Почему важно проявлять сострадание сочинение

Сочинение сострадание. что такое сострадание 15.3 огэ 9 класс состраданием человека можно назвать качество его личности, при котором он может

Сочинение Сострадание. Что такое сострадание 15.3 ОГЭ 9 класс

Состраданием человека можно назвать качество его личности, при котором он может чувствовать переживания и боль других людей. Стоит отметить, что сострадать способны только добрые и искренни люди, ведь для того, чтобы проявлять эмпатию, следует уметь выражать свои чувства искренне. К состраданию относится и тот факт, что человек, который попал в беду, может высказаться слушателю, и тот постарается помочь ему. Когда люди узнают о случившемся, то они воспринимают эту проблему совершенно иначе. На первый взгляд, может показаться, что решение в данной ситуации найти крайне непросто, однако, может оказаться так, что кто-то уже сталкивался с ней ранее, и он способен дать адекватное и правильное решение.

Человек является существом социальным, и именно поэтому имеющаяся возможность высказаться помогает ему чувствовать себя нужным для окружающих. Стоит отметить, что многие люди чувствуют поддержку близких лишь в тех моментах, когда они действительно находят понимание и заботу в их словах и поступках. Однако, совершенно не обязательно приходится родным человеку, которому нужна помощь и моральная поддержка. Ведь для того, чтобы сострадать нуждающимся людям, достаточно проявить добрый душевный порыв, который будет вознагражден теплым отношением человека, к которому было проявлено данное чувство.

Стоит сказать и то, что некоторые люди не привыкли сострадать окружающим, ведь они убеждены в том, что окружающие люди живут лучше их, и именно поэтому, это мешает им проявлять светлые и добрые чувства. Проявлять сострадание можно не только к людям, но и к животным. Ведь они зачастую терпят плохое отношение людей по отношению к себе. Порой, для того, чтобы изменить ситуацию в противоположную сторону, достаточно проявлять совсем немного доброты и тепла. Стоит отметить, что многие писатели призывали сострадать окружающим, и помогать им в непростых ситуациях. Например, в «Чудесном докторе» совершенно незнакомому человеку помог врач с добрым сердцем, который стал лучом надежды для целой семьи. Он не только спас жену главного героя в данном замечательном произведении, но и оказывал другую посильную помощь им. Автор отразил, насколько порой удивительным является сострадание, и хотел донести до читателей такую мысль, что проявлять заботу и внимание об окружающих людях нужно совершенно искренне и бескорыстно, а для того, чтобы развеять все сомнения, он привел в пример данную замечательную историю.

2 вариант

Многие люди часто говорят о положительных качествах, но в действительности не каждый понимает суть таких качеств. К примеру, детей часто стараются приучить быть сострадательными, но, чем является сострадание, не особенно объясняют.

В глазах простого человека сострадание выглядит как своеобразная печаль по поводу несчастья другого человека. Многие даже стараются выражать подобное «сострадание» достаточно ярко. Таким образом поступают для того чтобы проявить наглядную добродетель, выглядеть в глазах других лучше.

Конечно, на самом деле в этом никакого сострадания, а только личный интерес. Людям довольно трудно переживать другим, большинство чувствует явно только собственные боль и несчастье. Даже, когда расстраивают несчастья других, то чаще всего именно по отношению к себе.

Например, если друг или подруга более и не пришел в школу, то начинаешь этому сопереживать и печалиться, однако, если поразмыслить, то из-за чего печаль? Более всего печально из-за отсутствия возможности пообщаться с кем-то приятным на перемене, из-за отсутствия положительных эмоций, то есть печалишься-то из-за себя, а не из-за друга.

Таких примеров много, а вот подлинного сострадания в этом мире мало. Ведь качество настоящего сострадания является труднодостижимым и требует самовоспитания. Не следует путать сострадание с сердобольностью, которая зачастую становится просто привычкой искать повсюду печаль и переживать за других, но без всякой пользы и полезных действий.

Относительно недавно мне удалось немного узнать про такую религию как буддизм и там сострадание считается основным из главных качеств, которые нужно воспитать человеку в себе. Как христианам предписано воспитывать в себе любовь к другим, так буддистам нужно развивать сострадание.

Так вот в буддизме сострадание совсем не связано с жалостью или каким-то ненужными переживаниями, которые вообще считаются иллюзорными и от подобных переживаний стремятся освободиться. Буддийское сострадание является активным и альтруистичным, то есть требует непрестанной внешней и внутренней работы на благо другим. Например, школьник ходит в школу не просто так, но для того чтобы становиться умнее и благодаря этому потом помогать другим, выполнять какую-то полезную работу, чтобы другие люди меньше страдали.

Мне такое отношение кажется более правильным. Бездеятельное сострадание остается пустышкой и становится самим собой, только проявляясь в поступках и верном отношении к другим.

Вариант 3

Одно из самых важных состояний души, одно из самых необычных…сострадание.

Помочь человеку, не понимающего и потерявшего себя, является высшей степени проявления сострадания. Терпение и сила воли сострадающего, являются немаловажным качеством в проявления этого чувства. Совсем неважно, к кому именно испытывается сострадание, поскольку ощущения, внутреннее состояние души, невозможно предугадать и объяснить словами.

