При поддержке волонтеров проходят все крупнейшие мероприятия Москвы — с начала года добровольцы посвятили помощи городу около 128 тысяч часов.
Сегодня волонтерство охватывает практически все сферы жизни. Неравнодушные люди помогают детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, животным и просто любому, кому нужна поддержка. Волонтеры есть и в культуре, и в спорте, и в медиасреде — так, медиаволонтеры рассказывают о движении и вовлекают в него новых участников. А главное — волонтером может быть каждый, начиная со школы.
В Международный день волонтера рассказываем, как юные москвичи открывают для себя путь добровольчества и помогают окружающим.
Особенное волонтерство
17-летняя Вера Сорокина, ученица Московской международной школы, увлеченно рассказывает о своем пути, пока на фоне идет финал всероссийского добровольческого конкурса «Добро не уходит на каникулы».
Волонтеров девушка впервые увидела в детстве, когда с семьей ходила на акцию «Бессмертный полк», а развить интерес к делу помогли школьные преподаватели.
«На шествии я впервые познакомилась с волонтерами, подходила к ребятам, интересовалась, расспрашивала, как они записались в добровольцы. Я ими искренне восхищалась, — отметила Вера. — Мне тогда мама сказала: “Вот подрастешь — вступишь в их ряды”. Так и вышло: на сайте Мэра Москвы я нашла волонтерский клуб, в школе ходила на теоретические занятия, потом в ресурсном центре “Мосволонтер” мне завели волонтерскую книжку, после чего я начала помогать на форумах, получать первый настоящий опыт».
Вере нравится событийное волонтерство: форумы, общественные мероприятия, помощь в навигации и регистрации. Но настоящее призвание девушки — это помощь людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
«Мне нравится помогать людям, у которых возникли сложности из-за особенностей здоровья. Кроме того, у меня это отлично получается. Все говорят, что это безумно сложно, а я как будто чувствую какую-то связь между мной и человеком, которому помогаю», — говорит Вера.
С единомышленницей Вера запустила проект «Четыре чувства» — как раз с ним она и вышла в финал всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы». Это интерактивная экскурсия, которая не только рассказывает о жизни незрячих людей, но и дает школьникам возможность поставить себя на их место. Участникам завязывают глаза и предлагают выполнить несколько заданий. Цель инициативы — развить эмоциональный интеллект и сделать молодое поколение толерантнее по отношению к людям с ОВЗ.
Тонна макулатуры и новогодние песни
Со школы начала свой волонтерский путь и 16-летняя Елизавета Семина — стать добровольцем ей предложила учительница географии. По признанию школьницы, после этого ее жизнь кардинально изменилась — осознание того, что можно помогать людям и делать мир добрее, стало для Елизаветы постоянным источником вдохновения.
Добровольчеством девушка занимается всего третий год, однако уже стала лучшим волонтером школы «Марьино» и Музея Победы. Она регулярно участвует в мероприятиях Российского движения школьников.
«Я участвую в разных мероприятиях. Например, в Музее Победы мы помогаем в гардеробе и показываем дорогу посетителям. Бывают акции экологические, например недавно с подругой сажали деревья. Ездим и в приюты для животных — убираем и чистим клетки, меняем воду и еду у кошек, гуляем с собаками», — рассказала школьница.
По словам девушки, один из главных плюсов волонтерства в том, что от него невозможно устать. Наоборот, добровольческая деятельность заряжает человека энергией и дает силы идти дальше.
В этом с ней согласен ученик школы № 2005. Сейчас парню 14 лет, но к движению он присоединился в раннем возрасте, так как волонтерство — традиция его семьи.
«В нашей семье принято помогать людям: родители готовят еду для нуждающихся, отправляют вещи в детские дома и дома престарелых. Когда в школе появилась возможность вступить в волонтерский отряд, я сразу сделал это, — рассказал школьник. — Сегодня я чаще всего посещаю дома престарелых и провожу акции по сбору теплых вещей».
Больше всего Степану запомнился один из его первых выездов в дом престарелых.
«Это было на Новый год, мы приходили в палаты к дедушкам и бабушкам, пели им новогодние песни. Все осталось в памяти, потому что эмоции были неподдельные и многие даже подпевали. Теперь я делаю это ежегодно», — сообщил Степан Болотских.
Волонтерство Степана не ограничивается помощью пожилым людям. Он участвует в мемориально-патронатных акциях Московского центра «Патриот.Спорт» у памятников Москвы и Подмосковья, проводит патриотические уроки, а также организует сбор и отправку подарков в детские дома. С его помощью сотни книг, полученныхв Международный день книгодарения, отправились в Узей-Туклинскую сельскую библиотеку в Удмуртии. Более того, волонтер лично собрал около тонны макулатуры и участвовал в акции «Вода России» по очистке берегов реки Сходни.
Семейный «Муравейник»
С учеником Московской международной школы Николаем Старченко самый запоминающийся волонтерский опыт случился всего за несколько дней до интервью. 12-летний школьник поделился, что все началось с поиска приюта для животных, который нуждался бы в помощи.
«Недавно я нашел частный приют для кошек в Александрове. Он находился в сложном финансовом положении — животным даже приходилось ночевать на улице. Мы оперативно помогли: вместе с товарищами из школы собрали 175 килограммов корма, а потом с родителями повезли в приют. Весь багажник машины, весь салон были доверху заполнены кормом для животных», — сообщил Николай.
Увлекает молодого добровольца и эковолонтерство — уже в 10 лет он стал организатором экологического кружка «Муравейник» для первоклашек. С этого момента началась его осознанная волонтерская деятельность: до пандемии Николай регулярно проводил занятия в кружке, учил младших ребят заботиться, любить и бережно относиться к природе.
Проект появился не просто так — он стал данью памяти дедушке Николая.
«Меня интересовала тема экологии, так как мой дед выпускал журнал для семейного чтения “Муравейник”. К сожалению, дедушка нас покинул, но я решил продолжить его дело — это очень мотивировало. Сегодня наш “Муравейник” ведет активную жизнь в интернете, он превратился в дружное и любознательное сообщество: там есть свои авторы, ежедневно публикуются интересные материалы», — отметил волонтер.
В рамках проекта дети занимаются не только экологическим, но и социальным волонтерством: пишут письма ветеранам, готовят для них поздравительные открытки. Например, в начале 2020 года «Муравейник» начал сотрудничать с фондом «Старость в радость», а школьники подружились с Тамбовским домом-интернатом для ветеранов войны и труда.
Амбассадоры добровольчества
При поддержке волонтеров проходят все крупнейшие мероприятия Москвы — с начала года добровольцы посвятили помощи городу около 128 тысяч часов. Взамен столица дает ребятам новые знакомства, уникальный опыт и карьерные перспективы.
Большинство школьников поддерживает волонтерство как идею, а часть юных москвичей планирует развиваться дальше именно в этой сфере. Они уверены, что в ближайшем будущем добровольчество может стать одним из главных мировых трендов.
