Почивать на лаврах как пишется

Ищешь, что значит слово лавр? пытаешься разобраться, что такое лавр? вот ответ на твой вопрос: значение слова лавр в словарях

Ищешь, что значит слово лавр? Пытаешься разобраться, что такое лавр? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «лавр» в словарях русского языка

Лавр это:

лавр — род субтропических деревьев или кустарников семейства .

Представители рода произрастают в Средиземноморье, на Канарских островах и в Западном Закавказье.

Википедия

Лавр

м.

1.Южное вечнозеленое дерево или кустарник с продолговатыми ароматными листьями, употребляемыми как пряная приправа к пище.

2.Древесина такого дерева.

Большой современный толковый словарь русского языка

Лавр

( лат. laurus) род вечнозеленых деревьев или кустарников сем. . лавровых, растущих гл. обр. в Средиземноморье; листья лавра благородного используют как пряность; лавровый венок и лавровая ветвь являются символом победы, славы (отсюда лауреат); пожинать лавры — пользоваться плодами успехов; перен. почить на лаврах — успокоиться на достигнутом.

Новый словарь иностранных слов

Лавр

м.
1) Южное вечнозеленое дерево или кустарник с продолговатыми ароматными листьями, употребляемыми как пряная приправа к пище.
2) Древесина такого дерева.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Лавр

муж. родовое названье деревца Laurus; пряный лавровый лист идет от лавра благородного, L. nobilis, которым древние венчали героев; от лавра камфарного добывается камфора. Пожинать лавры, прославляться. Почивать на лаврах, покоиться после славной жизни. Лаврик волчий, растен. Daphne laureola, однородное с лаврушей, волчьим лыком, D. mezereum. Лавровый, от лавра, к нему относящ. Лавровая вишня, лавровишня жен. дерево Prunus lairocerasus; дерево это одного рода со сливою, терном и черемухою. Лавролист, растен. Laurophyllus.

Словарь Даля

Лавр

[лат. laurus]род вечнозеленых деревьев или кустарников сем. лавровых, растущих гл. обр. в средиземноморье; листья лавра благородного используют как пряность; лавровый венок и лавровая ветвь являются символом победы, славы (отсюда лауреат); пожинать лавры — пользоваться плодами успехов; *почить на лаврах — успокоиться на достигнутом.

Словарь иностранных выражений

Лавр

лавр, -а (дерево, кустарник)

Словарь русского языка Лопатина

Лавр

Poet ветви этого дерева, венок из них как символ победы, славы, награды Увенчать лаврами победителя. Стяжать лавры (также перен.). Пожинать лавры (перен. ; пользоваться плодами успехов; часто ирон.). Почить на лаврах (перен. ; успокоиться на достигнутом; неодобр.) Чьи-н. лавры не дают покоя кому-н. (перен., кто-н. завидует чьим-н. успехам; ирон.) лавр южное вечнозеленое дерево или кустарник, душистые листья которого употр. как специя Благородный л.

Словарь русского языка Ожегова

Лавр

род вечнозеленых деревьев и кустарников семейства лавровых. 2 вида, преимущественно в Средиземноморье. В культуре лавр благородный с ароматными листьями, используемыми как пряность (лавровый лист).

Современный толковый словарь, БСЭ

Лавр

м.
1) Южное вечнозеленое дерево или кустарник с продолговатыми ароматными листьями, употребляемыми как пряная приправа к пище.
2) Древесина такого дерева.

Толковый словарь Ефремовой

Лавр

лавра, м. (латин. laurus).

1. Смолистое дерево с вечнозеленой листвой, отличающееся ароматическим запахом. там лавры зыблются, там апельсины зреют. Пушкин.

2. чаще мн. То же, что лавровый венок, лавровая ветвь или листья, как символ победы, награды (см. лавровый; книжн. ритор.). Лаврами побед увиты, бойцы из чаши мира пьют. Пушкин. Венец терновый, увитый лаврами, надели на него. Лермонтов (о Пушкине).