Если человек сочувствует искренне, даже в незначительных негативных ситуациях – у него все же есть душа, которая открыта для всего живого. Это особое состояние внутреннего мира, может иметь обострения в определённые периоды жизни, например, когда человек сострадающий, переживает нелёгкий период своей жизни.

Искренность, доброта, сопереживание другому человеку, или любому живому существу – все это проявления сострадания. Желание взять на себя его душевную или физическую боль, умение не причинять при этом вреда другим, не думая в такие моменты о своей, какой-либо, выгоде.

Сострадание – одно из самых неподдельных чувств на ровне с любовью и счастьем. Различить эгоизм, который может скрываться за мнимым состраданием, бывает крайне тяжело, если слова не подкрепляются поступками. Но бывает и такое, что человек просто не может ничем помочь другому человеку, кроме как поддержать морально, найдя при этом нужные слова.

Абсолютно любой человек умеет сострадать, но не показывать этого, по ряду своих причин. На первый взгляд, тот, который кажется чёрствым и злым, ведёт себя так, потому как мог быть обделён добротой, пониманием и тем же состраданием в определённый период своей жизни, когда это было очень важным. Его защитная реакция от окружающего мира, людей, ситуаций разного характера, может ввести в заблуждения других. Не показывая сострадания, жалости, доброты, люди просто пытаются оградить себя от душевной боли, считая, что этого просто никто не оценит.

Не стоит бояться чувства, которое делает нас людьми. Стоит помогать и поддерживать друг друга, независимости от нации, вероисповеданий или других причин. Только сострадая и помогая другим в тяжёлых ситуациях, мы самосовершенствуемся и растём над собой, становимся лучше. Стоит больше времени уделять друг другу для того, чтобы не было ситуаций, которые озлобляют человека по отношению ко всему живому, тогда каждый сможет проявлять сострадание, не опасаясь быть осуждённым и не понятым.

Сочинение про Сострадание с примерами из литературы

Что такое сострадание? Сострадание это проявление милосердия, сочувствия, сопереживания к ближнему своему. Насколько важно проявлять это чувство? Безумно важно, ведь именно это и делает нас настоящими людьми. Небезразличие к окружающим вот что такое человечность…В нашем мире далеко не каждый выражает сострадание. И я искренне не понимаю как такое возможно. Ведь эта хладнокровность и бесчувствие ведет к духовному разложению. Можно помочь или выслушать, и этим на себя принять часть боли страдающего.

Эту тему затрагивают многие писатели и поэты в своих произведениях. Например, Андрей Платонов в своем рассказе «Юшка», показывает нам издевательства людей над не таким как все: над чахоточным, маленьким и худым сорокалетним Юшкой. В этом произведении показана неимоверная жестокость как детей, так и взрослых. Они избивают Юшку, только потому что он ничего не сделает из-за своей доброты и милосердия. А Юшка все терпит так как считает, что они так проявляют свою любовь к нему, не умея по — другому. Он умирает из-за удара в грудь мужика. На его похороны пришли все. Все кто его обижал и бил пришли с ним проститься. Люди осознали насколько они были жестоки с самым добрым человеком в их городе. Но это осознание пришло к ним слишком поздно… Бесчувствие, зверство и безразличие людей убило Юшку.

В романе Федора Михайловича Достоевского « Униженные и Оскорбленные» главный герой Иван Петрович показан нам сострадающим и сочувствующим человеком. Когда его невеста призналась ему в любви к другому, как бы ни было ему больно и трудно, он простил и отпустил ее. Также Иван спас маленькую девочку Нелли от жестокости людей, у которых она жила. Он взял ее к себе, хотя самому едва хватало средств на жизнь. Благодаря его милосердию Нелли поверила в доброту, и что она кому-то нужна в этом мире. Иван не дал ей разочароваться в людях.

Сострадание это неотъемлемая часть нашей души. Чтобы жить в гармонии с собой и с окружающим миром жизненно необходимо уметь проявлять сочувствие к ближним.

15.3 ОГЭ 9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Сострадание. Что такое сострадание

Популярные сегодня темы

Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить

Более десяти лет, поэт создавал эту повесть. Так как она была одной из самых первых его произведений. По объему она была довольно немаленькой, в ней он достаточно красочно

В лице Бэлы автор представил красивую девушку, которая умела любить искренне, преданно. Но это принесло ей лишь разочарование и гибель.

Бунин в своих произведениях часто рассуждал на тему смысла жизни. Ярче всех эта тема поднималась в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Видимо этот вопрос сильно волновал писателя, он хотел донести свои ценные наблюдения до читателей.

Зима – это очень красивое время года. Осенью трава и листва деревьев вянет, идут дожди, дороги покрыты слякотью и грязью. Когда приходит зима, то белый снег, словно белое большое пушистое одеяло

Сочинения ОГЭ по варианту №2 от ФИПИ

Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.

(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом
грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со
слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога,
видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно
провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи
бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой.
(4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили
или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять
приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина.
(6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала
хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело,
хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня ктонибудь, а я отвечу вам такой любовью. » (8)Но усталые люди шли дальше.
(9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала
несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же
усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но
собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно
завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила
голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не
сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла
хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но
та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят
отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове,
протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на
женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и чтото тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине.
(19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой
и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной,
заскулила, та растерянно остановилась.

– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила
женщина.

(22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой.
(24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть
своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они
и скрылись за углом.

(26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину.

(По М.А. Чванову*)
* Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.) – российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.

Знаменитый писатель Корней Иванович Чуковский считал, что приставки придают речи богатейшие оттенки. Смысл этого высказывания я понимают так: каждая приставка, образуя новое слово, влияет и на смысловое содержание речи. Так ли это?

Текст М.А.Чванова начинается с описания бездомной собаки, которая «высматривала» кого-то. Приставка в этом слове отражает напряжённое состояние живого существа, всё внимание её направлено на ожидание: появится ли тот, кто спасёт от лютой смерти.

Ещё стоит выделить такой элемент: «Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт». Это предложение изобилует словами с приставками, которые придают то самое богатство оттенков, о котором говорил Чуковский: «опустилась» — значит, снизошла, вошла в положение, поняла; «поглядывая» — не была полностью поглощена едой, ей нужно нечто большее, намного важнее пищи.

Корней Иванович Чуковский совершенно прав, приписывая приставкам очень важную роль в нашей речи.

В финале текста Михаила Андреевича Чванова отражается основная мысль всего текста: несчастные нуждаются в доброте и безошибочно определяют добрых людей среди других.

Добрым никогда не будет человек довольный жизнью. И собака это чувствует: «Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой». Только тот, кто сам переживал трудности, способен понять бедное, доведённое до отчаяния живое существо.

И собака не ошиблась: она нашла того, кто не может равнодушно пройти мимо чужой беды: «Тогда женщина опустилась на корточки и

погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт».

Наверное, только тот, кто остро нуждается в сочувствии и жалости, может безошибочно определить среди толпы своего спасителя.

Доброта – это способность помочь несчастному. Человек добрый обладает способностью сочувствовать другим, он самоотвержен и относиться к людям с любовью.

В тексте Михаила Андреевича Чванова собака нашла среди сотен людей добрую женщину, которая не могла пройти мимо голодного и страдающего существа: «Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине». Совсем не важно, что говорила она, главное – не прошла равнодушно мимо страдания.

Самый добрый человек – герой рассказа «Дурачок» Н.С.Лескова. И жизнь у него трудная. Но он никогда не переживает о себе, его жизненная цель – спасть других. Не забоясь о себе, он получает наказание за другого, сам вызывается идти в солдаты, отпускает конокрада, обрекая себя на смерть.

Ничего не боится добрый человек, потому что самоотверженность и любовь к людям делают его неуязвимым в борьбе со всяким злом.

Что такое сострадание? И как оно проявляется? (ОГЭ по русскому)

Что такое сострадание? Сострадание — это способность сопереживать человеку или природе, благодаря этой замечательной способности мы можем поддержать человека в какой-либо сложной жизненной ситуации.

Я считаю, что не все люди способны испытывать сострадание к природе. Этот вывод я сделал благодаря тексту Л. В. Воронковой, в котором только одна девочка — Аниска сострадает окружающему миру, поэтому она бьет ребят за то, что они совершают не самые хорошие поступки по отношению к природе.

Я бы хотел привести пример из своего жизненного опыта. Примерно год назад я хотел приобрести себе велосипед, он стоил довольно дорого и поэтому я подошёл с этой просьбой к отцу, но он мне отказал, по причине того, что я закончил восьмой класс с плохой оценкой. На следующий день ко мне гости пришел мой лучший друг — Артём. Я объяснил ему ситуацию, после чего он предложил вместе поработать на работе его папы, чтобы заработать мне на велосипед, ведь у нас еще было очень много времени. Через месяц старательных работ у нас всё-таки получилось заработать нужную сумму, но мой папа, обратив внимание на мое стремление добиться своей цели, сам купил мне велосипед, а все деньги, которые мы заработали с другом, я отдал Артёму, ведь я понял, что мой друг мне сострадал, когда мне это было необходимо, поэтому мне было совсем не жалко отдать ему все наши заработанные деньги.

Второй пример-аргумент я бы хотел привести из произведения Ф.

Достоевского «Преступление и наказание». В данном романе автор приводит пример такой способности человека как-сострадание. Соня Мармеладова, одна из главных героинь произведения, любит и понимает каждого члена своей семьи и не только. По отношению к ним, она проявляет сострадание и великодушие, например, она жалеет отца, несмотря на то, что он постоянно пропивает деньги, которые она заработала. Соня помогает больной мачехе и ее детям: покупает еду, помогает с деньгами. Но особенное внимание Соня уделяет Сокольникову, который совершил преступление, из-за которого его ссылают в Сибирь, а Соня узнав об этом, уезжает вместе с ним, и все только ради того, чтобы поддержать его.

