Подготовить краткий пересказ сказки ашик кериб

Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки ашик-кериб произведения м. ю. лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования.

Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» – произведения М. Ю. Лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования. Михаил Юрьевич записал его со слов азербайджанского поэта М. Ф. Ахундова и оставил в практически неизменном виде.

Главные герои

Ашик-Кериб – нищий уличный певец и музыкант, влюбленный в Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери – прекрасная дочь богача, хранящая верность любимому.

Куршуд-бек – поклонник Магуль-Мегери, соперник Ашик-Кериба.

Краткое содержание

Много лет назад в Тифлисе жил богач Аян-Ага, главным сокровищем которого была дочь редкой красоты – Магуль-Мегери. В этом же городе нищенствовал бедный Ашик-Кериб, зарабатывающий на хлеб игрой на саазе (музыкальном инструменте).

Талантливого уличного певца часто приглашали выступить на праздниках. Так он познакомился с красавицей Магуль-Мегери и сразу же влюбился в нее. Девушке тоже пришелся по душе уличный певец. Эта любовь не сулила молодым людям счастья из-за огромной разницы в имущественном положении.

Магуль-Мегери уговаривала возлюбленного попробовать попросить ее руки у Аян-Аги. Отец не поскупится на приданое для единственной дочери и даст денег на совместную жизнь. Ашик-Кериб был честным и умным юношей. Он говорил, что спустя много лет любимая начнет попрекать его в женитьбе ради богатства.

Ашик-Кериб заявил, что отправится странствовать, проведет вдали от родного дома семь лет и сам заработает много денег. Тогда он вернется к любимой в качестве достойного жениха. Девушка поклялась дождаться любимого, предупредив его, что по прошествии этого срока будет вынуждена согласиться на свадьбу с Куршуд-беком – своим давним поклонником.

Музыкант отправился в далекий путь. Неожиданно его пожелал сопровождать Куршуд-бек.

Странники вышли к широкой реке. Куршуд-бек попросил Ашик-Кериба переплыть ее первым. Певец преодолел реку, а когда обернулся, то увидел, что «товарищ» исчез с его вещами.

Негодяй вернулся в город с одеждой Ашик-Кериб, который, по его словам, утонул. Бедная мать пошла поделиться горем с возлюбленной сына и освободить ее от данного слова. Та лишь улыбнулась, сразу же заподозрив обман своего поклонника. Красавица не поверила в гибель суженого и была намерена ждать его весь положенный срок.

Босой и нагой Ашик-Кериб зашел в первую попавшуюся деревню и спел крестьянам несколько своих чудесных песен. Восхищенные слушатели расплатились едой и одеждой. Выступая перед людьми, уличный певец стал путешествовать.

Дорога привела Ашик-Кериба в Халаф. Там правил паша, страстно любивший музыку и пение. Узнав о появлении нового певца, он приказал немедленно привести его во дворец. Выступление Ашик-Кериба поразило правителя. Он щедро наградил юношу и оставил его во дворце. Прославившийся певец разбогател и забыл о ждущей его в Тифлисе любимой.

Магуль-Мегери хранила верность и ждала любимого уже седьмой год. Срок его странствий заканчивался. Красавица не могла поверить, что суженый пропал, а тем более разлюбил ее. В это время из Тифлиса собирался отправиться большой караван. Девушка пришла к его владельцу с золотым блюдом. По ее просьбе он должен был показывать это блюдо во всех городах по пути и объявлять, что разыскивается хозяин.

Караван посетил множество земель и остановился в Халафе. Услыхав о золотом блюде, к купцу прибежал Ашик-Кериб и узнал от него, что на днях состоится свадьба Магуль-Мегери. Певец, наконец-то, вспомнил о невесте и данном ей обещании. Семилетний срок истекал через три дня, а путь до Тифлиса занимал два месяца.

Ашик-Кериб оседлал коня и помчался домой. Через сутки непрерывной скачки обессиленный конь упал и умер. Несчастный певец уже собирался броситься с высокой скалы, но ему помешал человек на белом коне. Он уверял, что может моментально добраться в любое место. Ашик-Кериб растерялся и два раза просил перенести его не туда, куда нужно. Лишь на третий раз он пожелал попасть в Тифлис и через минуту оказался у стен города.

Чтобы Ашик-Кериба не обвинили во лжи, всадник повелел ему набрать земли из-под волшебного коня. По его словам, этой землей можно вернуть зрение старухе, ослепшей семь лет назад.

Когда могущественный незнакомец внезапно растворился в воздухе, Ашик-Кериб догадался, что встретился со святым Хадрилиазом.

Вечером певец добрался до родного дома. Мать не признала его и отказалась впустить. Поверив в его гибель семь лет назад, она ослепла от слез и переживаний. Дверь Ашик-Керибу открыла сестра. Даже когда он спел песню, мать не могла поверить, что сын вернулся.

Ашик-Кериб вместе с сестрой направился в дом, где должна была состояться свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека. Он уселся посреди гостей и запел песню, в которой рассказал о своем чудесном путешествии.

Убитая горем невеста сидела за занавеской. Так и не дождавшись суженого, она намеревалась совершить самоубийство. Внезапно красавица услышала голос любимого, стремительно выбежала и обняла его.

Куршуд-бек признал право соперника на невесту, но потребовал, чтобы тот доказал чудесную силу. По просьбе певца его сестра привела слепую мать. Ашик-Кериб, славя Хадрилиаза, намазал ей землей веки и вернул зрение.

