Поделки по сказкам бажова

Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством павла петровича бажова, проверить знания произведения бажова серебряное копытце. совершенствовать навык беглого

Цели урока:

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова «Серебряное копытце».
  • Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; закрепить понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой.
  • Воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • Сказка П.П.Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф.Климановой.
  • Вырезанные из бумаги «камешки» разных цветов.
  • портрет П.П.Бажова
  • иллюстрации к сказке, рисунки учащихся

Ход урока

1. Актуализация знаний

— Ну, ребята, чур молчок, начинается урок.

— Сегодня мы начнем урок с разгадывания кроссворда.

img1

1. Имя прилагательное, образованное от названия благородного металла, который идет на изготовление посуды, украшений. Это слово используется как лесть или ласка.

2.

Даже по железной крыше ходит тихо, тише мыши.

Часто спит, а после сна умывается она.

3. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у некоторых животных. Маленькие.

4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

5. Синоним слова «наблюдать», «приглядывать», «смотреть», «ходить».

— Прочитайте ключевое слово. Назовите полное имя писателя. (Павел Петрович Бажов)

— Из какого произведения взяты слова — отгадки? («Серебряное копытце»)

2. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с замечательным сказом «Серебряное копытце» уральского сказочника Павла Петровича Бажова,

выделим жанровые особенности произведения, и, думаю, сформулируем главную идею этого произведения.

3. Проверка домашнего задания

— Что вы запомнили о жизни писателя?

  • Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего
  • Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык
  • Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом
  • Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
  • Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
  • Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка»

— Домашнее задание вы готовили по группам. Интересные факты из жизни писателя нашли наши «Исследователи». Слово 1 группе.

— Наша группа изучала биографию писателя. И вот что мы узнали.

  • Знаменитая «Малахитовая шкатулка» сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
  • В 1944 году «Малахитовая шкатулка» переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, — на 100 языков мира;
  • Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

— С названиями некоторых произведений нас познакомит 2 группа «Библиотекари».

Наша группа побывала в библиотеке и мы узнали названия других произведений Бажова. Это:

  • «Огневушка — Поскакушка»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хозяйка медной горы»
  • «Про великого Полоза»
  • «Каменный цветок»
  • «Горный мастер»
  • «Хрупкая веточка»
  • «Голубая змейка»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Иванко Крылатко» и т.д.

4. Сравнение сказки и сказа

— В каком жанре писал свои произведения Бажов? ( Бажов писал сказы)

— Чем отличается сказка от сказа?

— Сказка — вымысел о необыкновенных событиях и приключениях, в сказке добро побеждает зло.

— Сказ — основан на реальных событиях, опирается на народные предания и легенды.

— Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.

5. Словарно-лексическая работа

— При чтении нам встретились непонятные слова, над которыми работали наши «Языковеды». Слово 3 группе.

— Наша группа работала над следующими словми:

  • барская рукодельня — ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). Стр.182.
  • взъесться — невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Стр.182.
  • голбчик — приступка для выхода на печь. Стр.184.
  • пожитки — мелкое имущество, домашние вещи. Стр.185.
  • похлёбка — жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.Стр.186.
  • несподручно — неудобно, неловко. Стр.182.
  • пособник — помощник в делах. Стр.182.
  • покосные ложки — широкие, пологие овраги, покрытые травой. Стр.188.
  • статочное ли дело — (устар.) хорошее ли дело.Стр.188.

6. Характеристика главных героев

— Назовите главных героев. (Кокованя, Даренка, Муренка и Серебряное копытце)

— Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

— А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и «кошку драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

— Что объединяет Кокованю и Даренку?

(Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые — именно эти качества объединяют Даренку и Кокованю).

— Ответьте на вопрос, можно ли в нашей жизни встретить таких людей как Кокованя и Даренка? (Скорее всего, да. Есть же люди с такими качествами.)

