произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Раскалённое небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а также другие планеты.
2. Однокоренные слова: солнышко, солнечный.
Синонимы: светило.
Антонимы: —
Фразеологизм: Место под солнцем (право на существование)
4. Сочетаемость слова: яркое, красивое, жаркое, магматическое … (солнце).
5. Пословица. Месяц – серебро, а красное солнышко – золото.
6. Загадка. Доброе, хорошее, на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит.
7. Предложение. С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Распространенная растительность зелённого цвета.
2. Однокоренные слова: травинка, травушка.
Синонимы: газон.
Антонимы: —
Фразеологизм: Хоть трава не расти. (безразличие)
4. Сочетаемость слова: весенняя, высокая, сочная, первая… (трава).
5. Пословица. Худую траву с поля вон.
6. Загадка. Весной появляется,
А зимой скрывается. Что это?
7. Предложение. Вышла на улицу и пробежалась по зелёной травке.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Товарищ, названный брат, побратим, но не родственник.
2. Однокоренные слова: дружить, дружба, друзья.
Синонимы: товарищ, приятель.
Антонимы: — враг, недруг.
Фразеологизм: Друг ситный.
4. Сочетаемость слова: лучший, верный, хороший… (друг).
5. Пословица. Без друга – на сердце вьюга.
6. Загадка. На контрольной даст списать,
С ним всегда легко болтать.
Если надо, даст совет,
Знает мой любой секрет.
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (друг)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Одно из трёх состояний воды.
2. Холодная, замёрзшая вода.
2. Однокоренные слова: ледяной, ледышка, гололёд.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Лёд тронулся. (дело сдвинулось с мёртвой точки)
4. Сочетаемость слова: крепкий, прозрачный, холодный… (лёд).
5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..
6. Загадка. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
7. Предложение. Над землёй мороз.
Что не тронь – всё лёд. (В. Цой).
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Сравнительно небольшое крестьянское поселение.
2. Однокоренные слова: деревушка, деревенский.
Синонимы: — село, хутор.
Антонимы: —
Фразеологизм: Потемкинская деревня ( обман с явной целью приукрасить положение).
4. Сочетаемость слова: родная, любимая… (деревня).
5. Пословица. Злоба, что лёд: до тепла живёт..
6. Загадка. Город царство,
А деревня рай.
7. Предложение. Туристы приехали посмотреть на дивную деревню.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
одно из четырёх времён года, между весной и осенью, характеризующееся наиболее высокой температурой окружающей среды..
2. Однокоренные слова: летний.
Синонимы: — сезон.
Антонимы: — зима.
Фразеологизм: Бабье лето ( тёплые, солнечные дни в конце сентября).
4. Сочетаемость слова: жаркое, весёлое, урожайное… (лето).
5. Пословица. Худо лето, когда солнца нету.
6. Загадка. Солнцем озеро согрето,
Всех зовёт купаться лето.
7. Предложение. Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Домашнее животное семейства псовых.
2. О злом, грубом человеке.
2. Однокоренные слова: собачка, собачонка, собачий, собаковод.
Синонимы: пёс.
Антонимы: —
Фразеологизм: Собаку съесть (много повидать и испытать). Жить как кошка с собакой (в постоянной вражде).
4. Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая… (собака).
5. Пословица. Всякая собака на своём дворе хозяйка. Собака друг человека.
6. Загадка. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи.
7. Предложение. Собаку держать – это вовсе не шутка.
Построить собачью ей надобно будку.
Весь день мастерил и – Ура!
Готова собачке моей конура.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.
2. Однокоренные слова: добрый, доброта, добряк.
Синонимы: человечный, душевный, благой.
Антонимы: — зло.
Фразеологизм: По доброте душевной; пользоваться добротой.
4. Сочетаемость слова: вечное, желанное… (добро).
5. Пословица. Учись доброму, так худое на ум не пройдёт.
6. Загадка. Его не видишь, но вид его приятен.
7. Предложение. Самое главное в человеке – это добро и честность.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Влага, прозрачная бесцветная жидкость, напиток..
2. Однокоренные слова: водица, водичка, водный.
Синонимы: — влага.
Антонимы: — сушу.
Фразеологизм: Быстрая вода (что-то быстро уходит)
4. Сочетаемость слова: сильная, быстрая… (вода).
5. Пословица. На текущую воду замок не повесишь..
6. Загадка. На дворе переполох:
С неба сыпется горох.