Влюбленные стали готовиться к своей свадьбе. Ашик-Кериб пообещал выдать свою сестру замуж за Куршуд-бека.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Богородская средняя школа

Воскресенского муниципального района

Нижегородской области

Согласовано Утверждено

Заместитель директора по УВР Директор МОУ Богородская СШ

____________ С.В.Голышева _______________ В.С.Тюкина

«__» ___________ 20 Приказ №______ от «__»_________20

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО

Литературному чтению

4 класс

на 2021 — 2022 учебный год

Составила учитель начальных классов

Круглова Елизавета Владимировна

2021 г.

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного курса

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников Л.Ф. Климановой,  В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. Система «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2019.

Категория обучающихся

Учащиеся 4 класса МОУ Богородская СШ

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

102 часа

Форма обучения

очная

Режим занятий

3 часа в неделю

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9-10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей, учитывая условия, в которых действовал герой, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать…», «Мне хотелось бы уточнить…», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример…» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания;

  • осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,

автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых

установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

     Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения — формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Продолжается работа с произведениями фольклора, с бы­линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произве­дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содер­жание произведений.

Летописи, былины, сказания, жития (8 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»; «И вспомнил Олег коня своего…»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (17 ч)

П.П. Ершов «Конек-горбунок» (отрывок);А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (10 ч)

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»; А.II. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над поля ми…»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки (11 ч)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»;П.П. Бажов «Серебряное копытце»;С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»;В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе сейчас (8 ч)

Е.Д. Шварц «Сказка о потерянном времени»; В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Стран детства (7 ч)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков»;К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М.М. Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

В.Я. Брюсов «Опять сон»; В.Я. Брюсов «Детская»; С.А. Есенин «Бабушкины сказки»; М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М.И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы (9 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»;  А.И. Куприн «Барбос и Жулька»; М.М. Пришвин «Выскочка»; К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы»; Е.И. Чарушин «Кабан»; В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»;  С.А. Клычков «Весна в лесу»;  Д.Б. Кедрин «Бабье лето»; Н.М. Рубцов «Сентябрь»;  С.А. Есенин «Лебедушка».

Родина (6 ч)

И.С. Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин «Родине»; Л.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна Фантазия (5 ч)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычев «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (9 ч)

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; Г.X. Андерсен «Русалочка»; М. Твен «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

  1. Тематическое планирование.

п/п

Наименование темы

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Летописи, былины, сказания, жития

8 ч

2

Чудесный мир классики

17 ч

3

Поэтическая тетрадь

10 ч

4

Литературные сказки

11 ч

5

Делу время – потехе час

8 ч

6

Страна детства

7 ч

7

Поэтическая тетрадь

5 ч

8

Природа и мы

9 ч

9

Поэтическая тетрадь

6 ч

10

Родина

5 ч

11

Страна Фантазия

5 ч

12

Зарубежная литература

9 ч

ИТОГО

102 ч

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Название разделов и тем уроков

Виды контроля

Домашнее задание

Летописи, былины, сказания, жития (8 ч)

1

01.09

Знакомство с учебником и разделом.Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Текущий

Стр.6-8 (Стр.14-15) прочитать, ответить на вопросы 1-3.

2

03.09

Из летописи «И вспомнил Олег коня

своего».

Текущий

Стр.11 Задание 5 — подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка из произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

3

06.09

Внеклассное чтение Самые интересные книги, прочитанные летом.

Текущий

Без задания

4

08.09

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

Текущий

Стр. 12-16 подготовить выразительное чтение, найти объяснение незнакомых слов. .

5

10.09

Прозаический текст былины в пересказе И. Карноуховой.

Текущий

Стр. 17-19 прочитать былину, разделить её на смысловые части. План записать в тетрадь.

6

13.09

«Житие Сергия Радонежского». Куликовская битва.

Текущий

Стр.22-28 прочитать

7

15.09

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития».

Текущий

Выполнить задание в тетради.

8

17.09

Оценка достижений. Проект «Создание календаря исторических событий».

Тематический

Оформить проект «Создание календаря исторических событий» на листах А4

Чудесный мир классики (17 ч)

9

20.09

Знакомство с названием раздела. П.П. Ершов «Конёк — Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Текущий

Стр. 39-51 прочитать до слов «Братья, то есть испугались…» — подготовить выразительное чтение.

10

22.09

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».Характеристика героев.

Текущий

Стр. 51-61 прочитать, Задание 9 или 13. По желанию* прочитать сказку П.П.Ершова целиком. 

11

24.09

А.С. Пушкин «Няне».

Текущий

Стр. 66 (Стр. 35) выучить стихотворение А.С.Пушкина «Няне». По желанию* проиллюстрировать его.

12

27.09

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..».

Текущий

Стр. 67-68 (Стр. 36-38) выучить любое стихотворение. По желанию* проиллюстрировать его

13

29.00

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».Характеристика героев.

Текущий

Стр. 70-90 (Стр. 39-56) подготовить выразительное чтение

14

01.10

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой Царевне и о семи богатырях».Деление сказки на части.

Текущий

Подробно пересказать одну из частей сказки

15

04.10

Внеклассное чтение.

Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина.

Текущий

Без задания

16

06.10

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

Текущий

Стр. 96 подготовить выразительное чтение

17

08.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

Текущий

Стр. 97-110 (Стр. 61-71) подготовить выразительное чтение

18

11.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев.

Текущий

Стр. 97-110 (Стр. 61-71) прочитать, подготовить краткий пересказ сказки по плану. 

19

13.10

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Текущий

Стр. 114 (Стр. 74) прочитать; читать произведения Л.Н.Толстого

20

15.10

Л.Н. Толстой «Детство».

