Подготовить характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов бежин луг

Дата: класс: 6 урок литературы учитель: клеткина ю.а. урок 28. тема: и.с. тургенев бежин луг. портреты и рассказы

Дата:
_________________________

Класс: 6

Урок литературы

Учитель: Клеткина
Ю.А.

 Урок № 28.

Тема: И.С. Тургенев
«Бежин
луг
».
Портреты
и рассказы мальчиков

Цель: Продолжить
работу над произведением И.С. Тургенева «Бежин луг»,
показать богатство
духовного мира крестьянских детей, мастерство автора в создании портретных и
сравнительных характеристик героев; раскрыть внутренний мир героев и найти
связь между портретами и рассказами ребят; развивать навыки характеристики
литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; воспитывать
навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность,
хороший эстетический вкус.

Планируемые
результаты:

Предметные: владеть навыками составления
устной и письменной характеристики героя,
  устной
монологической речи.

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать
и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике;

Регулятивные: применять
метод информационного поиска.

Коммуникативные: владеть
умениями произносить монолог, формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять
уважительное отношение к другому человеку, его мнению

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять
готовность к саморазвитию.

Тип
урока:
 урок
усвоения навыков и умений.

Средства
обучения:
портрет И.С. Тургенева, учебник, презентация, дидактический
материал.

Ход урока:

І.
Организационный момент.        

1.
Приветствие.                          

2.
Проверка готовности к уроку.

3.
Психологический настрой.

IІ.
Актуализация опорных знаний учащихся.

Видеофрагмент

Фронтальный
опрос.

1.       
О
чём или о ком мы говорили на прошлом уроке?

2.       
Что
вы помните о биографии Тургенева?

3.       
В
какой сборник входит рассказ «Бежин луг»?

4.       
Существует
ли он на самом деле?

5.       
Кто
является рассказчиком

ІІІ.
Мотивация учебной деятельности школьников.

1.       
Демонстрация
картины.

Посморите
на репродукцию картины Маковского «Ночное». Эта картина написана под
впечатлением о рассказа «Бежин луг».

·          
Кто
изоражен на картине?

·          
Что
такое ночное?

·          
Что
мальчики делали ночью?

2.       
Беседа с классом.

·          
Как называется
изображение внешности героя произведения?

·          
— По каким признакам можно характеризовать внешность
человека?
(Возраст, внешний вид, лицо, одежда и т.д.)

o   
Что
можно узнать по портрету?

ІV.
Сообщение
темы, цели, задач урока.                

Тема
нашего урока будет связана с тем, о чём мы с вами говорили. Попробуйте её
сформулировать.

Запись числа и темы в тетради

Цели:

Выяснить как жили крестьянские мальчики

Понять, какую роль портрет играет в характеристике героя

Понять для чего автора подробно описывает рассказы мальчиков?

V. Первичное
применение приобретённых знаний.

1. Работа в тетрадях. 

       Портретэто изображение
внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).

2. Беседа по прочитанному.

·          

 С чего начинается рассказ?
(Рассказчик описывает
«прекрасный июльский день».)

·          
— Какие чувства вызывает у него июльский день? (Он
им любуется: заря «разливается
кротким румянцем»,
солнце «светлое и приветное
лучезарное мирно всплывает»,
«
весело» и «величаво».)

·          
Почему охотник вовремя не вернулся домой?

·          
Кого охотник встретил в лесу?

·          
— Почему
крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу? (Это
были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).

.
Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Чтение
отрывков из текста с поэтапным анализом прочитанного (стр.171-173)

Сколько
лет было Феде? (14)

В
чём особенность его внешности? Какой он? (красивый: белокурые волосы и светые
глаза)

К
какой семье принадлежал Федя?

Как
рассказчик догадался, что Федя из богатой семьи? (новый армячок, сапоги его
размера)

Как
звали второго мальчика?

Как
выглядел Павлуша?

Почему
этот несимпатичный ребёнок понравился рассказчику? (глядел умно и прямо, в
голосе сила)

Как
был одет Павлуша? (бедно)

Как
звали третьего ребёнка?

Как
выглядит лицо Илюши?

Как
был одет Илюша?

Сколько
лет ыло Илюше и Павлуше?

Как
звали четвёртого мальчика?

Сколько
лет было Косте?

Что
поразило рассказчика во взгляде этого маленького мальчика?

С
каким животным сравнивает автор лиуо Кости?

Какие
глаза у Кости?

В
чём особенность этих портретных характеристик? Только ли о лице и о внешности
говорит автор?
(Рассказчик через описание внешности пытается передать
нам черты характера героя, его внутренний мир)

Портрет
играет очень важную роль в описании люого персонажа, потому что мы на героя
смотрим глазами автора и понимаем отношение рассказчика к герою.

Запишем
схему  

Физминутка

Докажем
это на примерах:

3.Аналитическая
работа

3.1. 
 Подберите
мальчикам соответствующие для них  черты характера

3.2. 
Кто
из мальчиков охотнику понравился больше всего? Почему? (Павлуша – умные глаза)

А
кто меньше всего? (Илюша – туповат и выглядит болезнено)     

Беседа
с классом.


О
чём говорят мальчики у костра?
(Они
 говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках,
о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике
Васе.)

— Почему
ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах
мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет
на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.)

— Как
вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  
одной стороны, самостоятельные с пелёнок, впитавшие всё русское: отношение к
природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие
возможности учиться.)

Кроме
портретного описания что еще характеризует образ героя?
— Можно
ли по речи узнать и раскрыть образ героя? 
(Рассказы детей
красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении
передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о
другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в
плену самых
диких суеверий.)


Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев
искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его  тем или иным
рассказчиком  каждый раз зависит от особенностей его характера.

 Каждый
рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи,
таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств,
их вера, переживания.


Назовите их.
(Верно, это Илюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно
показывает, что и выбор поверья, и освещение его  тем или иным рассказчиком 
каждый раз  зависит от особенностей его характера).


Кто является главным знатоком поверий?
(Илюша передает
наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру:
напуганность,  моральная подавленность).


А Костя?
Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет
чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.


А Павлуша?
(Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает
о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и
иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение»
не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными
с детства.)

 
— А теперь постарайся найти связь между портретами этих мальчиков и их
рассказами.

 —
В начале урока мы говорили о том, что Павлуша умный, уверенный, смелый,
сильный. Поэтому его рассказ отличается от всех других рассказов.

 —
Илюша же смирный, пугливый, поэтому, рассказывая свои былички, он в них верит,
как и все дети у костра.


Вот
перед вами ещё одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

VІІ. Творческий
перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.

Синквейн.


Составьте характеристику одного из мальчишек.

VІІІ. Итоги
урока. Рефлексия.

1.
Слово учителя.

