- Краткие содержания
- Разные авторы
- Сказка По щучьему велению
В одной деревне жил старичок и было у него два умных сына, а самый младший по имени Емеля-дурачок. Братья работают целыми днями, стараются для дома, а Емеля целыми днями на печке полеживает и бездельничает.
Как-то раз отправились братья на рынок, чтобы товар закупить разный. Вот они и говорят младшенькому брату, чтобы тот слушался их жен, а взамен этого купят ему кафтан красного цвета. Когда они уехали, то невестки отправили Емелю за водой. Пришел парень на речку, зачерпнул ведро воды, смотрит, а там бултыхается щука. Обрадовался юноша такой добыче и захотел даже уху из рыбы сварить дома. Но только щука вдруг по — человечески с ним заговорила и попросила его о пощаде. А взамен свободы обещала, что счастье у него будет во всех его делах.
Согласился Емеля и попросил, чтобы ведра сами домой пошли. Так и произошло. Удивились невестки такому чуду. На следующий день отправили они его в лес по дрова. Попросил он по щучьему велению, чтобы сани сами до леса покатились. Народ как увидели это, так и бросились его догонять, но так и не поймали. В лесу дрова сами стали рубиться , в телегу сложились и снова сани домой покатились сами. Жители вновь хотели Емелю поймать, только дубинка, подобранная им, всех поколотила.
Об этом странном деле узнал государь и велел привести парня во дворец. Отправил он солдата вначале, но тот не смог доставить Емелю, так как был поколочен дубинкой. В другой раз пришел за юношей боярин, и хитростью выманил его из дома. А молодой человек решил на печи до дворца доехать. Как увидел это царь, то сильно удивился таким чудесам. А Емеля увидел в окне светелки царскую дочь и влюбился в нее, и наколдовал так, что она тоже его полюбила. И попросила девушка батюшку своего разрешения на брак с этим юношей. Но, царь посадил их в бочку, и отправил в море. Очутились они на необитаемом острове. Благодаря чудесам Емеля воздвиг красивый дворец, где они с царевной и стали жить. А царь, проплывая мимо этих берегов, решил поинтересоваться, кто же там живет. И когда он узнал у юноши, что это тот молодой человек, которого он хотел погубить, то попросил у него прощения. Емеля простил царя, обвенчался на его дочери и зажил счастливо.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание сказки
Лентяй и дурачок Емеля делать ничего не хочет в то время, когда его старшие братья работой заняты. Еле уговорили дурака невестки за водой к реке сходить. И в проруби Емеля поймал щуку. Лентяй – и поймал. Смекнул, что пожарить щуку можно. Пока не убедился, что щука волшебная – не выпустил из рук. Умный был дурак! Ну а дальше любые желания Емели щука выполняла: домой ведра сами шли, дрова сами рубились, сани без лошадей ездили, да что там сани, дурак на печи к самому царю в гости поехал и на царской дочери жениться захотел. А царевна жить без Емели не могла. Велел царь молодых в бочку посадить, засмолить и в море бросить – с глаз долой, подальше от греха. На пустынном берегу Емеля для любимой дворец построил (царевна не была избалованной, она хижину просила). Царь очень удивился, когда увидел, в каких хоромах живут молодые. А Емеля из дурачка в доброго молодца превратился. Чем не зять для царя? Закончилось все счастливой свадьбой. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Сюжет в сокращении
В одной деревушке жил старик, и было у него три сына: два умных, а третий — дурачок. Отец умер, и братьям пришлось самим зарабатывать на жизнь. Старшие сыновья женились и стали каждый день трудиться на полях. А Емеля лежал на теплой печке и вел пассивный образ жизни. Никакой работы ему делать не приходилось, и к этому уже все привыкли.
Однажды братья уехали торговать собранным урожаем, а младшего лежебоку с невестками оставили дома заниматься хозяйством. За это Емеле пообещали привезти с ярмарки красный кафтан. Пришлось ему в один из морозных дней по просьбам невесток отправиться за водой.
Набрав целое ведро, увидел парень в проруби щуку и поймал ее. Щука человеческим языком попросила отпустить ее, а взамен пообещала исполнить любое желание. Довольный юноша попросил, чтобы ведра сами в дом пошли. Все так и произошло. Удивлённые невестки на следующее утро отправили парня дров нарубить. Емеля произнес волшебную фразу: «По щучьему велению, по моему хотению» — и сани сами без лошадей поехали в лес.
Как люди ни пытались поймать чудака, ничего у них не вышло. В лесу дрова сами рубились и складывались в телегу. На обратном пути толпа снова предприняла попытки поймать парня, но дубинки спасли Емелю от обидчиков, и он спокойно добрался до дома.
По приказу короля воевода хотел забрать дурачка и отвезти Его Величеству. Но у него ничего вышло. Рассердился король и пригрозил офицеру: если не доставит к нему парня, то лишится головы. Отправился боярин к юноше и хитростью выманил его из дома. Решил Емеля к королю на печке своей ехать. Увидя в окне принцессу, он наколдовал, чтобы она в него влюбилась.
