Почему важно читать детям сказки

Зачем детям сказки? может, лучше сразу учить их на реальных примерах, читать и рассказывать про реальные события из жизни? психолог

Зачем детям сказки? Может, лучше сразу учить их на реальных примерах, читать и рассказывать про реальные события из жизни? Психолог Анна Скавитина уверена: чем раньше мы начнём читать ребёнку сказки, тем лучше он будет развиваться. Разбираемся, почему!

Почему важно читать детям сказки

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

И никакого волшебства!

Долгое время в отечественной педагогике так и считалось: чем меньше волшебства в голове у детей, тем лучше, сказки ребёнка ничему не учат, а потому не нужны и даже вредны для детского развития. Противоположной позиции придерживается психология. Аналитическая психология и психоанализ, которыми я занимаюсь профессионально, это теоретические структуры, объясняющие отношения сознательных и бессознательных психологических процессов. Многие произведения, а особенно сказки и мифы, имеют скрытые смыслы, которые можно объяснить с помощью психоаналитических теорий, рассматривая персонажей и сюжет историй. В детских сказках, как и в мифах, есть сюжетные перепетии, содержащие глубокий смысл, который помогает усвоить важные уроки. Исследователи литературных произведений часто используют идеи Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Марии Луизы фон Франц, Бруно Беттельхейма, чтобы показать, как сказки могут влиять на развитие детей.

Мне очень рано начали читать книги, и сама я научилась читать около трёх лет, чтобы всё свободное время проводить с книгами. Первые книги я помню до сих пор, и любимой была толстая книга «Сказки народов мира». Я читала ее дома, читала вслух детям во дворе. Иногда задаюсь вопросом — если бы я не читала сказки, была бы я другим человеком? Может быть, у меня было бы меньше друзей, возможно, мне был бы не так интересен мир и путешествия, может быть, я бы смотрела на мир более мрачно, чем на самом деле. Сейчас я знаю, что одна из важнейших развивающих идей сказок — научить детей ловить прямые и скрытые смыслы, понимать себя, других и видеть, что есть не только сознательное, но и скрытое, тайное, бессознательное.

Сказки и их смысл

На развитие детской психики положительно влияет то, что они видят и читают. Дети начинают улавливать и воспринимать символический и метафорический язык через сказки, которые им читают, а позже они читают сами. Они учатся видеть в сказочном лесу неизведанное, и воспринимать отравленное яблоко — как желание открыть или скрыть правду. Развитие психики и мышления ребёнка — это обучение способам узнавать спрятанные идеи. Без способности использовать символы и скрытые значения в историях и мире дети не смогли бы быстро воспринимать информацию и продвигаться в познании нового. Карл Юнг, выдающийся проводник в глубины нашей психики, отмечает, что дети способны замечать мельчайшие детали, описанные в рассказе. Сказки не только не причиняют вреда растущему уму детей, но и показывают им, что вещи не являются поверхностными, и что все, что мы видим или слышим, имеет слои, выходящие за рамки непосредственного понимания.

Почему важно читать детям сказки

Да, сказки не только проповедуют детям идеи мира и любви, они показывают им, что человечество может быть злым и жестоким. Зато обещают торжество справедливости — но всем приходится работать и проходить сложные героические испытания, чтобы получить желаемое. Вальтер Одайник, юнгианский аналитик, написал статью, посвященную сказке Шарля Перро «Синяя Борода». Он утверждает, что глубокий взгляд на эту историю позволяет увидеть, что психика человека не разрушилась от увиденного насилия, но сумела дозреть и эволюционировать, увидеть последствия своих действий и поступков, укрепить мышление и понимание мира.

Все сказки помогают углубить представление детей о мироустройстве. Даже взрослые, а не только дети, могут использовать сказки для расширения своих знаний об окружающей действительности. Например, в сказке Гримм «Гензель и Гретель» дети усваивают идею, что не всё так, как кажется. Они видят, что красивый дом из хлеба, сахара и пирожных на самом деле дом злой ведьмы. Гензель и Гретель познают суровую реальность мира — это жизненно важный урок, который многим детям необходимо усвоить в раннем возрасте, но не буквально, а символически, проходя через эти уроки в своём воображении и не подвергаясь страданиям буквально.

