Почему важно осмысление пройденного пути сочинение

10 декабря 2021 г. 16:21протопресвитер александр шмеман 1921-1983 выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, автор научно-богословских сочинений и эссеистской

10 декабря 2021 г. 16:21

Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год.

Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов (№ 12, 2021, PDF-версия).

Различать Божественное и человеческое

Протопресвитер Александр Шмеман для многих представителей православного духовенства и мирян является примером священнослужителя, открытого для всего нового, жертвенно служащего Богу и людям, ищущего действенные способы достучаться до умов и сердец современников.

Подобное мнение о нем сложилось не только благодаря многочисленным печатным трудам покойного пастыря. Воспоминания людей, знавших богослова лично, прямо указывают на его подлинно христианское отношение к жизни и своему служению. По словам его близкого друга, тоже уже покойного, Н.А. Струве, последние дни земной жизни отца Александра были наполнены покаянием с готовностью полностью принять волю Божию: «Полтора года назад Господь посетил Своего верного слугу тяжелым испытанием: болезнью, оставляющей мало надежды на выздоровление. О. Александр не только переносил ее с полным терпением и смирением, но до самых последних дней не переставал ощущать радость и благодарить Бога за все. Роковая болезнь дала о. Александру положить печать подлинности тому, что было сердцевиной его проповеди и священства за целую жизнь: Всегда радуйтесь. За все благодарите (1 Фес. 5:16, 18)»1.

Вклад отца Александра Шмемана в развитие богословской науки является огромным. Именно благодаря ему в нашей Церкви сегодня обсуждаются многие действительно актуальные вопросы. Любые же обвинения в обновленчестве и модернизме, звучащие в адрес покойного, по словам священника Владимира Вукашиновича, «поверхностны и неточны»: «Шмеман стоит не только на позициях, крайне далеких от всякого либерального модернизма, но даже в отдельных случаях крайне умеренных и консервативных»2.

На чем же тогда зиждется убежденность некоторых людей в наличии у протопресвитера чуть ли не протестантских симпатий? Как кажется, на факте проявленного им однажды дерзновения. В предисловии к своему самому, как принято подчеркивать, «научному» труду — «Введению в литургическое богословие» он вспоминает, как отважился снять определенного рода табу: запрет, который касался использования историко-критического подхода к изучению «сферы богослужения, литургической жизни, литургического опыта»3.

Во многом благодаря отцу Александру православный исследователь получил определенного рода свободу в рассуждении над тем, что в нашем богослужении является проявлением богооткровения, а что — исключительно человеческим вкладом. Избавление от табу, снятого литургистом, позволило существенно расширить границы деятельности богослова-исследователя, который теперь оказался способен изучать иные области церковной науки с позиции того, с чем он в данный момент имеет дело, — с Преданием (формой богооткровения) или с преданиями (человеческими обычаями той или иной степени древности)4.

Почему это важно и необходимо? По одной простой причине. Здравое различение Предания и преданий позволяет православному христианину избежать перекоса в одну из сторон, отклонения от святоотеческого «царского» пути. Низведение Предания до уровня преданий неминуемо превращает духовную жизнь в квазирелигиозность постмодерна, презрительно относящуюся к традициям и обрядам, — отсутствие живого чувства Откровения делает ­самого человека мерилом духовности и тем самым лишает эту духовность Божественного содержания. В том случае, если предания возводятся на уровень Предания, мы получаем иной, но не менее печальный результат. Подобное отношение превращает церковное сообщество в клуб с особенными правилами поведения, гардеробом, питанием и др. Причем каждый из перечисленных элементов возводится в статус чуть ли не догмата.

Главный ориентир

В каждом отдельном случае и вне зависимости от избранной области (догматика, библеистика, каноника, но прежде всего в области литургической) при стремлении определить, что же перед нами — Божественное или человеческое, мы оказываемся перед непростой задачей. Как отделить вечное от временного? Как актуализировать внешнюю оболочку традиции, не нанеся ущерб ее духовной сердцевине? Как кажется, и в данном случае помочь может отец Александр, не только обозначивший указанную проблему, но и давший инструментарий для ее преодоления.

Автор в своих произведениях неоднократно упоминает идею «отнесенности к главному», которой пронизано его богословское и проповедническое наследие. «Отнесенность» — основное ощущение автора, с детства определившее его религиозный опыт, «интуиция о присутствии в этом мире чего-то совершенно, абсолютно иного, но чем потом все так или иначе светится, к чему все так или иначе относится»5. Сам профессор не смог дать понятию «отнесенности» какого-то строгого фиксированного определения6. Хотя явным образом суть этого явления ощущается при чтении строк, посвященных А.И. Солженицыну: «Символом этой отнесенности в романе «В круге первом», например, является Рождество. <…> Зачем понадобилось Солженицыну это Рождество? <…> Но вот, оно есть, оно вспыхнуло своим светом вначале, и его свет незримо озаряет всю эту, казалось бы, мучительную безнадежную повесть. И оно есть в повести потому, что для Солженицына оно есть в мире. <…> …Чтобы отнести всех этих страдающих и умирающих людей к главному — чтобы ясным стало изображение вечности, зароненное каждому»7.

Отсутствие четкого определения «отнесенности» не мешает указать на одно из главных и определяющих его свойств, а именно христологичность. Иными словами, установление и поддержание в лице Господа Иисуса связи между Божественным и человеческим; присутствие благодаря пришествию Спасителя в материальном мире жизни Духа, Который не растворяется в тварной реальности, не бежит от нее, но оживотворяет изнутри того, кто в Боге нуждается и к Нему стремится. «Отнесенность» есть еще и та таинственная, но ощутимая связь, которая присутствует в Православии между Преданием и преданиями. В пастырском аспекте она («отнесенность») должна поддерживаться Церковью в «рабочем» состоянии прежде всего в формате богослужения для сохранения (наряду с упомянутыми в Символе веры) главного для отца Александра свойства Церкви — «литургичности», которая во Христе зиждется и только в Нем и благодаря Ему существует.

Именно «литургичность» в понимании автора превращает Церковь из «экклесии» (человеческого собрания) в Тело Христово (1 Кор. 12:27) — ту Богочеловеческую структуру, которую, по замечанию протопресвитера Николая Афанасьева, характеризует таинственное выражение «эпи то авто» (ἐπὶ τὸ αὐτό) (Деян. 2:1, 44, 47 и др.), означающее «на то же самое» и чаще всего переводимое на русский язык как «в одно место». «Эпи то авто», в разъяснении протопресвитера Иоанна Мейендорфа, «было техническим термином для обозначения евхаристического собрания. Специального слова в те времена не существовало, возможно, и потому, что первохристиане избегали прямо говорить о таинствах в смысле «обрядов», а понимали саму Церковь прежде всего в сакраментальном смысле. Церковь осуществляет себя, становится сама собою, когда ее члены сходятся вместе для свершения общего действа»8.

