Подарок своими руками – одно из лучших решений в канун Нового года. Это могут быть самодельные игрушки, украшения, аксессуары и ряд неординарных вещей. На помощь приходит стиль пэчворк.
Новогодние идеи пэчворк позволят сделать подарок и себе, и близким. Мастер классы помогут познакомиться с данной технологией, какие инструменты для этого нужны и материалы.
Идеи новогоднего пэчворка для новичков и профессиональных рукодельниц
Современное лоскутное шитье не относится к ремонту изделий. Данная технология придумана с целью создания чего-то необычного и оригинального.
При помощи данной техники имеется возможность создавать красивые изделия из текстиля, которые пригодятся в быту:
- покрывала;
- чехлы на мебель;
- наволочки;
- салфетки;
- коврики.
Однако начинать следует из простых вещей. Новогодний квилт – процесс создания стеганого полотна, в котором прошито ручным или механическим способом как минимум 3 типа ткани. Для такого изделия легко создается выкройка и сам процесс шитья не требует специальных рукодельных навыков.
Чтобы результат пэчворка был успешен, то на помощь новичка придут схемы, которыми делятся профессионалы на своих мастер классах. В работе большую роль играет материал, а именно ткань. Для работы следует выбирать детали одного качества и происхождения, близкие по фактуре и плотности.
Не обязательно нужно покупать новые ткани, обрезки материи можно найти в каждом доме: шкафу или кладовке. Несложно изготовить и новогоднюю салфетку в стиле пэчворк.
Многие этнические интерьеры признают лоскутное шитье, и дизайнеры используют такие изделия для декора комнат.
Пэчворк органично смотрится в таких стилях:
- кантри;
- прованс;
- винтаж;
- восточный;
- скандинавский.
Отлично выглядят кресла, пуфы, кушетки в таком направлении, как барокко. Пэчворк на Новый год интересно будет смотреться не только из ткани, а и из бумаги.
Наклеенные геометрические фигуры, снежинки, замысловатые узоры станут оригинальным украшением на стеклах, витринах и стенах.
В последнее время среди идей новогоднего пэчворка все чаще встречаются изображения рождественских оленей. Они подойдут для оформления детских комнат. Такая атмосфера с раннего возраста располагает малышей к творчеству.
В цветовой гамме среди новогодних образцов чаще всего встречаются:
- красный;
- зеленый;
- белый;
- коричневый.
Технология пэчворк способна преобразить самый скучный или строгий интерьер. Однако важно не забывать о чувстве меры, чтобы полученный результат не был вычурным.
Примеры оригинального новогоднего пэчворка.
Как сделать плед с помощью лоскутного шитья?
Зимние вечера – время горячего чая и просмотра фильмов под теплым пледом. Поэтому хорошим подарком для близкого человека станет красивое покрывало в стиле пэчворк. Авторские одеяла создают особое настроение: они передают радость, теплоту, любовь, заботу. На изделиях можно сделать тематический рисунок, что будет вдвойне приятно для того, кому предназначается презент.
Хотели бы получить в подарок на Новый Год пэчворк?
ДаНет
Перед началом рабочего процесса следует подготовить необходимые инструменты:
- ножницы (материал: сталь; хорошо заточенные, чтобы не повредить материал);
- специальный нож для пэчворка;
- коврик устойчивый к порезам;
- линейка;
- мел;
- утюг;
- иглы;
- нити.
Для того, чтобы плед был выполнен аккуратно и красиво, то пригодятся шаблоны. Их изготавливают из плотного материала, к примеру, оргстекла, плотного картона, пластика. Шаблоны продаются в специализированных магазинах, а также создают их мастера самостоятельно.
Контуры заготовки делают с припуском на 1 см со всех сторон. На шаблонах необходимо проставлять номера в определенном порядке, это ускорит процесс работы. Разные дизайны и принты для новогодних идей лоскутного мастерства.
Этапы пошагового шитья одеяла пэчворк включают:
- Выбрать рисунки и схемы для изделия.
- Подготовить кусочки ткани.
- Приготовить шаблоны для выкроек.
- Выложить все инструменты и рабочие материалы на стол.
- Нагреть утюг и разгладить все кусочки ткани.
- Далее они сшиваются иглой или на машинке.
- Уложить однотонную ткань на изнанку и наложить сверху синтепон.
- Сделать швы от центра по краям и по всему периметру одеяла.
При лоскутном шитье одна сторона всегда должна быть однотонной и однородной с кусочками ткани. Данная технология обеспечит одинаковую растяжимость и форму изделия. Тканевые блоки лучше делать не из линяющего материала, поскольку во время стирки испортится весь дизайн пледа.
