Поделить на части сказку о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс

Автор андрей измаилов на чтение 8 мин. просмотров 1 опубликовано 26.06.2021 послушайте стихотворение блока сны русская и зарубежная литература, анализ

На чтение 8 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Послушайте стихотворение Блока Сны


Русская и зарубежная литература, анализ произведений, сочинения

Analiz-stihotvoreniya-Bloka-Sny-6.jpg

Анализ стихотворения А. Блока «Сны». О каких сказках идет речь в стихе

Analiz-stihotvoreniya-Bloka-Sny-4.jpg

Анализ стихотворения А. Блока «Сны». О каких сказках идет речь в стихе

В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто бы пропитано ощущением теплоты. Автор словно переносит нас в детское состояние души. В стихотворении рассказывается о том, как маленький мальчик засыпает под нянину сказку. В произведении явно просматривается, что няня читает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С.Пушкина. Мальчику тепло и уютно «Сладко дремлется в кроватке». Ребёнок хочет как можно дольше слушать интересную сказку:

Реальность борется со сном, сказочные мотивы переплетаться с действительностью. Засыпая, ребёнок смотрит на зелёную лампадку, которую зажгла няня. Этот образ несколько раз повторяется «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей». А в сюжете сказки «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку. Он зовет мальчика:

Эти дымно-синие туманы рисует детское воображение, ребенок их видит в полусне. А в сказке всадник сражается за царевну семь дней и спасает её.

Сказка завершается благополучно, царевну освобождают.

А ребёнок засыпает: «Дремлешь? – Внемлю. Сплю. ». И последнее что он видит, перед тем как окончательно уснуть – это снова:

Похожие статьи:

Analiz-stihotvoreniya-Bloka-Sny-5.jpg

Урок литературы по стихотворениям А.Блока в 5 классе.

Тема: « Блок – детям»

Цель: Создать условия для восприятия детьми стихотворения А.Блока.

– Как вы засыпали в своем раннем детстве? Что вы помните? Какие образы представлялись вам перед сном от рассказов бабушки, мамы…?

Послушайте стихотворение А.Блока, самое яркое детское стихотворение, «Сны» (1912).

– Какие картины предстают перед вами?

Ребенок засыпает под нянину сказку, его воображение в полусне мешается с тем, что рассказывает няня, явь борется со сном, в кроватке так уютно, так сладко: « Сладко дремлется в кроватке».

– Какой образ сопровождает ребенка в сон?

Засыпая, он слушает сказку и вглядывается в луч лампадки – его в сказке нет, – и этот луч проходит по всему стихотворению: «луч лампадки, как в тумане». И « зеленый луч лампадки светит в очи ей » (царевне).

– Кто спешит на помощь царевне в сказке?

В сказке то ли богатыри, то ли рыцари – «конники в латах » спешат на помощь царевне, и один из них « манит и мчит куда-то за собой » героя и включает ребенка в сказку!

– Куда манит герой ребенка?

«За моря, за океаны он манит и мчит, / В дымно-синие туманы, / Где царевна спит».

– Что видели вы, слушая сказки?

– Сколько времени бьются в сказке конники за царевну?

– как завершается сказка?

Сказка благополучно завершается, «О тюремные засовы / Звякают ключи».

-Как засыпает мальчик?

А мальчик засыпает: «И сквозь дремные покровы / Стелятся лучи. / Дремлешь? – Внемлю. Сплю. ».

Каково его последнее движение его души перед сном?

«Луч зеленый, луч лампадки, / Я тебя люблю!».

-Какое чувство испытывает ребенок, засыпая?

Любовь к лучу лампадки, ко всему на свете. Счастье детской души.

– Что вы можете добавить к восприятию этого стихотворения?

– Что вы знаете о Вербном воскресении? Что является его символом? Послушайте стихотворение А.Блока «Вербочки»

– О каком состоянии ребенка говорится в стихотворении?

В этом стихотворении сплав разных состояний – радости от прихода весны, от ожидания праздника, Вербного воскресенья, и детской веры в Бога и в церковные обряды, впитанные с молоком матери.

– Какая главная цель ребенка, несущего веточку вербочки со свечкой?

Ребенок несет свечу из церкви домой, надо во что бы то ни стало донести ее до дому горящей, и он заклинает и дождь, и ветер не загасить ее: «Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня. ».

– Каково значение данного обряда для ребенка?

Именно для детей в этом образе огромная привлекательность.

– В каком тоне написано стихотворение? Что помогает создать этот тон?

Все стихотворение выдержано в умилительном детском уменьшительно-ласкательном тоне: свечечки и вербочки понесли домой; огонечки светятся; ветерок удаленький, дождик, дождик маленький. Да и мальчики и девочки – тоже ведь уменьшительно-ласкательные. Именно эта детская ласкательность, умиленность хорошо вписываются в этот весенний великопостный канун Вербного воскресенья.

– Каким настроением пронизано стихотворение?

Стихотворение пронизано весной, верой в Бога и желанием соблюсти этот любимый весенний обряд.

– Какие ассоциации связаны у вас с образом зайчика? Что является его символом?

