Поделка к сказке серая шейка

Старые и новые игры, загадки, считалки и другие занятия для одного или компании: советские ребусы arzamas вместе с проектом тогда

Старые и новые игры, загадки, считалки и другие занятия для одного или компании:

Советские ребусы

Arzamas вместе с проектом «Тогда» собрал детские ребусы 1920–70-х годов https://arzamas.academy/special/kids

Логические задачи

Разрешите спор мудрецов, сделайте из рубашки птицу и правильно посчитайте котят — Arzamas вместе с проектом «Тогда» предлагает подумать над занимательными задачками XX века https://arzamas.academy/materials/1507

40 загадок обо всем на свете

У кого в носу решето, что жжет без огня и почему река сошла с ума? Простые, сложные и очень сложные загадки из журналов «Мурзилка», «Чиж» и «Ёж» и книг Маршака и Чуковского https://arzamas.academy/materials/1495

Домашние игры

Arzamas вместе с проектом «Тогда» выбрал тихие игры из детских книг и журналов XIX–XX веков. Для этих занятий не понадобится почти ничего, кроме бумаги, клея, ножниц и других предметов, которые легко найти дома https://arzamas.academy/materials/1360

Дворовые игры

«Светофор», «Штандер», «Колечко» и другие игры для большой компании, в которые играли в конце XX века — и можно играть сейчас https://arzamas.academy/materials/1341

Как устроены детские считалки

«Аты-баты — шли солдаты», «Энэ, бэнэ, раба», «Дядя Скрудж и три утенка, выходи, ты будешь Понка»: фольклорист Андрей Мороз рассказывает, как появились и что значат веселые и странные стихи, которые могут пригодиться в самые неожиданные моменты жизни (или просто помогут выбрать водящего в игре)  https://arzamas.academy/materials/1340

Умные раскраски

Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес», гравюра с единорогами, волна Хокусая и другие картины из музеев и библиотек, которые можно разрисовать https://arzamas.academy/materials/1264

Словесные игры

«Шляпа», «телеграммы», «МПС» и другие игры, которые не требуют почти ничего, кроме компании и желания провести время с толком https://arzamas.academy/materials/1211

Игры из классических книг

Гляделки, пустяки, дуй-передуй и другие великие игры, правилам которых учат герои Набокова, Милна и Линдгрен https://arzamas.academy/materials/1212

Развивающие компьютерные игры для малышей. Раскраски, пазлы, загадки, кроссворды и многое другое

https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry На сайте собрано великое множество развивающих компьютерных игр для малышей, которые тренируют внимание и память, обучают цветам, цифрам, буквам, и т.д. Все игры разной степени сложности, красиво оформлены и разложены по удобному каталогу: игры для мальчиков и для девочек, игры на внимание, память и логику. Есть здесь раскраски, пазлы, загадки, кроссворды и многое другое.

Поиграйте с ребенком в тихие игры 20‑х годов

Памятник русского конструктивизма и авангарда: распечатать, вырезать, склеить и сохранить https://arzamas.academy/materials/453

Игра для детей. Бредусляндия

https://apps.apple.com/ru/developer/jutiful/id582966637

Взбодрить серое вещество мозга полезно не только детям, но и взрослым. Признаюсь: «Бредусы» (а также их приквел «Ребусы» и английская версия REBUS)

Ребусы +.

https://play.google.com/store/apps/details?id=com.jutiful.rebusplus

Онлайн мастер-классы для малышей

http://mydetka.com/master-klass

Сборник уроков творчества для самых маленьких. На сайте собраны мастер-классы, которые помогут вам и вашим малышам смастерить поделки своими руками из самых простых подручных материалов, которые всегда есть дома. В результате получатся игрушки, открытки, украшения, которыми ребенок будет гордиться.

Мастер-классы по теме Tворим с детьми

https://www.livemaster.ru/masterclasses/tvorim-s-detmi

Здесь найдутся мастер-классы не только для младших детишек, но и для ребят постарше. Уроки предлагают обучиться валянию, вышивке, вязанию, декупажу, кружевоплетению, прядению, выжиганию, изготовлению кукол, игрушек, керамики и прочей увлекательной ручной работе. Уровень сложности каждый выбирает сам, что-то из этого следует выполнять только с помощью взрослых. Но здесь и взрослому будет, чему поучиться! А вместе учиться, как известно, веселее, поэтому это отличный повод собраться за интересным занятием всей семьей.

Открытая школа Художник Online. Бесплатные онлайн мастер-классы и уроки по акварельной, масляной и пастельной живописи, графике, скетчингу и иллюстрации.

https://www.hudozhnik.online/free

Онлайн-школа, обучающая рисованию, предлагает приличное количество бесплатных мастер-классов по рисованию в разных техниках: пастель, графика, акварель и прочее. Помимо видеозаписей прошедших уроков можно увидеть и анонс грядущего — в этом случае вы можете принять участие в бесплатном уроке по рисованию онлайн и попытать счастье в конкурсе. Победитель получит доступ к одному из курсов.

Занятия Педагога дополнительного образования, Карагулиной Елены Евгеньевны, проходят в онлайн-режиме в 12 часов по Москве. Бесплатно

http://карагулина.рф/

Пряники, Сенопластика, Песочные фантазии, Рисование простое, но удивительное, Рисование на воде «Эбру», Тестопластика, Пластиковые и пластилиновые чудеса, Работы в 3-D измерении (коллажи), Гипсовая отливка, Декупаж, Шоу световых картин, Грунтованный текстиль, Песочное творчество детей, Монтажная пена.

Ольга Гулевич olya_gulevich

https://instagram.com/olya_gulevich?igshid=1eedatmth777c

Раз в три дня лепит с детьми в прямом эфире. Ее занятия длятся 1,5-2 часа. 

