Поделки из природного материала на тему русские народные сказки

Краткосрочный проект по страницам русских народных сказок в подготовительной к школе группе. вид проекта: познавательно-творческий. продолжительность проекта: краткосрочный проект, 1

Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.Краткосрочный проект «По страницам русских народных сказок» в подготовительной к школе группе.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный проект, 1 недели.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Возраст детей: 6-7 лет.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.

Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.

Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.

Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение.

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.

Цель:

Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
  2. Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
  3. Расширить представление детей о сказках.
  4. Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
  5. Развитие мелкой моторики рук.
  6. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
  7. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
  8. Воспитывать культуру речи.
  9. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
  10. Воспитание эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

  1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
  2. Обогащение словарного запаса детей.
  3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
  4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
  5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки).

Продукт проекта: Книжка-малышка по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди».

Ожидаемые результаты по проекту:

  • развитие интереса детей к русским народным сказкам
  • закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях
  • воспитание чувства дружбы и коллективизма
  • получить эмоциональный отклик от своей работы
  • пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.

I этап «Подготовительный»

  1. Изучение литературы по проектной деятельности.
  2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций по сюжетам русских народных сказок.
  3. Разработка конспектов совместной деятельности, сценарии викторины по теме «Что за чудо эти сказки!».
  4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый,); в игровую зону – маски,

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

5. подбор наглядно-дидактического материала.

II этап «Информационно-творческий»

Познавательное развитие:

  1. СОД: «Русские народные сказки».
  2. ФЭМП (развивающие игры): «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт),
  3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).

Речевое развитие:

1. СОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».

СОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».

СОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».

2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.

3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.

4. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня), «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»

5. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Красная шапочка».
  2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок»
  3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
  4. Отгадывание загадок.
  5. Заучивание наизусть считалок, стихотворений.
  6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» ( «Играем и учимся»), «Мои любимые сказки» ( «Умка» развивающие игры – узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки», театр сказок.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», глазная и дыхательная гимнастика.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».

3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).

4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».

5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».

6. Лепка «Мои любимые герои».

8. Театр своими руками.

9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Три поросенка» (теневой), «Гуси лебеди» (Настольный), Теремок (плоскостной).

10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».

12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Совместная работа родителей и детей:

  1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
  2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

III этап «Заключительный»

Результаты проекта:

  1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
  2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
  3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
  4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
  5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
  6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении театров.

Продукт проекта:

  1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песко, лепка).
  2. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).
  3. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.
  4. Викторина «Что за чудо эти сказки!» (дети и родители).
  5. Лэпбук «Добро пожаловать в сказку»

Результат:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «По страницам наших сказок»; сблизила детей и педагогов нашей группы.

Список используемой литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
  2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
  4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
  5. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
  6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.
  • Иванова Мария Петровна
  • Никонова Татьяна Васильевна

Воспитатели, Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11 Пушкинского района г. Санкт — Петербург

Поделки из початковых листьев кукурузы. Мастер класс.

Мастер класс: по изготовлению куклы из талаша

Назначение
: мастер-класс для детей школьного возраста 8-12 лет.

Цель
: Изготовление куклы из природного материала

Задачи:
Формировать умение использовать различные природные материалы. Развивать детскую фантазию, художественный вкус, усидчивость. Научить придумывать новые идеи.

Данная поделка может использоваться для украшения интерьера и в качестве подарка.

Талаш
— это листья початков кукурузы, из которых можно выполнить различные идеи.

В старину из талаша плели коврики, корзинки, шляпы, верёвки. Плетение из листьев кукурузы является традиционным кубанским ремеслом. Мастера говорят, у нас на Кубани не работать с кукурузой просто грешно, этого материала для творчества достаточно. Для изготовления куклы используют внутренние початки кукурузы. Они мягкие эластичные и после скручивания очень прочные.

Материалы и инструменты:

— Ёмкость с водой.

Ленточки.

Салфетка.

Волосы из початков.

Ножницы.

Ход работы:

Сегодня я предлагаю вам изготовить куклу из талаша. Для этого нам потребуется талаш заранее намоченный.

Материалы и инструменты готовы приступаем к работе.

04(1)

Складываем талаш на салфетку.

05(1)

Сложим талаш вместе выровняв по нижнему краю чем больше соберём полосок тем больше получится у нас кукла.

Связываем тонкие концы нашего пучка нитками на расстоянии 2 см.

10(97)

Теперь выворачиваем узлом внутрь и расправляют по всему периметру.

14(61)

Формируем голову на расстоянии 2-х см. перетягиваем нитками. Стараемся голову сделать пообъёмнее, не прижимая полоски сильно друг другу (или кусочек синтепона положить внутрь для объёма).

16(45)

Заготовку отложим, возьмём ещё кусок талаши и делим его а части по 1 см — разорвать вдоль.

21(31)

Завязываем с одного края.

22(23)

Заплетаем косичку. (Можно просто связать).

26(20)

Разделим нижнюю часть пополам вкладываем руки, так чтобы они были равные с обеих сторон. Перетягиваем талию нашей куклы, формируем лиф и юбку.

29(10)

Подготавливаем волосы из початков.

31(11)

Заплетаем косичку. Вырезаем косынку.

34(11)

Привязываем косу к шее куклы.

Повязываем очелье и косынку. Привязываем лямки фартука и сам фартук ленточкой.

37(7)

Украшаем ленточкой. Куколка готова.

41(5)

47(4)

Наша куколка с лошадкой.

50(3)

Так-же можно сделать мальчика вместо юбки сделать ноги (юбку разделить пополам и перевязать ленточкой).

57(4)

Детские работы.

59(3)

Словно сказочные феи

Колдовали мы над нею.

Соберём в пучок

И повяжем поясок

Ленточку шелковую

Жёлтенькую новую

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла — Маша.

