Почему жизнь сравнивают с путешествием итоговое сочинение

Участники онлайн-проекта по поддержке детского литературного таланта талант: литература по нашей просьбе пишут сочинения по заданным направлениям итоговых сочинений 2021

Участники онлайн-проекта по поддержке детского литературного таланта «Талант: Литература» по нашей просьбе пишут сочинения по заданным направлениям итоговых сочинений 2021 года. Профессиональные репетиторы комментируют работы, чтобы на их примерах помочь школьникам получить высший балл. Сочинение — дело непростое, и потому комментарии порой получаются критическими и даже строгими. Но мы призываем ребят и всех, кто будет учиться на их примере, не вешать нос: ведь это неизбежная часть обучения, которая в конечном итоге поможет написать по-настоящему классное сочинение.

Кроме того, предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества — за что мы благодарим их отдельно.

Почему жизнь сравнивают с путешествием итоговое сочинение

Давид Шафигулин (г. Липецк)

Давид Шафигулин (г. Липецк)

Направление: «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

______________________________________

Что значит для меня «интересная книга»?

В мире существуют миллионы произведений разных эпох, жанров и направлений, и все они созданы для того, чтобы удовлетворить вкус каждого читателя, хоть раз взявшего в свои руки книгу. Самым важным этапом в литературном мире является начальная ступень, на которую человек взбирается, дабы прикоснуться к загадочному и непривычному миру букв, слов и предложений. Именно здесь решается судьба будущего читателя: полюбит он литературу или отвергнет, продолжит пробираться сквозь бумажные дебри или забросит с первых страниц. Необычайно важно найти ту самую, «интересную книгу».

Почему жизнь сравнивают с путешествием итоговое сочинение

Для меня понятие «интересности» сводится к извлечению жизненно важных уроков, схожести сюжета с реальной судьбой человека, а также к отыскиванию ответов на волнующие тебя вопросы. Есть много книг, которые доставляют несравнимое удовольствие, заставляют смеяться и плакать, но зачастую не оставляют в душе ни впечатления, ни следа на долгие годы, который помогает сформировать личность со своими принципами и устоями. Книга есть источник эстетического вдохновения. А интересная книга – это ещё и ключ к тайнам души, как собственной, так и чужой. В моей жизни однажды появилось произведение, спасшее меня из трудного положения. Это оказался роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Первая часть его была словно одним большим годичным описанием моего бытия, любовных отношений и поражений. Сашенькой Адуевым оказался я, правда, только мудрого Петра Ивановича, к сожалению, не случилось. Но его заменила реальная Марья Михайловна, маменька инфантильной Наденьки Любецкой. Именно мама спутницы в конце нашего общения, порекомендовала мне прочитать пророчественное сочинение Ивана Александровича, во второй части которого я нашёл инструктаж к дальнейшим действиям. Я выбрал жизненный ориентир, определил своё мировоззрение и не стал отчаиваться. Именно в этом и заключается интерес книги. Человек продолжает «читать» её, даже перевернув последнюю страницу: он живёт вместе с героями, растёт с ними, временами советуется и просит о помощи. Естественно, в хорошей книге ему никогда не откажут, а, наоборот, поддержат и посодействуют.

Нельзя с уверенностью сказать, что первая книга, которую вы возьмёте с полки будет неимоверно интересной и увлекательной. Добраться до «той самой» сродни загадочному и таинственному приключению по джунглям Амазонки или лесам Сибири. Но когда вы всё же найдёте её, то, даю честное слово, не перепутаете ни с чем, ведь она надолго станет для вас проводником по извилистым тропам провидения. Читайте книги и бережно храните «интересные»!


Почему жизнь сравнивают с путешествием итоговое сочинение

Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте «Год ЕГЭратуры»)

Стройное, казалось бы, сочинение начинает хромать даже на первых двух критериях – самых важных, от которых зависит, будет ли желанный «зачёт».

Судите сами.