Текущий

Написать в тетради небольшое сочинение о маме. Читать произведения Л.Н.Толстого.

21

18.10

Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал» Басня.

Текущий

Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого. Подготовить выразительное чтение одной из них..

22

20.10

Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого.

Текущий

Без задания

23

22.10

А.П. Чехов «Мальчики».

Текущий

Без задания

24

01.11

А.П. Чехов «Мальчики».Главные герои рассказа – герои своего времени.

Текущий

Стр. 123-134 прочитать. Выполнить задания.

25

03.11

Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики». Оценка достижений.

Тематический

Без задания

Поэтическая тетрадь (10 ч)

26

08.11

Знакомство с названием раздела.Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…».

Текущий

Стр.138-140 прочитать. Выучить понравившееся стихотворение

27

10.11

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

Текущий

Стр. 141-142 прочитать. Выучить наизусть любое стихотворение.

28

12.11

Е.А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шёпот…».

Текущий

Стр. 143-144 прочитать. Нарисовать рисунок.

29

15.11

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Текущий

Стр.145 подготовить выразительное чтение.

30

17.11

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями».

Стр. 146 выучить наизусть

31

19.11

Н.А. Некрасов «Школьник»

Текущий

Стр. 147-148 выучить наизусть

32

22.11

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки…».

Стр.148-149 выучить наизусть

33

24.11

И.С. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

Текущий

Стр. 150-151 выучить наизусть.

34

26.11

Внеклассное чтение. Родные поэты.

Текущий

Приготовить стихи русских поэтов-классиков.

35

29.11

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Тематический

Выучить любое стихотворение русского поэта-классика. Нарисовать рисунок.

Литературные сказки (11 ч)

36

01.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки.

Текущий

Стр. 156-168 прочитать. Ответить на вопросы

37

03.12

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».Подробный пересказ.

Текущий

Стр. 156-168 прочитать. Подготовиться к пересказу.

38

06.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Текущий

Стр. 169-179 прочитать. Ответить на вопросы

39

08.12

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».Текст-описание в содержании художественного произведения.

Текущий

Стр. 169-179 прочитать. Подготовить план пересказа

40

10.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Текущий

Стр. 180-192 прочитать. Ответить на вопросы

41

13.12

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

Текущий

Стр. 180-192 прочитать. Подготовить пересказ

42

15.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения.

Текущий

Стр. 193-214 прочитать. Ответить на вопросы

43

17.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

Текущий

Стр. 193-214 прочитать. Подготовиться к выборочному чтению

44

20.12

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Текущий

Стр. 193-214 прочитать. Подготовить пересказ

45

22.12

Внеклассное чтение.Сказки любимых писателей.

Текущий

Нарисовать рисунок.

46

24.12

Оценка достижений. Проверочная работа.

Тематический

Приготовить пересказ литературной сказки.

47

27.12

Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики». Оценка достижений.

Текущий

Без задания

Делу время – потехе час (8 ч)

48

10.01

Знакомство с названием раздела. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

Текущий

Стр. 4-16 прочитать. Подготовиться к чтению по ролям

49

12.01

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».Нравственный смысл произведения.

Текущий

Стр. 4-16 прочитать. Подготовить пересказ

50

14.01

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

Текущий

Стр. 17-23 прочитать. Чтение по ролям

51

17.01

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

Текущий

Стр. 24-28 прочитать. Сочинение «Что я люблю»

52

19.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.

Текущий

Стр. 29-34 прочитать. Подготовить выразительное чтение

53

21.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

Текущий

Стр. 29-34 прочитать. Инсценировать понравившейся эпизод произведения.

54

24.01

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

Текущий

Читать книги о сверстниках, о школе.

55

26.01

Обобщающий урок «Делу время – потехе час». Оценка достижений.

Тематический

Без задания

Страна детства(7 ч)

56

28.01

Знакомство с названием раздела.Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Текущий

Стр. 38-46 прочитать.Подготовить сжатый пересказ

57

30.01

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения.

Текущий

Стр. 38-46 прочитать.Рассказать о характере героя, который понравился

58

02.02

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Текущий

Стр. 47-58 прочитать. Ответить на вопросы

59

04.02

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Текущий

Стр. 47-58 прочитать.Найти рассказ о Григе.

60

07.02

М.М. Зощенко «Ёлка».

Текущий

Стр. 59-64 прочитать. Чем запомнился рассказ, почему?

61

09.02

Обобщающий урок. «Страна детства». Оценка достижений.

Тематический

Приготовить сообщение «Что такое серия книг и каково их назначение».

62

11.02

Внеклассное чтение. «Что такое серии книг и каково их назначение».

Текущий

Читать книги русских писателей о детстве.

Поэтическая тетрадь (5 ч)

63

14.02

Знакомство с названием раздела.В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская».

Текущий

Стр. 68-70 прочитать. Выучить любое стихотворение наизусть.

64

16.02

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

Текущий

Стр. 71 выучить наизусть любое стихотворение Есенина.

65

18.02

М.И. Цветаева, «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

Текущий

Стр. 72-73 выучить любое стихотворение Цветаевой.

66

21.02

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Тематический

Стр.74 выполнить задания

67

25.02

Устный журнал «Поэтическая тетрадь».

Текущий

Без задания

Природа и мы(9 ч)

68

28.02

Знакомство с названием раздела.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

Текущий

Стр. 76-84 прочитать. Подготовить пересказ

69

02.03

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».Поступок как характеристика героя произведения.