Это общее действо — Литургия — в основании своем и имеет для ученого идею «отнесенности» как опыта встречи с Тайной и выражение данного опыта при помощи верных символических средств. Символических в смысле античного σύμβολον — разломанной монеты или статуэтки, знака, позволяющего двум незнакомым до того лицам опознать друг друга9. Верное соотношение закона веры и закона молитвы (lex orandi lex est credendi) достигается только в том случае, если культурные коды нашего богослужения работают в соответствии с идеей «отнесенности» и становятся «мостиками» для верующего, позволяющими достичь главной цели — совершения литургического акта через личное словесное приношение в пространстве общей молитвы церковного собрания.

Тайна Божества, находящаяся в самой сердцевине жизни Церкви, принципиально отличает христианство от прочих религиозных течений, прежде всего гностицизма. Если гностики кичились обладанием некоей тайны, ограничивая доступ к ней всех прочих, то в лице Православия мы видим иное. «В контексте христианства под понятием «тайна» не подразумевается обозначение только того, что является непостижимым и таинственным, загадкой или неразрешимой проблемой. Напротив, тайна есть то, что открывает себя нашему пониманию, но что мы никогда не поймем до конца»10. Эти слова митрополита Каллиста (Уэра) указывают на еще одно свойство «отнесенности», имеющее не только возвышенное богословское, но и вполне практическое значение — когда тайна Божия в лице Церкви присутствует в мире, освящает его, но миру не подчиняется и в нем не растворяется.

Об этом отец протопресвитер, в частности, говорил во время беседы в г. Гринвилл (штат Делавэр, США) 22 мая 1981 года. Выступление это впоследствии переведено в текстовый формат и озаглавлено «Между утопией и эскапизмом». Здесь американский протопресвитер указывает на две серьезные опасности, возникающие перед Церковью, если она по какой-то причине утрачивает стремление к «отнесенности» или отказывается от нее. Исходом подобного выбора становится либо бездумное стремление к несуществующему «завтра» (утопии), либо бегство от мира, замыкание в пространстве самоценных представлений и субкультурных установок. И то и другое, по его мнению, противоречит евангельскому учению о Церкви как о Царстве ­Божием, которое Спасителем сравнивается или с дрожжами (Мф. 13:33), или с семенем (Мф. 13:31-32). И то и другое, чтобы принести плоды, должно быть помещено в мертвую до времени среду и преобразить ее изнутри11.

Утопия и эскапизм на подобное просто не способны. Первая, представляющая собой «максимальную проекцию в будущее»12, готова пожертвовать «сегодня» ради «поющего завтра». Но никто не ответит вам на вопрос — «С какой стати завтра должно петь? Ведь люди будут умирать, кладбища расширяться и т.д.»13. Никто и ничто по-настоящему не волнуют утописта здесь и сейчас. Он всем готов пожертвовать, все разрушить ради выдуманного им завтра. Странным дополнением к подобной установке отцу Александру видится не менее опасное ­явление — эскапизм, или бегство от действительности. Его он описывал следующим образом: «Уход от действительности начинается с некоего умственного расположения и продолжается как поиск разного рода духовного опыта. Всем известно, что Бога не найдешь на Бродвее в Нью-Йорке, Бога нужно искать на синих горах в Индии, в ашрамах, в методах созерцания»14.

Эскапист подобно утописту бежит от сегодня, но не ради достижения мифического завтра, а ради замыкания в пространстве выдуманной им действительности, никак не соотносящейся с реальной историей. Насколько подобное опасно, свидетельствует, например, опыт старообрядческого раскола XVI века: «Флоровский считал, что для старообрядцев вместе с реформами Никона кончилась священная история, и потому они уходили «из истории в пустыню». Но на самом деле не столько уход из истории, «внеисторичность», был следствием раскола, сколько, наоборот, раскол — следствием вне­­историчности русской жизни»15.

Указанное обстоятельство вновь демонстрирует огромную опасность утраты обозначенной доктором богословия «отнесенности», которая (утрата) неминуемо заводит Церковь в ловушку, способную изъять человека или целую общность людей из живой истории, превратив их либо в гоголевского Манилова, равнодушного к настоящему, либо в носителей специфического субкультурья, напрочь оторванного от страданий дня сегодняшнего.

Сохранить верность Откровению

Шмемановская «отнесенность» призывает заботливо относиться к вопрошаниям истории, настаивает на освящении времени. Сын Божий однажды стал участником истории, но при этом не оказался ее пленником. В Спасителе миру была явлена освящающая и исцеляющая сила Божия, переданная Им Церкви и через нее указующая миру, что однажды для него наступит конец и одновременно полное изменение: «Вне эсхатологии невозможна христианская доктрина зла. Либо сам мир становится злом, либо же оно отождествляется с чем-то одним в мире (социальными структурами и т.д.). И то, и другое — ересь. Христа не нужно ни для ухода в мироотрицающий буддизм личного «спасения», ни для «социальной революции»»16.

Идея «отнесенности» не была выведена протопресвитером на основании каких-то сугубо теоретических изысканий, а имела вполне ощутимую опытную духовную основу. В «Дневниках» отец Александр Шмеман упоминает, что его память сохранила и разделила пройденную жизнь на четыре этапа: тридцатые годы — юность в Париже и причастность к лучшему периоду русской эмиграции; сороковые — война и закат прежнего мира, обретение семьи и рукоположение; пятидесятые — творчество и служение; шестидесятые — жертвенная вовлеченность в жизнь Православной Церкви в Америке и смерть друзей, единомышленников.

Наступившие семидесятые, а затем и восьмидесятые привели отца Александра к мысли: «И вдруг: такое сильное ощущение, что прошлого-то гораздо больше, чем будущего, что все отныне будет итогами, раскрытием того, что уже было, уже дано» (курсив из оригинала. — А.Б.)17. Уверенность в правильности выведенной им идеи «отнесенности» приходит к отцу Александру ровно в тот момент, когда внутри него возникает ощущение бренности жизни перед лицом Божественной вечности. С высоты прожитых лет он явственно понимал, насколько важно не поддаваться очарованию временного, человеческого и не пытаться заместить им Богооткровенное: «…изучение истории Церкви, конечно, должно освобождать человека от порабощения прошлому, типичного для православного сознания. Но это так в идеале, увы. Помню, как медленно я сам освобождался от идолопоклонства Византии, Древней Руси и т.д., от увлечения, от «игры»»18.

«Исторический путь Православия» — еще один монументальный труд автора — почти каждой своей страницей показывает и доказывает, насколько опасной является догматизация второстепенного, обусловленная все той же утратой чувства «отнесенности». Вместо того чтобы придать статус неизменной богооткровенной истины смысловому ядру учения, вновь и вновь осуществляется попытка догматизации культурной оболочки, временного контекста керигмы. Это прекрасно видно на примере всех наиболее известных ересей и расколов. Все они в той или иной степени становились следствием неспособности ряда мыслителей пожертвовать собственными культурными предпочтениями ради сохранения верности Откровению.

