Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» – произведения М. Ю. Лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования. Михаил Юрьевич записал его со слов азербайджанского поэта М. Ф. Ахундова и оставил в практически неизменном виде.
Главные герои
Ашик-Кериб – нищий уличный певец и музыкант, влюбленный в Магуль-Мегери.
Магуль-Мегери – прекрасная дочь богача, хранящая верность любимому.
Куршуд-бек – поклонник Магуль-Мегери, соперник Ашик-Кериба.
Краткое содержание
Много лет назад в Тифлисе жил богач Аян-Ага, главным сокровищем которого была дочь редкой красоты – Магуль-Мегери. В этом же городе нищенствовал бедный Ашик-Кериб, зарабатывающий на хлеб игрой на саазе (музыкальном инструменте).
Талантливого уличного певца часто приглашали выступить на праздниках. Так он познакомился с красавицей Магуль-Мегери и сразу же влюбился в нее. Девушке тоже пришелся по душе уличный певец. Эта любовь не сулила молодым людям счастья из-за огромной разницы в имущественном положении.
Магуль-Мегери уговаривала возлюбленного попробовать попросить ее руки у Аян-Аги. Отец не поскупится на приданое для единственной дочери и даст денег на совместную жизнь. Ашик-Кериб был честным и умным юношей. Он говорил, что спустя много лет любимая начнет попрекать его в женитьбе ради богатства.
Ашик-Кериб заявил, что отправится странствовать, проведет вдали от родного дома семь лет и сам заработает много денег. Тогда он вернется к любимой в качестве достойного жениха. Девушка поклялась дождаться любимого, предупредив его, что по прошествии этого срока будет вынуждена согласиться на свадьбу с Куршуд-беком – своим давним поклонником.
Музыкант отправился в далекий путь. Неожиданно его пожелал сопровождать Куршуд-бек.
Странники вышли к широкой реке. Куршуд-бек попросил Ашик-Кериба переплыть ее первым. Певец преодолел реку, а когда обернулся, то увидел, что «товарищ» исчез с его вещами.
Негодяй вернулся в город с одеждой Ашик-Кериб, который, по его словам, утонул. Бедная мать пошла поделиться горем с возлюбленной сына и освободить ее от данного слова. Та лишь улыбнулась, сразу же заподозрив обман своего поклонника. Красавица не поверила в гибель суженого и была намерена ждать его весь положенный срок.
Босой и нагой Ашик-Кериб зашел в первую попавшуюся деревню и спел крестьянам несколько своих чудесных песен. Восхищенные слушатели расплатились едой и одеждой. Выступая перед людьми, уличный певец стал путешествовать.
Дорога привела Ашик-Кериба в Халаф. Там правил паша, страстно любивший музыку и пение. Узнав о появлении нового певца, он приказал немедленно привести его во дворец. Выступление Ашик-Кериба поразило правителя. Он щедро наградил юношу и оставил его во дворце. Прославившийся певец разбогател и забыл о ждущей его в Тифлисе любимой.
Магуль-Мегери хранила верность и ждала любимого уже седьмой год. Срок его странствий заканчивался. Красавица не могла поверить, что суженый пропал, а тем более разлюбил ее. В это время из Тифлиса собирался отправиться большой караван. Девушка пришла к его владельцу с золотым блюдом. По ее просьбе он должен был показывать это блюдо во всех городах по пути и объявлять, что разыскивается хозяин.
Караван посетил множество земель и остановился в Халафе. Услыхав о золотом блюде, к купцу прибежал Ашик-Кериб и узнал от него, что на днях состоится свадьба Магуль-Мегери. Певец, наконец-то, вспомнил о невесте и данном ей обещании. Семилетний срок истекал через три дня, а путь до Тифлиса занимал два месяца.
Ашик-Кериб оседлал коня и помчался домой. Через сутки непрерывной скачки обессиленный конь упал и умер. Несчастный певец уже собирался броситься с высокой скалы, но ему помешал человек на белом коне. Он уверял, что может моментально добраться в любое место. Ашик-Кериб растерялся и два раза просил перенести его не туда, куда нужно. Лишь на третий раз он пожелал попасть в Тифлис и через минуту оказался у стен города.
Чтобы Ашик-Кериба не обвинили во лжи, всадник повелел ему набрать земли из-под волшебного коня. По его словам, этой землей можно вернуть зрение старухе, ослепшей семь лет назад.
Когда могущественный незнакомец внезапно растворился в воздухе, Ашик-Кериб догадался, что встретился со святым Хадрилиазом.
Вечером певец добрался до родного дома. Мать не признала его и отказалась впустить. Поверив в его гибель семь лет назад, она ослепла от слез и переживаний. Дверь Ашик-Керибу открыла сестра. Даже когда он спел песню, мать не могла поверить, что сын вернулся.
Ашик-Кериб вместе с сестрой направился в дом, где должна была состояться свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека. Он уселся посреди гостей и запел песню, в которой рассказал о своем чудесном путешествии.
Убитая горем невеста сидела за занавеской. Так и не дождавшись суженого, она намеревалась совершить самоубийство. Внезапно красавица услышала голос любимого, стремительно выбежала и обняла его.
Куршуд-бек признал право соперника на невесту, но потребовал, чтобы тот доказал чудесную силу. По просьбе певца его сестра привела слепую мать. Ашик-Кериб, славя Хадрилиаза, намазал ей землей веки и вернул зрение.
Влюбленные стали готовиться к своей свадьбе. Ашик-Кериб пообещал выдать свою сестру замуж за Куршуд-бека.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Богородская средняя школа
Воскресенского муниципального района
Нижегородской области
Согласовано Утверждено
Заместитель директора по УВР Директор МОУ Богородская СШ
____________ С.В.Голышева _______________ В.С.Тюкина
«__» ___________ 20 Приказ №______ от «__»_________20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
Литературному чтению
4 класс
на 2021 — 2022 учебный год
Составила учитель начальных классов
Круглова Елизавета Владимировна
2021 г.
