Подготовить рассказ о народном промысле

Сочинение на тему народные промыслы россии не должно вызвать у школьника затруднений при написании, так как простор для рассуждений здесь

Сочинение на тему «Народные промыслы России» не должно вызвать у школьника затруднений при написании, так как простор для рассуждений здесь обширен и интересен.

Как и положено, изложение своих мыслей следует начинать с вступительной части. Без этого никак, иначе ее отсутствие будет рассмотрено преподавателем как ошибка и учтено при выставлении оценки.

Основная часть

В основной части ученику следует непосредственно перейти к главной мысли в сочинении на тему «Русские народные промыслы», аргументировано, логично и стилистически грамотно изложить имеющуюся информацию, продемонстрировав при этом полное знание материала.


Конечно, следует дать краткие сведения о каждом виде. Рекомендуется использовать нижеизложенный материал, для того чтобы качественно раскрыть тему сочинения.

Русские народные промыслы: художественная роспись

Металлические изделия, мебель и деревянные игрушки расписывались на Руси испокон веков, что дало толчок такому виду искусства, как художественная роспись. Причем, технологии ее исполнения в различных регионах отличалась друг от друга. Так, в Поволжье в деревнях Нижегородской губернии, расположенных вокруг крупного села Городец, в 19 веке зародилась Городецкая роспись. Ею украшены прялки, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы быта. На фоне остальных русских росписей Городецкая выделялась:

  • множеством жанровых сцен из крестьянского и купеческого быта;
  • богатством декоративных цветочных мотивов;
  • изображением реалистичных и идеализированных образов животных и птиц. Часто изображения выполнялись парными, лицом друг к другу.

Цветовая гамма яркая, контрастная, выполнена в красных, зеленых, синих и черных тонах, подчеркивающих декоративность мотивов.

Жостовская роспись была придумана в деревне Жостово Московской области в XIX веке и заключалась в декорировании металлических подносов, сделанных из тонкой кровельной стали, которая предварительно прошла специальную обработку. Изделия разрисовывались от руки, образцы и трафареты не применялись. Художник ориентировался только на композиционные приемы и собственное воображение, поэтому двух одинаковых подносов не существует. Орнамент наносится разведенным в лаке или скипидаре золотым порошком. Ключевыми мотивами изображений являются простые цветочные композиции с полевыми и садовыми цветами преимущественно на красном или черном фоне.

Также Россия славится Палехской, Гжельской, Мезенской, Хохломской росписью. Каждая из них имеет свою собственную историю, характеристику, секреты. Поэтому в сочинении на тему «Народные промыслы» рассказать можно о любой из них. Главное, задаться целью.

Оборудование: презентация; выставка изделий народных промыслов (на столе, застеленном павлово-посадским платком, выставлены хохлома, гжель, жостовские подносы, дымковская игрушка.); карта.

Цели:

приобщать учащихся к национальной культуре России, к искусству народных промыслов;

формировать у школьников аналитические умения и навыки;

воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту художественного образа.

Задачи:

познакомить учащихся с историей, художественными особенностями народных промыслов России; формировать представления о народных промыслах как связующем звене в исторической жизни народа: прошлое – настоящее, настоящее – будущее; развивать нравственные и эстетические понятия (чувство гордости за свою страну, чувство прекрасного); осуществлять межпредметные связи: русский язык, литература, изобразительное искусство, география.

ХОД УРОКА

«Самым гениальным является народное искусство, т.е. то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия…»

И.Я.Богуславская

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте всем! Тема нашего урока: «Творить добро и дарить его людям….». Урок у нас не совсем обычный – это урок развития речи. А как можно развивать речь, совершенствовать ее? Что для этого нужно делать на уроке? Правильно: будем узнавать новые слова и понятия, т.е. обогащать словарный запас, усложнять его; отбирать фактический, лексический материал, чтобы дома составить сообщение или написать сочинение. – А какую часть речи мы с вами только что изучали? Правильно, прилагательные. Повторим на уроке разряды и правописание прилагательных. А из того интересного материала, что будет представлен на уроке, ваша задача выбрать необходимую информацию и зафиксировать ее в тетрадях. Я предлагаю сделать это в виде таблицы.

Вид народного промысла Где находится, время зарождения, возникновения. Художественные особенности.

3. Объяснение нового материала с помощью презентации

Россия – удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева. Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения. – Какие виды промыслов вы, может быть, уже знаете? (Называют жостовские подносы, знакомились на уроках рисования; кто-то – хохлому, немного помнят с начальной школы).

– Из списка, вам представленного, еще что-то знакомо?

Слайд 3: виды народных ремесел .

– Значение слов «ремесло», «промыслы», вам понятно? Точное толкование слов данных из «Толкового словаря».

Русский человек талантлив во всем. Частушки, загадки, песни, былины, сказки – устное народное творчество, и вот вам первое из этого творчества.

Загадка:

Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из – под белого снежочка. Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о …?

– О чем вы не слышали?