Для изделия такого типа подойдет нетолстый синтепон, так как в противоположном случае это приведет к тому, что одеяло будет несгибаемым и несуразным. Чтобы плед приобрел ажурный вид, то следует использовать по краям тесьму.
Новогодних мотивов пледу можно добавить с помощью тематических нашивок: выкройки северного оленя, снежинок или другой атрибутики Нового года.
Изготовление салфеток в стиле пэчворк
На кухне у каждой хозяйки обязательно найдутся красивые полотенца и салфетки. Многие их используют в качестве украшений, другие берегут для особенного случая. На рождественские праздники новогодние салфетки, сделанные своими руками, станут хорошим и приятном презентом.
Для шитья необходимо иметь под рукой: тканевые полоски, ленты для декора, иголка и нитки.
Ход работы включает себя: сшить последовательно лоскутки ткани, чтобы получился прямоугольник. Затем полученное изделие следует согнуть пополам и сшить по периметру, оставив отверстие, через которое необходимо вывернуть готовую салфетку и зашить его. В качестве декоративных элементов подойдут ленты, бантики, снежинки и др.
Используя лоскутное шитье, можно сделать новогодние украшения для праздничного стола, которые удивят близких и родных.
Где можно найти схемы пэчворка
Схемы и шаблоны пэчворка бывают разных уровней сложности. Блоки для шитья представляют в форме: квадратов, полос, многоугольников. Данная технология подразумевает под собой поле для безграничных фантазий, однако есть некоторые базовые схемы, которые подойдут для новогодних идей пэчворка.
Профессионалы данной сферы выделяют следующие технологии шитья:
- из квадратов;
- песочные часы;
- английский парк;
- карусель;
- загадка Соломона;
- русский квадрат.
Базовые схемы, шаблоны пэчворка можно комбинировать между собой. Как результат, получиться оригинальное изделие по собственной технике.
Пример схемы пэчворка.
Бизнес пэчворк
Рукоделие – хорошая возможность заработка в домашних условиях. Те, кто имеют талант в этом деле могут смело делится своими работами в соцсетях и предлагать изготовлять изделия на заказ. Ручные работы высоко и дорого оцениваются в современном мире, а если она выполнена еще и качественно, то гарантия успеха – 100%. Новогодние изделия в стиле пэчворк послужат достойным подарком.
Преимущество представленного заработка:
- отсутствие вложений;
- возможность работать удаленно;
- нет строгого графика;
- работа, приносящая удовольствие;
- можно совмещать хобби и занятость.
Чтобы начать осуществлять свою бизнес-идею достаточно зарегистрироваться в одной из социальных сетей: Инстаграм, фейсбук, ВКонтакте, одноклассники и выставить примеры своих работ. Также можно использовать рекламу в интернете.
Итог
С первым снегом и приходом декабря начинается праздничная суета. В каждом доме вся семья начинает подготовку к главному торжеству.
Пэчворк –бизнес-искусство, которое позволяет реализовывать себя как творческую личность, раскрывать свои способности, таланты, не раскрытых ранее.
Для тех, кто решил первый раз попробовать себя в данном деле, существуют елочные мастер классы по новогоднему пэчворку. Найти их легко в сети в открытом доступе или в литературных изданиях. Ознакомившись с ними, не составит труда сшить плед, салфетку или любое другое изделие.
На мастер классах подробно знакомят с тем, как правильно подобрать материал, где найти схемы, как рассчитать размер, какие технологии шитья использовать и т.д.
Изделия пэчворк – идея для новогоднего подарка для друзей и родственников. Такой презент удивит намного больше, чем покупная вещь. Это может быть: декоративная подушка, наволочка, одеяло, интерьерная вещица и т.д. Подарок будет хорошим напоминаем и приятным воспоминанием.
(источник)
История телевизора отлично описана в недавней статье. Я только хочу сделать небольшие дополнения по своим детским воспоминаниям и по рассказам более старших товарищей. Надеюсь, что это будет интересно в плане истории техники. Во всяких воспоминаниях возможны неточности, поэтому, заранее приношу за них свои извинения.
Телевизор КВН был в нескольких модификациях. В одной из них перед экраном была линза-”аквариум”, которую надо было заполнять дистиллированной водой (вода продавалась в аптеках). Была шутка, что в эту линзу можно запустить мелких рыбок – тогда передачи станут интереснее. ЭЛТ с круглым экраном, но в корпусе было прямоугольное окно.
Школьником разобрал такой КВН, который мне за ненадобностью подарили соседи. Сделано было капитально. Трансформатор блока питания впечатлял размерами и весом. Мощность более 200 Вт. Для фильтра был не маленький дроссель. Переключатель телевизионных каналов (ПТК) рычажный, причем рычаг был на задней стенке корпуса. Барабанные ПТК и более совершенные селекторы стали делать позже на других более новых моделях.