3. перен., только мн. Успех, слава, триумф (книжн.). Пожинать, пожать лавры (см. пожать). почить на лаврах (см. почить). Видимо, лавры Дон-Кихота не дают спать нашим «левым» загибщикам. Сталин («Ответ товарищам колхозникам», 1930 г.). (Выражение: «чьи-н. лавры не дают спать кому-н.», означающее: кто-н. завидует чьему-н. успеху, идет из греч. истории – слова Фемистокла: «лавры Мильтиада не дают мне спать».)

Толковый словарь русского языка Ушакова

Лавр

(Laurus), род вечнозелёных деревьев или кустарников семейства лавровых. Листья очередные, кожистые, цельнокрайные. Цветки в зонтиковидных пазушных соцветиях. Плоды односемянные, костянковидные, сине-чёрные. 2 вида, преимущественно в Средиземноморье. Л. благородный (L. nobilis) — невысокое (2-20 м ) дерево с гладкими ветвями и продолговато-ланцетными блестящими листьями. В СССР растет в нижнем лесном горном поясе Западного Закавказья. Промышленная культура сосредоточена главным образом в Грузии. Листья используют в консервной и кондитерской промышленности и в кулинарии в качестве ароматической приправы. Из плодов получают жирно-эфирное масло, применяемое в некоторых странах в медицине, ветеринарии и мыловарении. Древесина Л. идёт на мелкие поделки. Л. благородный декоративен, легко переносит подрезку и с глубокой древности вошёл в культуру. Лавровый венок и лавровая ветвь — символы славы, победы, величия. Л. азорский (L. azorica), или канарский, произрастает на Канарских и Азорских островах и на о. Мадейра. В СССР в культуре редок.Лит.: Сванадзе Е. К., Культура лавра в СССР, Тб., 1951; Воронцов В. В., Лавр благородный, Краснодар,

1964. В. Н. Гладкова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Лавр

лавр, -а (дерево, кустарник)

Полный орфографический словарь русского языка

Лавр

Лавр, (Лаврович, Лавровна)

Полный орфографический словарь русского языка

Лавр

мужское имя

Викисловарь

Лавр

южное вечнозелёное растение семейства лавровых мн. ч. ветки лавра 1 или венки из них, используемые как награда, символ победы или славы

Викисловарь

Где и как употребляется слово «лавр»?

Кроме значения слова «лавр» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «лавр».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «лавр» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «лавр»

Если даже в какой-то момент вы чувствовали себя увенчанными лаврами победителя – то каковы были отдалённые последствия?

Пожинать лавры и стаскивать башмаки с мертвецов – на это неспособна одна и та же рука.

Если даже в какой‑то момент вы чувствовали себя увенчанными лаврами победителя – то каковы были отдалённые последствия?

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «лавр»

Разбор слова «лавр»

Материал из Викицитатника

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Почивать на лаврах как пишется

Губерт фон Геркомер
«Дафне» (1899)

У этого термина существуют и другие значения, см. Лавр (значения).

Почива́ть на ла́врах (почи́ть на ла́врах) — устойчивое сочетание, фразеологизм, означающий: удовлетвориться прежними победами, наслаждаться достигнутым успехом, жить прошлым, ничего не делать. Буквальный смысл словосочетания «почивать на лаврах» выглядит как «спать (почивать) после победы (на лаврах)». — Лавры здесь означает: лавровый венок (венец), которым со времён Древней Греции (аполлонические состязания) награждали победителей сражений и соревнований. В переносном значении лавры вообще стали символом славы и успеха. Таким образом, «почивать на лаврах» имеет смысл «успокоиться на достигнутом и заснуть после прошлой победы», близкий к «околачивать груши» или «стричь купоны».

Выраженное книжным (отчасти, церковным, церковнославянским) стилем, благодаря глаголу почить (опочить) выражение приобрело нарочито возвышенный, слегка пародийный оттенок. В такой форме оно устоялось только после середины XIX века. До того момента у разных авторов можно было чаще встретить другие синонимические глаголы: покоиться, успокоиться, заснуть, отдохнуть, спать, преклониться и другие в том же роде…

Почивать на лаврах в афоризмах и кратких высказываниях[править]

  •  

Дети славы, веселитесь,
Здесь, на лаврах, преклонитесь
У любови на руках,
Громы, спите на цветах![2]

