Подготовить рассказ о писателе крылове подчеркнув роль самообразования

Крылов - волк на псарне - свинья под дубом - ворона и лисица 5 класс, коровина, 1 часть, стр. 59,

Крылов — Волк на псарне — Свинья под дубом — Ворона и лисица (5 класс, Коровина, 1 часть, стр. 59, 62-63, 64-65, 67)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Что помогло И. А. Крылову стать начитанным, образованным человеком?

         Иван Крылов полюбил чтение благодаря своей матери, о которой помнил всю жизнь и отзывался с особой нежностью. Страсть к чтению помогла ему стать начитанным и образованным человеком, а для этого нужно было быть настойчивым и усердным человеком.

 2. Подготовьте рассказ о писателе, подчеркнув роль самообра­зования, самовоспитания и самостоятельного чтения.

         Иван Андреевич Крылов – самый известный русский баснописец. Он родился в Москве хоть и в дворянской, но бедной семье, не имевшей даже постоянного места жительства. Воспитанием сына занималась мать, она же была для него поддержкой в стремлении получить образование. Крылову пришлось работать, помогая семье, с восьми лет. А когда умер отец, мальчик пошел в услужение, платой за работу была возможность учиться. В самообразовании сыну наставницей стала мать – она составила план учебы и помогала выбирать книги для чтения.

         Жизненные трудности не помешали в самовоспитании и самообразовании будущему поэту, он старался всегда читать новые книги, изучал языки и всегда старался узнавать новое, потому что считал, что учиться никогда не поздно, и доказал это, выучив в 50 лет древнегреческий язык.

         Иван Андреевич Крылов с детства считал важными качествами для человека: основательность, практичность и самостоятельность, потому что именно благодаря им человек может достичь поставленных целей. Цель Крылова – стать образованным человеком, и он достиг ее. Его работа всегда была связана со словом: Крылов писал стихи и прозу, переводил басни Лафонтена, был издателем и журналистом, но стал знаменит и остался в веках как великий русский баснописец.

стр. 62-63

Фонохрестоматия ((«Слушаем актёрское чтение »))

И. А. Крылов. «Волк на псарне»

1. Какими средствами звукозаписи передаётся переполох, воз­никший на псарне, когда туда внезапно забрался Волк?

         Переполох, возникший на псарне, передается многочисленным злобным лаем собак.

2. Как актёр воспроизводит льстивую речь хищника? Каково от­ношение автора и актера к Волку?

         Актёр льстивую речь волка передает вкрадчивыми, мягкими, заискивающими интонациями. Но и актёр, и автор не верят сладким речам волка, его уверениям в дружбе и верности, это мы чувствуем в словах и интонациях Ловчего.

3. Как меняется характер речи актёра, когда он начинает речь Ловчего? Как вы его представляете? Опишите устно внеш­ность, характер Ловчего.

         Голос актера при словах Ловчего приобретает старческие интонации человека, знающего свое дело, понимающего жизнь и твердого в своих решениях и действиях. Перед глазами сразу возникает крепкий, седой, пожилой, мудрый мужчина, решительный и смелый.

 Размышляем о прочитанном

1. Рассмотрим эту басню подробнее: как перекликаются строч­ки басни И. А. Крылова с реальными событиями войны 1812 года – «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню…», «В минуту псарня стала адом…», «Огня! – кри­чат, – огня!», «И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец…», «И начал так: „Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум…“», «Тут Ловчий перервал в от­вет, – „Ты сер, а я, приятель, сед…»», «И тут же выпустил на Волка гончих стаю»?

         Басня И.А. Крылова отражает события Отечественной войны 1812 года.

         Строчка: «Волк ночью, ду­мая залезть в овчарню, / Попал на псарню…» говорит о том, что при нападении на Россию Наполеон надеялся на скорую победу, как это у него получилось со странами Европы. В представлении Крылова, для французов русские люди были, как стадо овец.

          «В минуту псарня стала адом…» – пишет Крылов. Надежды Наполеона не оправдались: в борьбу с непрошенными «гостями» вступила не только армия, но и простой народ в партизанских отрядах в тылу врага.