Сказки с оркестром. Сказки-концерты для детей. Подборка симфонических концертов

В Московской филармонии уже десять лет с успехом идут «Сказки с оркестром» — цикл дневных концертов для детей. Портал «Культура.РФ» подготовил подборку симфонических концертов для юных слушателей и их родителей. Под аккомпанемент Академического симфонического оркестра Московской филармонии артисты театра и кино читают сказки зарубежных писателей — Астрид Линдгрен и Ханса Кристиана Андерсена, Памелы Трэверс и Александра Дюма, Шарля Перро и Роберта Стивенсона. Произведения исполняют Юлия Пересильд, Ирина Пегова, Нонна Гришаева, Ольга Будина, Александр Олешко, Анна Большова, Виктория Толстоганова, Дмитрий Назаров и Михаил Трухин.  Во время концерта звучат композиции Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Анатолия Лядова, Ханса Циммера, Тихона Хренникова — младшего и других композиторов:

https://www.culture.ru/themes/253411/skazki-s-orkestrom

Советские мультфильмы по мотивам сказок

На студии «Союзмультфильм» сняли первый полнометражный мультфильм по сказке в 1947 году. Режиссер Иван Иванов-Вано создал ленту «Конек-горбунок» по произведению Петра Ершова. В 1975 году он снял еще одну версию этой сказки и добавил в нее эпизод, которого не было в первом варианте: историю о том, как Иван добывал перстень царевны с морского дна. Всего «Союзмультфильм» выпустил около 20 рисованных полнометражек по сказкам российских и зарубежных авторов. Эти мультфильмы были популярны не только в СССР, но и за границей. Например, сказку «Снежная королева» показывали в США перед Новым годом. А знаменитый японский режиссер Хаяо Миядзаки рассказывал, что именно этот мультфильм вдохновил его на работу в анимации.  Смотрим любимые мультфильмы по мотивам произведений Александра Пушкина, Петра Ершова, Ханса Кристиана Андерсена и Алексея Толстого:

https://www.culture.ru/themes/255171/sovetskie-multfilmy-po-motivam-skazok

Мультфильмы — победители фестивалей

«Очень одинокий петух», «Мой странный дедушка», «Кастрюлька Анатоля» и другие мультфильмы, которые получили награды на детских и взрослых анимационных фестивалях последних лет https://arzamas.academy/materials/1228

Советские познавательные мультфильмы

Лучшие образцы советского научпопа: сценарии Сапгира и Заходера, съемки Качанова и Норштейна, музыка Шаинского и Артемьева. В кадре — динозавры, олимпийцы, космонавты и перуанские индейцы https://arzamas.academy/materials/1221

Мультфильмы для любого возраста

Смешные коротенькие истории, парадоксы и шутки, абсурд и разговор на сложные темы: снова рассказываем о самых интересных фильмах, которые награждали на фестивалях анимации. Маленькие детские истории:

Мультфильмы — победители фестивалей. Часть 2

Самые необычные техники анимации.

Виртуальная реальность, анимация из киселя, солнечных зайчиков и медицинских снимков — рассказываем о самых неожиданных способах снять мультфильм: https://arzamas.academy/materials/1620

Мультфильмы по стихотворениям

«Федорино горе», «Принцесса и Людоед» и «Вот какой рассеянный»: классические и новые мультфильмы по стихам русских поэтов: https://arzamas.academy/materials/1531

Мультфильмы с классической музыкой

Том и Джерри играют Листа, глупый мышонок не спит под Шостаковича, а обезьяна слушает Райха — Arzamas выбрал самые интересные мультфильмы, в которых музыка становится важным героем: https://arzamas.academy/materials/1501

24 мультфильма для самых маленьких

Курочка учится летать, волк танцует балет, господин Ночь берет выходной — самые интересные мультфильмы от нуля до шести советует критик анимации и программный директор Большого фестиваля мультфильмов https://arzamas.academy/materials/1462

Коллекция мультфильмов Дины Годер ***

Дина Годер, анимационный критик и программный директор Большого фестиваля мультфильмов, рассказывает о своих любимых мультфильмах, которые можно посмотреть с ребенком https://arzamas.academy/materials/1216

Мультфильмы про искусство

Пикассо среди своих картин, медведи против Шишкина, трибьют Поллоку и другие анимационные сюжеты, которые помогут понять изобразительное искусство https://arzamas.academy/materials/1349

Армянская школа анимации

Армянская школа — самая бунтарская, жизнерадостная и музыкальная в советской анимации. Главное имя в ней — Роберт Саакянц: вместе с учениками и последователями он сформировал особый сюрреалистичный язык. Arzamas выбрал самые яркие мультфильмы школы https://arzamas.academy/materials/1351

Кукольная анимация: российская школа

Куклы — старейшая анимационная техника, и хотя были периоды, когда популярность кукольных мультфильмов стремилась к нулю, полностью традиция никогда не прерывалась. Arzamas собрал не самые известные, но важные работы за последние полвека https://arzamas.academy/materials/1267

Пластилиновая анимация: российская школа

Пластилин в российской анимации начался с Александра Татарского в 1980-х и до сих пор остается одной из важнейших техник. Arzamas выбрал девять мультфильмов, по которым можно проследить, как развивался этот анимационный язык https://arzamas.academy/materials/1229

МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ Большой фестиваль мультфильмов

ТОП-5 советских мультфильмов, рассказывающих о современном искусстве

ТОП-5 советских мультфильмов, рассказывающих о современном искусстве

Видео: командир МКС спрашивает ученого о космосе

Профессор Александр Подосинов рассказывает командиру Международной космической станции Антону Шкаплерову, откуда взялись слова «галактика», «планета», «форма», почему Нептун не стал Янусом и как на смену хаосу пришел космос. Благодаря Роскосмосу и Музею космонавтики съемки шли и на Земле, и на орбите! https://arzamas.academy/materials/1654

Радио. Детская комната.

Теперь «Радио Arzamas» можно слушать всей семьей: мы запустили курсы и подкасты для детей!

Лучшие ученые и самые интересные эксперты рассказывают о Древнем мире, жизни в других странах, классической и современной музыке и многом другом. Самым маленьким тоже есть что послушать — у нас есть любимые сказки фирмы «Мелодия» и колыбельные.

Скачивайте приложение и слушайте его вместе по дороге в школу или на дачу, на прогулке в парке или перед сном!

Классическая и современная музыка, радиоспектакли и все остальное, что интересно послушать и изучить. Советуют слушать: Подкаст «Экспекто патронум» Ильи Коасильщика и Ани Шур.

https://arzamas.academy/special/kids

Образовательный проект School_trips

https://instagram.com/school_trips?igshid=143rws36h2rk3
Образовательный проект School_trips каждый вечер в 21:00 рассказывает сказки Синдбад Мореход

Музыкальные сказки

Оперы и балеты Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и других великих композиторов XIX–XX веков, написанные по мотивам детских сказок https://arzamas.academy/materials/1569

Колыбельные

https://arzamas.academy/materials/1553

Старые аудиоспектакли для детей

«Оле-Лукойе», «Серая Шейка», «Золушка» и «Три толстяка» — Arzamas и «Фирма Мелодия» выбрали самые интересные советские пластинки со спектаклями и сказками https://arzamas.academy/materials/1487