Когда Емеля покинул дворец, королевская дочь стала уговаривать отца выдать ее замуж за чудака. Но царь решает посадить обоих в бочку и сбросить в море. Проснувшись в заточении, хлопец произнес волшебную фразу, и море выкинуло бочку на берег. Сосуд рассыпался, и молодые оказались на красивом полуострове.
Емеля построил роскошный дворец и хрустальный мост до королевского замка. А сам дурачок превратился в умного и красивого молодца. По приглашению приехал король и не узнал главного героя. Сам правитель дал согласие на брак молодых. Закончилась сказка тем, что царь попросил у Емели прощения за свою жестокость по отношению к нему.
В обычном волшебном сюжете русской сказки заложена мудрость и глубина народной мысли. Ее можно читать не только детям, но и взрослым. Для описания краткого содержания сказки «По щучьему велению» необходимо составить план пересказа:
- Жизнь братьев.
- Емеля поймал щуку.
- Первые желания.
- Похождения Емели в городе.
- Как вельможа хотел доставить лентяя к царю.
- Хитрость офицера.
- Любовь.
- Как царь обманул Емелю.
- Чудесное спасение влюбленных.
- Новая жизнь.
- Извинения царя.
Не стоит останавливаться на прочтении аннотации. Сказка про Емелю в кратко изложенном содержании поможет не только ознакомиться с главными героями и их поступками, но и понять основную мысль повествования.
Анализ сказки По щучьему веленью
Юмористическая сказка о лентяе и дураке Емеле, который, может, и не был вовсе дураком и лентяем, наталкивает на философские размышления: как достается благополучие и счастье. Упорным трудом? Умом? Везением? Стечением обстоятельств? Согласитесь, не лишен дурак Емеля здравого рассудка. На свое счастье, герой «поймал удачу (в нашем случае щуку) за хвост». Ну кто не мечтает о таком подарке судьбы? Ну а дальше дурак действовал вполне логично. Не работал, но и не заставлял других работать вместо себя. Никого не обманывая, не обижая, он нашел способ получать желаемое: жизненные блага, комфорт, красавицу-царевну. Главная мысль сказки – каждый человек – кузнец своего счастья. Сказка По щучьему веленью учит мечтать, верить и добиваться успеха.
Герои и их характеристика
Сказка о парне, который все время лежал на печи, а потом взял в жены царскую дочь, —воображение народного творчества. Автор этого сказания остался неизвестным. На момент первого издания уже имелось 3 разных варианта произведения. В самой популярной версии фигурируют 4 героя:
- Емеля.
- Щука.
- Царь.
- Марья-царевна.
Главным персонажем произведения является Емеля. Характеристика этого героя сказки «По щучьему велению» противоречива. Его не относят к отрицательному лицу, но и не считают классическим положительным образом. Он простодушный, ленивый, ведомый и смекалистый парень.
Емеля родился в семье обычного крестьянина и был младшим сыном. Старшие братья много трудились для того, чтобы обеспечить свои семьи. А Емеля совсем не вставал с печи и вел себя, как ребенок. Но ему в жизни повезло больше, чем старшим братьям. Он поймал волшебную рыбу и обеспечил себе беззаботную жизнь.
Главный герой не был жестоким. Он не стал мучить бедную щуку, а отпустил ее в воду. В знак благодарности она сообщила рыбаку заветные слова, которые помогли лежебоке исполнять все желания. В славянской мифологии образ щуки символизирует благополучие и удачу. Двух героев связывает между собой целый мир эмоций. Емеля — человек с сильным эмоциональным фоном, и говорящая щука, которая является представителем водной стихии. А вода — символ чувствительности.
Другие персонажи сказки старались скрыть свои эмоции. Так, царь был человеком хорошим, но умственным потенциалом не отличался. Не сразу в его голову пришла мысль о том, как использовать одаренного парня. Но он точно знал, что такой зять в хозяйстве определенно может пригодиться. Как отец он повел себя бессердечно и жестоко по отношению к дочке. Ведь Емеля был совсем некрасивым молодым человеком.
Марья-царевна по-настоящему влюбилась в главного героя из сказки «По щучьему веленью». Она как натура романтическая назло отцу сбежала с любимым. Царская дочь была красивой барышней и в будущем стала верной женой.
