Использование учебников в учебном процессе имеет давнюю историю. Она отражена в работах Василия Федоровича Зуева конца XVIII века. Дальнейшее развитие эта проблема получила в трудах Ф.Пуцыковича, А.Линберга, Л.С.Севрука, Г.И.Иванова, С.Бобина и других известных педагогов.
В России естествознание как учебный предмет было введено в 1786 году. В то же время был написан первый учебник «Начертание естественной истории», автор которого академик В.Ф.Зуев в кратком вступлении к учебнику раскрывает сущность естественной истории как науки и ее основных разделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство», «Животное царство».
Позднее К.Д.Ушинский внес существенный вклад в развитие проблемы теории школьного учебника. Он справедливо утверждал, что хороший учебник дает возможность формировать глубокие и прочные знания [4].
С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться [2].
Учебник «Окружающий мир» (автор Плешаков А.А.) по форме изложения краток, лаконичен, содержит в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретен, содержит в себе необходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно отражает изложение подлинной науки, доступен соответствующим возрастам учащихся, учитывает их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулирует потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения [5]. Систематическое изложение учебного материала в учебнике осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.
Современный учебник «Окружающего мира» имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами. В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; вне текстовые компоненты. Базовую программу — дополняют факультативные курсы «Экология для младших школьников 3 класс» и «Планета загадок. 4 класс», позволяющие расширить представления детей о природе Земли.
Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего, цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст оказывает на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывает интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке. Тексты разделяются на основные, дополнительные и пояснительные. Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и т. д. Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может, быть и более сложным по сравнению с основным текстом [6]. В качестве дополнительных текстов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация. В учебниках дополнительные тексты, чаще всего, даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например «Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных». Иногда такие тексты включаются в основной текст в виде абзаца или нескольких абзацев. В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых — обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других — выделены цветом, шрифтом и т.д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия. В учебнике А.А.Плешакова имеются такие разделы, как: «Подумай!», «Проверь себя», «Копилка интересных фактов», а также в конце каждого раздела даётся краткая информация о содержании следующего урока.
По мнению Д.Д.Зуева, при помощи вопросов и заданий «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний» [3].
Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, распределяют в группы:
- вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;
- вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите». Эта группа необходима, поскольку способствует выявлению и закреплению знаний;
- вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.
В некоторых учебниках вопросы и задания объединены в блоки, само название которых, показывает, к какой из названных групп они принадлежат. Например, «Проверьте себя» — это, в основном, задания первой группы или «Подумайте» — задания творческого характера и т.д. Учителю необходимо хорошо знать систему вопросов и заданий в учебнике, чтобы грамотно и эффективно использовать их в учебном процессе.
Особое место занимают в учебниках по курсу «Окружающий мир» задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и четких представлений об объектах окружающей природы.
Иллюстративный аппарат в учебниках по курсу «Окружающий мир» имеет очень большое значение для обучающихся при формировании умений работать с текстом. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. Поэтому иллюстраций в учебниках много:
1) фотографии передают документальность объекта без искажений;
2) рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейзажей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формированию правильных и четких представлений;
3) рисунки-инструкции играют роль руководства к действию выполнения практической работы;
4) схемы передают основные (главные) признаки предмета,
5) мультипликационные и юмористические рисунки передают какую-то мысль урока, делают процесс познания более увлекательным;
6) карты — это знаковые иллюстрации, они помогают формированию пространственных представлений у детей.
Таким образом, разнообразный и многоплановый иллюстративный аппарат учебников нацелен на раскрытие основных идей курса, помогает активизировать мыслительную деятельность школьников, дает понятийное подкрепление к текстам, показывает многообразие и красоту природы.
Особенно важную роль при работе с текстом по окружающему миру играет аппарат ориентировки. Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (например, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц. С помощью оглавления школьник находит нужный ему текст. Сигналы-символы помогают ему ориентироваться в материале урока. Шрифтовые выделения и знаки направляют внимание ученика на главное положение, правило, термин, вывод и т.д.
