Событие, произошедшее в Севастополе 116 лет назад и известное под названием «Севастопольское восстание под руководством лейтенанта Шмидта», подавленное 28 ноября (по новому стилю) 1905 года, казалось бы настолько на слуху, что не требует какого-то специального разговора.
Однако это – лишь первоначальное впечатление, которое тут же исчезает при обращении к имеющейся литературе по теме. На поверку оказывается, что в этой истории пока больше вопросов, чем ответов.
Начиная с самого названия события – «Севастопольское восстание».
Понятно, что на текущий момент это общепринятое наименование (также как «Кронштадтское восстание», «Владивостокское восстание», «восстание на броненосце Потемкин»), первоисточником которого были большевики. Но со строго научной точки зрения, любое историческое событие должно определяться тем термином, который использовали его участники, и – шире – современники в целом.
Конечно, в реальной жизни так получается далеко не всегда, но, например, термин «русская весна» имеет право на официальное существование по той простой причине, что так называли происходившее в феврале – марте 2014 года в Севастополе сами жители города.
Так каким образом определяли события ноября 1905 года в Севастополе участники и современники событий?
Газета «Крымский вестник», издававшаяся в Севастополе и находившаяся в то время на позиции, которую можно условно определить как лево-либеральную (например, газета считала необходимым введение всеобщего избирательного права, что было на момент 1905 года, безусловно, признаком «левизны»), использовала термин «бунт».
В официальных документах, которые также публиковались в «Крымском вестнике» (например, приказах командующего Черноморским флотом адмирала Григория Чухнина), фигурировал термин «мятеж».
Интересны воспоминания севастопольского врача и известного эсера Сергея Никонова – человека, далеко не про-правительственного, руководителя местной боевой организации партии эсеров, которому приписывается организация убийства Чухнина в июне 1906 года. Так вот в своих воспоминаниях Никонов характеризует цели самих матросов как «мирную забастовку».
И даже Владимир Ленин в статье «Революционная армия и революционное правительство», посвященной правда другому событию – а именно «восстанию на броненосце «Потемкин»», в июле 1905 года использует слово «бунт»: «В одесских событиях есть еще явные черты старого бунта».
Также Ленин в этой статье пишет:
«Не так уже далеки те времена, когда единственным проявлением народной борьбы с самодержавием были бунты, т. е. возмущения несознательные, неорганизованные, стихийные, иногда дикие. Но рабочее движение, как движение самого передового класса, пролетариата, быстро выросло из этой начальной стадии. Сознательная пропаганда и агитация социал-демократии сделали свое дело. Бунты сменились организованной стачечной борьбой и политическими демонстрациями против самодержавия… Бунты — демонстрации — уличные сражения — отряды революционной армии, — таковы этапы развития народного восстания».
Итак, с точки зрения лидера большевиков, который был не только партийным идеологом, но и, очевидно, современником событий, бунт отличается от восстания стихийностью в том смысле, что он не организован никакой партией и не имеет политических задач.
События ноября 1905 года в Севастополе вполне подходят под это определение.
Однако позднее – и пока не очень ясно, когда именно, но, скорее всего, после 1917 года, соответственно, духу эпохи и пропагандистским задачам большевиков, повсюду начинает фигурировать термин «восстание». Все многочисленные работы 1920-х годов, написанные участниками событий в Севастополе в ноябре 1905 года к 20-летнему «юбилею» и представляющие собой в действительности воспоминания, причем нередко для сведения счетов друг с другом (так, выбранный в ноябре 1905 года председателем Совета флотских депутатов Иван Вороницын в своей книге 1925 года «Лейтенант Шмидт» явно сводил посмертно счеты с Шмидтом), однозначно говорят о «восстании». То есть действии организованном, а не стихийном.
Причем один из участников тех событий И.Р. Гелис в своей книге 1924 года «Ноябрьские дни в Севастополе в 1905 году», например, противопоставляет этому организованному движению «революционных масс» именно деятельность Шмидта.
Итак, нет никаких особых оснований называть события ноября 1905 года в Севастополе «восстанием», а определять его следовало бы, исходя из того, как называли свои действия сами участники – например, на суде, причем не только обвиняемые, но и обвинители.
Однако мне не встретилось ни одной работы, включая работы современных, вполне профессиональных историков, где использовались бы материалы судебного процесса над участниками «восстания», точнее – судебных процессов, каковых всего было, как известно, три. Кроме того, судебные процессы коснулись далеко не всех, кто был изначально арестован в казармах и снят с кораблей (таковых было более 2000 тысяч, процессы же коснулись менее 300 человек) – поэтому неплохо было бы привлечь для такого исследования не только судебные, но и просто следственные материалы.
Интересно, что сам Шмидт в своем «последнем слове» никак не определяет собственные действия, а основной его посыл сводится к тому, что «во всем» (не ясно, в чем именно) виноват он один, и кара должна постичь только его.
Впрочем, на текущий момент не очень ясно и то, что вообще представляет собой речь Шмидта.
В литературе фигурируют разные варианты его речи, и все они являются лишь выдержками. Причем если в одних публикациях присутствует фраза о «царе и народе», то основной корпус книг, посвященных «Севастопольскому восстанию», как 1920-х годов, так и более позднего времени (например, книга С.Ф. Найды «Революционное движение в Черноморском флоте в годы Первой русской революции (1905-1907 гг.)» 1950 года), умалчивают об этих словах Шмидта, очевидно, не слишком вписывающихся в образ безусловного революционера, каким был лейтенант в рамках советского героического пантеона.
В воспоминаниях эсера С.А. Никонова говорится о том, что стенографической записи речи Шмидта не сохранилось, однако профессионального источниковедческого анализа этого факта в литературе (как минимум – описание внешних параметров судебного дела в архиве) мне обнаружить также не удалось. Вызывает недоумение, почему официальная инстанция – Центроархив – в 1924 году опубликовал «копию оригинала» речи, переданной Шмидтом его виртуальной возлюбленной Зинаиде Ризберг, которую мятежный лейтенант видел один раз не более часа, но регулярно писал ей письма следующие шесть месяцев, вплоть до самой казни в марте 1906 года.
Причем этот вариант речи отличается как от первой публикации «последнего слова» Шмидта, сделанной в 1917 году, так и от воспроизведения речи лейтенанта в книге И.Р. Гелиса, который приводит речь Шмидта «по стенографическим отчетам тогдашней радикальной прессы», объясняя существующие расхождения тем, что Шмидт написал одну речь, а произнес другую.
Современный историк Г.З. Головков в книге 2005 года «Бунт по-русски: палачи и жертвы: рандеву с революцией 1905 – 1907 гг.», подробно разбирая имеющуюся литературу о Шмидте, цитирует последнее слово на суде героя своего исследования, где присутствует прославление «царя и народа», однако опирается Головков в этой цитате не на архив, а на публикацию 1925 года – книгу А.П. Платонова «Восстание в черноморском флоте в 1905 году в июне в Одессе и в ноябре в Севастополе».
В конечном итоге толком так и неизвестно, что именно, в какой последовательности и с какими акцентами говорил Шмидт в последнем слове.
П.П.Шмидт 1905 г. Фото из свободных источников
Есть и другие весомые «белые пятна» всей этой истории.
Например, не ясно, в каком звании находился Шмидт на момент ноябрьских событий. В одних публикациях утверждается, что при выходе в отставку (а это произошло прямо накануне «Севастопольского восстания») по заведенным правилам он получил чин капитана 2-го ранга и даже заказал себе соответствующую форму, в других работах Шмидт называется «лейтенантом» (собственно, именно это словосочетание и является общеизвестным – «лейтенант Шмидт»).
Однако если посмотреть в Табель о рангах, то по морскому ведомству следующим чином после лейтенанта был «капитан-лейтенант», что означает – обе существующие версии являются, видимо, неверными.
Чтобы однозначно ответить на этот не самый сложный вопрос, достаточно посмотреть всё те же официальные материалы суда над Шмидтом или его личное дело в архиве Морского министерства (оно, наверное, должно было сохраниться), однако этого, судя по всему, до сих пор никто не сделал.
Более принципиальным моментом являются мотивы действий Шмидта в дни «Севастопольского восстания» 11 – 15 ноября (24 – 28 ноября по новому стилю) 1905 года. Понятно, что в рамках советской традиции появление Шмидта на крейсере «Очаков» в качестве руководителя взбунтовавшихся матросов на кораблях и во флотских казармах на берегу рассматривалось как следствие его личного героизма и революционных взглядов.
В постсоветское время появилась информация о психических отклонениях и даже болезни «лейтенанта», что подтверждается фактом его лечения в больнице еще в конце XIX века и попытками сестры добиться медицинского освидетельствования Шмидта во время суда, чтобы он избежал смертной казни – от чего якобы отказался сам Шмидт.