Я считаю, что сострадание необходимая способность сопереживать человеку или природе, ведь без поддержки нам всем было бы очень трудно.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Направление Возможные проблемы ВОЙНА 1. Проблема разрушительной силы войны.  (В чём проявляется разрушительная сила войны?)
2. Проблема готовности к самопожертвованию в годы войны. (Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью?)
3. Проблема проявления патриотизма. (В чём проявляется патриотизм в годы войны?)
4. Проблема поведения людей в годы войны. (Какие поступки люди совершали в годы войны?)
5. Проблема поведения людей в годы войны. (На что способен человек в минуты опасности?)
6. Проблема роли воспоминаний в годы войны. (Какова роль воспоминаний в годы войны?)
7. Проблема понимания сущности гражданской войны.  (Что такое гражданская война?)
8. Проблема понимания сущности войны. (Что такое война?)
9. Проблема нравственного выбора человека на войне. (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?)
10. Проблема нравственного выбора на войне.  (Чем должен руководствоваться человек, перед которым стоит трудный нравственный выбор?)
11. Проблема врачебного долга в условиях войны.  (В чём заключается врачебный долг в условиях войны?)
12. Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне. (Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе  с врагом?)
13. Проблема двойственного отношения взрослых  к участию детей в военных событиях. (Как относились взрослые к участию детей в военных событиях?)
14. Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению  к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие по отношению к пленному врагу?)
15. Проблема проявления героизма. (В чём состоял подвиг советских солдат в годы войны?)
16. Проблема роли поэзии в годы войны.  (Какую роль в годы войны играла поэзия?)
17. Проблема проявления самоотверженности .(В чем проявляется человеческая самоотверженность?)
18. Проблема сохранения силы духа, воли к победе на войне. (Что помогало воинам сохранять на фронте силу духа и уверенность в победе?)
19. Проблема бесчеловечности войны. (В чём проявляется бесчеловечность войны?)
20. Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны. (Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?)
21. Проблема нравственной оценки факта войны.  (Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны?)
22. Проблема влияния войны на человека. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей?)
23. Проблема влияния войны на людей. (Как война влияет  на людей?)
24. Проблема влияния войны на мировосприятие и характер человека. (Как война меняет мировосприятие и характер человека?)
25. Проблема подвига людей в годы войны.  (В чем заключается подвиг людей в годы войны?)
26. Проблема проявления жизненной стойкости, душевной
силы людей в годы Великой Отечественной войны. (В чём проявлялась жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны? Что помогло советским людям выстоять в годы войны?)
27. Проблема противостояния врагу в годы войны. (Чем руководствовались люди в годы Великой Отечественной войны?)
28. Проблема трагедии первых дней войны. (В чем состояла трагедия первых дней войны?)
29. Проблема осознания войны как преступления против человека. (Почему война — это самое страшное преступление против человека?)
30. Проблема преодоления страха в годы войны. (Что более всего страшило людей в годы войны? В чём люди черпали силы для преодоления страха?)
31. Проблема мести вражеским захватчикам за преступление по отношению к мирным жителям. (Вправе ли солдаты, защищающие свою Родину, убивать пленных солдат, осуществляя месть за погубленных близких?)
32. Проблема отношения к пленным (Как относились  к пленным немцам русские солдаты?)
33. Проблема тягот войны. (Что испытывают люди в годы войны?)
34. Проблема проявления благородства в годы войны.  (В чём проявлялось благородство в годы войны?)
35. Проблема проявления истинного героизма на войне.  (В чём проявляется истинный героизм на войне?)
36. Проблема ежедневного подвига воинов в годы Великой Отечественной войны. (В чём состоял ежедневный подвиг воинов в годы Великой Отечественной войны?)
37. Проблема важности локальных боёв в годы Великой Отечественной войны. (В чём заключалась важность локальных побед в годы Великой Отечественной войны? Почему воины стремились отбить у врага каждую пядь родной земли?)
38. Проблема отношения человека к войне. (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?)
39. Проблема душевного состояния человека в условиях войны. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?)
40. Проблема поведения человека на войне. (Как война заставляла человека вести себя?)
41. Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний. (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?)
42. Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
43. Проблема взросления на войне
ПРИРОДА 1. Проблема роли природы в жизни людей.  (Каково значение природы в жизни человека? Какую роль играет природа в жизни человека?)
2. Проблема взаимоотношений человека и природы
3. Проблема отношения к красоте родной природы.  (Кому открывается красота родной природы?)
4. Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Влияет ли природа на духовный мир человека?)
5. Проблема умения замечать красоту в простом и обыденном. (Что даёт человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
6. Проблема приобщения к красоте родной страны. (Как происходит приобщение к красоте родной страны?)
7. Проблема влияния красоты природы на человека. (Как красота природы влияет на человека?)
8. Проблема заботы человека о природе. (В чем проявляется забота человека о природе?)
9. Проблема внимательного отношения к окружающей действительности. (Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает?)
10. Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
11. Проблема отношения человека к животным. (Как человек должен относиться к животным?)
12. Значение города в развитии у человека «чувства
природы». (Как влияет город на развитие чувства любви к природе?)
13. Проблема безжалостного, потребительского отношения человека к миру природы. (Почему человек безжалостно, потребительски относится к природе?)
14. Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
15. Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека. (Как красота природы влияет на настроение и образ мыслей человека?)
16. Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы. (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?)