         «Огня! – кри­чат, – огня!» можно понять как намек на пожар в Москве, после которого Наполеон почувствовал себя загнанным в угол, так как продолжать дальше войну он не мог по объективным причинам: армия была голодна и деморализована. Тогда французский император послал письмо Александру I.

          «Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш ста­ринный сват и кум…» В письме русскому императору Наполеон предлагал условия для заключения мира.

         Но главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов, старый опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, – /Ты сер, а я, приятель, сед…»

         «И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Русская армия заставила французов отступать по Смоленской дороге, которой они и шли на Москву, разоряя все на своем пути. Гончие в басне – это армия Кутузова и партизанские отряды, которые гнали противника до границы.

 2. Что вы могли бы сказать о характерах Ловчего, Волка?

         Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и тру­сость. Волк – хищник, и даже если он предлагает мирные пере­говоры, он все равно остается хищником. Народ хорошо понима­ет и чувствует это. Крылов в басне передает народное вос­приятие Наполеона как хищника, которого надо изгнать с родной земли. Ловчий – человек опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.

 Обогащаем свою речь

В книге «Басни Ивана Крылова» читаем: «Во что бы ни рядился хищник, он остаётся хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней. Поэтому, когда Ловчий говорит: „Ты сер, а я, приятель, сед», – то здесь содержится не только намёк на седину Кутузова, но и на на­родный опыт борьбы с захватчиками».

Так ли вы объяснили эти строки?

Постарайтесь продолжить рассуждение, подумайте над сло­вами, словосочетаниями, рассмотрите иллюстрацию.

Объясните слова и выражения, подберите к ним синонимы, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне: попал на псарню, поднялся… двор, почуя серого, псы залились в хлевах, вмиг ворота на запор, ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть, расчесться за овец, пустился в переговоры, уставим общий лад, с другими грызться рад, не делать мировой, выпустил на Волка гончих стаю.

Какие выражения из текста басни могли бы применяться и в других обстоятельствах в виде крылатых выражений, по­словиц?

         Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл. Во-первых, слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псар­ня – это не овчарня, псы могут защитить себя.

         «Поднялся… двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ. Почувствовав, поняв коварные намерения захватчика, «псы залились в хлевах», то есть, в прямом значении, залаяли громко, в переносном – после долгого отступления от границы к Смоленску и дальше к Москве армия хотела сражения: «и рвутся вон на драку».

         Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калуж­скую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия.

         Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хо­тел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Ви­дит око, да зуб неймет». То есть Волк-Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.

         Волку приходит черед «расчесться за овец». После освобож­дения России русская армия совершила заграничный поход, ос­вободив все европейский страны, которые захватил Наполеон. Наполеон понимал, что если он не покорит Россию, то не сможет удержать и другие завоеванные страны.

         «Пустился в переговоры», значит, начал переговоры. «На­чал» – в данном случае синоним слова «пустился». Но слово «пустился» звучит выразительнее, чем «начал». «Уставим общий лад» значит «заключим мирный договор». Волк-Наполеон пред­лагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть вое­вать на стороне России.

         «Не делать мировой» означает не заключать мирного догово­ра. «Выпустить на Волка гончих стаю» значит дать армии коман­ду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.

         Некоторые выражения из басни могли бы применяться в виде пословиц или крылатых выражений: «попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю».

 Литература и изобразительное искусство

Какие иллюстрации к этой басне вам известны? Расска­жите о них. Попробуйте нарисовать свои иллюстрации к басне «Волк на псарне».

         Нам известна иллюстрация художника А. Лаптева к басне «Волк на псарне». Можно было бы подготовить несколько ри­сунков на эту тему, например: Волк принюхивается, собираясь лезть в овчарню; Волк хитро разговаривает с Ловчим; Ловчий решительно отвечает Волку.

стр. 64-65

Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)

 «Свинья под Дубом»

1. Передал ли актёр авторское отношение к персонажам, дей­ствующим лицам басни? Какими исполнительскими средст­вами?