Сочинение на тему моя любимая сказка по щучьему велению
Начал он богу молиться; по целым дням голодает, а всё молится. Наступил светлый праздник, ударили к заутрене. Бедный думает: «Все люди станут разгавливаться, а у меня ни куска нету! Пойду хоть воды принесу — ужо вместо щей похлебаю». Взял ведерко, пошёл к колодцу и только закинул в воду — вдруг попалась ему в ведёрко большущая щука. Обрадовался мужик: «Вот и я с праздником! Наварю ухи и всласть пообедаю». Говорит ему щука человечьим голосом: «Отпусти меня, добрый человек, на волю; я тебя счастливым сделаю: чего душа твоя пожелает, всё у тебя будет! Только скажи: по щучьему веленью, по божьему благословенью явись то-то и то-то — сейчас явится!» Убогий бросил щуку в колодец, пришел в избу, сел за стол и говорит: «По щучьему веленью, по божьему благословенью будь стол накрыт и обед готов!» Вдруг откуда что взялось — появились на столе всякие кушанья и напитки; хоть царя угощай, так не стыдно будет! Убогий перекрестился: «Слава тебе господи! Есть чем разговеться». Пошёл в церковь, отстоял заутреню и обедню, воротился и стал разгавливаться; закусил-выпил, вышел за ворота и сел на лавочку. На ту пору вздумала царевна по улицам прогуляться, идет с своими няньками и мамками и ради праздничка Христова раздаёт бедным милостыню; всем подала, а про этого мужичка и позабыла. Вот он и говорит про себя: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть царевна плод понесёт и родит себе сына!» По тому слову царевна в ту ж минуту забрюхатела и через девять месяцев родила сына. Начал её царь допрашивать. «Признавайся, — говорит, — с кем согрешила?» А царевна плачет и всячески клянётся, что ни с кем не грешила: «И сама не ведаю, за что меня господь покарал!» Сколько царь ни допытывался, ничего не узнал. Меж тем мальчик не по дням, а по часам растёт; через неделю уж говорить стал. Царь созвал со всего царства бояр и думных людей, показывает их мальчику: не признаёт ли он кого за отца? Нет, мальчик молчит, никого отцом не обзывает. Приказал царь нянькам и мамкам нести его по всем дворам, по всем улицам и казать всякого чина людям и женатым и холостым. Няньки и мамки понесли ребёнка по всем дворам, по всем улицам; ходили, ходили, он всё молчит. Подошли, наконец, к избушке бедного мужика; как только увидал мальчик того мужика, сейчас потянулся к нему ручонками и закричал: «Тятя, тятя!» Доложили про то государю, привели во дворец убогого; царь стал его допрашивать: «Признавайся по чистой совести — твой это ребёнок?» — «Нет, божий!» Царь разгневался, обвенчал убогого на царевне, а после венца приказал посадить их вместе с ребёнком в большую бочку, засмолить смолою и пустить в открытое море. Вот поплыла бочка по морю, понесли её буйные ветры и прибили к далёкому берегу. Слышит убогий, что вода под ними не колышется, и говорит таково слово: «По щучьему веленью, по божьему благословенью распадись, бочка, на сухом месте!» Бочка развалилася; вылезли они на сухое место и пошли куда глаза глядят. Шли-шли, шли-шли, есть-пить нечего, царевна совсем отощала, едва ноги переставляет. «Что, — спрашивает убогий, — знаешь теперь, какова жажда и голод?» — «Знаю!» — отвечает царевна. «Вот так-то и бедные мучатся; а ты не хотела мне на Христов день и милостынки подать!» Потом говорит убогий: «По щучьему веленью, по божьему благословенью стань здесь богатый дворец — чтоб лучше во всем свете не было, и с садами, и с прудами, и со всякими пристройками!» Только вымолвил — явился богатый дворец; выбегают из дворца слуги верные, берут их под руки, ведут в палаты белокаменные и сажают за столы дубовые, за скатерти браные. Чудно в палатах убрано, изукрашено; на столах всего наготовлено: и вина, и сласти, и кушанья. Убогий и царевна напились, наелись, отдохнули и пошли в сад гулять. «Всем бы здесь хорошо, — говорит царевна, — только жаль, что нет никакой птицы на наших прудах». — «Подожди, будет и птица!» — отвечал убогий и тотчас вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть плавают на этом пруде двенадцать уток, тринадцатый селезень — у всех бы у них одно перо было золотое, другое серебряное; да был бы у селезня чуб на головке бриллиантовый!» Глядь — плывут по воде двенадцать уток и селезень — одно перо золотое, другое серебряное; на головке у селезня чуб бриллиантовый. Вот так-то живёт царевна с своим мужем без горя, без печали, а сын её растёт да растёт; вырос большой, почуял в себе силу великую и стал у отца, у матери проситься поехать по белу свету да поискать себе невесты. Они его отпустили: «Ступай, сынок, с богом!» Он оседлал богатырского коня, сел и поехал в путь-дорогу. Попадается ему навстречу старая старуха: «Здравствуй, русский царевич! Куда ехать изволишь?» — «Еду, бабушка, невесты искать, а где искать — и сам не ведаю ». — «Постой, я тебе скажу, дитятко! Поезжай ты за море в тридесятое королевство; там есть королевна — такая красавица, что весь свет изъездишь, а лучше её нигде не сыщешь!» Добрый молодец поблагодарил старуху, приехал к пристани, нанял корабль и поплыл в тридесятое королевство. Долго ли, коротко ли плыл он по морю, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжает в то королевство, явился к тамошнему королю и стал за его дочь свататься. Говорит ему король: «Не ты один за мою дочь сватаешься; есть у нас ещё жених — сильномогучий богатырь; коли ему отказать, он всё моё государство разорит». — «А мне откажешь — я разорю!» — «Что ты! Лучше померяйся с ним силою: кто из вас победит, за того и дочь отдам». — «Ладно! Созывай всех царей и царевичей, королей и королевичей на честной бой