Сказки создавались и живут в веках, чтобы передать ребенку понимание универсальных человеческих проблем, они передают идеи бесчисленному количеству поколений, чтобы внедрить эти идеи в каждого.

Почему важно читать детям сказки

Чем помогут сказки?

Сказки служат и для обучения детей правилам поведения. Читая самые популярные сказки, дети начинают подражать идеям, изображенным в сюжете, и самим персонажам.

В сказках не только исполняются желания, но и поощряется развитие эмпатии. Даже самые жестокие сказки влияют на социализацию и формирование важных навыков, на отзывчивое отношение к чувствам другого. Детские сказки можно использовать для понимания эмоций и развития воображения, чтобы можно было глубже исследовать мир. Дети в своём воображении могут увидеть себя живущими в сказке, отправляющимися в самые разные безумные приключения. Они начинают понимать, что достижения возможны через представление в своей голове — воображение, и оно будет помогать им на протяжении всей жизни.

Современная сказка о Гарри Поттере, отправляющемся в волшебную школу и совершающем невероятные поступки, участвующем в необыкновенных приключениях, стала настолько популярной потому, что дети завидуют приключениям Гарри и хотят так же с интересом ходить в школу и решать проблемы с помощью воображения. Общий успех детских волшебных приключенческих историй демонстрирует желание детей увидеть, как воплотятся в жизнь их самые смелые мечтания, сделать свои выводы.

Сказки становятся организующей схемой для жизненного пути человека. Скажите мне, какую сказку любили вы в детстве, и я расскажу, как вы организовали свою жизнь во взрослом возрасте, и как вы переживаете трудные времена в жизни. Это не значит, что сказка задаёт схему, скорее мы выбираем ту сказку, которая отражает нас. Детям важно читать, и видеть в воображении множество разных историй, разыгрывающих самые большие детские проблемы, и те способы, которыми они преодолеваются. Детям необходимо наблюдать, как персонажи побеждают своих воображаемых демонов, чтобы научиться побеждать своих: страхи, горе, ненависть, ярость, страсть, жадность и т. д. Дети учатся преодолевать свои конфликты и тревоги, тренируясь на сказочных героях.

Часто основной персонаж сказок — неудачник, в российских сказках Иванушка-дурачок, через которого дети видят, что самый слабый неожиданно может оказываться на коне, если будет добрым и внимательным. Они начинают понимать, что быть «слабым» — не обязательно быть худшим. Это мотивационные истории, как сейчас принято говорить.

Почему важно читать детям сказки

Сказки помогают человеку принять свою сложную психику и внутреннее устройство, а не убегать от себя и сложностей мира. Не случайно большинство сказок начинаются с тяжелых жизненных ситуаций: смерть матери, старение короля-отца. Что отражает самые страшные опасения ребенка — потеря близких, смерть — которые в повседневной жизни проявляются в нерациональных страхах, таких как темнота, опасность грома и ветра, страх животных или насекомых. Взрослые часто не понимают, как реагировать на эти проявления детей, и предпочитают либо не замечать их, либо ругать за них. В сказках, наоборот, самое страшное становится темой для ненавязчивого разговора, предлагаются пути разрешения опасений ребенка. Так, всеобщее желание жить вечно можно прочитать в завершении многих сказок — «Они жили долго и счастливо»: сказки утверждают, что жизнь с другим человеком может быть настолько эмоционально близкой и тёплой, что в отношениях пропадает или становится не важным страх смерти.

Важно, чтобы родители увидели, что сказки не просто показывают детям пустые волшебные развлекательные сюжеты. Сказки дают надежду, что мы можем научиться преодолевать любые проблемы в своей жизни, даже если они пока неосознаваемые. Восприятие этих историй дает детям уверенность в том, что даже если ситуация кажется безвыходной, умный и ловкий ребенок может позаботиться о себе сам — и выживет.

Сказки проникают в подсознание ребенка и там пускают свои корни. Дети не сразу замечают идеи или концепции, но у них создаётся основа для понимания того, как устроен мир. Сказки жизненно важны для ума ребенка, потому что они позволяют ему видеть разные способы восприятия мира разными культурами, даже если они не понимают эти идеи сознательно в тот возрасте, когда они их слышат. Когда родители читают сказку ребенку, то сами не всегда понимают все ее детали, не стоит менять конец сказки или сокращать нежелательные действия того или иного персонажа, поскольку они обладают важным смыслом. Если сказка пугает ребёнка, не настаивайте на ее чтении, если ребёнок готов читать одну и ту же сказку каждый день целый месяц подряд — читайте, что-то важное для себя ребёнок пытается через неё прояснить.