         Актер смог передать авторское отношение к персонажам этой басни. Голос Ворона очень похож на голос автора, потому что он здесь выполняет схожую роль. Голос Свиньи визгливый, со сры­вами, неприятный. Голос Дуба низкий, в нем звучат интонации сожаления.

 Размышляем о прочитанном

1. Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

         Басня «Свинья под Дубом» иносказательно (аллегорически) описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не по­нимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни Дуба, то есть разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит народная поговорка «рубить сук, на котором сидишь».

         Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не умеют разговаривать. В действительности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корни у дуба.

 2. Какой описывает Крылов Свинью?

         Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном желудке.

 3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите раз­личные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.

         Мораль басни заключена в последних четырех строчках:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

         Мораль этой басни можно проиллюстрировать примером: когда ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.

 4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется ис­тинное просвещение, с одной стороны, и невежество – с дру­гой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие – о невежестве?

         Конечно, в этой басне истинное просвещение про­тивопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция свиньи, которая в безразличии не желает понять, откуда берутся желуди:

«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

         Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:

«Ведь это дереву вредит, –

Ей с дубу Ворон говорит, –

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

 Литература и изобразительное искусство

1. Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?

         Эту басню иллюстрировали Алексей Лаптев и Георгий Куприянов.

 2. Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

         К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллю­страций.

Первая: Свинья под Дубом ест желуди.

Вторая: Свинья под Дубом спит.

Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.

Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.

Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.

 Размышляем о прочитанном «Ворона и лисица»

1. Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мо­раль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни: Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых трех строках:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

         Смысл морали в том, чтобы дать урок нравственности: льстить плохо, вредно, но люди любят лесть. Однако лесть нико­гда не используют люди с чистым сердцем.

 2. Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится ав­тор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хи­трости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Мог­ло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

         Ситуация, когда Лисица обманывает Ворону, подтверждает эту мораль. Автор относится к Вороне с насмешкой и легким со­чувствием, а к Лисице с осуждением.

         Крылов называет Лисицу «плутовкой». Чтобы отобрать у Воро­ны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее мнимую красоту, голос и провоцирует ее на то, чтобы она спела.

         У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», то есть Ворона на­дулась от важности.

         Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глупую Ворону. По­добные ситуации часто происходят с людьми.

 3. Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, опре­делите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте во­просы для викторины, например:

1. «Квартет».

Мораль (выражена в словах Соловья):

«…А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

         Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш­ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно­стей, таланта и умения.

2. «Лебедь, Щука и Рак».

Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

         Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.

3. «Две бочки».

Мораль:

Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку;

Кто делов истинно, – тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепко думу. Без шуму.

         Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое де­ло, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о . своих якобы делах.

Вопросы для викторины.

1. Из каких басен слова?

а) «…Так поди же, попляши!»

б) Избави бог и нас от этаких судей.

в) «…Слона-то я и не приметил».

г) «…Сильнее кошки зверя нет!»

2. Из каких басен мораль?

а) Случается нередко нам

И груд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи здесь годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не надобно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе все они едва ль не одиноки:

Послушать – кажется, одна у них душа, –

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то все у них пустяк.

3. Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.

б) Крестьянин, Дерево, Змея.

в) Мужик, гуси, прохожий.

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

 Фонохрестоматия «Зеркало и Обезьяна»

1. Актриса живо и выразительно воспроизвела речь персонажей басни. Расскажите, какими вы представили Обезьяну и Мед­ведя.

         Обезьяна представилась мне важной, с большим самомнением, не си­дящей ни минуту на месте, кривляющейся, но при этом смотрящей свысока на свое отражение. Медведь спокоен, мудр.

3. Встречались ли вам в жизни персонажи, подобные мартышке? Попробуйте написать сатирическую заметку в стенгазету под названием «Чем кумушек считать трудиться…».

         Леночка каждый день приходила из школы и на вопрос мамы: «Как дела в школе?» рассказывала о том, как шалят ее одноклассники на уроках и переменах. Мама постоянно слышала, что Вероника украдкой сидит в телефоне, Маша заснула на рисовании, Катя не выучила слова, Аня опоздала. И так продолжалось до тех пор, пока однажды учительница не позвонила маме и не вызвала ее в школу.

