Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»
1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.
В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.
К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.
2. Какие виды народного творчества ты знаешь?
Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.
3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».
Список книг для выставки устное народное творчество:
- Русские народные сказки.
- Русские волшебные сказки.
- Русские бытовые сказки.
- Русские сказки о животных.
- Сборник «Народные песни».
- «100 пословиц и поговорок».
- Сказки народов России.
- «Пословицы и поговорки о временах года».
- «Лучшие детские загадки о животных».
- «Считалки и скороговорки для детей».
4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Дополни текст заклички:
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
Сядь на цветок — принеси нам медок.
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!
Принесите нам тёплую весну и солнце!
6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!
Пример заклички про весну для 3 класса
Весна-красна! Приходи к нам быстрей!
Яркое солнышко, свети нам теплей!
Милый дождик лей, лей сильней!
Мы станцуем вам быстрый хоровод
Чтобы меньше было у людей хлопот!
Приходи скорее в гости к нам весна!
Красно солнышко горит и весна красна!
7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.
Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.
8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.
Примеры загадок к словам для 3 класса
Между снегом и водой
Он бывает голубой.
(лёд)
Солнце на земле растёт —
Кто захочет, тот сорвёт!
(Подсолнух)
Он не море и не поле —
Для деревьев он раздолье!
(Лес)
Под деревьями трава,
А на дереве ….
(Листва)
С неба звёздочки летят,
Только губы холодят.
(Снег)
Если он идёт стеной —
Это значит проливной.
(Дождь)
Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.
Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …
(Весна)
9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».
Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».
10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!
Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
10. Попробуй сочинить докучную сказку.
Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.
11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?
Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.
Также повторяются слова: «Не пей, братец», и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».
13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.
Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.
14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражение описывает скорость передвижения волка.
Я представляю такие картины:
Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.
От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.
15. Каким был Иван-царевич?
Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.
16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.
Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».
Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».
Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».
18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.
Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».
Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.
19. Составь таблицу сказочных зачинов.
Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каменное царство».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».
Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».
20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.
Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.
21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.
Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.
Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.
По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.
Царевич успешно женился и вернулся домой.
В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.
22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?
Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.
Герои очень красивые, как я их и представляла.
23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».
Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
24. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.
25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.
26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:
Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».
Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.
Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.
План рассказа о художнике для 3 класса
- Годы жизни.
- Как стал художником.
- Самые известные картины.
- Моя любимая картина.
- Впечатление от картины.
28. Сочини свою волшебную сказку.
Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?
Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.
Сегодня я хочу поговорить про Александра Сергеевича Пушкина и его замечательные детские сказки. Согласитесь, что представить детскую библиотечку без произведений великого классика невозможно. Сказки Пушкина занимают особое место на книжной полке. Сейчас такое многообразие книг с яркими и красочными иллюстрациями к произведениям Пушкина, где есть рисунки маститых советских авторов и утонченных художников начала ХХ века. Какие из них предпочесть?
Не секрет, что Пушкин открывается ребенку не только своими замечательными стихами, но и посредством иллюстраций. Вспомните свои собственные первые впечатления от сказок Пушкина. Наверняка, это будут картинки, которые вы видели в своих первых детских книжках. В этой статье я предлагаю вам собственный рейтинг лучших иллюстраторов пушкинских сказок.
Татьяна Маврина
Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина очень красочны и полны экспрессии. Она создала замечательные картинки к пушкинскому «Лукоморью» и другим произведениям Пушкина. Первой книгой, проиллюстрированной художницей, была «Сказка о мертвой царевне», которая вышла в свет в 1949 году:
Ее иллюстрации очень яркие и написаны в необычной манере. Татьяна Маврина училась во ВХУТЕМАСе у Р. Фалька. Авангардное искусство наложило отпечаток на ее стиль и творчество. Многие свои иллюстрации к сказкам Пушкина Татьяна Маврина создавала с помощью аппликации, приклеивая рисунки на общую композицию.
«Сказка о царе Салтане»:
«Сказка о золотом петушке»:
Особняком стоят ее работы, выполненные к началу поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» – «Лукоморье». Оформленные столь гениально, что превратили это вступление к поэме в отдельное самодостаточное произведение, которое можно смело рекомендовать самым маленьким читателям:
Современные издания с иллюстрациями Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина выходят в издательстве «Нигма»:
— “Сказки” Александр Пушкин. Изд-во: Нигма, 2012 г.
— “Руслан и Людмила” Александр Пушкин. Изд-во: Нигма, 2015 г.
Владимир Конашевич
«Сказка о рыбаке и рыбке» с рисунками Конашевича впервые вышла в свет в 1922 году и многократно переиздавалась в советский период. Наверняка, многим из вас с детства знакомы эти картинки:
Владимир Конашевич иллюстрировал также пушкинского «Золотого петушка»:
Купить Сказки Пушкина с иллюстрациями В. Конашевича сейчас можно в издательстве “Мелик-Пашаев”:
— “Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2015 г.
— “Сказка о золотом петушке” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2016 г.
— “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Александр Пушкин. Изд-во Мелик-Пашаев, 2016 г.
Иван Билибин
Один из ярчайших художников начала XX века, входивший в объединение «Мир искусства». Билибинский стиль совершенно особенный и пронизан духом русской старины. Его картинки к пушкинским сказкам выглядят строго и подойдут скорее для детей постарше. Они отличаются декоративностью и орнаментальностью. Билибин создавал не только книжные иллюстрации к сказкам Пушкина, но и театральные декорации и костюмы к опере Римского-Корсакова “Золотой петушок”.
Помимо произведений Пушкина Билибин создал замечательные иллюстрации к русским народным сказкам. Детские книги с его иллюстрациями часто выпускаются самыми разными издательствами («Амфора», ИД Мещерякова, Clever и другие).
“Сказка о царе Салтане”:
“Сказка о золотом петушке”:
Современные издания с иллюстрациями И. Билибина можно найти в Лабиринте по этим ссылкам:
— “Сказки” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2012 г.
— “Сказка о царе Салтане” Александр Пушкин. Изд-во: Амфора, 2015 г.
— “Волшебные сказки” Александр Пушкин. Изд-во: Проф-Издат, 2015 г.