«Соответствие теме». А тема у нас – «Что значит для меня «интересная книга»?». Но вступление и заключение книги посвящено теме иной – «почему книга становится важной и интересной для читателя». Для абстрактного, потенциального читателя — не для автора сочинения. Да, в качестве исходного обобщения это нормально, но дальше (как во вступлении, так и в заключении) лучше перейти на субъект (себя), а не громоздить абстракции на тему «любите книги». Притом что в основной части с соответствием теме всё в порядке.

Зато не в порядке с ней применительно ко второму критерию — собственно, аргументации. В критериях оценивания от Роспотребнадзора сказано прямым текстом: можно привлекать произведения. Во множественном числе. Конечно, иногда достаточно и одного произведения. Но тогда такой аргумент должен быть максимально полным, железным. Обыкновенно же таковых произведений приводится два, и этим убивается ещё один «заяц» — если одного из аргументов мало для доказательной части, второй аргумент даёт ей недостающий объём и раскрывает проблему с другой стороны либо добавляет убедительности уже высказанной точке зрения.

У нас же пример один, да и тот сводится к единственному смыслу: в книге всё, как у меня, она мне понравилась, буду строить по ней жизнь. Этого мало.

Скорее всего, для зачёта этого было бы достаточно. Но «лёд», по которому ходит автор, тонок.

Тем более что соответствие остальным критериям тоже хромает. В отношении композиции — в основной части много не относящегося к делу, так называемой «воды».

Грамотность, несмотря на цифровое оформление текста (где могут помочь автокорректор или Т9), кое-где хромает:

  • «ни следа на долгие годы, который помогает сформировать личность» — ошибка при построении сложноподчиненного предложения — получилось «годы, который»;
  • «спасшее из трудного положения» — спасти можно «от» чего-то, а «из» можно вытащить, извлечь и т.д.;
  • «В конце нашего общения, порекомендовала» — лишняя запятая;
  • «Первая книга, которую вы возьмёте с полки будет» — запятой не хватает.

Много претензий и к качеству письменной речи (К4):

  • «Правда, только» — плеоназм, одно из слов излишнее, избыточное, лучше убрать;
  • под «литературным миром» (второе предложение) обычно подразумевается другое, и оттого смысл предложения становится странным;
  • «Забросит» — кого?
  • «Сводится» — звучит пренебрежительно;
  • «Часть его» — чья? Романа или Гончарова?
  • почему «пророчественное», а не пророческое?
  • «Именно в этом и заключается интерес книги» — чем же таким книга, с позволения сказать, интересуется?

И это ещё не все неточности и недочёты. Работы автору предстоит много, но в первую очередь нужно уделить внимание главному: использовать два аргумента, не отклоняться от темы и больше внимания уделять конкретике, доказательствам.

Официальные (реальные) темы итогового сочинения 2021-2022 учебный годДля 11-ти классников (выпускников 2021 года) выложены официальные темы 2021-20212 учебного года. Итоговое сочинение было проведено 1 декабря 2021 года

Темы, аргументы и готовые сочинения по каждому направлению: Купить

Зона 1. Часовой пояс MSK UTC+2 (-1 час к Москве)
Калининградская область
111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?


Зона 2. Часовой пояс MSK UTC+3 Московское время
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Краснодарский край, Ставропольский край, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская обл., Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская и Костромская обл., Курская область, Ленинградская область, Липецкая обл., Московская область, Мурманская область, Нижегородская обл., Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Смоленская обл., Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Ненецкий автономный округ, Волгоградская область

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?

213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?


Зона 3. Часовой пояс MSK UTC+4 (+1 час к Москве)
Астраханская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская область, Самарская обл., Саратовская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?


Зона 4. Часовой пояс MSK UTC+5 (+2 часа к Москве)
Республика Башкортостан, Пермский край, Курганская область, Оренбургская область, Свердловская обл., Тюменская область, Челябинская обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?


Зона 5. Часовой пояс MSK UTC+6 (+3 часа к Москве)
Омская обл

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?