7. Предложение. И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Название различных пород жвачного парнокопытного животного с ветвистыми рогами.
2. Однокоренные слова: оленёнок, олений, оленьи, оленевод.
Синонимы: — лань, косуля, козуля.
Антонимы: —
Фразеологизм: Благородный как олень. (отличавшийся красотой и изяществом; высоконравственный, честный, мужественный)
4. Сочетаемость слова: благородный, северный, пятнистый, ездовой… (олень).
5. Пословица. От оленя останутся рога, от человека – имя.
6. Загадка. Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга.
7. Предложение. Моя душа – олень громадный – псов обезумевших
стрехнёт! (В. Набоков)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Состояние атмосферы в данной области, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
2. Однокоренные слова: жаркий.
Синонимы: — зной, пекло.
Антонимы: — холод, мороз
Фразеологизм: Ни жарко, ни холодно . (всё равно, безразлично)
4. Сочетаемость слова: первая, летняя, поздняя… (жара).
5. Пословица. Жара в шапку не нагребешь.
6. Загадка. С утра мы бегаем по полю.
Набегались, конечно вволю.
К тому же, наш футбольный мяч,
Вдруг стал, как Колобок, горяч.
Уже – двенадцать, в тень пора,
На солнце страшная … .
7. Предложение. Появилась жара. И рады мы.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
2. Однокоренные слова: берёзка, берёзонька, березняк, берёзовый.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Заблудиться в трёх берёзках . (не мог разобраться в чём-либо простом)
4. Сочетаемость слова: нарядная, белая, кудрявая… (берёза).
5. Пословица. Берёза не угроза: где стоит там и шумит.
6. Загадка. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки.
7. Предложение. Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
(С.Есенин)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Человек, отличившийся своей храбростью, доблестью и совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
2. Однокоренные слова: героизм, героический, геройский.
Синонимы: — храбрец.
Антонимы: — трус.
Фразеологизм: Герой не моего романа. (о мужчине который не нравится)
4. Сочетаемость слова: сильный, мужественный, отважный… (герой).
5. Пословица. Кто за правду герой, тот истинный герой.
6. Загадка. В огне – не горит, в воде – не тонет.
Кто всегда придёт на помощь и спасёт от всех бед.
7. Предложение. Героев нужно знать в лицо.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.
2. Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».
2. Однокоренные слова: осенний.
Синонимы: — храбрец.
Антонимы: — весна.
Фразеологизм: Осень на носу. (приближение холодов)
4. Сочетаемость слова: золотая, поздняя, дождливая… (осень).
5. Пословица. От осени к лету назад поворота нету.
6. Загадка. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
7. Предложение. Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Большая радость.
2. Однокоренные слова: счастливый, счастливчик.
Синонимы: — радость, удача.
Антонимы: — несчастье, горе.
Фразеологизм: Ковать счастье. (Стремиться к построению благополучной жизни, решению каких-то проблем . )
4. Сочетаемость слова: семейное, женское, великое… (счастье).
5. Пословица. Семья – это важно, ответственно сложно, но счастье найти одному невозможно!
6. Загадка. Пусть на улице ненастье,
Побыть с родными – это … .
7. Предложение. Есть счастье у нас поверьте,
И всем дано его знать.
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Поленья для топки.
2. Однокоренные слова: дровней, дровокол, дровосеки.
Синонимы: —
Антонимы: —
Фразеологизм: Кто в лес, кто по дрова. (нет согласия)
4. Сочетаемость слова: сухие, мокрые, колотые… (дрова).
5. Пословица. Бабушка на печь, а дед по дрова.
6. Загадка. Кривы, корявы, залегли, как павы.
А как стали горячи, облизали кирпичи.
7. Предложение. Для него люди – как дрова.
(Шумилов П.Р. «Слово о драконе»)
произносим.
записываем.
- Лексическое значение слова:
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
2. Однокоренные слова: друг, дружелюбный.
Синонимы: — приятельство.
Антонимы: — вражда.
Фразеологизм: Не в службу, а в дружбу. (от чистого сердца)
4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая… (дружба).
5. Пословица. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
6. Загадка. Сам не подойдёшь, её не обретёшь.
7. Предложение. Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
Созданные учениками презентации можно использовать на уроках русского языка в 3 классе по теме «Рассказ о слове».