Текущий

Стр. 85-91 прочитать. Подготовиться к письменному опросу.

70

04.03

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

Текущий

Стр. 92-95 прочитать. Подготовить характеристику героев

71

07.03

Е.И. Чарушин «Кабан».

Текущий

Стр. 96-99 прочитать. Подготовить полный пересказ

72

09.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

Текущий

Стр. 100-110 прочитать. Подготовить выразительное чтение

73

11.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.

Текущий

Стр. 100-110 прочитать. Подготовить план рассказа

74

14.03

Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы».

Тематический

Стр. 111-112. Выполнить задания

75

16.03

Проект «Природа и мы». Оценка достижений.

Текущий

Доработать проекты

76

18.03

Внеклассное чтение. Книги о природе.

Текущий

Без задания

Поэтическая тетрадь (6 ч)

77

28.03

Знакомство с названием раздела.Б.Л. Пастернак «Золотая осень.

Текущий

Стр. 114-115 ыыучить наизусть

78

30.03

С.А. Клычков «Весна в лесу».

Текущий

Стр. 116-117 выучить наизусть

79

01.04

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Текущий

Стр. 118 выучить наизусть

80

04.04

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

Стр. 119 выучить наизусть

81

06.04

С.А. Есенин «Лебёдушка».

Текущий

Стр. 120-126 подготовить выразительное чтение

82

08.04

Обобщающий урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Оценка достижений.

Тематический

Без задания

Родина (5 ч)

83

11.04

Знакомство с названием раздела.И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

Текущий

Стр. 128-132 читать выразительно. Ответить на вопросы

84

13.04

С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…».

Текущий

Стр. 133-135 читать выразительно. Ответить на вопросы

85

15.04

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

Текущий

Читать рассказы о Суворове. Пересказ любого рассказа.

86

18.04

Проект: «Они защищали Родину». Оценка достижений.

Тематический

Стр. 140-141 выполнить проект

87

20.04

Обобщение по разделу «Родина».

Текущий

Без задания

Страна Фантазия(5 ч)

88

22.04

Знакомство с названием раздела.Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Текущий

Стр. 144-149 прочитать. Ответить на вопросы.

89

25.04

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

Текущий

Стр. 144-149 прочитать. Подготовить пересказ

90

27.04

Кир Булычев «Путешествие Алисы».Особенности фантастического жанра.

Текущий

Стр. 150-157 прочитать. Ответить на вопросы.

91

29.04

К. Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

Текущий

Стр. 150-157 прочитать. Подготовить выразительное чтение отрывка из текста.

92

02.05

Путешествие по стране Фантазии. Оценка достижений.

Тематический

Стр. 158 выполнить задания

93

04.05

«Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных).

Текущий

Читать книги о путешествиях и путешественниках. Стр. 158 Задание №8

Зарубежная литература (9 ч)

94

06.05

Знакомство с названием раздела.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Текущий

Стр. 160-166 прочитать. Подготовить выразительное чтение

95

11.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка».Авторская сказка.

Текущий

Стр. 167-193 прочитать. Ответить на вопросы

96

13.05

Г.Х. Андерсен «Русалочка».Характеристика героев.

Текущий

Стр. 167-193 прочитать. Подготовить характеристику одного из героев.

97

16.05

М. Твен «ПриключенияТома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

Текущий

Стр. 194-200 прочитать. Подготовить рассказ от имени героя

98

18.05

С. Лагерлеф «Святая ночь».

Текущий

Стр. 201-208 прочитать, пересказать

99

20.05

С. Лагерлеф «В Назарете».

Текущий

Стр. 209-216 прочитать. Подготовить выразительное чтение

100

23.05

Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг».

Текущий

Читать произведения зарубежных писателей.

101

25.05

Обобщающий урок «Зарубежная литература».

Тематический

Стр. 217 выполнить задания

102

27.05

Урок-игра «Литературные тайны».

Текущий

Без задания

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/474754-rabochaja-programma-po-literaturnomu-chteniju

На чтение 23 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Здесь даны основные сведения о сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Сказку «Ашик-Кериб» Михаил Юрьевич Лермонтов написан в 1837 году. На Кавказе он услышал восточную легенду и сделал её литературный вариант.

В ней рассказывается о бедняке из Тифлиза (так автор называет город Тифлис), который благодаря своему пению и игре на саазе (турецкой балалайке) разбогател и женился на любимой девушке.

Главный герой сказки

Читайте также: Характеристика Ашик-Кериба — героя сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Бедняк Ашик-Кериб, живший в Тифлисе, играл на саазе (турецкой балалайке) и этим зарабатывал на жизнь. Он полюбил дочь богатого турка, которую звали Магуль-Мегери. Юноша решил, что будет странствовать 7 лет, наживёт богатство и тогда женится на любимой. Девушка согласилась его ждать.

В пути бедняка догнал Куршуд-бек, который давно сватался к Магуль-Мегери. Хитростью завладел он его одеждой, привёз её матери Ашика и сказал, что сын её утонул. Мать сказала об этом Магуль-Мегери, но девушка не поверила Куршуд-беку.

Ашик-Кериб, странствуя, пришёл в Халаф. Там он стал придворным музыкантом паши и разбогател.

Когда близился срок возвращения Ашика в Тифлис, Магуль-Мегери передала уезжавшему купцу золотое блюдо, чтобы он выставлял его в лавках, где будет торговать. В Халафе блюдо увидел Ашик и вспомнил, что до окончания срока осталось 3 дня.

