Итак, Министерство образования опубликовало в августе 2021 года тематические направления, по которым к экзамену 1 декабря 2021 года все ученики 11 классов Российской Федерации получат пять конкретно сформулированных тем для написания сочинения.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2021/22 УЧЕБНОМ ГОДУ С РАЗЪЯСНЕНИЯМИ ФИПИ:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примеры тем:
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примеры тем:
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Примеры тем:
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Примеры тем:
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Примеры тем:
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждением В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
ПРИМЕР КОМПЛЕКТА ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
ОБЩИЙ ПРИНЦИП НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ, ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ТАКИЕ ЖЕ, КАК И В 2020/21 УЧЕБНОМ ГОДУ
Требования к сочинению:
- жанр – эссе;
- объем сочинения 250 слов. Это минимальный уровень, всегда рекомендуют 350 слов;
- в аргументации собственной позиции по проблеме необходимо использовать не менее одного литературного источника: художественную, публицистическую, мемуарную, научную литературу русских и зарубежных авторов, также допускается в отдельных случаях использование статей;
- уровень практической грамотности учитывается (не более пяти ошибок всех типов на каждые сто слов сочинения);
- время проведения сочинения 3 часа 55 минут.
Условия проведения:
- сочинение пишется в 01 декабря 2021 года в школах, где учатся выпускники;
- проверяется сочинение учителями школы, в которой учатся ученики;
- оценки за сочинение не ставятся, минимальное выполнение всех требований означает зачет;
- в случае незачета ученик имеет права пересдать этот экзамен в феврале и апреле 2022 года;
- в случае получение незачета по сочинению в период пересдачи ученик не допускается к сдаче ЕГЭ по всем предметам (такой вариант практически маловероятен, исходя из перечисленных условий);
- все копии написанных НЕПРОВЕРЕННЫХ сочинений отправляются в ресурсный центр региона, для того чтобы ВУЗы и Университеты могли самостоятельно проверить данные сочинения и добавить к итоговым баллам ЕГЭ выпускника до 5 баллов! Проверять такие работы можно только с письменного согласия абитуриента. Подробные условия надо уточнять в Приемных комиссиях ВУЗов.
При всем том, что условия вроде бы достаточно понятны и прозрачны, главные вопросы остаются. Что такое жанр эссе? Чем отличается он от традиционного сочинения по литературе? Честно сказать, сам жанр школьного сочинения во многом просто умер, так как на уроках литературы в большинстве случаев проходят контрольные работы в виде тестов. Поэтому придется скорее всего за полгода НАУЧИТЬ ребят писать сочинение, что непросто.
Знание литературных произведений, подходящих по тематике к сочинению, вовсе не гарантирует успех самой работы. Как правильно «вписать» нужное художественное произведение в свою работу, как убедить читателя (проверяющего) в том, что авторская позиция писателя действительно созвучна мнению автора сочинения? Все это определенные навыки, требующие постановки и отработки.
Относиться к сочинению как к пустой формальности не стоит. С одной стороны, получить зачет в стенах родной школы, кажется, не так сложно. С другой – проверка сочинения силами школы всегда, к сожалению, связана с человеческим фактором: отношением конкретного учителя литературы к конкретному ученику, и в связи с этим сочинение все-таки должно быть написано так, чтобы минимизировать риски двойного толкования выполнения задания и занижения (завышения) реального уровня работы.
Более того, выпускник, формально подошедший к выполнению задания, может столкнуться с ситуацией, в которой он заведомо проиграет в рейтинге поступающих в ВУЗ тем, кто, предоставив точно такие же баллы ЕГЭ, получит те самые дополнительные баллы (до 5!), которые решат судьбу.
Особо следует обратить внимание на жанр эссе. Упоминание жанра в методической литературе по этому вопросу можно встретить крайне редко, однако по сути данная работа представляет именно этот жанр, чем существенно отличается от традиционных школьных сочинений по литературе советской школы. Главное действующее лицо такой работы — сам ученик. Именно его понимание предложенной проблемы и позиция интересуют проверяющих. Как понимает ученик проблему? Как проводит рассуждение? К каким обосонованным выводам приходит в итоге? И лишь в качестве доказательства собственно правоты школьники ДОЛЖНЫ обратиться к литературному произведению, проанализировав героев, сюжет, писательскую позицию, язык произведения (в зависимости от того, что требуется). Такой подход к написанию сочинения отчасти объясняется тем, что в темах, так же, как и в направлениях, не указывается конкретное произведение, эпоха, страна. Более того, Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом всего обучения и воспитания в школе.
Для того, чтобы представить условия оценивания такого сочинения, остановимся на пяти критериях оценки.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
РАБОТА СЧИТАЕТСЯ ВЫПОЛНЕННОЙ, ЕСЛИ ПОЛУЧЕНО ХОТЯ БЫ ТРИ ЗАЧЕТА ИЗ ПЯТИ, ПРИ ЭТОМ ЗАЧЕТ ПО ПЕРВОМУ И ВТОРОМУ КРИТЕРИЮ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ!