Борис Дехтерев
Классик советской детской иллюстрации. Я запомнила сказки Пушкина именно по его работам. Увы, мои детские книжки не дожили до сегодняшнего времени. А иллюстрации Дехтерева к сказкам Пушкина просто замечательные:
“Сказка о рыбаке и рыбке”:
Особенно мне запомнилась Царевна, встающая из хрустального гроба из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», хоть это и были черно-белые рисунки:
Современные издания с иллюстрациями Бориса Дехтерева можно купить по этим ссылкам:
— ”Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2014 г.
— “Сказка о попе и о работнике его Балде” Александр Пушкин. Изд-во: ИД Мещерякова, 2013 г.
— “Руслан и Людмила” Александр Пушкин. Изд-во: Детская литература, 2015 г.
Нина Носкович (репринт «Речь»)
Мне понравились ее иллюстрации к “Сказке о мертвой царевне”, как и сами книжки питерского издательства «Речь» (книги этого издательства недорогие, но качество ни чем не уступает изд-ву “Мелик-Пашаев”).
Нина Носкович родилась в начале XX века в Петербурге, за свою долгую творческую жизнь она создала иллюстрации ко множеству детских книг – к русским народным сказкам, произведениям Маршака, А. Толстого, Драгунского, Кассиля, Г. Х. Андерсена. Иллюстрации к сказкам Пушкина Нины Носкович – очень яркие и выразительные и понравятся детям всех возрастов.
— “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Александр Пушкин. Изд-во: Речь, 2014 г.
Репринтные издания Тов-ва Сытина 1915 года
Не могу не написать несколько слов о репринтном издании сказок Пушкина, выпущенном недавно издательством Clever в серии «Золотой фонд Всемирной детской литературы». Иллюстрации к сказкам Пушкина выполнены разными художниками начала ХХ века – Николаем Бартрамом, Сергеем Соломко, Иваном Билибиным и другими. Они продаются в красивом подарочном издании (коробка с комплектом из 5 книг) или отдельными книжками.
Уникальные издание чудесных сказок А. С. Пушкина с иллюстрациями художников XIX – XX веков:
— ”Сказки” Александр Пушкин. Серия: Шкатулка со сказками Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о золотом петушке” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2015 г.
— “Сказка о рыбаке и рыбке” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о Попе и о работнике его Балде” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2013 г.
— “Сказка о царе Салтане” Александр Пушкин. Изд-во: Клевер Медиа Групп, 2015 г.
Хорошего Вам чтения и удовольствия от прочитанного!
Урок литературы в 5 классе по теме «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях»: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение
написанию домашнего сочинения. Цели урока:
— создать условия для развития у
школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих
способностей;
— воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое
мировоззрение, любовь и уважение к литературе;
— на материале сказки донести мысль писателя, что « в человеке главное – его
душа».
Оборудование урока: презентация к уроку; компьютер, проектор;
раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А. С. Пушкина.
Ход работы:
Организационный момент.
1)Опрос по домашнему заданию.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А. С. Пушкина?
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
— Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?
— Почему королевичу Елисею помогают силы природы?
2) Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Игра «Кто это? Что это?» с комментариями по тексту сказки.
Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи;
солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки,
содержащие данные предметы.
Сообщение темы и целей урока.
Работа над темой урока.
1)Беседа о поэтике пушкинской сказки.
Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт,
спрос не грех).
Образы каких героев пришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).
Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота
Месяца?
Объясните выражение «молва трезвонить стала».
Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?
2)Путешествие по «картинной галерее».
На экране проектора представлена презентация известных картин В. М. Васнецова
по мотивам народных сказок. Обращается внимание учащихся на картину художника
«Сказка о спящей царевне».
Беседа.
Какой сказке посвящена репродукция картины?
Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?
Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).
В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны,
косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь,
лисичка).
Какое настроение создаёт картина?
3)Теория литературы.
Учащиеся слушают сообщение учителя о законе «Трёх Р»: размер, ритм, рифма.
Работа с учебником (стр. 114 — 117). Запись в тетрадь:
— Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки.
В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются
ударные и безударные слоги.
— Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк. Строчки могут рифмоваться
парами, а могут – через одну. Бывают и более сложные «рисунки» рифмовки.
— Наблюдалась ли рифма в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина? Докажите.
— Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?
4)«Творческая лаборатория».
Работа с карточками.
Задания.
Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?
Найдите в тексте, если есть, рифму.
Как рифмуются строчки: через одну или парами?
Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?
Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы.
Спишите текст стихотворными строчками.
Карточка № 1.
Жил маленький мальчик: был ростом он с пальчик, лицом был красавчик, как искры
– глазёнки, как пух – волосёнки. Он жил меж цветочков; в тени их листочков. В
жары отдыхал он и ночью там спал. (В.А. Жуковский. «Мальчик-с-пальчик»).
Карточка № 2.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
(А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
5)Обучение написанию сочинения.
Беседа.
— Представьте, что перед вами тема сочинения «Какие известные тебе элементы
волшебной сказки использует в своём произведении «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях» А.С. Пушкин? Что бы вы написали в своём сочинении? О каких
элементах идёт речь?
— Какие слова, понятия вам неясны?
— С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка,
волшебная сказка, сюжет). Что они значат?
— Какое вопросительное слово использовано в теме? Чтобы ответить на вопрос,
«потяните за ниточку, спрятанную в вопросе».
Устное сочинение с опорой на образец.
Образец сочинения.
А.С.Пушкин в своём произведении «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
использует такие элементы сюжета волшебной сказки, как: __________ .
В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке
А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках
используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________
богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам
же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и
_______ .
Рефлексия.
— Легко ли написать сочинение?
— Прозой или стихами мы будем писать?
— Чем стихи отличаются от прозы?
-Понравился ли вам урок?
-Что показалось трудным, а с чем справиться было легко?
Домашнее задание.
1)Написать сочинение «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» —
литературная сказка с «бродячим сюжетом».
2) Прочитать сказку А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
(с.120 — 148).
Разработка урока ИЗО.
6 класс.
Тема урока: «Иллюстрирование отрывка
литературного произведения
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)».
2020 – 2021 учебный год.
Дата проведения: 09.03.2021 г.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: тематическое рисование.