1) Гжель. Первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов. Гжель славилась своими глинами, добыча которых велась здесь с середины 17 века.

«Гжельский куст» объединяет 27 деревень, станцию, поселок городского типа, село. Находится примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва – Муром – Казань. В настоящее время «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

Гжель – это диковинные синие цветы, травы и листья на белой керамике. Узоры, выполненные легко кистью, то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно-синим цветом с переливами, придают сказочный вид вазам, кувшинам и прочим изделиям.

Слайды с изображениями изделий гжельских мастеров.

Слайд:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе ее название – Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой. Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая.

В современных образцах Гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну фарфоровых изделий.

Вопросы:

– Когда и где зародилось искусство Гжели? – Каковы его художественные особенности? (Зачитывают записи в таблице) – Что в изделиях Гжели подметил автор стихотворения ? – Какие слова или строки этого стихотворения являются ключевыми? – Можно их взять в качестве эпиграфа к сочинению? (Это стихотворение на слайде и на распечатке у каждого ребенка)

2) Индивидуальное сообщение ученика о дымковской игрушке.

Один из оригинальных вариантов русского узора на глиняных игрушках из Дымки. Различные барыни, всадники, петухи, козлики украшены красными, синими, желтыми кругами, точками, полосками, волнистыми линиями

Один из самых старинных промыслов России. Возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от названия слободы Дымково, сегодня это район г.Вятки.

Развитие глиняной дымковской игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящен Солнцу. Свистульки имели формы различных животных: медведь, козел, олень, баран, по сути были очень просты, т.к. их основная функция была магическая, а не декоративная.

В 19 веке праздник превратился в оживленную ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение праздненства утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали все более вычурные, декоративные формы.

С 19 века изменились фигурки дымковской игрушки, появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, пирогами, с коромыслами, на скамеечках, в лодочках и т.д.

Слайды – изображение игрушек.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд.

(Народное творчество)

– Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами. (Частушки)

Чтение ученицей наизусть стихотворения. Затем его демонстрация на слайде.

Чем знаменито Дымково?

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Она глядит не прянично, Ликующе и празднично. В ней молодость-изюминка, В ней удаль и размах Сияйте охра с суриком. По всей земле в домах. От дымковской игрушки Идет тепло и свет.

(В.Фофанов)

Рефлексия

– Где находится Дымково? – Чем оно знаменито? – Что характерно для дымковской игрушки? – Найдите опорные слова в стихотворении.

3) О русской удивительной матрешке слышали все. Сообщение.

Первую матрешку сделали более 100 лет назад. Игрушечных дел мастер – В. Звездочкин из Сергиева Посада создал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Название игрушки образовали от имени Матрена.

Слайды – изображение матрешек.

Наша русская матрешка Не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском Весь находится секрет. (Частушка)

6) Жостовская роспись – декоративная живопись на металлических подносах букетов цветов на черном или цветном фоне. Получила название по одноименной деревни Жостово.

Демонстрация подносов на импровизированной выставке

Прославленный русский художественный промысел, существующий с 1825 года. Возник в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости, ныне Мытищинский район Московской области. (Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое, Федоскино и др.) Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лакутиных, основанная в селе Федоскино, в 7 км. От Жостова. Имя «Жостово» известно во всем мире и ассоциируется с Россией, с красотой. Самобытностью, художественным вкусом и духовной мощью русского народа. Жостово – это яркие цветы, фрукты, пейзажи, написанные на металлических подносах, покрытых лаком. Мастерство жостовской росписи почти 200 лет передается из поколения в поколение и до сих пор на фабрике работают художники из знаменитых. Известных во всем мире династий. Жостовский поднос – олицетворение русского народного творчества.

Слайды с изображением жостовских подносов.

Рефлексия:

кому понравились изделия жостовских мастеров? Какие особенности изделий вы отметили? Записали?

7) Слайды с изображениями изделий Палеха.

– Что вы знаете об этом виде народного промысла? (Дети его не знают)

Широко известны в нашей стране и за рубежом палеховские черно-лаковые шкатулки. В селе Палех Ивановской области это ремесло появилось в 1924 году на основе древних традиций иконописания. Старинное русское село Палех

расположено в центре России, в 350км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль, оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы, затем шкатулки невиданной красоты.

Слайд – стихотворение, оно же в распечатке у детей. Читает подготовленный ученик.

Плещутся звезды в мерцающих далях, Светится снег, хоть в ладони бери. Сказочный Палех, загадочный Палех Скачет на тройке в отцветах зари. Ожили краски и в душу запали, Русским напевом заслушался мир. Сколько кудесников вырастил Палех Сколько диковин красою затмил. Вешнее солнце в шкатулке хранится, Не увядает старинный секрет. Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы. Палех рисует России портрет.

П.Синявский

Вопросы:

– Как вы понимаете последнее предложение стихотворения? – Какою вы увидели Россию на изделиях Палеха? – Какие слова можно взять в качестве эпиграфа или темы сочинения? – Запишите, какие худ.особенности изделий Палеха вы увидели.