Эта информация дополняется сведениями о том, что буквально накануне своего появления на кораблях (13 ноября, хотя и по поводу этой даты есть сомнения, в некоторых работах называется 14-е число) Шмидт собирался уезжать в Москву, где его ждали «великие дела», а когда по просьбам делегации от матросов он появился в «бастующих» (или «восставших» — кому как нравится) казармах, то произнес речь о бессмысленности протеста, тем более вооруженного, и предложил его закончить.
Собственно, несогласованность этого заявления с последующими действиями Шмидта (настаивая на мирном характере протеста и вообще его прекращении, он вскоре отправился на боевой крейсер «Очаков», чтобы объявить себя «командующим флотом», который планирует отделить Крым от России, после чего начать захватывать другие корабли, арестовывать офицеров и свозить их на «Очаков» в качестве заложников) – является как будто бы подтверждением версии об определенной психической неадекватности «лейтенанта».
Не ясны и количественные параметры «Севастопольского восстания»:
- сколько флотских казарм из скольки принимало участие в митингах и «забастовке», а сколько – конкретно в «восстании»;
- какое количество солдат Брестского полка присоединилось к «восстанию»;
- какова точная численность арестованных по итогам событий с кораблей, матросов из флотских казарм и присоединившихся к ним солдат (обычно называется цифра «около 2 тысяч») и точное число погибших (судя по всему, не более 50);
- сколько это в процентом соотношении к общей численности матросов флота и солдат Севастопольской крепости?
Единственный количественный параметр, про который можно говорить уверенно – это число кораблей, участвовавших в «восстании»: крейсер «Очаков», 1 минный крейсер (с 1907 года этот класс крейсеров стал миноносцами), 3 миноносца (из них 2 – только командами), 3 номерных миноносца, а также команды броненосца «Пантелеймон» (переименованный после июньских событий 1905 года «Потемкин») и канонерской лодки «Уралец».
При общем составе Черноморского флота, согласно книге С.П. Моисеева 1948 года «Список кораблей русского парового и броненосного флота», в восемь эскадренных броненосцев, два крейсера, три минных крейсера, 36 миноносцев (из них девять больших), шесть мореходных канонерских лодок – можно говорить о том, что в «мятеже» приняло участие в общем-то абсолютное меньшинство от кораблей всего флота.
Останки крейсера «Очаков» после подавления восстания
Еще один нюанс. В литературе утверждается, что судебный процесс над Шмидтом и другими участниками событий широко освещался в прессе, был на слуху у «всей страны», однако не очень ясно, как такое могло быть, если военный суд был закрытым.
Если же действительно судебный процесс постоянно получал освещение в печати, то не очень ясно, почему до сих пор нет никакого внятного анализа этих «многочисленных» публикаций.
В целом на текущий момент источники по «Севастопольскому восстанию» представляют собой довольно дырявое лоскутное одеяло, состоящее из воспоминаний участников событий, написанных спустя много лет (к 20-летнему «юбилею») и под влиянием идеологических изменений в стране, с вкраплением работ советских историков, за полноту анализа которых ручаться в данном случае явно не стоит.
Например, в работе С. Найды вообще отсутствует упоминание о том, после чего начался обстрел («расстрел») «Очакова» «верными правительству» войсками с берега и с кораблей эскадры. Историк лишь пишет о том, что «расстрел» начался до истечения срока ультиматума, поставленного Чухниным для сдачи мятежных кораблей.
В действительности стрельба началась после того, как Шмидт попытался сделать из минного транспорта «Буг» своеобразный «щит» для «Очакова» — «Буг» был нагружен 300 минами и попади в него любой выстрел, не только вся бухта с кораблями Черноморского флота и людьми, но и сам город взлетели бы в воздух.
Если бы матросы с «Очакова» успели добуксировать «Буг» до своего крейсера, то, очевидно, Шмидт не только бы почувствовал себя под надежной защитой, но и смог бы диктовать свои условия, угрожая взорвать Севастополь – примерно также, как он пытался угрожать повешением свезенных на «Очаков» офицеров с других кораблей, и примерно также, как броненосец «Потемкин» в июне 1917 года диктовал свои условия властям Одессы, угрожая в противном случае начать обстрел города.
В совокупности вопросов о том, что собой представляло ноябрьское «восстание» в Севастополе, слишком много, чтобы его историю можно было признать хорошо исследованным сюжетом.
***
Возможно, многое встанет на свои места, если сменить общий подход к трактовке тех событий – потому что до сих пор этот подход во многом основывается на той трактовке Первой русской революции в целом, которую ей дали большевики.
«Севастопольское восстание» в этом контексте оказывается однотипным с другими «восстаниями» Первой русской революции, в которых участвовали матросы – два Кронштадтских восстания, Свеаборгское восстание, три Владивостокских восстания, восстание на броненосце «Потемкин» (к последнему можно присоединить выступление учебного судна «Прут», итого всего – 8).
На самом деле, все названные «восстания» стоило бы разделить по двум критериям: во-первых, произошло выступление до или после Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года, «даровавшего» гражданские и политические права и свободы, и, во-вторых, были эти выступления стихийными или организованными.
Издание Манифеста 17 октября является на самом деле принципиальным моментом в отечественной истории, затертым последующей большевистской концепцией Первой русской революции. В рамках этой концепции Манифест рассматривался как маловажная формальность, не изменившая реального положения дел в стране с политическими правами и свободами. В том числе и чуть ли не в первую очередь не изменилась ситуация с правом на митинги, демонстрации и забастовки.
Меняет ли эту концепцию внимательное изучение истории данных «восстаний»?
Оказывается, что из 8 выступлений с участием матросов и солдат в годы Первой русской революции только 1 приходится на период до издания Манифеста – и произошло это на броненосце «Потемкин» в июне 1905 года, причем взбунтовавшиеся матросы, которые захватили в свои руки броненосец, были возмущены некачественным питанием.
Собственно, отрицать очевидный «экономизм» требований потемкинцев и стихийность их выступления не поднялась рука даже у Ленина в цитировавшейся выше статье, написанной в том же июне 1905 года.
Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 27 июня 1905 г.
Остальные 7 выступлений произошли после Манифеста 17 октября 1905 года. Однако и среди них есть отличия – 3 «восстания» из 7 пришлись на конец октября – ноябрь 1905 года: одно в Севастополе, одно в Кронштадте и одно во Владивостоке. При этом и данные выступления были в большей степени стихийными, чем организованными, большевики принимали в них участие постольку-поскольку.
А вот позднее – в Свеаборге, Кронштадте и Владивостоке в 1906 году и снова во Владивостоке в 1907-м – «восстания» уже были организованы непосредственно революционерами.
Это означает, что 3 из 8 «восстаний», включая события ноября 1905 года в Севастополе, были стихийной реакцией простого населения, какими были матросы, на Манифест 17 октября.
При этом севастопольские события формально отличались от происходившего в Кронштадте и Владивостоке тем, что затронули не только улицы городов, но и корабли флота.
Однако отнюдь не только в этом состоит специфика и уникальность событий ноября 1905 года в Севастополе.
Дело в том, что только в Севастополе новая трактовка «свободы» – в строгом соответствии с Манифестом 17 октября 1905 года – могла получить полномасштабную реализацию. И произошло это из-за вполне определенной и твердой позиции городского головы Севастополя Алексея Максимова и весьма нестандартной позиции, занятой адмиралом Чухниным.
О Максимове мне уже приходилось писать ранее в статье для ForPost, когда благодаря компромиссной позиции городского головы в Севастополе удалось избежать и «правых» антиеврейских погромов (прокатившихся по многим городам Российской империи), и накала левой революционной стихии (что, например, не удалось во Владивостоке, где к концу 1905 года власть оказалась в прямом смысле слова «захвачена» бунтующей толпой матросов и солдат).
Однако какова же была позиция командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина по поводу Манифеста 17 октября 1905 года?
В литературе господствует убеждение в его «реакционности» — собственно, считается (возможно, и это убеждение нуждается в пересмотре), что эсер Никонов, про воспоминания которого уже шла речь, организовывал убийство Чухнина летом 1906 года именно из-за жесткой позиции адмирала в отношении матросских выступлений, в частности, за «расстрел» «Очакова» в ноябре 1905 года и утверждение смертного приговора Шмидту в марте 1906-го.
Участники восстания на крейсере «Очаков» во время суда над ними в Очакове.18 февраля 1906 г.
Тем интереснее, что пишет сам Никонов о ноябрьских событиях 1905 года в Севастополе в воспоминаниях, которые в советское время писались «в стол» и были опубликованы только лишь в 2018 году.
А пишет Никонов довольно удивительные вещи.
