Почему журавль стоит на одной ноге бирманская сказка читать

Урок литературы на тему: сказка журавль и цапля батырева любовь владимировна, учитель русского языка и литературы разделы: литература цели урока:

Урок литературы на тему: Сказка «Журавль и Цапля»

Батырева
Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цели урока:

  • Формировать
    навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать
    художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь
    выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать
    представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости,
    благожелательности.
  • Развивать
    речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый
    ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих
    ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них?
(Приложение 2).

  • Сказка
    складом, песня ладом красна. 
  • Сказку
    слушай, а к присказке прислушивайся. 
  • Согласие
    питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим
сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок,
подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что
мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном
произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и
журавль”.

(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут
подготовить выразительное чтение дома).

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды
сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина,
концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам
увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно
помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к
другому стилю.
 (Приложение
1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет
90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на
них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и
шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов
участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица
стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать
журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как
правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее,
ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль.
Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и
выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В
отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные,
длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их
ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги
длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке.
Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются?
Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного
журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым
птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки
посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не
длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а
“тяпает” — “тяп, тяп”).

4. Вывод.

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о
внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также
передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком
текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы
предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам
необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите
кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите
иллюстрации.
 (Приложение
2).
 Опишите, какой представлял себе
цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи
образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните
задание по тексту на карточке 
(Приложение
1, II). 
Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга.
Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом
выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и
выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и
выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст
болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось
жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом
передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал
цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не
выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только
в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих
желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы
раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

IV. Вывод.

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы
как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте)
похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не
обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский
человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту
сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их?
Прокомментируйте.

V. Домашнее задание. (Приложение
2).

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение,
используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем
рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть
    согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие
    к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда
    в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не
    дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное
    — ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как
    ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного
    размышления”. (Пифагор).

Приложение 1

I.
Сравним научный и художественный текст

Это
крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет

90-155
см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. Самый маленький

журавль
— красавка, самый крупный — австралийский. Высота подвида

G.a.antigone
у австралийского журавля, обитающего в Индии, достигает

175
см, что делает его самой высокой летающей птицей в мире. Самым

тяжёлым
журавлём считается японский, его вес осенью может достигать 11 кг.

В
отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство

цапель,
в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на

аистов,
но в отличие от них журавли никогда не садятся на деревья. Голова

маленькая,
с острым прямым клювом. На голове у большинства видов

участки
неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые

перья
крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и

пышным,
когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое.

Если
визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по

сравнению
с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая;

а
по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв

пропорционально
меньше.

Это
крупная птица, высота около 115 см, размах крыльев 180—200 см;

вес
самца до 6 кг, самки до 5 кг 900 г. Оперение большей части тела

синевато-серое,
что позволяет птице маскироваться от врагов среди

лесистой
местности. Спина и подхвостье несколько темнее, а крылья и

брюхо
более светлые. Окончания крыльев чёрные. Передняя часть головы,

подбородок,
верхняя часть шеи и уздечка чёрные либо тёмно-серые.

Затылок
синевато-серый. По бокам головы имеется белая широкая полоса,

начинающаяся
под глазами и далее уходящая вниз вдоль шеи. На темени

перья
почти отсутствуют, а участок голой кожи выглядит красной

шапочкой.
Клюв светлый. Ноги чёрные. У молодых журавлей перья на голове

и
шее серые с рыжими окончаниями.

Из
сказки «Журавль и Цапля» мы также узнаем, каким был журавль. Какую черту во
внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите
(подчеркните), в каком месте научной статьи об этой черте упоминается.

Выпишите
из текста сказки «Журавль и Цапля» слова, которые помогают создать внешний
облик журавля.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение
2                       

1.
Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение,
которое помогает вам это понять.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.
Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите
выражение, которое помогло вам это понять:

а).
он решил завести хозяйство________________________________________

б).
цапля очень нравилась журавлю____________________________________

в).
Ему стало невесело, одиноко жить одному___________________________

г).
Он любил цаплю всю жизнь________________________________________

3.
Почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово,
которое помогает вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

4.
Почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите
выражение, которое помогло вам это понять.______________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект
занятия по развитию речи

для детей
старшего дошкольного возраста.

«Пересказ
русской народной сказки «Лиса и журавль»


Цель: познакомить с русской народной сказкой
«Лиса и журавль». 

Задачи:
Связная речь.
 Учить детей выразительно,
связно, последовательно пересказывать сказку,
используя
в качестве наглядной опоры серию сюжетных картин;
используя эпитеты, образные выражения из
текста:

— Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!

— Извини, кумушка, больше потчевать нечем!

— С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!

— Не солоно хлебавши!

Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и
откликнется».

Словарь и грамматика. Активизировать в речи детей употребление
глаголов из текста: подружилась, наварила, пригласил, приготовил,
размазала, налил, махнула
пополнить словарь детей за счет слов: стряпать,
окрошка, врозь, потчует, званый обед, куманёк, кумушка.

ЗКР. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

Развивающие. Развивать диалогическую и монологическую речь, память, внимание.

Воспитательные. Воспитывать интерес к художественному слову, умение
внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим
другом.

Оборудование. Иллюстрации к сказке (серия сюжетных картинок), картинки
Лисы и Журавля; сундучок; иллюстрации животных(волк, медведь, заяц, лиса),
медальки.


Ход занятия:

1.    
Организационный этап:

Воспитатель: — Вы,
ребята, проходите.

                         Друг на друга посмотрите.

                         Поздоровайтесь ладошками,

                         Улыбнитесь все немножко.

Воспитатель: — Ребята,
хотите сегодня мы с вами отправимся в путешествие? (ответ детей)

А куда, узнаете разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо — …сказки!

Воспитатель:  — Ребята,
догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)

Воспитатель: — Правильно,
в сказку.

— Ребята, вот мы и оказались с вами на Сказочной полянке.

— А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка
Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие — в
народе услышит, какие — сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно
обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не
расскажет.

— Ребята, а вы сказки любите?

— Как вы думаете, почему их называют русскими народными
сказками? (ответы детей: эти сказки придумал русский народ)

— Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки пришли к
нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали друг другу, передавали
«из уст в уста»
, то есть
на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их
стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас).