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. Система «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2019. |
Категория обучающихся | Учащиеся 4 класса МОУ Богородская СШ |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 102 часа |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 3 часа в неделю |
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
-
понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
-
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
-
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
-
принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащиеся получат возможность научиться:
-
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
-
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
-
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
-
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
-
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
-
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
-
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
-
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
-
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
-
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
-
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
-
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
-
фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
-
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
-
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
-
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
-
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
-
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
-
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
-
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
-
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
-
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
-
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
-
создавать высказывание (доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;
-
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
-
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при выполнении проектных заданий;
-
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей, учитывая условия, в которых действовал герой, его мотивы и замысел автора;
-
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
-
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
-
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
-
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
-
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мне хотелось бы уточнить…», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример…» и пр.;
-
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
-
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
-
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
-
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
-
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
-
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
-
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
-
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
-
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
-
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
-
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
-
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
-
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
-
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
-
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
-
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
-
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
-
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
-
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
-
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
-
интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
-
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
-
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
-
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
-
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;
-
осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
-
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
-
формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
-
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
-
находить в произведениях средства художественной выразительности;
-
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
-
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
-
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
-
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
-
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
-
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
-
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
-
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
-
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
-
писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
-
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
-
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,
автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
-
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
-
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
-
Содержание учебного предмета, курса.
Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения — формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Летописи, былины, сказания, жития (8 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»; «И вспомнил Олег коня своего…»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (17 ч)
П.П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок);А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А.П. Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (10 ч)
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»; А.II. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над поля ми…»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А. Бунин «Листопад».
Литературные сказки (11 ч)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;П.П. Бажов «Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»;В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе сейчас (8 ч)
Е.Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Стран детства (7 ч)
Б.С. Житков «Как я ловил человечков»;К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М.М. Зощенко «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
В.Я. Брюсов «Опять сон»; В.Я. Брюсов «Детская»; С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М.И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (9 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин «Выскочка»; К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»; Е.И. Чарушин «Кабан»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
Б.Л. Пастернак «Золотая осень»; С.А. Клычков «Весна в лесу»; Д.Б. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь»; С.А. Есенин «Лебедушка».
Родина (6 ч)
И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин «Родине»; Л.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия (5 ч)
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычев «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (9 ч)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; Г.X. Андерсен «Русалочка»; М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».
-
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов, отводимых на изучение темы |
1 | Летописи, былины, сказания, жития | 8 ч |
2 | Чудесный мир классики | 17 ч |
3 | Поэтическая тетрадь | 10 ч |