Когда он дошёл до Арзинган-горы, до Тифлиса оставалось идти 2 месяца. Но юноше помог Хадерилиаз (Святой Георгий). Ашик-Кериб вмиг очутился в Тифлисе. А перед этим Хадерилиаз дал ему комок земли из-под копыта коня, чтобы он помазал им глаза женщине, ослепшей 7 лет назад. После этого все должны были поверить, что он за короткий срок добрался из Халафа в Тифлис.

Мать и сестра не узнали Ашика. Он попросил у них свой сааз и пошёл к Магуль-Мегери. В этот вечер была её свадьба с Куршуд-беком.

Когда юноша стал петь, невеста узнала его голос и бросилась к нему. Ашик исцелил свою мать от слепоты, женился на Магуль-Мегери, а своей сестре дал богатое приданое и выдал замуж за Куршуд-бека.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).

Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.

Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.

Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.

Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.

Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.

Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.

Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.

Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.

Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.

Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.

Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.

Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.

Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).

Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).

Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.

Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.

Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.

Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.

Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.

Заключение к краткому пересказу

В сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) сказки «Ашик-Кериб»: настоящая любовь может преодолеть все трудности, преграды и расстояния.

Сказка «Ашик-Кериб» учит, что нужно выполнять обещания, данные любимому человеку, быть верным своему слову.

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Двенадцать» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. А. Блока«Горе от ума» — краткое содержание и пересказ по действиям комедии А. С. Грибоедова«Последний лист» — краткое содержание и пересказ новеллы О. Генри«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого

О произведении

Сказка «Ашик-Кериб» Лермонтова была написана в 1837 году. Произведение представляет собой литературную обработку популярной турецкой сказки о любви бедного музыканта к богатой красавице.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Ашик-Кериб» на нашем сайте. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 4 классе.

Главные герои

Ашик-Кериббедный музыкант, независимый, целеустремленный юноша.

Магуль-Мегерикрасивая девушка, любящая, верная.

Другие персонажи

Аяк-Ага – турок, богатый купец, заботливый и любящий отец Магуль-Мегери.

Куршуд-бекмолодой человек, который сватался к Магуль-Мегери.

Краткое содержание

Давным-давно в Тифлисе жил богатый турок Аяк-Ага, у которого была единственная красавица дочь Магуль-Мегери. Там же проживал и бедный музыкант Ашик-Кериб, у которого не было «ничего, кроме высокого сердца – и дара песен». На одном из торжеств, где играл Ашик-Кериб, молодые люди познакомились и полюбили друг друга.

Магуль-Мегери сказала своему возлюбленному, чтобы тот смело просил ее руки у отца, который не пожалеет денег на свадьбу и всем обеспечит их ради счастья дочери. Однако гордый юноша не хотел выступать в роли нахлебника. Он дал клятву возлюбленной: «семь лет странствовать по свету и нажить себе богатство либо погибнуть в дальних пустынях». Магуль-Мегери согласилась, но с условием: если Ашик-Кериб не вернется в условленный срок, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватался.

Молодой музыкант попрощался с матерью и сестрой и отправился в дальнюю дорогу. Вслед за ним отправился и Куршуд-бек. Когда перед путниками показалась река, Ашик-Кериб первым переправился через нее, но коварный соперник схватил его одежду и поспешил домой. Он всем рассказал, как музыкант утонул в реке, но Магуль-Мегери не поверила ему.

Тем временем Ашик-Кериб странствовал по свету, зарабатывая на жизнь своим талантом. Вскоре слава о нем достигла богатого и могущественного паши, который предложил бродячему музыканту остаться у него. Благодаря его щедрости «счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат», и вскоре совсем позабыл Магуль-Мегери.

Семилетний срок уже подходил к концу, и Магуль-Мегери попросила знакомого купца везде выставлять золотое блюдо в надежде, что увидит его Ашик-Кериб и вспомнит о ней. Так и произошло. Он поспешил в родной Тифлис, но понимал, что не успеет вернуться в назначенный срок. Помог юноше добраться домой загадочный всадник на белом коне.

Ослепшая от слез мать Ашик-Кериба, узнав о возвращении сына, тут же прозрела. Юноша поспешил к Магуль-Мегери, которая в тот самый вечер должна была выйти замуж за Куршуд-бека. Счастливые влюбленные тут же сыграли свадьбу, а Куршуд-бек взял в жены сестру Ашик-Кериба.

Конец.

Заключение

Произведение учит быть настойчивым в достижении цели, честным, порядочным, уметь держать свое слово и бороться за свою любовь, за свое счастье.

После ознакомления с кратким пересказом «Ашик-Кериба» рекомендуем прочесть сказку Лермонтова в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Ашик-Кериб»?</h3>

    • <label>Александр Пушкин</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Михаил Лермонтов</label>
    • <label>Петр Ершов</label>

(новая вкладка)

Давным-давно в грузинском Тифлизе жил один турок-богач Аян-Ага. Но главным сокровищем его была единственная дочь прекрасная Магуль-Мегери. В том же городе вместе с матерью и сестрой жил и бедный певец, музыкант Ашик-Кериб. Его сокровищем было только доброе сердце да балалайка (сааз). Хорошего музыканта часто приглашали на свадьбы, на одной из них он и увидел впервые красавицу Магуль-Мегери. Они полюбили друг друга. Хотел он взять ее в жены, но не верил, что девушку из богатой семьи отдадут за него. Не так просто им было встретиться, но однажды девушка с подругами гуляла в саду. А там под виноградом спал Ашик-Кериб. Одна из подруг в шутку разбудила его песней. Магуль-Мегери знала, как сильно любит ее отец и все сделает для ее счастья. Поэтому она убеждала юношу смело идти к отцу и просить ее руки. Их свадьба будет самой пышной и жизнь они проживут в достатке. Однако Ашик-Кериб не хочет зариться на чужое добро, войти в семью на все готовое. Он хочет стать достойным ее руки, доказать, что и сам чего-то стоит. Юноша решает отправиться в чужие края и нажить себе богатство – или погибнуть. Ровно через семь лет, день в день, он обещает вернуться. Мудрая девушка поддерживает порыв любимого, но предупреждает, что выйдет за другого, Куршуд-бека, если он опоздает к сроку. Таким образом, от Ашик-Кериба зависела не только его, но и ее судьба.

