Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка читать онлайн. Серая шейка, Приемыш, сказка про славного царя Гороха, Медведко. Мамин-Сибиряк – сказки для детей со смыслом!
Сказки Мамина-Сибиряка читать
Сказки Мамина-Сибиряка
Мамин-Сибиряк написал множество рассказов, сказок, повестей для взрослых и детей. Произведения издавались во всевозможных детских сборниках и журналах, печатались отдельными книгами. Сказки Мамина-Сибиряка читать интересно и познавательно, он правдиво, сильным словом рассказывает о тяжелой жизни, описывает родную уральскую природу. Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.
Сказки Мамин-Сибиряк писал, преследуя цель воспитания справедливых, честных детей. Искренняя книга творит чудеса, — так часто говорил писатель. Мудрые слова, брошенные на благодатную почву, дадут всходы, ведь дети – наше с вами будущее. Сказки Мамин-Сибиряк разнообразны, рассчитаны на детей любого возраста, ведь писатель стремился дотянуться до каждой детской души. Автор не приукрашивал жизнь, не оправдывал и не оправдывался, он находил теплые слова, передающие доброту и нравственную силу бедняков. Описывая жизни людей и природу, он тонко и легко передавал и учил, как нужно о них заботиться.
Мамин-Сибиряк много и тяжело работал над собой, над своим мастерством, прежде чем начал создавать литературные шедевры. Сказки Мамина-Сибиряка любят взрослые и дети, они входят в школьную программу, постановки детских утренников в садах. Остроумные и порой необычные рассказы автора написаны в стиле беседы с маленькими читателями.
Мамин Сибиряк Аленушкины сказки
Мамина-Сибиряка читать начинают с детского сада или младших школьных классов. Сборник Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка – самые известные из них. Эти небольшие сказки из нескольких глав говорят с нами устами животных и птиц, растений, рыб, насекомых и даже игрушек. Прозвища главных героев умиляют взрослых и веселят детей: Комар Комарович — длинный нос, Ерш Ершович, Храбрый Заяц — длинные уши и другие. Мамин-Сибиряк Аленушкины сказки при этом написал не только для развлечения, автор умело совместил полезные сведения с захватывающими приключениями.
Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка (по его собственному мнению):
- Скромность;
- Трудолюбие;
- Чувство юмора;
- Ответственность за общее дело;
- Бескорыстная крепкая дружба.
Аленушкины сказки. Порядок чтения
- Присказка;
- Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;
- Сказка про Козявочку;
- Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
- Ванькины именины;
- Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу;
- Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
- Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;
- Умнее всех;
- Сказка о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке;
- Пора спать.
Мамин-Сибиряк. Детство и Юность
Русский писатель Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в поселке Висим на Урале. Место рождения во многом предопределило его легкий характер, горячее доброе сердце, любовь к работе. Отец и мать будущего русского писателя воспитывали четверых детей, тяжелым многочасовым трудом зарабатывая на хлеб. С самого детства маленький Дмитрий не только видел нищету, но жил в ней.
Детская любознательность приводила ребенка в совершенно разные места, открывая картины с арестованными рабочими, вызывающими сочувствие и в тоже время интерес. Мальчик обожал подолгу разговаривать с отцом, расспрашивая того обо всем, что увидел за день. Как и отец, Мамин-Сибиряк стал остро чувствовать и понимать, что такое честь, справедливость, отсутствие равенства. По прошествии многих лет, писатель неоднократно описывал суровую жизнь простого народа из его детства.
Когда Дмитрию становилось грустно и тревожно, его мысли улетали в родные уральские горы, воспоминания лились непрерывным потоком и он начинал писать. Долго, ночами, изливая свои мысли на бумаге. Мамин-Сибиряк так описывал свои чувства: “Мне представлялось, что на родном Урале даже небо чище и выше, а люди искренние, с широкой душой, я словно сам становился другим, лучше, добрее, увереннее”. Самые добрые сказки Мамин-Сибиряк писал именно в такие моменты.
Любовь к литературе мальчику привил обожаемый им отец. Вечерами в семье читали книги вслух, домашнюю библиотеку пополняли и очень ею гордились. Митя рос вдумчивым и увлекающимся… Прошло несколько лет и Мамину-Сибиряку исполнилось 12 лет. Именно тогда начались его скитания и невзгоды. Отец отправил его учиться в Екатеринбург в училище – бурсу. Там силой решались все вопросы, старшие унижали младших, плохо кормили и Митя вскоре заболел. Отец конечно сразу забрал его домой, но по прошествии нескольких лет вынужден был отдать сына на обучение в эту же бурсу, так как денег не хватило бы на приличную гимназию. Учение в бурсе оставило неизгладимый след в сердце тогда ещё совсем ребенка. Дмитрий Наркисович говорил, что у него позже ушло много лет на изгнание из сердца страшных воспоминаний и всей накопленной злости.
Окончив бурсу, Мамин-Сибиряк поступил в духовную семинарию, но ушел из неё, как он сам объяснял, что не захотел становиться священником и обманывать людей. Переехав в Петербург, Дмитрий поступил на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии, затем перешел на юридический факультет и его так и не закончил.
Мамин-Сибиряк. Первое произведение
Мамин-Сибиряк отлично учился, не пропускал занятия, но был увлекающимся человеком, что долгое время мешало ему найти себя. Мечтая стать писателем, он определил для себя две вещи, которые необходим сделать. Первая – работа над собственным языковым стилем, вторая – понимание жизни людей, их психологии.
Написав свой первый роман, Дмитрий отнес его в одну из редакций под псевдонимом Томский. Интересно, что редактором издания в то время был Салтыков-Щедрин, давший, мягко говоря, низкую оценку произведению Мамина-Сибиряка. Молодой человек был настолько подавлен, что бросив всё, вернулся к семье на Урал.
Затем неприятности повалили одна за другой: болезнь и смерть любимого отца, многочисленные переезды, безрезультатные попытки получить всё-таки образование… Мамин-Сибиряк прошел через все испытания с честью и уже в начале 80-х на него упали первые лучи славы. Вышел сборник «Уральские рассказы».
Напоследок о сказках Мамина-Сибиряка
Мамин-Сибиряк сказки начал писать, когда уже был взрослым. До них было написано множество романов и рассказов. Талантливый, сердечный писатель – Мамин-Сибиряк оживлял страницы детский книг, проникая в молодые сердца своим добрым словом. Читать Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка нужно особенно вдумчиво, там автор легко и познавательно заложил глубокий смысл, силу своего уральского характера и благородство мысли.
Без знакомства с творчеством Александра Сергеевича Пушкина трудно представить детство ребенка. Начиная с детского сада, малыши учат наизусть стихи этого поэта, разыгрывают их в мини-спектаклях, рисуют тематические иллюстрации и смотрят мультфильмы.