  — Алексей Мерзляков, «Слава», 1801
  •  

Написав потом несколько журнальных статеек <…> они принимают важный вид заслуженных литераторов и величественно успокаиваются на лаврах, мечтая по очереди о потомстве и о сытном обеде у какого-нибудь мецената.[3]

  — Александр Никитенко, «Дневник» Том I, 1826
  •  

….многие профессора, добившись профессорского звания, опочивают на лаврах. Не знаем, как теперь; но в наше университетское время было немало еще таких профессоров, которые, составив записки или книгу по своему предмету в начале своего профессорского поприща, не изменяли их в продолжение 20 или 25 лет. <…> Такому опочиванию на лаврах, конечно, способствовала много уверенность, что, попав раз в профессора, следует только пуще всего на свете беречь свое здоровье, а при здоровье ― непременно выслужишь 25 лет, получишь полную пенсию…[5]

  — Константин Ушинский, «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова», 1862
  •  

Полвека отдал он российскому слову ―
На лаврах пора почивать.
Он оду вчера написал Пугачёву
И ― больше не будет писать.

  — Николай Туроверов, «Сумароков», 1935
  •  

…личные качества Сталина, как человека и революционера, поражают окружающих. <…> И после победы он также сохраняет спокойствие, увлекающихся сдерживает, не дает почивать на лаврах; он превращает одержанную победу в трамплин для достижения новой победы.

  — Анастас Микоян, «Сталин — это Ленин сегодня», 1939

Почивать на лаврах в научно-популярной литературе и публицистике[править]

  •  

В числе наших модных литераторов немало таких. Я знаком с иными и часто удивляюсь их невежеству, с одной стороны, и резкости суждений ― с другой, о предметах, им вовсе или очень мало известных. Труд они называют педантством. Для них довольно познакомиться с французским языком и прочесть на нем несколько книжек, чтобы считать свое образование оконченным. Написав потом несколько журнальных статеек, несколько мадригалов и песенок, которым аплодируют в гостиных, они принимают важный вид заслуженных литераторов и величественно успокаиваются на лаврах, мечтая по очереди о потомстве и о сытном обеде у какого-нибудь мецената.[3]

  — Александр Никитенко, «Дневник» Том I, 1826
  •  

Давно ли, часто ли Вы с Пушкиным? Мне он очень любопытен; я не сержусь на него именно потому, что его люблю. Скажите, что нету судьбы: я сломя голову скакал по утесам Кавказа, встретя его повозку: мне сказали, что он у Бориса Чиляева, моего старого однокашника; спешу, приезжаю ― где он? Сейчас лишь уехал, и, как нарочно, ему дали провожатого по новой околесной дороге, так что он со мной и не встретился. Я рвал на себе волосы с досады, ― сколько вещей я бы ему высказал, сколько узнал бы от него, и случай развел нас, на долгие, может быть на бесконечные, годы. Скажите ему от меня: ты надежда Руси ― не измени ей, не измени своему веку; не топи в луже таланта своего; не спи на лаврах: у лавров для гения есть свои шипы ― шипы вдохновительные, подстрекающие; лавры лишь для одной посредственности мягки как маки.[4]

  — Александр Бестужев-Марлинский, из письма к К. А. Полевому от 9 марта 1833 г.
  •  

Захочет ли и может ли правительство принять на себя это ручательство ― решать не мое дело, но мне казалось бы лучшим рассечь узел сразу: если в будущие споры помещиков и крестьян будет вмешиваться земская полиция или какие бы там ни были власти, ― выиграет один карман чиновников, дела возрастут до чудовищных размеров, и путаница выйдет страшная. В цензуре, кажется retrograde. Литература почивает на лаврах. Умолк и Щедрин, умолк и Мельников, угостив публику своим именинным пирогом, испеченным, впрочем, неудачно, как видно, на скорую руку. Хоть бы подняли новые вопросы (а их так много!), авось бы литература проснулась снова: новый вопрос в литературе ― то же, что возбудительное в медицине.[6]