17. Проблема бездомных животных. (Обязан ли человек помогать бездомным животным?)
18. Проблема постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы
19. Проблема восхваления осени русскими писателями и художниками
20. Проблема воспитания любви к природе
21. Проблема неразрывной связи человека и природы
22. Проблема тесной эмоциональной связи животных с их хозяевами
23. Проблема отношения человека к животным, недостатка милосердия по отношению к животным
24. Проблема бережного отношения к природе
25. Проблема противостояния человека и природы
26. Проблема судьбы русских деревень. (Какова судьба русских деревень.)
РОДИНА. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 1. Проблема сохранения исторической памяти. (Почему важно сохранять историческую память?)
2. Проблема памяти о доме. (В чём проявлялась память о доме в годы Великой Отечественной войны?)
3. Проблема обретения любви к Родине. (Как любовь к Родине проникает в сердце человека?)
4. Проблема отношения к родному Дому. (Как люди должны относиться к родному Дому?)
5. Проблема памяти о своем прошлом. (Нужно ли помнить свое прошлое?)
6. Проблема роли семьи, родного дома в жизни человека. (Какую роль играет семья, родной дом в жизни человека?)
7. Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?)
8. Проблема ответственности людей за судьбу своей Родины. (Почему люди должны нести ответственность за судьбу своей Родины? Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?)
9. Проблема проявления любви к Родине. (В чём проявляется истинная любовь к Родине?)
10. Проблема осознания России своей второй Родиной. (Почему миллионы людей считают Россию своей второй Родиной?)
11. Проблема пути развития России. (По какому пути Россия должна пойти в своем развитии?)
12. Проблема влияния России на мировую культуру. (Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?)
13. Проблема национальной гордости. (Что составляет нашу национальную гордость?)
14. Проблема краеведения. (Кого можно считать настоящим краеведом?)
15. Проблема отношения человека к своей родине. (Как человек относится к своей Родине?)
16. Проблема тоски по Родине
17. Проблема патриотизма, любви к Родине
18. Проблема искажения понятия «патриотизм»
19. Проблема неразрывной связи с родиной, родной землёй
20. Проблема утраты связи с отчим домом, забвении родителей их детьми.
21. Проблема национальной гордости. (Что составляет нашу национальную гордость?)
22. Проблема определения особенностей национального характера. (В чём состоят особенности национального характера русского народа?)
23. Проблема бессмертия великих человеческих
свершений. (Как долго живёт память о великих
человеческих свершениях?)
24. Проблема влияния России на мировую культуру. (Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?)
25. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?)
26. Проблема влияния Востока и Запада ни Россию. (В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию?)
27. Проблема определения значения первого полёта человека в космос. (Каково значение первого полёта человека в космос?)
28. Проблема смены эпох в жизни человечества. (Что становится вехой между старой и новой эпохами в истории человечества?)
СЕМЬЯ. ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ 1. Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви. (На что способны родители ради спасения своего ребёнка?)
2. Проблема понимания родителями счастья ребёнка. (В чём родители видят «лучшую долю» для ребёнка?)
3. Проблема непонимания между представителями разных поколений. (Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?)
4. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)
5. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?)
6. Проблема проявления неуважения, неблагодарности. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность по отношению к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к людям?)
7. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему возможность поддержать близких людей так значима для человека?)
8. Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям. (Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется?)
9. Проблема проявления родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь к детям?)
10. Проблема проявления родительской любви. (В чём проявляется родительская любовь?)
11. Проблема прекращения отношений между людьми. (Почему люди прекращают общаться друг с другом?)
12. Проблема недопонимания в отношениях людей. (Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?)
13. Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. (На чём основываются отношения между представителями разных поколений?)
14. Проблема отношения к родителям. (Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их?)
15. Проблема ощущения вины перед родителями. (Что рождает в человеке чувство вины перед родителями?)
16. Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений. (Можно ли найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений?)
17. Проблема предательства детьми своих родителей. (Почему дети предают своих родителей?)
18. Проблема воспитания; роли семьи в формировании личности
19. Проблема взаимоотношения отцов и детей (конфликта поколений)
20. Проблема материнства (роли матери в воспитании)
21. Проблема материнства как подвига
22. Проблема взаимоотношений в семье
23. Проблема неблагодарности детей к родителям
24. Проблема конфликта общественных и личных интересов. (В чем заключается конфликт общественных и личных интересов?)
25. Проблема одиночества людей в старости. (Как переживают люди старость? Что испытывают старые люди?)
РОЛЬ КНИГИ 1. Проблема роли чтения в детстве – в период становлении личности человека. (Какую роль играет чтение в детстве?)
2. Проблема влияния книги на судьбу человека. (Каким образом книги влияют на судьбу человека?)
3. Проблема роли книг в жизни человека. (Какую роль играют книги в нашей жизни?)
4. Проблема роли поэзии в жизни человека, силы её воздействия. (Какую роль поэзия играет в жизни человека, какое воздействие оказывает на него?)
5. Проблема роли личности писателя в нашей культуре. (Какова роль личности Л. Н. Толстого в нашей культуре? Что отличало личность Л. Н. Толстого?)
6. Проблема воспитания любви к поэзии. (Как воспитать любовь к поэзии?)
7. Проблема значения книги в жизни человека. (Почему нужно любить книги?)
8. Проблема восприятия красоты художественного слова. (Как научиться воспринимать красоту художественного слова?)
9. Проблема благодарности тем, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии. (Нужно ли благодарить тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии?)
