Подготовить рассказ о крылове подчеркнув роль самообразования самовоспитания и

В сочинении на тему выбор профессии можно осветить и проблему незнания сотрудником профессиональных требований. школьник может оценивать только свои таланты

В сочинении на тему «Выбор профессии» можно осветить и проблему незнания сотрудником профессиональных требований. Школьник может оценивать только свои таланты и сильные стороны. Но рассматривать нужно и собственные недостатки. Ведь любая профессия всегда предъявляет определенные требования к характеру, профессионализму, личностным особенностям работника. Стоит учитывать и такой немаловажный фактор, как состояние здоровья. В этом плане вполне уместно советоваться с родителями, ведь они могут лучше знать медицинские противопоказания по тем или иным профессиям.

Пример выбора профессии: врач

В работе нужно осветить и плюсы выбранной школьником специализации. Например, сочинение на тему «Профессия врача» может заключать в себе следующие аргументы: специалист в этой сфере – это тот, кто всегда готов помочь людям, практически всю свою жизнь творит добрые дела. Также учащийся может подчеркнуть, что эта работа сама по себе интересна, требует обширных знаний в области анатомии и физиологии и применения их на практике.

Оформление и грамотность

Нужно помнить о том и о таком немаловажном вопросе, как оформление своей работы. Перед тем как переписывать сочинение в чистовом варианте, необходимо проверить его на орфографию и пунктуационные ошибки. Лучше избегать сложных предложений. Конечно, иногда сложность конструкции может быть расценена преподавателем как признак умения рассуждать. Однако это сыграет на руку только в том случае, если будут правильно расставлены все знаки препинания.
Сочинение на тему «Выбор профессии» способствует развитию аналитических и мыслительных способностей. Необходимо, чтобы текст было связным, логически завершенным. Например, если вы считаете, что определенная профессия является лучшей, то необходимо привести аргументы в пользу этого утверждения. Также хорошо проиллюстрировать свои тезисы примерами из жизни. Конкретная история, которая могла случиться с другом или просто знакомым, послужит хорошим показателем того, что учащийся может аргументировать свою позицию при помощи примеров из жизни. Если же таковых нет, то рекомендуется воспользоваться литературными источниками.

Сочинение «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

(для средних и старших школьников)

Цели: Побуждение интереса к изучению профессии, выявление интересов воспитанников к различным профессиям, выяснение соответствия желаний и уровня индивидуального развития ребенка, представления о труде, трудовых операциях, важности профессии в обществе. Формирование умений грамотного изложения мыслей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Профессий в нашем обществе необозримо много. Поэтому сделать правильный выбор и найти свое призвание молодому человеку достаточно трудно. И той силой, с помощью которой можно преодолеть эту трудность, является осведомленность, информированность человека. Полезная информация о мире профессий, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования – вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути. Я хотела бы, чтобы вы попытались обдумать вопрос профессионального выбора. Сегодня мы составим план сочинения «Моя будущая профессия», а вы через некоторое время, пытаясь найти ответы на вопросы плана, напишите мне свой рассказ о будущей профессии.
Запись плана подготовки к сочинению.
План
1. Уточни, какую профессию ты собираешься избрать, предварительно посоветовавшись с воспитателями, врачом.
2. По возможности побеседуй с представителями данной профессии и выясни у них следующие вопросы:
– Где получили эту профессию?
– В чем заключается работа?
– Продолжительность рабочего дня и времени работы, оплата труда.
– Где еще можно работать, имея такую профессию?
– Какова потребность предприятия в специалистах этой профессии?
– Какими качествами характера нужно обладать для успешной реализации себя в труде?
– Возможен ли профессиональный рост и дальнейшее повышение квалификации?
3. Побывай на месте работы у этих специалистов (если возможно, то ознакомься с характером труда, инструментом и др.).
4. Узнай название и адрес учебного заведения, где готовят специалистов этой профессии. Где еще находятся подобные учебные заведения?
5. Побеседуй или установи письменную связь с обучающимися в учебном заведении и выясни следующее:
– продолжительность обучения,
– основные изучаемые предметы,
– каких еще специалистов готовит учебное заведение.
В конце работы по блоку «Много профессий важных и нужных», когда прошла организованная деятельность по изучению профессий, когда проработан план подготовки к сочинению, ребята собираются вновь для написания сочинения.
Воспитатель: Вами проделана большая работа по изучению профессии. Я хочу, чтобы сейчас вы на листе бумаги изложили свои мысли о своем будущем труде. Сейчас я попрошу вас записать план сочинения «Моя будущая профессия».
План
1. Кто я? Что я «могу»? (Мои способности, черты характера.)
2. Что я «хочу»? (Мои жизненные интересы, какую профессию желаю получить и почему.)
3. Что «надо»? (В каких кадрах нуждается город, нужна ли ваша профессия обществу.)
4. Шаг навстречу профессии. (Что нужно сделать для получения профессии, как работать над собой, над повышением уровня знаний, где можно получить профессию.)
Для учащихся профессиональных учебных заведений, которые определились уже в профессиональном выборе, предлагается следующий план сочинения на тему «Мое будущее рабочее место».
План
1. В каком учреждении я буду работать и по какой специальности?
2. Каким будет мое рабочее место, орудия труда?
3. Какие люди, коллектив будет окружать меня, как я буду общаться с сослуживцами?
4. Каким будет мое материальное положение и из чего оно будет складываться?
5. Как я буду идти по профессиональной лестнице? Буду ли стремиться к повышению квалификации, если да, то почему?
6. Каким будет мое отношение к труду?
После написания сочинения необходимо его проанализировать:
1. Определить профессиональные интересы детей, какие они выбирают профессии.
2. По каким типам профессий распределились их интересы? (Человек – человек, человек – техника, человек – знак, человек – художественный образ, человек – природа.)
3. Есть ли аргументированное обоснование выбора профессии? (Учет оценки своих способностей и интересов, связь их с выбранной профессией, на что они опираются при выборе профессии.)
4. Представлены ли знания о предмете, действиях, орудиях труда, значении профессии в жизни общества? (Описание профессии.)
5. Есть ли знания о получении профессионального образования? (Как и где получить профессию, построен ли план самообразования, самовоспитания.)
6. Сравнить текст сочинения с диагностическими материалами и профессиональной пригодностью ребенка.
Необходимо составить письменный анализ сочинений для более глубокого изучения проблем, которые возникли в ходе работы с материалами по тем или иным направлениям, для организации индивидуальной консультационной работы с воспитанниками.