Чтение стихотворения ученицей. Распечатка – у каждого ученика. Слайд с изображением изделий и стихотворением.

Не печалься, древняя земля! Ты богата сказами да былью… Русские, иконные края… Палеха несломленные крылья! Будто свиток Палешка-река В полосе вишневого заката Белый храм возносится куда то Мудрый! Как ушедшие века! Сколько здесь оставлено сердец, Сколько тут написано шкатулок?! Да и сам – то Палех как ларец, Первозданен, искренен и хрупок… Зарастает речка муравой, На воде – венок живой из лилий… То ли день струиться золотой, То ли свет из утонченных линий?.. Не печалься, древняя земля Пчелами гудит лесной малинник… Русские иконные края Сохраняют таинство святыни.

Задание:

найдите ключевые, наиболее важные, на ваш взгляд, слова и словосочетания из стихотворения. В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Орфографический разбор стихотворений, повторение разрядов и правописания имен прилагательных.

Хохлома – наиболее известный народный промысел. В каждой семье наверняка найдутся изделия хохломы: ложки, солонки, сахарницы, подносы, и т.д. Да вот они перед вами.

Демонстрируют изделия и рассказывают о них две подготовленные ученицы.

Слайды с изображениями изделий хохломы.

Работа с текстами легенд о возникновении промысла (распечатки у детей).

Вопросы после прочтения:

– Какая из легенд вам понравилась больше и почему? – Как вы думаете, почему не исчезло мастерство художника? – В каком предложении заключена основная мысль? – Что вы записали в таблицу?

9). А сейчас мы с вами познакомимся с другими видами народных промыслов, но не так подробно, как с предшествующими. Я надеюсь, что вы поняли, как можно составит дома сообщение, где найти материал, поэтому, если вы выберете какой-то вид народного творчества и представите его классу, будем считать, что мы с группой потрудились не зря. Итак, перед нами – павлово-посадские платки. Один перед вами, вы его видите, но и на слайдах, конечно, эти изделия выглядят замечательно. Демонстрация на слайдах.

10) Тульские самовары. Небольшой комментарий к слайдам.

11) Резьба по дереву. На каких уроках можно этому научиться? (Технология, мальчики).

12) Городецкая роспись

Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Характерный рисунок – фантастические цветы, животные, Элементы узоров выполняются красными, розовыми, синими, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне.

4. Подведение итогов урока

– Что узнали? – Чему научились? – Что понравилось? – Какие новые слова появились у вас в вашем словарном запасе? – Проверем себя.

Предлагается слайд с изображениями изделий разных промыслов.

Задание:

узнать изделие. – А что мы можем сказать о людях, которые создавали веками красоту, и о земле, их взрастившей? – Чем же прославились эти места?

Село Гжель – Московская обл., Село Дымково, что на реке Вятки (вблизи г.Вятки); Поселок Палех – Ивановская обл.; Город Павловский Посад – Московская обл.; Село Жостово – Московская обл.; Город Сергиев Посад – Московская обл.; Села Городец, Хохлома – Нижегородская область.

Выставление оценок.

5.

Какое
домашнее задание
выбирает каждый из вас?

Определяются с домашним заданием. Сообщение можно сделать в виде презентации. В любом случае – публичная защита своей работы.

– Спасибо всем за урок.

Игрушки

Чтобы интересно написать сочинение на тему «Народные промыслы», можно изложить следующую информацию.

Среди множества народных промыслов, которыми славится Россия, особое место занимает производство игрушек. В слободе Дымково – одном из районов Вятки, в XIX веке имели место огромные залежи песка и глины. Местные умельцы придумали применение этому природному богатству и начали изготавливать на потеху детишкам яркие расписные керамические игрушки. Изделия характеризуются геометрическим узором, состоящим из полос, кругов, клеток. Дымковская игрушка, как она стала называться в народе, помимо своеобразной росписи выделяется золотой отделкой.

На весь мир прославились Филимоновские свистульки. Изделия характеризуются удлиненной формой, расписываются только гусиным пером, ярко раскрашиваются. Данный промысел возник более 700 лет назад на базе изготовления посуды из глины, залегающей близ села Филимоново (Одоевский район, Тульская область).

Мини-сочинение на тему «Народные промыслы»

Берущие свои истоки с самых незапамятных времен, народные ремесла и промыслы чрезвычайно популярны и сегодня, ведь это не просто история, это опыт сотен поколений, переплетающийся с национальными мотивами и уникальными умениями.

Каждое произведение народного творчества, будь то художественная роспись, гончарное искусство, деревянные изделия и прочее, в своем роде совершенно уникально. Оно согрето теплом рук настоящего мастера и пропитано его душевными порывами. Ведь только истинное вдохновение может подарить человеку фантазию и полет авторской мысли. И если само изготовление чудесных примеров народного промысла совершается с любовью и сердечной теплотой, то и результат становится поистине поразительным проявлением таланта и вкуса.

