Подготовить проект по теме рассказ о слове стр 72

7-б выполненные работы присылать на электронную почту krylova.tatyana57gmail.com8 декабря 2021 г. русский язык тема урока деепричастие как часть речицель: сформировать

7-Б

Выполненные работы присылать на электронную почту    krylova.tatyana57@gmail.com

8 декабря 2021 г.                                         Русский язык

                                                                      Тема урока

                                                          Деепричастие как часть речи

Цель: сформировать понятие о деепричастии как части речи.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Прочитайте материал учебника на стр.76 параграфа 28.

3.Выучите правило на стр.77.

4.Нажмите на ссылку и выполните тест

Домашнее задание: выполнить упр.181.

19 ноября                                         РОДНАЯ русская литература

                                                                      Тема урока

                                                             Города земли русской

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
1.Откройте учебник «РОДНАЯ русская литература» и изучите материал на стр.27-47.
2.Прочитайте главу «Тобольск» из книги В.Г.Распутина «Сибирь,Сибирь…» (стр.31-33).
3.Прочитайте рассказ А.И.Солженицына «Колокол Углича» из цикла «Крохотки» (стр.44-45).
4.Подготовьте ответы на вопросы 1-5 из рубрики «Размышляем над прочитанным» (стр.47).
                                

18 ноября                                                   Русский язык

                                                                    Тема урока

                                                            Контрольная работа 3

                                                            Контрольный диктант

                                                     Преданность, идущая до конца

         Собака это преданность идущая до конца, преданность не знающая (ни) каких компроми(с,сс)ов преданность до последнего вздоха.

         Вот один из эп…зодов доказывающих это.

         Фрам был в…жаком упряжки, любимой собакой Георгия Седова выд…ющегося ру(с,сс)кого г…ографа, пут…шественн…ка. Со скудными средствами выд…ленными царской Россией Седов стр…мился достич… Северного полюса.

          Седов (не)перенес такого похода заб…лел и умер. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа, в бе…молвной полярной пустын… И там же остался Фрам. Остался добр…вольно. (Не)захотел ра(с,сс)тат..ся с могилой х…зяина. Его ловили несколько раз но он уб…гал и вновь возвращался на могилу. И уходя, люди еще долго слышали надрывный, пр…тяжный плач…  Фрама.

Списать текст диктанта, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить недостающие знаки препинания (особое внимание обратите на причастные обороты). Работы прислать на проверку.

17 ноября                                                     Русский язык

                                                                      Тема урока

                             Образование
действительных причастий прошедшего времени

Ожидаемые результаты
Скрывать – это глагол несовершенного вида, поэтому от него образуется действительное причастие настоящего времени скрывающий.
Скрыть – это глагол совершенного вида, поэтому от него может образовываться только причастие прошедшего времени – скрывший.
На этом уроке мы подробнее рассмотрим правила образования действительных причастий прошедшего времени.

1.Нажмите на ссылку и проанализируйте интерактивный материал и конспект к нему

2.Закрепите материал по учебнику: 

-Откройте параграф 19 и рассмотрите таблицу на стр.50.

-Выучите правило на стр.50 (под стрелочкой ниже таблицы).

3.Нажмите на ссылку и пройдите тест. Сверьте свои ответы с правильными.

Домашнее задание: выучить правило из параграфа 19 (стр.50), выполнить упр.114.

16 ноября                                                    Русский язык

                                                                    Тема урока

Культура
речи. Правильная постановка ударений в полных и кратких страдательных
причастиях.

Образование
действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах                                                               действительных причастий настоящего времени.

Ожидаемые результаты
На этом уроке вы вспомните определение спряжений и правописание личных окончаний глаголов; познакомитесь с правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, научитесь образовывать от глаголов действительные причастия настоящего времени.

1.Выполните упр.103. Обратите внимание на причастия в рамочке. В краткой форме страдательных причастий в женском роде ударение падает на окончание.

2.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

3.Закрепите материал по таблице из параграфа 18 (стр.47).

4.Выучите правило (орфограмма №49) на стр.48.

5.Проверьте себя: нажмите на ссылку и выполните тест

Домашнее задание: выполните упр.107 и пришлите на проверку.

16 ноября                                                    Литература

                                                                     Тема урока

А С Пушкин. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы
в произведении.                                             Изображение «маленького человека» в повести.

Ожидаемые результаты

В ходе урока
— Вы продолжите знакомиться с пушкинским циклом рассказов «Повести Белкина» и темах, затронутых писателем в этой книге; об изображении «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» и выражении гуманистического и трагического в ней;
— Вы научитесь анализировать образы героев и определять тему произведения;
— Вы сможете самостоятельно проанализировать фрагменты повести «Станционный смотритель», понять ее основную тему.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Прочитайте в учебнике (стр.121-134) повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

3.Нажмите на ссылку и пройдите тест (продолжаем готовиться к контрольной работе)

Домашнее задание: выполните устно задание 5 (стр.134) из рубрики «Размышляем о прочитанном».

15 ноября                                                  РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                  ТЕМА УРОКА

                                                              Контрольная работа 2

                                    Контрольное изложение текста с описанием действия

 1.Прочитайте текст изложения.                                                                    

                                                                    Коновалов

          Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым куском теста, раскатывал его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.

          Сначала,- видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек на лопату, — я боялся, что он насадит их друг на друга; но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев — пышных, румяных и высоких —  не оказалось «притиска», я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно всходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, «подъемистые», в меру румяные, с тонкой хрустящей коркой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне: «Эх, какого красавца мы с тобой сработали…»

             И мне было приятно смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, —  как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

                                                                                                                                      М. Горький

2.Словарная работа

Ларь — большой деревянный ящик для хранения муки или приготовления теста.

Каравай — большой круглый хлеб.

Метать — быстро бросать.

3.Составьте план текста и напишите его в тетрадь

4.Прочтите текст еще раз.

5.САМОСТОЯТЕЛЬНО, не списывая, напишите подробное изложение, уделив особое внимание описанию процесса труда. Работы пришлите на проверку.

15 ноября                                                  ЛИТЕРАТУРА

                                                                  ТЕМА УРОКА

 «Повести
покойного Ивана Петровича Белкина»:
книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как
художественный прием.«Барышня-крестьянка».
Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести.
Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в
композиции повести.Теория
литературы.
Понятие о композиции произведения. Повесть (развитие представлений).

                                                               «Повести Белкина»

Кто такой Иван Петрович Белкин? Над этой литературной загадкой исследователи творчества поэта бьются уже не одно столетие. Казалось бы всё просто: Пушкин решил издать пять повестей и объединил их одним рассказчиком. Ан, нет, поэт упорно мистифицирует, утверждая в письмах к своему другу и издателю П. А. Плетнёву, например, что Белкин и славный малый, и его приятель и даже друг, то есть явно даёт понять, что знает его лично… Так что же такого было в этих повестях?
                                                     5d6a584e916c298818809a78     
                                                                Обложка книги

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2.Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Найдите повесть самостоятельно,т.к. в учебнике ее нет.

3.Сделайте записи в тетради по литературе:

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Композиция — расположение, то есть построение произведения.

Домашнее задание:.нажмите на ссылку и пройдите тест (готовимся к контрольной работе)

12 ноября                                         РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

                                                                    ТЕМА УРОКА

        Архаизмы
в составе устаревших слов русского языка и их особенности.Употребление                                                         устаревшей лексики в новом
контексте.

1.Откройте в учебнике «Русский родной язык» параграф 3 (стр.19), выполните упр.28.