Тема урока: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (А.С.. Пушкин «Сказки о царе Салтане»)».
Цель урока: научить использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета.
Задачи урока:
— образовательная: продолжить формирование понятий «иллюстрация», «художники-иллюстраторы»; формирование умений простейшими изобразительными средствами передавать основные события в произведении;
— коррекционно – развивающие: коррекция и развитие зрительного восприятия, наблюдательности, внимания, образного и логического мышления; развитие композиционных навыков, совершенствование умений выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы; развитие устной речи обучающихся;
развивать умение сопереживать героям литературного произведения;
— воспитательная: воспитание интереса обучающихся к работе художника — иллюстратора; воспитание качеств – усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручка, аккуратность, старательность.
Методы, используемые на уроке:
— словесный (беседа, рассказ);
— наглядный (демонстрация презентации, работа с иллюстрациями);
— практический (выполнение практической работы- рисунок);
— проблемный (решение проблемной ситуации, поиск ответов на вопросы проблемного характера);
— стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуации успеха);
— самоконтроля и самооценки (самопроверка при выполнении практической работы и самооценка знаний).
Используемые технологии на уроке:
— разноуровневого и дифференцированного подхода;
— здоровьесберегающие;
— личностно-ориентированные;
— информационно-коммуникативные.
Формы организации деятельности на уроке:
— фронтальная;
— индивидуальная;
Оборудование:
— для учителя: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, иллюстрации И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина; презентация с иллюстрациями И. Я. Билибина; отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина; иллюстрации картин А.Бубнова «Утро на Куликовом поле» и В. М. Васнецова «Богатыри»; музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане»; раздаточный материал – шаблон – палитра; лист А2, кисть, гуашь, баночка для воды;
— для обучающихся: альбом, простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисть, баночка для воды, салфетка, цветные карандаши, дневник.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию нового материала и к работе на уроке.
— Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно открывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: выявить уровень усвоения знаний обучающихся и повторить пройденный материал.
— Ребята мы с вами на прошлых уроках знакомились с иллюстрациями к литературным произведениям на примере картин известных художников.
— Что такое иллюстрация?
— Словарное слово «иллюстрация» – рисунок к тексту.
— А кто рисует иллюстации?
— Словарное слово «художники – иллюстраторы» .
Напечатанные словарные слова «иллюстрация», «художник – иллюстратор» размещаются на лоске.
— Рассмотрите иллюстрации картин, представленных на доске.
А.П.Бубнов «Утро на Куликовом поле».
В. М. Васнецов «Богатыри».
— Как называются иллюстрации картин? Кто автор?
— На доске представлена иллюстрация художника Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле» (к произведению «Слово о полку Игореве»).
— На доске представлены иллюстрация художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».
— Кто эти три богатыря?
— Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).
— Для чего нужны иллюстрации?
— Иллюстрации обычно размещаются в книжках, чтобы по ним лучше представить содержание текста.
3. Сообщение темы и цели урока.
Цель этапа: привлечь внимание обучающихся и вызвать интерес к изучению новой темы.
— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с иллюстрациями и с художниками – иллюстраторами. Я не зря начала урок со стихотворения, в котором говорилось про сказку. Мы отправимся в путешествие и познакомимся со сказкой. А вот как сказка называется, угадайте?
Звучит музыка из оперы Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане».
-Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кто догадался, строки, из какой сказки? — Вам поможет иллюстрация, представленная на слайде (слайд № 1,2)
— Это «Сказка о царе Салтане». Полное название этого произведения «Сказка о царе Салттане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» (слайд № 2).
— А кто автор этой сказки?
— Александр Сергеевич Пушкин (слайд № 3).
— А музыка звучала из оперы Николая Андреевича Римского –Корсакова ««Сказка о царе Салтане» (слайд № 4).
— Тема нашего урока «Иллюстрирование литературного произведения». Сегодня именно о литературном произведении «Сказка о царе Салтане» мы будем вести речь (слайд № 5).
— Мы познакомимся с художником – иллюстратором, который выполнил иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане». И сами побываем в роли художников – иллюстраторов — выполним иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.
4. Изучение нового материала.
Цель этапа: дать обучающимся конкретное представление об иллюстрации как о выразительном средстве для композиции сюжета.
Обучающиеся предварительно самостоятельно знакомятся с произведением А.С.Пушкина
«Сказка о царе Салтане».
— Иллюстрации в книге являются произведениями изобразительного искусства. Художник-иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего случайного. Художник, прежде всего, обязательно обдумывает замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя.
-Ребята, в детстве, когда вы еще не умели читать, вам читали сказки, а вы в своем воображении представляли сюжеты сказок, героев. Вы в своем воображении рисовали иллюстрации к сказкам. Сказка, однажды вошедшая в жизнь, прочно занимает свое особое место.
— Многие художники считали за честь иллюстрировать сказки А.С.Пушкина, потому что в них можно найти мудрость, доброту, нравственную красоту.
— Одним из художников, который иллюстрировал произведение «Сказка о царе Салтане» является Иван Яковлевич Билибин, сын военно – морского врача, собирался стать юристом, но стал известным художником – иллюстратором (слайд № 6).
— В 1900 году русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков пишет оперу «Сказка о царе Салтане».
— В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане», иллюстрированная И.Я. Билибиным (слайд № 7,8).
А) Беседа по иллюстрациям И.Я.Билибина к произведению «Сказка о царе Салтане».
— В своих иллюстрациях И.Я.Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки.
— Я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы представьте себе иллюстрацию этого сюжета.
Обучающие слушают текст.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
— Что вам представилось? Какое в это время море, небо?
— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сюжет с бочкой И.Я.Билибин (слайд № 9).
Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.
— Одна из лучших иллюстраций И.Я.Билибина – сказочный город.
— Я прочитаю отрывок из сказки, а вы, ребята, закройте глаза и представьте картинку иллюстрации к этому сюжету.
Обучающиеся слушают текст.
— Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.
— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации сказочный город И.Я.Билибин (слайд № 10).
Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.