Оказывается, матросы, митинговавшие во флотских казармах (с этого начинается 11 ноября 1905 года «Севастопольское восстание» в общепринятой трактовке) планировали устроить мирную (!) «забастовку», выдвинув по примеру других служащих (телеграфистов, типографщиков, официантов и даже домашней прислуги) «экономические» требования: улучшение условий жизни и содержания, питания, увеличение жалованья, а также обращение офицерства на «Вы».
Здесь же присутствовало требования освобождения «потемкинцев» и вообще всех «военных политических заключенных», однако никаких типично революционных политических требований (долой самодержавие, созыв Учредительного собрания, уничтожение полиции и замена ее милицией) не было.
При этом, отмечает автор воспоминаний:
«Для всех, кто сколько-нибудь был знаком с военными уставами, да и просто по здравому смыслу, было очевидно, что забастовка в войске является бессмыслицей, вопиющим противоречием всем установившимся во всем мире порядке в военных сферах».
Тем не менее, сообщает Никонов далее, 12 ноября в Севастополе имело место опять же мирное многотысячное шествие безоружных матросов:
«Как бы то ни было, была объявлена мирная забастовка матросов флотских экипажей, к которой примкнули портовые рабочие и затем некоторые военные части (саперная рота, на короткое время часть Брестского полка и крепостной артиллерии), а в последние два-три дня и рабочие железнодорожных мастерских. И вот 12 ноября, уже после ранения адмирала Писаревского и убийства штабс-капитана Штейна, после ареста коменданта крепости генерала Неплюева и командира 13-й пехотной дивизии генерала Седельникова (в этот же день 12 ноября), граждане Севастополя могли наблюдать грандиозную и внушительную картину шествия безоружной массы матросов, а за ними части Брестского полка и многотысячной толпы рабочих с красными знаменами и оркестром. Эта мирная демонстрация вышла с корабельной стороны от брестских казарм…, спустилась к вокзалу и оттуда поднялась по длинному вокзальному спуску к городу. Когда голова колонны вступала в город, хвост ее был еще где-то около вокзала; шло, вероятно, тысяч шесть или семь человек.
И видя это шествие, зрители испытывали жуткое чувство, потому что на историческом бульваре, господствующем над спуском с корабельной стороны к вокзалу и круто возвышающемся над вокзальным спуском от города к вокзалу, стоял в полном вооружении и пулеметами Белостокский полк, … вовсе не принимавший участия в движении».
Из воспоминаний Никонова ясно, что их автор спокойно вздохнул только когда колонна ушла обратно, а со стороны Белостокского полка не было произведено ни одного выстрела по демонстрантам.
Можно, конечно, предположить искажение информации – как часто бывает с воспоминаниями, которые вообще довольно ненадежный исторический источник. Однако удивительным образом эти сведения бывшего лидера севастопольских эсеров (на 1905 год – лидера подпольного) совпадают с публикациями газеты «Крымский вестник», которая также сообщала о мирной демонстрации 12 ноября.
Очевидно, такое шествие было возможно только благодаря позиции, занятой военно-морскими властями в городе, в первую очередь – адмиралом Чухниным – не мешать действиям матросов-демонстрантов. Причем накануне, 11 ноября, матрос Петров стрелял в двух командиров (один был ранен, другой убит), пытавшихся переговорить с матросами во флотских казармах – во всей литературе именно этими событиями датируется начало «Севастопольского восстания». Проблема состоит в том, что действовал матрос в индивидуальном порядке в порядке мести – и требовалась, конечно, выдержка Чухнина, чтобы воздержаться от карательных действий против бастующих казарм в целом.
Интересна позиция Чухнина и чуть ранее, в конце октября, когда он, как известно, поместил Шмидта под арест.
В исследовании Головкова отмечается, что официально Чухнин отправил Шмидта под арест в порядке дисциплинарного наказания за растрату казенных денег, при этом адмирал заявил, что ему нет дела до политической деятельности лейтенанта, еще находившегося на военной службе.
А это означает, что в условиях «дарования прав и свобод» по Манифесту 17 октября в Севастополе среди военно-морского руководства существовало представление, что военно-служащие отныне могут заниматься политикой, в том числе участвуя в митингах и демонстрациях.
Согласно публикациям официальных распоряжений в газете «Крымский вестник», крепость Севастополь была объявлена на осадном положении 14 ноября – то есть после того, как Шмидт уже начал свою деятельность на «Очакове», провозгласив себя «командующим флотом». Запрет же на проведение митингов, демонстраций и вообще любых собраний комендантом крепости генералом Неплюевым датируется и вовсе 16 ноября – то есть это распоряжение вышло после подавления «мятежа».
Это означает, что все предшествующие забастовки матросов, включая события 11, 12, 13 ноября, рассматривались местной военной властью если не как легитимные, то как допустимые.
Никонов мимоходом пишет о поведении матросов 12 ноября:
««Командир полка предложил вожакам демонстрации пойти с ним и тем соглашался вступить с ними в переговоры. Канторович и другие уже двинулись было вслед за полком, но Чеботарев, почуяв провокацию и боясь ареста или даже расстрела, убедил их остаться и увести демонстрацию обратно на Корабельную».
Если убрать «революционный пафос» этой фразы, то и этот эпизод показывает: среди бастующих были матросы, готовые вступить в переговорный процесс с их начальством.
Получается, что в целом Чухнин действовал в строгом соответствии с положениями Манифеста 17 октября 1905 года. Точно также как и матросы, объявившие забастовку в своих казармах, в целом вели себя в соответствии с правами, дарованными Манифестом.
Пока во флотских казармах не появился Шмидт.
«Мятеж» в официальных документах за подписью Чухнина имеет иные хронологические границы (14 – 16 ноября), чем «Севастопольское восстание» в обще-принятой трактовке (11 – 16 ноября) – то есть для власти границей между допустимым (мирная забастовка) и недопустимым («мятеж») действием был захват кораблей, произошедший 14 ноября по инициативе и под руководством Шмидта.
Важно отметить, что Шмидт появился там отнюдь не по своей инициативе, а по приглашению делегатов от матросов, причем – как сообщает Никонов в воспоминаниях, они застали его собирающим вещи для отъезда в Москву.
Описывая настроения во флотских казармах, Никонов отмечает, что многие матросы к 13 ноября сникли, чувствуя тупиковость ситуации, и просто не знали, что делать дальше. К тому же Чухнин, после общения с депутатами городской думы во главе с Максимовым и «народными депутатами» (были выбраны в Севастополе 18 октября) заявил, что готов пойти на удовлетворение требований «бастующих» по части улучшения общих условий службы.
Однако было в этой матросской массе радикальное меньшинство (и вот здесь и появляются большевики), не желавшие такого развития событий. И здесь и появилась идея обратиться к Шмидту.
По мнению Никонова, Шмидт не смог отказать матросской массе в силу присущего ему благородства.
Однако важнее тот факт, что из текста воспоминаний бывшего эсера складывается впечатление: идея захватить корабли появляется в бастующих казармах от радикализующегося меньшинства матросов при участии большевиков, однако сама по себе эта идея возникает не вследствие их силы, а в результате их слабости в матросской массе, так как они не могут поднять на «бунт» флотские казармы целиком.
И Шмидт берет на себя руководство именно этой частью матросов, заявляя при этом матросам в казармах, что идет на «мирную борьбу».
Команда крейсера «Очаков».
Однако даже захват кораблей отнюдь не выглядит как однозначное торжество революции. Как следует из «Крымского вестника», на следующий день, 14 ноября, рядом с красным флагом на кораблях, поддержавших «Очаков», поднимается Андреевский флаг – в честь тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны. А в самих флотских казармах по этому поводу происходит парад.
Противоречат концепции «революционного восстания» и действия самого Шмидта, когда он на миноносце обходил корабли эскадры с призывом присоединиться к его «флоту» — историк Головков пишет, что этот «обход» Шмидт сопровождал не только криками «ура», но и гимном «Боже, царя храни».
Как известно, суда эскадры не присоединились к «Очакову», но удивляет, скорее, сам факт свободного передвижения Шмидта с подобным действием по Севастопольской бухте, как будто командующий флотом адмирал Чухнин действительно хотел дать командам эскадры дать право выбора.
Так или иначе стрелять по «Очакову» «правительственные» корабли начали только после того, как Шмидт попытался захватить минный транспорт «Буг», нагруженный минами в объеме, позволявшем взорвать город целиком.
Как известно, после того, как в «Очаков» начали стрелять, Шмидт сбежал с него одним из первых, вскоре на всех кораблях были подняты белые флаги, матросы прыгали с горящих кораблей и их подбирали с воды корабли эскадры. Параллельно Белостокский полк занял флотские казармы, где было арестовано чуть более полутора тысяч человек.