Зона 6. Часовой пояс MSK UTC+7 (+4 часа к Москве)
Республика Алтай, Алтайский край, Республика Тыва, Респ. Хакасия, Красноярский край, Кемеровская, Томская и Новосибирская область

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?


Зона 7. Часовой пояс MSK UTC+8 (+5 часов к Москве)
Республика Бурятия, Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?


Зона 8. Часовой пояс MSK UTC+9 (+6 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Алданский, Амгинский, Анабарский, Булунский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Жиганский национальный эвенкийский, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Олекминский, Оленекский эвенкийский национальный, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский и Эвено-Бытантайский районы), город Якутск, Амурская область, Забайкальский край

106 Книга как путешествие в прошлое.
202 В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306 Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412 Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507 Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?


Зона 9. Часовой пояс MSK UTC+10 (+7 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Верхоянский, Оймяконский и Усть-Янский районы), Приморский и Хабаровский край, Еврейская автономная область

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?


Зона 10. Часовой пояс MSK UTC+11 (+8 часов к Москве)
Республика Саха (Якутия) (Абыйский, Аллаиховский, Верхнеколымский, Момский, Нижнеколымский и Среднеколымский районы), Сахалинская область, Магаданская обл.

101 Как путешествия могут изменить человека?
212 Шаги цивилизации: обретения и потери.
305 Можно ли заставить человека раскаяться?
402 К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503 Является ли богатство необходимым условием счастья?


Зона 11. Часовой пояс MSK UTC+12 (+9 часов к Москве)
Камчатский край, Чукотский автономный округ

102. В чём ценность путевых впечатлений?
204. Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502 . Что такое гражданский долг?

Готовые сочинения, темы и аргументы:

Итогового сочинение (темы, аргументы, готовые сочинения и литература)


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.

София, г. Санкт-Петербург

Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»


Что может исказить жизненный путь человека?

Жизнь каждого человека извилиста и непроста. Все проходят терновый путь, разнообразный путь, но иногда события настолько судьбоносны, что искажают жизнь человека в корне. Не всегда искажение – это плохо. Искажение – это по-другому, по-новому. Однако не все люди способны пройти все испытания, которые уготовила для них судьба, и приспособиться к новым реалиям искаженного бытия. Жизненный путь человека может изменить стремительная смена обстоятельств, которая чаще всего приводит к сильным эмоциональным потрясениям. В русской литературе есть примеры таких ситуаций.

В романе-эпопее Михаила Шолохова «Тихий Дон» жизнь абсолютно каждого героя исказила война и революция. Выжить удалось немногим, но самое сложное после сражений и сильных политических изменений это научиться жить, а не существовать. Ведь Григорий Мелехов теряет почти всё. Его жизнь кардинально меняется. До войны у него была семья, любовь и добротное налаженное хозяйство. А после военных действий сестра и сын – «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй…» Мы не знаем, как дальше сложится судьба Григория Мелехова. Но я считаю, что выдержав такие жестокие пытки судьбы он сможет справиться со всеми дальнейшими трудностями. Жизнь Гриши исказилась из-за войны и революции, но боевые действия также закалили его. Я верю в счастливое будущее главного героя, в его силу.

Тема искажения жизненного пути также рассматривается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». Только в данном примере толчком к деформации векованья послужило предательство дочери. Дуня предпочла уехать жить к любимому человеку, вместо отца. Она так никогда живого его и не навестила. Самсон Вырин не смог справиться со столь сильным эмоциональным переживанием. Жизнь без любимой дочери оказалась для старика бессмысленной и губительной. Он не смог продолжить счастливую жизнь после этой ордалии судьбы. Этот пример указывает нам на неперманентность причин искажения жизни. Не всегда перемены приходят из вне, как случай с войной и революцией. Иногда самые губительные переживания нам преподносят самые близкие люди.

Моё трепетное отношение к этой теме связано с её актуальностью. Ведь жизнь каждого человека завязана на преодолении трудностей и переживаний, которые так или иначе искажают её. И только от самой личности зависит, сможет ли она сжиться с изменениями и подстроиться под них, или же начнёт лишь несчастно существовать. Можно сделать вывод, что исказить жизнь может сильное эмоциональное потрясение, вызванное как внешними фактором, таким как смена власти или жестокие военные действия, так и близкими людьми.