— На иллюстрации изображены князь Гвидон и его мать. А город, действительно, сказочно чудесен. Он расположен на крутом, как пишет поэт, то есть гористом, обрывистом острове, который весь зеленеет травой. Город нарисован яркими красками и вычурными линиями. Его можно долго разглядывать: в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом – радостная, чудесная. По нижнему краю листа идет орнамент, мотив которого напоминает или резьбу по дереву, или старинные кружева.
— Ребята, вспомните, о каких трех чудесах рассказывается в сказке?
— Чудеса в сказке – белка, тридцать три богатыря и царевна Лебедь.
— Послушайте, как первое чудо – белочка описывается в сказке.
Обучающиеся слушают текст.
— Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть…
— А вот белочка уже в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка»).
Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане» («Белка»).
— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.
— Поэт создает образ при помощи слов, художник при помощи кисти и красок, а композитор создает музыкальные образы при помощи различных музыкальных инструментов.
— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации белочку И.Я.Билибин (слайд № 11,12).
Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.
— Белочка в хрустальном домике грызет орешки. Белочка веселая, жизнерадостная и краски, используемые в иллюстрации, такие же.
— Предлагаю вам небольшую паузу — пусть наши глазки немного отдохнут. Давайте выполним гимнастику для глаз. В «Сказке о царе Салтане» князь Гвидон превращался в разных насекомых. В каких насекомых?
— В комара, муху и шмеля.
— Я предлагаю вам проследить за полетом шмеля. Внимание на слайд – следим глазками за передвижением шмеля. А музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») поможет вам задать ритм движения шмеля (слайд № 13).
Физминутка «Гимнастика для глаз».
Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля») и выполняют гимнастику для глаз.
— Чудо второе – богатыри. Я читаю, а вы слушаете.
Обучающиеся слушают текст.
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…
— А вот тридцать три богатыря в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).
Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане» («Богатыри»).
— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героев этого сюжета.
— Какими изобразил художник богатырей? Во что богатыри одеты?
— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации богатырей И.Я. Билибин (слайд № 14,15).
Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.
— Наиболее выразительно художник рисует море. Из моря поднимается отряд богатырей. Во главе их самый старший – дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены, как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчеркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном беге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря. В мелодии слышится мощь богатырей, мелодия быстрая и громкая.
— Чудо третье – царевна-лебедь. Какой ее представил А.С.Пушкин?
Обучающиеся слушают текст.
Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
— А вот царевна Лебедь в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).
Обучающиеся слушают музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане» («Царевна Лебедь»).
— А теперь расскажите, что вы представили? Назовите героиню этого сюжета.
— Какая музыка звучала?
— Внимание на экран. Посмотрите, как изобразил в иллюстрации царевну Лебедь И.Я. Билибин. Кажется, что она вот – вот сойдет с картины и окажется среди нас (слайд № 16).
Обучающиеся рассматривают иллюстрацию на слайде и анализируют.
— На иллюстрации изображена сказочная волшебница, скорее лебедь, чем человек. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом. Весь тон картины – голубовато-серебристый (слайд № 17,18).
— Ребята, мы с вами рассматривали иллюстрации художника И.Я.Билибина. А кто мне скажет, что самое главное во всех этих иллюстрациях?
— Самое главное во всех этих иллюстрациях, что главные персонажи сказки изображены в центре и крупно. С помощью цветовых оттенков можно выделить главных героев.
— Сейчас мы с вами научимся, как правильно нужно смешивать краски, чтобы получились цветовые оттенки. Давайте разомнем кисти рук для предстоящей работы с кистью и карандашом.
Физминутка «Пальчиковая гимнастика».
1.
Домик . Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
2.
Очки бабушка надела и внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам
3.
Флажок. Я в руке — флажок держу и ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
4.
Лодка. Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход. Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.
5.
Стул, ножки, спинка и сиденье — вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
6.
Грабли. Листья падают в саду, я их граблями смету.
Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.
7.
Скворечник. Скворец в скворечнике живет и песню звонкую поет. Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.
8.
Цепочка. Пальчики перебираем и цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
9.
Лошадка. У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.
10.
Птичка. Пальчики — головка, крылышки — ладошка.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими.
— Руки на живот. Дыхательные упражнения: глубокий вдох через носовую полость, выдох через ротовую полость.
Обучающиеся выполняют упражнения для развития мелкой моторики рук,
а также дыхательные упражнения.
Б) Графические упражнения «Цвета радуги».
— Сейчас мы выполним упражнения на смешивании основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков.
— У вас на рабочих столах шаблоны в виде палитры.
Словарное слово: палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы краски для получения необходимых цветов (слайд № 19).
Словарное слово напечатанное размещается на доске.
Обучающиеся проговаривают словарное слово.
— У нас палитра – это альбомный лист, на котором 5 кружков.
— В каждом из них мы будем смешивать краски, получая оттенки красок, добавляя в каждый из нужных цветов «теплый» или «холодный» цвет, можно получить цвета более «теплого» или «холодного» оттенков. Обязательно соблюдаем правила работы с красками.
— Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем первый кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получается?
— Оранжевый цвет, теплый оттенок.
— Следующий кружок. Берем на кисть желтый цвет краски, закрашиваем второй кружок. Добавляем голубой цвет краски. Какой цвет краски получился?
— Зеленый цвет, холодный оттенок.
— Третий кружок. Берем на кисть красный цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?
— Коричневый цвет, теплый оттенок.
— Четвертый кружок. Берем на кисть оранжевый цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем красный цвет краски. Какой цвет получился?
— Пурпурный цвет, теплый оттенок.
— Пятый кружок. Берем на кисть синий цвет краски, закрашиваем кружок. Добавляем зеленый цвет краски. Какой цвет получился?
— Цвет станет сине-зеленым, а значит, «холодным».
Показ смешивания цветов на доске.
Обучающиеся на палитре смешивают цвета красок, получая новые оттенки цветов.
— С помощью оттенков цветов можно выделить наиболее интересное, впечатляющее в сюжете, главное, а также цветом подчеркнуть контурные линии.
5. Практическая работа.
Цель этапа: закрепить знания, полученные обучающимися, научить применять полученные знания.
— Предлагаю вам, ребята, на время стать художниками-иллюстраторами и нарисовать свою иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане». Вы должны выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка, как будут располагаться предметы на листе. Каждый должен постараться по-своему выполнить задание.
— Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.
— Вы можете нарисовать рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.
— Напоминаю вам порядок выполнения рисунка – иллюстрации.
Порядок работы над выполнением иллюстрации:
1). Сначала определяем сюжет.
2). Как правильно расположить лист? (вертикально, горизонтально)
3). Выбор главного персонажа иллюстрации (главный герой располагается в центре).
4).Место расположения персонажей (предметов).
5). Детальная проработка иллюстрации.
Напечатанный порядок работы размещен на доске.
— Помните, чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.
После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию. Вначале решается общая схема задуманной композиции. Тонкими линиями намечаются герои сказки. После эскизного построения композиционной схемы, прорисовываются детали. Уточняется линейное построение рисунка иллюстрации.
— А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы все справитесь с этим заданием.
— Вначале ребята выполняем рисунок в простом карандаше. Затем рисунок в цвете выполняете акварельными красками. Не торопитесь, рисунок должен быть аккуратно выполнен. Не переживайте, если вы на уроке не успеете выполнить работу в цвете, вы можете это сделать дома – это будет вашим домашнем заданием.
— Ребята, у вас есть подсказка. Если у вас возникли трудности в выборе сюжета, на доске размещены иллюстрации сюжетов к произведению «Сказка о царе Салтане», можете какой – либо сюжет взять за образец рисунка.
— Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Звучит музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
(«Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).
Простым карандашом учащиеся намечают композицию рисунка иллюстрации.
Индивидуальная работа:
— обучающиеся 3 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (с помощью шаблона прорисовывается лебедь и детали сюжета).
Оказывается дозированная помощь. Во время рисования, обучающиеся постоянно сравнивают свой рисунок с образцом.
Образец рисунка для обучающихся 3 группы.
— обучающиеся 4 группы выполняют сюжет на заданную тему, где главная героиня – царевна Лебедь (обводят лебедь по пунктирным линиям).
Оказывается дозированная помощь. Рисунок в цвете выполняют с помощью цветных карандашей.
Образец рисунка для обучающихся 4 группы.
Во время творческой работы наблюдается, чтобы обучающиеся располагали листы альбома и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами.
Выполняя рисунок в цвете обучающимся напоминается:
— последовательность заполнения листа цветом: от закрашивания больших плоскостей неба, земли, объектов фона; от больших пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей;
— необходимо выбирать нужные цвета для изображения сюжета, не забывая про палитру;
— цвета должны быть яркими и чистыми, поэтому после каждого обмакивания в краску нужно мыть кисть и протирать салфеткой;
— стараться закрашивать элементы рисунка, не выходя за контур.
Обучающиеся выполняют рисунок в цвете акварельными красками.
6. Подведение итога урока.
Цель этапа: сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу обучающихся, выяснить, что нового узнали обучающиеся на уроке.
— Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу.
— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке?
— Как называются рисунки в книгах?
— Кто рисует иллюстрации в книгах?
— Для чего нужны книжные иллюстрации?
— О каком произведении сегодня шла речь на уроке?
— Кто автор произведения «Сказка о царе Салтане»?
— С иллюстрациями, каких художников к этому произведению вы сегодня познакомились?
— Ребята, а теперь давайте посмотрим на ваши работы.
Выставка работ обучающихся. Анализ рисунков и выставление оценок.
Каждая работа обучающихся комментируется и оценивается (работы красивые по цвету; работы, в которых грамотно продумана цветовая гамма; работы аккуратно выполненные; работы, в которых выделено самое интересное в сюжете).
— Всем вашим работам можно дать такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись – это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
Домашнее задание: закончить рисунок в цвете (обучающимся 1,2 группы — придумать название к своей работе или подобрать к ней соответствующие строчки из сказки).
— Я довольна вашей работой, каждый из вас проявил фантазию, у вас получились замечательные рисунки – иллюстрации к произведению «Сказка о царе Салтане» (слайд № 20).
— Сказка ложь, да в ней намек-
Добрым молодцам урок!
— Каждая сказка чему-нибудь нас учит: добру, состраданию, что зло всегда будет наказано. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы тоже научились только хорошему.
— На этом наш урок закончен. Давайте дружно наведём порядок на рабочих местах.
«В чем сила Русского искусства, русской литературы (кроме таланта самого по себе)? Я думаю, она — в чувстве совести», — так считал герой этого небольшого очерка.
Он родился в маленьком курском городке Фатеж за два года до революции. Его прадед по материнской линии, Егор Чаплыгин, состоял попечителем церковно-приходских школ, был членом приходского совета Богоявленского собора, внес значительный вклад в его сохранение и был награжден золотой медалью «За усердие» на ленте ордена св. Станислава. Мать, её сестра и брат – учительствовали. Отец был директором почтового ведомства, сочувствовал большевикам и был убит в 1919 году декинцами. Изрубленного отца в гробу четырехлетний сын запомнил на всю жизнь… В том же году умерли от испанки его дед и младший брат…
Несмотря на трагическую судьбу отца, много лет спустя он скажет:
«Большевики посадили его, этот народ, на железную цепь, бесконечно унижая его, третируя, истребляя его святыни, его веру Православную, его культуру, а главное — сам этот народ, который служил своей безликой массой своим палачам и тиранам, кровью своею питая их чудовищную, беспощадную власть.»
«Злодейское дело истребления церковных ценностей было затеяно Лениным во время голода в Поволжье; это чудовищное бедствие отвлекало умы от преступной акции большевизма.»
«Все было взаимосвязано, истребление русской культуры шло параллельно с повсеместным разрушением и грабежом православных церквей, повальным истреблением духовенства и крестьянства, которое было стихийным хранителем Христианской веры — потому-то истреблялось с такой беспощадностью… Тут дело идет о настоящем, подлинном геноциде русского народа…»
«…детям интеллигенции, которые готовы были к восприятию культуры, к получению образования, — не дали такой возможности, им не дали получить образования, ибо швондеры создавали свою советскую интеллигенцию, в значительной своей мере еврейскую интеллигенцию, мыслящую по-еврейски и видящую в русских своих врагов. Ибо Швондер видит в русском интеллигенте своего лютого врага, которого он должен уничтожить. Вот мораль и содержание этого произведения, а совсем не то, что показывают нам в театре, что русский человек такая скотина, свинья, что он похож на собаку и т. д. Это сопутствующие дела. Да он и не русский, да он и не человек, он не человек, в этом-то всё дело, тогда как Швондер (и в этом ужас!) — человек, а это — страшно. При всех условиях Шариков — все-таки фантасмагория, и он перестаёт существовать. А Швондер существовать остаётся. Мы знаем прекрасно, что он Преображенского убьёт. И Преображенских Швондеры уничтожили, а сами Швондеры живы до сих пор».