поглядеть, на свадьбе погулять». Тотчас посланы были гонцы в разные стороны, и года не прошло, как собрались со всех окрестных земель цари и царевичи, короли и королевичи; приехал и тот царь, что свою родную дочь в бочку засмолил да в море пустил. В назначенный день вышли богатыри на смертный бой; бились, бились, от их ударов земля стонала, леса приклонялись, реки волновались; сын царевны осилил своего супротивника — снёс его буйную голову. Подбежали тут королевские бояре, взяли доброго молодца под руки и повели во дворец; на другой день обвенчался он с королевною, а как отпировали свадьбу, стал звать всех царей и царевичей, королей и королевичей в гости к своему отцу, к матери. Поднялись все разом, снарядили корабли и поплыли по морю. Царевна со своим мужем встретили гостей с честию, и начались опять пиры да веселье. Цари и царевичи, короли и королевичи смотрят на дворец, на сады и дивуются: такого богатства нигде не видано, а больше всего показались им утки и селезень — за одну утку можно полцарства дать! Отпировали гости и вздумали домой ехать; не успели они до пристани добраться, как бегут за ними скорые гонцы: «Наш-де хозяин просит вас назад воротиться, хочет с вами тайный совет держать». Цари и царевичи, короли и королевичи воротились назад; выступил к ним хозяин и стал говорить: «Разве этак добрые люди делают? Ведь у меня утка пропала! Окромя вас некому взять!» — «Что ты взводишь напраслину? — отвечают ему цари и царевичи, короли и королевичи. — Это дело непригожее! Сейчас обыщи всех! Если найдёшь у кого утку, делай с ним, что сам знаешь; а если не сыщешь, твоя голова долой!» — «Хорошо, я согласен!» — сказал хозяин, пошёл по ряду и стал их обыскивать; как скоро дошла очередь до царевнина отца, он потихоньку и вымолвил: «По щучьему веленью, по божьему благословенью пусть у этого царя под полой кафтана будет утка привязана!» Взял, приподнял ему кафтан, а под полой как есть привязана утка — одно перо золотое, другое серебряное. Тут все прочие цари и царевичи, короли и королевичи громко засмеялись: «Ха-ха-ха! Вот каково! Уж цари воровать начали!» Царевнин отец всеми святыми клянётся, что воровать — у него и на мыслях не было; а как к нему утка попала — того и сам не ведает. «Рассказывай! У тебя нашли, стало быть, ты один и виноват». Тут вышла царевна, бросилась к отцу и призналась, что она та самая его дочь, которую выдал он за убогого замуж и посадил в смоляную бочку: «Батюшка! Ты не верил тогда моим словам, а вот теперь на себе спознал, что можно быть без вины виноватым». Рассказала ему, как и что было, и после того стали они все вместе жить-поживать, добра наживать, а лиха избывать.
В падчерице я вижу честного и трудолюбивого человека. К этому гордому званию все мы должны стремиться не на словах, а на деле.
Для мальчиков (201 слово). Мой любимый герой – Данила из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок». Герой нравится мне тем, что он – мастер своего дела. Его больше всего волнует саморазвитие, ради него он пожертвовал всем. Это путь каждого творца.
Будучи 12-летним сиротой, мальчик попал в ученики к Прокопьичу. Тот дал ему материал и изумился, ведь Данила уже знал, как работать. У него были удивительные способности. Пожилой мастер стал учить его, но вскоре ученик превзошел его. Барин оценил его талант и дал возможность трудиться, не переставая. Жизнь Данилы наладилась, он даже сосватал Наташу. Но жениться решил только тогда, когда создаст чашу небывалой красоты. О ней он слышал лишь в легендах. Они гласили, что существует Царица Медной Горы, которая забирает к себе лучших мастеров. Он пошел к ней, невзирая на опасность. Найдя ее, он обрел и то вдохновение, которое искал. В его упорстве я узнал себя. Мне тоже близка эта целеустремленность. В любимом деле я тоже хотел бы достичь успеха, сделать что-то такое, о чем не забыли бы потомки. Поэтому мне и нравится этот персонаж.
Я считаю, что в этом герое автор изобразил настоящего профессионала, которым должен стать каждый из нас. Это очень вдохновляющий образ. Как Данила нашел свой каменный цветок, так и я хочу достичь своей цели.
Для 7-8 класса
Для девочек (202 слова). Моей любимой героиней является Делла из произведения О, Генри «Дары волхвов». Меня вдохновляет ее самоотверженное желание сделать мужа счастливым. Она – «наимудрейшая» женщина, таким эпитетом ее наградил сам автор.
Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.
Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.
Для мальчиков (236 слов). Мой любимый литературный герой – Юшка из одноименного произведения А. Платонова. Этот незаметный мужчина обладал прекрасными качествами, которые окружающие люди не замечали. Зато тот, которого так недооценивали и презирали, даже со своими скромными возможностями сделал этот мир лучше. За это он мне и нравится.
Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.
Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.
Для 9 класса
Для девочек (250 слов). Моей любимой героиней является Татьяна из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Это умная, нравственная и скромная девушка, пример которой поможет многим женщинам сделать правильный выбор. Интересно, что «милым идеалом» называл ее сам автор.
Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.
Таким образом, Татьяна Ларина – «милый идеал» не только для Пушкина, но и для многих современных читателей. Она на своем примере доказывает непреложную истину: женщине нужна не столько красота, сколько мудрость и добродетель. Только тогда она исполнит свое предназначение, став верной женой и дальновидной матерью.