Воспитатель:  

— Чему  нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению,
терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

— Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

— Ребята, я буду из заветного сундучка бабушки Рассказушки
волшебные картинки с животными доставать, а вы мне называть кто изображён и какие
черты характера человека показывают животные в сказках:

— волк (злой, голодный, жестокий, часто глупый);

— медведь (сильный, добродушный, неуклюжий);

-заяц (трусливый, слабый).

Воспитатель: — Ребята,
внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.

Отгадайте-ка загадку:   Рыжая
красавица

                                       Идет по лесу – хвалится

                                      Я красива и умна,

                                      И пушиста, и хитра (Лиса)

Воспитатель: — Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

— В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе
вспомним эти сказки.       

 «Заюшкина избушка»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Хитрая лиса», «Колобок»
, «Снегурушка и лиса»,…

— Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка,
лисонька, кума, рыжая плутовка).

-лиса (хитрая, умная, изворотливая, плутовка);

Воспитатель: — Ой, ребята
что-то лисичка загрустила. Давайте похвалим лисичку.

Физминутка «Лисица»

У лисицы острый нос            
                                             (показать «острый
нос»)

У нее пушистый хвост.            
       Показывают руками
Шуба рыжая лисы                  
          
Несказанной красоты.                
   («Оглаживает» воображаемый хвост, бока, грудь)
Лиса плавно похаживает,               
                     
       

Шубу пышную поглаживает.        (Идет медленно, величаво,
поворачивает голову

                                                           направо,
налево).

Воспитатель: — Посмотрите,
как рада лиса, что мы её похвалили.

Воспитатель: — Да, действительно, в этих сказках мы встречаем
лису, но наша гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль».

2.    
Основной этап:

Воспитатель: — Сегодня мы
узнаем, как встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

Воспитатель: — В
волшебный сундучок бабушка Рассказушка положила нам книгу со сказкой «Лиса и
журавль».

— И я хочу вам прочитать эту сказку. Садитесь поудобнее, спина
прямая, руки на коленки и слушайте внимательно.

— Как называется сказка, которую я рассказала?
(«Лиса и журавль»)

Воспитатель: — В сказке
встретились незнакомые слова. Давайте их вспомним. (Разбор новых слов и
словосочетаний
)

Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.

— Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение,
воспитатель помогает)

Потчевать – угощать;

Не обессудь – не
отнесись строго, не суди, не обижайся;

Стряпала – приготовила
пищу;

Окрошка — блюдо
национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко
нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.

Несолоно хлебавши — остался
ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.

Воспитатель:

— Назовите героев сказки?

— Как называли друг друга лиса и журавль? (Дорогой,
голубчик, лисонька)

-Каким голосом лиса звала журавля? (сладким,
хитрым)

— Кто первым решил пригласить в гости? (Лиса)

— Какое угощение приготовила лиса журавлю? (Кашу)

— Почему лиса решила угостить журавля? (захотела дружить)

— В какой посуде она подала угощение? (в тарелке)

— Почему она размазала кашу по тарелке? (чтобы слизать самой)

— Кому было удобнее есть из тарелки? (лисе)

— Распробовал ли журавль угощение? (нет)

-Как журавль поблагодарил лису за угощенье?
обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом)

-А как журавль приглашал лису в гости, каким
голосом? (с усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне)

— Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?
 (Решил лисе отомстить).

— Как принимала угощение журавля лиса? (Вертелась, кружилась
вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет).

—  Осталась ли лиса довольна? (Нет)

— Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями?  (Лису
и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не
захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение).

— Как бы поступили настоящие друзья? (Каждый бы угощал из
той посуды, из которой удобно кушать каждому).

Воспитатель: — Ребята,
сейчас немного отдохнём.

                   Физкультминутка «Журавль»

Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)

Искал лягушку на болоте

Ноги длинные поднимал (Ходьба с высоким подниманием колен)

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам (повороты головы вправо-влево)

Нет её ни тут, ни там (поднимание плеч вверх, опускание вниз)

Оглянулся, повернулся (повороты туловища вправо-влево)

И назад домой вернулся (ходьба на месте)

— А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно
слушайте и запоминайте.  (Повторное чтение сказки опираясь на Сюжетные
картинки)

— А сейчас кто хочет выйти и рассказать сказку по картинкам?

— А теперь давайте расскажем сказку вместе. Я буду рассказчиком,
а вы будете героями сказки.
Пересказ сказки «Лиса и журавль»
(
Рассказывание
сказки по ролям детьми.
(2 ребёнка)

Воспитатель: — А теперь
давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой
сказки.

—  Дети, а кто еще желает? …

-Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения
из текста.

3.    
Заключительная часть.

Воспитатель: — Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и
откликнется».

— Подходит ли
она к сказке «Лиса и Журавль»?

— Почему? Объясните пословицу (Как лиса поступила с
Журавлём, так и Журавль поступил с ней.  Или как ты относишься к другим людям –
так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло – ответят
злом).

Воспитатель: — Ребята,
давайте встанем в круг и поиграем в игру «Доскажи словечко» — пословицы о
дружбе:
« Друзья на дороге … (не валяются)»,

«Друга ищи, а найдёшь — … (береги)»,

 «Все за одного и один … (за всех)»,

«Друзья познаются … (в беде)»,

 «Старый друг лучше… (новых двух)»,

Воспитатель: — Молодцы, ребята, хорошо знаете пословицы о дружбе.
— Придумайте, как подружить лису с журавлём?
(Да, если бы лиса
угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы
остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и
настоящей).

— Что бы вы сказали героям сказки? (Надо дружно жить, уважать друг
друга).

4.    
Итог совместной деятельности.

Воспитатель: — Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.

-Давайте
вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Отгадывали загадку,
выполняли физкультминутку, читали сказку, пересказывали, рассказывали по ролям,
познакомились с новыми словами).

— Как называлась сказка, которую мы читали,
пересказывали и выполняли инсценировку к сказке? («Лиса и журавль»)

Вам понравилась сказка?

— Чему нас учит эта сказка? (Эта сказка учит нас гостеприимству,
вежливости, не быть жадным, быть дружным.)

— Я надеюсь,
что вы, общаясь друг с другом, будете помнить и вспоминать эту сказку и не
делать таких ошибок как лиса и журавль.

Итог занятия: Дружбой надо дорожить!

Воспитатель:
— Наше занятие завершаем, со сказкой
мы прощаемся, спасибо скажем бабушке Рассказушке… и волшебному сундучку.