В школе дети сталкиваются с различной работой, связанной с текстом. Определение понятия «текст», дано учёным, стоявшим у истоков отечественной лингвистики, — И.Р.Гальпериным: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку».[1, c. 14-17]
На уроках окружающего мира работа с текстом является одним из важных компонентов учебного процесса. Для того чтобы научиться понимать текст, школьникам необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.
Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста [3]. Выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.
Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет интерпретировать текст.
Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.
Из вышесказанного можно сделать вывод — умение работать с текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Профессиональной компетенцией педагога, обеспечивающей формирование у младших школьников умения работать с текстом на уроках окружающего мира, является создание условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работ на уроке [7].
Литература
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р.Гальперин. — М.: «Наука». — 1981. — 140 с.
- Вальчук А. Н. Особенности развития исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир» //Таврический научный обозреватель. — 2016. — №. 1-3 (4)
- Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента, М., 2016
- Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., Владос, 2001.
- Плешаков А.А. Окружающий мир (проект) /Основная образовательная программа образовательного учреждения, использующая в работе УМК «Школа России». — http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25738, 2010.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. — М., 2011.
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Мир вокруг нас. Методическое пособие. 1 класс. — М., Просвещение, 2008-2010.
- Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/ gosexam /b25.htm
Кто может сделать карту киевлянина и как ее оформить — читайте на УНИАН.
Как получить карту киевлянина / фото УНИАН, Александр Синица
Муниципальная карточка «Карта киевлянина» — это пластиковый носитель, который одновременно является и платежной системой, и хранителем информации. Введена она была давно, но оформили ее далеко не все.
УНИАН расскажет, как и где это можно сделать.
- Кто может сделать карту киевлянина — важные нюансы
- Где получают карту киевлянина и сколько она стоит
- Карточка киевлянина для пенсионеров и льготников
- Кто имеет право на льготы — перечень лиц
- Какие льготы по карте киевлянина — преимущества и выгоды
Кто может сделать карту киевлянина — важные нюансы
Кто может оформить карту / Фото УНИАН, Вячеслав Ратынский
Согласно решению Киевского городского совета от 28 мая 2015 №573/1437 «О внесении изменений и дополнений в решение совета «О введении в Киеве многофункциональной электронной пластиковой карты» карточка киевлянина» от 17.04.2013 №104 / 9161, оформить такую карту могут люди, зарегистрированные в столице и вынужденные переселенцы из зоны АТО.
Кроме того, вы можете получить карту киевлянина, если попадаете под одну из нижеперечисленных категорий граждан:
- имеете право на льготы, доплаты и компенсации, согласно законодательству Украины;
- зарегистрированы в Киеве, но в данный момент находитесь в зоне проведения антитеррористических операций;
- официально работаете в Киеве;
- у вас есть киевская прописка;
- получаете полное среднее, профессиональное или высшее образование в любом из киевских ВУЗов;
- являетесь родителями или опекунами детей, которые обучаются в Киеве.
Для людей, которые имеют право на льготы, доплаты, пособия или компенсации, согласно действующему законодательству Украины, Киевского городского совета и Киевской городской государственной администрации, выпуск карты бесплатный.
Где получают карту киевлянина и сколько она стоит
Чтобы приобрести пластиковую карту, вам необходимо обратиться в ближайшее отделение Ощадбанка. При себе нужно иметь:
- паспорт или документ, который его заменяет;
- ИНН;
- документ, подтверждающий ваш статус льготного гражданина;
- справка о трудоустройстве в Киеве;
- цветное фото 3х4.
В случае, если у вас нет идентификационного кода, или вы его не используете, карту киевлянина можно получить на основании паспортных данных.
