Почему всем не нравится мятная сказка

Рождество и новый год по-прежнему любимые праздники! и пусть мы вынуждены сейчас жить в условиях ограничений и обходиться без традиционных

Рождество и Новый год по-прежнему любимые праздники! И пусть мы вынуждены сейчас жить в условиях ограничений и обходиться без традиционных мероприятий, если включить фантазию, можно порадовать себя и близких небольшим сказочным путешествием – куда-нибудь, где нет ковида, инфляции и прочих проблем. Туда, где совсем по-другому ощущается волшебная атмосфера приближающихся Рождества и Нового года…

Наш консультант: Арманд Муйжниекс, исполнительный директор Ассоциации замков и поместий Латвии, руководитель проекта «Метрика усадеб Латвии»

– Для рождественского однодневного путешествия отлично подойдет маршрут Рига – Цесис – Вецпиебалга – Рига – очень интересный и довольно познавательный.

Начнем мы его в Цесисе, где уже с 30 ноября в самом центре, на площади Роз (Rožu laukums), стоит городская елка. Красоты этого древнего города всем известны, но сейчас, в праздничном убранстве, Цесис выглядит особенно очаровательно. Ну а в маленьких магазинчиках Старого города вы наверняка найдете и что-то красивое, и что-то вкусное…



Почему всем не нравится мятная сказка

Из Цесиса, следуя указателю, отправляемся в поместье Веселавас. Оно представляет собой усадебный комплекс, построенный в 40-х годах XIX столетия. Комплекс практически полностью сохранился; двухэтажное здание в форме буквы U с прилегающим к нему парком со всех сторон окружено рвом, чем напоминает средневековый замок. Есть здесь и свои легенды – например, о дочери одного из бывших владельцев, которая, подобно Майе – Розе Турайды, ослушалась деспотичного отца-барона и предпочла смерть ради любви.

Если же говорить о реальных людях, с которыми связано это место, то название свое оно получило от фамилии одного из бывших старейшин волости – Петериса Веселавскиса. Также усадьба связана с именами представителей известных российских дворянских фамилий – князем Никитой Трубецким и Анной Нарышкиной; они были друзьями и частыми гостями семьи не менее известного дворянского рода фон Кампенгаузенов, владевшего этой усадьбой на протяжении почти 200 лет.

Дзербене — «Землянички в снегу»



Почему всем не нравится мятная сказка

Наш следующий пункт назначения – Дзербенская усадьба. Она была построена в конце XVIII века в стиле классицизма, а в конце XIX века к ней была пристроена башня в стиле неоготики. И если вы еще не приобрели подарки под елочку, это можно сделать здесь: в бывшем господском доме Дзербенской усадьбы работает мастерская сувениров и подарков «Землянички в снегу». Тут можно приобрести не только сувениры, созданные с большой любовью и фантазией, но и заказать персонализированные подарки, сувениры для мероприятий и другие красивые и оригинальные вещи. Ну а если вы путешествуете с сыновьями, то им могут дать примерить рыцарское доспехи. Правда, о своем посещении следует договориться заранее…

Банужу — место силы

Далее отправляемся в Скуйене. А по дороге очень советую сделать небольшую остановку возле археологического памятника местного значения – городища Банужу. Именно здесь, возле озера Банужу, тысячелетие назад стояло укрепленное деревянное городище, рядом бил священный источник, а неподалеку возвышался холм Яня калнс (Jāņa kalns), на вершине которого рос столетний дуб. Этот дуб тоже считался священным – рядом с ним приносились жертвы языческим богам.

Судя по источникам XIX века, городище Банужу, священный источник и Яня калнс с дубом составляли какой-то единый комплекс древнего места силы. Может быть, оказавшись в этом магическом месте, вы тоже почувствуете нечто такое, что вдохнет в вас мощный заряд силы и энергии?

Скуйене — церковь -«кинозвезда»

Здесь особого внимания заслуживает церковь Апшу. Она была построена в 1780 году буквально по образу и подобию крестьянского дома – с земляным полом, соломенной крышей (которая была заменена на деревянную только в начале XX века, и тогда же к церкви пристроили башенку), даже без сидений, – очень простая и аскетичная. И лишь столетие с лишним спустя, в 1893 году в ней появился орган и был обновлен алтарь.



Почему всем не нравится мятная сказка

Эта церковь, несмотря на то что дерево не слишком долговечный материал, простояла более двух с половиной (!) столетий и стоит по сей день. Хотя, конечно, и для нее бурные события на протяжении этого времени не прошли бесследно; особенно сильно пострадала церковь в 60-е годы прошлого века, когда ее попросту разграбили: пропали уникальные старинные светильники, алтарные кубки и чаши, была осквернена крестильная купель. Тем не менее церковь выжила и сохранилась. И даже обрела популярность, когда в 1987 году ее использовали в качестве одного из объектов съемки создатели фильма «Айя» по мотивам трилогии Яниса Яунсудрабиньша. Это церкви пошло на пользу, поскольку для того, чтобы она смотрелась в кадре более презентабельно, создатели фильма обновили часть крыши церковного здания.

Гора Бреждя — и озера-«драчуны»

По меркам Латвии гора Бреждя, которую мы встретим на пути, – серьезная возвышенность: она поднимается на 255 метров над уровнем моря, а ее относительная высота – 40 метров. На вершине есть специальное место для пикника и отдыха.

В 2017 году на вершине горы Бреждя была открыта смотровая башня высотой 11 метров. Взобравшись на смотровую площадку, можно полюбоваться изумительными видами холмистой Видземе – горами Алауксту, Зоболу, Инеси, Элкас, покрытыми туманной дымкой лугами Вецпиебалги, особенно прекрасными во время восхода солнца или на закате.

Дальнейшая дорога ведет нас между двумя ландшафтными озерами – Алаукста и Инеша. Как следует из древней легенды, в очень-очень давние времена, когда озера еще летали по воздуху в поисках места, где окончательно разместиться, два озера – Инесис и Алаукстс, пролетая над Вецпиебалгой, заприметили одно и то же место, которое обоим очень приглянулось. Спор по поводу того, кто займет своими водами это место, быстро перешел в драку, в ходе которой Инесис отвесил Алауксту одну, но мощную оплеуху, а Алаукст в ответ выдал оппоненту семь затрещин.

Силы обоих озер-«драчунов» быстро иссякли, и они, не удержавшись в воздухе, плюхнулись практически рядом друг с другом. А затрещины, полученные ими в пылу драки, превратились в острова: получившее семь оплеух озеро Инесис обрело семь островов, а у озера Алаукста, пропустившего лишь один удар, появился лишь один остров.

Инеши — царский подарок

Следующий объект на пути – Вецпиебалгское поместье в Инеши. Когда-то оно в буквальном и переносном смысле стало царским подарком: Петр Первый подарил поместье одному из своих верных сподвижников, графу Борису Шереметьеву.



Почему всем не нравится мятная сказка

В конце XVIII века здесь был построен великолепный господский дом, по сути, настоящий дворец. В 1905 году, подобно многим дворянским имениям, поместье серьезно пострадало в ходе народных волнений, однако позже было успешно отреставрировано. Сейчас в здании бывшего графского владения располагается Инешский волостной совет.

Гостям предоставляется возможность увидеть, как создаются изделия из фарфора, осмотреть экспозицию, на которой представлены изумительные фарфоровые произведения искусства, а также приобрести сувениры или сделать индивидуальный заказ.

Кстати, расписывать фарфор очень нравится детям – и такую возможность предоставляет студия по росписи фарфора, которая также находится во дворце Вецпиебалгской усадьбы. Правда, чтобы осмотреть дворец изнутри и поучаствовать в создании фарфорового шедевра в студии, нужно договориться заранее.

Кална Кайбены — «Времена землемеров»

Даже если вы не читали роман «Времена землемеров» («Mērnieku laiki») и не видели одноименный фильм, снятый по роману в 1968 году (в главных ролях: Вия Артмане, Гунар Цилинскис, Эдуард Павулс, Эльза Радзиня), то наверняка что-то слышали.

Теперь на нашем маршруте можно увидеть, где именно создавали свой замечательный роман братья Рейнис и Матисс Каудзите.

Оба брата были просветителями, народными учителями, авторами не только упомянутого романа, но и учебников по всеобщей истории, географии, а также латышской орфографии и грамматике. Матис Каудзите также перевел на латышский язык несколько стихотворений Пушкина и Лермонтова. Ну а Кална Кайбены, где они жили и работали, – это типичное для Видземе сельское подворье. В XIX веке оно служило сельской школой, где и преподавали братья Каудзите.

Эргли — Тизенхаузен, Блауманис, Юрьяны…

С именами людей, оставивших глубокий след в латышской культуре, связан и наш следующий пункт – Эргли. Мы – в долине реки Огре, в красивом парке. На левом берегу Огре – гора Сканстес, а если перейти реку по пешеходному мосту, то мы попадем на Старое, или Блауманское, кладбище; здесь похоронены писатель Рудольф Блауманис, музыканты Юрьянсы и другие выдающиеся люди, жившие и творившие в этих краях.