В качестве возможного примера можно рассмотреть сочинение на тему: «ПОЧЕМУ ВАЖНО УМЕТЬ СОСТРАДАТЬ ДРУГОМУ?»
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
ПРИМЕР КОМПЛЕКТА ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
ОБЩИЙ ПРИНЦИП НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ, ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ТАКИЕ ЖЕ, КАК И В 2020/21 УЧЕБНОМ ГОДУ
Требования к сочинению:
- жанр – эссе;
- объем сочинения 250 слов. Это минимальный уровень, всегда рекомендуют 350 слов;
- в аргументации собственной позиции по проблеме необходимо использовать не менее одного литературного источника: художественную, публицистическую, мемуарную, научную литературу русских и зарубежных авторов, также допускается в отдельных случаях использование статей;
- уровень практической грамотности учитывается (не более пяти ошибок всех типов на каждые сто слов сочинения);
- время проведения сочинения 3 часа 55 минут.
Условия проведения:
- сочинение пишется в 01 декабря 2021 года в школах, где учатся выпускники;
- проверяется сочинение учителями школы, в которой учатся ученики;
- оценки за сочинение не ставятся, минимальное выполнение всех требований означает зачет;
- в случае незачета ученик имеет права пересдать этот экзамен в феврале и апреле 2022 года;
- в случае получение незачета по сочинению в период пересдачи ученик не допускается к сдаче ЕГЭ по всем предметам (такой вариант практически маловероятен, исходя из перечисленных условий);
- все копии написанных НЕПРОВЕРЕННЫХ сочинений отправляются в ресурсный центр региона, для того чтобы ВУЗы и Университеты могли самостоятельно проверить данные сочинения и добавить к итоговым баллам ЕГЭ выпускника до 5 баллов! Проверять такие работы можно только с письменного согласия абитуриента. Подробные условия надо уточнять в Приемных комиссиях ВУЗов.
При всем том, что условия вроде бы достаточно понятны и прозрачны, главные вопросы остаются. Что такое жанр эссе? Чем отличается он от традиционного сочинения по литературе? Честно сказать, сам жанр школьного сочинения во многом просто умер, так как на уроках литературы в большинстве случаев проходят контрольные работы в виде тестов. Поэтому придется скорее всего за полгода НАУЧИТЬ ребят писать сочинение, что непросто.
Знание литературных произведений, подходящих по тематике к сочинению, вовсе не гарантирует успех самой работы. Как правильно «вписать» нужное художественное произведение в свою работу, как убедить читателя (проверяющего) в том, что авторская позиция писателя действительно созвучна мнению автора сочинения? Все это определенные навыки, требующие постановки и отработки.
Относиться к сочинению как к пустой формальности не стоит. С одной стороны, получить зачет в стенах родной школы, кажется, не так сложно. С другой – проверка сочинения силами школы всегда, к сожалению, связана с человеческим фактором: отношением конкретного учителя литературы к конкретному ученику, и в связи с этим сочинение все-таки должно быть написано так, чтобы минимизировать риски двойного толкования выполнения задания и занижения (завышения) реального уровня работы.
Более того, выпускник, формально подошедший к выполнению задания, может столкнуться с ситуацией, в которой он заведомо проиграет в рейтинге поступающих в ВУЗ тем, кто, предоставив точно такие же баллы ЕГЭ, получит те самые дополнительные баллы (до 5!), которые решат судьбу.
Особо следует обратить внимание на жанр эссе. Упоминание жанра в методической литературе по этому вопросу можно встретить крайне редко, однако по сути данная работа представляет именно этот жанр, чем существенно отличается от традиционных школьных сочинений по литературе советской школы. Главное действующее лицо такой работы — сам ученик. Именно его понимание предложенной проблемы и позиция интересуют проверяющих. Как понимает ученик проблему? Как проводит рассуждение? К каким обосонованным выводам приходит в итоге? И лишь в качестве доказательства собственно правоты школьники ДОЛЖНЫ обратиться к литературному произведению, проанализировав героев, сюжет, писательскую позицию, язык произведения (в зависимости от того, что требуется). Такой подход к написанию сочинения отчасти объясняется тем, что в темах, так же, как и в направлениях, не указывается конкретное произведение, эпоха, страна. Более того, Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом всего обучения и воспитания в школе.
Для того, чтобы представить условия оценивания такого сочинения, остановимся на пяти критериях оценки.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
РАБОТА СЧИТАЕТСЯ ВЫПОЛНЕННОЙ, ЕСЛИ ПОЛУЧЕНО ХОТЯ БЫ ТРИ ЗАЧЕТА ИЗ ПЯТИ, ПРИ ЭТОМ ЗАЧЕТ ПО ПЕРВОМУ И ВТОРОМУ КРИТЕРИЮ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ!
В качестве возможного примера можно рассмотреть сочинение на тему: «ПОЧЕМУ ВАЖНО УМЕТЬ СОСТРАДАТЬ ДРУГОМУ?»
Наверх
Тезисы
- Человек осилит дорогу, только если будет предпринимать необходимые шаги для реализации своей цели.