Согласно газете «Крымский вестник», общее количество убитых составляло около 30 человек, что было зафиксировано специальными «понятыми» во главе с городским головой Максимовым, крейсер «Очаков» горел больше суток, и после того, как пожар прекратился, на корабле и в воде было обнаружено 18 трупов.
***
Историк Леонид Прайсман в книге «Террористы и революционеры. Охранники и провокаторы», разбирая русское революционное движение на примере Боевой организации партии эсеров, приходит к выводу, что российское общество начала ХХ века было серьезно больно.
По сути об этом же – спектакль Григория Лифанова «Бесы», с успехом идущий в севастопольском Театре имени Луначарского.
Можно вспомнить и пример народовольца Сергея Дегаева. В России он был членом террористической группы, пошедшим на сотрудничество с «охранкой» и ставший провокатором, а после бегства за границу, в США, он превратился не просто в нормального студента, но и в ученого, став профессором математики и даже деканом, чьим именем была названа математическая премия, до сих пор существующая в этой стране.
Стремление Шмидта пойти на казнь, став жертвой во имя «будущей свободной России», выраженное им на суде, не слишком отличается от последних речей тех революционеров, кто убивал министра народного просвещения Николая Боголепова, министра внутренних дел Дмитрия Сипягина, министра внутренних дел Вячеслава Плеве.
Лейтенанта Шмидта ведут под конвоем в суд. 1906 г.
В целом фигура Шмидта трагична не своей уникальностью, а своей типичностью для того времени.
Поэтому в действительности и не имеет особого значения, были ли у него психические отклонения.
Важно совсем другое.
Значит, были какие-то системные факторы, способствующие разрастанию именно этого, больного, радикально-революционного спектра общества.
И тем не менее.
Действия Шмидта сорвали вполне реальную возможность компромисса между руководством флота при активной поддержке городского самоуправления и «мирно бастующими» матросами – возможность, возникшую вследствие Манифеста 17 октября 1905 года.
Даже нападение матроса Петрова 11 ноября 1905 года на двух представителей офицерства не поколебало этот настрой власти – ведь на следующий день не было препятствий мирному многотысячному шествию матросов по всему Севастополю.
Последние строки Шмидта
Неизвестно, была ли возможность такого компромисса в других городах Российской империи, но в Севастополе, судя по всему, был шанс на реализацию довольно необычного для российской истории полноценного понимания «свободы» — и представителями власти (Чухнин), и представителями общества (Максимов), и представителями народа (матросы).
Мог ли этот шанс быть реализован, создав уникальный для России правовой прецедент?
Я бы скорее дала положительный ответ на этот не самый простой вопрос.
Любовь Ульянова
Кажется, я поняла. Человек решил, что ему положено иметь хорошие отношения и интересную работу, и если громко ныть об этом (психологу, родственникам, мирозданию) , то его вопль услышат и все дадут откуда то из мировых ресурсов. Надо принять, что возможно всю жизнь будет плохая работа и плохие отношения со страшными бабами), и с этим придётся жить))). Никто не обещал, что все будет хорошо)
03.12.2021 12:28:40, хухра-мухра
Замечательный комментарий, лучший, честно! Очень трудно такое принять, особенно в 20 лет (я в 50 бы не смирилась). Тут скорее выбор; или берешь ответственность за свою жизнь или смиряешься.
03.12.2021 16:58:57, Север-юг
Ответственность конечно надо брать, потому что природа нас наградила свободной волей. Просто надо предпринять максимум усилий, но иметь в виду, что неудачи неизбежны. Нет смысла их бояться, надо пробовать дальше.
03.12.2021 17:39:56, хухра-мухра
Единственная проблема этих проблем в том, что они ищут у себя проблемы. И ведь находят.)
И кормят потом психологов.
Хотя нет у них никаких проблем.
Люди все разные, но это не значит, что у одних проблемы есть, а у других нет.
Разный характер, воспитание, цели в жизни. Причем здесь проблемы?
Проблемы могут быть объективными, это возможно, их надо решать. Причем и в этом случае — если это мешает жить. Например, человек мало зарабатывает (объективная проблема), но при этом хочет (не все кстати хотят)) в кругосветное путешествие или мерседес или еще что-то недоступное ему. Вот в этом случае надо ставить цели по зарабатыванию и решать, но не с психологом в любом случае))
Перечисленные же вами проблемы не существуют в принципе. Что за проблема «инфантильность»? Или «закомплексованность»?
Чем плохо быть закомплексованным и инфантильным? В чем и кому это помешало простите?
Психологи людям голову дурят и все))
02.12.2021 22:42:35, Булочка наст. без пароля
Закомплексованность может _очень_ мешать жить.
Ну самое простое — человек хочет (и может) быть руководителем (бригадиром, прорабом, тренером) — но комплексы мешают _командовать_ людьми, может только _просить_, причем очень тихим голосом. Это реально будет мешать в работе
Вот с такими штуками психологи и работают. Психологи вообще работают _только_ по запросу. Т.е. приходит человек и говорит «я вот такое хочу в себе изменить, мне это мешает».
03.12.2021 12:34:55, Неведома Зверушка
Да, тихий голос тоже имеет место, и действительно мешает.
03.12.2021 17:02:07, Север-юг
Вот голос совершенно точно можно «раскачать» потихоньку — и для этого даже ходить никуда не надо
Читать стихи вслух, а ещё лучше — петь. В одиночку, чтобы не пугать окружающих :-)). Можно на прогулках в парке, чтобы даже соседи не слышали….
Но лучше, конечно, начать ходить на какие-то коллективные активности. Спорт, занятия танцами, волонтерство в команде.
Мужчины не очень любят самокопания — они люди действия, а не слов. Но именно поэтому любые действия эффективно накладывают на них отпечаток
03.12.2021 20:26:37, Неведома Зверущка
Кто-то выкладывал очень точное сравнение психической болезни с обычной, когда люди не понимают в чем там проблема. Не помните где это было?
02.12.2021 23:19:23, Север-юг
Не помню. Но психические болезни лечатся в стационарах, а не книгами, психологами и самим собой. И инфантильность, закомплексованность и пр. не являются психичесикими болезнями.
Когда я училась, у нас был курс судебной психиатрии, и мы занимались в Институте Сербского. И вот приводили реальных пациентов нам с голосами и пр. Это серьезно, несмешно, страшно. У них отсутствует «критическое» отношение к своей болезни. Но это именно болезнь.
А то, о чем вы пишете, это одурачивание для зарабатывания денег людьми, отучившимися на самую никчемную профессию — психологами.
02.12.2021 23:25:37, Булочка наст. без пароля
[Cообщение удалено модератором на основании пункта правил:
-спам, флуд, провокации, сообщения, носящие навязчивый характер
После 5-ти нарушений Вы будете переведены в режим чтения!]
02.12.2021 20:50:14, oks024240
Мне кажется, что копание в себе помочь не может, хоть самостоятельное, хоть с психологом.
А чтобы себе помочь нужно «качать попу», улыбаться, убрать все требования к окружающим и удвоить требования к себе.
02.12.2021 20:07:29, snorkiy
А если проблема «ощущаю себя полным ничтожеством, недостойным хороших отношений»? Удвоить требования — недостоин не просто отношений, но и существования?
Проблемы — разные бывают, не все от «требований к окружающим»….
03.12.2021 12:37:04, Неведома Зверушка
абсолютно точно
03.12.2021 08:06:32, ландыш
Это называется — загнать проблему внутрь, вредно для здоровья.
02.12.2021 20:18:50, Север-юг
Вредно — это обмусоливать проблему и размышлять о себе любимом.
Ниже прочитала, что тема про мужчину.
Отправьте его в тренажерку и на бокс, через год про проблему забудете.
02.12.2021 22:42:49, snorkiy
Такие варианты им тоже рассматриваются, именно тренажерка, бокс и еще танцы!)
02.12.2021 23:20:23, Север-юг
Так надо не рассматривать, а идти. Сын нашёл отличную секцию с классным тренером, в районе Арбата, дружная тусовка вполне успешных парней. Если Вы в Москве — могу спросить адрес.
03.12.2021 01:43:07, snorkiy
Большинство людей помогает себе без психолога. И книжки некоторым оч даже заходят.
Знакомая вот Курпатова обожает, считает, что после его книг жизнь у нее чудесно изменилась. Вернее — она приняла то, что не может изменить, и изменила то, что могла.
Мне Курпатов не понравился, слишком уж популярный.
Если человек читает книги, а к психологу не обращается, то мб ему просто нравится книги читать? Вполне себе вариант!
Разные люди «дозревают» в свой срок. Некоторые изо всех сил стараются «не дозреть», ведь это же так удобно — быть инфантильным, жалеть себя.
Возможно, человек просто втягивает Вас в игру, а Вы втягиваетесь? Попробуйте, ради эксперимента, не вести с ним душеспасительные разговоры, а общаться на какие-нибудь иные темы. Получиться ли?