2.Изучите информацию в рубрике «Лингвистические заметки» (стр.19).

3.Рассмотрите схему в упр.29 и устно подготовьте сообщение о типах архаизмов в русском языке.

4.Письменно выполните упр.32.

5.Прочитайте сведения на стр.22 («Из истории языка»), стр.23-24 («Лингвистические заметки»).

6.Изучите информацию из параграфа 4, устно выполните упр.46.

Домашнее задание: выполните упр.54 и пришлите на проверку.

11 ноября                                                 РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                 ТЕМА УРОКА

                         Урок развития речи. Изложение текста с описанием действия.

1. Прочитайте текст из упр.260 (стр.108).

2.Ответьте на вопросы, указанные в этом упражнении.

3. Прочитайте памятку «Как готовиться к изложению» на стр.203 учебника.

4. Спишите текст упр.260 и пришлите на проверку.

10 ноября                                              РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                               ТЕМА УРОКА

                                        Полные
и краткие страдательные причастия

Ожидаемые результаты
Эти пары слов «приведенный — приведен» состоят из краткой и полной формы страдательного причастия. Причастие рисующий является действительным, поэтому у него нет краткой формы.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2. Нажмите на ссылку и пройдите тест. Сверьте свои ответы с правильными в конце теста.

3. Прочитайте информацию из параграфа 17 на стр.45.

4.Ответьте на вопрос на стр.46 (вверху под стрелочкой). Приведите свои примеры и запишите их в тетради.

Домашнее задание: выучить правила на стр.45, выполнить упр.104 и прислать на проверку.

9 ноября                                                 РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                ТЕМА УРОКА

                                          Действительные
и страдательные причастия.

Ожидаемые результаты

Первое слово в паре называется действительным причастием, а второе – страдательным. На этом уроке мы не только узнаем, чем они отличаются, но и научимся находить их в тексте.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2.Нажмите на ссылку и пройдите тест. В конце сверьте свои ответы с правильными.

3.Выучите правило на стр.44 из параграфа 16.

Домашнее задание: выполнить упр.99 и прислать на проверку.

9 ноября                                                  ЛИТЕРАТУРА

                                                                 ТЕМА УРОКА

 «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов
Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и
кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения.

Ожидаемые результаты

На этом уроке
— Вы узнаете, какие произведения Пушкина отражают историческое прошлое России; продолжите изучение жанра баллады и его особенностей; получите представление о летописном источнике, послужившем Пушкину основой для создания баллады «Песнь о вещем Олеге»; об особенностях композиции баллады «Песнь о вещем Олеге» и ее поэтическом языке.
— Вы сможете произвести анализ представленного художественного текста; определить смысл сопоставления героев баллады «Песнь о вещем Олеге» — Олега и волхва. 

1.Нажмите на ссылку и посмотрите первую часть видеоурока.

2.Нажмите на ссылку и проверьте себя, выполнив 1-4 задания теста.

3.Прочитайте «Песнь о вещем Олеге» (стр.103-107 учебника).

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге» ( от слов «Скажи мне, кудесник, любимец богов» , заканчивая словами «Но примешь ты смерть от коня своего».)

8 ноября 2021 г.                                      РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                  ТЕМА УРОКА

                                       Урок развития речи. Диалог как текст. Виды диалога.

Ожидаемые результаты:

Узнаем о разновидностях диалога, потренируемся в создании диалогов.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2649/main/

2.Прочитайте материал учебника из параграфа 8 на стр.23 (под стрелочкой), параграфа 9.

3.Выучите правило на стр.23 (под стрелочкой на голубом фоне).

4.Нажмите на ссылку и пройдите тест, сверьте свои ответы с правильными в конце теста.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2649/train/#197557

Домашнее задание: выучить правило на стр.23, знать виды диалога, выполнить упр.54 (списывать только диалог; помните, что каждая реплика диалога начинается с новой строки и перед ней ставится тире). Работы прислать на проверку.

8 ноября 2021 г.                                    ЛИТЕРАТУРА

                                                              ТЕМА УРОКА

Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837). Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Интерес
А.С. Пушкина к истории России. Авторское отношение к героям. 

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2317/main/

2.Прочитайте материал учебника на стр.93-94.

3.Ответьте на вопросы из рубрики «Проверьте себя» (стр.95).

4.Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник» (стр.98-100).

5.Поясним значение некоторых слов.

Полнощных- полночных (северных).

Блат- болот.Русское полногласие оло соответствует старославянскому неполногласию ла.

Порфироносная- облаченная в порфиру, пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях; царственная.

Домашнее задание: выразительно читать отрывок из поэмы Медный всадник»; отвечать на вопросы 1-3 из рубрики «Размышляем о прочитанном».

3 ноября 2021 г.                                        РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                   ТЕМА УРОКА

              ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ.

Цель урока: закрепить знания по теме.

1.Ответьте на вопросы:

-Какая часть речи называется причастием?

-Что обозначает причастие?

-Что такое причастный оборот?

-В каких случаях причастный оборот выделяется запятыми, а в каких -нет?

2.Если при ответах вы испытываете затруднения, посмотрите внимательно еще раз видеоурок

3.Повторите материал из $12 (стр.33), $14 (стр.37-38).

4.Выполните упр.86.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выполнить упр.89 и прислать на проверку.

2 ноября 2021 г.                                          ЛИТЕРАТУРА

                                                                    ТЕМА УРОКА

                                 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»:

                                               «ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

1.Откройте стр.72 учебника и прочитайте из «Поучения Владимира Мономаха».

2.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок, обратите особое внимание на вышеназванное произведение и нравственные заветы потомкам Владимира Мономаха.

3.Подготовьте устный ответ на вопрос 1 из рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр.73).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выполнить задание 1 из рубрики «Творческое задание» на стр.73.

2 ноября 2021 г.                                     РУССКИЙ ЯЗЫК 

                                                                ТЕМА УРОКА

             ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ.                                                                           

Ожидаемые результаты

Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом. На этом уроке мы не только узнаем, что такое причастный оборот, но и научимся распознавать причастный оборот в тексте.

1.Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок

2.Нажмите на ссылку и выполните тренировочные задания, в конце теста узнайте правильные ответы и сравните их со своими.Сделайте вывод: усвоили вы тему урока или нет.

3.Откройте $14 учебника, проанализируйте информацию на стр.37, выучите правила, расположенные на голубом фоне на стр.37-38 под стрелочками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правила, выполнить упр.88 и прислать на проверку.

1 ноября 2021 г.                                     ТЕМА УРОКА

                                            ИЗ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. Гуманистический пафос повести, назидательный и религиозный смысл произведения. Углубление интереса к жизни отдельной человеческой личности независимо от её социального положения.
На этом уроке вы познакомитесь с произведением, в котором поэтизируется земная любовь, прославляется душевная красота и взаимопонимание, утверждается святость брачных уз и семейных ценностей.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2. Прочитайте в учебнике «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (стр.73-82).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить устные ответы на вопросы 1-5 (стр.82) из раздела «Размышляем о прочитанном».

 1 ноября 2021 г.                            РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                    ТЕМА УРОКА

                   СКЛОНЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ                                                                    ОКОНЧАНИЯХ ПРИЧАСТИЙ

 На этом уроке мы познакомимся с особенностями склонения причастий, а также научимся правильно писать их окончания.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Нажмите на ссылку и выполните тренировочные задания, в конце теста узнайте правильный ответ

3.Прочитайте по учебнику информацию под стрелочкой на стр.35,выучите правило на стр.36 (орфограмма №19).

