Почему важно приобщаться к искусству с детства сочинение аргументы из литературы

Сочинения по направлению книга музыка, спектакль, фильм про меня варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению сочинение на тему:

russlit


Сочинения по направлению Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению

Сочинение на тему: Как книги влияют на человека

Всем нам интересно разговаривать с человеком, много знающим и способным ясно и четко излагать свои мысли. Это говорит о том, что он занимается самообразованием. Все это достигается в том случае, если вы дружите с художественной литературой.

Ведь именно, когда читаешь ту или иную книгу, то окунаешься в мир переживаний и интересов главных героев произведений. Во время чтения ты оказываешься совершенно в другом мире, также сопереживаешь и путешествуешь с персонажами.

Можно привести множество примеров того, как книги оказали влияние на развитие личности. Известному русскому полководцу А.В. Суворову изучение «Жизнеописание Плутарха» помогло воспитать характер, выработать логическое мышление и способность анализировать. Все это пригодилось ему в принятии решения во время великих сражений.

Воспитать в себе те или иные черты характера возможно только в том случае, если занимаешься чтением с удовольствием. Вспомните, как с самого раннего детства, вам родители читали любимые сказки на ночь.

Именно добрые и интересные сюжеты помогали нам не только спокойно заснуть, но и заинтересоваться впоследствии другими произведениями. Будучи в школьном возрасте именно из книг мы узнаем много новой информации, пополняя тем самым свой словарный запас.

К сожалению, в наш современный век информационных технологий, большая часть времени проходит за просмотром фильмов по телевидению, просиживанию долгими часами в социальных сетях и компьютерных играх, тем самым подвергая напряжению головной мозг.

Поэтому все чаще встречаешь людей, которые не могут тактично разговаривать, употребляя в своей речи слова-паразиты, точно и ясно выразить свою мысль. У начитанного же человека редко встретишь такие моменты.

В жизни каждого из нас бывают проблемы, и самым лучшим лекарством для нашего настроения является чтение любимого произведения. Возможно, именно в нем вы найдете для себя ответ на решение своего вопроса. Читайте всегда и будете развитыми и образованными!

Сочинение на тему: Музыка в моей жизни

Музыка прекрасный вид искусства, о котором и пойдет речь в моем сочинении. В свободное от учебы время я люблю слушать музыку. Она меня вдохновляет, мотивирует, от нее я заряжаюсь позитивной энергией на целый день. Музыка является важным элементом в моей жизни. Если у меня плохое настроение, послушав хорошую музыку, я возвращаюсь в позитивное состояние. В голову приходят мысли, которые могут мне помочь в любой ситуации.

Музыка меня расслабляет, порой успокаивает, придает силы. Я — считаю себя меломан, слушаю разные музыкальные направления. Нравятся русские и зарубежные исполнители. Также с удовольствием совмещаю, как говорится в поговорке приятное с полезным, под музыку делаю уборку в комнате. Если я в хорошем настроении включаю громко задорную музыку, танцую и пою. Под грустную музыку принимаю ванну, она успокаивает меня, также могу заснуть под нее. Интересует жанр классической музыки, очень нравиться звучание разных музыкальных инструментов по отдельности. Иногда хочется отвлечься и побыть одному, а музыка единственный и хороший вариант. Есть такие песни, которые задевают душу.

Слушая строки из композиции, они как будто написаны из моей собственной жизни. Иногда пишу сам строки, еще серьезно не размышлял возможно музыка моя будущая профессия. Имеется огромное желание записаться на курсы в музыкальною школу, она предоставит шанс узнать много полезной и нужной информации. Научится играть на музыкальном инструменте на гитаре. С нетерпением очень жду, когда в руки возьму гитару, прилажу все свои усилия и научусь играть. Главным событием в этом году, будет покупка музыкального инструмента.

Музыка не просто увлечение скажу больше — мое хобби. Как я уже говорил все свободное время, я просвещаю именно ей. Музыка для меня очень важно, с ней легче выражать различного рода эмоции. Когда в гости ко мне приходят товарищи, мы включаем компьютер и слушаем разнообразную музыку, ищем вышедшие новинки и осуждаем вместе музыкальные композиции. Я не представляю свою жизнь без музыки, она играет важную роль в моей жизни. Люблю слушать музыку в наушниках. С помощью аксессуара идя по улице, включаю песню на всю катушку и погружаюсь в мир музыкального трека. И самым главным никто не подозревает, какой трек в моем плеере. Не могу представить свою жизнь без музыки.