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
Анализ сочинений

• В написании сочинения «Моя будущая профессия» участвовали 50 воспитанников.
• Организаторы сочинения ставили перед собой цели:
– побудить интерес к изучению профессии,
– выявить профессиональные интересы детей,
– определить уровень знаний детей о профессиях и их значении в жизни человека,
– сравнить результаты диагностики ребенка с его личными профессиональными планами,
– определить дальнейшие пули профориентационной работы.
• В ходе анализа сочинений выяснилось, что выбор профессий воспитанниками распределился следующим образом:
Педагогические — 10 человек (учитель нач. классов —4, воспитатель детского сада – 4 (из них 1 мальчик), учитель физкультуры – 1, учитель музыки – 1)
Водитель – 10 человек
Строитель – 2 (мальчик и девочка)
Продавец -3(1- директор магазина)
Повар – кондитер -3(1- пекарь)
Врач – 2
Бухгалтер – 2
Военный – 2 (из них 1 девочка)
Милиционер – 4 (из них 1 девочка)
Мастер народных промыслов – 3
Художник-оформитель – 1
Ветеринар – 2
Парикмахер – 1
Пожарный – 1
Домохозяйка- 1
Президент- 1
Не определились – 2

Распределение выборов по сферам деятельности:

Таким образом, распределение профессий по сферам показывает, что предпочтение воспитанники отдают сферам «Человек – человек» и «Человек — техника».
• Обоснование выбора профессии (оценка своих интересов и способностей и связь с выбранной профессией): аргументированное обоснование выбора – 23 человека.

Из сочинений наших детей:

«Я хочу выбрать профессию мастера народных промыслов, потому что я умею вырезать по дереву, рисовать. Мне это очень нравится. У меня хорошие изделия, я вырезал герб города с водолеем и Деда Мороза».
(Долгий Саша, 7 кл.)
«Мне хочется стать очень хорошим поваром, потому что я привык помогать поварам готовить еду для детей. У меня хорошо получается выпечка: оладьи, блины, булки. Повару нужна математика, чтобы правильно взвесить и положить продукты. Я математику люблю и получаю по ней 4 и 5».
(Художилов Иван, 5 кл.)
«Мне по душе профессия бухгалтера. Я много чего умею делать, а лучше всего занимаюсь алгеброй, физикой и химией. По этим предметам у меня хорошие оценки, и я очень люблю считать».
(Тагирова Аня, 8 кл.)
«Я хочу стать учителем начальных классов и рисования. Я выбираю эту профессию, потому что мне нравится общаться с маленькими детьми, когда я рисую, то забываю о всех неприятностях, которые меня окружают. Занятия в художественной школе помогут в дальнейшей работе, а еще я много могу делать своими руками, что тоже пригодится учителю».
(Агафонова Катя, 8 кл.)
«Я очень многим люблю заниматься, например, танцевать, петь, вязать, плести из бисера, шить. Но мне больше всего нравится танцевать, слушать музыку и под нее придумывать интересные движения, а также выступать на сцене. Поэтому я хочу стать хореографом. Но еще я очень люблю считать, продавать на ярмарке товары, это у меня хорошо получается, поэтому я бы сначала хотела получить профессию продавца-коммерсанта».
(Селивановская Света, 9 кл.)
Поверхностный выбор (не оценивают способности и умения в соответствии с выбранной профессией) – 27 человек. Они перечисляют те умения, которые получили в мастерских и кружках, но не связывают это с Дальнейшей реализацией в выбранной профессии. Небольшое количество Детей дают оценку своему познавательному уровню и не связывают необходимость успешности или углубленного изучения предмета с дальнейшим получением профессии.
• Знание и представление о видах труда, орудиях труда, действиях по избираемой профессии:
– реальные представления, описание действий и орудий труда дают 35 человек;
– не описывают будущую работу, а привлекает только поверхностная сторона – 15 человек.

Из сочинений наших детей:

«Учитель начальных классов — самый важный человек в школе. Он дает детям путевку в жизнь, с ним дети напишут свое первое слово. Только первый учитель научит тебя всему: жить, чувствовать и любить. Быть педагогом – это очень большой труд, потому что в этой профессии нужно иметь спокойствие, целеустремленность и просто душевную теплоту».
(Крюкова Оксана, 9 кл.)
«Я хочу стать следователем, потому что считаю, что это самая важная служба обществу. Следователь раскрывает преступление и спасает людей. Преступления нужно раскрывать, чтобы по заслугам наказать тех, кто их совершил».
(Гарманов Сергей, 6 кл.)
«Моя будущая профессия – юрист. Это человек, который защищает людей на суде, решает судьбу человека, совершившего преступление. Юрист знает законы и следит за тем, чтобы они исполнялись. Эта профессия, на мой взгляд, самая высокооплачиваемая. Получить ее мне будет очень трудно».
(Мельникова Ирина, 6 кл.)
«Я хочу быть водителем. Эта работа интересная, потому что можно увидеть много разных городов, возить людей. Шофер должен быть умным, внимательным и отзывчивым, хранить зрение. Чтобы стать водителем, сначала нужно получить права. Людям нравятся такие шоферы, которые ездят осторожно, небыстро».
(Колосов Женя, 4 кл.)
«Моя будущая профессия – строитель. Это очень нужная работа не только для меня и моей семьи, но и для всех людей. Если бы никто не строил домов, то люди жили бы на улице. Если я получу эту специальность, то сам построю дом, баню, хлев. Лучший строитель тот, который выполняет работу качественно и быстро».
(Корчажинский Саша, 8 кл.)
«Профессия продавца очень интересная. Продавец помогает людям выбрать нужный товар, общается с покупателями, советует им. Хороший продавец должен быть общительным, вежливым и спокойным, сдержанным».
(Хлынова Люба, 9 кл.)
• Знание о получении образования, в каком учебном заведении его можно получить:
– указывают учебное заведение – 19 человек,
– не указывают пути получения профессии – 31 человек.

Из сочинений наших детей:

«Что надо, чтобы стать шофером? Учиться в автотехникуме и получить категорию водителя и механика, можно пойти в ПЛ №44, там тебе дадут категории и водителя, и тракториста».
(Капустин Сергей, 7 кл.)
• Детские мечты очень разнообразны, но мы увидели, что круг детских интересов не очень большой, практически ребята не делают выборов сельскохозяйственных и рабочих профессий, не достаточно представляют роль профессии в жизни общества и в своей личной жизни, не строят профессиональных планов получения специальности в высших учебных заведениях. У некоторых из них возникают трудности в определении понятий профессия и занимаемая должность.

Задумайтесь над выдержками из этих сочинений :

«Я хочу быть домохозяйкой. Работать нужно в домашних условиях, не надо учиться и тратить нервы. А деньги можно брать у мамы или можно устроиться дворником или класть печки» (7 кл).
«Я хочу быть пожарным, на работе можно спать или уходить с работы домой. Ездить на пожарной машине – одно удовольствие!» (4 кл).
«Я хочу иметь профессию директора магазина, я буду сидеть на работе и подшивать бумаги» (5 кл.).
«Я, конечно, трудолюбивый мальчик, но люблю полениться, мне нравится вырезать на токарном станке, делать вазы. Я хочу получить профессию президента, потому что она очень ответственная» (7 кл.).
Среди ребят был объявлен конкурс на лучшее сочинение!
Поздравляем победителей!
1 место – Рашева Юлия (9 класс)
2 место – Крюкова Оксана, Селивановская Светлана (9 класс)
3 место – Художилов Иван (5 класс), Агафонова Екатерина (8 класс)
Сочинение «Моя будущая профессия» (автор Рашева Юля).