Для мальчиков (246 слов). Мой любимый герой – это Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова. Этот юноша всю жизнь стремился к свободе и отчему дому, его идеалы чисты и нравственны. В его побеге выражается сила и решимость его характера. В стычке с барсом видно, что он наделен и выносливостью, и смелостью. Словом, это тот тип человека, который способен что-то сделать.
В отличие от недальновидного Калашникова и инфантильного Печорина, этот герой вызывает уважение. Покинув тюремные стены монастыря, куда его насильно увезли из родной деревни, он принялся познавать жизнь, как она есть. Мцыри не смирился с навязанной ему судьбой, он пошел против нее. Тяга к свободе и целеустремлённость привели его в мир дикой природы, где он попробовал свои силы. Он пошел искать дорогу в родной дом, чтобы воссоединиться со своим народом, но не нашел. Зато он побродил по просторам красивых долин, состязался с барсом, увидел прекрасную незнакомку. За три дня побега он прожил целую жизнь, наполненную приключениями и эмоциями. Он испытал ярость и пыл схватки, любовь и влечение, познал красоту природы и вольного существования. Несмотря на трагичный финал, его удел наполнился смыслом, а вот если бы он остался и принял сан, то потерял бы себя окончательно. На чужбине ему не было места, не было предназначения, поэтому вполне закономерно, что он умер. Но умер, повидав что-то, став кем-то, и не предав свои идеалы.
Этот герой вдохновляет читателя бороться с несправедливой судьбой и бунтовать против ее тирании. В его образе скрыты такие достоинства, как сила духа, вольнолюбие и отвага. За это мне и нравится данный персонаж.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- По Сказке о мертвой царевне
Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.
В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.
Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.
Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.
Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.
Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.
Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.
Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.
Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.
Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.
Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.
Вариант 3
Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.
Есть сказки народные, а есть, которые написал писатель. К таким сказкам относится «Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок.
Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.
Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.
Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.
Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.
Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!
Несколько интересных сочинений
- Грибоедов А.С.
- Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки - Сочинение Авторское отношение к Мцыри
Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина, - Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война - Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.
Сочинение по сказке
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
История начинается с того, как царица всё время смотрит на снег, ожидая своего мужа царя. Царь где-то воюет. Пока царица ждала мужа, у неё родилась дочь. Скоро после рождения девочки царь возвращается. Царица испытывает огромную радость. И в результате сильного волнения умирает. «Восхищенья не снесла. В тот же вечер умерла»- описывает автор сцену ухода царицы.
Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.
Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.
Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.
Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.
Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.
Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.
Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.
Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.
Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.
Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.
Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.
У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.
Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.
Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.
На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.
В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.
А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.
5 класс
Мертвая царевна в сказке и жизни
Предметом моего исследования стала известная сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». У сказки, как и у любого произведения, есть много фокусов анализа. Я в своей статье рассмотрю лишь психологический ракурс и сфокусируюсь на особенностях отношений главных героев и их структуре личности. На мой взгляд, это одна из сказок, в которой описываются типичные отношения между матерью и дочкой. Эта тема довольно часто встречается и в других сказках. Схожие мотивы обнаруживаются в сказке «Белоснежка и семь гномов», «Десятое королевство» и др. Фокусом моего внимания в данной статье станут отношения мачехи (Царицы) и царской дочки (Царевны). Не буду повторять сюжет, он всем известен. События сказки происходят довольно быстро до того момента, когда в царской семье подросла Царевна. С этого момента начинается подробное описание жизни героев и их взаимодействие. Центральными фигурами становятся Царица и ее падчерица Царевна и отношения между ними.
Реклама Итак, девочка созрела:
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась — и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.
Подросшая девушка нуждается в подтверждении своей формирующейся женственности от значимых объектов — матери и отца. У матери и отца на этом этапе отношений с дочерью есть свои родительские задачи.
Задача отца — заметить, восхититься и очароваться красотой дочки-девушки и при этом не соблазниться. Очень важно пробалансировать на этой грани и не скатиться либо к полюсу отчуждения, либо к полюсу чрезмерного сближения с нарушением границ. Второй полюс представляется более опасным. Психологическая незрелость отца может быть причиной инцеста (символического либо реального) и привести к серьезным последствиям в психическом и личностном развитии дочери.
Но это фабула не нашей сказки, следовательно, не нашей статьи. Царь-отец, по всей видимости, справился со своей отцовской функцией на этом этапе отношений со своей дочерью.
Задача матери — принять формирующуюся красоту и женственность своей дочери и признать, что она (дочь) «милее, румяней и белее…» матери.
Подарок подрастающей девушке от матери — признание ее женской идентичности. Однако, это может сделать только мать со сформировавшейся устойчивой идентичностью «Я-женщина».
Далеко не каждая мать является таковой в реальной жизни. Инфантильная, психологически незрелая мать с несформировавшейся женской идентичностью сама нуждается в подтверждении своей неустойчивой самооценки и вынуждена рассматривать любой появляющийся в ее поле объект как повод для сравнения и конкуренции. В том числе и подрастающую дочь. Таковой является и Царица в анализируемой сказке.