А в центре Эргли – развалины древнего замка, который впервые упоминается в исторических документах с 1341 года: замок принадлежал известному рыцарскому роду Тизенхаузенов, которые завершили его строительство в 1397 году. Кстати, у замка, от которого сегодня остались одни руины, вы увидите скульптуры двух каменных собак; по местной легенде, эти два четвероногих стража окаменели на боевом посту, охраняя сокровища баронов Тизенхаузенов…

Кейпене — мир кино

Это место не слишком известно широкой публике, но любителям киноискусства стоит здесь остановиться хотя бы ненадолго. Сейчас здесь работает единственная в мире публичная выставка, посвященная великому гению кино, режиссеру Сергею Эйзенштейну. Экспозиция в Кейпене была открыта в рамках международного кинофорума «Арсенал». Президенту «Арсенала» Аугусту Сукутсу еще в 2000 году пришла идея поставить в Кейпене аэронавигационный действующий маяк и установить на нем почтовые ящики с именами великих людей кино. Здесь можно найти имена Андрея Тарковского, Жан-Люка Годара, Эдуарда Тиссе, Александра Довженко, Алексея Германа, Мерилин Монро и других известных людей из мира кино… И каждому из них можно отправить письмо!



Почему всем не нравится мятная сказка



Почему всем не нравится мятная сказка

Малпилс — как Феникс из пепла…

Достойным финалом нашего рождественского путешествия станет Малпилсское поместье. Здесь не просто красиво – здесь замечательно! Зимой здесь есть на что посмотреть, а главное – проникнуться духом веков, в течение которых строился, погибал и снова воскресал этот замок…



Почему всем не нравится мятная сказка

Первые письменные упоминания о Малпилсском замке Ливонского ордена относятся к 1413 году, хотя появился он явно гораздо раньше. Правда, тот, первый замок находился примерно в километре от нынешнего поместья. Во время польско-шведской войны отступающая польская армия взорвала стены замка; в 80-х годах XVII века в ходе редукции поместье Малпилс перешло в собственность государства, а в 1753 году российская императрица Елизавета подарила его супруге полковника Мелгунова и некой г-же Штраус. Тогда же было построено новое здание – Господский дом, где разместились владельцы поместья. Именно там он находится и по сей день.

Кто только не владел впоследствии этим поместьем! Владельцы менялись, как в калейдоскопе: его передавали в наследство, продавали с аукциона, покупали, закладывали…

В 1905 году во время революционных погромов поместье было сожжено, однако уже через два года его владелец, на тот момент Александр фон Гроте, вернулся и начал работы по восстановлению, пригласив для этого выдающегося архитектора Вильгельма Бокслафа. Реконструкция длилась четыре года; в 1920 году в здании разместилась Малпилсская шестилетняя основная школа, а в 1929 году поместье было передано Латвийскому национальному обществу отставных военнослужащих. В 1935 году поместье было снова продано – на этот раз частному лицу, а в 1940 году поместье было национализировано.



Почему всем не нравится мятная сказка

В годы СССР здесь размещались: Гидромелиоративный и строительный техникум (до 1965 года), затем – администрация совхоза, а год спустя – Музей земледелия и мелиорации. В 1992 году Малпилсское поместье было возвращено в рамках денационализации. В 2006 году здесь была начата реставрация, которая завершилась два года спустя. И сегодня Малпилсское поместье, подобно Фениксу, восставшему из пепла, радует местных жителей и гостей своей красотой.

Если у вас осталось еще немного сил, то можно напоследок прогуляться по Природной тропе, которая была недавно открыта в Малпилсе: этот живописный 6,5-километровый маршрут ведет от средневекового замка вдоль левого берега Мергупите до хутора Skulmes. На маршруте в некоторых местах установлены деревянные мостики и специально оборудованы места для пикника. А еще обязательно захватите с собой фонарики и свечки – все-таки Рождество!

Марина БЛУМЕНТАЛЬ.

Фото: А. Муйжниекс, А. Ошиньш, архив редакции.


Tea.ws

https://irecommend.ru/content/neudachnaya-popytka-opisat-zhizn-za-rubezhom-ili-chto-eto-bylo

Здравствуй, дорогой читатель!

Сегодня речь пойдет о «Мятной сказке», которая стала безумно популярна несколько месяцев назад.

Впервые увидев её на просторах интернета, конечно же, захотела приобрести. Милое оформление, заманчивая аннотация, но увы и ах… Но обо всем по порядку.

? Попала в мои руки эта книга непонятная сборка несвязанных историй в День рождения(спасибо, что не потратила свои деньги). Конечно, можно отметить, что обложка у нее действительно достаточно привлекательная. Пролистав, невольно обратила внимание на множество графических иллюстраций и цитат(и это оказались единственные плюсы книги). Первое впечатление: БУДЕМ ЧИТАТЬ!

?Аннотация:

События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в приют. Он быстро понимает, что справедливости в мире нет. В этой сказке будет несколько мятных капучино, много снега и пара разбитых сердец.

?Сюжет: как такого сюжета нет, к сожалению. Это даже нельзя назвать книгой; псевдо автор нахватал себе кучу сюжетных линий, ни одну из которых не закончил. Герои – недоработанные персонажи, которые просто спят и пьют чай. В середине вклинивается какая-то сказка, которая меня действительно увлекла, но и ее Полярный оборвал, так и не закончив.

?Вывод:

  1. Книга не доработана.
  2. Персонажи и сюжет куцые.
  3. Написана языком пятнадцатилетнего подростка.
  4. Единственными плюсами для меня были цитаты и обложка

?Если денег не жалко, то покупайте.


dewey

https://irecommend.ru/content/stoit-li-potrachennykh-deneg-3

Рассмотрим героиню отзыва. Перед вашими глазами предстает книга Александра Полярного «Мятная сказка».

Книга была переиздана под новым названием. Ранее она была «Сказкой о суициде».

?Сдаюсь, меня привлек внешний вид обложки! А пролистав картинки меня охватило зимнее настроение. давненько у меня не было книг с картинками, ух.. Выглядит книга уютно, так и хочется завернуться в пледик с кофеём.

?Купила ее, чтобы поностальгировать о временах ваттпада и рассказах оттуда. И да, именно ради этого стоит прочесть данную книгу, если тебе больше 16-ти лет.

?Удивило меня и то, что в книге полно «полупустых» страниц: с одним предложением, фразой.

?Читается довольно быстро. Яуложилась за два-три дня, но можно и быстрее. Шрифт достаточно крупный, много иллюстраций и «полупустых» страниц.

?История скорее для подростков от 13 до 16 лет. Автор повествует о мальчике, чья жизнь вечно обламывалась, вот-вот достигая отметки «счастье». Подростки постарше уже иначе будут воспринимать текст и (вероятнее всего) поплакать не смогут.

Сюжет прост. Даже «деградация» по ларри по сравнению с этой книгой — шедевр. Стоит прочесть, чтобы не напрягать мозги и отдохнуть.

?Огромный плюс — фотогеничность. множество цитат, которые грех не запостить в сеть.

А теперь вывод: если тебе просто интересна сама история, то прочти ее в интернете. Концовка достаточно смутная и только из-за нее мне хотелось бы вернуть 400₽ назад, вхвх.

Если подумать, то это перевод денег. Но для инсты/шкафа с книгами стоит приобрести эту красоту, чтобы радовать глаз.

Ну, а если же ты младше 16-ти и любишь необычную романтику — бери, не пожалеешь.


Викаленка

https://irecommend.ru/content/razoblachenie-myatnoi-skazki

Итак, начнём с обложки книги и цены. Стоит книга 410 рублей, свою цену она не оправдала.

Обложка довольно красивая, толстый переплет, НО ВЕЗДЕ ПИАР. На обложке белым по чёрному написано «2 миллиона читателей на wattpad» Только ленивый не поинтересуется, что же это за wattpad такой? Ещё бросается в глаза описание книги, а точнее его отсутствие. Описание занимает 3 строчки:

«События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в приют. Он быстро понимает, что справедливости нет. В этой сказке будет несколько мятных капучино, много снега и пара разбитых сердец.»

Простите, а причем тут капучино и снег? Разве в этом суть книги? Почему бы автору не написать о самой книге?

Сопливая романтика предназначенная для подростков, жаждущих любви. Фантазия у Александра есть, он пишет о мальчике, который провел в детдоме 13 лет, после чего его забрали родители, с тех пор, буднлму Сойеру не везёт всю жизнь. Всё построено на жалости к мальчику Сойеру. Автор старательно пытается запутать истории. На самом “интересном” месте автор обрывает историю и начинает новую, каждый раз принося свои извинения. После того, как обрывается новая история он завершает старую, или не совсем завершает. В самом конце автор очень резко заканчивает книгу, написав «Вот я снова лежу у порога детдома, мне три месяца, а весь мир такой большой и…» И что? А дальше последует еще одна жалкая книжёнка, которую я даже читать не хочу.

Если вы хотите прочитать достойную книгу, то могу посоветовать вам мой Отзыв на достойное произведение!


katrinkameme

https://otzovik.com/review_7735532.html

Достоинства:

нет минусов

Недостатки:

только плюсы

Сразу хочу обратить внимание на дизайн, очень интересно читать понимая что книга сделана с душой. Автор знает, что нравится нынешнему поколению и делает то что доставляет ему. удовольствие и это прекрасно. Читая задумываешься над темой любви и понимания и уважения к своим родителям.


bertanie81

https://otzovik.com/review_9169506.html

Достоинства:

Оформление

Недостатки:

Все остальное

Хоть я и сама являюсь маленькой девочкой, могу сказать, что книга не несет в себе какого-то глубокого смысла. Вдохновившись фотографиями из «Мятной сказки», я решила сама прочитать эту книгу. По-моему это обычный фанфик, каких в интернете очень много, спасает разве что оформление. В книге повествуется о мальчике из детского дома, который становится актером в театре. в него влюбляется девушка, и он отвечает ей взаимностью. Кига мною была прочитана меньше чем за час. На самом деле очень разочарована тем, что данная книга стала настолько популярной, и кто-то даже считает ее шедевром, возможно потому, что других книг в жизни и не читали. Бессмысленная трата денег.


guslivalenki

https://otzovik.com/review_9079004.html

Достоинства:

Картинки

Недостатки:

Все остальное

Сколько же денег мой земляк вбухал в рекламную компанию этого творения?
Язык не поворачивается называть книгой. Просто текст с картинками. Картинки красивые. Текст — видимо для девочек школьниц с тонкой душевной организацией. Очень тонкой.
Рекомендовать никому бы не стал однозначно. Извините.