Арианство, несторианство, монофизитство в различных своих более «легких» проявлениях (например, монофелитства и иконоборчества) строятся на концептах, заимствованных из тех или иных философских систем и возведенных в статус догмата. Римский католицизм, безусловно, является результатом поместного представления о роли апостола Петра и природе церковного первенства19. Имеющийся исторический опыт позволяет согласиться с выводом, который делает внимательный читатель «Дневников» покойный профессор МДА Н.К. Гаврюшин: «Множество верующих, не исключая и представителей духовенства, часто понимают христианство как некую совокупность правил, норм, ритуалов… которую охотно отождествляют с церковным Преданием. При таком номистическом, или законническом, разумении веры внешнее оказывается неизбежно важнее внутреннего. То, что в конкретный исторический момент времени было свидетельством живого творчества духа, воспринимается благочестивыми, но не вошедшими в разум Истины верующими как закон, обязательные вериги, ибо подлинно духовного мерила у них нет, а передать оное из рук в руки невозможно: его необходимо стяжать»20.

Указанное, впрочем, не означает, что богослов имел к временному выражению тайны Божественной вечности какое-либо презрение. Наоборот, идея «отнесения» помогала отца Александру видеть в литургическом наследии Церкви настоящую сокровищницу средств выражения богатства христианской веры. Но ему было важно, чтобы все это богатство не лежало мертвым грузом, а работало. Чтобы между человеческими преданиями и Божественным Преданием имелось напряжение «отнесенности», не позволяющее Церкви говорить с людьми на исключительно «своем» языке, сосредотачиваться на «своих» проблемах. Православие, по мнению протопресвитера, призвано прислушиваться к вопросам каждого нового поколения и уметь в том числе говорить на языке секулярной культуры. Богословие Церкви должно быть отвечающим, а не нападающим или защищающимся. В наше время недостаточно также лишь в одностороннем порядке возвещать людям некие истины. Надо отвечать на их вопросы. И ответы на эти вопросы должны быть выражены в таких культурных кодах, которые близки и понятны современным слушателям.

Именно в этом смысловом поле следует понимать неприятные на первый взгляд слова профессора: «Только в Церкви можно найти полный образ Христа. Это и есть дело богословия — и больше ничего. Но его одинаково заслоняют и «поп», и «богослов». Один поставил ставку (беспроигрышную) на вечную нужду человека в «священности», другой Самого Христа превратил в «проблему»»21. Здесь церковный историк пусть и резко, но в точности повторяет суть апостольской мысли, что никакой человек не имеет права занимать собой место Христа Спасителя или препятствовать общению с Ним, Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5).

Практические предложения по реализации идеи «отнесенности» обнаруживаются в наследии публициста применительно к двум литургическим реформам: произошедшему глобальному изменению богослужебного уклада в Римско-Католической Церкви и, наоборот, несостоявшейся фиксации литургической традиции Православной Церкви в Америке по образцу дореволюционного лекала. В отношении первого отец Александр пишет неутешительные вещи. Модернистский кризис, развернувшийся у католиков на рубеже XIX-ХХ веков, не только, по мнению автора, не понудил Рим внутренне измениться, но, наоборот, усугубил имеющееся положение дел, когда вместо здоровых преобразований в лице II Ватикана произошла уступка сиюминутной выгоде запросов мира сего: «И за это Церковь (Католическая) расплачивается теперешней катастрофой. <…> Церковь ответила утверждением себя как голого авторитета (reductio ad absurdum) и как абсолютизма формул, то есть того же авторитета. И через несколько десятилетий лопнула — Ватикан II и вакханалия: разложение «авторитета»»22.

Искать в богослужении Христа

Католические реформы середины ХХ века стали для Шмемана не реализаций «отнесенности», не попыткой явить миру истинное эсхатологическое лицо христианства, присутствующего здесь, но говорящего о несводимом к земной реальности Царстве Божием, а еще одним не­удачным опытом «очищения»: «Не случайно «постватиканская» Церковь протестантизируется (отказ от авторитета, от понятия “ереси”, от тональности «объективности»). <…> Протестантизм был попыткой спасти веру, очистить ее от ее религиозной редукции и метаморфозы. Но он это сделал ценой отказа от эсхатологии, замены ее «спасением» предельно личным, индивидуальным. И потому — в сущности — отказом от Церкви…»23

Легко указывать соседу на его неправоту. Значительно сложнее разбираться с собственными проблемами. Тут богослов, надо сказать, реалии нашей церковной жизни критикует нещадно: «На глубине Православие, мне кажется, давно уже «протестантизируется»: «верит» в нем каждый по-своему, но соединены все «религией», то есть храмом и обрядом. Отсюда двойное движение: если от религии к «вере», то к расцерковлению, к уходу в личную религию; если от «веры» к религии — то к Православию, Типикону, кадилу и иконам. Оба движения «неполноценны»: в одном торжествует индивидуализм (отрицание Церкви), в другом — «религия» (редукция Церкви) и, в сущности, тоже индивидуализм»24.

На практике (если говорить прежде всего о богослужении) подобное положение дел проявляет себя в одновременно существующем сохранении Типикона и неследовании ему, в переносе суточных форм богослужения на не предназначенное им время (служение утрени вечером, а вечерни утром), в сокращении служб на основании мнения настоятеля, служащего в данный день рядового священника, регента или даже чтеца. Перечислять эти проявления литургического кризиса можно и дальше, но все они приводят, по мнению отца Александра, к последствиям двух типов: 1) сведению богослужения до уровня службы-схемы (поскольку требования «догматизированного» Типикона в полной мере исполнить невозможно) или 2) игнорированию устава как такового, превращению его в «фон» для выделения отдельных ярких песнопений или иных богослужебных элементов («концертов»).

И здесь вновь выходит на передний план идея «отнесенности»: насколько сложившееся в литургической области положение дел позволяет человеку по-настоящему соприкоснуться с эсхатологической природой Церкви как зачатка грядущего Царства Божия? Если и позволяет, то с большими затруднениями. Отец Александр признает, что Православной Церкви необходима литургическая реформа, но не в духе той, что прошла сначала в протестантизме, а затем в католицизме. В данном случае его мнение в общем и целом совпадает с позицией его современника протоиерея Георгия Флоровского, одного из выразителей принципов «неопатристического синтеза», сводимого к вдохновляющему девизу «вперед — к отцам».

Церкви, по мнению богослова, необходимо вернуться к «православному пониманию Божественной литургии как общего моления, общего приношения, общего благодарения и общего причащения»25. Что на практике означает следующее: «…когда мы вернемся от наших новых и сомнительных обычаев к подлинной православной традиции, открывающейся нам в наших литургических текстах и комментариях отцов, будет исправлено прискорбное положение дел, преобладающее сегодня, при котором верующие более посетители, чем участники богослужения»26.

Литургическая реформа, таким образом, для автора не сводится к каким-то внешним действиям («Существуют проблемы, которые нельзя решить с помощью указов или инструкций. Они никогда не разрешали никаких реальных проб­лем и не похоже, что разрешат их когда-либо в будущем»27). Невозможно преодолеть кризис в области богослужения, редуцировав его до чего-то одного — подвергнув, например, изменению язык службы28 или ее структуру. Речь идет о более глубокой вещи — «богослужение по самой своей природе должно быть понятно и осмысленно и в каждой своей части, в каждом слове, и в целом. Спешим оговорить со всей силой: речь идет совсем не о приспособлении его ко вкусам верующих или «к духу нашего времени», еще менее — о его «упрощении». На наших глазах совершалось достаточно много попыток такого рода «модернизации» службы, и известно, к чему они приводят»29.