   
Выяснить как жили крестьянские мальчики

Понять, какую роль портрет играет в характеристике героя

Понять для чего автора подробно описывает рассказы мальчиков?

2.
Выставление оценок за урок.

ІХ.
Сообщение
домашнего задания.

Знать
содержание рассказа. Подготовить сообщение о
роли картин
природы в рассказе «Бежин луг».

Автор:
Самый Зелёный
·

Цикл очерков «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева является отражением жизни крестьян. Для писателя было важно показать в качестве главных героев простых людей. Первым в этом цикле стал рассказ «Хорь и Калиныч», который является самым знаменитым произведением из всей книги. Разбор этого рассказа по плану предлагает вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Тургенев задумал написать рассказ «Хорь и Калиныч» в 1846 году. Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Современник» (№1), в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Рассказ получил большое признание, поэтому писатель решил развить цикл, из чего сложилась целая книга под названием «Записки охотника». 

Автор знал о проблеме крепостного права не из газет. Его мать была очень жестокой барыней, которая славилась своим бесчеловечным отношением к «живому товару». В детстве писатель вдоволь насмотрелся на нищету, зависимость и рабский удел крестьян, которые при этом не таили злобы на барина и считали его прихоти законом. Видимо, из-за тяжелых детских впечатлений Тургенев стал ярым противником крепостного права и написал множество произведений, раскрывающих нелегкую судьбу многострадального русского народа.

Жанр, направление

Жанровая разновидность произведения «Хорь и Калиныч» — рассказ. Довольно небольшое по объёму, данное произведение освещает одно событие, занимающее ключевое место в тексте, где представлено небольшое число героев. Рассказ написан от первого лица, то есть от лица автора. В произведении присутствуют и характерные черты очеркового жанра, так как в тексте подробно описаны и охарактеризованы персонажи. 

Направление рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч» — реализм. В произведении показана приближённая к  действительности жизнь тех времён, реалистично показаны люди, их повседневность, быт и склад ума. 

Композиция и конфликт

Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» имеет одну развивающуюся сюжетную линию, которую условно можно поделить на три части:

  1. Знакомство рассказчика с помещиком Полутыкиным;
  2. Знакомство с крепостными Хорем и Калинычем;
  3. Отъезд рассказчика домой.

Конфликт произведения является межличностным. Он заключается в разнице мировоззрения и темперамента главных героев — крепостных крестьян Хоря и Калиныча. Однако их противоположность не создаёт между ними стену непонимания, наоборот, они остаются близкими и верными друзьями.

Смысл названия

Имена, использованные в названии, — это имена главных героев рассказа Тургенева. Персонажи выражают собой одновременно противопоставление и единство. Хорь и Калиныч — два человека, во многом непохожие, но хорошо понимающие друг друга. В их отношениях есть привязанность и дружба.

Тургенев заключает в названии «Хорь и Калиныч» глубокий смысл. Писатель считает, что вместе эти два крестьянина олицетворяют собой образцового русского человека. Хорь и Калиныч — две противоположности. В их характерах есть такие качества, которыми может обладать один человек, и этот человек мог бы приблизиться к идеалу. 

Суть: о чём?

Как-то раз на охоте барин (рассказчик) познакомился с калужским помещиком Полутыкиным, который позвал его к себе в гости, предложив переночевать. Так как дорога была неблизкая, приятели зашли в усадьбу к Хорю, крепостному крестьянину помещика, который жил на поляне посреди леса. Не застав крестьянина, Полутыкин попросил сыновей Хоря заложить тележку и поехал с рассказчиком к себе в усадьбу. 

По дороге к усадьбе Полутыкина, рассказчик стал расспрашивать помещика о Хоре: отчего тот живёт в лесу отдельно от хозяина? Помещик объяснил ему, что двадцать пять лет назад у Хоря сгорела изба, после чего крестьянин попросил позволения поселиться в лесу за хороший денежный оброк — пятьдесят рублей в год. Со временем Хорь разбогател, работая на себя, и стал платить барину сто целковых в год. Крестьянин мог бы уже давно выкупиться из крепостных, но он с этим не спешил, отговариваясь, что нет денег.

На другой день рассказчик и Полутыкин вновь собрались на охоту. По дороге они заехали за ещё одним крестьянином помещика Калинычем, который всегда ходит на охоту с барином, помогая ему во многом. И в этот раз он сопровождал Полутыкина и гостя-рассказчика. После охоты, уложив приятелей в избушке отдохнуть, он отправился работать на пасеку. 

На другой день помещик Полутыкин отправился по делам в город со своим соседом Пичуковым, а гость поехал на охоту в одиночку. После охоты он зашёл к старику Хорю, дабы познакомиться с ним, так как Полутыкин рассказывал о нём довольно занятно. Крестьянин оказался умным и интересным собеседником, чем приятно удивил рассказчика. Гость спросил у Хоря, почему тот не желает выкупиться из крепостных крестьян на волю, как не раз предлагал ему хозяин, но старик ушёл от ответа. Однако рассказчик смекнул, что Хорь отказывается от вольной жизни ради выгоды.

Гость остался в доме крестьянина с ночёвкой. Утром к Хорю пришёл его друг Калиныч. Рассказчик разговорился с ними обоими, беседа их была довольно занимательной, гость многое узнал об этих людях. После разговора с Хорем и Калинычем он вновь пошёл на охоту. 

Рассказчик остался ещё на три дня погостить у старика-крестьянина. За это время гость с радостью общался с Хорем и Калинычем, таким образом он узнал их взгляды на жизнь и характеры. По прошествии трёх дней рассказчик покинул дом Хоря, с грустью простившись с ним и его большой семьёй. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Хорь и Калиныч» представлены в таблице:

Рассказчик барин, охотник. Повествование ведётся от его лица. Для него представляют интерес простые люди, их быт и обычаи. Общаясь с крестьянами, он примечает важные детали, замечает отличительные черты характеров. Приглядываясь, он рассуждает об увиденном мысленно, пытается понять и посмотреть на жизнь глазами других людей.
Господин Полутыкин калужский мелкий помещик, барин, хозяин крестьян Хоря и Калиныча. Он «отличный человек», любящий охоту, но от услужливости Калиныча совсем разленившийся. У него есть «слабости»: например, он сватается за всех состоятельных невест в губернии, а получив отказ, много жалуется своим знакомым и друзьям, а родителям этих девушек продолжает присылать подарки — фрукты из своего сада. Полутыкин любит рассказывать один и тот же скучный анекдот, хвалит книги малоизвестных авторов. Он заикается, а вместо «однако» говорит «одначе». Свою собаку помещик называет Астрономом. В своём доме он завёл французскую кухню, которая на самом деле не является таковой. 
Хорь крестьянин, смекалистый и состоятельный пожилой человек, который принадлежит помещику Полутыкину. Он лысый, небольшого роста, широкоплечий, плотного телосложения. На вид он походит на Сократа: у него высокий лоб, курносый нос и маленькие глаза. Имеется не только внешняя схожесть с великим философом, но и внутренняя: Хорь умён, умудрён жизненным опытом, но грамоте он не обучен. Однако рассказчик оценил его простую, но в то же время умную речь. Во многом старик скрытен, выражается мудрёно, скорее всего, из проявления осторожности. Хорь не сразу доверительно относится к рассказчику, он вначале присматривается к нему, отвечает односложно, уходит от ответа, но на следующий день делается дружелюбнее. Он ощущает себя свободным, несмотря на то, что является собственностью своего помещика, при этом продолжая платить ему немалый оброк. Ему свойственна рациональность. В разговоре о заграничных поездках гостя Хорь обращал своё внимание на государственные и административные вопросы в других странах. Он неплохо поёт. Человеком он слывёт положительным, практическим. По своему складу ума Хорь близок к людям и к обществу. Старик понимает, что в жизни нужно думать о своём благосостоянии: у него свой дом, он копит деньги, ладит с властями, создал большую семью, где его слушаются. Хорь видит сущность своего хозяина, любит своего друга Калиныча и помогает ему. Старик не привык говорить много, он больше думает и размышляет; смотрит на жизнь, иронизируя.
 Калиныч тоже крепостной крестьянин Полутыкина. Мужчина сорока лет, высокий и худой. У него светло-голубые глаза. Ходит он с приподнятой головой. Лицо его смуглое, покрытое неровностями, добродушное. Он сразу понравился рассказчику. Калиныч — весёлый человек, который проникается всем, что его окружает: его приводит в восторг природа, он близок к ней. Когда рассказчик  поведал крестьянам о том, что был за границей, Калиныч заинтересовался природой чужой страны, горами и водопадами, а также необычными зданиями и большими городами. По своему характеру он слывёт романтиком, идеалистом и мечтателем. Говорит он с жаром, но и не слишком ораторствует. Сердце крестьянина отзывается на всё, что есть прекрасного в жизни. Нрава он доброго, кроткого, усердного. Хозяйство у него всегда «в исправности», однако содержать он его не может, так как всё время занят с помещиком. Каждый день Полутыкин берёт с собой Калиныча на охоту. Крестьянин носит его сумку и ружьё, оказывает ему во время охоты всяческие услуги. Без него барин уже не может обойтись. Ходит Калиныч в старой потрёпанной обуви, в лаптях, не прося у хозяина новые, перебивается «кое-как». Хоря он приветствует с нехарактерной для мужика «нежностью». Кроме того, он обучен грамоте, а также хорошо поёт и играет на балалайке. У Калиныча когда-то была жена, он её боялся. Детей у него нет. Он чтит своего хозяина Полутыкина, уважает и любит своего друга Хоря. В Калиныче есть такие способности, которые Хорь уважает в нём: он умеет лечить разные людские недуги. Кроме того, ему удаётся ладить с пчёлами, так как у него лёгкая рука. Есть в Калиныче недостаток: он не умеет и не любит рассуждать и всему верит.
Федя один из сыновей Хоря, белозубый, красивый, высокий двадцатилетний парень. Он обучен грамоте. Вместе с отцом они друг над другом подтрунивают, но, несмотря на это, Федя уважает Хоря. Молодой человек всё никак не хочет жениться, потому что не желает со своей женой «лаяться», но отец всё равно обещает найти ему невесту и обвиняет своего сына в ветрености.

Темы 

Тематика произведения «Хорь и Калиныч» основывается на представлениях Тургенева и на извечных темах:

  1. Крепостное право. В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев хотел показать разнообразие русских людей, их «живые» образы, в которых отражается жизнь крепостных крестьян. Писатель своей целью ставил «очеловечить» подневольных, показать в своём рассказе, что они тоже люди: со своими судьбами, достоинствами и недостатками. Автор показывает разносторонность, трудолюбие и душевность крепостного крестьянства, их способность к творчеству и природный ум.
  2. Личность человека. Рассказчик-барин проявляет внимание к крестьянам. Это показывает нам, что в интеллигенции проснулся интерес к крепостным, к их жизни и быту, к их мировоззрению и житейской философии. Этот интерес к людям, к личностям, а не к рабам. Автор показывает, что в среде крестьян могут быть самородки, что крепостные бывают талантливы, умны, способны показать пример жизнестойкости, оптимизма, самостоятельности, трудолюбия, умения решать проблемы, умения философствовать. 
  3. Дружба и уважение. В рассказе Тургенева прослеживается тема дружбы. То, как общались герои Хорь и Калиныч, говорит читателю о том, что дружба — это взаимодополнение. У персонажей были разногласия, но они всегда находили точки соприкосновения. Например, они любили вместе петь. Любовь к музыке — это главное, что их объединяло. 

Проблемы 

Проблематика произведения «Хорь и Калиныч» тоже является отражением позиции писателя:

  1. Проблема крепостничества. Тургенев был либералом, поэтому во многих своих произведениях уделял внимание простому народу, пытался заострить на его проблеме внимание читателей. В рассказе идёт речь о крепостных крестьянах, которые живут как могут. Кто-то, как Калиныч, ищет опору в барине, находясь в зависимости от хозяина. Хорь же, напротив, лишь в своих силах находит стержень, который держит его на плаву жизни. При этом оба героя несвободны.
  2. Впадение в крайности. Быть умным и рассудительным и слыть простаком — две противоположные стороны, присущие персонажам рассказа. Хорь являет собой образ хитрого мудреца и рационалиста, тем временем как Калиныч ведёт себя совершенно иначе — в нём живёт дух романтизма, он наивен и прост. На примере главных героев Тургенев показывает, какими разными могут быть люди, выросшие и живущие в одной среде.
  3. Инфантильность дворян. Полутыкин не мог и шагу ступить без помощи Калиныча. Даже собираясь на охоту, он брал с собой крепостного крестьянина для того, чтобы тот носил ему сумку и ружьё, показывал, где садится птица, приносил воду, собирал землянику, строил шалаши, ходил за дрожками. Тургенев показывает, как дворяне беспомощны даже в мелочах, они всегда ожидают, что им будут прислуживать. 

Смысл 

Основная идея, которую пытается донести Тургенев в своём рассказе «Хорь и Калиныч», — показать быт и жизненный уклад традиционной русской глубинки, в которой живут такие интересные и разноплановые люди, как крепостные крестьяне Хорь и Калиныч. Автор стремился описать судьбы простого народа, их привычки и мировоззрение. У каждого из персонажей есть свой потенциал. Они, как и дворяне, способны на чувства, на разумные решения, в них живёт разум и сила души. Особенно хочется отметить широту души Калиныча, в котором преобладает чувственность и сердечность. Хорь, в свою очередь, поражает своим умением устроиться в жизни. Каждый из этих крестьян привязан к своему барину, несомненно, по разным причинам. Их положение в жизни отличается, но они продолжают искренне дружить и любить друг друга, несмотря на не совпадающие взгляды на жизнь. 