Будучи, по своей сути, произведениями народного искусства, все эти предметы, будь то кухонная утварь или интерьерный декор, являются и чрезвычайно полезными в обычном хозяйстве вещами. Они придают каждому дому неповторимый уют и стиль, они верно служат по своему назначению, оказывая своим обладателям практическую пользу. Надо сказать, что применение столь оригинальных и уникальных вещей в обыденной жизни чрезвычайно приятно, и ощущение их тепла и особенной энергетики мастера-умельца поселяется в этом доме.

Необычайно интересным и увлекательным становится изучение промыслов, как одной из важных и неотъемлемых частей истории жизни целого народа. Ведь каждый завиток национальной росписи, каждый изгиб формы несет в себе особенный смысл, вложенный в это искусство многими поколениями.

Народные промыслы – это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать своими руками и освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.

Вариант 2

Народные промыслы живут и развиваются. В нашей области есть фабрика Хохломской росписи. В Ельце — Елецкие кружева, знаменитые во все времена. Ни одна модница не откажется их иметь в своём гардеробе. А уж расписные самовары, ложки, подносы стали украшением не только музеев, их можно найти в каждом доме.

Безупречная форма, изящество рисунка в сочетании золотого покрытия, простота и лаконичность, строгий силуэт и филигранность отделки — всё это характерно для деревянных изделий с хохломской росписью. На каждом предмете, будь то посуда или украшение, будь это узоры, заимствованные из древне — русской графики, народные мотивы, былинно сказочный орнамент. Кто хоть раз видел изделия с такой росписью, всегда захочет их иметь у себя.

Это достойный подарок на все времена. Настоящее искусство не умирает, настоящее мастерство передается из рук в руки. Необходимо иметь и развивать народные промыслы.

Вариант 3

Я хочу вам рассказать о Дымковском промысле. Этот народный промысел – уникальное явление русского народного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Считается, что он возник в 15 – 16 веках в слободе Дымково. Традиция изготовления глиняной игрушки передавалась по женской линии от матери к дочери. Особенность этого промысла в том, что эти игрушки изготовляли с осени до весны, а в четвертую субботу после праздника Пасхи, игрушки белили мелом и украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках отвозили в город Вятку на праздник . Известный исследователь русской глиняной игрушки Л. А Динцес считал, что в глубокой древности она была не только забавой, но и воплощала образы языческих верований.

Женская фигура олицетворяла Мать – сыру Землю, Великую богиню природы; кони и олени — великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы — стихию воздуха, связывающую небо и землю.

Я восхищаюсь народным искусством. Особенно мне нравятся глиняные игрушки. Каждая из них уникальна и неповторима. Яркие игрушки дарят радость, хорошее настроение.

Берестяное производство

Если бы школьник был ограничен во времени, то мог бы написать мини-сочинение на тему «Народные промыслы» и обязательно рассказать в нем о берестяном производстве.

Береста – материал, из которого на Руси издавна делают нужные для хозяйства вещи: корзины, туеса, короба, шкатулки и всем известные лапти. Изделия расписывали яркими красками, «наряжали» в красочные орнаменты и украшали ажурными кружевами, также сделанными из бересты.


Такой промысел был широко распространен на всей Руси, сегодня традиции такого производства сохранились в Якутии, Сибири, Поволжье. Только истинные мастера способны из скромного природного материала делать такие уникальные шедевры.

Урок № 20, 21.
Тема:  Р. р. № 10, 11. Обучающее сочинение-рассказ о народном промысле.
Цели: 
Образовательные
  развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи; пополнение словарного запаса. подготовить обучающихся к написанию сочинения-повествования о народном промысле, отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения-повествования, учить выделять структуру повествования, подбирать материал из текста.

Развивающая: развитие устной и письменной связной монологической речи; развивать словарный запас учащихся; развивать умение составления текста-повествования; совершенствовать речевые умения и навыки.

Воспитательная:

воспитывать интерес к народному промыслу.

 Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД

выражать положительное отношение к процессу познания:

— проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;

Метапредметные –

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Познавательные:

осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию; формирование умения вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные:

формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения.

Предметные:

Познакомиться с понятием народного промысла; знать структуру сочинения-повествования; знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в соответствии с типом речи и заданной темой.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Карта урока

Какие типы речи вы знаете?

Что такое повествование?

Какова структура текста-повествования?

Слушают, отвечают на вопросы.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока.

Эпиграфы к уроку:

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

Вы любите вязать, вышивать, вышивать?

Как называется то, что человек делает своими руками?

(декоративно-прикладное творчество или народный промысел).

Какие народные промыслы вы знаете?

(резьба по дереву, макраме, узорное творчество, ковроделие, матрешка, игрушки и т.д.).

Что такое народный промысел?

Формулируют тему, цели и задачи урока. Записывают дату, тему урока.

Первичное закрепление новых знаний.