4 | Литературные сказки | 11 ч |
5 | Делу время – потехе час | 8 ч |
6 | Страна детства | 7 ч |
7 | Поэтическая тетрадь | 5 ч |
8 | Природа и мы | 9 ч |
9 | Поэтическая тетрадь | 6 ч |
10 | Родина | 5 ч |
11 | Страна Фантазия | 5 ч |
12 | Зарубежная литература | 9 ч |
ИТОГО | 102 ч |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Название разделов и тем уроков | Виды контроля | Домашнее задание | ||
Летописи, былины, сказания, жития (8 ч) | ||||||
1 | 01.09 | Знакомство с учебником и разделом.Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | Текущий | Стр.6-8 (Стр.14-15) прочитать, ответить на вопросы 1-3. | ||
2 | 03.09 | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». | Текущий | Стр.11 Задание 5 — подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | ||
3 | 06.09 | Внеклассное чтение Самые интересные книги, прочитанные летом. | Текущий | Без задания | ||
4 | 08.09 | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». | Текущий | Стр. 12-16 подготовить выразительное чтение, найти объяснение незнакомых слов. . |
5 | 10.09 | Прозаический текст былины в пересказе И. Карноуховой. | Текущий | Стр. 17-19 прочитать былину, разделить её на смысловые части. План записать в тетрадь. | ||
6 | 13.09 | «Житие Сергия Радонежского». Куликовская битва. | Текущий | Стр.22-28 прочитать | ||
7 | 15.09 | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». | Текущий | Выполнить задание в тетради. | ||
8 | 17.09 | Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий». | Тематический | Оформить проект «Создание календаря исторических событий» на листах А4 | ||
Чудесный мир классики (17 ч) | ||||||
9 | 20.09 | Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк — Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. | Текущий | Стр. 39-51 прочитать до слов «Братья, то есть испугались…» — подготовить выразительное чтение. | ||
10 | 22.09 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».Характеристика героев. | Текущий | Стр. 51-61 прочитать, Задание 9 или 13. По желанию* прочитать сказку П.П.Ершова целиком. | ||
11 | 24.09 | А.С. Пушкин «Няне». | Текущий | Стр. 66 (Стр. 35) выучить стихотворение А.С.Пушкина «Няне». По желанию* проиллюстрировать его. | ||
12 | 27.09 | А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..». | Текущий | Стр. 67-68 (Стр. 36-38) выучить любое стихотворение. По желанию* проиллюстрировать его | ||
13 | 29.00 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».Характеристика героев. | Текущий | Стр. 70-90 (Стр. 39-56) подготовить выразительное чтение | ||
14 | 01.10 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».Деление сказки на части. | Текущий | Подробно пересказать одну из частей сказки | ||
15 | 04.10 | Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина. | Текущий | Без задания | ||
16 | 06.10 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». | Текущий | Стр. 96 подготовить выразительное чтение | ||
17 | 08.10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | Текущий | Стр. 97-110 (Стр. 61-71) подготовить выразительное чтение | ||
18 | 11.10 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев. | Текущий | Стр. 97-110 (Стр. 61-71) прочитать, подготовить краткий пересказ сказки по плану. | ||
19 | 13.10 | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. | Текущий | Стр. 114 (Стр. 74) прочитать; читать произведения Л.Н.Толстого | ||
20 | 15.10 | Л.Н. Толстой «Детство». | Текущий | Написать в тетради небольшое сочинение о маме. Читать произведения Л.Н.Толстого. | ||
21 | 18.10 | Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал» Басня. | Текущий | Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого. Подготовить выразительное чтение одной из них.. | ||
22 | 20.10 | Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого. | Текущий | Без задания | ||
23 | 22.10 | А.П. Чехов «Мальчики». | Текущий | Без задания | ||
24 | 01.11 | А.П. Чехов «Мальчики».Главные герои рассказа – герои своего времени. | Текущий | Стр. 123-134 прочитать. Выполнить задания. |
25 | 03.11 | Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений. | Тематический | Без задания | ||
Поэтическая тетрадь (10 ч) | ||||||
26 | 08.11 | Знакомство с названием раздела.Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…». | Текущий | Стр.138-140 прочитать. Выучить понравившееся стихотворение | ||
27 | 10.11 | А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | Текущий | Стр. 141-142 прочитать. Выучить наизусть любое стихотворение. | ||
28 | 12.11 | Е.А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…». | Текущий | Стр. 143-144 прочитать. Нарисовать рисунок. | ||
29 | 15.11 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | Текущий | Стр.145 подготовить выразительное чтение. | ||
30 | 17.11 | И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями». | Стр. 146 выучить наизусть | |||
31 | 19.11 | Н.А. Некрасов «Школьник» | Текущий | Стр. 147-148 выучить наизусть | ||
32 | 22.11 | Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…». | Стр.148-149 выучить наизусть | |||
33 | 24.11 | И.С. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. | Текущий | Стр. 150-151 выучить наизусть. | ||
34 | 26.11 | Внеклассное чтение. Родные поэты. | Текущий | Приготовить стихи русских поэтов-классиков. | ||
35 | 29.11 | Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. | Тематический | Выучить любое стихотворение русского поэта-классика. Нарисовать рисунок. | ||
Литературные сказки (11 ч) | ||||||
36 | 01.12 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. | Текущий | Стр. 156-168 прочитать. Ответить на вопросы | ||
37 | 03.12 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».Подробный пересказ. | Текущий | Стр. 156-168 прочитать. Подготовиться к пересказу. | ||
38 | 06.12 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. | Текущий | Стр. 169-179 прочитать. Ответить на вопросы | ||
39 | 08.12 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».Текст-описание в содержании художественного произведения. | Текущий | Стр. 169-179 прочитать. Подготовить план пересказа | ||
40 | 10.12 | П.П. Бажов «Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Текущий | Стр. 180-192 прочитать. Ответить на вопросы | ||
41 | 13.12 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | Текущий | Стр. 180-192 прочитать. Подготовить пересказ | ||
42 | 15.12 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. | Текущий | Стр. 193-214 прочитать. Ответить на вопросы | ||
43 | 17.12 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части. | Текущий | Стр. 193-214 прочитать. Подготовиться к выборочному чтению | ||
44 | 20.12 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. | Текущий | Стр. 193-214 прочитать. Подготовить пересказ | ||
45 | 22.12 | Внеклассное чтение.Сказки любимых писателей. | Текущий | Нарисовать рисунок. |
46 | 24.12 | Оценка достижений. Проверочная работа. | Тематический | Приготовить пересказ литературной сказки. | ||
47 | 27.12 | Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений. | Текущий | Без задания | ||
Делу время – потехе час (8 ч) | ||||||
48 | 10.01 | Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | Текущий | Стр. 4-16 прочитать. Подготовиться к чтению по ролям | ||
49 | 12.01 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».Нравственный смысл произведения. | Текущий | Стр. 4-16 прочитать. Подготовить пересказ | ||
50 | 14.01 | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | Текущий | Стр. 17-23 прочитать. Чтение по ролям | ||