Мастер-класс с пошаговыми фото Кукла из лыка.

Автор: Дмитриева Татьяна Константиновна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО Центр внешкольной работы «Ровесник» г. Заволжье Нижегородской области

Мастер – класс рассчитан на детей от 8 лет, педагогов и родителей.
Назначение
: хорошая идея для подарка, для украшения интерьера, для игры детям.
Цель
: научить делать куклу из лыка.
Задачи:

Познакомить с природным материалом – лыко.
Упражнять в завязывании узлов из ниток.
Развивать художественный вкус при комбинировании ткани и тесьмы.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к народной кукле.

Изготовление кукол из природного материала уходит своими корнями в далекое прошлое. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями. Изготовляли их без ножниц, иголок. То, что кукла была « безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества.
На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность народной куклы.
Я предлагаю изготовить куклу из лыка, которая принесёт в ваш дом природный аромат и солнечный свет.
Для знакомства детей с природным материалом можно подготовить небольшую презентацию с фотографиями процесса заготовления лыка и его применением.
Лыко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье лиственного дерева — липы, ивы, дуба. Самое распространённое — липовое лыко. Применяется для изготовления рогожи и плетения лаптей, корзин, игрушек, используется, как мочало в бане.
Для заготовления лыка скобелем снимали кору с липы, затем замачивали в воду у берега, в мелком спокойном месте, придавив камням и, примерно на неделю. Потом отдирали мочало от корья, отмывали мочало «набело» и высушивали на вешалах.
После показа презентации я предлагаю провести физкультминутку, во время которой дети закрепят знания об этапах заготовления лыка и подвигаются.
(Текст и движения придумала сама по фотографиям с презентации, можно что-то изменить)
Кору скобелем снимали, (Кисти рук складываем в замок, поднимаем вверх и выполняем наклоны — движения сверху-вниз)
Вместе мы к ручью шагали, (Маршируем на месте)
В воде крепко прижимали, (Наклоны вниз, имитируем прижимание камнями корья в воде)
На неделю оставляли. (Стоим прямо, руки ставим на пояс)

Потом корье доставали (Наклоняемся вниз, «подхватываем корьё», выпрямляемся)
И мочало отдирали. (Прямую правую руку направляем в правую сторону, а левую кисть складываем в кулак и тянемся к кисти правой руки, ведем от кисти к плечу, имитируя отдирание мочала, затем меняем руки)
Чисто, чисто отмывали, (Трём кулачок об кулачок «стираем»)
Посушили, отдыхали! (Поднимаем прямые руки вверх, размахивая из стороны в сторону. Правой кистью руки проводим по лбу. («Вытираем пот со лба»)

Для изготовления куклы нам потребуются:
лыко (длинный пучок 22см, короткий пучок 10 см, небольшой шарик из остатков лыка)
красные нитки для завязывания
ткань (хлопок) с мелким рисунком (для юбки — 7 x11 см, для платка — 10 x10 см)
тесьма (9 см)
шитьё или кружево (4x 5 см)
ножницы
Размеры могут отличаться, так как толщину и длину пучка лыка вы можете взять произвольные.

4015 dc59f0f483510135ff80dd4a161ecdad

Этапы работы:

1. Взять длинный пучок лыка и перевязать посередине ниткой.

4015 be00d53f81526cab713edfcbebef7d92

2. Скатать шарик из остатков лыка.

4015 bb5dc33b1dd1e91f58aa5e147fb22bc0

3. Положить шарик из лыка на нитку. Распределить лыко вокруг шарика.

4015 489ed62d9246ce44ff18cc6e44a7e626

4. Собрать лыко вокруг шарика. Завязать нитью (получается голова).

4015 5ac083f588435810a9b49b47f6c6081c

5. Взять короткий пучок лыка. Завязать с одной стороны (ближе к краю.

4015 2e494e60cc9dc72dc53937eeb4355666

6. Заплести косичкой, завязать конец косички ниткой. Подравнять концы (получились руки).

4015 586016f61f07da58838f354030af55a0

7. Теперь взять наш основной пучок — туловище куколки — и разделить его пополам. В этот разъем вставить руки, подвинуть ближе к голове.

4015 7544650a64f08606cc7f4589b135b232

8. Под руками перевязать ниткой (получится пояс). Подравнять низ.

4015 efc876bc4eb050a1f654e1b5d1ff85bd

9. Взять ткань прямоугольной формы, приложить лицевой стороной к кукле (длинной стороной закрывая голову). На поясе ткань присобрать, завязать нитью.

4015 be29e6f4058d1f657ab498a27e71a1c8

10. Опустить ткань вниз (получилась юбка).

4015 c405396a0c1619aa09add04b462d87dd

11. Взять ткань для фартука. Приложить лицевой стороной к кукле (длинной стороной закрывая голову), на талии сделать сборку. Завязать нитью.Опустить ткань вниз (получится фартук).

4015 f10ba477ca8a65c26261f10fa0d8e38a

12. Взять тесьму, обернуть вокруг головы, кончики тесьмы завязать ниткой.

4015 3de2e32999e9447676aae1c1424a70d8

13. Взять ткань для платка (квадрат сложить по диагонали). Покрыть голову и закрепляем на шее нитью.

4015 9428457efb5eadd88ece1ff5f7afc377

Кукла готова!
Можно сделать разных по размеру и нарядам куколок и приступать к игре или, упаковав в подарочные пакеты, радовать своих близких эксклюзивными сувенирами!

4015 f6e467f12f056188c0c94c0438e51ee7

4015 ad4774f1149076a695a45a74bed6140a

4015 cf6b6d6e41de8faad91df10df2679464

Творческих успехов!

У
знайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.