 Для чего служит декоративно – прикладное искусство? (создает нужные вещи, украшает быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной, т.е. служит для украшения полезных вещей).

Мы попробуем себя в роли искусствоведов и расскажем о народных промыслах России.

Русь всегда славилась своими умельцами и изобретателями.

  1. Словарно-лексическая работа.

Декоративно-прикладное творчество (от лат. – dekoro – украшаю), служащий для убранства, для красоты, прикладной – имеющий практическое значение, применяемый в жизни.

ДПТ – украшение полезных вещей.

Когда возникло ДПИ?

(в древности, когда люди научились делать вещи, возникла потребность их украсить Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты.)  

В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое “ремесло”? 

     Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.

     Давайте запишем названия лучших образцов народного искусства. (Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы — лучшие образцы народного искусства) 

Слушают, интерпретируют,

записывают структуру сочинения- повествования в тетрадь.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(в измененной ситуации)

Нам необходимо с вами создать текст сочинения-повествования о народном промысле. О каком? Это будете выбирать вы.

1. Практическая работа по развитию речи

— Обратимся к нашему сочинению.

— Определите стиль вашей работы (публицистический)

— Назовите характерные признаки  этого стиля. (информативностьавторская позиция,

эмоциональное воздействие на читателя)

— Таким образом, вам надо в своей работе использовать такие языковые средства, которые показали бы ваше отношение к излагаемому и эмоционально воздействовали на читателя.

— Какие это языковые средства?  (обращения, побудительные, восклицательные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения).

Творческое задание. Подобрать художественные средства к словам.

1. Подберите эпитеты к словам рисунок, узор:  удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый.

краски, роспись: яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная,  разнообразная, оригинальная, колоритная.

2. Метафоры: изделие может пленить… околдовывать, обвораживать, зачаровывать.

3. Синонимы к слову художник: мастер – человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве.

Создание плана сочинения. Работают в группе.

Затем по составленному плану пишут небольшое сочинение.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Дописать сочинение-рассказ о народном промысле..

Слушают, записывают в дневники.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Итак, как вы думаете, чем различаются произведения декоративно – прикладного искусства? (материалом, способом изготовления, мотивами)

2. Чем интересны произведения искусства?

В произведениях искусства, так же как и в литературе, есть понятие «художественный образ».

Каждое произведение декоративного искусства имеет свой неповторимый художественный образ.

Любое произведение ДПИ – это народное творчество, куда вкладывается все мастерство и, конечно же, душа. Народное искусство – добрых рук мастерство добрым людям на загляденье.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Что вам больше всего понравилось?

Отвечают

Сочинение-рассказ о народном промысле

Вышивка

Этот вид искусства возник давно- корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения.

Конечно, первая вышивка мало напоминает современные работы. Ведь когда-то, в старину женщины использовали для работы любые подручные средства, которые могли заменять иголку, ткань и нитки. Первые стежки женщины применяли не для украшения, а скорее с практической точки зрения – таким способом соединялись шкуры животных, которые в те далёкие времена использовали в качестве одежды. Позже они стали украшать свои одежды примитивными рисунками и орнаментами.

На сегодня существует много видов вышивки: крестиком, гладью, стежком. Это искусство распространено в одежде, аксессуарах, декоративно-прикладном искусстве. Благодаря вышивке можно выразить свои мысли.

Вышивание нередко сравнивается с магией: среди вышивальщиц бытует мнение, что рисунок в процессе работы над ним превращается в заклинание, способное изменить жизнь. Верить или нет – дело каждого человека. Но почему бы и не попробовать?!

Матрёшка

Знаменитая русская матрёшка появилась в Москве в 19 веке. Её создали по аналогу японской игрушки – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Эту куклу из Японии привезла помещица Мамонтова. Очень понравилась она ей. Попросила она мастера Василия Звёздочкина вырезать из дерева куклу на подобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать её на русский лад.

Матрёшек делают из высушенной древесины липы и берёзы. Обычно первой делают самую маленькую. Она может быть размером с рисовое зёрнышко. Изделие сначала грунтуют, потом расписывают, а после покрывают лаком. В 19 веке матрёшек расписывали гуашью. А теперь пользуются акварелью, акриловыми красками. Сначала расписывают лицо куклы и передник, а потом сарафан и косынку.

Матрёшка является не только символом России, но и символом крепкой семьи.

Приморцы обеспокоены «варварским» видом добычи деликатесов в местной морской акватории

WhatsApp Image 2021-12-03 at 16.05.56 (2).jpeg

Фото: скриншот видео anashkin.dmitry

В редакцию Союза независимых медиа (куда входит РИА VladNews) обратились неравнодушные граждане, обеспокоенные дражным промыслом в местной морской акватории. По их словам, «грабли», расчесывающие дно в поисках моллюсков, наносят необратимый вред экосистеме.

Вдобавок в сети появился видеоролик президента Федерации подводного спорта Приморья Дмитрия Анашкина, который заснял последствия прохождения драги в районе бухты Лазурной. На кадрах видны раздавленные, расколотые ракушки.