Проблема заключается в утрате частью духовенства и мирян понимания христоцентричности богослужения. Иными словами, утраты той самой «»отнесенности» всего к «другому», эсхатологизма самой жизни и всего в ней, который антиномически делает все в ней ценным и значительным. Источником же этого эсхатологизма, тем, что делает это «просвечивание», эту «отнесенность» возможными, является таинство Евхаристии, которым поэтому изнутри и определяется Церковь и по отношению к самой себе, и по отношению к миру, и по отношению к каждому отдельному человеку и его жизни. <…> …Для того чтобы этот опыт («проходит образ мира сего») стал возможным и реальным, нужно, чтобы в этом мире был дан также и опыт того самого, к чему все «отнесено» и относится, что через все «просвечивает» и всему дает смысл, красоту, глубину и ценность: опыт Царства Божия, таинством которого является Евхаристия»30.

Что же делать и как же быть? Проанализировать имеющееся положение дел с точки зрения идеи «отнесенности». Помогает ли нынешний уклад церковных традиций (в том числе богослужебных) совершить богослужебному собранию то, к чему призывают его слова анафоры: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу, и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия»? И если находится то, что оказывается пусть древним и привычным, но в конечном счете «средостением», мешающим «отнесенности к главному», Церковь призвана пастырски задуматься над тем, что для нее важнее — человек или суббота?

Православное христианство ставит перед всеми нами нетривиальную задачу: вместо овна или голубицы мы должны предложить Богу «словесное приношение», осуществить в пространстве соборной молитвы Евхаристии свой собственный литургический акт, который абсолютно ничем не похож на языческо-магическое действо. Не о семейном счастье или успехе в карьере призваны мы молиться на Евхаристическом богослужении, но искать и находить в нем Самого Христа, ибо сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам (Мф. 6:33). Иначе опыт Церкви будет «заменен опытом храма плюс индивидуальной религии, изнутри лишенной всякой веры в смысле «осуществления ожидаемого и уверенности в невидимом»»31

Наше словесное приношение Богу, с одной стороны, должно опираться на многовековую литургическую традицию Церкви, а с другой — призвано стать выражением всецелого стремления к Отцу Небесному: духом, умом, чувствами, всей душой и всем телом. Эта полная посвященность, осознанность и устремленность основываются на все той же «отнесенности» — стремлении стать частью церковной реальности соединения вечного и временного, явленного миру во Христе Спасителе Царства будущего века. «Спасение только в углубленном, церковном, соборном и пастырском продумывании и медленном пояснении самой сущности православного богослужения»32, пастырскому разъяснению духовного феномена которого, той самой «отнесенности к главному», посвятил многие годы своего служения приснопамятный протопресвитер Александр Шмеман.

Священник Антоний Борисов


1 Струве Н. Православие и культура. 2-е изд. М.: Русский путь, 2000. С. 204.

2 Вукашинович В., свящ. Литургическое возрождение в ХХ в. История и богословские идеи литургического движения в Католической Церкви и их взаимоотношение с литургической жизнью Православной Церкви. М.: Христианская Россия, 2000. С. 157-158.

3 Шмеман А., протопр. Введение в литургическое богословие. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. С. 9.

4 «Если мы обратимся к апостольским посланиям, то увидим как бы два понимания церковного Предания: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы на­учены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15); Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас… (2 Фес. 3:6). В этих двух отрывках апостол Павел немного по-разному использует этот термин. В первом отрывке он говорит о преданиях во множественном числе, во втором он говорит о единственном Предании. Это выражение позволило православным богословам развить следующую идею: в Церкви есть Предание и предания. Что же такое предания? Это древние обычаи, которые получены со времен апостольских от Христа через апостолов и сохраняются до нашего времени» (Малков П. Введение в литургическое предание: Таинства Православной Церкви. 4-е изд. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. С. 11).

5 Шмеман Александр, протопр. Дневники. 1973-1983.  М.: Русский путь, 2005. С. 51.

6 «Что такое, в чем эта «отнесенность»? Мне кажется, что именно этого я никак не могу объяснить и определить, хотя, в сущности, только об этом всю жизнь говорю и пишу (литургическое богословие). Это никак не «идея»: отталкивание от «идей», все растущее убеждение, что ими христианства не выразишь. Не идея «христианского мира», «христианского общества», «христианского брака» и т.д. «Отнесенность» — это связь, но не «идейная», а опытная. Это опыт мира и жизни буквально в свете Царствия Божия, являемого, однако, при посредстве всего того, что составляет мир: красок, звуков, движения, времени, пространства, то есть именно конкретности, а не отвлеченности. И когда этот свет, который только в душе, только внутри нас, падает на мир и на жизнь, то им уже все озарено, и сам мир для души становится радостным знаком, символом, ожиданием» (Шмеман Александр, протопр. Дневники. С. 52).

7 Шмеман А., протопр. Беседы на радио «Свобода». Т. 2. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 429.

8 Мейендорф И., протопр. Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2007. С. 17.

9 «Греческие святые отцы называли Тело Христа, хлеб, на Евхаристии символом. Но они ни в коем случае не имели в виду, что это означает (как понимают это на Западе) чисто символическое присутствие Христа в Евхаристии. Они использовали слово «символ» для обозначения того, что западные теологи имеют в виду под понятием «реальное присутствие». Символ указывает на то, что одна реальность может не только означать другую реальность, но и являть и передавать ее нам, и поэтому символ — больше, чем знак. Я знаю, что химическая формула Н2О означает воду, хотя никакой воды в самой формуле нет. У символа нет подобных ограничений, он участвует в той реальности, на которую указывает. Символ не просто умозрителен и воображаем, он — онтологичен и экзистенциален. Это — реальность, которая во всей полноте выражается, является и сообщается через другую реальность» (Шмеман А., протопр. Собрание статей 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 242-243).

10 Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Православный путь. СПб.: Алетейя, 2005. С. 21.

11 «Как закваска тогда только заквашивает тесто, когда бывает в соприкосновении с мукою, и не только прикасается, но даже смешивается с нею (потому и не сказано — «положи», но — «скры»), так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение со врагами своими, тогда их и преодолеете. И как закваска, будучи засыпана мукою, в ней не теряется, но в скором времени всему смешению сообщает собственное свойство, так точно произойдет и с проповедью. Итак, не страшитесь, что Я сказал о многих напастях: и при них вы просияете и всех преодолеете» (Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея: В 2-х кн.  Книга вторая. М.: Cибирская Благозвонница, 2010. С. 11).

12 Шмеман А., протопр. Вера и Церковь: Сборник.  М.: Книжный клуб Книговек, 2021. С. 437.

13 Там же. С. 438.

14 Там же. С. 441.

15 Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 27.

16 Шмеман Александр, протопр. Дневники. С. 159.

17 Там же. С. 126.

18 Там же. С. 124.