Музыка это важный элемент в жизни каждого. И это действительно так.

Музыка — это наша душа. Она помогает нам вприйти в себя, расслабиться. Нередко, послушав хорошую музыку, мы можем решить какую-то проблему. Красивые мелодии задевают струнки нашей души и влияют на наше восприятие мира, на наше настроение. Благодаря музыке в нас развивается чувство прекрасного.

Музыка сближает людей. В походах, у жаркого костра, под гитару поются песни. Все впитывают в себя звуки гитары и своих голосов, ощущают, что находятся среди друзей. И не важно, что, возможно, со многими они встретились впервые. И всё это благодаря музыке.

Я не могу представить свою жизнь без музыки. Она помогает нам жить, а не просто существовать.

Сочинение на тему: Культура в жизни человека

Чем для нас является культура? Как понимаем это слово мы, современное поколение? Для кого-то культура — это нечто духовное, прекрасное, совершенное; кто-то ассоциирует культуру только с волшебными произведениями искусства: бесспорными картинами, мастерски написанными литературными произведениями, с нежными песнями или впечатляющими фильмами; а еще кто-то укажет, что культура — это общепринятые правила поведения человека в определенной ситуации, которые помогают избежать недоразумений и различных проблем. Как видите, толкований много, и все они имеют свое отдельное значение. Я могу только добавить, что культура в моей жизни занимает значительное, весомое место и сопровождает меня во всех своих возможных проявлениях.
Каждое утро, идя на занятия, я стараюсь придерживаться культуры поведения в людных местах, в общественном транспорте. Конечно, иногда бывают ситуации, когда эмоции переполняют, и ты забываешь извиниться перед человеком, которому нанес определенных неудобств, можешь погрузиться в собственный мир и начать громко говорить по телефону или слушать музыку, да, нюансов много, но обычно я всеми силами стараюсь не выступать за рамки, заданные мне и каждому из нас культурой поведения. Почему-то особенно болезненной для меня является тема соблюдения культуры речи современными молодыми людьми. Нездоровый сленг, суржик, нагромождение бессмысленных слов, непонятных фраз и активное употребление нецензурной лексики — вот из этого и складывается современная культура речи. Куда же исчезла наша родная русская речь? Неужели ее красота больше не пленяет молодые сердца, не поражает наши души? Забыли свой язык? А это и является нашей главной проблемой. Ведь культура речи — это и есть основа всего, это сила, которая формирует благополучное общество. А мы эту силу потеряли, пренебрегли ею, забыли и как будто навсегда выбросили из своих жизней. И может самое время остановиться? Может тогда, когда молодежь заговорит красиво, мы станем на ступень выше и добьемся большего? Может тогда Россия заживет.
Но и к культуре, которая оказывается в материальных произведениях искусства, я не остаюсь равнодушной. Жизнь свою я провожу за книгами, просмотром фильмов и созерцанием картин. Серьезно! Еще с детства увлекаюсь литературой, ведь именно благодаря книгам погружаюсь в чудесный параллельный мир, где есть только счастье и радость, а каждая проблема, встречается, счастливо решается в самом конце истории. Фильмы — это вообще отдельная история. Я, видимо, пересмотрела уже около тысячу фильмов! Фильмы — это настоящее искусство, где сочетаются много человеческих умений: актерская игра, умение хорошо писать сценарии и снимать сам процесс, умение следить за действиями на площадке и корректировать работу актеров, мастерское владение разнообразными программами для компьютерного монтажа или редактирования звуков и много другого. Поэтому оставаться в стороне от такого грандиозного действа я просто не могу. Относительно картин, то они являются моим средством отдыха. Созерцая эти шедевры, душа моя и мозг находят гармонию, а я отдыхаю и просто наслаждаюсь красотой, которую мне даром дарят талантливые художники.
Поэтому культура — это неотъемлемая частичка моей и, надеюсь, вашей жизни. Я уверена, что благодаря присутствию этим проявлениям культуры в моей повседневности, я до сих пор остаюсь более-менее адаптированным и интересным человеком. Поэтому желаю каждому не забывать о существовании этого понятия и как можно активнее внедрять его в свою жизнь.