Подготовить рассказ о народном промыслеПодготовить рассказ о народном промыслеФото: anashkin.dmitry скриншот видео

В комментариях под видео отметились неравнодушные жители Приморья:

«Я не удивлюсь, если даже после такого видео не поступит реакции ни от властей, ни от надзорных органов»

«Ничего, потом всё на браконьеров спишут, тип руками растаскали, а теперь дно пустое»

«С 1999 года драгами все дно Амурского залива просто превратили в пустыню»

«Переживают только жители, а те, кто это может остановить, бездействуют»

«Да, хватит уже, наверное, природу поганить?»

«Никому дела нет»

Корреспондент СНМ связался с Тихоокеанским филиалом Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Специалисты института занимаются изучением состояния популяций зарывающихся моллюсков и вопросами влияния на них промысла с использованием драги уже много лет и написали на эту тему немало публикаций. Журналист изучил результаты многолетних исследований и точку зрения рыбохозяйственной науки на вопросы использования драги при добыче моллюсков.

Зарывающиеся моллюски – традиционные обитатели прибрежных вод Приморья

По словам экспертов, перечень видов зарывающихся двустворчатых моллюсков, обитающих в водах Приморья, внушителен. В крае добывают анадару, спизулу, мерценарию, корбикулу, каллитаку, каллисту и др.

Из этого обширного списка в Приморье активно добываются анадару, спизулу и мерценарию. Именно эти моллюски являются местным деликатесом.

С точки зрения биологии они обладают интересными характеристиками – способностью к мощному и быстрому воспроизводству, необычным образом жизни и способом питания.

В Приморье анадару, спизулу и мерценарию добывают дражным способом. Промысел корбикулы осуществляется исключительно сачками, а прочих двустворчатых моллюсков – в основном водолазным способом.

Для добычи анадары используется драга с длинными тонкими зубьями с загнутыми концами, благодаря которым моллюски извлекаются из толщи грунта.

Принцип действия

Методика добычи заключается в том, что драга совершает поступательные движения по дну. Во время хода зубья периодически окунаются в илистое дно, собирая моллюсков, в процессе холостого хода зубья практически не касаются дна, а улов попадают в кутец. Расстояние между зубьями и размер ячеи в кутце не позволяет захватить мелкие объекты, в том числе и молодь.

Для промысла спизулы и мерценарии используются судовые (буксируемые) драги, которые оснащены гидравлическим размывом. Специалисты ТИНРО говорят, что такой способ добычи закапывающихся моллюсков применяется в Японии, Южной Корее, США, Канаде в течение последних 30 лет.

Отличается только источник, но не последствия

По словам исследователей ТИНРО, во время сильных волн воздействие на морское дно сопоставимо с механическим вмешательством. 

«Механическое взмучивание отличается только источником, но никак не последствиями», — заключили эксперты.

Кроме того, сравнительный анализ состояния запасов, например, спизулы показывает, что наибольшее отрицательное влияние на популяцию моллюсков оказывают шторма в летний период, когда моллюски концентрируются близко к берегу.  Особенно наглядно это видно на открытых участках бухты Рейд Паллада, Пограничная, Лазурная, зал. Китовый, где после тайфунов на берегу оказывается огромное количество выброшенных моллюсков. По экспертным оценкам, объем погибших таким образом особей в отдельные годы превышал промысловый вылов.

Многолетние исследования ТИНРО не выявили негативных последствий дражного промысла. Видовой состав морских живых организмов остается неизменным на протяжении всего периода исследований.

Все давно отработано

Специалисты отмечают, что существующий промысел ведется по уже давно отработанной технологии. Дело в том, что маленькая скорость драги сводит к минимуму потери моллюсков из-за травмирования.

Помимо этого, определены сроки добычи и выделены специальные места для наиболее безопасного промысла.

«На участках промысловых скоплений анадары, в кутовых частях Амурского и Уссурийского заливов, где ведется ее лов, не отмечено плотных обширных зарослей морских трав, что исключает негативное воздействие дражного промысла на донную растительность», — заключили специалисты ТИНРО.

Эксперты также уверяют, что дражный промысел не вредит водорослям анфельции, так как скопления моллюсков находятся на меньших глубинах и не перекрываются с поселениями морской травы.

Объемы и сроки

С 2010 по 2020 гг. оценка промыслового запаса спизулы в водах Приморья варьировала от 14,0 до 16,4 тыс. т. Ежегодный объем допустимого вылова составляет порядка 600 т, освоение в разные годы составляло от 60,8 до 99,9%.

У анадары в течение периода 2010 – 2020 гг. промысловый запас скопления Амурского залива варьировал в пределах от 7,5 до 10 тыс. т., Уссурийского – от 1 до 2,4 тыс. т. Ежегодный объем ОДУ составлял 0,3 тыс. т, что не превышает 4% от суммарного промыслового запаса моллюсков двух заливов. Освоение в период с 2010 по 2019 гг. достигало 80-100%.