В сказке эта невозможность отражается через усиление — мать не родная, а мачеха. Замена матери на мачеху — достаточно частый прием, используемый во многих сказках. Этим подчеркивается «психологическая неполноценность», несостоятельность матери, ее неспособность исполнять полноценно свои материнские функции.
Этого не может сделать Царица в нашей анализируемой сказке — мачеха дочери-царевны. Она, в силу своих личностных особенностей, не в состоянии передать такой подарок подрастающей Царевне. И ее яблоки отравленные.
В мачехе-царице угадывается нарциссичесая структура личности. Несмотря на ее реальную красоту и ум
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла;
Царица не является самодостаточной и уверенной в себе женщиной
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Она постоянно нуждается в поддтверждении своей неустойчивой самооценки
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
В качестве подтверждения ее женской идентичности она регулярно обращается к Зеркальцу, как сэлф-объекту, значимому для Царицы
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;Свойство зеркальце имело:Говорить оно умело.С ним одним она былаДобродушна, весела,
Зеркальце не простое, а волшебное. В чем суть его волшебства? В сказке волшебство зеркальца проявляется в том, что оно может разговаривать. Думаю важнее здесь то, что зеркальце живое. Живое, то есть имеющее собственную волю, обладающее собственной активностью, а не пассивно отражающее все что в него попадает.
Увидеть себя в живом зеркале значит посмотреть на себя глазами Другого. Потому что, когда мы смотрим на себя в обычное зеркало, мы не имеем избытка видения. М. Бахтин говорит, что человек испытывает перед зеркалом ложь и фальшь, потому что, находясь перед зеркалом, он хочет посмотреть на себя глазами Другого, но ничего, кроме удвоения своего собственного лица, в зеркале он не видит. Он не видит эмоционально-волевой реакции на себя со стороны другого человека, он видит только свои-чужие глаза, которые отражаются в этом зеркале.
Лишь глядя в глаза Другого (в данном случае живого зеркала) мы видим себя глазами Другого. Эти глаза могут быть дружелюбны, ласковы, приветливы или, наоборот, подозрительны, ненавидеть нас, смотреть на нас с плохо скрываемым презрением. Никакой подобной реакции в зеркале мы, естественно, увидеть не можем, и получается ситуация двойника.
Царица регулярно обращается к зеркальцу с целью подтверждения своей неустойчивой женской идентичности.
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее?»И ей зеркальце в ответ:«Ты, конечно, спору нет;Ты, царица, всех милее,Всех румяней и белее».
Получив очередную порцию признания собственной женской привлекательности от значимого объекта, царица впадает в грандиозный нарциссический полюс:
И царица хохотать,
И плечами пожимать,И подмигивать глазами,И прищелкивать перстами,И вертеться подбочась,Гордо в зеркальце глядясь.
Однако время неумолимо идет — царица начинает терять свою прежнюю красоту, а подрастающая Царевна становится краше с каждым днем. Красота и молодость падчерицы являются немым укором, символизирующим неумолимость времени и его последствий — красота и молодость Царицы не вечны. Это вызывает у нее чувства ревности и зависти и актуализирует конкуренцию с Царевной. И однажды привычно обратившись к зеркалу она не услышала от него слов подтверждения своей несравненной красоты.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясьПеред зеркальцем своим,Перемолвилася с ним:«Я ль, скажи мне, всех милее,Всех румяней и белее?»Что же зеркальце в ответ?«Ты прекрасна, спору нет;Но царевна всех милее,Всех румяней и белее».
Этот момент является сложным в жизни каждой женщины. Красота и молодость подрастающей дочери является свидетельством неизбежного увядания и старости ее матери. К дочери появляются противоречивые чувства любви-ненависти.
Не получив привычное подтверждение собственного превосходства, царица в ярости бросается на сэлф-объект.
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?Признавайся: всех я краше.Обойди все царство наше,Хоть весь мир; мне ровной нет.
И впадает в нарциссическую ярость
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,Да по зеркальцу как хлопнет,Каблучком-то как притопнет!
Не желая принимать реальность происходящего, Царица в качестве психологической защиты использует непринятие реальности и обесценивание. Она обвиняет зеркало во лжи:
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Далее следует обесценивающий текст в отношении своей падчерицы:
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.Вишь какая подросла!И не диво, что бела:Мать брюхатая сиделаДа на снег лишь и глядела!Но скажи: как можно ейБыть во всем меня милей?Признавайся: всех я краше.Обойди все царство наше,Хоть весь мир; мне ровной нет.
Не получив признания своей женственности от матери, девушки-дочери в сказках и в жизни вынуждены искать его у других объектов. И часто для этого им приходиться пройти через бесчисленное множество богатырей, гномов и пр. для того чтобы встретиться со своей женской идентичностью.
Получив отравленной яблоко в сказке (символически означая неполучение подтверждения своей женственности), царевна умирает. Но ее смерть, даже в сказке не является буквальной.
Она,
Как под крылышком у сна,Так тиха, свежа лежала,Что лишь только не дышала.
По сути, речь идет о психологической смерти — как неспособности полноценно жить и утверждаться в своей женственности.
