- Статья
- Чтение занимает 8 мин
Это пошаговое руководство для начинающих работу с Python в Windows 10.
Настройка среды разработки
Для начинающих, которые не знакомы с Python, рекомендуется установить Python из Microsoft Store. При установке из Microsoft Store используется базовый интерпретатор Python3, но в дополнение к автоматическому обновлению также настраиваются параметры пути для текущего пользователя (без необходимости доступа администратора). Это особенно полезно, если вы работаете из среды образовательного учреждения или являетесь частью организации, которая ограничивает разрешения или административный доступ на компьютере.
Если вы используете Python в Windows для разработки веб-приложений, мы рекомендуем настроить среду разработки другим образом. Вместо установки непосредственно в Windows рекомендуется установить и использовать Python через подсистему Windows для Linux. Справочные сведения см. в следующих статьях: Начало работы с Python для разработки веб-приложений в Windows. Если вы заинтересованы в автоматизации общих задач в операционной системе, ознакомьтесь с нашим руководством: Начало работы с Python в Windows для создания сценариев и автоматизации В некоторых сложных сценариях (например, при необходимости модификации или доступа к установленным файлам Python, создания копий двоичных файлов или непосредственного использования библиотек DLL Python) может потребоваться загрузить определенный выпуск Python непосредственно с сайта python.org или установить альтернативное средство, например Anaconda, Jython, PyPy, WinPython, IronPython и т. д. Мы рекомендуем это только в том случае, если вы более продвинутый программист на Python и у вас есть конкретная причина выбрать альтернативную реализацию.
Установка Python
Чтобы установить Python с помощью Microsoft Store, сделайте следующее:
-
Перейдите в меню Пуск (значок Windows в нижнем левом углу), введите «Microsoft Store» и щелкните ссылку, чтобы открыть магазин.
-
Когда магазин откроется, выберите Поиск в верхнем правом меню и введите «Python». Выберите, какую версию Python вы хотите использовать, из результатов в разделе «Приложения». Мы рекомендуем использовать самую последнюю версию, если только у вас нет причин для обратного (например, по причине согласования с версией, использованной в уже существующем проекте, над которым вы планируете работать). Определив, какую версию вы хотите установить, выберите Получить.
-
После того как Python завершит процесс загрузки и установки, откройте Windows PowerShell, используя меню Пуск (значок Windows в нижнем левом углу). После открытия PowerShell введите
Python --version
, чтобы убедиться, что Python 3 установлен на компьютере. -
Установка Python из Microsoft Store содержит стандартный диспетчер пакетов pip. Pip позволяет устанавливать дополнительные пакеты, которые не входят в стандартную библиотеку Python, и управлять ими. Чтобы убедиться, что у вас есть pip, который можно использовать для установки пакетов и управления ими, введите
pip --version
.
Установка Visual Studio Code
При использовании VS Code в качестве текстового редактора или интегрированной среды разработки (IDE) вам доступны IntelliSense (помощь в завершении кода), анализ кода (помогает избежать ошибок в коде), поддержка отладки (помогает находить ошибки в коде после запуска), фрагменты кода (шаблоны для небольших повторно используемых блоков кода) и модульное тестирование (тестирование интерфейса кода с различными типами входных данных).
VS Code также содержит встроенный терминал, который позволяет открывать командную строку Python с помощью командной строки Windows, PowerShell или любой другой, создавая простой рабочий процесс между редактором кода и командной строкой.
-
Чтобы установить VS Code, скачайте VS Code для Windows: https://code.visualstudio.com.
-
Установив VS Code, необходимо также установить расширение Python. Для установки расширения Python можно выбрать ссылку на VS Code в Marketplace или открыть VS Code и выполнить поиск по фразе Python в меню расширений (Ctrl+Shift+X).
-
Python — интерпретируемый язык, и для выполнения кода Python необходимо указать VS Code, какой интерпретатор нужно использовать. Мы рекомендуем использовать самую последнюю версию Python, если у вас нет особой причины для обратного. После установки расширения Python выберите интерпретатор Python 3, открыв палитру команд (CTRL+SHIFT+P), и начните вводить команду Python: Select Interpreter (Python: выбор интерпретатора) для поиска, а затем выберите появившуюся команду. Вы также можете использовать параметр Select Python Environment (Выбрать среду Python) в нижней строке состояния, если она доступна (возможно, уже отображается выбранный интерпретатор). Команда предоставляет список доступных интерпретаторов, которые VS Code может найти автоматически, включая виртуальные среды. Если нужный интерпретатор не отображается, перейдите к статье о настройке сред Python.
-
Чтобы открыть терминал в VS Code, выберите ПросмотрТерминал или используйте клавиши CTRL+` (символ обратного апострофа). Терминалом по умолчанию является PowerShell.
-
В окне терминала VS Code откройте Python, просто введя команду:
python
-
Попробуйте использовать интерпретатор Python, введя:
print("Hello World")
. Python вернет фразу «Hello World».
Установка Git (необязательно)
Если вы планируете совместно работать над кодом Python с другими пользователями или размещать проект на сайте с открытым исходным кодом (например, GitHub), примите во внимание, что VS Code поддерживает управление версиями с помощью Git. Вкладка системы управления версиями в VS Code отслеживает все изменения и содержит общие команды Git (добавление, фиксация, принудительная отправка, извлечение) прямо в пользовательском интерфейсе. Сначала необходимо установить Git для включения панели управления версиями.
-
Скачайте и установите Git для Windows с веб-сайта git-scm.
-
В комплект входит мастер установки, который задает вам ряд вопросов о параметрах установки Git. Рекомендуется использовать все параметры по умолчанию, если у вас нет конкретной причины изменить какой-либо из них.
-
Если вы никогда не использовали Git, обратитесь к руководствам по GitHub. Они помогут вам приступить к работе.
Учебник по некоторым основам работы с Python (на примере Hello World)
Python, согласно его создателю Гвидо ван Россуму, — это «язык программирования высокого уровня, и его основная философия проектирования — это удобочитаемость кода и синтаксис, позволяющий программистам выразить концепции в нескольких строках кода».
Python — интерпретируемый язык. В отличие от скомпилированных языков, в которых написанный код необходимо перевести в машинный код для выполнения процессором компьютера, код Python передается непосредственно интерпретатору и запускается напрямую. Просто введите код и запустите его. Попробуем сделать это!
-
Откройте командную строку PowerShell и введите
python
, чтобы запустить интерпретатор Python 3. (В некоторых инструкциях указано использовать командуpy
илиpython3
, которые также подойдут.) Если вы делаете все правильно,появится командная строка с тремя символами «больше, чем» >>>. -
Существует несколько встроенных методов, позволяющих вносить изменения в строки в Python. Создайте переменную с помощью команды
variable = 'Hello World!'
. Нажмите клавишу ВВОД для создания новой строки. -
Выведите переменную с помощью команды
print(variable)
. Отобразится текст «Hello World!». -
Выясните, сколько символов используется для переменной строки, с помощью команды
len(variable)
. Будет показано, что используется 12 символов. (Обратите внимание, что пробел учитывается как символ в общей длине.) -
Преобразуйте строковую переменную в буквы верхнего регистра:
variable.upper()
. Теперь преобразуйте строковую переменную в буквы нижнего регистра:variable.lower()
. -
Подсчитайте, сколько раз буква «l» используется в строковой переменной:
variable.count("l")
. -
Найдите определенный символ в вашей строковой переменной. Давайте найдем восклицательный знак с помощью команды
variable.find("!")
. Будет показано, что восклицательный знак находится в позиции 11 строки. -
Замените восклицательный знак на вопросительный знак:
variable.replace("!", "?")
. -
Чтобы выйти из Python, введите
exit()
,quit()
или нажмите клавиши CTRL+Z.
Надеемся, вам понравилось использовать некоторые из встроенных в Python методов модификации строк. Теперь попробуйте создать файл программы Python и запустить его с помощью VS Code.
Учебник по использованию Python с VS Code (на примере Hello World)
Команда VS Code составила отличный учебник по началу работы с Python с пошаговым руководством по созданию программы Hello World с помощью Python, запуску программного файла, настройке и запуску отладчика, а также установке пакетов, таких как matplotlib и numpy, для создания графического изображения в виртуальной среде.
-
Откройте PowerShell и создайте пустую папку с именем hello, перейдите в эту папку и откройте ее в VS Code:
mkdir hello cd hello code .
-
После открытия среды VS Code, где показана новая папка hello в левом окне обозревателя, откройте окно командной строки в нижней панели VS Code, нажав CTRL+` (символ обратного апострофа) или выбрав ПросмотрТерминал. После запуска VS Code в папке эта папка станет вашей рабочей областью. VS Code хранит параметры, относящиеся к этой рабочей области, в файле .vscode/settings.json. Они отделены от параметров пользователя, которые хранятся глобально.