«Современным школьникам не просто интересно — у них есть запрос на участие в волонтерской деятельности. Например, на акцию “Помощники вакцинации” я пригласил своих друзей, и согласились почти все. Если дальше продолжать популяризацию, то скоро молодежные отряды станут многочисленнее», — считает Степан Болотских.
Конечно, несмотря на неугасающий энтузиазм волонтеров, даже они сталкиваются со сложностями. Но, как ни странно, в числе проблем ребята не называют выгорание: почти все они утверждают, что не устают от своего дела. Елизавета Семина отметила, что одна из самых больших трудностей — незнание того, как именно можно помочь человеку. Впрочем, в этом случае молодые добровольцы всегда могут спросить совета у своих наставников.
Вера Сорокина по опыту знает, что иногда волонтеры сталкиваются с физическими затруднениями, будь то ранний подъем или долгая дорога.
«Бывает сложно вставать ранним утром, если это событийное волонтерство, просыпаться в пять-шесть утра, чтобы поехать на другой конец города или в Подмосковье. Это может утомить, — рассказала девушка. — При этом мысли о том, чтобы оставить волонтерство, никогда меня не посещают, потому что своей жизни без него пока не представляю».
Киев, Украина. Михаил Чобанян — авантюрный 37-летний выпускник британской частной школы, бегло говорит по-английски и по-украински, прекрасно разбираясь также в обычаях Украины, где, на его взгляд, часто попираются законы и по чьим просторам он любит рассекать на своей черной Ferrari 612. Чобанян — основатель «Куны», одного из первых обменников криптовалют в Восточной Европе. Свою родину он считает прекрасным местом для развития бизнеса, при условии, что вам хватает терпения работать в насквозь коррумпированной системе.
Основной плюс, объясняет он, сидя в своем офисе с видом на Днепр, заключается в своеобразной свободе, которой в развитых странах не видели уже несколько сотен лет.
Например, вы можете избежать наказания за убийство.
«В этой стране можно убить человека и не сесть за это в тюрьму, если у вас достаточно денег и связей, — говорит он, сидя на мягкой кожаной софе и потягивая чай. — Если связей нет, это просто обойдется дороже».
Этика вседозволенности уже многие годы неотступно преследует Украину, и теперь правительство рассчитывает покончить с ней с помощью криптовалюты. В начале сентября местный парламент принял закон, легализующий и регулирующий биткоин. Это первый шаг в рамках амбициозной кампании, преследующей две цели: во-первых, выдвинуть на первый план процветающую в стране торговлю в криптовалюте, а во-вторых, провести ребрендинг всего государства.
«Основная идея состоит в том, чтобы стать одной из лучших в мире стран для криптокомпаний, — рассказывает Александр Борняков, заместитель министра по цифровой трансформации в одноименном ведомстве, созданном два года назад. — Мы считаем, что это новая экономика, будущее. Мы верим, что это подстегнет нашу экономику».
Презентацию он сократил до 90-секундного информационного ролика, где Украину навязывают так же настойчиво, как гаджеты в презентациях компании Apple. Под однообразный техносаундтрек перед зрителем проносятся кадры с пекарями, начальниками, медсестрами и прочими жителями страны, которые радуются жизни в хайтековской нирване.
«Мы инвестируем в стартапы и создаем нужные условия для их развития, — говорит по-английски женский голос за кадром. — Наша цель — создать самое удобное для людей и бизнеса государство в мире».
Послание такое: Украина — лучшая гавань для предпринимателей, стремящихся найти низкое налогообложение, минимум бумажной волокиты и множество опытных инженеров. Господин Борняков повез это послание на гастроли, сделав летом тур и по Кремниевой долине. Президент страны Владимир Зеленский встретился с генеральным директором Apple Тимом Куком (Tim Cook), а также со студентами Стэнфорда.
Многие экономисты и политики относятся к криптовалюте с глубоким подозрением, считая, что ей отдают предпочтение отмыватели грязных денег, террористы, мафия и вымогатели, требующие выкуп. Однако в настоящее время проводится международный конкурс «Крипто ищет таланты» (Crypto’s Got Talent), в котором соревнуются многие страны. По мере того как в эту отрасль начали вливаться предприниматели, правительства некоторых стран произвели незамысловатые подсчеты.
Если инвесторы будут вливать деньги в эти компании, значит эти компании нужно соблазнить переехать. В последнее время инвесторы в головокружительном темпе закачивают в эту область деньги. Финансирование всех технологий, связанных с блокчейном (криптовалют, игр, инфраструктуры, невзаимозаменяемых токенов), взлетело до семи миллиардов долларов в первой половине этого года. Такие данные предоставляет CB Insights, фирма, занимающейся мониторингом в криптоотрасли.
Так, Польша предлагает налоговые льготы и финансовую поддержку, чтобы приманить технических специалистов, и расставляет свои силки даже на Украине. (По словам господина Борнякова, готовится контрнаступление.) В гонке участвуют также Литва, Эстония, Мальта, Таиланд и Вьетнам.
Украина рассчитывает не только на новые рабочие места и дополнительный доход с налогов. Годами её репутация была запятнана финансовыми скандалами, а внутренняя борьба олигархов расшатывала положение. На сегодняшний день она занимает второе место в списке самых бедных стран Европы. Уверенно ввязавшись в финансовую систему и культуру, где доминируют цифровые технологии — программа онлайн-паспортов уже развернута — руководство Украины рассчитывает на масштабную перезагрузку, которая перепишет давний нарратив о хаосе и коррупции, тенью преследовавший страну с момента обретения ею независимости в 1991 году.
Проблема заключается в следующем: многие местные предприниматели подчеркивают, — существующая система нравится им в ее нынешнем виде, ее изъяны представляют для них особую привлекательность. Это ведет нас к парадоксу, лежащему в основе попытки Украины переосмыслить свою систему. Страна стремится подтолкнуть к прозрачности и законности группу гендиректоров, предпочитающих оставаться в тени, сохраняя полузаконный статус.
Украина уже заманивала к себе американцев и британцев из криптоиндустрии, а они не приехали, настаивая на верховенстве закона. При этом они воспевают всё — от доступных для кошелька ресторанов до безумных рейвов. А, главное, правительство даже понятия не имеет о том, чем они занимаются и сколько получают.
«Правил не существует, — говорит Чобанян с ноткой своеобразной гражданской гордости. — То есть правила имеются, но их можно нарушать. Это идеальный баланс между абсолютной анархией и возможностями».
Проснуться суперзвездой
Украинцы — одни из самых заядлых пользователей криптовалют в мире. Они занимают четвертое место в Глобальном индексе принятия криптовалют, составленном аналитической компанией Chainalysis. Объем криптовалюты, ежегодно поступающей и исходящей из страны, равен примерно восьми миллиардам долларов, а объем ежедневных транзакций, совершаемых в криптовалюте, — это около 150 миллионов долларов — превышает объем межбанковских кредитно-бумажных операций.
