Почему важно найти свое место в жизни сочинение

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год 1. человек путешествующий: дорога в жизни человека тематическое направление нацеливает

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Что человек ищет в путешествиях?
2) Почему люди хотят путешествовать?
3) Как путешествия развивают личность?
4) Что человек ищет на своем жизненном пути?
5) Куда ведет жизненный путь человека?
6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
9) Дорога к счастью — какая она?
10) Можно ли идти к цели «по головам»?
11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
17) Как не сбиться с жизненного курса?
18) Что означает фраза «сбился с пути»?
19) Что направляет человека на жизненном пути?
20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?
22) Какие качества необходимы для путешественника?
23) Чему человек может научиться в путешествии?
24) Как определить свой путь в жизни?
25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
26) Как не потерять свою дорогу в жизни?
27) Для чего люди путешествуют?
28) Как путешествовать, не выходя из дома? Что мешает человеку двигаться вперед?
29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?
30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?
31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
32) Какой может быть «дорога к себе»?
33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?
34) Дорога к себе: взлёты и падения
35) Что значит идти по жизни своей дорогой?
36) Выбор пути как жизненная проблема.
37) Как путешествия обогащают человека?
38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?
41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Технический прогресс — зло или благо?
2) Чем опасен технический прогресс?
3) Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
4) Что такое технический прогресс?
5) Как развитие технологий влияет на общество?
6) Как развитие технологий влияет на человека?
7) Как развитие технологий влияет на экологию?
8) Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
9) Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
10) Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
11) Почему люди отстают от цивилизации?
12) Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
13) Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
14) Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
15) Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
16) В чем заключается опасность технократии?
17) Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
18) Для чего необходим прогресс?
19) В чем заключается личностное развитие?
20) Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
21) Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
22) Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
23) Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
24) Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
25) Почему обществу необходим прогресс?
26) Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
27) Какие люди способны стать двигателями прогресса?
28) Как научные открытия влияют на современное поколение?
29) Какие опасности таит в себе технический прогресс?
30) Как повлияло развитие технологий современного человека?
31) Можно ли жить лишь сегодняшним днем?
32) Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?
33) С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?
34) Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?
35) Что значит «разумное использование технологий?»
36) Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?
37) Почему человечество так стремится развивать технологии?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
2) Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
3) Может ли преступление иметь законное основание?
4) Можно ли оправдать преступление?
5) Какое преступление никак нельзя оправдать?
6) Достоин ли преступник сочувствия?
7) Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
8) Месть — это преступление или восстановление справедливости?
9) Может ли преступление быть справедливым?
10) Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
11) Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
12) Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
13) Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
14) Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
15) Почему люди совершают преступления?
16) Какие преступления нельзя простить?
17) Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
18) Почему люди становятся преступниками?
19) Что мешает человеку преступить закон?
20) Какое наказание для преступника является самым страшным?
21) Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
22) Можно ли оправдать убийство человека?
23) Жестокость по отношению к животным — это преступление?
24) Может ли преступник исправиться?
25) Как бороться с преступностью в обществе?
26) Какие преступления нельзя прощать?
27) Может ли справедливость быть жестокой?
28) Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
29) Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
30) Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
31) Чувство вины — это хорошо или плохо?
32) Что толкает людей на преступления?
33) В чём разница между ошибкой и преступлением?
34) Какую роль играет совесть в жизни человека?
35) Важно ли анализировать свои поступки?
36) Может ли совесть лгать?
37) Возможно ли всегда поступать по совести?
38) К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
39) Всегда ли можно исправить ошибку?
40) Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
41) Можно ли заслужить прощение?
42) Можно ли искупить свою вину?
43) Какие поступки можно считать непоправимыми?
44) Раскаяние в жизни человека.
45) Свобода и ответственность в жизни человека

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2) Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
3) Как искусство влияет на личность?
4) Способно ли искусство врачевать душевные раны?
5) Магия классической музыки — в чем она заключается?
6) Какой вид искусства Вам ближе и почему?
7) Что лучше: книга или фильм?
8) В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
9) Как музыка влияет на людей?
10) Может ли кино заменить литературу?
11) Может ли кино заменить театр?
12) В чем разница между спектаклем и фильмом?
13) Может ли творчество помочь человеку найти себя?
14) Чему учит читателя классическая литература?
15) Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
16) Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
17) Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
18) Может ли книга помочь разобраться в себе?
19) Может ли чтение быть опасным?
20) Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
21) Какие качества помогает воспитать в себе литература?
22) Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
23) Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
24) Верно ли, что музыка — это язык чувств?
25) Почему люди в 21 веке не перестают читать?
26) Могут ли новые технологии заменить искусство?
27) Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
28) Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
29) Зачем человек слушает музыку?
30) Зачем человек читает книги?
31) Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
32) Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
33) Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?
34) Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
35) Какое произведение вы бы хотели экранизировать?
36) Какие произведения искусства делают вас счастливым?
37) Какую книгу вы бы прочитали своим детям?
38) Кто из современных писателей Вам особенно близок?
39) Какое место литература занимает в Вашей жизни?
40) Чего я жду от новой книги?
41) Книги моего детства.
42) Способна ли книга сделать человека лучше?
43) Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
44) Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

1) Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
2) Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
3) Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
4) Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
5) Кто счастлив на Руси?
6) Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
7) Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
8) Кому на Руси жить плохо и почему?
9) Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
10) В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
11) Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
12) Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
13) Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
14) Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
15) Что значит «любить Родину»?
16) Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
17) Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
18) Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
19) Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
20) Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства
состоит в сохранении и размножении русского народа»?
21) Верите ли Вы в то, что сказал когда-то Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
22) Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
23) Как научиться ценить свою Родину?
24) Как сделать Россию лучше?
25) Чего не хватает на Руси для полного счастья?
26) Кто виноват в бедах русского человека?
27) Почему люди на Руси страдают?
28) Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
29) Что мешает нам найти счастье на Руси?
30) Какого человека можно назвать патриотом?
31) Что объединяет нас в одну страну?
32) Как нужно относиться к своей Родине?
33) В чем польза и опасность патриотизма?
34) В чем польза и опасность критики России?
35) Какими качествами обладает русский человек?
36) Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
37) Может ли государство быть справедливым ко всем?
38) Возможно ли всеобщее счастье?
39) Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
40) Возможно ли абсолютная справедливость?
41) Почему важно помогать тем, кому трудно?
42) Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
43) Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

Источник: vk.com

Команда Литеровед.ру подготовила два варианта итогового сочинения по теме: «Любовь как путь самопознания». В качестве аргументов использовались произведения авторов: И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.С. Тургенева.

Вариант 1

Благодаря любви люди познают себя. Об этом говорили многие авторы в своих произведениях. Таким ярким примером из русской литературы можно выделить творчество И.А. Бунина. Для него любовь занимала особое место в жизни, поэтому так часто отражалась и в его творчестве. Если познакомиться с его произведениями, то станет понятно, что для автора значила любовь. Он показывает это великое чувство как яркую вспышку, которая возникает между мужчиной и женщиной. Более того. Автор не скупится на детали, благодаря которым раскрывает все прелести данного чувства в полной мере.

Если взять примером произведение «Чистый понедельник», то мы увидим удивительную картину. Главная героиня произведения сумела разобраться в себе и понять свое истинное призвание лишь благодаря чувству любви. Пока жизнь не свела её со своим избранником, девушка долгое время занималась самоанализом.

Девушка жила размеренной жизнью, училась, не брезговала светскими мероприятиями, но в то же время большое количество времени посвящала религии и проводила в монастырях. Она тщетно пыталась разобраться в себе и найти тот самый правильный путь в своей жизни. Девушка все никак не могла решиться принять окончательное решение.

Принять окончательное решение ей помогает ночь, проведенная наедине с любимым человеком. Лишь познание самых ярких моментов жизни и проявления любви помогли ей окончательно определиться в жизни. Она познала все радости мирской жизни, получила непередаваемые впечатления, после чего с уверенностью приняла решение, что вполне сможет обойтись без этого всего. Она смело отрекается от мирской жизни, понимая, что она её совершенно не держит. Своему решительному выбору девушка должна быть благодарна своему любимому человеку, который помог ей найти свой путь в жизни.

Но бывает и так, что любовь обрушивается на человека как гром среди ясного неба. С её появлением привычный уклад жизни рушится, все переворачивается верх дном. Но эта сумбурность помогает человеку понять, что жизнь без любви не имела смысла и не приносила никакого удовлетворения. Хорошим примером этому может послужить произведение И.А. Бунина «Солнечный удар».

Главные герои знакомятся на палубе судна и моментально влюбляются друг в друга. Но все было не так просто. Героиня состояла в браке и имела ребенка, а герой направлялся к своей возлюбленной. Но чувство, так не вовремя поразившее их обоих, вытеснило на второй план их привязанности. Герои спускаются на берег и проводят вместе ночь. Утром героиня поспешно покидает своего возлюбленного и отправляется к своей семье. Она даже не оставляет никаких своих данных, оборвав любую связь. Герой же понимает, что ему никто больше не нужен, кроме этой женщины. Ему больше не интересна его невеста, да и любое место, где нет его мимолетной знакомой, не представляет для него никакого интереса. Но так же он понимает, что время упущено. Но произошедшее помогло офицеру понять, что то, что он имел до этого – это совершенно не то, что ему необходимо.