Старые пластинки: сказки народов мира

Если вы читали народные сказки, то наверняка замечали, что многие из них очень похожи: лисы в сказках обычно хитрые, бедные крестьяне — добрые и находчивые, а если у короля есть сыновья, то их непременно трое. Но как так получилось? И почему похожи сказки даже таких разных стран, как Япония, Россия и Италия? Слушаем старые пластинки «Фирмы Мелодия» и разбираемся https://arzamas.academy/materials/1684

Поиграйте на ударных инструментах мира

Ударные — одни из самых древних музыкальных инструментов. Они есть в каждой стране мира, на них играют шаманы, армейские барабанщики, рокеры и академические музыканты. О самых интересных ударных мы рассказываем вместе с Музеем современного искусства «Гараж», где проходила выставка «Безграничный слух», посвященная разным возможностям звука и слуха. Выберите инструменты, которые вам нравятся, и поиграйте в оркестр! https://arzamas.academy/materials/1596

Что можно услышать в классической музыке

Шаги по льду, голос кукушки и звуки ночного леса: какие понятные ребенку образы можно найти в великих композициях XVIII–XX веков https://arzamas.academy/materials/1359

Путеводитель по зарубежной популярной музыке 1950 — 2000-е

Дети заслуживают той же музыки, что и взрослые. Как звучали семидесятые? Что такое «постпанк»? За что дают титул «бог электрогитары»? Arzamas предлагает путеводитель по истории популярной музыки для детей и родителей — с плейлистами и подробными комментариями https://arzamas.academy/materials/1318

Детям о музыке. Герои из знаменитых мультфильмов запели на других языках

http://www.muz-urok.ru/index.htm?id=1455829900

http://www.muz-urok.ru/ Этот сайт представляет разнообразные материалы о музыке. Это сказки, стихи, лекции и уроки в формате видео, музыкальные спектакли, песни, статьи о знаменитых композиторах и музыкантах и даже детское караоке с песнями из мультфильмов. Для тех, кто ходит в музыкальную школу или планирует ее посещать, есть более серьезные полезные советы для эффективных музыкальных занятий, а также музыкальная азбука, которая поможет разобраться в нотах, тонах, тактах и прочих музыкальных премудростях. Занимательные музыкальные рассказы, посвященные истории музыки и истории России. ● Большая коллекция самых интересных сказок и рассказов о музыке и музыкантах ● Музыкальные спектакли, мультфильмы и фильмы и для детей о музыке и музыкантах, в каждом из которых звучит прекрасная музыка. ● Все для уроков музыки — интересные игры,упражнения, советы: как правильно выбрать пианино, как за ним ухаживать, как правильно сидеть за инструментом, какие упражнения помогут преодолеть трудности при обучении. И много другой интересной информации о музыке для детей.

Путеводитель по Ясной Поляне

Посидеть на любимой скамейке Льва Толстого, погулять по Нижнему парку, посмотреть на бананы в теплице и на лошадей в конюшне: Arzamas выбрал места в усадьбе писателя, которые точно стоит посетить с детьми https://arzamas.academy/materials/1754

Детские стихи обэриутов

К выходу поэтического сборника «ОБЭРИУ» книжного магазина «Маршак» Arzamas публикует лучшие детские стихи Хармса, Введенского, Владимирова и Заболоцкого — об играх, еде, снах и мальчиках по имени Петя https://arzamas.academy/materials/1708

Современные детские рассказы

Короткие истории — один из люби­мых детских жанров: и читать легко, и за сюжетом следить. Arzamas выбрал лучшие сборники рассказов обо всем на свете: бабушках, двоечниках, рыцарях, шпионах, котах и бегемотах https://arzamas.academy/materials/1546

Репринты и переиздания детских книг

Сказки, повести и журналы, которые еще недавно приходилось искать у букинистов, а теперь можно купить в книжных https://arzamas.academy/materials/1509

Стихи, которые интересно учить наизусть

Что делать, если задали выучить стихотворение про маму, Новый год или осень? Arzamas выбрал самые разные стихи, которые интересно читать и не сложно запоминать, — от Пастернака и Введенского до Бородицкой и Гиваргизова https://arzamas.academy/materials/1466

Нон-фикшн для детей

Превращение морской капли в лимонад, первые упражнения в лингвистике, энциклопедии механизмов, исторические путешествия и прочий космос https://arzamas.academy/materials/1361

Книжки для самых маленьких

Литература для малышей — это серьезно. Хорошая книга «0+» может научить следить за сюжетом, внимательно относиться к картинкам, а также считать и определять цвета. Всё это с помощью барашков и мишек, дракона и робота, бунтующих мелков и резиновых утят https://arzamas.academy/materials/1295

Путеводитель по детской поэзии ХХ века

Агния Барто и Игорь Холин, Сергей Михалков и Олег Григорьев. По просьбе Arzamas филолог Олег Лекманов выбрал лучшие детские стихи XX века. Некоторые вы знаете наизусть, некоторые забыли, а что-то прочитаете впервые https://arzamas.academy/materials/1210

10 книг художников

Детская книга художника — это и литература, и игра, и переносная выставка. Историю в ней рассказывают картинки, а текста минимум или совсем нет. Arzamas составил подборку книг, которые пока не изданы в России, но стоят того, чтобы их искать https://arzamas.academy/materials/1227

Как выбрать современную детскую книжку

Хороших книг много не бывает. Бывает, что в них сложно сориентироваться. Arzamas предлагает новый способ разобраться в современной детской литературе — через старые любимые книги. В нашей игре среди 90 новинок вы найдете книгу, напоминающую «Маленького принца», но смешнее, или «Чучело», но в картинках https://arzamas.academy/materials/1225

От «Дикой собаки динго» до «Тимура и его команды»

Что нужно знать о главных советских книгах для детей и подростков https://arzamas.academy/materials/1344

https://arzamas.academy/special/ruslit

Что такое античность

https://arzamas.academy/likbez/antiquity

История России. XVIII век.

https://arzamas.academy/school/history-18

Всё, что нужно знать о Петре I, в 8 пунктах

Рассказывает историк Александр Каменский https://arzamas.academy/materials/1154

Онлайн-курсе Дискавери для детей 4-5 лет. Английский язык от носителя языка.

https://discoverypreschool.learnworlds.com/course?courseid=reception-1&fbclid=IwAR0Yg88jDjjBf9GXGhEF_a-Qim10XnbmF2P6dVwMDV-E6qL3UIBVeQCQ-Lw

Приветствуем вас на онлайн курсе Дискавери для детей 4-5 лет. Авторская программа разработана методистом Discovery. Включает в себя развитие ребенка по различным направлениям: английский язык (фонетические навыки, обучение грамотности, обогащение словарного запаса), математический блок, знания об окружающем мире, творческое и музыкальное развитие. В средней группе, работая с применением международной программы раннего обучения чтению и письму Jolly Phonics, дети в игровой, инновационной форме в очень раннем возрасте знакомятся со звуками и приобретают фонетические навыки английского языка.