Воспитатель:
Молодцы! Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, и я вам вручаю медальки «За
умение дружить».

image001

image002

Технологическая 
карта урока чтения
Ф.И.О. учителя: Овчарова Виктория Александровна

Тема: ««Лиса
и журавль
». Русская народная сказка»

Дата
проведения: 7.12               

Тип
урока:

 комбинированный

Методы
обучения:

 Словесные,
наглядные, практические

Цели:

Образовательные:

Расширение представлений о сказках,
формирование навыков осознанного чтения, чтение по ролям, совершенствование
навыков анализа текста по вопросам, закрепление навыков выделения основной
мысли текста, выявление характеров и поступков героев сказки.

Коррекционно-развивающие:

Развитие
фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания,
мышления, связной речи, координации речи с движением, развитие лексического
словаря по теме.

Воспитательные:

Формирование
навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, воспитание познавательного интереса к чтению.

Формируемые
БУД:

Личностные
УД:
освоение роли ученика: формирование
мотивации к учению;
самостоятельность в выполнении
учебных заданий, поручений

Коммуникативные
УД:

вступать
в контакт и работать в коллективе (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик
— класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и
принимать помощь.

Регулятивные
УД:
входить
и выходить из учебного помещения со звонком; адекватно использовать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия
и действия одноклассников.

Познавательные
УД:

делать
простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться
знаками, символами; выполнять арифметические действия; наблюдать.

Формы
организации работ на уроке

Фронтальная,
групповая

Средства
обучения:

Запись музыки П. И. Чайковского
«Времена года», презентация с картинками сказки.

Этапы урока

 Содержание урока, деятельность учителя

   Деятельность ученика

1.    
 Орг. момент.

Психогимнастика   (укрепление эмоционального
контакта)

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

 — Раз, два, три ,четыре, пять.

 Становитесь в круг играть.

 — Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг
другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте
глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через
ротик выдохните все обиды и огорчения.

 — А теперь давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а
поможет нам в этом воздушный шарик

 Выполняют действия, которые отражены в стихотворении.

Встают с учителем в круг.

 Делают вдох и выдох.

 Передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго
утра.

2.    
Артикуляционная
гимнастика.

 А). Артикуляция звука [с]. Упражнения «Лягушка»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать
данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя
челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану и
нисколько не устану. 

 «Рыбка»

Втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть
опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.
Разработка губ: «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением,
обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

 «Чистим зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком
языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком
вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели, чтоб они.

 Б). Чистоговорка

— Четко
проговорим чистоговорку.

Ок – ок – ок –
продолжается урок!

  Выполняют и повторяют упражнения по показу учителя

 Учащиеся
повторяют чистоговорку.

3.    
Введение в тему.

— Сегодня мы  начнём изучать
новый раздел. А какой,  вы узнаете, разгадав кроссворд.

1. Три весёлых родственника

2. Мужчина в
самом рассвете сил, который жил на крыше.

3. Девочка с
голубыми волосами, которая жила в театре Карабаса- Барабаса.

4. Девочка,
потерявшая на балу хрустальную туфельку.

5. Житель
цветочного города, который ничего не знал и ходил в огромной синей шляпе.

6. Длинноносый
деревянный мальчик.


Как называется новый раздел?  Чудесный мир сказок.


Вы любите сказки?


Ребята мы с вами отправимся в чудесный мир сказок!  В сказках происходят
удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи.

Сказки
бывают разные.

·       
Народные
 —
давным-давно их рассказывали от одного человека к другому.

·       
Волшебные
 в
них происходит волшебство.

·       
Бытовые
—  
в них высмеивается лень, жадность и прославляется ум, смекалка 
людей.

·       
Сказки
о животных.


Начнём  с русской народной сказки.

— Почему
народная? Кто сочинил?

— Если
сказка русская, какой народ её сочинил? Русский народ.

 —  Сегодня на уроке мы будем читать
сказку, а о ком она, вы узнаете, разгадав эти загадки.

Рыжая плутовка

Обманывает ловко.

Её боится мышка

И зайка шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт,

Из деревни кур крадёт.

 (Показ картинки лисы)

 — Следующая загадка

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Показ картинки журавля)

 Дети
разгадывают кроссворд и записывают на доске.

 Ответы детей.

 Народ.

Разгадывают
загадки.

  Лиса.

 Журавль.

4.     Изучение нового материала.

— Сказка, которую мы будем сегодня
читать так и называется «Лиса и журавль».


Опишите,  какая лиса бывает в сказках?

— А кто
такой журавль?

— Но, видимо, чем-то они схожи или
связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, знакомясь со сказкой.
Будем учиться понимать ее смысл.

Рассказывание сказки «Лиса и журавль» с
показом.

image001

Беседа по первому восприятию.

— О ком эта сказка?

— Докажите, что это сказка.

— Кто из героев сказки вам понравился и
почему?  

— Сейчас мы прочитаем сказку по учебнику. При чтении подчёркивайте слова, значения
которых вам не очень понятны. Откройте учебник на странице 80.

Хитрая,
плутовка, обманщица.

Болотная птица с длинной шеей и
длинными ногами.

 Слушают рассказ педагога

О лисе и журавле

Животные
разговаривают, ходят друг к другу в гости, едят из посуды.

 Ответы
детей.

Чтение
детьми по цепочке.

5.     Физкультминутка.

Хоровод,
хоровод.  

Пляшет маленький
народ.

Танцевать,
скакать и прыгать

 Мы готовы
круглый год.

Под кустом, под
кустом

 Кто-то с
рыженьким хвостом.

Это рыжая
лисичка —

Под кусточком
лисий дом

Хлопки в ладоши.

Приседания.

Прыжки на месте.

Приседания.

Наклоны туловища
влево-вправо.

Повороты
туловища влево-вправо

Прыжки на месте.

6.     Продолжение работы по содержанию
сказки.

 Вопросы по содержанию сказки:
— К кому в гости ходил Журавль?

  
Чем угощала Лиса Журавля?

  
Почему Журавль не смог ничего съесть?

  
Для чего нужен Журавлю такой клюв, шея?

  
Чем угощал Журавль Лису?

Почему Лиса не смогла ничего съесть?

Чтение
по ролям:

1)Подготовка:

На
экране:

Лиса:
(приглашает в гости)

— Что
говорила лиса,  когда приглашала журавля?

— Она
действительно хотела его угостить или посмеяться над ним?


Постарайтесь  передать голосом, что лиса говорит  и что на самом деле 
думает.

— Как
надо читать слова журавля?

— Есть
ли за что благодарить лисицу?

— Почему
он говорит спасибо?

— Как он
должен произнести это слово?

