Под лицо все к лицу как правильно пишется

Общее описание иностранные граждане, приехавшие в россию, должны встать на миграционный учет. для этого необходимо в течение 7 рабочих дней

Общее описание

Иностранные граждане, приехавшие в Россию, должны встать на миграционный учет. Для этого необходимо в течение 7 рабочих дней подать уведомление о прибытии в место пребывания. Сделать это можно в подразделении ГУ МВД России по г. Санкт Петербургу и Ленинградской области, в отделении МФЦ или почтовом отделении.

Исключение составляют:

  • граждане Украины и Республики Беларусь — им дается 90 дней, чтобы встать на учет;
  • граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики — 30 дней;
  • граждане Республики Таджикистан — 15 дней;
  • высококвалифицированные специалисты и члены их семей — 90 дней.

После окончания указанного срока в течение 7 рабочих дней нужно подать в МФЦ, отделение почтовой связи или ГУ МВД России по г. Санкт Петербургу и Ленинградской области уведомление о прибытии в место пребывания.

В период с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством приостановлено течение сроков:

  • действия постановки на учет на временное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками.

Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 включительно обратиться в территориальные органы МВД России с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.


Полное наименование:

Государственная услуга по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Результат предоставления

  1. Постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
  2. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания.

Срок предоставления

  1. Проставление отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, осуществляется Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт‑Петербургу и Ленинградской области, администрацией гостиницы, подразделением МФЦ или организацией федеральной почтовой связи незамедлительно по принятии от заявителя уведомления о прибытии, проверки точности изложенных в нем сведений и наличия необходимых документов.
  2. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в течение 3 рабочих дней после получения подразделением по вопросам миграции подтверждающих убытие иностранного гражданина из места пребывания сведений или необходимых документов.

Стоимость

Бесплатно.

Заявители

  1. Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Федеральный закон). В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства.
  2. Иностранный гражданин, подлежащий постановке на учет по месту пребывания в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона.
  3. Законный представитель иностранного гражданина, не достигшего 18‑летнего возраста или признанного судом недееспособным (ограниченно дееспособным).
  4. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, обладающие правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, и подлежащие регистрации по месту жительства.

Не подлежат учету по месту пребывания:

  • главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;
  • иностранные граждане или лица без гражданства — моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации на срок более 3 дней вне основного состава своих экипажей);
  • иностранные граждане или лица без гражданства — моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан или лиц без гражданства на экскурсии в населенные пункты на срок не более 24 часов;
  • иностранные граждане или лица без гражданства — члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;
  • иные иностранные граждане или лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более 7 дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан или лиц без гражданства в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в МФЦ.

    Физические лица, представители больниц, учреждений УФСИН — по территориальному принципу (только в МФЦ по адресу регистрации получателя услуги).

  2. Подает уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания по форме (уведомление о прибытии) и необходимые документы.
  3. Получает отрывную часть бланка уведомления о прибытии.

Основания для приостановления и отказа в предоставлении государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявлений заявителей о предоставлении государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист МФЦ:

  1. Проверяет представленные документы и их копии, а также наличие оснований для отказа в приеме документов к рассмотрению.
  2. В случае наличия технической возможности представления МФЦ уведомления о прибытии в подразделение по вопросам миграции в виде электронного документа бланк данного уведомления заполняется заявителями в одном экземпляре, который вместе с прилагаемыми документами хранится в МФЦ в течение 1 года.
  3. В случае отсутствия технической возможности представления уведомления о прибытии в виде электронного документа бланк уведомления о прибытии заполняется в двух экземплярах, один из которых вместе с прилагаемыми документами направляется подразделением МФЦ в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на бумажном носителе, а второй хранится в МФЦ в течение 1 года.
  4. Если в результате проверки выявлено одно или несколько оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отказывает заявителю в их приеме и выдает справку с указанием оснований отказа.
  5. При отсутствии оснований для отказа в приеме уведомления о прибытии и прилагаемых к нему документов к рассмотрению после сверки сведений, указанных в уведомлении о прибытии, с представленными документами незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления.

II. Выдача заявителю результата предоставления государственной услуги

Специалист МФЦ:

  • Возвращает заявителю отрывную часть бланка уведомления о прибытии с проставленной отметкой о приеме уведомления незамедлительно после проставления указанной отметки.

Документы

Документы, представляемые заявителем

А) Во всех случаях

  1. Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания по форме. Распечатать бланк уведомления заявитель может с сайта https://78.мвд.рф/ms.
  2. Документ, удостоверяющий личность лица, подающего уведомление о прибытии.

    В случае если принимающей стороной является постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин, дополнительно предоставляется вид на жительство.

    В случае, если собственником жилого помещения, заявленного местом пребывания иностранного гражданина, является несовершеннолетний дополнительно предоставляется документ, подтверждающий полномочия законного представителя несовершеннолетнего гражданина, от имени которого подается уведомление (свидетельство о рождении, акт органов опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства).

    В случае, если принимающей стороной является организация, дополнительно предоставляется документ, подтверждающий полномочия лица, подающего уведомление (доверенность, приказ о назначении и др.).

  3. Заявление в произвольной форме об изменении сведений об иностранном гражданине — в случае изменения персональных данных иностранного гражданина или сроков его пребывания в Российской Федерации. Заявление адресуется на имя начальника отдела (отделения) по вопросам миграции У(О)МВД по району г. Санкт‑Петербурга.
  4. Копия отрывной части предыдущего уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания — в случае, если с момента въезда в РФ иностранный гражданин уже был поставлен на миграционный учет.
  5. В случае обращения в качестве принимающей стороны иностранного гражданина или лица без гражданства в обязательном порядке предоставляется нотариальный перевод документа, удостоверяющего личность (в случае отсутствия в нем информации (страницы с персональными данными) на русском языке).

Б) Перечень документов, представляемых иностранным гражданином

  1. Копия миграционной карты иностранного гражданина, прибывшего в РФ в визовом или безвизовом порядке (кроме граждан Республики Беларусь вне зависимости от срока пребывания в РФ, а также граждан государств — участников ЕврАзЭС (Армения, Казахстан, Киргизия) прибывших на срок до 30 календарных дней при предъявлении документа, удостоверяющего личность, содержащего отметку о въезде в Российскую Федерацию, постоянно или временно проживающих иностранных граждан (т.е. имеющих РВП или ВНЖ)), в том числе на каждого несовершеннолетнего иностранного гражданина, прибывшего по паспорту (вписанным) одного из законных представителей.

    В случае продления срока пребывания в РФ органом миграционного учета — копия лицевой и оборотной стороны со штампом органа миграционного учета о продлении срока пребывания в РФ.

    Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, подлежит переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть нотариально засвидетельствована в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

  2. Копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение.
  3. Копия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, а для членов его семьи — копия акта гражданского состояния, подтверждающего родство (свидетельства о браке или свидетельства о рождении), — при обращении высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи. Документы, выполненные на иностранном языке, без дублирования в них записей на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть нотариально засвидетельствована в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В) Перечень документов, представляемых принимающей стороной

Постоянно или временно проживающие в РФ (имеющие вид на жительство (ВНЖ) или разрешение на временное проживание (РВП)) и не зарегистрированные по месту жительства в Санкт‑Петербурге дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность:
    • иностранного гражданина;
    • лица без гражданства (при наличии).
  2. Принимающей стороной в обязательном порядке предоставляются копии всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (непредставление копий всех заполненных страниц влечет невнесение информации об иностранном гражданине в государственную информационную систему миграционного учета), И
  3. Копия вида на жительство (ВНЖ) — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства (ВНЖ, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность), ИЛИ
  4. Копия разрешения на временное пребывание (РВП), оформленного в виде:
  • отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • заверенной печатью МВД отметки на отдельном листе;
  • в виде документа, выданного лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Имеющие свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу дополнительно предоставляют:

  1. Копия свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу.
  2. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, при наличии (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц).
  3. Копия миграционной карты иностранного гражданина.

Признанные беженцами либо являющиеся лицами, которым предоставлено временное убежище на территории РФ дополнительно предоставляют:

  1. Копия удостоверения беженца или копия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина.

Временно пребывающие в РФ в визовом порядке дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии только заполненных страниц).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина, в том числе на каждого несовершеннолетнего иностранного гражданина, прибывшего по паспорту законного представителя (вписанным в паспорт законного представителя).

Временно пребывающие в РФ в безвизовом порядке дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц, и страниц, имеющих отметки пограничных органов).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина (кроме граждан Республики Беларусь вне зависимости от срока пребывания в РФ, а также граждан государств — участников ЕАЭС (Армения, Казахстан, Киргизия), прибывших на срок до 30 суток при предъявлении документа, удостоверяющего личность, содержащего отметку о въезде в Российскую Федерацию), в том числе на каждого несовершеннолетнего иностранного гражданина, прибывшего по паспорту законного представителя (вписанным в паспорт законного представителя)).

    В случае продления срока пребывания в РФ органом миграционного учета — копия лицевой и оборотной стороны со штампом органа миграционного учета о продлении срока пребывания в РФ, в том числе с отметкой о принятии заявления у иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на временное проживание.

  3. В случае обращения за постановкой на миграционный учет граждан Украины, проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, на срок более 90 суток (представляется один из документов):
    • копия паспорта гражданина Донецкой или Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР);
    • копия иностранного паспорта гражданина Украины с отметкой о регистрации на территориях, подконтрольных ДНР или ЛНР;
    • копия национального заграничного паспорта гражданина Украины с приобщением копии документа, выданного компетентными органами ДНР или ЛНР, подтверждающего факт постоянного проживания на территории Донецкой или Луганской Народных Республик.
  4. Для граждан, въехавших на основании персонифицированной карты зрителя (другие наименования: ПКЗ, паспорт болельщика, FAN ID), — копия заламинированного бланка ПКЗ или копия персонифицированной карты зрителя в форме электронного документа.

Высококвалифицированные специалисты, прибывающие в безвизовом порядке, и члены их семей дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц, и страниц, имеющих отметки пограничных органов).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина (кроме граждан Республики Беларусь вне зависимости от срока пребывания в РФ, а также граждан государств — участников ЕврАзЭС (Армения, Казахстан, Киргизия) прибывших на срок до 30 суток при предъявлении документа, удостоверяющего личность, содержащего отметку о въезде в Российскую Федерацию).
  3. Копия разрешения на работу высококвалифицированного специалиста, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке.
  4. Копии документов, подтверждающих родство — свидетельства о рождении, свидетельства о браке, в случае если иностранные граждане являются членами семьи высококвалифицированного специалиста.
  5. Документы, выполненные на иностранном языке, без дублирования в них записей на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть нотариально засвидетельствована в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Несовершеннолетние иностранные граждане, родившиеся на территории Российской Федерации дополнительно предоставляют:

  1. Копия свидетельства о рождении, выданного в Российской Федерации.
  2. Копия отрывной части уведомления о прибытии законного представителя несовершеннолетнего иностранного гражданина.

Иностранный гражданин — трудящийся государства‑члена Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) или член его семьи дополнительно предоставляют:

  1. Копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (принимающей стороной могут быть представлены копии всех страниц или копии всех заполненных страниц).
  2. Копия миграционной карты иностранного гражданина (кроме граждан Республики Беларусь вне зависимости от срока пребывания в РФ).
  3. Копия трудового или гражданско‑правового договора, заключенного трудящимся государства‑члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации.
  4. Копии документов, подтверждающих родство (свидетельства о рождении, свидетельства о браке) — в случае, если иностранные граждане являются членами семьи трудящегося государства‑члена ЕАЭС.

Дополнительные документы, подтверждающие правовые основания постановки на миграционный учет иностранного гражданина по адресу, указанному в уведомлении:

  1. Для юридических лиц:
    • при постановке иностранных граждан на миграционный учет по адресу организации юридическое лицо вправе не приобщать к уведомлению о прибытии копию документа, подтверждающего право владения жилым или иным помещением, адрес которого указан в уведомлении;
    • постановка на учет НЕ по юридическому адресу юридического лица — копия свидетельства о праве собственности на жилое или иное помещение, или выписка из ЕГРН, копия договора аренды, субаренды, других документов, подтверждающих право юридического лица на данное помещение. Постановка на учет осуществляется на срок, не превышающий срок действия договора аренды, субаренды (кроме договоров, предусматривающих пролонгацию, и договоров, заключенных на неопределенный срок).
  2. Для физических лиц:
  • постановка на учет по месту постоянной регистрации принимающей стороны (физического лица) — дополнительные документы не требуются;
  • постановка на учет не по месту постоянной регистрации принимающей стороны (физического лица) — копия свидетельства о праве собственности на жилое или иное помещение, или выписки из ЕГРН, копия договора, копия нотариально удостоверенной доверенности (с правом распоряжения помещением в части его передачи третьим лицам для проживания). Постановка на учет осуществляется на срок, не превышающий срок действия доверенности.

Основания для отказа в приеме документов:

  • нарушение установленных требований к форме и содержанию уведомления о прибытии, в том числе если текст уведомления о прибытии не поддается прочтению или в нем имеются исправления (в соответствии с п. 51.1 административного регламента);
  • отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено административным регламентом (в соответствии с п. 51.2 административного регламента);
  • истечение срока действия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, в отношении которого подается уведомление о прибытии (в соответствии с п. 51.3 административного регламента)

Документы, выдаваемые заявителю

  • Отрывная часть бланка уведомления о прибытии.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Порядок обжалования

Заявитель вправе обратиться с жалобой на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц подразделения по вопросам миграции, предоставляющего государственную услугу (жалоба), в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Жалоба подается в подразделение по вопросам миграции, предоставляющее государственную услугу.