Nadya.15

https://irecommend.ru/content/otlichnaya-kniga-dlya-odinokogo-zimnego-vechera-s-chashechkoi-myatnogo-kapuchino-i-teplym-pl

Здравствуйте! Многие уже слышали о книге Александра Полярного «Мятная сказка».. У неё весьма хорошая реклама. А цитаты из книги уже многие знают наизусть благодаря интернету.

Я долгое время планировала приобрести данную книгу. И когда уже сделала интернет-заказ только решила почитать на неё отзывы… А отзывы кстати были не очень, прям обидно. Думаю, ну всё, очередная бесполезная покупка…

Но всё оказалось иначе.

С первых страниц меня эта книга тронула. Далее мне понравился стиль написания автора. При чтении тебя то окутывает тепло и нежность всей атмосферы истории, то бросает в холод от неожиданных событий, и ты продолжаешь читать и читать, тебе интересно что будет дальше.

«Мятная сказка» разбавлена зарисовками с цитатами, которые заставляют задуматься.

Для тех, кто ищет в книге глубокий смысл и что-то гениальное, думаю вы этого не найдёте. По мне так «Мятная сказка» представляет собой именно сказку.
Сказка для приятного вечера, чтобы отдохнуть, отвлечься от своих постоянных проблем и выпить чашечку горячего мятного капучино.


Seltsame

https://otzovik.com/review_9340686.html

Достоинства:

Красивое оформление, прекрасное начало и множество цитат

Недостатки:

Содержание, цена(слишком много просят за такое содержание)

Здравствуй, дорогой мой,
Недавно, перед Новым годом я зашла в книжный. Мне было интересно, привезли ли новый книги и есть ли какой-нибудь интересный детектив из тех, что и до этого были на полках, но как только услышала разговоры мамочек, которые то и дело спрашивали: «А есть Мятная сказка?», «Есть книга Александра Полярного?», «Можно Мятную сказку», то я сразу задумалась, даже забыв то, зачем пришла. Я была удивлена, столько родителей пришло купить их чадам книгу, в которой нет ничего такого.
И тогда я обсудила с друзьями это, на что те лишь посмеялись и сказали, что тоже не понимают этих людей.
В большинстве, эти книги нравятся подросткам, но я, будучи несовершеннолетней( то есть, тоже подростком), не могу понять почему такой большой фурор у этой книги.
Сама я эту книгу купила и не сожалею, но иногда у меня проскакивают мысли о том, что это было лишним. Просто потратила деньги ни на что, хотя, по моему мнению, единственное за что можно купить эту книгу, это оформление. Цитаты, красивые картинки, начинающиеся со звезд и заканчивающиеся красивым изображением различных мест.


Zarinoshka

https://otzovik.com/review_8365966.html

Достоинства:

Оформление, небольшой объем.

Недостатки:

Сюжет.

Добрый день. Данную книгу я хотела прочитать давно из-за множества хороших отзывов и постов в разных группах о данной книге. Она стала очень популярной среди подростков.
Везде были цитаты и картинки из книги и я подумала, что стоит ее прочитать, ведь не зря она так нравится стольким людям. Тратить деньги на эту книгу я не стала по той причине, что когда я хотела ее заказать, я наткнулась на несколько плохих отзывов под данной книгой и решила прочитать ее в электронном варианте. Книга написана довольно простым текстом и по началу мне все нравилось. Но после прочтения нескольких станиц, я поняла, что книга скучная и текст совсем не цепляет. Автор не смог полностью раскрыть героев и сюжет в своей книге и это больше похоже на плохой фанфик, придуманный 14 летней девочкой. Не понимаю, откуда столько положительных отзывов. Жалко потраченное время на эту книгу, но рада, что читала ее в электронном варианте, не потратив деньги.



WinterCherry

https://otzovik.com/review_7835977.html

Достоинства:

• Легко читается • Приятно оформлена • Интересный сюжет как основной истории, так и других

Недостатки:

• В некоторых местах очень грустно

До того как прочитать слышала много отзывов и оценок как негативных, так и положительных. Поэтому ничего определенного ожидать не могла. Осилила её довольно быстро, где-то за полтора или два часа. При прочтении первых страниц думала, что сюжет довольно простой и слишком быстрое развитие событий, такое, к слову, мне не очень нравится, но быстро втянулась и прониклась всем происходящим. Читать приятно и интересно. Написанна довольно лёгким и простым языком. Сама история и те которые рассказываются по ходу дела, заставляют задуматься о разном. Были такие моменты на которых я даже всплакунула, потому как было очень грустно. Мне понравилось, потому что в первый раз читаю книгу написанную и оформленную в таком формате)


scoundrelly

https://irecommend.ru/content/pusto-no-krasivo

Книга известная, и наконец решила взять её в руки. Красивые картинки, уютные свитера и кофе для атмосферы, все дела. Но не покидает чувство, будто читаешь чей-то черновик, и будто книга стремится заполнить себя до размера, позволяющего выйти ей в свет через издательство. Много абсолютно пустых моментов, не влияющих на сюжет (которого тоже немного). Некоторые дни пустые, в некоторых меняется повествование от 1 и 3 лиц, в некоторых нам рассказывают истории, вообще не имеющие отношения к основной сюжетной линии. После почтения, безусловно, остаётся грустный осадок, потому что книга как-никак грустная (и очень короткая, за день-второй можно прочитать), но для тех, кто любит не продуманный сюжет и прописанных персонажей, а чисто уйти от реальности и рассмотреть иллюстрации.


MarieSS

https://irecommend.ru/content/otzyv-na-knigu-polyarnogo-myatnaya-skazka-khudshee-chto-ya-kogda-libo-chitala

Книгу Александра Полярного «Мятная сказка» я случайно увидела на полках книжного магазина в каких-то совершенно невообразимых количествах, да еще и в нескольких изданиях. Несмотря на популярность автора в интернет-пространстве, я о нем ничего до этого момента не слышала. На обложке было указано что-то о миллионах восторженных читателей и сотнях тысяч подписчиков. Ради интереса решила приобрести это «чудо чудное», хорошо хоть не самое дорогое издание выбрала.

В общем, сказать, что я была разочарована — это не совсем точно. После прочтения я пребывала в некоторой прострации, пытаясь осознать, что это было. Откровенно говоря, судя по аннотации, я ожидала чего-то наподобие Макса Фрая: все вот эти вот кофе, снег, разбитые сердца, романтика. Вместо этого я получила кое-как написанные подростковые вирши.

По сюжету

Был мальчик Срйер, которого в раннем детстве отдали в приют. Потом его из этого приюта забрали. Но ничего хорошего из этого не вышло. Потом он вырос, получил профессию, влюбился… Но снова ничего позитивного его не ждало. После этого он много путешествовал по миру, страдал и даже усыновил мальчика из приюта. И что бы вы думали? Опять ни малейшего просвета в серой депрессивной картине мира…

Периодически текст повествования прерывается какими-то бессмысленными историями без начала и конца. Они ничего не несут, не украшают сюжет… Зачем, для кого их вставил автор, что хотел ими сказать — неведомо…

В итоге вся занимательная история была прочитана мною за пару часов, и даже их мне было жалко.

Язык и стиль

И ладно бы история была рассказана в захватывающей форме, богатым живым языком, чтобы цепляла и заставляла плакать — так ведь нет. Кое-как слепленные безэмоциональные фразы, перемежающиеся высокопарными высказываниями в духе 14-летнего подростка, претендующие на философскую глубину.

Нечто такое я могла бы написать самостоятельно. Лет в 13: и стиль был бы примерно на том же уровне и восприятие мира соответствующее))

Издание

Единственное, что украшает произведение — красивые издания. Я выбрала вариант попроще, и то он оказался хорош собой: со стильными черно-белыми картинками, которые зачем-то испортили вынесенными из текста цитатами.

В итоге, после прочтения в душе не осталось ничего — ни сострадания, ни грусти, ни особых воспоминаний. Обычно, если мне не нравится какое-то произведение, то оно хотя бы оставляет негативные эмоции. Ты можешь быть в чем-то несогласным с автором, можешь возмущаться или заскучать из-за тяжелого стиля. Но этот стиль, равно как и характерные персонажи, любопытный сюжет, в большинстве произведений все-таки есть. Здесь же ничего, пустота. «Прочитай. Забудь. И живи, как раньше жил», как написано в самом начале. Типа, автор предупреждал)

В общем, рекомендовать «Мятную сказку» Александра Полярного можно исключительно любителям ванильных соплей или желающим бездарно потратить время и деньги. Адекватным людям и ценителям хорошей литературы можно только посоветовать держаться подальше от сего опуса и не вестись на преувеличенно восторженные отзывы.



Сiдайте у гурток, малятки. Сейчас дiд Панас расскаже вам казочку.

Фирма, в которой дiд Панас работал в году далёком, двухтысячном, разрабатывала девайсы, которые сейчас, во время наше просветлённое, наверное, отнесли бы к IoT.