Если вы не попадаете под категорию граждан, для которых выпуск карты будет бесплатным, стоимость оформления пластика зависит от тарифов Ощадбанка. В случае потери карты киевлянина, вы должны будете оплатить комиссию за изготовление нового экземпляра в соответствии с тарифами банка-эмитента карты.
Карточка киевлянина для пенсионеров и льготников
Как получить карту киевлянина пенсионеру / Иллюстрация REUTERS
Граждане, которые имеют право на доплаты, пособия или льготы от государства, оформляют карту несколько иначе, чем все остальные. Вам необходимо прийти в отделение Ощадбанка, заполнить анкету-заявление и заключить договор.
С собой необходимо иметь:
- паспорт и ИНН;
- льготное удостоверение;
- справку о постановке на учет человека, который перемещается из зоны АТО, если он не зарегистрирован в Киеве.
После того, как вы получите карту, обратитесь в районное управление труда и социальной защиты населения по месту, где вы зарегистрированы. Там определят вашу льготную категорию и активируют карту. Отправляясь в такую огранизацию, возьмите с собой документы, перечисленные выше.
Кто имеет право на льготы — перечень лиц
Согласно законодательству Украины, под льготную категорию граждан попадают:
- ветераны войны;
- ликвидаторы и пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской ЧАЭС;
- дети войны;
- ветераны труда;
- пенсионеры, лица с инвалидностью;
- реабилитированные лица — пенсионеры;
- жертвы нацистских преследований;
- ветераны военной службы и органов внутренних дел;
- многодетные родители;
- неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком с инвалидностью и получающие государственную социальную помощь или социальную пенсию;
- неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за лицом с инвалидностью I группы или престарелым, достигшим 80-летнего возраста, и получающие компенсационную выплату;
- участники АТО.
Какие льготы по карте киевлянина — преимущества и выгоды
В чем преимущество карты киянина / фото УНИАН (Сергей Чузавков)
Имея карту киевлянина, вы получаете огромное количество преимуществ в разных сферах городской жизни, например:
Административные услуги
Наличие карточки киевлянина дает возможность верификации по Bank ID доступа к административным услугам. Через личный кабинет вы сможете записать ребенка в детский сад, оплатить коммуналку и даже проголосовать за ту или иную петицию.
Проезд в транспорте
Для льготников гарантирован бесплатный проезд как в подземном, так и в муниципальном транспорте. Карта киевлянина действует, как обычный проездной билет с удобной системой накопления поездок — чем больше их количество, тем ниже стоимость.
Торговая сеть
Благодаря карте киевлянина вы можете, как льготник, приобрести «социальный хлеб» по скидке. Она варьируется от 20 до 70% в зависимости от вашей льготной категории. Многие торговые сети, такие как: ООО «Новус Украина» или ЧАО «Фуршет» также предоставляют скидки на свои товары.
Культурные мероприятия
В театрах и музеях действует система скидок — от 5 до 50% от стоимости билетом. Также проводятся дни, когда посещение тех или иных мероприятий бесплатно для держателей карты. По скидке можно посетить и зоопарк — вы сэкономите 50% от стоимости билета.
Аптеки
Владельцы карты киевлянина могут рассчитывать на покупку отечественных лекарственных средств по специальным ценам (больше 210 наименований препаратов).
Помните о том, что карта перестает действовать, если вы ее потеряли или сломали. То же самое происходит, если изменились личные данные держателя карты или его льготный статус. В случае окончания срока действия пластика или смерти его владельца, карта деактивируется. Кроме вышеперечисленных случаев, аннулировать карту киевлянина можно по собственному желанию, обратившись в Ощадбанк.
Читайте также:
- Адвокат объяснила, грозит ли украинцам увольнение из-за отсутствия COVID-вакцинации
- «Тысяча Зеленского» за прививки: в Кабмине рассказали о выплатах вакцинированным
- Дистанционное обучение в Киеве: Кличко рассказал, когда ученики 1-4 классов смогут вернуться в школу
Ссылка для скачивания: Урок открытия новых знаний по теме «Жизнь древних славян»
Видеофрагмент урока
Тема урока: Жизнь древних славян.