В случае если обжалуются решения руководителя (начальника) или заместителя руководителя (начальника) подразделения по вопросам миграции, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается вышестоящему должностному лицу.

Жалоба подается:

  1. На решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на районном уровне, — руководителю (начальнику) территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне.
  2. На решения, принятые подразделением по вопросам миграции на региональном уровне, — руководителю (начальнику) территориального органа МВД России на региональном уровне либо в ГУВМ МВД России.
  3. На решения, принятые руководителями территориальных органов МВД России на районном уровне, — руководителю (начальнику) территориального органа МВД России на региональном уровне.
  4. На решения, принятые руководителями (начальниками) территориальных органов МВД России на региональном уровне, — Министру внутренних дел Российской Федерации либо заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Едином портале, на сайте МВД России и сайтах территориальных органов МВД России в сети «Интернет», а также на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги.

Законодательство

Федеральное законодательство

Административный регламент

Частые вопросы

На срок, не превышающий срока действия вида на жительство и документа, удостоверяющего его личность.

Высококвалифицированным специалистам и членам их семей, зарегистрированным по месту жительства (поставленным на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, дается 30 дней для постановки на учет при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации.

Похожие услуги

Последнее обновление информации : 01.12.2021

В конце 2020 года в России ужесточили законодательство об иностранных агентах. Если раньше своеобразное “клеймо” (а вместе с ним и множество обязанностей) получали только некоммерческие организации и иностранные СМИ, то теперь к ним добавились еще незарегистрированные общественные объединения и просто конкретные люди. Вместе с директором и ведущим юристом Центра защиты прав СМИ Галиной Араповой подробно разбираемся, что может стать причиной включения СМИ или человека в реестры СМИ-иноагентов или физлиц-иноагентов и какие санкции предусмотрены законодательством.

1. КТО ТАКИЕ ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ?

В широком понимании словосочетание «иностранный агент” стоит в одном ряду с понятиями “шпион”, “разведчик”, “представитель спецслужб другого государства”. То есть это — иностранный гражданин, который активно представляет интересы другого государства в какой-либо стране, зачастую при отсутствии дипломатического иммунитета. В российском же законодательстве этот термин используют по отношению к собственным гражданам.

Впервые понятие “иностранный агент” появилось в 2012 году в законе “О некоммерческих организациях” и относилось оно к НКО, которые:

а) получают иностранное финансирование (деньги или имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д.);

б) участвуют в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников.

Сейчас термин “иностранный агент” начали применять не только к некоммерческим организациям, но и к СМИ, а также к людям.

Итак, согласно российскому законодательству есть три разновидности статуса “иностранный агент”:

  • некоммерческие организации и незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента (реестр),
  • иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: организации и люди (реестр),
  • физлица-иностранные агенты.

Человек (в зависимости от своих действий) может получить статус либо иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента, либо физического лица — иностранного агента. В этой рекомендации мы разбираем подробно именно эти два статуса.

2. КТО МОЖЕТ ПОПАСТЬ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ СМИ — ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ?

Термин “иностранные СМИ — иностранные агенты” содержится в статье 6 Закона РФ “О СМИ”. Согласно закону иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, могут быть признаны:

  1. Иностранное юридическое лицо,
  2. Иностранная структура без образования юрлица независимо от организационно-правовой формы,
  3. Физическое лицо.

Есть два пути попадания в этот реестр.

ПЕРВЫЙ

Согласно части 3 статьи 6 Закона РФ “О СМИ” человек или организация признаются “СМИ-иностранным агентом” в случае, если отвечают двум критериям:

  • Распространяют печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц (в том числе и в интернете, например, в онлайн-СМИ или в соцсетях). К распространению относится не только публикация оригинального поста, но и репост.
  • Получают деньги или имущество из иностранных источников. Причем, цель получения этих денег не указывается. Это может быть даже перевод от родственников в качестве подарка на день рождения. Сумма тоже не важна.

К иностранным источникам в этом случае относятся:

  1. Иностранные государства и государственные органы;
  2. Международные и иностранные организации;
  3. Иностранные граждане;
  4. Лица без гражданства и уполномоченными ими лица;
  5. Российские юрлица, которые получают деньги или имущество от вышеперечисленных источников.

ВТОРОЙ

Согласно части 7 статьи 6 Закона “О СМИ”  человек или российское юрлицо может быть признан иностранным агентом и внесен в реестр иностранных СМИ-иноагентов, если одновременно:

  • публично распространяет сообщения и материалы, созданные иностранным СМИ — иностранным агентом (или зарегистрированным им российским юрлицом), или участвует в создании таких материалов;
  • получает иностранное финансирование (деньги или имущество).

Получается, что иноагентом может быть признан человек (или организация), который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы (например, журналистские расследования),  предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника.

К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов. К ним добавляются только деньги или имущество от самих иностранных СМИ — иностранных агентов и юрлиц, учрежденных ими. Таким образом этот пункт накрывает всех журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ-иноагентами.

Потенциально сюда могут относиться, например, зарплаты штатных сотрудников иностранных СМИ, признанных иностранными агентами, выплаты по договорам, банковские переводы, переводы на мобильные телефоны, а также компенсации транспортных или других расходов на участие в международных мероприятиях, покупка или предоставление для работы оборудования и т.д.

3. ЧТО ТАКОЕ “СООБЩЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ”?

К ним относятся:

  • любой текст, видео, аудио, подкаст, книга, брошюра, программа семинара, публикация в научном зарубежном журнале и т.д.,
  • собственный пост в соцсетях,
  • репост чужого сообщения,
  • публикация материала в СМИ,
  • комментарий в соцсетях под чужим постом,
  • публикация и распространение любого информационного материала (за таковые признавали даже визитки и бланки НКО, изготовленные в типографии).

При этом тема или объем вашего “сообщение или материала” не важны для того, чтобы вас признали иноагентом. Согласно Закону “О СМИ” деятельность не обязательно должна быть политической — в данном случае этот факт не является обязательным критерием. То есть фактически признать иноагентом могут даже за пост о котиках. Нужно просто совпадение двух факторов — иностранные деньги и распространение информации для широкой аудитории, включая репост публикации иностранного СМИ-иноагента, например, издания «Радио Свобода».

4. КТО УЖЕ ПОПАЛ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ СМИ-ИНОАГЕНТОВ?

Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ведет Министерство юстиции РФ. Первыми в него были включены «Радио Свобода» и его проекты, «Голос Америки», телеканал «Настоящее время», издания «Фактограф» и чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT». Из граждан иностранными СМИ — иностранными агентами первыми были признаны правозащитник Лев Пономарев, журналисты Людмила Савицкая, Сергей Маркелов и Денис Камалягин, арт-активистка Дарья Апахончич.

Полный список можно посмотреть на сайте Минюста.

5. ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СМИ-ИНОАГЕНТОВ

1. Все, кто признан иностранным СМИ — иноагентом, должны зарегистрировать юрлицо в течение одного месяца после включения в реестр. Из текста закона следует, что это касается и людей, которые получат этот статус. По крайней мере, никаких исключений для них в части регистрации юрлица прямо в законе не содержится. Какова будет процедура регистрации человеком собственного юрлица, зачем его регистрировать, если отчеты в Минюст можно направлять и напрямую от имени физлица, — не очень понятно. Вероятно, нужно ждать разъяснений Минюста на этот счет.
2. Сразу после регистрации юрлица требуется уведомить об этом Минюст. Это новое юрлицо сразу объявляется «юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента», вносится в тот же реестр и должно отчитываться так же, как и «материнская компания».
3. Помимо регистрации юрлица иностранные агенты должны ставить пометку о своем статусе на каждом сообщении и материале, не только на сайтах СМИ, но и в соцсетях.
5. Также признанные иностранными агентами СМИ должны раз в квартал сдавать в Минюст отчет о деятельности и финансовой активности (с переводом на русский язык).
6. Раз в год необходимо проходить обязательный аудит и сдавать его результаты в Минюст.

6. КАК ПОПАСТЬ В СПИСОК “ФИЗЛИЦ-ИНОАГЕНТОВ”?

В конце 2020 года законодательство о физлицах-иноагентах еще больше “усовершенствовали”. Теперь согласно статье 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации” (так называемый “Закон Димы Яковлева”) иностранным агентом могут признать человека (независимо от гражданства), который одновременно:

  • занимается политической деятельностью и (или) ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при получении их иностранным источником могут быть использованы против безопасности России,
  • получает помощь от иностранных источников (деньги, имущество или даже организационно-методическую помощь).

Если в жизни человека одновременно присутствуют эти два фактора, то закон обязывает его самостоятельно подать уведомление в Минюст РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если этого сделано не будет, то Минюст может включить человека в этот список принудительно. Это решение может быть обжаловано в суд.

7. ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Согласно закону понятие «политическая деятельность» сформулировано очень широко. Закон даже содержит перечень видов политической деятельности:

  1. Участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  2. Участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  3. Публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  4. Распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  5. Формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  6. Вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  7. Финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

8. КТО В ЗОНЕ РИСКА?

При принятии закона депутаты пытались убедить журналистов, что мера об иностранных СМИ-иноагентах и физлицах-иноагентах коснется всего лишь нескольких десятков человек. Однако сама формулировка закона позволяет признать иностранным агентом сотни тысяч человек, начиная от штатных журналистов иностранных медиапроектов, фрилансеров и экспертов, и заканчивая обычными пользователями интернета, которые публикуют свои посты или репостят чужие, и имеют хоть какие-то иностранные деньги или имущество. Кроме того, важно понимать, что по определению под “иностранных агентов” будут подпадать все иностранные граждане, которые получают доход не из бюджета Российской Федерации и которые активны онлайн и публично высказывают свою позицию, будь то президент Франции Эммануэль Макрон или журналист из Молдовы.

Таким образом, в первую очередь в зону риска попадают:

  • иностранные СМИ;
  • русскоязычные иностранные медиапроекты;
  • иностранные информационные онлайн-ресурсы;
  • штатные журналисты иностранных изданий или изданий, получающих иностранное финансирование, их фрилансеры;
  • блогеры, получающие донаты или монетизирующие свои проекты;
  • активисты и правозащитники (особенно работающие с НКО-иноагентами и СМИ-иноагентами);
  • ученые, сотрудничающие с иностранными университетами;
  • все активные пользователи интернета, которые имеют хоть какую-то материальную или методическую помощь из-за границы.
9. ЧТО МОГУТ ПРИЗНАТЬ ИНОСТРАННЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ?

  • Зарплаты штатных сотрудников СМИ-иноагентов и всех, кто на договорах с ними;
  • Перечисления по любым договорам из-за границы (например, экспертные гонорары);
  • Переводы через банки, Western Union и другие системы переводов (хоть от друга из-за границы в подарок на день рождения);
  • Переводы на мобильные телефоны из-за границы;
  • Компенсации транспортных и других логистических расходов за участие в международных конференциях;
  • Возможно, компенсация расходов на участие в мероприятиях НКО-иностранных агентов;
  • Монетизация каналов на Youtube;
  • Получение иностранных почетных премий в денежном эквиваленте;
  • Если поймают на таможне, то и ввоз наличных в иностранной валюте (в зависимости от желания применить ОРД к конкретному человеку).
10. КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ?

Реестр иностранных СМИ — иностранных агентов ведет Минюст РФ. Он же по согласованию с МИД принимает решение о включении организаций или людей в этот реестр.

Ведение списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, также возложено на Министерство юстиции.

11. ПОМЕТКИ ДЛЯ ИНОАГЕНТОВ

Требования для иностранных СМИ-иноагентов

Форма пометки утверждена приказом Роскомнадзора от 23.09.2020 г. № 124 . Согласно ему все материалы СМИ-иноагентов должны сопровождаться следующим указанием:

«Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

Требования, если материал распространяется в печатном виде:

  1. Указание должно быть размещено в начале каждого материала: под заголовком или сразу перед текстом, если заголовка нет.
  2. Размер шрифта, которым напечатано это указание, должен быть вдвое больше, чем размер шрифта материала.
  3. Цвет пометки должен быть контрастным фону.
  4. Пометку нельзя накладывать на изображение или текст материала.

Если это аудио- или видеоматериал:

  1. Длительность пометки — не менее 15 секунд.
  2. Указание должно быть в начале материала и после каждого прерывания.
  3. Нельзя накладывать текст указания на другие звуковые фрагменты, а также увеличивать скорость его воспроизведения.
  4. По громкости указание должно быть не тише основных сообщений СМИ.
  5. Если это видео, то пометка должна располагаться по центру кадра и занимать не меньше 20% изображения.

Кроме того, пометка должна быть и в выходных данных зарегистрированного средства массовой информации, участником (учредителем) которого является российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента. В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

Требования для физлиц-иноагентов

Согласно части 7 статьи 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”, человек, включенный в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязан ставить пометку

при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иноагента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.

По всей видимости, пометка нужна именно в тех случаях, если обращение в госорганы связано с политической деятельностью. Вряд ли таким указанием нужно будет сопровождать заявление о замене паспорта. Но обратите внимание, что суд или прокуратура тоже — органы государственной власти, поэтому теоретически отсутствие пометки на обращениях в эти инстанции тоже могут признать нарушением.

Кроме того, указание о наличии статуса должно быть на материалах, которые издаются или распространяются физлицом-иноагентом, а также на информации о деятельности физлица-иноагента, опубликованной в СМИ.

12. ПОМЕТКИ ДЛЯ ДРУГИХ СМИ

Пометка при упоминании НКО-иноагента, физлица-иноагента или общественного объединения-иноагента в других СМИ

Согласно статье 4 Закона “О СМИ” издания, зарегистрированные в качестве средства массовой информации, должны ставить пометку по аналогии с запрещенными в России организациями при упоминании:

  1. НКО-иноагентов,
  2. Общественных объединений без регистрации, выполняющих функции иностранного агента,
  3. Физического лица — иноагента.