— Думает
ли журавль хорошо угостить лису?

— Почему
он зовёт лису в гости?

2) Чтение
детьми по ролям.

3). Что значит «несолоно хлебавши»?

— В этих строках есть пословица.
Перечитаем её ещё раз.

—  Объясните смысл пословицы.


Слово «аукать» означает звать кого-то при помощи слова
«ау», а его часто кричат, потерявшиеся в лесу. На громкий крик
откликается эхо, которое повторяет слова кричащего. Образ такого эха лежит в
основе пословицы «как аукнется, так и откликнется», только под
криком «ау» подразумеваются поступки и действия человека по
отношению к другим людям.

То
есть, как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Добро
вернётся добром, а зло злом.

Чем же похожи лиса и журавль?

 Ответы детей.

 Ответы детей.

Читают по ролям.

Обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого;
безрезультатно.

Как
аукнется, так и откликнется.

Оба поступили неправильно.

7.     Закрепление нового материала.

Игра-драматизация
по сказке.

Педагог надевает
на детей элементы костюмов, помогает разыграть отрывки сказки.

Ты будешь лисой,
покажи, как ходит, крадется она.

 А ты будешь
журавль. Он важно ходит, спина прямая, голова высоко поднята.

 Посмотрите, дети,
какая у нас добрая лиса.

Упражнение
1. «Лиса и Журавль» (превращение в животных
героев
сказки).

Педагог называет то
одно, то другое животное:

Решила однажды Лиса
угостить Журавля и позвала его к себе в гости. Пришел Журавль на пир. Хитрая
Лиса размазала манную кашу по тарел­ке; сама слизала ее языком, а Журавль
стучал клювом по тарелке, да так и не смог ничего съесть.

Упражнение 2. «Пир».

Пригласил Журавль
Лису на следующий день в гости и расстроенный ушел домой.

Упражнение 3. (выражение огорчения).
Замедленная походка, поникшая голова, опущенные уголки рта, руки висят вдоль
тела.

На другой день
Журавль встал рано и приготовил вкусную, ароматную окрошку. Разложил окрошку
в кувшины с узким горлышком и поставил на стол. Пришла в гости Лиса. Посадил
Журавль ее за стол и стал угощать.

Упражнение
4. «Вкусное угощение».

Так и ушла Лиса
домой с обидой. С тех пор дружба у Лисы с Журавлем закончилась.

Отвечают
на вопросы, анализируют, сопоставляют.

Пытаются
разыграть сказку, использовав мимическую выразительность. Побегали, как лиса,
на носочках.

«Лиса» — дети идут
крадучись на носочках, мягко переступая. «Жу­равль» — идут с прямыми спинами,
высоко поднимая ногу, сгибая ее в колене.

 Показывают, как они кушали. Каждый ребенок становится сначала Лисой (надевает шапочку лисы)
и слизывает языком кашу с тарелки. Поев, Лиса довольно облизы­вается
(логопедическое упражнение «вкусное варенье»), улыбается.

Дети
перевоплощаются в Журавля (надевают длинный клюв) и пытаются «съесть» кашу с
тарелки. У Журавля ничего не полу­чается. (Он расстроен: брови приподняты и
сдвинуты, уголки рта опуще­ны).

Ребенок становится Журавлем (надевает длинный клюв) и «ест»
окрош­ку из кувшина. Окрошка вкусная — Журавль доволен, улыбается.

Ребенок превращается в Лису (надевает
шапочку), пытается засунуть мордочку в кувшин с узким горлышком. И так, и сяк
его поворачивает, но попробовать вкусную окрошку не удается. Лиса сердится.
(Брови сдви­нуты, нос сморщен, оттопырены губы.

8.     Рефлексия.
Итог урока.

-Молодцы,
ребята. Вы прекрасно справились с заданием.

— Сейчас
наступило время подвести итоги.

— Какую учебную
задачу мы ставили в начале урока?

— Выполнили мы
задачу урока?

Мне тоже очень
понравился наш урок. Вы были умными, старательными, усердными учениками
такими, какими вы охарактеризовали себя в начале урока. Молодцы! Спасибо!

Поздравьте друг
друга с хорошей работой на уроке, пожмите руки.

Познакомиться с новой сказкой, научиться
выразительно читать и понимать ее смысл.

 Да.

9.     Домашнее задание.

 Учебник стр. 80-81, чтение по ролям
,нарисовать картинку к сказке.

Сарья заметена снегом. В этой крошечной деревне на границе с Латвией официально значатся полтысячи человек, но многие давно уехали. И все же в любом туристическом гайде по Беларуси вы обязательно найдете сарьянский старинный костел из красного кирпича — спасибо шляхтичу Игнатию Лопатинскому и прусскому архитектору Густаву Шахту. Денис Козлов, 27-летний учитель истории, почти каждый день заводит свой старенький дребезжащий Ford и проезжает 21 километр из Верхнедвинска в Сарью. Зачем он это делает? Неужели отправился сюда, на «край света» ради тридцати мальчишек и девчонок?.. В темное декабрьское время мы приехали в деревню в поисках хорошей истории, но нашли, кажется, нечто куда более ценное — тишину и покой.

«Никогда не стеснялся того, что я из „вёскі“»

Денис родился в поселке Лиозно («Пожалуйста, напишите Лёзно, у нас только так говорят»), на родине Марка Шагала, и называет себя сельским парнем. «От одной границы переехал к другой», — шутит он. В учительской квартире в Верхнедвинске топится камин, каменную часть которого Денис собрал своими руками, и мы говорим, говорим, говорим…

— Мой отец был бульдозеристом. И я хотел стать бульдозеристом, причем уже в четвертом поколении. Отец ездил в Москву, работал на импортной технике, строил дороги и зарабатывал больше тысячи евро — по тем временам безбедное существование. Но классу к седьмому папа сказал мне: «Денис, мне кажется, у тебя есть бóльшие способности». Историю я знал, ездил на всякие конкурсы, «Что? Где? Когда?». Но чтобы стать учителем — таких мыслей не было. Отец решил действовать от обратного — показать мне изнанку. Брал с собой на работу. Представьте, зимой нужно натаскать 80 литров горячей воды, прогреть паяльной лампой все трубки, а в конце дня почистить ходовую. Летом не легче: жара 30 градусов, кондера нет, двигатель нагревается до 120, из кустов, которые ты корчуешь, в кабину залетают здоровенные оводни… Тогда я окончательно понял: если мне дано больше, почему бы этим не воспользоваться?