10. Проблема взаимоотношений поэтов и читателей. (Как взаимодействуют поэт и читатели?)
11. Проблема определения качеств настоящего поэта. (Какими качествами должен обладать настоящий поэт?)
12. Проблема роли литературы, искусства в сохранении исторической памяти. (Какую роль играют литература, искусство в сохранении исторической памяти?)
13. Проблема влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика. (Как знание смежных с писательским творчеством областей искусства влияет на произведения прозаика?)
14. Проблема отношения писателя к смежным с писательским мастерством областям искусства. (Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?)
15. Проблема появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво. (В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?)
16. Проблема особенностей стиля Л. Н. Толстого. (В чём гений Л. Н. Толстого?)
17. Проблема актуальности произведений Л. Н. Толстого. (Современны ли произведения Л. Н. Толстого?)
18. Проблема значимости чтения «толстых романов». (Уступают ли «толстые романы» краткой ультрасовременной телеграфной прозе и техническим чудесам XX века?)
19. Проблема коллективного творчества в литературе. (Допустимо ли коллективное творчество в литературе?)
20. Проблема особенностей художественного стиля. (Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями?)
21. Проблема осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта. (Кого можно считать народным поэтом?)
22. Проблема ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта. (Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?)
23. Проблема силы воздействия художественного творчества на человека. (В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?)
24. Проблема понимания творчества художника. (Как проникнуть в тайны полотен художника?)
25. Проблема приобщения к творчеству художника. (Как приобщиться к творчеству художника?)
26. Проблема проявления благодарности художнику. (За что мы благодарны художнику?)
27. Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека. (Какую роль играет книга в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека?)
28. Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе. (Почему современная молодёжь стала меньше читать?)
29. Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе. (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?)
30. Проблема нравственной ценности художественной литературы
ВЗРОСЛЕНИЕ. ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ 1. Проблема влияния учителя на формирование личности ученика, его интересов и увлечений. (Как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений?)
2. Проблема отношений учителя и ученика. (Какими могут быть отношения учителя и ученика?)
3. Проблема роли детских воспоминаний. (Какова роль детских воспоминаний в жизни человека?)
4. Проблема взросления, приобретения жизненного опыта. (На кого должен ориентироваться человек, когда он взрослеет, приобретает жизненный опыт?)
5. Проблема ценности детства. (В чем заключается ценность детства?)
6. Проблема восприятия окружающего мира ребенком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)
7. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?)
8. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?)
9. Проблема проявления детьми трусости. (Почему дети проявляют трусость?)
10. Проблема честолюбия маленького человека. (В чём проявляется честолюбие маленького человека?)
11. Проблема ценности детских воспоминаний. (Какую роль в жизни человека играют воспоминания детства?)
12. Проблема детского восприятия мира. (Как ребёнок воспринимает окружающий мир?)
13. Проблема значимости воспитания. (Почему хорошее воспитание необходимо человеку? Как стать воспитанным человеком? Какими необходимыми качествами должны обладать воспитанные люди?)
14. Проблема роли детства в жизни человека
15. Проблема роли юности в жизни человека
16. Проблема скоротечности времени
17. Проблема взросления, формирования характера
18. Проблема преемственности поколений
19. Проблема роли учителя в жизни человека
20. Проблема восприятия времени и жизни. (Что создает ощущение времени и жизни?)
21. Проблема выбора профессии, своего жизненного пути. (Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути?)
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ИСКУССТВО. МУЗЫКА 1. Проблема определения понятия «шедевр». (Что такое шедевр? Какими признаками и свойствами обладают истинные шедевры?)
2. Проблема влияния шедевров на жизнь человека. (Какое влияние оказывают шедевры на жизнь человека?)
3. Проблема влияния красоты искусства на человека. (Как влияет красота на человека?)
4. Проблема неравнодушного отношения человека к произведениям искусства. (В чём проявляется неравнодушное отношение человека к произведениям искусства?)
5. Проблема любви к музыке. (Как проявляется любовь к музыке?)
6. Проблема роли науки в жизни людей. (Какую роль играет наука в жизни людей?)
7. Проблема силы воздействия художественного творчества на человека. (В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?)
8. Проблема понимания творчества художника. (Как проникнуть в тайны полотен художника?)
9. Проблема приобщения к творчеству художника. (Как приобщиться к творчеству художника?)
10. Проблема проявления благодарности художнику. (За что мы благодарны художнику?)
11. Проблема осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта. (Кого можно считать народным поэтом?)
12. Проблема ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта. (Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?)
13. Проблема сохранения традиций и памятных мест. (Почему сохраняются традиции празднования в Михайловском дня рождения А. С. Пушкина? Что даёт сохранение заповедника людям?)
14. Проблема влияния музыки на людей. (Какое воздействие музыка оказывает на людей?)
15. Проблема восприятия музыки людьми. (Как люди воспринимают музыку?)
16. Проблема постижения тайны творчества. (Как постичь тайну творчества художника. В чем состоит тайна И. И. Левитана?)
17. Проблема природы гениальности художника. (В чём заключается гениальность художника?)
18. Проблема воздействия живописи на людей. (В чём состоит сила воздействия живописных полотен на зрителей?)
19. Проблема отношения к учёбе, к науке. (Как нужно относиться к учёбе, к науке?)
20. Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми. (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?)
21. Проблема назначения подлинного искусства. (Какое искусство необходимо обществу?)