Также автор говорит читателю о том, что каждый человек счастлив по-своему. Для Хоря важно накопить побольше денег, а Калиныч не видит в этом своей цели, он живёт по другим понятиям, и это делает его счастливым.

Писатель пытается донести до нас мнение о том, что нельзя делить людей на бедных и богатых, каждый человек достоин быть свободным и счастливым. Также Тургенев делает акцент на том, что русского человека невозможно сломить, независимо от положения в обществе. Писатель показывает, что крепостное право губительно не только для крестьян, но и для дворян. Такова главная мысль рассказа «Хорь и Калиныч».

Чему учит?

В любом произведении присутствует мораль, и рассказ «Хорь и Калиныч» — не исключение. Важно понимать и принимать друг друга, как это делали главные герои рассказа. Необходимо всегда оставаться человеком: ни в коем случае не унижать людей, не соответствующих твоему статусу, а говорить на равных — так поступал рассказчик, общаясь с крепостными крестьянами Полутыкина. 

Помимо этого, можно сделать вывод, что в каждом человеке, вне зависимости от его склада ума, есть своя изюминка, свой неповторимый внутренний мир. Каждый человек в мире ценен, будь он прагматиком и рационалистом или романтичным идеалистом. Очень важно принимать эту разность в людях, как данность, ведь только с помощью этого можно добиться взаимопонимания и уважения друг к другу. Не обязательно быть идентичными друг другу, чтобы достичь понимания. Гораздо важнее принять другого человека, чтобы по-настоящему стать ему верным товарищем, уважать и любить его. Это показано нам на примере Хоря и Калиныча.

Важно также отметить то, что главные герои мыслят совершенно по-разному, придерживаясь прямо противоположных точек зрения на мир. Для зрелого и разумного человека важно найти «золотую середину», центр, где сосредотачивались бы все важные человеческие качества: умение мыслить и анализировать, рассуждать и быть начеку, при этом не терять свою кротость и доброту, быть простосердечным и открытым миру, воодушевляясь и наивно радуясь жизни. Важно не утрачивать связь ни с обществом, ни с природой. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Хорь и Калиныч».

Критика 

Рассказ «Хорь и Калиныч» имел успех у читающей публики. В связи с этим на Тургенева посыпался град отзывов от известных литературных деятелей.

В книге «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) Виссарион Григорьевич Белинский писал: 

«Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил. <…> «Хорь и Калиныч» до сих пор остаётся лучшим из всех рассказов охотника; за ним — «Бурмистр», а после него “Однодворец Овсяников” и  «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев
написал ещё хоть целые томы таких рассказов».

Константин Сергеевич Аксаков с восторгом отмечал в альманахе «Московский сборник» за 1847 год: 

«Мы должны указать на появившийся в №1 «Современника» превосходный рассказал г. Тургенева «Хорь и Калиныч». Вот что значит прикоснуться к земле и народу: в миг дается сила! Пока г. Тургенев толковал о своих скучных любовях, да разных апатиях, о своем эгоизме, — все выходило вяло и бесталанно; но он прикоснулся к народу, прикоснулся к нему с участием и сочувствием — и посмотрите, как хорош его рассказ! Талант, таившийся в сочинителе, скрывавшийся во все время, пока он силился уверить других и себя в отвлеченных и потому небывалых состояниях души, этот талант в миг обнаружился, и как сильно и прекрасно, когда он заговорил о другом. Все отдадут ему справедливость: по крайней мере, мы спешим сделать это. Дай Бог г. Тургеневу продолжать по этой дороге».

Профессор русской словесности и филолог Александр Ильич Незеленов в сочинении «Тургенев в его произведениях» (1885) выражал мнение о героях рассказа Тургенева: 

«Замечательно, что Хоря и Калиныча сблизила не одна противоположность характеров; мы видим много общего в воззрениях и симпатиях этих, по-видимому, совершенно несходных людей: поэтическое свидетельство, что в русском простом народе нет крайнего раздвоения жизни, сохраняется ее живое единство даже в резких различиях типов».

Автор: Диана Танцур

Метки: 6 классИван Тургеневпо плануразборХорь и Калиныч

Читайте также:

1. Тема: Талант свойственен и богатому, и бедному.

Проблема: Если талантлив бедный человек, то он не может толком выразить себя и рассчитывать на достойную награду.

Посетители кабака наслаждаются песней и ценят красивое и искреннее ее исполнение. Яков поет, реализовывает свой талант – посетители кабачка испытывают сильные чувства, восторгаются им.

Последующие картины пьяных посиделок наводят уныние. Не даром рассказчик покидает кабачок до этой досадной кульминации. «Осьмушка пива» – такова плата Якову за прекрасное исполнение. И вряд ли когда-нибудь он получит вознаграждение, достойное его незаурядных способностей.

2. Тема: Влияние песни, музыки на людей.

Проблема: Несмотря, что бедняки умеют воспринимать и чувствовать музыку, они не знают, куда деть накопленную радость и удовольствие.

Музыка оказывает сильное влияние на людей. Песня Якова затрагивает человека, его чувства, напоминает о сокровенном и дорогом. Голос Яши помогает посетителям кабачка почувствовать наслаждение, радость, печаль.

В этой песне Яша выражает себя, проявляет свой талант. Его песня идет от души, и все остальные чувствуют это.

Соревнование певцов, которые начались с таким интересом и вдохновением, в итоге заканчивается всеобщей попойкой.

Получив позитивные эмоции, завсегдатаи кабачка не имеют возможности выплеснуть свои чувства во что-то приятное, дельное, интересное.

В их крестьянской жизни нет такого понятия, как развлечения, удовольствия, отдых. Все, что они умеют делать – это тяжело и много работать. Крестьяне не имеют своего хобби, редко занимаются творчеством.

Они батрачат на своего барина, и не представляют другой жизни.

Прекрасная песня вдохновила всех присутствующих, и они счастливы. Что же делать дальше? Как проявить эти эмоции, которое они испытали, слушая красоту песни? Все, что они могут придумать, так это сильно напиться.

В рассказе «Певцы» Тургенев продолжает описывать жизнь крестьян, проявляя в нем антикрепостнический пафос. Автор показывает, как губительно отражается крепостничество на личности человека. Он описывает талантливого крестьянского парня – исполнителя песен. Слушая его, можно радоваться, вздыхать, плакать. И действительно, так высокое искусство действует на человека.

Но у крепостного таланта нет будущего. Парень может выразить себя только в узком кругу людей. А отблагодарят Якова за его умение лишь «осьмушкой пива» или стопкой водки. И хочется надеяться, что Яков не сопьется по воле «благодарных» слушателей. А что может предложить крестьянин крестьянину за красивую песню? Он может накормить и налить водки талантливому певцу.