-
Продолжайте работу с учебником в документации для VS Code: Сведения о создании файла исходного кода для Hello World на Python.
Создание простой игры с помощью Pygame
Pygame — это популярный пакет Python для создания игр, который позволяет учащимся изучать программирование увлекательным способом. Pygame отображает графические изображения в новом окне, поэтому метод «только командной строки» WSL не подойдет. Но если вы установили Python с помощью Microsoft Store, как описано в этом учебнике, все получится.
-
После установки Python установите Pygame из командной строки (или терминала в VS Code), введя
python -m pip install -U pygame --user
. -
Протестируйте установку, запустив пример игры:
python -m pygame.examples.aliens
-
Если все в порядке, откроется окно игры. По завершении игры закройте окно.
Вот как начать написание кода собственной игры:
-
Откройте PowerShell (или командную строку Windows) и создайте пустую папку с именем bounce. Перейдите к этой папке и создайте файл с именем bounce.py. Откройте папку в VS Code:
mkdir bounce cd bounce new-item bounce.py code .
-
С помощью VS Code введите следующий код Python (или скопируйте и вставьте его):
import sys, pygame pygame.init() size = width, height = 640, 480 dx = 1 dy = 1 x= 163 y = 120 black = (0,0,0) white = (255,255,255) screen = pygame.display.set_mode(size) while 1: for event in pygame.event.get(): if event.type == pygame.QUIT: sys.exit() x += dx y += dy if x < 0 or x > width: dx = -dx if y < 0 or y > height: dy = -dy screen.fill(black) pygame.draw.circle(screen, white, (x,y), 8) pygame.display.flip()
-
Сохраните его как:
bounce.py
. -
Запустите его в терминале PowerShell, введя:
python bounce.py
.
Попробуйте изменить некоторые из чисел, чтобы увидеть, как они влияют на прыгающий шарик.
Дополнительные сведения о создании игр с помощью Pygame см. на сайте pygame.org.
Материалы для непрерывного обучения
Мы рекомендуем использовать следующие ресурсы, чтобы продолжить изучение разработки на Python в Windows.
Онлайн-курсы для изучения Python
-
Введение в Python на Microsoft Learn. Попробуйте интерактивную платформу Microsoft Learn и получите навыки выполнения этого модуля, охватывающего основы написания базового кода Python, объявления переменных и работы с входными и выходными данными консоли. Интерактивная среда песочницы предоставляет эту отличную возможность начать пользователям, у которых еще не настроена среда разработки Python.
-
Python на Pluralsight: 8 курсов, 29 часов. Схема обучения Python на Pluralsight предлагает онлайн-курсы, охватывающие различные темы, связанные с Python, включая средство для измерения навыков и поиска пробелов в знаниях.
-
Учебники на сайте LearnPython.org. Приступите к изучению Python без необходимости дополнительной установки или настройки с помощью этих бесплатных интерактивных учебников по Python от DataCamp.
-
Учебники на сайте Python.org. Предоставляют читателям неформальное описание основных понятий и функций языка и системы Python.
-
Изучение Python на сайте Lynda.com. Основные сведения о Python.
Работа с Python в VS Code
-
Редактирование Python в VS Code. Узнайте больше о том, как воспользоваться преимуществами автозаполнения VS Code и поддержкой IntelliSense для Python, включая их настройку или отключение.
-
Анализ кода Python. Анализ кода — это процесс запуска программы, которая будет анализировать код на наличие возможных ошибок. Узнайте о различных формах поддержки анализа кода VS Code для Python и о том, как выполнить его настройку.
-
Отладка Python. Отладка — это процесс обнаружения и удаления ошибок из компьютерной программы. В статье по этой ссылке описывается инициализация и настройка отладки для Python с помощью VS Code, установка и проверка точек останова, присоединение локального скрипта, выполнение отладки для различных типов приложений или на удаленном компьютере, а также некоторые основные способы устранения неполадок.
-
Модульное тестирование Python. В статье по этой ссылке содержатся некоторые основные сведения о модульном тестировании, включении платформы тестирования, создании и выполнении тестов, отладке тестов и параметрах конфигурации теста, а также приведено пошаговое руководство с примером.
Смартфон для меня — рабочий инструмент, на котором я пишу тексты пока еду в такси, стою в очереди, сижу в кафе, лежу в кровати. Короче, везде и всегда, когда не беру с собой ноутбук. И от этого совсем не страдаю.
А знаете, почему так? Да потому что виртуальные клавиатуры на смартфонах гениально хороши.
Хоть пиши вручную на QWERTY-раскладке, хоть набирай слова свайпами или даже надиктовывай. Будет одинаково удобно, потому что во всех случаях работает система интеллектуального ввода.
Современные алгоритмы работают индивидуально. Всё, что вы пишете, выгружается на удалённый сервер, информация обезличивается, анализируется, и из этих данных составляется ваш уникальный словарь.
Поэтому когда вы пишете «Юля», а вам предлагается совсем другое слово, то дело тут не только в клавиатуре.
У всех систем предсказания слов есть один общий предок — Т9. О его истории, и о том, как он работает и к чему привёл, мы сегодня и поговорим.
Появление Т9
Телеграфный ключ слева. Раньше это был основной инструмент для передачи сообщений на большие расстояния.
Телеграф — самое первое электронное устройство, которое позволило людям передавать сообщения на дальние расстояния. Придумал эту гениальную штуку американский художник Сэмюил Финли Бриз Морзе, а реализовали его идею инженеры Джозеф Генри и Альфред Вейл в 1835 году.
Тогда появился самописец, работавший от передаваемых дистанционно электронных импульсов. Эти самые импульсы чередовались при помощи ключей. Да-да, это такие платформы с «молоточками».
Однако говорить через телеграф было нельзя, только стучать ключом. Поэтому была придумана азбука Морзе. В ней каждая буква представлена последовательностью из коротких и длинных сигналов — точек и тире.
Соответственно слова и предложения образуются из ещё больших последовательностей. Но передавать какие-то очень длинные сообщения, согласитесь трудно. Статью в журнал удалённо так точно не подать.
А теперь это стало инструментом, который объединяет людей со всех концов света. В теории благодаря современным технологиями можно даже поддерживать связь с теми кто в космосе.
С такой же сложностью однажды столкнулись производители и владельцы мобильных телефонов, потому что весь алфавит был умещён в 9 клавиш. То есть одна клавиша содержала по 3-4 буквы, и будь добр пиши на этом. Альтернатив, как сейчас, тогда не было. Но на помощь пришёл великий и ужасный Т9.
В 1999 году технологию разработал Клифф Кашлер в стенах своей компании Tegic Communications. Потом технология перешла во владения корпорации Nuance, но принципы её работы не изменились.
Алгоритм базировался на большом словаре, а при вводе текста с клавиатуры алгоритм распознавал, какие клавиши пользователь нажимает, и в первую очередь автоматом выводил наиболее популярное слово.
Как думаете, на таком телефоне реально написать статью?
Например, если нужно написать «Hello» на стандартной телефонной клавиатуре из 12 клавиш, без Т9 нужно ввести последовательность (4433555666) — это целых десять нажатий! Для слова из пяти букв! А вот с Т9 хватит (43556) — пяти нажатий, а всё благодаря тому, что Т9 понял, какое слово пользователь хочет написать.
Через призму виртуальных QWERTY-клавиатур в современных смартфонах может показаться, что это неудобно, но для пользователей мобильных телефонов начала 2000-х это было важное нововведение.
Теперь писать сообщения в смс и аське стало намного удобнее. К тому же, была возможность перелистывать предложенные слова, Т9, постепенно улучшаясь, обрёл и такую возможность.
В целом почти все телефоны Sagem, вышедшие после 1999 года, оборудовались этой функцией.
Но фактически идея предиктивного (интеллектуального) ввода возникла ещё в 70-х годах, за 20 с лишним лет до выхода первого телефона с Т9. Им, кстати, стал Sagem MC850 от ныне не существующей французской компании. Возвращаясь к 70-м, нужно сказать, что тогда инженеры хотели сделать продукт не для масс, а для людей с ограниченными возможностями.
Потом она перешла к узким специалистам, и стала использоваться в различных научных и медицинских центрах, чтобы ускорять поиск по базам данных, а затем попала в наши карманы.
Т9 пережил кнопочные телефоны, успел попасть в КПК и даже в современные смартфоны, но самое главное, это то, к чему он привёл — к появлению iTap и других алгоритмов.