«Я учусь в девятом классе в средней школе №11. Мне 15 лет. Я учусь в школе последний год, и начинается такой важный период в жизни, как выбор своего профессионального пути. Надо постараться хорошо оценить свои способности и возможности. И ответить для себя на вопросы — что у меня лучше получается, к чему я стремлюсь? У меня много способностей, например, я могу: хорошо рисовать, петь, заниматься музыкой, фантазировать, еще у меня хорошая физическая подготовка, я люблю спорт. Я хочу в дальнейшем выбрать правильный жизненный путь, и мне очень трудно определиться, так как нравится очень многое. Поэтому сделать выбор профессии – сложно! Я хочу выбрать профессию парикмахера. У меня есть определенный опыт и навыки, я подстригаю в доме ребят. Но мне хочется больше узнать и продвигаться вперед в профессиональном мастерстве. Когда получишь одну профессию, то это не значит, что мир знаний закрыт для тебя. Можно получить и еще одно образование, это очень большой плюс в профессиональной карьере. Я хочу делать стрижки людям, хочу, чтобы все вокруг были красивые и привлекательные. Эта профессия нужна окружающим, потому что мода меняется, а всем хочется выглядеть стильно. Люди приходят в парикмахерскую и хотят сделать стрижку. Мастер должен оценить, какая кому подойдет прическа. Не всем женщинам идут длинные волосы, а деловым мужчинам лучше и удобнее с короткой стрижкой. Я думаю, что успешно реализую себя в профессии парикмахера, а если не получится, то стану художником или дрессировщиком животных. Все профессии нужны, и каждый человек должен выбрать такую профессию, с которой он справится и которая ему будет приносить радость».
• В результате анализа сочинений выявлены следующие противоречия:
– 50% написавших сочинение выбирают профессии высококвалифицированного характера из сферы «Человек – человек», которые требуют от работника высоких моральных и гражданских качеств, уровня знаний и коммуникативных навыков, но часть детей не обладает такими способностями, реально не оценивает свои возможности на будущее.
– Недостаточно представлены в сочинениях рабочие профессии, хотя по анализу трудоустройства выпускников большинство из них получает именно эти специальности.
– Преобладающее большинство детей имеют интерес к профессиям, но не умеют оценить свои индивидуальные особенности, возможности в соответствии с требованиями выбранной профессии.
– Практически большинство ребят видят перспективы обучения только в начальных и средних учреждениях профессионального образования, никто не строит своих профессиональных планов, связывая с ними и учебу в высшем учебном заведении, не знают путей получения и повышения квалификации. Хотя в современном обществе более значимы специалисты с высокими квалификационными характеристиками.
– Многие из воспитанников выбирают профессии, которые требуют большой ответственности, коммуникабельности, лидерских и организаторских навыков. Но некоторые из детей не только не проявляют их, но и не стремятся к их развитию, не строят планы самосовершенствования.
– У некоторых ребят идеализированный взгляд на профессию, представления благополучного утверждения в профессиональном плане. Но, как показывает опыт, многие из выпускников имеют трудности в трудоустройстве, и не все находят себя в выбранной профессии.
– Многие из воспитанников не оценивают состояния своего здоровья и не соотносят с будущей профессией. А это важное условие в выборе дальнейшего трудового пути.
Таким образом, проблемно-ориентированный анализ сочинений «Моя будущая профессия» показал, что у воспитанников есть интерес к профессиональному самоопределению и знания признаков профессиональной деятельности, но для реализации их мечты необходимо:
– научить их оценивать и соотносить свои способности с реальными условиями и строить планы самосовершенствования,
– развивать интеллектуальную сферу, гражданские качества, лидерские способности,
– учить строить перспективы профессионального роста.
Из сочинения Цветкова Михаила (студента 2 курса СХТ): «Я буду работать в ветеринарной лечебнице либо в какой-нибудь организации с неплохими условиями для труда. У меня будет много постоянных клиентов, которым буду оказывать помощь. Заработной платы будет хватать, так как не имею дурных привычек. Я буду гордиться работой и одновременно учиться компьютерному делу. Думаю, что мои коллеги будут мной довольны за профессионализм и контактность».
Практикум «КАРТА МИРА ПРОФЕССИЙ»

(для старших школьников)

Цели: познакомить воспитанников с классификацией профессий по предмету труда, орудиям труда, цели и условиям труда; учить строить формулу профессии, увлечь изучением профессиональной деятельности, формировать умения сопоставлять свои возможности и способности с выбранной профессией.
Подготовительная работа: Составить таблицы: «Карта профессий», «Требования профессии к человеку». Составить карточки с практическими заданиями.
ХОД ПРАКТИКУМА:
Воспитатель: Вопрос выбора профессии очень сложен. Для того чтобы вы были уверены в правильности выбора дальнейшего профессионального пути, нужно как можно раньше и подробнее изучить огромный мир профессий. Обо всем этом мы и поговорим на занятии, будем учиться строить формулы различных профессий, узнаем, какие личные профессиональные качества, орудия труда ценятся в той или иной профессии.
Давайте рассмотрим Карту профессий. При анализе любой профессии выделяют в качестве основных ее признаков предмет труда, орудия труда, цель, условия труда. По их условным обозначениям можно записать формулу профессии из нескольких букв. Эти буквы соответствуют профессии, ее классу, отделу и группе. Освоив систему, научившись применять ее, можно осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.

Карта профессий

Классификационный признак
Вид и характер труда
Предмет труда (типы профессий)
Т
Человек-техника
П
Человек – природа
Ч
Человек-человек
3
Человек- знаковая
система
X
Человек – художественный образ
Все профессии можно разделить в зависимости от особенностей предмета труда на пять типов:
1. Если главный, ведущий предмет труда – это растение, животные или микроорганизмы, то перед нами тип П.
2. Если главный, ведущий предмет труда – это технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то перед нами тип Т.
3. Если главный, ведущий предмет труда – люди, группы, коллективы, общности людей, то перед нами тип Ч.
4. Если главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, то перед нами тип 3.
5. Если главный, ведущий предмет труда – художественные образы, условия их построения, го перед нами тип X.
По цели труда профессии делятся на группы:
Г
гностические профессии
Выраженная познавательная
активность. Наблюдательность (достаточно
большой объем внимания). Устойчивость
внимания. Высокая работоспособность,
малая утомляемость соответствующих
органов чувств. Твердость позиции.
Принципиальность в выводах.
Пр
преобразующие профессии
Склонность к практическому
влиянию на окружающую среду. Интерес к
процессу труда и его результату. Высокая
активность и работоспособность.
И
изыскательные профессии
Интерес к новому. Творческое
мышление и воображение, способность
легко отказываться от привычного хода
мыслей, искать новые варианты решений
проблем.
Давайте попробуем с использованием Карты профессий составить формулы профессий. Например: формула профессии токаря – Т Пр М б (по предмету труда эта профессия относится к типу «человек – техника», по цели труда – к классу преобразующих профессий, по средствам труда -к отделу профессий, где используются машины, по условиям труда – к группе специалистов, работающих в бытовых условиях).
Предлагаю вам разделиться по парам и выполнить ряд практических заданий:
1. Предлагаются карточки каждой паре. Пользуясь таблицей, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных специальностей:
– воспитатель детского сада, ветеринарный врач;
– фармацевт, маляр по художественной отделке;
– токарь, пожарный;
– фотограф, водитель;
– продавец, слесарь радиоаппаратуры. Обсуждение решений.
2. Определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных специальностей:
– кулинар, автослесарь;
– модельер, агроном;
– следователь, парикмахер;
– учитель, инженер-программист;
– швея, мастер народных промыслов. Обсуждение решений.
3. Используя таблицу, распределите орудия труда по ее отделам (например, трактор – механизированные):
– лопата, телефон;
– лупа, весы;
– стиральная машина, рулетка;
– микрокалькулятор, автомобиль;
– зеркало, шприц. Обсуждение решений.
4. С помощью таблицы составьте формулу профессии:
– оператор электронно-вычислительных машин;
– водитель такси;
– учитель;
– бухгалтер;
– маляр-штукатур. Обсуждение решений.
5. Приведите примеры профессий, соответствующих формулам:
– П Пр Ф о,
– Т Пр Р б,
– З Г А б,
-Ч Г Ф м,
-Т И Ф б.
Предложения участников.
Воспитатель: Для того чтобы выбрать правильно свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. С этой целью давайте познакомимся со следующей таблицей:

Требования профессии к человеку

«Человек – техника»
Точность, определенность
действий работника. Высокая
исполнительская дисциплина,
аккуратность. Практическое мышление.
Техническая фантазия, способность
мысленно соединять и разъединять
технические объекты.
Воспитатель: Наше изучение Карты профессий будет продолжаться. Вместе с вами мы определим, к какой профессии вы имеете склонности и интересы. Сейчас я попрошу вас поработать с анкетой самооценки индивидуальных способностей (участники практикума работают с анкетой, подводятся итоги анкетирования). Попробуйте после практикума составить формулу той профессии, которую вы готовитесь выбрать, и соотнесите с теми требованиями, что диктует эта профессия. Тогда узнаете, подходит ли эта специальность вам. Если нет, не отчаивайтесь, у вас все впереди, можно составить планы своего самосовершенствования. А если вы не хотите добиться воплощения своей мечты, тогда пересмотрите отношение к профессии и составьте новую формулу по своим способностям. Но только упорным трудом можно добиться профессиональной карьеры и сделать свою жизнь полезной обществу и себе.
Экскурсия в Профессиональный лицей № 44

(для старших подростков)

Цели: Продолжить знакомство с учебными заведениями города, заинтересовать в выборе профессии, дать сведения о правилах приема и обучения в ПЛ №44.
ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Подготовка воспитанников к экскурсии.

Воспитатель: Мы продолжаем знакомство с учебными заведениями города. Сегодня мы посетим Профессиональный лицей № 44. Это одно из ведущих профессиональных учебных заведений города и области. Это единственный в городе лицей, который изменил свое название, а значит и систему подготовки учащихся к профессии в 1995 году. Я хотела бы вам дать историческую справку о лицеях, которые в России появились в XIX веке.
Историческая справка: название лицей пришло из Древней Греции, из Афин, где философы обучали своих воспитанников, ведя беседы с ними. Позже, в XVIII веке, лицеи распространились в Западной Европе как средние учебные заведения. В России идею создать лицей как высшее учебное заведение для всех сословий предложил М.М. Сперанский, государственный деятель начала XIX века, человек образованный и прогрессивный. То было время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны. Для этого нужны были «новые люди», как считал Сперанский. Их они и стремились воспитать с помощью лицея, чтобы потом, заняв высшие государственные должности, бывшие лицеисты помогли преобразовать страну. Лицей был приравнен в правах к университету, и его выпускники были широко образованными и светскими людьми.
Сейчас лицей – это одно из учебных заведений начального профессионального звена, которое дает углубленные знания по тем или иным профессиям, из его стен выходят хорошо подготовленные молодые специалисты.
Цель нашей экскурсии – познакомиться с учебным заведением, с теми специальностями, которым обучают в лицее, правилами приема и условиями обучения.
После экскурсии мы подведем в доме итоги нашего посещения. Для этого три группы во время экскурсии будут выполнять задания, которые нужно будет отразить в рекламном щите:
– кратко оформить историю лицея и правила приема;
– нарисовать одну из мастерских, где учащиеся отрабатывают практические навыки;
– записать интервью о внеурочном времени студентов.

2. Экскурсия по учебному заведению.

– Вступительное слово экскурсовода, история лицея, правила поступления в лицей, права и обязанности учащихся лицея;
– знакомство с учебными кабинетами;
– экскурсия по мастерским;
– ознакомление с общежитием, правилами проживания;
– встреча с учащимися, разговор о занятости в неучебное время.

3. Подведение итогов экскурсии.

Воспитатель: Мы познакомились с профессиональным лицеем. Я попрошу каждую из групп оформить небольшой рекламный щит по своему направлению.
(Работают в течение 10 минут.)
Оформленный лист вывешивается в группе.
Предлагается ответить на предложенные вопросы, которые определят: внимательны ли были ребята на экскурсии, усвоили ли они полученную информацию, что их заинтересовало больше всего?
Инструкция:
Предложен вопрос и три варианта ответа, выбрать нужный, записать ответ на листе бумаги.
1. Лицей готовит специалистов:
А) плотник
Б) газоэлектросварщик
В) мастер народных промыслов
2. Срок обучения по специальности повар – бармен – официант:
А) 3 года
Б) 2 года
В) 4 года
3. По какой специальности набор в лицей проходит 1 раз в три года, будет этот набор и в 2002 году:
А) хозяйка усадьбы
Б) продавец
В) парикмахер
4. На какую специальность в лицей можно поступить только после 11 класса?
А) продавец
Б) мастер отделочных строительных работ
В) повар-бармен, экскурсовод со знанием иностранного языка
5. Для поступления в лицей этот документ один из обязательных:
А) медицинское заключение о пригодности к обучению по данной специальности
Б) дневник учащегося 9 класса
В) фотография 10×15
6. По профессии мастер отделочных строительных работ можно получить специальности:
А) штукатур, каменщик
Б) механик, крановщик
В) маляр, облицовщик.
Воспитатель: Многие из вас уже определились с выбором профессии, но, чтобы ее получить, нужно закончить профессиональное учебное заведение. В одном из них мы с вами побывали. Чем экскурсия вам была интересна? Что больше привлекло ваше внимание? Понятны ли вам правила приема в учебное заведение? Кто из вас хотел бы учиться в лицее и почему?