Занимательные факты:
Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклам, найденным в могилах египтян, около четырех тысяч лет. Египтянки мастерили фигурки бога Осириса из глины и умели создавать человекоподобные фигуры из воска или дерева. Они имели подвижные суставы и прически из натуральных волос. Историки называют одной из первых обладательниц коллекции авторских кукол Клеопатру. Во дворце куклы исполняли роль манекенов, по их облачениям царица заказывала себе торжественные наряды.
Во Франции XVII века кукол одевали по последней моде, они считались стильным подарком и образцом новомодных тенденций.

В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

Первоочередная задача славянской народной куклы — привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» — две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

Занимательный факт:
Первоначально изготовление оберегов было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны были присутствовать даже где-то поблизости. Считалось, что только хранительница очага способна сделать по-настоящему сильный оберег и вложить в него частицу живой энергии. По умелости в создании первой куклы определяли готовность девушки к замужеству.

Славянские куклы из дерева

Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.

Славянские куклы из соломы

175558

Народные куклы «Конь-Огонь» из талаша и лыка. Фото: А. Степанов / Фотобанк Лори

175560

Кукла-шестиручка из соломы

Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Славянские куклы из ниток

175338

Создание куклы-оберега из ниток

175562

Традиционные русские куклы-обереги из натурального природного материала. Фото: Svet / Фотобанк Лори

Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

Тряпичные куклы-обереги

Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью»
. Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

Зерновушка

175571

Процесс создания куклы Зерновушки

175572

Зерновушки. Фото: Г. Марков / Фотобанк Лори

Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

Кукла на счастье и удачу

175574

Изготовление куклы «на счастье». Фото: С. Лаврентьев / Фотобанк Лори

175575

Готовая кукла-оберег «на счастье»

Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса — тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

Ловушка для снов

175376

Кукла-оберег Путешественница.

175375

Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Светлана Большакова

Приближается зимние праздники
: Новый год, Рождество, рождественские каникулы. Желаю
вам всем радостно встретить и провести эти зимние дни!

У каждого человека есть ангел-хранитель
, данный ему с рождения. А еще можно создать Ангела-помощника
. Если попросить его о помощи, он всегда поможет, поддержит, направит, сохранит. Это куколка-оберег. Ангел
-помощник придется по душе каждому. Его можно подарить, не ориентируясь на возраст и праздник. В ручки куколке вложите свиток со своими желаниями
, и если они никому не навредят, то Ангел их исполнит
.

Для создания куклы потребуется лыко
, красные нитки и ножницы.

detsad 133164 1450385903

Делим лыко на три части

detsad 133164 1450385980

Берем первую часть, на конце лыка делаем три намота нитью и завязываем три узла, нить обрезаем и плетем косу

detsad 133164 1450386149detsad 133164 1450386169

В конце косы делаем нитью три намота, завязываем три узла, но нить не обрезаем. Кончики косы обрезаем ровно с обеих сторон, соединяем концы косы в кольцо, делаем в местах соединения нитью 3 намота, завязываем 3 узла, нить обрезаем.

detsad 133164 1450386437

Берем вторую часть лыка, продеваем через кольцо и расправляем в месте соединения кольца.

detsad 133164 1450386562

Обматываем голову Ангела
(3 намота+3 узла)
. Делаем крылья Ангела
. Берем третью часть лыка и обрезаем по высоте куклы
. Разделяем тело пополам и вкладываем крылья посередине

detsad 133164 1450386864
detsad 133164 1450386893

Делаем обережный крест, завязываем сзади три узла и обрезаем нить.

detsad 133164 1450387029

С правого и с левого конца крыльев берем по маленькому пучку и делаем руки

detsad 133164 1450387132

Ручки соединяем вместе, связываем (3 намота + 3 узла, ровно обрезаем руки

detsad 133164 1450387282

Если руки притянуть и привязать не очень плотно к шее, то Ангел
будет просить Небеса о том, чтобы ваши мечты сбылись

detsad 133164 1450387547

Крылья обрезаем под углом 45 градусов, выравниваем низ платья. Нимб можно украсить белой, золотой или серебряной лентой. Пишем свои пожелания

detsad 133164 1450387758

Пожелания
пишем в настоящем времени, утвердительно, так как Небеса не воспринимают частицу «не». Скручиваем бумагу и вставляем свиток в ручки

detsad 133164 1450387901

Ангел
готов лететь на Небеса и отнести ваше желание
, которое сбудется во благо.

detsad 133164 1450387992detsad 133164 1450392537

Раньше такую куколку вешали в детскую колыбель, клали под подушку или рядом с ней, или помещали над входом в дом.

По материалам книги М
. Моревой «Старославянские куклы-обереги
»

Публикации по теме:

Зерновушка — это оберег богатства и достатка в семье. В этом году я её сделала в первый раз. Наши предки делали себе такую куколку на.

Кукла Вишенка – кубанская свадебная кукла оберег. Богата кубанская земля. На ней переплелись обычаи, традиции, обряды издавна живших или.

Мастер-класс «Кукла-оберег «На счастье»

Мастер класс «Кукла оберег «На счастье» Цель: Познакомить с русской культурой, научить изготавливать русскую народную куклу «На счастье».

Мне очень нравятся работы выполненные в технике квиллинга. Попробовала сделать что-то сама. Получилось. Теперь в группе у ребят живет (если.

Ель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами. Задачи: — привлекать внимание.

Мастер-класс «Марийская кукла-оберег своими руками» Последовательность изготовления: 1. Берем две осиновые веточки. Заворачиваем ткань вокруг.

Народные куклы из природных материалов.