Covideducation.ru (курсы) — бесплатный контент от SkillFactory

  • https://covideducation.ru/#kids
  • http://covideducation.ru/

Covideducation.ru (курсы)- бесплатный контент от SkillFactory и подборка бесплатных курсов на время карантина

Duolingo ABC (английский для детей от 3 до 6) — бесплатное приложение

https://apps.apple.com/ca/app/duolingo-abc-learn-to-read/id1440502568

Как поставить спектакль

Театр теней, спектакль из чашек и расчесок, читка современной пьесы — театральный режиссер Марфа Горвиц рассказывает, как поставить домашний спектакль с детьми https://arzamas.academy/materials/1580

Как снять фильм

Ужастик с кетчупом вместо крови, комедия про тайные мысли собаки и мелодрама-сюрприз для мамы — режиссер Александр Котт рассказывает, как снять кино дома https://arzamas.academy/materials/1635

Детский онлайн-университет KINDERUNI

https://kinderuni.goethe.de/?lang=ru

Стать студентом Детского университета! Бесплатно!

Бесплатный образовательный проект Гете-Института с лекциями на русском и немецком языках. Здесь собраны курсы в игровой форме на самые разные формы: от создания битбокса до математических задач для детей от 8 до 12 лет.

Платформа «Реши-Пиши». Загадки, Логика, Алгоритмы, Чтение, Пространственные задачи, Мелкая моторика и мн.другое

 https://reshi-pishi.ru/

Пока в Москве объявлен карантин на посещение школ и детских садов, детей можно развлечь выполнением заданий с онлайн-платформы «Реши-Пиши». Здесь собраны задачки поделенные на разные типы мышления для чад от 3 до 9 лет.

Сноски:

***Дина Годер-Театровед, театральный и анимационный критик, Программный директор Большого фестиваля мультфильмов:

  • Блог Дины Годер
  • Блог Большого фестиваля мультфильмов

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ :
  Д.Н.Мамина — Сибиряка «Серая Шейка».

Цель:
формирование умения определять эмоциональное  состояние героя через анализ
текста. Продолжить формирование умения анализировать текст и поступки героев с
целью выявления мотивов поступков;

— воспитание
доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу;
совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

— развитие
речи.

Задачи:

обучающие
— продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с
содержанием 
II главы сказки Д.Н.  Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»;

        
развивающая
— развивать
творческие способности, мышление, речь.

воспитывающая
— способствовать развитию  у учащихся  чувства сострадания,
сопереживания.

здоровьесберегающие — сохранять здоровье детей путём
оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств
наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе;
осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемые
результаты:

Предметные:

-овладевать
навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать
текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить
способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини
сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно
делать выводы.

Личностные:


развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные

-находить
в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь
выделять главное;

-произвольно
строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные

-принимать
учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать
результаты работы;

Коммуникативные

-участвовать
в учебном диалоге;

-выражать
свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять
самостоятельность в парной работе;

Методы: Словесный, наглядный, метод активизации
познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; индивидуальный,
групповой.

Оборудование: компьютер как средство обучения (использование
мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка; карточки-подсказки:
лексическое значение слов, «Словарь настроений»; учебник; карточки самооценки
учащихся.

Тип урока: изучение новой темы.

Технологии

Компетенции,
формируемые на данном уроке:
 


ценностно-смысловые;


учебно-познавательные;


коммуникативные;


общекультурные;


социально-трудовые;


информационные;

— личностного саморазвития

Ход урока.

1.Орг.
момент
  (Звучит
музыка «В мире много сказок»)

 
Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие гостей . 
Почти все у человека предназначена для самого
себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна .Если бы не зеркала, вы бы ее
никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям .Так давайте сначала
подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было
хорошо, радостно , легко и тепло. 

 2.Читательская
пятиминутка

Текс на
доске

                   
                КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!

    
Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных,
но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…

                                                                                               
К.Дитмар.

      —
Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и  сердцем.

 — В
этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича  Мамина-Сибиряка.

-Как
оно называется? (СЕРАЯ ШЕЙКА)

-Кто
является главной героиней сказки, вы узнаете отгадав загадку

— Сегодня на уроке мы продолжим
работу над сказкой Д. Маминого — Сибиряка «Серая Шейка».

3.Актуализация
опорных

знаний.

Задача:

Актуализировать
знания учащихся;

подготовить
к эмоциональному восприятию произведения

1)Работа
с шифровкой слова СКАЗКА

Задача:

Развивать
аналитико-синтетической деятельность.

– 
Какое слово зашифровано в  таблице? Прочитайте ключ к шифру.

1

2

3

А

К

ш

а

Б

П

а

д

В

К

с

з

Читают
ключ. (В2, А1, Б2, В3, А1, А3)  Отгадывают слово «сказка»

— Как
называются сказки, которые сочинил народ? (народные)

-А,
которые сочинили поэты и писатели? (авторская, литературная)

– С
какой сказкой познакомились на прошлом уроке? “Серая шейка”)(авторские)
(литературные)

— Она
авторская или народная? (авторская)


Определите жанр «Серой Шейки». Это произведение ближе к сказке о животных или к
рассказу о природе? (В сказке о животных (народная сказка) нет
пейзажных описаний, нет авторских переживаний, авторского  видения.
Не может быть в рассказе о природе диалогов животных.)

– Кто
написал её?  (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

2)Подготовка
к активной познавательной деятельности

Портрет
и выставка книг

— Что
вы узнали о нём?

— Один
ученик рассказывает о писателе.

— Как
назывался сборник его сказок?

-Сколько
произведений туда вошло? (16)

В том
числе в этот сборник вошла и сказка «Серая Шейка».

4.
Поверка домашнего задания.

— Вспомним содержание сказки и
расположим картинки в порядке следования событий

К каждой картинки из текста

1)Кто
такая Серая Шейка?

-Как автор называет Серую Шейку? (Бедняжкой) 

Из текста
-Вспомним ,что сам Дмитрий Наркисович был очень
добрым человеком и заботливым отцом. 

-Докажите словами из текста ,что автор очень
переживает.(«Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от
разных случайностей» . Автор говорит от имени Утки). 

2)-Во 2 части сказки появляется новый персонаж. 
-Кто он? (Зайчик) 
— Смогла бы Серая Шейка одна пережить холод и
одиночество? 

-Кто поддерживал её в трудную минуту? Важно,
чтобы в трудную минуту рядом был друг? 