Моя первая учительница истории была очень строгой, всегда требовала, чтобы даты и понятия мы знали досконально. Потому у меня было негативное отношение к предмету. Но на экзамене в девятом классе, когда я скромно протянул руку к стопке билетов на 6—7 баллов, она подняла бровь: «Денис, мне кажется, вы можете больше», — и недвусмысленно указала на стопку с билетами на 8—10 баллов.

Старшие классы Денис провел, зазубривая наизусть тома энциклопедий. Новая учительница, Алла Евгеньевна, смотрела на мир иначе: «История, вообще-то, простая. Она движется по спирали. Все повторяется, лишь сменяются декорации. Но не меняются люди». Почти интуитивно, лишь раз побывав там на экскурсии, Денис выбрал Полоцк — государственный университет, историко-филологический факультет.

— Когда я поступал, было только пять бюджетных мест, и мне не хватило ровно одного балла, чтобы пройти на бесплатное. Обидно. Но в итоге те, кто эти баллы «забрал» и поступил на бюджет, работают официанткой в пиццерии и продавцом-консультантом в магазине бытовой техники. Я стал «Учителем для Беларуси», а мой друг, который тоже учился на платном, сейчас директор школы в Полоцке. Такие дела.

Полоцкий университет очень сильный. У нас было много экспедиций, археологических раскопок. Что такое этнографическая экспедиция? Приезжаешь в деревню, условно, Бочейково Бешенковичского района и месяц ходишь пешком, по двадцать километров за день, раз за разом увеличивая кольцо опрошенных бабуль и дедуль. «Тук-тук-тук, есть ли здесь старые жители? Расскажите, как жили в старину, как свадьбы гуляли…» — «Да, зайдите к Митрофановне». И ты слушаешь — час, два, пять. Песни, сказки, рассказы…

Я никогда не стеснялся того, что я из «вёскі». Все курсовые и диплом писал про Лиозненщину. У меня был высокий средний балл, и поэтому универ сделал мне скидку на обучение— 60%. На последнем курсе подрабатывал экскурсоводом в туристической фирме, получал неплохие деньги и много где побывал. После университета я поступил в магистратуру и вернулся домой. Мне предлагали частную школу в Минске и зарплату в тысячу рублей. Но что делать в Минске без жилья? Я отказался. Еще были варианты в Москве и Латвии… В тот момент я познакомился с Женей. Видел ее всего четыре раза, прежде чем понять, что это мой человек, и спросить: «А что, если нам пожениться?» Представляете, она согласилась! (Смеется. — Прим. Onlíner.) 14 августа 2016-го была наша свадьба. Через год с лишним родилась Амелия, еще через два — Аверьян. Помню, дедушка всегда говорил: «Жена — это подруга жизни». И я тоже так хочу. Хочу рассказывать детям о нас с Женей.

«Какой еще дурак поедет историком в Сарью?»

— Незадолго до свадьбы мне позвонил знакомый и предложил пожить в пустующей квартире в Верхнедвинске. А я вообще такой человек — люблю экспериментировать со своей жизнью. Говорю: «Почему бы и нет?» Так мы с Женей оказались в Верхнедвинске. Квартира была в разбомбленном состоянии, мы целый год приводили ее в порядок.

Прихожу в райисполком, открываю дверь в отдел образования: «Есть ли у вас работа?» Мне говорят: «Конечно! Замечательная школа в Сарье — новая, чистая, светлая. Всего пару километров от Верхнедвинска. Автобусов куча идет, попуток». Приезжаю первый раз в Сарью — 21 километр в одну сторону… Зато какой вид — храм прямо под окнами школы!

Мы едем из Верхнедвинска в Сарью, наблюдая, как Дрисса впадает в Западную Двину. Уже через двадцать километров она станет латышской Даугавой… Этот путь — туда и обратно — Денис Козлов проделывает уже пять с лишним лет.

Нетронутость хвой, пухлый белый снег. Отличное место, чтобы подумать: для чего я вообще живу?

В XIX веке помещик Лопатинский отвечал на этот вопрос своеобразным способом: на том месте, где в 1971 году будет стоять сарьянская школа, он построил оранжереи. Еще одно его творение — величественный костел из красного кирпича (пламенная неоготика, жест любви к умершей жене) после революции пережил судьбу большинства святынь: здесь был склад. В 1990 году храм вернули верующим. Теперь это Свято-Успенская церковь.

— В Сарье мне сразу досталось 36 часов — это максимальная ставка. Веду всемирную историю, историю Беларуси, обществоведение, искусство, географию, кружок по краеведению. Плюс я педагог-организатор. Зарплата у меня 1100—1200 рублей. Работаю с 08:00 до 15:00. Для учителя это много: дети забирают тонны энергии. Но я не жалуюсь.

Дети искренние и не такие глупые, как думают взрослые. Почему я все-таки стал учителем? Да это просто эгоистическая задумка — остаться в памяти детей как можно дольше. (Улыбается. — Прим. Onlíner.)

Так Денис стал Денисом Ивановичем — не просто историком в деревенской школе, а человеком, который основал клуб «Вандроўкі аматараў гісторыі», что-то такое затронул в душах своих учеников, что те стали ходить с ним в походы — и в дождь, и в снег, и за двадцать, и за сорок километров…

— Я считаю, отметки — это вообще не главное. Как и ЦТ. Олимпиады ненавижу. «Назовите номер вагона, в котором Ленин приехал из ссылки» — бесполезно, бессмысленно. Я считаю, главная задача учителя сегодня — научить детей находить достоверную информацию в лавине соцсетей и мессенджеров. Я не надел на себя корону, которая говорит: «Нынешние дети тупые, потому что сидят в TikTok, мы были умнее!» Конечно, те, кто вырос под Кобзона и Магомаева, считают, что «Кар-мэн» — это отстой. Как мой дед считал, что The Beatles — это отстой. И как отец входил ко мне в комнату и морщился, услышав «Сплин»: «Что это за песни вообще?» Но правда заключается в том, что каждое поколение глубокое и думающее по-своему.

Я учу примерно 27 учеников, из них 15 всегда со мной в походах. Вот вы уедете, а мы через пару дней пойдем в экспедицию в деревню — на лыжах, 15 километров в одну сторону. Дети вряд ли будут вспоминать самый лучший, методически правильный урок, но точно на всю жизнь запомнят поход с палатками в конце четверти… Я не герой. Я живу для себя и работаю в удовольствие, кайфую от походов, дети это чувствуют — и тоже со мной кайфуют. Ну скажите, какой еще дурак поедет историком в Сарью? (Смеется. — Прим. Onlíner.)