Сочинение на тему: Роль книги

Огромную и важнейшую роль в жизни человека играют книги, конечно, это прибаутки и колыбельные песенки, незамысловатые стишки, благодаря которым мы учимся произносить свои первые слова.

С самого рождения и на протяжении всей жизни книги окружают нас. Мы ещё не умеем говорить, а наши родители уже начинают приобщать нас к великому миру литературы, читают нам книжки.

Растёт человек, и растут книжки, а вместе с ними растут его знания. Первая наша книга—букварь. Выучив буквы, мы начинаем читать сами.

И вот тут-то для нас и открывается новый и неизведанный мир. С головой окунаясь в мир книжных героев, мы вместе с ними проживаем их жизнь.

Наверное, в мире не существует человека, который не любил бы сказки. С самого детства эти незатейливые сюжеты сказок учат нас отличать добро от зла, ценить дружбу и верить в чудеса.

Постепенно, переходя от книжки к книжке, мы вступаем во взрослую жизнь, которая преподносит нам совершенно другие сюжеты, и мы начинаем читать уже более серьёзные книги. И из этих книг мы черпаем для себя что-то новое.

Неоценима роль книги в жизни человека.

Книга учит нас мыслить, выражать свои чувства, делает нас добрее и лучше.

Из книг мы узнаем много нового. Книги дают возможность узнать историю человечества, историю своей Родины и родного края.

Книги рассказывают нам о далеких краях, о том, как живут люди в других странах.

У каждого человека в мире есть своя любимая книга, к которой он обращается в трудную минуту жизни, и тогда, когда он счастлив.

Книга для человека является самым настоящим другом, который никогда тебя не предаст, поддержит в трудную минуту и даст совет.

Чтение книг помогает нам развиваться духовно, повышает уровень интеллекта, учит грамотно писать.

В мире существует огромное разнообразие литературных жанров, и все они несут определённые знания, необходимые для развития человека и общества в целом.

Читая книги, человек возвышается духовно, становится разумной и сильной личностью, способной любить и уважать окружающих людей, беречь и ценить природу, с любовью относиться к животным.

Книга является величайшим достижением человечества и польза её несомненна.

Сочинение на тему: Как книги влияют на человека

Книги сопровождают нас всю жизнь. Мы познаем мир и развиваемся благодаря литературе.

Книга открывает нам те неизведанные грани нашей жизни, которые нам самостоятельно никогда не познать, в чем их и ценность. Литература – это своеобразный путеводитель по жизни. Книга закладывает в нас те азы, которым учит только жизненный опыт. Благодаря ей, мы имеем уникальную возможность учиться на ошибках других людей, анализировать самые разные жизненные ситуации и делать выводы, которые в дальнейшем можем использовать для создания благополучной жизни.

Книги бывают самые разные, но все они способны научить нас чему-то полезному.

Сидя за партой учебных заведений, мы постоянно контактируем с множеством книг. Физика, геометрия, химия, алгебра… Пусть подобные книги не вызывали у нас особого удовольствия, но все они с радостью открывали перед нами свои архивы знаний. Мы этого не осознаем, но каждый из них внес свою лепту в наше развитие.

Благодаря книгам у ребенка формируется воображение и развивается кругозор. Литература способна побудить у ребенка новые чувства и эмоции, которые будут способствовать формированию его личности. Добавим и то, что книга влияет и на внутренний мир человека. Все то, о чем нам рассказывает книга, откладывается у нас на подкорке, из этого следует то, что на наше душевное состояние влияет не только окружающий мир, а и познание чего-то нового, что производит колоссальное воздействие на человека.

Книга расскажет про все, что вас интересует. Она хранит в себе всю историю человечества и даже больше. Многие называют книгу другом человека, постепенно откладывая её на второй план. В современном мире жизнь такова, что мы привыкли искать всю информацию на просторах интернета, но не стоит забывать о старой доброй литературе, именно она намного больше сможет вам рассказать.

Современные технологии предоставляют нам самые широкие возможности, но сможете ли вы, даже в таких условиях, представить свою жизнь без книги? Ведь получить образование, основываясь лишь на объяснениях преподавателя весьма трудно, иногда, даже невозможно. Именно поэтому роль литературы в жизни человека очень велика. Благодаря ей, человек интересный собеседник в компании, квалифицированный специалист в своей сфере и образованная личность по жизни.