Из бытовых приборов телевизор долгое время был самым капризным. Не переносил пониженного напряжения электросети. Поэтому использовали автотрансформаторы (ЛАТРы), в магазинах они продавались для телевизоров. У них в корпусе был вольтметр, но многие граждане “заимствовали” с работы. Отдельно ЛАТР и отдельно вольтметр. Всё это ставилось на столик с телевизором. Продавались и электронные стабилизаторы. Но они стоили в разы дороже, были не очень надежными и успехом не пользовались.
Отдельной проблемой была антенна. На комнатную даже в Москве не всегда был хороший прием. Кабельное телевидение появилось очень не скоро, коллективные антенны появлялись
в больших домах. А частный сектор и небольшие дома городили свои самодельные антенны. Либо на крыше, либо на “мачте” у стены дома – деревянной жерди или стальной трубке, высотой 3 -5 м. Если в доме проживали 20-30 семей, то на крыше вырастал лес антенн. Интересно при этом отметить обратную тенденцию уже нашего времени: люди стали отказываться от коллективных антенн и ставить себе спутниковую тарелку для цифрового TV.
Вернемся в прошлое. Включение телевизора превращалось в ритуал. Штекер антенного кабеля вставлялся в гнездо телевизора (при выключении вынимали, видимо из соображения защиты от молнии). ЛАТРом выставляли 220В. Включив телевизор, нужно было отрегулировать размеры картинки. Выставить яркость и контраст. Регуляторы обычно находились на задней стенке корпуса, крутить их приходилось часто.
Ни разу не видел телевизора, сделанного в СССР в 1950 – 1980 годах с пультом ДУ, хотя бывал на радио выставках, где демонстрировались и промышленные телевизоры, и самоделки. Единственный бытовой прибор тех лет с проводным ДУ, который помню – это радиоприемник Фестиваль 1957 г.
Для ДУ в нем три электродвигателя для: настройки, регулятора громкости и переключения диапазонов. Для телевизора с такой технологией ДУ двигателей нужно было бы больше.
Совершенствование телевизоров в 1950 – 1980 годах шло довольно интенсивно, уже, если судить чисто внешне, то радиолампы с октальным цоколем сменились на малогабаритные («пальчиковые») радиолампы. ВАХ улучшалась. Схемотехника усложнялась от КВН с прямым усилением, в последующих моделях перешли к более совершенным схемам, и при этом снижалось сетевое потребление электроэнергии. Совершенствовались ЭЛТ, система отклонения электронного луча (соответственно схемотехника развертки) — так Википедия отмечает:
У первых советских телевизионных кинескопов с круглым экраном угол отклонения составлял 50°, у чёрно-белых кинескопов более поздних выпусков был равен 70°, начиная с 1960-х годов увеличился до 110° у чёрно-белых (один из первых подобных кинескопов — 43ЛК9Б), у цветных —у первых 70° остальных всех советских -90°. К концу эры кинескопов угол удалось довести до 120°.
Значительным шагом в развитии телевизора были малогабаритные и легко переносные конструкции на транзисторах (либо частично, либо полностью). Такие телевизоры использовали не только в быту. В 1985 работал в МВТУ им. Баумана (ныне МГТУ) старшим инженером-электроником на кафедре высшей математики. У нас на кафедре был класс с тремя десятками маленьких телевизоров «Юность». Они подключались к графической станции, которая подключалась к большой ЕС ЭВМ. Изображения были самые простые – типа несложных учебных схем и контурных рисунков для учебы студентов. Другой режим был текстовой, и т.о. телевизоры превращались в мониторы ЕС ЭВМ. Телевизоры были ч/б.
Другим значительным шагом было появление цветных телевизоров. Процессы развития транзисторных и цветных происходили параллельно. Одним из первых ламповых телевизоров был знаменитый «Рубин». Он был сильно дороже ч/б, и по началу его ставили во дворцах культуры и клубах разных организаций. Окончив работу, работники такой организации приходили смотреть футбол, фильм и т.д. Рубины смотрели и во всевозможных санаториях. А вот в домашних условиях он зачастую возгорался – так мне пожарники говорили.