Юноша попрощался с родными, собрал свои нехитрые пожитки и вышел из города. Следом за ним скачет какой-то всадник. Оказывается, тот самый Куршуд-бек, соперник, узнал об уговоре влюбленных. Под видом доброго товарища он долго едет рядом. Когда река преграждает им путь, мнимый друг просит Ашик-Кериба плыть первым. Тот так и поступает. Коварный Куршуд-бек на этот раз не следует за ним. Схватив одежды юноши, он возвращается в город. Матери бедного певца он говорит, что сын ее утонул. Делать нечего, мать отправляется с черной вестью к невесте сына. Магуль-Мегери стало страшно, но она верила в их счастливую звезду и не доверяла словам Куршуд-бека.

Между тем, своим талантом и прекрасным голосом певец завоевал сердца людей. В одном большом городе под названием Халаф его музыка понравилась даже капризному паше (властителю). Особенно его растрогала песня о ненаглядной Магуль-Мегери. Паша осыпал его златом-серебром, приблизил к себе – и Ашик-Кериб не заметил, как пролетело время. Прошло почти семь лет, а он как будто забыл о своем обещании. Почувствовав неладное, Магуль-Мегери шлет на его розыски купца с золотым блюдом, которое забывчивый певец должен мгновенно узнать. Так и вышло. Однако за три дня не одолеть путь, на который нужны целые недели. В отчаянии юноша собирает золото, которое обещал когда-то привезти. Конь мчит его по горам. Остается всего два дня до рокового срока. Ашик-Кериб вне себя от горя хотел было броситься с утеса и распрощаться с жизнью, но его остановил человек на белом коне. Незнакомец предлагает юноше сказать ему правду – и отвезти туда, куда он пожелает. Огорченный певец просится в Арзрум, хотя и туда попасть так быстро нереально. И о чудо – всадник доставил его к воротам того города. Обрадованный, юноша умоляет перенести его еще дальше, в Карс – всадник в мгновенье ока исполняет и это. Тут уж певец упал на колени перед чудесным спасителем и признался, что его заветная цель – Тифлиз. Вновь всадник просит его закрыть глаза – и вот они уже родном городе юноши. Благодарный, он все же просит незнакомца дать какое-нибудь доказательство в знак того, что это чудесное путешествие не сон. Ведь люди назовут его обманщиком. Тогда всадник велит ему взять ком земли из-под копыт белого коня. Эта грязь исцелит старушку, которая уже семь лет слепа – и тогда люди поверят его рассказу. Конный всадник словно растворился в воздухе, и тут уж у юноши не осталось никаких сомнений: ему помог святой Георгий (Хадерилиаз).

Уже ночью он постучал в дверь собственного дома. Мать не признала его, да и она уже давно слепа от слез. А сестра пригласила его в дом. Утром Ашик-Кериб с трудом упросил свою бедную мать одолжить ему сааз якобы погибшего сына. Он отправился на свадьбу своей любимой с Куршуд-беком. Сестра решила проследить за ним. На пиру он отказался назвать свое имя, зато спел песню о чудесном трехдневном путешествии домой. Брат жениха прервал его и назвал обманщиком, но певец продолжил петь – и тогда Магуль-Мегери узнала его голос. Она ждала до последнего и решила уже умереть от кинжала или яда, но не выходить за Куршуд-бека. Прямо при гостях она бросилась на шею любимому. Хладнокровный жених приказал не трогать влюбленных. Он потребовал только одного – доказать, что юноша и впрямь вернулся в три дня. Тогда-то Ашик-Кериб и попросил привести к нему давно ослепшую женщину. Ею оказалась, конечно же, его мать. Смочив ком чудесной земли, он помазал глаза матери – и та сразу прозрела. Пораженные чудом и его историей, люди больше не препятствовали счастью влюбленных, предназначенных друг другу самой судьбой. На радостях великодушный Ашик-Кериб предложил Куршуд-беку другую достойную невесту – свою сестру.

Читательский дневник по сказке «Ашик-Кериб» Лермонтова

Сюжет. Бедный музыкант, певец Ашик-Кериб и Магуль-Мегери, дочка богатого турка, любят друг друга. Юноша решил разбогатеть в чужих краях и жениться на ней. Условились, что невеста будет ждать ровно семь лет. Когда Ашик-Кериб переплывал реку, соперник Куршуд-бек похитил его одежду. И всем объявил, что юноша утонул. Мать Ашик-Кериба ослепла от слез, а Магуль-Мегери продолжала ждать.

В городе Халаф его талант оценил сам правитель, и музыкант зажил припеваючи. Время идет, девушка посылает на его поиски купца. С собой дала золотое блюдо, которое музыкант должен сразу узнать. Так и вышло. Но три дня осталось на дорогу. В пути он встречает всадника. Тот обещает домчать его в любое место. Так музыкант прибыл в родной Тифлис. На прощанье чудесный всадник (а это был святой Георгий) дает ему ком лечебной земли. Она пригодится для слепой старушки.