51 | 17.01 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | Текущий | Стр. 24-28 прочитать. Сочинение «Что я люблю» | ||
52 | 19.01 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | Текущий | Стр. 29-34 прочитать. Подготовить выразительное чтение | ||
53 | 21.01 | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | Текущий | Стр. 29-34 прочитать. Инсценировать понравившейся эпизод произведения. | ||
54 | 24.01 | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе. | Текущий | Читать книги о сверстниках, о школе. | ||
55 | 26.01 | Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | Тематический | Без задания | ||
Страна детства(7 ч) | ||||||
56 | 28.01 | Знакомство с названием раздела.Б.С. Житков «Как я ловил человечков». | Текущий | Стр. 38-46 прочитать.Подготовить сжатый пересказ | ||
57 | 30.01 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения. | Текущий | Стр. 38-46 прочитать.Рассказать о характере героя, который понравился | ||
58 | 02.02 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Текущий | Стр. 47-58 прочитать. Ответить на вопросы | ||
59 | 04.02 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Текущий | Стр. 47-58 прочитать.Найти рассказ о Григе. | ||
60 | 07.02 | М.М. Зощенко «Ёлка». | Текущий | Стр. 59-64 прочитать. Чем запомнился рассказ, почему? | ||
61 | 09.02 | Обобщающий урок. «Страна детства». Оценка достижений. | Тематический | Приготовить сообщение «Что такое серия книг и каково их назначение». | ||
62 | 11.02 | Внеклассное чтение. «Что такое серии книг и каково их назначение». | Текущий | Читать книги русских писателей о детстве. | ||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | ||||||
63 | 14.02 | Знакомство с названием раздела.В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». | Текущий | Стр. 68-70 прочитать. Выучить любое стихотворение наизусть. | ||
64 | 16.02 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | Текущий | Стр. 71 выучить наизусть любое стихотворение Есенина. | ||
65 | 18.02 | М.И. Цветаева, «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». | Текущий | Стр. 72-73 выучить любое стихотворение Цветаевой. | ||
66 | 21.02 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. | Тематический | Стр.74 выполнить задания |
67 | 25.02 | Устный журнал «Поэтическая тетрадь». | Текущий | Без задания | ||
Природа и мы(9 ч) | ||||||
68 | 28.02 | Знакомство с названием раздела.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. | Текущий | Стр. 76-84 прочитать. Подготовить пересказ | ||
69 | 02.03 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька».Поступок как характеристика героя произведения. | Текущий | Стр. 85-91 прочитать. Подготовиться к письменному опросу. | ||
70 | 04.03 | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. | Текущий | Стр. 92-95 прочитать. Подготовить характеристику героев | ||
71 | 07.03 | Е.И. Чарушин «Кабан». | Текущий | Стр. 96-99 прочитать. Подготовить полный пересказ | ||
72 | 09.03 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | Текущий | Стр. 100-110 прочитать. Подготовить выразительное чтение | ||
73 | 11.03 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | Текущий | Стр. 100-110 прочитать. Подготовить план рассказа | ||
74 | 14.03 | Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы». | Тематический | Стр. 111-112. Выполнить задания | ||
75 | 16.03 | Проект «Природа и мы». Оценка достижений. | Текущий | Доработать проекты | ||
76 | 18.03 | Внеклассное чтение. Книги о природе. | Текущий | Без задания | ||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | ||||||
77 | 28.03 | Знакомство с названием раздела.Б.Л. Пастернак «Золотая осень. | Текущий | Стр. 114-115 ыыучить наизусть | ||
78 | 30.03 | С.А. Клычков «Весна в лесу». | Текущий | Стр. 116-117 выучить наизусть | ||
79 | 01.04 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | Текущий | Стр. 118 выучить наизусть | ||
80 | 04.04 | Н.М. Рубцов «Сентябрь». | Стр. 119 выучить наизусть | |||
81 | 06.04 | С.А. Есенин «Лебёдушка». | Текущий | Стр. 120-126 подготовить выразительное чтение | ||
82 | 08.04 | Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений. | Тематический | Без задания | ||
Родина (5 ч) | ||||||
83 | 11.04 | Знакомство с названием раздела.И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. | Текущий | Стр. 128-132 читать выразительно. Ответить на вопросы | ||
84 | 13.04 | С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». | Текущий | Стр. 133-135 читать выразительно. Ответить на вопросы | ||
85 | 15.04 | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». | Текущий | Читать рассказы о Суворове. Пересказ любого рассказа. | ||
86 | 18.04 | Проект: «Они защищали Родину». Оценка достижений. | Тематический | Стр. 140-141 выполнить проект | ||
87 | 20.04 | Обобщение по разделу «Родина». | Текущий | Без задания | ||
Страна Фантазия(5 ч) | ||||||
88 | 22.04 | Знакомство с названием раздела.Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | Текущий | Стр. 144-149 прочитать. Ответить на вопросы. | ||
89 | 25.04 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | Текущий | Стр. 144-149 прочитать. Подготовить пересказ |
90 | 27.04 | Кир Булычев «Путешествие Алисы».Особенности фантастического жанра. | Текущий | Стр. 150-157 прочитать. Ответить на вопросы. | ||
91 | 29.04 | К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | Текущий | Стр. 150-157 прочитать. Подготовить выразительное чтение отрывка из текста. | ||
92 | 02.05 | Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений. | Тематический | Стр. 158 выполнить задания | ||
93 | 04.05 | «Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных). | Текущий | Читать книги о путешествиях и путешественниках. Стр. 158 Задание №8 | ||
Зарубежная литература (9 ч) | ||||||
94 | 06.05 | Знакомство с названием раздела.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Текущий | Стр. 160-166 прочитать. Подготовить выразительное чтение | ||
95 | 11.05 | Г.Х. Андерсен «Русалочка».Авторская сказка. | Текущий | Стр. 167-193 прочитать. Ответить на вопросы | ||
96 | 13.05 | Г.Х. Андерсен «Русалочка».Характеристика героев. | Текущий | Стр. 167-193 прочитать. Подготовить характеристику одного из героев. | ||
97 | 16.05 | М. Твен «ПриключенияТома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | Текущий | Стр. 194-200 прочитать. Подготовить рассказ от имени героя | ||
98 | 18.05 | С. Лагерлеф «Святая ночь». | Текущий | Стр. 201-208 прочитать, пересказать | ||
99 | 20.05 | С. Лагерлеф «В Назарете». | Текущий | Стр. 209-216 прочитать. Подготовить выразительное чтение | ||
100 | 23.05 | Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг». | Текущий | Читать произведения зарубежных писателей. | ||
101 | 25.05 | Обобщающий урок «Зарубежная литература». | Тематический | Стр. 217 выполнить задания | ||
102 | 27.05 | Урок-игра «Литературные тайны». | Текущий | Без задания |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474754-rabochaja-programma-po-literaturnomu-chteniju
Автор На чтение 23 мин. Просмотров 5 Опубликовано
Здесь даны основные сведения о сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.
Краткие сведения о произведении
Сказку «Ашик-Кериб» Михаил Юрьевич Лермонтов написан в 1837 году. На Кавказе он услышал восточную легенду и сделал её литературный вариант.
В ней рассказывается о бедняке из Тифлиза (так автор называет город Тифлис), который благодаря своему пению и игре на саазе (турецкой балалайке) разбогател и женился на любимой девушке.