Образы посетителей кабачка находятся в единстве. В состязании происходит противостояние двух певцов, но оно не выражено сильно и конфликтно. У меня такое чувство, что певцы больше приятно проводили время и само выражались, чем стремились победить друг друга. Тургенев описывает, что певцы волновались.

На мой взгляд, их волнение больше относилось к тому, что им придется петь, чем к желанию победить. Каждый из певцов поздравлял другого с отличным исполнением песни. Я ощущаю единство образов присутствующих, которое помогло им всем с удовольствием провести время.

Пусть даже это все закончилось всеобщей попойкой.

В самом начале произведение дано описание страшного оврага, напоминающего бездну. Такое чувство, что именно в этой бездне и течет жизнь крепостных – трагичная и унылая.

Яркие эпитеты помогают Тургеневу передать портреты персонажей, атмосферу кабачка, и чувства его завсегдатаев, слушающих песню. Он пишет про рябого и курчавого, про тупой вздернутый нос, про карие глазки и жидкую бороду. Слушатели принялись подхватывать песню вполголоса либо стояли разнеженные, топали, семенили ногами, у кого-то скатилась слеза.

Образ Якова-певца – это высокий, возвышенный символ. Он олицетворяет собой лучшие черты русского народа, правдивую и талантливую душу.

«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

Тургенев видел в красоте огромную силу, над которой ничего не властно, даже смерть. Он считал, что особенно ярко эта сила проявлена в индивидуальности человека.

Основной конфликт – между талантом и безысходностью жизни крепостного.

Когда Яков поет – он счастлив. Парень выражает себя, он нашел свое призвание – петь песни. Когда человек нашел себя, занимается любимым делом, то за него радуешься. В этом я вижу сильную сторону Якова – он знает свое призвание и с наслаждением проявляет себя.

Свои способности парень сможет выразить только небольшому количеству людей. И плата за его труд будет несоизмеримой его таланту. Парня хорошо накормят, нальют ему водки. И есть опасность, что парень сопьется, регулярно получая вознаграждение за свой большой талант.

Урок литературы в 10-м классе «Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы»

Цели урока:

  1. Выявить особенности русского национального характера (на примере героев рассказа «Певцы»).
  2. Заставить думать, сопоставлять, волноваться, сопереживать, почувствовать, что все герои «Записок охотника», – и крестьяне, и помещики – это русский народ.

Задачи:

  • организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;
  • учить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;
  • помочь учащимся раскрыть глубину поэтического мастерства писателя, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы;
  • проанализировать, насколько изменился и изменился ли русский характер в современном мире;
  • закрепление навыков анализа текста;
  • продолжить работу по развитию речи учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

(Рабочий лист к уроку – вопрос 1. Приложение 1)

На прошлом уроке мы с вами начали изучать цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Презентация.(слайд 1)

Вопрос классу: Что такое цикл? Почему же это не сборник рассказов, а цикл? (слайд 2)

  • Цикл – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.
  • Образ рассказчика объединяет все 25 рассказов, в которых мы сталкиваемся с историями жизни крестьян и помещиков, мужчин и женщин, пожилых и молодых, с жизнью природы, приключениями охотников (тематическое единство); большинство рассказов посвящено жизни крестьян и решительно опровергается т. зр. о них как о людях неполноценных, глупых, неряшливых, ленивых (идейное единство); сама композиция рассказов свидетельствует об их жанровом единстве: небольшая предыстория, сопровождаемая пейзажем, знакомство с новым героем (его портрет, история жизни, беседа с ним), неожиданная концовка (никаких выводов, никакой морали)

3. Слово учителя. Беседа с классом

Продолжаем с вами знакомство с «Записками охотника» И.С. Тургенева. (слайд 3)

Дома вы прочитали рассказ «Певцы».

Вопрос классу: Как вы думаете, что сегодня будет в центре нашего внимания на уроке? О чем мы будем с вами говорить?

  • о героях рассказа, об их талантливости, уме, поэтичности, непохожести, необычности, умении чувствовать…

А это все и есть составляющие характера человека, и мы, вслед за И. С. Тургеневым, понаблюдаем за героями, постараемся выявить особенности характера русского человека (тема урока). (слайд 4)

4. Анализ рассказа «Певцы». Работа с текстом

  1. На сколько частей (с т.зр. композиции) можно разделить рассказ?
  2. Какие?
    • 1 ч. – описание Колотовки и Притынного кабачка, его посетителей и хозяев.
    • 2 ч. – состязание певцов.
    • 3 ч. – картина всеобщего пьянства.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Начнем с самого начала. Прочитаем описание села.

При описании села Тургенев прибегает к географической точности. Зачем?

  • чтобы придать событиям жизненную правдивость.

На какой детали при описании села автор акцентирует наше внимание?

  • «страшный овраг» – «бездна посреди жизни»
  • кабак – «путеводная звезда», место греховное, а действие, которое будет там происходить – состязание певцов – воспарение духа.

В основе сюжета, по свидетельству автора, лежит реальный факт. Рассказ певцы «густо населен». Тургенев рисует целую галерею «оригинальных личностей».

Ж. Санд: «Я была под обаянием обширной галереи портретов с натуры, которую Вы опубликовали…Какая мастерская кисть! Их как будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян с севера, – еще крепостных в ту эпоху…». (слайд 6)

  1. Что же это за люди? Перечислим их, найдем их портрет в тексте (Рабочий лист к уроку. Приложение 1):
    • кабатчик с женой (Николай Иванович);
    • торговец (Моргач);
    • мелкий помещик – однодворец (Дикий – Барин);
    • дворовый (Оболдуй);
    • забитый мужичонка в изорванной свитке;
    • Яков-Турок;
    • рядчик.
  2. Зачем автор дает нам портреты героев?
    • портрет является средством раскрытия психологии героев.

Но не только портрет является средством раскрытия характеров героев. Он вступает во взаимодействие с сюжетом, в результате этого проявляется индивидуальные особенности героев и социальная обобщенность их.

Каждый из героев характеризуется в рассказе дважды: кроме описания внешности раскрываются внутренние качества героя.

Тургенев делает довольно пространные экскурсы в прошлое своих героев и намечает весь их жизненный путь.

  1. Зачем это нужно автору?
    • это дает возможность не только показать индивидуальные особенности характера того или иного героя, но и проследить в какой-то мере процесс его формирования.

Например, фигура Моргача зримо встает перед читателем именно в результате знакомства с его жизнью.

  1. Какова его жизнь? «Человек, себе на уме…который знает людей и умеет ими пользоваться», Моргач прошел нелегкий жизненный путь.