Важным этапом осмысления поэтических произведений становится создание поделок по сказкам Пушкина своими руками.
Кстати, в детских садах и школах часто проводят конкурсы творческих работ, созданных по мотивам сказочной поэзии Пушкина, подготовиться к ним можно заранее, используя разнообразие природных и канцелярских материалов.
Что могут малыши
Ребята, которые ходят в детский сад, уже знакомы с прологом к поэме «Руслан и Людмила», который в детской литературной программе обозначен как «Лукоморье». Чаще всего детей поражает образ могучего дуба, объединяющего сказочный мир и населенный волшебными существами.
Сделать такой дуб – задача по силам малышам 5-6 лет.
Вариант 1
Потребуются:
- фанера;
- сухой обрубок дерева;
- мох;
- ветки с листьями и желудями;
- степлер, пила/лобзик, дрель, клей.
Из фанеры вырезают неправильной формы основание-подставку под дуб. Размер определяется габаритами пенька.
Сухой древесный обрубок крепят к доске, просверливая насквозь подставку.
К пеньку с помощью степлера крепят ветки, поверхность декорируют мхом. Украсит поделку игрушечный кот, посаженный на цепь.
Работа занимает 2-3 часа.
Вариант 2
Объемную композицию по мотивам «Лукоморья» можно сделать, если в качестве основы ствола взять картонную трубку от бумажных полотенец.
Трубка приклеивается к картонной подставке, все покрывается слоем папье-маше. Высохшая масса раскрашивается гуашью: ствол дерева — коричневый, лужайка – зеленая. Крону дуба можно выполнить из искусственной зелени.
Завершит поделку кот – слепленный из пластилина, пластика, готовый из киндер-сюрприза, и цепь, которую можно сплести из полосок фольги, силиконовых резиночек или золотистой проволоки для бижутерии.
На работу уходит 1-2 часа.
Вариант 3
Для детей будет интересно и познавательно изготовить сказочный дуб из бросовых материалов – то, что казалось ненужным, пригодится в работе.
Видео-мастер-класс поможет справиться с этой увлекательной задачей.
Золотая рыбка
По теме сказки Пушкина «О рыбаке и Золотой рыбке» ребенок в возрасте 3-5 лет может самостоятельно сделать интересную поделку – золотую рыбку, используя любимый материал — пластилин.
На видео показан процесс формирования туловища и головы Морской владычицы, ее украшение:
Чтобы сделать оригинальную Золотую рыбку на конкурс в детский сад, можно использовать не только белый и красный пластилин, но и кукурузные зерна.
Ход работы:
- На лист картона выкладывают тонкий пласт белого пластилина овальной формы – это тело будущей рыбки.
- По рыбьему телу ребенок выкладывает зерна кукурузы, оставляя незаполненным только лицевую часть.
- Из пластилина остается сделать глаза, плавники и хвост, украсить голову короной – и Морская владычица готова.
Работа занимает 20-30 минут, посмотреть мастер-класс можно по ссылке:
Важно! Пластилин в таких поделках легко заменяется пластикой или соленым тестом (его потом надо раскрасить).
Хорошо смотрится Золотая рыбка из осенних листьев. Запасшись липовыми, березовыми, ивовыми листьями и прогладив их утюгом, можно приступать к творчеству (процесс занимает 15-20 минут):
- нарисовать контур рыбки на бумаге;
- рисунок промазать клеем ПВА и приклеить листья;
- дорисовать красками, фломастером, карандашом корону, глаза.
Еще один способ быстро изготовить оригинальную Золотую рыбку – применить технику ажурного вырезания.
Золотой петушок
Яркий Петушок, который своим пением защищал город, – замечательная тема поделки для детей.
Вариант 1
Для того чтобы сделать своими руками этот персонаж пушкинской сказки, потребуется немного блестящей мозаики золотого цвета.
На листе бумаги надо нарисовать контур Петушка (или использовать картинку из интернета), затем на клей ПВА приклеить мозаичные элементы. Готового Петушка вырезают и наклеивают фигурку на плотный картон с подставкой или продевают нить, чтобы получилась подвеска.
Работа занимает 30-40 минут.
Вариант 2
Нитяной Петушок привлечет внимание на конкурсе своим необычным видом. Для работы потребуются:
- основа-картон;
- рамка;
- клей, кисточка;
- разноцветные нити, тесьма;
- бусина для глаз.
Процесс создания Петушка:
- Нарисовать на бумаге контур.
- Связать из нитей с помощью вязального крючка или вручную косички разной длины.
- Намазать тело Петушка клеем и выложить нити узорами. Особое внимание уделяют хвосту – он должен быть пышным и ярким.
- Приклеить бусинку – глаз.
- Тесьму используют для оформления рамки.
На такую поделку уходит 40-60 минут.
Вариант 3
Замечательный Петушок получается в технике квиллинг.
Главного героя можно нарисовать или распечатать готовое изображение. В технике квиллинг из разноцветных бумажных полосок можно выложить только роскошный петушиный хвост или полностью всю птицу.
Внимание! Работа займет 30-40 минут, но при наличии навыков.
Вариант 4
Разноцветный Петушок, выложенный из пуговиц, смотрится ярко и сказочно. Эту поделку смогут сделать и малыши, работа занимает немного времени.
Для реализации такого замысла подбирают пуговицы разных цветов и размеров. Пуговицами заполняют контур волшебной птицы, нарисованный на основе. Дополнить поделку можно блестками и стразами.
Лебедь
Волшебный Лебедь, который превращается в царевну, – еще один популярный у детей персонаж пушкинских сказок.
По мотивам «Сказки о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» можно сделать объемную композицию.
Потребуются:
- лист пенопласта;
- белые полиэтиленовые пакеты;
- деревянная шпажка;
- ножницы.
Ход работы:
- Нарисовать на листе пенопласта контур лебедя, вырезать.
- Нарезать пакеты в форме квадратов со стороной 4 см.
- В технике торцевания на шпажку накрутить пленку и продеть в пенопластовую основу.
- Заполнить всю фигуру лебедя.
- Нос покрасить, нарисовать глаз.
- Для подложки пригодится синяя пленка или оргстекло.
Торцевание является хотя и несложной в исполнении техникой, но все же требует аккуратности, поэтому времени на создание поделки уходит достаточно.
В технике торцевания интересно выполнить аппликацию. Для этого необходимо нарезать белые салфетки на квадраты со стороной 1 см. Фон выполняют из синих салфеток или пластилина.
Красиво смотрится и достоин принять участие в конкурсе лебедь, выполненный в технике аппликации из ватных дисков и перьев.