19 Выступая в качестве наблюдателя перед участниками II Ватиканского собора, отец Александр констатировал следующее: «В структуре Церкви, безусловно, существует некоторый плюрализм, однако здесь о нем ничего не сказано. Здесь другие приоритеты… и что касается ex sese. В документе (догматической конституции Lumen gentium. — А.Б.) полномочия епископата постоянно рассматриваются как уступка, тогда как папе принадлежит безоговорочная власть. Каждое положение, касающееся епископата, имеет обязательную ссылку на папу и его полномочия» (История II Ватиканского собора. Т. III: Сформировавшийся собор / общ. ред. Дж. Альбериго, А. Бодрова, А. Зубова. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. (История Церкви). С. 85).

20 Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Н. Новгород: Изд-во Нижегородской духовной семинарии, 2011. С. 638-639.

21 Шмеман Александр, протопр. Дневники. С. 72.

22 Там же. С. 157.

23 Там же. С. 348.

24 Там же.

25 Шмеман А., протопр. К вопросу о литургической практике (письмо моему епископу) / Текст: электронный // URL: http://pravoslavie.by/page_book/bogosluzhenie-i-tainstva.

26 Там же.

27 Там же.

28 «Переводчиками движет наивное убеждение, что если «знать» греческий, церковнославянский и английский, то даже с такими шедеврами православной гимнографии, как Великий канон святого Андрея Критского или Акафист Пресвятой Богородице, «не будет проблем». Но, сказать по правде, результаты выходят порой самые плачевные. В лучшем случае мы получаем вялые, невнятные и «сомнительные» (с точки зрения английского языка) тексты вроде следующих: «Не хвались, ибо ты есть плоть, и троекратно ты отречешься от Меня, — от Меня, Кого все создание благословляет и прославляет во все времена»; «Ты подведешь Меня, Симон Петр, — говорит Господь, — едва лишь произнесется это слово о тебе, хоть ты в себе и уверен, и служанка, приблизившись весьма скоро, поверг­нет тебя в смятение». В худшем же случае появляются примерно такие строки: «Телица рыдала, созерцая Тельца, повешенного на древе»» (Шмеман А., протопр. Проблемы Православия в Америке: Собрание статей 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 488-489).

29 Шмеман А., протопр. Богослужение и богослужебная практика: Собрание статей 1947-1983. М.: Русский путь, 2009. С. 175.

30 Шмеман Александр, протопр. Дневники. С. 58.

31 Там же. С. 348.

32 Шмеман А., протопр. Богослужение и богослужебная практика. С. 176.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

 Итоговое сочинение. Критерии

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

ДОРОГА – 1.
Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. 2. Место, по
которому надо пройти или проехать, путь следования. 3. Путешествие, пребывание
в пути. 4. Образ действий, направление деятельности (средства достижения
какой-нибудь цели; жизненный путь).

Слово ПУТЬ так же, как и слово ДОМ, многозначно.

Это – пространство между какими-то пунктами назначения.

Это – путь следования.

Это – этапы жизни отдельного человека.

Это – этапы жизни целого государства.

Это – путешествие, которое позволяет узнать новые страны, увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми.

Это – познание себя, окружающего мира.

Это – нравственный жизненный путь человека.

2015 уч год

Суязова

Баландина

Комментарии к теме 1

Комментарии к теме 2

Сочинения 1

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Ссылка 1
  • «Горе от ума»
  • Джеймс Джойс «Эвелин»
  • Н.В.Гоголь «Мертвые души»
  • Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

ПУТЕШЕСТВИЕ (унылое или радостное). Путь до какого-либо места .  Путевые заметки

Формулировка тезиса

В чужой стране/чужом городе меня больше всего поразили люди/нравы/здания/законы и т.д. 

Путешествие — вот то, что помогает формировать личность. 

Дорога помогает разобраться в самом себе

Цитаты:

Долго ль мне гулять на свете 
То в коляске, то верхом, 
То в кибитке, то в карете, 
То в телеге, то пешком? 
Александр Пушкин 

Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. 
Иван Бунин 

У хорошего путешественника нет точных планов и намерения попасть куда-то. 
Лао-Цзы 

Это не люди создают поездки – поездки создают людей. 
Джон Стейнбек 

Дорога удивительное дело! Её могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, всё равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и всё это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости. 
Сергей Аксаков. Детские годы Багрова-внука 

Литература:

Может ли виртуальное путешествие (в книге или игре) заменить реальное?

Чем людей привлекают песни о дороге? 

Моё путешествие в… 

Что меня поразило в другой стране? 

Какую книгу я возьму с собой в дорогу? 

Как я побывал в незнакомом городе. 

В чем смысл путешествий? 

Как путешествия влияют на людей? 


 Почему люди хотят путешествовать? Как путешествия развивают личность? 

Чему человек может научиться в путешествии? 

Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность  поменять направление своего движения и не катиться, как камень»? 

Путешествовать – значит развиваться

  • Образ дороги в художественных произведениях

  1. Стремление понять себя
  2. Стремление понять русскую душу
  • Испытание и обновление литературного героя
  • Изображение горя и страдания
  • Изображение Руси

Какие литературные персонажи-путешественники вам нравятся?

Почему литературные герои так часто отправляются в путь?


  1. Жизненный путь .   Поиски смысла жизни .   Судьба

    Жизненный путь как дорога чести. ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

     Тезисы:

    Тема поиска смысла жизни — одна из основных тем
    мировой литературы. 

    Надо преодолеть любые трудности, если путь ведёт к истине/познанию/любви/Богу и
    т.д. 

    Любой жизненный путь имеет смысл. 

    Смысл имеет только та жизнь, которая идёт по верному пути. 

    Смысл жизни в существовании

    Цитаты:

    Наш жизненный путь усеян обломками
    того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться. 
    Анри Бергсон

    Обломов, главный герой романа И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано.

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главный герой романа, образованный, интересный человек, но не сумевший построить свою жизнь так, чтобы быть полезным и нужным Отечеству, людям, близким.

     М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». :«Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных»

    Рождаясь,
    человек не видит линий 

    Идет вперед неведомой судьбой 

    И главное для человека в жизни 

    Какой он след оставит за собой 
    Один идет прямой стрелой дороги 
    Сквозь грязь и серость окружающей толпы 
    Другой, согнувшись, втягивая плечи 
    В любой момент готов шмыгнуть в кусты 

    Найти свою дорогу, узнать свое место-в этом все для
    человека, это для него значит сделаться собой
    …(В.Г.
    Белинский)

    • Дорога, ведущая к счастью
    1. Служение людям
    2. Служение  семье
    3. Служение делу

    ТЕмы:

    Всяк, кто живет, уйдет, бессмертен только тот, кто славу добрую при жизни обретет. (Саади)

    Что значит выражение: «Оставь за собой след» (Ральф Уолдо Эмерсон)?

    Безопасная дорога будущего

    Дорога к счастью

    Счастье трудных дорог


    •  Поиск жизненного пути

    1.  Путь добра
    2. Дорога чести  Аргументы  2
    3. Цель жизненного пути

    Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?

     Как выбрать свой жизненный путь? 

    Как не сбиться с жизненного курса?

           Что значит «сбиться с жизненного пути»?

  А. Болконский 

Почему именно воспитание в семье является определяющим фактором для жизненного пути человека? 

Р. Брэдбери «Вельд». Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

Н.В.Гоголь «Мёртвые души» Чичиков всю жизнь старался выполнять наказ отца: «Пуще всего береги копейку»

Поиск делает человека личностью.  