4.Выполните упр.80.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правило на стр.36, выполнить упр.82.

Выполненную домашнюю работу прислать на проверку на электронную почту 

                                                    krylova.tatyana57@gmail.com

В эпоху перемен игроки туротрасли вынуждены трансформироваться, искать новые ниши и возможности. Отель — уже не просто место для ночевки, экскурсия — не просто рассказ, а совершить путешествие можно, не выходя из офиса

Отель как театр

Основательница проекта «Заблудшие» Юлия Максимович превращает отели в театры для любителей архитектуры и истории. По словам Юлии, в период пандемии отели стали искать альтернативные источники дохода, перепрофилируясь под другие категории гостей, или, например, превращаясь в коворкинги. Еще одним способом трансформации для отелей стал театр. Организаторы проекта проводят спектакли-экскурсии и квартирники в гостиницах с богатой историей, погружая гостей в атмосферу места и знакомя с судьбой знаменитых постояльцев.

«Уникальность проекта в том, что мы проводим программы в действующих и востребованных отелях так, что это не мешает постояльцам. При этом и наша аудитория чувствует себя желанными гостями», — рассказала основательница проекта.

По ее словам, идея проекта родилась 2,5 года назад, еще до пандемии. Первой локацией стала Hilton Moscow Ленинградская. «В период ограничений перспективы были непонятны: загрузки не было, гостей не предвиделось, ограничения заморозили всю деятельность. Но мы не сдавались. Всю пандемию я училась сразу в трех местах для прокачивания нашей digital, коммуникационной и sales-стратегий. Когда сняли ограничения, мы робко поставили в план два показа в месяц, а провели восемь. Сейчас в среднем проводим 45–50 в месяц», — поделилась Максимович. В свою очередь, для отелей, в которых проходят спектакли, это одновременно и PR-кейс, и дополнительная выручка.

Отель как часть общества

Отели активно вливаются не только в культурную, но и в общественную жизнь городов. Например, сеть отелей «Азимут» уже больше трех лет сотрудничает с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт». Сеть предоставляет отряду конференц-залы для мероприятий — обучения волонтеров, игровых занятий с детьми и так далее. «Для нас очень важно помогать людям, которые активно участвуют в жизни других людей», — говорит коммерческий директор отелей «Азимут» Ирина Ривкина.

По ее словам, у отелей есть множество вариантов принять участие в жизни города в зависимости от желания владельцев. Это может быть и благотворительность, и социальные или экологические проекты.

Фото:Shutterstock

Из конференц-зала — в Венецию

Развитие технологий позволяет игрокам туристической отрасли создавать абсолютно новые продукты. Например, компания VOZDUKH Airlines предлагает услуги «виртуальных авиалиний»: она предлагает компаниям виртуальные путешествия как инструмент для корпоративного обучения и сплочения команды. Путешествие начинается с полета — «командир воздушного судна» ведет трансляцию из кабины настоящего самолета. «На месте» эстафету перехватывает гид, а далее программа зависит от целей и задач участников.

«Например, компания-клиент обучает сотрудников открытости новому: проводит тренинги, дает упражнения. А мы формируем для сотрудников личное переживание, связанное с тренингом по этой теме», — говорит гендиректор компании Егор Уткин. — «Во время нашего «путешествия» в Венецию, например, с туристами в прямом эфире пообщалась жительница, которая рассказала им о трех проблемах города и попросила решить эти проблемы по-новому», — поделился Уткин.

Виртуальные технологии в целом отлично работают на стыке отраслей, отмечает Уткин. По его прогнозам, виртуальный туризм будет набирать обороты: во-первых, потому что технологии развиваются, и качество картинки растет. Во-вторых, поскольку в эту сферу активно вкладываются такие гиганты как Amazon: в их проектах виртуальные путешественники могут уже не только выбрать локацию, но и вид активности — от готовки до персонального шоппинга. И, в-третьих, за счет того, что виртуальный туризм расширяет возможности классического. Он позволяет туристу посетить места, до которых он бы не добрался, и пообщаться с людьми, с которыми вряд ли бы познакомился. «Например, в Венеции мы заходим в гости к аристократам, которые показывают нам различные артефакты: от балок двенадцатого века до амфор со дна канала», — рассказывает Уткин.

Фото:Shutterstock

В погоне за уникальным переживанием

Трансформируются и классические экскурсионные форматы: каждая компания и каждый проект ищет для себя новую уникальную нишу. Например, проект «Москва глазами инженера» рассказывает об архитектуре изнутри — скажем, показывает, как появление новых видов строительных материалов определяло стиль зданий той или иной эпохи. «Мы не пересекаемся с традиционными экскурсионными бюро, у нас есть свой стиль, формат, свой способ повествования, своя аудитория», — говорит исполнительный директор проекта Анастасия Новоселова.

Главное, что нужно туристу, по ее словам — это новый опыт и новые переживания. Чтобы сделать эти переживания уникальными, проект дает туристам возможность встретиться с инсайдерами — людьми, напрямую связанными с местом. «Например, в Калуге экскурсию по швейной мануфактуре Bosco ведет ее исполнительный директор Виталий Варакин, а на первую экскурсию приезжал из Петербурга Степан Липгард — архитектор бюро, которое построило эту фабрику. В Калуге же есть арт-парк Никола-Ленивец, и его создатель, художник Николай Полисский, также выходит к нашей аудитории пообщаться», — рассказала Новоселова.

Скорость и гибкость

Классические туры тоже не стоят на месте, пусть перемены и не такие резкие. Здесь изменения проявляются в том, что пандемия научила туроператоров быстрее реагировать на изменения запросов клиентов. Например, замгендиректора компании TUI Александр Сирченко отмечает, что операторам пришлось учиться работать с короткими сроками бронирования — если раньше люди планировали поездку за полгода, то в пандемию решения принимаются практически в последние дни.

Сами туры тоже стали короче, особенно в период, когда условия карантина в регионах то и дело меняются. Стало больше онлайн-бронирований и повысились требования туристов к безопасности.

Операторы теперь все больше анализируют путь клиента и формируют турпродукты, которые отвечают потребностям разных групп туристов — вместо того, чтобы предлагать всем один и тот же продукт. «Одна концепция отдыха разрабатывается для семей с детьми, другая для молодежи, третья — для людей зрелого возраста», — говорит Сирченко. — «На простейшем бытовом уровне это выглядит, например, так: молодежи в гостинице нужен отличный кофе, а семье — кроватка напрокат».

Фото:Shutterstock

Такой более персонализированный подход применяют не только туроператоры: представители разных секторов турбизнеса понимают, как важно четко таргетировать аудиторию. Московский турбизнес объединяется на коммуникационной площадке Moscow Travel Hub Комитета по туризму города Москвы, где проводятся регулярные мероприятия, посвященные развитию сфер гостеприимства и сервиса, создаются коллаборации и совместно разрабатываются новые продукты.

Для металлургических компаний 2021 год выдался богатым на события. Скачок цен на сталь привел не только к росту доходов российских металлургов, но и к повышению налоговой нагрузки: с августа была введена экспортная пошлина на сталь, а с 1 января будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введен акциз на жидкую сталь. Набирает обороты и ESG-повестка: ЕС объявил о введении в 2023–2026 гг. трансграничного углеродного сбора на ряд товаров, в том числе на сталь.

В интервью «Ведомостям» гендиректор Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Павел Шиляев рассказывает о конкурентоспособности компании в новых налоговых условиях, влиянии ESG-трендов и развитии бизнеса в Турции.