- Как говорят в народе, под лежачий камень вода не течет: если человек не покинет зону комфорта, в его жизни так ничего и не произойдет.
- Путь к мечте требует одного — шагов. Если человек ничего не предпринимает, его грезы не сбудутся, поэтому и говорят, что дорогу осилит только идущий.
- Человек может добиться того, чего он желает, только действием. Ведь дорога сама себя не пройдет, все достигается постепенно.
- Люди ничего не получают от жизни, если не движутся к своей цели, ведь «без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Результата усилий мы добиваемся в ходе самих усилий и только так. Зачастую подлинный смысл пути открывается именно в дороге, а потому его не найти без серьезной работы над собой и своей жизнью.
- Только тот, кто идет, может дойти — это вполне логично. Без определённых шагов цели не достигаются.
Аргументы
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Дорогу осилил Стародум — герой пьесы «Недоросль». Разочаровавшись в светском обществе и его методах достижения целей, персонаж отправился в далекий край — Сибирь. Именно там он решил нажить свой капитал честно, а не ценой лести и отказа от принципов. Российская глубинка подарила Стародуму много возможностей. Он открыл свое дело, работал на добыче полезных ископаемых. Теперь у дворянина был свой капитал, добытый трудом. Помещик не паразитировал на крестьянах и своем статусе при царе, а сделал нечто полезное для страны. Он мог бы, как и все, сидеть и ждать, не пожалует ли царь деревеньку с крестьянами, не даст ли чин? Но Стародум пошел по честной дороге к успеху и добился своего. Почему? Потому что рискнул и поехал туда, где нашел то, что искал. Трудом, активностью, целеустремленностью он осилил свой путь.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Если бы Петруша сидел дома возле маминой юбки, то так и остался бы всего лишь «недорослем», гоняющим голубей по двору. Но отец не хотел для него такой судьбы и отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе дорогу к цели самостоятельно. Этот путь многому научил юношу. Так, он проиграл на бильярде крупную сумму денег и поссорился с Савельичем, который не хотел выплачивать проигрыш. Опыт показал герою, насколько он еще наивный, инфантильный и незрелый. Он извинился перед слугой и больше не стал играть в азартные игры. Также в дороге он познакомился с простым человеком, который помог путникам выбраться из бурана и найти ночлег. За это Петр отблагодарил спасителя. Этот урок благодарности впоследствии выручил героя: Пугачев вспомнил доброту барина и помиловал его. Очевидно, что в путешествии Гринев возмужал, стал умнее и ответственнее. Он осилил дорогу чести, превратившись в смелого и мудрого офицера. Как ему это удалось? Благодаря активным попыткам измениться и достичь целей.
- А.Грин, «Ассоль». Дорогу осилит тот, кто идет — это верное утверждение. Так думал и Артур, герой повести. Он родился в богатой семье дипломата, но с детства мечтал о другом поприще. Его влекли путешествия по морям и океанам. Но родители не позволили мальчику гробить карьеру нелепыми фантазиями. И Артур ушел из дома, чтобы воплотить свою мечту. Он начинал юнгой на корабле, не имея поддержки из родового замка. Артур сам научился всем основам морского дела и смог руководить своим судном. Только благодаря смелости, упорству, решительности юноша добился поставленной цели и стал капитаном корабля с алыми парусами. Но если бы он ничего не делал и плыл по течению, его жизнь никак бы не изменилась. Он служил бы под началом отца и жалел бы о не реализовавшихся замыслах. Только самостоятельные и целенаправленные действия приводят человека к желаемому.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Как бы ни был сложен путь, человек осилит его шаг за шагом. Это доказывает пример Руслана. Главный герой отправился вслед за похитителем своей невесты. Черномор украл Людмилу прямо со свадьбы. Царь был рассержен на непутевого жениха и поручил четырем витязям, в том числе и Руслану, найти дочь. Символично, что в дороге каждый нашел свою судьбу. Рогдай пал в схватке с Русланом, потому что хотел устранить конкурента, но не думал о благе Людмилы. Фарлаф, как самый ленивый и хитрый из соискателей, заключил союз с Наиной и совершил подлость, но в финале был посрамлен и унижен. Ратмир нашел любимую женщину и отказался от поисков Людмилы. И лишь Руслан, который по-настоящему любил девушку, смог ее спасти. Битва с чародеем была опасна и трудна, но упорство и храбрость героя позволили ему дойти до конца и освободить любимую. Его пример учит нас тому, что идущий осилит даже тот путь, который кажется неприступным.
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Автор показал две противоположные парадигмы мышления: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Поэтому один офицер боролся с судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Именно Костылин тормозил Жилина и обрек его попытку освободиться на провал. Но во второй раз Костылин наотрез отказался рисковать, ведь он не верил в возможность уйти. А Жилин верил и пошел, хоть и многие обстоятельства были не на его стороне. Только так он сумел выйти живым из плена и не обременить бедную мать непосильным выкупом. Как бы трудно ни было, Жилин удалось переиграть судьбу, потому что он шел, а не сидел сложа руки.