«Никто не хочет оставаться здесь»

— Скажу как есть: деревня умирает. В 2015 году в нашей школе было 100 учеников, сейчас — 52. Интеллигенции становится все меньше. Из тридцати сотрудников школы только четыре молодых учителя. Все уезжают в город — в Питер, Витебск, Минск. «Если ты остался в Сарье или Верхнедвинске, тебе не повезло», — так здесь рассуждают. А вот я не согласен. Нашел в архивах письма сарьянцев восьмидесятых годов: «Когда я вырасту, мечтаю стать свинаркой-передовиком, как моя бабушка. Или трактористом, как мой дед. Космонавтом». А нынешнее поколение пишет: «Минск, заграница, Россия, Москва». Никто не хочет оставаться здесь!

Ютубер Антон Птушкин снимает замечательные видео. Вот я смотрел недавний выпуск про Норвегию. Да, все уехали из деревень в Осло и другие крупные города, но домик прабабушки у леса сохраняют и вылизывают, проводят там каждые выходные. А что мы?.. Здесь, на Сарьянщине, был геноцид. Все как в фильме «Иди и смотри». Каратели СС охотились на партизан, согнали и сожгли сотни человек в Росице, других угнали в лагерь в Саласпилс. Цинично назвали это операцией «Зимнее волшебство». Я сумел найти бабушку, которой повезло сбежать в лес, и дедушку, который пережил Саласпилс. Выложил интервью с ними на YouTube. Дедушку (тогда еще мальчишку) забрали к себе латышские фермеры, приняли как своего. Есть фото, где он стоит рядом с велосипедом — это все равно как Maybach по тем временам. Но он вернулся обратно в Беларусь, в Сарью, на спаленную землю! Это очень трепетная история.

Мы с детьми путешествуем, и в наших походах я рассказываю им такие истории. Вот эту рубашку, в которой сейчас даю вам интервью, я нашел в шкафу заброшенного дома с ценником «1986 год». Там во-о-от такие кипы фотографий! Если их смотреть, слезы наворачиваются. Живая история! Но никому это не нужно. По программе благоустройства села заброшенные дома просто сжигают.

Похоже, в одном Денис все-таки не прав. История Сарьи нужна — как минимум ему самому.

— Я не говорю, что всем нужно вернуться в деревню и там жить. Хотя что мешает провести оптоволокно и отлично устроиться, удаленно зарабатывая в IT?.. Но сохранить память о родном доме в любом случае нужно. Хотя бы забрать старые фотографии. Иначе как ответить себе на вопросы «Откуда я?», «Кто я есть?». В Сарье, увы, не рассуждают такими категориями. Мужики днями и ночами работают на комбайне, чтобы в посевную заработать свою тысячу или тысячи и купить… огромную плазму. Красивая картинка на экране — это способ сбежать от реальности. Многие уходят в алкоголь. Деревня живет небогато. Вот мы идем в поход с ребятами на 20—40 километров, а родители дают им обувь на два размера меньше, потому что другой нет. Натирают ноги до кровавых мозолей.

Я хочу сказать, что не все так плохо. Но проблем хватает.

Главное, нет развития. «Я хочу переехать в город!» — «Почему?» — «Смогу ходить на танцы. Ведь в деревне ни одного кружка, который мне подходит». Как-то приехали на экскурсию в Витебск, дети увидели прилизанный город, KFC, ролики и велосипеды на набережной — идут и озираются. В итоге у них остается ощущение, что город — это вечный праздник. Они же не понимают, что будут работать с восьми до восьми в «Евроопте», приходить домой и вытягивать уставшие ноги у телевизора, забыв о своих мечтах… Поехали однажды с учеником в Минск на конференцию. Едем в метро, а он такой: «Сегодня какой-то праздник? Чего они все так чисто и красиво одеты?» Заняли призовое место на конкурсе, я его на радостях решил сводить в кино — первый раз в его жизни, в 3D. Сидим в кинотеатре в специальных очках, смотрим «Мстителей», на экране в зрителей летит молот Тора — и я вижу, как у моего ученика течет слеза… Уверен, в письме в будущее он напишет, что хочет жить в Минске, «в вечном празднике».

«Физрук подсел на Armani»

Душевность деревни и метафизические вопросы прошлого, будущего и самоидентификации не отменяют реальности, в которой Денис Козлов хочет зарабатывать приличные деньги. Конфликт между внутренним историком и предпринимателем он решил по-своему.

— Когда родилась моя старшая дочь, Амелия, я понял, что учительской зарплаты не хватает. Тогда я взял деньги, которые государство дает за рождение первого ребенка, и вложил в парфюмерный магазин — продавал на разлив реплики известных брендов, сделанные в Болгарии. Оформил ИП, открыл точку, посадил продавца, узнал, как работает белорусская экономика, налогообложение, бюрократизм… До пандемии приезжало много латышей. Они выигрывали на разнице курсов валют. Дома могли купить в дьюти-фри одну баночку духов за €50, а у меня за эти деньги — чуть ли не пять ароматов. До трех я работал в школе, а потом мчался в магазин. Научился неплохо разбираться в запахах. Мой любимый аромат был Invictus от Paco Rabanne. Физрук подсел на Acqua di Gio от Armani. Учительницы всегда почему-то выбирали «Императрицу» Dolche & Gabbana. Я уже мог определять характер человека по тому, какой аромат ему нравится. (Улыбается. — Прим. Onlíner.) Это был поток денег, которые постоянно нужно куда-то вкладывать, как в «Монополии». Уже начали и маникюры делать, и педикюры при магазине… Я все изучил. В голове вместе с историческими датами вертелись виды лаков, базы, топы, стразы…

Но случилась пандемия, граница закрылась, латыши приезжать перестали. Я потерял клиентов. Этот эксперимент провалился, хотя и послужил важным опытом. Пришлось закрыть магазин. Кроме того, я делил свою жизнь надвое — и не мог стать настоящим профессионалом ни там, ни там. Передо мной встал выбор: бросить школу и быть предпринимателем, который откроет несколько точек в округе, или остаться учителем? Непростой момент.

Именно тогда, выступая на очень крутой площадке EdCamp, я узнал о проекте «Учитель для Беларуси». Решил: если пройду, останусь в школе, а нет — стану водителем фуры. Пусть это будет знаком. Да, мои дети могут есть сыр и мясо, но строить дом или обновить машину — об этом невозможно думать с учительской зарплатой… Каково же было мое удивление, когда я узнал, что прошел отбор!