-О чем Заяц предупредил Серую Шейку ? (Берегись,
Серая Шейка, она опять придет). 

3)- А как вела себя лиса? (Она пользовалась
беспомощностью С.Ш.) 

5.Постановка
цели урока.

Задача: сформулировать задачу работы на
уроке, определить вид работы и её направление.

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.


должен разобрать содержание сказки.

-Я 
узнаю о мыслях, чувствах Серой Шейки и о том, как это связано с природой.


должен разобраться в том, какой замысел у автора, что он хочет показать
произведением.

-Какие
цели поставили для себя:

-Я буду развивать свою речь,память
умение слушать, переживать

Итог подводит учитель.


Правильно, мы познакомимся с содержанием 4 части, узнаем о мыслях, о
настроении, чувствах Серой Шейки, а также о том, как наступает холодная зима.

Раскроем
загадки писателя, поймём автора, в чем  особенность его замысла.

-Как? ( прочитаем, о чем он написал,
проследим какие художественные приемы использовал автор, как он описал природу,
какие герои в тексте, как он относится к этим героям, к происходящему)

6.Работа
по теме урока.

 1.Первичное
восприятие.

Задача: создать условия для
полноценного (эмоционального) восприятия текста.

(Музыка,
слайд со снегом)

Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать
его.  Согреемся.Теперь можем работать дальше.

(Дыхательная
гимнастика)

— у
Серой Шейки, тоже наступила зима.

Давайте
вспомним начало 4 части и узнаем, о переживаниях, о чём думала Серая Шейка.

Художественное
чтение-исполнение учителем

Восприятие
текста на слух

2.Проверка
первичного восприятия.

Задача: выявить эмоциональный отклик на
прочитанное, проверить понимание общего содержания

Вопросы
по первичному восприятию


Какое настроение вызвал у Серой Шейки приход зимы? (боялась) из текста


Чего боялась Серая Шейка?

(полынья
замерзнет
)

(Её
пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое
зима)

. — А теперь скажите, с  какой целью
автор подробно описывает первые признаки зимы?

 (Описание природы готовит нас к тому,
что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму).

-Есть в этой части подтверждение тому, что Мамин-Сибиряк тонко
чувствовал и красиво описывал природу? Какие приемы применяет? (сравнение,
олицетворение). (Дети  находят в тексте
подтверждение, читают)

3. Инсценирование

— Кто
сочувствовал (переживал) Серой Шейке?

— Мог
Заяц помочь уточке?

4).Словарная
работа.

Задача:

Уточнить
и расширить читательский кругозор.

Встретились ли вам  слова, которые нуждаются в пояснении?

-Предполагая, что эти слова  будут непонятны, я выписала их

Работа
с опорой со знаково-символическим изображением

Где можно узнать значения непонятных слов?

— Спросим у ребят

-Давайте сравним толкование. 

Словарная
работа

Ольхи

Убрались
инеем

нарядились, украсились

Трепетала – боялась, дрожала, вздрагивала

Не
спесивА

– не горда.

Проведать – навестить

Сажень
– 2,1336
м

Полынья – незамерзшее место на ледяной
поверхности реки  

7. Физминутка.

Задача:
снять умственное напряжение, физическую усталость

Мы
лисички

На
носочки встанем,

Уточку достанем.
На корточки присядем,
К утке подползем.

Мы
уточки

Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.

8..Основная
работа

1)Художественный
анализ.

Работа
в парах.

Задача:

Открытие
духовных смыслов.

Определение
собственного отношения к прочитанному

Внутреннее
состояние Серой Шейки

-Давайте опишем внутреннее состояние Серой Шейки.

Работаем в парах.
Как покажете готовность?

-Готовность
к ответу сигнал – поднятые вверх руки.

Слушание
песни «Серая шейка»

Работа
с кластерами
.
Составление характеристики героев. (Дети составляют схемы в тетрадях).

               
 Несчастная                                     больная

Овал: Серая Шейка                                 

image004image005Беспомощная                                                             
грустная

              
Терпеливая                                        одинокая

                            
Умная                                   изворотливая

Овал: Лиса                               

image011image012       
Осторожная                                                            хитрая

              
Бессовестная                                     жестокая

     
(Ученики подбирают характеристику  героям, доказывая словами из текста).

Вопросы

— Каким
тоном Лиса произносила слова?


Почему Лиса не могла подобраться к воде?

Вопросы


Почему Лиса садилась теперь на самый край полыньи?


Ласково ли продолжала Лиса разговаривать с уточкой?

— Была ли Лиса единственной угрозой
жизни Серой Шейки? (Серая Шейка может погибнуть еще и от холода и
голода.)

2) Продолжим
знакомство аудиозапись с 125.

— Кто
же оказался спасителем Серой Шейки?

— Вам
понравился Акинтич? Какой это человек? (добродушный)

— А как относится к нему автор?
Покажите, обращаясь к тексту. (Автору Акинтич явно очень симпатичен. Он
все время ласково называет его «старичок».)

Для
него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота.

8. Словесное творчество

— Ребята, а что же случилось
дальше с серой шейкой.


Давайте подведем итог нашей работе. Как вы думаете, достигнуты поставленные
цели?

— С каким настроением мы читали сказку на прошлых уроках?
(грустным, переживали за уточку) 

— Какое настроение у вас сегодня? Как
закончилась сказка? 

— Что вас тронуло в этой сказке? 
— Что поразило? 
— Что порадовало? 
— Что и кто у вас вызвал возмущение и
недовольство? 

Смогла бы Серая Шейка одна пережить холод и
одиночество? 

9. — Какие сказки этого автора
вы прочитали?

— Игру «Узнай героев сказок»
проведёт с вами наш журналист.

1. Этому герою радостно от того,
что светит солнышко, зеленеет травка, а грустно потому, что вокруг много
опасностей, от которых замирает у него сердце. (Светлячка.)

2. Он любит над всеми
посмеяться. Сам – шутник, у него «ноги козлиные и рога». (Леший.)

3. Этот герой – дедушка-добряк.
Сколько пользы приносит он людям! «…Кабы не я, так вам бы не жить. Захотел бы
водички напиться, а её нет…» (Водяной.)

4. У этого героя – длинные уши,
косые глаза, короткий хвост. (Храбрый заяц.)

5. А этого героя величают по
имени и отчеству, потому что он одолел большого и сильного медведя. (Комар
Комарович.)

Учитель. Вот такие симпатичные и
необыкновенные герои сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка За что же их любят читатели?

Учитель. А сейчас поверим вашу
творческую работу «Ответы – рассуждения».