Цели урока: способствовать знакомству обучающихся с появлением древних славян и местом их расселения, выявлению особенностей жилища, предметов быта, одежды, образа жизни, выяснению верований древних славян;
развивать воображение, приемы анализа объектов, мышление, обобщение;
воспитывать интерес к прошлому, к своим предкам.
Планируемые результаты:
- Личностные: дети будут отличать, что они знают, а чего нет, будут учиться добывать новые знания на основе изученного ранее.
- Предметные: дети узнают о появлении своих предков, об их укладе жизни, будут учиться ориентироваться в ленте времени.
- Метапредметные:
— Познавательные: дети будут учиться анализировать карту и делать выводы, сопоставлять, сравнивать, обобщать.
— Регулятивные: ставить учебные задачи и стремиться к их выполнению, пользоваться схематическим рисунком (лентой времени), вносить коррективы.
— Коммуникативные: строить монологические высказывания, вступать в учебный диалог, следить за правильностью и точностью речи.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока.
I.Мотивационный этап.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». А.С.Пушкин.
— Подтвердите мысль великого поэта.
II.Актуализация знаний.
1)Перед вами лента времени. Расположите в правильном порядке основные исторические эпохи. Поставьте точку, соответствующую сегодняшнему времени.
— Для чего нам нужно держать в голове ленту времени? Как поможет она нам на уроках в этом полугодии?
3)Сообщение обучающегося о Восточно-Европейской равнине.
Начинается Восточно-Европейская равнина от Уральских гор и уходит далеко на запад. На равнине есть небольшие возвышенности, холмы.
Равнина находится в умеренном климатическом поясе. Много влаги на северо –западе. Южнее и восточнее влаги меньше. На равнине много лесов, плодородных земель. Наша Курская область располагается на восточно-европейской равнине, относимся мы к Черноземью.
Крупные реки: Волга, Ока, Дон, Днепр.
— Ребята, а кто первым появился на этой равнине, т.е. кто были наши предки?
III.Самоопределение к деятельности.
— Чему же мы посвятим сегодняшний урок? (Древним славянам)
— Давайте определимся, что именно мы хотим узнать о наших предках.
1. Время и место поселения древних славян.
2. Основные занятия.
3. Дом, предметы быта, одежда
4. Представления о мире.
IV.Работа по теме урока.
1.Время и место поселения древних славян.
Учитель: история нам говорит о том, что полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы началось расселение славян.
— Кто покажет на ленте времени, в каком веке появляются первые упоминания о славянах?
— С этой территорией нас уже познакомила Кристина.
— Ребята, чем могла привлечь эта местность?
— Рассмотрите карту расселения древних славян. О чем вам рассказала карта?
— Славяне разделились на восточных (розовый цвет), западных (темно-зеленый) и южных (светло- зеленый).
— О славянах какой группы мы можем узнать больше? Почему?
— Ребята, а вам интересно узнать, какие народы произошли от восточных славян? (Русские, украинцы, белорусы). Вот почему на карте показана больше именно эта территория. Ведь мы будем говорить именно о наших с вами предках. Заметьте, что украинцы и белорусы были нашими братьями.
(К общему сведению я могу вам сообщить, что от западных славян произошли чехи, словаки, поляки, а от южных — сербы, хорваты, македонцы, болгары)
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о появлении древних славян, которые еще жили семьями, еще не было никакого государства, а разделение на русских, украинцев и белорусов произойдет намного позже.
— Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в VI веке в среднем течении Днепра, примерно там, где сейчас находится город Киев. На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими большими семейными группами. Правда, семьи тогда были по 15-20 человек: глава семьи с женой, их взрослые сыновья с жёнами, их дети, а иногда и внуки. Три — четыре двора селились вместе.
— Мы нашли ответ на первый наш вопрос?