  • Чистоту, красоту мы у старших берём,
  • Саги, сказки из прошлого тащим,
  • Потому что добро остаётся добром
  • В прошлом, будущем и настоящем.
  • В.С. Высоцкий
  • ЦЕЛЬ: изучение истории русской народной куклы.
  • ЗАДАЧИ: — исследовать историю, особенности куклы русского народа;
  • — раскрыть роль народной куклы в жизни людей;
  • — развивать творческие способности детей;
  • — воспитывать уважение к русской культуре, трудолюбие,;
  • — научить изготавливать куклу своими руками.

Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д. Каждая кукла имеет свое назначение.
Обрядовая кукла Коза — символ жизненной силы. Она обязательна в обряде святочно-рождественского колядования, (обхода дворов ряжеными). У славян — это и символ плодородия, также Коза — амулет хорошего настроения.
Одевали куклу Козу в праздничные нарядные одежды и вручали ей обрядовые предметы: бубенцы, дудочки, колокольчики, деревянные бусы, серьги, подкову на счастье, в мешочках зерна злаковых, подарки, монеты.

  • Обрядовая кукла Коза — символ жизненной силы. Она обязательна в обряде святочно-рождественского колядования, (обхода дворов ряжеными). У славян — это и символ плодородия, также Коза — амулет хорошего настроения.
    Одевали куклу Козу в праздничные нарядные одежды и вручали ей обрядовые предметы: бубенцы, дудочки, колокольчики, деревянные бусы, серьги, подкову на счастье, в мешочках зерна злаковых, подарки, монеты.

Кукла –Стригушка — эта кукла была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

  • Кукла –Стригушка — эта кукла была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
  • Народная обрядовая кукла “Десятиручка” изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта обрядовая кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание — дело, в котором кукла должна помочь. Кроме того, что кукла помогает в делах, этот вариант Десятиручки изготавливается из лыкового мочала, а лыко обладает фитонцидными свойствами. В результате и воздух в доме будет чище.
  • Обязательный атрибут Спиридона-солнцеворота − колесо.
    Смысл Спиридона − поворачивать Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней. С 25-го декабря световой день начинает прибавляться, происходит «поворот солнца на лето, зимы на мороз».
  • Спиридон поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону!

Мастер класс

  • Конь у многих народов мира был символом добра и счастья, он всегда был связан с культом поклонения Солнцу.
  • У славян конь был особенным животным. Вы обращали внимание, что его изображение можно встретить и на вышитых рушниках, и на домашней утвари, и на домовой резьбе (оттуда даже название верхушки крыши -«конек»)? Он словно бы берег наших предков, присутствуя всюду и напоминая о небесной колеснице, несущей Солнце по небу.
  • Оберег Солнечный конь, который мы попробуем сделать вместе, по поверью несет время и силу от Солнца для выполнения добрых и благородных дел.

Шаг 1

  • Нам понадобятся: нитки (лучше натуральные, например, шерстяные или льняные) и две вот таких мочальных кисти из магазина хозтоваров.

Шаг 2

  • Кисти развязать и разобрать. Грубые, короткие и спутанные волокна, которые находятся внутри кисти, нам не нужны. Мы берем оставшиеся и промываем их водой
    Немного подсушим их и можно приступать к работе!
  • Разделим мочальное лыко на 5 равных пучков.

Шаг 3

  • Берем два из них, соединяем и завязываем, отступив 2-3 см от края.
  • Вывернем получившийся пучок так, чтобы нашей первой перевязки не было видно, а лыко равномерно распределилось вокруг.
  • Перевязываем, отступив сантиметра 2 от края, а затем еще 3-4 см от предыдущей перевязки. .

Шаг 4

  • Сделаем ушки. Берем небольшую прядочку лыка и закручиваем ее, чтобы получилась петелька — ушко. И второе.
  • Приступим к гриве. Возьмем еще один пучок и разрежем его пополам. Затем берем немного лыка, складываем его вдвое, огибая шею нашего коня, и завязываем ниткой.Таких пучков нам надо завязать 5-6. Попутно придаем шее Коня изогнутую форму и подстригаем

Шаг 5

  • Берем еще один пучок лыка, сгибаем его пополам, огибая грудь Коня. Завязываем. Делаем на груди Коня обережный крест.
  • Разделяем пучок лыка ниже перевязи на две равные части и обматываем нитью — это будут передние ноги.

Шаг 6

  • Последний пучок лыка складываем пополам и закрепляем примерно посередине предыдущего. Оставшиеся свободными концы образуют хвост.
    Задние ноги делаем аналогично передним.
  • Подрезаем ненужные концы лыка, привязываем уздечку.

Шаг 7

  • Последний штрих- яркая попона.
  • НАШ КРАСАВЕЦ СОЛНЕЧНЫЙ КОНЬ ГОТОВ!

Спасибо за внимание!
Желаю творческих успехов!

  • Ссылки:
  • http://www.rukukla.ru – сайт о тряпичных куклах;
  • elena-miass.ru › content/view/43/21/ — все о куклах.
  • http://www.novolavka.ru — материал о куклах;
  • Текстильные обрядовые куклы.
    Зимина З.И. Ладога-100, 2007

«По дороге в сказку» (познавательно – творчески — исследовательский проект)

Автор – составитель проекта: 

Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»

Тема проекта: «По дороге в сказку»

Участники проекта: воспитанники средней группы «Хрусталик», родители (законные представители), педагог ДО по ИЗО, педагог — психолог.

Место реализации проекта:

МБДОУ « Центр развития ребенка — детский сад № 18 «Теремок»

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий проект.

Продолжительность проекта: три недели

Образовательные области: познание, коммуникация, художественно – эстетически — творческое.

Форма итогового мероприятия: СОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам», презентация проекта ««По дороге в сказку»

Актуальная проблема проекта: дети среднего дошкольного возраста стали меньше интересоваться книжными изданьями, так как электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.

Актуальность темы проекта: огромной любовью пользуется у детей дошкольного возраста именно сказка, так как детям свойственно верить в чудеса, волшебство. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка учит детей жить, вселяет в них оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, так как за фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.