Из этого можно сделать вывод, что лишь любовь способна раскрыть нас настоящих. Великое чувство любовь помогает человеку найти себя настоящего, а так же понять свой дальнейший жизненный путь. Благодаря любви совершаются самые невероятные поступки, раскрываются глаза, и появляются новые цели и стремления.

Вариант 2

Благодаря великому чувству любви человек получает возможность намного лучше узнать себя самого. Когда мы влюблены – мы раскрываем свои самые настоящие и искренние стороны характера и своей души. Меняется наше мировоззрение, мысли и взгляды. До момента влюбленности эти чувства мы прячем глубоко внутри себя, и даже сами не подозреваем о них. И лишь полюбив, мы раскрываемся полностью, обнажая свою душу и сердце. Доказательством тому являются множество примеров в литературе.

Обратимся к повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Вера вела тихую, комфортную и размеренную жизнь. Семейная жизнь была комфортной и идеальной, хотя первоначальный запал чувств уже остался в прошлом. Жили они достаточно состоятельно, хотя и без особого шика. Семья занимала высокое положение в обществе, что тоже приносило определенные привилегии в их жизнь. Казалось бы, что ещё нужно?

Но в то самое время читатель подмечает, что главная героиня находится в постоянной полудреме. Складывается впечатление, что у этой холодной и спокойной женщины и вовсе нет никаких чувств. Впечатление лишь усиливается после разговора с генералом Аносовым. Он прямо говорит, что не считает семью Веры и Василия идеальной, поскольку в ней отсутствует любовь.

Так случилось, что героиня потеряла настоящую и искреннюю любовь, которая бывает далеко не у каждого. Телеграфист Желтков искренне любил эту женщину и писал ей анонимные письма, но Вере все это было не интересно. Она не рассматривала всерьез этого кавалера. Но благодаря этим самым искренним эмоциям и чувствам, Вера понимает, насколько не интересна её собственная жизнь. Она пуста, поскольку в ней нет никакого запала. Но, к сожалению, что такое настоящая любовь она поняла слишком поздно. Когда Желткова уже не было в живых. В итоге героиня меняется из-за страданий, которые полностью изменили её сознание. К ней приходит понимание.

Но бывают в жизни случаи, когда любовь становится испытанием. Она настолько меняет мировоззрение человека, что он не в силах совладать с этим. Подобную ситуацию описывает И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети».

Главного героя совершенно невозможно назвать романтичной натурой. Да и к противоположному полу он относится ровно, не испытывая никаких эмоций. Его больше интересовал внешний вид женщины, нежели внутренний. Да и зачем ему было узнавать её душу, если он их просто использовал?

Базаров был убежден в том, что является нигилистом, поэтому общепринятые каноны относительно семьи, брака, любви и поэзии, считал глупостью. Гораздо больше героя интересовала наука, нежели какие-то там чувства.

Но его мировоззрение резко изменилось после одной роковой встречи. Анна Одинцова сумела задеть Безарова, затронув струны его души. Женщина была красива собой и достаточно умна. Поскольку данное чувство было герою не знакомо. То он испытывал муки, стараясь побороть внезапно возникшее чувство. Более того, он очень изменился внутренне – его все раздражало, он испытывал чувство ревности. Он не мог узнать сам себя, что очень сильно его раздражало. Он не мог позволить признаться, что чувства оказались сильнее его устоявшихся взглядов на жизнь. Герой всеми путями старается скрыть то, что с ним происходит. Но когда он разочаровался в любви и себе самом, это сыграло с ним очень злую шутку. Эмоции буквально убивали его. Он узнал настоящего себя, испытал те чувства, которые постоянно отрицал, а в конечном итоге просто не смог принять себя настоящего.

Из этого можно сделать вывод, что благодаря любви мы полностью раскрываемся и узнаем себя настоящих. И не всегда это открытие становится радостным, бывает и так, что человек не готов познакомиться с настоящим собой. Ведь любовь рушит прежние устои, взгляды, убеждения, показывая всю огромную силу чувств. Но не стоит бояться этого, ведь не полюбив, мы никогда не сможем узнать себя настоящего.

Несколько дипломатов США объявили бойкот Олимпиаде в Пекине. Это только один из эпизодов в большом противостоянии США и Китая. В 2021 году уже было несколько событий, после которых отношения двух стран то ухудшались, то улучшались. А при Дональде Трампе они и вовсе достигали критической точки.