— Дайте полный ответ на него.
— Чтобы лучше запомнить, отметим на контурной карте расселение славян и обозначим условные знаки.
Подпишите, от какой ветки произошли русские.
— Какой следующий вопрос должны мы решить?
2. Основные занятия.
1) Собирательство и охота.
(На основе иллюстрации дети выясняют, чем занимались древние славяне)Они собирали ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей, косуль, медведей. Сейчас мы тоже ходим в лес по грибы-ягоды. Но для нас это отдых, а для наших предков это был огромный труд, и нелёгкий. Ведь продуктов нужно было заготовить на весь род.
2)Рыболовство.
3)Земледелие.
Основным занятием древних славян было земледелие. В этом они преуспели как нигде. Для того, чтобы пережить холодную зиму и не умереть с голоду, люди очень трепетно относились к земле, и пытались вырастить на ней все, что только можно (напомним, что картошки тогда ещё не было, и поэтому племена питались кашами и хлебом). Чтобы земля была плодородной, её начинали обрабатывать ещё зимой. Сначала они вырубали участок леса (деревья рубали не до конца, чтобы те засохли и их можно было легко повалить), пни корчевали и всю древесину сжигали. Такой месяц так и называли «сечень», от слова «сечь», «рубить». После этого весной народ посыпал участок золой, разрыхлял землю специальной деревянной сохой и сеял семена. Основными зерновыми растениями были просо, рожь, пшеница и ячмень. Из овощей репа и горох.
4)Скотоводство — второй по значимости вид хозяйства, который занимались древние славяне. Разводили овец, коров, кур и свиней.
5)Бортничество.
— Это совершенно новое для вас слово. Что оно обозначает найдите в учебнике. с.36.
Бортничеством у славян называлось пчеловодство, а бортниками — соответственно пчеловоды. По началу сбор меда больше напоминал охоту, в ходе которой люди собирались в группу, шли в лес, отыскивали дупла с находящимися в них пчелами и диким медом. Разоряли гнезда, вынимали мед и уносили его к себе. Безусловно, это занятие было очень опасным, требовало немало наблюдательности, ловкости, смелости и умения. Нужно ведь было не только отыскать в лесу дупло с диким медом, но каким-то образом влезть на дерево, выломать соты и суметь остаться в живых, избежав нападения разъяренных пчел. Пчелиную семью после этого, как правило, ждала гибель.
Славяне приманивали пчёл мёдом, а затем прослеживали их путь до дупла. Наконец придумали борть — обрубок дерева с дуплом или выдолбленный чурбан. Так появилось бортничество. Сейчас борть заменили ульем.
— Как вы считаете, занятия мужчин и женщин разделялись или нет? Каким был труд славян?
Женщины готовили пищу, устраивали огороды, ткали, пряли, шили. Многие искусно занимались врачеванием, приготовляя лекарственные снадобья из трав.
3. Групповая работа.
— Обсудите вместе и запишите, какими качествами должен был обладать древний славянин.
Трудолюбие, выносливость, смекалка, крепкое телосложение, упорство.
А что означает слово «Славяне»? Вот как ответил Великий ученый М.В.Ломоносов: «Славяне — это «славный народ», «славящийся своей доблестью». С тех пор это толкование получило довольно широкое распространение.
- Дом, предметы быта, одежда.
— В этом нам поможет иллюстрация.
— Почему поселение выбирали возле реки?
— Какие постройки можно отметить? (частоколом обнесена территория, на которой располагается изба, постройки для животных)
— Что же собой представляет дом древних славян?
В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев — жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней — толстый слой соломы.
— Ваше мнение о таком доме?
— А что находилось в доме?
В углу находилась сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному .
— А что это означало? Ответ найдите в учебнике на с.38.
(дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.)
Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было.
В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, — это постели.