«Когда говорят о сплошной темноте и невежестве русского крестьянина, то все уже верят в то, что это факт, так оно и было на самом деле. Ну а, например, церковь, которая была почти в каждом селе? Само здание ее было образцом красоты, а колокольный звон, его торжественность, слияние с красотой природы, росписи и картины в церкви, горящие свечи, запах ладана и благовоний, одежда священника, изумительная музыка, которую не только слышали, но и пели сами прихожане (т.е. они же и артисты) и, наконец, чтение Евангелия, величайшей из книг, полной любви и мудрости. Дальше: резная крестьянская изба, наличники, крыльцо, окна, деревянный орнамент. Посуда, полотенца и кружева, одежда (в особенности праздничная женская), народные песни (неисчислимое их количество, одна лучше другой), танцы, игры, хороводы. Резные коромысла, дуги, сбруя, прялки — всего не перечислишь! А словесное творчество: пословицы, сказки, поговорки, загадки… Загадки приучают смолоду человека к сознанию того, что мир имеет тайну. Нет! Жизнь русского крестьянина была совсем не такой, какой ее изображают теперь. Кому понадобилось все это уничтожить?
Ну, я понимаю, часть этого подлежала замене, например, посуда, одежда, игры. Главное было — уничтожить Бога, веру, душу народа опустошить, а остальное уже шло само собой. Опустевшая душа заполнялась разным содержанием: сначала марксизмом, потом ленинизмом — каторжным трудом за хлеб, за то, чтобы только не умереть с голоду. Человек лишился земли и крова над головой. О земле он вообще забыл и возненавидел ее, переставшую кормить, чужую. А между тем за нее было заплачено обильной кровью предков».
«Почти все революционные песни чужого, заграничного изобретения: «Варшавянка» — фр<анцузский> военный марш, «Смело, товарищи, в ногу» — немецкий, «Мы, молодая гвардия», современный гимн комсомола (который никто не поет) — немецкая народная песня. Ее можно найти в сборнике немецких несен. «Авиамарш» — нацистская германская песня Хорста Веселя(29), «Замучен тяжелой неволей», «Слезами залит мир безбрежный» — польские антирусские. Примеров – масса».
«Долой символы нашего Рабства — Маркса, Ленина, Сталина, Дзержинского: палачей наших».
Читатель, вероятно, уже догадался, что эти беспощадные высказывания принадлежат русскому национальному композитору, чей духовный слух не мог вынести какофонии большевизма – Георгию Васильевичу Свиридову. Фатеж, где прошли первые, ещё несознательные годы его жизни, успел дать ему первый заряд русскости, который Георгию Васильевичу удалось сохранить.
«В Фатеже, — рассказывал он, — было 4 церкви: Соборная, где меня крестили (поп Иван Халанский по прозвищу Халан), Покровская, рядом с ней в одной загородке Тихвинская церковь (которую с превеликим трудом взорвали после войны). Тихвинская — маленькая, зимняя, Покрова зимой не работала — было трудно отапливать. Богоявленская церковь на кладбище, где похоронены отец и родные (деды).
В церковь я ходил большею частью с бабушкой, которая была очень религиозна. Длинные службы меня утомляли, тяжело было стоять на ногах. Я торопил бабушку, упрашивал ее идти домой. Особенно я любил службу Чистого четверга, которую бабушка отстаивала целиком, я же обычно с кухаркой и сестрой уходил раньше, неся домой фонарики.
Часто я вспоминаю свою Родину — Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края — особенно. Они хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение — дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их. Один из музыкальных ладов, на котором построена моя кантата «Курские песни», говорит о глубокой древности своего происхождения. Этому ладу, я думаю, сотни лет. Теперь уже так не поют. Жизнь — неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку. Будет жаль, если она совсем исчезнет».
В 1924 Свиридовы переехали в Курск, где Георгий поступил в школу. Он прекрасно знал литературу, много читал. Вскоре мальчик стал посещать музыкальный техникум, где директорствовал скрипач М. А. Крутянский, выпускник Московской консерватории. Музыкальная «карьера» будущего композитора началась с самого народного инструмента – балалайки, на которой играл он в оркестре народных инструментов.
По окончании школы Георгий перебрался в Петербург, поступил в консерваторию. В ранний период творчества большое влияние на Свиридова оказал Шостакович, за которого едва не пострадал он серьезно на заре своего творчества. Георгий Васильевич был обвинен в формализме из-за того, что был учеником Шостаковича. В эту пору опальный композитор буквально бедствовал: «…после ждановского постановления 1948 года меня совершенно перестали исполнять и печатать, — вспоминал он, — я мог спиться тогда до смерти, это было мрачное, жуткое время, спас меня Аркадий Райкин тогда, спасли заказы на театральную музыку».
Но постепенно у молодого композитора выработался свой стиль, совершенно отличный от Шостаковича. Стиль – русский. Недаром Шостакович в поздравлении к 40-летию своего «ученика» написал: «Свиридов — очень русский композитор». Музыка Свиридова – это русская необъятность, колосящееся поле и журчание ручьев и рек, песни соловья и звон колоколов, поднявшийся из воды Китеж, моление Богородице, небо взыскующее, зима разухабистая, удаль размашистая, слава веков минувших, былины и преданья, светлая печаль русской природы, чудо русской поэзии, литургия Божественная, гармония… Музыка Свиридова – это душа русская, сама Россия. «Я хочу создать миф: «Россия», — говорил он. — Пишу все об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог. Я чувствую тайную связь с землей».