  — Иван Никитин, Письма, 1859
  •  

Эта заметка вызвана тем грустным явлением, что многие профессора, добившись профессорского звания, опочивают на лаврах. Не знаем, как теперь; но в наше университетское время было немало еще таких профессоров, которые, составив записки или книгу по своему предмету в начале своего профессорского поприща, не изменяли их в продолжение 20 или 25 лет. Составленные таким образом записки передавались наследственно от одного поколения студентов другому, покупались у университетских швейцаров, вытверживались к экзамену ― и дело в шляпе! Иной профессор так вытверживал свои записки, что не пропускал в них ни одного слова, хотя и не смотрел в тетрадь, но в угол комнаты или на печку, ― знал даже, где у него поставлен восклицательный знак или помещена профессорская шуточка. И как, бывало, приятно и покойно сидеть на лекции у такого профессора! Невольно вспоминались тогда слова Мефистофеля, когда он, переодевшись в докторскую мантию Фауста, поучает студента, как он должен вести себя на лекции. Такому опочиванию на лаврах, конечно, способствовала много уверенность, что, попав раз в профессора, следует только пуще всего на свете беречь свое здоровье, а при здоровье ― непременно выслужишь 25 лет, получишь полную пенсию и потом будешь избран снисходительными товарищами, чающими такого же снисхождения и к самим себе, еще на пять лет и еще на пять и т. д.[5]

  — Константин Ушинский, «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова», 1862
  •  

Предположим в самом деле, что какой-нибудь остервенившийся историограф второй или третьей руки все совершил, что совершить ему надлежало, то есть нигилистов истребил, коммунистов разорил, демократов разгромил, науку упразднил, а Поль де Кока водворил; что он, весь потный от трудов смертного боя, почил наконец на лаврах и лицо его сияет удовлетворенною глупостью. Он сидит, окруженный своими Пьерами, Анатолями, Жоржами, Симонами и прочими бонвиванами польдекоковского закала; сидит и ведет благодушную беседу о том, как отвратительно жить в России, как развратен русский народ и как должно быть теперь привольно там, в Петербурге…[7]

  — Михаил Салтыков-Щедрин, «Письма о провинции», 1868-1870
  •  

Путь ко многим блестящим победам большевизма лежит через временные поражения. В такие моменты все личные качества Сталина, как человека и революционера, поражают окружающих. Он бесстрашен и смел, он непоколебим, он хладнокровен и расчетлив, он не терпит колеблющихся, нытиков и хныкающих. И после победы он также сохраняет спокойствие, увлекающихся сдерживает, не дает почивать на лаврах; он превращает одержанную победу в трамплин для достижения новой победы.

  — Анастас Микоян, «Сталин — это Ленин сегодня», 1939
  •  

Стандартный метод, стандартные темы, стандартный сюжет, стандартные приёмы, не по-сорокински убогий бедный скучный язык… <…>
Вложения сил состоялись и были удачными, теперь гений может спокойно стричь лавры и почивать на купонах.
Счастливого отдыха, Владимир Георгиевич! Мы Вас помним.[8]

  — Денис Яцутко, «Гром. Совершенная дребедень» (рецензия на роман Сорокина «Лёд»), 2002

Почить на лаврах в мемуарах и художественной прозе[править]

  •  

Зато некоторые молодые люди удивлялись смелости моего дела и признавали меня своим героем. Я покоился на лаврах, не боясь никаких следствий: ибо добрый князь, заключив горесть в сердце, не жаловался никому и говорил своим знакомым, что он сам отправил жену в M-у для экономии. Эмилия продала свои бриллианты, и мы жили недурно; но она жаловалась иногда на мое равнодушие и, наконец, узнав, что я вошел в связь с одною известною ветреницею, слегла в постелю, сказала мне, что, быв женою, она могла сносить мои неверности, но, сделавшись любовницею, умирает от них.[9]

  — Николай Карамзин, «Моя исповедь», 1802
  •  

Барон Игельстром, не зная, куда девать генералов, которых наслал Потёмкин вместо полков в Шведскую армию, командировал в Савитайполь сперва генерал-майора Толстого, потом, отозвав его, нарядил генерал-майора же Неклюдова, который тут и остался в команде у Хрущева в приятной праздности и до конца войны играл в виск по рублю каждый вечер. Между тем наш командир, будучи его старее, один правил всем деташементом, гордился своей победой над Армфельдом, покоился на лаврах, иногда отражал какие-нибудь лодки, кои с озера отваживались тревожить наши береговые батареи, и в ожиданиях то мира, то сражения радовался или огорчался вместе с нами известиями о успехах нашей войны.[10]

