Автор работы:
Бабушкина Дарья Артёмовна
Руководитель проекта:
Семенова Ольга Владимировна
Учреждение:
МАОУ «СОШ №5 «НТЦ имени И.В. Мичурина» г. Мичуринск Тамбовская область
В учебной исследовательской работе по начальной школе на тему «Мёд — богатство родного края Тамбовщины» автором была поставлена цель, убедиться, что настоящий «тамбовский мёд» – суперпродукт питания. Учащаяся школы рассказывает о производстве меда в родном крае и объясняет, почему их мед такой вкусный.
Подробнее о проекте:
В рамках готового исследовательского проекта в начальной школе на тему «Мёд -богатство родного края Тамбовщины» ученица 4 класса начальной школы рассмотрела справочную информацию по теме исследования и дала развернутое описание меда, особенностей его добычи, разнообразия происхождения и отличительных вкусовых характеристиках.
В ученической исследовательской работе (проекте) на тему «Мёд -богатство родного края Тамбовщины» описана проведенная ученицей 4 класса работа, в рамках которой она классифицировала мед по происхождению, описала производство меда в Тамбовской области, рассказала о полезных и вредных свойствах меда и объяснила, как определить качественный мед.
Оглавление
Введение
1. Что такое мед?
2. Виды мёда по происхождению.
3. Моя медовая Тамбовщина.
4. Мёд, польза и вред.
5. Какой мед лучше и почему?
6. Результат исследования.
Заключение
Источники и ресурсы
Приложение
Введение
О целебных свойствах продуктов пчеловодства известно с давних времен. Не только народная, но и современная научная медицина пользуется медом при лечении различных заболеваний. Мед восстанавливает и придает силы, мобилизует защитные функции организма поднимает иммунитет. Гиппократ, который широко применял мед в лечебной практике, советовал употреблять его ежедневно. Мед, по мнению японских медиков — царь натуральных продуктов, благотворно влияющих на организм человека.
Мед — один из немногих продуктов, который усваивается человеческим организмом полностью. Полезность меда неоднократно доказана учеными, но, как и с любым продуктом, им не нужно злоупотреблять.
Пчеловодство – не только мед, но и все побочные продукты: воск, прополис, пыльца и многое другое. Все они активно используются человеком, особенно в народной и официальной медицине.
Тамбовщина и пчеловодство неразрывно связаны. Медовой продукции Тамбовской области планируют создать собственный бренд. Объединение «ТАМ мёд» было создано в начале 2021 года для более успешной реализации продуктов пчеловодства.
Из всего богатства нашего родного края, решено было рассказать о таком уникальном продукте природы как мёд. Пришлось немало потрудиться, чтобы из массы информации выделить интересное и полезное для нас. Но важно было всё увидеть, потрогать, попробовать, послушать истории. И сделать вывод, чем уж так хорош наш тамбовский медок. Итак, начнём по порядку. «Жу-жу – полетели…!»
Перед нами встал список задач:
- А что ещё производят трудолюбивые пчёлки?
- Почему на символах моего родного края — улей с пчёлами серебряного или золотого цвета? И что это означает?
- Чем хорош «тамбовский мёд»?
- Какой мёд настоящий?
- Есть ли в мёде вред и сколько можно съесть мёда, чтобы была польза?
Цель моего исследования — убедиться, что настоящий «тамбовский мёд» – суперпродукт питания.
Гипотеза: Употребление настоящего «тамбовского мёда» ведёт к улучшению здоровья и бодрости, потому что он натуральный.
Научные методы и средства:
1. Сбор информации:
- литература
- интернет
- беседа-интервью
- посещение ярмарки мёда
2. Иллюстрирование – изготовление тематического лэтбука
3. Эксперимент
4. Сравнение
5. Обобщение.
Что такое мёд?
Вот, что я нашла на страницах «википедии».
Мёд — сладкий вязкий продукт, который вырабатывают пчёлы и родственные насекомые. Пчелиный мёд представляет собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы нектар либо сахаристые выделения некоторых растений или некоторых питающихся соками растений насекомых.
Мёд содержит 13—22 % воды, 75—80 % углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза), а также в незначительных количествах витамины В1, В2, В6, Е, К, С, каротин (провитамин витамина A), фолиевую кислоту.
До начала производства тростникового и свекловичного сахара, мёд являлся основным подсластителем в русской, европейской и большинстве других кухонь, и неизменно использовался для приготовления тех блюд, которым необходимо было придать сладкий вкус (например, выпечки и варенья).
Мед просто кладезь энергии, судите сами:
- В 100 г натурального цветочного мёда содержится 3150 килокалорий. (В шоколаде – 600 ккал)
- Пищевая ценность 200 г мёда равняется 480 г рыбьего жира, 180 г сыра и 8 апельсинам.
- Белки, входящие в состав мёда, принимают участие в образовании гормонов и энзимов.
- Мёд, в отличие от таких продуктов, как мясо, хлеб, молоко, картофель, усваивается на 100%.
- 30%-ный раствор мёда, по наличию входящих в него полезных веществ и степени усвояемости организмом, приравнивается к грудному молоку матери. (7)
Еще в древности люди замечали, что охотники за диким медом не страдали заболеваниями суставов, сосудистой системы, обладали хорошим здоровьем и были долгожителями. И как не странно, это происходило оттого, что их часто жалили пчелы. Пчелиный яд оказался отличным лекарством. Народная медицина издавна применяла пчелиные укусы при лечении ревматических и других болезней, связанных с простудой.
Пчелиный Яд эффективным оказался так же при лечении заболеваний нервной системы и изменениях сердечной мышцы. Он снижает и воспалительные процессы. В народе говорят о пчелах: «Кого жалят, того и жалуют». Из глубины веков дошло до нас и другое изречение, когда человеку желали здоровья, часто говорили: «Да ужалит Вас пчела».
Широкое применение в медицине и косметике находит прополис — уникальный пчелиный клей. Его используют при лечении ран, ожогов, при обморожении, применяют при туберкулезе легких, ангинах, заболеваниях кожи, слизистой оболочки рта, добавляют в лечебные зубные пасты и кремы.