– Какова актуальная оценка выпадающих доходов компании от повышения налоговой нагрузки для металлургов с 2022 г.?

– Налоговая нагрузка привязана к котировкам на железную руду и уголь, поэтому зависит от цен на мировом рынке. Мы, конечно, делаем прогнозы по ценам на будущий год, составляя бюджет. В настоящее время выпадающие доходы от повышения нагрузки оцениваем в $200–250 млн.

– Ассоциация «Русская сталь» написала письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором выразила опасения, что повышенный НДПИ для металлургических компаний сохранится навсегда. Вы разделяете эти опасения? Насколько критичным для отрасли и компании будет сохранение обсуждаемых параметров налогообложения после 2024 г.?

– Действительно, изначально, когда шло обсуждение, звучало, что повышенный НДПИ – это временная мера, на три года. Тем не менее в тексте закона, который был принят, не указано никаких временны́х рамок. Конечно, это повлияет на работу металлургов в долгосрочной перспективе. Закон накладывает на нас, металлургов, дополнительную нагрузку, что отразится и на нашей конкурентоспособности на мировом рынке. При этом сами налоги привязаны к конъюнктуре рыночных цен, поэтому очевидно, что объем налоговой нагрузки будет колебаться. Думаю, что на дальнейшие решения по продлению этих налогов или о внесении в них изменений будет влиять экономическая ситуация в мире и в стране.

– Поделитесь тогда сразу и своим мнением об основных тенденциях на мировом и российском рынках стали в ближайшие годы. Что будет с динамикой цен на железную руду и сталь?

– Делать прогнозы, особенно долгосрочные, – неблагодарное занятие. Но могу отметить, что сейчас в центре мировой повестки находится углеродное регулирование, снижение выбросов парниковых газов. Для металлургии это особенно актуально. Весь мир, ставя задачи по снижению выбросов, в первую очередь обращает внимание на энергетику и металлургию как на отрасли с наибольшей эмиссией СО2. Поэтому для бизнеса металлургов определяющими будут поставленные правительствами задачи: в частности, Россия взяла на себя обязательство достичь углеродной нейтральности к 2060 г. В ближайшие годы металлургии предстоят очень серьезные инвестиции: в оборудование, в перевооружение, в модернизацию – чтобы снижать выбросы парниковых газов. Все это создает предпосылки дальнейшего роста цен на сталь, и этот тренд будет долгосрочным.

– То есть вы ожидаете, что в дальнейшем цены на сталь будут держаться на довольно высоком уровне относительно предыдущих лет?

– Скорее по-другому: к текущим рыночным факторам, которые влияют на формирование цены, – изменению цен на железную руду, топливо и т. д. – явно добавляется еще одно слагаемое, а именно необходимость инвестировать в основные фонды. Зачастую нужно будет внедрять новые технологии, которые пока только разрабатываются. И эти инвестиции обязательно подтолкнут цены вверх. А как сработают остальные факторы – это долгая дискуссия.

– Компания ранее оценивала потери от введения экспортных пошлин на металлы в этом году в $150 млн. Эта оценка актуальна? Что скажете о заявлениях Минпромторга о том, что они допускают продление пошлин в случае роста цен на сталь на внутреннем рынке?

– Мы заканчиваем год, у нас уже законтрактованы и декабрьские объемы, и январские, поэтому мы можем уточнить оценку по году: сейчас мы оцениваем потери чуть более чем в $200 млн.

Что касается продления экспортных пошлин, еще раз подчеркну: новые налоги, которые введены с 1 января, будут зависеть от цен на мировых рынках. И этот конъюнктурный фактор, по сути дела, уже включен в налоговое регулирование. Поэтому к дополнительным налогам я отношусь абсолютно отрицательно.

– В апреле ФАС возбудила против ММК антимонопольное дело, подозревая компанию в поддержании монопольно высоких цен на рынке плоского проката. Как сейчас идет расследование, когда может быть вынесено решение? Удалось ли компании донести до ведомства свою позицию?

– Мы активно сотрудничаем с регулятором, предоставляем всю необходимую информацию. В наших разъяснениях мы четко формулируем свою позицию: происходящие в России ценовые изменения – это мировая конъюнктура, в рамках которой чередуются периоды роста и снижения, в этом году мы видели оба вектора. Мы локальный продавец и точно не можем влиять на мировую конъюнктуру. Эта позиция нами заявлена и подтверждена материалами, которые мы передали ФАС. Мы полностью открыты и находимся в конструктивном диалоге. Что касается сроков рассмотрения, это зависит не от нас.

Родился в 1970 г. в Кургане. В 1992 г. окончил Челябинский государственный технический университет по специальности «электропривод и автоматизация промышленных установок», в 2006 г. прошел обучение по программе «Управление эффективностью» в Стокгольмской школе экономики в России (Санкт-Петербург)

1993

пришел инженером на ММК

2011

назначен и. о. главного инженера ММК, затем и. о. заместителя генерального директора по производству. В ноябре того же года стал заместителем гендиректора по производству

2014

назначен гендиректором ММК

2017

стал членом совета директоров и председателем правления ММК

«Работаем в этом году с максимальной загрузкой мощностей»

– Учитывая рост цен на железную руду на рынке в этом году, не планирует ли компания пересмотреть подход к обеспеченности железной рудой? Есть планы по увеличению доли самообеспеченности?

– Здесь я дам традиционный для нас ответ. Рынки стали и железной руды очень подвержены колебаниям. Период 2020–2021 гг. нам ярко продемонстрировал, что цены на железную руду могут за очень короткий срок вырасти в 2 раза, а потом возвращаться к прежним значениям. Соответственно, есть два подхода: вертикально-интегрированные компании извлекают выгоду во времена высоких цен, зато те, кто меньше интегрирован в сырье, не несут дополнительных издержек, когда цены низкие. Спор о том, что лучше и выгоднее, идет постоянно.

Мы всегда говорили, что открыты к решениям по интеграции в железорудные активы. Но, с другой стороны, мы всегда к этому относились как к технологической интеграции, поэтому рассматриваем активы в логистически обоснованном периметре – это месторождения в России и Казахстане. На данный момент все они уже принадлежат разным холдингам, вертикально-интегрированным компаниям. Гринфилдов, инвестиции в которые были бы эффективными и целесообразными, мы в ближайшем радиусе не видим. По интеграции в ЖРС [железорудное сырье] в настоящее время у нас на руках нет предложений. Вариантов с входом в крупный инвестиционный проект мы пока тоже не видим.

– Какой сейчас у ММК уровень самообеспечения ЖРС?

– Какие прогнозы по производству и продажам стали на 2021 и 2022 гг.?

– Мы работаем в этом году с максимальной загрузкой всех мощностей. Поскольку в предыдущие годы мы провели серьезную модернизацию, этот год Магнитогорский комбинат закончит, выпустив 12 млн т товарной продукции (в 2019 г. ММК произвел 12 463 млн т стали, в 2020 г. – 11 574 млн т. – «Ведомости»). Считаем, что в следующем году нам тоже удастся удерживать максимальную загрузку и показывать рекордные объемы производства и реализации, учитывая, что серьезно прибавит в мощности наш турецкий актив MMK Metalurji. Кроме того, по нашим оценкам, в период до 2025 г. спрос на сталь в России будет расти – примерно на 3% в год. Поэтому мы настроены оптимистично.

«Мы готовы рассматривать интересные предложения по продаже MMK Metalurji»

– В июле возобновилось производство на заводе MMK Metalurji, а ранее основной акционер ММК Виктор Рашников говорил, что компания допускает продажу этого актива. Рассматривается сейчас продажа турецкой «дочки»?