Как iPhone совершил ещё одну революцию
Уверен, что многого о секретах этого устройства мы ещё не знаем.
Даже с появлением сенсорных телефонов на большинстве из них вводить текст было сплошной мукой, но всё изменилось, когда появился iPhone. Во время презентации Стив Джобс долго и упорно говорил нам, что физическая клавиатура у смартфонов пережиток прошлого, от которого надо избавляться.
К тому же, клавиатура нужна пользователям не всегда. И тут купертиновцы представляют iPhone, у которого имеется полноценная виртуальная QWERTY-клавиатура, но только когда она нужна.
Вкупе с большим по тем меркам дисплеем, набирать текст на ней было одно удовольствие, но у клавиатуры был один маленький, но очень важный секрет, о котором нам со сцены не сказали.
Недавно тестировал iPhone 4s на iOS 6 и понял, что на этой клавиатуре очень удобно писать тексты.
Во время разработки пользовательского интерфейса iOS тогдашний вице-президент Apple Скотт Форсталл дал указ всем дизайнерам и инженерам переключиться на разработку клавиатуры.
Спустя несколько недель к нему принесли прототипы виртуальных клавиатур, и одна из них понравилась Скотту больше всего, хотя на вид она была ничем не примечательна.
Разделители на клавиатуре — это то, насколько расширяется сенсорная зона ключевых букв при вводе текста.
Просто виртуальная QWERTY-клавиатура ни дать ни взять. Но программист зашил в неё маленький, но очень важный секрет — систему предиктивного ввода.
Фактически ту же самую, которая была в Т9, но только здесь она работала по-тихому. Когда пользователь начинал вводить текст, система моментально предугадывала слова, которые человек может написать и незаметно для него увеличивала сенсорную зону букв, которую он может нажать.
Это увеличивало шансы попадания в цель и уменьшало шансы, что смартфон попадёт в стену. Естественно, эта разработка дошла до релизной версии iPhone и живёт в наших смартфонах до сих пор. Плюс, к этой тихоне подключается прямой наследник Т9 — iTap.
iTap и Swype
Слева iTap на Motorola Timeport, который вышел в начале 2000-х, а справа iPhone 11 с Gboard. Преемственность налицо.
Технология тоже появилась в бородатые времена в качестве наследника Т9. Её разработчиком выступила компания Motorola, инженеров в которой, видимо, раздражало, что Т9 непросто предлагает, а прямо-таки нагло вставляет слова в текст, не давая пользователям права выбора.
В iTap все эти нюансы учтены — когда на клавиатуре вводится текст, система не только анализирует количество букв и нажатий, но ещё смотрит за тем, какие слова были в начале текста. В некоторых случаях алгоритм мог даже совершенно спокойно выстраивать за пользователем целые предложения.
Концепция iTap сохранилась по сей день: она используется в смартфонах, планшетах и даже компьютерах, например, в MacBook с тачбаром. Сегодня к клавиатурам с iTap ещё подключены нейросети, которые знают, как вы пишите и даже предугадывают, что можно ответить на входящее сообщение.
Но iTap дал дорогу ещё одной крутой технологии — Swype. Её тоже разработал Клифф Кашлер, тот же инженер, что сделал Т9. Но Swype сочетал в себе буквально всё самое лучшее от Т9 и iTap.
От первого достался автоматический ввод подобранного слова, а от второго — алгоритм предсказания вводимого текста на основе уже введённого. Всё это ещё приправлялось вводом, не отрывая палец от экрана.
Ввод с помощью свайпов появился в стандартной клавиатуре iPhone с выходом iOS 13.
Способ ввода текста при помощи свайпов оказался настолько удобным и быстрым, что его лицензировали к себе практически все производители — от Google и Samsung до Apple и Xiaomi. В итоге Swype ушёл в массы и стал достоянием индустрии высоких технологий. И ведь всё это появилось лишь благодаря великому и прекрасному Т9.
Конечно, все эти технологии не стоят на месте: разные производители стараются по-своему как-то их улучшать и интегрировать в алгоритмы распознавания речи. Эта тема ещё более обширная чем Т9 и достойна отдельного материала.
(14 голосов, общий рейтинг: 4.93 из 5)
? Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
… и не забывай читать наш Facebook и Twitter
?
iPhones.ru
Смартфон для меня — рабочий инструмент, на котором я пишу тексты пока еду в такси, стою в очереди, сижу в кафе, лежу в кровати. Короче, везде и всегда, когда не беру с собой ноутбук. И от этого совсем не страдаю. А знаете, почему так? Да потому что виртуальные клавиатуры на смартфонах гениально хороши. Хоть пиши вручную…
Двое в центре столицы. История памятника Минину и Пожарскому
О малоизвестных фактах в отношении знаменитого монумента «АиФ» рассказали историки Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Для тех, кто не силён в истории, напомним. В конце XVI — начале XVII веков в Московском царстве началась Смута, на престол ломились многочисленные самозванцы. В 1610 году бояре пригласили на трон польского королевича Владислава, и тут же Кремль заняли поляки. Первое народное ополчение по освобождению от интервентов, где находился и Козьма Минин, потерпело поражение. Однако второе войско из добровольцев, которое собрал Минин и возглавил князь Дмитрий Пожарский в 1612 году, изгнало польских захватчиков с русской земли.
С миру по нитке
Монумент народным героям появился в Москве в годы правления Александра I, через 200 лет после подвига Минина и Пожарского. В 1803 году «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» выступило с инициативой установить в Нижнем Новгороде (то есть там, где началось ополчение) памятник. Высочайшее одобрение получил проект скульптора Ивана Мартоса. С 1809 года начали сбор денег. Разослали гравюры с проектом по городам и весям. К 1811 году сумма пожертвований достигла 136 тыс. рублей. Огромные по тем временам деньги! Среди жертвователей был купец Василий Васильевич Злобин, подаривший на создание памятника 5 тыс. рублей. Чтобы все могли оценить размер суммы, заметим: за несколько сотен рублей тогда можно было купить неплохой домик в городе.
Почему всё-таки памятник поставили в Москве, а не в Нижнем, как задумывали, где и собиралось ополчение? Пока деньги искали, занимались организацией, наступили непростые времена — Отечественная война 1812 года. И когда, наконец, к 1815 году отлили монумент, ему придавали уже несколько другое значение. Он стал символизировать не только подвиг нижегородского ополчения начала XVII века, но и русскую освободительную силу. Поэтому справедливо решили, что лучшее место для него — в Москве.
Любопытно, что открывался памятник торжественно, с военным парадом. Такого не было в истории России больше никогда.
Кутузовский манёвр
Вообще памятник был установлен фактически на пепелище сожжённой Москвы. После пожара 1812 года Москва приукрасилась. Архитектор Осип Иванович Бове очень много работал над ансамблем площадей, в частности Красной площади. Под его руководством она была очищена от всех застроек и стала практически такой, какой мы её видим сегодня. После реконструкции очень хорошо стал виден и Покровский, и Казанский соборы. А Минин и Пожарский явились завершающей доминантой на площади, связывая воедино весь ансамбль.
Вот ещё факты. Красная площадь раньше называлась Пожар (деревянные постройки на ней часто горели) и только со второй половины XVII века стала Красной (красивой). Памятник — Пожарскому. Он происходил из княжеской фамилии, которая в XIV веке получила в удел погорелую волость под Суздалем.
Другой интересный вопрос: почему так расположены персонажи? Староста Минин стоит с командным указующим жестом, а князь сидит (даже почти полулежит) перед ним вроде как в подчинённой позе и держит щит. Получается, один призывает идти, а другой — нет, мы будем сидеть и ждать? А объясняется все просто. Князь был сильно ранен в первом ополчении, и когда его позвали возглавить второе, ещё не совсем оправился от ран. Поднятая рука Минина указывает на Кремль (это сейчас памятник расположен напротив храма Василия Блаженного, а первоначальное его место — прямо напротив Кремля, перед входом в нынешний ГУМ). По одной версии — с призывом к защите Кремля, по другой — к штурму. Пожарский ведь не штурмовал Кремль, он довел до того, что поляки сами вышли оттуда голодные и измученные.
К слову, известная надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому», без указания имён, очень не понравилось Пушкину, который весьма критически на этот счет высказывался. И тем не менее, когда в наше время, в 2005 году, Нижний Новгород получил памятник Церетели в виде уменьшенной копии московской, надпись была воспроизведена опять же безо всяких имен. А вот сочетание «гражданин» и «князь» взято неспроста. Это символ сословного единения людей из разных социальных слоёв. Ведь Кузьма Минин — не просто гражданин, а городской староста, достаточно богатый человек. Тем не менее, в надписи он не титулован. В отличие от Дмитрия Пожарского. Объединение тех и других таким образом ещё более показательно. Плюс к тому, памятник стоит на территории китайгородского района (что за стенами Кремля). А Китай-город всегда был районом торговым и в то же время близким к центру, где сидела власть, аристократия.