Проверка творческой работы
«Ответы – рассуждения»

1. Светлячок – герой сказки
«Светлячки». Мне он нравится потому, что умеет радоваться жизни. В то же время,
этот герой огорчается тому, что приносит всем беду, горе.

2. Леший – необычный сказочный
герой. Это вымысел автора. У него «козлиные ноги и рога». Этим он меня
удивляет. Но этот герой умеет шутить, и юмор у него хороший, добрый.

3. Перед нами герой-добряк.
Автор любит его, называя уважительно «Дедушка водяной». Много хороших поступков
он совершает. Побольше бы таких героев в жизни, которые творят добро ради
другого человека.

4. На первых страницах сказки
это зайчишка-хвастун, который много говорит, а мало делает. Но когда попали в
беду его родственники, то он смог их спасти и поверить в свои силы. За это он
мне и понравился.

5. Этот герой маленький, но у
него большой ум, сила воли, если он смог одолеть большого и сильного медведя.
На самом деле, он действовал не силой, а умом.

— Вот какие симпатичные и
необыкновенные герои сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка. За что же их любят читатели?

Выполнили мы поставленные на урок цели?

Д.Мамин-Сибиряк очень тонко чувствовал  природу и был хорошим
психологом передавая внутренне состояние главной героини. В этом и состоит его
особенная манера написания сказки.

Ребята! Вы маленькие жители планеты
Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих
отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять
её, украсить и подарить молодому поколению!

10.Домашнее задание.

– На
уроке мы проанализировали 4 часть сказки Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Как вы
думаете, какие можно предложить задания для продолжения читательской
деятельности дома? Выберите вид домашней работы по силам и интересам.

Ребята, к следующему
уроку  вам нужно подготовить пересказ описания природы на с. 32
близко к тексту.

Попробовать придумать
ненаписанную 5 часть..

Найти интересные
сведения  о жизни уток.

Нарисовать иллюстрацию к
понравившемуся эпизоду

11.Рефлексивно
– оценочный этап.

Задача:

Организовать
работу по оцениванию  учащимися своей деятельности совместно с учителем в форме
самооценки

Оцените свою работу на уроке.

 Если вы были активными, выберите синий ЛУЧИК,

если вы были внимательными — красный ЛУЧИК,

 если вы были артистичными — зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.

Разные цвета  показывают, что вы действительно активные, внимательные,
артистичные.

Молодцы!

Вывод : 
1.Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг. 
2.Не пользоваться беспомощностью других. 
3.Быть в жизни сильным и стойким. 
4.Люди должны заботиться о тех , кто слабее. 
А закончить урок я хочу словами В.Г.Белинского :
«Борьба есть условие жизни : жизнь умирает , когда оканчивается борьба» 

Почему
же сама Серая Шейка тоже пришла к мысли о том, что лучше было бы, если бы Лиса
ее съела?
Что
ей пришлось пережить, чтобы прийти к такому страшному выводу?

Найдите
отрывки, в которых показывается, как меняется настроение Серой Шейки.

 Так
почему же  она пришла  к такому страшному выводу?

(Её
пугали одиночество и неизвестность, т.к. никто не мог объяснить, что такое
зима)

Представьте,
что мы с вами маленькие утята, которым предстоит  долгий трудный перелет в
теплые края. Подготовимся к нему.

Динамическая пауза.

На
носочки встанем

Облачко
достанем

На
корточки присели

Травушку
погладим

Руками-
крыльями взмахнем

Как
утята поклюём

В
стайки соберемся

Друг
другу улыбнемся

Мы
сумели отдохнуть

И
готовы в дальний путь.

Обратимся
к описанию природы во второй части. Послушайте отрывок из произведения.
(аудиозапись )

Какое
настроение у вас вызывает  это описание.

Что
чувствует Серая Шейка с приближением зимы? Используйте  карточку – подсказку
(показываю) (работа в парах)

Чаще
всего у нас повторяется, какое настроение? (грустное, тоскливое, печальное)

Сравните
состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся
к тексту.

«…и
сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке? (страшно, одиноко,
жутко) Большая река и  маленькая серая шейка одна. Посмотрите, какой контраст!

«…берега
оголились…» – она одна. Куда  прячутся утки в случае опасности? ( в камыши)
Есть где спрятаться Серой Шейке? Получается, она беззащитна.

«…ветер
обрывал листья и  уносил их…»  Листья улетают, и так же улетает кто? Улетают 
родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

«…мелкий
осенний дождь…»  Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?   Серая Шейка плачет,
её мама-утка.

— А
теперь скажите, с  какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?


Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно
пережить зиму.

Автор
сам подводит итог.

«Вообще,
хорошего было мало…»

 Автор
хороший психолог? Да,   потому что через описание природы показывает
переживания главной героини.

На
слайде: психолог – человек, который умеет анализировать переживания других
людей.

КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА

Бодрость

Спокойствие

Возмущение

Тоска

Восторг

Тревога

Грусть

Любовь

Нежность

Счастье

Ожидание

Скорбь

Печаль

Страх

Радость

Волнение

Одиночество

Удивление

Восхищение

Сочувствие

Беспокойство

Как вы
думаете, почему автор во второй части ни разу не упомянул селезня, но так много
говорил о старой утке?

Перечитайте
моменты, описывающие переживания матери и её действия по отношению к Серой
Шейке.

Кого
вам больше жалко: старую утку или Серую Шейку?

Итог
урока.

Какой
же основной итог этой части?

Серая
Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой

(Дети
вытягивают по одному листочку с буквами, складывают и получают слово СКАЗКА)

Сейчас
она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания. На
следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести
счастье.

Домашнее
задание.

Обратите
внимание. Для домашней работы я вам предлагаю несколько вариантов заданий.
Предоставляю вам возможность выбора.

Ребята,
к следующему уроку  вам нужно подготовить пересказ описания природы на с. 32
близко к тексту.

Попробовать
написать хокку  по классической формуле. Тема – осень.

Найти
интересные сведения  о жизни уток.

Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

САМООЦЕНИВАНИЕ

А
сейчас оцените свою работу на уроке.  Если вы были активными, выберите   синий
цвет, если вы были внимательными —  желтый цвет,  если вы были  артистичными 
—  зеленый.

Пожалуйста,
покажите свой выбор.

Смотрите,
какое  разноцветие сегодня в классе, вы действительно  активные, внимательные,
артистичные.   Молодцы, очень приятно  с вами работать.  Спасибо за урок.