Разработки помогут учителю формировать умения подбирать текстовую информацию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Просмотр содержимого презентации
«Слово «Добро»»
Слово «Добро»
Выполнил: ученик 3А класса Егор Зирне
Учитель: Т.А. Гриц
ДОБРО
Произносим
Записываем
д[a]бро ́
д о бро ́
Лексическое значение
- Добро – все хорошее, положительное, все что приносит счастье, пользу. Доброе дело, поступок.
- Добро – имущество, вещи, богатство.
Однокоренные слова
Доброта, добряк, доброжелатель, добродушный, добровольный .
- Синонимы: помощь, щедрость, благо, услуга, имущество, богатство, капитал.
- Антонимы: добро — зло, добро – жестокость.
- Фразеологизмы: Доброе сердце (добрый, отзывчивый человек). «Добро пожаловать!» (приветствие, одобрение прихода гостей).
Сочетаемость слова
Делать добро, помнить добро, искреннее добро, добро пожаловать, добро побеждает.
Пословицы
- Сделаешь добро — добро найдешь.
- Добро помни, а зло забывай!
Просмотр содержимого презентации
«Слово КОШКА»
Слово КОШКА
Выполнил: ученик 3А класса Лев Погорелов
Учитель: Т.А. Гриц
произносим
КОШКА
КОШКА
записываем
КОШКА
Лексическое значение слова:
- Хищное млекопитающее сем. кошачьих.
- Домашний вид такого животного, а также мех его.
- Самка домашнего кота.
- Род железных шипов (или иных приспособлений), надеваемых на обувь для лазанья на столбы, по отвесным склонам.
- Небольшой якорь (спец.).
- В старину: ременная плеть с несколькими хвостами.
Однокоренные слова
- Кошечка
- Кошатник
- Кошатница
- Кошачий
- Кошкин
Синонимы
- царапка
- мурка
- каракал
Антонимы
Антонимов к слову кошка нет
Фразеологизмы
- Кошки на сердце скребут
(состояние беспокойства)
- Играть в кошки-мышки
(соревноваться с заведомо неравным партнером)
- Живуч как кошка
(выдержит любые испытания)
- Носится как кошка с котятами
(заботится, опекает)
Сочетание слов
- Дикая кошка
- Лесная кошка
- Степная кошка
- Домашняя кошка
- Живучая кошка
- Драная кошка
Пословицы
Загадки
Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днем спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит.
Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.
Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.
Мохнатенькая, Усатенькая, По кладовкам рыщет, Сметанку ищет.
Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки.
Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.
Предложения
- Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.
Сергей Есенин
Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого презентации
«Слово СМЕХ»
Рассказ о слове смех
Выполнил: ученик 3А класса
Бабич Дмитрий
Учитель: Т.А. Гриц
г. Красноярск
С М , Э Х
СМЕХ
Смех
- записываем: СМЕХ
- произносим: С М , Э Х
Лексическое значение слова:
- 1) Смех — короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье , радость , удовольствие
- 2) Смех — нечто смешное, достойное насмешки
- 3) Смех — невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа
Однокоренные слова:
смешной
смешить
смешливый
смешарики
насмешка
усмешка
смехотерапия
смехопанорама
смехота
пересмешник
усмехнулся
рассмешить
смешинка
СМЕХ
Синонимы:
хохот
умора
гогот хихиканье
СМЕХ
Антонимы:
слезы
плач
грусть
тоска
печаль
уныние
СМЕХ
Фразеологизм:
Сочетаемость слов:
весёлый
звонкий
громкий
заразительный
внезапный
дружный
беззаботный
глупый
СМЕХ
Пословицы:
Смех — не грех, коль приятен для всех.
Смех— смехом, а дело — делом.
Смехом сыт не будешь.
Смех силе брат.
И смех, и грех.
Загадки:
1) На волю рвётся, Свободно льётся, Преград не знает — Весёлый малый.
2) Что на всех языках звучит одинаково?
Предложения с этим словом:
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
(И. З. Суриков)
Так они в драке и про хлеб-то забудут. Словом, смех, да и только!
(Николай Носов)
Просмотр содержимого презентации
«Слово СОЛНЦЕ»
Проект по русскому языку на тему: «Рассказ о слове»
ученицы 3 «А» класса
Чистовой Кристины
Солнце
- Произносим сонцэ
- Записываем солнце
Лексическое значение слова
1. Солнце – раскалённое тело шарообразной формы.
2. Солнце- звезда.
Однокоренные слова
- Солнце — солнышко, солнечный, солнечно.