Главный герой сказки
Читайте также: Характеристика Ашик-Кериба — героя сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Бедняк Ашик-Кериб, живший в Тифлисе, играл на саазе (турецкой балалайке) и этим зарабатывал на жизнь. Он полюбил дочь богатого турка, которую звали Магуль-Мегери. Юноша решил, что будет странствовать 7 лет, наживёт богатство и тогда женится на любимой. Девушка согласилась его ждать.
В пути бедняка догнал Куршуд-бек, который давно сватался к Магуль-Мегери. Хитростью завладел он его одеждой, привёз её матери Ашика и сказал, что сын её утонул. Мать сказала об этом Магуль-Мегери, но девушка не поверила Куршуд-беку.
Ашик-Кериб, странствуя, пришёл в Халаф. Там он стал придворным музыкантом паши и разбогател.
Когда близился срок возвращения Ашика в Тифлис, Магуль-Мегери передала уезжавшему купцу золотое блюдо, чтобы он выставлял его в лавках, где будет торговать. В Халафе блюдо увидел Ашик и вспомнил, что до окончания срока осталось 3 дня.
Когда он дошёл до Арзинган-горы, до Тифлиса оставалось идти 2 месяца. Но юноше помог Хадерилиаз (Святой Георгий). Ашик-Кериб вмиг очутился в Тифлисе. А перед этим Хадерилиаз дал ему комок земли из-под копыта коня, чтобы он помазал им глаза женщине, ослепшей 7 лет назад. После этого все должны были поверить, что он за короткий срок добрался из Халафа в Тифлис.
Мать и сестра не узнали Ашика. Он попросил у них свой сааз и пошёл к Магуль-Мегери. В этот вечер была её свадьба с Куршуд-беком.
Когда юноша стал петь, невеста узнала его голос и бросилась к нему. Ашик исцелил свою мать от слепоты, женился на Магуль-Мегери, а своей сестре дал богатое приданое и выдал замуж за Куршуд-бека.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).
Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.
Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.
Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.
Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.
Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.
Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.
Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.
Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.
Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.
Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.
Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.
Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.
Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).
Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).
Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.
Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.
Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.
Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.
Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.
Заключение к краткому пересказу
В сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) сказки «Ашик-Кериб»: настоящая любовь может преодолеть все трудности, преграды и расстояния.
Сказка «Ашик-Кериб» учит, что нужно выполнять обещания, данные любимому человеку, быть верным своему слову.
Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Вам также будет интересно почитать:«Двенадцать» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. А. Блока«Горе от ума» — краткое содержание и пересказ по действиям комедии А. С. Грибоедова«Последний лист» — краткое содержание и пересказ новеллы О. Генри«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого
О произведении
Сказка «Ашик-Кериб» Лермонтова была написана в 1837 году. Произведение представляет собой литературную обработку популярной турецкой сказки о любви бедного музыканта к богатой красавице.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ашик-Кериб» на нашем сайте. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе.
Главные герои
Ашик-Кериб – бедный музыкант, независимый, целеустремленный юноша.
Магуль-Мегери – красивая девушка, любящая, верная.
Другие персонажи
Аяк-Ага – турок, богатый купец, заботливый и любящий отец Магуль-Мегери.
Куршуд-бек – молодой человек, который сватался к Магуль-Мегери.
Краткое содержание
Давным-давно в Тифлисе жил богатый турок Аяк-Ага, у которого была единственная красавица дочь Магуль-Мегери. Там же проживал и бедный музыкант Ашик-Кериб, у которого не было «ничего, кроме высокого сердца – и дара песен»
. На одном из торжеств, где играл Ашик-Кериб, молодые люди познакомились и полюбили друг друга.
Магуль-Мегери сказала своему возлюбленному, чтобы тот смело просил ее руки у отца, который не пожалеет денег на свадьбу и всем обеспечит их ради счастья дочери. Однако гордый юноша не хотел выступать в роли нахлебника. Он дал клятву возлюбленной: «семь лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в дальних пустынях»
. Магуль-Мегери согласилась, но с условием: если Ашик-Кериб не вернется в условленный срок, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватался.
Молодой музыкант попрощался с матерью и сестрой и отправился в дальнюю дорогу. Вслед за ним отправился и Куршуд-бек. Когда перед путниками показалась река, Ашик-Кериб первым переправился через нее, но коварный соперник схватил его одежду и поспешил домой. Он всем рассказал, как музыкант утонул в реке, но Магуль-Мегери не поверила ему.
Тем временем Ашик-Кериб странствовал по свету, зарабатывая на жизнь своим талантом. Вскоре слава о нем достигла богатого и могущественного паши, который предложил бродячему музыканту остаться у него. Благодаря его щедрости «счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат»
, и вскоре совсем позабыл Магуль-Мегери.
Семилетний срок уже подходил к концу, и Магуль-Мегери попросила знакомого купца везде выставлять золотое блюдо в надежде, что увидит его Ашик-Кериб и вспомнит о ней. Так и произошло. Он поспешил в родной Тифлис, но понимал, что не успеет вернуться в назначенный срок. Помог юноше добраться домой загадочный всадник на белом коне.
Ослепшая от слез мать Ашик-Кериба, узнав о возвращении сына, тут же прозрела. Юноша поспешил к Магуль-Мегери, которая в тот самый вечер должна была выйти замуж за Куршуд-бека. Счастливые влюбленные тут же сыграли свадьбу, а Куршуд-бек взял в жены сестру Ашик-Кериба.
Конец.
Заключение
Произведение учит быть настойчивым в достижении цели, честным, порядочным, уметь держать свое слово и бороться за свою любовь, за свое счастье.