Шея и голова нарисованного на плотной основе Лебедя заполняются ватными дисками, наклеенными на ПВА. Туловище оформляют белыми перьями.
Ребенку постарше будет интересно попробовать технику оригами.
Белочка
Многие дети с первого прочтения сказок Пушкина запоминают веселую белку, которая щелкает золотые орешки с изумрудной скорлупой. Для создания белки подходят разнообразные техники.
Оригами
Сделать Белочку в технике оригами поможет мастер-класс:
Задача это сложная, с ней справится школьник 7-10 лет.
Валяние
Белочка, выполненная в технике сухого валяния, выглядит как живая.
Но работа это сложная, требует наличия специальных инструментов и некоторого опыта владения иглой. Стоит попробовать свои силы, посмотрев мастер-класс:
Кукольный театр
Готовясь на конкурс, ребята могут пойти в школу, предварительно подготовив настоящий кукольный театр.
Темой может быть одна из поэтических сказок А. С. Пушкина.
Персонажи представления, в котором главными героями станут 7 богатырей и царевна, будут сделаны в технике ватного папье-маше. Для работы потребуются:
- вата;
- фетр, ткань;
- проволока;
- фольга;
- картон;
- акриловые краски;
- шерсть;
- клей (ПВА, термоклей, Момент);
- линейка, ножницы.
Этапы работы:
- Из проволоки скрутить каркас человечков, обернуть фольгой.
- Придать объем фигуркам с помощью ваты, которую наклеивают на каркас клеем ПВА.
- Когда фигурки высохнут, нарисовать лица, приклеить волосы.
- Из фетра или ткани сшить одежду.
- Из картонной коробки формируется сцена и кулисы. Задник с декорациями можно нарисовать или сделать объемные деревья, используя ту же технику.
С помощью видео-мастер-класса создание кукольного театра по теме сказок Пушкина превратится в увлекательную игру:
Панно
Перечисляя поделки по сказкам Пушкина своими руками, нельзя забыть технику лоскутного шитья – пэчворк.
Из лоскутков можно сшить панно по теме одной сказки или объединить несколько произведений образом могучего дуба на Лукоморье.
Такая работа потребует от ребенка навыков шитья и усидчивости, поэтому справиться с задачей смогут ребята 8-14 лет.
Для детей младшего возраста будет интересно попробовать реализовать свои творческие замыслы в упрощенных вариантах лоскутной техники.
Вариант 1. Кинусайг
Для работы понадобятся:
- лоскутки;
- полистирольная плитка;
- цанговый нож;
- карандаш;
- клей ПВА, кисточка;
- ножницы;
- двусторонний скотч;
- акриловые краски.
Принцип работы прост: картинка рисуется на полистирольной плитке. Затем ножом прорезаются пазы, в которые вставляют лоскутки, обработанные по краю ПВА, а в середине закрепленные на скотч. Готовые тканевые аппликации оформляют акриловыми красками, добавляя цвет и насыщенность.
Сделать панно в технике кинусайга поможет мастер-класс по ссылке:
Работа занимает 2-3 часа.
Вариант 2. Аппликация
Для такой работы понадобятся лоскутки разных по фактуре тканей, клей.
Сначала ребенок рисует на листе картона изображение-основу. Это может быть выход 33 богатырей из моря или сказочный город Гвидона, Шамаханская царица или разговор мачехи с волшебным зеркальцем. Затем надо подобрать ткани для оформления одежды и фона.
Ткани нарезают по размеру исходного рисунка и приклеивают.
Лица персонажей рисуют карандашами, фломастером или красками. Красиво смотрятся дополнения на панно из бисера, страз, бусин, пайеток. Такую работу можно выставить на конкурс в школу.
Заключение
Придуманный А. С. Пушкиным сказочный мир дает сильный импульс детскому творчеству. Поэтому основная задача воспитателей, учителей и родителей – поддержать ребенка в его желании сделать поделку своими руками и воплотить увиденный образ пушкинских сказочных персонажей.
Девятайкина Г. Л. Литературные двойники уральских городов в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: Сб. ст. Вып. 3: Материалы III Всерос. науч. конф. «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (национальный и региональный аспекты)», Екатеринбург, 11-13 окт. 2007 г.: В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2007. Девятайкина Г. Л. Уральский «сверхтекст» в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Именинник» // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008. Зырянов О. В. Загадка «прощальной повести»: об очерке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Белая смерть» // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Вып. 7 : Литература и история — грани единого (к проблеме междисциплинарных связей) : в 2 т. / Институт истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. Т. 2. Ильмухина Н. Ю. Аналитический обзор каталогов фонда Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Вып. 7 : Литература и история — грани единого (к проблеме междисциплинарных связей) : в 2 т. / Институт истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. Т. 1. Колмогорцева Г. Ю. Тип идеальной женщины как выражение авторской позиции в цикле Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медовые реки» // Литература Урала: история и современность: Сб. ст. Вып. 3: Материалы III Всерос. науч. конф. «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (национальный и региональный аспекты)», Екатеринбург, 11-13 окт. 2007 г.: В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2007. Кунгурцева Н. А. Река Чусовая в раннем творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: Сб. ст. Вып. 3: Материалы III Всерос. науч. конф. «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (национальный и региональный аспекты)», Екатеринбург, 11-13 окт. 2007 г.: В 2 т. Т. 2. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2007. Кунгурцева Н. А. Репрезентация художественного пространства Урала в ранних произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка («Варваринский скит», «На Чусовой», «В камнях») // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. Вып. 2. Материалы Всероссийской научной конференции «Литература Урала: проблема региональной идентичности и развитие художественной традции», Екатеринбург, 5-7 окт. 2006 г. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2006. Кунгурцева Н. А. Художественный образ Дома в повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «На рубеже Азии» // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008. Мангилева А. В. Особенности изображения духовенства в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Выпуск 5: Национальные образы мира в региональной проекции / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. Мельникова А. В. Повествовательные особенности малой прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка периода «второго дебюта» (1881–1882 гг.) // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Вып. 7 : Литература и история — грани единого (к проблеме междисциплинарных связей) : в 2 т. / Институт истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. Т. 2. Митрофанова Л. М. Башкирский образ мира в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: Сб. ст. Вып. 3: Материалы III Всерос. науч. конф. «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (национальный и региональный аспекты)», Екатеринбург, 11-13 окт. 2007 г.: В 2 т. Т. 2. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2007. Митрофанова Л. М. Ирбитская ярмарка в литературном контексте произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. Вып. 2. Материалы Всероссийской научной конференции «Литература Урала: проблема региональной идентичности и развитие художественной традции», Екатеринбург, 5-7 окт. 2006 г. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2006. Митрофанова Л. М. Жанровые модификации романа в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка // Эволюция жанров в литературе Урала XVII – XX вв. в контексте общероссийских процессов / О.В. Зырянов, Т.А. Снигирева, Е.К. Созина и др.; отв. ред. ак. В.В. Алексеев. Екатеринбург: УрО РАН, 2010. Митрофанова Л. М. «Урал», «Зауралье», «Россия» и «Сибирь»: перекресток понятий в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008. Мних Л. Мультипликационная и поэтическая интерпретация сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» в ХХ веке // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Выпуск 6: Историко-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. Пращерук Н. В. Споры о красоте и судьба художника в романе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Падающие звезды» // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Вып. 7 : Литература и история — грани единого (к проблеме междисциплинарных связей) : в 2 т. / Институт истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. Т. 2. Приловская О. В. П. П. Бажов как редактор Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: Сб. ст. Вып. 3: Материалы III Всерос. науч. конф. «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (национальный и региональный аспекты)», Екатеринбург, 11-13 окт. 2007 г.: В 2 т. Т. 2. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2007. Приловская О. В. Роль П. П. Бажова в изучении творческого наследия Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Выпуск 5: Национальные образы мира в региональной проекции / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. Слобожанинова Л. М. Мамин и Горький (творческие связи и расхождения) // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Выпуск 6: Историко-культурный ландшафт Урала: литература, этнос, власть / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. Слобожанинова Л. М. О некоторых мотивах в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка 1900-х годов // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008. Слобожанинова Л. М. О рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка 1900-х годов // Литература Урала: история и современность: Сб. ст. Вып. 3: Материалы III Всерос. науч. конф. «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (национальный и региональный аспекты)», Екатеринбург, 11-13 окт. 2007 г.: В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2007. Слобожанинова Л. М. Рассказы Мамина-Сибиряка «Кормилец» (1894) и «Макарка» (1904) // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Выпуск 5: Национальные образы мира в региональной проекции / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. Соболева Л. С. Старообрядческий мир в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008.Удинцев Б. Д. О критике произведений Мамина-Сибиряка (машинопись). Статья из архива Бориса Дмитриевича Удинцева (1891-1973), племянника Д. Н. Мамина-Сибиряка. Удинцев Б. Д. О совпадении тем и влияниях (машинопись). Статья из архива Бориса Дмитриевича Удинцева (1891-1973), племянника Д. Н. Мамина-Сибиряка. Удинцев Б. Д. Тип Соломина в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка (машинопись). Статья из архива Бориса Дмитриевича Удинцева (1891-1973), племянника Д. Н. Мамина-Сибиряка. Шайхинурова Л. М. Онтология смеха в творчестве П. П. Бажова и Д. Н. Мамина-Сибиряка // Творчество П. П. Бажова в меняющемся мире: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения П. П. Бажова, 28-29 января 2004 г. Екатеринбург, 2004. Шкерин В. А. К истории сюжета повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Верный раб» // Литература Урала: история и современность : сб. ст. Вып. 7 : Литература и история — грани единого (к проблеме междисциплинарных связей) : в 2 т. / Институт истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. Т. 2. Шпаковская Е. А. Д. Н. Мамин-Сибиряк как зритель // Литература Урала: история и современность: Сб. ст. Вып. 3: Материалы III Всерос. науч. конф. «Литература Урала: автор как творческая индивидуальность (национальный и региональный аспекты)», Екатеринбург, 11-13 окт. 2007 г.: В 2 т. Т. 1. Екатеринбург: УрО РАН; ИД «Союз писателей», 2007. Щенникова Л. П. Драматургическое начало в романах Д. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» и «Горное гнездо» // Литература Урала: история и современность: Сборник статей. Екатеринбург: УрО РАН; Объединенный музей писателей Урала; Изд-во АМБ, 2006. Эртнер Е. Н. Человек и природа в «сибирских» романах Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008. Якимова Л. П. Рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка 1880-х гг. «В худых душах» и «Все мы хлеб едим» // Литература Урала: история и современность: сб. ст. Выпуск 5: Национальные образы мира в региональной проекции / Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. |
Управление образования
города Серова
МКОУ СОШ №11
ул. Визе 8
т. 8 (34385) 9-24-51
Областной краеведческий конкурс
«Юные знатоки Урала»
посвященый 160-летию со дня рождения
Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка
Новоселова Любовь Сергеевна
Ученица 2 «А» класса
МКОУ СОШ №11
2012 год
Задание №1. Ответьте на вопросы викторины по биографии Д.Н. Мамина-Сибиряка.
- В каком поселке Урала родился Д.Н. Мамин-Сибиряк?
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября (25 октября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводском посёлке Висиме, в сорока километрах от Нижнего Тагила, в семье священника.
- В каком учебном заведении учился Д.Н. Мамин-Сибиряк?
Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. В 1872 Мамин-Сибиряк поступает в Петербургскую медико- хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив курс академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден оставить его из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).
- Как Д.Н. Мамин-Сибиряк связан с Пермью?
В 1868-1872 гг. учился в Пермской духовной семинарии. С 1878 года жил в Екатеринбурге, занимался литературным творчеством, был тесно связан с краеведческим движением в Пермской губернии, оказывал значительное влияние на деятельность уральских краеведов. Был действительным членом УОЛЕ, принимал активное участие в его работе и изданиях. Среди уральской краеведческой литературы, оказавшей воздействие на его творчество следует назвать изданный Д.Д. Смышляевым в 1859-60 гг. «Пермский сборник» и «Пермскую летопись» В.Н. Шишонко. Д.Н. Мамин-Сибиряк часто путешествовал по Уралу и Пермской губернии, выезжал на места описываемых событий, принимал участие в археологических раскопках, собирал фольклорный и исторический материал, окончательно закрепив за собой репутацию «писателя-уральца», работающего с локальной уральской темой. Прикамье и город Пермь представлены в нескольких художественных и публицистических произведениях, а также в эпистолярном наследии писателя. Семнадцатилетним юношей Мамин-Сибиряк совершил свое первое путешествие по реке Чусовой от пристани Межевая Утка в Пермь на барках.
- Какое произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка посвящено г.Екатеринбургу?
«Приваловские миллионы» (1883), очерк “Город Екатеринбург” (1888 г.).
- Как называется сборник сказок, который писатель посвятил своей дочери?
Своей дочери Аленушке Мамин-Сибиряк посвятил целый цикл сказок, которые так и называются – «Аленушкины сказки»
- Назовите настоящую фамилию писателя?
Настоящая фамилия — Мамин
- В каком году умер Д.Н. Мамин-Сибиряк?
В возрасте 60 лет 2 ноября (15 н.с.) 1912 года Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге.
- Где похоронен писатель?