«Нам нужно справиться с самой большой геополитической проблемой XXI века. Это наши отношения с Китаем», – заявил госсекретарь США Энтони Блинкен на своем первом большом выступлении в должности.

Через две недели переговоры американских и китайских чиновников закончатся взаимными обвинениями и скандалом. А через полгода Вашингтон решит не отправлять свою делегацию на Олимпиаду.

В США уже давно считают главным экономическим и геополитическим соперником именно Китай.

Две огромные державы, крупнейшие по ВВП в мире, которые абсолютно по-разному видят мир и конфликтуют по целому ряду вопросов. Их отношения стали намного более напряженными за последний десяток лет.

Хотя долгое время Вашингтон делал ставку на диалог. План был такой: если включить Пекин в международные процессы, китайские власти станут вести себя аккуратнее. Эта схема дала сбой при Дональде Трампе.

«Мы больше не можем позволить Китаю насиловать нашу страну», – заявлял бывший президент США.

Трамп верил в «китайскую угрозу» и начал «торговую войну» – в ход пошли запреты, ограничения и пошлины. Все это, а затем и пандемия коронавируса резко ухудшили отношения двух стран. И на первый план вышли разногласия, которые копились все эти годы.

1. Экономика

Формально «торговая война» поставлена на паузу. Но Китай по-прежнему стремится обогнать США по ВВП, а Вашингтон не хотел бы этого допустить. Что иронично, экономики двух стран очень тесно переплетены. Китай – крупнейший держатель госдолга США. Во всех сферах – от кино и спорта, до производства стали и сои – две державы если не зависят друг от друга, то, по крайней мере, очень рады получать выгоду.

2. Мировая роль

«Восток – на подъеме, Запад – в упадке». Это официальная позиция лидеров Китая. Пекин стремится играть важную роль в мировых вопросах и включить в сферу своего влияние как можно больше стран.

Китай налаживает связи с Кубой, Ираном и Россией. На китайские инвестиции строят проекты в большинстве стран Африки. Китай подарил целую штаб-квартиру Африканскому союзу. «Талибан» называет Китай своим основным партнером.

А Си Цзиньпин до сих пор не отказался от своего проекта нового «Шелкового пути» – из Китая в Европу. Примерно никакая из этих вещей не устраивает США.

3. Тайвань

Пожалуй, наиболее конкретный и острый вопрос. Китай считает Тайвань своей территорией. Штаты сотрудничают с Тайванем и поставляют ему вооружение.

Вашингтону остров нужен для сохранения баланса сил в Тихом океане. Китаю – для восстановления «исторической справедливости», в том виде, в каком ее видит Пекин.

4. Права человека

Страны Запада уже десятки лет критикуют Китай за ситуацию с правами человека. Именно из-за этого делегация США не поедет на Олимпиаду.

Многое здесь сошлось в проблеме уйгуров. Мусульманское меньшинство долгое время подвергается репрессиям со стороны Коммунистической партии. Пекин в ответ говорит, что это вмешательство во внутренние дела, что у них свое понимание «прав человека» и что важно не количество заключенных, а, например, уровень жизни.

«Не существует одного правильного пути к демократии. Нельзя заставлять других жить так, как привыкли вы. Американская демократия не образец. Она сломана. И попытки США экспортировать свою демократию – это фиаско», – говорил представитель МИД Китая Чжао Лицзянь.

Таких вопросов еще множество. И ни по одному из них США и Китай не могут найти общий язык.

Директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов рассказал Настоящему Времени о бойкоте Олимпиады и о том, почему важно следить за тем, что происходит в отношениях между США и Китаем.

– Первый вопрос – по свежим новостям. Почему США пошли на бойкот Олимпиады и насколько это серьезное обострение с политической точки зрения?

– Для Китая это очень серьезное обострение. И США на это пошли неслучайно, это просто часть довольно большой политики, большой кампании, нацеленной против Китая, и, самое главное, нацеленной на дискредитацию Китая. США живут в надежде на то, что по принципу домино целый ряд других стран также откажется от политической поддержки Олимпиады, то есть пошлют свою команду, но не пошлют своих политиков, не пошлют своих дипломатов. И, например, Великобритания, а, возможно, и другие страны Европы, так сказать, заблокируют Олимпиаду.

И для Китая, который, конечно же, очень хочет показать Китай в период Олимпиады во всей красе, во всей яркости, это будет серьезный удар именно по имиджу. Так что я думаю, что такие антиолимпийские выпады США – это часть очень большой кампании. И самое главное, надо понимать, что это далеко не последний шаг: США еще будут искать шаги, каким бы образом еще побольнее ударить по Китаю.