После ознакомления с кратким пересказом «Ашик-Кериба» рекомендуем прочесть сказку Лермонтова в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Ашик-Кериб»?</h3>
- <label>Александр Пушкин</label>
- <label>Николай Гоголь</label>
- <label>Михаил Лермонтов</label>
- <label>Петр Ершов</label>
(новая вкладка)
Давным-давно в грузинском Тифлизе жил один турок-богач Аян-Ага. Но главным сокровищем его была единственная дочь прекрасная Магуль-Мегери. В том же городе вместе с матерью и сестрой жил и бедный певец, музыкант Ашик-Кериб. Его сокровищем было только доброе сердце да балалайка (сааз). Хорошего музыканта часто приглашали на свадьбы, на одной из них он и увидел впервые красавицу Магуль-Мегери. Они полюбили друг друга. Хотел он взять ее в жены, но не верил, что девушку из богатой семьи отдадут за него. Не так просто им было встретиться, но однажды девушка с подругами гуляла в саду. А там под виноградом спал Ашик-Кериб. Одна из подруг в шутку разбудила его песней. Магуль-Мегери знала, как сильно любит ее отец и все сделает для ее счастья. Поэтому она убеждала юношу смело идти к отцу и просить ее руки. Их свадьба будет самой пышной и жизнь они проживут в достатке. Однако Ашик-Кериб не хочет зариться на чужое добро, войти в семью на все готовое. Он хочет стать достойным ее руки, доказать, что и сам чего-то стоит. Юноша решает отправиться в чужие края и нажить себе богатство – или погибнуть. Ровно через семь лет, день в день, он обещает вернуться. Мудрая девушка поддерживает порыв любимого, но предупреждает, что выйдет за другого, Куршуд-бека, если он опоздает к сроку. Таким образом, от Ашик-Кериба зависела не только его, но и ее судьба.
Юноша попрощался с родными, собрал свои нехитрые пожитки и вышел из города. Следом за ним скачет какой-то всадник. Оказывается, тот самый Куршуд-бек, соперник, узнал об уговоре влюбленных. Под видом доброго товарища он долго едет рядом. Когда река преграждает им путь, мнимый друг просит Ашик-Кериба плыть первым. Тот так и поступает. Коварный Куршуд-бек на этот раз не следует за ним. Схватив одежды юноши, он возвращается в город. Матери бедного певца он говорит, что сын ее утонул. Делать нечего, мать отправляется с черной вестью к невесте сына. Магуль-Мегери стало страшно, но она верила в их счастливую звезду и не доверяла словам Куршуд-бека.
Между тем, своим талантом и прекрасным голосом певец завоевал сердца людей. В одном большом городе под названием Халаф его музыка понравилась даже капризному паше (властителю). Особенно его растрогала песня о ненаглядной Магуль-Мегери. Паша осыпал его златом-серебром, приблизил к себе – и Ашик-Кериб не заметил, как пролетело время. Прошло почти семь лет, а он как будто забыл о своем обещании. Почувствовав неладное, Магуль-Мегери шлет на его розыски купца с золотым блюдом, которое забывчивый певец должен мгновенно узнать. Так и вышло. Однако за три дня не одолеть путь, на который нужны целые недели. В отчаянии юноша собирает золото, которое обещал когда-то привезти. Конь мчит его по горам. Остается всего два дня до рокового срока. Ашик-Кериб вне себя от горя хотел было броситься с утеса и распрощаться с жизнью, но его остановил человек на белом коне. Незнакомец предлагает юноше сказать ему правду – и отвезти туда, куда он пожелает. Огорченный певец просится в Арзрум, хотя и туда попасть так быстро нереально. И о чудо – всадник доставил его к воротам того города. Обрадованный, юноша умоляет перенести его еще дальше, в Карс – всадник в мгновенье ока исполняет и это. Тут уж певец упал на колени перед чудесным спасителем и признался, что его заветная цель – Тифлиз. Вновь всадник просит его закрыть глаза – и вот они уже родном городе юноши. Благодарный, он все же просит незнакомца дать какое-нибудь доказательство в знак того, что это чудесное путешествие не сон. Ведь люди назовут его обманщиком. Тогда всадник велит ему взять ком земли из-под копыт белого коня. Эта грязь исцелит старушку, которая уже семь лет слепа – и тогда люди поверят его рассказу. Конный всадник словно растворился в воздухе, и тут уж у юноши не осталось никаких сомнений: ему помог святой Георгий (Хадерилиаз).
Уже ночью он постучал в дверь собственного дома. Мать не признала его, да и она уже давно слепа от слез. А сестра пригласила его в дом. Утром Ашик-Кериб с трудом упросил свою бедную мать одолжить ему сааз якобы погибшего сына. Он отправился на свадьбу своей любимой с Куршуд-беком. Сестра решила проследить за ним. На пиру он отказался назвать свое имя, зато спел песню о чудесном трехдневном путешествии домой. Брат жениха прервал его и назвал обманщиком, но певец продолжил петь – и тогда Магуль-Мегери узнала его голос. Она ждала до последнего и решила уже умереть от кинжала или яда, но не выходить за Куршуд-бека. Прямо при гостях она бросилась на шею любимому. Хладнокровный жених приказал не трогать влюбленных. Он потребовал только одного – доказать, что юноша и впрямь вернулся в три дня. Тогда-то Ашик-Кериб и попросил привести к нему давно ослепшую женщину. Ею оказалась, конечно же, его мать. Смочив ком чудесной земли, он помазал глаза матери – и та сразу прозрела. Пораженные чудом и его историей, люди больше не препятствовали счастью влюбленных, предназначенных друг другу самой судьбой. На радостях великодушный Ашик-Кериб предложил Куршуд-беку другую достойную невесту – свою сестру.