Мы должны ценить книги, ведь они дают нам возможность познать прошлое, ценить нынешнее и создавать будущее.

Окунитесь в мир литературы и вы откроете перед собой всё волшебство и красоту нашего мира. Она даст вам возможность перенестись не только в прошлое, а и далеко за пределы нашей планеты. Познавайте окружающий мир и развивайтесь вместе с литературой.

Книги – по сути, записанные мысли других людей. Такая, казалось бы, банальная, но весьма мудрая фраза была прочитана мною однажды.

Эта фраза звучала в контексте потребности искать собственные мысли и даже писать собственные книги.

Совет, в целом, стоящий, но, конечно, не каждому дано писать собственные книги. Более того, мне кажется, не каждый даже на самом деле способен продуцировать всегда собственные мысли.

Ведь мыслительный процесс является довольно трудным и на самом деле требует существенной концентрации. Мыслительная работа ничуть не легче физического труда, если выполняется грамотно.

При этом большинство людей не особенно приучены к тому, чтобы грамотно мыслить, этот факт легко подтверждается регулярными ошибками людей в сфере формальной логики, двойственностью взглядов и мировоззрения.

Таким образом, если люди читают книги, то они начинают приобщаться к культуре мыслительного процесса. Даже если речь идет о какой-то примитивной художественной литературе с простыми героями, такая книга все равно является продуктом интеллектуального труда.

Соответственно, читатель смотрит на этот продукт целиком и улавливает какую-то общую структуру и картину, из чего делает определенный вывод, как правило, близкий к такому, который хотел предоставить писатель.

Также книга является хорошим тренажером для ума, ведь чтение концентрирует сознание и позволяет не только усваивать мысли других людей (то есть автора) но и продуцировать собственные.

Иногда при чтении ловишь себя (точнее собственный ум) на размышлении на какие-то совершенно далекие темы. Потом вспоминаешь, как сюжет создал какие-то ассоциации и увел ум вдаль.

Этот пример является вариантом, когда сознание не контролируется. Однако, даже в такой ситуации человек в итоге учится отслеживать различные флуктуации своего ума.

Другим вариантом является, когда мысли героев книги, какие-то сюжетные ходы заставляют сознательно размышлять над той или иной темой. Этот вариант представляет собой сознательную концентрацию мысли и именно так книги учат самостоятельно размышлять. На мой взгляд, в этом и состоит основная задача.

Книги – учат мыслить. Да, они являются просто мыслями других, но иногда полезно узнать о чем думают другие.

Примеры итоговых сочинений на тему
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

olimp russia

Рекомендации
к проведению заключительного этапа

Республиканской предметной
олимпиады 

обучающихся общеобразовательных организаций
Донецкой Народной Республики

по русскому языку

в 2020 – 2021 учебном
году

Согласно приказу Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 25.02.2021 г. №137 «О проведении
заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2020-2021
учебном году» заключительный этап
Республиканской предметной олимпиады
обучающихся общеобразовательных
организаций Донецкой Народной Республики по
русскому языку состоится
13 марта 2021
года
.

В данном этапе Республиканской олимпиады примут
участие
обучающиеся 9-11-х
классов общеобразовательных организаций Донецкой
Народной Республики
.

Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся
общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2020-2021
учебном году
(приложение 1 к приказу Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики от 15.10. 2020 № 1398
«Об
утверждении Условий об организации проведения Республиканской предметной
олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций

Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году» и от 19.11.2020 г.
№1506 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой
Народной Республики от 15.10.2020 г. №1398»).

Место проведения олимпиады: Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №1 города Донецка» (директор Лупандина Л.А.). Адрес: г. Донецк, бульвар Пушкина, дом 6.

Регистрация – 08.30-09.25. 

В 09.30 участники приступят к выполнению олимпиадных заданий.

Продолжительность письменного тура – 230 минут (3 часа 50
минут).

Участники
олимпиады
по русскому языку будут
выполнять
четыре уровня заданий – на
проверку уровня письменной (I-III уровни) и устной (IV уровень) речи. Всего
10 заданий: 9 заданий письменного тура (230 минут) и одно задание
устного тура
(после
20-минутного перерыва).

Олимпиадные задания составлены так, что позволяют проверить, в какой
степени у участников сформирована каждая из четырех компетенций – языковая,
лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.