Характеристика
уровня развития способностей к
профессиональному определению

Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Свободно ориентируется в мире
профессий, имеет четкие
профессиональные и личные планы,
способен объективно проанализировать
ситуацию и сделать правильные выводы.
Имеет высокую степень социальной
адаптированности, социальной
активности, автономности и
нравственности. Решения в любой
ситуации всегда принимает обоснованно и
самостоятельно. Умеет адекватно
оценивать свои возможности и
способности, соотнести их с выбором
профессии, проявляет
последовательность и
целеустремленность в достижении
намеченного. Способен выбрать средства
для реализации поставленных задач,
творчески подходит к их решению,
способен к самосовершенствованию. Имеет
навыки допрофессиональной подготовки
по выбранной специальности.
Неполные и односторонние
представления о мире профессий,
профессиональные планы не устойчивы. Не
всегда осознает свои возможности,
индивидуальные особенности, может
объективно оценить ситуацию. Имеет
среднюю степень социальной адаптированности,
социальной активности. Требует помощи
друзей и взрослых в принятии решения
профессионального выбора.
Умеет оценивать свои
способности и возможности, но всегда
соотносит их с построением
профессиональных планов. Может ставить
недостаточно обоснованные цели.
Способен к
самосовершенствованию, но испытывает
затруднения при решении новых проблем,
испытывает затруднения в выборе средств
для реализации поставленных задач.
Легко включается в деятельность,
доступную и привлекательную, когда
четко знает свою роль и место в работе.
Пробует себя в разных видах
допрофессиональной деятельности.
Имеет отрывочные и искаженные
знания о профессиях, плохо осознает свои
возможности и индивидуальные
особенности. Профессиональные планы
отсутствуют.
Имеет низкую степень
социальной адаптированности,
социальной активности, автономности,
нравственности. Избегает возможности
принимать решения по профессиональному
определению самостоятельно. Слабо
развиты допрофессиональные навыки. В
ситуации выбора действует так, как
большинство, или как легче и доступнее.
Легко меняет свои взгляды на
профессиональный выбор. Не способен
соотнести свои потребности с реальной
ситуацией, постоянно контролируется и
стимулируется педагогом.
Технический редактор В.А. Смирнова
Корректор Е.Н. Вадурина Компьютерная верстка А.Л. Малковой

Каждый задумывается о выборе будущей своей профессии. Невозможно перечислить все имеющиеся профессии на земле. Есть лишь одна, без которой не может обойтись общество – это учитель.

Сочинение Журналист – моя будущая профессия (Я хочу стать журналистом)

Выбрать профессию не самое простое решение, но я выбрал. Это профессия журналист. Все профессии по-своему особенные и интересные. Быть журналистом, значит много разговаривать

Сочинение Почему я хочу стать пограничником

Ответ простой, потому что это очень важная профессия. Мой папа – служит на заставе, а мама работает в санчасти.

Сочинение Я хочу стать модельером (профессия)

Сколько я себя помню – я всегда что-то шила куклам. Ещё больше мне нравилось шить пупсикам. Мама отдала мне свою старую сумку.

Сочинение на тему Почему я хочу работать в полиции

В мире существует множество различных профессий. Каждая из них имеет свои особенности, свои нюансы. В детстве каждый из нас задумывается о том, кем ему стать

Сочинение Кем я хочу стать и почему? 5 класс Гидом, пожарным, хоккеистом

Когда я вырасту, я хочу стать профессиональным хоккеистом. Еще мечтаю познакомиться с Александром Овечкиным и Павлом Дацюком, они мои кумиры.

Сочинение рассуждение Мое призвание

Призвание – это любимое дело, которому ты посвящаешь всю свою жизнь и в итоге делаешь его профессионально. У каждого человека призвание свое: для кого – то это медицина или бизнес

Сочинение Выбор профессии рассуждение

Каждый человек – существо социальное. Поэтому, чтобы, в старости получать хоть какую-то пенсию, надо трудиться. И выбрать такую профессию, чтобы она приносила не только деньги, но и удовольствие.

Сочинение Почему я хочу стать учителем

Когда мне исполнилось десять лет, особый интерес у меня стали вызывать ребята младшего возраста. Как правило, к нам часто приезжали родственники отца, у которых было трое маленьких детей – мои сводные братья и сестры.

Сочинение Есть такая профессия Родину защищать рассуждение

В мире много профессий, каждому человеку приходится выбирать свою, искать своё призвание. «Все профессии нужны, все профессии важны» – говорит нам известный детский стишок.

Сочинение на тему Все профессии Важны

Каждый житель планеты в жизни стоит перед выбором. Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний.

Сочинение на тему Профессия Полицейский 6 класс

Полицейский – очень сложная профессия. Быть полицейским – это призвание, так как человек должен обладать храбростью, честностью и хорошей логикой. Все полицейские имеют хорошую физическую подготовку, даже когда принимают людей на учебу, их проверяют.

Сочинение на тему Профессия Пожарного (профессия героическая)

Есть люди, для которых подвиг – это каждодневная работа. Это совершенно обычные люди, живущие среди нас.

Сочинение на тему Медсестра – моя будущая профессия

Наступает время наконец-то найти ответ на вопрос: Кем я хочу быть?. После долгих раздумий, я поняла, что хочу стать медсестрой.

Сочинение на тему Профессия моих родителей

Сочинение №1 Я всегда восхищаюсь своими родителями. Они любят трудиться и много времени уделяют работе. Мой папа работает сварщиком.

Сочинение на тему Моя будущая профессия дизайнер

Еще с самого раннего детства мне по душе пришлась профессия дизайнера. Больше всего в ней мне нравится то, что я могу максимально показать весь свой творческий потенциал.

Сочинение на тему Переводчик – моя будущая профессия

Выбор профессии – очень ответственный шаг, от которого зависит твоя дальнейшая судьба. Профессия должна, во-первых, быть по душе, а, во-вторых, обеспечивать тебе достойную жизнь.

Сочинение на тему Программист моя будущая профессия

Высокие технологии стремительно развиваются. Еще десять лет назад сложно было представить, какое значение будут играть в современном обществе компьютеры и специальные программы.

Сочинение на тему Инженер – моя будущая профессия или Почему я хочу стать инженером

Родители часто спрашивают меня «Сын, кем ты хочешь стать в будущем?». Когда я был маленьким, то очень сильно хотел стать космонавтом, покорять новые планеты, но тогда я ещё не знал, что существует такая профессия как инженер

Сочинение на тему Парикмахер – моя будущая профессия и Почему я хочу стать парикмахером

Когда перед тобой открыты все пути, то можно потеряться в многообразии профессий и возможностей. Но я уже выбрала свой путь. Я знаю, кем я хочу быть – парикмахером!

Сочинение на тему Повар – моя будущая профессия и Почему я хочу стать поваром

Когда я вырасту, то обязательно стану поваром. Это моя самая большая мечта. Мне кажется, что готовить еду – прекрасное занятие. Всем людям нравится вкусно кушать. Когда они сыты, то становятся счастливыми. Все любят хороших кулинаров

Сочинение на тему Почему я хочу стать военным и Военный – моя будущая профессия

Каждый мальчишка в детстве мечтает быть защитником своих родных и близких. Стоять на страже рубежей родной земли свойственно каждому патриоту своего Отечество.

Сочинение на тему Почему хочу стать врачом и Врач – моя будущая профессия

Дарить человеку здоровье – весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

Сочинение на тему Моя будущая профессия учитель

Когда я еще была в садике, мне очень хотелось в школу. Школьники казались мне такими взрослыми, умными и счастливыми. Когда пришло время и мне стать ученицей, я поняла что заслуга в этом принадлежит учителям.