Действующие Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна жестко регулируют ведение промысла с помощью драг в части разрешенных районов и сроков. Промысел анадары запрещен в заливе Петра Великого с 20 июля по 20 августа, спизулы – с 10 июня по 20 июля, а мактры – с 1 августа по 31 августа.

Что касается самого орудия, то каждая его разновидность в зависимости от назначения имеет свои характеристики и свой уникальный код ОСМ. Разрешение на вылов объекта можно получить только при указании орудия промысла. Код можно получить только при проведении испытаний, подтверждающих безопасность работы конкретного орудия лова. Поэтому появление каких-то неиспытанных небезопасных орудий лова исключено.

«На основании вышеописанного, добыча морских биоресурсов с помощью драг, при условиях соблюдения установленных объемов изъятия, сроков и районов промысла, не может наносить заметного вреда окружающей среде»,- пришли к мнению ученые ТИНРО.

Рыбаков пытаются сделать «козлами отпущения»

Любой житель Приморья отметит, что количество рыбаков-любителей, использующих плавсредства и водолазное оборудование, растет с каждым годом. Масштабы вылова моллюсков туристами очень трудно подсчитать, но количество любителей этих деликатесов из года в год становится только больше.

Число диких, неосвоенных пляжей в Приморье стремится к нулю, везде появляются базы со своими плавсредствами, которые используют отнюдь не только ради морских прогулок. Так что помимо лиц, добывающих моллюсков для собственного употребления, еще подключается незаконный промысел, где вылов идет уже тоннами. К тому же легально работающие рыбаки становятся нежелательными конкурентами для этих лиц.

По словам специалистов ТИНРО, никакие природные механизмы не смогут долго противостоять неконтролируемой добыче и в конце концов, это неизбежно приведет к подрыву запасов моллюсков.  

«И при этом легально работающих рыбаков пытаются сделать «козлами отпущения», отвлекая спорными противоречивыми заявлениями о губительном воздействии промысла внимание общественности и государства от истинной угрозы природе»,- заявили представители научно-исследовательского центра.

В редакцию Союза независимых медиа (куда входит РИА VladNews) обратились неравнодушные граждане, обеспокоенные дражным промыслом в местной морской акватории. По их словам, «грабли», расчесывающие дно в поисках моллюсков, наносят необратимый вред экосистеме.

Вдобавок в сети появился видеоролик президента Федерации подводного спорта Приморья Дмитрия Анашкина, который заснял последствия прохождения драги в районе бухты Лазурной. На кадрах видны раздавленные, расколотые ракушки.

Подготовить рассказ о народном промыслеПодготовить рассказ о народном промыслеФото: anashkin.dmitry скриншот видео

В комментариях под видео отметились неравнодушные жители Приморья:

«Я не удивлюсь, если даже после такого видео не поступит реакции ни от властей, ни от надзорных органов»

«Ничего, потом всё на браконьеров спишут, тип руками растаскали, а теперь дно пустое»

«С 1999 года драгами все дно Амурского залива просто превратили в пустыню»

«Переживают только жители, а те, кто это может остановить, бездействуют»

«Да, хватит уже, наверное, природу поганить?»

«Никому дела нет»

Корреспондент СНМ связался с Тихоокеанским филиалом Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Специалисты института занимаются изучением состояния популяций зарывающихся моллюсков и вопросами влияния на них промысла с использованием драги уже много лет и написали на эту тему немало публикаций. Журналист изучил результаты многолетних исследований и точку зрения рыбохозяйственной науки на вопросы использования драги при добыче моллюсков.

Зарывающиеся моллюски – традиционные обитатели прибрежных вод Приморья

По словам экспертов, перечень видов зарывающихся двустворчатых моллюсков, обитающих в водах Приморья, внушителен. В крае добывают анадару, спизулу, мерценарию, корбикулу, каллитаку, каллисту и др.

Из этого обширного списка в Приморье активно добываются анадару, спизулу и мерценарию. Именно эти моллюски являются местным деликатесом.

С точки зрения биологии они обладают интересными характеристиками – способностью к мощному и быстрому воспроизводству, необычным образом жизни и способом питания.

В Приморье анадару, спизулу и мерценарию добывают дражным способом. Промысел корбикулы осуществляется исключительно сачками, а прочих двустворчатых моллюсков – в основном водолазным способом.

Для добычи анадары используется драга с длинными тонкими зубьями с загнутыми концами, благодаря которым моллюски извлекаются из толщи грунта.

Принцип действия

Методика добычи заключается в том, что драга совершает поступательные движения по дну. Во время хода зубья периодически окунаются в илистое дно, собирая моллюсков, в процессе холостого хода зубья практически не касаются дна, а улов попадают в кутец. Расстояние между зубьями и размер ячеи в кутце не позволяет захватить мелкие объекты, в том числе и молодь.