Д.Н. Мамин-Сибиряк был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Никольское кладбище признали ненужным для советской власти. В 1930-е годы с него начали перенос захоронений в музейные некрополи: на Литераторские мостки Волковского кладбища (перенесён прах И.А. Гончарова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.Н. Апухтина)
9. Где в Екатеринбурге находится музей Д.Н. Мамина-Сибиряка?
Мемориальный дом-музей Д.Н.Мамина-Сибиряка МУК объединенный музей писателей Урала — Екатеринбург, ул. Пушкина, 27
Дом, в котором сейчас располагается музей, был куплен писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком на гонорар, полученный за роман «Приваловские миллионы», для своей матери Анны Семеновны. В доме жила вся семья Маминых: мать писателя, его братья и сестра.
Музей начал создаваться в 1930-е годы и в 1941 году принял своих первых посетителей. Война на время приостановила деятельность музея, вновь он был открыт только в 1946 году. Атмосфера маминского дома сохраняется сотрудниками музея. Музейная экспозиция раскрывает писательскую лабораторию, рассказывает о работе над самыми значительными произведениями. Рассказ о творчестве происходит на фоне жизни семьи, отношений с духовно близкими писателю людьми, которые всегда были частью художественного мира писателя.
Задание №2. Прочитайте высказывание. Подпишите автора – литератора.
1. «Земле родной есть, за что благодарить Вас, друг и учитель наш… Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык…» Алексей Максимович Горький
2.«Я изучал Урал его времени по Мамину»,- отвечал Бажов на вопрос критика М. Батина об отношении к Мамину-Сибиряку.
3. «Недавно некто Мамин прислал прекраснейшие очерки золотопромышленности на Урале»
Очерк «Золотуха» получил одобрение лично от М. Е. Салтыкова-Щедрина, который тотчас после прочтения сообщил Елисееву приведённую выше фразу.
4.«Да я рядом с Маминым — Сибиряком чувствую себя маленьким писателем»,- писал Чехов
5. «У Мамина лица все живы, очерчены, верно, и сильно, точно высечены из уральского камня: грубовато, но крепко и талантливо», — так писал Короленко.
Задание №3. Решите кроссворд. Какое слово можно прочитать в центре?
1л | и | с | а | |||||
2в | о | л | к | |||||
3ё | р | ш | ||||||
4в | о | р | о | н | а | |||
5у | т | к | а | |||||
6л | я | г | у | ш | к | а | ||
7к | о | м | а | р | ||||
8м | у | р | к | а |
1. Кто повредил крылышко Серой Шейке? (лиса)
2. Кого не боялся Храбрый Заяц? (волка)
3. Какая рыба является героем одной из сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка? (ёрш)
4. С кем жила птичка Желтая Канареечка, когда улетела из клетки? (с вороной)
5. Какая птица носила имя Серая Шейка? (утка)
6. Кто посоветовал Медведю не обращать внимание на комаров? (лягушка)
7. Главный враг медведя из сказки Мамина-Сибиряка? (комар)
8. Как звали кота, который выпил молоко, из сказки «Про молочко, овсяную кашку и серого котишку…» (Мурка )
На протяжении многих лет ребята читали «Аленушкины сказки», какова же судьба самой Аленушки (Елены Маминой – дочери, которой был посвящён цикл сказок). Из-за болезни она не могла учиться в школе. Ее учили дома. Дмитрий Наркисович очень много внимания уделял развитию девочки, маленькой сам делал игрушки, подросла — возил ее в музеи, учил рисовать. Он ведь и сам был хорошим художником. Много ей читал. Аленушка рисовала, писала стихи, брала уроки музыки. Мамин-Сибиряк мечтал поехать в родные места и показать дочери Урал. Но врачи запрещали Аленушке далекие поездки.
Елена пережила отца на два года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности, познакомилась с родными.
Задание №4. Свердловская художница Нина Павловна Казанцева, автор иллюстраций сборника детских рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». Предлагаем вам под каждой гравюрой подписать следующее:
— название рассказа;
-имена и клички персонажей, изображенных на гравюре.
«Приёмыш» «Богач и Ерёмка»
лебедь Приёмыш Ксюша – крёстная зайца
собака Соболька Богач
«Зимовье на студёной» «Емеля – охотник»
Елеска Емеля, внук Гришутка,
глухарь
Задание №5. Посетите музей Д.Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге и ответьте на вопрос: «Какие коллекции собирал Д.Н. Мамин-Сибиряк и какие экспонаты этих коллекций представлены в экспозиции музея?»
Дмитрий Мамин-Сибиряк увлекался не только литературой, он был еще и историком, археологом, художником. Благодаря его страсти к коллекционированию, посетители выставки впервые смогут увидеть уникальные документы, рукописи, малоизвестные фотографии, археологические находки, редкие книги, которые собирал Мамин-Сибиряк. Все экспонаты предоставлены Объединенным музеем писателей Урала, Государственным архивом Свердловской области, Свердловским областным краеведческим музеем.
Мамин-Сибиряк проводил раскопки в Колюткино (в 40 верстах юго-восточнее от Екатеринбурга), где ему удалось открыть новое место с черепками, кремниевыми орудиями и рыболовными грузилами.
Летом 1878 года в пещере вблизи селения Сухой Лог он обнаружил изделия из камня, а также кости, служившие бесспорным доказательством обитания первобытного человека.
В августе 1888 года писатель побывал в знаменитой Мурзинке, где собрал богатую коллекцию минералов (она есть в музее Д.Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге).
Задание №6. Прочитайте рассказы Д.Н. Мамина-сибиряка «Приемыш», «Зимовье на студеной», «Богач и Еремка», «Емеля — охотник».
Музгарко, Сохач, Соболько, Елеска, Емеля, Лыско, Еремка, Чуйка, Тарас, Богач.
Это имена охотников или лесных сторожей и клички их собак из рассказов Мамина-Сибиряка. Составьте пары так, чтобы каждому охотнику (сторожу) соответствовала его собака.
«Приемыш»: Тарас – Соболько
«Богач и Еремка»: Богач – Ерёмка
«Малиновые горы»: Сохач – Чуйка
«Зимовье на студеной»: Елеска – Музгарко
«Емеля — охотник»: Емеля — Лыско
Задание №7. Прочитайте рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Медведко». Нарисуйте иллюстрацию к рассказу.
«Знакомство сеттера с Медведко»
До медвежонка осталось всего каких-нибудь пол-аршина, но собака не решалась сделать последнего шага.
«Проказы в комнате гимназистов»
Медвежонок добрался до клеёнки, ухватил её зубами и принялся тащить что было мочи.
