Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 «Буратино»
Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой
во второй младшей групп
«Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Составила воспитатель ДавыдоваТ.В.
Цель: развитие интереса детей к художественной литературе.
Образовательные задачи: познакомить с произведением Е. Чарушина «Про зайчат». Развивать познавательные интересы Учить детей понимать смысл произведения — домашнее животное кошка выкормила диких животных — зайчат. Закрепить знания детей о детенышах разных животных.
Развивающие задачи: развивать диалогическую речь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать наблюдательность
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать. Воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение к домашним животным, особенно к детенышам.
Методы и приемы:
Словесные (загадки, беседа, художественное слово, чтение рассказа, вопросы к детям, пояснения);
Наглядные (рассматривание портрета Е. И. Чарушина и иллюстраций с изображением зайчат к рассказу «Про зайчат)
Игровые (физкультминутка, пальчиковая игра);
Материалы и оборудование:
Картина с изображением зайчат, картинки — кошка, заяц, портрет Е. И. Чарушина, книга слайдовая презентация к рассказу Е. И. Чарушина.
Индивидуальная работа: развивать внимательность у Вики, Антона; добиваться активного участия в беседе, активизировать Соню, Ксюшу, Женю.
Предварительная работа: чтение рассказов Е. Чарушина; Н. Сладкова, В. Бианки рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.
Ход образовательной деятельности
Мы нашли зайчонка. Какой маленький милый зайчонок, как пушистый комочек. Посмотрите, какая у него шерстка, ушки, хвостик. (Торчат, хвостик поджат). Вам нравится этот зайчонок? Почему? (Маленький, хорошенький, на…….. похож). Зайчонок маленький, пушистый. А ещё можно сказать, что он похож на мохнатый, пушистый шарик.
Он в красивой корзинке. У него, наверное, есть хозяин. Может его ищет?
Надо написать объявление о нашем найденыше. Я буду писать, а вы подбирайте слова, по которым хозяин сразу узнает своего зайчонка. (Дети описывают, составляют объявление )
Слушайте, что у нас получилось. «Найден зайчонок. У него шерстка ….. цвета. Мягкие лапки с белами носочками. Розовый нос … .. глаза. Он очень красивый, пушистый, ласковый, забавный. Любит играть.»
. Некому о зайчонке позаботиться. Как вы думаете, как он себя сейчас чувствует? ( страшно без мамы) Страшно ему, бедняжке. Как вы думаете, что могло с ним случиться на улице? Зайку испугала стрекоза. У нее вот такие большущие глаза. Покажите, какие. Над ухом жужжала пчела. Покажите, как. А в траве ползали жуки рогатые. Какие покажите. Зайка каждый раз вздрагивал и говорил «Ой!» и делал лапками вот так.
Игра
Ах как жутко на лужайке
Бедненькому малениькому зайке
Кружится над зайкой стрекоза
И глядит глядит во все глаза
И пчела все уши прожужжала
У нее ужаснейшее жало
И жуки рогатые ползут
Ахнуть не успеешь загрызут
Бегают по зайчику мурашки
Ах как страшно зайчиу бедняжке
Молодцы, ребята, успокоили и развеселили зайку. Смотри, зайка, сколько у тебя теперь друзей много! Больше никого и ничего не бойся! Здесь тебя все любят и никогда не обидят!
Поиграли мы с зайчонком здорово, но что дальше с ним делать я совершенно не знаю. И мама его куда-то пропала, и хозяйка А маленькому зайчонку хочется есть. Как бы вы помогли ему? (Погладили, поласкали, дали морковку). Угощают, а он ничего не ест.
Очень маленький и есть сам не умеет.
Я слышала историю, которая случилась на самом деле, о том, как деревенские мальчишки нашли зайчат и затем принесли их домой. Совсем крошечными были эти зайчата, очень похожие на маленькие «мохнатые шарики». Они самостоятельно совершенно не умели есть, пить. Для них нашли кошку -кормилицу, чтобы с голоду не умерли бедняжки.. Эту историю написал Евгений Иванович Чарушин в своём рассказе, который называется — «Про зайчат».
Чтение рассказа Евгения Ивановича Чарушина- «Про зайчат».