Зайчик – это одна из любимых детских игрушек. Мягкий, уютный, длинноухий. Недаром Степашка – любимый персонаж «Вечерней сказки для малышей».

– С какими трудностями встречается зайка в разное время года?Какие чувства вызывает зайчик осенью?

И во времена Блока – в начале прошедшего века – так было. И зайчика так жалко, когда осенью его одолевают разные беды!

Послушайте стихотворение А.Блока «Зайчик»

– Какой зайчик в стихотворении А.Блока

– Какие чувства вызывает зайчик в этом стихотворении?

Зайчик испытывает сплошные неприятности! И здесь все полно ласки и сочувствия зайчику, такому теплому, пушистому, беспомощному.

– Чем отличаются детские воспоминания А.Блока от ваших?

  1. Проанализировать стихотворение любого автора, посвященное детям.
  2. Написать свои ощущения или воспоминания от сказок перед сном.
  3. Написать свое стихотворение или прозаический текст, подобный авторскому тексту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Открой мои книги” (урок литературы по творчеству А.Блока”

Урок вводит учащихся во внуиренний мир одного из самых загадочных поэтов начала 20 века А.Блока, знакомит с понятием “символизм”, подготавливает почву для восприятия темы “Блок и Россия”.

Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме “Завоевание Римом Италии”

Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями.

Уроки литературы по рассказу «Кавказский пленник» в 5 классе.

Урок 1. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.В первой части урока на стадии вызова учащиеся выделяют в формулировке темы ключевые с.

Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе

Урок- литературный салон в 10 классе “А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант”.

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе.

Урок литературы по теме “Вот это кот!”(5 класс)

Урок-размышление “Вот это кот!”(по рассказу К.Паустовского “Кот-ворюга”) Мини-исследование текста в форме игры “Следователи”, где учащиеяся заполняют записи в Записнуюю книжку по трем направлениям. в.

Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ в 5 классе

Тип урокаИнтегрированный урокЦель урока· организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока·.

Если снился сон про Стихи // Старинный европейский сонник

Читать стихи – утрата иллюзий (мирное соседство). Слышать – благополучие.

Анализ стихотворения Блока «Сны»

Analiz-stihotvoreniya-Bloka-Sny-3.jpg

А. А. Блок — один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока.

В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто бы пропитано ощущением теплоты. Автор словно переносит нас в детское состояние души. В стихотворении рассказывается о том, как маленький мальчик засыпает под нянину сказку. В произведении явно просматривается, что няня читает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Мальчику тепло и уютно «Сладко дремлется в кроватке». Ребенок хочет как можно дольше слушать интересную сказку:

«И пора уснуть, да жалко,

Реальность борется со сном, сказочные мотивы переплетаться с действительностью. Засыпая, ребенок смотрит на зеленую лампадку, которую зажгла няня. Этот образ несколько раз повторяется «луч лампадки, как в тумане». И «зеленый луч лампадки светит в очи ей». А в сюжете сказки «конники в латах» спешат на помощь царевне, и один из них «манит и мчит куда-то за собой» героя и включает ребенка в сказку. Он зовет мальчика:

«За моря, за океаны Он манит и мчит,

В дымно-синие туманы,

Где царевна спит. ».

Эти дымно-синие туманы рисует детское воображение, ребенок их видит в полусне. А в сказке всадник сражается за царевну семь дней и спасает ее.

«На седьмую — над царевной Светлый круг лучей».

Сказка завершается благополучно, царевну освобождают.

« И сквозь дремные покровы Стелются лучи,

О тюремные засовы Звякают ключи».

А ребенок засыпает: «Дремлешь? — Внемлю. Сплю. ». И последнее что он видит, перед тем как окончательно уснуть — это снова:

«Луч зеленый, луч лампадки,

Мальчик засыпает в состоянии полного умиротворения.

29 декабря, среда 

05:00 Дюймовочка (12+)

05:30 Грузовичок Лева (Грузовичок с мороженым) (12+)

05:35 Грузовичок Лева (17-я серия) (12+)

05:40 Грузовичок Лева (Трубоукладчик) (12+)

05:45 Грузовичок Лева (Лева и бетономешалка) (12+)

05:55 Грузовичок Лева (3-я серия) (12+)

06:00 Бобик в гостях у Барбоса (12+)

06:10 Винни-Пух и день забот (12+)

06:30 Смешарики (Профилактика) (12+)

06:35 Смешарики (Холодная война) (12+)

06:45 Смешарики (Невидимка) (12+)

06:50 Смешарики (Проект Африка) (12+)

07:00 Фиксики (Витамины) (12+)

07:05 Фиксики (Шоколад) (12+)

07:10 Фиксики (Подводная лодка) (12+)

07:20 Фиксики (Паучок) (12+)

07:30 Ювик с планеты Ю (Снеговик) (12+)

07:35 Машины-помощники (Снос сгоревшего дома) (12+)

07:40 Машины-помощники (Новый мост) (12+)

07:50 Машины-помощники (Новая горка) (12+)

08:05 Машины-помощники (Большой грузовик застрял) (12+)

08:10 Доктор Машинкова (55-я серия) (12+)

08:20 Доктор Машинкова (49-я серия) (12+)

08:30 Смешарики (Телеграф) (12+)