Цветочную пыльцу называют чудо продуктом. Она, как и мед, служит пищей пчелам, богата белками и витаминами. В ней содержатся жиры, минеральные соли, вещества роста, гормоны. Пыльцу рекомендуют употреблять при малокровии, истощении, слабости и многих других заболеваниях.
Перга – ещё один ценный продукт пчеловодства. Чтобы понять важность этого продукта для человека, необходимо знать, для чего он нужен пчёлам. Пчёлы получают данное вещество из зёрен пыльцы, которые мёдом запечатываются в сотах. Под воздействием постоянно поддерживаемой температуры, влажности и пчелиных ферментов начинается молочнокислое брожение, продолжающееся пятнадцать дней. По завершении этого процесса получается ценнейший белковый корм, который пчёлы используют для взращивания своих личинок, а люди его называют «перга пчелиная».
Что за чудо-фабрика этот улей!
И столовая,
И кладовая,
И лечебница!
Детский сад для пчелят,
И целебный пчёлкин ЯД!
Все больше увеличивается желание людей познать влияние продуктов пчеловодства на человека.(2)
Виды мёда по происхождению
По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый.
- Цветочный мёд производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками цветковых растений.
- Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая падь (сладкие выделения тли и некоторых других насекомых) и медвяную росу (вы́пот сахаристого сока на листьях некоторых растений и на еловой хвое) с листьев или стеблей растений. Падевый мёд содержит повышенное количество минеральных веществ, поэтому его не оставляют для зимовки пчёл: повышенное количество неперевариваемых веществ ведёт к переполнению кишечника пчёл, поносу и ослаблению, вплоть до гибели семей.
Виды цветочного мёда
В зависимости от медоносного растения, нектар которого был собран пчёлами, мёд различается по цвету, вкусу и запаху.
- Если мёд получен с одного определённого вида растения, то его называют монофлорным, обычно ему придают название этого растения — например, липовый, кипрейный, гречишный, подсолнечниковый.
- Если пчёлы собрали нектар с разных растений, то такой мёд обычно называют полифлорным (смешанным), или просто цветочным.
Получить мёд с одного медоносного растения практически невозможно — рядом с пасекой обычно одновременно цветёт несколько медоносов, а при откачке вместе со свежим мёдом могут попадать старые запасы пчелиной семьи, собранные ранее с других растений.
Наиболее известные виды мёда по медоносам:
| | |
Моя медовая Тамбовщина
Теперь давайте выясним, почему на символах Тамбовской области есть улей с пчёлами и где этот улей серебряный, а где золотой.
Итак: герб города Тамбова один из старейших во всей России. Этот символ города был разработан еще в конце XVIII века. В 1781 году утверждается герб города Тамбова — улей и три пчелы на лазоревом фоне — как символ трудолюбия и бортного промысла, которым с давних пор занимались жители Тамбовского края.
Поселенцы активно занимались бортничеством (разведением пчел в лесах), потому их и называли бортниками. Жили бортники в деревянных избушках, сколоченных на скорую руку или в землянках. Много было беглых крестьян. Часто пытались московские власти вылавливать этих беглецов, посылали на розыски целые отряды, но беглецы скрывались по лесам. Дубовые, сосновые, березовые и ольховые рощи тянулись без конца. Поэтому разведение пчел было прибыльным делом. Тамбовский мед сотовый славился, его посылали царю.
Герб имеет вид традиционного прямоугольного щита, заостренного книзу, с округленными нижними углами. Поле щита разделено на две части: верхнюю лазоревую (большую по толщине) и нижнюю зеленую. В центр герба помещен улей золотого цвета. Над ним зависли в полете три золотые пчелы, расположенные веерообразно. В своем современном виде герб Тамбова был официально утвержден в июле 2008 года (тремя месяцами позднее в него были внесены незначительные поправки). Символ содержится в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации под номером 4233.
Улей и пчелы – это главные художественные элементы городского герба. Какое значение в них заложено? Пчелы традиционно считаются одними из самых трудолюбивых насекомых на планете. Соответственно, их изображение на гербе города Тамбова вовсе не случайно. Они воплощают в себе богатство и достаток этого края, а также трудолюбие его жителей.
Флаг Тамбова, как и городской герб, был официально утвержден в июле 2008 года. Он представлен прямоугольным полотном с классическим соотношением сторон 2:3. Полотнище поделено на две горизонтальные полосы. Верхняя синяя (лазоревая) полоса занимает две трети площади флага, нижняя окрашена в зеленый цвет. В центр флага помещен золотой улей с тремя золотыми пчелами, расположенными веерообразно над ним. Нелишним будет упомянуть о значении цветов, которые присутствуют на флаге города Тамбова. Их всего три: синий, зеленый и золотой. Первый из них символизирует красоту и величие, второй – надежду и изобилие, а третий – богатство, щедрость и великодушие. (6)
Авторы реконструкции герба: Союз геральдистов России — К. Мочёнов, Ю. Коржик, Р. Маланичев, Г. Туник].
- Основу герба области составляет исторический герб Тамбовской губернии. Законом в соответствии с геральдическими нормами и историческими традициями установлены официальные толкования основных элементов герба:
- пчёлы олицетворяют собой трудолюбие, коллективность в своей деятельности и бережливость;
- улей — это, прежде всего, общий дом, где каждый знает своё место, свои обязанности и механизм взаимодействия;
- лазоревое поле на щите характеризует природную чистоту, честность, верность и безупречность;
- серебро служит символом благородства, справедливости и великодушия;
- традиционная земельная корона указывает на статус Тамбовской области как субъекта Российской Федерации
- лента ордена Ленина указывает на заслуги области.
Флаг Тамбовской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух равных вертикальных полос красного и синего цвета, и двухсторонним изображением герба Тамбовской области в полной версии с короной и орденской лентой. Отношение ширины флага к длине — два к трем. Габаритная ширина щита герба на флаге составляет 1/6 длины флага. Дата принятия 22.02.2005 (6)
6 фактов про тамбовский мед
- Бортничество и Тамбов прочно связаны с первых лет основания города. Собственно, и города еще не существовало, а жители окрестностей уже разводили пчел и собирали мед.
- Сегодня улей и его обитатели красуются на гербе Тамбовской области, подчеркивая важность ароматного продукта и жужжащих насекомых для экономики региона.