Возможно, Вам самой стоит просто порадоваться тому, что у человека все именно так, как есть.
Подумайте: у него нет стервозной жены, он сейчас мил и немного застенчив, Вас он устраивает именно таким. Изменится — мб и перестанет устраивать…
Просто скажите ему, что для Вас он и так совершенен! Со всеми своими оттенками и гранями. Даже его грусть-печаль вносит в общение свой колорит, ну не все же обязаны быть «на позитиве», минорные люди тоже вполне прекрасны
02.12.2021 19:59:42, av10
Спасибо, очень интересное мнение! Дело в том, что человек данные еще очень молод и по-моему все же стремится к изменениям, но так как пока еще мало что испытал и даже мало что прочитал, не знает как к ним подступиться. Я знаю самый прямой путь — через психологов, мне этот путь нравится и подходит. Но данный товарищ психологов не жалует, а хочет справиться сам, вот я и интересуюсь, возможно ли такое в принципе. Судя по ответам — возможно.
02.12.2021 20:22:52, Север-юг
Читать полезно. Будет знать о чем говорить. Если ему действительно хочется измениться, то обязательно получится.
02.12.2021 21:16:40, av10
Ну я вот знаю свои «слабые места». Я их не исправила -но с ними примирилась и живу вполне нормально. Анализирую себя, принимаю себя, и в общем люблю себя)). Мордой об стол меня никто не возил (это вообще уже практически не возможно). Все решения принимаю исходя из «своих особенностей» — и очень довольна жизнью )
02.12.2021 17:47:31, СиреневаяЛеди
Вы приспособились, иногда это неплохой вариант, но все-таки далеко не во всех случаях. Я часто встречаю людей, которые одиноки не потому что так лучше для них, а потому что это оптимальных выход при условии, что они не хотят или не могут побороть свои внутренние проблемы. Эти люди при этом не очень счастливы, но живут приемлемой для них жизнью. Или допустим зарабатывают очень мало, с трудом сводят концы с концами, но опять же не хотят ничего менять и убеждают себя, что им и так (в коммуналке, без нормальной одежды и без развлечений совсем неплохо).
02.12.2021 19:21:00, Север-юг
Можно, если быть последовательным в жизни и честным по отношению к себе.
Т.е. читаешь книги, просвещаешься, как оно бывает у других. Это просто.
Осмысливаешь свои проблемы — вот тут нужна честность.
Решаешь проблемы, используя разные методы — тут нужна последовательность, чтобы в процессе не отвлекаться.
02.12.2021 17:27:06, Лабрика
Пока жизнь мордой об стол не повозит никто и не дернется, что проблемы есть, так что ответ — нет таких.
02.12.2021 16:47:19, Нельсон Мандела
Мордой об стол у всех своё.
Я в детстве сама для себя решила что доля в родительской кв или в кв свекрови а не своя отдельная кв — это ужас ужас.
И что жизнь в климатической зоне где есть зима , это ужас ужас.
Я другим и когда муж избил до переломов или голой на мороз выгнал фигня а не мордой об стол, помирились и живут дальше.
02.12.2021 17:01:33, Natalya d’*
Верно! Ужас-ужас у каждого свой.
02.12.2021 19:11:40, av10
У меня один критерий: мне плохо, значит ужас-ужас. Дальше выясняю почему собственно плохо, и «режем к чертовой матери».
02.12.2021 17:17:05, Так бывает
Я тоже всегда так подхожу — если мне плохо, значит, я движусь не в том направлении и действую неправильно)
02.12.2021 17:25:41, Анаис
Многие в ситуации «плохо» ничего не делают потому что им все известные решения попадают в категорию «ещё хуже».
Типа муж всего навсего побил и выгнал голой на мороз? Но если не помириться вдруг вообще убьёт нафиг! Сбежать — умру от голода, не найду где жить/как заработать и т п
02.12.2021 17:31:55, Natalya d’*
Здесь уж надо крепко думать, каков может быть «выход». Но это не значит, что его не надо искать.
02.12.2021 18:31:21, Анаис
Вестимо, у каждого своё: и морда и стол.
02.12.2021 17:15:20, Нельсон Мандела
У меня было аналогично: книги, самоанализ, понимание сути проблемы… Все, кроме решения этой самой проблемы.
Причем, посещая сеансы, я не верила в эффективность. Ну как так: куда все денется. А оно делось, решив параллельно другую проблему — пресловутые отношения с матерью.
Да, ходила на сеансы, так как подружка настоятельно рекомендовала, и скидку для меня выбила.
02.12.2021 16:42:39, Яшими ( МарикаЧ)
Вот и у меня такой же опыт, но другого человека не могу пока убедить пойти по этому пути. Хочет сам, а точнее НЕ хочет к психологу.
02.12.2021 16:52:46, Север-юг
Нельзя осчастливить насильно. Хотя у меня был опыт убеждения человека ,больного алкоголизмом. В тот момент на него насели все — родная семья, сослуживцы, жена. Плюс как раз была горбачевская антиалкогольная компания, то есть смена общественной парадигмы. Четыре года трезвой жизни ему это подарило.
02.12.2021 18:34:10, Анаис
просто боится. Он сам себя уже принял. Ему с собой комфортно. А после психолога будет новая проблема — принять себя нового и научиться с этим как-то жить…. Это тоже трудно.
02.12.2021 17:48:49, СиреневаяЛеди
Боится — да, но не принял — совсем нет. Идет напряженная внутренняя борьба, пока побеждает пассивность, но желание найти выход есть. И оно подталкивает к рассуждениям и поискам легкого способа улучшить свое положение.
02.12.2021 19:24:32, Север-юг
Лёгкого и комфортного.
Нет их. Самый лёгкий — не изменять а принять себя вместе со своими недостатками, то есть внушить себе что не иметь семьи/карьеры и т п это здорово.
02.12.2021 20:26:48, Natalya d’*
Зачем его убеждать? Разрешите ему быть несчастливым. Его пугает новизна а его «несчастливость» такая своя, родная…
02.12.2021 17:02:50, Natalya d’*
Так он сам трясет меня как грушу каждый день, на тему «что мне делать???».
02.12.2021 19:26:11, Север-юг
А, так у вас созавтсимость….
Что делать вы ему сказали — трясти как грушу психологов.
02.12.2021 20:27:38, Natalya d’*
Наверное можно. Есть же понятие — самовоспитание.
02.12.2021 16:38:42, Екатеринбург
Думаю да, можно делать себе маникюр, шить одежду, красить волосы итд. Не каждый умеет, вот в чем вопрос.
02.12.2021 16:15:31, Зимняя (р.пианистка)
можно. Читать правильных психологов, думать, учиться правильному, хотеть измениться.
02.12.2021 16:02:11, Vanilla
А кого читать вы бы посоветовали?
02.12.2021 16:17:58, Север-юг
Почитала ниже.
Альберт Эллис «Успокойся!…» Ему будет в тему.
02.12.2021 20:11:52, Нельсон Мандела
Зависит от возраста человека. И от проблем которые он хочет решать.
Я всегда советую начинать с классики — Карнеги, а потом всем советую идти в большой книжный, спросить у продавца где тот же Карнеги , так он найдёт раздел где стоит сотни книг на эту тему. Дальше берёшь их в руки, листаешь и сам решаешь «что мне хочется прочитать».
Потому что реально все эти книги примерно об одном и том же, но одному человеку понятнее как это изложено вот этим автором, другому- как вот этим.
02.12.2021 16:46:39, Natalya d’*
Карнеги это совершенно устаревшая книга и взгляды.
02.12.2021 18:34:57, Анаис
Да ну? Классик же! Для начинающего — само то.
02.12.2021 19:16:32, av10
Нет-нет, его советы могут даже навредить. Он исходит из того, что надо быть максимально приятным. Сегодня это уже не работает. Это только малая часть вредного)
03.12.2021 00:16:39, Анаис
Сегодня это не работает? Странно, у меня работает.
03.12.2021 08:40:44, Natalya d’*
Вот этот вопрос пустой, поверьте. Для каждого — свои книги. Человек должен сам осознать проблемы, начать интересоваться, копать литературу. Принести ему что-то в клювике и сказать: «Читай», вот так это не работает. А начнет копать — лучшие книги на нужную тему постепенно обнаружатся.
02.12.2021 16:42:58, Анаис
да, у меня примерно так и работает: подбираешь того человека, те слова, которые созвучны тебе, которые помогают решить твою текущую проблему
02.12.2021 16:54:08, Vanilla
Да.
02.12.2021 17:27:16, Анаис
можно вам на почту написать? Или напишите, пожалуйста, мне строчку на мой подник?