— Какие были зайчата в этом рассказе? Как их описывает Евгений Чарушин?
(Зайчата были, как мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие.)
— Какие у зайчат были лапки?
(Лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.)
Как зайчата оказался у Никиты ?
Как они вел себя в доме?
Почему зайчата тыкались мордочками в сапоги и наскочили на томку?
Почему не стали пить молочко и есть травку?
Что же могло произойти, если бы не придумали как накормить зайчат ? — Как же спасли зайчат, кто им помог?
( Спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей.)
— Почему только четвертая кошка согласилась покормить зайчат?
(Кошка потеряла своих котят и переживала, поэтому она приняла зайчат за своих малышей.)
— А почему же зайчата убежали в лес?
Как вы думаете, хорошо или плохо, что зайчата убежали в лес?
Как вы думаете, с кем они там, встретились? Куда побежали?
Обобщение
Так, благодаря неравнодушным людям, а также выкормившей зайчат своим молоком кошке благополучно закончилась эта история.
Важно не оставаться равнодушным к беде других, а помогать им.
Если дети решат оставить себе зайчонка, спросить, будут ли петь ему песенки, говорить ласковые слова, станут ли кормить, лечить, играть, гулять? Давайте сделаем ему что- нибудь приятное (предложения детей) .
Цель: Формировать представление детей о художнике-иллюстраторе детских книг Е.И. Чарушине и его рисунках.
Возраст: средняя группа, дети 5-6 лет.
Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие».
- Развивать у детей интерес к книжной иллюстрации.
- Вызвать у детей интерес к работам этого художника, желание рассматривать их, замечать выразительные средства (движение, фактуру шёрстки, выражение глаз и др.) животных.
- Учить сопереживать персонажам художественных произведений Чарушина .
- Реализовать самостоятельную творческую деятельность детей через изобразительную—рисование нетрадиционными техниками (штрихами, мятой бумагой).
- Развивать фантазию , наблюдательность, творческие способности.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция областей (Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие).
Рисование штрихом и мятой бумагой на тему «Моё любимое животное – пушистое, колючее».
ОО «Познавательное развитие» — экология.
Воспитывать доброе отношение к животным и птицам, через книги Е.И.Чарушина, рассматривание иллюстраций в них.
ОО «Речевое развитие».
Формировать у детей умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей на основе углубления знаний о художнике- иллюстраторе Е.И.Чарушине и его рисунках. Учить детей рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
Активизировать словарь детей: архитектор, художник-иллюстратор, озорные, трогательные, беззащитный, растопырилась, волчишко, рысёнок.
Оборудование и материалы: портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг и рисунков, указка , магнитофон с диском, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисточки, вода, мятая бумага, альбомный лист бумаги на каждого ребёнка .
Индивидуальная работа:
Активизировать при ответах на вопросы Семена Г., Соню П.;
Побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений Илью П., Ангелину Ц., Наташу Р.
Методы и приемы:
Виды детской деятельности | Методы и приемы | Содержание |
Познавательная | Наглядный | Рассматривание иллюстраций с детьми к рассказам Чарушина. Внесение портрета. Выставка его книг и рисунков. |
Игровая | Игровой метод и прием | Превращение детей в художников с помощью волшебной палочки. |
Двигательная | Практический Игровая физкультминутка. | «Жили были серый ёж и его ежиха. Серый ёж был очень тих И ежиха тоже. И ребенок был у них Очень тихий ёжик. Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек. Ёж – отец, Ежиха – мать И ребенок ёжик. (Выполнение движений согласно текста физкультминутки). |
Речевое развитие | Словесный метод. Стиль общения воспитателя с детьми: добро-эмоциональный. | Беседа с детьми о художниках-иллюстраторах детских книг Васнецове Ю.А., Рачёве Е.М. Вопросы к детям и беседа с ними по содержанию иллюстраций о животных. Рассказ воспитателя о художнике-иллюстраторе Е.И. Чарушине. Рассказы детей о своих нарисованных рисунков. |
Художественно-эстетическое развитие | Метод музыкального сопровождения. Практический | Звучание спокойной музыки во время изобразительной деятельности детей. Рисование детьми на тему: «Моё любимое животное – пушистое, колючее» с помощью штриха, мятой бумаги. |
Предварительная работа: Знакомство с художником-иллюстратором Ю. А. Васнецовым и его рисунками к потешкам, с Е.М. Рачёвым и его рисунками к русским народным сказкам. Чтение детям рассказов Е.И. Чарушина «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала», «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» и др. Рассматривали иллюстрации в книгах.