— Дайте характеристику герою — рассказчику, как он относится к главным героям произведения.

(Герой-рассказчик в этом произведении простой рабочий, который знал главных героев очень хорошо. Он переживает за Даренку, уважительно относится к Коковане. Речь героя-рассказчика своеобразная, простая. Именно так может рассказать только человек, который был свидетелем этой истории. Возможно, Бажов сам услышал эту историю из уст рабочего, а нам представил художественное произведение.)

— Ребята, вы убедились в том, что реальный быт людей присутствует в произведении, тем самым, напоминая рассказ.

— Назовите сказочных героев. (Муренка и Серебряное копытце).

— Прочитай описание козлика. Стр.186,187.

— Какую роль играла Муренка в сказе? (Муренка была проводником между реальным и сказочным в этом произведении. Она поддерживала Даренку. Но, когда появился козлик, ушла с ним, выполнив свое назначение.)

— Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной).

— Как жили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу? Стр.186 (Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

— Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

(У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.)

Посмотрите на иллюстрацию, подберите строчки из текста. Стр.193.

7.Обобщение

— Почему всё-таки «чудо» произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)

-Я согласна с вами. Даренка и Кокованя были бескорыстными людьми. Они понимали, что счастье не в богатстве. Герои были награждены за те качества, которыми обладали.

— Что же хотел донести до нас автор?

— Мудрый сказочник Бажов писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

8. Рефлексия

— Ребята, на ваших столах три хризолита. Если тебе понравился урок, покажи красный камень, если тебе было трудно, то зеленый, а если ты хочешь узнать еще что-то новое о творчестве П.П.Бажова, то желтый.

Домашнее задание

— Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Составь кроссворд по тексту;
  • Прочитать другой сказ П.П.Бажова.
  • Пересказать понравившийся отрывок

5. Итог урока

— А завершить урок мне хочется словами русской пословицы: «С добром жить хорошо. А в добре хорошо жить». Как понимаете? (Связать с семьей, с классом).

— Спасибо за урок.

Уральские сказки — источник идей, доля творчества. В школах и детских садах часто проводятся выставки и конкурсы поделок по мотивам Бажова. Герои сказок воплощены в различных техниках и материалах.

Поделки по сказкам бажова

Особенно нравится это занятие детям, потому что у них есть возможность воплотить свое восприятие сказки в поделке.

Содержание:

  1. Ящерица на камне
  2. Подробный мастер-класс малахитовой шкатулки
  3. Панели, которые просто используют технику скретчборда
  4. Изготовление происходит быстро и легко
  5. Фото-идеи поделок по сказкам Бажова

Ящерка на камне

Для изготовления поделки вам потребуются:

  • зеленый пластилин;
  • 3-4 маленьких камня;
  • клей-пистолет.
  • 1 лист плотного картона;
  • камень средних размеров, желательно с негладкой поверхностью;
  • акриловые или гуашевые краски;

Поделки по сказкам бажова

Для начала создадим основу поделки. Раскрашиваем коричневый картонный лист. Раскрасим самый большой камень в зеленый цвет. Когда вы рисуете, добавляйте черные и коричневые штрихи, в результате получается пестрый эффект. Мелкие камни красим таким же образом, но с преобладанием темно-зеленого цвета.

Поделки по сказкам бажова

Далее лепим ящерицу из пластилина. Размер подбираем по желанию, главное, чтобы ящерица была не больше основного камня. На голове ящерицы делаем глазки черными или темно-зелеными бусинами, макушку закрепляем.

Поделки по сказкам бажова

Собираем композицию. На картонную основу приклеиваем большой камень. Склеиваем клеевым пистолетом, клея используем много. Для прочности и устойчивости делаем 5-6 точек склейки.

Поделки по сказкам бажова

Берем мелкую гальку и ящерицу и добавляем композицию. Фантазия подскажет, как лучше всего расположить фигурки. Помните, что ящерица не пряталась, а смотрела на мастера Данилу.