Путь нравственных исканий в мировой литературе. 

Согласен ли я с утверждением Льва Толстого, что спокойствие — это душевная подлость?

Как вы понимаете выражение «от себя не убежишь»?


Чем путешествия обогащают личность?
Согласны ли вы с тем, что «цель оправдывает средства»?
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
Каким может быть путь к познанию самого себя?
Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
Путь к самому себе: взлёты и падения.
Почему важно осмысление пройденного пути?
Любовь как путь самопознания.

Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?

Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения

          Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?

Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?

Как вы понимаете выражение «дорога длиной в жизнь»?

Как найти свой путь? Проблема выбора жизненного пути   Бунин » Господин из Сан-Франциско»

Поиски смысла жизни в мировой литературе

 
Без поиска собственного пути нет смысла жить.

 
Что влияет на выбор жизненного пути?

Для чего мы торопимся жить?

Когда наступит Судный день, нас в первую очередь спросят: «Путешествуя по большим дорогам и обходным тропинкам своей жизни, пытался ли ты помочь другим людям?» Шарп Джеймс

Б. Екимов «Ночь исцеления» Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

Б. Екимов «Просто — соседи» Нюру в 30-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, которая
три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пуговицы, несложную помощь.

А. Приставкин «Золотая рыбка» Повествователь рассказывает о сестре Люсеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девочки, которые жили с ней в одной комнате.

Л. Улицкая «Перловый суп» мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Мариночки.

Путь нравственных исканий. ПУТЬ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ, ПУТЬ К БОГУ, ПУТЬ К ИСТИНЕ, К ПРАВДЕ

ПУТЬ ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ

  1. Раскаяние
  2. Духовный рост
  3. Самоанализ

Тезисы:

Путь нравственных исканий — важнейшая тема литературы.

«…Надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать…»

Путь нравственных исканий мучителен, но он необходим.

Цитаты:

К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники.
Владимир Набоков

У каждого своя дорога к Богу. У большинства эта дорога вымощена страданиями. Иван Бездомный оказывается способным преобразиться, отказавшись от прошлых воинствующе-атеистических взглядов, но чтобы обрести веру, ему пришлось пережить и переосмыслить многое. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать больше своих жалких стихов и обретает «своего» Бога, свою веру. Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь , чтобы прийти к Богу.

Достается не дешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может вырастишь деревце
На земле Кулунды.
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом
Иль под снежней порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.
Л. Татьяничева

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость.
Лев Толстой

О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые им поступки отражаются на его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. Дориан одинок: у него нет ни семьи, ни любимого человека рядом, нет настоящих друзей. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим.

Василь Быков. «Сотников». Сотников делает свой выбор, признавшись, что он партизан, тем самым обрывая свой жизненный путь, и Рыбак тоже делает выбор, пытаясь пойти на сделку с собственной совестью.

Василь Быков. «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком.

Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2022/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2022.html

Источник: https://ctege.info/itogovoe-sochinenie-2022/literatura-dlya-itogovogo-sochineniya-2022.html

https://lv.sputniknews.ru/20211210/tatyana-moskalkova-nuzhno-udvoit-usiliya-po-zaschite-sootechestvennikov-19568768.html

Татьяна Москалькова: нужно удвоить усилия по защите соотечественников

Татьяна Москалькова: нужно удвоить усилия по защите соотечественников

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова назвала основные проблемы, с которыми сталкиваются российские соотечественники за рубежом 10.12.2021, Sputnik Латвия

2021-12-10T14:07+0200

2021-12-10T14:07+0200

2021-12-10T14:07+0200

интервью

новости россии

россия

российские соотечественники

татьяна москалькова

соотечественники

поддержка соотечественников и программа переселения в россию

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/0c/0a/19569205_0:81:3077:1812_1920x0_80_0_0_19d743752d3c02b29738f0984ea52e63.jpg