– У нас есть актуальный план по выводу MMK Metalurji на максимальную производственную мощность в 2–2,2 млн т в год. С июля стартовала работа горячей части (электросталеплавильного цеха с литейно-прокатным модулем), и каждый месяц мы наращиваем объем производства. В ноябре мы запланировали произвести 75 000 т и даже превысили этот показатель: закрыли месяц с цифрой около 80 000 т. На декабрь планируем уже 100 000 т. Наша задача – выйти на целевую проектную мощность в течение года, а в целом до начала 2023 г. мы произведем там порядка 1,7 млн т.

Что касается продажи, мы никогда не скрывали, что, если будет сделано интересное предложение, мы готовы его рассмотреть, но это не самоцель. MMK Metalurji – актив привлекательный, самодостаточный, запуск горячей части и выход на проектную мощность, по нашей оценке, принесут нам дополнительные $250 млн к EBITDA. К тому же этот актив, наверное, один из самых зеленых в мире, потому что производство на турецкой площадке полностью электрометаллургическое. Мы видим, что он дает нам существенные рыночные преимущества и сейчас, и, больше того, в перспективе 10–20 лет. Кроме того, актив выгодно расположен на турецком рынке, где есть устойчивый спрос на металлопродукцию – и он только растет. Тем не менее это бизнес, мы готовы рассматривать интересные предложения по продаже. Но на данный момент таких предложений нет.

– Сколько составляет инвестпрограмма компании на 2022 г.? Планируете ли заимствования, в том числе за счет размещения еврооблигаций?

– В 2022–2025 гг. мы увеличим среднегодовые капитальные инвестиции до $1,25 млрд. Рост обусловлен актуализацией инвестпрограммы, добавлением в нее новых проектов, ускорением реализации уже существующих проектов, а также инфляцией. Хотел бы отдельно отметить, что доля проектов экологической направленности в общем объеме CAPEX вырастет вдвое в соответствии с актуализированной инвестпрограммой. При этом, отбирая проекты, мы руководствовались ориентиром в IRR [внутренней нормы доходности] на уровне не менее 20%. Среди новых проектов, которые мы только недавно озвучили на Дне инвестора ММК, – строительство комплекса машины непрерывного литья заготовок (МНЛЗ) № 7. Новая МНЛЗ стоимостью $550 млн позволит нам увеличить производство высококачественной литой заготовки и принесет дополнительные $185 млн к EBITDA. Еще один новый проект – строительство комплекса по термообработке стали, который позволит увеличить производство и отгрузку высокомаржинальных видов продукции с термообработкой на 180 000 т в год. Это еще плюс $50 млн к EBITDA.

Что касается источников финансирования, в основном планируем инвестировать из собственных средств – хотя у нас есть кредитная линия, мы успешно разместили еврооблигации.

– Какого общего экономического эффекта вы ожидаете от реализации вашей стратегии с учетом актуализированной инвестпрограммы?

– Стратегия развития принесет ММК среднегодовой эффект в объеме $780 млн к EBITDA в период с 2022 по 2025 г. Этому будут способствовать все наши инициативы: расширение мощностей и ассортимента продукции, повышение эффективности производства за счет модернизации и цифровизации, развитие каналов продаж и клиентских сервисов и т. д.

– ММК рассматривает изменение дивидендной политики в связи с недавними инициативами правительства о привязке уровня налоговой нагрузки к размеру инвестиций и дивидендов? Или, возможно, на дивидендную политику компании повлияет упомянутое вами увеличение CAPEX?

– Мы не рассматриваем изменения нашей дивидендной политики и по-прежнему будем выплачивать дивиденды в размере не менее 100% свободного денежного потока при условии, что отношение чистого долга к EBITDA не превышает 1,0. Мы придерживаемся разумного в нашем понимании баланса между выплатой дивидендов и инвестициями в бизнес и считаем, что наша политика достаточно взвешенная.

– Планируете дальше увеличивать долю акций в свободном обращении?

– Мы идем по этому пути. Совсем недавно были размещены очередные 1,5% акций на рынке. Сейчас free-float – более 20%. На Дне инвестора председатель совета директоров ПАО «ММК» Виктор Филиппович Рашников обозначил, что пока SPO не будет, а в следующем году – посмотрим, не исключаем.

– А есть необходимость наращивать free-float?

– Текущий уровень – более 20%, тем не менее в последний рейтинг MSCI мы не попали. Но, думаю, на самом деле и с этим уровнем free-float у нас есть серьезные шансы вернуться в индексы MSCI, в случае если цена акций, а значит, и капитализация вырастут.

«Львиная доля инвестиций на ближайшие годы – именно зеленые инвестиции»

– Привлечение зеленого финансирования рассматриваете? В какие сроки, в каком размере, на какие проекты?

– Наша инвестпрограмма включает немалые инвестиции в экологию, в снижение углеродного следа. Соответственно, инструменты зеленого финансирования представляют интерес. Но на российском рынке все еще нет конкретных правил для финансового рынка – на каких условиях можно получить зеленое финансирование так, чтобы это было выгодно. Пока что мы внимательно следим за новостями в этой сфере и впоследствии точно будем пользоваться этими инструментами. Уверен: в ближайшее время появятся решения, интересные и банкам, и конечным инвесторам.

Раньше под словом «зеленый» понималась в первую очередь экология, проекты, связанные со снижением выбросов вредных веществ в атмосферу, в водную среду. В нашем действующем портфеле есть масштабные проекты в этой области – к примеру, аспирационный комплекс в кислородно-конвертерном производстве, система аспирации в электросталеплавильном производстве. Недавно мы реализовали серьезные проекты по системам аспирации в доменном и агломерационном производствах, которые окажут значительный эффект и помогут снизить вредные выбросы. Мы всегда уделяли большое внимание окружающей среде, сейчас инвестируем по этому направлению значительные средства и быстро меняем к лучшему экологическую обстановку в Магнитогорске.

В последние 5–10 лет весь мир добавил к зеленым проектам климатическую повестку, снижение выбросов парниковых газов. Парниковые газы не наносят прямого вреда здоровью человека, но оказывают серьезное влияние на климат планеты, ее будущее. Эта повестка для нас тоже важна – в нашем портфеле есть крупные проекты по сокращению выбросов CO2, и мы их уже реализуем. В первую очередь речь о строительстве новой доменной печи и возведении комплекса новой коксовой батареи. Эти два проекта позволят нам снизить выбросы СО2 примерно на 2 млн т в год. Но пока под них мы зеленого финансирования не брали, поскольку, как я уже сказал, нет готовых инструментов, которыми можно воспользоваться.

Наша стратегия на следующие 5–10 лет также предусматривает проекты с экологической направленностью. Мы постоянно находимся в контакте с крупными партнерами-машиностроителями: ведем с ними дискуссии, вместе разрабатываем или актуализируем инвестстратегию на 10–15 лет. При этом львиная доля наших инвестиций на ближайшие годы – это именно зеленые инвестиции.

– Вы говорите, что в России сейчас нет необходимых инструментов. Может, на международных рынках было бы проще?

– Мы внимательно следим и за зарубежными рынками, однако пока не видим экономически эффективных инструментов. Но тема зеленых инвестиций сейчас активно развивается, я уверен, что такие инструменты появятся, и мы возьмем их себе в портфель.

– Есть у ММК оценка возможного влияния на бизнес трансграничного углеродного сбора в ЕС? Сохранит ли компания долю на рынке ЕС, во сколько оцениваются выпадающие доходы?