22. Проблема талантливости, природной одарённости.
23. Проблема роли живописи в жизни человека.
24. Проблема роли музыки в жизни человека.
25. Проблема истинного и ложного творчества
26. Проблема роли искусства в жизни человека
27. Проблема таланта художника.
28. Проблема важности процесса познания в жизни человека.
29. Проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника
30. Проблема понимания природы гениальности и самого гения. (Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?)
31. Проблема роли науки в развитии общества
32. Проблема роли образования в жизни человека
33. Проблема значения Пушкина для России и для каждого русского человека
34. Проблема отношения к таланту. (Как люди воспринимают человека с талантом? Как человек должен относиться к своему таланту?)
35. Проблема отношения исследователя к своему труду. (Как исследователь должен относиться к своему труду?)
36. Проблема силы таланта. (В чём заключается сила таланта?)
37. Проблема трудности жизни талантливых людей. (Легко ли быть талантливым человеком?)
ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ 1. Проблема экологии языка. (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?)
2. Проблема отношения людей к судьбе родного языка. (Как люди относятся к судьбе родного языка?)
3. Проблема повышения культуры речи. (Какие существуют способы повышения культуры речи?)
4. Проблема ответственности за судьбу родного языка. (На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?)
5. Проблема вреда пустословия, демагогии. (В чём заключается время пустословия, демагогии?).
6. Проблема развития и сохранения русского языка,
7. Проблема бережного отношения к русскому языку
8. Проблема засорения русского языка
9. Проблема ценности родного языка
10. Проблема соотнесённости имени человека и его внутренней сущности
11. Проблема обретения истины в споре. (Что может помешать оппонентам обрести в споре истину?)
12. Проблема отношений между руководителем и подчинёнными. (Каким должны быть отношения между руководителем и его подчинёнными?)
13. Проблема обмана при общении. (Допустим ли обман при общении? Как обман может повлиять на отношения между людьми?)
СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ. ДОБРО И ЗЛО 1. Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?)
2. Проблема проявления честности. (В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении?)
3. Проблема благодарности. (Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности?)
4. Проблема силы доброты. (В чём заключается сила доброты по отношению к окружающим людям?)
5. Проблема роли доброты в достижении цели. (Какую роль играет доброта в достижении цели?)
6. Проблема проявления сострадания. (В какие моменты человек испытывает страдание?)
7. Проблема милосердия по отношению к преступникам. (Заслуживают ли преступники сострадания?)
8. Проблема проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?)
9. Проблема лжи во спасение. (Чем может быть продиктована ложь окружающим людям?)
10. Проблема утраты милосердия. (В чем состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожилось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)
11. Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)
12. Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)
13. Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие? Нужно ли воспитывать милосердие?)
14. Проблема силы доброты и благожелательности. (В чём заключается сила доброты и благожелательности по отношению к окружающим людям?)
15. Проблема проявления милосердия к преступникам. (Заслуживают ли преступники сострадания?)
16. Проблема проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?)
17. Проблема проявления сострадания. (В какие моменты человек испытывает сострадание?)
18. Проблема действенного сострадания.
19. Проблема сосуществования добра и зла в человеческой душе
20. Проблема противостояния добра и зла в мире.
21. Проблема бессердечия, душевной чёрствости, эгоизма
22. Проблема детской/юношеской жестокости
23. Проблема ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
Внутренняя и внешняя красота. Оценка человека. Отношение к людям 1. Проблема внешней и внутренней красоты. (Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?)
2. Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота человека?)
3. Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства. (Допустимо ли хамство при общении?)
4. Проблема отношения людей с чувствительной душой к жизни. (Каково отношение людей с чувствительной душой к жизни?)
5. Проблема неприятия человека обществом. (Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей?)
6. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке. (Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?)
7. Проблема оценки человека по первому впечатлению. (Можно ли судить о человеке по первому впечатлению?)
8. Проблема несоответствия наших представлений о человеке действительности. (Всегда ли наши представления о человеке соответствуют реальности?)
9. Проблема соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира. (Всегда ли внешность человека отражает его внутренний мир?)
10. Проблема интуитивного узнавания духовно близкого человека. (Как мы узнаём близких нам по духу людей?)
11. Проблема непонимания во взаимоотношениях людей. (Какие могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?)
12. Проблема положения человека в обществе. (Что влияет на положение человека в обществе? В чём могут состоять причины того, что человек ощущает себя «чужим» в интеллигентном обществе?)
13. Проблема недопонимания в отношениях людей. (Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?).
14. Проблема ложных ценностей. (Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?)
15. Проблема формального отношения к человеку. (В чём опасность формализма?)
16. Проблема взаимопонимания людей. (Всегда ли человек может понять чувства и переживания другого человека?)
17. Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми
18. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу. (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?)
19. Проблема отношения к пожилым людям. (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?)
20. Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ 1. Проблема нравственного выбора человека. (Чем руководствуется человек, совершая нравственный выбор?)
2. Проблема проявления самоотверженности. (В чём проявляется самоотверженность?)
3. Проблема преданности людям. (В чём проявляется преданность людям?)