Ср.:
Слабым местом советских ламповых цветных телевизоров УЛПЦТ была их высокая пожароопасность. Возгорания происходили в блоке разверток из-за неудачной конструкции высоковольтных цепей. В середине 1980-х годов телевизоры в СССР являлись причиной 12 % пожаров, произошедших из-за электроустановок и радиоэлектронной аппаратуры[33]
Многие инженеры в те времена говорили, что держать дома «ящик», в котором 25 кВ это все равно, что держать дома бомбу. Возможно, некоторые говорили так из зависти, что не могут позволить себе купить цветной телевизор. Но было распространено и другое мнение, что кенотроны при таких напряжениях излучают много рентгена, и что, понятно, фанерный “футляр” не защитит, поэтому смотреть надо бы в резиновых фартуках рентгеновского кабинета, но вот глаза и голову фартуком не закрыть. Я сам не мерял дозу, но читал на задней стенке западного телевизора предупреждение об Х-лучевой опасности при ремонте.
Большие цветные телевизоры использовали не только в быту. В 1980х в одной из лабораторий МГУ мне показывали САУ ЭПР радиоспектрометра с телевизором Рубин. Сейчас такую кривую любой ПК обработает, но тогда казалось очень здорово, что можно на экране выделить участок кривой и проинтегрировать – площадь под кривой это концентрация парамагнитных частиц (особых атомов, радикалов и т.д.) К тому времени в НИИ я сам сделал САУ ЭПР радиоспектрометра, но без телевизора, а на микро-ЭВМ Искра-1256 и мне было очень интересно взглянуть на успехи других.
Последние 30 лет прогресс не стоял на месте, и телевизоры стали сильно совершеннее своих предшественников – плоский экран (плазма или ЖК), беспроводное ДУ, заметно снизилось энергопотребление, отпала необходимость в кВ — не более 220 на сетевом входе питания.
Но упомянутая в начале статья-опрос показывает, что сейчас многие предпочитают смотреть ТВ по Интернету. Возникает вопрос: если у меня в ПК TV-карта, подключенная к антенне, и если я использую эту карту, то мой ПК можно назвать телевизором? Но многие — не все: знакомые домашние хозяйки говорят, что у них нет времени каждый раз разбираться с сеткой. Они приходят на кухню, берут в руки пульт, нажимают на кнопочку и можно готовить обед. Думаю, что телевизор долго еще будет востребован, по меньшей мере, хозяйками.
Методическая разработка
Автор Романов Алексей Анатольевич
Тренер МАУ «Спортивная школа» г.о.Шатура ,Московская область
Психология физического воспитания и спорта
психология спорта — это наука о человеке в сфере спорта.
Как известно, спортивные науки призваны создавать сферу теоретических знаний в области спортивной деятельности человека. Они направлены на разработку основ физической, технической и тактической подготовки и деятельности спортсмена для создания оптимальных условий индивидуальной и коллективной готовности к соревнованиям и успешного выступления в них. Если говорить о психологической основе подготовки спортсменов к соревнованиям, то следует помнить, что именно психология, как наука, изучает закономерности поведения, состояния и деятельности человека в целом. Спортивная сфера деятельности не является исключением. Многочисленные научные исследования показывают, что спортивная деятельность находится в большой зависимости от психологических факторов и процессов, состояний, поведения человека: его мотивационной и эмоциональной сфер, индивидуальных способностей, темперамента и черт характера, волевых качеств и функциональных особенностей мышления, памяти, внимания и т. д.
Итак, можно сделать вывод, что психология спорта не случайно выделена как отдельная наука, призванная изучать специфический, глубоко особый вид деятельности человека — спорт.
Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во-первых, психологии физического воспитания и, во-вторых, психологии спорта.
1. Основная задача психологии физического воспитания — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.
В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.
2. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него развиваются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке. Спорт — это особый, специфичный вид деятельности человека.
Данные характеристики, а также некоторые частные особенности физического воспитания и спорта дают нам право сформулировать отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта.
Отличительные черты
1. Цель физического воспитания — развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.
Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.
2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т. д.); при этом решаемые задачи носят общий характер.
Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.
3. Практически занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.
Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которых называют спортсменами. Спортивная деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом — это приоритет немногих.
4. Физическое воспитание — обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов).
Спортивные организации — это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.
Связующие черты
1. Структура деятельности, направленная на занятия физическими упражнениями, объединяет как физическое воспитание, так и спорт.
2. И в физическом воспитании, и в спортивной деятельности целенаправленно осуществляются процессы развития и совершенствования психологических качеств, умений и навыков (саморегуляции, самоконтроля и т. п.), а также психологических процессов (двигательной памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.) и свойств личности (характера, воли, способностей, личностных установок, эмоций и мотивационной сферы).
3. Процессы воспитания моральных, нравственных, этических и эстетических норм личности и поведения человека в результате составляют единое целое.
4. Достаточно схожи межличностные отношения членов спортивных групп и групп, работающих по программе физического воспитания, в плане общения, лидерства и средств обмена информацией.
5. Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятельности связующей чертой являются схема построения занятий и планирование дальнейшей деятельности, рассчитанное на многолетний период.
Задачи психологии физического воспитания и спорта
В настоящее время нет единого взгляда на сущность понятия «физическое воспитание». Одни авторы представляют его как процесс целенаправленного развития функциональных возможностей человека, опираясь в основном на биологизаторское понимание закономерностей психофизиологического развития. Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям.
Итак, физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе.
Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Основные цели психологии спорта — это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена
Следует отметить следующие конкретные задачи:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки
Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:
а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;
в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.
3. Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям
Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.
На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.
Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов — одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее — значит:
а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.
4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности
Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.
Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:
а) охарактеризовать психологические закономерности, необходимые для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности — спортивная среда»;
б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);
г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.
5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе
Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.
Для решение этой задачи предполагается:
а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т. д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;
в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.
Психологические особенности тренировочной деятельности:
обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;
совершенствование психологических процессов и свойств личности;
адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;
систематическое повышение ранее достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического развития (преодоление самого себя);
подчинение себя строгой дисциплине, режима жизни решаемым задачам;
отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;
наличие специфического общения: 1) с тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей); 2) с товарищами, которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;
Психологические особенности соревновательной деятельности:
соревнование обладает стимулирующим влиянием;
во время участия в соревнованиях у спортсмена присутствует стремление к победе или к улучшению результативности выступления;
соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную известность и оценку;
результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;
соревнования — это специфический фактор, создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.
Рекомендуемая литература
Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М., 1991.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений. В 2 кн. — М., 1994.
Психология: Учебник для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. — М., 1987.
Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А. Ц. Пуни. — М., 1979.
Курс предназначен для учащихся 9 класса.
- Ориентирован на расширение знаний учащихся, на развитие любознательности, интереса к химии и рассчитан на 17 часов.
- Расширение кругозора школьников, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
- Развитие и укрепление интереса к предмету
- Совершенствование экспериментальных знаний
- Развитие мыслительных процессов, склонностей, способностей учащихся
- Развитие умения самостоятельно получать знания.
Содержание данного элективного курса представлено четырьмя темами-модулями. Атмосфера — воздух, которым мы дышим, гидросфера, литосфера (почва), химия в быту. Исходя из своих интересов, учитель может изменять последовательность тем, или сократить время на изучение того или иного модуля
Содержание курса составляют сведения о роли химии в решении жизненно важных вопросов, позволяющих осознать процессы в окружающем нас мире, о необычных свойствах известных веществ.
Решению поставленных задач служат разнообразные методы и организационные формы обучения |: лекция, рассказ , беседа, самостоятельная работа учащихся, семинарские занятия, дискуссии и т.д. Важную роль играет химический эксперимент, который является и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в условиях материала курса.
Введение — 1 час
1.Атмосфера — воздух, которым мы дышим — 4 часа
1.1. Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Основные виды загрязнения воздуха. Фотохимический смог, кислотные дожди. Растения как поставщики и потребители кислорода.
1.2. Углекислый газ, увеличение его концентрации в атмосфере. Парниковый эффект, его последствия. Озоновый слой, озоновые «дыры».
1.3. Проблема защиты атмосферы от загрязнений.
1.4. Практическая работа №1: «Определение кислотности атмосферных осадков. Состав воздуха».
2. Гидросфера — 4 часа
2.1. Вода. Нахождение воды в природе. Природные растворы. Жесткость воды.
2.2. Проблема защиты гидросферы. Загрязнение Волги, снижение концентрации вредных веществ в промышленных стоках.
2.3. Практическая работа №2 «Жесткость воды и способы ее устранения».
2.4.: Решение задач по теме «Определение массовой доли растворенного вещества».
3. Литосфера (почва) — 3 часа
3.1. Удобрения. Химические средства защиты растений.
3.2. Практическая работа №3 :«Распознавание минеральных удобрений».
3.3. Проблема загрязнения почвы и пути ее решения.
4. Химия в быту — 4 часа
4.1. Продукты питания, пищевые добавки, ЗОЖ.
4.2. Практическая работа №4: «Анализ состава пищевых продуктов».
4.3. Домашняя химчистка.
4.4. Домашняя аптечка.