Чем раньше мы начнём читать сказки, тем больше шансов, что дети будут лучше развиты и больше узнают об окружающем мире. Если общество позволит детям читать сказки, мы получим более чуткое и глубокое поколение. В эпоху цифровых технологий все понимается не через текст, а через подтекст. Научить наших детей понимать скрытые смыслы — это важный навык, которому как ни удивительно, но можно научиться через восприятие сказок.

Читайте также:

Колобок и кисельные берега: готовим по сказочным рецептам

Сказки, которые учат понимать эмоции

Зачем читать детям русские сказки?

Фото: Ermolaev Alexander, Bedlovska Liana, Picsfive, Africa Studio/Shutterstock

Почему нужно детям читать сказки, и что сказочные истории и сказочные герои малышам дают? Испокон веку известно, что именно сказка – самое желанное и заветное, что ребенок хочет услышать от матери, отца, бабушки или дедушки. Не назидательные родительские поучения, не детские реалистичные рассказы, а именно сказки. Ну, разве что мультики могут конкурировать со сказками, но ведь что такое мультфильмы? Это те же сказки, только не в словах, а в движущихся картинках.

Во все времена и у всех народов дети всегда с охотой слушали сказки. «Я вырос на народных сказках» — эту фразу в разные времена говорили многие известные писатели, актеры, даже – ученые.

Но в чем же притягательный секрет детских сказок? Почему дети их так любят? И, соответственно, почему ребенку сказки нужно читать и рассказывать обязательно и непременно?

Что дают сказки детям

Почему нужно читать сказки детям 2Пользы от чтения и слушания сказок для детей очень много. Это – общеизвестный факт еще со стародавних времен. Но в чем же именно заключается такая польза?

  1. Здесь многое зависит от мышления ребенка и его мировосприятия. Можно сказать, что и то, и другое у детей – сказочное. Им еще в подробностях неведом реальный мир, и потому они волей-неволей заменяют его миром вымышленным и фантастическим. Ну а любая сказка – это фантастика. То есть, ее сюжет гармонично сочетается с образом мышления ребенка. Сказка – наиболее понятный и доступный для малыша способ понять основные жизненные законы.
  2. Именно в сказке лучше всего прописаны всяческие житейские ситуации и взаимоотношения между людьми. Хорошая сказка всегда ненавязчиво, доходчиво и просто объясняет, что такое дружба, любовь, взаимовыручка, обман, радость, печаль, добро и зло. Именно благодаря сказке малыш усваивает эти базовые жизненные понятия.
  3. У всех детей мышление – черно-белое. Всяческие полутона и нюансы им до определенного возраста недоступны и непонятны. Ну а в сказках как раз и нет никаких полутонов. В них все четко и понятно: этот герой – хороший, этот – плохой, этот – добрый, этот – злой, этот – щедрый, этот – жадный, этот – умный, этот – глупый. То есть, любая сказка в полной мере соответствует особенностям детского мышления. Потому детям все в сказках понятно, а коль понятно, то и интересно.
  4. В сказке добро всегда берет верх над злом. Это – очень важный жизненный момент для малыша. Если ребенок будет об этом знать, он вырастет уверенным в себе человеком, не будет бояться, будет правильно смотреть на вещи и стараться делать правильные поступки. То есть, творить добро и воевать со злом.
  5. В сказках воспевается множество положительных моментов и осуждаются моменты отрицательные. Ум, доброта, щедрость, трудолюбие – это всегда хорошо. А жадность, лень, трусость, ложь – это всегда плохо. С малых лет малыш, благодаря сказкам, усваивает эти важнейшие житейские правила. Они становятся частью его самого, и в дальнейшем он будет стараться применять их в жизни.
  6. И еще о детских особенностях восприятия. Хорошие сказки выстроены в особой речевой и смысловой манере. В частности, в них много повторов, и это неспроста. Повторения в сказках играют особую роль. Вспомним хотя бы для примера сказку о Колобке, который одинаково убегал от всех зверей. Или – сказку про теремок, где звери одинаково стучали в дверь и произносили при этом одинаковые слова. Все это не просто так. Детям нравятся повторения, так как они помогают запоминать саму сказку. Кроме того, любое повторение – это выражение предсказуемости и стабильности. Ну, а что стабильно и предсказуемо, то не страшно. Таковы особенности детского мышления, и сказки это учитывают в полной мере.
  7. Сказки развивают детскую фантазию, помогают детям сопереживать, радоваться, любить. Ну и, конечно же, искренне горевать и жалеть. Без всего этого ребенок вряд ли вырастет полноценным в духовном плане человеком.

