлики : с каким настроением заканчиваете урок? )

  • Подвешенная лампа как пишется
  • Подвечер или под вечер как пишется
  • Подгоревший пирог как пишется
  • Подбери пословицу послушай афганскую сказку какова ее основная мысль выбери один из вариантов ответа
  • Подберите к иллюстрациям цитаты из текста сказки черная курица которые относятся к эпизодам