Он идет на свадьбу. А девушка уже готова умереть. Ашик-Кериб играет на саазе (балалайке) и поет о путешествии домой за три дня. Ему не верят и просят доказательств. Приводят старушку – его слепую мать, она прозревает от освященной земли. Теперь никто не препятствует свадьбе влюбленных. Ведь они созданы друг для друга. Куршуд-беку тоже нашлась невеста – сестра Ашик-Кериба.

Отзыв

Сказка учит тому, что настоящей любви никто не помешает. Даже чудо на ее стороне. Но за нее нужно еще и бороться. И уметь прощать своих врагов, чтобы они стали друзьями.

«Ашик-Кериб» – популярная в странах востока сказка, записанная М. Ю. Лермонтовым. Это история о любви бедного юноши и прекрасной девушки, история о верности, преданности и умении держать свое слово.

ashik-kerib-chitatelskiy-dnevnik-63826.jpg

Краткое содержание «Ашик-Кериб» для читательского дневника

ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич

Название: «Ашик-Кериб»

Число страниц: 32. Михаил Лермонтов. Издательский Дом Мещерякова. 2010 год

Жанр: Сказка (авторская обработка народной сказки)

Год написания: 1837 год

Главные герои

Ашик-Кериб – молодой, бедный юноша, пылкий, доверчивый и добрый, прекрасный певец и музыкант.

Магуль-Мегери – красавица, невеста Ашик-Кериба, любящая, верная.

Аян-ага – богатый турок, отец Магуль-Мегери.

Куршуд-бек – коварный, но разумный мужчина, который сватался к Магуль-Мегери.

Сюжет

У знатного и богатого торговца Аян-аги была дочь по имени Магуль-Мегери, которая славилась своей необычайной красотой и кротким нравом. В нее влюбился бедняк Ашик-Кериб, который зарабатывал на жизнь пением и искусной игрой на сазе. Прекрасная Магуль ответила на его чувство взаимностью, однако их свадьба не могла состояться из-за того, что влюбленных разделяла большая пропасть – Ашик был очень беден, а Магуль была любимой дочерью богатого купца.

Однако Ашик-Кериб не сдался. Он отправился в дальние края, пообещав возлюбленной, что непременно разбогатеет через семь лет. Магуль пообещала его ждать, но с условием – если Ашик не вернется в условленное время, она выйдет замуж за другого.

Ашику пришлось пережить немало приключений. Благодаря своему таланту он стал придворным музыкантом, и смог осуществить свою мечту и разбогатеть. Вскоре он позабыл свою семью, прекрасную Магуль и данное ей обещание.

Годы шли, и девушка становилась все печальнее. Она решила передать блюдо знакомому купцу, чтобы тот во время странствий отыскал ее жениха. Случайно Ашик увидел это блюдо и понял, что пора возвращаться. По пути домой он загнал коня, но успел вовремя – Магуль уже собрались выдать замуж за другого человека. Влюбленные, не медля, сыграли пышную свадьбу, и жили долго и счастливо.

План пересказа

  1. Любовь бедного певца и красавицы.
  2. Обещание Ашик-Кериба.
  3. Странствия музыканта.
  4. Служба во дворце.
  5. Ашик забывает невесту.
  6. Золотое блюдо.
  7. Путь домой.
  8. Пышная свадьба.

Главная мысль

Человек не избежит того, что ему предначертано судьбой.

Чему учит

Сказка учит верности, порядочности, умению держать свое слово. Также она учит, что истинное счастье заключается не в золоте, настоящее богатство – любимые, близкие люди.

Отзыв

Это красивая история о настоящей любви, для которой не стали преградой ни время, ни золото. И Магуль, и Ашик оказались верными своему слову, и в итоге обрели большое счастье.

chitatelskiy-dnevnik-63826-risunok-illyustraciya-k-skazke-ashik-kerib.jpg

Рисунок-иллюстрация к сказке Ашик-Кериб.

Пословицы

  • От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
  • Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
  • Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Что понравилось

Понравилось, что история закончилась хорошо. Однако все могло пойти иначе, если бы верная Магуль не напомнила Ашику о данном обещании.

Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб» Жанр: авторская обработка народной сказкиГлавные герои сказки «Ашик-Кериб» и их характеристика

  1. Ашик-Кериб, молодой и бедный певец с прекрасным голосом. Романтичный, добрый, доверчивый. Став богатым забыл невесту, но с помощью Святого Георгия поспел на свадьбу.
  2. Магуль-Мегери, красавица, верная и беззаветная. Умеет крепко любить, готова была умереть, лишь бы не выходит за нелюбимого.
  3. Куршуд-бек, коварный, но разумный, не стал чинить препятствия свадьбе
  4. Хадерилиаз, святой Георгий, справедливый, суровый, честный.