Читательский дневник по сказке «Ашик-Кериб» Лермонтова
Сюжет. Бедный музыкант, певец Ашик-Кериб и Магуль-Мегери, дочка богатого турка, любят друг друга. Юноша решил разбогатеть в чужих краях и жениться на ней. Условились, что невеста будет ждать ровно семь лет. Когда Ашик-Кериб переплывал реку, соперник Куршуд-бек похитил его одежду. И всем объявил, что юноша утонул. Мать Ашик-Кериба ослепла от слез, а Магуль-Мегери продолжала ждать.
В городе Халаф его талант оценил сам правитель, и музыкант зажил припеваючи. Время идет, девушка посылает на его поиски купца. С собой дала золотое блюдо, которое музыкант должен сразу узнать. Так и вышло. Но три дня осталось на дорогу. В пути он встречает всадника. Тот обещает домчать его в любое место. Так музыкант прибыл в родной Тифлис. На прощанье чудесный всадник (а это был святой Георгий) дает ему ком лечебной земли. Она пригодится для слепой старушки.
Он идет на свадьбу. А девушка уже готова умереть. Ашик-Кериб играет на саазе (балалайке) и поет о путешествии домой за три дня. Ему не верят и просят доказательств. Приводят старушку – его слепую мать, она прозревает от освященной земли. Теперь никто не препятствует свадьбе влюбленных. Ведь они созданы друг для друга. Куршуд-беку тоже нашлась невеста – сестра Ашик-Кериба.
Отзыв
Сказка учит тому, что настоящей любви никто не помешает. Даже чудо на ее стороне. Но за нее нужно еще и бороться. И уметь прощать своих врагов, чтобы они стали друзьями.
«Ашик-Кериб» – популярная в странах востока сказка, записанная М. Ю. Лермонтовым. Это история о любви бедного юноши и прекрасной девушки, история о верности, преданности и умении держать свое слово.
Краткое содержание «Ашик-Кериб» для читательского дневника
ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич
Название: «Ашик-Кериб»
Число страниц: 32. Михаил Лермонтов. Издательский Дом Мещерякова. 2010 год
Жанр: Сказка (авторская обработка народной сказки)
Год написания: 1837 год
Главные герои
Ашик-Кериб – молодой, бедный юноша, пылкий, доверчивый и добрый, прекрасный певец и музыкант.
Магуль-Мегери – красавица, невеста Ашик-Кериба, любящая, верная.
Аян-ага – богатый турок, отец Магуль-Мегери.
Куршуд-бек – коварный, но разумный мужчина, который сватался к Магуль-Мегери.
Сюжет
У знатного и богатого торговца Аян-аги была дочь по имени Магуль-Мегери, которая славилась своей необычайной красотой и кротким нравом. В нее влюбился бедняк Ашик-Кериб, который зарабатывал на жизнь пением и искусной игрой на сазе. Прекрасная Магуль ответила на его чувство взаимностью, однако их свадьба не могла состояться из-за того, что влюбленных разделяла большая пропасть – Ашик был очень беден, а Магуль была любимой дочерью богатого купца.
Однако Ашик-Кериб не сдался. Он отправился в дальние края, пообещав возлюбленной, что непременно разбогатеет через семь лет. Магуль пообещала его ждать, но с условием – если Ашик не вернется в условленное время, она выйдет замуж за другого.
Ашику пришлось пережить немало приключений. Благодаря своему таланту он стал придворным музыкантом, и смог осуществить свою мечту и разбогатеть. Вскоре он позабыл свою семью, прекрасную Магуль и данное ей обещание.
Годы шли, и девушка становилась все печальнее. Она решила передать блюдо знакомому купцу, чтобы тот во время странствий отыскал ее жениха. Случайно Ашик увидел это блюдо и понял, что пора возвращаться. По пути домой он загнал коня, но успел вовремя – Магуль уже собрались выдать замуж за другого человека. Влюбленные, не медля, сыграли пышную свадьбу, и жили долго и счастливо.
План пересказа
- Любовь бедного певца и красавицы.
- Обещание Ашик-Кериба.
- Странствия музыканта.
- Служба во дворце.
- Ашик забывает невесту.
- Золотое блюдо.
- Путь домой.
- Пышная свадьба.
Главная мысль
Человек не избежит того, что ему предначертано судьбой.
Чему учит
Сказка учит верности, порядочности, умению держать свое слово. Также она учит, что истинное счастье заключается не в золоте, настоящее богатство – любимые, близкие люди.
Отзыв
Это красивая история о настоящей любви, для которой не стали преградой ни время, ни золото. И Магуль, и Ашик оказались верными своему слову, и в итоге обрели большое счастье.
Рисунок-иллюстрация к сказке Ашик-Кериб.
Пословицы
- От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
- Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
- Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.
Что понравилось
Понравилось, что история закончилась хорошо. Однако все могло пойти иначе, если бы верная Магуль не напомнила Ашику о данном обещании.
Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб» Жанр: авторская обработка народной сказкиГлавные герои сказки «Ашик-Кериб» и их характеристика
- Ашик-Кериб, молодой и бедный певец с прекрасным голосом. Романтичный, добрый, доверчивый. Став богатым забыл невесту, но с помощью Святого Георгия поспел на свадьбу.
- Магуль-Мегери, красавица, верная и беззаветная. Умеет крепко любить, готова была умереть, лишь бы не выходит за нелюбимого.
- Куршуд-бек, коварный, но разумный, не стал чинить препятствия свадьбе
- Хадерилиаз, святой Георгий, справедливый, суровый, честный.