Однако, ее жених — королевич Елисей — совершает ряд усилий для спасения своей невесты. И получив поцелуй от любимого, царевна оживает, просыпается от долгого сна.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.Гроб разбился. Дева вдругОжила. Глядит вокругИзумленными глазами,И, качаясь над цепями,Привздохнув, произнесла:«Как же долго я спала!»И встает она из гроба…Ах!.. и зарыдали оба.
В сказках с помощью этого (поцелуй любимого) часто удается вернуть к жизни «условно мертвых» девиц. До этого, ее избраннику приходится преодолевать многие препятствия и совершать бесчисленные подвиги.
В реальной же жизни далеко не каждый королевич Елисей (Иван-Царевич и т.д.) способен на такие подвиги с целью оживления мертвых царевен. Да и не их это дело, как мне кажется. В сказке царевичи, а в жизни мужья, поступая таким образом, выполняют несвойственные им функции, подчищая родительские ошибки. И далеко не всегда и не всем удается расколдовать свою мертвую суженную. Да и не мужское это дело. Ведь проклятье наложено другим (матерью).
Однако «колдовство» матери односторонне. Она может заколдовать дочь, но не в состоянии расколдовать ее. Думаю, что в том случае, когда мать не в состоянии отменить свое колдовство, это могут сделать другая значимая для девушки женщина (в сказках в этой роли часто фигурирует добрая фея-крестная), либо это может произойти посредством обряда женской инициации. К сожалению, в современном мире инициации (женские и мужские) чрезмерно упростились и формализовались и перестали выполнять свои изначально заложенные в них функции.
В реальной жизни такой феей крестной может стать психолог.
Вернемся к нашей истории. Не выдержав сравнения не свою пользу, царица получает нарциссическсую травму и впадает в противоположный полюс — ничтожности с нарциссической депрессией. В сказке этот факт преувеличивается до реальной смерти последней.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,В двери прямо побежалаИ царевну повстречала.Тут ее тоска взяла,И царица умерла.
А царицу, несмотря на ее мерзкий характер и неприглядные поступки жаль. Если смотреть глубже, то мы увидим, что в данном случае речь идет о женщинах-матерях, которые сами не получили от своих родителей необходимого принятия-признания-любви и не в состоянии передать ее «по наследству», так как сами являются психологически мертвыми и вынуждены постоянно искать их любой ценой для того, чтобы почувствовать себя живыми. Для этого они вынуждены использовать в качестве нарциссической подпитки близких людей, в том числе своих дочерей.
И теоретически им можно помочь. Но в реальности есть много препятствий — неосознавание своих проблем, как проблем психологических, непринятие своей ответственности в воздействии на близких, нежелание что-то менять в своей жизни.
Что делать? Терапевтические размышления
Несомненно, что описанный в тексте период является кризисным для женщины-Царицы. С разной степенью осознанности ей приходится встречаться с переживаниями неумолимости времени и неизбежности собственных изменений под влиянием его непрерывного течения. У женщины, вступившей в этот период жизни, возникает несоответствие между образом Я (идентичностью) и теми телесными и социальные изменениями, с которыми она неизбежно сталкивается. Ее образ Я отстает от реальности, не успевает так быстро перестроиться. Такого рода кризисы в психологии называются кризисами идентичности.
И в этом нет ничего страшного и опасного, если не игнорировать «вызовы реальности», а встретиться с ними, осознать их, прожить и измениться. Кризисы идентичности всегда связаны с качественной и глубокой ревизией и перестройкой личности – ее ценностей, смыслов, корректировкой жизненных целей и задач. Безусловно, лучше это делать с помощью специалиста, но, тем не менее, обладая навыками самоанализа и определенным уровнем рефлексивности, а также при поддержке близких людей можно успешно преодолеть самому этот непростой период в жизни.
Вот некоторые советы для этого:
- Не закрывайте глаза на происходящие изменения в своей жизни, принять их как данность, неизбежность и «нормальность»;
- Примите с достоинством и мужеством факт созревания своей дочери и увядания собственной красоты как неизбежной данности жизни;
- Не рассматривайте свою подрастающую дочь как объект для сравнения и конкуренции, не завидовать ей, радоваться ее расцветающей женственности и красоте;
- Учитесь находить достоинства и прелести своего возраста. Телесная красота не единственное достоинство женщины;
- Пересмотрите и осознайте систему ценностей и смыслов своей жизни;
- Наметьте новые цели и жизненные задачи в соответствии с изменившимися ценностями и смыслами.
Важно помнить, что возрастные кризисы жизни – это точки роста для человека, не закрывающего глаза на реальность происходящих изменений. Осознание и принятие «вызовов» реальности позволят ему уточнить и скорректировать образ Я, найти в нем ресурсы и источники для радости.
P.S. Надеюсь, моя статья будет откровением не только для психологически «мертвых» царевен, но и для их матерей — «мертвых» Цариц.
10 сказок
Сказка о царе Салтане
Сказка о царе Салтане начинается с беседы трех сестер, которые представляют, что бы они сделали, став царицами. Царь Салтан подслушивает разговор и женится на сестре, которая обещала родить ему богатыря. Другие девушки становятся ткачихой и поварихой. Когда царь уехал на войну, жена родила ему сына – Гвидона. Из-за козней сестер и сватьи царицу с…
волшебная про людей про царя
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 20 мин.)