Дело в том, что в стране далёкой и богатой многие фирмы берут мультифункциональные устройства сканер-копир-принтер — да не мелочь пузатую, каковую хозяева радушные на стол гордо ставят, а такие, каковые сами со стол размером, и ценятся у торговца хитромудого столько, сколько холопу убогому за жизнь сознательную не заработать — в аренду. И позволяет это фирме малой, незначительной, во-первых, не вываливать суммы такие сразу, а, во-вторых, не заморачиваться покупкой расходников, техобслуживанием и проч.: от арендодателя такого девайса раз в какое-то время приходит холоп, специально обученный, аппарат сий открывает, тонер израсходованный досыпает, смазывает что дОлжно, ну и так далее. И окромя прочего, холоп сей, специально обученный, считывает с аппарата показания счётчиков — сколько страниц отпечатано было, сколько тонера израсходовано и т. п. — и записывает эти показания в книжечку свою. В центральном офисе своём холоп сей показания эти докладывает, и арендодатель выставляет арендатору счёт: «в месяце прошлом 450 страниц напечатать вы изволили, так оплатите же дань в 45 монет звонких, не деревянных».

Фирма, в каковую дiда Панаса работать позвали, родила мышь мысль: «А зачем холопа, специально обученного каждый месяц гонять? Пусть ходит он токмо туда, где что-то воистину сломалось. А узнавать, куда холопа посылать, будем мы при помощи коробка малого, специально обученного запрограммированного, каковой одним кабелем подключится к этому самому устройству зело многофункциональному, а другим — к сети вольной, международной, Интернетом кличущейся. Коробок сей диагностику всю прочитает, на наш сервер передаст, и доложит сервер арендодателю, к какому конкретно клиенту потребно слать холопа, специально обученного, с бутылью смазки али коробкой тонера, а к какому — всего-навсего счёт в конвертике малом, бумажном.»

И сел дiд Панас писать серверную часть, с которой коробочонка должна была соединяться и докладывать что дОлжно. А саму коробочонку — и железо, и софт — аутсорснула фирма в страну далёкую и загадочную, кою Кетаем кличут.

Долго ли, коротко ли, прошли годы месяцы, и пришла из земли далёкой коробка малая. И подключили её к серверам, и зажужжали тестовые ксероксопринтеры, и заморгала заморская коробочонка глазками зеленоватыми, и потекли по проводам байтики, и прожевали их написанные дiдом Панасом со товарищи сервера, и выплюнули счета, и возрадовались и CTO, и CIO, и CEO, и shareholder-ы, и выпустили коробочонки в продакшн. А дiда Панаса отправили… нет, не на пенсию — на все четыре стороны отправили (слава богу, что с выходным пособием), ибо всем известно: дiд сделал своё дело — дiд может уходить.

Вот только неувязочка вышла: как пошла коробочка по рукам клиентов — оказалось, что ж-ж-ж сие — неспроста: не всегда отзывались коробочки на призывы серверов своих, а коли отзывались, то не признавали командиров своих, а коли признавали, то несли в ответ ерунду несусветную. А коли привозили коробки малые в офис фирмы с намерением устроить им допрос с пристрастием — так прекращали коробчонки выкобениваться сий же час, и работать начинали без нареканий, аки доктор дiд Панас в спецификации прописал.

И пошли и CTO, и CIO, CEO, и и shareholder-ы нет, shareholder-ы никуда не пошли — не барское это дело — к дiду Панасу на поклон. И встал дiд Панас со своей завалинки, взял в руки посох свой крепкий, деревянный, и молвил: «Помогу я вам, сынки; посмотрю я, чем горю вашему помочь. Но таксу возьму я с вас не простую, а золотую.»

И взошёл дiд Панас в свой старый офис, и смахнул дланью своей пыль с клавиатуры, и призвал он демонов, именуемых словами страшными, колдовскими — trafshow(1) и tcpdump(8), и медитировал он над тем, что сказали ему демоны о продакшене. И дошло до дiда Панаса, почему работали коробки в офисе фирмы, да не всегда работали в продакшне, и вспомнил он заклинания заветные: «maximum transmission unit« и «фрагментация пакетов«, и про гарантии священные протокола великого IP.

В офисе, коий пользовал сеть быструю, Ethernet-овую, в коей jumbo-кадры вольно бродили, непуганые, — первый же пакет пересылаемый гарантированно всё необходимое в себя вмещал. Когда ж привозили коробок малый к клиенту неблизкому, путь данных от сервера до него (и обратно) тернист был и извилист, и коли встречали пакеты жирные на пути своём интерфейсы с MTU невеликими, то плакали интерфейсы сии слезами горючими, и фрагментировали пакеты, и пропихивали фрагменты свозь себя в уверенности, что сторона принимающая соберёт пакет исходный из кусочков, в соответствии полном с заветами Винтона Серфа и Боба Кана великих, что в книгу не особо тайную записаны, из листов многих, RFC зовущихся. Но не читали заветов Серфа и Кана кетайцы ушлые, а если и читали — то не поняли, а если и поняли — то не так, и обрабатывала коробчонка ихняя из приходящих пакетов-кусочков тот только лишь, каковой быстрее остальных по проводам прибежать успел да не потерялся по дороге — и чихала звучно на все прочие с высоты своей невеликой. А понеже не обещает великий протокол IP порядка, а доставку токмо (ибо ежели кому порядок и целостность нужны, тот сынка его призывает, TCP), то и видели коробчонки вместо стройных сообщений серверовых шелупонь всякую.

И указал дiд Панас перстом своим, от клавиатуры заскорузлым, на чушь сию несусветную заказчикам. И бил CTO челом о длань свою да со всей силы; и закручинился CIO; и вырвал попросил CEO вежливо у дiда Панаса посох его крепкий, деревянный, и умчался быстрее ясна сокола в страну далёкую Кетай на крыльях люминиевых, боинговых, обещав то ли инсталлировать посох сей кому-то в отверстие неподобающее, то ли раздать чегой-то кетайцам ушлым — да ветер налетел вольный, и услыхали присутствующие из слов его что-то лишь про «…юлей»; и shareholder-ы нет, shareholder-ы никуда не пошли — не барское это дело.

Скоро сказка сказывается, но и …юли тоже не долго раздаются — не прошло и недель нескольких, как прибыли из далёкой страны Кетай коробки малые с прошивкой исправленной — знать, в отверстие подобающее посох инсталлирован был — и за…тряслось всё, запыхтело, и сервера зажужжали, и полились данные в глубокие закрома баз соответственных, и потекли денежки вечнозелёные стремительным домкратом в карманы shareholder-ов (и теперь-то они уж точно никуда не пошли: вот это — барское дело).

И я там был, только пива не пил — горькое оно. И вообще, сказка — ложь, да в ней намёк, добру молодцу про уровни модели OSI урок, не любо — не слушай, а семинар проводить не мешай.



Почему всем не нравится мятная сказка


© Предоставлено: Parents.Ru


Трудности с засыпанием детей — одна из самых частых проблем. Мы сделали подборку лучших книг, читая которые малышу на ночь, вы поможете ему поскорее заснуть.



сказки на ночь для детей как выбрать


© evgenyatamanenko/Getty Images/iStockphoto
сказки на ночь для детей как выбрать

Однако не всякая современная мама может похвастать хоть небольшим набором колыбельных и сказок. И не каждый папа легко и быстро сориентируется с выбором нужной книжки для своего ребенка в магазине.

Каждый детский возраст требует своего подхода: если малышам достаточно колыбельной, то детям постарше, бывает, необходимо на хорошем примере с интересным сюжетом, рассказать о необходимости ежевечерне закрывать глазки. В помощь вам, усыпляющим неспящих, эта подборка.

Мартин Уодделл «Почему ты не спишь?»



сказки на ночь для детей как выбрать


© издательство «Поляндрия»
сказки на ночь для детей как выбрать

«Почему ты не спишь?» — ответ на этот вопрос, занимающий всех родителей в мире, пытается найти папа Большой Медведь. Ему, никак не удается уговорить Медвежонка заснуть. И чего он только не предпринимает, откликаясь на жалобы сыночка, боящегося темноты!

Автор этой сказки дважды лауреат премии «Smarties awards», премии имени Курта Мэшлера, а также обладатель Золотой Медали имени Г.Х. Андерсена. Добрую и трогательную историю взаимоотношений взрослого и малыша великолепно иллюстрируют акварельные рисунки художницы Барбары Ферт. За иллюстрации к этой книге в 1988 г. она получила медаль Кейт Гринуэй — самую престижную в Великобритании награду для иллюстраторов. А в 2013 году британская газета The Times назвала книгу «Почему ты не спишь?» «самой совершенной детской иллюстрированной книгой, которая была написана когда-либо». Эта книга, уже ставшая классикой «засыпательных» книг, сама подобна колыбельной.

Джонатан Ален «Я не сонный!»



сказки на ночь для детей как выбрать


© издательство «Клевер»
сказки на ночь для детей как выбрать

Как часто дети упрямо отрицают очевидное! И, как поступать в этом случае несчастным родителям? Особенно, когда речь идет о такой важной вещи, как сон. С детским упрямством, которое психологи называют «бессмысленным» и пик которого приходится на возраст около 2,5 лет, сталкиваются все мамы и папы. В стремлении к самоутверждению и проявлению себя, как личности, малыш, в такие моменты, не соглашается даже с совершенно ясным и понятным для него самого. И задача мудрых родителей понять это и помочь крохе выйти из положения, не обвиняя его. Вот, например, так, как это сделал папа маленького Совенка, отчаянно борющегося со сном. Он-то знает секрет, как уложить сына!