         Лена с замиранием сердца ожидала возвращения мамы. Как только мать переступила порог, она напомнила дочери строчку из недавно изученной басни Крылова: «Чем кумушек считать трудиться…». Лена сразу поняла, что мама знает о ее опозданиях, невыученных уроках и о том, что дочь заснула на уроке.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Е. Рачёва. Прочитайте отрывки из басен. Назовите эти басни. Какие иллюстрации наиболее полно и ярко раскрывают характеры героев И. А. Крылова? Вспомни­те эти басни. В чём заключается мораль каждой из них?

1. Басня «Осел и Соловей», Мораль:

«Избави бог и нас от эта­ких судей».

2. Басня «Волк и Ягненок». Мораль такова:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят.

3. Басня «Лебедь, Щука и Рак». Мораль:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

4. Басня «Квартет». Мораль:

«…А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

На мой взгляд, иллюстрации Е. Рачева полно и ярко раскры­вают характеры героев И.А. Крылова.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА

(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педагогческого совета

МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска

от «28» августа 2019 года №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________/Герасимова С.В./

«29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска

_______________Н.В. Белан

Пр. от «30» августа 2019 г. №174

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной русской литературе

Уровень общего образования: основное общее образование

Класс 9

Количество часов 17

г. Волгодонск

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для 9 классов разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами (ФГОС), на основе планируемых результатов основного общего образования, образовательной программы основного общего образования, образовательной программы МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска.

Программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования и учебному плану МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска.

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотрен­ные федеральным компонентом государственного стандарта и программой ос­новного общего образования по литературе.

Цель учебного предмета:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма;

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской родной литературы;

  • знакомство с классическими образцами русской родной литературы;

  • расширение культурного кругозора;

  • формирование навыков смыслового чтения;

  • воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре.

Задачи:

  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого и интерпретирующего характера;

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской родной литературы;

  • овладение приёмами смыслового анализа текста;

  • воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития.

  1. Планируемые образовательные результаты учебного предмета.

Рабочая программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

Обучающийся научится:

  • осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; понимать историю, культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; владеть языком своего народа; проявлять чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • проявлять целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;

  • проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

  • проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • осознавать эстетическую ценность русской литературы;

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные результаты:

Познавательные.

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых учителем;

  • смысловому чтению;

  • осуществлять запись указанной учителем информации;

  • применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;

  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели схемы по заданию учителя;

  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;

  • строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Регулятивные.

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • осуществлять контроль своей деятельности;

  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • принимать решения в проблемных ситуациях;

  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владеть основами саморегуляции;

  • осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  • организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение);

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой, так и в форме внутренней речи;

  • оформлять монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • аргументировать свою позицию, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • пониманию ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков;

  • пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • умению анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определению в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, пониманию их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владению элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • формированию собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;

  • интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;

  • восприятию на слух литературных произведений разных жанров, осмысленному чтение и адекватному восприятию;

  • умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написанию сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;

  • пониманию образной природы литературы как явления словесного искусства;

  • пониманию русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлению заложенных в изучаемых произведениях вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • приобщению к духовно-нравственным ценностям русской литературы, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • оценивать содержание художественного произведения на основе личностных ценностей;

  • эстетическому восприятию произведений литературы; формированию эстетического вкуса.

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

Обучающийся научится

  • ученик должен знать: базовые теоретико-литературные понятия; содержание программных произведений; образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей

  • понимать закономерности происхождения литературы; жанровые особенности произведений;

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; -определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • выполнять элементарные исследовательские работы.

Место предмета в учебном плане: предмет «Русская родная литература» изучается в 9 классе 1 час в неделю, всего 34 часа.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Она обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим возможность формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры.

Содержание курса «Русская родная литература»

ВВЕДЕНИЕ (1час)

Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков русской родной литературы

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(2 часа)

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.

Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (1час)

И.С.Тургенев.Автобиографические мотивы в повести «Ася». Характеры героев повести.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (5часов)

И.С.Шмелёв. Слово о писателе. Рассказы «Лето Господне». Внутренний мир человека, жизнь которого проникнута православным духом. Святая Русь в рассказах «Лето Господне».

А.С.Грин. Слово о писателе. Смысл рассказа «Зелёная лампа». Сюжет, композиция. Характеры героев. Смысл названия.

М.Горький. Слово о писателе. Художественные особенности «Песни о Соколе»

К.Паустовский.Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Роль пейзажа. Смысл названия.

Е.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Белый гусь». Роль пейзажа в рассказе. Юмор в рассказе.

Р.Р. Выразительное чтение. Художественный пересказ.

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1 часа)

Д.Кедрин «Весь этот край, милый навеки…» Тема Родины в стихотворении.

Проект «Моё любимое стихотворение о Родине»

Великая Отечественная война в лирике (1час.)

Ю.Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…»

Н.Старшинов «Песня о пехоте», «Болота, населённые чертями…» Героизм, патриотизм, трудности военных лет, чувство скорбной памяти и чувство любви к Родине в стихотворениях о войне.

ТЫ И ТВОЙ СОВРЕМЕННИК (1 час)

А.Алексин «Сигнальщики и горнисты». Смысл названия повести.

ИТОГОВЫЕ УРОКИ (2 ЧАСА)

Литературная игра «Знаешь ли ты родную русскую литературу?»Подведение итогов изучения курса.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска предусматривает обязательное изучение родной русской литературы на этапе основного общего образования в 9А, 9Г, 9Е классах в объеме 17 часов (0,5 урока в неделю). Но в 9Д классе – 4.11,9.03 являются праздничными днями, поэтому запланировано 15 часов.

Учебно-тематический план 9А, 9Г, 9Д классов

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Контрольных работ

( в том числе тестовых)

Контрольные работы по развитию речи

( сочинения)

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

2

3

Из русской литературы XVIII века

2

1

4

Из литературы XIX века

1

5

Из литературы XX века

4

1

6

Из русской поэзии

1

7

Великая Отечественная война в лирике

1

8

Ты и твой современник

1

9

Подведение итогов

1

1

Итого часов- 17

14

1

2

Учебно-тематический план 9Д класса.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Контрольных работ

( в том числе тестовых)

Контрольные работы по развитию речи

( сочинения)

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

1

3

Из русской литературы XVIII века

2

1

4

Из литературы XIX века

1

5

Из литературы XX века

4

6

Из русской поэзии

1

7

Великая Отечественная война в лирике

1

8

Ты и твой современник

1

9

Подведение итогов

1

1

Итого часов- 15

13

1

1

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска предусматривает обязательное изучение родной русской литературы на этапе основного общего образования в 9А, 9Г, 9Е классах в объеме 17 часов (0,5 урока в неделю). Но в 9Д классе – 4.11,9.03 являются праздничными днями, поэтому запланировано 15 часов.

Календарно-тематическое планирование уроков русской родной литературы в 9А, 9Г, 9Е классах

п/п

Дата 9А

Дата 9Г

Дата 9 Е

Раздел, тема урока

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Введение (1ч.)

1

3.09.19

6.09.19

5.09.19

Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков родной русской литературы

участие в коллективном диалоге, подбор примеров, формулирование выводов

Ответить на вопросы: когда возникла древнерусская литература? Произведения каких жанров вы читали?

Из древнерусской литературы (2ч.)

2

17.09.19

20.09.19

19.09.19

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи.

конспектирование лекции учителя, подбор примеров, участие в коллективном диалоге

Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем», ответить на вопросы

3

1.10.19

4.10.19

3.10.19

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

выразительное чтение, характеристика героев, устный монологический ответ по плану

Подготовить небольшой рассказ о писателе Н.М.Карамзине, используя материалы интернета, прочитать повесть «Наталья, боярская дочь»

Из литературы XVIII века (3ч.)

4

15.10.19

18.10.19

17.10.19

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

участие в коллективном диалоге, составление лексических комментариев

Ответить на вопросы: какова главная мысль повести? Кто её герои? Кто из них вызвал ваши симпатии?