Поделки по сказкам бажова

Когда будет найден лучший вариант, закрепите все элементы клеевым пистолетом.

Поделки по сказкам бажова

Для завершения поделки можно добавить к камням золотые блестки или заполнить оставшееся пространство искусственными кристаллами под драгоценными камнями.

Поделки по сказкам бажова

Малахитовая шкатулка подробный мастер-класс

Необходимые материалы:

  • Ручки, петли, ножки.
  • Акриловые краски: два оттенка зеленого, черный, золотой.
  • Металлические украшения.
  • Белая акриловая грунтовка.
  • Текстурная паста.
  • Канцелярский нож, коврик для резки, карандаш, линейка, клей, наждачная бумага средней зернистости, кисти.
  • Картон толщиной не менее 3 мм.

Поделки по сказкам бажова

Вырежьте из картона детали: 2 прямоугольника размером 13×18 см, 5×13 см, 5×17,6 см. Большой прямоугольник будет основанием коробки. К основе приклеиваем сначала нежные стороны, потом длинные.

Поделки по сказкам бажова

Размечаем расположение колец, отступив от края на 4 см и приклеиваем. Одна сторона петли будет сбоку, другая — на крышке.

Вырежьте 2 картонных прямоугольника размерами 5,3х18 см и 12,4х17,4 см, приклейте их, закрыв петли.

Поделки по сказкам бажова

По центру крышки приклеиваем прямоугольный кусок 9х14 см. Проверяем углубления с краев, они должны быть одинаковыми.

Поделки по сказкам бажова

Затем покрываем всю поверхность будущего ящика снаружи и внутри акриловой грунтовкой. Картонные вырезы особенно тщательно загрунтовываются. Почву с металлических петель можно удалить влажной ватной палочкой.

Поделки по сказкам бажова

Сухой жесткой кистью нанесите тонкий слой текстурированной пасты на все поверхности волнообразными движениями. После высыхания пасты прикрепите ручку к краю крышки. Для крепления используем клей и кнопки — пуговицы или гвозди с плоской ножкой из мягкого и гибкого металла. Эти булавки обычно идут в комплекте с ручкой.

Поделки по сказкам бажова

Вырежьте внутри коробки прямоугольник шириной 1-1,5 см и равной длины. Склеиваем так, чтобы изнутри эта защелка как раз вошла между сторонами. При этом закроет ножки шуб. Подготовим эту деталь.

Поделки по сказкам бажова

Распечатываем трафарет ящерицы на плотном картоне и вырезаем его. Можно взять несколько трафаретов. Резать удобно макетным ножом.

Поделки по сказкам бажова

С помощью трафаретов наносим на боковые стенки ящика формы ящериц фактурной пастой. При желании можно оформить объемные формы внутри коробки или внутри крышки.

Поделки по сказкам бажова

После высыхания любые неровности зачищаются наждачной бумагой средней зернистости.

Смешиваем два оттенка зеленого акрила и раскрашиваем поверхность шкатулки. Крышку украсьте прозрачными каплями. После высыхания капельки окрашиваются.

Поделки по сказкам бажова

Как создать пятна от малахита:

  • немного разгладить, слегка постукивая по краске сухой жесткой кистью.
  • покрасить часть поверхности черной краской, сильно разбавленной водой;
  • немедленно промокните поверхность мятой бумагой, каждый раз новой. Подбираем листы бумаги исходя из размеров окрашиваемой области;

К высохшей поверхности крышки приклеиваем металлические уголки. Затем фиксируем ножки суперклеем.

Поделки по сказкам бажова

Раскрашиваем силуэты ящериц на коробке золотистым акрилом. Украшаем шкатулку элементами из металла, бусин, искусственных или натуральных камней. Чтобы придать законченный вид, всю коробку окрашиваем золотистым акрилом и покрываем матовым лаком.