«Медведко во дворе»
… дело было летнее, двери оставались незапертыми, и он незаметно прокрался во двор…
Задание №8. Сопоставьте героев рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка «Кормилец» и «Вертел». Что общего в судьбе героев?
Название произведения | «Кормилец» | «Вертел» |
Имя главного героя | Прошка | Прошка |
Возраст | 12 лет | 12 лет |
Семья | Мать и сестра. Отец надсадился, поднимая упавшую со стула полосу железа, долго лежал больной и умер, работал на заводе. | Сирота. Отец умер от чахотки, работал в камнерезной мастерской. |
Работа | На пожоге «бил руду», то есть большие куски обожжённой железной руды разбивал в мелкую щебёнку. | Работал в камнерезной мастерской, вертел с утра до ночи деревянное большое колесо. |
Награда | гривенник | …«одеваю, обуваю, кормлю, всё себе в убыток»,- говорил хозяин мастерской. |
Забота окружающих | Сестра Федорка: лучший кусок оставит, договорилась о тёплом месте в машинном корпусе, ухаживала за больным братом. | Барыня Анна Ивановна: подкармливала, отдавала одежду сына, учила по выходным, жалела и переживала. Ермилыч ухаживал за больным сиротой. |
Мечта | Выспаться, не мёрзнуть, помогать семье. | Изрубить топором «проклятое колесо» и убежать в лес. |
Смерть | Был обварен паром, бредил несколько дней и умер. | Умирал у своего колеса от наждачной пыли, дурного питания и непосильной работы. |
Оба мальчика жили в тяжёлое время, они носили одно имя, были одного возраста, оба выполняли тяжёлый непосильный труд, так как потеряли отцов и были вынуждены зарабатывать на кусок хлеба, и умерли от невыносимого положения.
Задание №9. Прочитайте «Лесную сказку» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Напишите сочинение-исследование «Какие экологические изменения произошли в лесу? Объясните их причину?» (1-2 стр. листа формата А4)
Вырубка лесов – обычное явление.
Задумайся о будущем иного поколения.
Я прочитала «Лесную сказку», которую в назидание потомкам написал наш знаменитый земляк, знаток уральского леса Д. Н. Мамин – Сибиряк.
Автор описывает трагедию в вековом ельнике («Сто лет рос этот дремучий ельник, и его не стало в несколько дней»). Люди бездумно вырубили ели, разрушили биогеоценоз ельника. Этим действием возмущена жительница старой ели – Белка, которая приняла воинственный вид, осуждает и спрашивает: «Кому мешал красавец лес? Противные люди!» жаль уцелевшую ель, которая страдает из-за потери своих детей, не замечая как костёр лижет её ветви, как горят её сучья. Огорчена и Речка Безымянка, ведь лес задерживал влагу и посылал ключики с холодной водой.
Постоянные жители ельника Подснежник и Папоротник расстроены, они «не привыкли жариться на солнце». Зато с сеном привезена трава, которая растилила зелёный ковёр по всей площади вырубки. Ельники способны к самовосстановлению, но происходит примерно за 100 лет, а в первые два года буйно развиваются травянистые растения. Вскоре появляются многочисленные всходы берёзы, осины, кустарника, семена которых легко разносятся ветром. В сказке спустя 20 лет начинается «война лиственных пород против молодой хвойной поросли». Старая ель поддерживает своих «внуков», учит их терпению, радуется, что не осталась «на старости лет одна одинёшенька».
Читая сказку, я представляла старую ель – бабушкой-старушкой, мне было очень жалко её, я радовалась вместе с ней, переживала, когда она стала совсем больной и беспомощной, мне был интересен её рассказ о молодости и очень грустно, когда она погибла во время грозы. Но эта гибель от «тяжести пережитых лет и бессилия», ель не очень долговечна: её предельный возраст 250 – 300 лет. Радует, что восстановлен биогеоценоз ельника, но сколько времени ушло на это. К сожалению не все ошибки человека может исправить природа.
«Лесная сказка» предлагает нам задуматься и беречь леса: не разводить костров под деревьями, не вырубать. А ещё это произведение показывает, как это некрасиво спорить и ссориться.
Задание №10. Прочитайте сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Вставьте в текст нужные слова.
Серой Шейкой утки называли свою калеку-дочь, у которой было переломлено крыло, еще весной, когда подкралась к выводку Лиса и охватила утенка.
Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом.
Раз Серая Шейка забралась в лес и перепугалась, когда из-под куста вылетел Заяц.
Лиса начала приходить каждый день — проведать, не застыла ли полынья.
На опушке леса стоял сгорбленный старичок охотник, который подкрался совершенно неслышно и высматривал, которого бы зайца застрелить.
Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.
Задание №11. Решите кроссворд, прочитав детские рассказы Д.Н. Мамина-Сибиряка о природе.
По горизонтали:
1. Название речки, на которой охотник нашел собаку. (Музгарка)
2. Название озера в рассказе «Приемыш» (Светлое)
3. Название речки в «Лесной сказке» Д.Н. Мамина-Сибиряка. (Безымянка)
6. Название деревни в рассказе «Емеля — охотник». (Тычки)
7. Название речки в рассказе Мамина – Сибиряка «Зимовье…» (Студёная)
По вертикали:
1. Название рассказа Мамина-Сибиряка «…. горы» (Малиновые)
4. Название горы в рассказе «Емеля-охотник». (Ручьёвая)
5. Название деревни в рассказе «Дедушкино золото» (Растёс)
Задание №12. Прочитайте рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Кормилец», найдите неверные утверждения, исправьте их.
1. Федорка-сестра Прошки.(верно)
2. Прошке 13 лет. (неверно – 12 лет)
3. Марковна-бабушка Прошки. (неверно – мать Прошки)
4. Прошка работал вместе с дровушками.(неверно — с мальчишками «бил руду»)
5. Все работавшие ребятишки хотели попасть в тепло, к «машине».(верно)
6. Бурак-это молот в заводском цеху.(неверно – рыболовное приспособление)
7. С наступлением заморозков Прошка попал в доменных цех. (неверно – в машинный корпус)
8. Прошку обварило паром, потому что он заснул.(верно)
9. Свисток на заводе подавался тогда, когда печь выдавала металл.(неверно – созывал и провожал рабочих)
Задание№13. Прочитайте рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Найдите ошибки и неточности в отрывках из рассказа. Запишите в исправленном виде.
— Сайма приткнулся в излучине на низком берегу, где в заливчике ютились рыбачьи лодки.
— Из травы кубарем вылетела на меня пестрая собачонка и залилась отчаянным лаем.
— Кругом избушки все говорило о присутствии живого человека…. В приотворенную дверь саймы виднелось все хозяйство Тараса: ружье на стене, несколько горшков на припечке, сундучок под лавкой, развешанные снасти.