Частушка для Сталина
А вот интересная параллель, предлагаемая известным исследователем Москвы Рустамом Рахматулиным. Естественно, у второго ополчения и Пожарского было знамя. И на этом стяге изображен Иисус Навин, который после смерти Моисея возглавил поход на Ханаан. Вблизи города Иерихона ему явился архистратиг Михаил, и тот перед ним преклонил колена. Ну а князь возглавил, само собой, русский народ наподобие Иисуса Навина.
Кроме того, жест Минина в разные времена был предметов различных шуток и анекдотов. Сейчас, когда памятник стоит уже на современном месте, жест читается так: «А помнишь, князь, где мы раньше стояли?» Но дальше передвижений не пошло. Памятник не переплавили, как в своё время монумент Багратиону и ограду на месте его гибели на Бородинском поле в 1932 году — ради выполнения планов по сдаче металлолома. В отношении памятника Минину и Пожарскому даже попыток таких не было. И это тоже знаменательный факт — двигать двигали, но разрушить мысль в голову никому не пришла.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве — более 200 лет на Красной площади
Памятник Минину и Пожарскому на Красной Площади в Москве
Памятник Минину и Пожарскому вот уже несколько столетий украшает Красную площадь и посвящен изгнанию из России польских интервентов. С 1990 года включен в список объектов всемирного наследия. В силу расположения является одним из обязательных пунктов экскурсионных маршрутов.
Описание памятника
Памятник Минину и Пожарскому выполнен в духе классицизма, который отличают монументальные формы и отсылка к древнегреческим статуям. Отдельного внимания заслуживает постамент с барельефами.
Скульптура
Скульптура изображает Кузьму Минина, который одной рукой призывает подняться на защиту Москвы от захватчиков, а другой передает меч Пожарскому. Сам Пожарский сидит на ложе и принимает меч правой рукой. Левой рукой он опирается на щит, изображающий Спаса Нерукотворного. Меч при этом служит символом единения всего народа в борьбе с польскими интервентами. Высота скульптурной группы составляет около 4,6 м.
Интересный факт! В первоначальной версии скульптора Пожарский экспрессивно устремлялся вперед, поднимая в руках все тот же щит и держась за меч. Минин же просто стоял, указывая на Москву. В окончательной версии Минин более динамичен.
Постамент
Пьедестал памятника изготовлен из трех кусков красного гранита, которые каменотесу привезли из Финляндии. Высота пьедестала — около 3,7 м, ширина — 2,3 м.
С двух сторон постамент украшают бронзовые барельефы. На фронтальном изображены люди, жертвующие свои богатства на благо Родины. Это и женщины, отдающие украшения, и мужчина, отправляющий сыновей на защиту государства.
Барельеф с тыльной стороны постамента изображает победу героев-ополченцев во главе с Пожарским на коне.
Также гранит украшает памятная надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Предыстория проекта
Идея установить памятник героям-ополченцам возникла в 1802 году, но Александр I ее не поддержал, так как не изыскал финансовой возможности.
В 1804 году Иван Мартос решил пойти чуть дальше идеи и изготовил небольшую модель будущего памятника. Публика высоко оценила старания скульптора-монументалиста, а в 1807 году на основании его модели изготовили гравюру. Но дальше этого дело не пошло, так как довольно остро опять встал финансовый вопрос.
В 1808 году нижегородцы самостоятельно собрали деньги на памятник Минину и Пожарскому и вновь подняли вопрос о его отливке и установке. На этот раз Александр I дал свое согласие и разрешил начать конкурс эскизов.
Победил в нем Иван Мартос, чей проект и утвердили к работе. Однако отливку опять пришлось отложить из-за недостаточности финансовых средств. И только в 1811 году, когда набралась внушительная сумма в 136 000 рублей, Комитет министров дал «добро» на возведение памятника.
Интересный факт! Александр I распорядился установить памятник в Нижнем Новгороде. Сам же Мартос настоял, что ему место именно в Москве. В Нижнем Новгороде впоследствии возвели обелиск, увековечивший подвиг ополченцев Минина и Пожарского.
Изготовление и установка скульптуры
Работы над памятником Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года и были закончены лишь в 1818 году.
Сыновья Ивана Мартоса позировали ему во время лепки фигур и к 1815 году большая модель памятника была закончена. С нее сняли форму, которую передали Василию Екимову для отливки. Он стал первым литейщиком в стране, кто отлил такую большую скульптуру целиком, а не частями. Исключение — щит, шлем, меч. Их для памятника изготовили отдельно.
Пьедестал для статуи сделал петербургский каменотес Самсон Суханов, а вот контролировал отделку и делал эскизы Авраам Мельников.
Готовую скульптуру переправляли из Петербурга в Москву по воде. Путь был довольно долгим — по Неве, Онежскому озеру, Шексне, Волге, Оке и Москва-реке. Установка памятника Минину и Пожарскому заняла почти четыре месяца.
Торжественное открытие состоялось в феврале 1818 года на Красной площади около торговых рядов, которые стояли на месте нынешнего ГУМа. На мероприятии присутствовал даже Александр I с семьей.
Интересный факт! В 1931 году во время реставрации Красной площади и строительства Мавзолея памятник перенесли ближе к Покровскому собору. Там он остался и до настоящего времени.
Реставрации памятника
Памятник Минину и Пожарскому нравился не всем и не всегда. В советские годы неоднократно высказывались идеи о сносе скульптуры. Ее называли даже историческим мусором. Однако он до сих пор остался цел. И не последнюю роль в его сохранении для потомков сыграли реставрации. Их было довольно много.
- В 1890-е годы. Были произведены работы на 2 000 рублей — очистка монумента, полировка гранита, натирание бронзовых элементов олифой, ремонт выбоин.
- В 1926 году. Отремонтирована чугунная решетка. Отломанные части заменили деревянными элементами.
- В 1940 году. Были проведены работы по очистке памятника от окиси и грязи, подсыпан грунт к основанию пьедестала, закреплены швы и трещины, укреплен гранитный бордюр.
- В 1980 году. Скульптура была помыта, патинирована и покрыта защитным лаком. Трещины и сколы были зашпаклеваны.
- В 1967 году. Памятную надпись на постаменте покрыли сусальным золотом.
- В 1980 году. Скульптуру отмыли от грязи, копоти, птичьего помета.
- В 2002 году. Отреставрировали тыльный барельеф с пьедестала памятника.
- В 2010-2011 годах. Очистка коррозийных участков, заделка трещин и выбоин.
В 2017 году памятник передали в ведение Государственного исторического музея. По оценке экспертов, культурный объект нуждался в капитальной реставрации. Чтобы ее начать, был организован всероссийский сбор средств. Пожертвования делали как обычные граждане, так и различные организации.
В начале 2020 года была утверждена сметная документация на реставрацию памятника Минину и Пожарскому на Красной Площади. Согласно ей. для выполнения работ потребуется сумма 58 232 070 рублей. Продолжительность реставрации составит примерно 2,5 года. Для ее проведения в смете предусмотрено строительство специальной мастерской, оснащенной всем необходимым оборудованием.
Согласно разработанной и утвержденной документации запланированы следующие работы: расчистка поверхности скульптуры и заделка дефектов — выбоин, трещин, сколов, очистка полостей и удаление металлических элементов каркаса, которые подверглись коррозии.
Отдельный комплекс работ предусмотрен для постамента: дренирование фундамента, его усиление и гидроизоляция, реставрация гранита и бронзовых барельефов, восстановление позолоты на памятной надписи.
В перечень работ включены также монтаж подсветки и озеленение прилегающей территории.
Интересные факты о памятнике
В 2005 году Зураб Церетели закончил работу над копией памятника Минину и Пожарскому, которую установили в Нижнем Новгороде. Уменьшенные копии есть и в Пушкинском доме, Таганрогском художественном музее и даже в детском саду города Ирмино.
Мужчина, который на барельефе отправляет сыновей на службу Отечеству, и есть сам Иван Мартос. Один его сын воевал в 1812 году под руководством Кутузова, а другой погиб от рук наполеоновских солдат во Франции.
За работу над скульптурой Ивана Мартоса сделали действительным статским советником с пенсией в 4 000 рублей. Мастер по литью Василий Екимов получил вознаграждение в 20 000 рублей и орден II степени.