Поделки по сказкам бажова

Если такой способ изготовления кажется трудоемким, можно использовать самоклеющуюся пленку под малахит и готовые элементы в виде ящериц, вензелей, завитков. Они продаются в магазинах для рукоделия или рукоделия.

Поделки по сказкам бажова

Панно в технике граттаж простой способ

Техника царапания — это царапание рисунка острым предметом на черном фоне. Полная технология подготовки основы для рисования довольно сложна, но можно использовать и простой вариант.

Поделки по сказкам бажова

Для этого вам понадобится лист картона, черная акриловая краска и острый предмет, чтобы поцарапать дизайн. Поцарапать можно пером, спицей, острой деревянной палкой.

Поделки по сказкам бажова

Можно взять белый или цветной картон. Для создания панно по сказке «Серебряное копыто» подойдет картон синего цвета, Огневушка — экспрессивно будет смотреться прыжок на основе оранжевого. Если желаемого цвета нет в наличии, можно просто раскрасить картон мелками.

Поделки по сказкам бажова

Далее покрываем цветной картон толстым слоем черной краски. Краску наносите постепенно, слой за слоем. Если основа красится мелками, не исключено, что первые несколько слоев краски отслоятся. Смешайте краску с небольшим количеством шампуня, чтобы облегчить работу.

Поделки по сказкам бажова

После высыхания основа готова. Теперь, используя цветную или нарисованную вручную копировальную бумагу, давайте применим дизайн к черному фону. Необязательно прорисовывать мелкие детали и сильно давить на карандаш.

Поделки по сказкам бажова

Маленьким детям рисунок лучше наносить белым карандашом, так будет лучше видно.

Поделки по сказкам бажова

Переходим к основному этапу работы. Возьмите ручку и начните снимать слой черной краски по контуру рисунка. Постепенно рисунок появится на черном фоне. Он будет цветным или белым, в зависимости от того, какая база была взята.

Создайте рамку для своей работы. В таком виде он украсит любой экспонат.

Поделки по сказкам бажова

Поделки просто и быстро

Если у вас нет времени или навыков, вы можете сделать простую поделку.

Поделки по сказкам бажова

Синюшкин колодец

Для поделки возьмите толстые веточки или деревянные палочки. Они могут быть неправильными, с корой или ее фрагментами, с сучками.

Поделки по сказкам бажова

Сложите палки в виде колодца по принципу складывания бревенчатого дома. Для дополнительной устойчивости сделайте углубления на стыках палочек.

Поделки по сказкам бажова

Поместите колодец на коричневую или зеленую подставку из картона, рядом положите синее перо или положите куклу в русский сарафан. Все! Даже ребенок может сделать это в одиночку.

Поделки по сказкам бажова

Серебряное копытце

Готовую фигурку олененка поместите на подставку, приколите к ней разноцветные камешки. Его можно дополнить снежной ватной палочкой. Если есть фигурка кошки, поместите ее рядом. При желании можно украсить стразами копыта и рога оленя.

Поделки по сказкам бажова

Коллекция уральских камней

Обклеить коробку низкими сторонами цветной бумагой, дно выстелить гофрокартоном для темно-синей поделки. С помощью клеевого пистолета закрепите образцы минералов ровными рядами. Украшаем коробку ящерицами. Готовый!

Поделки по сказкам бажова

Делайте с детьми работу по дому. Прочтите сказки Бажова, представьте, как могут выглядеть герои сказок и начните мастерить. Это расширит кругозор ребенка, познакомит его с творчеством уральского писателя и разовьет его воображение.

Фото идеи поделок по сказкам Бажова

Поделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажоваПоделки по сказкам бажова

  • Поделки по мотивам сказок пушкина
  • Поделки на тему русские народные сказки своими руками начальная школа
  • Поделки на тему сказок в детский сад
  • Поделки на тему сказки чиполлино
  • Поделки на тему сказки пушкина в детский сад