— Лебедь красиво подплыл к сайме, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.
— Гордая, настоящая царская птица, — объяснял Тарас,… С Собольком тоже себя очень гордо держит.
— Уж птица такая особенная. Пристал мой Приемыш к стаду, поплавал с ним день, а к вечеру опять домой. Так два дня приплывал.
Задание№14. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк серьезно интересовался камнерезным делом на Урале. В одну из юбилейных дат была выпущена издательским домом «Сократ» книга «Самоцветы Урала». Это справочник-путеводитель пол месторождениям самоцветов. Составители справочника – уральские геологи В.А. Кошкин и Б.Г. Шамов включили в него и цитаты из VI и VIII глав очерка Д.Н. Мамина Сибиряка «Самоцветы». Если Вы тоже питаете интерес к этой теме, почитайте Маминские страницы этой книжки и напишите, что нового для себя открыли Вы из истории камнерезного искусства на Урале.
Из глав очерка Д.Н. Мамина-Сибиряка «Самоцветы» я узнала, что «гранильный промысел» в России появился при Петре Первом, а основателем на Урале был историк Татищев. В 1748 году русский механик Бахирев основал «шлифовальные мельницы», позднее организованы экспедиции с целью поиска приисков.
В Екатеринбурге была основана гранильная фабрика, в которой шла огранка и шлифовка цветных камней, резьба печатей, поделки из горного хрусталя, яшм, малахита, орлеца и мраморов.
В 1887 году на Урале обрабатывают камни 984 взрослых (из них 519- женщины) и 627 детей. Ребёнок 7–8 лет уже может служить «вертелом», т. е. вертит какое-нибудь колесо с приводом к гранильному станку, шлифует подставки и вообще приспособлен к работе на целый день.
Работа была малоприбыльная (наживались скупщики) и вредная для здоровья: притупляет глаза, а наждачная пыль садится на лёгкие.
Изделиями того времени можно и сейчас любоваться в Эрмитаже.
Задания №15. Расскажите о памятниках Д.Н. Мамину-Сибиряку. Напишите их место нахождения, автора (скульптора), дату открытия и если возможно фото).
Д. Н. Мамину Сибиряку установлено множество памятников:
— Г. Екатеринбург, плотинка. Установлен бюст 5 ноября 1987, авторы Антонов,Демидов.
— Сквер у Кафедрального Собора, город Пермь.
Д. Н. Мамин-Сибиряк (1852-1912) — Русский писатель, выпускник Пермской духовной семинарии. В 19-м веке здание Пермской духовной семинарии располагалось на Соборной площади Перми напротив Петропавловского Кафедрального Собора.
Висим. Памятник Д.Н. Мамину—Сибиряку на его родине.
Висим. Памятник Д. Н. Мамину – Сибиряку установленный в честь 150 летия со дня рождения писателя.
Ирбит, Сиреневый сад, первый памятник на Урале писателю.
Памятник на могиле писателя в Александро-Невской лавре в Петербурге.
В 1915 году на могиле установили гранитный памятник с бронзовым барельефом (ск. И.Я. Гинцбург).
На могильном памятнике Мамина-Сибиряка высечены слова: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец — вот где настоящая жизнь и настоящее счастье».
Задания№16. Найдите пословицы и поговорки о природе, о труде, о дружбе. (по 2 пословицы и 2 поговорки в каждой номинации).
Пословицы и поговорки о труде
Дерево сильно корнями, а человек – трудом.
Птица крепнет в полёте, а человек в труде.
Без труда мечта мертва.
Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.
Пословицы и поговорки о дружбе.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Друзья познаются в беде.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
Пословицы и поговорки о природе.
Где сосна взросла, там она и красна.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес – свадебный мешок, богат на угощения.
По лесу ходить – здоровым быть.
Список литературы
1. Агарева Е. «Ведь это счастье — писать для детей»: [Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)] //Дошкольное воспитание. — 2000. — N 1. — С. 79-81.
2.Бажов П. Д.Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей // Урал. — 1987. — N 12. — С. 170-172.
3.Боголюбов К. Певец Урала. Биографическая повесть.-Челябинск, Челябинское Областное государственное издательство, 1952.
Банных Н. Ю. «Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка: Викторина // Его любили дети и не боялись животные«. — Екатеринбург, 2002. — С. 30-31.
5.Буячева О. Ю. Излюбленный человек: Сценарий литературного вечера по творчеству писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка // Читаем, учимся, играем. — 2002. — N 3. — С. 70-75.
5. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. Издательство «Эксмо-Пресс». – 2000г. – 602 стр.
6.Дергачев И. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Личность. Творчество. – Свердловск, Средне-Уральское книжное изд., 1981, 336 стр. с иллюстрациями.
7.Иванова Л. В. КВН по рассказу Д. Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»для 2-4 кл. // Его любили дети и не боялись животные. — Екатеринбург, 2002. — С. 25-26.
8.Иванова Л. В. Час познания по рассказу Мамина-Сибиряка «Вертел»для 2-3 кл. // Его любили дети и не боялись животные. — Екатеринбург, 2002. — С. 27-29.
9. Круглов Ю.Русские пословицы, поговорки и загадки, печатался по изданиям: В.Даль «Пословицы русского народа». — М.,1984; Д.Н.Садовников «Загадки русского народа». — М., 1959; Русские пословицы и поговорки. Сост. А.И.Соболев. — М., 1983.; Пословицы. Поговорки. Загадки. Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. — М., 1986.
10. Мамин-Сибиряк Д.Н. В воспоминаниях современников. – Свердловск, 1962.
11. Мамин-Сибиряк Д.Н. Аленушкины сказки. Москва. «Детская литература» 1987, с иллюстрациями.
12.Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Серая Шейка: Пьеса по мотивам рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» // Читаем, учимся, играем. — 2000. — N 4. — С. 43-47.
13. Мамин-Сибиряк Д.Н. Рассказы. Легенды. Воспоминания. Москва. Издательство «Правда», 1987.
14. Мамин-Сибиряк Д.Н. Выдержки из VI и VIII глав очерка «Самоцветы» (1890г.). Самоцветы Урала: Справочник-путеводитель/ Составители В.А. Кошкин, Б.Г. Шамов. – Екатеринбург:И.Д, «Сократ», 2000, с 64.
15.Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на студеной. Рассказы, очерки. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство.1978, с иллюстрациями. Издано в серии «Уральская детская библиотека».
16.Стариков В. Жить тысячью жизней. Повествование – хроника о жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка. – Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1986г.
17.Стариков В. Жить тысячью жизней. Повествование – хроника о жизни Д.Н. Мамина-Сибиряка. – Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство.1986,с иллюстрациями.