В итоге мне доплачивают 250 рублей в месяц плюс 150 рублей компенсации за жилье. Мало того, для моего проекта о походах нашли трех спонсоров, которые дали 5150 рублей на снаряжение и мебель для музея, где мы храним все ценное, что находим в экспедициях. А ведь мы начинали со старых истрепанных палаток!

Проект дал мне колоссальную поддержку. Даже морально — чувствуешь, что за тобой есть некая учительская сила. Ребята подглядывают, как работают в западных школах и хороших российских частных школах, щедро делятся опытом. Прямо сейчас у них стартует четвертый набор — пусть придут хорошие люди. Для участия не обязательно быть педагогом по образованию, достаточно желания стать учителем в школе, вести тот предмет, который знаете и любите.

Мы стоим на веревочном мосту, переброшенном через Сарьянку. Здесь проходят боевое крещение байдарочники перед тем, как решиться на опасный сплав в Карелии. Мост, как и положено, шатается. Но Денис уверенно ведет нас на тот берег: единственная в Беларуси канадская сосна веймутова стоит того, чтобы быть увиденной.

Наверное, он знает, куда идет.

— Каждый раз, когда я собирался бросить учительство, что-то останавливало меня. Происходили чудеса. Сломался двигатель в машине, не могу добраться до школы — нашелся человек, который бесплатно его заменил. Понадобился музей для находок из экспедиций — пожалуйста, вот спонсоры. Пока мои ученики здесь, я остаюсь здесь. И кто знает, возможно, они вырастут и поедут в Минск, будут делать бизнес или учить ваших детей. Мне важно оставить что-то светлое.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Александр Виноградов о странном отечественном бюджете – 2022 и новом немецком экономическом курсе

«Это не бюджет развития и подтягивания регионов», — рассуждает экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов об одной из тем недели — Дума утвердила бюджет РФ на будущий год. Автор нашей газеты разбирает, что не так с главным финансовым документом страны, а также рассказывает о приоритетах нового канцлера Германии, хитростях турецкого президента Эрдогана и обвале мировой биржи на фоне разговоров про африканскую версию коронавируса.

«Черная пятница» обернулась не только скидками, но и преобладанием красного цвета на торговых терминалах, за исключением медицинских компаний«Черная пятница» обернулась не только скидками, но и преобладанием красного цвета на торговых терминалах, за исключением медицинских компаний»
Фото: © Roberto Casimiro / Keystone Press Agency / globallookpress.com

История №1: вирусная

Истекшая неделя принесла четыре чудесных истории — и первая из них о рынках и коронавирусе.

Как выяснилось, с пернатым приветом прилетел черный лебедь: где-то в Африке обнаружился очередной штамм ковида, предположительно (внятных исследований еще не было, покойников вроде как тоже, зараженных по пальцам пересчитать, но предположения уже есть), обладающий невероятной чудовищностью. Мировые правительства предсказуемо «опоросились» (иного слова тут трудно подобрать), немедленно закрыв воздушное сообщение с десятком стран Африки. Это, в свою очередь, вызвало местную реакцию в духе «Да вы там что, совсем что ли?», но, похоже, никто на этот глас вопиющего в саванне не отреагировал. ВОЗ тем временем поименовала его «Омикроном» и заявила, что он «вызывает озабоченность»; не сомневаюсь в этом.

Все это, во-вторых, вызвало панические распродажи на рынках: «черная пятница» обернулась не только скидками, но и преобладанием красного цвета на торговых терминалах, за исключением медицинских компаний. Рубль, совсем недавно гулявший около 68–69 за доллар, сейчас преодолел 75, нефть просела почти на 15%, а капитал привычно полетел с развивающихся рынков в сторону развитых. Перепуганные чиновники от медицины и не только, чувствую, уже с понедельника начнут яростно камлать на тотальную вакцинацию, ревакцинацию, ре-ревакцинацию et cetera nec plus ultra, с возможным пределом где-то на уровне «обязательный укол раз в квартал». Не забыты будут и иные ограничительные меры. В общем, выглядит это все весело и задорно, но история пока разворачивается, так что особо тут комментировать еще нечего.

Бюджет, надо признать, тоже забавный: так, с одной стороны в нем присутствует благостность вида увеличения МРОТ и прожиточного минимума, сообразно поручению, президента, на 8,6%, первый составит 13890 рублей, второй 12654 рублей; увы, это всё те же примерные €150, вчетверо ниже, чем, к примеру, в Польше«Бюджет, надо признать, тоже забавный: так, с одной стороны, в нем присутствует благостность в виде увеличения МРОТ и прожиточного минимума, сообразно поручению президента, на 8,6 процента, первый составит 13 890 рублей, второй — 12 654 рубля; увы, это все те же примерные 150 евро, вчетверо ниже, чем, к примеру, в Польше»
Фото: «БИЗНЕС Online»

История №2: российская, бюджетная

Вторая история более спокойная, будучи домашней по происхождению. Госдума утвердила бюджет на следующий год, сделав это во втором чтении и практически сразу же в финальном, третьем. Бюджет, надо признать, тоже забавный: так, с одной стороны, в нем присутствует благостность в виде увеличения МРОТ и прожиточного минимума, сообразно поручению президента, на 8,6%, первый составит 13 890 рублей, второй — 12 654 рубля; увы, это все те же примерные 150 евро, вчетверо ниже, чем, к примеру, в Польше.

Сам бюджет ожидается профицитным, при этом предполагаются сокращения трат на медицину (а как же страшный ковид?) и социальную политику (выборы прошли, особо подкармливать податной электорат больше не надо); напомню, что все эти сокращения по факту будут куда выше, поскольку не учитывают инфляции, а она еще и выросла. Аналогичное сокращение ждет статьи «Поддержка национальной экономики» и «Экономическое развитие и инновационная экономика», причем последняя уменьшается в разы. Чуть просядут расходы на армию, но вырастут траты бюджета на иных силовиков, госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и программу научно-технологического развития. Кроме того, вниз уйдут трансферы регионам — пусть учатся жить как могут, также будут снижены расходы по госпрограмме «Развитие пенсионной системы», но параллельно подрастут военные пенсии и траты на высшее образование.

Довольно интересный бюджет на самом деле. Это никак не «бюджет развития» вообще, это не бюджет подтягивания регионов до некоего среднего уровня. Это бюджет ярко выраженных приоритетов: «режут косты» на ненужное, подпитывают деньгами нужное, избранное и полезное.