Речь идет не столько о криптолихорадке, сколько об отсутствии более подходящих вариантов. Банки на Украине настолько неэффктивны, что отправка или получение даже небольших сумм денег из другой страны сопровождается раздражающей полосой препятствий, которую нужно пройти в процессе оформления документов.
Столь же негативное воздействие оказала инфляция, которая привела к обрушению национальной валюты — гривны. На Украине слабо развит фондовый рынок, а иностранные по сути недоступны. Тем, кто хочет получать доход со своих сбережений, остается выбирать между недвижимостью и криптовалютой. Последняя часто головокружительно переменчива; биткоин подешевел вдвое в период с апреля по июль этого года, отыграв в дальнейшем свои потери и установив рекордный максимум в октябре. Однако он более ликвиден, чем, к примеру, квартира, и по сравнению с денежно-кредитной системой работает безотказно.
«Банки, — говорит Чобанян, — невероятно поспособствовали повышению спроса на мои услуги».
На сегодняшний день «Куна» проводит транзакции на сумму около трех миллионов долларов: гроши по сравнению с такими гигантами, как Binance, но этого вполне достаточно, чтобы компания оказалась в недавно опубликованном списке наиболее ценных компаний Украины по версии Forbes. На достижение этого уровня популярности ушли годы. Первые продажи криптовалюты, по признанию Чобаняна, напоминали продажу наркотиков.
Он запустил «Куну» в марте 2014 года, её название восходит к наименованию шкурки животного, которую в древности использовали вместо денег. Компания состояла на тот момент из трех человек, у нее был вебсайт с номером телефона и обменным курсом. Господин Чобанян учредил «Куну» на 50 биткоинов, приобретенных им после изучения банковской и платежной индустрии в 2011 году: тогда он сделал вывод, что криптовалюта способна изменить мир.
Позвонил покупатель, который хотел получить биткоины примерно на 100 долларов. Они встретились на улице в центре Киева. Парень передал наличные, Чобанян отправил ему биткоин с мобильного.
«Я едва мог вздохнуть от ужаса, — вспоминает он. — Думал, меня тут же арестуют».
Времени на это ушло немного больше. Полиция появилась в его квартире в ноябре 2015 года, пытаясь, как это часто тогда происходило, вытянуть из него деньги. На тот момент «Куна» проводила все свои операции онлайн, став биржей выбора для растущей армии поклонников криптоиндустрии. Пять полицейских в течение нескольких часов обыскивали квартиру господина Чобаняна, конфисковав его мобильные телефоны, компьютеры и даже wifi-роутеры.
«Они полагали, что у меня имеются еще и наличные», — говорит Чобанян. А их у него не было. Он знал, что должен прийти в отделение полиции и выкупить свое оборудование. Вместо этого он разразился страстным эссе, напечатав его на компьютере своего адвоката и выложив его в Фейсбуке вместе с описанием всех испытаний.
«Наутро я проснулся суперзвездой, — говорит он. — Я побывал на пяти-шести ток-шоу, в том числе на самом рейтинговом политическом шоу в стране».
Коррупция в мелких масштабах вроде взяток гаишникам почти исчезла, а с 2012 года страна улучшила свои показатели в индексе восприятия коррупции Transparency International. С другой стороны, менталитет вседозволенности никуда не делся. Украина изо всех сил борется с фальшивыми сертификатами о вакцинации против COVID-19, и, похоже, мало кого волнует, что мэр Киева, бывший чемпион по боксу в тяжелом весе Виталий Кличко, живет над стриптиз-клубом, известном как место свиданий с проститутками. (Принадлежит ли мэру «Рио» — а именно так называется клуб — точно не известно. Хотя создается впечатление, что существует он по собственным правилам; группа предпринимателей выступала против господина Кличко в ходе апрельских протестов перед мэрией, жалуясь, что «Рио» был открыт во время пандемии, в то время как другой бизнес был вынужден закрыться.)
Во время пешей экскурсии по Киеву господин Чобанян рассказывал о политиках-взяточниках и стройках, к которым только приступили рисковые девелоперы, в обход разрешений и законов о зонировании. Он говорил об этом с сожалением, словно что-то на Украине совершенно разлажено. Тем не менее, эти недостатки позволяют ему управлять своей компанией без какого-либо надзора сверху. Слабое правительство, нехватка надзорных органов — всё это идеально для «Куны», но для населения в целом — национальная трагедия.
На данный момент правительству ничего не известно как о размере, доходе и структуре его компании, так и о ее штате. Когда во время нашего интервью женщина приносит ему чай, он называет ее «предпринимателем», что, по его словам, позволяет ему не платить ей зарплату.
«В данный момент в моем бизнесе нет никакого влияния правительства, — говорит он. — Совершенно никакого».
«Нужны адвокаты»
Украина пережила слишком много финансовых скандалов, чтобы ожидать значительного притока руководителей крупных международных инвестиционных банков, и от стимулов это не зависит. А потом появилась криптовалюта, у которой есть свои репутационные проблемы. Быть может, они созданы друг для друга.
Совершенно иначе господин Борняков описывал плюсы криптоиндустрии в начале этого года во время ключевой встречи с господином Зеленским, бывшим телевизионным комиком, избранным на пост президента в 2019 году. Возможно, больше всего он прославился как собеседник бывшего президента Дональда Дж. Трампа в телефонном разговоре, послужившем причиной первого его импичмента. Господин Борняков подчеркивал возможности в том, что касается экономического роста и создания рабочих мест, а также говорил о недостатках бездействия.
«Здесь теневая экономика, — заявил господин Борняков в интервью, — если мы не предпримем мер по борьбе с ней, она будет постоянно разрастаться, и неизвестно, к чему это приведет».
Разговор проходил в роскошном офисном помещении в стильном уголке города. По словам владельца компании Creative States, это «пятизвездочный отель для бизнеса»: на первом этаже здания расположено кафе с мотивами ар-деко и бежевой мягкой мебелью, в том числе софой с декоративными подушками, на каждой из которой напечатано изображение исполнителей главных ролей сериала «Друзья». Три этажа этого здания занимают новые компании.
Господину Борнякову нашли место в серой советской штаб-квартире министерства, но сам он расположился в модной предпринимательской гавани, подчеркивая, что его миссия — радикально порвать с правительством в традиционном его понимании. И он только начинает.
«Мы намерены создать своего рода цифровые посольства по всему миру, сотрудников которых мы называем цифровыми послами», — говорит он.
Цель состоит в том, чтобы удвоить долю технической отрасли в ВВП — с 5 до 10%, и увеличить количество людей, задействованных в области технологий — примерно до 500 000. К 2025 году, когда, по прогнозам Всемирного банка, ВВП Украины достигнет 180 миллиардов долларов, вклад технологической отрасли должен будет составлять 18 миллиардов долларов.