- Привычные современному человеку пасеки появились только в XIX веке. До этого бортники собирали мед диких пчел, забираясь на деревья и добывая его из дупел. Со временем люди научились переселять семьи насекомых в деревянные колоды, располагая их в удобных местах.
- Позже на смену колодам пришли рамочные ульи, что подтолкнуло отрасль к небывалому развитию – к началу XX века число пчелиных семей в стране превышало 2 миллиона, и немалая доля приходилась именно на Тамбовскую область.
- Тамбов славится своим мёдом по сей день. Благодаря экологической обстановке, продукт получается чистым, безопасным и невероятно полезным.
- Каждый август в области проходят специализированные ярмарки меда, но приобрести и попробовать его можно практически на любом празднике.
Мед Тамбовщины бывает липовый, гречишный, донниковый, кипрейный в зависимости от того, где собран нектар, при этом наиболее распространенный вид — смешанный. Свет и вкус меда зависит от его типа. У детей большей популярностью пользуется липовый мед (за его сладость и тягучесть), а взрослые предпочитают смешанный или гречишный (за яркий вкус).
Находящаяся на территории центрального Черноземья Тамбовская область имеет, по сравнению с другими, ряд преимуществ. На её богатых и плодородных почвах произрастает большое количество разнообразной растительности. Соответственно, мед Тамбова отличается от любого другого своим разнообразием, полезными свойствами и, конечно, вкусовыми качествами.
Вот почему на гербе Тамбовской области изображен улей с пчёлами — как символ меда высокого качества. Мёд Тамбова отличается наибольшим содержанием витамина В, магния, меди и железа. Натуральный мёд обладает также антибактериальными свойствами, то есть он губительно действует на различные виды болезнетворных бактерий.
Плодотворная работа пчеловодов Тамбова позволяет распространять мёд и продукты пчеловодства не только в Тамбове, но и далеко за пределами Тамбовской области. В области насчитывается более 5 тысяч пчеловодов, как любителей своего дела, так и профессионалов.
Большая конкуренция на медовом рынке Тамбова и области — определяющий фактор высокого качества продуктов пчеловодства. Каждый стремится доказать что его мёд лучше, поэтому качественное производство гарантировано. Если Вы хоть раз попробовали мёд Тамбова, у Вас вряд ли появится желание сменить его производителя.
Вывод 1: издавна тамбовская земля славилась своим бортничеством. Местный мед сладкими реками «растекался» по всей России, и отзывы о нем были только хвалебные! Вокруг тамбовских городов – леса, поля и сплошное разнотравье. Именно эти факторы и стали залогом прекрасных вкусовых качеств и целебных свойств тамбовского меда. Помимо всего прочего, улей с пчелами на гербе города – это еще и аллегория его развитой экономики. Экологически чистая территория области, безусловно, делает мёд Тамбова наиболее полезным и безопасным.
Мёд, польза и вред
Издревле известно о лечебных свойствах мёда, более 300 микроэлементов и полезных веществ делает мед бесценным и незаменимым продуктом для нормальной жизнедеятельности человеческого организма, недаром мёд до сих пор называют жидким золотом. Мёд снабжает сердечную мышцу так необходимыми ей для нормальной деятельности фруктозой и глюкозой. Даже по истечении многих тысячелетий человек не нашёл аналогов и заменителей меда, и ни одно современное оборудование не может воспроизвести плодотворную работу пчёл.
Питание человека определяет его образ жизни, состояние здоровья, энергичность и даже настроение. Как подобрать рацион питания, чтобы с помощью еды регулировать свою работоспособность, здоровье, избавиться от признаков различных хворей, надолго забыть их проявления? В этом нам поможет известный с далекой древности натуральный продукт — мед. Рассмотрим его свойства, благодаря которым он издавна входит в список полезнейших провиантов, используемых в здоровом питании.
Причину популярности сладкого продукта пчеловодства раскрыли современные ученые, разложив мед на составляющие. Богатейший химический состав включает в себя около 60 веществ, главными из которых являются «быстрые» углеводы: глюкоза и фруктоза. Они занимают более 77% состава и могут дать организму около 330 калорий энергии, если употребить 100 г меда. Он также выступает источником биокатализаторов, идущих на усиление метаболизма.
Минеральные вещества представлены солями таких металлов как Ca, Mg, Fe, Na, а также S, I, P, Cl. Список микроэлементов в меде охватывает десятую часть таблицы Менделеева: от Si, Al, Mn, Cu, B, Cr, Ni до Li, Zn, Sn, Pb и Os. Еще в нем содержатся пять органических кислот: молочная, щавелевая, яблочная, лимонная, виноградная, и необходимые витамины: В2, В6, С, РР, Н, Е, К, В5 и В9. Благодаря такому уникальному составу, мед оказывается полезным в самых разных отраслях нашей жизни, а не только в питании.
Мёд – антимикробное средство
Еще древние римляне знали, что мёд можно использовать при различных повреждениях. Они смазывали им раны для быстрого заживления и в качестве дезинфицирующего средства. Мёд – природная защита от бактерий, вирусов и грибков.
Современные ученые изучают его свойства с той точки зрения, может ли он быть заменой антибиотикам, ведь продукт из цветочного нектара способен противодействовать тем болезнетворным бактериям, которые приобрели устойчивость к лекарственным препаратам.
Специалисты отмечают, что антимикробное свойство мёда можно считать двойным, так как он, во-первых, уничтожает патогенные микроорганизмы за счет содержания фитонцидов, а во-вторых, укрепляет иммунную защиту организма.
Помимо фитонцидов на уничтожение болезнетворных бактерий работает особенный белок дефензин-1. Им с человеком делятся пчелы. Белок вырабатывается их иммунной системой. С его помощью можно справиться со многими опасными микроорганизмами. Их латинские наименования мы видим на лэтбуке.
Употребляем мёд по правилам
Диетологи рекомендуют съедать немного сладкого продукта перед завтраком. Так ценные вещества будут быстрее и лучше всасываться. Но чтобы уберечь себя от чрезмерной выработки желудочного сока и раздражения органа, мёд надо запить стаканом теплой воды или растворить в нем. Такой напиток очистит кишечник и выведет из организма токсины.