02.12.2021 16:22:59, Vanilla
У меня очень большие проблемы, которые последние пару лет стали очень остро стоять, в чем причина (комплекс) понимаю
С точки зрения окружающих — я человек, у которого не жизнь, а полный сахар
С психологу смысла идти не вижу, не хочу это обсуждать вслух с кем-то еще
Мое мнение — это надо делать желательно до брака и рождения детей, если дети уже взрослые, то смысла нет, к 50 годам жизнь уже кончена все равно
02.12.2021 15:24:24, Стресс
Вам нужен отдых, причем хороший.
02.12.2021 17:28:23, Анаис
Я согласна что после 50 ничего менять не надо. Но не потому что жизнь конечна а потому что за 50 лет ты уже приспособился к этой своей жизни. Плыть по течению тут проще чем что то глобально менять.
02.12.2021 16:15:07, Natalya d’*
Категорически не согласна )
02.12.2021 16:34:57, Flora )
Для себя? Я согласна что для большинства населения ничего менять не надо. Это допускает исключения.
02.12.2021 16:47:29, Natalya d’*
Пожалуй, для большинства не согласна.
02.12.2021 16:50:48, Flora )
Вокруг меня большинство счастливо без изменений.
Да честно лично вообще ни одного человека не знаю кто б что то менял после 50 (не лично, из прессы — знаю)
02.12.2021 17:04:44, Natalya d’*
Ну, даже когда дети съезжают это уже изменение; лет 20-25 жил с/для/ради детей (кто как), и вдруг… Замуж выходят после нескольких лет, если не десятков лет, развода или вообще незамужества — еще какие изменения. Некоторые место жительства меняют; моя мама в 46 (близко к 50-ти) вышла замуж и переехала к нему в «деревню» (она сама так называет)) — всю жизнь, после 16-ти, абсолютно городской человек, а тут аж по 20 с лишним соток засаживали. А за рубежом? Многие пенсионеры из Германии, Англии, откуда еще — продают/сдают свое жилье и переезжают в ту же Испанию — не просто место жительства меняют, а и климат. Да и наши бы многие с удовольствием, были бы деньги…
02.12.2021 17:25:22, Flora )
А, моя мама 2 года назад город проживания сменила. Я, правда, не поняла зачем и изменений не вижу.
Выше не про это. Про работу над собой которая позволяет какие то изменения которых раньше боялся/ не получалось и т п
Ваши примеры не про это. Они может про людей для кого и переезд и новый брак- это рутина не требующая никакой работы над собой, изменений себя.
02.12.2021 17:34:48, Natalya d’*
Ужас какой! У вас точно стресс. Тут многим 50 лет и жизнь некончена
02.12.2021 16:05:20, Верная жена
Новизна у многих «закончена «, они просто дорабатывают до пенсии, доращивают детей, до….. делывают то что было решено и запланировано заранее.
Даже те кто выйдя на пенсию начинают путешествовать, или играть в теннис или заводят собаку и т п, часто это просто выполнение плана который ими был придуман много лет назад.
Вот в этом плане — просто доживаю, без новых глобальных решений, да, жизнь у многих закончена.
02.12.2021 16:17:50, Natalya d’*
Жизнь закончена когда человек не получает от нее удовольствия.
02.12.2021 16:46:30, рица
Если «проблемы» можно решить самостоятельно, это и не проблемы вовсе, а просто самоконтроль. При его отсутствии — кто как справляется: кому денег не жаль — к психологам, кому жаль — так живет, с проблемами, которые никуда не деваются.
02.12.2021 15:16:18, Чилим
А зачем? Если это не мешает?
Считаю, что та же инфантильность — прекрасная черта для самой женщины. Не для окружающих ее, конечно. Но некоторым нравится.
Пока мне книги более-менее помогали. Причем не всегда психологические.
Наверное, хороший психолог лучше. Но где они водятся за небольшие деньги?)))
02.12.2021 14:30:10, Шиповник (экс-Василиса)
В нашем городе есть. Говорят, что среди них и неплохие тоже встречаются.
Единственное ограничение — количество визитов. Те, к ним нельзя таскаться бесконечно и выносить им мозг просто так. То ли 5 раз, то ли 10, а остальное за деньги.
02.12.2021 19:09:59, av10
Ни разу не встречала инфантильных одиноких женщин. Видимо эта чёрта может присутствовать только при наличии окружения, готового её поддерживать.
02.12.2021 14:58:57, хъ
Окружение- родители. Только мамы или только папы который поддерживает достаточно чтоб быть инфантильной.
02.12.2021 15:28:52, Natalya d’*
А если мешает? Инфантильность у мужчины — это не мужчина пока, я считаю.
02.12.2021 14:32:51, Север-юг
Ему-то как раз и плохо! Не может отношения завязать, не может работу по душе найти, считает, что из-за комплексов и инфантильности.
02.12.2021 14:49:54, Север-юг
А с чего он взял, что работа должна быть по душе? На работе деньги зарабатывают, и все
03.12.2021 11:37:47, хухра-мухра
это завышенная самооценка, а не комплексы или инфантильность.
Ни один (нормальный) психолог не поможет. А ненормальный подпитает собственную исключительность, невезучесть, плохость окружения
02.12.2021 16:04:33, Vanilla
И что делать? Человек то мучается….
02.12.2021 16:20:12, Север-юг
Таблеточки плпить(лёгкий путь).
Как в анекдоте про прозак, знаете?
Никакой психолог не решит его проблему.
Ибо по вашему описанию его проблема в «хочу чтоб мир подстроился под меня».
Так не бывает, и психолог ему это объяснит.
Что единственный путь что то изменить — это самому подстраиваться под мир. Но человек это и так скорее всего знает и не хочет.
А хочет — сидеть и ныть о том как ему плохо в этом мире который сам по себе не такой как он бы хотел.
02.12.2021 17:36:16, Natalya d’*
может, начать не с глобальных целей: жениться-любовь до конца жизни-идеальная жена, а знакомиться-общаться? Бывать в компаниях и среди людей (хобби, работа, курсы и т.д.), учиться общаться? Сразу любимцем всех женщин не станешь, но можно потихоньку учиться быть приятным-интересным человеком. Только я бы одну оговорку сделала: это не может быть искусственно — будто бы достаточно вести себя по каким-то правилам и все получится, у человека, который хочет научиться общаться, тоже должен быть искренний интерес к людям, искреннее желание «подружиться», общаться с ними. Не ради чего-то (соответственно и не форсируя события и не вымогая от человека того, что он не хочет/ не может дать), а для первого этапа — чтобы научиться понимать людей и научиться общаться.
С работой я бы пошла таким путем: попыталась для себя понять, чем бы мне хотелось заниматься, что мне по душе. Потом подумала какими способами это можно достичь: надо ли получить какое-то доп образование, дополнительные навыки, устроиться ли в какое-то конкретное место. Параллельно не давала бы себе уплыть в облака и считать, что все на свете (в том числе и работа мечты) зависит от меня — возможно, мне придется пойти на компромисс или вообще отказаться от этой работы и заниматься другой. Т е как бы обдумывала не какую-то иллюзорную работу мечты, которую я хочу и считаю себя достойной ее, а приземленно обдумывала свои возможности, возможности приблизиться к работе мечты и цену, которую мне надо за нее заплатить — и выбирала бы из этого, а не разрешала себя плакать, что никак не предложат мне работу моей мечты.
ПС. собственно у меня с работой и мечтой похоже: у меня есть мечта, но мои умения и возможности не позволяют ее воплотить в том виде, который мне рисуется. Могу воспользоваться парой других вариантов, но это не то, поэтому не соглашаюсь. Есть вариант потратить море денег и на какое-то время устроить себя ту работу мечты, но….не стоит оно того — у меня не столько много денег, чтобы устраивать себе эту искусственную сказку., которая быстро закончится.
02.12.2021 17:11:43, Vanilla
Спасибо, очень хорошо написали, особенно про работу.
02.12.2021 19:29:23, Север-юг
Может ему хорошо в роли того кто всем стонет как ему плохо. Хорошо в роли несчастной жертвы.
02.12.2021 15:45:28, Natalya d’*
Нет, ему точно не хорошо!
02.12.2021 16:20:32, Север-юг
Есть такое понятие, как вторичная выгода.
02.12.2021 20:13:33, Нельсон Мандела
Знаю, но тут это не тот случай, слишком явно,ч то ситуация для него самого очень некомфортна.
02.12.2021 20:24:36, Север-юг
Если он младше 20, то может перерасти это состояние.
02.12.2021 20:46:43, Нельсон Мандела
Ок, перефразирую — ему в этой роли хуже чем в роли того у кого всё хорошо и лучше чем в роли того кто что то сам в своей жизни меняет.
02.12.2021 18:40:26, Natalya d’*
А что там за работа по его душе?
02.12.2021 15:44:26, рица
Может, из за завышенного самомнения? Отношения хочу только с фотомоделью дочкой нефтяного магната, работу только президентом?
