Поделка к сказке о мертвой царевне и семи богатырях

Сочинения по литературе пушкин анализ сказки о мертвой царевне и о семи богатырях сказку о мртвой царевне и семи богатырях
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Популярные сегодня темы

  • Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой

    Главными героями Романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» являются два персонажа — Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

  • Главное герои повести Собачье сердце Булгакова (характеристика)

    Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».

  • Сперва подумай, а потом скажи — сочинение 4 класс

    Как часто люди говорят, а потом думают. С такой проблемой встречался каждый человек. Мало того, каждый из нас, хоть раз в жизни, что-то сказал, а потом пожалел об этом. Перед тем, как что-то говорить другому человеку

  • Сочинение по роману Мастер и Маргарита Булгакова

    Роман Мастер и Маргарита о судьбе художника, его ответственности перед творчеством, включает евангельский, земной и демонический миры.

  • Сочинение Моя любимая игрушка 4, 5 класс. Описание игрушки (4 варианта)

    У меня, как и у каждого маленького ребенка, в детстве была любимая игрушка. Сказать честно, этот плюшевый мишка значит и сейчас для меня очень многое.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Читайте также: Лев Толстой — Три медведя сказка читать на нашем сайте.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

Читайте также: Евгений Онегин Письмо Татьяны к Онегину и Евгения Татьяне.

Видео краткое содержание Мёртвая царевна

Эта история находит прототипы во многих культурах и народах, за что известна во всем мире, а Пушкин написал свою версию, не опираясь на другие варианты, познакомиться с ней можно в кратком содержании «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

 Проект для детей старшего дошкольного возраста

Феофилактова Надежда Григорьевна,

воспитатель подготовительной группы
компенсирующей направленности ГБДОУ
детский сад № 61 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга

1. Цель проекта:

    Приобщение детей к богатству русской художественной литературы на примере творчества А.С. Пушкина.
2. Задачи проекта:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина;
  • Формировать устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст;
  • Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью;
  • Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта;
  • Поощрять творческое проявление в  играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности;
  • Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта;
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию;
  • Активизировать и расширять словарь детей по предлагаемой теме;
  • Развивать умение заучивать стихотворения, отрывки из произведений А. С. Пушкина;
  • Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
  • Развивать мелкую моторику, воображение, память, внимание, творческие способности детей;

3.  Проблема:
      Во время беседы с детьми  на тему : «Мои любимые сказки»,  педагогами группы,  было замечено,  что большинство ребят    не знакомы с творчеством   А.С.Пушкина.
 
4.  Актуальность проекта:
  Нынешний мир русского детства немыслим без сказок Пушкина. 
Сказки Александра Сергеевича Пушкина с детства нас завораживают яркостью, живописностью, динамизмом, неповторимой самобытной стихией русского народного языка. Все они блестяще театрализованы и экранизированы.
 По мнению детских психологов, сказки способны сформировать в детях понятие добра и зла, ответственность за свои поступки, сказки учат детей искать различные способы решения той или иной проблемы. Интересная и увлекательная сказка способна научить сочувствию, позволит понять отличия хороших поступков от плохих намного быстрее, чем  нотации и замечания родителей и воспитателей.
 Для маленьких детей очень важна легкость восприятия информации и сказки, написанные в стихотворной форме, привлекают внимание  простотой и красочностью образов.
Сказки А. С. Пушкина –   запоминаются надолго и именно их вспоминают в первую очередь взрослые, думая, что бы почитать своему ребенку.
 5. Тип проекта: творческий, информационно-познавательный
6. Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности с нарушениями речи, воспитатели, специалисты, родители.
7. Сроки реализации: проект краткосрочный, одна неделя.
8.  Основные формы реализации проекта:
      Консультации, беседы,  чтение худ. произведений , викторина,  видео-деятельность (просмотр мультфильмов,  презентаций),  изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, игровая деятельность.
9. Ожидаемые результаты проекта:

  • У детей сформируется устойчивый интерес к художественной литературе, к произведениям А. С Пушкина.
  • Повысится культура речи, уровень самооценки детей, уровень  коммуникативных и творческих способностей детей.
  • Обогатится словарь.
  • Творческая самореализация семей воспитанников.

10. Продукт проектной деятельности:
      Видео инсценировки «Едет , едет Елисей за красавицей своей…» по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
 
Интегративная направленность проекта в соответствии с ФГОС ДО
 
 

 

Образовательная область Направление работы Виды деятельности
 
«Познавательное развитие»  
— Формирование представлений о жизни и творчестве  А.С Пушкина, вызвать интерес к личности поэта
 

 
— Беседа о А. С. Пушкине
— Видеодеятельность: просмотр мультфильма «Кто такой Пушкин?»
-Беседа :«Чему учат сказки А. С. Пушкина?»
-Д.И : «Старинные слова»
 —  Викторина по сказкам А.С Пушкина (презентация)
«Речевое развитие» Активизация в речевой деятельности новых лексических единиц: бояре, ветхая, взашеи, землянка, корыто, невод, невежа, простофиля, старче, витязь и т.д
Создание условий для речевого взаимодействия в ходе сотрудничества и совместной деятельности.
 