Миф этот был им создан. И он оживает в каждой русской душе – например, при звуках гениальной «Метели». Ныне бытует пошлое слово «саундтрек». Рассуждается о лучших саундтреках… Пожалуй, прекрасных мелодий к фильмам не мало, но только один фильм может похвастаться целым циклом гениальных «саундреков». «Метель» Владимира Басова. Именно Басов пригласил Свиридова написать музыку для его фильма по мотивам пушкинской повести. И родился гениальный шедевр русской музыки, который уже десятилетия живет сам по себе, живет, как музыкальное воплощение русской души.
В своём творчестве композитор отдавал предпочтение жанрам, связанным с поэзией – кантате, оратории, вокальным циклам. Георгий Васильевич глубоко чувствовал русскую поэзию, немало страниц его дневников посвящено глубоким размышлениям о творчестве Пушкина, Есенина, Блока… Он тонко чувствовал фальшь – и пролетарских поэтов (Маяковский), и трескучих «шестидесятников». «Прочитал стихи Вознесенского, целую книгу, — отмечал он. — Двигательный мотив поэзии один — непомерное, гипертрофированное честолюбие… Его собеседники — только великие (из прошлого) или по крайней мере знаменитые (прославившиеся) из современников, неважно кто, важно, что «известные». Слюнявая, грязная поэзия, грязная не от страстей… а умозрительно, сознательно грязная. Мысли — бедные, жалкие, тривиальные, при всем обязательном желании быть оригинальным… Претензия [у В.] говорить от «высшего» общества. Малокультурность, нахватанность, поверхностность. «Пустые» слова: Россия, Мессия, Микеланджело, искусство, циклотрон (джентельменский набор), «хиппи», имена «популярных» людей, которые будут забыты через 20-30 лет. Пустозвон, пономарь, болтливый, глупый пустой парень, бездушный, рассудочный, развращенный».
В 50-70-х годах Свиридовым создаются такие произведения, как «Поэма памяти Сергея Есенина», вокальный цикл «У меня отец – крестьянин» (1957), кантата «Деревянная Русь» (1964) и поэма «Отчалившая Русь» (1977) на стихи Есенина, кантата «Курские песни» (1964) на подлинные народные напевы и тексты, вокальные циклы «Петербургские песни», 1964, и «Шесть песен», 1977 на стихи Блока, «Пушкинский венок», 1979…
«Глубоко неверная наша мысль о том, что Глинка – основоположник нашей музыки… – утверждал Свиридов. — Народная песня и старая церковная музыка — вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры. Это понял Мусоргский и тем стал велик. В следовании этим традициям и развитии их его свежесть и оригинальность». В своём творчестве Георгий Васильевич во многом наследовал «народности» Мусоргского, коего глубоко почитал. «Мусоргский, — говорил он, — великий духовный композитор… Он открыл заново корневое русское искусство … полнокровное, могучее, хранившее народный дух, контактное с природой и её жизнью, наполненное изначально Божественного смысла — непостижимого и вечного». «Величие художника — это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина — это величие христианина».
Для советского композитора мысли совсем не типичные, как, впрочем, и практически все мысли, коими исписаны 18 томов его дневников… Но Свиридов и не был композитором советским. А только и исключительно русским. В 1973 им были написаны три хора к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и «Хоровой концерт памяти А.А. Юрлова». По мнению музыковеда А. С. Белоненко, хоры из спектакля «Царь Федор Иоаннович» стали в своем роде ключевым сочинением для Свиридова. Георгий Васильевич особенно любил этот самый русский музыкальный жанр. В последнее десятилетие своей жизни он постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты, некоторые из которых вошли в хоровой цикл «Песнопения и молитвы».
Георгий Васильевич переживал со всей остротой переживал геноцид русского народа – будь то «старо»-большевистский, или же нео-большевистский, «либерально-демократический». Приведем лишь некоторые цитаты из его дневников:
«И это называется «перестройкой»? Увы! Все это известно с Октября 1917 года и в разных вариациях существовало и существует более 70 лет. Нет никакой разницы — «при ком» этот государственный бандитизм творился: при Л<енине>, Тр<оцком>, Бух<арине>, Ст<алине>, Б<режневе> или Г<орбачеве>.
Государственный террор — он и есть террор. Он является патентом С<оветской> власти, единственным способом ее высокомерного существования. Русские давно уже стали колониальным народом, удел которого — скорое исчезновение с арены мировой истории и гибель. Именно к этому ведет дело нынешнее руководство. Происходит подмена Русской культуры культурным суррогатом».
«Миром владеют мировые разбойники, уничтожающие целые народы. И большие народы, целые православные, инорелигиозные государства. Гигантская мировая мистификация. Старшие поколения обрекаются на нищету и быструю гибель, молодым приготовлена рабская участь».
«Мы переживаем эпоху третьей міровой войны, которая уже почти заканчивается и происходит на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые, а отчасти и большие народы получают условную независимость, безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны – людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестаёт существовать как целое, как нация… Падение России как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах».
«В наше время Россия духовно опускается еще на один порог преисподней. Культура ее уже невосстановима. Она уже не нужна большинству населения. Так называемый «культурный слой» населения… не состоит или состоит в малой степени из представителей коренного населения страны. Это… общество, глубоко враждебное русской нации, русской культуре, русской истории и искусству. Этот культурный слой не может двигать далее культуру вперед, т.к. у него нет контакта с фундаментом жизни, нет контакта с землей, рождающей все, в том числе и культурный фонд. Нет гения безпочвенного. Вот причина «войны» против почвенников… Высказанное вслух чувство национального достоинства русского художника, его тревога за судьбу преследуемой и истребляемой русской культуры становились, да и сейчас становятся равносильными государственному преступлению… В России как раз царят антинациональные, антирусские тенденции или, как их называют, «русофобские». Выразителями национальных настроений России служат люди, наподобие некоей m-m Боннэр…»
«Потеряна Россия, прекратилась её история, потеряна Русская земля, потерян (и это – главное) народ русский. Русских в стране как будто и нет. Татары населяют Татарстан, узбеки – Узбекистан… Русский же народ, давший свое имя (Россы) стране, ныне уравнен в правах по названию: все – Россияне. Но россияне – это не национальность, это всего лишь знак проживания в определенном месте. Таким образом, народ наш, уже во второй раз в нашем столетии, лишен национального признака. В первый раз это было после октябрьского переворота, ныне отвергаемого теми, кто на деле совершил его вновь, выполняя замысел уничтожения России как государства и истребления нас как нации, целиком. И выродившиеся русские поощряют самоистребление в своей тупости, низости и слепоте».