5. Заключение. Зачет — 1 час
Учебно-тематическое планирование курса
№ темы | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Виды уроков и занятий |
1 | Введение | 1 час | беседа |
2 | Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Основные виды загрязнения воздуха. Фотохимический смог, кислотные дожди. Растения как поставщики и потребители кислорода. | 1 час | лекция |
3 | Углекислый газ, увеличение его концентрации в атмосфере. Парниковый эффект, его последствия. Озоновый слой, озоновые «дыры». | 1 час | дискуссия |
4 | Проблема защиты атмосферы от загрязнений. | 1 час | дискуссия |
5 | Практическая работа №1: «Определение кислотности атмосферных осадков. Состав воздуха». | 1 час | практическая работа |
6 | Вода. Нахождение воды в природе. Природные растворы. Жесткость воды. | 1 час | рассказ |
7-8 | Проблема защиты гидросферы. Загрязнение Волги, снижение концентрации вредных веществ в Практическая работа №2 «Жесткость воды и способы ее устранения промышленных стоках. | 2 часа | лекция практическая работа |
9 | Решение задач по теме «Определение массовой доли растворенного вещества». | 1 час | решение задач |
10 | Удобрения. Химические средства защиты растений. | 1 час | лекция |
11 | Практическая работа №3: «Распознавание минеральных удобрений». | 1 час | практическая работа |
12 | Проблема загрязнения почвы и пути ее решения. | 1 час | семинар |
13 | Продукты питания, пищевые добавки, ЗОЖ. | 1 час | дискуссия |
14 | Практическая работа №4: «Анализ состава пищевых продуктов». | 1 час | практическая работа |
15 | Домашняя химчистка. | 1 час | лекция |
16 | Домашняя аптечка. | 1 час | лекция |
17 | Заключение. Зачет. | 1 час | зачет |
Ожидаемый результат
- Обобщение, расширение и углубление знаний учащихся по химии.
- Развитие познавательного интереса к предмету.
- Совершенствование умений по решению расчётных задач.
- Умение применять полученные знания на практике.
По окончании курса учащиеся должны защитить проект.
Используемая литература
1. Аликберова А.Ю. Занимательная химия. — М. АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. — М. Высшая школа, 1992.
3. Савина А.А. Я познаю мир. Химия. — М. Детская энциклопедия, 2001.
4. Штремплер Г.И. Химия на досуге. — М. Просвещение, 1996.
5. Энциклопедический словарь юного химика. — М. Педагогика-Пресс, 1997.
Форма проведения урока: урок-семинар.
Тип урока: урок развития речи.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, ИКТ.
Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.
На уроке используются современные технологии: проектные, личностно-ориентированные, проблемные, ИКТ. С целью развития познавательной активности и самостоятельности обучающихся используется их жизненный опыт.
Ребятам дается полная свобода в выражении своего мнения. А комментарий и выводы учителя помогают осознать и усвоить сложные моменты, учат вдумчивому чтению, умению разбираться в самих себе и окружающих их людях. Очень удачно подобрано и дифференцированное домашнее задание.
Эта работа поможет и в написании итогового сочинения, и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку.
Оборудование: музыкальное сопровождение, распечатанный дидактический материал, презентация.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный (мотивационный) этап
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Слово учителя. Слайд № 1.
Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок — семинар.
Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ — 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, письменная работа по окончании написания сочинения дома. Все материалы к сочинению, которые вам необходимы, вы заносите в черновик сочинения — таблицу. Таблица представляет собой формат А4, с подобным вам предстоит работать на экзамене.
Объём вашего сочинения — 350 слов. Это формат А4 с двух сторон. Черновик-таблица имеет несколько частей: тема, вступление, основная часть,1 тезис, литературный аргумент; 2 тезис, литературный аргумент, заключение.
Актуализация личностного осмысления учащимися деятельности на уроке.
II. Формулирование темы урока и постановка цели и задач урока
Цель: мотивация учащихся.
Вспомним, какой вид деятельности представляет сочинение. Пожалуйста, прочитайте определение на слайде.
Какие направления тем сочинений нас ждут 2 декабря? Пожалуйста, прочитайте на слайде.
В ходе подготовки мы уже разрабатывали с вами подходы и писали сочинения к направлениям «Любовь», «Дом».
Слайд № 4.
Сегодня целью нашего урока является разработка подходов и отбор литературного материала к сочинению по направлению «Время». На мой взгляд, это направление наиболее трудное из всех предложенных, т. к. именно в нём проявляется метапредметный характер нашего сочинения. Чтобы хорошо написать данное сочинение необходимо знать не только художественную литературу, но и другие учебные предметы. Какие, на ваш взгляд?
Итак, мы работаем над темой сочинения «Человек и время в русской литературе».
Осмысление. Участие в формулировке темы урока, целей, задач.
Предполагаемый ответ: история, обществознание.
III. Актуализация знаний
Цель: проверка формирования теоретических знаний об алгоритме написания сочинения по литературе.
Слово учителя. Слайд № 5.
Вспомните, с чего мы начинаем работу над сочинением. Пожалуйста, прочитайте на слайде, из чего состоят 1 и 2 этапы алгоритма работы?