Перед каждым школьником в жизни встает вопрос: «Как правильно выбрать будущую профессию?». Сейчас перед выпускниками открывается огромный выбор: множество самых интересных и нужных обществуспециальностей в различных отраслях жизни. Невольно многие теряются и медлят с принятием такого ответственного решения, и поэтому многие делают выбор лишь в последний год своей учебы в школе, и лишь некоторыеопределяются с будущей профессией в детстве и усердно готовятся к исполнению своего желания.
Конечно, при выборе профессии учитывается не столько ее полезность обществу (хотя это тоже главное), сколько личнаязаинтересованность в той или иной специальности. И поэтому, когда меня поставили перед выбором будущей профессии, я, конечно же, после продолжительных раздумий, решила стать юристом. Я сделала такой выбор в десятомклассе, и два своих последних года в школе готовилась к поступлению именно на юридический факультет.
Почему я выбрала эту специальность?
Во-первых, я считаю, что человек должен знать свои права иобязанности, законы своей страны. Ведь в любой момент мы можем столкнуться с ситуацией, в которой ущемляют наши права или права других людей. Очень важно суметь постоять за себя в такой момент. К сожалению, не всеспособны это сделать, ведь не каждый знает права и законы страны, в которой живет, а если и знает, то не умеет или не может грамотно ими воспользоваться. Вот почему людям необходимывысококвалифицированные специалисты с юридическим образованием. Может быть, в нашей стране действительно много юристов, но, хоть говорят, что Беларусь не нуждается в таком количестве молодых людей с юридическим образованием, однако,вопреки всему, народу по-прежнему нужны те юристы, кто действительно знает свое дело и способен применить свои знания на практике.
Во-вторых, я учитывала и собственные интересы. Мне было гораздо интереснейизучать в школе гуманитарные науки: обществоведение, географию, русский и иностранные языки, чем математику и физику. Это не значит,…

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ. Все ближе и ближе тот момент, когда за спиной останутся безза­ботные школьные годы и жизнь поставит нас всех перед первым се­рьезным выбором. Каким будет наш дальнейший путь? Как найти свое место в жизни? Какую профессию выбрать? Уже сейчас мы начинаем задумываться над этими вопросами, и сделать выбор дей­ствительно не просто.
В наше время так много интересных и нужных профессий! Все больше высших учебных заведений: институтов, университетов, академий готовят высококвалифицированных специалистов в раз­личных областях знаний. Конечно, каждый должен выбирать про­фессию, которая соответствует его стремлениям, увлечениям, спо­собностям. Я хочу стать учителем начальных классов. Как чудесно 1 сентября вести за руку в первый класс малышей, которые довер­чиво смотрят на тебя пытливыми широко раскрытыми глазами! Как немного они знают в свой первый учебный день, и насколько увели­чивается их багаж знаний к концу 1, 2, 3, 4 класса! Первые прочи­танные звуки, слоги, слова, предложения и, наконец, тексты! Ребе­нок не совсем правильно держит ручку в руках, и вот первая отлич­но написанная палочка, буква, слово, диктант и сочинение! Первые правильно сосчитанные іїалочки, пример, задача, уравнение!
Учитель открывает ребенку огромный и необъятный окружаю­щий мир. Сколько нового узнает ребенок о природе — растениях и животных, людях, предметах и понятиях! Для того чтобы соответ­ствовать учительскому званию, нужно очень много знать — и не на школьном уровне, а на уровне педагогического, колледжа, а еще луч­ше — института. Для того чтобы преподавать в школе, нужно от­лично знать многие предметы. Серьезно и глубоко будущими педа­гогами изучаются русский язык и литература, детская литерату­ра, математика, основы природоведения, анатомия и физиология человека, история и география. Поэтому я стараюсь хорошо учить­ся в школе и уже готовлюсь к поступлению в педагогический ин­ститут.
Учителя не может быть без любви к детям, ласки и терпения. Только человек, искренне любящий детей, сможет работать в шко­ле. Ведь дети очень разные — послушные и не очень, внимательные и рассеянные, с легким характером или сложные, трудные. Но не­смотря на это, учитель их любит одинаково, детей со сложным ха­рактером, может быть, даже больше, потому что в работе с ними нужно приложить гораздо больше усилий и поэтому ценнее резуль­тат. Учитель должен быть хорошим психологом — без индивиду­ального подхода к детям не обойтись, и терпеливо и настойчиво не один, а несколько раз, если нужно, объяснять детям новую тему. Поэтому необходимо внимательно изучать педагогику и психоло­гию — это важные предметы в институтах, готовящих учителей на­чальных классов.
Очень важна и нелегка работа с родителями, ведь для папы и мамы их ребенок — самый лучший, самый умный, чудесный и за­мечательный. Это так и есть, но нужно помочь детям стать еще луч­ше, а родителям тактично подсказать, как это сделать, помочь дель­ным советом найти выход из трудной ситуации.
Конечно, труд учителя — нелегкий. И во время уроков, и на переменах учитель — с детьми, он не может позволить себе отдох­нуть, ведь на нем лежит огромнейшая ответственность за детей. Нужно быть готовым к тому, что работа учителя не заканчивается со звонком с последнего урока. Каждый день надо проверить мини­мум шестьдесят тетрадей — партию по русскому языку и партию по математике, ведь эти предметы в младших классах — каждый день. Нужно написать буквы, цифры и палочки, исправить ошиб­ки, выслушать стихотворение или правило. При подготовке к уро­кам написать много конспектов, потратив не один час.
Конечно, сложно быть учителем — нужно отлично ориентиро­ваться во многих областях знаний! Это подразумевает постоянную и кропотливую работу над собой по самоусовершенствованию. Всегда следует быть в курсе педагогических новинок, новых развивающих методик работы. Но кроме отличного знания предмета, преподава­тель должен обладать определенными чертами характера. Надо быть психологом, чтобы лучше понимать своих учеников, находить к ним правильный подход. Только такого учителя, который может умело сочетать строгость и доброту, заботу о детях и справедливость в оценивании знаний, ученики уважают и любят. И на уроках такого учителя они очень внимательны. Кроме того, хороший учитель ни­когда не станет сухо излагать материал, просто повторять текст учеб­ника. Он старается заинтересовать учеников, найти новые формы урока, использовать игры, наглядные материалы.
Все это требует большой кропотливой работы и искреннего инте­реса к своей профессии. Я считаю, что мне удастся стать хорошим учителем. Мне очень нравится искать новые сведения и интересные факты на различные темы. И меня очень интересует психологичес­кая сторона в работе учителя. Как-то мне на глаза попалась вьетнам­ская пословица, которая гласит: «Только уважая учителя, можешь сам стать учителем». Я задумалась над этим высказыванием и ста­ла внимательнее присматриваться к нашим педагогам. Удивитель­но, но мне открылось много новых сторон в характере этих людей. Я поняла, как много сил — душевных и физических — отдают они нам, своим ученикам. Это действительно достойно глубокого уваже­ния. Именно учитель является самым живым и наглядным приме­ром для ученика. Ведь если учитель вызывает уважение и любовь, мы стараемся во всем быть похожими на него, следуем всем его советам, внимательно слушаем каждое его слово. Только сумев выз­вать искренний интерес к себе, преподаватель сможет пробудить интерес к предмету. А еще я отметила одну особенность школьных учителей — хорошие преподаватели всегда выглядят молодо. На­верное, потому, что, находясь в окружении молЪдежи, они в полном смысле слова живут жизнью молодых, навсегда сохраняя молодость своих душ.
Замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой пи­сал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соеди­няет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учи­тель». Мне очень хотелось бы в будущем стать именно таким учите­лем. Во всяком случае, я буду делать все возможное и постоянно стремиться к совершенствованию.