5

5.11.19

8.11.19

7.11.19

События повести и характеры героев.

пересказ, устный анализ, характеристика героев, формулирование выводов

Составить план ответа на проблемный вопрос « Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»

6

19.11.19

22.11.19

21.11.19

Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос « Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»

участие в коллективном диалоге, письменный ответ на проблемный вопрос

Задания по группам: подготовить материал для характеристики Аси (1 группа), господина Н.Н. (2 группа), Гагина (3 группа)

Из русской литературы XIX века (1ч.)

7

3.12.19

6.12.19

5.12.19

И.С.Тургенев. Автобиографические мотивы в повести «Ася». Характеры героев повести.

устный рассказ о писателе, участие в коллективном диалоге, пересказ

Подготовить рассказ о писателе А.С.Грине, прочитать рассказ « Зелёная лампа»

Из русской литературы XX века (5ч)

8

17.12.19

20.12.19

19.12.19

А.С.Грин. Слово о писателе. Смысл названия рассказа «Зеленая лампа».

устный рассказ о писателе, анализ, выразительное чтение, устный ответ на проблемный вопрос

Подготовить рассказ о писателе М.Горьком

9

14.01.20

17.01.20

16.01.20

М.Горький. Личность писателя. Художественные особенности «Песни о Соколе»

устный рассказ о писателе, восприятие текста, участие в коллективном диалоге

Подготовить выразительное чтение «Песни…», повторить определения тропов, подготовить рассказ о писателе К.Г.Паустовском

10

28.01.20

31.01.20

30.01.20

К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция рассказа.

устный рассказ о писателе, участие в коллективном диалоге, составление небольшого монологического высказывания

Письменный ответ на вопрос: каковы способы выражения авторской позиции в рассказе?

11

11.02.20

14.02.20

13.02.20

Р.Р. Рецензия на рассказ «Телеграмма» К.Г.Паустовского.

написание рецензии на рассказ

Подготовить рассказ о писателе Е.Носове, прочитать рассказ «Белый гусь»

12

25.02.20

28.02.20

27.02.20

Е.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Белый гусь». Юмор в рассказе.

устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, формулирование выводов

Подготовить небольшое сообщение о жизни и творчествеД.Кедрина.

Из русской поэзии (1ч.)

13

10.03.20

13.03.20

12.03.20

Д.Кедрин. Тема Родины в стихотворении «Весь этот край, милый навеки…»

Проект «Моё любимое стихотворение о Родине»

восприятие текста стихотворения, устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве писателя Б.Васильева

Великая Отечественная война в лирике (1ч.)

14

31.03.20

3.04.20

2.04.20

Ю.Друнина. Стихотворения «Зинка», «Я только раз видаларукопашный…». Н.Старшинов. Стихотворения «Песня о пехоте», «Болота, населённые чертями…»

восприятие текста стихотворения, устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения»

Ты и твой современник (1ч.)

15

14.04.20

17.04.20

16.04.20

А.Алексин «Сигнальщики и горнисты» Смысл названия повести.

участие в коллективном диалоге, подбор примеров, устный ответ на проблемный вопрос, формулирование выводов

Повторить изученный материал, подготовиться к литературной игре (выразительное чтение стихотворения, знание текстов изученных произведений, теория литературы)

Подведение итогов (2ч.)

16

28.04.20

8.05.20

30.04.20

Контрольная работа «Знаешь ли ты родную русскую литературу»

Контрольное тестирование

Подготовить проект на тему «Любимые книги и их герои»

17

19.05.20

22.05.20

14.05.20

Подведение итогов изучения курса. Рекомендации для летнего чтения.

составление небольшого монологического высказывания, устные ответы на вопросы, составление викторины по прочитанным произведениям

Календарно-тематическое планирование уроков русской родной литературы в 9Д классе

п/п

Дата проведения

Раздел, тема урока

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Введение (1ч.)

1

2.09.19

Искусство слова и искусство чтения как предмет уроков родной русской литературы

участие в коллективном диалоге, подбор примеров, формулирование выводов

Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем», ответить на вопросы

Из древнерусской литературы (1ч.)