    Бывший дворовый, служивший некогда кучером у старой барыни, он бежал с господской тройкой лошадей, но, испытав за год все «бедствия бродячей жизни», вернулся снова к барыне, в течение нескольких лет «примерным поведением» искупил свою вину, вошел к ней в доверие и стал приказчиком, а после смерти барыни оказался неизвестно каким образом «на воле», приписался к мещанам, занялся торговлей и разбогател. Такова краткая биография Моргача, но и она с достаточной ясностью дает понять читателю, что сама крепостническая действительность, где господствует право сильного, толкнула крепостного слугу Моргача на путь преступления и нечистых сделок, превратила его в расчетливого и эгоистического дельца, которому «ни до кого дела нет».

  2. Что можно сказать о жизни Оболдуя? То же самое можно сказать и о другом бывшем дворовом, Оболдуе, с той только разницей, что Моргачу удалось выбиться «в люди», а Оболдуй спился и, потеряв совершенно человеческое достоинство, превратился в нахлебника.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

Сцена состязания является связующим звеном, которое объединяет все части рассказа в единое целое и значительно усугубляет психологическую характеристику персонажей.

  1. Одинаково или по-разному относятся герои к пению рядчика и Якова?
    • по-разному. И в этом отношении проявляются особенности характера каждого из них.

ПЕСНЯ РЯДЧИКА (чтение текста).

  1. Как реагируют слушатели на его пение?
    • «общий слитный крик одобрения».

Но этот момент не раскрывает тайников их характеров. Это делает пение Якова. (слайд 7)

ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Не одна во поле дороженька пролегала…»

  1. Что происходит со слушателями? (текст)
  2. Чем отличается реакция от пения рядчика и Якова-Турка?
    • «никто не крикнул, даже не шевельнулся»,
    • «мы все стояли как оцепенелые»
  3. Что означает победа Якова?
    • победа подлинного искусства над чисто внешним мастерством.

Вспомним, какую характеристику дает Якову рассказчик:

«художник во всех смыслах этого слова», «человек впечатлительный и страстный».

  1. В минуты творческого подъема что происходит с Яковом?
    • перерождается, отдаваясь целиком непобедимому очарованию заунывной русской песни.
  2. Что отмечает рассказчик в песне Якова?
    • «неподдельную глубокую страсть» и простоту исполнения.

Тургенев не случайно упоминает здесь о русской стихии.

  1. Почему такой эффект произвела песня Якова?
    • в ней выразилось народно-национальное начало.
  2. Что Яков-певец воплотил в себе?
    • неиссякаемые творческие возможности закрепощенного народа, его особый взгляд на искусство, правдивое и исполненное искреннего чувства.

ЗАМЫСЕЛ: первоначально Яков пел песню «При долинушке стояла, калину ломала…». Но впоследствии заменил ее другой «Не одна во поле дороженька пролегала»

  1. Почему Иван Сергеевич остановился на грустной песне?
    • больше соответствовала замыслу автора: показать трагическую судьбу талантливого артиста из народа и вынести суровый приговор существующим общественным отношениям.

5. Слово учителя

  • Дух песни Якова-Турка был навеян русской природой с ее необозримыми широкими степями, уходящими в бесконечную даль, жизнью могучего, но закрепощенного народа, вот почему в ней слились воедино «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь».
  • Народная Русь предстает в «Певцах» и могучей, и бессильной.
  • Вопрос классу: Идеализирует ли Тургенев своего героя, носителя лучших черт национального характера?
  • – нет!
  • ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.

Поэтическому образу чайки, навеянному песней Якова, И. С.

Тургенев противопоставляет картину пьяного разгула, которым завершается состязание.

Вопрос классу: Что этим хотел показать автор?

«…Все было пьяно, – с грустью отмечает автор, – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары.

Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом» Этой «невеселой» картиной Тургенев хотел показать, что минуты вдохновения «народного певца» редки и непродолжительны, после чего он вновь попадает во власть грубого быта.

Эта сцена воспринимается как трагический конфликт истинного искусства и рабской действительности.

  1. Тема губительного воздействия крепостной действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба героев:
  2. Стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Оболдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали.
  3. Новое значение приобретает финальная сцена.
  4. Вопросы классу:
  1. О чем она повествует?
    • о крестьянском мальчике Антропке, которого ждет унизительное наказание. С одной стороны, эта сцена как бы не связана с сюжетом, а с другой стороны является логическим завершением «Певцов».
  2. На что еще раз обращает И. С. Тургенев наше внимание?
    • на положение русского народа, когда над каждым с колыбели и до могилы тяготеет проклятие позорного гнета и розги.

И.С. Тургенев верил, что народ, в среде которого рождаются такие талантливые люди, как Яков, не может и не должен жить по-прежнему. В духовном богатстве русского народа писатель видел залог величия будущего.

Ж. Санд: « У вас жалость и уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило и как бы ни было угнетено. На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать». (слайд 8)

А. Островская в своих воспоминаниях передает рассказ И. Тургенева:

По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции, вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли.

«Позвольте узнать, – спрашивает один из них, – вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» – «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»? – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс.

«Кланяемся вам, – сказал все тот же, – в знак уважения и благодарности от лица русского народа». Другой только молча еще поклонился.

6. Рефлексия. Подведение итогов

Что для каждого из вас было неожиданным на уроке? На какие вещи вы взглянули по-новому?

Что же главное в русском человеке?

  • в русском человеке заложено много хорошего: он талантлив, артистичен, добр, смирен, любит и понимает природу. Он искренен, мудр и терпелив.

7. Домашнее задание.

(слайд 9)

Мы всматриваемся в лица и в души героев прошлого века. Похожи ли мы на них? Ведь почти за полтора века многое изменилось.

Как социальные и исторические потрясения изменили нас? Стали ли мы свободнее, добрее, нравственнее, талантливее? Какие же качества можно считать свойственными русскому национальному характеру теперь? Лень, стремление к легкой наживе, агрессивность, глупость, хитрость, равнодушие, озлобленность, неверие, безбожие?

Подумайте над этим вопросом дома и ответьте на него.

24.11.2009

Анализ рассказа “Певцы” в рассказе Певцы, Тургенев

­Анализ рассказа “Певцы”

Рассказ И. С. Тургенева “Певцы” входит в известный цикл “Записки охотника” и посвящен народному творчеству. Центральным событием рассказа является песенный конкурс между Яшкой-Турком, который работал черпальщиком на бумажной фабрике, и Рядчиком из Жиздры – рябым, курчавым парнем лет тридцати. Судьба занесла рассказчика в небольшое село под названием Котловка, а затем в кабак “Притынный”.

На пороге заведения он встретил двух мужчин, обсуждающих предстоящее состязание певцов, и сам

решил посетить мероприятие.

“Певцы” – уникальное произведение, посвященное, в первую очередь, отношению русского народа к искусству. Сам автор был истинным знатоком народного творчества и русской души, поэтому посвятил целый рассказ самобытному пению. Он показывает, как песня может затронуть сердца людей.