В первом уровне обучающимся будут предложены задания из разных разделов языкознания: фонетики, лексики, этимологии, фразеологии,
словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики и
культуры речи
; эти задания проверят
уровень лингвистической
подготовки школьников.
В каждом
классе предлагается по
6 заданий, которые
будут оцениваться разным количеством баллов (в зависимости от типа и сложности задания).

1-3
задания первого уровня представляют собой небольшой текст и 3 задания,
аналогичные формату 1-3 задания Единого республиканского экзамена по русскому
языку (ЕРЭ); 4-6 задания – аналогичны 4-21 заданиям ЕРЭ.

Например,

Прочитайте текст и выполните
задания 1–3.

(1) Фольклор – это
важнейшая составная часть народной культуры, отражающая в художественной форме
жизнь и духовный облик народа. (2) Примером фольклора может служить сказка –
древнейший жанр устного народного творчества, который был популярен на Руси:
рассказывание сказок воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться
каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались
в народе. (3) Сказки не утратили своего значения и в наше время, <…> они
учат человека жить (ведь за сказочной фабулой скрываются реальные человеческие
отношения), вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана
ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Популярный жанр фольклора – сказка, поскольку она учит добру и
справедливости, учит жизни, ведь за фантастическим сюжетом в ней кроется
реальность.

2) Сказка – жанр фольклора как важнейшей составной части народной культуры,
жанр древнейший, который был популярен на Руси и не теряет своего значения
сегодня, поскольку сказка учит жить, вселяет веру в торжество справедливости.

3) Примером устного народного творчества может служить сказка – древнейший
фольклорный жанр, который был популярен на Руси: рассказывание сказок
справедливо воспринималось как искусство, доступное каждому, независимо от пола
и возраста.

4) Фольклор в художественной форме отражает жизнь и духовный облик народа;
древнейший фольклорный жанр – сказка – был популярен на Руси, мастера этого
искусства высоко ценились, и в наше время сказки не утратили своего значения:
они учат нас жить, быть оптимистами.

5) Фольклор как устное народное творчество и сказка как один из его жанров в
наше время имеют большое значение, так как это древнее искусство.

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который
должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот
союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой
приводятся значения слова ПРИМЕР. Определите значение, в котором это слово
употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую
этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИМЕР, -а, м.

1) Математическое выражение, требующее решения. Лёгкий п. Алгебраический п.

2) Конкретное явление, разновидность общего. П. творческой профессии. Примеры произведений искусства.

3) Факт, приводимый в качестве доказательства. П. из речи адвоката. Этот п. никого не убеждает.

4) Действие или явление, которому подражают. Брать п. со старшего брата. Подавать п. Показал п. мужества.

Или, например,

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с
несогласованным приложением

1) Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и
работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств
твёрдой рукой вела дело к успеху.

Б) нарушение в построении предложения с
деепричастным оборотом

2) Мама с детства говорила мне,
чтобы я, оказавшись в трудной ситуации, прислушивалась к своим ощущениям,
доверяла им, и тогда мне
удастся избежать паники и отчаяния и принять верные решения.

В) нарушение видовременной соотнесённости
глагольных форм

3) Я спустился в подвал, и, открыв
дверь, она издала протяжный скрип давно не смазанных петель, а в нос мне
ударил запах сырости.

Г) нарушение в построении предложения с косвенной
речью

4) В магазине «Трубочисте»,
недавно открывшемся неподалёку от моего дома, был огромный выбор товаров для
дома и дачи, и именно там я смог найти электрокамин, который давно искал.

Д) неверный выбор падежной формы существительного
с предлогом

5) Отец, в силу привычки, даже по
выходе на пенсию вставал в пять утра и потом целый день не покладая рук
работал то в своей столярной мастерской, то в огороде, а вечером неизменно
садился за книги и читал не менее ста страниц.

6) Настя любила сидеть на берегу
озера, вглядываясь в мелкие водоросли под слоем чистой воды и размышляя о
том, что, быть может, там, на самом дне, есть волшебный, полный загадок мир,
о котором никто не подозревает.

7) Вот начинается гроза, ливень, и
мы, прикрывая головы сумками, запрыгиваем в первый подошедший трамвай, и тут
вспомнили, что забыли проездные билеты дома.