Ход
Воспитатель: Дети вы любите книжки с картинками?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто создаёт их, рисует в них картинки?
Дети: В книгах рисуют картинки художники-иллюстраторы.
Воспитатель: Назовите художников – иллюстраторов детских книг?
Дети : Васнецов Ю. А.— рисовал в книгах картинки к потешкам.
Рачёв Е. М.—рисовал в книгах картинки к русским народным сказкам .
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас ещё с одним детским писателем и художником—иллюстратором своих книг Е .И. Чарушиным . Вот его портрет. Е. И. Чарушин родился в г. Вятке, сейчас это г. Киров в семье архитектора Ивана Апполоновича Чарушина.
С малых лет отец приучал сына к рисованию, потому что сам хорошо рисовал. А мать прививала сыну интерес к наблюдению за жизнью животных и птиц. В доме у Чарушиных всегда было полным — полно всяких животных . Водились попугаи, зайчата, ежи и кошки, собаки и лисята, кролики, голуби, козлята и певчие птицы в клетках . Женя лечил своих друзей , выхаживал, наблюдал за ними. Он понимал их повадки , характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать , подражая карканью вороны.
Отец часто ездил по служебным делам по Кировской области и брал с собой сына. Природа окружила мальчика и он много видел и замечал: восход солнца, утренние туманы, как лес просыпается, как птички запевают, ночёвки у костра – всё это оставило глубокий след в душе Чарушина.
Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия в детском саду по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой».
И ему хотелось всё это не только передать с помощью кисти , красок , карандаша , но и написать рассказ . И Женя начал писать рассказы о природе , о животных . Рассказы были очень коротенькие .
Воспитатель: Давайте вспомним какие рассказы Е .И.Чарушина мы с вами читали?
Дети: «Про Томку», «Тюпа», «Яшка», «Медвежата», «Волчонок», «Как лошадка зверей катала».
Воспитатель: Книги Чарушина читают не только в нашей стране, но и зарубежом, они переведены на многие языки мира.
Чарушин сам к своим рассказам рисовал иллюстрации.
Больше всего он любил изображать зверей и птиц.
Взрослые звери—серьёзные и сильные, малыши—ласковые, озорные, трогательные, забавные.
Посмотрите, пожалуйста, вот на эту иллюстрацию.
Вы узнали этого малыша? Кто это? Что делает? Какой он?
Дети: Это волчишко. Он прижался к земле, лежит. Он серенький, маленький, пушистый.
Воспитатель: Если мы с вами прислушаемся, то услышим как он тихонько поскуливает. Его мама волчица ушла на охоту, а он остался один, и ему стало страшно.
Вам хотелось бы его пожалеть, успокоить? А как вы думаете, что будет дальше?
Посмотрите на эту иллюстрацию. Кто это?
Дети: Это рысёнок .
Воспитатель: Сейчас рысь очень занята.
Как вы думаете, что она собирается сделать?
А как вы узнали об этом? (охотиться, подкрадывается к добыче, шерсть у неё пятнистая, взгляд устремлён на добычу).
Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию.
Кто это? Что он делает? Какой он?
Дети: Это оленёнок. Он слабенький, беззащитный.
Воспитатель: по нему сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт.
Воспитатель: Что раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась, и нескладный, и колючий, как ёлка, что рядом растёт. То ли злится, то ли испугался, что мама его оставила одного. Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно, лесной это зверь. Такой и укусить больно может.
Воспитатель: А это кто? Что делают медвежата? Какие они? Затихли медвежата, сосут молоко из бутылочки. И Чарушину захотелось передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и видим мы, какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Как прижались они друг к другу.