Так во время выступления Якова Турка, чей голос был полон глубокой страсти, молодости и силы, у людей на глазах выступали слезы. Сам рассказчик, передавая свое впечатление от увиденного выступления, отмечал, что долго не мог уснуть в тот вечер, так как в ушах у него звучал неотразимый голос Якова.

Примечательно то, что Тургенев в этом рассказе, как и во многих произведениях цикла “Записки охотника, уделяет особое внимание описанию местности, природы, быта и нравов местных жителей.

Он открывает свой рассказ описанием самой Котловки, раскинутой на скате голого холма и сплошь рассеченной глубоким оврагом. Кабак “Притынный” располагается у самой головы оврага.

Он представляет собой четырехугольную избу, покрытую соломой.

Окрестным жителям хорошо известна дорога сюда, они часто и охотно туда заезжают.

Среди гостей кабака автор особенно выделяет Моргача, Обалдуя и Дикого Барина. Моргач – опытный человек, сам себе на уме, ни добрый, ни злой. Его приятель Обалдуй – загулявший холостяк, не умеющий ни петь, ни плясать. Ни одна попойка без него не обходится.

Дикий Барин – человек загадочный. Никто не знает, откуда он появился, и что его привело в Котловку. По натуре он угрюмый, но почитаемый в округе человек.

Его не интересуют ни женщины, ни вино, а только душевное пение.

Участники песенного конкурса тоже интересные персонажи. Яков Турок – лучший в околотке певец. Мать у него была пленной турчанкой, отчего он и получил такое прозвище.

Его голос, надрывный и волнительный, хватал за душу даже самых суровых людей. Рядчик из Жиздры – соперник Яшки, обладал не худшим голосом, но за душу так не цеплял. Любопытную галерею образов завершает владелец питейного заведения – целовальник Николай Иванович.

Благодаря его природному обаянию и душевному отношению, в кабак “Притынный” съезжаются многие окружные жители.

Рассказчик истории – барин местного уезда. В нем мы узнаем самого писателя. Ему, как всегда, выпадает роль наблюдателя.

В конце произведения он покидает село, в сердцах воспевая талант простого человека. Рассказ заканчивается открытым финалом, что заставляет невольно задуматься над продолжением. В любом случае, главная цель автора была достигнута.

Он, как и хотел, донес до читателя силу таланта русских людей из глубинки и мысль об обреченности этого таланта.

Анализ рассказа Тургенева «Певцы»

«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.

История создания

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Имя существительное как часть речи В русском языке очень много слов, которые позволяют нам общаться друг с другом. Для удобства слова поделены лингвистами на несколько групп (частей речи). Каждая часть речи имеет свое название и по выполняемой
  • Сочинение Мальчики из рассказа Бежин луг (Характеристика) Этот рассказ И.С.Тургенева повествует о том, как охотник вместе со своей собакой заблудился, так как вокруг опустился густой туман. Он промок, устал, но не мог найти дороги домой
  • Татьяна — милый идеал Пушкина — сочинение-рассуждение Широко известен греческий миф о скульпторе, изваявшем из мрамора прелестную девушку. Художник наделил свое творение идеальными чертами и полюбил его. Сила этой любви была так велика, что смогла оживить мраморное изваяние.

Жанр и направление

«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).

Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.

Композиция

  1. Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой).

    В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.

  2. Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
  3. Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
  4. Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
  5. В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.

Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара ­­– прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.

Анализ рассказа

Как известно, рассказ «Певцы» входит в целый цикл «Записок охотника», который создавался в течение четырех лет, но и через десять лет автор решил добавить туда три произведения.

Весь этот сборник начался с рассказа про крестьян «Хорь и Калиныч», который Тургенев написал под впечатлением прогулки по окрестностям Орловской губернии.

Возможно, так назван сборник, потому что писатель сам увлекался охотой.

В 1850 году был написан рассказ «Певцы», который, как и остальные произведения, описывал жизнь простого народа, а сам сюжет был продиктован увиденным и услышанным.

Рассказ «Певцы», как и остальные тексты, был опубликован в журнале «Современник» и имел большой успех. Читатели уже были знакомы с творчеством Тургенева и ждали его новых публикаций.

Читателю нравилось, что каждый тургеневский персонаж описан детально, показаны все его манеры, привычки, предпочтения.

Вместе с тем что автор рассказывал о тяжёлой судьбе и непростых условиях существования своих героев, он старался донести поэтичность и талантливость народа. Для него главное, чтобы это возникало из ниоткуда и без лишних сантиментов. Хотя многие персонажи показаны с долей юмора или иронии, однако, все были чем-то индивидуальным.

В данном произведении можно рассмотреть образы целой деревни Колотовка. В начале рассказа выделяется душа компании, владелец местной питейни.

Также отмечается человек по прозвищу Обалдуй, исходя из клички которого можно понять, что он из себя представляет, балабол и растяпа.

Интересный персонаж Дикий Барин, вроде он грозный и страшный, все его боятся, однако, в то же время он вызывает уважение у общества. Индивидуальность и сам рядчик с хорошим голосом и веселыми песнями, и конечно же победитель по имени Яшка.

Повествование идет от имени барина, который как бы наблюдал со стороны за происходящим. Нетрудно в нем узнать самого автора – Тургенева. Данный сюжет разворачивается в Притынной, местном питейном заведении.

В произведении достаточно большая часть уделяется именно описанию людей присутствующих в этой забегаловке.

В данном месте проходят гуляния и как следствие сюда приезжает большое количество людей для времяпрепровождения, сюда же прибывают участники для соревнования по пению, в данном случае это Яшка и рядчик из Жиздры. Для начала участники кидают жребий, который выпадает рядчику.

Всё соревнование описано автором с особой любовью и уважением ко всем героям. Первый исполнитель заслуживает самых высоких похвал, не только потому что обладает песенным талантом, но и потому что способен честно признать поражение и выразить свой восторг конкуренту.

Выступление Яшки вовсе обезоруживает. Оно не оставило равнодушным ни одного человека. Выступление тронуло всех до глубины души. Даже Дикий Барин, которого никто не видел при эмоциях, никогда не плакал и не смеялся, тут пустил слезу. Яшка своей песней перевернул каждую душу, задел за живое, показал со стороны их угрюмую и трудную жизнь.

Финал произведения заслуживает особого внимания. Автор передал чувства, которые испытал, став свидетелем этого удивительного явления в глубинки России. Он детально описал какой был эффект.

Но не в правилах Тургенева было приукрашивать действительность.

После описанного песенного триумфа рассказчик покинул питейное заведение, а заглянув туда совсем скоро, увидел, как опять весь люд был пьян и бестолков.

Конец произведения остался открытым. Какой-то мальчик неподалеку искал Антропку, которого должны были высечь за провинность, и читателю остаётся только догадываться о дальнейших событиях в этом селении.