Непослушный Совенок, придуманный Джонатаном Аленом, продолжает свое путешествие по книгам серии. И снова он упрямится, и вновь непонятно от чего. Может, он и правда, не хочет спать?

Автор посвятил детским отрицаниям целую серию книг: «Я не Дед Мороз!», «Я не миленький!». И все они об очень миленьком совенке. Вся серия «Совенок» — это добрые и забавные истории, идеальные для чтения на ночь, когда малышу надо успокоиться и настроиться на отдых. Дети узнают себя в маленьком упрямце, что позволяет им взглянуть на происходящее со стороны и, быть может, измениться в лучшую сторону.

Андрей Усачев «Колыбельная книга»



сказки на ночь для детей как выбрать


© издательство «Рипол Классик»
сказки на ночь для детей как выбрать

Под колыбельные из этой книги сладко засыпают не только дети, но и динозаврики из далекого прошлого Земли, лунатики в открытом космосе, солнечные зайчики на золотых листьях в осеннем лесу… Благодаря замечательным иллюстрациям выдающегося художника Игоря Олейникова, всем им предстоит увидеть во сне красивые и добрые сказки.

А стихи из «Колыбельной книги» не только «засыпательные», но и просто хорошие стихи. Глубоко лиричные, настраивающие на единый — славный лад, взрослых и детей, они нравятся и тем, и другим, трогая сердца искренностью и добротой. И печалью.

Автор книги — один из самых известных современных российских детских писателей и поэтов, лауреат премии «Книга года». Часть средств от продажи книги направляется Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики».

«Колыбельные для всей семьи»: Флавиан-Пресс, Dreamsong.ru

Почему всем не нравится мятная сказка

Почему всем не нравится мятная сказка

Это сборник известных и не очень колыбельных, собранных и исполненных Наталией Фаустовой. В книгу вошли всеми любимые «Колыбельная Медведицы», «За печкою поет сверчок», забытые народные напевы «Купалинка» и «Колыбельная Арины Родионовны», а также написанные специально для этого проекта «Звезда» и «Спи, мой мальчик» на слова В. Брюсова.

Книга и CD-диск появились благодаря стараниям певицы и фотохудожника Наталии Фаустовой, исполняющей здесь песни. Художник-иллюстратор Анна Силивочник создала на страницах книги целый мир волшебства и фантазии. Герои, узоры, детали — все это можно рассматривать бесконечно. И, конечно, отличительная особенность книги — прилагаемый диск. Он всегда придет на помощь уставшим читать вслух мамам и папам. Для нынешних и будущих родителей «Колыбельные» могут стать частью традиции, передающейся по наследству и тем первым, но весьма основательным «мостиком», соединяющим всю семью, помогающим и через много лет не потерять связь с ребенком.

Туве Аппельгрен «Спокойной ночи, Веста-Линнея!»



сказки на ночь для детей как выбрать


© издательство «Открытый мир»
сказки на ночь для детей как выбрать

Что делать, если ты всю ночь ворочаешься, и тебе снятся страшные сны? Как быть, если в самый отчаянный момент хочется прижаться к маме, но забираться в родительскую постель запрещено? На эти и другие вопросы, актуальные для любого ребенка, ищет ответы финская девочка с необычным именем. Весте-Линнее чудится в темноте колодезная ведьма, и ей очень страшно. Но однажды место в родительской постели оказывается занято ее младшей сестренкой. Тут-то Веста-Линнея понимает, что теперь она — старшая сестра и должна научиться сама справляться со своими страхами.

Истории из жизни Весты-Линнеи стали практическим руководством для детей и родителей во всем мире, они помогают разрешить конфликты, возникающие в любой семье и на первый взгляд кажущиеся нерешаемыми.

Туве Аппельгрен — финская писательница и театральный режиссер, получившая широкую известность после выхода в свет серии книг о маленькой девочке Весте-Линнее. В 2008 году книга «Черные мысли Весты-Линнеи» была номинирована на звание лучшей детской книги Финляндии. В 2010 году писательница была номинирована на Премию имени Астрид Линдгрен.

«Колыбельные сказки»



сказки на ночь для детей как выбрать


© издательство «Рипол Классик»
сказки на ночь для детей как выбрать

Для самых маленьких — тех, кто еще не умеет читать сам, но уже научился внимательно слушать родителей, лежа в кроватке, здесь собраны целых 365 сказок. На каждый вечер целого года! Каждому времени года, каждому месяцу — свои сказки. Короткой истории как раз должно хватить малышу, чтобы закрыть глазки и представить себе… Необычную ворону или страуса с ветерком, поросенка, любителя мороженого или барашка на карусели… И еще многих-многих сказочных зверюшек, вместе с которыми совсем не страшно очутиться во сне.

Мерви Линдман «Храбрая крошка Мемули»



сказки на ночь для детей как выбрать


© издательство «МД Медиа»
сказки на ночь для детей как выбрать

Есть такие славные книжки, которые просто из рук выпускать не хочется. Потому, что самое плохое настроение после их чтения улетучивается, а мир вокруг становится светлее.

Бедняжка Мемули боится всего на свете, особенно ночью… Например, ей страшно ходить в туалет, потому в унитазе может прятаться зеленый крокодил, она боится пены в ванне, темноты и даже клубничного киселя. А также вещей, шевелящихся в ее комнате в темноте и мохнатую пыль, выползающую из-под кровати.

Но рядом есть мама и стоит только покрепче прижаться к ней, обхватив и руками, и ногами, все страхи отступают. «Храбрый — это тот, кто, несмотря на страх, все равно идет вперед», — так говорит мама Мемули. И Мемули ей верит.

Книга о крошке Мемули нарисована и написана одним автором, прекрасной финской художницей Мерви Линдман. И, может быть, поэтому ее герои получились такими живыми и обаятельными. Разглядывая иллюстрации, можно каждый раз придумывать собственный текст. Что, между прочим, и делают некоторые дети.

Больше полезных и интересных материалов о том, какие книги читать детям — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Материалы по теме:

  • В черный список: 10 сказок, которые нельзя читать детям до 12 лет
  • Старые или на новый лад: какие сказки не стоит читать детям
  • Ни читать, ни писать: почему в Англии так много неграмотных людей
  • «Хочу дать сыну свою фамилию, чтобы не исчез род. Муж против»
  • «Им здесь не место»: чем так раздражают мамы, которые всюду берут с собой младенцев

Корпорация Майкрософт и ее партнеры могут получить комиссионные, если вы приобретете что-либо по рекомендованным ссылкам в этой статье.

А.Плющев Добрый вечер! Вы слушаете программу «Особое мнение». И, как и было обещано в этом выпуске, Дмитрий Быков, писатель и журналист. Добрый вечер, Дмитрий Львович!

Д.Быков Здравствуйте, Саша, здравствуйте всем!

А.Плющев С вашего позволения начнем вот с чего. Опять же вопрос взаимоотношений интеллигенции и власти, он никуда не девается. Время от времени обостряется или чуть-чуть отодвигается в сторону. Но сейчас какая-то острая фаза, потому что, с одной стороны, то, что происходит вокруг Моргенштерна, оно непонятно, то ли трагедия, то ли фарс, ну, и точно трагедия с Юрием Хованским, который сегодня написал открытое письмо.

Д.Быков Потрясающее письмо, я должен сказать.

А.Плющев Да. Вас просили тут прямо до эфира прокомментировать, что вы думаете по этому поводу.

Д.Быков Понимаете, Борису Стругацкому принадлежит очень точная мысль: «Наше сострадание, наш гуманизм, более того наше уважение к закону проявляется тогда, когда речь идет о людях, нам лично неприятным». Он это говорил применительно к фловерам к роману «Отягощенные злом». Флора неприятное явление, но уничтожать флору нельзя. Вот все упирается в то, что Хованский многим не нравится. Так вот нравится вам человек или нет, склонять его к сделке со следствием, шантажируя судьбой его девушки, нельзя. Держать его полгода без предъявления каких-либо обвинений, более того, с привлечением, судя по всему, лжесвидетелей нельзя. Никак нельзя наказывать человека за песню, спетую в 2012 году по законам 2018 года. И здесь не важно, нравится вам Хованский или нет. Он тысячу раз принес уже извинения за ту свою, чего говорить, постыдную глупость.

Д.Быков: Я хочу сказать одно: тренд на репрессии и абсурд будет переломлен, потому что хватит

Но и то, что делают с Хованским сейчас, находится не только за гранью закона, но и за гранью здравого смысла. А уж шантажировать судьбой близких просто из-за того, что у следствия недостаточно материала, это очень нехорошо. И являться подследственному без адвоката — это тоже противозаконно.

Понимаете, Мандельштам, когда сидел и когда Сталин звонил Пастернаку, он все спрашивал: «А вы его считаете мастером?» На что Пастернак так и сказал: «Сажать нельзя ни за хорошие стихи, ни за плохие.

Это проблема принципиальная. Нравится вам Хованский или не нравится, сегодняшняя Россия такова, что никто никому не нравится. Я знаю огромное количество людей, которые просто хотели бы моей смерти и прямо и откровенно в этом признаются. У них пока не получается. Мы все ненавидим друг друга, но это не повод человека сажать и шантажировать судьбой девушки.

А.Плющев Но одно дело — не нравится. Нравится, не нравится — это оценочные категории.

Д.Быков …Спи моя красавица.

Д.Быков: Вечно эксплуатировать народный здравый смысл и чувство собственного достоинства нельзя

А.Плющев Другое дело, когда люди говорят: «Вот человек хлебнул по полной того, на стороне чего он стоял.