Организм спортсмена подвергается окислительным стрессам при интенсивных физических нагрузках. Действие свободных радикалов приводит к снижению результативности нагрузок и повышению риска травмирования мышц. Чтобы этого не допустить, занимающиеся спортом люди употребляют средства, насыщенные антиоксидантами. Заменой биодобавкам может стать мёд, который столь же эффективно борется с окислительным стрессом.Исследователи выяснили, что мёд предупреждает развитие гингивита и защищает от появления кариеса.
Норма потребления меда
С пользой для организма, применяя мед как пищевое или диетическое вещество, взрослый человек может съедать его в день по 100—150 г в несколько приемов. Чтобы мед лучше всасывался, его следует принимать за 1,5—2 часа до еды или через 3 часа посл.
Наиболее полезно применение меда с теплой кипяченой водой, чаем или молоком, хотя небольшое количество (2 — 3 чайных ложки) можно принимать и вместе с углеводистой пищей. Детям мед лучше давать вместе с кашей, фруктами или чаем. В таком виде мед лучше всего усваивается. Ребенку вполне достаточно 1—2 чайных ложек в день.
Противопоказания к применению
Некоторым людям запрещено употреблять мед из-за повышенной чувствительности к нему. От меда у них появляется крапивница, зуд, насморк, головные боли, желудочно-кишечные расстройства. Таким лицам мед противопоказан.
Вывод 2. На сегодняшний день мёд продолжает оставаться полезным и востребованным продуктом. Однако для лиц, страдающих аллергией, мёд и другие продукты пчеловодства, даже высококачественные — один из самых частых аллергенов.
Какой мед лучше и почему?
Однородный мёд, собранный с растений одного вида, обладает своим цветом и неповторимым вкусом и ароматом.
На пасеках в течение сезона получают обычно несколько сортов мёда, например в начале взятка — белоклеверный, а в конце его — липовый, гречишный, подсолнечниковый. Эти сорта мёда следует сливать в разную тару, не смешивая. Для получения мёда желательного цвета, аромата и консистенции, на крупных заготовительных пунктах, подготавливающих к продаже большие партии мёда, производят так называемое купажирование мёда, то есть смешивание его отдельных сортов.
Купажированием мёда занимаются специалисты-товароведы — знатоки мёда. Неумелым смешиванием можно не только не улучшить качество мёда, но и наоборот, ухудшить его. Поэтому на рядовых пасеках заниматься этим не следует. Потребитель обычно предпочитает светлые сорта мёда. Поэтому при выкачке мёда необходимо не смешивать, а разделять мёд на белые, светло-янтарные и тёмные сорта.
Брожение (закисание) мёда вызывается дрожжевыми грибками. Закисает главным образом незрелый мёд, с повышенной влажностью. Так как мёд гигроскопичен, то есть обладает способностью поглощать влагу из окружающего воздуха, то и вполне зрелый мёд при хранении в сыром помещении может забродить. В холодных помещениях брожения мёда не наблюдается.
В сыром помещении нередко бродит и запечатанный мёд; крышечки ячеек при этом лопаются, мёд пузырится и стекает по соте. Такой мёд скармливать пчёлам нельзя. Забродивший мёд теряет свои ценные природные качества и без предварительной термической обработки (нагревания) становится непригодным для употребления. Начавшееся брожение можно приостановить прогреванием мёда в водяной бане в течение 30 минут при температуре не выше 60°. Однако это не восстанавливает прежнего качества мёда.
Искусственный мёд
Искусственный мёд состоит из концентрированного раствора сахара, полученного особым способом, его консистенция сиропообразная. Может засахариваться самостоятельно, либо этот процесс ускоряют добавлением кристаллов сахара или натурального мёда. Для подкрашивания используют химическое вещество — нафтол. Ароматизируют синтетической медовой эссенцией или пчелиным мёдом. Понятно, что в таком продукте нет пользы. (1)
Взять немного меда, растворить в воде и капнуть йод. Примеси (крахмал, мука, мел и пр.) всплывают вверх.
В медовый раствор капнуть йод. При наличии в нем муки или крахмала вода посинеет.
В раствор накапать уксус, при наличии в продукте мела появится характерное шипение.
Нанести немного меда на промокашку. Если через пять минут бумага насквозь не промокнет, продукт качественный.
Погруженный в мед хлеб остается не размягченным, в противном случае в продукте много сиропа.
Поддельный мед образует плотный комок при растирании его в ладонях.
Мед, растворенный в теплом и не крепком чае, придает напитку темный цвет. При этом на дне стакана не будет осадка.
Понаблюдать, как мед стекает с ложки. Тягучая нитка – продукт качественный, образующий на поверхности растекающуюся горку. Поддельный продукт падает резко, не дает струйки и разбрызгивается.
Закристаллизовавшийся мед можно в небольшом количестве растереть между пальцами. У настоящего продукта крупинки растворяются.
Качественный мед дает характерное легкое жжение во рту и горле. Подделка оставляет едва уловимый привкус конфет (карамели).
Самый правильный метод проверки меда. Взять ложку мёда положить в тарелку налить в него воды немного и медленно болтать это всё. И через некоторое время на дне появятся чётко выраженные соты. Вот это и говорит о настоящем меде. Налили немного мёда в тарелку, потом налили сверху мёда немного воды. Далее горизонтально потрясли тарелку и (о чудо) мед под водой принял форму сот, только немного больше по размеру. Это память мёда и такое бывает только с настоящим мёдом.
Вывод 3. Следует различать и избегать фальсифицированного (некачественного) мёда, так как подделка этого продукта широко распространена.
Результат
Тамбовский край – область плодородной земли, цветущих садов и экологически чистой продукции. В наши дни область не потеряла былого величия и является одним из немногих регионов с благоприятными климатическими условиями для развития пчеловодства. Область богата медоносами – как дикорастущими, так и сельскохозяйственными культурами (гречиха, эспарцет, подсолнечник, рапс), что обеспечивает непрерывный медосбор в течение всего летнего сезона.
Мёд Тамбова бывает липовый, гречишный, донниковый, эспарцетовый, кипрейный в зависимости от того, где собран нектар, при этом наиболее распространенный вид — смешанный или цветочный мед. Только бережная забота тамбовских пчеловодов о своих бесценных тружениках позволяет на протяжении долгих лет производить поистине качественный мёд.