Для промысла спизулы и мерценарии используются судовые (буксируемые) драги, которые оснащены гидравлическим размывом. Специалисты ТИНРО говорят, что такой способ добычи закапывающихся моллюсков применяется в Японии, Южной Корее, США, Канаде в течение последних 30 лет.

Отличается только источник, но не последствия

По словам исследователей ТИНРО, во время сильных волн воздействие на морское дно сопоставимо с механическим вмешательством. 

«Механическое взмучивание отличается только источником, но никак не последствиями», — заключили эксперты.

Кроме того, сравнительный анализ состояния запасов, например, спизулы показывает, что наибольшее отрицательное влияние на популяцию моллюсков оказывают шторма в летний период, когда моллюски концентрируются близко к берегу.  Особенно наглядно это видно на открытых участках бухты Рейд Паллада, Пограничная, Лазурная, зал. Китовый, где после тайфунов на берегу оказывается огромное количество выброшенных моллюсков. По экспертным оценкам, объем погибших таким образом особей в отдельные годы превышал промысловый вылов.

Многолетние исследования ТИНРО не выявили негативных последствий дражного промысла. Видовой состав морских живых организмов остается неизменным на протяжении всего периода исследований.

Все давно отработано

Специалисты отмечают, что существующий промысел ведется по уже давно отработанной технологии. Дело в том, что маленькая скорость драги сводит к минимуму потери моллюсков из-за травмирования.

Помимо этого, определены сроки добычи и выделены специальные места для наиболее безопасного промысла.

«На участках промысловых скоплений анадары, в кутовых частях Амурского и Уссурийского заливов, где ведется ее лов, не отмечено плотных обширных зарослей морских трав, что исключает негативное воздействие дражного промысла на донную растительность», — заключили специалисты ТИНРО.

Эксперты также уверяют, что дражный промысел не вредит водорослям анфельции, так как скопления моллюсков находятся на меньших глубинах и не перекрываются с поселениями морской травы.

Объемы и сроки

С 2010 по 2020 гг. оценка промыслового запаса спизулы в водах Приморья варьировала от 14,0 до 16,4 тыс. т. Ежегодный объем допустимого вылова составляет порядка 600 т, освоение в разные годы составляло от 60,8 до 99,9%.

У анадары в течение периода 2010 – 2020 гг. промысловый запас скопления Амурского залива варьировал в пределах от 7,5 до 10 тыс. т., Уссурийского – от 1 до 2,4 тыс. т. Ежегодный объем ОДУ составлял 0,3 тыс. т, что не превышает 4% от суммарного промыслового запаса моллюсков двух заливов. Освоение в период с 2010 по 2019 гг. достигало 80-100%.

Действующие Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна жестко регулируют ведение промысла с помощью драг в части разрешенных районов и сроков. Промысел анадары запрещен в заливе Петра Великого с 20 июля по 20 августа, спизулы – с 10 июня по 20 июля, а мактры – с 1 августа по 31 августа.

Что касается самого орудия, то каждая его разновидность в зависимости от назначения имеет свои характеристики и свой уникальный код ОСМ. Разрешение на вылов объекта можно получить только при указании орудия промысла. Код можно получить только при проведении испытаний, подтверждающих безопасность работы конкретного орудия лова. Поэтому появление каких-то неиспытанных небезопасных орудий лова исключено.

«На основании вышеописанного, добыча морских биоресурсов с помощью драг, при условиях соблюдения установленных объемов изъятия, сроков и районов промысла, не может наносить заметного вреда окружающей среде»,- пришли к мнению ученые ТИНРО.

Рыбаков пытаются сделать «козлами отпущения»

Любой житель Приморья отметит, что количество рыбаков-любителей, использующих плавсредства и водолазное оборудование, растет с каждым годом. Масштабы вылова моллюсков туристами очень трудно подсчитать, но количество любителей этих деликатесов из года в год становится только больше.

Число диких, неосвоенных пляжей в Приморье стремится к нулю, везде появляются базы со своими плавсредствами, которые используют отнюдь не только ради морских прогулок. Так что помимо лиц, добывающих моллюсков для собственного употребления, еще подключается незаконный промысел, где вылов идет уже тоннами. К тому же легально работающие рыбаки становятся нежелательными конкурентами для этих лиц.

По словам специалистов ТИНРО, никакие природные механизмы не смогут долго противостоять неконтролируемой добыче и в конце концов, это неизбежно приведет к подрыву запасов моллюсков.  

«И при этом легально работающих рыбаков пытаются сделать «козлами отпущения», отвлекая спорными противоречивыми заявлениями о губительном воздействии промысла внимание общественности и государства от истинной угрозы природе»,- заявили представители научно-исследовательского центра.

  • Подготовить рассказ о подвигах российских солдат и офицеров в наше время
  • Подготовить рассказ о пословице гнев твой враг твой
  • Подготовить рассказ о поэте александра сергеевича пушкина
  • Подготовить рассказ о лермонтове 4 класс
  • Подготовить рассказ о лицейских друзьях а с пушкина