08:35 Смешарики (Коллекция) (12+)

08:45 Смешарики (Лили) (12+)

08:50 Смешарики (Биография зонтика) (12+)

09:00 Фиксики (Пульт) (12+)

09:05 Фиксики (Холодильник) (12+)

09:10 Фиксики (Кодовый замок) (12+)

09:20 Фиксики (Эсэмэски) (12+)

09:30 Ну, погоди! (На стадионе) (12+)

09:40 Ну, погоди! (В городе) (12+)

09:50 Ну, погоди! (В деревне) (12+)

10:00 Каникулы Бонифация (12+)

10:20 Возвращение блудного попугая (12+)

10:30 Иван Царевич и Серый Волк 3 (12+)

11:45 Новые приключения попугая Кеши (Мужество попугая Кеши) (12+)

12:00 Как казаки инопланетян встречали (12+)

12:15 Как казаки кулеш варили (12+)

12:30 Фиксики (Витамины) (12+)

12:35 Фиксики (Шоколад) (12+)

12:40 Фиксики (Подводная лодка) (12+)

12:50 Фиксики (Паучок) (12+)

13:00 Смешарики (Профилактика) (12+)

13:05 Смешарики (Холодная война) (12+)

13:15 Смешарики (Невидимка) (12+)

13:20 Смешарики (Проект Африка) (12+)

13:30 Доктор Машинкова (55-я серия) (12+)

13:40 Доктор Машинкова (49-я серия) (12+)

13:45 Машины-помощники (Снос сгоревшего дома) (12+)

13:50 Машины-помощники (Новый мост) (12+)

14:00 Машины-помощники (Новая горка) (12+)

14:15 Машины-помощники (Большой грузовик застрял) (12+)

14:25 Машина автошкола (Пожарная машина 4) (12+)

14:30 Аленький цветочек (12+)

Советский художественный фильм по мотивам известной сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Однажды зажиточный купец, собираясь в очередное заморское плавание, пообещал своим трем дочерям на выданье привезти невиданные подарки. Старшие дочери заказали себе драгоценных камней и красивых нарядов. Младшая, Аленушка, скромно попросила привезти ей аленький цветочек. Возвращаясь обратно из путешествия и везя подарки старшим дочерям, купец вспоминает про обещание Алене. Он видит остров, на котором растет невиданный цветок. Сорвав его, купец оказывается в плену у чудовища. Режиссёр: Ирина Поволоцкая 1977 г.

15:35 По следам бременских музыкантов (12+)

16:00 Фиксики (Пульт) (12+)

16:05 Фиксики (Холодильник) (12+)

16:10 Фиксики (Кодовый замок) (12+)

16:20 Фиксики (Эсэмэски) (12+)

16:30 Смешарики (Телеграф) (12+)

16:35 Смешарики (Коллекция) (12+)

16:45 Смешарики (Лили) (12+)

16:50 Смешарики (Биография зонтика) (12+)

17:00 Золотая антилопа (12+)

17:30 Грузовичок Лева (8-я серия) (12+)

17:35 Грузовичок Лева (Лева и подъемный кран) (12+)

17:45 Грузовичок Лева (59-я серия) (12+)

17:50 Грузовичок Лева (9-я серия) (12+)

17:55 Грузовичок Лева (20-я серия) (12+)

18:00 Бобик в гостях у Барбоса (12+)

18:10 Винни-Пух и день забот (12+)

18:30 Смешарики (Профилактика) (12+)

18:35 Смешарики (Холодная война) (12+)

18:45 Смешарики (Невидимка) (12+)

18:50 Смешарики (Проект Африка) (12+)

19:00 Фиксики (Витамины) (12+)

19:05 Фиксики (Шоколад) (12+)

19:10 Фиксики (Подводная лодка) (12+)

19:20 Фиксики (Паучок) (12+)

19:30 Ювик с планеты Ю (Снеговик) (12+)

19:35 Машины-помощники (Снос сгоревшего дома) (12+)

19:40 Машины-помощники (Новый мост) (12+)

19:50 Машины-помощники (Новая горка) (12+)

20:05 Машины-помощники (Большой грузовик застрял) (12+)

20:10 Доктор Машинкова (55-я серия) (12+)

20:20 Доктор Машинкова (49-я серия) (12+)

20:30 Смешарики (Телеграф) (12+)

20:35 Смешарики (Коллекция) (12+)

20:45 Смешарики (Лили) (12+)

20:50 Смешарики (Биография зонтика) (12+)

21:00 Фиксики (Пульт) (12+)

21:05 Фиксики (Холодильник) (12+)

21:10 Фиксики (Кодовый замок) (12+)

21:20 Фиксики (Эсэмэски) (12+)

21:30 Щелкунчик (12+)

22:00 Бабушкины сказки (Снежная королева) (12+)

22:10 Бабушкины сказки (Снежная королева) (12+)

22:30 Иван Царевич и Серый Волк 3 (12+)

23:45 Новые приключения попугая Кеши (Мужество попугая Кеши) (12+)

00:00 Как казаки инопланетян встречали (12+)

00:15 Как казаки кулеш варили (12+)

00:30 Фиксики (Витамины) (12+)