Мед в рационе человека способствует укреплению иммунитета. В осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний мед употребляют с липовым чаем перед сном, с молоком, с травяными отварами и настоями. Общеукрепляющее действие на организм, благодаря наличию витаминов, микроэлементов и других полезных веществ, обеспечит мед и сопутствующие продукты пчеловодства: перга, пыльца, прополис.
Заключение
Мёд — древнейший продукт, имеющий широкое применение, символ плодородия, здоровья, благополучия, красоты, счастья, «сладости» жизни; его называют пищей богов и эликсиром жизни. В нашем доме всегда есть этот продукт. Баночка ароматного мёда – приятный подарок для любого человека
Улей и пчелы – это главные художественные элементы символов Тамбовской области, и это не случайно, так как здесь испокон века были и до сих пор существуют благоприятные условия для развития пчеловодства.
Ложка продукта из цветочного нектара утром – это:
- запуск обмена веществ;
- прилив сил и заряд энергии на целый день;
- активная выработка серотонина — «гормона счастья»;
- улучшение мозговой деятельности.
Натуральный мёд — шедевр природы, исключительно создаваемый пчелами и несущий гарантированную пользу человеку. Богатый набор микроэлементов делает мёд уникальным суперпродуктом питания. Важно правильно хранить и использовать это богатство природы.
Источники
- Википедия
- Мёд // Большая российская энциклопедия. Том 19. — М., 2011. — С. 456—457.
- Мед пчелиный // Словарь-справочник пчеловода / Сост. Н.Ф. Федосов. — М.: Гос. издат. сельскохоз. лит-ры, 1955. — С. 186—187. — 420 с.
- Мед искусственный. Мед пчелиный // Товарный словарь. Том 5 / Гл. ред. И.А. Пугачев. — М.: Госторгиздат, 1958. — Стб. 505—511
Приложение 1. Аудиозапись интервью с пчеловодом нашего города.
«План интервьюирования респондента-пчеловода.»
Добрый вечер! Вашему вниманию будет представлена беседа с успешным пчеловодом нашего города Мичуринска – имя – отчество.
- Расскажите немного о себе: Сколько Вам лет? Кто вы по профессии?
- Сколько лет вы занимаетесь пчеловодством?
- Что привело Вас к этому роду занятий?
- Кто вам помогает?
- Сколько пчелиных семей у Вас живёт?
- Какие условия обитания у пчёлок? (Экология)
- Что вас больше всего радует?
- Бывают ли сложности, огорчения?
- Есть ли личные секреты, наблюдения, открытия?
- Какой мёд делают ваши пчёлы? Пчёлки Вас жалят?
- Как успешный пчеловод, расскажите о том, как отличить натуральный продукт от подделки?
- Что бы Вы сказали недобросовестным пчеловодам?
- Вы кушаете мёд и в каком количестве?
- Может мёд навредить?
- Расскажите интересную историю из жизни пчёл.
Вывод
Мы познакомились с удивительным занятием человека – пчеловодством. А делился с нами своим опытом замечательный пчеловод нашего города – имя – отчество. Большое Вам спасибо за ваш труд и очень интересный рассказ.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Слайд 1
Музыкальная культура родного края. Выполнила ученица 7В класса Шевякова Альбина Школы №12 Преподаватель: Килина Ольга Борисовна (Учитель музыки)
Слайд 2
Актуальность проекта. В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края.
Слайд 3
Цель проекта. Узнать информацию родного края, сделать презентацию, защитить проект.
Слайд 4
Задачи проекта. Ответить на поставленные мною вопросы: Что такое музыка ? Что такое родной край ? Рассказать о моём родном крае ! Музыка, звучащая вокруг меня,- это музыка родного края ? Рассказать о музыке родного края ! Рассказать о Воткинске !
Слайд 5
Проблема проекта. Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру родного края. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы. Как развивать познавательные интересы учащихся к искусству, культуре родного края на уроках изобразительного искусства в рамках традиционной программы ?
Слайд 6
Что такое музыка ? Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются: мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония и другие. Музыка может влиять на настроение. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека. Она частично, а иногда полностью передаёт настроение исполнителя. Музыку надо выбирать, потому что есть позитивная музыка, а есть музыка, которая содержит большое количество агрессии. Музыка обостряет наше духовное восприятие мира. Она может очищать наш рассудок, а может наполнять тревогой, яростью и глупостью. При очень живом исполнении она может вызвать радость, депрессию, скуку, раздражение, лёгкость, спокойствие.
Слайд 7
Что такое родной край ? Родной край — это место где я родилась, место которое мне очень дорого. Мне дорог родной край потому что, я здесь родилась, первый раз начала ходить , говорить, учиться. Здесь я впервые пошла в школу . В первый раз праздновала день рождение, новый год и другие замечательные праздники. Здесь мои родственники, моя семья, друзья, знакомые. С которыми я провожу очень много времени и с этими людьми связано много приятных впечатлений.
Слайд 8
Мой родной край ! Я живу в Удмуртии, это моя родина, и о ней идёт мой рассказ. И хотя Удмуртия занимает совсем небольшое место на карте России, здесь есть чем гордиться! Удмуртия славится красотой своей природы: хвойными лесами, широкими полями, заливными лугами. Но прежде всего, Удмуртия — это родниковый край. В республике огромное количество подземных источников чистейшей питьевой воды, это настоящая сокровищница главного богатства на земле. И этим стоит гордиться. Я хочу рассказать о двух родниках Удмуртии, которые, несомненно, являются ценной достопримечательностью республики, но при этом остаются малоизвестными – это истоки рек Иж и Вотка. В 2010 году исполнилось 250 лет городу Ижевску — столице Удмуртской республики, славному городу оружейников, построенном на реке Иж, которая сыграла в истории города огромную роль.
Слайд 9
У д м у р т и я !