Также пометка необходима, если СМИ распространяет материалы, созданные этими иностранными агентами.

Требования к форме этой пометки дополнительно не прописаны. В законе говорится лишь, что упоминанием о “некоммерческой организации, незарегистрированном общественном объединении или физическом лице, выполняющем функции иностранного агента” должно сопровождаться пометкой об их статусе. В интернете эту пометку нужно ставить не только на сайте зарегистрированного СМИ, но и при упоминании в социальных сетях, которые ведет редакция СМИ.

Пометка при упоминании СМИ-иноагента в других СМИ

Согласно пункту 2.4 статьи 13.15 КоАП («Злоупотребление свободой массовой информации») СМИ также обязаны ставить пометку при распространении сообщений и материалов СМИ-иноагентов.

Признается нарушением и карается штрафом «распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и (или) материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и (или) материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, включенным в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента». 

Получается, что СМИ обязаны помечать все сообщения и материалы СМИ-иностранных агентов, на которые они ссылаются или которые перепечатывают. Вероятно, что закон будут толковать широко. И тогда указание на статус иноагента придется ставить и при упоминании СМИ, внесенных в реестр.

Дополнительно можете ознакомиться с позицией Роскомнадзора по этому вопросу: Ответ РКН.

13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях были приняты в декабре 2019 года. Штрафуют иноагентов за нарушения, например, за не вовремя поданные отчеты или отсутствие пометки, по статье 19.34-1. За нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, учрежденного им юрлица, и людей, включенных в реестр СМИ-иноагентов, предусмотрены:

  1. Штрафы. Для граждан — 10 тыс. рублей, для должностных лиц — 50 тыс. рублей, для юридических — 500 тыс. рублей.
  2. Штрафы за повторное нарушение: для граждан — 50 тыс. рублей, для должностных лиц — 100 тыс. рублей, для юрлиц — 1 млн рублей.
  3. Штрафы за грубое, то есть неоднократное нарушение (более двух раз в течение года): для граждан 100 тыс. рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, для должностных лиц — 200 тыс. рублей; для юридических лиц — 5 млн рублей.
  4. Блокировка ресурса иностранного СМИ Роскомнадзором.

Наказание для физлиц-иноагентов установлено другой статьей КоАП  — 19.7.5-4. Она была принята 16 февраля 2021 года и начнет действовать 1 марта. Согласно ей за нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, грозят штрафы:

  • если не подал заявление на включение в реестр добровольно или подал неточный отчет: предупреждение или штраф от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (часть 1);
  • за отсутствие пометки — от 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (например, смартфона, компьютера, планшета или даже веб-сервера) или без нее.

Наказание за отсутствие пометки в СМИ закреплено в статье 13.15 КоАП РФ.  За распространение в СМИ (а также в сообщения и материалах СМИ в интернете) информации об НКО, общественных объединениях и физлицах, признанных иностранными агентами без пометки грозит:

Для физлиц: штраф от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для должностных лиц: штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для юрлиц: штраф от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Такие же штрафы предусмотрены за отсутствие пометки на материалах и сообщениях СМИ-иностранных агентов, которые перепечатаны или процитированы другими изданиями.

Уголовная

С 1 марта 2021 года в России будет действовать новая редакция статьи 330.1 УК РФ — “Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента”.

Для организаций и людей, включенных в реестр СМИ-иностранных агентов — часть 2 ст. 330.1 УК РФ:

За нарушение порядка деятельности иноагента, например, не вовремя поданный отчет или отсутствие пометки, будет грозить наказание от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Уголовное дело могут возбудить только в том случае, если человек (учредитель, главный редактор СМИ-иноагента или физлицо, включенное в этот реестр) уже был привлечен ранее к административной ответственности по части 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.

Для тех, кто попал в список физлиц-иноагентов, — часть 3. ст. 330.1 УК РФ:

В случае, если человек не включился в реестр добровольно или не подал отчет после включения в реестр, наказание будет варьироваться от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 5 лет. Но возбудить уголовное дело могут только после привлечения к ответственности по ч.1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ.

Но это не касается людей, которые ведут «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ» и не включились в реестр добровольно. В этом случае уголовное дело будут возбуждать сразу. Наказание: от штрафа в 300 тыс. рублей до 5 лет лишения свободы.

Источник: Центр защиты прав СМИ

Всего найдено: 13

Как правильно писать в текстах для людей: «физ.лицо» или «физлицо» или еще как-то? Мы пишем юридические тексты, там это определение встречается часто. Иногда даже в заголовках: например, «Банкротство физ.лица: кому оно подходит». Кажется, что «физическое лицо» звучит как-то неестественно: так уже никто не говорит.

Ответ справочной службы русского языка

Слово физлицо фиксируется «Русским орфографическим словарем» под ред. В. В. Лопатина и О. Е. Ивановой 2012 г., сокращение физ. лицо (с пробелом после точки) соответствует правилам, поэтому оба варианта возможны в письменной речи. 

Употребление какого знака корректно (дефис или тире) в след. случае: физическое лицо-резидент? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нужно использовать тире.

Здравствуйте. Есть ли правило, которое уточняет написание сложных существительных (типа юридическое лицо-нерезидент, государственные органы-разработчики) через дефис? Как правильно пишутся подобные слова: физическое лицо(дефис)резидент или физическое лицо (тире) нерезидент?

Ответ справочной службы русского языка

В следующих случаях вместо дефиса должен употребляться знак тире.

1. В сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел.

Примеры с неоднословными определяемыми: встреча с гостями Олимпиады — иностранцами, старшего лейтенанта — артиллериста, участников войны — инвалидов, о Михаиле Булгакове — актёре, у научного сотрудника — космонавта. Ср. гости-иностранцы, лейтенант-артиллерист, воины-инвалиды, Булгаков-актёр, лётчик-космонавт.

Примеры с неоднословными приложениями: творчество поэтов — современников Пушкина; статьи о Горьком — общественном деятеле, о Маршаке — переводчике Шекспира; печальная судьба дома — памятника архитектуры; обратиться к директору — художественному руководителю; среди стран — участников переговоров. Ср. поэты-современники, Горький-писатель, Маршак-переводчик, дом-памятник, директор-распорядитель.

2. В сочетаниях с приложением, если одна из частей в свою очередь является сочетанием с приложением и содержит дефис, напр.: рассказ о студенте-медике — альпинисте; встреча с приятелем — шахматистом-любителем; у соседа — писателя-фантаста. Ср. студент-альпинист, сосед-писатель.

3. В парных конструкциях типа полудеревни — полу дачные поселки. Ср. полусон-полуявь.