Таких пушистых, милых, трогательных, добрых, и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их «чарушинскими». Каждого чарушинского зверька видишь, слышишь , хочется его потрогать , погладить и даже с ним поговорить .
Физ. минутка.
«Ёжик топал по тропинке».
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ёжик.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек.
Ёж – отец, Ежиха – мать
И ребёнок ёжик.
Превращение детей в художников.
Покружись, повертись и в художников превратись.
Дети рисуют, звучит музыка.
Выставка всех детских рисунков.
Рассматривание рисунков, выбор самого пушистого , колючего животного. Дети рассказывают о своих рисунках.
Автор: Соколова Галина Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №5 «Звёздочка»
Месторасположение: город Нея, Нейский район, Костромская область
Дата изменения: 16.03.2021
Дата публикации: 13.02.2016
Томка
У охо́тника я уви́дел пёсика. Он вот како́й. У́ши дли́нные, хвост коро́ткий.
Охо́тник рассказа́л, како́й пёсик поня́тливый, как на охо́те помога́ет, и
у́мный-то, и не грязну́ля… От э́того пёсика, говори́т, есть щенки́. Прихо́дите|Приходи́те погляди́те. И мы с ним пошли́.
Щенки́ небольши́е — то́лько что научи́лись ходи́ть. «Кото́рый-то из них, — ду́маю, — мне бу́дет помо́щник на охо́те? Как узна́ть — кто толко́вый, а кто не годи́тся?»
Вот оди́н щено́к — ест да спит. Из него́ лентя́й полу́чится.
Вот злой щено́к — серди́тый. Рычи́т и со все́ми ле́зет дра́ться. И его́ не возьму́ — не люблю́ злых.
А вот ещё ху́же — он то́же ле́зет ко всем, то́лько не дерётся, а ли́жется. У тако́го и дичь-то мо́гут отня́ть.
В э́то вре́мя у щенят че́шутся зу́бы, и они́ лю́бят что-нибу́дь погры́зть. Оди́н щено́к грыз деревя́шку. Я э́ту деревя́шку отня́л и спря́тал от него́. Почу́ет он её и́ли не почу́ет?
Щено́к на́чал иска́ть. Други́х щенят всех обню́хал — не у них ли деревя́шка. Нет, не нашёл. Лени́вый спит, злой рычи́т, незлой зло́го ли́жет — угова́ривает не серди́ться.
И вот он стал ню́хать, ню́хать и пошёл к тому́ ме́сту, куда́ я её спря́тал. Почу́ял.
Я обра́довался. «Ну, — ду́маю, — вот э́то охо́тник! От тако́го и дичь не
спря́чется». Назва́л его́ Томкой. И стал расти́ть помо́щника.
Как Томка научи́лся пла́вать
Мы пошли́ гуля́ть и взя́ли с собо́й Томку. Су́нули его́ в портфе́ль, что́бы он не уста́л.
Пришли́ к озеру, се́ли|сели́ на бе́рег и ста́ли кида́ть ка́мушки в во́ду — кто да́льше бро́сит.
А портфе́ль с Томкой на траву́ положи́ли. Вот он вы́лез из портфе́ля, увида́л, как ка́мушек плю́хнулся в во́ду, и побежа́л.
Бежит Томка по песо́чку, косола́пый, неуклю́жий, но́ги|ноги́ у него́ в песке́ так и заплета́ются. Дошёл до во́ды|воды́, су́нул ла́пы в во́ду и на нас огля́дывается.
— Иди́, Томка, иди́ — не бо́йся, не пото́нешь!
Поле́з Томка в во́ду. Снача́ла по живо́тик зашёл, пото́м по ше́ю, а пото́м и весь окуну́лся. То́лько хвост-обрубочек торчи́т нару́жу.
Повози́лся, повози́лся да вдруг как вы́скочит — и дава́й ка́шлять, чиха́ть, отфыркиваться. Ви́дно, он дыша́ть в воде́ взду́мал — вода́ и попа́ла ему́ в нос да в рот. Не доста́л ка́мушка.
Тут мы взя́ли мя́чик и ки́нули его́ в о́зеро. Томка люби́л игра́ть с мя́чиком, — э́то была́ его́ люби́мая игру́шка.