А как же коррупция, ставшая чумой этой страны? Не отпугнет ли она потенциальных эмигрантов? Будущие администрации могут помешать процветанию технологических компаний своими рейдами и арестами. С востока Украине угрожает Россия. Революции — тоже повод для волнений. С 2004 года здесь произошло уже два переворота.
Даже без новой революции сочетание Украины и криптоиндустрии звучит как фиаско уже на стадии замысла, утверждает профессор прикладной экономики Университета Джонса Хопкинса Стивен Ханке (Steven Hanke), чрезвычайно скептически настроенный по отношению к биткоину. Как следует из большинства известных ему исследований, около половины всех транзакций, сделанных при помощи биткоина, совершается для достижения каких-либо нелегальных целей. Он считает, что Киеву не следует прельщаться на эту сферу.
«Страна страдает от эндемической коррупции, преступные синдикаты кишат по всему ее организму. Украина придется по нраву сомнительным персонажам, потому что именно сомнительные персонажи стремятся проникнуть в такие страны, как эта».
Борняков не согласен, хотя его заверения звучат довольно своеобразно. Неважно, кто находится у руля, утверждает он, иностранцы будут получать своего рода встроенную защиту, просто потому, что они иностранцы.
«Можете поехать в Египет, где, насколько я знаю, тоже много проблем, — говорит он. — Но если вы турист, вас никто не тронет. Никто не тронет вас, потому что на каком-то генетическом уровне люди там знают, что туристы приносят им деньги. Мы хотим создать аналогичную ситуацию здесь».
Как доказал опыт господина Чобаняна после полицейских обысков его дома, первичные активы технологической компании нельзя конфисковать так, как какой-нибудь злодей мог бы захватить, скажем, электростанцию или никелевый рудник. Было бы непросто присвоить компанию знаний наподобие базирующейся в Киеве Hacken, занимающейся кибербезопасностью и специализирующейся на работе блокчейна. Ее активы — это штат так называемых белых хакеров, работающих в разных точках мира.
Сооснователь компании Евгения Брошеван, сидя в конференц-зале Creative States, размышляла о том, как она стала руководителем в отрасли, где традиционно доминируют мужчины. По её словам, за это нужно сказать спасибо ее бабушке, учительнице математики, от которой она также унаследовала склонность к практическому мышлению, явно необходимому на Украине.
«Как бы то ни было, нужны юристы», — говорит она, рассказывая о возможных рисках для компании.
«Мне нравится, что здесь коррупция»
В меню ресторана «11 Mirrors Rooftop» предлагается стейк рибай за 180 долларов, на стенах висят фотографии знаменитостей с автографами, а из окон открывается панорамный вид на центр Киева. Создается впечатление, что этот стейк-хаус перенесся сюда из казино Лас-Вегаса, при этом принадлежит он брату мэра города и его коллеге-боксеру в тяжелом весе — Владимиру Кличко. Для любителей покутить местоположение выбрано идеально: всего в нескольких шагах отсюда стриптиз-клуб «Рио».
Недавно здесь за небольшим круглым столом оказались два участника международного пула талантов. Хартей Соуни (Hartej Sawhney), выросший в Принстоне, штат Нью-Джерси, — сооснователь компании Zokyo, занимающейся аудитом в криптоиндустрии и оценивающей надежность токенов и смарт-контрактов. Шади Петерсон (Shadi Paterson) — британец, руководящий компанией, подбирающей сотрудников для криптокомпаний. На встречу он пришел в футболке с надписью «Прими свои таблетки» (Take Your Pills).
И тот, и другой живут здесь, от обоих исходит аура, словно они нашли подходящее место и подходящую сферу в самый подходящий момент.
«Сегодня у нас множество возможностей в сотни раз увеличить ваши деньги при помощи криптоиндустрии, — говорит господин Соуни. — На пике интернет рос, если говорить о пользователях, на 63% год за годом. Криптоиндустрия с момента своего зарождения росла на 137%».
Как и многие живущие здесь иностранные предприниматели в области криптоиндустрии, двое мужчин описывают страну как какую-то чувственную утопию. Всё — от еды до шоферов — стоит в четыре раза меньше, чем на Манхэттене. На рейвах — россыпи кетамина и МДМА. Кроме того, в сфере знакомств, по их рассказам, все происходит, словно по сценарию шоу «Холостяк».
«Они в самом деле соревнуются, пытаясь произвести на тебя впечатление, — рассказывает Соуни о своем опыте общения с украинскими женщинами. — Это повторялось здесь десятки раз: вместо того чтобы я подкатывал к женщине, она подкатывала ко мне, причем на внимание такой женщины, как мне казалось, я бы не мог рассчитывать».
Оба мужчины воздерживаются от публичного восхваления Украины. Страна может предложить слишком многое, и они опасаются, что секрет ее чар станет известен повсеместно, и люди сюда переедут, подорвав преимущества местной жизни для иностранцев.
Они также придерживаются неоднозначной позиции относительно нового закона о криптоиндустрии. Они понимают потенциальную пользу легитимности, возникающей с появлением санкции государства. При этом им также нравится руководить компаниями, никому не подчиняясь и не платя украинских налогов. Что же касается отсутствия здесь моральных принципов, то для них это преимущество.
«Мне нравится, что здесь коррупция, — говорит Соуни. — Тут нам выдается шанс сыграть в игру, доступную в США лишь элитам. Мне не нужен лоббист. Если мне нужно заплатить кому-то на границе — я могу это сделать. Если нужно заплатить политикам — я могу это сделать».
Соуни предпочитает не просто частичную слежку радаров за его бизнесом, он хочет быть совсем вне их пределов. Петерсон понимающе отнесся к этой позиции. По его словам, он готов скорее заплатить какой-то процент гангстерам за отмывание своих денег или процент «другим гангстерам», то естьт украинскому правительству, чтобы превратить свои криптонакопления в полностью защищенное хранилище.
В ходе будущих гастролей Министерство цифровой трансформации, безусловно, иначе это сформулирует, но господин Петерсон уловил самую суть послания властей Украины.
«Я могу легализовать все свои деньги, и ни одна страна не сможет ничего на это возразить?— говорит он, словно пересказывая свой сон. — Могу переправить их в любую точку? Могу купить на них дом? Людям из криптоиндустрии это покажется совершенно невероятным».
Дэвид Сегал — лондонский журналист бизнес-рубрики The New York Times.
Иван Нечепуренко был членом московского бюро The New York Times с 2015 года, освещая политику, экономику, спорт и культуру в России и в бывших советских республиках. Он родился и вырос в Санкт-Петербурге, Россия.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Фото В. Новикова. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы
Сферы экономики, которые сильнее всего пострадали от кризиса, в 2021 году демонстрируют положительную динамику.
В столице оказывают всестороннюю поддержку москвичам, оставшимся без работы. В первую очередь это помощь в быстром трудоустройстве и выплата пособий по безработице. Сегодня в Москве работает крупнейший государственный кадровый оператор по поиску работы — столичная служба занятости. В ее инфраструктуру входит 56 отделов трудоустройства, расположенных в офисах «Мои документы», а также два флагманских центра «Моя работа» и специализированный центр «Моя карьера».