8) Послышались звуки колокола, и
колонна, встрепенувшись, медленно, организованно двинулась вперёд – туда,
откуда доносился колокольный звон.

9) Максим Николаевич, мой тесть,
сказал мне, что ты приезжай на базу отдыха «Берёзовая роща», где можно
порыбачить, отдохнуть и неспешно обсудить все предстоящие совместные дела.

Максимальная сумма баллов за задания первого
уровня – 30.

Второй уровеньзадания конструкторско-творческого характера.

Первое
из них (
задание 7) проверяет умение решать
лингвистические задачи.
Составители
заданий делают акцент на метапредметности задач, проверке уровня
сформированности культурологической компетенции и УУД обучающихся. С образцами
таких задач и их решением можно ознакомиться на
блоге отдела русского языка и
литературы http://kabruss.blogspot.com на страницах «Олимпиада» и «Для юных филологов».

Второе задание второго уровня (или
задание 8) – комплексная работа с
текстом (прозаическим), где требуется знание всех разделов языкознания. Часть
заданий к тексту будет аналогична заданиям 22-26 ЕГЭ. Предполагается
определение темы текста, его стиля и типа; фонетический, лексический, морфемный,
морфологический и др. виды разбора.

Например,

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Существует точное наблюдение: воздух мы
замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Мы не дорожим воздухом и не
думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (3)Впрочем, иногда
замечаем. (4)Потому что всё же не всегда дышим равнодушно и буднично.
(5)Например, мы наслаждаемся чистым воздухом, промытым весенним дождём.

(6)По обыденности, по нашей незамечаемости
нет, пожалуй, ничего более сходного с воздухом, чем трава. (7)Мы привыкли, что
мир зелёный. (8)Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и
колёсами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем железным,
пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (9) Льём на траву бензин,
мазут, керосин, кислоты и щёлочи.

(10)Высыпать машину заводского шлака и накрыть
и отгородить от солнца траву? (11) Подумаешь! (12)Мало ли на земле травы?
(13)Жалко ли её? (14) Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень,
бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. (15)
Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и
заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (16)Травы много. (17)Она везде.

(18)Но может быть и так: земля есть, а травы
нет. (19)Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной
бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не
космической катастрофы наша земля.

(21)Глоток воздуха, когда человек задыхается.
(22)Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (23)А
обычно – не замечаем…

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский писатель, поэт,
переводчик.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.

1) Воздух – смесь газов (преимущественно азота и кислорода), из которых
состоит атмосфера Земли.

2) Для сохранения здоровья человеку нужно регулярно бывать на свежем воздухе.

3) Такие природные явления, как воздух и трава, настолько привычны, что
человек, как правило, их не замечает.

4) Наша планета может оказаться пустыней, если произойдёт космическая или
какая-нибудь другая катастрофа.

5) Нельзя наслаждаться воздухом, потому что мы дышим равнодушно и буднично.

Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2–4 представлено рассуждение.

2) В предложении 5 содержится опровержение того, о чём говорится в предложении
4.

3) Предложения 8–9 содержат перечисление действий.

4) В предложениях 10–15 представлено повествование.

5) Предложение 23 заключает в себе вывод из содержания предложений 21–22.

Из предложений 18–20 выпишите
синонимы (синонимическую пару).

Среди предложений 10–23 найдите
такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного
союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии,
составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания. В
этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,
использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г)
цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«В.А. Солоухин объясняет, почему мы, обычно не замечая такое явление, как
воздух, иногда всё же обращаем на него внимание. Для чёткого обозначения
причины автором используется особое синтаксическое построение (А)________
(предложения 3, 4). Такое синтаксическое средство, как (Б)________, помогает
В.А. Солоухину подробно описать вред, наносимый человеком травяному покрову
земли (предложения 8, 9). В предложениях 10-17 ироническое рассуждение автора
строится как имитация диалога. Этот приём побуждает читателя к размышлению над
поднятой автором проблемой. Эффект усиливает анафора: в предложении 14 дважды
повторяется (В)________. Рисуя воображаемую картину бестравной земли, автор
передаёт своё эмоциональное отношение к этому зрелищу с помощью такого средства
выразительности, как (Г)________ (предложение 19)».

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. инверсия
  3. олицетворение
  4. восклицательное предложение
  5. сравнительный оборот
  6. вставная конструкция
  7. риторическое обращение
  8. разговорная частица
  9. ряды однородных членов

Максимальная сумма баллов за этот уровень – 30.