«Россия — грандиозная страна, в истории и в современной жизни которой причудливо сплетаются самые разнообразные идеи, веяния и влияния. Путь ее необычайно сложен, не во всем еще и разгадан, она всегда в движении, и мы можем лишь гадать, как сложится ее судьба. Ее история необыкновенно поучительна, она полна всяких свершений, великих противоречий, могучих взлетов и исполнена глубокого драматизма. Мазать ее однообразной, густой черной краской напополам с экскрементами, изображая многослойную толщу ее народа скопищем дремучих хамов, жуликов и идиотов, коверкать сознательно, опошлять ее гениев — на это способны лишь люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные Родине. Это апостолы зла, нравственно разлагающие народ с целью сделать его стадом в угоду иностранным туристам, современным маркизам де Кюстинам или просто европейским буржуа. Такая точка зрения на Россию совсем не нова! Достоевский гениально обобщил подобные взгляды и вывел их носителя в художественном образе. Это Смердяков».
«Происходит подмена Русской культуры культурным суррогатом. Этот музыкальный суррогат производится в ужасающей массе, на его воспроизводство работают учебные заведения, начиная от музыкальных школ и кончая многочисленными консерваториями в столицах и крупных городах РСФСР. Все русское принижено и принижается, ведется «охота за людьми». Собственная, подлинная и немногочисленная интеллигенция, чудом сохранившаяся после семидесяти лет советского террора, живет на «мушке» под прицелом журнальных и газетных бандитов, в чьи руки отдана печать страны и все средства массовой пропаганды, направленной на одурение, оглупление народа, особенно молодого поколения, кому усердно внушается вопиющая ложь под видом правды и истории. Это не жизнь, а «Ночь на Лысой горе» — шабаш зла, лжи, вероломства и всякой низости».
«Большой театр перестал быть театром прежде всего национальной оперы… Чего стоят некоторые оперы или балеты, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку? Кто же пойдет работать в этот еврейский лабаз?..»
«Я русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. Hа здоровье, пусть живет.
Hо русский человек — это русский человек. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный.
Hо вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста (и не сердитесь на меня, что я так говорю): надо гордиться, что мы — русские люди!»
Несмотря на ясное видение бедственного положения своего народа и Отечества, композитор не терял веры в лучшее их будущее. «…Для того, чтобы завоевать Россию окончательно, надо еще многих из нас просто перебить, как собак…», — говорил он. «Пока жива литература, жив и русский народ». Спасение России видел Свиридов, как и все духовно зрячие люди, лишь в одном – её духовном возрождении. «Найти человеку верный путь в жизни — всегда непросто, — писал он в 1987 году. — В наши хаотические дни это стало неимоверно трудно. Масса людей — потерявших всякие ориентиры, масса — избравших неверный путь, чреватый большим Злом. Многие живут вообще без пути, без движения, лишь шевелясь на месте, как черви в сортире. Боже! Помоги выйти на дорогу всем близким и любимым, не утратив света во тьме!»
«Духовность — высшее начало в человеке, его божественная часть, божественная природа, соединенная в индивидууме с земным, животным, матерьяльным началом, олицетворением низменных страстей и помыслов».
«Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество и еще того хуже: упоенно воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира. Все это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе, понизив уровень ее духовного насыщения до минимума, почти до нуля.
Дело добра могло бы казаться совершенно безнадежным, ибо души, подвергшиеся столь сильной обработке и омерщвлению, воскресить, пожалуй, уже невозможно. Но мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру. Неимоверная сила, которую обрело зло в искусстве, зависит в значительной мере от захвата им способов самоутверждения, саморекламы, самопропаганды, т. е. прессы, критики, учебных заведений, антрепризы и т. д.
Один лишь театр, концертный зал, журнал или газета, профессор в консерватории может приносить уже много пользы (хотя бы и один). Ибо он сеет семена добра, и нельзя себе представить, чтобы все они погибли.
Зло старается изолировать, ошельмовать, уничтожить или опорочить таких людей… Но так бывало часто и раньше (если не всегда). Однако нынешнее время — особо «злостное»».
«Мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру. Мы — гости здесь на земле, но как прекрасен мир! Сколько в нем красоты, сколько печали! Чувство хрупкости, временности нашего существования, отсюда значит, что человек должен ценить жизнь, любить ее и стараться сделать ее как можно лучше для всех, а не только для себя.
Разумно устроенное государство обязано воспитывать своих подданных в сознании незыблемости моральных ценностей, в духе высоких нравственных начал, а искусства, художества должны помогать воспитанию благородного человеческого характера, пробуждая в человеке чувство красоты, добра и правды».
Георгий Васильевич прожил долгую жизнь, творчески полную и творчески счастливую, ибо, несмотря на антирусскую власть, он не только творил свое и творил свободно, но и был востребован, прославлен. Его музыка звучала на лучших сценах и в лучшем исполнении при его жизни, а сам он даже руководил союзом композиторов СССР. Гениальность, успех, слава… За всё это великий композитор заплатил горестями жизненными. Его старший сын покончил с собой, когда ему было 16, и, узнав об этом, Георгий Васильевич слёг с первым инфарктом. Когда же его сразил инфаркт второй, скончался его тяжело больной младший сын, долгое время лечившийся за границей. Об этой трагедии композитор так и не узнал. Жена не сказала сразу, ожидая, когда муж поправиться. Но поправиться ему было не суждено. Господь призвал его в Сочельник, всего через неделю после ухода его сына…
«Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным», — говорил Георгий Свиридов. Таково его собственное искусство, которое мы ещё не знаем вполне, ибо часть наследия великого композитора сохранилась лишь в его нотных записях и доселе не исполнялась.
В родном Курске Свиридову поставлен памятник, на котором выбиты слова, которые можно назвать девизом всей жизни Георгия Васильевича: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
Е. Федорова