Сказки для мальчиков и сказки для девочек

чем полезны сказки для детейЧем полезны сказки конкретно для мальчиков? Мальчикам они помогают:

  • быть храбрыми, благородными, добрыми, помогать всем слабым, сражаться со злом во имя добра. Вспомним для примера того же Иванушку из русских народных сказок;
  • не бояться никаких трудностей и успешно их преодолевать, уметь рисковать во имя добра;
  • правильно выбирать себе невесту (будущую жену) – а почему бы и нет? Любой сказочный добрый молодец вначале присматривается к красной девице – умеет ли она управляться по хозяйству, печь хлеб, насколько она умна, добра и щедра. Разве это не актуально и поныне?

Девочкам от сказок также немало пользы. В частности, они учат:

  • любая девочка должна быть трудолюбивой, заботливой, доброй, кроткой, умной, желать всем добра и счастья. А если ты зла, ленива и завистлива – ничего хорошего в жизни ты не добьешься;
  • уметь выбирать жениха (будущего мужа). Не зря же в сказках добрый молодец, прежде чем завоевать симпатию красной девицы, обязан выручить ее из беды, вступить в схватку с чудовищем, одолеть его – то есть, постараться стать той самой «каменной стеной».

Конечно, вряд ли маленькие дети (хоть девочки, хоть мальчики) в полной мере поймут эти важнейшие житейские постулаты, но все равно – что-то в их детском уме по этому поводу все равно отложится.

Как правильно рассказывать детям сказки

почему читать сказки полезноОсобых премудростей здесь, конечно, нет, но над кое-какими моментами все же стоит задуматься.

  1. Лучше всего рассказывать (или читать) малышам народные сказки. Это – безошибочный вариант. В них заключена мудрость веков, так что вреда для ребенка от таких сказок не будет.
  2. У каждого народа есть свои великие и мудрые сказки. Так что не следует забывать о своей национальности и рассказывать малышу больше национальных сказок. Таким образом ребенок будет знать, что он – русский, или татарин, или мордвин, или якут. То есть, с раннего детства малыш впитает в себя мудрость народа, к которому он принадлежит от рождения. Да и, кроме того, в национальных народных сказках есть некоторые особенности, которые может уяснить лишь ребенок определенной национальности. Попробуйте, к примеру, растолковать русскому малышу суть эвенкийской сказки о солнце-медведице, которая уходит на полгода (полярная ночь) и затем на полгода возвращается (полярный день). А вот маленькому эвенку такая образность будет вполне понятна.
  3. Нужно ли детям читать авторские сказки? Ну, это смотря какие авторы и что они сочинили. Многие из таких сказок чрезмерно сложны по смыслу и даже жестоки– их, конечно, малышам лучше не читать. Например, сказки современных авторов. А вот другие сказки (написанные в советское время) для ребенка вполне понятны и полезны. Так что здесь родителям нужно быть внимательными. И если есть сомнения, то лучше делать упор на народные сказки. Они плохому не научат.

Консультация для родителей «Почему необходимо читать сказки детям»

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2»Почему это происходит? Может — быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

Много сейчас нас окружает книг, но нельзя забывать детских писателей, сказочников на творчестве которых мы выросли сами, поэтому нужно больше уделять внимания ознакомлению детей с художественной литературой сказками. Замечательные сказки Корнея Чуковского донесут детям много полезногоРодителичитая его сказки, получат не меньшее удовольствие, чем их дети. Нужно помнить и никогда не забывать, что компьютер и телевизор не заменят нам книгу. Из книг человек всегда черпал знания, получал удовольствие, радость прочитанного, желание поделиться этим с другими.