00:35 Фиксики (Шоколад) (12+)

00:40 Фиксики (Подводная лодка) (12+)

00:50 Фиксики (Паучок) (12+)

01:00 Смешарики (Профилактика) (12+)

01:05 Смешарики (Холодная война) (12+)

01:15 Смешарики (Невидимка) (12+)

01:20 Смешарики (Проект Африка) (12+)

01:30 Доктор Машинкова (55-я серия) (12+)

01:40 Доктор Машинкова (49-я серия) (12+)

01:45 Машины-помощники (Снос сгоревшего дома) (12+)

01:50 Машины-помощники (Новый мост) (12+)

02:00 Машины-помощники (Новая горка) (12+)

02:15 Машины-помощники (Большой грузовик застрял) (12+)

02:25 Машина автошкола (Пожарная машина 4) (12+)

02:30 Аленький цветочек (12+)

Советский художественный фильм по мотивам известной сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Однажды зажиточный купец, собираясь в очередное заморское плавание, пообещал своим трем дочерям на выданье привезти невиданные подарки. Старшие дочери заказали себе драгоценных камней и красивых нарядов. Младшая, Аленушка, скромно попросила привезти ей аленький цветочек. Возвращаясь обратно из путешествия и везя подарки старшим дочерям, купец вспоминает про обещание Алене. Он видит остров, на котором растет невиданный цветок. Сорвав его, купец оказывается в плену у чудовища. Режиссёр: Ирина Поволоцкая 1977 г.

03:35 По следам бременских музыкантов (12+)

04:00 Фиксики (Пульт) (12+)

04:05 Фиксики (Холодильник) (12+)

04:10 Фиксики (Кодовый замок) (12+)

04:20 Фиксики (Эсэмэски) (12+)

04:30 Смешарики (Телеграф) (12+)

04:35 Смешарики (Коллекция) (12+)

04:45 Смешарики (Лили) (12+)

04:50 Смешарики (Биография зонтика) (12+)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части

Класс:4

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст,развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы позна­комились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)

— Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в сло­варях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, со­вершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выра­жения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)

— Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)

— Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)

Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

III. Работа по теме урока

— Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои ца­рица и царевна.)

— Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?…» на с. 73.)

— Что вы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

— Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)

— Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душев­ные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?

Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?

зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

— Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

— Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

— Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царев­на — положительная.)

— Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» нас. 80.)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в те­реме. Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

— Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать го­лосом характеры героев.

— Составьте характеристику любого героя сказки по следу­ющему плану.

План характеристики героя сказки

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Как к герою относится автор?

6. Свое отношение к герою.

(После подготовки заслушивают несколько ответов.)

VI. Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

Как, в виде кого представлено зло?

Подумайте и распределите героев по группам: положитель­ные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таб­лицу.)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам к нос и равный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»; выписать наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к кото­рым они относятся. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Самовецкая средняя общеобразовательная школа »

Конспект урока литературного чтения

                                       А.А.Пушкин 

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».  

 Разработала:

Попова Елена Александровна

учитель 4  класса

2014г

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Класс: 4

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока:  урок закрепления изученного.

Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка, добро и зло.

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота Руставели

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

— Какой сейчас урок? Давайте проверим готовность. Какое нужно настроение, чтобы наш урок получился удачным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания учащихся) Предлагаю взять для урока такой девиз: «С малой удачи начинается успех».

Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Я желаю вам много «маленьких удач» на уроке.

II. Вступительное слово учителя

—  Ребята, сказку какого писателя мы с вами читаем? Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III. Проверка домашнего задания. (дети перечитывали сказку)

    Демонстрация слайдов. Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду. (слайд 2 – 12 ).

( Учащиеся сверяют найденное со строками после щелчка)

— Иллюстрации, которые вы посмотрели, сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 Самооценка за работу. ( листы самооценки)

IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из названия. ( Главные герои в сказке: царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём значение этого слова в словарях. (работа со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь – человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные понятия.)

— Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?)

V. Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой царевны? (Ответы учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.)

— Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть, зависть.)

— Обладает ли добрый человек такими чувствами? (Нет, эти чувства характерны для злых людей.)

— А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить)

—  И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? ( Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.)

—  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? ( С цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения «чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

—  Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна – положительная)

— Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим. ( По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

  1. Где живёт герой?
  2. Внешний облик героя.
  3. Какие поступки совершает?
  4. Какой характер у героя?
  5. Как к герою относится автор?
  6. Своё отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот вопрос.

VIII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX. Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют?

— Как автор относится к главным героям? Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

Конструкт урока литературного чтения

Павловой Марии Сергеевны

Дата: 16.10.19

Класс: 4

УМК: Школа России

Тема урока: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Деление сказки на части

Планируемые результаты

Личностные: демонстрируют сформированность уважительного отношения к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке; сформированность установки на наличие мотивации к работе на результат, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем.

Метапредметные, в том числе результаты коррекционной работы: демонстрируют регулятивные УУД (владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач; демонстрируют умение планировать/контролировать/оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации маршрутного листа); познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями анализа по родовидовым признакам/установления аналогий и причинно-следственных связей/построения рассуждений посредством заданий, предложенных учителем); коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем и умения слушать; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, посредством учебных ситуаций).