- А.П. Чехов, «Невеста». Мы убедились на свое опыте, что дорога к успеху открывается только идущему. Вот и героиня рассказа поняла это вовремя. Надя жила в захолустье и не имела возможности разнообразить свою жизнь. Ее судьба в этом месте была предрешена: брак, скучное прозябание с праздности, отсутствие достижений и интересов. Надю перед свадьбой начало тяготить осознание того, что ей этого совсем не хочется. Еще немного, и уже ничего нельзя будет исправить. Тогда она решила воспользоваться помощью знакомого студента Саши и сбежать из дома. План удался. В большом городе ей удалось поступить в учебное заведение и расширить круг знакомств. Надя добилась своего счастья, потому что смогла превозмочь страх и пуститься в рискованный путь. И она его осилила, ведь трудилась и рисковала, а не бездействовала.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Пример Данко убедит каждого, что дорогу осилит идущий. Когда соплеменники героя заблудились в лесу, именно он принял на себя ответственность и повел их к выходу. Но где этот выход — не знал никто. Данко своим примером лишь воодушевлял и обнадёживал людей, ведь нельзя было просто стоять и жаловаться на судьбу. Они шли только потому, что Данко вел их. Но в пути многими овладело отчаяние, и персонажи начали роптать на спасителя, обвиняя его во всем. Тогда Данко вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к тому, что так долго искали герои. Он умер со счастливой улыбкой на устах, ведь доказал всем, что путь к свободе существовал, что добраться до него было реально, и он, Данко, этого добился. Если бы он, как и все, стенал и клял злой рок, то племя погибло бы в лесу. Только делом можно было было помочь себе и другим выбраться из чащи.
- Примеры итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Произведения литературы к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» по итоговому сочинению. Топ-100
- Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты
Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.
- В каких случаях перемены необходимы человечеству?
- Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
- К чему может привести отсутствие перемен?
- К чему приводит повторение ошибок прошлого?
- Как бороться с повторяющимися ошибками прошлого?
- Как бороться со страхом перемен?
- Как война меняет человека?
- Как Вы думаете, как меняется молодое поколение со временем?
- Как Вы думаете, как современные технологии влияют на интеллектуальный уровень человека?
- Как Вы думаете, как технологический прогресс влияет на способность человека думать?
- Как Вы думаете, становится ли молодёжь менее образованной по сравнению с прошлыми поколениями?
- Как Вы относитесь к мысли о том, что чем старше человек, тем меньше он хочет перемен?
- Как Вы относитесь к цитате В. Цоя: «Перемен требуют наши сердца»?
- Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
- Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?
- Как вы понимаете выражение: «Дорогу осилит идущий»?
- Как Вы понимаете мысль «Молодость — за свободу и реформы, зрелость — за разумный компромисс, старость — за стабильность и покой»?
- Как Вы понимаете фразу Н.В. Гоголя: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»?
- Как меняется со временем представление о морали?
- Как меняется со временем представление о нравственности?
- Как мое поколение изменит мир?
- Как моё поколение чтит память предков?
- Как мои сверстники относятся к семье?
- Как молодежь относится к Великой Отечественной войне?
- Как новые технологии помогают менять мир к лучшему?
- Как обрести счастье?
- Как развить в себе способность адаптироваться к переменам?
- Как революция влияет на положение в стране?
- Как связаны между собой страх перемен и страх ответственности?
- Как связаны прошлое и будущее?
- Какие музыкальные герои у современного поколения?
- Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?
- Какие общие черты объединяют нас с поколением наших родителей?
- Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Какие цели у нынешней молодежи?
- Какие черты характеризуют мое поколение?
- Какие явления меняют жизнь людей?
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто боится перемен?
- Когда человеку необходимы перемены?
- Может ли дистанционное образование заменить традиционное?
- Может ли компьютер заменить книгу?
- Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
- Может ли человек изменить себя?
- Можно ли говорить о деградации современного поколения?
- Можно ли жить без прошлого и будущего?
- Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
- Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Помогают ли перемены лучше понять самого себя?
- Почему без прошлого нет будущего?
- Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
- Почему важно в будущем не повторять ошибки прошлого?
- Почему важно рассказывать молодёжи о героя Великой Отечественной войны?
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
- Почему нельзя жить одним днём?
- Почему страх перед переменами не даёт обществу эволюционировать?
- Почему человек деградирует?
- Ради чего человеку нужно меняться?
- Самая трудная дорога та, которую не знаешь.
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Согласны ли Вы с высказыванием «Во всякой стране молодое поколение — всегда иностранцы»?
- Согласны ли Вы с высказыванием «Молодежь — это понятие не только биологическое, возрастное, но прежде всего социально историческое»?
- Согласны ли Вы с высказыванием «Прогресс есть замена одних неприятностей другими»?
- Согласны ли Вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности»?
- Согласны ли Вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
- Согласны ли вы с высказыванием В. Крапивина: «Никакой дорогой, даже самой правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Г.Спенсера: «Прогресс – не случайность, а необходимость»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Ж. Жореса: «Революции – варварский способ прогресса»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Н. Макиавелли: «Всякая перемена прокладывает путь к другим переменам»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Р. Оуэна: «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Э. Кастеляра: «Для того чтобы народы могли развиваться, расти, покрываться славой и успешно работать, — в основе их жизни должна лежать идея прогресса»?
- Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы «?
- Согласны ли Вы с мнением, что современная молодежь деградирует?
- Согласны ли Вы с мыслью «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее»?
- Согласны ли Вы с мыслью «Молодежь часто живёт так, будто хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни»?
- Согласны ли Вы с мыслью «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»?
- Согласны ли Вы с мыслью B. Гюго: «Прогресс — это способ человеческого бытия»?
- Согласны ли Вы с мыслью А.И. Герцена: «Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось»?
- Согласны ли Вы с мыслью Конфуция: «Если людоед пользуется ножом и вилкой – это прогресс?»
- Согласны ли Вы с мыслью Л.Левинсона: «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое»?
- Согласны ли Вы с тем, что «Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна остаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса»?
- Согласны ли Вы с тем, что «При нововведениях и переменах в государстве правители обычно думают не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности…»?
- Стоит ли менять себя ради любви?
- Умение меняться – это проявление силы или слабости человека?
- Чем новое поколение отличается от предшествующих?
- Чем опасен революционный путь изменений?
- Чем опасно для человека отсутствие перемен?
- Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
- Что вдохновляет современное поколение?
- Что значит: идти ногу со временем?
- Что может исказить жизненный путь человека?
- Что помогает человеку оставаться собой даже в эпоху перемен?
- Что слушает современное поколение?
- Что способно изменить человека?
- Что человек ищет в путешествиях?
Как известно, чтобы чего-то добиться необходимо прилагать к этому какие-то усилия. В основном от желания зависит большая часть успеха.
Усилия и желание делают удивительные вещи, они позволяют покорять горы, добиваться успеха на работе, в семье. Это все имеет положительную тенденцию до тех пор, пока человек не устает и начинает плыть по течению. А есть те, кто не стремится ни к чему, просто ждут, что им что-то предложат и все им упадет в руки. Справедливости ради, стоит отметить, что такое случается, когда родители дают готовую жизнь своим детям. Но, это может повлечь за собой катастрофические последствия, так как эти люди не знают, что им делать с тем, что упало им на голову. В основном, они могут потерять все. Поэтому, всегда необходимо бороться за то, что считается нужным, это нужно также как и поддерживать огонь, который нас греет.
Если отпустить руки или совсем облениться – будет тяжело обрести себя и добиваться тех целей, которые желанны. Без действий мечты уходят все дальше и дальше, а потом за горизонтом их уже будет и не разглядеть. Всегда необходимо мотивировать себя на какие-либо действия, так как это считается двигателем к желаемому объекту.
Стремясь к выполнению цели, цель не кажется уже такой далекой, какой была в начале пути, но ни в коем случае нельзя расслабляться. Жизнь любит настойчивых, тех, кто проявляет рвение, при решении своих проблем. Всегда нужно знать, стоит только расслабиться и это может закончиться тем, что мечта улетит как птица в небо, ее нельзя уже будет поймать, нельзя будет успеть за ней. Даже поезда генералов не ждут, поэтому нельзя упускать момент, кто же знает, когда настанет тот час, когда можно будет ухватить желаемое. Всегда обязательно бороться за то, что считается ценным, даже самому успешному и всемогущему человеку мира не удастся достичь свой сокровенной цели, не прикладывая к этому усилий. Это утопия. Да, так и есть, вода под лежачий камень не течет. И никто не поможет в этом человеку, пока он сам не решит себе помочь. Заставить себя действовать может только сам человек. Все, что мотивирует его из вне, также не менее важно, но все должно исходить из нутрии. От сердца и души.
Таким образом, ко всему тому, где приложены усилия, желание, там где не было бездействия и безразличия, все это обретает смысл, так как на этом пути есть то чему стремился тот или иной человек. Поэтому к этому нужно относиться с уважением, так как это тяжелый труд, хоть, порой, и не всегда физический.
Сочинение 2
Наша жизнь состоит из многочисленных трудностей, для преодоления которых нужно упорно взаимодействовать с социумом.
«Хочешь жить — умей вертеться», — поговорка, как нельзя лучше иллюстрирующая современное мироустройство. В течении жизни нужно уметь обходить камни, брёвна и подводные водовороты. Как ни крути, это сложно. Но жизнь — сама по себе сложная штука, поэтому чтобы нормально существовать, приходиться прилагать какие-то усилия.
Понятно, что если сидеть сложа руки, не предпринимать никаких совершенно действий к улучшению своих условий существования, в конечном счете можно просто потерять эту самую жизнь. Да и человека, ни к чему не стремящегося, плюющего в потолок и совершенно ничем не интересующегося вряд ли можно назвать человеком.
Аналогичная этой пословице, существует в русском языке ещё одна, не менее мудрая: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», которая также повествует о важности работы в жизни личности.