Третий
уровень
– творческое задание (№ 9). Обучающимся
9, 10 классов будет предложено сделать выбор: написать сочинение на
лингвистическую тему или сочинение по прочитанному тексту; обучающимся 11
класса – сочинение по прочитанному тексту (из второго задания второго уровня).
В ходе написания творческой работы юные
филологи должны
продемонстрировать не только знание темы, умение
рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения, уровень
образованности и общей культуры
.

Например, лингвистические темы могут звучать так:

Как предложение строится
по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте
соединяются по определённым правилам
(Г.Я. Солганик)

Все средства языка
выразительны, надо лишь умело пользоваться ими
(В.В. Виноградов)

Орфография слова есть
биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его
(В.П. Шереметьевский).

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет такую же структуру, как
и любое другое сочинение:

·        
Вступление (содержит мысль, которую нужно дальше раскрыть и доказать);

·        
Основная часть (раскрывает тезис, указанный во вступлении, и содержит несколько абзацев);

·        
Заключение (выводы).

Рассуждение можно вести в одном из трёх форматов: доказательство,
объяснение или размышление. Обязательно приводятся примеры для иллюстрации аргументов.

Готовая работа может выглядеть следующим образом:

·        
1 абзац. Вступление (подведение к вопросу и тезис, 2-3 предложения);

·        
2 абзац. Раскрывается первая часть цитаты (приводятся аргументы и пример);

·        
3 абзац. Раскрывается вторая часть цитаты;

·        
4 абзац. Записываются выводы.

Чтобы удачно написать сочинение, необходимо подробно написать о том, как вы
понимаете смысл высказывания, и найти интересные примеры.

Сочинение на лингвистическую тему
оправданно вписывается в общую концепцию изучения русского языка как явления
национальной культуры. Методически грамотно проведенная работа
учителем-словесником может дать новый импульс обучающимся к изучению языка,
осмыслению уникальности и богатства родной речи.

Объём сочинения на лингвистическую тему 1-1,25/1,5 стр. в 9 классе,
1,25-1,5/2 стр. – в 10 классе.

С
целью продуктивной подготовки обучающихся к написанию сочинения на
лингвистическую тему рекомендуем ознакомиться с источником:

Добротина
И.Н., Осипова И.В. Сочинение на лингвистическую тему как одно из заданий
заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Русский
язык в школе
. 2016; (2): 31-35.

https://www.riash.ru/jour/article/view/290/290

Сочинение по прочитанному тексту проверяет сформированность у участников отдельных коммуникативных умений и
навыков: 1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; 2)
комментировать главную проблему исходного текста; 3) определять позицию автора
текста по заявленной проблеме; 4) выражать и аргументировать собственное
мнение; 5) последовательно и логично излагать мысли; 6) использовать в речи
разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; 7)
практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с
орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами
современного русского литературного языка. Таким образом, задание проверяет
состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют
ли участники олимпиады монологической речью, умеют ли аргументированно и
грамотно излагать свою точку зрения. Сочинение на основе прочитанного текста
показывает сформированность у участников олимпиады культуроведческой
компетенции, широту кругозора, начитанности и общую культурную образованность.

Сочинение по прочитанному (исходному) тексту должно
включать
введение, формулировку проблемы, комментарий к ней (два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания
сформулированной проблемы, пояснение к каждому из примеров-иллюстраций, анализ
смысловой связи между примерами-иллюстрациями), отражение
позиции автора исходного текста, отношение к
позиции автора, два абзаца на каждый тезис и аргумент, итог.

Алгоритм написания сочинения по прочитанному тексту может быть
таким:

1)  Сформулируйте
одну из проблем, поставленных автором текста.

2)  Прокомментируйте
сформулированную проблему.

3)  Включите
в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по
Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте
чрезмерного цитирования).

4)  Поясните
значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

5)  Сформулируйте
позицию автора (рассказчика).

6)  Выразите
своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или
несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения по прочитанному (исходному тексту)
70-150 слов в 9 классе, 150-200
слов в 10 класс, 150-250 слов в 11 классе.

Если сочинение будет представлять собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа) оценивается 0 баллов.

Максимальная
оценка за этот уровень –
30 баллов.