Д.Быков Он не стоял. Я понимаю. Видите, с Моргенштерном, скорей всего…

А.Плющев И с Моргенштерном тоже.

Д.Быков Может, Моргенштерн был за эту власть, говорил, что все можно. Заявления были очень циничные. Я думаю, поциничней, чем у Хованского. Но это тоже не повод говорить, что он распространяет наркотики по сети.

Я очень не люблю этих ситуаций, когда про человека говорят, что он хлебнул и теперь поймет. Беда в том, что когда человек хлебнул, он не понимает. Это забивает его по шляпку, но не делает его умней.

И это очень советский дискурс, что вот покушал нашего хлеба и теперь понял… хлебнул дерьма, грубо говоря. Не нужно думать, что дерьмо так сильно проясняет ум. Не нужно так сильно верить в интеллектуально стимулирующие свойства дерьма. Не нужно все время говорить, что человек начинает что-то понимать, только тогда, его побили под дых. Конечно, Моргенштерн только более скептически будет относиться к этому государству. Или, может быть, более радикально с ним сотрудничать, потому что, видите, ему якобы сделали предложение, от которого нельзя отказаться.

Д.Быков: Не нужно так сильно верить в интеллектуально стимулирующие свойства дерьма

Вот я, например, знаю одну женщину, которая очень призывала меня посадить за некоторые мои высказывания. А потом у нее арестовали сына просто за прогулку на по улицам боже упасли, ни на какой митинг не шел.

Испытываю ли злорадство по отношению к этой несчастной? Нет, испытываю. Стала ли она что-то лучше понимать? Нет. Понимаете, я вообще против того, чтобы беззаконие применялось к кому-то бы то ни было, к плохому или хорошему человеку, по заслугам или не по заслугам. По заслугам нас всех надо много раз убить, — говорил тот же Пастернак.

А.Плющев А как же быть с тем, что сам Юрий Хованский пишет? Он сам пишет, что стал больше понимать. Он понял.

Д.Быков Он стал больше понимать. Но цена, заплаченная за это, явно непропорциональна. А, во-вторых, он стал, может быть, что-то больше понимать, но он утратил что-то бесконечно важное.

Д.Быков: Нравится вам Хованский или не нравится, сегодняшняя Россия такова, что никто никому не нравится

Вот я помню, у Вознесенского спросил: «Когда вас били после хрущевского ора, когда вас били, когда вас послали в армию, может быть, вы стали больше понимать про советскую власть?», он сказал: «Понимать-то, может быть, я стал больше. Но когда тебя бьют ногами под дых, из тебя уходит Моцарт». Вот это я помню дословно. Это очень точно.

Я не думаю, что в Хованском был Моцарт. Но человек, который все понимает через репрессии, что-то он теряет. В нем поселяется страх, в нем поселяется осторожность, в нем поселяется тотальное недоверие.

Да вот Синявский, я помню, мне рассказывал: «Когда я вернулся из лагеря, я лучше не стал. Я стал человеком, который больше думает о себе, а это не всегда хорошо».

А.Плющев Тут спрашивают вас: «Для чего властям понадобился суд над «Мемориалом*» и как скоро его деятельность объявят экстремистской?» Я просто напомню, что суд над «Мемориалом*», который объявлен иностранным агентом, он не ставит вопрос об экстремизме, но, очевидно, что наш слушатель и зритель заглядывает немного дальше.

Д.Быков Я вполне солидарен с Леонидом Гозманом, который предположил, что «Мемориал*» могут и помиловать в этот раз по такому вечному принципу: «купи козу». Вот сначала наехали на «Мемориал*» без всякой внешней необходимости, а потом отъехали от «Мемориала*» — и все испытали облегчения.

Во-первых, законности не прибавится от этого, даже если «Мемориал*» будет во время встречи президента с СПЧ каким-то образом помилован. А, во-вторых, «Мемориал*», так или иначе, в этой ситуации обречен. Но обречен просто потому, что «Мемориал*», они не только историки, они еще и правозащитники. А правозащитник для сегодняшней власти сегодня стоит в одном ряду с «общечеловеками, либерастами и толерастами». Это они придумали такие слова для того, чтобы унизить максимально всех этих, чего-то там лепечущих про какие-то права. Для них права человека — оксюморон. Такой же оксюморон был, как для Кафки. У них кафкианское мировоззрение, что человек — игрушка великих сил.

Я просто хочу поделиться, Саша, одним таким, довольно иррациональным ощущением. Вот после наезда на «Мемориал*» и реакции на это, надо признать довольно массовой, у меня появилось какое-то даже не 6-е, а 7-е чувство, что хватит, что год спустя мы будем жить в стране, сильно улучшенной, сильно изменившейся. Но есть какие-то грани абсурда, которые лучше не переступать.

А.Плющев Ох-ох-ох! То есть сейчас будет утопия от Дмитрия Быкова такая.

Д.Быков Утопия, не утопия, но понимаете, вечно эксплуатировать народное терпение, может быть, и можно, терпение, действительно, бесконечное. А вот вечно эксплуатировать народный здравый смысл и чувство собственного достоинства нельзя. Потому что в какой-то момент неуловимый, иррациональный что-то внутри вас говорит — хватит. Ну, достаточно, покуражились. Я не понимаю, как это, и главное, я не понимаю, откуда это. Вот это чувство во мне окрепло очень после смерти Градского. У нас с ним были неплохие отношения. И он мне обещал, если там что-то есть, подать знак. Это была тема наших разговоров неоднократно.

Вот, может быть, он, пролетая мимо, что-то мне такое сказал, что хватит терпеть или что скоро рассвет. Но у меня есть ощущение. Давайте проверим мою интуицию. Может, я неправ, я охотно подставлюсь, но, мне кажется, что декабрь 22-го года мы будем встречать в других обстоятельствах.

А.Плющев С другим настроением, вы хотите сказать.

Д.Быков Да, пободрее. Нет, если будет радикальное ухудшение… Мне кажется, что наступает год великого перелома. Если это будет год великого перелома к худшему, что не исключено, как было в 29-м году, в тот год великого перелома, — ну, значит, пусть вниз необратим. Значит, с этим проектом — проектом великой державы происходит что-то необратимое, значит, ее и не будет никогда. Но, мне кажется, что будет. Поэтому ближайший год будет переломный. Поэтому это ощущение на уровне именно интуиции, совершенно невербализуемое. Я очень в это верю.

А.Плющев Тут сразу много вопросов у меня возникло, потому что, во-первых, вопрос мелкого характера. Как, по вашим ощущениям, это изменение будет с Владимиром Путиным или без него?

Д.Быков: Нельзя вечно жить в стране, где два вида новостей: «возбуждено уголовное дело» и «такой-то умер от ковида»

Д.Быков Во-первых, это непринципиально. А, во-вторых, я в России всегда понимаю, что произойдет, но не всегда понимаю, как. В этом ее вечная сюрпризность. И, может быть, сюрпризность и прелесть российской истории именно в том, что вектор всегда понятен, потому что цикл, а конкретный механизм всегда сюрпризен. Именно поэтому мы здесь все, в общем, и живем, потому что нам люто интересно.

И я надеюсь, что это произойдет без каких-то масштабных катаклизмов. А с кем?.. Ну, это ведь не принципиально. В России Сталин в первые 40 лет жизни был разрушителем империи, а вторые 40 — ее строителем. Эта страна вас использует так, как ей нужно в ее интересах. Если бы чуть повернулось все иначе, он бы и так дальше занимался эксами, довольно удачно, кстати. Но им воспользовались так. Этот гвоздь забили вот в эту древесину. Но от воли гвоздя здесь зависит очень мало.

А.Плющев Подождите, то есть вы допускаете, что при нынешних властях, при президенте Путине, при главе Владимире Путине возможен существенный поворот?

Д.Быков Ну, слушайте, при нынешних властях мы первые выразили поддержку Джорджу Бушу, поднимался вопрос о приеме России в НАТО в обход процедуры. Это было при нынешних властях. Нынешние власти России — это птенцы гнезда Собчака. А что зависит в России от нынешних властей? Нынешние власти посещали полигон в Коммунарке и говорили: «Господи. да как же это можно? Что же они натворили?» Это было.

Сейчас именно они же что-то делают с «Мемориалом*». Я напоминаю, что у властей России образца 61-го года, которые выносили Сталина из Мавзолея, руки были по локоть в крови, о чем говорили многие.

Какие там власти, какие там люди, это совершенно непринципиально. Могут сложиться такие обстоятельства, при которых полный поворот кругом произойдет руками абсолютно этих же людей. Я на этом не настаиваю. Мне бы этого не хотелось. Конечно, ротация власти какая-то нужна. Но просто я хочу сформулировать, чтобы не было нигде разных толкований. А то сейчас опять мои друзья и коллеги по либеральном лагерю будут искажать мои слова.

Я хочу сказать одно: тренд на репрессии и абсурд будет переломлен, потому что хватит.

А.Плющев Какое-то прямо предновогоднее настроение у Дмитрия Быкова, мне кажется. Знаете, когда ждешь сказки…

Д.Быков Приятно тонешь в новогоднем…

А.Плющев Кстати, как новогодний эфир — будет?

Д.Быков: Правозащитник для власти сегодня стоит в одном ряду с «общечелавеками, либерастами и толерастами»

Д.Быков Ну, конечно, куда он денется? Мне, во всяком случае, Венедиктов пообещал. Хотя если Роспотребнадзор скажет, что в студии должен находиться один человек, тогда я, конечно, откажусь, потому что в одиночку веселить публику не смогу.