До пандемии уровень безработицы в столице составлял 0,43 процента. Из-за распространения коронавируса он вырос во многих регионах, и Москва не стала исключением. Однако уже сегодня ситуация изменилась: рынок труда адаптировался к новым условиям. Сферы экономики, которые сильнее всего пострадали от кризиса, в 2021 году демонстрируют положительную динамику.
В первую волну COVID-19 москвичи, потерявшие работу, смогли получить быстрые и удобные социальные выплаты. На эти цели из федерального и регионального бюджетов было направлено 17 миллиардов рублей. В 2020 году социальную поддержку в период безработицы получили свыше 300 тысяч человек, 178 тысячам помогли найти работу.
Поиск вакансий и повышение квалификации
Прежде всего был расширен банк предлагаемых вакансий для кандидатов с различной квалификацией и опытом работы. Постоянно ведется увеличение базы бизнес-партнеров службы занятости населения: в прошлом году к сотрудничеству с городом привлечено более тысячи новых работодателей. Налажено партнерство с крупнейшей российской компанией интернет-рекрутмента HeadHunter, что позволило увеличить постоянно обновляемую базу до 300 тысяч предложений. Карьерные эксперты помогают подобрать подходящую вакансию и максимально подготовить кандидата под требования рынка труда.
Безработные москвичи имеют возможность пройти программы профессионального обучения и повышения квалификации. Для выбора подходящего учебного курса проводится комплексная оценка уровня мотивации, профессиональных и личностных компетенций соискателя. Это нужно для максимально успешного трудоустройства после окончания профессионального обучения. Более 15 тысяч человек успешно прошли профессиональное обучение и повышение квалификации в 2020 году. Также проводится обучение под запрос работодателя по согласованным с ним программам.
Кроме того, более 80 тысяч человек получили помощь в профориентации. Службой занятости сформирована уникальная библиотека тестов и методик в этом направлении — 18 профориентационных тестов и личностных опросников, а также более 100 тестов на определение профессиональных компетенций в разных сферах. Комплексная оценка личностно-деловых качеств и профессиональных компетенций помогает точно определить направление для будущего профессионального обучения, наличие предпринимательских способностей для открытия собственного дела, выделить ведущие личностные и профессиональные компетенции для эффективного трудоустройства. Базовый сервис службы занятости для соискателей — предоставление комплексной оценки профессиональных навыков и личных компетенций для успешной презентации сильных сторон кандидата работодателю.
Служба занятости особое внимание уделяет развитию у граждан цифровых компетенций. Для этого был создан новый уникальный продукт «Трудоустройство онлайн». Количество онлайн-вакансий растет, а сам процесс найма все чаще происходит дистанционно. Однако не все люди могут преодолеть барьер экрана и цифры. Столичная служба дает возможность прохождения онлайн-собеседования с работодателями у себя на площадке. А на обучающих тренингах клиенты службы занятости учатся правильно воспринимать реакции собеседника через экран, удерживать внимание и производить нужное впечатление дистанционно, а также успешно выполнять практические задания и показывать результат с помощью демонстрации своего экрана на онлайн-интервью.
В центре «Моя карьера» обновили услуги по профориентацииОт идеи к мечте: в центре «Моя карьера» помогут открыть свое дело
Помощь начинающим предпринимателям
Отдельное внимание служба занятости уделяет развитию предпринимательства и самозанятости. В 2020 году была запущена программа по организации собственного дела и регистрации самозанятости для выхода граждан из серых областей экономики. Проект сразу стал востребованным. В прошлом году среди обратившихся в службу занятости соискателей семь тысяч человек открыли собственное дело и зарегистрировали статус самозанятого.
В 2021 году Мэром Москвы было принято решение об открытии специализированного офиса для тех, кто хочет начать свое дело и стать самозанятым. Здесь проводится обучение и консультации для начинающих предпринимателей. Кроме того, оказывается помощь в регистрации бизнеса с доступом к онлайн-сервисам, а также осуществляется трудоустройство самозанятых в новом статусе в партнерские компании-работодатели. Проекты в партнерстве со столичным учреждением Департамента предпринимательства и инновационного развития «Малый бизнес Москвы» информируют о мерах государственной поддержки тех, кто находится на пороге открытия собственного дела. Совместно с крупнейшими онлайн-сервисами сферы услуг проводятся мероприятия по использованию современных онлайн-инструментов для продвижения услуг и поиска заказов.
Сергей Собянин открыл центр «Моя работа» для самозанятых и индивидуальных предпринимателейСвой бизнес или подработка: как москвичи становятся самозанятыми
Трудоустройство молодежи
Служба занятости также помогает в трудоустройстве людям с особыми потребностями: молодежи, женщинам с детьми, представителям старшего поколения, соискателям с инвалидностью, малоимущим семьям. Специально для этих категорий горожан проводятся обучающие мероприятия, ярмарки вакансий, организованы партнерские школы с работодателями с последующим трудоустройством. Специалисты помогают составить конкурентоспособное резюме, организовать встречу с работодателем и рассказывают, как к ней подготовиться.
В столице проводится таргетированная работа для трудоустройства молодежи и соискателей с инвалидностью на квотируемые рабочие места. В августе 2020 года служба занятости населения запустила проект «Первая работа». Его задача — целевое трудоустройство молодых людей, завершивших обучение в вузах и колледжах, на квотируемые рабочие места, в первую очередь в подведомственные учреждения Правительства Москвы. Более 700 подготовленных кандидатов, подходящих под профиль вакансии, направлены на собеседования к работодателям, из них 220 кандидатов уже проходят последний этап — интервью.
Специально для молодежи в 2020 году службой занятости были проведены бесплатные программы летней занятости. Порядка трех тысяч юношей и девушек от 14 до 17 лет приняли участие в проекте «Лето в новом формате». В нем, а также в программе «PROГероев» подростки познакомились с актуальными профессиями и смогли развить свои универсальные навыки. Оплачиваемые стажировки в 130 государственных и 10 некоммерческих организациях города стали возможностью для ребят получить свой первый опыт работы.
Центр «Моя карьера» поможет студентам с поиском работы
Соискатели с особыми потребностями
Для трудоустройства соискателей с инвалидностью служба занятости регулярно обновляет базу «Топ-500 резюме» мотивированных к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья, проводит специализированные мероприятия с работодателями по вопросу трудоустройства инвалидов (прямые отборы, специализированные ярмарки вакансий, клуб соискателей с инвалидностью «Хочу работать»), а также трудоустраивает граждан с инвалидностью в организации на квотируемые рабочие места. В 2020 году проведено 46 открытых отборов для кандидатов с инвалидностью, из них 34 — в дистанционном формате. Всего в мероприятиях приняли участие 47 работодателей и более 450 соискателей. За прошлый год 1400 кандидатов с инвалидностью нашли работу с помощью службы занятости.