Русская народная сказка имеет огромное воспитательное значение, поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема актуальна.

Гипотеза: русская народная сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают познавательный интерес к чтению художественной литературы.

Цель проекта: приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать познавательный интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей (законных представителей).

Задачи (для детей):

— знакомить с видами сказочных произведений;

— учить узнавать персонажи знакомых сказок (знать название сказки, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки);

— закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), разные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);

-совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли;

-развивать творческую самостоятельность, художественно — эстетический вкус детей в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения;

— воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Задачи (для родителей):

— создание в семье благоприятных условий для развития детей, с учетом приобретенного опыта в детском саду;

— развитие совместного творчества родителей и детей;

— развивать у родителей (законных представителей) способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

— заинтересовать родителей (законных представителей) жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности детей, формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми;

принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

-принцип наглядности – «золотое правило дидактики» основная информация усваивается детьми через зрительно — слуховое восприятие;

принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе;

принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию связной речи;

принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей дошкольного возраста;

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, речевого развития детей;

принцип интегративности – приобщение к миру художественной литературы, искусства, фольклора, музыки;

принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед детьми некий жизненный урок;

принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает воображение и фантазию детей;

принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо

Обеспечение: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, художественная литература, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, Камиль Сен-Санса, А.С. Грибоедова; методическая литература.

Предполагаемые результаты проекта:

-проявлять любовь к русским народным сказкам и театральной деятельности;

-знать, называть прочитанные сказки (тексты), персонажей, мораль;

— знать различные виды театров и уметь показывать их;

— уметь использовать различные средства выразительности;

— самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.

-развитие интереса к русской литературе фолклору;

-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

— совершенствование звукопроизношения, выразительности, связной речи детей;

— содействие творческому развитию детей;

— развитие эмоциональной отзывчивости;

— гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Продукт проектной деятельности:

-изготовление пальчикового кукольного театра «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кривая уточка», Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колосок», «Зимовье», «Репка»;

— рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам;

— участие в конкурсном движении в данном направлении

Пути реализации проекта:

I этап Подготовительно — моделирующий

Педагог: определение темы проекта.

Написание плана движения к поставленной цели, который обсуждается с родителями и с детьми.

Сбор информации, методической, художественной литературы, дополнительного материала.

Использование ИКТ, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок.

Изучение опыта работы педагогов по данной тематике.

Обработка информационного материала.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Оформление наглядной агитации для родителей (законных представителей) с целями, задачами, тематикой проекта.

Опрос родителей (законных представителей), детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке русские народные сказки.

Подготовка консультаций для родителей (законных представителей): «Читайте детям сказки», Волшебные «мамины сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой».

Дети: Вхождение в проблему «Чему нас учат сказки? » через совместно-организованную деятельность, игровую ситуацию и дидактические игры.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи цели познавательно — творческого проекта «По дороге в сказку»

Дополнение задач проекта «По дороге в сказку».

Родители (законные представители): Знакомятся через наглядную агитацию с темой, целью, задачами познавательно — творческого проекта «По дороге в сказку».

Знакомятся с тематикой заданий, которые предлагает педагог (иллюстрации к русским народным сказкам (по их выбору); изготовление (приобретение) Театра пальчикового по сказке «Теремок» и другим) и определяются с темой своего выбора.

Принятие родителями (законные представители) задач, стоящих перед реализацией проекта, дополнение содержания проекта, исходя из своих возможностей.

II этап Основной деятельностно – ориентированный

ОО «Познание»: викторина по математике «Герои сказок в цифрах».

ОО «Коммуникация»: провести с детьми беседы на темы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». Проведение викторины «Ах, уж эти сказки!». Составление картотек с речевым материалом по сказкам. Проведение коммуникативных игр: «Кто чем приметен», «Путаница».

ОО «ЧХЛиФ»: СОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание в аудио сказок согласно рекомендациям ООП ДО. Чтение произведений: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кривая уточка», Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колосок», «Зимовье», «Репка»; «Крошечка — Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и других.

ОО «Физкультура»: Проведение подвижных игр: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята».

ОО «Здоровье»: Выпуск ЭКО газеты для родителей «Природа в народной сказке».

ОО «Безопасность»: СОД «Уроки безопасности от Колобка», «Уроки безопасности с Мудрой тётушкой Совой».

ОО «Труд»: Проведение СОД используя технику Оригами «Лиса», «Заяц». Ручной труд из природного и бросового материалов по мотивам русских народных сказок.

ОО «Социализация»: Включение дидактических игр в режимные моменты: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя», «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя».

Проведение тематических родительских встреч «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Инсценировка (драматизация) сказок: «Колобок», «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», и других.

ОО «Музыка»: Прослушивание песен из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и другие.

ОО «Художественное творчество»: Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки». Рисование героев сказок «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя». Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» и др.

Участие: в викторине «Герои сказок в цифрах», «Ах уж эти сказки»; в беседах на заданные темы; в СОД; прослушивание аудио сказок; слушание художественных произведений; самостоятельные игры детей с «Разрезными картинками», «Составь портрет сказочного героя» и другие; участие в инсценировке; участие в выставке поделок и рисунков «В гости сказка приходи».

Знакомятся с ЭКО газетой «Природа в народной сказке».

Участие в тематической родительской встречи «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

Участие в выставке рисунков и поделок «В гостях у сказки»

Участие в конкурсном движении по данной тематике.

III этап «Заключительный»

Изготовление героев к пальчиковому театру «Теремок» родителями.

Порекомендовать родителям вместе с детьми проиллюстрировать одну из русских народных сказок.

Оформление выставки «По дорогам русских сказок»

Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.