2

16.09.19

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

конспектирование лекции учителя, подбор примеров, участие в коллективном диалоге

Подготовить небольшой рассказ о писателе Н.М.Карамзине, используя материалы интернета, прочитать повесть «Наталья, боярская дочь»

Из литературы XVIII века (3ч.)

3

30.09.19

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

участие в коллективном диалоге, составление лексических комментариев

Ответить на вопросы: какова главная мысль повести? Кто её герои? Кто из них вызвал ваши симпатии?

4

14.10.19

События и характеры героев повести «Наталья, боярская дочь».

пересказ, устный анализ, характеристика героев, формулирование выводов

Составить план ответа на проблемный вопрос « Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»

5

11.11.19

Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос « Чем было вызвано обращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»

участие в коллективном диалоге, письменный ответ на проблемный вопрос

Задания по группам: подготовить материал для характеристики Аси (1 группа), господина Н.Н. (2 группа), Гагина (3 группа)

Из русской литературы XIX века (1ч.)

6

25.11.19

И.С.Тургенев. Автобиографические мотивы в повести «Ася». Характеры героев повести.

устный рассказ о писателе, участие в коллективном диалоге, пересказ

Подготовить рассказ о писателе А.С.Грине, прочитать рассказ « Зелёная лампа»

Из русской литературы XX века (4ч)

7

9.12.19

А.С.Грин. Слово о писателе. Смысл названия рассказа «Зеленая лампа».

устный рассказ о писателе, анализ, выразительное чтение, устный ответ на проблемный вопрос

Подготовить рассказ о писателе М.Горьком

8

23.12.19

М.Горький. Личность писателя. Художественные особенности «Песни о Соколе»

устный рассказ о писателе, восприятие текста, участие в коллективном диалоге

Подготовить выразительное чтение «Песни…», повторить определения тропов, подготовить рассказ о писателе К.Г.Паустовском

9

20.01.20

К.Г.Паустовский. Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция рассказа.

устный рассказ о писателе, участие в коллективном диалоге, составление небольшого монологического высказывания

Подготовить рассказ о писателе Е.Носове, прочитать рассказ «Белый гусь»

10

3.02.20

Е.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Белый гусь». Юмор в рассказе.

устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, формулирование выводов

Подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве Д. Кедрина.

Из русской поэзии (1ч.)

11

17.02.20

Д.Кедрин. Тема Родины в стихотворении «Весь этот край, милый навеки…»

Проект «Моё любимое стихотворение о Родине»

восприятие текста стихотворения, устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве писателя Б.Васильева

Великая Отечественная война в лирике (1ч.)

12

16.03.20

Ю.Друнина. Стихотворения «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…». Н.Старшинов. Стихотворения «Песня о пехоте», «Болота, населённые чертями…»

восприятие текста стихотворения, устный анализ, подбор примеров, выразительное чтение, рецензирование выразительного чтения

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения»

Ты и твой современник (1ч.)

13

6.04.20

А.Алексин «Сигнальщики и горнисты» Смысл названия повести.

участие в коллективном диалоге, подбор примеров, устный ответ на проблемный вопрос, формулирование выводов

Повторить изученный материал, подготовиться к литературной игре (выразительное чтение стихотворения, знание текстов изученных произведений, теория литературы)

Подведение итогов (2ч.)

14

20.04.20

Контрольная работа «Знаешь ли ты родную русскую литературу»

Контрольное тестирование

Подготовить проект на тему «Любимые книги и их герои»

15

18.05.20

Подведение итогов изучения курса. Рекомендации для летнего чтения.

составление небольшого монологического высказывания, устные ответы на вопросы, составление викторины по прочитанным произведениям

УРОК  литературы в 6 классе.            