Шлёпнулся мяч в во́ду, покрути́лся и останови́лся. Лежи́т на воде́, как на гла́дком по́лу|полу́.
Узна́л Томка свою́ люби́мую игру́шку и не стерпе́л — побежа́л в во́ду.
Бежит, пови́згивает. Но тепе́рь но́сом в во́ду не суётся. Шёл, шёл да так и поплы́л. Доплы́л до мя́чика, цап его́ в зу́бы — и обра́тно к нам.
Вот так и научи́лся пла́вать.
Томка испуга́лся
Когда́ Томка был совсе́м ещё небольши́м щенко́м, я взял его́ с собо́й на охо́ту. Пуска́й приуча́ется.
Вот хо́дим мы с ним. Томка за ба́бочками, за стреко́зами гоня́ется. Кузне́чиков ло́вит. На птиц ла́ет. То́лько никого́ пойма́ть не мо́жет. Всё|Все улета́ют. Бе́гал он, бе́гал — так умори́лся, что су́нулся в ко́чку но́сом и засну́л. Ма́ленький ещё. А буди́ть мне его́ жа́лко.
Прошло́ с полчаса́. Прилете́л шмель. Бунчит, лета́ет над са́мым Томкиным у́хом. Просну́лся Томка. Покрути́лся спросо́нья, погляде́л: кто э́то тако́й спать меша́ет? Шмеля́ он не заме́тил, а увида́л коро́ву и побежа́л к ней.
А коро́ва пасла́сь далеко́-далеко́ и, должно́ быть, показа́лась Томке совсе́м ма́ленькой,
не бо́льше воро́бушка.
Бежит Томка коро́ву загрыза́ть, хвост кве́рху подня́л — никогда́ он ещё коро́в не вида́л. Подбежа́л побли́же, а коро́ва уж не с воро́бушка — с ко́шку ро́стом ка́жется. Тут Томка немно́го поти́ше побежа́л, а коро́ва уж не с ко́шку, а с козу́ вы́росла. Стра́шно ста́ло Томке. Он бли́зко не подошёл и ню́хает: что за зверь тако́й?
В э́то вре́мя шевельну́лась коро́ва — её, наве́рно, кто-то укуси́л. И побежа́л от неё Томка!
С тех пор он и бли́зко к коро́вам не подхо́дит.
Томкины сны
Когда́ Томка спит, он ла́ет во сне, пови́згивает, а ино́й раз и ла́пками шеве́лит|шевели́т, бу́дто он бежит куда́-то.
Спра́шивают у меня́ ребя́та:
— Почему́ э́то Томка ла́ет? Ведь он же спит!
— Он сны ви́дит, — отвеча́ю.
— А каки́е?
— Да, наве́рно, каки́е-нибу́дь свои́, соба́чьи сны, — про охо́ту, про звере́й, про птиц. Челове́ку таки́х снов не уви́деть.
— Вот интере́сно-то! — говоря́т ребя́та.
Обступи́ли они́ Томку, глядя́т, как он спит. А Томка спал, спал и зала́ял то́неньким голоско́м. Я и спра́шиваю у ребя́т:
— Чего́ же э́то он во сне ви́дит? Вам поня́тно?
— Поня́тно, — говоря́т ребя́та. — Э́то он зайчо́нка уви́дел небольшо́го.
Томка поспа́л ещё немно́го и ла́пками пошевели́л.
— Вот, — говоря́т ребя́та, — э́то Томка побежа́л.
— За кем побежа́л?
— Да не́ за кем, а от ко́зы|козы́. Он её уви́дел, а она́ бода́ется.
Тут Томка зарыча́л, зала́ял.
— Про́снись! — закрича́ли ребя́та. — Про́снись, Томка! Ведь он тебя́ сейча́с съест!
— Кто, — спра́шиваю, — съест?
— Медве́дь! Томка с ним подра́ться хо́чет. Медве́дь-то вон како́й стра́шный! Томке с ним не спра́виться.
Как Томка не показа́лся глу́пым
Томка не лю́бит, когда́ над ним смею́тся, — оби́дится, отвернётся. А пото́м он научи́лся де́лать вид, что не над ним смею́тся, а над кем-то други́м.