А. С. Пушкин остался недоволен памятной надписью на постаменте. По его мнению, народ должен знать, как полностью зовут Минина и Пожарского — с указанием имени и отчества.
С изображением памятника Минину и Пожарскому в России выпускали почтовые марки, денежные банкноты и монеты. Неоднократно упоминался он и в литературных произведениях, изображался на гравюрах и картинах.
Сегодня эта скульптура все чаще встречается на памятных фотографиях жителей и гостей Москвы, которые приходят на Красную площадь.
Видео: 200 лет в сердце столицы
Минин и Пожарский
Что мы празднуем 4 ноября на самом деле?
Перед Покровским собором стоит одна из «визитных карточек» Москвы — 20-тонный памятник Минину и Пожарскому. Но мало кто знает, что этот монумент изначально предназначался для Нижнего Новгорода. Также немногие догадываются, что праздник 4 ноября, известный нам как День согласия и примирения, на самом деле — день освобождения России от польско-литовского интервенции.
Считается, что о Минине и Пожарском вспомнили в XIX веке лишь для того, чтобы провести аналогию с 1812 годом.
Хотя памятник открыли в 1818 году, задумали его еще в 1804. А с предложением начать сбор средств выступили члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и того раньше — в 1803 году. Первоначально памятник Минину и Пожарскому предполагали установить в Нижнем Новгороде, где собралось народное ополчение.
В 1807 году скульптор Мартос опубликовал гравюру с первой моделью памятника, и уже в следующем году начался сбор средств по всей России. При этом Мартос работал над памятником Минину и Пожарскому 14 лет, не прерываясь. А все аллюзии на тему наполеоновских войн появились уже в процессе создания монумента.
Учитывая важность памятника героям 1612 года для русской истории, решили установить его в Москве. А в Нижнем Новгороде готовую статую продемонстрировали, когда ее доставляли по Волге в Москву. Чтобы утешить обделенных нижегородцев там поставили мраморный обелиск в честь героев. Правда, по дороге он раскололся на две части. Но все же склеенный обелиск до сих пор стоит в Нижегородском кремле.
А в 2005 году историческую несправедливость исправили: Нижний Новгород все же получил памятник Минину и Пожарскому. Это была копия скульптуры Мартоса, выполненная Зурабом Церетели. Установили монумент под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи — там, где в 1611 году Кузьма Минин призывал нижегородцев собрать народное ополчение. Памятник открыли 4 ноября 2005 года, когда Россия впервые отмечала День согласия и примирения. И это не случайно, ведь именно в этот день, в праздник Казанской иконы Божией Матери, в 1612 году завершились бои с поляками, а Дмитрий Пожарский дал обет построить Казанский храм на Красной площади.
Работы по созданию памятника Минину и Пожарскому начались в конце 1811 года, и в начале 1813 модель открыли для публики.
Отлили памятник в Санкт-Петербурге 5 августа 1816 года. Для пьедестала сначала хотели использовать сибирский мрамор, но из-за больших размеров памятника решили использовать гранит из Финляндии. Сам памятник Минину и Пожарскому из Санкт-Петербурга в Москву доставили по воде: через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. Монумент, отправленный из Санкт-Петербурга 21 мая 1817 года, прибыл в Москву 2 сентября.
Памятник героям 1612 года установили почти в центре Красной площади — напротив входа в Верхние торговые ряды.
По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало недовольство государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял рядом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить. При этом скульптор не погрешил против правды: князь Пожарский получил в бою тяжелые раны, потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу.
20 февраля 1818 года состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Публика собралась огромная. А высокая оценка работы властями подтверждалась и тем, что литейщик Екимов получил от императора премию 20 000 рублей и орден Анны II степени, а скульптор Мартос — пожизненную пенсию 4 000 рублей в год.
По задумке автора, Минин и Пожарский должны были стоять лицом к Кремлю. Но в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и передвинули к собору Василия Блаженного, развернув лицом к зданию ГИМ.
Памятник украшают 2 барельефа: организация народного ополчения на лицевой стороне, на обратной — изгнание поляков из Москвы. Минин и Пожарский представлены в облике античных героев, но в одеянии присутствуют национальные элементы.
Надпись на памятнике Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия вызвала много споров.
А Николай Станкевич в 1829 году предложил свою «Надпись к памятнику Пожарского и Минина».
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади считается лучшим творением скульптора Мартоса. Возможно, поэтому он в одном из барельефов поместил автопортрет. Это крайняя слева фигура отца, отдающего сыновей в ополчение. Кстати, эта сцена автобиографична, так как сын скульптора добровольцем пошел в армию во время Отечественной войны 1812 года.
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади
Метро | ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная», «Китай-город». |
Автобус | ост. «Красная площадь», № 158, м5. |
Памятник Минину и Пожарскому — символ народного единства, шедевр скульптурного и литейного искусства.
Где находится памятник Минину и Пожарскому
Главный памятник Минину и Пожарскому находится в Москве, на Красной площади, перед собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного). На горельефах пьедестала изображены: прогоняющий поляков из Москвы князь Пожарский; на втором (переднем) горельефе — граждане, жертвующие имущество и себя Родине.
Первая и наиболее масштабная копия скульптуры находится в Нижнем Новгороде, где под началом народных героев и удалось собрать ополчение для борьбы с интервентами. Нижегородский памятник стоит в центре города, на площади Народного единства, являясь ее смысловой доминантой. Он на 5 см ниже московского оригинала, изготовлен Зурабом Церетели и официально открыт в 2005 году.
Малая модель оригинального памятника хранится в Художественном музея города Таганрог.
Кроме того, памятник в миниатюре был воспроизведен бронзе с позолотой в каминных часах П.-Ф. Томира. Реплики таких часов хранятся в Эрмитаже и музее Петергофа.
История памятника Минину и Пожарскому в Москве
Идея создания грандиозного памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому была выдвинута с организацией сбора средств в 1803 году. Инициативу поддержал император Александр I.
Автор памятника Минину и Пожарскому и его создатель — скульптор Иван Петрович Мартос, также участвовавший в скульптурном оформлении петербургского Казанского собора, Павловского парка и являющийся скульптором памятников царственных особ и других исторических деятелей. И. П. Мартос представил публике гравюру будущего памятника народным освободителям еще в 1807 году, его проект был одобрен лишь после победы в общем конкурсе в ноябре 1808 года.
В ходе работ было решено установить скульптурную группу не в Нижнем Новгороде, который исторически является местом сбора ополчения, а в центре Москвы, чтобы подчеркнуть значимость этого исторического события и посвященного ему памятника.
Малую и большую модели памятника скульптор Мартос продемонстрировал в 1812 и 1813 году. В бронзе скульптура отлита мастером-литейщиком В. П. Екимовым в 1816 году. К тому времени была проделана колоссальная работа: монумент стал самым крупным из единовременно отлитых памятников в Европе.
Пьедестал для памятника выполнен из трех кусков гранита мастером С. К. Сухановым в Петербурге, доставлен в Москву водным транспортом.
Памятник на Красной площади официально открыт в 1818 году; на момент открытия его поставили на наиболее почетном месте в центре площади, напротив нынешнего здания ГУМа.
Тем не менее, в 1931 году скульптура, изображающая национальных героев и возвышавшаяся посреди площади, оказалась помехой: не вписывалась в концепцию просторной парадной площади, на которой регулярно проводились торжественные шествия и демонстрации. В связи с этим монумент перенесли к храму Василия Блаженного.
Как добраться до памятника Минину и Пожарскому в Москве
Памятник возвышается в южной части Красной площади, чтобы дойти до него, можно ориентироваться на заметный издалека собор Василия Блаженного. Увидеть памятник, в отличие от монументов на территории Кремля, можно бесплатно — вход на Красную площадь в обычные дни свободный. Также знаменитый памятник, как правило, включается в большинство маршрутов пешеходных экскурсий по историческому центру Москвы.
На метро добираться нужно до станции «Охотный Ряд» или расположенных на одном транспортном узле с ней станций «Театральная», «Площадь Революции». Затем нужно пройти мимо красного здания Государственного исторического музея почти 600 метров через всю Красную площадь. Почти такое же расстояние и от метро «Китай-город», в этом случае нужно спуститься к южной части Красной площади по улице Ильинка.
На наземном общественном транспорте добираться удобно до остановки «Красная площадь» со стороны Васильевского спуска по улице Варварка. Пешком останется пройти совсем немного до собора Василия Блаженного, а затем обойти его до главного входа. Автобусы по маршруту — № 158, м5. От остановки у Васильевского Спуска идти до монумента ближе, чем от метро.
Панорама площади перед памятником от Google Maps
Памятник Минину и Пожарскому
Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади.