  — Иван Долгоруков, «Повесть о рождении моем, происхождении и всей моей жизни…» (часть 3), 1788-1822
  •  

Незадолго до того он прервал связь с одной из петербургских красавиц и, поводя взором вокруг себя, не находил предмета, способного заменить его последнее обладание. К тому ж самые трудности этой новой победы завлекали его, избалованного легкими успехами. Он тогда не был занят никаким сочинением и, покоясь на лаврах, готов был перепорхнуть от садовой розы к степной фиалке.[11]

  — Елена Ган, «Идеал», 1837
  •  

Но вот что-то новое зарождается в душном, промозглом воздухе кромешного класса; что-то встало над всеми голосами. Заслышали товарищи знаменитый громадный бас Великосвятского, гласящего «благоденственное и мирное житие»; с неудержимою силою оглушаются товарищи последними словами: «благополучно ныне почивающему на лаврах курсу многая лета!» На необъятной нотище разрешается последний звук… В одно мгновение, точно по одному темпу, смолкли все… Товарищество наслаждается; оно страстно любит крепкий звук… Но минута ― и стоголосое «многая лета!» <…>
Камчатка почивала на лаврах до сего дня спокойно и беспечно; но сегодня в ней ярые толки и шум. Павел Федорыч возбудил те толки и шум своими угрозами о солдатчине. Но не на всех камчатников грозная весть произвела одинаковое впечатление. Камчатники распадались на два типа по роду бурсацких наук. Науки были: божественные, которые ныне называются богословскими, и внешние, которые ныне называются светскими. Один камчатники отрицали только внешние науки и с усердием занимались законом божиим, священною историею, церковным уставом и церковным пением. Эти специально готовились в дьячки и пономари. Но иное совсем происходило в другой половине Камчатки. Здесь почивали на лаврах абсолютные нигилисты, отрицавшие и внешние и божественные науки. Там сидели некоторые убогие личности, которые и сами убедились и начальство убедили, что не имеют способностей и учиться не могут, хотя странно считать кого бы то ни было неспособным даже к самому ограниченному элементарному образованию.[12]

  — Николай Помяловский, «Очерки бурсы», 1862
  •  

Октябрист порылся в кармане, нашел коробку мятных лепешек, которые он ел после пьянства, и отдал мужикам на семя.
— Вот вам! Сейте, как сказал поэт, разумную, добрую, вечную мяту!!
Посеяли мужики мятные лепешки. Год в то время был урожайный и поэтому мята разрослась пышными, большими кустами, покрытыми сплошь коробочками с лепешками.
Октябрист не почил на лаврах.
— Чем бы еще выручить этих бедняг?
Разговорился.
— Гигроскопическую вату сеяли?
Мужики горько улыбнулись.
— Где нам! Прямо будем говорить — беспонятные мы.
Октябрист, вздохнув, вынул из своих ушей вату, отдал ее мужикам и приказал:
— Сейте вату! Сейте… спасибо вам скажет сердечное русский народ! Полушубки будете ватные делать! Жёны и дочери бюсты из ваты такие сделают, что пальчики оближете.[13]

  — Аркадий Аверченко, «Сон в зимнюю ночь», 1914
  •  

Так бесславно окончился наш поход на рутину зрительных восприятий низовых масс Поволжья. По мере того как я сходился все ближе и ближе с домом в Полуектовом переулке, мои ученики становились ленивее: они обогнали и своих одноклассников, и даже несколько классов вперед по рисованию и решили почить на лаврах, и очень тактично поступили: мне было не до них… Лёля начала входить в мою жизнь. Вдали от нее я отдыхал думая о ней.[14]

  — Кузьма Петров-Водкин, «Моя повесть» (Часть 2. Пространство Эвклида. Глава 22. Везувий), 1932
  •  

Конечно, оркестр, носящий сегодня имя «Виртуозы Москвы», уже не тот оркестр-легенда. Так же, как театр на Таганке или БДТ уже не те театры, с которыми связаны целые эпохи. Хорошо, что старый оркестр не раздавил Спивакова, как поезд. Володя мог бы почивать на лаврах, но он несётся по миру с огромной скоростью. На нём огромная творческая ответственность и нагрузка. Пока он её тянет, это даёт ему силы оставаться в седле, чего нельзя сказать о многих музыкантах его поколения.[15]