Организация выставки книг «Сказки моего детства»

Организация выставок рисунков и поделок «В гостях у сказки».

Участвуют в изготовлении иллюстраций к русским народным сказкам.

Оказание помощи в изготовлении сказочных героев к пальчиковым театрам «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Репка» и другие.

Совместно с детьми изготавливают иллюстрации к русским народным сказкам.

Оказание помощи в оформлении и пополнении книжного уголка.

Помощь в организации выставки книг «Сказки моего детства»

IV этап Аналитико-диагностический

Подготовка к презентации. Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Знакомятся с презентацией. Делятся впечатлениями о проекте.

Результат проекта:

В результате совместной образовательной деятельности детей дошкольного возраста, родителей (законных представителей) дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили познавательный кругозор о русских народных сказках, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки иллюстрировать и инсценировать.

Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.

Родители (законные представители) детей проявили большой интерес к чтению художественной литературы, осознали роль русской народной сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности детей дошкольного возраста, а также стараются ежедневно находить время для чтения детям русских народных сказок по вечерам.

Проектный метод развивает познавательно – исследовательский интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Технология проектирования делает детей дошкольного возраста активными субъектами образовательного процесса, ведет к саморазвитию дошкольников.

Список используемой литературы

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003.

Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. — 2-е изд.-М.: Просвещение,2005.

4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001

Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007.

Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. — СПб. «Детство-пресс», 2008.

Приложения:

Приложение №1.

Консультации для родителей «Читайте детям сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой»

Приложение № 2.

Картотека игр по русским народным сказкам.

Дидактические игры по русским народным сказкам:

ДИ «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок);

ДИ «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок);

ДИ «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать название сказки по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки);

ДИ «Знаешь ли ты?» (воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

ДИ «Узнай героя сказки по описанию» (воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

ДИ «Назови героев сказки» (учить отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки);

ДИ «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»);

ДИ «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)

ДИ «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).

ДИ «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

ДИ «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

ДИ «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

ДИ «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать название сказки по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки);

ДИ «Знаешь ли ты?» (воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

ДИ «Узнай героя сказки по описанию» (воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

ДИ «Назови героев сказки» (учить отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки);

ДИ «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»);

ДИ «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)

ДИ «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).

ДИ «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

ДИ «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

ДИ «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве).

СДИ «Радио» (воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать связную речь детей).

СДИ «Вершки-корешки» (упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Приложение №3

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Театрально — музыкальное развлечение «Путешествие в сказку» по мотивам русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского (для детей среднего дошкольного возраста)

Экологическая газета для родителей «Природа в русской народной сказке»

Конспект ООД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ «Сказка»Конспект ООД по чтению художественной литературы в старшей группе ДОУ «Сказка»

Автор: Михайлова Ирина Георгиевна

Тема: Чтение русской – народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».

Цель: познакомить детей со сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о русском устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

Задачи: учить понимать характер и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, способствовать обогащению словарного запаса детей. Развивать память, мышление, зрительную и слуховую память, эмоциональную сферу. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Содержание ООД

Вводная часть Приветствие Воспитатель: Ребята давайте скажем всем здравствуйте! (Дети встают в круг.)

— Здравствуй солнце золотое (правая рука вверх).

— Здравствуй небо голубое (левая рука вверх).

— Здравствуй маленький цветок (приседают).

— Здравствуй в поле ветерок (машут руками).

— В детский садик я хожу всех я вас приветствую (идут по кругу).

Воспитатель: Ребята я хочу с вами отправиться в путешествие. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

(Дети перечисляют).

Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— Крибли, крабли раз-два-три, в стране сказок очутись (одеваю платок).

Садятся.

— Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается.

— Я очень люблю сказки, особенно русские народные. А как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков)

А сейчас я хочу про верить хорошо ли вы помните сказки?

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? (Колобок.)

— Что били, били — не разбили? (Яйцо.)

— Кто разрушил теремок? (Медведь.)

— Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

— У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

— Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

— Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

— Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

— Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

-В какой сказке мальчик превратился в козленка? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

-Кто унес мальчика от сестрицы? (гуси-лебеди)

-Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

— Какими словами начинаются русские народные сказки? (жили-были)

— Какими словами заканчиваются?

Воспитатель: Чему учат сказки?

Дети: Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А называется она «Крылатый, мохнатый да масленый». Как вы думаете, о ком рассказывается в этой сказке? Кто Крылатый? – это может быть самолёт, а может птица. Как вы думаете какая птица?

Воспитатель: Крылатый ворона, сорока… не подходит

Дети: Крылатый ворон, воробей…

Воспитатель: А мохнатый? А масленый? У этой сказки и начало необычное, вспомните, как обычно начинаются русские народные сказки?

Дети: «Жили-были».

Воспитатель: А эта сказка начинается «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масленый». Да, здесь не просто сказано «жили – были», но и указано, где жили сказочные герои. И где же жили три братца? (Хоровой ответ детей.)

Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, сейчас я вам расскажу сказку «Крылатый, мохнатый да масляный».

Чтение сказки сопровождается презентацией.

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

-Как бы вы поступили на месте друзей? Почему так? (спросить 2-3 детей)

-Что можно посоветовать друзьям (жить дружно и не ссориться).

-Можно ли было поступить по-другому? Если можно, то как? (спросить 2-3 детей)

— Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. (Полбока лиса съела.)

— А с мышью что стало? (Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.) А каким нашел блин воробья на завалинке? (Клюв на сторону, слезами воробей заливается.)

— Когда же, друзья мои, так бывает?

«Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Кто это сказал? Почему блин так сказал?

Дети: Потому что каждый должен выполнять свою работу и не завидовать другому.

Воспитатель: Правильно ребята. Ведь не даром русский народ сложил пословицу о дружбе: «Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех».