Пассивный человек часто остаётся ни с чем. Стоит заметить, что все успешные люди по своей натуре — лидеры, стремящиеся к своему счастью кропотливым трудом. Бездеятельный же человек обречён на неудачу, потому как сам устанавливает себе такие рамки своей хронической ленью и апатией.
Дело ведь само не сделается, поезд сам не поедет, курица не пожарится. Для всякого дела нужно усилие.
Третий закон Ньютона — действие рождает противодействие. И именно деятельность человека рождает плод этой самой деятельности, результат, который часто бывает отрицательным, но все же результатом.
Достижение целей, даже просто к ним стремление — уже половина успеха. Накапливается драгоценный опыт и житейская мудрость, которые в будущем способствуют комфортному существованию и бесконфликтному проживанию в обществе.
Безусловно, плыть против течения тяжело. Сам факт такого перемещения часто считается глупым и нерезультативный, нередко иррациональным. Но это закаляет силу воли, даёт какой-то внутренний стержень, характер. Своего рода, подготовка к будущим неурядицам.
Мнение большинства на этот счёт вполне ясно.
Не нужно быть сильно умным и начитанным, чтобы понимать, что бесполезная работа выматывает и забирает не только физическую силу, но и моральную устойчивость. Часто нерезультативный труд даёт неуверенность в себе, понижение самооценки и психологическую неустойчивость. Поэтому надо осуществлять трудовую деятельность не сколько ради самого результата, сколько ради процесса.
`
Под лежачий камень вода не течет
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Осень в лесу (2, 3, 4, 5, 6 класс)
Природа настолько бывает разной и контрастной, что можно вечно любоваться ее созданиями и творчеством. Безусловно одна бы она не справилась в своих творениях, одной из главных ее помощниц является погода.
- Сочинение Лето — любимое время года
Как бы это не звучало банально, но моё любимое время года – это лето. Во многом это связано именно с летними каникулами, освобождающими томимый учёбой школьный контингент от зубрёжек и обязанностей
- Сочинение Ермил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)
Образ Ермила Гирина особо выделяется на фоне простых русских крестьян в произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Казалось бы, простой мужик, как говорится
ПОДЕЛИТЬСЯ
Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? Несколько примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.
Данное сочинение подходит для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», посмотреть аргументы для данного направления.
Итоговое сочинение на тему под лежачий камень вода не течет
Выражение «Под лежачий камень вода не течет» давно стало пословицей. Ее можно понять следующим образом: цели человека, который ничего не делает для их достижения, никогда не исполнятся сами собой. Бездеятельный человек, который ленится, лишь мечтая о чем-то, но ничего не делая для исполнения своей мечты, никогда не получит то, о чем он мечтает, так как желаемое человеком никогда не исполнится, если для этого ничего не делать.
Примеры того, что значит пословица «Под лежащий камень вода не течет», можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» продемонстрировано пассивное отношение к собственной жизни. Центральный персонаж Илья Ильич Обломов постоянно находится в своей квартире, редко снимает свой халат и большую часть времени проводит лежа на диване. Метафорически Обломова действительно можно назвать «лежачим камнем». Главный герой может только мечтать о лучшем будущем, однако делать для осуществления своих желаний Обломов ничего не хочет, надеясь на то, что все его цели и мечты исполнятся сами собой, без его усилий. Обломов знал о тех проблемах, которые были в его имении, но он ничего не делал для того, чтобы исправить их и сделать деревню лучше не в мечтах, а на деле. Мечтал Обломов и о совместном счастье с Ольгой Ильинской, в которую он одно время был влюблен, однако главный герой ничего не делал для того, чтобы жить вместе с возлюбленной в комфортных условиях. Обломов даже сделал Ольге предложение, однако на этом его подготовка к свадьбе и закончилась. И.А. Гончаров, показывая, что то, о чем мечтал Обломов, не осуществилось, выражает мысль о том, что человек, ничего не делающий для осуществления своих целей, не получит лучшую жизнь просто так, не прикладывая к этому никаких усилий.
Значение пословицы «Под лежащий камень вода не течет» отображено и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов, один из помещиков, к которому за покупкой душ умерших крестьян обращается центральный персонаж Чичиков, мечтает о том, чтобы провести подземный ход и построить каменный мост, на котором будут находится лавки, где бы продавался товар для крестьян. Автор поэмы показывает, что Манилов только мечтал о преобразованиях, для воплощения желаемого в жизнь он ничего не делал. Мечты Манилова так и остались мечтами, и читатель понимает, что после отъезда Чичикова ничего не изменится: Манилов до конца своей жизни будет говорить о тех преобразованиях, которые он хочет сделать, но в действительности делать он ничего не будет. Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что «прожекты» Манилова не реализуются в реальную жизнь самостоятельно, без усилий самого Манилова.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что пословица «Под лежачий камень вода не течет» обозначает, что желания человека, который ничего не делает для того, чтобы его мечты воплотились в реальную жизнь, никогда не осуществляться, так как целей нельзя добиться без конкретной работы по их достижению.