А.Плющев У этого вопроса просто была подоплека. Это в том смысле, что вы приедете к нему сюда, в студию.

Д.Быков Откуда вы знаете, что я вообще куда-то уехал, Саша?

А.Плющев Вы мне говорили об этом в эфире просто, вот и всё.

Д.Быков Я много чего говорил в эфире. Никто ничего не должен знать, где я нахожусь. Это ужасная тайна.

А.Плющев Хорошо, значит, будет сохранять одни тайны и стараться развенчивать другие с Дмитрием Быковым. Напомню только, что упомянутый в нашем эфире «Мемориал*» был объявлен иностранным агентом. Мы вынуждены об этом говорить, благодаря людям, изнасиловавшим русский язык. Но, тем не менее, мы продолжим.

Вот смотрите, сейчас не та прекрасная Россия будущего, которую вы ожидаете или перемен, которых вы ожидаете, а вот нынешняя. Просто мы с вами можем констатировать, что у нас последняя, например, надежда осталась на то, что произойдет на Совете по правам человека. Потому что ни на суд, ни на какие разбирательства, ни на то, что над кем-то там сжалятся, смилостивятся и так далее, Потому что ни на суд, ни на какие разбирательства, ни на то, что над кем-то там сжалятся смилостивятся и так далее, надежды особой нет. Надежда только на это. А это на что надежда — на совершенно небольшое количество людей с независимым мнением, которые в этом Совете остались, надежда на то, как это воспримет Владимир Путин. Мы в классной ситуации, мне кажется. Прямо, действительно, казалось бы, Дальше некуда.

Д.Быков Во-первых, нельзя не отметить, что для Владимира Путина сейчас идеальный момент проявить вдруг милосердие относительно «Мемориала*», запрещенному. Это даже не милосердие, а даже здравый смысл, назовем это так.

А затем второй момент для меня важен. Вот вы говорите, что надежда на чудо. Это чудо на самом деле всего лишь называется некоторым пределом внутреннего терпении нации. Ну, нельзя вечно жить в стране, где два вида новостей: «возбуждено уголовное дело» и «такой-то умер от ковида».

А.Плющев Может быть, вы просто не те новости смотрите и слушаете?

Д.Быков Нет, других новостей нет. Когда вся международная повестка, это: «Мы не хотим воевать с украинской, но вообще-то она этого заслуживает», а вся внутренняя: «такой-то умер… такого-то посадили». Ну, не может это быть главным информационным фоном. Человек рожден не для того, чтобы загонять себя в вонючий подвал. Вот и всё.

Д.Быков: Сегодняшняя государственная идеология России полна грозности и пафоса, но самоиронии в ней нет

Конечно, есть некоторое количество платных троллей на «Эхо Москвы», которые уже и нас с вами сейчас начнут комментировать. Мы всех этих людей знаем, мы знаем все их данные. Мы их лелеем и холим этих людей, мы ни в коем случае не будем их забанивать, потому что они нужны нам для наглядности. Мы как бы раз водим их, как муравьи разводят тлю. Но то, что все население России таково, что все население России желает только посадок и смертей — есть люди, которые желают, конечно, но есть люди, которые друг друга ненавидят, я только что об этом сказал, — но делать это единственной повесткой человеческого существования, — ребята, ну, вы о чем? Даже инквизиция до такого не доходила.

А.Плющев А, кстати, кто такой народ, о котором вы говорите, когда говорите про то, что народ скажет — хватит?

А.Плющев Да какая мне разница, какое слово здесь употреблять? Народ, население, люди… Слово люди, я надеюсь, ни у кого не взывает вопросов? Огромное количество людей любят быть хорошими. Наслаждаться мерзостью для человек — это явление скорее негативное и редкое. Большинству людей хочется получать хорошие новости: такого-то отпустили и такой-то выздоровел, а не такого-то посадили и такой-то умер.

Какое-то время очень приятно следить за чумой, пока она не затрагивает тебя. Мне кажется, что сегодняшнее население России (если вам не нравится слово «народ») уже начало понимать — когда тебя можно в любой момент посадить, жену изнасиловать, дочери подбросить наркотики, а сына призвать в армию и пустить адвоката, — нет, ребята, мы не за это воевали.

А.Плющев Значит, о войне тоже можно поговорить, но только о войне с коронавирусной инфекцией, которая у нас тоже достаточно своеобразная. У нас ходят слухи опять же… Интересно, что мы с вами комментируем не новости, а слухи, потому что новостей особенно-то и нет на фоне тех слухов, которые ходят. И вот ходят слухи, что закон про QR, его будут переименовывать. Я, готовясь к сегодняшней программе, подумал, что у меня есть хорошая литературная аналогия. — не знаю, одобрите вы или нет — с приключениями капитана Врунгеля. Там, если помните, две буквы отвалились на яхте.

Д.Быков На яхте «Беда».

А.Плющев И стала яхта «Беда» из «Победы». Мне кажется, это прямо оттуда. Может быть, у вас будет какая-то другая литературная аналогия. И что думаете по этому по воду?

Д.Быков В России неверен этот принцип: как яхту назовете, так она и поплывет. Как раз здесь есть такой черный юмор. Чем патетичнее и пафоснее название яхты, тем хуже она поплывет. А название должно быть ироническое, насмешливое.

Кстати, вот касается государственной идеологии. Сегодняшняя государственная идеология России полна грозности и пафоса, но самоиронии в ней нет абсолютно. А то, в чем нет самоиронии, в России не приживается. Так что у яхты «Беда» больше шансов.

А.Плющев У нее всегда, мне кажется, больше шансов, даже не в нашей действительности.

Д.Быков Да, а вообще в жизни.

А.Плющев Вы видели эту историю, когда Путин прививался порошком?

Д.Быков Да, причем оказалось, что имеются в виду брызги. Она назальная, а он сказал, что это порошок. Дело в том, что здесь как раз я не вижу противоречия, потому что в российском жаргоне всегда лекарство называют порошками, любые. «Пусть выпьет горько хины 15 порошков, запьет чайком с малиной — и будет он здоров». Порошок — синоним слова «пилюля».

А.Плющев Имя нарицательное. Да нет, он сказал прямо: «Это точно не жидкость. Это порошок».

Д.Быков А, ну тогда уже вопрос. Может быть, действительно, прививки осуществляются тем веществом, о котором они говорить нам не могут, но, может быть, это даже более целительно. Если ты так внюхал порошок, — то какие-то ассоциации тут первые приходят?

Я просто исхожу из того, что цепляться к словам главы государства давно неинтересно. Сейчас интересно не то, что скажет глава государство. Сейчас интересно то, что скажут люди, которые за всем этим наблюдают. Вот, мне кажется, что история с метаном на шахте, она почему-то оказалась тоже каплей, переполняющей чашу. Хотя почему бы и нет? Потому что все-таки 52 человека.

А.Плющев С одной стороны, так. А, с другой стороны, многие заметили, что она как-то не очень-то сдетонировала. Потому что бывали уже трагедии, на них как бы общество реагировало гораздо…

Д.Быков Знаете, Саша, тут в чем проблема? Публичная громкая детонация, выход на улицы — это не всегда осуществляется особенно по зимнему времени, особенно по ноябрю, это не всегда осуществляется сразу. Это возникает такое пробивание какого-то внутреннего барьера. И поскольку, собственно, обладать интуицией — моя профессия, и моя интуиция довольно редко мне врала — я насчет Крыма догадался еще году в 13-м, — в общем, у меня есть ощущение, что сейчас какой-то внутренний барьер пробит. Я слышу какой-то «хватит!» И этот хватит — не мое. Потому что я-то как раз как наблюдатель мог долго еще наблюдать за этими безднами политического и человеческого падения. Но как-то так много сошлось всего одновременно — смерти, запреты, техногенные катастрофы и судебные преследования, что когда это все бьет в одну точку, эта точка вдруг взрывается. Такое есть у меня ощущение.

Очень долго люди думали: нами можно делать всё. Сейчас, мне кажется, они говорят: Нет, не всё». Почему это я не знаю. Это любопытная иррациональная тема, но, может быть, не я один чувствую что-либо подобное.

А.Плющев Это отличная мысль для ее обсуждения. Перед Новым годом это замечательно. Через 4 минуты мы продолжим с Дмитрием Быковым, писателем и журналистом.

НОВОСТИ

А.Плющев Продолжаем программу «Особое мнение» с Дмитрием Быковым. Говорили много о прекрасной России будущего или ближайшего будущего, я бы так сказал, в видении Дмитрия Быкова. Теперь возвращаемся в Россию настоящего, впрочем мы оттуда никуда и не уходили.

Д.Быков: Лицо Ковальчука — это лицо человека, у которого все хорошо. Я бы хотел, чтобы российская наука выглядела так

Тут у нас прошла церемония Всероссийской премии «За верность науке». И лауреатами в этом году стали: Михаил Ковальчук (один из братьев Ковальчуков) и Сергей Нарышкин, глава СВР. Он получил за книгу «100 лет СВР», ну, а Михаил Ковальчук — за свои достижения в науке.

Многие отмечают, что премия эволюционировала прилично. В 2015 году, например, Дмитрий Зимин ее получил, а ныне — Михаил Ковальчук и Сергей Нарышкин. Как вы воспринимаете, Дмитрий?

Д.Быков Мне очень понравились сказанные там слова, что у российской науки должно быть лицо Ковальчука. Это меня очень греет, во-первых, потому, что мне нравится лицо Ковальчука, это совершенно очевидно. Во-вторых, у Ковальчука счастливое лицо, довольное. Поэтому я бы не возражал, если бы у российской науки было счастливое лицо, довольное, умеренное сытое, улыбчивое, то есть, чтобы у российской науки все было хорошо. Лицо Ковальчука — это лицо человека, у которого все хорошо. Я бы хотел, чтобы российская наука выглядела вот так.