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова в интервью РИА Новости поделилась предварительными итогами работы аппарата российского омбудсмена за год, уделив особое внимание проблемам, с которыми обращаются соотечественники в других странах. Беседовала Алена Самарева.– Всемирный день прав человека ежегодно отмечается 10 декабря. Расскажите, какие жалобы и обращения, связанные с нарушением прав людей, чаще всего поступают в ваш аппарат в последнее время? Изменилась ли их специфика в связи с пандемией?– Эта дата называется «Международный день прав человека». В этом году проходит под девизом: «Встаньте на защиту прав человека». Поэтому к этому дню мы и подводим предварительные итоги: какие права нарушались, и что мы сделали для того, чтобы их восстановить.Вообще, структура обращений, поступающих в наш адрес, постоянно эволюционирует. Это хорошо заметно по тем пятидесяти с лишним тысячам просьб о помощи, которые мы уже получили в этом году. Их стало на четверть больше, чем в прошлом. Причем мы уверены в том, что причина такого роста обращений связана не только с пандемией.Просто в уходящем году обратиться к нам стало намного легче: на полную мощность заработала интернет-приемная; освоили новые цифровые технологии – качественно улучшилась работа горячих линий. Четче и оперативнее стала работа в специально созданном служебном чате для рассмотрения обращений. Стало теснее взаимодействие с региональными уполномоченными по правам человека и институтами гражданского общества, в том числе и в первую очередь – с правозащитными организациями и ОНК.Поэтому закономерно, что почти в три раза выросло количество обращений на трудности в получении плановой медицинской помощи при хронических заболеваниях. Увеличилось количество жалоб на обеспечение медикаментами и лекарствами. В пять раз больше обращений мы получили по теме психиатрической помощи и соблюдения прав граждан при ее оказании.Оказавшиеся на «удаленке» и в самоизоляции вспомнили старую поговорку: «Мой дом – моя крепость» и начали ее еще больше ценить, а те, кто пока не обзавелся родными стенами, особенно остро ощутил свою бесприютность. Как итог – в полтора раза стало больше жалоб на нарушения жилищных прав: их мы получили свыше пяти тысяч. Это грустные истории о десятилетиях ожидания положенных им квадратных метров, о непрозрачности движения очереди на получение квартиры, о завышении тарифов на ЖКХ и выселении из зачастую единственного жилья, о волоките с переселением из ветхих и аварийных домов, о низком качестве ремонта… Конечно, можно развести руками и привычно помянуть жилищный вопрос, но тот же анализ обращений показывает: ведь так не везде! К нам, например, не поступило ни одной жалобы из Москвы по поводу переселения из аварийного жилья. Понятно: столица. Но ведь и в белокаменной дома не растут сами по себе как грибы, значит, находит местная власть и силы и средства.Труднее стало устроиться на работу, жалуются люди на нарушение своих прав при рассмотрении трудовых споров, обращают внимание на переработки и неполучение отгулов за них, нарушение гарантий при увольнении или переводе. Очень настораживают жалобы на условия охраны труда. Неужели даже страшная трагедия на шахте «Листвяжная» ничему нас не научит…Выросло и количество заявлений по поводу сроков следствия, обоснованности привлечения к уголовной ответственности, отказов в возбуждении уголовных дел. Правда, в этом сегменте проблем есть серьезные подвижки. Судебная реформа, начатая несколько лет назад Верховным судом, приносит свои плоды: уменьшилось количество обращений о пересмотрах приговоров и решений судов по поводу меры пресечения в виде содержания под стражей. А вот люди, которые отбывают наказание, зачастую жалуются на грубость персонала уголовно-исполнительных учреждений, унижение человеческого достоинства и, самое страшное, чего в принципе, быть не должно – пытки. Ярославль, Иркутск, в этом году Саратов… Сразу направила ходатайство с просьбой провести проверочные действия и принять меры к виновным. Хочу отметить, что власть стала быстро и конструктивно реагировать и на обращения уполномоченного, и на позицию общественности. По данному факту возбуждено несколько уголовных дел, ведется расследование.А что же сделать, чтобы подобное не повторилось? Есть старый принцип: любые проблемы нужно решать системно. Помочь в этом могло бы создание национального превентивного механизма на основе международных стандартов. В этом нет ничего запредельно сложного: наряду с ОНК сформировать институт независимых экспертов, которые по поручению уполномоченного по правам человека могли бы выезжать в разные места принудительного содержания людей для объективной оценки состояния гарантированности прав граждан в этих учреждениях. Ведь одна я не в силах посетить все колонии и другие места содержания, а сотрудники моего аппарата таким правом на проверки не обладают. Кстати, превентивный механизм прекрасно зарекомендовал себя на постсоветском пространстве: в Казахстане, Армении, Узбекистане и Азербайджане.Это немало, ведь многие из тех 50 тысяч, о которых я говорила, нуждались лишь в разъяснении форм и методов защиты своих прав, и такие консультации они получили. А за многими другими обращениями стоят коллективы предприятий и жители целых населенных пунктов.Вот такие предварительные итоги. Теперь нам предстоит осмысление процессов в сфере правозащиты, их анализ и на этой основе – поиск новых инструментариев для реагирования на новые вызовы и угрозы правам человека.– Как вы оцениваете соблюдение прав россиян за рубежом? Что нужно изменить в этом правовом сегменте?– Я – государственный правозащитник. Поэтому начну с того, что глубокое уважение к защите прав соотечественников, где бы они ни проживали, – концептуальная позиция нашей страны. Множество принятых законов и поправки в конституцию сформировали правовой каркас и дали новый импульс защите прав и свобод соотечественников за рубежом.Такая правовая опора необходима, ведь, к сожалению, количество обращений от зарубежных соотечественников с просьбами защитить их права и законные интересы только возрастает. Ежегодно поступает около тысячи подобных жалоб. География просьб о помощи охватывает десятки стран: Украину, Турцию, США, Латвию, Литву и многие другие.Нас просят о помощи задержанные на территории иностранных государств и приговоренные там к лишению свободы. Поступают обращения по вопросам защиты прав семьи, включая содействие в возвращении несовершеннолетних детей на родину. Обращаются к нам и в связи с политически мотивированным давлением и притеснением российских соотечественников в ряде зарубежных стран.Совсем недавно я выступила с заявлением в связи с беспрецедентным давлением на представителей русскоязычной общины со стороны американских властей, в результате которого, из-за многочисленных обысков и допросов вынужден был приостановить работу Координационный совет организаций российских соотечественников США. Нарушение прав наших соотечественников, в первую очередь, вызвано ростом политизации проблематики прав человека в ряде государств и вошедшими в практику двойными стандартами в оценках тех или иных событий, на что я постоянно обращаю внимание международных правозащитников.Конечно, мы стараемся сделать все, что в наших силах. В тесном сотрудничестве с МИД России, вместе с ООН, ОБСЕ, Советом Европы, Международным Красным Крестом и другими международными организациями ведем постоянную работу по защите прав русскоязычных граждан за рубежом. Боремся за их права и в рамках Евразийского альянса омбудсменов, в который входят Армения, Киргизия, Сербия, Монголия, Казахстан, Иран и Таджикистан. Кроме этого, у нас заключено 22 двусторонних соглашения с национальными правозащитными учреждениями и институтами омбудсменов зарубежных государств.Несмотря ни на что, помогать нам удается. Нередко успеха в решении проблем добиваемся путем прямого взаимодействия с омбудсменами стран. Таким образом, удается обходить бюрократические препоны, но такой путь возможен далеко не везде… Поэтому нужно продолжить работу по созданию реестра россиян, нуждающихся в помощи за рубежом. Обвиненные или осужденные граждане смогут попадать в этот перечень через адвокатов. На международной площадке сейчас снова «ледниковый период», но для нас это означает, что нужно удвоить и утроить усилия, чтобы слова «Россия своих не бросает» дошли до всех.

https://lv.sputniknews.ru/20200624/Moskalkova-osudila-diskriminatsiyu-russkikh-v-Latvii-vo-vremya-pandemii-13948949.html

https://lv.sputniknews.ru/20200131/Moskalkova-obsudila-s-predsedatelem-PASE-diskriminatsiyu-russkogo-yazyka-13146733.html

россия

Sputnik Латвия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2021

Sputnik Латвия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_LV

Sputnik Латвия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

https://cdnn1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/0c/0a/19569205_167:0:2896:2047_1920x0_80_0_0_faedd171eef2a3caf229e22e4414ff51.jpg

Sputnik Латвия

media@sputniknews.com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

интервью, новости россии, россия, российские соотечественники, татьяна москалькова, соотечественники, поддержка соотечественников и программа переселения в россию

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова назвала основные проблемы, с которыми сталкиваются российские соотечественники за рубежом

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова в интервью РИА Новости поделилась предварительными итогами работы аппарата российского омбудсмена за год, уделив особое внимание проблемам, с которыми обращаются соотечественники в других странах. Беседовала Алена Самарева.

– Всемирный день прав человека ежегодно отмечается 10 декабря. Расскажите, какие жалобы и обращения, связанные с нарушением прав людей, чаще всего поступают в ваш аппарат в последнее время? Изменилась ли их специфика в связи с пандемией?

– Эта дата называется «Международный день прав человека». В этом году проходит под девизом: «Встаньте на защиту прав человека». Поэтому к этому дню мы и подводим предварительные итоги: какие права нарушались, и что мы сделали для того, чтобы их восстановить.

Вообще, структура обращений, поступающих в наш адрес, постоянно эволюционирует. Это хорошо заметно по тем пятидесяти с лишним тысячам просьб о помощи, которые мы уже получили в этом году. Их стало на четверть больше, чем в прошлом. Причем мы уверены в том, что причина такого роста обращений связана не только с пандемией.

Просто в уходящем году обратиться к нам стало намного легче: на полную мощность заработала интернет-приемная; освоили новые цифровые технологии – качественно улучшилась работа горячих линий. Четче и оперативнее стала работа в специально созданном служебном чате для рассмотрения обращений. Стало теснее взаимодействие с региональными уполномоченными по правам человека и институтами гражданского общества, в том числе и в первую очередь – с правозащитными организациями и ОНК.

Что касается содержания обращений, то, конечно, во многих из них, особенно по социально-экономической тематике, заметно влияние пандемии: люди стали больше ценить жизнь и намного внимательнее относиться к своему здоровью.