Специально для тех категорий граждан, которым бывает особенно непросто адаптироваться на рынке труда, служба занятости разрабатывает комплексные программы, в том числе с участием партнеров-работодателей. Для поддержки женщин с маленькими детьми разработана программа «Мама работает», которая включает тренинги, партнерские школы, психологическую помощь. Проекты «Твой путь в профессию» и «Карьера без границ» созданы для людей с инвалидностью, которые учатся в колледжах и вузах. Соискатели старшего возраста активно становятся участниками партнерских школ «Бабушка на час» и «Школа подготовки сиделок». Для помощи семьям с низким доходом, которые хотели бы освоить самозанятость, успешно работает программа «Свобода. Ответственность. Доход».
Одним из направлений работы службы занятости является помощь малообеспеченным семьям с детьми. Участниками пилотного проекта стали 9,8 тысячи человек, которым было предложено порядка 13 тысяч вакансий. Около двух тысяч человек были трудоустроены. Их средняя заработная плата составляет 50 тысяч рублей, что более чем в два раза превышает средний уровень дохода малоимущих семей (22,6 тысячи рублей).
На базе учебного центра «Профессионал» действует московский региональный центр движения «Абилимпикс». Его основная деятельность — проведение чемпионатов профессионального мастерства для людей с инвалидностью, их профессиональная ориентация и содействие в трудоустройстве.
В 2020 году московская сборная заняла первое место на VI Национальном чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс», завоевав 108 наград: 70 золотых, 23 серебряные и 15 бронзовых медалей. Еще 37 участников из Москвы стали призерами в различных номинациях. Лучшие участники выступят на международных соревнованиях в 2022 году. Соревнования впервые проходили в очно-дистанционном формате.
Чемпионат профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья прошел с 23 по 29 ноября в 81 субъекте России. Столицу на нем представил 171 участник — победители московского этапа конкурса в своей возрастной категории.
Олимпиада возможностей: победители «Абилимпикса» рассказали, как хобби сделать профессиейСборная Москвы стала победителем VI Национального чемпионата «Абилимпикс»
Поддержка некоммерческих организаций
Ежегодно Департамент труда и социальной защиты населения Москвы проводит грантовый конкурс для некоммерческих организаций (НКО) с объемом финансирования 400 миллионов рублей. Это позволяет НКО найти финансирование на свои социальные проекты.
В 2019 году впервые был проведен первый отраслевой конкурс грантов для социально ориентированных НКО «Москва — добрый город». Поддержку на 2020 год получили 149 некоммерческих организаций, которые помогли более 10 тысячам москвичей. Второй раз ежегодный конкурс грантов прошел в 2020 году. Победителями были признаны 123 социально ориентированные НКО, которые в течение этого года помогут 40 тысячам москвичей. Среди них дети-сироты, москвичи, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию, люди с инвалидностью и многодетные семьи.
Также в прошлом году Департамент передал некоммерческим организациям в безвозмездное пользование на три года 50 помещений общей площадью более 11 тысяч квадратных метров для оказания социальных услуг по реабилитации и социализации людей с инвалидностью, а также консультирования и проведения мероприятий для населения.
Опыт и трудоустройство: как прошли стажировки в рамках проекта «Москва — добрый город»Бабушка на час и автоняня: центр «Моя карьера» приглашает на бесплатный курс
Диагностический лист
Число детей, зачисляемых на программу | 8 |
Возраст обучающихся | 7-13 |
Нозологическую категорию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Нарушения речи |
Особенности развития, требующие учета при обучении (которые удалось выявить при знакомстве с ребенком, анкетировании родителей, изучении документации специалистов, консультации с педагогами-дефектологами, учителями-логопедами, психологами и медиками) | — Обращенную простую речь (короткие разговорные фразы) не понимает или понимает только с помощью родителей; |
Возраст обучающихся: 10-12 лет
Уровень сложности: базовый (стартовый)
Срок реализации: 1 год (34 недели)
Пояснительная записка
Каждый человек — своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Поэтому очень важно знать историю своего города, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое.
Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, обучающиеся видят успехи нашей Родины и всего народа. Поэтому в настоящее время историческое краеведение стало занимать большое место в образовании и воспитании детей.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Новизна:
Для своевременного учета (коррекции) особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее:
- возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование двух компонентов — академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития;
- максимальное расширение образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- организация партнерских отношений с родителями.
Отличительные особенности:
Реализация АДОП предусматривает учет особых образовательных потребностей адресной группы обучающихся, включая потребности в:
- учете сформированных у обучающегося навыков понимания обращенной речи, организации специальной помощи в разъяснении неизвестных, но важных для решения задач обучения по данной программе, слов и выражений в речи педагога и других детей;
- специальных подходах к адаптации речевого материала, в том числе соблюдении педагогом речевого регламента;
- привлечении родителей, тьюторов и других лиц, владеющих доступными способами коммуникации с ребенком, для организации с их помощью продуктивной коммуникации с обучающимся на минимально необходимом уровне для решения образовательных задач;
- создании специальных условий, обеспечивающих необходимую успешность и комфорт обучающемуся в общении с окружающими детьми и взрослыми, создании специальных условий безопасности и комфорта деятельности в окружащей социальной/предметной/природной среде с учетом трудностей регуляции поведения и возможных коммуникативных особенностей внешнего контроля со стороны педагога;
- введение и реализация доступной системы правил во всех ситуациях обучения по данной программе; привлечении помощника, ассистента, тьютора, в том числе в случаях повышенного риска для здоровья и безопасности самого обучающегося и окружающих детей и взрослых, внимательном, терпеливом, понимающем отношении взрослого к сложностям взаимодействия и установления межличностных отношений;
- комплексном решении возникших проблем с привлечением специалистов и родителей ребенка, планомерном погружении в социальную среду нового детского коллектива;
- внимательном, терпеливом, понимающем отношении взрослого к сложностям взаимодействия и установления межличностных отношений;
- комплексном решении возникших проблем с привлечением спеиалистов и родителей ребенка, специальной организации рабочего места ребенка, учете имеющихся у него двигательных особенностей при оснащении пространства учебного класса (иного помещения, где предусмотрено проведение занятий по Программе);
- использовании при необходимости специального оборудования (по рекомендации специалистов сопровождения);
- специальном психолого-педагогическом подходе при отборе материалов, заданий и упражнений, организации здоровьесберегающей среды, щадящего режима нагрузок;
- регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение режима нагрузок, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз, организации коротких перерывов), предупреждении дезадаптивного поведения;
- в постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- в формировании эмоциональной саморегуляции.
Отличительная особенность данной программы в том, что кроме теоретических знаний выполняются практические исследования и наблюдения, на основе которых формируется папка-портфолио.