Ка́к-то заме́тил Томка ку́рочку с цыпля́тами. Идёт побли́же — хо́чет поню́хать.
А ку́рочка как закричи́т, как пры́гнет на Томку — и пое́хала на нем. Е́дет, клюет Томку и кричи́т. Так и слы́шно, как она́ выгова́ривает: «Ах ты, тако́й-сяко́й, невоспи́танный! Вот я тебя́! Вот я тебя́! Не смей к цыпля́там подходи́ть!»
Томка оби́делся, но не захоте́л показа́ться смешны́м и сра́зу сде́лал вид, что никто́ его́ не клюет, никто́ на него́ не кричи́т.
И тогда́ ку́рочка соскочи́ла с него́ и верну́лась к цыпля́там.
Ники́та|Никита́-до́ктор
Говори́т Ники́та|Никита́ Томке:
— Ну, Томка, сейча́с я бу́ду тебя́ лечи́ть.
Наде́л Ники́та|Никита́ на себя́ хала́т из про́стыни|простыни́, очки́ нацепи́л на нос и взял до́кторскую тру́бочку для выслу́шивания — ду́дку-игру́шку. Пото́м вы́шел за дверь и постуча́лся — э́то до́ктор пришёл. Пото́м утёрся полоте́нцем — э́то до́ктор вы́мыл ру́ки|руки́.
Поклони́лся щенку́ Томке и говори́т:
— Здра́вствуйте, молодо́й челове́к! Вы хвора́ете, я ви́жу. Что же у вас боли́т?
А Томка, коне́чно, ничего́ не отвеча́ет, то́лько хво́стиком виля́ет — не уме́ет говори́ть.
— Ложи́тесь, молодо́й челове́к, — говори́т до́ктор Ники́та|Никита́, — я вас вы́слушаю.
До́ктор поверну́л Томку кве́рху пу́зом, приста́вил к животу́ ду́дочку и слу́шает. А Томка хвать его́ за у́хо!
— Ты что куса́ешься! — закрича́л Ники́та|Никита́. — Ведь я же до́ктор!
Рассерди́лся до́ктор. Ухвати́л Томку за ла́пу и су́нул под мы́шку гра́дусник-каранда́ш.
А Томка не хо́чет изме́рять|измеря́ть температу́ру. Бара́хтается. Тогда́ до́ктор говори́т больно́му:
— Тепе́рь вы откро́йте рот и скажи́те: а-а-а. И высуньте язы́к.
Хоте́л язы́к посмотре́ть. А Томка визжи́т и язы́к не высо́вывает.
— Я пропишу́ вам лека́рство, — говори́т до́ктор Ники́та|Никита́, — и научу́ чи́стить зу́бы. Я ви́жу, что вы, молодо́й челове́к, неря́ха, не лю́бите|люби́те зу́бы чи́стить. Взял Ники́та|Никита́ свою́ зубну́ю щётку и стал чи́стить у Томки зу́бы.
А Томка как схва́тит щётку зуба́ми! Вы́рвался у до́ктора из рук, утащи́л щётку и разгры́з её на ме́лкие кусо́чки.
— Ты глу́пый, Томка! — кричи́т Ники́та|Никита́. — Ведь совсе́м не так игра́ют!
Так и не научи́лся Томка игра́ть в больно́го.
Инфоурок
›
ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по МХК на тему Евгений Иванович Чарушин
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Евгений Иванович Чарушин
(11 ноября 1901 г. – 18 февраля 1965 г.)
Презентацию подготовил: Малых Николай
Руководитель : Ромих Владимир Викторович -
2 слайд
Описание слайда:
Художник-график, иллюстратор – анималист, детский писатель.
Оформил несколько десятков книг для детей.
Иллюстрировал собственные рассказы.
Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров… -
3 слайд
Описание слайда:
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья.
-
4 слайд
Описание слайда:
Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…». Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.
-
5 слайд
Описание слайда:
С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Юрием Васнецовым.
-
6 слайд
Описание слайда:
Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца — семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь.
-
7 слайд
Описание слайда:
Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом:
1.Он играл на скрипке.
2.Писал стихи.