— Какие предметы быта могли быть у древних славян? Из чего они изготовлялись? (из дерева и глины)
Гончарство появилось немного позже кузнецкого ремесла, и особенно оно улучшилось когда изобрели гончарный круг. Из глины изготавливали посуду, детские игрушки, кирпичи, рукомойники и т.д.
— Что вы можете сказать об одежде древних славян?
— Из чего она изготовлялась?
Первоначально главным материалом для изготовления одежды была обработанная шкура убитого зверя, а также мех. Шкуры диких животных считались предметом роскоши, поэтому чаще всего использовали шкуры домашних животных. Славянские умельцы научились изготавливать обувь из кожи, а также ремни и головные уборы. Основной материал назывался усма – это обработанная кожа коров, коз, а также лошадей. Научились прясть пряжу из шерсти овец.
Известно, что с первой половины I тысячелетия н.э. для изготовления одежды использовались только лен и конопля. По этим причинам основным цветом был белый и серый, о крашении тканей ничего неизвестно. Насколько трудоемка работа получения полотна из льна вам известно из третьего класса «Получение ткани из льна» (демонстрация)
Когда у растений бурели головки (что говорило о созревании семян), их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепами, вальками, «лапами» – изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками
Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лён чаще «мочили» – опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от «кострики» – посторонних тканей стебля. Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками, зачастую ребристыми. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.
Чтобы окончательно вышелушить кострику, а также отделить тонкое, нежное волокно от более короткого и жёсткого (оно шло на пряжу для изготовления мешковины и других тканей не самого высшего сорта), лён трепали.
ФИЗМИНУТКА
Выбираем ведущего, который будет показывать деятельность Древних славян, все за ним повторяют и угадывают, что было задумано.
- Самостоятельная работа.
— Насколько вы поняли, как жили Древние славяне, покажет выполненный тест.
Тест по окружающему миру
«Жизнь древних славян», 4 класс
ФИ ученика: ___________________
1.Где поселились первые славяне.
- на Западно-Сибирской равнине по берегам реки Лена
- на Восточно – Европейской равнине по берегам реки Волга
- на Восточно – Европейской равнине по берегам реки Днепр
2.Укажите правильный век появления древних славян.
- VI век до нашей эры
- VI век нашей эры
- IV век нашей эры
3.К какой группе славян относятся наши предки.
- восточные
- западные
- южные
4.Что не относится к основным видам деятельности древних славян.
- бортничество
- земледелие
- оленеводство
5.Где жили древние славяне.
- в пещере
- в доме из бревен
- в доме из соломы
6.Из чего делали одежду. Выбери правильную строку.
- Лен, шерсть, шкура животных
- Шерсть, шелк, лен
- Лен, шкура животных, вискоза
7.Из чего были сделаны первые предметы быта и орудия труда?
- глина и железо
- глина и дерево
- дерево и медь
Оценивание
«5» — нет ошибок
«4» — 1-2 ошибка
«3» — 3 ошибки
6. Взаимопроверка и сверка с эталоном на доске.
7. Представления древних славян о мире.
— Каким представлялся мир древним славянам?
— Во что верили наши предки? Был ли у них один Бог?
— Кто были предки по верованию? (Язычники)
— Мы подготовили небольшой проект о веровании древних славян и сейчас представим главных богов того времени.
Перун — Бог-громовержец. У других народов известен как Зевс. Считается одним из главных божеств славянских племен. Был покровителем князя и его дружины.
Бог-громовержец ассоциировался с возвышенностями, поэтому его идолы устанавливали на холмах. Святым деревом Перуна был дуб.
Ему приносили жертву, закалывая быка, а именем бога закрепляли клятвы и договора.
Образу Перуна подражали многие славянские военачальники – красный плащ, могучий конь и палица. Символ этого бога – секира, которая является одновременно и оружием и оберегом для воинов. Молитвы Перуну всегда произносились защитниками родной земли, которые шли за правое дело. В христианстве о Перуне не забыли – его просто заменили на образ пророка Ильи.