4. В сочетаниях, имеющих значение приблизительного указания на количество или время чего-либо, если хотя бы одна из частей содержит пробел, напр.: Приехал всего на день — на два. Он был в этом городе раз двадцать — двадцать пять. Это будет стоить двести — двести пятьдесят рублей. Она приедет в январе — начале февраля. Ср.: день-два, раз двадцать-тридцать, рублей двести-триста, в январе-феврале.

5. В сочетаниях с цифровыми обозначениями, если цифре предшествует часть, содержащая пробел, напр.: операция «Меченые атомы — 2», сценарий фильма «Место встречи изменить нельзя — 2» (ср. фильм «Спрут-5»).

Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания в следующем предложении: Не углубляясь в дискуссию о том, что юридическое лицо — это фактически юридическая конструкция, фикция и наделение его всеми теми же правами человека и гражданина, которые присущи человеку от рождения, вопрос спорный, мы хотим кратко акцентировать внимание читателей на следующем: применение нормы о правах человека к коммерческому юридическому лицу необоснованно, поскольку оно, по определению, более сильный субъект, чем физическое лицо (гражданин) и уравнивание их в правах в рамках КоАП РФ, на наш взгляд, неверно.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение построено неудачно: оно слишком громоздкое, из-за чего теряется его смысл.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать предприниматель — физическое лицо. Через дефис (как страны-члены НАТО) или через тире?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с тире: предприниматель – физическое лицо, страны – члены НАТО.

Извините, вроде сделала, ошибку в слове «Аффелированные лица» — кто это?

Ответ справочной службы русского языка

Аффилированное лицофизическое лицо (инвестор), способное оказывать прямое влияние на деятельность компании.

И еще один вопрос, с вашего позволения. Через дефис или титре будут писаться слова типа «для заявителей-физических лиц». С одной стороны, «физическое лицо» здесь — приложение, но, с другой стороны, оно ведь содержит два слова, что и смущает. Как быть?

Ответ справочной службы русского языка

Следует поставить тире (с пробелами), т. к. приложение состоит из двух слов. Правильно: для заявителей – физических лиц.

Пожалуйста, проясните смысл слов «резидент»,»нерезидент»в наиболее употребительном значении. Возник спор. Правда ли, что нерезидент — это «абориген», туземец?

Ответ справочной службы русского языка

Слово резидент многозначное. Его юридическое значение – «юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране». Нерезидент – слово с антонимичным (противоположным) значением.

Правильно ли написание окончание причастия в данном случае: «Работодатель — физическое лицо, являющИЙся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки…» (или «являющЕЕся»). Так написано в Постановлении Правительства РФ, чем это мотивировано?

Ответ справочной службы русского языка

Все написано верно. Здесь сочетание «работодатель – физическое лицо» представляет собой цельное по смыслу сочетание с приложением.

Доброго времени суток!!!
У меня вопрос следующий. Такие слова, как магазин-партнер, шкаф-пенал, пишутся через дефис, здесь все просто. А как писать в случае клиент-физическое лицо или физическое лицо-резидент? Т.е. где к имени сущ. добавляется прилагательное. Я полагаю, что именно так, как я написала.
Заранее СПАСИБО!!!

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае дефис заменяется на тире с пробелами: клиент – физическое лицо, физическое лицо – резидент.

Является ли одушевлённым словосочетание «физические лица»? А «физическое лицо«? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Существительное лицо в словосочетании физическое лицо – одушевленное.

И еще раз об инициалах. Мы все также продолжаем спорить, где именно их ставить, до фамилии или после. Вы уже отвечали, что «до», но у Вас в «письмовике» есть правила, которые мы не понимаем. Например, №3.15 «При адресовании документа должностному лицу инициалы указывают перед фамилией. При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию, затем инициалы». А что, должностное лицо не физическое? А физические лица, которым пишутся письма официально, «по правилам» могут быть не должностными?

Ответ справочной службы русского языка

Исходя из толкования понятий _должностное лицо_ и _физическое лицо_ можно сделать следующий вывод: если при адресовании документа указывается должность лица, то по определению — это _должностное лицо_, без указания должности лицо остается физическим.

Пожалуйста, в предложении Консультант — физическое лицо, не имеющее статус(са) предпринимателя. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _не имеющее статуса…_

×òî òàêîå «ê ëèöó»? Êàê ïðàâèëüíî ïèøåòñÿ äàííîå ñëîâî. Ïîíÿòèå è òðàêòîâêà.