План пересказа сказки «Ашик-Кериб»

  1. Бедный певец и красавица
  2. Обет Ашик-Кериба
  3. Предательство Куршуд-бека
  4. Во дворце Паши
  5. Золотое блюдо
  6. Обратный путь
  7. Хадерилиаз и глина
  8. Слепая мать
  9. На свадьбе
  10. Счастливый конец

Кратчайшее содержание сказки «Ашик-Кериб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Ашик-Кериб и Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность мешает Ашик-Керибу просить руки красавицы
  2. Ашик-Кериб отправляется странствовать, Куршуд-бек ворует его одежду и говорит, что Ашик-Кериб утонул
  3. Ашик-Кериб становится богатым и забывает про невесту
  4. Магуль-Мегери посылает блюдо и Ашик-Кериб спешит в Тифлиз
  5. Хадерилиаз помогает Ашик-Керибу и он берет у матери сааз
  6. Магуль-Мегери узнает жениха, мать прозревает, Куршуд-бек женится на сестре Ашик-Кериба

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» Что человеку на роду написано, от того не убежишь.Чему учит сказка «Ашик-Кериб» Сказка эта учит верности, умению держать свое слово. Учит не поддаваться гордыне, учит не забывать своих обещаний, учит не врать, учит не прельщаться видом золота. Сказка учит нас быть справедливыми и мешать чужому счастью.Отзыв на сказку «Ашик-Кериб» Это очень красивая история о любви, которая могла закончится трагически, но благодаря вмешательству высших сил окончилась благополучно. Мне больше всего в этой сказке понравилась Магуль-Мегери, потому что она честно ждала жениха, а тот проводил время в роскоши и развлечениях.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Ашик-Кериб» Давным-давно жила в Тифлизе красавица Магуль-Мегери и жил там же бедный певец Ашик-Кериб. На одной свадьбе увидел Ашик-Кериб Магуль-Мегери и полюбил ее, а красавица полюбила его. Однажды в саду увидела Магуль-Мегери Ашик-Кериба и признался тот ей в своей любви. Предложила красавица попросить ее руки у отца своего, обещая, что тот не ответит отказом. Но не захотел такого Ашик-Кериб, дал он обет, что будет странствовать 7 лет, но вернется богатым. А Магуль-Мегери обещала ждать его и только потом выйти замуж за Куршуд-бека. Взял свой посох Ашик-Кериб и пошел странствовать. Догоняет его Куршуд-бек и в попутчики просится. Идут они дальше вместе, а впереди река быстрая. Разделся Ашик-Кериб, поплыл через реку, а Куршуд-бек его одежду украл, и в Тифлиз возвратился. Показал Куршуд-бек одежды матери Ашик-Кериба, и сказал, что утонул ее сын. Мать с горя ослепла. А Ашик-Кериб дошел до города Халафа, где его пение услышал паша, большой любитель песен. Осыпал паша Ашик-Кериба золотом, зажил тот богато и забыл про Магуль-Мегери. А семь лет заканчиваются. Дает Магуль-Мегери золотое блюдо купцу и просит в каждом городе показывать его и только настоящему хозяину отдать. Приехал купец в Халаф, показывает блюдо. Прибежал Ашик-Кериб, узнал блюдо, а купец узнал Ашик-Кериба и отдал ему блюдо. До срока осталось только три дня, но сел Ашик-Кериб на коня, взял сумку золота и пустился в обратный путь. В горах пал его конь и решил Ашик-Кериб с жизнью покончить. Но тут появился всадник на белом коне и велел Ашик-Керибу бежать за ним. Не смог Ашик-Кериб бежать, посадил всадник его на седло и спрашивает, где тот хочет оказаться. Сказал Ашик-Кериб, что в Арзеруме и в тот же миг оказался в этом городе. Извинился Ашик-Кериб за обман, сказал, что в Карсе быть ему надобно и в тот же миг в Карсе оказался. Взмолился тут Ашик-Кериб, говорит что в Тифлизе ему быть надо. Пожурил его всадник, но все-таки в Тифлиз доставил. А Ашик-Кериб просит доказательство, ведь никто не поверит ему, что он за один день от Халафа до Тифлиза доехал. Дал ему всадник глины из-под копыт коня и сказал, что глина эта поможет слепой прозреть. Пришел Ашик-Кериб домой, стучится, а мать отпирать не хочет, не верит, что сын вернулся. Сестра открыла дверь, зашел Ашик-Кериб, сааз увидел, поиграть попросил. Сыграл, он, спел, но мать все равно не хочет ему верить. Тогда стал просить Ашик-Кериб сааз на свадьбе сыграть, а мать не дает. Но когда узнала, что у Ашик-Кериба полная сумка золота, дала ему сааз. В это время Магуль-Мегери умирать собирается, чашу с ядом держит, да кинжал острый. Пришел Ашик-Кериб, просит разрешения спеть. Куршуд-бек разрешает ему. А Ашик-Кериб говорит, что утром еще в Халафе был. Хотел его брат Куршуд-бека убить за ложь, но остановил его Куршуд-бек. А Магуль-Мегери узнала голос любимого и выбежала, да на шею ему бросилась. Опять хотел убить их брат Курпшуд-бека, а Куршуд-бек узнал Ашик-Кериба и говорит, что если что кому по судьбе написано, от того не убежишь. И доказательств просит того, что Ашик-Кериб за день до Тифлиза добрался. А сестра уже мать слепую ведет. Смазал ей глаза Ашик-Кериб глиной и прозрела мать. Предложил тогда Ашик-Кериб Куршуд-беку свою сестру в жены, а сам на Магуль-Мегери женился.Пословицы к сказке «Ашик-Кериб» От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.Рисунки и иллюстрации к сказке «Ашик-Кериб»

Используемые источники:

  • https://blmb.ru/ashik-kerib-kratkoe-soderzhanie/
  • https://obrazovaka.ru/books/lermontov/ashik-kerib
  • https://kratko.rustih.ru/mihail-lermontov-ashik-kerib/
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/ashik-kerib.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_23.html

  • Подготовить краткий рассказ на тему русские сезоны
  • Подглядывание за родителями рассказ
  • Подглядывание за мамой рассказ
  • Подглядывание за бабушкой рассказы
  • Подводка к сказке на утреннике в детском саду