-Проведём эксперимент. Прочитайте начало 3 части, заменив
Серая Шейка на слово «утка».     Вывод. Имя очень значимо и
несёт в себе отношение автора к героине. Автор заботится о ней и переживает.
Описание природы — это описание борьбы. Передаёт состояние
тревоги.       Природа нас готовит к опасности.
Природа – зима-борьба -Между чем идёт борьба? Река и холод  Найдите
отрывки, в которых показано, как менялось настроение уточки с приходом холодов
Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.
-Смогла бы Серая Шейка одна пережить холода и одиночество? Кто поддерживал её в
тяжёлую минут? Вывод. Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг. -А как вела
себя лиса? . -Какой новый персонаж появляется в эту опасную минуту? 
-Почему именно человек спасает Серую Шейку ? Объединитесь в группы. Составьте
синквейн, который поможет нам охарактеризовать героев сказки. Подсказка на
слайде.  Правило написания синквейна. Зачитайте.  VI.Подведение
итогов. -Скажите, что Вас тронуло в этой сказке? Что поразило? Что порадовало?
Что вызвало недовольство и возмущение? -Я всегда знала, что ребята в нашем
классе добрые и отзывчивые. Молодцы! VII.Домашнее задание.  Придумайте
дома продолжение сказки. Сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.  

Сказки Мамина-Сибиряка стали популярны из-за своей простоты и поучительности. Произведениям этого писателя свойственны красочные описания и интересные образы героев-животных, что делает его сказки особенно увлекательными для детей. Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ сказки «Серая Шейка» — основные события в сокращении, что поможет вникнуть в суть произведения и подготовиться к ответу на занятии.

Краткий пересказ

(394 слова) Сказка «Серая шейка» начинается с описания сборов птиц для перелёта на юг. Холодная осень гонит всех: больших птиц (уток, гусей, лебедей) и маленьких, которые в своей спешке не замечают ничего вокруг.

Селезень и его жена Утка ссорятся, разговаривая о суете маленьких птиц, лени и родных детях. Спор дошёл и до обсуждения Серой Шейки, которая не могла летать из-за перекушенного Лисой крыла. Утка думает не лететь с остальными детьми на юг, боясь оставлять калеку-дочь одну в мерзлоте. Селезень хоть и любил Серую Шейку, но понимал, что не может ей помочь, ведь нужно заботиться и о других детях.

Сознавая скорую разлуку, Утка уделяет Серой Шейке много внимания, рассказывает и о других случаях, когда птицы переживали холодную зиму.

Всё больше холодало. Первые стаи птиц уже улетели на юг. Гнезда собирались в большие стаи, бывалые птицы обучали новичков — проходили последние приготовления. Всю последнюю ночь старая Утка провела с Серой Шейкой, давая ей наставления. И вот стая улетела: Серая Шейка осталась одна на реке, провожая взглядом семью.

Все последующие дни она наблюдала за тем, как по утрам замерзает река, и думала о своих родных. Однажды от скуки она зашла в лес и там повстречала Зайца. Он посоветовал ей остерегаться Лисы.

Когда выпал первый снег, река всё ещё не поддавалась полному замерзанию. Но в одну из ночей Серая Шейка не на шутку испугалась: вода оставалась лишь в самой середине реки. А на берегу появилась Лиса, которая прошлой весной повредила крыло утке. После короткого разговора Лиса ушла, но уже через несколько дней вернулась. Лиса начала ползти по льду к уточке, но так и не добралась до неё из-за опасности провалиться. Лиса приходила каждый день, но ей не удавалось схватить Серую Шейку.

Но и Зайцу пришлось столкнуться с опасностью. Как-то утром, играя с другими зайцами, он услышал тревожную весть об охотнике, который преследовал пушистых зверьков. Зайцам удалось сбежать, что очень расстроило охотника, ведь ему нужно было добыть шубу для жены. Устав от погони за зайцами, старик присел отдохнуть и увидел Лису на льду. Тут он и задумал пристрелить её, чтобы порадовать жену хотя бы воротником для шубы. Выстрел оказался неудачным, и, когда охотник прибежал ко льду, он увидел лишь уточку. Серая Шейка поведала старику о том, что она не смогла улететь с родными на юг из-за сломанного крыла. Тогда охотник решил забрать уточку себе, чтобы порадовать внучек, а заодно получить по весне маленьких утят от Серой Шейки.

Отзыв

(322 слова) Моё отношение к сказке «Серая Шейка» неоднозначно. С одной стороны, это прекрасная история о силе характера и воле к жизни. С другой стороны, произведение завершается не совсем тем благополучным исходом, которого пожелали бы читатели многострадальной уточке. Мы так и не узнали, воссоединится ли Серая Шейка с семьёй.

Мне понравилось, что Мамин-Сибиряк оставил всех героев с тем, что они заслужили: уточка обрела тёплый дом, Заяц не был пойман, Лиса, очевидно, сильно испугалась. Примечательно, что, несмотря на все неприятности, учинённые Лисой, автор оставляет её в живых. Это заставляет задуматься над тем, стоит ли прощать провинившихся, или их нужно наказывать в полной мере? Писатель склоняется к мысли о том, что жизнь расставит всё по своим местам.

Мораль сказки «Серая Шейка» актуальна в любые времена: нужно стойко переносить все трудности и неприятности, не переставая верить в себя. Эта простая истина обретает новые краски в произведении. Одинокая не по своей воле, раненная, оставленная в холоде, уточка находит в себе силы жить, хоть и боится завтрашнего дня. Серая Шейка не держит обиды, не злится, ведь она знает, что мама бы никогда не оставила бы её без веской причины.

Главная мысль произведения «Серая Шейка», реализованная на фоне образа утки, подчёркнута писателем для того, чтобы и читатели не теряли надежды в своей жизни. Автор стремится передать аудитории ту волю к жизни, то стремление дождаться весны, ту храбрость и силу, которыми обладает маленькая уточка. Это должно вдохновить читателя верить в себя и стремится к улучшениям в своей жизни. Мое впечатление от сказки «Серая Шейка» очень воодушевляющее.

Сказка «Серая Шейка» — это удивительная история о слабой физически и сильной духовно уточке, которая в итоге обрела свой дом. Это и история об охотнике, который взял к себе Серую Шейку. Пусть его целью было обрадовать внучек, но он всё же забрал уточку под свою ответственность и подарил ей тёплый дом. Сказка «Серая Шейка» учит нас быть сильными и добрыми, именно поэтому её хочется перечитать снова. Таково моё мнение о произведении Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Автор: Татьяна Булычева

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 127. 

УКМ «Перспектива»

1. Поделитесь с друзьями своими впечатлениями о прочитанном произведении.

Мне очень понравилась эта сказка. Мне было жаль Серую шейку, когда ей пришлось остаться одной. Но она встретила зайца и подружилась.