Чтение. Осмысление.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытия учащимися нового знания)
Цель: проверить имеющиеся знания учащихся и разработать пути подхода к теме.
Каждый из вас сегодня заберёт для дальнейшей подготовки к сочинению карту со словарными материалами. Пожалуйста, определим по ней лексическое значение слова «время». Из «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова мы узнаём, что исходя из количества лексических значений, слово «время» какое?
Пожалуйста, приведите пример употребления слова «время» в разных лексических значениях.
В значениях:
— форма материи;
— продолжительность;
— промежуток;
— момент;
— пора;
— период;
— эпоха;
— срок;
— грамматическая категория.
Работа со словарём: анализ, сравнение.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл пословиц о времени.
Слово учителя. Слайд № 8.
Пожалуйста, объясните, как вы понимаете смысл афоризмов о времени.
Ознакомьтесь с пояснениями создателей экзамена. Как они поясняют содержание тем сочинений по направлению «Время»? Пожалуйста, прочитайте их на слайде.
Какие понятия мы будем раскрывать в своём сочинении?
Какое лексическое значение слова «время» мы будем раскрывать в своём сочинении?
Предполагаемый ответ: «Человек и время».
Предполагаемый ответ: «Эпоха. Период».
V. Включение нового знания в систему понятий учащихся
Цель: повторение и классификация изученного материала в заданном контексте и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Пожалуйста, послушайте стихотворение известного русского поэта Александра Кушнера «Времена не выбирают» в исполнении певца-барда Сергея Никитина.
Давайте поработаем с текстом этого стихотворения. Оно на ваших столах.
1). Почему поэт говорит, что «времена не выбирают, в них живут и умирают»?
2). Как вы понимаете значение слов «век железный»? Какой это троп?
3). Как вы понимаете значение слов «…время — кожа, а не платье, глубока его печать»? Какие это тропы?
4). Как вы понимаете строки «…время — это испытанье, не завидуй никому»? Как может время проверить человека?
1). Нет смысла ждать неких «лучших времен», которые, как правило, не наступают никогда, а появляются новые трудности уже новых.
Потому надо жить здесь и сейчас, ибо; прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.
2). Каждое время несёт свои испытания. Эпитет.
3). Как человеку нельзя сменить кожу, так нельзя как платье сменить время. Метафоры.
Сделаем вывод из наших рассуждений:
Время проверяет наше право назваться Человеком.
Время проверяет нашу силу духа, способность любить, защищать те ценности, которые ты считаешь важными и необходимыми для твоего бытия. Эта мысль может стать предположительным тезисом нашего сочинения. Её можно записать в наш черновик.
Вспомним алгоритм работы над сочинением: что мы делаем после того, как сформулировали 1 тезис сочинения? Пожалуйста, прочитайте памятку по алгоритму работы над сочинением.
Слово учителя. Слайд № 15.
Продолжим работу по сбору материалов к нашему сочинению. В каких изученных нами произведениях речь идёт о людях, чью силу духа, стойкость проверяет время?
К уроку вы по группам перечитывали эти произведения.
Слово учителя. Слайды №16, 17, 18.
Послушаем краткую информационную справку о повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Сообщение подготовленного ученика.
Вспомним один из ключевых эпизодов повести с помощью фильма Александра Прошкина «Русский бунт».
О ком из героев повести мы можем сказать: «Они выдержали испытание временем»?
Просмотр видеосюжета.
Предположительные ответы учащихся: Пётр Гринёв, Маша Миронова, капитан Миронов, Василиса Егоровна, слуга Савельич.
ХХ столетие, «век-волкодав», как назвал его русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, принёс тяжелейшие испытания человечеству.
Одно из них — Великая Отечественная война. Это событие освещено в многочисленных художественных и публицистических произведениях. Одним из самых пронзительных, на мой взгляд, является рассказ «Судьба человека» Михаила Александровича Шолохова. Послушаем краткую информационную справку об этом рассказе.
Докажите, что Андрей Соколов достойно прошёл испытание временем.
Вспомним этот трогательный эпизод с помощью фильма «Судьба человека», режиссёром которого и исполнителем главной роли в котором является Сергей Бондарчук.
Предполагаемым антитезисом нашего сочинения может стать мысль, что не всякий человек может достойно пройти испытание временем.
Слайд № 23.
Вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Послушаем информационную справку.
Слово учителя. Слайд № 24.