Синонимы Антонимы Фразеологизмы
Синонимы:
Солнышко, светило, свет,
Антонимы:
Солнце- мрак
Солнце- тьма
Фразеологизм:
Место под солнцем.(Право на жизнь, на существование)
СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА
- Яркое, красное, жгучее, жаркое, жёлтое, раскалённое (солнце)
Пословица Загадка
Пословица
Худо лето, кода солнца нету.
Загадка
Без него плачемся, а как появится,
от него прячемся.
Предложение с этим словом
Солнышко красно,
Гори- гори ясно!
(Е. Благинина)
Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого презентации
«слово соловей»
Рассказ о слове «СОЛОВЕЙ»
Подготовил Ромазанов Даниил, 3А класс
Учитель: Т.А. Гриц
Соловей
- произносим
- [салав’`эй’]
- записываем
- с о лов е й
СОЛОВЕЙ
Лексическое значение слова
- соловей — род птиц из отряда воробьинообразных.
Однокоренные слова
Соловушек, соловушка, соловейка,
соловеюшка или соловейчик,
соловчик, соловьишка
Фразеологизм
«Разливаться соловьем ».
Красноречиво рассказывать
о чем-то малозначительном .
Сочетаемость слова
- Голосистый, певучий, громкоголосый, соловей — разбойник.
Пословицы и загадки
Синица в руках лучше соловья в лесу.
Слово молвит — соловей поет.
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился…
Предложения с этим словом
- «Целый вечер в саду рокотал соловей, И скамейка в далёкой аллее ждала, И томила весна… Но она не пришла, Не хотела, иль просто пугалась ветвей.»
- Николай Гумилёв
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Доброго времени суток желает всем маленьким школьникам и их дорогим родителям блог ШколаЛа!
Сегодня мы решили с головой окунуться в проект Семья слов. Да, да, слова не одиноки, у них тоже бывают семьи. Об этом наверняка знают ученики 3 классов, идущие по программе «Школа России». Ведь это именно им учителя поручают выполнить данную проектную работу.
К счастью, ничего сложного в данном проекте по русскому языку нет. Сейчас мы в этом убедимся. Давайте заглянем в учебник.
Со страниц учебника
Итак, В.П. Канакина и В.Г. Горецкий, составители учебника по русскому языку для 3 класса, интересуются: «Сколько слов можно образовать от одного корня?»
Сами же дают ответ в виде рисунка.
В качестве примера авторы учебника взяли слово «лес» и подобрали к нему однокоренные слова.
Все слова не просто написаны, а представлены в виде рисунка, на котором растет лес, по лесу идет лесник, вдалеке виднеется перелесок, вокруг растут лесные ёлочки, а на большом дереве «подвешены» еще шесть однокоренных слов, которые не так-то просто изобразить на рисунке.
Детям предлагается сделать тоже самое. Выбрать слово и найти ему семью, то есть, подобрать к нему однокоренные слова. И нарисовать своё «дерево».
Обратите внимание, что слово «дерево» в задании взято в кавычки. Получается, что «дерево» может быть вовсе и не деревом. Что ж, логично. Ведь если вы, к примеру, возьмете в качестве исходного слово «вода», то зачем рисовать деревья? Лучше нарисовать море, в нем подводных жителей да водяного в придачу.
То есть, рисовать можно то, что больше подходит по смыслу.
Также одним из заданий является составление предложения с одним из представленных в проекте слов.
Задание ясно! Не понятно только, как именно должен выглядеть проект? Книжка? Альбом? Просто рисунок на листе? Про это в учебнике не сказано. Значит, настроим свои творческие струны, придумаем сами.
Но сначала давайте решим, какому слову мы будем семью искать.
Семейные слова
К нашей радости, слов, к которым легко подобрать однокоренные, много.
Мы, буквально за 30 минут, нашли аж 12 семей!
Они представлены ниже на картинках.
Море
Звезда
Дом
Сад
Ум
Лень
Труд
Сказ
Крик
Холод
Вода
Мир
Если вам какая-то из семей очень понравилась, можете взять ее в свой проект.
Мы же будем работать со словом «мир».
Пример проекта
Этот проект мы выполняем вместе с Никитой Волковым, учеником 3 класса. Долго думали, как же нам проект оформить, чтобы было красиво, интересно, креативно. Вариант с простым рисунком на листе отмели сразу, как-то это просто.