-Кого можно пожалеть в сказке? (всех).

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

Дети: Воробья. Взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

— Чем заканчивается сказка?

— Коль так случилось, делать нечего: Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

— Чему вас научила эта сказка (Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга).

— Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры (щи да кашу варил).

-А после ссоры? (на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела).

-Что делала мышка до ссоры? (дрова рубила).

-А после ссоры? (обед варила да ошпарилась).

-Что делал воробей до ссоры? (на охоту ходил).

-А после ссоры? (дрова клевал, да и клюв своротил).

-Молодцы!

Заключительная часть

Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись (снимаю платок сказочницы)

— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (ответ детей)

— Чему научила вас эта сказка? (дружбе, взаимовыручке, доброте и преданности).

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Составлено с помощью интернет источников

Конспект занятия по познавательному развитию: «Путешествие по сказкам — Проказы Бабы Яги»Конспект занятия по познавательному развитию: «Путешествие по сказкам — Проказы Бабы Яги»

в средней группе Детского сада № 60 г. Рязани

Подготовили:

  • Роткина Елена Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории;
  • Трищенкова Лариса Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории

Цель: Закреплять у детей представления о богатстве русской культуры через знакомство с народными сказками.

Задачи:

  1. Закреплять умение устанавливать простейшие связи между героями и событиями русских народных сказок, делать простейшие обобщения
  2. Создать условия для развития умений логически мыслить, сравнивать предметы по величине, форме, цвету
  3. Развивать мелкую моторику рук через пальчиковые игры, с использованием природного материала
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

Материал и оборудование: Книга р.н. сказок, теневой театр, иллюстрации к сказкам, конверты с заданиями, тарелочки с различными крупами, Баба Яга (воспитатель), звукозапись муз. произведений, магнитная доска, настольный театр, разрезные картинки по сказкам, клубок, сундук, письмо от Бабы Яги

Активизация словаря: русская народная сказка, книга, страница, обложка, сказочные герои

Ход занятия:

Проблемная ситуация:

ВОСП: Ребята, вы любите сказки? Почему? (ответы детей) Как вы думаете, почему сказки называют народными? (их сочинил народ)

Да, люди рассказывали их друг другу. Сказки, которые сочинил русский народ, называют русскими народными сказками. Я сегодня принесла вам новую книгу русских народных сказок. Давайте сядем рядком, да послушаем сказку ладком. Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка, чтобы сказка от начала – словно реченька журчала, чтоб в конце ни стар, ни мал от нее не задремал. Уселись удобно. Посмотрите, какая красивая обложка у книги. (открываем книгу, в ней письмо) Ой, что это ни одной страницы нет, только какой -то конверт. Ребята, это же письмо, кто нам его прислал? (ответы детей) Давайте прочитаем:

«Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Это я. Баба Яга испортила вам книжку. По всей сказочной стране в ступе я летала, помелом своим волшебным страницы разбросала. Если вам они нужны – сами их ищите, только вот от меня помощи не ждите» Баба Яга.

ВОСП: Ну, никак не может Баба Яга без пакостей прожить! Что же нам теперь делать, где страницы искать? (ответы детей) Задание то сложное, чтоб книгу прочесть надо все ее страницы отыскать. А где находится сказочная страна, как туда идти, кто нам путь укажет? (ответы детей) Во многих сказках есть волшебный предмет, который помогает героям, указывает им путь. Вспомните, что за предмет? (волшебный клубочек) Вот есть у меня клубок, но он самый обыкновенный, как его превратить в волшебный? Придумала, надо его сказочно-волшебной силой наделить, чтоб он стал волшебным. Давайте будем его друг другу передавать и русские народные сказки называть. Чем больше сказок мы назовем, тем большая сила у клубочка будет.

Задание 1: «Назови сказку» — дети передают друг другу клубок и называют сказку, не повторяя друг за другом.

ВОСП: как много сказок вы знаете! Теперь клубок сможет нам помочь! Трудностей не боитесь? Сейчас скажем волшебные слова и в путь. Подойдите ко мне поближе. Нужно закрыть глаза, повернуться вокруг себя и произнести такие слова: «Нам клубочек помоги, в страну сказок приведи» (Под музыкальную заставку к передаче «В гостях у сказки» дети произносят слова)

ВОСП: Открывайте глаза. Вот мы с вами и в сказочной стране. Ой, ребята, клубочек наш меня куда-то ведет.. (подходим к столу, на котором лежит конверт с заданием)

Задание 2: «Сказкины загадки» — отгадайте все загадки и скажите из какой сказки эти герои (дети отгадывают загадки, героев прикрепляют на доску, называют сказку, из конверта достают первую страницу книги)

  1. Он большой и косолапый, любит сосать свою лапу. Очень любит он реветь, а зовут его… (медведь)
  2. Ловко скачет по лужайке быстроногий серый … (зайка)
  3. Серый ворище, ночами рыщет, добычу ищет. Зубами – щелк, кто это… (волк)
  4. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее … (лиса)
  5. Из муки он был печен, на окошке стужен, убежал от бабки с дедом, а лисе он стал обедом… (колобок)

ВОСП: Молодцы, справились с заданием и у нас есть первая страница из нашей книги! Смотрите, наш клубок дальше нас ведет.

Задание3: «Где спрятался герой сказки» — на столе 4 карточки, на них наклеены по 3 предмета, под каким-то спрятался сказочный герой.