Слайд 10
Музыка, звучащая вокруг меня,- это музыка родного края ? Музыка , которая звучит вокруг меня дома, в школе, в танцевальном зале, на концертах, на городских праздниках на площади- это музыка родного края ? Ответить однозначно очень трудно. Например: на площади родного города в праздничный день проходит концерт, и там звучит музыка на русском, английском, украинском, итальянском и других языках. Дело в том, что артисты и поют, и танцуют, и театральные сцены показывают, используя музыку разных народов не только нашей страны, но и зарубежья. Возьму другой пример: у ребят в телефонах много музыки не только отечественной, но и иностранной, и слушают дети музыку каждый день. Как же узнать, какая музыка среди всей звучащей вокруг –музыка родного края? Здорово, что у нас звучит музыка со всего мира! И всё же, где ответ?.. А если вспомнить ещё и колыбельные песни, они ведь тоже привычные, родные, значит, являются музыкой родного края?.. Вернусь к определениям. Если опираться на то, что родной край –это место, где мы родились, живём, разговариваем на родном языке, то получается, что и музыка родного края будет та, которая родилась и исполняется в родном краю, поётся и играется музыкантами нашей области, нашего города, которая созвучна мелодии нашей души.
Слайд 11
С ейчас немного истории ! Греховодов Николай Максимович — Композитор, дирижер, фольклорист, педагог. Родился 7(20) октября 1903 г. в Усть-Каменогорске, умер 22 августа 1971 г. в Ижевске. Заслуженный деятель искусств Удмуртской ACCP (1945). Член Союза композиторов СССР с 1938 года . Корепанов Гepмaн Афанасьевич — великий удмуртский композитор, классик национальной музыкальной культуры, первый удмуртский профессиональный композитор. Родился 30 июля 1924 г. в селе Селты Удмуртской АССР, умер 13 апреля 1985 в г. Ижевске. В 1947-1949 г. учился в Ижевском музыкальном училище (отделение хорового дирижирования ). Голубкова Ариадна Николаевна — кандидат искусствоведения, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, музыковед-историк, член Союза композиторов РФ . П.И. Чайковский родился в семье горного инженера. В 1861 поступил в музыкальные классы Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 — Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865 окончил консерваторию с отличием. Черезов Сергей Николаевич — Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, композитор, родился 2 марта 1955 года в городе Белая Холуница Кировской области. Казанскую государственную консерваторию по классу композиции А.Б. Луппова. С этого же года по настоящее время — преподаватель Республиканского музыкального колледжа УР.
Слайд 12
А сейчас о музыке Удмуртии ! Работа по собиранию и изучению удмуртского музыкального фольклора началась после 1917 г. Инициатором первых публикаций выступил известный поэт, фольклорист и исполнитель национальных песен Кузебай ГердтЧайников . Большой вклад в развитие удмуртской музыкальной культуры внесли M. Романов, Е. Молоткова, М. Курочкин. На основе собственных записей они составили первые сборники удмуртских народных песен. В 30-е гг. XX в. появляются первые образцы профессионального музыкального творчества: массовые песни Д. Васильева-Буглая, Н. Греховодова, М. Коробова и музыка к спектаклям Н. Голубева «Иго содрогается» и «Италмас»; Н. Греховодова «Камит Усманов». Организуется концертная жизнь. Создаются хор Удмуртского радио (1932), удмуртский оперный театр (1934). В 40-50-е гг. массовые песни пишут Герман Корепанов, Геннадий Корепанов-Камский, Николай Шкляев, Георгий Матвеев, Геннадий Шаклеин. К этому же периоду относятся первые крупные хоровые сочинения Г. Корепанова. Большим событием в театральном искусстве явилось создание и постановка первой удмуртской музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба») Н. Греховодова.
Слайд 13
Немного о Воткинске ! История города Воткинска подобна истории многих городов Урала. В 1757 году императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении железоделательного завода. Строительством завода на реке Вотка занялся граф Петр Иванович Шувалов. Завод приобрел законченный вид 21 сентября 1759 года . Промышленное производство активно развивалось, население поселка постепенно увеличивалось. Администрация завода не раз просила у высшего начальства присвоить Воткинску статус города, однако рабочий поселок был преобразован в город лишь 20 августа 1935 года . В настоящее время Воткинск – административный центр Воткинского района, входящий в состав Удмуртской республики. Город Воткинск расположен на реке Вотка, в Прикамье, в 62 км северо-восточнее города Ижевска. Общая площадь территории Воткинска достигает 112 квадратных километров.
Слайд 14
Наш любимый Воткинск ! Набережная !
Слайд 15
Наш любимый Воткинск !
Слайд 16
Наш любимый Воткинск ! Май 1980 год !
Слайд 17
Наш любимый Воткинск ! ВОТКИНСКИЕ Термы !
Слайд 18
Наш любимый Воткинск ! Музей П.И.Чайковского !
Слайд 19
Наш любимый Воткинск ! Стадион Знамя. Зима !
Слайд 20
Наш любимый Воткинск ! Пруд !
Слайд 21
Наш любимый Воткинск ! Закат. Набережная !
Слайд 22
Наш любимый Воткинск ! Кинотеатр «Айсберг «!
Слайд 23
Самооценка проекта. В результате работы над проектом, я с гордостью могу сказать, что справилась с поставленной передо мной задачей. Сделала проект я с помощью руководителя проекта. И конечно же узнала маленько о музыке разных краёв.
Слайд 25
Ответь на вопросы: Зачем стране нужны герб и флаг ? Почему на гербе изображен не один, а именно два орла ? Почему у орла головы направлены в разные стороны ? Кто ещё кроме орла изображен на Гербе нашей Родины ? Что означает изображение всадника на гербе России ? Какие еще знаете государственные символы отличительные знаки страны, кроме герба ? Какие цвета есть на флаге нашей страны ? Что означают цвета российского флага — белый, синий, красный ? Назовите город – столицу Россию ? В каком году родился наш город ? *Население Воткинска ? (кто знает )
29 Апреля 2021
В календаре знаменательных и памятных дат чувашского народа есть особо значимые события. Одним из них является 29 апреля — День государственных символов Чувашской Республики.
28 апреля в Академии технологии и управления состоялся патриотический час «Символы моей Республики» (50 человек). Сотрудник библиотеки им. Н. Полоруссова-Шелеби познакомила с историей государственных символов Чувашии, со значением цветов государственного герба и флага, с книгами «Государственные символы Чувашской Республики», «Чуваши», «Узоры. Цвет. Символика». Рассказ сопровождался показом одноименной презентации. Студенты послушали гимн, ответили на вопросы викторины «Знаешь ли ты Республику?», вспомнили орнаменты образов-символов, сыграли в игру «Слова из слов». Встреча завершилась просмотром видеоролика «Достижения Чувашии».