Содержание
Сюжет
Рельефы на пьедестале памятника:
Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева — сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).
Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.
Памятная надпись на постаменте гласит:
История создания
С предложением начать сбор средств на постройку памятника выступили в 1803 году члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. [1] Первоначально памятник предполагалось установить в Нижнем Новгороде — городе, где было собрано ополчение.
Скульптор Иван Мартос сразу же приступил к работе над проектом памятника. В 1807 году Мартос публикует гравюру с первой модели памятника, в которой народных героев Минина и Пожарского представляет российскому обществу как освободителей страны от иноземного ига.
В 1808 году жители Нижнего Новгорода обратились за Высочайшим соизволением пригласить прочих соотечественников к участию в создании памятника. Предложение было одобрено Императором Александром I [2] :II,III , который всячески поддерживал идею возведения памятника.
В ноябре 1808 года скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России [2] :III-VI . Имена подписчиков были напечатаны и обнародованы [2] :1-229 .
В связи c учётом важности памятника для русской истории было решено установить его в Москве, а в Нижнем Новгороде установить мраморный обелиск в честь Минина и князя Пожарского. [2] :VIII-X Интерес к созданию памятника был и так велик, но после Отечественной войны он ещё более возрос. Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.
Создание памятника
Работы по созданию памятника были начаты в конце 1812 года под руководством Мартоса. Малая модель памятника была закончена в середине 1812 года [3] . В том же году Мартос начинает изготовление большой модели и в начале 1813 года модель была открыта для публики. Работа была высоко оценена Императрицей Марией Федоровной (4 февраля) и членами Академии Художеств [2] :XI-XIII .
Отливка памятника была поручена Василию Екимову [2] :XIII — литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории. [2] :XIV-XVII Вшено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии, являвшейся частью Российской Империи. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановым. [2] :XVIII-XIX
Доставку памятника из Санкт-Петербурга в Москву было решено осуществлять по воде, учитывая размеры и вес памятника, по маршруту через Мариинский канал до Рыбинска, далее по Волге до Нижнего Новгорода, затем вверх по Оке до Коломны и по реке Москве. 21 мая 1817 года памятник был отправлен из Санкт-Петербурга и 2 сентября того же года доставлен в Москву. [2] :XIX-XXIV
В то же время было окончательно определено место установки памятника в Москве. Было решено, что лучшим местом является Красная площадь по сравнению с площадью у Тверских ворот, где ранее предполагалась установка. Конкретное место на Красной площади было определено Мартосом: в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа). [2] :XI-XXIII
20 февраля (4 марта) 1818 года состоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии. [2] :XXV,XXVI
XX—XXI века
В 1931 году его посчитали помехой для демонстраций и парадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.
В 2010—2012 годах планируется капитальная реставрация памятника. За прошедшие годы монумент пришел в аварийное состояние. Одновременно с его восстановлением, рассматривается вопрос о его возвращении на историческое место [источник не указан 417 дней] .
Копии и реплики скульптуры
- Малая модель памятника Минину и Пожарскому (1818) находится в собрании Таганрогского художественного музея.
Интересные факты
Ивану Петровичу Мартосу при создании скульптур Минина и Пожарского позировали его собственные сыновья.
- Текст надписи критиковал А. С. Пушкин :
- 4 ноября2005 в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому [4] работы Зураба Церетели — уменьшенная (на 5 см) копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. На нижегородском памятнике надпись сохранена, но без указания года.
- В 1820 году французский мастер Пьер-Филипп Томир изготовил каминные часы в корпусе из позолоченной бронзы, воспроизводящем в миниатюре памятник Минину и Пожарскому. Скульптурная модель была изготовлена по гравюре, отражающей один из первых проектных вариантов. Заказ парижской мастерской сделал Н. Н. Демидов. Имеется несколько реплик, различающихся в деталях. Один экземпляр преподнесли императору Александру I, он хранится в петербургском Эрмитаже. Другая реплика находится в музее Петергофа.
Использование в символике
- Впервые изображение памятника на российской почтовой марке появилось в 1904 году в почтово-благотворительном выпуске «В пользу сирот воинов действующей армии». Первая советская почтовая марка с «Мининым и Пожарским» появилась в 1946 году в предъюбилейной серии «Виды Москвы», приурочен к 800-летию города. В 1992 году массовым тиражом изданы стандартные почтовые марки Российской Федерации с изображением скульптуры.
-
Картина Скотти «Минин и Пожарский», 1850 год
Несколько десятилетий назад телеграмма была настоящим событием. Почтальон звонил в дверь, объявлял о сообщении, передавал конверт. Но читать телеграмму мог только глава семьи. Ему несколько минут искали очки, пока он стоял с этой телеграммой, затем он сначала про себя, а после — вслух зачитывал сообщение. Телеграммой сообщали о смерти, о рождении, поздравляли с праздниками. Сегодня это сделать проще — можно отправить смску или сообщение в социальных сетях. Вот только бумажный носитель хранили иногда дольше, чем у нас сейчас живут телефоны.
Давайте вспомним, с чего всё начиналось, и как телеграф стал одним из лучших и быстрых средств связи.
Телеграмма родителям космонавта Германа Титова. Музей Г. С. Титова
Европа
Швейцарский физик Жорж Луи Лессаж в 1774 году собрал одну из первых действующих моделей электрического телеграфа. Информация передавалась между двумя комнатами его дома, а каждой из 26 букв алфавита соответствовал отдельный провод.
Другой изобретатель, Ломон, использовал один провод для передачи информации. Это отрывок из статьи, опубликованной в Дублине в 1793 году: «Париж, 16 октября 1787 года. Вечером я был у месье Ломона, весьма остроумного и изобретательного механика, который улучшил хлопкопрядильную машину… В электроэнергии он сделал замечательное открытие. Вы пишете два или три слова на бумаге, он берет лист в комнату и включает машину. Запертый в цилиндрический корпус, на вершине которого находится электрометр — маленький пробковый шарик, провод соединяется с цилиндром и электрометром в другой комнате, и жена Ломона, заметив соответствующие движения шара, записывает слова. Из этого следует, что изобретатель сформировал алфавит движений. Поскольку длина провода не влияет на эффект, переписка может осуществляться на любом расстоянии в пределах города или за его стенами, или в целях более достойных. Как бы эту машину ни использовали, это прекрасное изобретение».
Телеграф Жана Луи Лессажа
22 февраля 1804 года Франциско Сальва (Francisco Salvá) представил в Академии наук в Барселоне электрический телеграф на основе батареи Вольты. Система состояла из шести небольших ёмкостей с водой. В жидкость опущены по два провода, и в зависимости от смены их полярности каждый резервуар показывает по два сигнала благодаря выделению водорода.
Более подробной информации, в том числе азбуки для расшифровки сигналов, до нас не дошло.
Телеграф Франциско Сальвы
Ещё через пять лет член баварской академии наук Зёммеринг (Sömmerring) по указанию короля Максимиллиана изобретает телеграф, снова использующий электролиз и вольтов столб. На принимающей стороне размещался аквариум, в котором от электрода, соответствующего нужной букве, выделялись пузырьки водорода. Вдвое меньше пузырьков кислорода образовывались от второй буквы — то есть одновременно по проводам шли два символа.
Телеграф Зёммеринга
В 1820 году датский физик Ханс Кристиан Эрстед разослал в доступные учёные учреждения и журналы брошюру «Опыты, касающиеся действия электрического конфликта на магнитную стрелку».
На лекциях в университете он демонстрировал нагрев проволоки электричеством от вольтова столба. На столе во время опыта лежал морской компас, поверх крышки которого проходил провод. Когда учёный замкнул электрическую цепь, стрелка компаса отклонилась. По легенде, это заметил один из присутствующих в аудитории. Другая легенда говорит о том, что сам учёный заметил данное отклонение. Эрстед в процессе своих экспериментов обнаружил, что при расстояние от проволоки до стрелки менее 3/4 дюйма, отклонение составляет 45°, а при увеличении расстояния угол пропорционально уменьшается. Величина отклонения изменяется в зависимости от мощности аппарата. Эрстед проверял эффект на проволоке из разных материалов, пытался экранировать стрелку деревом, стеклом, смолой, помещал в воду.
В брошюре 1820 года он пишет: «Основной вывод из этих опытов состоит в том, что магнитная стрелка отклоняется от своего положения равновесия под действием вольтаического аппарата и что этот эффект проявляется, когда контур замкнут, и он не проявляется, когда контур разомкнут. Именно потому, что контур оставался разомкнутым, не увенчались успехом попытки такого же рода, сделанные несколько лет тому назад известными физиками».