Пример сочинения №2
«Под лежачий камень вода не течет». Много раз в жизни я слышала эту пословицу, но что же она означает? Мне кажется, что так говорят о людях, которые не хотят что-то делать в своей жизни. Таких людей все устраивает, они довольствуются немногими радостями своего существования. Они не заинтересованы жизнью, которая, подобно воде, течет мимо них. Но можно ли осуждать таких людей и считать их плохими? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю обратиться к произведениям художественной литературы.
Обратимся к роману И.А.Гончарова «Обломов». В этом произведении автор изображает героя, полностью олицетворяющего пословицу «под лежачий камень вода не течет». Кто же этот герой? Итак, Илья Ильич Обломов — потомственный дворянин с невысоким чином: он коллежский секретарь. Автор заостряет внимание читателя на том, что он прослужил чиновником всего два года и после небольшой неприятности на работе отправился в отставку. Он не вынес перспективы ежедневно ходить на службу; так и закончилась его государственная деятельность. Автор дает однозначную оценку своему герою: он ленив, беспомощен, апатичен. Но Гончаров ставит эксперимент: что будет, если под лежачий камень все же потечет вода? Поэтому, в жизни Обломова появляются Штольц и Ильинская. Мощный поток их бурной жизни захватывает Илью Ильича, но ненадолго: его натура не смогла наслаждаться таким ритмом жизни. Обломов все же отдает предпочтение дивану и халату. Таким образом, автор доносит до читателя мысль о том, что никто не может заставить человека поменять мировоззрение, начать новую жизнь, пока он сам не будет готов к этому.
Уместным будет вспомнить Манилова из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Манилов является помещиком, не наделенным ни строгостью к подчиненным, ни любовью к работе. Он добр и доверчив: он не может представить, что крестьяне могут обмануть его. Его не волнуют житейские проблемы, и автор показывает плоды такого отношения к дому и хозяйству: его ключница — воровка, слуги- нечистоплотные пьяницы, а дворня целыми днями спит. Образ жизни Манилова схож с Обломовским: он никуда не спешит, делами занимается неохотно. Его жизнь будто подверглась забвению: кресла уже навсегда останутся не обитыми, коридор всегда будет пустовать, а книга навсегда застыла на четырнадцатой странице.
Итак, подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что пословица «под лежачий камень вода не течет»- это точное описание людей безынициативных, не желающих развиваться. Но приведенные мной произведения доказывают, что это выражение не должно употребляться в отрицательном смысле: хотя герои ленивы, они добры и безобидны. Я считаю, что люди, подобные Манилову или Обломову, не могут принести человечеству боль и страдание, поэтому они заслуживают уважения и любви.
Пример сочинения №3
Когда люди хотят подчеркнуть безрезультатность и бесперспективность пассивного образа жизни, когда человек ничего не делает для достижения своих целей, они говорят: «Под лежачий камень вода не течет». Это выражение помогает встряхнуть апатичную личность и вынудить ее действовать. Точнее объяснить значение данной пословицы позволяют литературные примеры.
Так, в романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой представляет собой тот самый лежачий камень, под который вода не течет. Илья Ильич — ленивый и инфантильный барин, привыкший целыми днями лежать и ничего не делать. Обломов не работает, не заводит семью, почти не выходит из дома, но при этом он совершенно здоров и трудоспособен. В быту его обслуживают слуги, а финансирование этого лежачего образа жизни происходит за счет наследства от родителей — имения и земель в Обломовке. Сам же помещик никак не участвует в деятельности своего хозяйства, ведь ему гораздо приятнее проживать свой капитал, чем преумножать его. Поэтому читатель совсем не удивляется, когда узнает, что доходы Обломова каждый год падают, что он одинок и беспомощен без своего друга, что он охотно идет на поводу у мошенников. Илья Ильич пассивен и безынициативен, поэтому успех проходит мимо него. Лишь убытки, упадок, деградация — вот его удел. Глядя на него, мы понимаем, что значит «под лежачий камень вода не течет».
Не менее поучительный пример мы встречаем в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов тоже является помещиком, утопающим в грезах и бездеятельности. Все его достижения перечисляются только в будущем времени, ведь они еще не реализованы. Он хотел бы построить мост с купеческими рядами, протянуть подземный туннель, заняться хозяйством и обтянуть, наконец, два кресла не рогожей, а «щегольской материей», как и все остальные. Но на все это Манилову не хватает воли. Он лишь говорит о том, как хорошо было бы что-то сделать, но воз и ныне там. «Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою» — пишет про него автор. «Сама собою» проходила вся жизнь героя. Он пассивен, ленив и пуст, его ничто не интересует всерьез. Он просто проживает доставшийся в наследство капитал и пользуется тем, что было ему дано. Сам же Манилов ничего не добился, потому что под лежачий камень вода не течет.
Таким образом, мудрая русская пословица позволяет нам установить закономерность: если человек ничего не делает, в его жизни ничего и не меняется к лучшему. Она служит назиданием для тех, кто безволен и пассивен, но при этом грезит о положительной динамике в своей биографии. Как известно, под лежачий камень вода не течет.