В детско-юношеской библиотеке 28 апреля для учащиеся 5 «В» класса школы № 9 (24 чел.) состоялся час геральдики «Мой герб, мой флаг, моя Республика».
Вместе с библиотекарем Валентиной Гавриловой ребята совершили экскурс в историю национальных и государственных символов Чувашской Республики. Узнали, почему «древо жизни» победило «чертополох» и «ласточку», научились «читать» герб нашей Республики. Познакомились с народной песней-гимном, мелодия и слова которой близки Гимну Чувашской Республики. В ходе встречи много интересного о геральдических символах пятиклассники узнали из книги «Гербы и флаги современной Чувашии».
Накануне этого знаменательного дня в библиотеку семейного чтения им. А. Николаева пришли учащиеся 3 «В» класса (в количестве 21 человека) школы № 14. Для них работник библиотеки подготовила познавательную программу, посвященную символам Чувашии. Посмотрев мультфильм «Мульти-Россия – Чувашская Республика», ребята совершили небольшой исторический экскурс в историю Чувашии и путешествие по чувашскому краю. В ходе беседы ребята приняли участие в играх: «Достопримечательности города», «Чувашский язык». Затем ребят познакомили с историей возникновения символов и авторами герба, флага и гимна Чувашской Республики. В завершение встречи учащиеся проверяли свои знания при помощи викторины-теста «Моя малая Родина».
В библиотеке семейного чтения им. С. Маршака 27 и 28 апреля со школьниками 7 «А» класса школы № 5 и 11 класса НКЛ прошла краеведческая квест-игра.
Квест-игра состояла из четырех станций. На станции «Государственная символика Чувашии» ребята отвечали на вопросы краеведческого лото. На станции «Чувашская Республика: Гимн, Герб, Флаг» складывали слова Государственного гимна Чувашии из слов и слогов, а также собирали изображения Государственного флага и Государственного герба нашего края. На станции «Гербы Чувашии» соединяли изображения гербов городов и районов Чувашии с описаниями и размещали их на карте Чувашской Республики. На станции «Флаги Чувашии» играли в настольную игру «Мемо».
Предварительно ведущая рассказала ребятам об истории государственных символов Чувашии с помощью презентации в формате «печа-куча». Команды «Лучшие» и «Победители», набравшие наибольшее количество баллов, получили грамоты от библиотеки. В краеведческой квест-игре участвовали 45 человек.
28 апреля в библиотеке им. Н. Полоруссова-Шелеби провели час информации «Край родной в гербах и флагах» для учеников 6 «А» класса средней школы № 3 (26 человек). С помощью презентации библиотекарь познакомила детей с историей государственных символов Чувашской Республики, показала видеоролики «Проекты государственных символов Чувашии 1925-1927 годов», «Республика сегодня». Заинтересовал ребят и прошлое символики до 1992 г. Завершилось мероприятие прослушиванием гимна.
28 апреля в библиотеке семейного чтения имени В. Давыдова-Анатри для учащихся 4 «Б» класса МБОУ «Лицей № 18» (27 человек) был проведен информационный час «Символы моей малой Родины», посвященный Дню государственных символов Чувашской Республики. Благодаря слайд-презентации «Государственные символы Чувашской Республики», обзору книги Вадима Шипунова «Гербы и флаги современной Чувашии» и рассказу ведущей учащиеся узнали об истории появления Государственного герба Чувашской Республики, Государственного флага Чувашской Республики и Государственного гимна Чувашской Республики. Им было интересно вспомнить, что означают эмблемы герба и флага «Древо жизни» и «Три солнца». А еще, почему символы Чувашской Республики состоят из желтого и пурпурного цветов и что они олицетворяют в чувашском фольклоре. Было отмечено, что в символах тесно переплетаются история и традиции чувашского народа. Также в ходе информационного часа школьники стоя послушали Государственный гимн Чувашской Республики на чувашском языке.
По окончании информационного часа дети сделали вывод: государственные символы Чувашской Республики – это достояние нашего народа и национальные святыни, охраняемые государством.
С целью повышения уровня знаний по истории развития и современному состоянию государственных символов Чувашской Республики в библиотеке им. П. Хузангая с учащимися 2«Б» класса школы №11 провели урок краеведения «Государственные символы Чувашской Республики» (25 человек).
С помощью мультимедийной презентации и красочного видео второклассников познакомили с историей государственных символов Чувашской Республики, рассказали о значении цветов государственного герба и флага, эмблемах «Древо жизни» и «Три солнца». Ребята узнали об истории их возникновения, значении символов и цветовой гаммы, что обозначают восьмиугольные звезды и стилизованный хмель на гербе. Затем участники встречи стоя слушали гимн ЧР в исполнении Хора чувашской песни, авторами которого являются заслуженный деятель искусств Чувашии и Российской Федерации Г. Лебедев и Член Союза писателей СССР И. Тукташ. Школьники с удовольствием отгадывали загадки, называя отгадки на чувашском языке, собирали пазл – герб ЧР. К мероприятию была организована познавательная тематическая мини-выставка, которая вызвала неподдельный интерес у детей.
Национальные государственные символы Чувашской Республики — одни из немногих, которые помимо своего официального значения являются также художественно-поэтическими образами Родины. Поэтому государственный праздник символов республики имеет большое воспитательное значение. Через них мы соприкасаемся к богатству нашей истории и традициям, которые подпитывают нашу любовь к родной земле, укрепляют патриотические чувства
27 апреля в преддверии Дня государственных символов Чувашской Республики сотрудники центральной библиотеки им. Ю. Гагарина провели для учащихся 4 «В» класса школы № 8 (25 человек) час геральдики «Республика и ее символы».
Ведущая Ольга Николаева начала свой рассказ об истории создания современных государственных символов. Также ребята узнали о значении эмблем, изображенных на гербе и флаге, о значении их цветов. Особо заинтересовала их чувашская легенда «Три солнца», из которой они узнали, что три солнца на гербе и флаге Чувашии — символ богатой и счастливой жизни, а также прошлого, настоящего и будущего. Слайд-презентация с одноименным названием стала дополнением к мероприятию.