3. Был актером, вечно что-то изобретал (прозвали Евгеша – изобретатель),
4.Был великолепным живописцем.
5. Скульптором, впоследствии стал мастером книжной графики и отличным детским писателем. -
8 слайд
Описание слайда:
Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.
-
9 слайд
Описание слайда:
Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата. А осенью того же года, переехав в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова.
-
10 слайд
Описание слайда:
Лебедев В.
По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы ставивший перед художниками задачу создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. -
11 слайд
Описание слайда:
Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева.
Эта книга привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей. -
12 слайд
Описание слайда:
В 1929 году Чарушин оформил несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал».
-
13 слайд
Описание слайда:
В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького.
М. Горький -
14 слайд
Описание слайда:
Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами — «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.
-
15 слайд
-
16 слайд
-
17 слайд
-
18 слайд
Описание слайда:
В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. Уже в первом его рассказе — «Щур» (1930) — проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора.
-
19 слайд
Описание слайда:
Иллюстрировал собственные книги «Волчишко и другие» (1931), «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), (1938 ), «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста. В них познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).
-
20 слайд
-
21 слайд
-
22 слайд
Описание слайда:
С. Я. Маршак
М. М. Пришвин
В. В. Бианки
До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки, А.И. Веденского. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку -
23 слайд
Описание слайда:
В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы.
В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно — анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника. -
24 слайд
-
25 слайд
-
26 слайд
-
27 слайд
-
28 слайд
-
29 слайд
-
30 слайд
-
31 слайд
-
32 слайд
-
33 слайд
-
34 слайд
-
35 слайд
-
36 слайд
-
37 слайд
-
38 слайд
-
39 слайд
-
40 слайд
-
41 слайд
-
42 слайд
-
43 слайд
-
44 слайд
-
45 слайд
Описание слайда:
Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака.
-
46 слайд
Описание слайда:
Умер в Ленинграде 18 февраля 1965 года.
В этом же году Чарушину посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
-
47 слайд
Описание слайда:
Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран.
Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже. -
48 слайд
Описание слайда:
Рассказы — при всем разнообразии тематики — роднит нечто общее: образ самого автора, стоящий как бы за строками произведений. И читатель, вольно или невольно, начинает «видеть» перед собой певца земли русской. Его рассказы удивительно выразительны, понятны даже совсем маленькому ребёнку.
-
49 слайд
Описание слайда:
Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.
На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. -
50 слайд
Описание слайда:
Ребенок так же восприимчив и отзывчив к миру, как и взрослые. Просто он другой и по-другому реагирует.
Эту особенность ребенка знал и учитывал Евгений Иванович Чарушин, в творчестве своем тонкий педагог и чуткий психолог.
-
51 слайд
Описание слайда:
«Ты человек — хозяин всей природы. Тебе все знать нужно».
Е.И. Чарушин. -
52 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ! -
53 слайд
Описание слайда:
ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ
МХК
И ИСКУССТВА !
С 22.11. по 26.11.2021 г. -
54 слайд
Описание слайда:
22.11.- Открытие недели МХК (Ознакомление с планом , просмотр фильма о художнике Е.И.Чарушине.)
23.11.- День рождения художника Е.И.Чарушина. (Доклад презентация о художнике.)
24.11.- Просмотр фильма.(Выставка рисунков художников Ю. Васнецова и Е. Черушина. В ВХМ кировской области.)
25.11.- Мастер – Класс по предмету технология
«3 Д поделки ко ДНЮ МАТЕРИ.»
26.11. – Подведение итогов недели МХК, награждение уч-ся.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 240 человек из 61 региона
- Курс добавлен 18.11.2021
- Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Конспект » Золотая хохлома» 2 урок
-
Конспект » Золотая хохлома»
-
Конспект урока «Рисование простого бытового предмета(кринки) с натуры с использованием модульной сетки со светотеневой проработкой по ФГТ «Живопись»
-
Урок изобразительного искусства в 3 классе Тема:«Осенние мотивы»
-
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
-
Антон Чехов 5 класс
-
Презентация по изобразительному искусству на тему » Внутри кавказкой сакли» (4 класс)
-
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 8 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5436515 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
-
Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
-
Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»