4. Проблема поведения в непредвиденной ситуации. (Как должен вести себя человек в экстремальной ситуации?)
5. Проблема выбора средств для достижения цели. (Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью?)
6. Проблема раскаяния. (Можно ли считать раскаяние искуплением вины?)
7. Проблема выбора между законом и человеческим отношением. (Как поступить в ситуации выбора между юридическим законом и нравственным чувством?)
8. Проблема столкновения идеала с реальной жизнью. (Что испытывает человек, когда его идеальные представления сталкиваются с реальной жизнью?)
9. Проблема выбора жизненного пути. (Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?)
10. Проблема двуличия людей. (В чём проявляется двуличие людей?)
11. Проблема источников жизненных сил. (Что помогает человеку выжить в самых трудных обстоятельствах?)
12. Проблема осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей. (Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?)
13. Проблема отношения человека к жизненным потрясениям, трудностям. (Какое влияние жизненные потрясения, трудности оказывают на человека?)
14. Проблема отношения к обывателям, к пошлости. (Как относиться к обывателям, к пошлости?)
15. Проблема умения постоять за себя, не уронить собственное достоинство, столкнувшись с пошлостью и хамством. (Как нужно вести себя по отношению к пошлости и хамству?)
16. Проблема отношения к проявлению невежества и лени. (Как люди относятся к проявлению невежества и лени?)
17. Проблема определения главной задачи культурного человека. (В чём заключается главная задача культурного человека?)
18. Проблема деятельного отношения к окружающей нас действительности. (В чём заключается активная жизненная позиция?)
19. Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке. (Стоит ли откладывать задуманное на потом?)
20. Проблема восприятия жизни. (Как люди воспринимают жизнь? Как следует её воспринимать?)
21. Проблема выбора жизненных целей. (Какими должны быть жизненные цели человека?)
22. Проблема преодоления трудностей на пути к достижению цели. (Что придает сил в преодолении трудностей.)
23. Проблема выбора жизненного пути. (Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?)
24. Проблема вклада в общее дело. (Нужно ли уметь признавать вклад других людей в общее дело?)
25. Проблема честолюбия «маленького человека». (В чём проявляется честолюбие маленького человека?)
26. Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений
27. Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации
28. Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
29. Проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека
30. Проблема совести и ответственности человека за свои поступки. (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?)
31. Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей
32. Проблема человеческого благородства. (В чём заключается истинное величие человека?)
33. Проблема утраты моральных ценностей. (К чему приводит утрата моральных ценностей?)
34. Проблема защиты чести и собственного достоинства
35. Проблема истинных и ложных жизненных ценностей
36. Проблема пошлости. (Как может проявляться пошлость в нашей жизни?)
37. Проблема ложных ценностей. (Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?)
СЧАСТЬЕ. ЛЮБОВЬ. ДРУЖБА. ВЕРА 1. Проблема счастья поколения ныне живущих людей. (Что определяет счастье поколения?)
2. Проблема обретения радостного мировосприятия. (Почему нужно учиться культуре радости?)
3. Проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
4. Проблема силы любви. (Какова сила любви?)
5. Проблема потребности в друге. (Зачем человеку нужен друг?)
6. Проблема веры в красоту грядущей жизни. (Чем была подкреплена вера Чехова в красоту грядущей жизни?)
7. Проблема причин несчастья. (Каковы причины несчастий людей?)
8. Проблема обретения счастья. (Как обрести счастье?)
9. Проблема проявления силы женской любви. (В чём проявляется сила женской любви?)
10. Проблема счастья поколения ныне живущих людей. (Что определяет счастье поколения?)
11. Проблема ложного понимания счастья.
12. Проблема роли веры (молитвы) в человеческой жизни. 13. Проблема веры в человека
14. Проблема стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)
15. Проблема верности своим убеждениям
ПРОФЕССИЯ 1. Проблема профессиональной исчерпанности. (Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?)
2. Проблема отношения человека к своему призванию. (Как должен относиться человек к своему призванию?)
3. Проблема любви к своей профессии. (В чём проявляется любовь к профессии? Является ли любовь к профессии залогом успешной деятельности?)
4. Проблема отношения к труду. (Как отношение к труду отражается на работе писателя?).
5. Проблема «трудового опыта». (Как можно оценить значение «трудового опыта»?)
ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ 1. Проблема путешествий. (Что такое «свободное» путешествие»?)
2. Проблема определения высшей ценности человеческого общества. (Что можно считать высшей ценностью человеческого общества?)
3. Проблема роли воображения в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет воображение?)
4. Проблема роли личности в истории
НЕСОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВА 1. Проблема бюрократизма
2. Проблема чинопочитания
3. Проблема взяточничества, казнокрадства
4. Проблема социальной несправедливости
5. Проблема критики
6. Проблема ущемления прав человека в современном обществе
7. Проблема вседозволенности
8. Проблема отношения толпы и людей, которые из неё выделяются
ОДИНОЧЕСТВО 1. Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)
2. Проблема «маленького человека»
3. Проблема ограниченности человека
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 1. Проблема самовоспитания
2. Проблема душевной молодости
3. Проблема пьянства
4. Проблема наркотической зависимости
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС 1. Проблема влияния телевидения (интернета) на людей
2. Проблема роли рекламы в современном обществе
3. Проблема шума в современном мире
4. Проблема влияния научно-технического прогресса на развитие общества
5. Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
6. Проблема социальной ответственности учёных за их изобретения
7. Проблема роли научной фантастики в научно-техническом прогрессе

  • Почему важно поступать по совести сочинение
  • Почему важно помогать тем кому трудно итоговое сочинение
  • Почему важно нести ответственность за сделанный выбор сочинение
  • Почему важно писать грамотно сочинение рассуждение
  • Почему важно помнить о войне сочинение