– Евросоюз выпустил стратегию, где описал, как планирует двигаться в углеродном регулировании, но детальных нормативных документов пока нет. Российское правительство тоже разрабатывает свои меры: поставлена цель достичь углеродной нейтральности к 2060 г. Металлурги внимательно следят за всеми решениями и новостями, этот вопрос для нас приоритетный.

ММК сейчас прорабатывает стратегию на ближайшие десятилетия. Назвать свои цифры, как повлияет на бизнес углеродное регулирование, у нас нет возможности, пока не будет конкретики [со стороны европейского и российского регуляторов]. Что касается уже объявленных ограничений, например, со стороны Евросоюза, то, поскольку наша доля продаж в Евросоюзе минимальная, прямого влияния на нас в ближайшее время это не окажет. Но мы формируем долгосрочную стратегию, исходя из сценария, что углеродное регулирование будет развиваться в сторону ужесточения. Планомерный переход на новые технологии, большая часть из которых на данный момент даже не изобретена, потребует значительных затрат. Если говорить о всей российской металлургической отрасли, то, по самым скромным подсчетам, на горизонте 10–20 лет это, наверное, более 1 трлн руб.

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК)

Металлургическая компанияОсновной акционер (данные компании на 1 октября 2021 г.): Mintha Holding Limited (79,76%, конечный бенефициар – Виктор Рашников).
Капитализация – $9,3 млрд.
Финансовые показатели
(МСФО, девять месяцев 2021 г.):
выручка – $8,5 млрд,
чистая прибыль – $2,3 млрд.
Производство стали
(девять месяцев 2021 г.) – 10,1 млн т.

– Многие компании начинают называть сроки, когда они перейдут к углеродной нейтральности. А у вас какие планы?

– Мы называем цифры, только когда уверены в них на 100%, чтобы потом быть готовыми за эти цифры отвечать. В металлургии пока нет готовых экономически обоснованных технологий, которые позволили бы решить проблему углеродной нейтральности в ближайшее время. Поэтому стратегия ММК делится на три блока в зависимости от сроков.

В рамках краткосрочной стратегии у нас есть конкретный портфель проектов, которые мы реализуем в ближайшие 5–10 лет. Мы знаем, как их осуществить, уверены в их экономической эффективности, работаем по ним уже сейчас.

В среднесрочной перспективе существуют готовые технологии, которые мы можем использовать, но это требует дополнительных расчетов, поэтому мы сейчас определяем экономическую целесообразность их применения. К примеру, это технологии прямого восстановления железа и его последующего использования при производстве стали. Прорабатываются технологии по улавливанию и дальнейшей переработке парниковых газов. Технологии есть, но здесь надо считать экономическую эффективность.

И наконец, когда мы говорим о 2050–2060-х гг., это уже долгосрочная стратегия. Чтобы прийти к углеродной нейтральности, необходимо сначала разработать новые технологии. Например, сегодня все говорят о том, что можно получать сталь без применения углерода, сталь на водороде. Можно, но где взять чистый, зеленый водород, сегодня пока никто не знает. А где взять по-настоящему зеленую, безуглеродную электроэнергию в объеме, который необходим мировой металлургии, российским металлургам?

Если все правительства решили создать условия, при которых мировая промышленность должна будет прийти к углеродной нейтральности, у меня нет сомнений, что это будет сделано. Но это вопрос долгосрочной перспективы. Поэтому сейчас серьезно отвечать на вопрос: «Есть ли у вас конкретный план и сколько это будет стоить?» очень наивно. На ближайшие 10 лет у нас есть абсолютно четкая зеленая инвестиционная программа. По среднесрочной программе у нас есть общее понимание и варианты, в каких направлениях двигаться. А в долгосрочном плане мы внимательно следим за тем, что происходит в мире.

– Если все-таки говорить о замене угля на водород, у компании есть такие проекты?

– Есть давно известная технология по производству железа прямого восстановления, которая по сути своей является технологией получения железа через восстановление водородом. К сожалению, эта технология до сих пор не является зеленой, потому что источник водорода в существующих агрегатах – природный газ. И она экономически менее эффективна, чем классическая металлургическая технология, потому и развита слабо.

Второй момент – можно сделать более экологичными все остальные технологии, даже классическую доменную. Сейчас активно прорабатывается способ доменного производства на водороде, т. е. без использования углерода. Мы подобного рода технологию уже планируем внедрить. На нашей новой доменной печи будет использоваться технология по вдуванию синтетического газа, который по большей части состоит из водорода и способен заменить кокс. Пока это не 100%-ный водород, а синтетический газ, но технологию все равно смело можно отнести к зеленым.

Однако, когда мы говорим о подобных технологиях, основной вопрос сегодня – где взять зеленый водород по разумной цене.

– В ЕС есть несколько проектов по производству зеленой стали. Сколько может стоить такая сталь? Насколько это может удорожить продукцию?

– Чтобы не быть голословным, нужно смотреть на те цифры, которые есть. Сегодня в Европе существует система платежей за сверхлимитные выбросы СО2. Сейчас это 60–70 евро на 1 т. А с 2035 г. лимиты будут снижаться на 10% ежегодно, чтобы к 2050 г. их обнулить и прийти к углеродной нейтральности. Кто не хочет платить, должен инвестировать в сокращение выбросов. Система построена так, чтобы стимулировать компании вкладываться в снижение углеродного следа. Сколько это будет стоить, зависит от того, как быстро будут разработаны и внедрены безуглеродные технологии.

– Интересно ли компании участие в будущих торгах квотами на выбросы СО2, пилотные проекты которых сейчас готовятся, например, на Сахалине?

– Энергетики и металлурги – это те участники рынка, на которых в первую очередь будет направлено углеродное регулирование, поэтому мы внимательно следим и за результатами этого эксперимента, и за дальнейшими решениями.

– В июне компания договорилась с «Фортумом» об использовании зеленой энергии, производимой энергетической компанией. Речь идет о заключении прямых договоров или о покупке зеленых сертификатов? Вообще, интересны ли ММК покупка зеленых сертификатов и строительство собственных мощностей ВИЭ на объектах?

– Зеленая электроэнергия нам интересна. Мы с «Фортумом» сейчас оцениваем технико-экономическую целесообразность строительства ветряных электростанций вблизи Магнитогорска. Если это будет технически реализуемо и экономически выгодно, мы готовы рассматривать такой проект.

Что касается сертификатов, под этим термином пока отсутствует какая-либо юридическая база: понятие «зеленый сертификат» есть, а явления такого нет. В России это скорее реклама, так как дальше этот сертификат ты никак не можешь использовать. Появится реальный инструмент – мы по нему примем решение.

– ESG-повестка сейчас непосредственно влияет на деятельность компании? Для ММК это в большей степени следование трендам и работа на будущее или уже есть примеры того, что ESG-критерии играли существенную роль при заключении контрактов либо привлечении финансирования?

– Сами по себе вещи, объединенные сейчас аббревиатурой ESG, – устойчивое развитие, внимание к экологии, социальная ответственность, инвестиции в персонал и в территорию присутствия – неотъемлемая часть работы ММК уже очень давно. Для нас это не новость.

С другой стороны, ESG становится особенно важным критерием для сторонней оценки компаний. Уже сейчас банки, инвесторы, частные физлица зачастую принимают решения по финансированию или покупке ценных бумаг, исходя из ESG-рейтингов. Кроме того, есть абсолютно конкретные требования инвестиционных фондов. Они принимают решения по уровню инвестиционной привлекательности компаний, исходя из определенного набора критериев, в том числе и ESG-критериев.