– А остальные страны пойдут за ними? Случится тот самый эффект домино, как думаете?

– По крайней мере, мы видим, что, например, Великобритания, возможно, пойдет на это, причем это та Великобритания, которая в течение долгого времени еще лет 5 назад считалась для Китая буквально входными воротами в Европу, то есть именно в Великобританию Китай вкладывал наибольшее число инвестиций в надежде, что Великобритания станет, так сказать, мостом для китайского продвижения в Европу. И британско-китайские связи были просто чудесными.

Более того, Британия – один из крупнейших инвесторов в Китай. Плюс к этому, мы видим, что многие страны разделяют позицию США, в том числе и страны, которые, так или иначе, были связаны с Китаем, в том числе, например, страны Балтии, Литва прежде всего, некоторые страны Восточной Европы.

Я не исключаю эффекта домино. Главная задача для США – оставить Китай во время Олимпиады при большом количестве спортсменов, но при маленьком количестве дипломатов, которые приехали поддержать свои команды.

– Долгое время казалось, что отношения стран налаживаются. При Дональде Трампе наступил сложный период. В какой точке сейчас находятся отношения США и Китая? Как бы вы это сформулировали?

– Я думаю, что отношения хуже, чем при Трампе, это очевидно. Если уколы Трампа были многочисленными, но спорадическими, и Трамп прежде всего бил по экономике в надежде раскачать Китай, сделать его уязвимым с экономической точки зрения, сейчас стало понятно, что именно в плане экономики Китай – достаточно устойчивая и успешная страна.

И Байден делает упор на другое: во-первых, на дискредитацию Китая, на то, чтобы сделать Китай нерукопожатным и буквально токсичным для взаимодействия. Именно поэтому в ход пошло обвинение в нарушении прав человека прежде всего в Синьцзяне, в Гонконге – то есть это такие старые обвинения, которые сейчас просто реактивизированы.

Плюс к этому, США, безусловно, шаг за шагом стремятся сделать антикитайскую коалицию, и здесь же рождается, по сути дела, военный союз Oculus, где Австралия и ряд других стран принимают участие в блоке против Китая, хотя Австралия, кстати говоря, долгое время являлась крупнейшим экспортером угля в Китай и за счет этого неплохо жила. Почти 30% австралийского ВВП составлял экспорт ВВП, это как раз экспорт угля в Китай.

Поэтому, конечно же, отношения, по-моему, сейчас на самой низкой точке за последние 40 лет. Таких плохих отношений не было практически с 1972 года

– Могли бы вы объяснить, как это нынешнее противостояние влияет на остальной мир? Почему Европу, Россию, Украину вообще могут волновать двусторонние отношения США и Китая?

– Сейчас речь идет, по сути дела, не только о двух странах. Речь идет о двух экономиках, которые долгое время определяли развитие мировой экономики, и как бы они ни воевали экономически друг с другом, в реальности эти страны действительно очень плотно проникают друг в друга. И их противостояние сегодня может дестабилизировать мировую экономику. И понятно, что сейчас обе страны претендуют на одно и то же место под солнцем.

То есть если раньше считалось, что Китай – это крупнейший производитель всего, а США – крупнейший потребитель, то сегодня и США, и Китай производят высокотехнологичные товары, они претендуют на единое информационное пространство: Китай создает свои крупнейшие суперкомпьютеры, Китай стремится в космос, создает новые сети 5G, новые технологии.

То есть оказывается, что это противостояние заставляет весь остальной мир разделиться тоже на две части. Но большинство стран, в том числе и страны, которые вы перечислили, не хотят однозначно поддерживать только США или только Китай. Страны хотят торговать и хотят наращивать свою экономику. И, конечно, сегодня Китай с точки зрения инвестиций предлагает больше, чем США. И поэтому у Китая довольно много сегодня партнеров.

Но нас должно волновать прежде всего с той точки зрения, что мы можем добиться того, что мир распадется на две части, произойдет атомизация, произойдет распадение тех финансовых, коммерческих каналов, которые долгое время поддерживали этот мир. Поэтому это, конечно, ударит не просто по некой абстрактной глобальной экономике, это ударит по карманам очень многих потребителей.

  • Почему басне суждена долгая жизнь 5 класс сочинение
  • Почему в начале сказки называют главного героя иванушка в середине иван крестьянский сын
  • Почему бирюк отпустил крестьянина в рассказе бирюк
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком а вернуться совершенно другим сочинение вступление
  • Почему в рассказе несколько временных пластов белый квадрат