Цель программы: последовательная социализация и предупреждение вторичных психологических отклонений за счет специальным образом организованной совместной деятельности взрослых с детьми и взаимодействия со сверстниками; формирование и развитие у ребенка потребности в использовании доступных ему средств коммуникации для решения задач общения с окружающими взрослыми и сверстниками, планомерное расширение спектра доступных обучающемуся коммуникативных средств, создание оптимальных условий для всестороннего развития учащихся, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- составление с помощью родителей ребенка и/или специалистов (дефектологов, психологов) опорного словаря с выделением знакомых ребенку слов и выражений, смысл которых он понимает;
- широкое применение наглядности, демонстративных приемов, видео, анимации, организация совместных действий с ребенком сопровождаемых речевыми комментариями (доступными для понимания);
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа.
Развивающие:
- развитие интереса к занятиям по изучению родного края, учить ребенка правильно выражать свои эмоции;
- развивать и закреплять коммуникативные умения;
- развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
- способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.
Воспитательные:
- воспитание стремления преодолевать трудности (при решении доступных адаптированных моторных задач), принимать помощь окружающих детей и взрослых и быть благодарным за помощь, быть готовым оказать помощь в ответ;
- воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Уровень программы: базовый (стартовый)
Форма обучения: очная с применением электронных технологий
Форма реализации: групповая.
Периодичность: занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 академических (40 минут) часа в неделю. Продолжительность перерыва между занятиями (перемена) 10 минут.
Ожидаемые результаты
- планомерное расширение пассивного словаря в речи ребенка;
- положительные изменения в развитии навыков понимания устной речи собеседника, присвоение обучающимся установленной педагогом системы правил, демонстрация ребенком готовности следовать правилам в специальных условиях организации его деятельности, умение обучающегося обратиться за помощью к взрослому, сообщить о возникших трудностях саморегуляции, потребностях и переживаниях, обогащение позитивного осмысленного опыта взаимодействия со взрослыми;
- рост ситуаций включения и удержания во взаимодействии с педагогом; присвоение социальных этических норм, в том числе общего и речевого этикета общения со взрослыми в зависимости от его социальной роли (родитель, учитель, директор, знакомый и незнакомый взрослый), обогащение позитивного осмысленного опыта взаимодействия и общения со сверстниками в новом детском коллективе;
- присвоение социальных этических норм, в том числе общего и речевого этикета общения со сверстниками, ребенок включается в предметно-практическую деятельность; совершенствуются моторные навыки (общей и мелкой моторики), повышается качество продуктов деятельности:
- продуктивно заниматься в течение определенного времени одним из доступных ему видов деятельности, связанных с направленностью программы обучения,
- ребенок проявляет стабильное эмоциональное состояние, понимает и адекватно выражает свои потребности, использует элементарные способы контроля своих эмоций;
- снижается число случаев нарушения установленных правил поведения.
Знать:
- основные достопримечательности города, края;
- культурное наследие своей малой Родины, страны;
- обычаи, традиции коренных народов Севера;
- основные туристские районы ХМАО-Югры;
- примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия;
- особенности населения территорию ХМАО-Югра: обряды, традиции, памятники культуры;
Уметь:
- работать в команде;
- называть и показывать на карте крупные туристические центры региона;
- определять нахождение достопримечательностей ХМАО-Югры;
- давать краткую характеристику экскурсионным объектам города Сургута.
Занятия в учебном кабинете носят тематический и практический характер. На занятиях используются как традиционные (лекции, экскурсии и т.д.), так и нетрадиционные формы («Крепкий орешек», ролевые игры, квесты и т.д.) проведения занятий. А также предусмотрены пешие экскурсии по городу с целью ознакомления с достопримечательностями города, посещение музеев, городских мероприятий и т.д.
Данная программа может быть реализована в дистанционной форме обучения. В связи с этим применяются следующие дистанционные образовательные технологии:
- системы дистанционного обучения, с использованием социальных сетей, мессенджеров;
- комплексные кейс — технологии (основаны на самостоятельном изучении);
- информационные-коммуникативные технологии (использование разнообразных компьютерных обучающих программ, электронных учебников представленные в открытом доступе в сети Интернет) и т.д.
Содержание программы
Учебный план
Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
1. Я и моя семья | 22 | 7 | 15 |
Адаптация ребёнка (знакомство с пространством, правилами поведения на занятиях) | 2 | 1 | 1 |
История моей семьи. | 6 | 2 | 4 |
Род. Родословная. | 6 | 2 | 4 |
Генеалогия — наука о родословного человека. | 6 | 2 | 4 |
Творческая работа: «Мы такие разные — с именами классными» | 2 | — | 2 |
2. Мой город | 28 | 6 | 20 |
История города Сургута и его окрестностей. | 8 | 2 | 6 |
Наиболее значимые историко-культурные объекты города Сургута. | 8 | 2 | 6 |
Улицы нашего города. | 4 | 2 | 2 |
Мой город — город будущего. | 4 | — | 2 |
Творческая работа: Коллаж «Вот моя улица, вот и мой дом» | 4 | — | 4 |
3. Край, в котором я живу | 20 | 8 | 12 |
Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра. | 4 | 2 | 2 |
Национальная культура народов Севера. | 4 | 2 | 2 |
Традиционные праздники ханты и манси. | 4 | 2 | 2 |
Традиционная одежда ханты и манси. | 4 | 2 | 2 |
Творческая работа: Выпуск газеты «Вўща вәӆа» (Здравствуйте!) | 4 | — | 4 |
Всего по программе: | 68 | 21 | 47 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Я и моя семья — 22 часов.
Теория — 7 часа
Адаптация ребёнка (знакомство с пространством, правилами поведения на занятиях) — 2 часа
История моей семьи. Моё имя, отчество, фамилия. Почему нас так зовут? Как появилась моя фамилия? Род. Родословная. Мои мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя… Почему их так зовут? Откуда они родом.
Генеалогия — наука о родословного человека. Моё генеалогическое древо. Профессии моих родителей, бабушек, дедушек и т.д.
Практика — 15 часов
«Мы такие разные — с именами классными»
Мини сочинение «Моя семьЯ»
Составление генеалогического дерева. Составление папки-портфолио.
Раздел 2. Мой город — 26 часов
Теория — 6 часа
Основные исторические факты образования города Сургута. Что в переводе с тюркского (хантыйского) языка обозначают: Сургут, Обь и т.д. Основные достопримечательности города. нашего города. История названий улиц. Улица, на которой я живу. Старое название улиц Республика, Бахилова, Геологов и т.д. История улицы на которой я живу.
Практика — 20 часа
Мой город- город будущего
Пешая экскурсия «Достопримечательности города Сургута»
Пополнение папки-портфолио.