В течение этого года наши ESG-рейтинги продемонстрировали серьезную положительную динамику. К примеру, недавно Forbes опубликовал третий рейтинг компаний – лучших работодателей России, включив в него ключевые ESG-критерии, и ММК там присвоен золотой статус. Это, безусловно, важно – мы придаем большое значение и самой деятельности по направлению ESG, и сторонней оценке независимых наблюдателей.

– В заключение вопрос про методы управления персоналом. Как сильно они изменились в последние годы? Нужны ли новации в этом направлении именно в металлургии?

– В целом в бизнесе сейчас акцент в управлении компанией очень сильно переносится на работу с персоналом. Конечно, это касается и ММК. У нас выстроены программы по повышению квалификации, обучению персонала. Мы даем нашим работникам возможность находить те сферы, которые им интересны, и развиваться в этом направлении. В целом мы уже давно выстроили систему работы с персоналом, используя лучшие практики, которая позволяет мотивировать людей к эффективной работе в компании. С учетом цифровизации, роботизации рутинных операций сейчас для нас особенно ценны работники, которые выполняют высококвалифицированную, интеллектуальную работу.

– То есть можно сказать, что металлург будущего – это высокообразованный интеллектуальный специалист?

– И хорошо мотивированный. В самом широком смысле слова «мотивация». Работник должен быть вовлечен в интересы компании. Именно вовлеченности мы сейчас уделяем самое большое внимание.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

Пильтяева Ирина Евгеньевна

Урок по русскому языку в 3 классе

Предмет: русский язык

Уровень образования:начальное общее образование

Тема: Проект «Рассказ о слове»

Тип урока: комбинированный

Формапроведения урока: урок — проект

Участники: ученики 3 класса

Цель: обогащение, уточнение и активизация словарного состава речи учащихся

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Основные понятия: антонимы, синонимы, фразеологизмы

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы: «Русский язык» 3 класс 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; мультимедийное оборудование, карточки для групповой работы, фломастеры, бумага (формат А 3), мел, доска.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание

I этап. Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Дети заходят в кабинет, выстраиваются около доски.

— Поприветствуем друг друга и наших гостей, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке.

— Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?

— По желанию подойдите и возьмите каждый себе карточку любого цвета, распределитесь на группы по цвету взятых карточек.

Приветствуют учителя, гостей

настраиваются на урок, распределяются по группам

Ф

Коммуникативные УУД

Создание благоприятного для обучения климата.

По своему желанию распределяются на группы

II этап.

Самоопреде

ление к деятельности

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

— Прослушайте песню и предположите, о чем она.

-Почему мнения о содержании песни разделились? Чего не хватает? (слов)

-Что такое слово?(слайд 3)

-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах? Объясните значение выражений (слайд 4)

-Какая тема нашего проекта, как думаете?

-Какую цель поставим на уроке?

Прослушивание муз. фрагмента песни

Диалог с учителем

Формулирование темы и цели проекта

Ф

И

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира, познавательной цели всего урока

Развитие речевого аппарата

III этап. Работа над проектом

1.Работа по формированию учебных задач урока

2.Поиск источниковинформации.

3.Выработка критериев оценивания

работ

-Рассмотрите технологическую карту проекта, для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта ( слайд 5).

-Посмотрите на карточки, которые вы взяли в начале урока. Что заметили? Что можно сделать с этими буквами? Составьте слово, о котором вы будете собирать информацию.

-Какими источниками информации воспользуетесь?

-По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?

( на доске прикрепляются критерии оценивания работы в группах)

-Какие правила работы в группе надо соблюдать?

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Работают с информацией,

представленной в технологической карте. Обосновывают выбор ответа.

Работают с информацией, представленной учителем

Ф

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;
Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности.

IVэтап. Работа в группах.

Цель: создание проекта о слове;

Защита проектов, самооценка групп

Задания в группах, работа над словами по технологической карте:

1 группа — правда

2 группа — собака

3 группа — солдат

4 группа — дружба

Распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями.

По окончании работы презентация проектов, оценивание работы групп:

! – отлично, всё получилось,

+ — хорошо, были незначительные ошибки,

— не всё получилось, требуется помощь.

(слайд 6)

Объединяются в группы.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

Г

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД

умение вступать в диалог; умение договариваться;

умение запросить недостающую информацию у учителя;

Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно найти недостающую информацию

Умения и навыки работы в сотрудничестве

— умение коллективного планирования;

Vэтап.Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

— Как думаете, достигли мы цели урока?

— Продолжите фразу: (слайд 7)

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

— В заключении послушайте стихотворение и подумайте, о чём хотел сказать его автор?

Чтение ученицей стихотворения о словах.

— Слов на свете много, мне хочется, чтобы вы в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.

Осуществляют

самооценку Формулируют конечный результат своей работы на уроке

И

Рефлексивные умения:

умение отвечать на вопросы

Рефлексия для анализа работы на уроке, с целью коррекции

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/215295-proekt-rasskaz-o-slove

2021-12-12T11:10:00+03:00

2021-12-12T11:10:05+03:00

2021-12-12T11:10:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/social/20211212/251093052.html

Каждый из нас может сделать свои рабочие будни легче, и вот как

Каждый из нас может сделать свои рабочие будни легче, и вот как

Общество

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

Если вы захотите связаться с Харри Оянперяя (Harri Ojanperää), руководителем Финской кооперативной организации розничной торговли и туризма SOK, стоит звонить не ему, а его… ИНОСМИ, 12.12.2021

общество, европа, финляндия, финский, работа, организация, дисциплина

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24699/52/246995203.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24699/52/246995203.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24699/51/246995168.jpg

1280

847

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24699/51/246995168.jpg

https://inosmi.ru/social/20211205/251014789.html

https://inosmi.ru/social/20211204/251041668.html

https://inosmi.ru/social/20211128/250983765.html

https://inosmi.ru/social/20211127/250996400.html

https://inosmi.ru/social/20211207/251066844.html

https://inosmi.ru/social/20211207/251066667.html

https://inosmi.ru/social/20211207/251065082.html

https://inosmi.ru/social/20211206/251055266.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Если вы захотите связаться с Харри Оянперяя (Harri Ojanperää), руководителем Финской кооперативной организации розничной торговли и туризма SOK, стоит звонить не ему, а его ассистенту Элине Хуса (Elina Husa).

Хуса — не только личный помощник Оянперяя, но и ассистент правления организации. Она готовит совещания, ведет корреспонденцию, отвечает за офисную технику, бронирует места для проведения встреч и организовывает деловые поездки, составляет отчеты по путевым издержкам и проверяет чеки за сделанные покупки.

Хуса следит за тем, чтобы правление рассматривало необходимые вопросы в нужное время, и чтобы о решениях руководства была оповещена вся организация.

«На этой должности нужно следить за работой всей фирмы, мне нравится такая роль», — рассказывает Хуса.

Хуса работает помощником руководителя уже десять лет, в организации она числится с 1999 года. До этого она работала с клиентами отелей и была на первых ролях.

В фильмах мы часто сталкиваемся со стереотипными представлениями об обязанностях помощника руководителя: мол, нужно не только проводить встречи, но и заниматься личными делами босса. В Финляндии у ассистентов руководителей несколько иная роль.

Частично это связано с тем, что в финских предприятиях иная иерархия, и задачи помощников в первую очередь касаются рабочей жизни. Личные вопросы начальник обычно решает сам, говорит Хуса.

В других странах культура может отличаться. Хуса сталкивалась с разными задачами.