У громовержца Перуна есть и свои обереги. Когда хотели защитить себя и свою семью, обычно выбирали щит Перуна. Его выбирали и воины, идущие в бой. Считалось, что щит Перуна в силах отвести от воина смертельную рану и сохранить его. Но самым важным его назначением было, то что он придавал отвагу и вёл дух воина до самого конца.
Вторым по значению богом был Сварог. Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. В начале не было ничего. Пустота и безмолвие. Но родился Род Великий, и это стало началом. И родил он сына своего первого Сварога. От искры рождённый, сам он был огнём живым и небесным. И молвил голос Рода: «Твори и рождай мир сей». И тогда Сварог ступил на землю. Взял он молот свой чудодейственный и ударил о камень. И искры посыпались и родились боги первые — Сварожичи.
Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Бог был одновременно мирным кузнецом и сильнейшим воином, который не выпускал из рук молот, превращавшийся из орудия труда в грозное оружие.
Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных.
Дажьбог – один из главных славянских богов, олицетворение солнечного света. Дажьбог был еще и божеством плодородия. Он играл двойную функцию в мифологии древних славян. Как олицетворение солнечного света и тепла, он дарил плодородие почве и одновременно был источником царской власти. Дажьбога считают сыном Сварога, бога-кузнеца.
Велес был хозяином лесов и все животные в нём, от мала до велика, поклонялись и боялись его. И Велес от леса людей хранил и сам лес от рук человеческих, не ведающих жалость. Медведем перекинувшись он защищал путников и ночлег их от своры голодных зверей, ибо он был царём леса. Поэтому люди, веровавшие в спасительную силу его, носили при себе всегда печати Велеса. Могучая лапа медвежья, подобно куполу накрывала судьбу человека и защищала от всех напастей, от болезней и врагов. И печать Велеса эта, путниками была любима и купцами, что в далёкие земли держали путь. Потому как, Велес царь лесной с ликом медвежьим и лапа его закон и сила на землях его.
После хорошего урожая люди оставляли на полях связки колосьев золотых и пышных, чтобы задобрить бога своего покровителя Велеса. Называли дар сей «Волосьей бородкой», потому как представлялся бог людям в образе мужчины с широки плечами, с бородой длинной и густой и в одеждах лохматых, словно шкура медвежья. И урожай, и плодородность во власти Велеса были, поэтому много молились на него люди, возделывающие землю.
Учитель: это далеко не все боги, которым поклонялись наши предки.
— До какого времени сохранялось язычество у древних славян? (До принятия Христианства, 988г.)
— А сохранились ли отголоски язычества до наших дней? Приведите примеры.
V.Подведение итога урока.
— Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы вначале урока
— Где и когда поселились древние славяне? (На Восточно-Европейской равнине, в 6 веке н.эр.
— На какие группы разделились славяне? (Восточные, западные, южные)
— Мы относимся к какой группе? (Восточной)
— Как жили славяне? (Семьями по 20 человек, в одном дворе объединялись 2-3 семьи)
— Какими основными видами деятельности занимались Древние славяне? (Охота и собирательство, бортничество, рыболовство, земледелие)
— Назовите предметы быта. (глиняные горшки, соха)
— Из чего делали одежду? (шкура животных, шерсть, лен,)
— Кем были славяне по вероисповеданию? (язычники)
Учитель: Ребята, заметьте, сегодня мы не говорили о Древнерусском государстве, оно появилось позже. Постепенно осваивая новые земли, восточные славяне расселились на огромной территории и к VIII веку восточнославянские племена объединялись в союзы племен. Их возглавляли князья. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
VI.Рефлексия.
— Ваше отношение к уроку.
— Кто открыл для себя что-то новое? Что показалось особенно интересным? Где испытали затруднения?
VII.Оценки за урок
VIII.Задание на дом: подготовить рассказ о древних славянах, проиллюстрировать эпизод из жизни.