Думали, думали и решили выполнить работу в виде… пластинки. Да, да, именно пластинки, ну круглой такой. Сейчас покажем, что получилось.
Итак, наш проект круглый, двусторонний.
Вот передняя сторона нашей «пластинки».
Желто-зелёные тона, круги и восьмиугольник в центре, желтые лучики. Так как в задании из учебника все-таки фигурирует «дерево», в качестве фона мы выбрали лесную тематику. Дерево, кстати, на передней стороне пластинки тоже можно разглядеть. Оно в центре, с корнями (что отсылает нас к теме проекта) и листьями.
Здесь же написано название работы. Ну а почетное место в самой серединке занимает выбранное нами слово «мир».
Хорошо! Ну а где же однокоренные слова? А они спрятались под лепестками.
Вот одно.
А вот второе.
А вот все они вместе.
Как вы понимаете, передняя сторона нашей семейно-словесной пластинки довольно интерактивна. Можно загибать лепестки, а потом отгибать их обратно.
Давайте посмотрим, что на обратной стороне находится?
Здесь тоже круг и восьмиугольник.
Сверху на дуге мы разместили имя автора проекта.
Снизу написали предложение, которое Никита составил, используя слово «миролюбивый».
А в центре место для иллюстрации.
Долго размышляли на тему как нарисовать мир, или миролюбие, или перемирие. Задачка не из легких. Поэтому нашли более простое решение. Никита просто сделал иллюстрацию к придуманному им предложению.
Изобразил крайне миролюбивого щенка, который находится на полянке, где мирно светит солнышко и летает абсолютно мирная птица.
Наш проект готов! Шаблоны для него сделаны в графическом редакторе.
Если вам понравилась наша идея с оформлением проекта «Семья слов» и вы не против сделать такой же, то мы можем предоставить вам готовые шаблоны для его изготовления.
Подготовили для вас шесть различных «лесных» дизайнов, чтобы вы могли выбрать тот, который больше по душе придется.
Обращаем внимание, что это не готовый проект. Это шаблоны, которые помогут вам сделать отличный проект.
Все подробности в нашем магазинчике. Проходите, изучайте, приобретайте.
Друзья, на блоге есть и другие полезные статьи, к примеру:
- Что такое изложение? И как научиться его писать?
- Правописание -тся и -ться в глаголах. Запоминалка по русскому языку.
- Иван родил девчонку! Или как запомнить падежи?
- Поэтому, по-этому или по этому? Как правильно? Простая запоминалка.
На сегодня всё!
Заходите в гости, здесь вам всегда рады!
Ваша ШколаЛа.
Слайд 1
Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий… О ком или о чём нам предстоит написать изложение? Отгадайте загадку: (Дрозд)
Слайд 2
Род птиц семейства дроздовых отряда воробьинообразных . 62 вида. Длина тела 20-25 см. По земле передвигаются прыжками, приседая при этом. Распространены в Европе, Азии и Америке; завезены в Новую Зеландию. На зиму северные виды улетают на юг, собираясь большими стаями. Гнездятся одиночками или небольшими колониями на деревьях, кустах или на земле; гнёзда массивные, часто с землёй или глиной в стенках. За лето дают 1-2 кладки, в каждой от 3 до 7 яиц. Питаются насекомыми, пауками, червями, моллюсками, ягодами, часто кормятся на земле.
Слайд 3
Чёрный дрозд и певчий — прекрасные певцы. В России наиболее обычны: белобровик , деряба , рябинник и др.
Слайд 4
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк . Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили . Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Слайд 5
Беседа по содержанию. — О чём рассказывается в тексте? О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно. — Что мы определили? Тему текста. -Что ещё надо определить готовясь к изложению? Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор. Что главное хотел сказать автор? Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь. Как вы относитесь к поступку героев? Гордимся, одобряем. — Как бы вы поступили в подобной ситуации?
Слайд 6
— Подберите заголовок к тексту. Спасение птенцов. Доброе сердце. Хороший поступок. Помощь пришла вовремя. Какой заголовок точно отражает тему текста? А какой главную мысль?
Слайд 7
Анализ структуры текста. — Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько? Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо. — У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст? Это текст повествование. -Вспомним из каких частей состоит любой текст повествования? -Текст повествования состоит из 4 частей.
Слайд 8
Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали? Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк. — Как называется первая часть? Это начало события или завязка .
Слайд 9
— Прочитайте, как дальше развивается действие? Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь. — Какая это часть? Развитие действия.