Я боялась за Серую шейку, когда к ней подкрадывалась лиса. Но Серой шейке удалось спастись и меня это порадовало.

2. Расскажите о Серой Шейке. Когда вам было её особенно жалко? Найдите в тексте этот эпизод. Выделите в нём опорные слова и перескажите.

Серая шейка была совсем молодой маленькой уточкой. У неё было сломано крыло и она не смогла улететь с другим утками. Ей пришлось остаться и бороться за свою жизнь с морозами и лисой.

Особенно жалко мне её было, когда полынья почти замёрзла, и она оказалась в отчаянном положении.

Опорные слова этого эпизода: зеркальным стеклом, в отчаянии, полынья, пятнадцать сажень, лиса.

Пересказ эпизода про отчаяние Серой Шейки.

Морозы крепчали. Пока ещё то, что застывало за ночь бурная река ломала днём. Но в ясные морозные ночи было особенно опасно. В одну из таких ночей холод покрыл реку словно зеркальным стеклом. Серая шейка была в отчаянии. Свободным оставалось небольшая пространство посредине реки. Там была небольшая полынья, не больше пятнадцати сажень. Там плавала Серая шайка. Однажды к ней пришла лиса, та самая, что сломала ей крыло.

3. Выберите в тексте описание осенней и зимней природы. Перечитайте их. Зачем автор их вводит? Какое настроение они создают? Можно ли соотнести эти описания природы с описанием Серой шейки?

Автор вводит описания природы, чтобы показать, в каких условиях приходилось жить Серой шейке.

Осенью ей было грустно и тоскливо, она осталась одна, а всё вокруг опустело. Это показывает пустоту, которая была на душе уточки.

Зимой пришли морозы, все боролись за жизнь, и Серая шейка была в отчаянии. Она боялась, что погибнет.

Описания природы можно соотнести с описанием Серой шейки. Они передают её настроение.

4. Почему, по-вашему мнению, реальный случай автор изложил в форме сказки? Чего он этим достиг?

Сказка позволяет передать чувства героев, что было бы невозможно, если бы автор написал рассказ о реальном случае. Мы понимаем, чего боялась Серая шейка, на что надеялась лиса, что чувствовал заяц. Герои в сказке оживают.

5. Вспомните, как называют литературный приём, когда в произведении животные разговаривают как люди.

Этот приём называется олицетворение.

6. Как лиса разговаривала с Серой Шейкой? Выберите ответ.

Выбираем ответ: самоуверенно.

7. Прочитайте диалоги лисы и Серой шейки в лицах.

Лиса говорит самоуверенно, притворно ласково. Серая шейка отвечает со страхом, возмущённо, иногда устало с покорностью к своей судьбе.

8. Озаглавьте каждую часть произведения. Составьте план. Перескажите близко к тексту.

Автор разделил сказку на пять частей. Дадим им названия, которые образуют план.

План пересказа сказки «Серая шейка» по частям

  1. Расставание с утками.
  2. Знакомство с зайцем.
  3. Начало зимы.
  4. Проделки лисы.
  5. Неожиданное спасение.

Пересказ сказки «Серая шейка» для 3 класса по частям

1.

Пришла осень. Утки начали готовиться к отлёту. Одна Серая шейка издалека наблюдала за их приготовлениями. Ей приходилось мириться со своей судьбой, ведь у неё было сломано одно крыло.

Наступило роковое утро. Старая утка давала Серой шейке последние наставления. Она советовала ей держаться у берега, где бил ключ.

Но вот вожак дал команду и стая взлетела. Серая шейка долго провожала её взглядом. Она осталась одна.

2.

По утрам вода у берегов начинала замерзать. Серая шейка с ужасом думала, что река может замёрзнуть вся.

Однажды она выбралась из реки и встретилась в лесу с Зайцем. 

Серая шейка рассказала про крыло, которое сломала лиса. Заяц сказал, что хуже лисы зверя нет, и что он постоянно дрожит со страху.

3. 

Но вот река замёрзла почти вся. Осталась небольшая полынья посредине.

Однажды к полынье пришла лиса. 

Она поздравила Серую шейку с зимой и сказала, что ещё вернётся. Заяц сказал, что лиса так и сделает.

4.

Наступила настоящая зима. Было очень красиво, но Серая шейка трепетала от мысли, что полынья совсем замёрзнет.

Вскоре опять пришла лиса. Она попробовала доползти до Серой шейки, но лёд был тонок и обламывался. Тогда лиса ушла, вновь пообещав вернуться.

Она стала приходить к полынье каждый день. От полыньи осталось только маленькое окошечко и лиса смеялась. Заяц волновался, глядя из леса за проделками лисы.

5.

Так бы лиса и съела серую Шейку, но случилось иначе.

Как-то утром зайцы играли на снегу, как вдруг увидели старичка-охотника. Тот мечтал о шубе для старухи и выцеливал зайца. Но зайцы бросились врассыпную и старик отправился по их следам. У реки он увидел, как лиса ползёт к полынье. Сослепу он не заметил уточки.

Старик прицелился, выстрелил, и со всех ног бросился к полынье. Но вместо лисы увидел утку. Он удивился, решив, что лиса превратилась в уточку, но Серая шейка объяснила старику, что произошло.

Лиса убежала. А старик взял Серую шейку домой, чтобы обрадовать внучек. Он решил ничего не рассказывать старухе про неудачную охоту. Заяц видел всё это и весело смеялся. Он знал, что старуха на печке не замёрзнет и без шубы.

AVvXsEi8mMP012C9AP8wXZYBquuq1 QsKFFcu E1yZUwHc ikUOmrjm27csDfyCb5q3uNBUWslNhb ambQApRNae f 4b vkGX35Y20xf1bPl4zOvfpbIExw75uvBunK 0v9vzcfStiMDOXRS wAx7JwoCZMiyJxQzzPRtU9znFFiiPai bcLRr4RkSFsnFPNw=w400 h249

Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.

На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.

Начинается произведение «Серая Шейка»  описанием  подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях. Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица.  Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах. Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.

Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях  выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу. Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями. На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка  осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.

Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.

И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем. А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег. Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки  к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.

Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу. Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло. Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.

Отзыв

Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже. Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло. А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.

Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить?  Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.

Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении. Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам. Серая Шейка  не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.

Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам. Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь. Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.

Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.

Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.

  • Поделка к сказке снежная королева своими руками
  • Поделка к сказке о царе салтане своими руками для детей
  • Поделка к сказке по щучьему велению своими руками
  • Поделка к сказке сестрица аленушка и братец иванушка
  • Поделка из природного материала сказка три медведя