«Какое-то время я была помощником руководителя, приехавшего из-за границы. Тогда я и правда забирала одежду из прачечной и занималась его переездом», — рассказывает Хуса.

Она не отказывается от таких задач, если они возникают. Наверное, впервые с такими вопросами она столкнулась в сфере гостиничного бизнеса.

«Тогда порой нужно было помогать гостям решать и их личные вопросы тоже. Если в организации назначают иностранного руководителя, ему нужно максимально сосредоточиться на работе, и если я смогу ему в этом помочь, то почему бы и нет».

Многие считают, что должности помощников, секретарей или ассистентов постепенно утрачивают популярность. Например, согласно барометру финского министерства экономического развития и занятости, секретарей по-прежнему слишком много.

Хуса с этими наблюдениями согласиться не может. Она также занимает пост председателя финского подразделения Международной организации ассистентов International Management Assistant и следит за развитием сферы.

«Например, в LinkedIn постоянно ищут помощников и помощников руководителей. К тому же, такие навыки требуются не только на должностях помощников», — говорит она.

Это связано с тем, что ассистенты теперь должны справляться с различными IT-задачами, внутренней корреспонденцией, вопросами организации и ведения отчетов.

***

В начале карьеры у Анники Карьялайнен (Annika Karjalainen) была должность под названием first impression manager. Она должна была встречать бизнес-партнеров и отвечать за организацию встречи.

Сейчас Карьялайнен работает в консалтинговой компании KPMG на позиции личного помощника и помощника команды.

«В этой компании и в моей нынешней роли я не занимаюсь личными вопросами, как это часто показывают в фильмах, но в начале карьеры я покупала продукты в Хельсинки для специалистов, приехавших с визитом в Леви. Сейчас такие задачи в фирмах практически не ставятся», — говорит Карьялайнен.

Мало кто задумывается о том, чем занимается ассистент и как это влияет на работу всей фирмы.

Они наделены определенной властью. Ассистент решает, что и каким образом он сообщит руководителю. Начальников, которым они помогают, они воспринимают скорее как партнеров, нежели как руководителей.

Помощник руководителя — тот, кто создает максимально комфортные условия для работы.

«Руководитель говорит последнее слово во многих вопросах, — говорит Элина Хуса. — Мы обрабатываем информацию, успокаиваем, слушаем, стараемся понять».

Иногда у помощника и начальника могут может быть очень много совместных задач. Например, когда Йорма Оллила (Jorma Ollila) был генеральным директором Nokia, у него было два помощника: первый приходил рано утром, а второй работал допоздна.

Основная цель деятельности ассистента — облегчить работу другого специалиста. Это может выглядеть, к примеру, следующим образом: при составлении этой статьи Карьялайнен уточнила у журналиста, когда ему нужно будет брать следующее интервью, и аккуратно следила за временем.

«Хороший помощник не ждет, что ему дадут задание, он всегда на шаг впереди. На самом деле, для меня было бы плохим сигналом, если бы мне о чем-то напоминали», — говорит Карьялайнен.

Правда, такие особенности работы могут делать секретарей невидимками. В прошлогоднем опросе Helsingin Sanomat о профессиях, незаметных остальным, многие респонденты упомянули работу секретарей и ассистентов.

Все помощники, побеседовавшие с Helsingin Sanomat в ходе создания этой статьи, говорят, что начальники, конечно, отмечают проделанную ими работу. Неудивительно — ведь многие сталкиваются без помощников с большой перегрузкой.

И все же роль ассистентов в фирме начинают замечать только тогда, когда они не работают.

Говоря об ассистентах, многие вспоминают англичанина Адама Фидлера (Adam Fidler). Он — директор академии, которая носит его имя. Элина Хуса тоже проходила обучение в Академии Адама Фидлера в Манчестере.

Фидлер называет организацию группой, которая танцует под ритмичную музыку оркестра. Дирижер — начальник, он руководит этим оркестром и танцем. Помощник руководства следит за организацией танца с балкона.

Помощник многое слышит и видит, но не всегда может распространяться об увиденном. Ведь помощников руководителя связывает обязательство сохранять конфиденциальность.

Лояльность — одна из главных необходимых черт помощника руководителя.

«Это означает преданность не только руководителю, но и ценностям организации. Задача помощника — стоять позади руководителя, которому он помогает, и поддерживать его в рабочих ситуациях», — говорит Марианна Лейско (Marianna Leisko).

Лейско работает ассистентом около 20 лет. Ее карьера ни разу не складывалась таким образом, чтобы в сотрудничестве с руководителем не возникало чувства доверия.

«Руководители — тоже люди, так что, в принципе, проблемы в сотрудничестве тоже возможны. В такой ситуации я бы задумалась, смогу ли продолжить работать с таким начальником», — рассуждает она.

Как и начальник, порой помощник может чувствовать себя немного одиноким в своей работе. От одиночества часто спасают командные задачи.

И хотя команде нельзя рассказать обо всем, большей частью информации можно поделиться с другими, говорит Лейско.

Помощники руководителей поддерживают связь друг с другом. Карьялайнен говорит, что при организации встречи она часто сначала выясняет, кто помощник этого руководителя — если еще этого не знает.

«Так что компетентность ассистента может быть очень полезным ресурсом для компании», — говорит Карьялайнен.

Организация International Management Assistant проводит семинары и мероприятия для ассистентов — на международном уровне или в пределах одной страны.

«На этой должности нужно постоянно быть в курсе того, что происходит в разных организациях», — говорит Хуса.

Пять советов по организации работы

Что бы помощники могли посоветовать для улучшения организации работы? Поскольку многие ассистенты любят списки, они составили для нас перечень своих советов:

1. Сосредоточься на том, что делаешь

Если вы, к примеру, решили, что сегодня составите какой-то документ, сосредоточьтесь именно на этом. Если вас кто-то отвлекает другой задачей, попросите его подождать, если нет срочности.

«Я и сама работаю над этим навыком, мне это тоже бывает нелегко», — говорит Элина Хуса.

2. Заботьтесь о себе — пусть в вашем ежедневнике будут «окна»

Хуса и Лейско составляют своим начальникам список задач на рабочий день и каждую неделю оставляют в нем «окошки» для обдумывания рабочих задач и пауз. Отказываться от них нельзя — разве что в экстренных ситуациях.

«По понедельникам после собрания правления я отвожу оставшуюся часть дня на обдумывание и запись рабочих задач. В другие дни я тоже стараюсь выделять место для передышки, но не всегда получается», — говорит Хуса.

3. Ставьте в приоритет самые важные задачи

Лейско записывает все в свой черный блокнот, который она в шутку называет Библией. Она регулярно его пролистывает и смотрит, все ли она выполнила. Хуса говорит, что пользуется разными списками, у которых есть цветовые коды — разделение по степени важности.

«В моей записной книжке полно разноцветных заметок и стикеров», — говорит она.

4. С расставлением приоритетов тесно связан контроль потока информации. Например, Хуса сортирует письма на важные и менее важные — это правило касается и ее личной переписки.

«Например, я не отвечаю на все письма сразу. Стараюсь разобраться, на что нужно отреагировать сразу, а что может подождать».

5. Вы не обязаны уметь все на свете

«Мне не нужно уметь или знать все, это попросту невозможно. Но я знаю того, кто знает, и у кого можно попросить помощи», — признается Лейско.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Подготовить рассказ левша в англии
  • Подгореть на костре как пишется
  • Подвое или по двое как пишется
  • Подглядывание за мамой рассказы
  • Подглядывал в бане рассказ