Предметные: демонстрируют знания о сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; демонстрируют первоначальные навыки раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, на основе изученной сказки составлять план текста, используя изученный материал.

Цель урока:  формирование познавательных УУД в процессе деления на части сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Задачи
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к иному мнению; умение принимать социальную роль обучающегося; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; установку на наличие мотивации к работе на результат, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем.

Коррекционно-развивающая: формировать регулятивные УУД (умение владеть способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, посредством наводящих вопросов учителя; планировать/контролировать/оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, посредством наводящих вопросов учителя); познавательные УУД (умение владеть логическими действиями анализа по родовидовым признакам/установления аналогий и причинно-следственных связей/построения рассуждений посредством заданий, предложенных учителем); коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем и умения слушать; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, посредством учебных ситуаций).

Образовательная: способствовать усвоению знаний о сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; учить демонстрировать навыки раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, на основе изученной сказки составлять план текста, используя изученный материал.

Принципы обучения

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип целостности

  • Принцип деятельности

  • Принцип научности

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

Принципы воспитания

  • Принцип гуманизации

  • Принцип демократизации воспитания

  • Принцип педагогического оптимизма

  • Принцип целенаправленности

Методы обучения и воспитания

Методы обучения

  1. По источнику получения знаний:

  • словесные: беседа, объяснение;

  • наглядные: тема, цель, план, таблица, кроссворд, парусник, иллюстрации с другими видами транспорта;

  • практические: наблюдение, заполнение таблицы, отгадывание ребусов.

  1. По уровню включения в продуктивную деятельность:

  • практический;

  • объяснительно-иллюстративный.

  1. На основе методологии целостного подхода к деятельности:
    1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
    2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
    3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

  2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение, художественное слово.

Методы воспитания

1. Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: занимательный материал, использование ИКТ-технологий; поощрение.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: парная, фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства:
Демонстрационное: презентация по теме А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, тема, цель, план урока, карта для путешествия.

Индивидуальное: учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение», 4 класс, 1 часть, тетрадь для классной работы, пенал, разрезанные изображения.

Информационные источники

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесёнными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643; приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598.
2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Текст]: одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г.
N 4/15).

3.Рабочая программа учебного предмета “Литературное чтение” школы №27 с интернатом, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской федерации” (с изменениями и дополнениями), с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (с изменениями и дополнениями), примерной основной образовательной программой начального общего образования, расположенной на сайте “Реестра примерных основных программ Министерства образования и науки РФ”, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15).
4.Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ . Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина – М. : Просвещение, 2015. – 223 с.: ил. — (Школа России). —
ISBN 978-5-09-035620-6.
5.Литературное чтение 4 класс 1 часть Климанова, Горецкий, Голованова, Виноградская, Бойкина [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. (1 файл). – Режим доступа: https://znayka.pro/uchebniki/4-klass/literaturnoe-chtenie-4-klass-1-chast-klimanova-goretskij-shkola-rossii/

6.Яндекс картинкаи. – Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&from=tabbar

Тип урока: комбинированный урок.

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач. (9 мин)

  3. Решение проблемы. (20 мин)

  4. Первичное закрепление. (5 мин)

  5. Информация о домашнем задании. (2 мин)

  6. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). (2 мин)

Итог: 40 минут

Макет доски

Тема: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Цель:
Деление на части сказки А.С.Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

План:

1. Отправиться в путешествие .

2. Вспомнить сказку.
3. Разделить сказку на части.

16 октября
Классная работа

Карта

Д.з. пересказ по плану.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Задачи

Собрать внимание детей и с мотивировать их на предстоящую деятельность.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа, объяснение.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: использование ИКТ-технологий; поощрение.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверим готовность к уроку. У вас на парте лежит: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Если вы готовы – присаживайтесь. (Присаживаются)


-И чтобы настроиться на урок решим небольшой ребус.
hello_html_18854fa1.jpg

-Кто уже знает ответ? (сказка) Верно! Это сказка!
-Поспеши скорее друг, в книгу сказок заглянуть!

Ждет тебя море чудес, счастье, радость и успех!

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Напомните, какую сказку вы читали на предыдущих уроках литературного чтения? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») (название вывешивается на доску)

Личностные (демонстрируют умение принимать социальную роль обучающегося)

Познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями сравнения, посредством заданий, предложенных учителем); Коммуникативные УУД (готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; излагать свое мнение и оценку событий, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем).

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задачи:

Актуализировать знания о биографии А.С. Пушкина. С мотивировать на предстоящее путешествие. Вписать недостающие слова в маршрутные листы. Рассмотреть и обсудить карту.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа, объяснение; наглядные: план, кроссворд; практические: наблюдение, отгадывание кроссворда.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический; объяснительно-иллюстративный
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение, художественное слово.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: занимательный материал, использование ИКТ-технологий; поощрение.

-Ребята, а вы знаете кто такой А.С.Пушкин? Я знаю, что вы уже не раз говорили о творчестве А.С. Пушкина и уверена, что кое-что запомнили. Поэтому я подготовила для вас вопросы и думаю, что вы с легкостью ответите на них.