Главные герои и их характеристика

Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.

Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:

Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.

Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.

О другом певце рассказчик сообщает следующее:

  Томпсон “Мустанг-иноходец”: краткое содержание книги

Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.

Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.

Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет.

Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу.

Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.

Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию.

Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.

Краткое описание

Сама избушка — это кабак «Притынный», место популярное и востребованное. Держит его Николай Иванович, уважаемы в округе человек.

Несмотря на то что хозяин не отличается особой любезностью или говорливостью его заведение выбирают чаще других. Всё дело в том, что Николай Иванович знает потребности русского человека и вовремя предлагает запрашиваемое.

Кроме того, хозяин заведения не имеет привычки болтать о чужих секретах, хотя известно ему всё, что происходит в округе.

Посетители кабака

Одним днем в этом самом кабачке происходит неожиданное событие, на которое пришли поглазеть застоялые этого заведения. Сюда пришел лучший местный певец под именем Турок-Яшка и вместе с рядчиком из Жиздры они решили начать соревнование кто лучше поет.

Гости кабака собрались вокруг и ожидают зрелищ, им необходимо хоть как-то скрасить эти угрюмые дни. Сюда также пришел Евграф Иванов, его еще прозвали Оболдуй, ведь без этого экземпляра не обходится ни одна попойка.

Также здесь есть широкоплечий татарин, его зовут Дикий Барин, на вид он очень грозный.

Сколько раз он приходил сюда и у него всегда были деньги. Правда, никто точно не знал, чем он промышлял, а спросить все боялись. Однако его уважали везде, хоть вид у него злой, зато он увлекался пением, что делало его чуточку добрее.

Также в эту забегаловку пришел Моргач, это был маленький, толстенький человек у которого были хитрые глаза. Конечно, было еще много людей в данном заведении, однако они меньше принимали участие в этих боях.

Все были абсолютно разными, но объединяло их одно, а именно любовь к пению и музыке, именно это писатель и хотел подчеркнуть в данном рассказе.

Состязание

И вот состязание началось.

Первым показать своё мастерство взялся рядчик. Это был маленький мужчина, около тридцати лет от роду с небольшой бородой, плотного телосложения.

Голос его отдавал небольшой хрипотцой, но это вовсе не портило произношение и нравилось слушателям.

Во время выступления он исполнил веселую живую песню, где было много переливов и переходов, зрителям это все понравилось, и они заулыбались. После исполнения посмотрев на реакцию зрителей, рядчик был уже уверен в своей победе.

Но должен был выступить и Яшка-Турок. Яшка был молодым парнем, ему было 23 года, он был хорош собой и строен, глаза у него большие серые, а волосы русые, в общем, он был довольно симпатичным юнцом. Работал он недалеко на местной фабрике.

Это выступление было настолько сильным, что даже соперник признал своё поражение. Каждый, кто слышал исполнителя, были поражен силой голоса певца, всем было «сладко» и «жутко» одновременно.

Сам Яков забыл, что он соревнуется, полностью отдавшись собственным эмоциям.

В произведении все описано достаточно точно и ярко, очень хорошо переданы все переживания исполнителей и слушателей, поэтому у читателя сразу возникает чувство личного присутствия.

  Краткое содержание Ася по главам (Тургенев)

Победа

Перед выступлением Яшка немного засмущался. Он пробовал рукой прикрыться от зрителей. А когда кто-то убрал его руку, он казался полностью бледным. Такое сильное волнение испытывал молодой человек.

Но любовь к песни сделала своё дело! С каждой нотой голос Яшки крепчал. Звук, вначале казавшийся слабым, набирал силу с каждой нотой, становился звонче каждую секунду.

Исполнитель вложил всю душу в свою песню. Яшка смог выразить всё, что есть в душе русского человека. Это была и боль, скорбь, молодость, страсть, сила.

Песня была так исполнена, что сам автор забыл, что здесь находятся зрители.

Когда песня была окончена, то он увидел, что у многих зрителей выступили слезы. Кто-то даже рыдал, отвернувшись ото всех. Победа была безоговорочной!

Темы и проблемы

Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:

  • Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
  • Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).

Главная мысль

Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.

Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни.

Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.

Певцы. Анализ рассказа Тургенева

В рассказе «Певцы» автор рассказывает о том, какое впечатление производит на русского человека пение, и вместе с тем дает образ талантливого певца из народной среды. В корчме происходит состязание в пении между рядчиком из Жиздры и Яшкой Турком.

Первый затягивает развеселую песню, обильную всякими завитушками и прищелкиваниями; общий восторг служит ему наградой. Выступает на сцену второй; он начинает заунывную песню «Не одна в поле дороженька пролегала».

Сначала он поет робко, но постепенно вдохновляется, овладевает собой и грустная русская песня  его звучит широко, от нее «веет чем-то родным и необразимо широким, словно знакомая степь расстилается перед слушателями, уходя в бесконечную даль … »

Эта песня действует самым потрясающим образом на слушателей: одни стоят, как оцепенелые, другие рыдают; на них подействовала та задушевность, то глубокое чувство, которыми была проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню.

Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний, замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы.

Он глубоко вздохнул и запел … понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня: «Не одна-то в поле дороженька пролегала … » «Пел он, и всем присутствующим сладко становилось, — говорит Тургенев, — и сладко, и жутко …  Песня его росла, разливалась.

Яковом, видимо, овладело упоение … он отдавался весь своему счастью. Закипала на сердце кровь и поднимались к глазам слезы. Глухие, сдержанные рыдания, — продолжает Тургенев, — поразили меня … я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну … » Яков кончил.

Слушатели стояли все, как оцепененные. Рядчик тихо встал и пошел к Якову.- «Ты … твои … ты выиграл», — произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места.

Русскому человеку нужна задушевность».

В «Певцах» Тургенев изображает потрясающее действие музыки, песни на самых разнородных по характерам своим русских людей.

В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг.

Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков.

Вот как рисует Тургенев его пение: «понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня.

 Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы»; он видел, что «жена целовальника плакала, припав грудью к окну»; целовальник Николай Иваныч потупился; легкомысленный и несообразный Оболдуй, посторонний и случайный свидетель состязания, и сам суровый «Дикий Барин» был растроган.

Соперник Якова, рядчик, первый признал себя побежденным. Чуткой и нежно-отзывчивой на впечатления искусства изображена Тургеневым в «Певцах» русская душа, и тонко подметил автор народные особенности, народные черты широкой и вольной русской песни.

  • Подготовить рассказ по одной из следующих пословиц гнев твой враг твой безделье мать всех пороков
  • Подготовить рассказ об отношениях маши троекуровой и владимира дубровского кратко
  • Подготовить рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями спортсмен художник писатель
  • Подготовить рассказ о хлебе
  • Подготовить рассказ о том как животные помогают растениям размножаться 3 класс