— Чтение и обсуждение  сказок А.С Пушкина 
 
— Заучивание отрывков из произведения  А.  С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
 
 

 
«Социально-коммуникативное развитие»  
Создание атмосферы радости и эмоционального подъёма от общения друг с другом.

 
 
Театрализованные игры:
-игры – пантомимы;
-игры-этюды;
-игры на развитие выразительной мимики,
— игры – превращения.
«Физическое развитие» Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка, доброжелательности, взаимопомощи. Снятие физического и психологического напряжения. Психогимнастика : «Назови себя», «Перевоплощение», «Передача чувств», «Позови ласково»
 
Игры, направленные на развитие мелкой моторики.
 

 
«Художественно-эстетическое развитие»
 
В области восприятия художественной литературы.
Формирование представления о художественных произведениях А.С Пушкина.  
Создание условий для инсценировки  по оному из произведений поэта.
 
 
— Чтение сказок А.С Пушкина : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «У Лукоморья дуб зеленый….»; «Сказка о золотой рыбке»

 
В области  театрализованной деятельности.
 Формирование желания самостоятельно исполнять изученный репертуар, передавая настроение песен.
 
 
— Заучивание отрывков из произведения А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
 
— Постановка сценки: «Едет , едет Елисей за невестою своей…»

 
В области изобразительной и конструктивно-модельной деятельности:
Развитие памяти, внимания, мелкой моторики;
Формирование чувства значимости, нужности;
Формирование умения работать в коллективе, договариваться с товарищами.
 Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
 
— Д.И: «Угадай сказку и раскрась раскраску!»
— Создание  декораций к постановке по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
 
 
— Выставка рисунков  на тему:
«Моя любимая сказка А.С Пушкина»
(совместная деятельность детей и родителей)

 
Этапы проекта:
 
1 этап – подготовительный:
 Анализ методической литературы, разработка плана работы с  детьми, с родителями, подборка учебного  материала, определение продукта проекта.
Подбор и проведение с детьми   игр и упражнений направленных на развитие эмоционально — личностной и познавательной сферы (психогимнастика), на развитие мелкой моторики.  Работа с родителями:  индивидуальные  беседы, наглядный материал  (рекомендации: «Когда начинать знакомство  детей со сказками Пушкина?   На , что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?»
 
2 этап – основной:
Работа с детьми: Обучающие беседы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественных произведений А.С. Пушкина , просмотр м.ф «Кто такой Пушкин?», заучивание отрывков из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», раскраски, изобразительная деятельность, просмотр презентации, изготовление атрибутов и декораций.
 
3 этап – заключительный:
Оформление фотовыставки проведенных мероприятий, оформление выставки рисунков, видео инсценировки.
 
 
 
 
 
 
 
План реализации проекта.
 
Подготовительный этап

Мероприятия Цель Участники
1.  
Подбор и изучение методической литературы
Обдумать  приемы, методы для реализации проекта Воспитатели группы Учитель –логопед
2.
  • Подбор художественной литературы. Подготовить наглядный иллюстрирован-
  • ный материал по теме проекта, подбор м.ф, презентаций.
  • Подбор раскрасок,  художественной литературы для чтения
  • Продумывание  декораций, подбор костюмов
  • Подбор и проведение с детьми   игр и упражнений направленных на развитие эмоционально- личностной и познавательной сферы  (психогимнастика), на развитие мелкой моторики (пальчиковые гимнастики)
 
Подбор материала, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
 
 
Воспитатели группы Учитель-логопед

 
3.
  • Информация в родительский уголок: рекомендации для родителей «Когда начинать знакомство  детей со сказками Пушкина?   На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
  • Беседы с родителями о предстоящем проекте «Путешествие по сказкам Пушкина»
 
Создание условий для формирования устойчивого интереса к совместной деятельности по изучению художественных произведений  А.С. Пушкина
Вовлечение родителей в совместное творчество по теме. 
 
Воспитатели группы  
Учитель-логопед

ИТОГ : Готовность приступить к основному этапу; применение подобранных методик, наглядного и дидактического материала; организация взаимодействия педагогов, родителей и детей для совместной деятельности по теме проекта. 
Основной этап

Содержание деятельности Задачи Участники
 
 
 
  Кто такой Пушкин? 
 —  Вводная беседа о А. С. Пушкине
 
— Просмотр мультфильма «Кто такой Пушкин?»