1. В каком городе родился А.С.Пушкин?

Ответ: в Москве

2. Какое самое любимое занятие было у Пушкина в детстве?

Ответ: чтение

3.От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?  

Ответ: от няни Арины Родионовны

-Молодцы, на все вопросы ответили верно!

— Еще с самого детства мне запомнились сказки Александра Сергеевича Пушкина, они особенные, удивительные, ни один человек не пройдет мимо этих интереснейших произведений. А все потому, что Александр Сергеевич – великий человек. Именно поэтому в его творчестве столько волшебных и прекрасных сказок.

И сегодня мы с вами продолжим путешествие по страницам «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

-Чтобы путешествие было удачным, у каждого путника должен быть маршрут путешествия. Посмотрите, у вас на партах, у каждого есть такой маршрут, придвиньте к себе, рассмотрите.

В маршруте путешественника

План:

  1. Вспомнить содержание сказки.

  2. Разделить сказку на части.

  3. Составить план сказки.

Пункт назначения:

Достопримечательности:

Но, вот незадача, по пути к вам, я попала под дождь и некоторые слова размылись, нужно их восстановить, как думаете, справимся вместе? (на доске: содержание, на части, план) На доске слова, которые размылись дождем. Я не помню, в каком порядке они были записаны. Попробуйте выбрать нужное слово и вписать в пропуск. Как вы думаете, какое слово подойдет в первый пункт? (содержание) Да, думаю это верно. Прочтите предложение. Подходит слово? (да) Отлично. Какое слово подойдёт во второй пункт? (на части) Прочтите. Получилось связанно? (да) Замечательно. Выполняем дальше. Что осталось вписать? (план) Это будет самым главным пунктом нашего плана. Чтобы не забыть каждую часть сказки, мы будем вписывать в такой пункт, как «Достопримечательности» .

(скрип корабля)

-Ребята, вы слышите? Кажется к нам что-то приближается… Посмотрите, это же летучий корабль! (СЛАЙД )

-А на нем послание: «Друг, отправляйся на мне в путь! В сказку поспешим скорей, ну же – не робей! Но чтобы взмыть мне в небеса, нужна небесная тропа. Наносят на бумагу маршруты и места. Как же называется она?»

-Ребята, как называется бумага, на которой зафиксированы места и маршруты путешествия? (карта) Вы такие внимательные и смогли разгадать такую сложную загадку!

— Смотрите, ребята, появилась ещё одна надпись: «Держите карту друзья, доставлю вас куда угодно я!» (учитель достает карту)

-Посмотрите на карту. Как вы думаете, что нас ждет в этом интересном приключении?

-Ребята, корабль приготовил для нас целое путешествие, да ещё и с заданиями. Давайте же отправимся в полет.

Приготовились, закрыли глаза, сейчас мы взлетим в воздух! Держитесь крепче за стул, мы взлетаем! (звук ветра)

Личностные (демонстрируют сформированность уважительного отношения к иному мнению; умение осваивать социальную роль обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке)

Регулятивные УУД (владеют способностью принимать цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, посредством наводящих вопросов учителя; демонстрируют умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, посредством наводящих вопросов учителя); Познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями сравнения/анализа по родовидовым признакам/установления аналогий и причинно-следственных связей /отнесения к известным понятиям, посредством заданий, предложенных учителем); Коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника и вести диалог, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого имеют свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; излагают свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем).

3.Решение проблемы

Задачи:

Выполнить артикуляционную гимнастику. Вспомнить содержание сказки. Обсудить каждую смысловую часть сказки и дать ей название, зафиксировать в маршрутный лист.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа, объяснение; наглядные: тема, цель, таблица; практические: наблюдение, заполнение таблицы.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
практический; объяснительно-иллюстративный
На основе методологии целостного подхода к деятельности: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: занимательный материал, использование ИКТ-технологий; поощрение.

-Смотрите, в небе очень густое облако, и оно мешает нам пролететь. Сквозь него ничего невидно! Надо его сдуть! Но чтобы дуть как настоящий ватер, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.

1.Выполним упражнение заборчик. Улыбнемся широко и покажем свои зубки. Так сделаем 10 раз.

2.Теперь сделаем упражнение трубочка. Вытянем губы в трубочку. Почувствуйте напряжение в губах. Сделаем так 10 раз.

3.Теперь поочередно будем делать заборчик и трубочку. Повторим 10 раз.

-Теперь давайте подуем сильно на это облако и оно развеется! Отлично!

Благодаря тому, что вы так дружно и активно выполняли упражнения облако развеялось.

-За ним пряталось изображение. (Царица тоскуя сидит у окна и ждет своего царя)

-Ребята, а вы знаете кто это? (царица) Что она делает? (смотрит в окно) А зачем она смотрит? Может она кого-то ждет? (Царица ждет царя).