02.12.2021 15:29:59, Natalya d’*
а в чем его инфантильность? как он сам так о себе считает?
02.12.2021 15:03:14, Шерлок
Не может сам принять решение, все время во всем сомневается. Даже общаясь с девушкой или с работодателем постоянно мечется, правильно ли поступил, правильно сказал что-то. В отношениях — шаг вперед, два назад. Над каждой фразой и поступком долго думает, что лучше сделать, что и как сказать.
02.12.2021 16:23:38, Север-юг
Я ниже написала- трусливый. Боится на уровне фобии ошибок.
Такое лечится тем что человека заставляют совершать ошибки и показывают что жизнь с ошибками — чем то лучше.
Я однажды передачу смотрела, там тетеньку с ОКР (которая не выходит из дома и постоянно всё моет) вывезли в лес на шашлыки, там облили майонезом и кетчупом и она грязная ехала домой. Или некоторым фобию пауков лечат тем что запирают в аквариуме с пауками, и т а
Тут ключевое — желание человека лечиться, то есть им заранее говорят как будут лечить и человек соглашается. Понимает что будут неприятные эмоции на уровне «умру от страха» но желание вылечиться и стать «как все» пересиливает.
Ваш «отказывается идти к психологу» потому что не хочет изменений. Он хочет чтоб вдруг почему то и как то сама жизнь стала такой что в ней нет ситуаций где сложно принимать решения и есть место сомнению.
Типа проблема решена но не мной, а сама.
02.12.2021 18:10:10, Natalya d’*
А вот эти, которые заставляют совершать ошибки или вывозят в лес, они кто? Может быть это какая-то групповая терапия? Мне кажется для него это было бы очень полезно, в какой-то группе поработать над собой, но пока тоже не решился пойти, хочет сам все преодолеть, а как именно не знает.
02.12.2021 19:32:22, Север-юг
обычно они или сами психологи/психиатры, или коучи которые работают под руководством психиатра.
Там всё серьезно, на случай остановки сердца от страха у них под рукой дефибриллятор, скорая с мигалками , и они сами умеют делать массаж сердца.
Но результат не гарантирован, в одной передаче помню была тетенька с фобией кошек, она после этой шоковой терапии не захотела продолжать, приняла решение больше вообще со своей фобией не бороться.
А другим плохо , не комфортно, но они видят что «не умер же!» и продолжают.
02.12.2021 20:35:11, Natalya d’*
Мне нравятся такие методы!
02.12.2021 20:46:59, Север-юг
Многие люди сомневаются (я бы даже сказала большинство), но не каждый говорит об этом кому-то.
02.12.2021 17:59:37, Чилим
женить его надо. На решительной женщине.
02.12.2021 17:58:56, Лось-Анджелес
Этим скорее всего и закончится, приберет к рукам какая-нибудь решительная)
02.12.2021 19:33:07, Север-юг
«а кто у нас там мама?»
02.12.2021 20:35:41, Natalya d’*
Ну если человек по натуре ведомый, то
другие варианты ещё хуже.
02.12.2021 20:13:13, Лось-Анджелес
Так может там психические проблемы, болезнь какая.
02.12.2021 16:47:23, рица
Нет, в целом здоров, характер такой.
02.12.2021 16:55:50, Север-юг
так это нерешительность, не уверенность в себе или тугодумность. при чем тут инфантильность. но и этому есть причины. кто профессионал и уверен в своих проф качествах, так не сомневается. как и в личном
02.12.2021 16:29:42, Шерлок
Мне кажется и инфантильность тоже.
02.12.2021 16:56:23, Север-юг
Главное — что он считает :)))
02.12.2021 14:38:16, УникаЛьнаЯ
Показано 107 комментариев из 234
Проводимые тендеры зачастую ставят в ступор простой народ: то ценой ошеломляют, то предметом закупки. С 1 декабря «Белмедпрепараты» ищут поставщика лабораторных животных, а именно: морских свинок — 240 голов, кроликов (не альбиносов) — 300 голов и котов (только самцов) — 60 голов. И если грызуны уже давно используются в исследовательских целях, то о котах у нас мало кто знал, из-за чего вот уже несколько дней зоозащитники бьют тревогу, пишут запросы, обращения и собирают подписи, готовясь обивать пороги всевозможных ведомств, включая Генпрокуратуру. «Опыты над котами — это дикость», — говорят они. «Без комментариев», — отвечают снабженцы. В специфической закупке разбирались журналисты Onlíner.
Сообщения об этой закупке приходят в редакцию несколько дней. Сегодня на связь вышла Лилия Кулик и объявила, что, собрав «миллионы подписей», займется написанием жалоб во все инстанции.
— Я уже давно помогаю животным, мы группами в 20—30 человек спасаем бездомным собак и кошек за свои деньги. Этот тендер увидела в открытом доступе, с информацией можно ознакомиться и сегодня. Мы составили петицию о защите кошек, но, надо понимать, мы против проявления жестокости ко всем животным, будь то кролики, крысы или морские свинки. Ведь мы живем в 21-м веке, все эти медикаменты можно проверить без зверей. Мы возмущены, — говорит Лилия. Она намерена сегодня отправить собранные подписи в Генпрокуратуру, а если и это ни к чему не приведет — напишет письмо в Администрацию президента.
Про закупку знают все, но рассказать о ней мало кто может
В самой организации человека, который смог бы рассказать, что это будут за опыты, каким препаратом уколют котов и что с ними будет дальше, мы найти не смогли. Снабженцы, оценив кота в $10, опубликовали тендер, а через 3 дня будут выбирать победителя. «Мы закупаем, а какие там опыты будут, я не знаю, мне важно провести процедуру закупки, а она может состояться или нет», — рассказывает ответственный сотрудник, уже явно уставший и нервный. Чтобы закупку отменили, волонтеры активно выражают свое недовольство в соцсетях компании, а кто смелее — лично звонит в отдел снабжения и отнимает время и моральные силы у сотрудников.
Мы обратились в приемную руководителя «Белмедпрепаратов», где нам сказали, что комментировать ничего не будут, потому что «и так завалили обращениями». Предложили писать запрос, и, если вопросы будут по существу, возможно, на них ответят. По каким критериям оценивается существенность вопросов, не объясняют, но вот те, на которые мы бы хотели получить ответы:
- Какие опыты (испытания какого именно препарата) будут проводиться над указанными в закупке животными?
- Почему выбраны именно эти животные?
- Проводили ли на предприятии опыты над котами раньше?
- Связаны ли эти опыты с разрабатываемой вакциной от коронавируса?
- Что происходит с животными после опытов?
Запрос отправлен, ждем. Если получим официальный ответ — дополним публикацию.
Коты уже полвека трутся об ученых
Первые генетические исследования кошек с медицинскими целями начались еще полвека назад, когда изучение вируса лейкоза кошачьих дал первые ключи к разгадке происхождения рака. А совсем недавно было обнаружено, что препарат, доказавший свою высокую эффективность в борьбе с COVID-19, излечивает инфекционный перитонит кошачьих.
«За исключением приматов, геномы кошек — одни из самых близких к человеческим из тех, какие мы можем получить», — говорят ученые.
В августе этого года специалист по генетике кошек Лесли Лайонз из Университета Миссури выступила с предложением активнее использовать домашних кошек в качестве лабораторных животных, так как геномы кошек больше похожи на человеческие. Так, было выявлено около 250 наследственных генетических нарушений, многие из которых похожи на врожденные нарушения метаболизма людей. Например, генетическое заболевание поликистоз почек, диабет, гемофилия встречается как у людей, так и среди некоторых пород кошек. И если исследователи смогут найти правильное генетическое лечение этой болезни у кошек, это, возможно, приведет к разработке способа лечения и нашего вида. Ключевое слово — «если».
По данным Американского общества против вивисекции (AAVS), кошек обычно используют в неврологических исследованиях для изучения повреждений спинного мозга, проблем, связанных со зрением, сном и слухом, болезни Паркинсона, рака, генетических нарушений. Также из-за того, что питомцы могут переносить вирус лейкемии кошек (FeLV) и вирус иммунодефицита кошек (FIV), на них проводятся исследования в области ВИЧ/СПИД, хотя это проблематично: болезни у этих животных и людей протекают по-разному.
Позиция зоозащитников противоположна — они призывают ученых запретить использовать животных в исследовательских целях и перейти на более гуманные методы.
Кто вообще может поставить 60 котов?
Со слов все тех же зоозащитников, котов будут поставлять организации, занимающиеся отловом животных. Вопросы по поводу участия в тендере мы задали руководству «Фауны города». Там ответили, что никакого усиления по отлову усатых нет, да и в закупках никаких они не участвуют.