ê ëèöó 1. ÷òî [êîìó] áûòü
Ïîäõîäèò; õîðîøî, îòëè÷íî.
Èìååòñÿ â âèäó, ÷òî îäåæäà (å¸ ôîðìà, ñòèëü, öâåò) èëè îñîáåííîñòè ôèãóðû, ïðè÷¸ñêà, êîñìåòèêà è ò.ï. (Z) î÷åíü èäóò, ïîä÷åðêèâàþò äîñòîèíñòâà, à òàêæå äåëàþò áîëåå ïðèâëåêàòåëüíûìè ëèöî èëè ãðóïïó ëèö (Y). Ïðåèìóùåñòâåííî î æåíùèíàõ. Ãîâîðèòñÿ ñ îäîáðåíèåì. ðå÷. ñòàíäàðò. ? Z ê ëèöó [Y-ó].
íåèçì.
 ðîëè èìåííîé ÷àñòè ñêàç.
Âîøëà Îêñàíà. Ïëàòüå ñèäåëî íà íåé õîðîøî, áûëî åé ê ëèöó, è ßøêå ïîêàçàëîñü, ÷òî îíà ñòàëà åù¸ êðàñèâåå, ÷åì áûëà ðàíüøå. Ì. Ñîêîëîâ, Èñêðû.- ß è òîãî íèêîãäà íå íîøó. — Îò÷åãî æå íå íîñèøü? Òåáå çåë¸íûé öâåò äîëæåí áûòü î÷åíü ê ëèöó. — Òàê íå íîøó. — Ïî÷åìó æå òàê? — øóòèë Èîñèô Ïëàòîíîâè÷. Í. Ëåñêîâ, Íà íîæàõ.
Âðåìÿ ïîêàìåñò îáîøëîñü ñ òîé ìèëîñòèâî; ðàñïîëíåëà, ïðàâäà, íî òàêèì ÿðêèì, ïóõëîãóáûì áðþíåòêàì íåáîëüøàÿ ïîëíîòà òîëüêî ê ëèöó. È íå òîëüêî ê ëèöó. Äà, ê ñîðîêîâíèêó ïðåâðàòèòüñÿ â âîïëîù¸ííóþ ãð¸çó ýðîòîìàíà — íå ñàìîå õóäøåå. Ä. Âåðåñîâ, Êðèê âîðîíà.
— Íà âàñ î÷àðîâàòåëüíîå ïëàòüå, è î÷åíü âàì ê ëèöó! <…> Ñêàæèòå, ó êîãî âû øü¸òå? — ñïðîñèëà Ýëüçà. Ëèçà íàçâàëà èçâåñòíóþ â Ïàðèæå ïîðòíèõó. Â. Òåâåêåëÿí, Ðåêëàìíîå áþðî ãîñïîäèíà Êî÷åêà.
— Îíà îêèäûâàåò ìåíÿ âçãëÿäîì è ãîâîðèò: «Òû çíàåøü, Âàðâàðà, ýòà øóáà òåáå ê ëèöó». Â. Ñèíèöûíà, Ìóçà è ãåíåðàë.
Òóàëåò äîïîëíÿþò íåñêîëüêî íèòåé ÿðêî-êðàñíûõ êîðàëëîâ. Íî ýòîò íàðÿä ê ëèöó Àãíåññå. Îí îòòåíÿåò ñìóãëóþ êîæó, öâåò ãëàç, âüþùèåñÿ ÷¸ðíûå âîëîñû, íåáðåæíî çàêðó÷åííûå íà çàòûëêå â òÿæ¸ëûé ïó÷îê <…>. Þ. Äîëüä-Ìèõàéëèê, Ó ×¸ðíûõ ðûöàðåé.
Äî ÃÓÌà áûëî ñîâñåì ðÿäîì; îí óñïåë ïîáûâàòü ó Íàòàøè è âçÿòü ñâîé êîñòþì, êîòîðûé áûë åìó î÷åíü ê ëèöó. Â. Äîöåíêî, Òðèäöàòîãî óíè÷òîæèòü.
— Äà, êîôòî÷êó ÿ òîæå êóïèëà. Èííî÷êå îíà òàê ê ëèöó. Ñëîâî «êóïèëà» îíà çàìåòíî ïîä÷¸ðêèâàåò. Òåïåðü ÿ çíàþ âñ¸, ÷òî ìíå òðåáóåòñÿ. À. Àäàìîâ, Çëûì âåòðîì.
— Ýòî ïëàòüå òåáå íå ê ëèöó! — ðåøèòåëüíî îáúÿâèëà îíà. — Íàäåíü ëó÷øå Âåðèíó áëóçêó è Àíôèñèíó ÷¸ðíóþ þáêó. Á. Áåäíûé, Äåâ÷àòà.
— Íå êðàñü ãóáû ýòîé ïîìàäîé. Îíà òåáå íå ê ëèöó. (Ðå÷.)
Îíà ñòîÿëà íà ïîðîãå ñâîåé êîìíàòû, ñìîòðåëà íàñòîðîæåííî, íî óëûáêó èçîáðàçèëà. Ìîëîäà, ñòðîéíà, äëèííîíîãà, ñâåòëûå âîëîñû ðàñïóùåíû ïî ïëå÷àì. Ñèíèå äæèíñû è ãîëóáîé ñâèòåð åé ÿâíî ê ëèöó, åñëè áû íå ñêëàäêà íà ïåðåíîñèöå è òîíêî ïîäæàòûå ãóáû, ÿ íàçâàë áû å¸ õîðîøåíüêîé. Îãîí¸ê, 1997.
êóëüòóðîëîãè÷åñêèé êîììåíòàðèé:
ôðàçåîë. âîñõîäèò ê äðåâíåéøåé ìèôîëîãè÷åñêîé ôîðìå îñîçíàíèÿ ìèðà, îäíèì èç öåíòðàëüíûõ îáðàçîâ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ÷åëîâåê — åãî òåëî è äóøà.  îñíîâå îáðàçà ëåæèò òàêæå äðåâíåéøàÿ àðõåòèïè÷åñêàÿ îïïîçèöèÿ «âíåøíèé — âíóòðåííèé».
Êîìïîíåíò ôðàçåîë. «ê» èçíà÷àëüíî ñîîòíîñèòñÿ ñ ïðîñòðàíñòâåííûì êîäîì êóëüòóðû è óêàçûâàåò âî ôðàçåîë. íà êà÷åñòâåííûé ïðèçíàê, à êîìïîíåíò ëèöî ñîîòíîñèòñÿ ñ ñîìàòè÷åñêèì, ò. å. òåëåñíûì, êîäîì.
 îñíîâå îáðàçà ëåæèò ìåòàôîðà, ïîñòðîåííàÿ íà óïîäîáëåíèè ëèöà ÷åëîâåêà åãî âíåøíåìó âèäó â öåëîì, ÷òî ñîçäà¸ò ãàðìîíè÷íîå åäèíñòâî.  ñîçäàíèè îáðàçà ó÷àñòâóåò ñèíåêäîõà — äðåâíåéøåå ìåòîíèìè÷åñêîå îòîæäåñòâëåíèå ÷àñòè è öåëîãî: ëèöî êàê íåîòúåìëåìàÿ ÷àñòü çàìåíÿåò ñàìîãî ÷åëîâåêà.
Îáû÷íî ôðàçåîë. õàðàêòåðèçóåò âíåøíîñòü æåíùèíû, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ å¸ âèçèòíîé êàðòî÷êîé â îáùåñòâå. Æåíùèíà, îäåòàÿ ê ëèöó, — ýòî ïðèâëåêàòåëüíàÿ æåíùèíà; îíà âûçûâàåò ïîëîæèòåëüíîå ýñòåòè÷åñêîå âîñïðèÿòèå è èíòåðåñ ñî ñòîðîíû îêðóæàþùèõ. Ãàðìîíèÿ âî âíåøíåì âèäå æåíùèíû ÿâëÿåòñÿ çàëîãîì å¸ óñïåõà.
ôðàçåîë. â öåëîì îòîáðàæàåò ñòåðåîòèïíîå ïðåäñòàâëåíèå î âàæíîé ðîëè âíåøíåãî âèäà, îñîáåííî — â æèçíè æåíùèíû.
àâòîð:
È. Â. Çûêîâà
2. ÷òî [êîìó] áûòü