Давайте откроем учебник на странице (___) и прочтем начало сказки до строки «И к обедне умерла.». (чтение сказки по цепочке) Как вы думаете, как эту смысловую часть можно назвать? Какое радостное событие здесь произошло? (рождение дочери) А какое событие стало печальным известьем? (смерть царицы) Значит как мы назовем эту смысловую часть? (Рождение дочери и смерть царицы) Отлично, это был первый пункт на нашей карте. Поставим галочку – это будет значить, что мы побывали на этом пункте. Теперь запишите название этой части. («Рождение дочери и смерть царицы» вывешивается на доску)

-Мы отправляемся дальше. (звук ветра)

(На слайде появляется зеркало)

-Ребята, кому принадлежал этот предмет? (мачехе) Зачем он нужен ей? (любоваться собой) Что спрашивала мачеха у зеркала? («Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?») Когда появляется мачеха в сказке? После какого события? (после смерти царицы) Можно ли назвать эту часть сказки «Мачеха»? (да) Это был наш второй пункт на карте! Давайте отметим на карте галочкой и запишем название этой части в маршрутный лист, в достопримечательности. Двигаемся дальше. (звук ветра)

-Ребята, а следующие пункты нашего назначения в виде свитков. Перед вами три свитка: синий, красный и желтый. Те кто сидят на первом ряду читают свиток синего цвета, те, кто на втором ряду читают свиток красного цвета, а те кто сидят на 3 ряду, читают свиток желтого цвета.

-Ваша задача прочитать отрывки из сказки и дать название. Если нужна будет моя подсказка, то обращайтесь ко мне.

«Молодая царевна»

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.»

«Чернавка»

«Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась,

И до смерти испугалась,

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя».

«Семь богатырей»

«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.»

-Первый ряд, вы прочитали эти строки? О ком идет речь в данной части? (о молодой царевне) Что с ней произошло? (она похорошела) Как мы можем назвать данную часть? (молодая царевна) Отлично.

-Записываем в маршрутный лист.

-Второй ряд, вы прочитали эти строки? Какой персонаж здесь является ключевым? (чернавка) Почему она повела царевну в лес? (потому что мачеха позавидовала красоте царевны молодой и приказала увести её) Если чернавка является ключевым персонажем, то как можно назвать эту часть? (чернавка) Я тоже так считаю!

-Записываем в маршрутный лист.

-Третий ряд, о чем шла речь в этом отрывке? (о семи богатырях) Кто пришел к ним в дом? (царевна) Почему они её приняли? (потому что они благородные и добрые) Значит как можно назвать эту часть если речь шла о семи богатырях? (семь богатырей)

-Записываем в маршрутный лист.

Мы справились и с этим заданием, отметим на карте галочкой, что преодолели три свитка. Двигаемся дальше! (звук ветра)

-Следующий пункт нашего путешествия называется «Мачеха узнает правду». Вспомните, какую правду узнала мачеха? (Молодая царевна жива) Сейчас я прочту вам смысловую часть, ваша задача слушать внимательно, т.к. потом я буду задавать вопросы.

Между тем царица злая,

Про царевну вспоминая,

Не могла простить ее,

А на зеркальце свое

Долго дулась и сердилась;

Наконец об нем хватилась

И пошла за ним, и, сев

Перед ним, забыла гнев,

Красоваться снова стала

И с улыбкою сказала:

«Здравствуй, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет;

Но живет без всякой славы,

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? и в чем!..»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

-Как мачеха узнала, что царевна молодая жива? (от зеркало) Что ей зеркало сказало? («Ты прекрасна, спору нет; Но живет без всякой славы, Средь зелёные дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей».) Кого мачеха возненавидела, за то что царевна жива? (чернавку) Почему он её возненавидела? (потому что она не оставила царевну в лесу умирать) Как вы думаете, верно ли назван наш пункт? Связан ли он с этой смысловой частью? (да) Тогда запишем название пункта себе в маршрутный лист. Отлично, отправляемся дальше. (звук ветра)

(на слайде красное яблоко) Ребята, смотрите. Какое вкусное и красивое яблоко. Может из этой сказки? (на слайде царевна лежит на лавке)

Ребята, что случилось с царевной? Может она отравилась? Чем она отравилась? Значит яблоко было какое? (отравленное) А кто дал это яблоко? (старуха) За что старуха дала яблоко царевне? (за кусок хлеба) А старуха ли была на самом деле? (злая мачеха) Верно ребята. Кто пытался помешать тому, чтобы мачеха дала яблоко царевне? (пес) Но все таки мачеха дала молодой царевне отравленное яблоко. Значит как мы можем назвать эту часть? (отравленное яблоко) Отлично, мы разгадали секрет этого яблока. Запишем название этого пункта себе в маршрутный лист. Отправляется дальше в наш путь. (звук ветра)

Личностные (демонстрируют сформированность уважительного отношения к иному мнению; умение осваивать социальную роль обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке; сформированность установки на наличие мотивации к работе на результат, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем)

Регулятивные УУД (сохраняют цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, посредством наводящих вопросов учителя; контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, посредством наводящих вопросов учителя); Познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями сравнения/анализа/синтеза/обобщения/классификации по родовидовым признакам/установления аналогий и причинно-следственных связей/построения рассуждений/отнесения к известным понятиям, посредством заданий, предложенных учителем); Коммуникативные УУД (слушают собеседника и ведут диалог, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем).