Пример сочинения №4
Однажды в произведении Максима Горького «На дне» Лука сказал: «Под лежачий камень и вода не течет». С данным высказыванием сложно не согласиться, ведь оно помогает понять истинный путь жизни и вынудить действовать для достижения цели в жизни. Данную тему поднимали многие великие писатели. Так, в произведении И. А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич — главный герой, под которого не течёт ничего. Он ленив и инфантилен, привык целыми днями лежать на диване.
Обломов не работает, не заводит семью, однако остается совершенно здоров и трудоспособен. Дома его обслуживают слуги, а все его наследство — имение в Обломовке, за которым он никак не следит, ведь ему гораздо приятнее проживать бессмысленно дни, чем работать. Доходы Ильи каждый год падают, он остается одиноким и беспомощным без своего друга — Андрея Штольца и охотно верит мошенникам. Илья Ильич не стремится ни к чему, поэтому жизнь проходит мимо него. От него лишь убытки, упадок и деградация. Главный герой идеально описывает образ «лежачего камня».
Д. И. Фонвизин тоже не остался в стороне и решил поднять данную проблему в своём произведении «Недоросль». Митрофанушка — продукт невежественной среды. Семья Простаковых не поддерживает образования в доме. Парню наняли учителей, однако они не особо волновались за его будущее и каждый раз предлагали отдохнуть и не напрягаться. В 16 лет Митрофан не понимал ни одну науку и выдумывал собственные измышления. Ему комфортно быть неграмотным человеком, поэтому ищет себе такую же компанию. Парень совершенно равнодушен ко всему, его не интересует собственное будущее, поэтому он соглашается на предложение о службе. У Митрофана Простакова не было конкретной цели, он мечтал жениться и считал, что больше ничего ему не нужно. Семья не приветствовала саморазвитие, что и привело к деградации мальчика. Данный пример отлично показывает, что без цели в жизни и определённых действий — человек ничего не сможет добиться.
Мудрая фраза Луки помогает нам понять, что если человек не делает ничего, его жизнь будет плыть по течение и ничего в ней не изменится. Пословица до сих пор не утратила актуальности в 21 веке, ведь для того, чтобы чего-то добиться, нужно принимать какие-то решения.
Пример сочинения №5
Всем известна древняя пословица «Под лежачий камень вода не течет». Определение ее смысла также не вызовет ни у кого затруднений. Данное высказывание гласит, что ты никогда не достигнешь результата, если не будешь для этого ничего делать. Само собой, по мановению волшебной палочки задуманное точно не исполнится! Есть мечта — стремись к ней, действуй. Сидя на диване, ты точно не получишь того, чего хочешь!
Во многих художественных произведениях можно найти примеры, раскрывающие значение обозначенной пословицы.
Возьмем роман И.А. Гончарова «Обломов» и проанализируем образ жизни главного героя, Ильи Ильича. С первых строк этого произведения мы можем охарактеризовать молодого мужчину как пассивного бездеятельного человека. Обломов редко покидает свою квартиру. Большую часть дня герой проводит на диване, не снимая любимый халат. Эти два атрибута — основа характеристики Обломова, ее самая яркая черта. Илья Ильич, если разобраться, и есть тот самый «камень», человек, который мечтает, строит планы, но совершенно ничего не делает для их исполнения. Обломов не желает прилагать никаких усилий, мечтая, что все совершится как-нибудь само собой. Мужчина знает о проблемах, которые накопились в его деревенском имении, но не предпринимает попыток изменить ситуацию, точнее в мечтах он видит образ идеального решения, но при этом даже с дивана не встает, а уж чтобы поехать и разобраться — этого и представить невозможно! Мечтая о совместном счастье с Ольгой Ильинской, Обломов даже делает девушке предложение, но активная жизнь, которая привлекает невесту, ему не подходит. И в любовных отношениях в итоге полный крах. Автор показывает в образе Обломова человека, который не делает ничего, чтобы улучшить свою жизнь, довольствуется тем, что имеет. И такому человеку жизнь, конечно, не даст ничего в ответ.
Значение пословицы можно найти и в других произведениях отечественных авторов. Возьмем, к примеру, поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души». Один из помещиков по фамилии Манилов представлен мечтателем, в планах у которого много самых разнообразных дел: проведение подземного хода, постройка каменного моста с лавками для продажи товаров. Только вот задумывая все эти преобразования, Манилов не делает ничего, чтобы воплотить их в жизнь. Читатель понимает, что герой не способен на активные действия и после отъезда Чичикова он так и продолжит мечтать. Гоголь показывает, что без усилий самого Манилова ничего произойти не сможет, все так и останется в голове помещика, в его фантазиях.
Подводя итог всему, сказанному выше, можно отметить, что пословица «Под лежачий камень вода не течет» становится ярким отражением бездействия и пассивного поведения человека. Чтобы чего-то добиться, мечтать мало. Нужно приложить усилия. Только труд будет вознагражден. Пассивное поведение никогда не приведет к намеченной цели. Чтобы получить желаемое, нужно и самому постараться, а не надеяться на какие-то сверхъестественные силы.
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Почему говорят «дорогу осилит идущий» (сочинение)