 
 
 
— Формирование представлений о жизни и творчестве  А.С Пушкина, вызвать интерес к личности поэта
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
 
  
 
« Загадочный и чудесный мир сказок»
 
— Чтение сказок А.С Пушкина : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; «У Лукоморья дуб зеленый….»; «Сказка о золотой рыбке»
 
Д.И: «Старинные слова»
— Заучивание отрывков из сказки 
 
 

 
 
—  Познакомить детей со сказками А. С. Пушкина
— Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
— Развивать способность слушать и понимать художественный текст.
— Прививатьлюбовь к сказкам и стихам А.С.Пушкина.
— Развивать внимание , память
 
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
 

 
   
 Мудрость в сказках Пушкина
 
—  Беседа «Чему учат сказки А. С. Пушкина?»
 
 —  Викторина по сказкам А.С Пушкина (презентация)
 
— Д.И: «Угадай сказку и раскрась раскраску!»
(см. приложение №1)
 
— Выставка рисунков  на тему:
«Моя любимая сказка А.С Пушкина»
(совместная деятельность детей и родителей)
(см. приложение №2)
 

 
 
 
— Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя.

  •  

умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на вопросы взрослого.
— Закрепить умение детей передавать в рисунке сюжет сказки при помощи красок.
— Развивать эстетический вкус, творческие способности.
 — Приобщать родителей к совместному творчеству детьми.

 
Учитель-логопед
Воспитатели 
Дети
 
 
 
Дети
Родители  
                                    
 Наши таланты !
 
— Создание  декораций к постановке по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
(см. приложение №3)
 
— Развитие художественно-эстетических способностей.
— Развитие умения работать в коллективе, создавать что- то сообща.
 
Воспитатели
Дети

 
 
  
 
 Все на сцену!
 
 — Театрализованная деятельность
Постановка сценки «Едет , едет Елисей за невестою своей…»
(см. приложение №4)

 
 — Вызвать положительные эмоции от совместно проделанной работы, от результата совместной деятельности.
— Развитие творческих способностей у каждого ребенка, повышение самооценки.
— Развитие речи.
— Формировать интерес к творчеству А.С. Пушкина
Учитель-логопед
Воспитатели 
 Дети

ИТОГ:
Комплексное изучение темы через разнообразные виды деятельности; сформированность устойчивого интереса к сказкам А.С.Пушкина, положительного эмоционального настроя; осознание богатства и красоты русского языка, обогащение речевого опыта детей.
 Заключительный этап  

 

Мероприятия Цель Участники
 
  Оформление выставки : «Моя любимая сказка А.С Пушкина»
Фотовыставка проведенных мероприятий.
 
Видео    театрализованной деятельности-  сценка: «Едет , едет Елисей за красавицей своей..»
  
  •   

 
Обобщение проделанной работы по теме, создание атмосферы радости и эмоционального подъёма от результата совместной деятельности.
 
Обмен опытом, пожеланиями.

 
Учитель-логопед
Воспитатели
 
Дети

 
Результативность проекта
«Путешествие по сказкам А.С Пушкина»
 
Педагоги:

  • Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам организации работы по развитию и поддержанию интереса старших дошкольников к художественной литературе; активизация творческого потенциала педагогов.
  • Разработка методических материалов: картотеки игр,  презентации.

 
Дети:

  • Заинтересованность детей старшего дошкольного возраста художественными произведениями  А.С Пушкина, выражен интерес  к творчеству поэта.
  • Накопление знаний и впечатлений у детей.
  • Пробуждение интереса детей  к чтению.
  • Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе знакомства дошкольников с художественными произведениями.
  • Развитие творческого воображения.
  • Обогащение и активизация словарного запаса.
  • Развитие творческих способностей детей путем привлечения их к выражению своих впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
  • Воспитание у детей навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

 
Родители:

 

  • Повышение родительской компетентности в процессе совместной проектной деятельности.
  • Активизация творческой самореализации семьи по приобщению детей к народной культуре.

 
 
 
 
 
 
 
 
Список  использованной литературы и источников.
1.Антипина Е.А «Театрализованная деятельность в детском саду» Издательство: Сфера, Серия: Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ» 2009г.  
2. Деева Н. А «Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки/ Н.А Деева .-Волоград: Учитель, 61 с.
 
3. Пушкин А.С «Сказки»  Издательство: Речь, 2018 г.
 
4. «В мире мудрых пословиц : Комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы.-Х.:Изд-во «Ранок», 2007
 
5. Ссылка на мультфильм: «Кто такой Пушкин?»
https://yandex.ru/video/preview/?text=биография%20пушкина%20мультфильм%20для%20детей&path=wizard&parentreqid=1614533756751655-726354759754741499100110-productionapphostvlawebyp-54&wiz_type=vital&filmId=12940806511351774031
6. Ссылка на статью: «Чему учат сказки  А.С Пушкина?»
https://www.rastut-goda.ru/family-council/8269-chemu-uchat-skazki-pushkina.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  • Поддержите или поддержите как пишется
  • Поделать как пишется слитно или раздельно
  • Подеду или подъеду как пишется
  • Поддержишь как пишется или поддержешь
  • Поделилась мужем с подругой рассказ