Интернет-ресурсы: Литературно-мемориальный музей Д.Н. Мамина –Сибиряка, г.Екатеринбург. Сайт: www.ompu.ur.ru
Пусть всех нас повеселит история про то, как три подруги — Татьяна, Лариса и Наиля — в Новогоднюю ночь остались без своих мужчин. И что тут началось! Женщины-то понимают, на что способны Грации с огненным темпераментом. Да ещё подшофе! К тому же, вдохновлённые целью устроить судьбу своей подруги!
Эта история зрителям позволит посмотреть на себя со стороны, понять, что все мы, в сущности, такие же дуры. И это прекрасно! И, конечно, нам всем нужна сказка. Мы говорим о том, что мир разделён на мужское и женское. Но, знаете, мы ничего в этом не понимаем! Из поколения в поколение — не понимаем! НО для меня этот спектакль, прежде всего, о женщине. О Женщине, как о Вселенной. Там есть и чёрные дыры, и прекрасные созвездия. и Млечный путь, похожий на туман.
19
Хамитова Арина 20.12.2021 в 22:04
Впервые спектакль в такой манере увидела. Очень неожиданно и любопытно?. Спасибо всем кто работал , актёры молодцы!!
Горбунова Елена 20.12.2021 в 19:10
Просто супер!!! Особенно перед Новым годом, попадание 100% История интересная, посмеялись от души, где-то узнали себя. Побольше бы таких постановок.
Левинских(Борисова) Ольга 20.12.2021 в 18:03
Спектакль понравился. Оригинальная постановка, замечательная игра актеров. А песни до мурашек. Не заметили как пролетело время. Спасибо за атмосферу праздника!
Зайцева Валентина 05.12.2021 в 00:06
Спектакль очень понравился, весело провели время. Игра актёров отличная. Ждем новых постановок. Всем здоровья и удачи.
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 08.12.2021 в 11:31
Валентина, Вам тоже здоровья и самого волшебного новогоднего настроения!
Оксана 04.12.2021 в 18:04
СУПЕР!!!!! И посмеялись от души и актерами полюбовались. Тагильский состав театра просто великолепен!!! Игра шедевр, а голоса отдельная история. Как поют!!!! До мурашек. Однозначно нужно идти!!!!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 08.12.2021 в 11:30
Оксана, спасибо Вам за яркие эмоции! Всегда ждём в театре)
Ашкельдина Ирина 26.11.2021 в 15:07
Замечательный спектакль!!!!! Получили только позитивные эмоции. Актерам большой респект!!!! Сотрудники театра соблюдают все меры борьбы с COVID-19. С нетерпением будем ждать новых спектаклей. ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!!!!!!!!!!!!!!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 29.11.2021 в 17:11
Ирина, благодарим за отзыв! Скоро новый год! Волшебный, непременно))
Курбанова Юлия 13.11.2021 в 18:09
Состав актёров классный,
Спектакль был прекрасный!
Ваш Стасик просто чудо:
Его я не забуду!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 17.11.2021 в 16:16
Юлия, браво стихам)
Виктория 09.11.2021 в 11:34
Замечательный спектакль, после просмотра стало очень тепло на душе. Спасибо всем актерам за созданную атмосферу!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 17.11.2021 в 16:22
Виктория — и Новый Год уже близко) Пусть чудеса сбываются!
Мария 22.10.2021 в 18:46
Обожаю театр! С огромным удовольствием посмотрела спектакль. Игра актёров — потрясающая!!! Спасибо, что вы есть.
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 17.11.2021 в 17:04
Мария, а любовь эта — взаимна!
Татьяна 20.10.2021 в 21:37
Очень, ОЧЕНЬ интересный спектакль. Игра актёров превосходная. Сценарий веселый и жизненный. Мурашки от песен и обстановки. Стасик супер. А девченки-как мы и есть, дуры, мы дуры))) Безумно понравилось!!!!
Спасибо всем актерам за чудесное выступление!!!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 17.11.2021 в 17:06
Татьяна, да! Спектакль добрый, лирический и про настоящие чудеса! Спасибо за радость жизни!
Никкель Елена 20.10.2021 в 19:02
Очень интересный спектакль.Игра актеров очень понравилась.Получили много эмоций.
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 17.11.2021 в 16:48
Елена, приходите в театр за эмоциями! Самыми лучшими) Благодарим за отзыв!
Гедзюк Татьяна 20.10.2021 в 18:45
Прекрасно провели время! Весь спектакль можно на цитаты разобрать!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 17.11.2021 в 16:15
Мы тоже так считаем! Спасибо)
ДЕМЕНКОВА Нелли 14.10.2021 в 22:36
Все очень понравилось!спектакль изумительный,актёры замечательные
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 19.10.2021 в 12:05
Нелли, рады. что наша лирическая комедия откликнулась в Вас!
Ульяна 14.10.2021 в 18:27
Все было великолепно! Спасибо за этот прекрасный вечер!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 19.10.2021 в 12:11
Ульяна, всегда ждём Вас в театре!
Пушкина Надежда 14.10.2021 в 18:17
Очень понравилось, спасибо за прекрасный вечер
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 19.10.2021 в 12:12
Надежда, театр — это прекрасно! Ждём Вас снова в нашем зале)
Бойцова Людмила 08.10.2021 в 20:45
Спектакль отличный. На любой возраст, познавательный, комедийный. Актеры молодцы!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 19.10.2021 в 12:15
Благодарим за эмоции!
Лисицина Ольга 04.10.2021 в 14:23
По-моему, у НТДТ появилась своя «Ирония судьбы»: местами грустная, местами веселая, местами неправдоподобная, местами хорошо узнаваемая предновогодняя история.
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 19.10.2021 в 12:17
Ольга, согласны! Искренне благодарим за отзыв)
Черемных Марина 04.10.2021 в 09:13
Спектакль очень понравился, классно провели время, посмеялись от души и было над чем задуматься. Благодарю актерский состав!!!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 19.10.2021 в 12:17
Марина, всегда рады видеть Вас в зале)
Ирина 03.10.2021 в 18:40
Замечательный спектакль, где-то смешной, где-то не очень. А вот смысл в нем глубокий. Как часто бывает, что рядом вроде бы друзья, родные, близкие, но ты одинок, никто не понимает, как тебе неуютно. Но так не должно быть. Об этом рассуждает автор, об этом говорят актёры своей игрой. А музыкальное сопровождение соединяет все времена. Это просто классно!
Нижнетагильский драматический театр имени Д. Н. Мамина-Сибиряка 19.10.2021 в 12:19
Ирина, Вы правы — спектакль и об одиночестве тоже. И о надежде. что непременно найдётся человек, с которым забываешь об одиночестве! Спасибо!