Ïîäîáàåò, ïðèñòàëî, ïðèëè÷íî.
Èìååòñÿ â âèäó, ÷òî ìàíåðà ïîâåäåíèÿ, îáðàç æèçíè, âçãëÿäû, äîëæíîñòü (Ð) ïîäõîäÿò, ñîîòâåòñòâóþò ïîëó, âîçðàñòó, ðîäó çàíÿòèé, îáùåñòâåííîìó ïîëîæåíèþ, çàñëóãàì ëèöà èëè ãðóïïû ëèö (Y). Ãîâîðèòñÿ ñ îäîáðåíèåì. ðå÷. ñòàíäàðò. ? P ê ëèöó [Y-ó].
íåèçì.
×àñòî ñ îòðèö. íå.
 ðîëè èìåííîé ÷àñòè ñêàç.
— <…> òî, ÷òî ÿ âàñ ñïðÿòàë çà ïîðòüåðîé, íàäî ïîëàãàòü, ïðåñòóïíî è óæ âî âñÿêîì ñëó÷àå ìíå íå ê ëèöó. Äåëî â òîì, ÷òî âû ìíå î÷åíü íðàâèòåñü. ×òî âû íà ýòî ñêàæåòå, Ìàðèÿ Ïàâëîâíà? Ì. Áóëãàêîâ, Ñáîðíèê. Ñòàòüè, ðàññêàçû, íàáðîñêè.- Õîðîøî, âñ¸ èä¸ò õîðîøî! — ïîòèðàÿ ðóêè, ïîâòîðÿë ñâîþ ëþáèìóþ ôðàçó ãåíåðàë. — À âàì î÷åíü ê ëèöó ãåíåðàëüñêèå ïîãîíû, ãåðð Áåðòãîëüä. — Âñ¸ èä¸ò õîðîøî, ìîé ìàëü÷èê. Íàøå íàñòóïëåíèå â Ðîññèè ðàçâèâàåòñÿ ïðåêðàñíî. Þ. Äîëüä-Ìèõàéëèê, È îäèí â ïîëå âîèí.
— [Íå êàæåòñÿ ëè âàì], ÷òî áàðîí ôîí Ãîëüäðèíã ñëèøêîì óæ äîëãî íîñèò ïîãîíû ëåéòåíàíòà è îáåð-ëåéòåíàíòñêèå áûëè áû åìó ãîðàçäî áîëüøå ê ëèöó? — Ñîâåðøåííî ñîãëàñåí ñ âàìè, ãåðð ãåíåðàë, — ïîäòâåðäèë îáåðñò. — Òîãäà çàâòðà ïîäãîòîâüòå íóæíûå äîêóìåíòû <…>. Þ. Äîëüä-Ìèõàéëèê, È îäèí â ïîëå âîèí.
Äà, âûñîêî âçëåòåë, íè÷åãî íå ñêàæåøü. Òóò óæ, êîíå÷íî, ê ëèöó è íîâàÿ äîðîãóùàÿ èíîìàðêà, è êâàðòèðà â äâà ýòàæà â ïðåñòèæíîì ðàéîíå, ñ áðîíèðîâàííîé äâåðüþ è ïîñòîÿííîé îõðàíîé ó îòäåëüíîãî âõîäà. (Ðå÷.)
— Òâîè õàìñêèå øóòêè, — íàñòàèâàëà îíà, — îñêîðáèòåëüíû äëÿ æåíùèíû, è òåáå îíè ñîâñåì íå ê ëèöó. Â. Àñòàôüåâ, Öàðü-ðûáà.
— Íå õî÷åòñÿ äóìàòü, ÷òî îí ñ âûìàçàííîé ôèçèîíîìèåé íà ïîòåõó ïàðòåðà ñàæàåò êîãî-òî â ìåøîê! Âàì íå ê ëèöó áûòü àêò¸ðîì. Ýòî íåïðèÿòíî, ÷òî âû èãðàåòå, ïîâåðüòå ìíå. Ì. Áóëãàêîâ, Æèçíü ãîñïîäèíà äå Ìîëüåðà.
À èñõîäÿ èç ïîñòóëàòà, ÷òî æåíùèíà ñëàáåé è, â îáùåì, ÷òî ñ íå¸ âçÿòü. Íå ê ëèöó ìóæ÷èíå âñåðü¸ç òÿãàòüñÿ ñ ðåá¸íêîì. Â. Ñèíèöûíà, Ìóçà è ãåíåðàë.
— Íå âûéäåò. ß î÷åíü ñêðîìåí. Äàìå íå ê ëèöó ôûðêàòü, çàïîìíè. Â. Êëþåâà, Î ì¸ðòâûõ — íè ñëîâà.
— À êàêèì îáðàçîì âû ñàìè îêàçàëèñü â ýòîì ïîäîçðèòåëüíîì çàâåäåíèè è ïî÷åìó óãîùàëè øîô¸ðà? Îôèöåðó ýòî íå ê ëèöó. Þ. Äîëüä-Ìèõàéëèê, Ó ×¸ðíûõ ðûöàðåé.
— Îêëàä â 478 ðóáëåé íå áåñêîíå÷åí, è ïîòîì îíè áåãàþò çàíèìàòü ó ñîñëóæèâöåâ íà îáåä. Íå ê ëèöó ýòî ðàáîòíèêó ìèëèöèè! — çàêîí÷èë îí ïîä îáùèé ñìåõ è àïëîäèñìåíòû. Áðàòüÿ Âàéíåðû, Ýðà Ìèëîñåðäèÿ.
Êîëÿñêà åõàëà äîâîëüíî ìåäëåííî, íî íå ìîã æå ÿ çà íåé áåæàòü — ýòî áûëî áû ìíå íå ê ëèöó. Á. Àêóíèí, Ëåâèàôàí.
— Íå ê ëèöó òàêîìó äóðàêó, êàê òû, âìåøèâàòüñÿ â ñåðü¸çíûå äåëà êîìïàíèè. (Ðå÷.)
êóëüòóðîëîãè÷åñêèé êîììåíòàðèé:
Îñíîâíîé êîììåíòàðèé ñì. â Ê ËÈÖÓ 1..
 ñîçäàíèè îáðàçà ôðàçåîë. ó÷àñòâóåò ìåòàôîðà, îñíîâàííàÿ íà ñèíåêäîõå — ìåòîíèìè÷åñêîì îòîæäåñòâëåíèè ÷àñòè è öåëîãî: ëèöî çàìåùàåò ÷åëîâåêà ñ òî÷êè çðåíèÿ õàðàêòåðíûõ äëÿ íåãî âçãëÿäîâ, ïðîÿâëåíèé ëè÷íîñòè â ÷àñòíîé è ñîöèàëüíîé ñôåðàõ. Êîìïîíåíò ôðàçåîë. ïðåäëîã «ê», èçíà÷àëüíî ñîîòíîñÿùèéñÿ ñ ïðîñòðàíñòâåííûì êîäîì êóëüòóðû, â îáðàçå ôðàçåîë. óêàçûâàåò íà ñîîòâåòñòâèå ëèöà ïðèñóùèì ÷åëîâåêó ñâîéñòâàì.  ìåòàôîðå ëèöî êàê ñèìâîë ëè÷íîñòè óïîäîáëÿåòñÿ å¸ ìèðîâîñïðèÿòèþ è ïîñòóïêàì.
ôðàçåîë. â öåëîì îòîáðàæàåò ñòåðåîòèïíîå ïðåäñòàâëåíèå î õàðàêòåðíûõ äëÿ ÷åëîâåêà ïðîÿâëåíèÿõ åãî ëè÷íîñòíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ è ïðèñòðàñòèé.
àâòîð:
È. Â. Çûêîâà

ê ëèöó — ïðåäèêàòèâ ðàçã. 1. Îöåíêà ÷åãî-ë. — îäåæäû, ïðè÷åñêè è ò.ï. — êàê òàêîãî, ÷òî ïîäõîäèò, èäåò êîìó-… Òîëêîâûé ñëîâàðü Åôðåìîâîé

  • Под зиму как пишется
  • Под впечатлением каких сказок н а римский корсаков сочинил симфоническую сюиту шехеразада
  • Под бочек к тебе как пишется
  • Под боком как пишется
  • Под деревом как пишется