Предметные: продолжают знакомство со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; умеют раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста;

4.Первичное закрепление
Задачи:
Продолжить путешествие по карте, обсуждая смысловые части сказки в виде изображений. Дать название событиям произошедшим на данных изображениях. Зафиксировать названия смысловых частей в маршрутный лист.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа, объяснение; практические: наблюдение.
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: использование ИКТ-технологий; поощрение.

-Посмотрите ребята, следующее три пункта в виде изображений, но они разрезаны на разные кусочки. Давайте их соберем и узнаем, что за изображения. Посмотрите ребята, это эпизоды из сказки. Попробуйте друг другу в паре рассказать о том, что тут происходит и дать название эпизоду.

  • Хрустальный гроб. Царевна спит в хрустальном гробу.

  • Елесей. Царевич Елесей обнимает царевну. а вокруг осколки хрустального гроба

  • Смерть мачехи и свадьба. Молодые идут рука об руку и на них сыплются цветы

-Ребята, вы справились с этим заданием? Миша и Катя, расскажите, что происходит в данном эпизоде и как вы его назвали. Отлично! (так же точно с 2 и 3 рядом) Давайте запишем названия этих пунктов у себя в маршрутный лист. И отметим на карте галочкой какие места мы посетили.

-Мы справились со всеми заданиями. (на слайде)

  1. Рождение дочери и смерть царицы.

  2. Мачеха.

  3. Молодая царевна.

  4. Чернавка.

  5. Семь богатырей.

  6. Мачеха узнает правду.

  7. Отравленное яблоко.

  8. Хрустальный гроб.

  9. Елесей.

  10. Смерть мачехи и свадьба.

-Итак, смотрит в наш маршрут путешественника. Что же мы планировали делать? (вспомнить содержание сказки, разделить сказку на части, составить план сказки) Мы вы полнили первый пункт? Если да то отметим галочкой. Мы разделили сказку на части? (да) И что же мы составили, благодаря тому, что разделили сказку на части? (план) Значит какие пункты мы выполнили? (второй и третий) Отметим галочкой! Отлично!

-Ребята, наша путешествие подошло к концу. Возвращаемся в класс. (звук ветра)

Личностные (демонстрируют сформированность уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке; сформированность установки на наличие мотивации к работе на результат, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем)

Регулятивные УУД (владеют способностью сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, посредством наводящих вопросов учителя; демонстрируют умение контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, посредством наводящих вопросов учителя); Познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем; владеют логическими действиями анализа, посредством заданий, предложенных учителем); Коммуникативные УУД (слушают собеседника и ведут диалог, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем).

Предметные: продолжают знакомство со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; умеют раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста;

5.Информация о домашнем задании

Задача:

Дать информацию о домашнем задании и проинструктировать выполнение.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа, объяснение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.

-Так как мы проделали с вами такую трудную работу и поделили сказку на части, дома вам нужно будет подготовить пересказ, опираясь на этот план. Ребята, пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. А соблюдать последовательность, вам поможет план, который мы записали в маршрутных листах.

-Запишите в дневники задание на ________________________. Подготовить пересказ по плану. (на доску вывешивается листок с надписью «Д.з.: Подготовить пересказ по плану». )

-Что нужно сделать дома?

Личностные (демонстрируют умение осваивать социальную роль обучающегося, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем)

Регулятивные УУД (владеют способностью сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, посредством наводящих вопросов учителя).

6.Рефлексия
Задачи:
подвести итог урока, провести рефлексию деятельности.

Методы обучения
По источнику получения знаний: словесные:
беседа, объяснение.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
объяснительно-иллюстративный
На основе методологии целостного подхода к деятельности:
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение.
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: использование ИКТ-технологий; поощрение.

-Вот и подошел к концу наш урок. Но чтобы проверить себя, как вы поработали на уроке ответим на вопросы зеркальцу.

  1. Какую сказку вы изучили? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  2. Кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин)

  3. Какой результат путешествия у вас получился? Какую сложную работу мы смогли проделать со сказкой? (поделили её на части)

-Мы ответили на все вопросы зеркальца! Можете себя похвалить.

-А что было для вас интересным сегодня на уроке? Что больше всего запомнилось? Понравилось ли вам путешествие?

-Отлично! Сейчас бы я хотела поблагодарить вас за вашу работу, без вас ничего не получилось! Вы были активными, старались и у вас все получилось. Я очень была рада, тому как активно работал первый(второй, третий) ряд. Сегодня очень хорошо поработали на уроке Саша, Даша и Настя. Мне было приятно с вами работать, до свидания.

Личностные (демонстрируют сформированность уважительного отношения к иному мнению, посредством учебных ситуаций, предложенных учителем)

Регулятивные УУД (демонстрируют умение оценивать учебные действия, посредством наводящих вопросов учителя); Познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной форме, предложенных учителем; владеют логическими действиями анализа, посредством заданий, предложенных учителем); Коммуникативные УУД (слушают собеседника и ведут диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, посредством взаимодействия с одноклассниками и учителем во время урока; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий).

  • Поделки из пластилина к сказке по щучьему велению
  • Поделка к сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Поддержите или поддержите как пишется
  • Поделать как пишется слитно или раздельно
  • Подеду или подъеду как пишется