Открытие Ханса Кристиана Эрстеда послужило основой для электромагнитных телеграфов.
Отклонение магнитной стрелки под воздействием электрического тока
Россия
В 1832 году Пауль Шиллинг, русский дипломат и историк, участник Отечественной войны, собрал в Петербурге электромагнитный телеграф. В основе технологии телеграфа находился эффект отклонения магнитной стрелки при взаимодействии с электромагнитным полем от электрических проводов. Предыстория данного изобретения крайне интересна: Шиллинг за пять лет до этого взрывал подводные мины посредством электрического тока, идущего по проводам с каучуковой изоляцией.
Для передачи одной буквы нажимали три или четыре клавиши одновременно. На принимающем аппарате проводники подсоединялись к электромагниту с висящей над ним магнитной стрелкой, которая поворачивалась, когда по проводу шёл ток. Вместе со стрелкой поворачивался сигнальный кружок, чёрный с одной и белый с другой стороны. Шиллинг разработал специальный код, чтобы шести стрелок с сигнальными кружками хватило для передачи всех букв русского алфавита. За минуту по восьми проводам можно было передать десять знаков.
Шестистрелочный мультипликаторный телеграфный аппарат Шиллинга
В 1841 году открылась первая регулярная телеграфная линия, соединяющая Зимний дворец с Генеральным штабом. Это произошло уже после смерти изобретателя в 1837 году. Но работу Шиллинга продолжил Борис Семёнович Якоби, создавший к 1839 году несколько систем телеграфных аппаратов, включая пишущий.
В пишущем телеграфе Бориса Якоби электромагнит приводил в движение карандаш, оставляющий записи на движущейся фарфоровой доске. Аппарат работал на линии Зимний дворец — Главный штаб — Царское село. Записи сложно поддавались расшифровке, чему изобретатель не был рад.
Якоби к 1845 году сделал стрелочный синхронный аппарат с горизонтальным циферблатом, электромагнитным приводом и клавиатурой, а к 1850 году — первый в мире буквопечатающий телеграф. Только его работу правительство считало военным секретом, оттого о проекте мало кто знал.
Стрелочный телеграфный аппарат Б. С. Якоби с вертикальным циферблатом
В 1844 году Якоби пригласили для строительства телеграфной линии вдоль железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Изобретатель предложил включить в линию вспомогательную батарею, которая позволит вести передачи при повреждении изоляции подземного кабеля. Подобное устройство затем применили при прокладке кабеля по дну Атлантического океана.
К сожалению, Якоби не достроил линию, заказ на строительство сети телеграфных линий в конце концов получила немецкая компания ”Siemens & Halske”
Стрелочный телеграфный аппарат «Siemens & Halske»
В 1852 году в Москве основали первую телеграфную станцию в здании вокзала Петербург-Московской железной дороги. С 1 октября этого года начинает свою историю компания «Центральный телеграф». В 1869 году станция переезжает на Мясницкую улицу.
К концу 1855 года телеграф охватил города Центральной России и начал соединять страну с Европой. В 1880 году в России применяли телеграфные аппараты нескольких типов и телетайпы.
Центральный телеграф на Мясницкой улице, около 1900 года
США
Американский изобретатель Сэмюэл Морзе запатентовал свою версию телеграфа в 1840 году. Ключ или «молоток» замыкал и размыкал электрическую цепь, автоматический приёмник записывал сигналы. Импульсы тока определенной длительности заставляли колебаться электромагнитное перо, воспроизводившее «точки» и «тире» на бумажной ленте. Перо либо выдавливало сигналы, либо наносило их чернилами.
Телеграфный ключ, он же «молоток»
В 1843 году Конгресс принял билль и выделил изобретателю субсидию для строительства линии между Вашингтоном и Балтимором длиной 65 километров.
Первая попытка проложить кабель под землёй с помощью изобретения Эзры Корнелла — специального траншейного плуга — оказалась неудачной. Но в 1844 году линию открыли, провода шли по телеграфным столбам. Так и на изоляции можно было сэкономить.
Бывший генеральный почтмейстер в двух кабинетов президентов Амос Кендалл сразу понял, насколько телеграф с его высочайшей скоростью передачи информации полезен, и привлёк инвесторов к проекту. Морзе начал продавать лицензии на своё изобретение, и к 1851 году в США открылись пятьдесят независимых телеграфных компаний.
Иллюстрация из патента Эзры Корнелла на плуг для прокладки кабелей. Источник
В 1846 году Роял Эрл Хаус запатентовал печатающий телеграф, способный передавать сорок слов в минуту. Патентом на этот тип телеграфа владел судья Сэмюэл Селден, вместе с которым Хайрам Сибли, шериф округа Монро, штат Нью-Йорк, основал компанию «New York and Mississippi Valley Printing Telegraph Company» (NYMVPTC). Через семь лет название изменилось на «Западный союз» — «Western Union».
Вместо того, чтобы прокладывать новые телеграфные линии, предприниматели стали скупать существующие и объединять их в одну систему. За три года количество офисов «Western Union» увеличилось до 4000, а капитал — с 220 тысяч долларов до 48 миллионов.
Отправить телеграмму по США в 1854 году стоило 20 долларов за сообщение. Из-за этого желающих было не так много, и бизнесмены охотно продавали свои компании Хайраму Сибли. В 1854 году «Western Union» купила патент на телеграф Морзе.
Печатающий телеграф 1900 года, производство Siemens & Halske, Санкт-Петербург
В 1861 году «Western Union» за 112 дней соединили единой трансконтинентальной линией Западное и Восточное побережья США. До появления этой линии сообщения на такое расстояние шли в течение десяти дней — их везли самые храбрые и отчаянные молодые люди верхом. И не все письма доходили из-за постоянных нападений бандитов.
Прокладка трансконтинентальной телеграфной линии. Сотрудник службы Pony Express приветствует строителей.
Подводные телеграфные линии в Европе
К середине XIX века телеграфные сети связывали большинство крупных городов Европы и США — по суше. А вот отправить телеграмму через океан было затруднительно. Письма продолжали идти на пароходах, доставка осуществлялась за двадцать дней в лучшем случае. В мире, где международные отношения становились всё более интенсивными, создание коммуникаций между Старым и Новым светом было вопросом времени. Идею проложить телеграфный провод по дну Атлантического океана высказал Сэмюэл Морзе, затем её поддержал английский физик Чарльз Уитсон. Но её отвергали как неосуществимую. На помощь предпринимателям и учёным пришла открытая в Индии гуттаперча, которую Вернер фон Сименс предложил использовать для изоляции.
Одну из первых подводных линий начал прокладывать английский инженер Джон Бретт между Францией и Англией. Военное судно «Вигдеон» указывало судну «Голиаф» с кабелем на борту путь, отмечая его буями с флагами. Кабель погружался в воду, каждые 15 минут к нему подвешивали груз в 10 килограммов свинца. По линии пошла первая телеграмма, но сразу после неё связь перестала работать. Французский рыбак случайно вырвал неводом кусок кабеля.
Первый кабель состоял из двух медных проволок толщиной в два миллиметра, обтянутых гуттаперчевой оболочкой. Для второй попытки использовали четыре проволоки, каждую из которых защитили гуттаперчевой оболочкой толщиной в шесть миллиметров. Все проволоки вместе с пятью круглыми просмоленными и пропитанными салом пеньковыми шнурами скрутили в один кабель, обвитый общим пеньковым просмоленным шнуром. Сверху наложили ещё один пеньковый слой, и уже после обвили кабель десятью железными оцинкованными проволоками диаметром в семь миллиметров. Первый кабель весил 14 тонн, а второй, улучшенный, уже 166 тонн. Теперь случайность в виде закинутого в море невода не могла помешать коммуникации между странами.
В ноябре 1852 года установили прямое телеграфное сообщение между Лондоном и Парижем, а позже соединили Англию с Ирландией, Германией, Голландией и Бельгией. Швецию соединили с Норвегией, Италию — с Сардинией и Корсикой. В 1854-1855 годах кабель проложили через Средиземное и Черное моря.
Трансатлантический кабель
Предприниматель Сайрус Уэст Филд, используя опыт компаний, прокладывавших подводные кабели, собрал инвестиции, достаточные для проекта прокладки кабеля по дну Атлантического океана. В 1856 году корабли «Агамемнон» и «Ниагара» отошли от берегов Ирландии, каждый имел на борту по катушке кабеля массой в полторы тысячи тонн. Кабель выполнили из семипроволочного медного каната с гуттаперчевой оболочкой, жилы которого обтянули просмоленной пенькой, а снаружи кабель обвили ещё 18 шнурами из 7 железных проволок каждый. Длина кабеля составила четыре тысячи километров.