  — Сати Спивакова, «Не всё», 2002

Почивать на лаврах в поэзии[править]

Почивать на лаврах как пишется

День рождения Шиллера (~ 1830)
  •  

Там, в тихой мрачности лесов,
Везде встречаются сильваны,
Подруги скромныя Дианы.
Там каждый мрамор ― бог, лесочек всякий ― храм.
Герой, известный всем странам,
На лаврах славы отдыхая
И будто весь Олимп сзывая
К себе на велелепный пир,
С богами торжествует мир.[16]

  — Николай Карамзин, «Там всё велико, всё прелестно…» (из «Писем русского путешественника»), 1791
  •  

Дети славы, веселитесь,
Здесь, на лаврах, преклонитесь
У любови на руках,
Громы, спите на цветах!
Нет! Мы славы недостойны;
Не горит ли кровь на нас?
Не бегут ли вслед нам стоны,
Побежденных жалкий глас?[2]

  — Алексей Мерзляков, «Слава», 1801
  •  

В мучном амбаре
Кот такой удалый был,
Что менее недели
Мышей до сотни задавил;
Десяток или два кой-как уж уцелели
И спрятались в норах. Что делать? выйти ― страх;
Не выходить ― так смерти ждать голодной.
На лаврах отдыхал
Кот сытый и дородный.
Однажды вечером на кровлю он ушел,
Где милая ему назначила свиданье.
Слух до Мышей о том дошел;
Повыбрались из нор, открыли заседанье
И стали рассуждать,
Какие меры им против Кота принять.[17]

  — Александр Измайлов, «Совет мышей», 1811
  •  

Хоть тот же деятель на сцене, да не тот!
Участник дел былых порой неузнаваем…
Мы время темное теперь переживаем;
Кто скажет: что в судьбах грядущего нас ждет?
Участник дел былых, надеждами богатых,
Почтенный деятель в недавней старине, ―
Как будто опьянев, почил на лаврах смятых
И спит, кощунствуя во сне.[19]

  — Алексей Жемчужников, «Я к вам, ровесники мои, отцы и деды…», 12 октября 1888
  •  

Министры, ораторы, опочившие на лаврах переворота,
Обзывая восставших пьяными рабами, вопили о порядке,
Полководцы бросали в огонь войны за ротой роту…
По лицам всех скользили довольства отпечатки.[20]

  — Илья Садофьев, «Ядовитые цветы» (из сборника «Блёстки»), 1918
  •  

Где можно забыться, душой молодея,
Не веря в жестокий обман…
И, медленно, верно и сладко пьянея,
Он пьет за стаканом стакан.
Кто может быть близок ему или равен
На склоне дряхлеющих лет?
Какой-то Капнист и какой-то Державин
Едва появились на свет.
Полвека отдал он российскому слову ―
На лаврах пора почивать.
Он оду вчера написал Пугачёву
И ― больше не будет писать.

  — Николай Туроверов, «Сумароков», 1935
  •  

Что за корысть тебе, глухарь,
мычать и мыкаться в ненастных
ночах и ― долго до греха ль! ―
сходить с ума эпохе на смех?
У всех в ушах еще стоит
твое первопристрастье к трубам.
Почил на лаврах бы старик, ―
так нет: младенцем большегубым
токуешь, сам себе Гомер!
Отринул ― юношам на зависть ―
все, что умел и чем гремел, ―
непримиримейшая запись
себя живого взаперти!
По двести раз одну и ту же
на ощупь истину тверди,
вывёртывай седую душу…[21]

  — Глеб Семёнов, «Глухота» (Бетховену), 1968

Источники[править]