читать похожие:

ПРОФЕССИЯ ВРАЧА ПОДВИГ сочинение
УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА сочинение
Все работы хороши сочинение 7 кл
Дело мастера боится сочинение

Окончив школу, человек должен сделать самый ответственный в своей жизни шаг – выбрать профессию. Профессия – это осознанно избранное русло, в которое ты будешь вкладывать много сил и времени. Очень важно, чтобы способности и черты характера соответствовали твоему виду деятельности.
Есть интересное высказывание: «Найди то, что тебе нравится делать, и всю жизнь не работай». Из него следует, что работа, профессия и призвание должны быть одним и тем же, в противном случае, ни одна из них не будет приносить ни радости, ни материального достатка.
Что я хочу от своей будущей профессии? Конечно, чтобы она была творческой и развивающей, чтобы в процессе работы я общался со многими интересными людьми и, возможно, ездил в другие города. Во-вторых, я должен обладать определенными знаниями и способностями, чтобы быть лучшим в выбранной профессии. В-третьих, то, что я буду делать, должно приносить пользу обществу, а не только мне. И, наконец, моя будущая профессия должна нравиться мне, чтобы я каждый день не просыпался с мыслью: «Опять на работу, когда же будет отпуск?!?»
Я понимаю, что в 17 лет сделать такой выбор очень сложно, поэтому сейчас можно только предполагать и строить планы. Мне очень нравится профессия архитектора, который разрабатывает проекты будущих зданий, создает сначала маленькие макеты, а затем переносит задумку в реальность. Безусловно, эта профессия требует большой базы знаний и умений, поэтому до своего первого сделанного проекта предстоит много учиться и пробовать.
Работа архитектора объединяет в себе и творчество, и рациональность, и знания, и постоянное развитие. Ведь если ты не будешь снова и снова учиться, узнавать новые методы строительства и другие тонкости профессии, можно надолго «застрять» в прошлом и остановиться на месте.
Еще одно очень важное преимущество этого вида деятельности – полезность и значимость для общества. Буквально своими руками повлиять на внешний вид города, в котором живешь, сделать свой двор, улицу, район такими, какими хотелось бы – все это может дать профессия архитектора. А что может быть лучше, чем дарить радость людям, которые впервые заходят в новое здание или квартиру? Я смогу делать здания удобными и практичными и, в то же время, красивыми и радующими глаз. Но до воплощения этих планов мне предстоит несколько лет учиться в институте, испортить горы бумаги для чертежей и килограммы картона для макетов.
Если же по каким-то причинам профессия архитектора так и останется для меня мечтой, я попробую себя в других сферах. Например, в экономике. От экономиста зависит успешная работа предприятия или всего города. Есть еще много разных интересных профессий, но, какая я бы работа ни была, начинать придется с самого начала, постигая все с самых мелочей. Главное – творчески подходить к поставленной задаче и смело идти к поставленной цели, не пугаясь проблем и препятствий. Тогда работа будет приносить радость, самоутверждение и хорошую зарплату.

Моя будущая профессия
Все мы с детства мечтаем кем стать: то космонавтом, то эстрадной звездой, то более просто – агрономом или бухгалтером. После окончания школы перед нами открывается множество дорог. Это и техникумы, и институты, и университеты. Да не простое дело – выбрать какую профессию из более чем двух тысяч существующих. Некоторые следует примеру родителей, другие же не могут решить и после окончания школы. Мне кажется, очень важно не изменить своей мечты, и тогда любая работа будет и легкой, и радостной.
Я свой выбор сделал уже давно. Я с детства мечтаю о профессии учителя. Мне кажется, что это самая гуманная в мире профессия. Учитель несет людям не только знания, он несет еще доброту и правду. Учитель, мне кажется, видит людей насквозь, Люди этой профессии оценивают сразу, кто чего стоит. Это потому, что они работают с людьми всю свою жизнь и могут по одному слову догадаться, кто стоит перед ними.
Учителя – очень принципиальные люди. Они должны жить так, как учат, открыто и честно, ведь на них смотрят все. Мы все получаем «путевку в жизнь» от них, И невозможно отделить специальность учителя от специальности воспитателя.
Мне кажется, невозможно говорить неправду, когда на тебя смотрят детские глаза. От учителя зависит очень многое в будущем их учеников. Они своим примером, своими принципами, своей жизнью показывают, как жить.
Но учитель – это не только ответственное, но и очень нервная работа, Сколько терпения и такта надо иметь, чтобы заставить юных непослушание слушать себя, чтобы в их головах отложилось представление о предмете!

Актуальность самообразования в педагогическом процессе.

О.В.Елина, методист ГБПОУ «Сормовский механический техникум»,

город Нижний Новгород

«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть нечто иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».

Белинский В. Г.

«Невозможно жить лучше, чем проводить жизнь в стремлении стать совершеннее».

Сократ

Жил-был карандашных дел мастер. Он был мудрый человек, и каждый карандаш, сделанный его руками, отправляясь в мир, получал от него напутствие: 
«Ты станешь лучшим карандашом, каким только можешь быть, но не забывай следующее: ты многое сможешь сделать, если позволишь кому-то держать тебя в своих руках. Тебе будет больно, когда тебя обтачивают, но это необходимо, чтобы стать лучшим. У тебя будет возможность исправлять свои ошибки — используй её.  Помни, что самое важное у тебя — внутри. А главное: где бы тебя ни использовали, сколько бы ты ни потратил сил, продолжай писать».

Вот такие слова притчи можно применить и к профессии преподавателя, потому что настоящий учитель, педагог, мастер –наставник, никогда не станет довольствоваться тем, что имеет, и будет стремиться к самосовершенствованию неустанно.

Поэтому очень важно, чтобы человек, работающий с детьми, с подрастающим поколением, был творческим, оригинальным, обладал бы высоким профессионализмом, находился «на одной волне» с детьми. Современный педагог — это непрерывно развивающийся специалист, открытый для всего нового. Он готов не только учить, но и учиться сам.

 Уровень образования нынешней молодёжи напрямую зависит от уровня самообразования преподавателя, мастера п/обучения. Ведь чем больше знает и может педагог, тем больше знаний и умений получит его студент.

Актуальность самообразования обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и различным мероприятиям преподаватель, мастер п/обучения должен владеть актуальной и перспективной информацией.

Только таким образом, он сможет собственной деятельностью побуждать к самостоятельной работе своих обучающихся.

Именно самообразование педагога и его готовность к данной деятельности является необходимым условием для формирования такой же потребности у обучающихся.

Поэтому самообразование — это неотъемлемая, компетентная роль; условие для его профессионального роста, а значит, и условие для успешности и востребованности его воспитанников.

Еще в 1835 году немецкий педагог, либеральный политик, который продвигал идею создания единой народной школы, без вмешательства церкви в процесс образования, Адольф Дистервег в «Руководстве к образованию немецких учителей» (2 тома) написал что: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

Что же такое самообразование?

В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя».

В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному само изменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования».

То есть речь идет о саморазвитии?