Эрдоган, судя по его высказываниям, старается имитировать денежно-кредитную политику развитых стран, в первую очередь, США и ЕС, которые могут удерживать ставки низкими и вести эмиссионные программы, без особых на то для себя сложностей — впрочем, и они, в виде инфляции, уже начали проявляться«Эрдоган, судя по его высказываниям, старается имитировать денежно-кредитную политику развитых стран, в первую очередь США и ЕС, которые могут удерживать ставки низкими и вести эмиссионные программы без особых на то для себя сложностей, — впрочем, и они в виде инфляции уже начали проявляться»
Фото: kremlin.ru

История №3: турецкая

Третья история, пожалуй, уже несколько не нова, поскольку она являет собой продолжение недели предыдущей и прогремевшего тогда турецкого кейса. Напомню: ЦБ Турции под давлением президента Реджепа Тайипа Эрдогана снизил ставку — и это при двузначной инфляции, при этом реальная ставка заметно ушла в отрицательную зону. Эрдоган, судя по его высказываниям, старается имитировать денежно-кредитную политику развитых стран, в первую очередь США и ЕС, которые могут удерживать ставки низкими и вести эмиссионные программы без особых на то для себя сложностей, — впрочем, и они в виде инфляции уже начали проявляться. Увы, Турция не США, хитрый план успехом не удался: лира за месяц похудела на треть, народ пошел буянить, а ЦБ был вынужден начать сливать резервы, пытаясь удержать курс лиры на приемлемом уровне. В итоге по состоянию на середину недели валовые резервы даже чуть подросли, но чистые, за вычетом обязательств, ожидаемо снизились по сравнению с положением неделей ранее. Важно здесь то, что ЦБ Турции развернул своп-операции с локальными коммерческими банками, проще говоря, он одалживает у них валютную ликвидность и продает ее на рынке Forex, удерживая курс, и если вычесть из чистых резервов размер этих свопов, то оказывается, что резервы ЦБ имеют отрицательное значение.

Вообще говоря, это уже прямая дорога в сторону серьезной девальвации и потенциальных дефолтов по внешним обязательствам. Возможно, какую-то поддержку Турции окажут ОАЭ, с которыми сейчас ведутся активные переговоры, но все это в целом есть в лучшем случае паллиатив. Экономика одновременно хрупка и инертна, ее достаточно просто порушить непродуманными решениями, после чего вновь развернуть эффективную деятельность будет долго и сложно.

История №4: немецкая

Четвертая же история — немецкая — самая интересная и, пожалуй, самая важная для России. Напомню, в Германии в сентябре прошли парламентские выборы, на которых большинство мест в бундестаге взяли социал-демократы. Консервативный альянс ХДС/ХСС потерял 48 мест, также резко уменьшилось представительство левых, но заметно выросло у «зеленых» и слегка — у «либеральных» свободных демократов. Те партии, чья численность в парламенте выросла, закономерно посчитали себя победителями и начали переговоры о возможной коалиции, которые увенчались успехом. Парламентарии поделили портфели в кабинете министров и определили канцлера. Наиболее важные министерства достались СДПГ, «зеленым» отдали МИД и новосозданное «суперминистерство экономики и охраны климата», либералам — минфин, который ранее возглавлял выходец из СДПГ Олаф Шольц, ныне ставший канцлером. Иными словами, Германия хочет сохранения и усиления социальных гарантий, всячески поддерживает экологию и прочую чистоту природы, но помнит и поддерживает рыночные корни своей экономики. Эклектика в общем весьма важная для России.

Дело в том, что Шольц сам по себе является давним сторонником как можно более серьезной интеграции РФ в европейскую жизнь. Она и так достаточно существенна, Россию в принципе можно считать сателлитом Европы (именно Европы, а не США и тем более не Китая); здесь достаточно лишь посмотреть на регион, где местные элиты предпочитают хранить честно заработанное добро, и это именно что Европа, но речь не об этом. СДПГ еще летом в одном из своих манифестов писала, что «мир в Европе возможен не вопреки, а только с Россией», и эта позиция полностью разделяется Шольцем. Опять же, российско-немецкие деловые связи никуда не деваются, несмотря на все санкции, но в таком развитии событий можно с некоторой осторожностью усмотреть определенную конвергенцию уже не на уровне торговли, но на уровне ускоренной трансляции культурных норм, чего просто не могло быть при той же Меркель.

Проще говоря, с Германии станется начать исподволь внушать России: «Хочешь моих денег и технологий более, чем сейчас, — делай, как я». Германии это все, понятно, зачем: стране для развития нужны грамотные рабочие руки и головы и на месте, и на аутсорсе, на всяких южан надежды нет, а Восточная Европа уже в изрядной степени подметена. Про это (в части Польши) я писал еще пять лет назад, более того, уже тогда Польша начинала ставить себя как реципиент русских голов и рабочих рук; понятно, ковид прервал этот процесс, но остановить его он не в силах. У Германии здесь, конечно же, шансов больше, чем у поляков, — их больше, страна богаче, доходы у немцев на душу тоже куда выше.

Собственно говоря, о нормах. СПДГ планирует нарастить МРОТ до 12 евро в час (для России это примерно вчетверо меньше, что дает в привычных цифрах 2 тыс.  рублей в день, или же около 40 тыс. в месяц) и снизить возраст начала голосования до 16 лет. Помимо того, в планах запретить повышать пенсионный возраст и сокращать размер пенсий, активно строить социальное жилье, вваливать больше денег в науку и даже легализовать легкие наркотики — «все мы пойдем вслед за Джа».

Пойдут ли на это российские элиты — конечно же, вопрос открытый, и привычка так и подмывает дать на него отрицательный ответ. «Вывезут все, а тут хоть трава не расти». Все так, но это в настоящем. Германия и Европа в целом могут извлечь из своего сателлита РФ куда больше пользы для себя не только сырьем (это абсолютно спокойно делается и сейчас), но и кадрами, а с ними надо возиться, тратить на них деньги. Опять же, впереди 2024 год с президентскими выборами и всей сопутствующей элитной активностью, и это уже близко. Европа с ее многовековым политическим опытом наверняка будет на этом играть: российский широкий ресурсный пул поддержит инициативы «зеленого» экологического арбитража как долговременного источника ренты — и напомню, что российский режим с этим де-факто уже согласен.

Посмотрим. Конец года перестает быть томным.

  • Почему за преступлением следует наказание итоговое сочинение аргументы из литературы
  • Почему журавль стоит на одной ноге бирманская сказка текст
  • Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше чем крестьяне сочинение
  • Почему закончилась наивная очаровательная сказка любви в повести олеся
  • Почему за преступлением всегда следует наказание сочинение