Ну, а книга «100 лет СВР»… «Понимаете, ведь цель науки, — говорил Менделеев — не убеждать дураков. Цель науки — показывать, как оно есть». Вот премия за книгу о СВР очень наглядно показывает, как оно есть. Я за наглядность. Важный научный факт, что Нарышкин получил эту премию за вклад в науку, за книгу «100 лет СВР». Наука этим фактом приросла. Это полезно.

А.Плющев Ну, здорово, да. То, что здесь ломается, оно само же и восстанавливается. На «Эхе Москвы» так бывает. Вне независимости от человеческой деятельности.

Но, с другой стороны, мне кажется, что российская наука должна и это пережить. Как же иначе?

Д.Быков Более того, еще раз говорю, наука не рассказывает, наука показывает. И вот все, что показательно, мне нравится. Я хочу видеть не только у российской науки, но и у российского детства, у российского общепита, у российской прессы — у всего я хочу видеть лицо Ковальчука, потому что это доброе счастливое лицо. Да здравствует Россия с лицом Ковальчука! Только надо для этого всю Россию перевести статус Ковальчука, то есть в статус друзей Бога. Это мне нравится. Все друзья бога — мои друзья.

А.Плющев У нас есть еще разные сильные мира сего, претендующие тоже на какую-то роль вершителей. В частности, Александр Лукашенко есть. Тут он дал интервью ВВС. Многие его обсуждают, в смысле — зачем вообще? Если не брать вопрос «а зачем вообще?» можно поговорить о том, а вообще разговор с диктором, он нужен или нет?

Д.Быков: Война с Украиной — это все равно тушить огонь соломой

Д.Быков Разговор с диктатором необходим. Как мне писал однажды в письме Борис Стругацкий, разговор со Стругацким — это как редкая марка в коллекции: можно любоваться, а можно обменять. Это ценная информация. И не так много осталось диктаторов, чтобы с ними поговорить. Это и психоаналитически очень интересно и художественно. А особенно любопытно, что эти два человека искренне думают, что они глумились друг над другом в этом разговоре. И думаю, что они получили очки по его результатам. Кстати, я уверен, что оба получали удовольствие от него.

Корреспондент видел, что перед ним сидит редчайший образец человеческой породы, образчик, поразительный по наглядности. А Александр Григорьевич получал наслаждение, переходя с ним на ты, и говоря ему «слушай сюда». Как бы оба получили свое удовольствие. Мне кажется, что это было и для зрителей и для них очень приятно.

А.Плющев Смотрите, Меркель на Западе, например, в Польше критикуют за то, что она позвонила Лукашенко и тем самым легитимизировала его статус. Это интервью не из того же рода?

Д.Быков Нет. Я вам больше скажу. Помните, когда-то Виктора Черномырдина критиковали за то, что он легитимизировал Шамиля Басаева: он стал с ним разговаривать. И, может быть, какие-то жизни этим спас, но, говорили, уронил статус власти.

Разговаривать надо. Разговаривать надо в любом случае, чтобы сделать ситуацию понятной. И, мне кажется, что сейчас она, благодаря этому интервью, стала наглядней.

А.Плющев А вам-то как кажется, кто вышел победителем в результате?

Д.Быков Мне кажется, белорусский народ. Потому что многим было непонятно на Западе — я же общаюсь здесь с людьми, — а чего хотят белорусы? Спрашивали наивные студенты многие: «А что не нравится белорусам? Говорят же, в Минске очень чисто». Ну, вот увидели, как именно там чисто. В смысле наглядности и порядка это какая-то идеальная чистота — химическая.

Выиграли белорусы, потому что всем стало понятно, наконец, с кем они имеют делать. Мир это увидел. И это великий, конечно, шаг со стороны ВВС.

А.Плющев Примерно такой вопрос задают слушатели и о Зеленском. Спрашивают ваше мнение, как он изменил Украину, и как президентский пост изменил его самого? Но тут надо сказать, что есть повод. Он тут сделал весьма громкое заявление о готовящемся государственном перевороте. И под это дело много трактуют это заявление. Под это дело можно и поговорить о том, как президентский пост изменил Зеленского или как Зеленский изменил Украину. Нет ли тут какого-то урока для нас?

Д.Быков: Когда Зеленский начинает грозить, предупреждать, обвинять, он неубедителен в этом качестве

Д.Быков Саша, здесь надо очень тонкую вещь сказать. Перед Зеленским стояла масштабная задача из шоумена превратиться в президента, более того, в президента все Украины, президента-объединителя после Порошенко, который многих размежевал. Это задача решаемая, как показал опыт, это интересный эксперимент политологический. Но стать таким объединяющим президентом, более того, стать президентом шоуменом есть только один путь: надо играть на положительных эмоциях. Можно использовать сарказм, гротеск. Но шоумен-ястреб — это выглядит неинтересно, это не перспективно. Мне кажется, что когда Зеленский начинает грозить, предупреждать, обвинять и так далее, он неубедителен в этом качестве. Он убедителен был в качестве миротворца, в качестве сатирика временами и иногда в качестве объединителя аудитории. Но выступать в качестве грозно сводящего счеты с прессой — а здесь такие элементы были, — или в статусе разоблачающего врагов народ — это не шоуменский статус. Поэтому здесь надо помнить о судьбе Трампа, который, как мне кажется, используя худшие шоуменовские и политические приемы, в результате провалил многое.

Здесь нужно, переключая себя из регистра народного любимца в регистр народного вождя, очень важно не включать момент страха и давления. Потому что это с народным любимцем не монтируется. Со слугой народа, которого сыграл Зеленский, не монтируется. Зеленский с самого начала был очень ограничен в средствах, которые он может применять. Ястреб из него не получается никак.

А.Плющев О ястребах и о голубях. На прошлой неделе буквально все только и говорили, будет ли война с Украиной. И вдруг как-то моментально отпустило. Это на нас специально такое наваждение насылается, что бы мы думали, что если завтра война… или это реальная тема, о которой мы просто не хотим думать до тех пор, пока нам из каждого утюга про нее не скажут?

Д.Быков Я могу вам объяснить, хотя вы и без меня прекрасно знаете, как я это понимаю, во всяком случае. Тема войны возникает не потому, что геополитически (ненавижу это слово) или просто политические предпосылки. Тема войны в России возникает тогда, когда нужно внутренние обстоятельства, не слишком хорошие, забить какими-то внешними; когда нужно внутренние проблемы решить за счет внешних воздействий. Война не снимает проблему, но отвлекает от нее внимание.

Поэтому любой российский режим сколько-то агрессивный прежде всего к своим гражданам, тяготеет к войне. Как только граждане начинают роптать, потому что какие-то пределы есть и у них, им немедленно говорят: «Завтра война. Завтра в поход» — и тут же все сплачиваются вокруг власти.

Я хочу сказать, что жать беспрерывно на этот рычаг нельзя — он может сломаться. Но пока это работает. У меня была об этом подробная статья «Синдром». Найдите в сети — там все подробно написано.

Так вот, мне кажется, что война с украинской диктуется ровно одним соображением. Вот это «хватит!» почувствовал не только я, грешный, но и объективная социология. Людей надо срочно чем-то отвлекать, особенно в такое депрессивное время как русская зима. И отвлекать надо, пока танки могут легко ходить по заснеженной поверхности твердой, а то начнется распутица. Конечно, танки грязи не боятся, но мало ли.

Мы сами можем решить ситуацию с Украиной изнутри. Если найдется ропот — будет война с Украиной. Если не начнется — не будет войны с Украиной. Так мне кажется. война с Украиной — это элемент усмирения родного народа.

А.Плющев Так получается буквально следующее: народ говорит: «Хватит!» И начинается война с Украиной.

Д.Быков Это вопрос, как он это скажет. И потом, видите, война с Украиной — это все равно тушить огонь соломой. Маленькая победоносная война давно перестала быть способом решения каких-то проблем. Украинская армия тоже ведь эволюционирует. Пойдут гробы — и никто рад не будет.

Вы знаете, Афганистан, он тоже был средством регулирования внутренней ситуации — то, о чем писал Владислав Сурков: попытка вынести вовне внутренний ко

Вы знаете, Афганистан, он тоже был средством регулирования внутренней ситуации — то, о чем писал Владислав Сурков: попытка вынести вовне внутренний конфликт. Растет молодежь какая-то, поет непонятно что, одевается непонятно как. Пошлем как этих ребят на войну и повоспитываем в таком духе. Но чего-то не сказать, чтобы это сильно помогло. Это в 14-м году не очень помогло. Это вообще не всегда помогает.

А.Плющев Дмитрий Быков сегодня невероятно оптимистичный, несмотря на то последние слова были, что не всегда помогает.

Д.Быков Мрачновато, да. Это не всегда помогает им, а значит, иногда помогает нам.

А.Плющев Вот именно. Сегодня ужасно оптимистичный Дмитрий Быков. Я прощаюсь с Дмитрием Львовичем. Спасибо большое и счастливо!

*
«Мемориал» —
НКО, признанное иностранным агентом.

  • Почему все персонажи сказки которых падчерица встречала на своем пути помогали ей
  • Почему всех своих посетителей обломов называет несчастными людьми сочинение
  • Почему все так не любят мятную сказку
  • Почему воробьев считают близкими соседями написать сочинение
  • Почему все герои романа евгений онегин по своему несчастны сочинение