  1. На этой карточке кто-то спрятался не под красным яблоком, не под желтым, а под каким? (зеленым) Кто это? (дети отвечают — кот)
  2. А здесь герой спрятался не за треугольником, не за кругом, а где? (за квадратом — петушок)
  3. Не за самой низкой елочкой, и не за той, что повыше, а за какой? (за высокой – лиса)
  4. Не под самой узкой ленточкой, не под той, что пошире, а под какой? (под широкой – Жихарка)

ВОСП: Из какой сказки эти герои? Правильно, сказка «Жихарка» (из конверта вынимаем иллюстрацию этой сказки) И с этим заданием вы справились. Вот ведь Баба Яга, какие сложные испытания нам придумала. Ребята, а какая она, Баба Яга, в сказках, давайте вспомним (дети называют) а мы с вами игру знаем, давайте поиграем:

Есть в лесу темном избушка (руки домиком над головой)

Стоит задом наперед (поворот вокруг себя)

В той избушке есть старушка (показываем старушку, сгорбившись)

Бабушка Яга живет (грозим пальцем)

Нос крючком (показать пальчиком)

Глаза большие (показываем руками)

Словно уголья горят (сжимаем — разжимаем кулаки резко)

Ух, сердитая какая (топаем ногами)

Дыбом волосы стоят (руки над головой растопырить пальцы)

ВОСП: Хорошо, отдохнули, отправляемся дальше.

Задание 4: «Найди героев» — на столе емкости с природным материалом, разными крупами по количеству детей, внутри спрятаны мелкие сказочные герои (пальчиковый театр)

ВОСП: посмотрите, ребята, куда нас клубочек привел. А задание такое: нужно внутри каждой тарелочки отыскать сказочного героя, назвать его, а потом отгадать сказку в которой все эти герои живут. (дети выполняют задание) из какой сказки эти герои… (Теремок), молодцы, вот еще одна страница вернулась в нашу книгу. А клубочек нас дальше ведет.

Задание 5: «Расскажи о сказке» — на столе игрушки настольного театра по сказке «Заюшкина избушка»

ВОСП: Задание такое: нужно рассказать про сказку, какую? Посмотрите и назовите кто живет в этой сказке, о чем в ней говорится, и как она называется (дети называют сказку «Заюшкина избушка», ее героев). А мы с вами получили еще одну страницу из книги. А клубочек дальше нас ведет.

Задание 6: «Узнай сказку по тени» — на ширме теневого театра силуэты героев сказки «Репка»

ВОСП: задание следующее узнать героев сказки по тени, назвать саму сказку. (дети называют) Молодцы, вот и еще одна страница книги.

(подходим к последнему столу)

ВОСП: Ребята, клубочек нас куда привел, задания здесь никакого нет, ничего ни понимаю..

(под музыку появляется Баба Яга — воспитатель)

Б,Я: Ух, какие умненькие, разумненькие! Все страницы нашли?

ВОСП: Здравствуйте, бабушка! (дети здороваются), мне кажется, одной страницы не хватает.

Б,Я: Ха, ха, ха! Я последнюю страницу на мелкие кусочки порвала, уж очень меня в этой сказке обидели, обманули.

ВОСП: А что ж нам делать теперь, бабушка, мы — то тебя обидеть и не собирались.

Б,Я: Ну, не знаю, вон вы какие умные, попробуйте из маленьких кусочков страницу собрать.

Задание 7: «Собери картинку» — на столе разрезные картинки из сказки «Гуси-лебеди» 2-4 штуки (дети собирают, называют сказку)

Б. Я: Ладно, раз уж собрать все сумели получайте последнюю страницу.

ВОСП: Спасибо тебе, бабушка! (дети благодарят)

Б. Я: Ой, меня так еще никто не называл, а СПАСИБО я уже лет 100 не слыхивала, все вредной, да злой зовут.

ВОСП: Бабулечка, а книга то у нас рассыпается вся, листочки никак на месте не лежат.

Б. Я: А зачем она вам нужна, книга то?

(дети отвечают, что хотят новые сказки послушать)

ВОСП: Давайте, ребята, вместе попросим, Бабушку Ягу помочь, и волшебное слово скажем «пожалуйста»

Б. Я: Вот, помогу я вам, и вы из сказочной страны уйдете, опять скукота, одни лягушки да кикиморы, и поговорить то не с кем, никто бабушкой не назовет.

ВОСП: Бабушка, да мы тебя сейчас развеселим. Мы танец замечательный знаем, про тебя.

Танец – игра «Бабка –Ежка» муз. Татьяны Морозовой

Б. Я: Ух, как я наплясалась, ладно, так и быть, помогу вам. Кладите свою книгу в мой волшебный сундук! Теперь слова надо сказать волшебные, помогайте: Чуфырь, муфырь, 1,2, 3 книгу нам сундук, верни!

ВОСП: Ребята, посмотрите-ка книга наша целехонькая, давайте бабушку поблагодарим (дети говорят спасибо) а теперь нам обратно пора.

Б. Я: Ох и жалко вас отпускать. Такие хорошие ребятки. Ну, да ладно, закройте глаза, вокруг себя повернитесь, да слова волшебные не забудьте сказать; Чуфырь, муфырь, 1, 2, 3 – сказка в садик нас верни! И сразу окажетесь в нужном месте.

(звучит музыкальная заставка, дети говорят волшебные слова)

ВОСП: Молодцы, ребятки! Вы самые лучшие знатоки русских народных сказок. Понравилось вам в путешествии? Трудно было? Что понравилось, запомнилось? (ответы детей) А вы знаете, что нам помогло в путешествии? Ваша дружба и ваши знания! Недаром в пословице говорится: «Беритесь дружно, не будет грузно». Ну что ж нам теперь нужно отдохнуть после дальней дороги, погулять, подкрепиться, а потом что будем делать? Конечно, нашу новую книгу читать, новые сказки узнавать и к новым приключениям готовится!

  • Поделка на тему в гостях у сказки в детский сад
  • Поделки из природного материала в гостях у сказки
  • Поделка в садик осенняя сказка из природных материалов
  • Поделка в гостях у сказки из бросового материала
  • Поделить по ровну как пишется