  1. 1 2 И.И.Дмитриев. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. — Л.: Советский писатель, 1967 г.
  2. 1 2 А. Ф. Мерзляков. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Второе издание. — Л.: Советский писатель, 1958 г.
  3. 1 2 Никитенко А.В. Записки и дневник: в трёх томах, Том 1. Москва, «Захаров», 2005 г.
  4. 1 2 А.А. Бестужев-Марлинский. «Кавказские повести». — СПб., «Наука», 1995 г.
  5. 1 2 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в одиннадцати томах. Москва-Ленинград, «Издательство Академии педагогических наук РСФСР», 1949 г.
  6. И. С. Никитин, Сочинения. — М.: Художественная литература, 1980 г.
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в двадцати томах. Том 7. — Москва, Художественная литература, 1966 г.
  8. Денис Яцутко, «Гром. Совершенная дребедень» (рецензия на роман Сорокина «Лёд»), 2002
  9. Н.М.Карамзин. Избранные сочинения в двух томах. — М., Л.: Художественная литература, 1964 г. — Том первый. Письма Русского Путешественника. Повести. — стр. 607
  10. И. М. Долгоруков, «Повесть о рождении моем, происхождении и всей моей жизни, писанная мной самим и начатая в Москве, 1788-го года в августе». В 2-х томах. Т.1. — СПб.: Наука, 2004-2005 г.
  11. Русская романтическая повесть. — М.: Советская Россия, 1980 г.
  12. Помяловский Н.Г. Очерки бурсы: Повести. — Москва, «Эксмо», 2007 г.
  13. Аркадий Аверченко. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4: Сорные травы. — М.: Терра, Республика, 2000 г.
  14. Петров-Водкин К.С., «Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия». — М: «Искусство», 1970 г.
  15. Сати Спивакова. Не всё. — М.: «Вагриус», 2002 г.
  16. Н. М. Карамзин. Полное собрание стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. — Л.: Советский писатель, 1966 г.
  17. Русская басня XVIII-XIX веков. Библиотека поэта (большая серия). — Л.: Советский писатель, 1966 г.
  18. Поэты 1790-1810-х годов. Библиотека поэта. Второе издание. — Л.: Советский писатель, 1971 г.
  19. Жемчужников А.М. Избранные произведения. Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград, «Советский писатель», 1963 г.
  20. И.И.Садофьев, в книге «Поэзия Пролеткульта». — СПб.: Своё издательство, 2007 г.
  21. Г. Семёнов. Стихотворения и поэмы. Новая библиотека поэта (малая серия). — СПб.: Академический проект, 2004 г.

См. также[править]

  • Груши околачивать
  • Стричь купоны
  • Лавр благородный
  • Лавровый лист
  • Фиговый лист
  • Дуба дать
  • Колосс на глиняных ногах
  • Добрый и злой следователь
  • Выдавливает из себя по каплям раба
  • Лень

Итак, как вы объясните значение фразеологизма «почивать на лаврах»? Для этого нужно сначала совершить краткий экскурс в древнегреческую историю. А также вспомнить один из мифов, посвященных богу Аполлону и его возлюбленной – нимфе по имени Дафна.

Буквальный смысл глагола

Лавровый венок

Чтобы разобраться в значении выражения «почивать на лаврах», сначала обратимся к буквальному толкованию его составляющих, а затем перейдем к переносному.

Первое из слов – это глагол, который в словаре сопровождается пометкой «устаревшее», «книжное». Он имеет славянское происхождение и связан существительным pokoj (покой). Раньше его употребляли с оттенком почтительности и подобострастия, когда говорили о сне какого-либо высокопоставленного человека. Проще говоря, «почивать» обозначало «спать», «отдыхать», «находиться в покое».

Существовал и другой оттенок толкования, также книжный, употреблявшийся в переносном смысле. Этот глагол применяли, например, в значении «быть погребенным где-либо», «лежать мертвым», «покоиться».

Что касается словосочетания «почивать на лаврах», значение глагола в нем следующее. Он употребляется в первой из указанных трактовок, означая «отдыхать», «расслабляться», «находиться в покое».

Применение в ритуалах

Награждение лавровым венком

Для понимания значения «почивать на лаврах» рассмотрим и второе слово. Это существительное, которое обозначает род деревьев и кустарников, растущих в субтропиках и относящихся к семейству лавровых. Его листья цельнокрайные, кожистые, с большим содержанием эфирных масел. Это вечнозеленое растение. Его обилие в Древней Греции было отмечено еще Теофрастом, естествоиспытателем и философом, жившим в 4-3 веках до н. э.