Раздел 3. Край, в котором я живу — 20 часов
Теория — 8 часа
Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра. Быт. Обряды. Национальная культура народов Севера. Особенности орнамента народа ханты и манси. Конкурсы загадки, традиционные праздники «Вороний день» — 7 апреля каждого года. «Медвежьи игрища», «День обласа», народные игры ханты и манси (метание тензяна на хорей). Как назывался раньше Ханты-Мансийский автономный округ. Коренные жители округа. Река Обь («Ледяная река», «Большой Аз» и т.д.). Традиционная одежда ханты и манси. Орнаменты ханты и манси, отличия орнамента аганских и пимских ханты, элементы одежды (пимы, малица, рубаха, поясные ремни и т.д.)
Практика — 12 часов
- Просмотр видеофильма «Традиции и обряды народа ханты»
- Сбор материала для газеты…
- Экскурсия КЦ «Старый Сургут»
- Мини-проекты.
- Творческая работа: Выпуск стенгазеты «Вўща вәӆа, Югра!» (Здравствуй, Югра!)
Содержание программы
Основным предметом оценки выступает индивидуальная динамика обучающихся в достижении планируемых образовательных результатов освоения. Используются следующие подходы к оценке индивидуальной динамики:
- коммуникативно-деятельностный подход;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Предусматривается использование следующих оценочных средств:
- коммуникативно-деятельностный подход обеспечивает поддержку индивидуального речевого развития обучающегося в доступном ему темпе в условиях деятельности (в соответствии с данной образовательной программой);
- индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает учет психофизических особенностей ребенка и его индивидуальной скорости овладения знаниями, умениями и навыками;
- личностно-ориентированный подход обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние ребенка, формирование мотивации к занятиям деятельностью, предусмотренной Программой.
Программы в зависимости от структуры и тяжести имеющихся у ребенка нарушений. Оценивание осуществляется в сравнении с предыдущими индивидуальными достижениями ребенка, без сравнения с достижениями нормативно развивающихся сверстников.
Оценочные средства
Метод педагогического наблюдения, экспертной оценки (в том числе с привлечением родителей), применяемый при анализе достижений в области жизненной компетенции, включая формирование и развитие у обучающегося познавательных, коммуникативных, регуляторных, творческих способностей.
Интерпретация результатов
Анализ и интерпретация данных оценочных процедур предполагает изменение динамики по заданным критериям во взаимодействии с педагогом и детьми, в умении действовать по показу и образцу, использовать речевые и неречевые средства для успешного выполнения доступных ему заданий.
Проводится простая балльная оценка (от 0 до 3 баллов), где 0 баллов — отсутствие позитивной динамики, сохранение или даже нарастание трудностей взаимодействия, 1 балл — незначительная положительная динамика, желание включаться во взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе реализации АДОП, 2 балла — наличие устойчивых положительных изменений, ребенок в знакомых отработанных ситуациях взаимодействия воспроизводит сформированные навыки (по возрасту и с учетом особенностей здоровья, индивидуальных особенностей), демонстрирует скачок (относительно самого себя, стартовых возможностей) в расширении опыта взаимодействия, 3 балла — значительный прирост в развитии навыков совместной детальности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Методическое обеспечение программы
При реализации программы в качестве ведущих технологий и подходов используются кейс-технология и системно-деятельностный подход, ментальные карты. Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная, частично-поисковая, проектная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение теоретической информации через рассказ педагога, сопровождающийся презентацией и демонстрациями, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.
Педагогу, обучающему детей основам краеведения и туризмв, необходимо понимать внутренний мир ребенка, детское мировосприятие, его личный жизненный опыт. Он должен уметь проникать в мир ребенка, стать человеком, открывающим учащемуся красоту родного края.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение практико-ориентированных заданий с использованием ментальных карт и папки-портфолио.
Частично-поисковая деятельность учащихся включает овладение ими умениями и навыками через выполнение практико-ориентированных заданий в измененной ситуации.
Проектная и творческая деятельность предполагает самостоятельную или самостоятельную работу с помощью педагога, учащихся при выполнении мини-проектов.
Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
В построении образовательного процесса использую дифференцированный и индивидуальный подход. Для активизации учащихся использую совокупность технологий, ориентированных на развитие самостоятельности: игровые и здоровьесберегающие технологии. Для повышения мотивации учения и осознания успеха на занятиях использую нестандартные формы уроков (сюжетно-ролевой урок, урок-соревнование, занятия-квесты, виртуальные экскурсии по музеям мира).
Основная моя цель: поиск путей оптимизации учебного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода, внедрение проектного и исследовательского методов обучения, системная работа с одаренными учениками, а также с детьми с ограниченными возможностями.
Педагогическая тактика «сотрудничество», позволяет мне наиболее эффективно решать спорные ситуации, возникающие в процессе работы с учащимися.
Дидактический материал
Материально-технические условия
Архитектурная среда | ||
1. | Доступность | Необходимость обеспечить соблюдение общих требований в соответствии с нормами САНПиН, специальные требования отсутствуют, кроме индивидуальных случаев, отраженных в заключениях ПМПК или ИПРА. |
2. | Безопасность | Необходимость обеспечить соблюдение общих требований в соответствии с нормами САНПиН, специальные требования отсутствуют, кроме индивидуальных случаев, отраженных в заключениях ПМПК или ИПРА. |
Технические средства | ||
3. | Получение информации | Целесообразно использовать электронный доступ к расписанию, наличие информативного сайта, технические средства обучения (смарт оборудование и др.), специальное программного обеспечения. |
4. | Организация деятельности | Деятельность организуется в соответствии с направленностью АДОП, кроме этого необходимо предусмотреть технические средства коррекции речи при заикании (при необходимости). Необходимым техническим средствам относятся также специализированные компьютерные инструменты, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих, позднооглохших и глухих детей. |
Учебники / пособия / дидактические материалы | ||
5. | Алгоритмизация деятельности | Обеспечить максимальную наглядность, активное использование рисунков, символов других невербальных опор. |
6. | Реализация деятельности | Рекомендуется использовать планы/ схемы деятельности в ходе занятия, с организацией работы по предварительному анализу предложенных обучающемуся планов и схем.
|
Методические | ||
7. | АДОП: Пролонгация | Нормативная база: |
8. | АДОП: Результат | Результаты в соответствии с направленностью АДОП; — в соответствии с интегративными социально — значимыми качествами личности (социализация и инициативность) |
9. | Специальные методы | Рекомендуется использовать планы/ схемы деятельности в ходе занятия, с организацией работы по предварительному анализу предложенных обучающемуся планов и схем. Обеспечить максимальную наглядность, активное использование рисунков, символов других невербальных опор. предварительная словарная работа. По запросу обучающегося, его родителей/законных представителей возможно использование технических средств коррекции речи при заикании (при обоснованной необходимости). |
Кадровые | ||
10. | ППС участников образовательных отношений (дефектологи, психологи, тьютор) | При необходимости обеспечить консультации у педагога-психолога; логопеда для всех участников образовательных отношений в рамках помощи обучающемуся в реализации АДОП. |
11. | Техническое сопровождение обучающегося (ассистент, помощник) | Обеспечить при наличии рекомендаций ПМПК и при наличии специалистов в организации помощь ассистента |