Но саморазвитие – это сначала результат самообразования, а уже потом — познавательная деятельность человека, направленная на преобразование (развитие) своих сил, душевных свойств и социальных качеств.

Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, потому что способствует и развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и др.).

Итак, если для педагога необходимость самообразования становится очевидной частью личностного развития, возникает вопрос: «С чего же начать?».

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Учитель 21 века это:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству.

  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач.

  • Умеющий организовать рефлексивную деятельность (форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов).

  • Деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека).

  • Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Педагогу, необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть обладать уровнем профессиональной компетентности.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Знания можно получать разными способами.

Современная система образования   требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

Что же побуждает педагога к самообразованию, и как следствие к саморазвитию?

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией.

Готовясь к учебному занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общетехникумовскому мероприятию, олимпиаде и др. у преподавателя, мастера п/обучения возникает необходимость поиска и анализа новой информации

  • Желание творчества.

Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

  • Стремительный рост современной науки.

В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Необходимо применять новые технологии в обучении.

  • Изменения, происходящие в жизни общества.

Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

  • Конкуренция (в школе).

Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

  • Общественное мнение.

Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».

Плохим педагогом быть обидно.

  • Материальное стимулирование.

Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, стимулирующие, звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства преподавателя и мастера п/обучения.

  • Интерес.

Учиться просто интересно. Говорят, же: «Врачу – исцели себя сам!»

Если человек, ежедневно учит кого-то и не будет постоянно учиться, то вправе ли он тогда преподавать?

Направлениями самообразования являются следующие:

  • Профессиональное (предмет преподавания)

  • Психолого-педагогическое (ориентированное на обучающихся и родителей)

  • Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

  • Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

  • Информационно-компьютерные технологии

  • Охрана здоровья

  • Интересы и хобби

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.  

Постоянное самообразование — это тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства.

Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью в формировании профессиональной педагогической компетентности.

Профессиональная компетентность педагога.

Теоретики ФГОС сформулировали и настоятельно рекомендуют различать понятия:

«Компетенция» — комплекс умений, навыков и знаний, в которых у человека есть значительный практический опыт и осведомление.

«Компетентность» — личностный ресурс, предусматривающий обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением.

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог, мастер п/обучения должен не только владеть методикой воспитания и обучения, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и другое.

Если быть кратким, то:

Компетенции – это требования.

Компетентность — способность индивидуума проявления этих требований.

Современному педагогу необходимо быть компетентным в своей профессиональной сфере и обладать набором ключевых компетенций в профессиональной деятельности.

Неоспоримо, что без процесса самообразования эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций будет невелика.

Какими компетентностями должен обладать современный педагог?

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции:

  • Методическая компетентность

  • Исследовательская компетентность

  • Управленческая компетентность

  • Коммуникативная компетентность

  • Образовательная компетентность

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Составляющие процесса самообразования педагога:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.

  • Посещать учебные занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Безусловно начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с обучающимися ситуаций.

А педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы работы со студентами, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности.

Это свидетельствует о его более высоком профессиональном, образовательном уровне, и влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п).

Тематикой самообразования может являться:

— одна из годовых задач ОУ;

— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Тема самообразования определяется, исходя из:

  • единой методической темы учебного заведения;

  • актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения;

  • затруднений педагогов;

  • педагогического стажа;

  • уровня профессиональной компетентности педагога.

Самообразование не сводиться к написанию конспектов, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов.

Самообразование становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Источники и виды деятельности самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Источники информации:

Телевидение

Газеты, журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

Путешествия

В общем случае, все источники делятся:

— на источники знаний, способствующие личностному росту,

— и источники, способствующие профессиональному росту.

Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Виды деятельности:

  • Чтение конкретных педагогических периодических печатных изданий.

  • Изучение методической, педагогической и предметной литературы.

  • Обзор в Интернете информации по преподаваемым дисциплинам, ПМ, педагогике, психологии, педагогических технологиях.

  • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по преподаваемой области повышенной сложности, или нестандартной формы.

  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, учебных занятий коллег, совещаний.

  • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов.

  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

  • Проведение открытых учебных занятий, их анализ со стороны коллег.

  • Организация внеурочной деятельности по преподаваемой области.

  • Изучение применения ИКТ в учебно – воспитательном процессе.

  • Общение с коллегами в техникуме, в Интернете.

  • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

План самообразования педагога (у нас в техникуме он называется индивидуальный методический маршрут) включает:

  • Название индивидуальной методической темы (темы самообразования).

  • Таблицу (это своего рода план работы по самообразованию на учебный год), состоящую из следующих столбцов:

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Проектируемый результат

Отметка о выполнении

В начале учебного года заполняются первые три столбца.

По итогам своей работы педагог, мастер п/обучения предоставляет отчет о проделанной работе по самообразованию, заполняя четвертый столбец (Отметка о выполнении).

Кроме того, в течение учебного года каждый выступает на заседаниях ПЦК с результатами работы по индивидуальной методической теме.

Контроль за самообразованием осуществляют:

Заместитель директора по УР, УПР (по отдельным направлениям деятельности);

Методическая служба;

Председатель ПЦК;

Сам педагог.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в индивидуальном методическом маршруте педагог обязательно должен прописать проектируемые результаты, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе?

Результаты самообразования:

повышение качества преподавания предметной области (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка и применение новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых учебных занятий с применением современных педагогических технологий;

создание комплектов педагогических разработок;

участие в семинарах, конференциях, тематических педсоветах; проведение мастер-классов; обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Если обобщить все выше сказанное, то можно сказать, что продуктивность самообразования заключается в следующем и будет продуктивным если:

  1. Реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.

  4. Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.»

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов (курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства) способствуют повышению уровня активного саморазвития.

Не зря говорят: «Век живи — век учись». Эта пословица особенно актуальна для педагогов. Кто как не мы должны быть в постоянном поиске знаний, саморазвитии, чтобы всегда находить подход к подросткам, быть в курсе тенденций образования и воспитания.

И подводя итог вернемся к началу: «где бы тебя ни использовали, сколько бы ты ни потратил сил, продолжай писать» — как гласит притча.

Надо стремиться быть таким педагогом, которому не стыдно будет сказать: я – преподаватель, я – мастер п/обучения и этим горжусь!

Думаю, никто не поспорит, что быть ХОРОШИМ ПЕДАГОГОМ – это большой ТРУД.

Самообразование – это саморазвитие.

И это вместе взятое наша ЖИЗНЬ.

Если хочешь получать удовольствие в жизни от работы, непременно необходимо знать наверняка что и как делать.

Путь к самосовершенствованию бесконечен: только поднимешься на одну ступеньку вверх — за ней следует другая, и так дальше… Главное, чтобы этот труд приносил моральное (и, по возможности, материальное) удовлетворение. К этому надо стремиться! Пусть эта потребность не оскудевает!!!

  • Подготовить рассказ о лицейских годах а с пушкина
  • Подготовить рассказ о крылове 5 класс кратко
  • Подготовить рассказ о жизни онегина в петербурге 1 глава
  • Подготовить рассказ о жуковском
  • Подготовить рассказ о каком нибудь национальном блюде твоего народа или любого другого народа россии