В завершение учащиеся ответили на вопросы викторины, посвящённой символам Республики. Ребята пришли к выводу, что знание символов и уважительное отношение к ним является долгом каждого гражданина.
Информацию подготовила Ольга Николаева.
Телефон для справок: 77-38-02
Конспект занятия для подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина родная»
Форма проведения НОД: игра – путешествие.
Провела : воспитатель Глухих Светлана Николаевна.
Цели:
Дать детям представление, что такое родина, родной край.
Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать связную речь, активизировать словарь по теме, воспитывать любовь к родному краю.
Программное содержание:
— Формировать у детей представление о России, как о родной стране;
— Дать понятие «малая родина»;
— Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям;
— Развивать умение согласовывать движения со словами;
— Обогащать словарь детей новыми словами: «малая родина».
— Воспитывать чувство гордости за свою малую родину (гордиться достижениями и достопримечательностями родного города).
Планируемые результаты:
Иметь представление о родном городе, знать понятие «символика», формулировать ответы на вопросы педагога.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение и заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине и городе Кострома и Шарья ; рассматривание глобуса, фотографий городов, и рек; рассматривание фотографий с видами города ; д/и «Найди свой флаг», «Узнай наш герб»; сюжетно-ролевые игры «Мы строим город», «Путешествия по городу».
Материал:
Карта России, изображения президента РФ, герба и флага, фотографии с достопримечательностями г. Костромы и Шарьи , муз. сопровождение.
Творческая работа:
— рисование Государственного флага
— коллективная аппликация «Родной город»
Ход занятия:
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
— Ребята, сегодня на занятие мы познакомиться с нашим родным городом, а что нужно сделать, что бы лучше узнать нашу Родину? (отправиться в путешествие)
— Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине. А завершиться оно в детском саду.
— На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)
— Правильно, Россия. (рассматривание карты России)
-У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы.
— Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, гимн, герб).
— Давайте рассмотрим, какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).
— Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу).
— Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. «Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег, и на флаге появилась белоснежная полоска.
— А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).
— В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
— Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).
— По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной.
Белый цвет – березка,
Синий — неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет (В. Степанов)
— Расскажите, что вы знаете о России, какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная (ответы детей)).
— В ней много городов, рек, лесов.
— В каждой стране есть главный город, называется столицей.
— Столица России – город …(Москва).
— А как вы думаете, почему Москва является столицей нашей Родины – главным городом нашей страны? (Предположительные ответы детей).
— В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны.
— А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).
— В Москве, в Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин). (Показ фото президента).
– Россия – наша Родина.
— Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)
— Ребята, наша страна огромная, и родина это место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/сад и улицы нашего дома. Маленькому человечку – ребенку, очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране, и для малыша Родина начинается с того, что к нему ближе всего, с мамы, с семьи, с дома, в котором живем, с детского сада, в который ходим, с друзей.
— Родина у каждого человека одна.
— Сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
— Родина – это страна, в которой мы живем.
— Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
— Человек без Родины, что соловей без песни.
— Нет в мире краше Родины нашей.
— Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
— Тот герой кто за Родину горой.
— Жить — Родине служить.
— Если дружба велика, будет Родина крепка.
— Родина поучает – Родина выручает.
— Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).
— Граждане России называются … (россияне).
— Ребята, а где это находится наша Родина? В каком городе или селе? ( в городе Шарья , что находится в Костромской области ).
— Наша страна Россия — это наша большая Родина, а город Шарья — это наша малая родина (повторить с детьми).
— Это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, где мы родились и растём, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь на чужой стороне. Это наш родной край, наша малая родина (рассматривание на карте России места, где находится город и областной центр Кострома ).
Рассказ воспитателя о некоторых знаменитых людях города + ( Врач Крылов В. А., Адмирал Виноградов Н. И., Герой Вов Корязин Д. А. и др.)
— Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу.
Физкультурная минутка.
Дети встают в круг.
— Новосибирск — наш дом,
— Здесь все дружно мы живём, (дети берутся за руки)
— Любим по нему гулять,
— Всё смотреть и узнавать. (идут по кругу)
— Один — заходим мы в музей,
— Рассмотрим экспонаты побыстрей. (указательный палец у щеки)
— Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
— Затем дальше поспешим.
— Парк победы — это два, (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
— Вспомним, что была война.
— Мы поклонимся огню,
— Чтим историю свою.
— Три – конечно это парк, (руки вверх)
— Можно прыгать и скакать,
— Очень быстро побежать.
— Дальше медленно идём,
— К нашей церкви подойдём.
— Смотрим мы на купола ,(руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
— Просим мы о мире.
— Прогулка долгая была,
— Вот уже четыре. ( руки поднять — вдох, опустить — выдох)
— Ну а пять — наш детский сад, (скрестить руки у груди)
— Он родной для всех ребят.
Во время проведения физ.минутки звучит песня, и воспитатель показывает карточки с изображением достопримечательности .
— Наша прогулка закончилась, я предлагаю вам присесть. Много где мы побывали, много что мы повидали, а еще кое-где не были.
— Отгадайте, где? (по мере отгадывания загадок показ фото)
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех( музыкальная школа )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (детский сад)
— А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
— Ребята, давайте рассмотрим символы города Костромы и Шарьи. (герб, флаг)
— Посмотрите – это герб Костромы , что изображено на нем? Как вы думаете, что это символизирует? А это герб нашего города Шарьи.
— Второй символ – это флаг. Что на нем изображено?
Третий символ города – это гимн.
Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
Гимн России у нас один .
Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется? (ответы детей). Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Звучит запись гимна— отрывок.
Итог занятия.
— Вот и подошло к концу путешествие, по нашей Родине и мы возвращаемся в детский сад.
— Ребята, где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране).
— О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
— Сегодня вы узнали о родине много нового. Правда?
— А именно: ваша семья, ваш дом, детский сад находятся в городе Шарья .
— Это ваша малая родина.
— Наш город является частью нашей большой страны России. Это ваша большая Родина.
— Ребята садитесь за столы, как вы думаете, что изображено на листках бумаги (герб). Раскрасьте его пожалуйста.
— Спасибо всем. Возьмите вашу работу на память о нашем путешествии.