В информационной справке мы услышали о кризисе общественного сознания, охватившем Россию 40-е годы 19 века. Это время правления императора Николая I, который вёл жесткую политику по отношению ко всякому проявлению инакомыслия. Сурово расправился с декабристами, ужесточил цензуру, резко сократил автономию университетов, создал 3 канцелярию — политического сыска, закрыл ряд прогрессивных журналов, запретил принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. Не случайно императора в народе называли «Николай Палкин», данный исторический период — «эпохой безвременья», а поколение людей, живших в это время, — «потерянным поколением». Отличительной чертой эпохи безвременья был тип человеческой личности, получивший в истории русской общественной мысли грустное название «лишний человек».
Прочитайте отрывок из предисловия со слов «Герой нашего времени….» (3, 4 абзацы).
Автор отмечает, что образ Печорина собирательный, составлен из пороков его поколения, и подобного современного человека он часто встречал.
Какие несчастья приносит Григорий Александрович Печорин окружающим?
Чтение учащихся.
Предположительные ответы учащихся: губит Бэлу, разрушает родственные отношения в чеченской семье, провоцирует на убийство Казбича, обижает Максим Максимовича, обманывает княжну Мери, убивает Грушницкого, мучает Веру.
Сделаем вывод: в «эпоху безвременья» Печорин, будучи человеком умным, сильным, талантливым, выбирает путь эгоиста, становится «лишним человеком», не проходит испытания временем. Но история знает и большое количество имён людей, живших в это же время и принёсших пользу всему человечеству: это и прогрессивный общественный деятель, публицист Александр Иванович Герцен, и русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения Николай Иванович Лобачевский, и русский хирург, и анатом, естествоиспытатель и педагог, основоположник русской военно-полевой анестезии Николай Иванович Пирогов и многие другие.
Выбирая литературный аргумент для нашего антитезиса, обратимся к произведению известного белорусского писателя Василя Быкова, послушаем информационное сообщение.
Слово учителя. Слайд № 28.
Как по-разному ведут себя в плену Сотников и Рыбак? Кто из них проходит испытание «бесчеловечными обстоятельствами»?
Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Сотников по натуре совсем не герой, и когда Смерть становится реальностью, но Сотников выбирает ее, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе. Сотников поступает как герой. Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг, рассматривается его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые оказались свидетелями его последних минут.
Рыбак в первых частях книги показан нам хорошим партизаном. Но война, предъявляя свои жестокие требования, очень часто предлагала обстоятельства бесчеловечные. Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с низким развитием его духовного мира. У него оказался недостаточным человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной силы, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах, заплатив за это ценой своей жизни. Рыбаку это не под силу, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что.
Слово учителя.
Давайте с помощью фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» вспомним кульминационный момент повести.
Слово учителя. Слайд № 29.
Вернёмся к алгоритму написания сочинения.
Итак, мы рассмотрели ряд изученных литературных произведений, которые могут стать источниками аргументов для доказательства тезисов в нашем сочинении на тему «Человек и время в русской литературе».
Слайд № 30.
Тема испытаний человека во времена социальных потрясений, войн и разрушения вековых традиций освещается и в произведениях, которые нам еще предстоит изучить: это романы Булгакова, Шолохова, Пастернака, поэма Ахматовой, повесть Солженицына.
Просмотр видеосюжета.
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Цель: первичный контроль над овладением техники написания сочинения.
Продолжим работу над черновиком сочинения. Вспомним, как строится итоговое сочинение по литературе.
Какие виды вступления больше подходят для нашего сочинения?
Слово учителя. Слайд № 33
Какие виды заключения можно использовать для нашего сочинения?
В заключение попробуйте из аргументов вывести новую мысль о ценности Времени, об ответственности человека за то, что происходит в его времени, о связи эпох.
Ответы учащихся.
VII. Проектирование дифференцированного домашнего задания
Слово учителя. Слайд № 34.
Задание базового уровня: написать сочинение на тему «Человек и время в русской литературе».
Задание повышенной сложности: написать сочинение на примерные темы направления «Время», рекомендованные ФИПИ:
1). Что значит родиться не в своё время?
2). Что значит жить, опережая время?
3). Что значит «быть с веком наравне»?
4). Как вы понимаете строки из Экклезиаста: «Время собирать камни и время разбрасывать их»?
5). Историческое время — стрела или вихрь (круг)?
6). Самый лучший завтрашний день не вернёт вчерашнего (китайская пословица).
7). Как ни долга ночь, а рассвет будет.
VIII. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.
Слово учителя. Слайд № 35.
Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить все поставленные задачи? Пожалуйста, ответьте на вопросы рефлексии.
Учащиеся заканчивают высказывания:
1. Урок заставил меня задуматься о…
2. За урок я узнал/ вспомнил/ отработал навык…
3. Своей работой на уроке я доволен/ не доволен.
4. Чтобы следующий урок стал лучше, надо…