В античные времена лавр использовали в различных целях. Ему приписывались особенные свойства и поэтому применяли в некоторых религиозных ритуалах. В быту его листьями окуривали помещения, что связано с острым ароматом лавра. А также из него изготавливали венки, которые наряду с лавровой ветвью являлись символом славы, мира и победы.

В интересующем нас выражении лавры представляют собой символическую фигуру речи, которая говорит о приобретении славы, одержании победы, о триумфе. Это связывается с использованием в античной традиции лавровых веток в религиозных церемониях, торжественных обрядах.

Символ победителя

Триумф Эмилия Паулюса

Чтобы разобраться в значении «почивать на лаврах», следует ознакомиться с рядом обычаев Античности.

В Древней Греции и в Древнем Риме ветви благородного растения и сплетенные из него венки были атрибутом одержавшей победу стороны. Изначально их стали использовать на Пифийских играх в качестве почетного символа их победителей. В первое время эти игры являлись музыкальными, а затем к ним добавились и спортивные соревнования. Это произошло в 582 году до н. э.

После этого лаврами стали награждать выдающихся поэтов и ораторов. Когда из удачных военных походов возвращались полководцы, особо заслуженным из них устраивали триумф, во время которого их головы украшали лавровыми венками.

Кроме этого, лавровые ветки украшали оружие, палатки, знамена и боевые корабли победителей. Тем, кого награждали ветвью или венком, присваивали звание лауреата. В особо торжественных случаях венками украшал себя весь народ. А также их надевали жрецы во время жертвоприношений.

Посвящение Аполлону

Продолжая изучение значения «почивать на лаврах», нужно сказать и о том, какое отношение описываемое растение имеет к этому божеству.

Лавр был растением, посвященным Аполлону, богу солнечного света и гармонии, покровителю искусств. Как и сами Пифийские игры, о которых было сказано выше. Как повествуют мифы, именно этот бог был их учредителем. Он посвятил их победе над ужасным драконом Пифоном.

После нее у этого бога появился еще один эпитет — «пифийский». Кроме того, пифиями стали называть и жриц-прорицательниц его храма в Дельфах. Ведь Аполлон считался еще и передающим людям волю верховного божества – Зевса. И здесь лавру отводится определенная роль.

Ему приписывают пророческий дар. Жрецы употребляли его, чтобы узнать будущее. В связи с этим их называли лавроедами. А также присутствовало убеждение в том, что с помощью лавра можно спастись от молнии. В основе почитания этого растения лежит миф об Аполлоне и Дафне.

Дафна – значит «лавр»

Аполлон и Дафна

Она была нимфой, спутницей богини Артемиды, и так же, как она, дала обет безбрачия и сохранения целомудрия. Подробным образом история любви к ней бога солнечного света изложена в «Метаморфозах» Публия Овидия Назона. Когда Аполлон одержал победу над Пифоном, он стал отпускать шутки в адрес лука и стрел Эрота, бога любви. Последний решил отомстить и вселил в Аполлона любовь к юной нимфе. Тогда как в Дафну попала стрела антипатии, которая вызвала неприязнь к богу солнечного света.

После этого он стал постоянно преследовать девушку. Дафна бросилась за помощью к своим отцу и матери. Родителями ее были Гея — воплощение земли, и Пеней — один из речных богов. Они превратили ее в лавровое дерево. В переводе с древнегреческого Дафна как раз и обозначает «лавр». Аполлон сделал так, чтобы дерево навсегда осталось зеленым. Из его веточек он сплел венок, который и стал его атрибутом.

Разобравшись в перипетиях древних мифов и особенностях античных традиций, можно ответить на вопрос о значении фразеологизма «почивать на лаврах». Его буквальная трактовка: «заснуть после одержанной победы». Но употребляется оно чаще в переносном смысле и говорит о человеке, который после плодотворных трудов и достижения успеха успокоился и бездействует. А как раз этого допускать не стоит, следует сохранять бдительность и стремиться к покорению новых вершин.

  • Почитаем дзен яндекс рассказы
  • Починили или поченили как правильно пишется
  • Почетный караул у вечного огня в москве сочинение
  • Почетче как пишется слово
  • Почетный работник общего образования рф как пишется