С целью качественной
подготовки к участию в интеллектуальных соревнованиях заключительного этапа
Республиканской олимпиады по русскому языку рекомендуем повторить с обучающимися разделы, изученные в текущем
году и в предыдущие годы.

Четвёртый уровень – публичное
выступление – конкурс ораторского
мастерства
(длительность устного выступления – 1,5-2 минуты в 9 классе, 3
минуты – в 10-11 классах. Круг тем этого
тура связан с Годом русской культуры в Донецкой Народной Республике.

При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем
ознакомиться с алгоритмом устного
выступления:
представление, указание названия темы выступления, формулировка цели выступления,
изложение содержания по чёткой структуре и с учётом хронометража.
Не следует забывать о лингвистической
культуре и мастерстве речи, а также
о контакте оратора и аудитории
(без излишней театрализации).

Темы для публичной речи могут звучать
следующим образом:

О каких трёх памятниках русского
искусства вы рассказали бы иностранному гостю?

Высший балл за ораторскую речь10 баллов.

Учащиеся 9-11-х классов, выполняя задания, должны показать:

ü    лингвистические знания;

ü    лексико-грамматические знания;

ü    орфографическую и пунктуационную грамотность, культуру
речи;

ü    умение создавать собственные (оригинальные и грамотные)
тексты;

ü    уровень владения универсальными учебными действиями;

ü    уровень метапредметных знаний, умений и навыков;

ü    ораторские умения и навыки, уровень риторической
культуры.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Общее (максимальное) количество баллов – 100.

1-й уровень: шесть
заданий – 30 баллов.

2-й уровень: два
задания – 30 баллов.

3-й уровень: одно задание – 30 баллов.

4-й уровень: ораторская речь – 10 баллов.

В ходе выполнения работ участникам олимпиады не разрешается пользоваться словарями,
в том числе орфографическими, другой справочной литературой, текстами
художественных произведений, хрестоматиями, учебными пособиями,
вспомогательными таблицами и гаджетами.

Время написания
работы – 230 минут (3 часа 50 минут):
с 9.30. до 13.20 письменный тур; устный
тур
: конкурс ораторского мастерства (участие
является обязательным; балл за устное выступление суммируется с баллом за
письменную работу
) после завершения письменного тура (после 20-минутного
перерыва).

Протоколы жюри по
предмету публикуются организатором Республиканского этапа предметной олимпиады
на официальном сайте – сайте ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического образования» http://www.donippo.org/
не позже, чем через два дня после проведения олимпиады.

Заявления участников
о несогласии с выставленными баллами пронимаются оргкомитетом 
в течение трёх рабочих дней с момента официального оглашения
предварительных результатов
  заключительного этапа
Республиканской предметной олимпиады по русскому языку.

Рейтинг участников
заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся
размещается на официальном сайте на следующий день после заседания
апелляционной комиссии.

С целью самопроверки
и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных образовательных
маршрутов и программ самообразования на блоге отдела будут размещены варианты
ответов на задания заключительного
этапа олимпиады.

С целью мотивации
участия в Республиканской олимпиаде школьников по русскому языку рекомендуем учителям-словесникам по желанию
обучающихся выставить оценки
за выполнение олимпиадных заданий в журнал.

Примерная сетка
перевода баллов в отметки по 5-балльной шкале:

Количество баллов, полученных за выполненную работу

Отметка

Вербальная оценка

100 – 50 баллов

5

отлично

49 – 30 баллов

4

хорошо

С полным
списком приглашённых на заключительный этап Республиканской предметной олимпиады
обучающихся общеобразовательных организаций ДНР по русскому языку можно
ознакомиться на странице «Олимпиада» сайта ГОУ ДПО «ДОНРИДПО».

С общими итогами заключительного
этапа олимпиады юных филологов, отзывами об олимпиаде и заданиях, фотоальбомом
можно будет ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы (https://kabruss.blogspot.com/) на странице «Олимпиада» после проверки членами жюри работ участников.

Установочный инструктаж для членов жюри  8.45.

Благодарим за продуктивное сотрудничество.

  • Почему важно приобщаться к искусству с детства сочинение обломов
  • Почему важно проявлять сострадание сочинение
  • Почему важно поступать по совести сочинение
  • Почему важно помогать тем кому трудно итоговое сочинение
  • Почему важно нести ответственность за сделанный выбор сочинение