Поэтому закономерно, что почти в три раза выросло количество обращений на трудности в получении плановой медицинской помощи при хронических заболеваниях. Увеличилось количество жалоб на обеспечение медикаментами и лекарствами. В пять раз больше обращений мы получили по теме психиатрической помощи и соблюдения прав граждан при ее оказании.

Оказавшиеся на «удаленке» и в самоизоляции вспомнили старую поговорку: «Мой дом – моя крепость» и начали ее еще больше ценить, а те, кто пока не обзавелся родными стенами, особенно остро ощутил свою бесприютность. Как итог – в полтора раза стало больше жалоб на нарушения жилищных прав: их мы получили свыше пяти тысяч. Это грустные истории о десятилетиях ожидания положенных им квадратных метров, о непрозрачности движения очереди на получение квартиры, о завышении тарифов на ЖКХ и выселении из зачастую единственного жилья, о волоките с переселением из ветхих и аварийных домов, о низком качестве ремонта… Конечно, можно развести руками и привычно помянуть жилищный вопрос, но тот же анализ обращений показывает: ведь так не везде! К нам, например, не поступило ни одной жалобы из Москвы по поводу переселения из аварийного жилья. Понятно: столица. Но ведь и в белокаменной дома не растут сами по себе как грибы, значит, находит местная власть и силы и средства.

Труднее стало устроиться на работу, жалуются люди на нарушение своих прав при рассмотрении трудовых споров, обращают внимание на переработки и неполучение отгулов за них, нарушение гарантий при увольнении или переводе. Очень настораживают жалобы на условия охраны труда. Неужели даже страшная трагедия на шахте «Листвяжная» ничему нас не научит…

Выросло и количество заявлений по поводу сроков следствия, обоснованности привлечения к уголовной ответственности, отказов в возбуждении уголовных дел. Правда, в этом сегменте проблем есть серьезные подвижки. Судебная реформа, начатая несколько лет назад Верховным судом, приносит свои плоды: уменьшилось количество обращений о пересмотрах приговоров и решений судов по поводу меры пресечения в виде содержания под стражей. А вот люди, которые отбывают наказание, зачастую жалуются на грубость персонала уголовно-исполнительных учреждений, унижение человеческого достоинства и, самое страшное, чего в принципе, быть не должно – пытки. Ярославль, Иркутск, в этом году Саратов… Сразу направила ходатайство с просьбой провести проверочные действия и принять меры к виновным. Хочу отметить, что власть стала быстро и конструктивно реагировать и на обращения уполномоченного, и на позицию общественности. По данному факту возбуждено несколько уголовных дел, ведется расследование.

А что же сделать, чтобы подобное не повторилось? Есть старый принцип: любые проблемы нужно решать системно. Помочь в этом могло бы создание национального превентивного механизма на основе международных стандартов. В этом нет ничего запредельно сложного: наряду с ОНК сформировать институт независимых экспертов, которые по поручению уполномоченного по правам человека могли бы выезжать в разные места принудительного содержания людей для объективной оценки состояния гарантированности прав граждан в этих учреждениях. Ведь одна я не в силах посетить все колонии и другие места содержания, а сотрудники моего аппарата таким правом на проверки не обладают. Кстати, превентивный механизм прекрасно зарекомендовал себя на постсоветском пространстве: в Казахстане, Армении, Узбекистане и Азербайджане.

В заключение хочу сказать, что этот «правозащитный» год был нелегким, но все же во взаимодействии с органами прокуратуры, контрольно-надзорными органами и институтами гражданского общества положительно, с восстановлением нарушенных прав, нам удалось помочь более чем 1600 обратившимся.

Это немало, ведь многие из тех 50 тысяч, о которых я говорила, нуждались лишь в разъяснении форм и методов защиты своих прав, и такие консультации они получили. А за многими другими обращениями стоят коллективы предприятий и жители целых населенных пунктов.

Вот такие предварительные итоги. Теперь нам предстоит осмысление процессов в сфере правозащиты, их анализ и на этой основе – поиск новых инструментариев для реагирования на новые вызовы и угрозы правам человека.

– Как вы оцениваете соблюдение прав россиян за рубежом? Что нужно изменить в этом правовом сегменте?

– Я – государственный правозащитник. Поэтому начну с того, что глубокое уважение к защите прав соотечественников, где бы они ни проживали, – концептуальная позиция нашей страны. Множество принятых законов и поправки в конституцию сформировали правовой каркас и дали новый импульс защите прав и свобод соотечественников за рубежом.

Такая правовая опора необходима, ведь, к сожалению, количество обращений от зарубежных соотечественников с просьбами защитить их права и законные интересы только возрастает. Ежегодно поступает около тысячи подобных жалоб. География просьб о помощи охватывает десятки стран: Украину, Турцию, США, Латвию, Литву и многие другие.

Нас просят о помощи задержанные на территории иностранных государств и приговоренные там к лишению свободы. Поступают обращения по вопросам защиты прав семьи, включая содействие в возвращении несовершеннолетних детей на родину. Обращаются к нам и в связи с политически мотивированным давлением и притеснением российских соотечественников в ряде зарубежных стран.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова - Sputnik Латвия, 1920, 10.12.2021

Совсем недавно я выступила с заявлением в связи с беспрецедентным давлением на представителей русскоязычной общины со стороны американских властей, в результате которого, из-за многочисленных обысков и допросов вынужден был приостановить работу Координационный совет организаций российских соотечественников США. Нарушение прав наших соотечественников, в первую очередь, вызвано ростом политизации проблематики прав человека в ряде государств и вошедшими в практику двойными стандартами в оценках тех или иных событий, на что я постоянно обращаю внимание международных правозащитников.

Конечно, мы стараемся сделать все, что в наших силах. В тесном сотрудничестве с МИД России, вместе с ООН, ОБСЕ, Советом Европы, Международным Красным Крестом и другими международными организациями ведем постоянную работу по защите прав русскоязычных граждан за рубежом. Боремся за их права и в рамках Евразийского альянса омбудсменов, в который входят Армения, Киргизия, Сербия, Монголия, Казахстан, Иран и Таджикистан. Кроме этого, у нас заключено 22 двусторонних соглашения с национальными правозащитными учреждениями и институтами омбудсменов зарубежных государств.

Зимняя сессия ПАСЕ - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2020

Несмотря ни на что, помогать нам удается. Нередко успеха в решении проблем добиваемся путем прямого взаимодействия с омбудсменами стран. Таким образом, удается обходить бюрократические препоны, но такой путь возможен далеко не везде… Поэтому нужно продолжить работу по созданию реестра россиян, нуждающихся в помощи за рубежом. Обвиненные или осужденные граждане смогут попадать в этот перечень через адвокатов. На международной площадке сейчас снова «ледниковый период», но для нас это означает, что нужно удвоить и утроить усилия, чтобы слова «Россия своих не бросает» дошли до всех.

  • Почему важно приобщаться к искусству с детства итоговое сочинение
  • Почему важно изучать английский язык сочинение
  • Почему важно контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом сочинение
  • Почему важно любить других сочинение рассуждение
  • Почему важно любить других сочинение 70 слов по зощенко