План пересказа сказки «Ашик-Кериб»
- Бедный певец и красавица
- Обет Ашик-Кериба
- Предательство Куршуд-бека
- Во дворце Паши
- Золотое блюдо
- Обратный путь
- Хадерилиаз и глина
- Слепая мать
- На свадьбе
- Счастливый конец
Кратчайшее содержание сказки «Ашик-Кериб» для читательского дневника в 6 предложений
- Ашик-Кериб и Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность мешает Ашик-Керибу просить руки красавицы
- Ашик-Кериб отправляется странствовать, Куршуд-бек ворует его одежду и говорит, что Ашик-Кериб утонул
- Ашик-Кериб становится богатым и забывает про невесту
- Магуль-Мегери посылает блюдо и Ашик-Кериб спешит в Тифлиз
- Хадерилиаз помогает Ашик-Керибу и он берет у матери сааз
- Магуль-Мегери узнает жениха, мать прозревает, Куршуд-бек женится на сестре Ашик-Кериба
Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» Что человеку на роду написано, от того не убежишь.Чему учит сказка «Ашик-Кериб» Сказка эта учит верности, умению держать свое слово. Учит не поддаваться гордыне, учит не забывать своих обещаний, учит не врать, учит не прельщаться видом золота. Сказка учит нас быть справедливыми и мешать чужому счастью.Отзыв на сказку «Ашик-Кериб» Это очень красивая история о любви, которая могла закончится трагически, но благодаря вмешательству высших сил окончилась благополучно. Мне больше всего в этой сказке понравилась Магуль-Мегери, потому что она честно ждала жениха, а тот проводил время в роскоши и развлечениях.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Ашик-Кериб» Давным-давно жила в Тифлизе красавица Магуль-Мегери и жил там же бедный певец Ашик-Кериб. На одной свадьбе увидел Ашик-Кериб Магуль-Мегери и полюбил ее, а красавица полюбила его. Однажды в саду увидела Магуль-Мегери Ашик-Кериба и признался тот ей в своей любви. Предложила красавица попросить ее руки у отца своего, обещая, что тот не ответит отказом. Но не захотел такого Ашик-Кериб, дал он обет, что будет странствовать 7 лет, но вернется богатым. А Магуль-Мегери обещала ждать его и только потом выйти замуж за Куршуд-бека. Взял свой посох Ашик-Кериб и пошел странствовать. Догоняет его Куршуд-бек и в попутчики просится. Идут они дальше вместе, а впереди река быстрая. Разделся Ашик-Кериб, поплыл через реку, а Куршуд-бек его одежду украл, и в Тифлиз возвратился. Показал Куршуд-бек одежды матери Ашик-Кериба, и сказал, что утонул ее сын. Мать с горя ослепла. А Ашик-Кериб дошел до города Халафа, где его пение услышал паша, большой любитель песен. Осыпал паша Ашик-Кериба золотом, зажил тот богато и забыл про Магуль-Мегери. А семь лет заканчиваются. Дает Магуль-Мегери золотое блюдо купцу и просит в каждом городе показывать его и только настоящему хозяину отдать. Приехал купец в Халаф, показывает блюдо. Прибежал Ашик-Кериб, узнал блюдо, а купец узнал Ашик-Кериба и отдал ему блюдо. До срока осталось только три дня, но сел Ашик-Кериб на коня, взял сумку золота и пустился в обратный путь. В горах пал его конь и решил Ашик-Кериб с жизнью покончить. Но тут появился всадник на белом коне и велел Ашик-Керибу бежать за ним. Не смог Ашик-Кериб бежать, посадил всадник его на седло и спрашивает, где тот хочет оказаться. Сказал Ашик-Кериб, что в Арзеруме и в тот же миг оказался в этом городе. Извинился Ашик-Кериб за обман, сказал, что в Карсе быть ему надобно и в тот же миг в Карсе оказался. Взмолился тут Ашик-Кериб, говорит что в Тифлизе ему быть надо. Пожурил его всадник, но все-таки в Тифлиз доставил. А Ашик-Кериб просит доказательство, ведь никто не поверит ему, что он за один день от Халафа до Тифлиза доехал. Дал ему всадник глины из-под копыт коня и сказал, что глина эта поможет слепой прозреть. Пришел Ашик-Кериб домой, стучится, а мать отпирать не хочет, не верит, что сын вернулся. Сестра открыла дверь, зашел Ашик-Кериб, сааз увидел, поиграть попросил. Сыграл, он, спел, но мать все равно не хочет ему верить. Тогда стал просить Ашик-Кериб сааз на свадьбе сыграть, а мать не дает. Но когда узнала, что у Ашик-Кериба полная сумка золота, дала ему сааз. В это время Магуль-Мегери умирать собирается, чашу с ядом держит, да кинжал острый. Пришел Ашик-Кериб, просит разрешения спеть. Куршуд-бек разрешает ему. А Ашик-Кериб говорит, что утром еще в Халафе был. Хотел его брат Куршуд-бека убить за ложь, но остановил его Куршуд-бек. А Магуль-Мегери узнала голос любимого и выбежала, да на шею ему бросилась. Опять хотел убить их брат Курпшуд-бека, а Куршуд-бек узнал Ашик-Кериба и говорит, что если что кому по судьбе написано, от того не убежишь. И доказательств просит того, что Ашик-Кериб за день до Тифлиза добрался. А сестра уже мать слепую ведет. Смазал ей глаза Ашик-Кериб глиной и прозрела мать. Предложил тогда Ашик-Кериб Куршуд-беку свою сестру в жены, а сам на Магуль-Мегери женился.Пословицы к сказке «Ашик-Кериб» От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.Рисунки и иллюстрации к сказке «Ашик-Кериб»
Используемые источники:
- https://blmb.ru/ashik-kerib-kratkoe-soderzhanie/
- https://obrazovaka.ru/books/lermontov/ashik-kerib
- https://kratko.rustih.ru/mihail-lermontov-ashik-kerib/
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/ashik-kerib.html
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_23.html