Сказка о золотом петушке
Сказка о золотом петушке рассказывает о царе Дадоне. Соседи начали разорять его земли. Дадон попросил помощи у мудреца-звездочета, который посоветовал ему завести золотого в петушка, предупреждающего об опасности. В обмен Дадон поклялся исполнить любое желание мудреца. Два года длилось мирное время, но вдруг пришло войско с востока. Дадон потерял…
про людей про царя
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 5 мин.)
Сказка о рыбаке и рыбке
В Сказке о рыбаке и рыбке старик и старуха живут на берегу синего моря. Однажды старик отправился на рыбалку и поймал золотую рыбку. Рыбка попросила старика отпустить ее в обмен на желание. Рыбак сжалился и отпустил ее просто так. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей жене. Старуха обозвала его простофилей и отправила обратно, чтобы он…
волшебная про людей
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 6 мин.)
У лукоморья дуб зеленый
У лукоморья дуб зеленый – вступительный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Он знакомит читателя с волшебным краем Лукоморьем. В тексте упоминаются различные сказочные существа, в том числе ученый кот, который якобы рассказал автору историю о Руслане и Людмиле. Отрывок не является самостоятельным произведением, он только погружает читателей в…
в стихах волшебная
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 1 мин.)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях написана на основе популярного народного сюжета, похожего на прототип «Белоснежки» братьев Гримм. В начале истории царица родила красавицу-дочь, но вскоре умерла. Царь женился снова, но его новой супругой оказалась жестокая и завистливая женщина. С помощью волшебного зеркала она узнала, что молодая…
богатыри волшебная мачеха про людей
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 12 мин.)
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о попе и о работнике его Балде была напечатана уже после смерти А. С. Пушкина. В ней поп встречает на базаре Балду, который соглашает работать за «три щелчка тебе по лбу». Жадный поп соглашается. Когда приходит время оплаты, он начинает беспокоиться и дает Балде невыполнимое задание: отправляет его к чертям за оброком. В конце Балда сумел…
про людей
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 5 мин.)
Руслан и Людмила (поэма)
Первую поэму Руслан и Людмила А. С. Пушкин поэт сочинил на основе русских былин. Царевна Людмила должна была выйти за богатыря Руслана, однако в день свадьбы девушку похитил злой волшебник Черномор. Царь объявил, что спаситель девушки станет ее мужем. Три других претендента на ее сердце не справились с заданием, а Руслан сумел узнать секрет…
богатыри сказки с картинками
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 57 мин.)
Песнь о Вещем Олеге
Песнь о Вещем Олеге – баллада, основанная на летописи Н. Карамзина. В поэме князь Олег отправился на войну и встретил по пути волхва, поклоняющегося Перуну. Кудесник предсказал, что князь одолеет врагов, но примет смерть от своего коня. Олег поверил ему, оставил животное и поехал дальше. Годы спустя князь вспомнил о верном «товарище» и решил…
богатыри героическая
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 3 мин.)
Сказка о медведихе
Сказка о медведихе не получила авторского называния, не была опубликована при жизни А. С. Пушкина и считается незаконченным черновиком. По сюжету медведица вышла с медвежатами на прогулку. Зверей увидел охотник. Медведица пыталась защитить детенышей, но не смогла. Медведь узнал о гибели своей семьи и стал горевать. Посочувствовать ему пришли…
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 2 мин.)
Жених
Сказка «Жених» написана в стиле русской баллады. Главная героиня – дочь купца Наташа. Она пропадает из дома на 3 дня и случайно находит в лесу избушку, где двенадцать молодых мужчин жестоко убивают девушку. Главным среди убийц оказывает жених Наташи. Во время свадьбы Наташа всем рассказывает о преступлении. Сначала ей не верят, но она…
Автор: Пушкин А. С.
(Время чтения: 4 мин.)
Раскрасить мир яркими красками, поднять настроение и полностью развить воображение ребенка можно с помощью сказок Александра Сергеевича Пушкина. Самая полная коллекция историй от всемирно известного поэта к вашим услугам на нашем сайте. Есть лучшие аудио версии с картинками и виртуальные книги, которые будет интересно читать взрослым и слушать малышам.
Читайте лучшие сказки Пушкина на ночь
Уникальный стихотворный стиль, легкость восприятия, народные и всем знакомые сюжеты в сочетании с красочными иллюстрациями сделают каждый сеанс чтения увлекательным и запоминающимся. Выбирайте и читайте те тексты, которые по душе сыну или дочке, и сами получайте радость от погружения в детство.
Все сказки бесплатны онлайн
Разнообразие историй открывает безграничные возможности для фантазирования, при этом каждое повествование развивает важные душевные качества: честность, доброту, сопереживание, ответственность. Авторские сказки Пушкина отлично подойдут для посиделок перед сном, развивающих занятий, и веселого времяпровождения. Здесь они доступны бесплатно 24/7!
Популярные сказки Пушкина
- О царе Салтане
- О золотом петушке
- О рыбаке и рыбке
- О мертвой царевне и о семи богатырях
- О попе и о работнике его Балде
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.