— Мы отлавливаем животных в соответствии с утвержденным планом на начало года и дополнительными заявками от организаций. От граждан мы заявок не принимаем. Нам сообщили, что 60 котов мы собираемся отдать на опыты, а у нас всего 40, кто это придумал? Мы вообще никогда не продавали животных, стараемся отдавать их людям, — рассказала директор организации.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Фото: Ангелина Сафронова
Амурчанка Ангелина Сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки – Аяткан. Корреспондент Амур.инфо в преддверии наступающего Нового года встретился с ней и узнал о том, когда эвенки празднуют начало года, кто такие Амаки Инин и Аяткан и когда амурские дети смогут познакомиться с культурой эвенков на празднике Тугэни Нимнакан.
— Ангелина, расскажите немного о себе.
— В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, я переехала в Благовещенск из Москвы. Я посчитала нужным вернуться домой, и так получилось, что осталась здесь. Меня пригласили поработать в Амурский областной Дом народного творчества в качестве режиссёра и наёмного артиста в зимней сказке, и я согласилась. Итогом нашей совместной работы остались довольны и я, и руководство АОДНТ, и здесь я стала работать на постоянной основе.
Я – этнопевица. Мой народ эвенков относится к коренным малочисленным народам, поэтому я стараюсь, чтобы в репертуаре было больше песен на эвенкийском языке. Конечно, у меня в репертуаре есть песни и на других языках, но их исполняю реже. Я считаю, что надо популяризировать свою культуру. Я стараюсь исполнять песни именно на эвенкийском языке, чтобы нашу молодёжь, наше подрастающее поколение мотивировать на изучение родного языка. Сколько бы я не ездила по районам, по посёлкам, где проживают эвенки, в том числе и в других республиках, всем интересно – о чём мои песни. И я могу людям объяснить, рассказать об этом, популяризировать нашу культуру.
— А вы разговариваете на эвенкийском?
— Я разговариваю на бытовом уровне. Но когда попадаются сложные, глубокие тексты, я, конечно, прибегаю к помощи людей, которые лучше знают эвенкийский язык. У нас много языковедов и филологов, которые в этой сфере работают.
— Расскажите побольше о Амаки Инин (Дедушка Мороз) и Аяткан (Снегурочка).
— Начнём с Амаки Инин: «амаки» по-эвенкийски это «дед», «инин» значит «мороз». Образ этого персонажа собирательный, сказочный, больше театрализованный. При его создании мы отталкивались от эпоса, эвенкийских сказок, которые у нас есть. Но по сути эти образы вымышленные. Амаки Инин – это образ, созданный для детей, как и Аяткан.
Слово «аяткан» с эвенкийского переводится как «доброта, милосердие». По сюжету, который мы рассказываем, идёт борьба добра со злом. По-другому быть не может! Чтобы что-то произошло, должен произойти конфликт. Даже рожь просто так не прорастёт. И Аяткан очень добрый персонаж. Она помощница Деда Мороза. Играет с детьми, делает всё, чтобы они верили в чудо (улыбается), чтобы надежда и вера в хорошее никогда не пропадала.
— У эвенкийского народа есть духи зимы, снега?
— Ну, конечно. Например, в октябре, когда падает первый снег, у нас есть праздник, который называется Синил Гэн. Кстати, наш традиционный Новый год отмечается летом. Сейчас объясню почему. Так как эвенки люди оленные, то и наш цикл жизни зависит от природы. У оленя весной отпадают старые рожки, а именно летом начинают расти новые. И с этого времени у нас начинается новый цикл жизни: когда всё оживает, всё расцветает. Когда прокукует первая кукушка – это значит всё, наступил новый год. Если будем отталкиваться от языческой мифологии, а эвенки – это язычники, у нас много богов, то новый год наступает в день летнего солнцестояния. Зимой такого праздника, как Новый год в понимании европейцев, у нас нет. Сейчас мы живем совместно с другими народами, и пришла вот такая идея создать Амаки Инин и Аяткан, создать эвенкийскую сказку. Эти образы появились на основе старых легенд, которые передавались из поколения в поколение.
— Костюмы Амаки Инин и Аяткан расшиты различными узорами. Они имеют какую-то смысловую нагрузку или это просто декоративные элементы?
— Конечно, узоры на костюмах имеют смысл! Всё что вышивается, всё, что показывается рисунками, отражает наш мир. Мы живём в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Люди живут в среднем мире, в нижнем живут «авахи» (злые духи), в верхнем мире живут добрые духи, те, которым мы поклоняемся, ведь у нас много богов.
К примеру, орнамент с кругами означает солнце. Мы поклоняемся солнцу. Завитушка, как крючочек о двух концах на рукаве, – это традиционный орнамент амурских эвенков, который говорит о том, что мы живём рядом с Амуром. Цепочка из ромбов символизирует наше объединение с природой. Любой наш орнамент расскажет о нас: откуда мы, с какой территории, чем мы занимаемся. Хотела бы отметить костюм Деда Мороза: его выполнила дизайнер, член Союза художников Санатова Светлана. Благодаря её работе получился такой волшебный образ.
— А что символизируют рожки на голове Аяткан?
— Связь с космосом (смеётся). Так как у нас край оленный и амурские эвенки занимаются оленеводством, поэтому и используем рога как элемент костюма. Образ весь продуман. Вот почему белые рога? Почему костюм белый? В нашей мифологии белый олень считается священным. Его нельзя убивать. Именно поэтому мы выбрали белый цвет для костюмов. В наших легендах очень много значения уделяется именно оленям. Поэтому рога стали символом того, что мы всю свою жизнь связываем с этими животными. Олень – это не только транспорт. Олень – это и еда, это и одежда, и музыкальные инструменты. Полностью вся наша жизнь связана с оленями. У нас говорят: «Эвенк без оленя не эвенк».
— Расскажите, как вам удалось попасть на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек?
— Так как я работаю в АОДНТ, к нам приходит информация о многих конкурсах. Когда мне сказали, что есть возможность поехать на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек, я начала узнавать про него. Оказалось, это такое крутое мероприятие! В этот раз в Ханты-Мансийске прошёл ХIV Всероссийский съезд. Так как сейчас пандемия, то провести игровую программу на месте мы не смогли. Мы показывали только свои визитки, общались с людьми, другими участниками, детьми. А сам конкурс проходил заочно. Мы подавали на конкурс в двух номинациях: «Лучшее театрализованное представление для детей» и «Эстрадный номер», где я исполнила свою авторскую песню про Новый год.
В очном формате в Ханты-Мансийске встретились десять пар Дедов Морозов и Снегурочек из других регионов, самый главный Дедушка Мороз из Великого Устюга и местный Дед Мороз из Ханты-Мансийска. Его, кстати, зовут Валерий, и он родом из Свободного. Когда он узнал, что мы из Благовещенска, то так нас обнимал! Как родной отец! (смеётся). Было очень приятно!
— Какие эмоции остались от этой поездки?
— Это было так волшебно побывать там! Это действительно сказка, которую мы подарили многим детям. Сейчас Ханты-Мансийск считается новогодней столицей, потому что именно здесь проводится в 14 раз такой съезд.
Мы попали в Большую семью всех Дедов Морозов и Снегурочек. Все люди, которые приехали на съезд, – это профессиональные театральные актёры, которые не один год работают в этих образах. Самое приятное в этой поездке – это отдавать, отдавать эти позитивные эмоции детям, дарить им сказку. Наша пара, я и Руслан Валеев (Амаки Инин), ездили поздравлять с Новым годом детей в детскую областную больницу. Всех Дедушек Морозов и Снегурочек отправили в разные места: кого-то в больницу, кого-то в многодетную семью, кого-то в детский дом и так далее.
Это прекрасная социальная акция! Мы не просто приехали, чтобы себя показать. Нет. Мы действительно сделали добрые поступки, добрые дела. Когда ты делаешь добро, то чувствуешь себя счастливым человеком.
— А амурские дети смогут познакомиться с Амаки Инин и Аяткан?
— На этих выходных, 26 декабря, в 12 часов дня в сквере АОДНТ мы будем показывать нашу сказку, которая называется «Тугэни Нимнакан» (по-русски «Зимняя сказка»). Дети послушают наши песни, посмотрят наши танцы и поучаствуют в них, поиграют в эвенкийские игры и смогут принять участие в обряде кормления огня. Мы своей сказкой показываем эвенкийскую культуру и делимся ею со всеми желающими.
— Совсем скоро 31 декабря и большинство амурчан будут праздновать Новый год. Что бы вы пожелали им?
— Главное, что я хочу всем пожелать, это крепкого здоровья. Чтобы каждый из нас всё-таки верил в чудо, верил в добро. Будьте отзывчивы, будьте миролюбивы – и всё будет хорошо.
Просмотров всего: 578
#Новый год
#лонгрид
#культура
распечатать