Маршрут для прокладки трансатлантической линии связи: Ирландия — Ньюфаундленд
Через несколько дней кабель порвался, и проект пришлось отложить. Спустя уже несколько месяцев состоялась вторая попытка — снова провальная. Третья попытка состоялась в 1858 году, кабель сумели проложить от Ирландии до Ньюфаундленда. 16 августа того года королева Великобритании Виктория поздравила президента США Джеймса Бьюкенена с успешным проектом, но спустя несколько месяцев связь была нарушена.
Сайрус Филд и тогда не сдался. Через восемь лет, в 1864 году, он начал укладку кабеля с улучшенной изоляцией с помощью британского парохода «Грейт Истерн» водоизмещением 32 тысячи тонн. Кабель порвался во время укладки. В 1866 году тот же пароход произвёл вторую попытку — и тогда получилось наконец-таки обеспечить связь между Европой и Америкой. А порванный ранее кабель нашли и скрепили со вторым фрагментом, так что и он начал функционировать.
Сцена обрыва кабеля на «Грейт-Истерне». The Illustrated London News. Band 47. 1865. Источник
Образцы кабелей, сформировавших трансатлантическую линию связи
Из США в Европу через Аляску
Американская «Вестерн Юнион» решила пойти по другому пути — через Аляску. В 1867 году Россия продала Аляску США за 7,2 миллиона долларов, и «Вестерн Юнион» получила от властей право прокладывать линии вдоль военных и почтовых путей, включая линии железнодорожного сообщения.
Проект прокладки кабеля через Аляску назвали «Русско-американский телеграф». Он предполагал линию от Сан-Франциско в Калифорнии до Москвы через Орегон, Вашингтонскую территорию, Колумбию, Аляску, Берингов пролив и Сибирь, что позволяло соединить США и Европу.
Хотя проект провалился, он дал толчок к развитию всех территорий, через которые проходил.
Телеграфная линия на Аляске
Основные телеграфные линии в 1891 году
В 1870 году кабель проложили в Индию, чтобы установить связь между Лондоном и Бомбеем через Египет и Мальту. Ниже на карте видны основные телеграфные линии в 1891 году.
Общественное достояние
Денежные переводы
Возможность мгновенно передавать сообщения на большое расстояние открыла дорогу новым видам бизнеса. Деньги по почте в России согласно Большой советской энциклопедии пересылали с 1781 года. В XIX веке появилась модернизированная услуга — почтовые переводы. По почте отправляли не сами купюры, а специальные талоны, которые получатель приносил на почту для того, чтобы забрать наличные деньги. А вкладывать купюры в конверты запретили.
Разветвлённая телеграфная сеть в США позволила «Western Union» начать предоставлять в 1871 году телеграфные денежные переводы. Услуга оказалась настолько востребованной, что уже через пять лет компания провела 37 190 переводов на сумму 2,6 миллиона долларов при средней сумме перевода в 70 долларов. Это более 56 миллионов долларов в ценах 2016 года. Именно эта услуга сейчас является основным бизнесом для компании. В 2015 году «Western Union» осуществила 262 миллиона денежных переводов между клиентами на общую сумму в 82 миллиарда долларов.
В Советском союзе денежные переводы были одной из важных услуг телеграфной связи общего пользования.
Бланк телеграфного перевода, СССР
Котировки рынка ценных бумаг
В середине XIX века в США стал зарождаться фондовый рынок. Ценными бумагами торговали на самих биржах. Было бы гораздо удобнее узнавать текущие котировки, сидя в брокерской конторе, и совершать покупки и продажи прямо из неё. Такую возможность открыл телеграф, приблизив торговлю бумагами к режиму реального времени.
Роял Эрл Хаус в 1846 году запатентовал печатающий телеграф, который выдавал на выходе текст. Это был пра-пра-пра-прадедушка современных принтеров. Первая модель была хрупкой, часто синхронизация между отправителем и получателем нарушалась. Для печати одной буквы было нужно несколько импульсов тока, и на больших расстояниях система не работала. Улучшенная Дэвидом Хьюзом модель работала с помощью часовых механизмов — так достигалась синхронизация аппаратов. Эту модель использовали в России с 1865 года до начала Великой Отечественной войны.
Готовая печать телеграфных сообщений, без необходимости длительной расшифровки точек и тире, позволила создать тикерные аппараты для передачи биржевых котировок. В 1869 году Томас Эдисон представил такой аппарат, способный печатать один символ в секунду.
Тикерный аппарат Томаса Эдисона
Точное время
Сейчас наши смартфоны и компьютеры синхронизируют время с помощью радиосвязи. В 1930-е годы в США вы могли арендовать часы, которые синхронизировались с мастер-часами «Western Union», чтобы вы всегда могли точно знать, который час. В 1877 году на крыше штаб-квартиры компании в Нью-Йорке установили шар времени, по которому жители города могли сверять часы. За пять минут до полудня шар поднимали до самого верха шпиля, на высоту 96 метров над улицей. Десятиэтажное здание компании на тот момент было самым высоким в Нью-Йорке и США. За две минуты до полудня в Морскую обсерваторию США в Вашингтоне по телеграфу отправляли сигнал о статусе положительной готовности шара для спуска.
В полдень оператор из обсерватории активировал спусковой механизм и шар падал на семь метров вниз. После спуска шара сигнал отправляли в обсерваторию. Благодаря этой службе компания почти весь XX век была «Хранителем времени нации».
Часы с точным временем от Western Union
Возможность быстрой отправки сообщений открыла новые возможности для бизнеса. Крупные компании с развитой филиальной сетью благодаря телеграфной связи, а затем — телетайпу, стали работать как единое целое, передавая информацию в режиме реального времени.
Закодированный телеграфный сигнал было трудно читать и передавать без специальной подготовки, поэтому с самого начала учёные пытались изобрести более «дружелюбное» к пользователям устройство. Так было с пишущим телеграфом Бориса Якоби и аппаратом Вернера фон Сименса, и это стало причиной появления телетайпа.
В 1872 году французский изобретатель Жан Бодо разработал телеграфный аппарат, который позволял одновременно передавать два и более сообщений по одной линии. При этом аппарат передавал сообщения, используя буквы латинского алфавита, а после работы российских умельцев — и буквы русского алфавита. Устройства такого типа назвали стартстопными. Кроме этого Бодо создал телеграфный код Бодо, который передавали на перфорированных лентах. Первые аппараты Бодо стали использовать в 1877 году на линии Париж — Бордо. До конца XX века использовали двухкратные аппараты, способные передавать до 760 знаков в минуту. Дополнительно к аппарату Бодо сделал распределитель, дешифратор и печатающий механизм, что упрощало работу специалистов.
Два или шесть телеграфистов кодировали сообщения, стараясь не сбиться. Они использовали два пальца левой и три пальца правой руки, по очереди отправляя сигналы. Но самое интересное происходило с другой стороны — на бумажной ленте печатались буквы, а не код.
В 1901 году после создания клавиатуры для телеграфного аппарата код доработали, изменили порядок знаков и добавили дополнительные символы. 5-битная кодировка и использование буквенного и цифрового регистра остались.
Аппарат Бодо: клавиатура и распределитель
Изобретение Бодо и тикерный аппарат стали предшественниками телетайпа. Телетайп — это электромеханическая печатная машина для передачи текстовых сообщений.
В 1920-х годах была создана глобальная «Сеть Телекс», охват которой составил 600 тысяч абонентов в 100 странах мира. Отправленные через эту сеть документы имели юридическую силу. Сетью активно пользовались коммерческие компании, пока телетайп не был вытеснен факсом, а затем и интернетом.
Сейчас от популярности некогда распространенного устройства остались лишь бледные следы, например, традиционный префикс tty (от TeleTYpe) для обозначения текстовых терминалов в Unix. Некоторые ведомственные радиостанции до сих пор ведут вещание в режиме телетайпа, передавая информацию вроде сводок погоды.
Телетайп, входивший в сеть Telex
Американская «Western Union» отправила последнюю телеграмму в 2006 году, полностью переключившись на трансфер денег. В 2004 году телеграф свернули в Нидерландах, а в 2013 году — в Индии. В некоторых странах, в частности в России, государственные службы работают до сих пор. Иногда телеграммы используют для отправки повесток в суд, для денежных переводов, даже для поздравлений. Во времена, когда передача информации перестала быть проблемой благодаря глубокому проникновению интернета и мобильной связи, простые письма или телеграммы становятся прихотью, позволяющей проникнуться атмосферой прошлого. Вот только сами телеграфные сети в основном демонтированы, поэтому сообщения передают по современным каналам связи.