Почему жизнь сравнивают с путешествием итоговое сочинение

Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте «Год ЕГЭратуры»)

Самое опасное скрывается в начале текста: «Не всегда искажение — это плохо. Искажение — это по-другому, по-новому».

Так ли это? Обратимся к словарю Ушакова.

«Исказить — испортить, обезобразить неудачными изменениями; извратить. Искажение — изменение, искажающее что-нибудь; неправильность, погрешность».

Следовательно, слово «искажение» учащимся интерпретировано неверно. Вероятно, выбранные формулировки предназначались для слова «изменение». Если есть фактическая ошибка в интерпретации, не перечеркнёт ли это весь тезис? Такое вполне может быть.

Тем более что дальше идут доказательства-аргументы именно про изменение жизненного пути того или иного героя, не про искажение. Искажение жизненного пути — это, грубо говоря, когда не самый дурной изначально человек волей обстоятельств сворачивает на кривую жизненную дорогу. Выбирает ложный путь. Обстоятельства могут исказить и жизненный путь хорошего человека, но всё равно такой путь — неверный, дурной, тогда как при иных обстоятельствах всё могло сложиться совершенно иначе (пример Сони Мармеладовой). Однако чаще герой прямо или косвенно сам виноват в том, что его жизненный путь — исказился.

Можно ли утверждать, что на неверную дорогу свернул Григорий Мелихов? Или несчастный Самсон Вырин из «Станционного смотрителя»? Конечно, они в разной степени — жертвы обстоятельств и судьбы, но утверждать, что что-то «исказило их жизненный путь»… Не уверен. Тем более не уверен, что жизненный путь Григория чем-то запятнан. Да, он страшен и тяжёл, но можно ли его назвать «искажённым»?

Напомню, что «соответствие теме» и «аргументация» — критерии ключевые (К1 и К2). Без них зачёта не будет. В представленном сочинении есть проблемы с ними обоими, и даже если по одному из них «проскочить», то по двум сразу — сомнительно.

Впрочем, с тремя оставшимися критериями тоже всё не очень хорошо. Аргументы слишком вольно ведут себя по отношению к тезису и выводу (например, к аргументу про Вырина зачем-то присовокуплен комментарий про войну и революцию).

Стремление к языковому разнообразию похвально, есть несколько удач, однако есть и обратные примеры. Использование «красивых» слов и терминов порой не слишком уместно и выглядит комично или вычурно:

  • «толчком к деформации векованья» — это синоним жизни такой?
  • «неперманетность причин искажения жизни»;
  • «ордалии судьбы».

Ломаются устойчивые выражения и афоризмы, и получается нечто странное:

  • «терновый путь» (вместо тернистый);
  • «искажают жизнь в корне» (вместо изменяют).

Грамматические и речевые ошибки тоже наличествуют:

  • «потрясение, вызванное как внешними фактором(?)…так и близкими людьми»;
  • «боевые действия закалили его» (а не участие в них);
  • «она так никогда живого его не навестила» (без комментариев).

Может, стоит писать попроще — зато точнее и аккуратнее?


Почему жизнь сравнивают с путешествием итоговое сочинение

Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Во всём соглашусь с коллегой, но ещё кое-что добавлю. Называть Гришей Григория Мелехова все же не стоит, поскольку сам автор в романе никогда так его не называет. Это все равно что назвать Евгения Онегина или Евгения Базарова — Женей, да и Григория Александровича Печорина тем же самым Гришей мы вряд ли назовем.

  • Почему ершов называет свое произведение конек горбунок русской сказкой
  • Почему жалобы и печальные рассказы не мешают читателю ощутить силу духа этой женщины
  • Почему ершов назвал сказку конек горбунок 4 класс
  • Почему желтков уходит из жизни в рассказе гранатовый браслет
  • Почему животные помогали ивану царевичу в сказке царевна лягушка