Слайд 10
— Какой самый острый интересный момент? Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили. — Как называется самый напряжённый момент ? Кульминация.
Слайд 11
Прочитайте, чем всё закончилось? Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. — эта часть называется … Конец события или развязка.
Слайд 12
— Что мы составили? Схему текста повествования. Развязка. Завязка. Развитие действия. Кульминация.
Слайд 13
Составление плана текста Поработаем над каждой частью в отдельности. В каком предложении отражено основное содержание первой части? -Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана. Из травы донёсся тоненький писк. 1.Тоненький писк.
Слайд 14
Составление плана текста Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части. Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Сократите предложение до пункта плана. 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк.
Слайд 15
Составление плана текста Каким предложением выражена главная мысль третьей части? Мы водворили птенца в гнездо. Как можно озаглавить эту часть? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.)
Слайд 16
Составление плана текста Каково содержание последней части? Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков. Как одной фразой выразить основную мысль части? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д.
Слайд 17
Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа: 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста? План. Слова опоры. — Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия? Глаголы.
Слайд 18
— Какие слова возьмёте из последней части? 2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4. Первая встреча. (Знакомство )и т.д. План: Услышали подошли кружились донёсся Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал Водворили смолкли доносился требовали накормили Впервые увидели
Слайд 19
— Какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы? Птенчик, дрозды, родители, птенцы.
Слайд 20
Орфографическая подготовка Игра «Эхо». Я вам буду говорить слова орфоэпически , как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся. [аднажды] [ падашлʼи ] [ астарожна ] [ крошычʼныйʼ ] [ галавастыйʼ ] [ жалабна ] [ данасʼилсʼа ] [ штобы ] [ клʼуф ] [ папʼискʼивал ] о днажды п о д о шли о ст о рожн о крош ечн ый г о л о вастый жал о бн о д о н о сился ч тобы клю в п о писк и вал
Слайд 21
2.Птенчик. (Крошечный птенчик.) 1.Тоненький писк. 3.Птенец в гнезде. (Водворение птенца.) 4.Первая встреча. (Знакомство )и т.д. План. Услышали подошли кружились донёсся Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал Водворили смолкли доносился требовали накормили Впервые увидели Птенчик, дрозды, родители, птенцы.
Слайд 22
Что вам поможет? Памятка. 1.Читаю как написано. 2.Выделяю те места, где сомневаюсь. 3.Помогаю себе *Вспомню правило. *Спрошу у взрослых. *Посмотрю в словаре. *Посмотрю слова – опоры.
Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.
1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?
Работа любит не молодца, а незалёжливого.
Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.
Глаза страшатся, руки делают.
Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.
Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.
Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.
Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.
2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.
Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса
— Как ты думаешь, что означает это выражение?
— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.
— То есть о работе, к которой не может быть претензий?
— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.
— Да, я тоже так думаю.
3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.
Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал.
Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.
4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?
Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?
Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.
6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.
Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.
- «Мишкина каша»
- «Дружок»
- «Телефон»
- «Бенгальские огни»
- «Тук-тук-тук»
- «Огородники»
- «Клякса»
- «Федина задача»
- «Находчивость»
- «Наш каток»
- «Замазка»
- «Фантазёры»
7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.
Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.
Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.
8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.
Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:
— Работать нужно не спеша, но качественно.
— Найди себе дело и не будет скуки.
— Учиться нужно всегда.
— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.
— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.
— Нельзя делать несколько дел сразу
План рассказа о друге детства для 3 класса
- Моя подруга детства.
- Что мы делали вместе.
- Что любила Ира.
- Обиды и ссоры.
- Примирение.
- Мы до сих пор друзья.
Рассказ о друге детства для 3 класса
В детстве у меня была подруга и звали её Ира.
Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.
Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.
Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.
А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.
Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.
Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».
А потом смеялись и бегали друг за другом.
Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.
9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.
Отметим плюсом следующие выражения:
+ Герои произведения изображены в смешном виде.
+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.
+ Весёлая концовка произведения.
Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон».
Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.
10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.
Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»
— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.
— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.
— И как тебе, понравилось?
— Весёлая книжка! Так столько смешного!
— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!
— А что тебя насмешило больше всего?
— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.
— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.
— А ты помнишь имена главных героев?
— Конечно, Миша и Я.
— Ты?
— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.
— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.
11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.
Выбираем ответы:
+ Задавать вопросы по тексту.
+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.
+ Составлять список книг для выставки.
12. Что у тебя вызывает трудности?
+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.