И. А. КРЫЛОВ.  «ОСЁЛ И
СОЛОВЕЙ»                                                                                                                                                         

Основное содержание урока                                                                                                                     
                1.Краткий рассказ о
писателе-баснописце.                                                                                                                  
2.Роль самообразования в формировании его
личности.                                                                                              3.Комическое
изображение невежественного судьи, непонимающего истинного
искусства.                                 4.Басня в актёрском
исполнении.                                                                                                                       5.Развитие
понятия об аллегории и
морали                                                                                                        
Основные виды деятельности.                                                                                                                                   1.Устные
рассказы о детстве И. А.
Крылова.                                                                                                 
                  2.Чтение и обсуждение статьи учебника « Иван Андреевич
Крылов» и составление её плана. 3.Восприятие и выразительное чтение басни (в
том числе наизусть. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников,
исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). 4.Устные ответы на вопросы (с
использованием цитирования. Характеристика героев басни. 5.Истолкование
аллегории и
морали.                                                                                                    
6.Обсуждение иллюстраций к басне.

Викторина « Узнай
басню по знакомым басням И. А. Крылова».

1.      
Узнайте басню по её героям.

Волк, Ловчий

«Ворона и Лисица (2)

1 2. Лисица, Ворона

«Зеркало и Обезьяна (4)

3. Дуб, Свинья и Ворон

«Волк на псарне (1)

4. Обезьяна

«Свинья под Дубом (3)

1 В скобках указан номер правильного ответа

5. Щука, Рак, Лебедь

«Квартет» (6)

6. Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка

«Лебедь, Щука и Рак (5)

2. Узнай басню по афоризму.                                                                                  
                                                  Ты всё пела Это дело Так поди
же попляши!»

«Слон и Моська (3)

2. И волчью вашу я давно натуру знаю»

«Квартет» (4)

3. Ай, Моська знать, она сильна Что лает на
Слона!»

«Волк на псарне» (2)

4. А вы, друзья, как ни садитесь Всё в
музыканты не годитесь!»

«Стрекоза и Муравей (1)

5. Да только воз и ныне там»

«Любопытный» (6)

6. «Слона-то я и не приметил»

«Лебедь, Щука и Рак (5)

3. Узнайте басню по художественной детали (предмету. Кусочек сыру)

«Лебедь, Щука и Рак (4)

2. Очки

«Ворона и Лисица (1)

3. Две скрипки

«Мартышка и Очки (2)

4. Воз

«Демьянова уха (6)

5. Кунсткамера

«Квартет» (3)

6. Стерляди кусочек

«Любопытный» (5)

4.  Узнайте басню по её морали.                                                                                                                                 «Уж
сколько раз твердили
миру                                                                                                                                      
Что лесть гнусна, вредна,                                                                                                                                       
но только всё не
впрок                                                                                               
                                                       И в сердце льстец всегда
отыщет уголок».

«Волк и Ягнёнок» (2)

2.       « У сильного всегда бессильный
виноват.                                                                                                   
           Тому в истории мы тьму примеров
слышим,                                                                                          
Но мы истории не
пишем.                                                                                           
                                      А вот о том как в баснях говорят…»

«Мартышка и Очки (3)

3. «К несчастью, то ж бывает у
людей                                                                                                                  
Как ни полезна вещь, — цены не зная
ей                                                                                                           
Невежда про неё свой толк всё к худу
клонит                                                                           
                         А ежели невежда
познатней,                                                                                                                                       
Так он её ещё и гонит».

«Ворона и Лисица» (1) (Продолжение

5. Невежда также в
ослепленье                                                                                                                                      
Бранит науку и
ученье                                                                                
                                                                И все учёные
труды                                                                                                                                                                             
         Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

«Свинья под Дубом (5)

Домашнее задание: Прослушивание актёрского
исполнения басни «Осёл и Соловей (см. фонохрестоматию) и ответы на вопросы 1—3
из раздела учебника «Фонохрестоматия. Учимся читать выразительно». Выберите из
текста басни устаревшие слова и выражения, объясните их и подберите к ним
синонимы из современного языка (см. задание 1 из раздела учебника
Совершенствуем свою речь»).

  • Подача иска именно 7 апреля представляется не случайной как пишется
  • Подарок от ведьмы рассказ
  • Погода переменится как пишется
  • Повелевающий ветром христианский рассказ часть 9
  • Повторить точь в точь как пишется