Дети дошкольного возраста склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают язык сказок. Герои сказок просты и типичны: их характеристика исчерпывается двумя, тремя качествами (небывалая доброта, храбрость и находчивость). При этом герои сказок делают всё то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей, передавая из уст в уста, отбрасывая несущественное, оставляя самое главное. Это сделало сказку носителем человеческой мудрости. Рассказысказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины.

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги, в конце концов можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями. Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны. Как помочь им в приобретении знаний?

А какова же польза сказок?

1) Сказки развивают внимание.

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2) Развивают руки. И это не нуждается в комментариях. Не случайно говорится: «Когда я слушаю — узнаю, когда делаю — запоминаю»Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.

3) Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям. Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

5) Учат справляться с трудными ситуациями. Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

7) Развивают речь и фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани»«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

8) Польза сказок перед сномСказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

Без сказок не обойтись. Как иначе ребенку объяснить, что нельзя пить из лужи, (козленочком станешь, что нельзя дверь открывать, не посмотрев в щелочку или глазок (серый волк украдет, что надо жить дружно (и никакой волк вас вообще не вытащит из надежного каменного дома, построенного совместными усилиями). Сказки дают базовое представление о мире, в котором оказался человек, об отношениях между людьми, о вещах, типах личностей, с которыми потом придется сталкиваться ребенку в жизни. То есть, пусть незаметно, с шутками, прибаутками, или наоборот, страшилками. Они создают, как говорят психологи, систему ценностей. Поэтому, если вы с ребенком прочитали какую-то книжку, не забывайте ее героев, периодически возвращайтесь к ним в различных жизненных ситуациях. До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого, пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком — если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку, ему потом будет самому легче научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

Современные дети часто не понимают, что человек умирает один раз и навсегда. Привыкшие к компьютерной игре, они считают, что у них девять жизней. А рядом нет никого, кто мог бы объяснить ситуацию. Ребёнок играет один. В то время, когда слушая сказку, которую читает мама, он может задавать вопросы и получать на них вопросы. На сказках С. Михалкова, К. Чуковского, А. Пушкина, Н. Носова и многих других авторов выросли десятки поколений, среди которых множество смелых, честных и талантливых людей. Ими гордится страна. Сказки с их чудесами и волшебными превращениями наиболее близки детскому мироощущению. В отличие от мифов, где нередко гибнут главные герои, в сказке всё заканчивается хорошо. Ребёнок учится сопереживать персонажу. Дети по многу раз любят слушать, смотреть одни и те же сказки, так как их интересует не только сюжет, сколько нравственная сила героя. Сказка даёт опору в развитии определённых личностных качеств. Прочитайте ребенку сказку.Поговорите с ним: о чем сказка, кто главный персонаж, кто понравился ребенку и почему. Не навязывайте своего мнения, пусть ребенок рассуждает и думает, ведь он испытывал море чувств, когда слушал сказку. Помогите ему осознать их. Если вам даже что-то не понравиться в рассуждениях ребенка, не торопитесь. Задавайте вопросы, спрашивайте о том, что он чувствует и, сами тоже постарайтесь почувствовать все происходящее в сказке. Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизньЧитайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.

Мама-блогер Эми рассказывает о пользе чтения для детей и называет 10 причин, по которым в их жизни всегда должны быть книги.

Я читаю детям, потому что сама обожаю книги. Любовь к ним досталась мне от мамы — в детстве она читала нам каждый день. Возможно, вы спросите, зачем это малышам, ведь они всё равно не понимают смысла слов, убегают или вообще жуют страницы. Но даже такой опыт даёт многое для развития. Ниже расскажу подробнее, зачем нужно читать детям и как на них влияют книги.

Благодаря чтению расширяется словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Если обычная беседа помогает детям освоить основной набор слов и выражений, то редкие слова они могут узнать только при чтении. В письме используется больше слов, чем в устной речи, поэтому дети, которым часто читают, начинают использовать всё новые слова в общении с другими. Их речь постепенно становится насыщенной, грамотной и богатой. С такими навыками проще облекать мысли в слова и выстраивать отношения. В этом огромная польза чтения для детей.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

100 полезных книг для детей до трёх лет

Лучшие книги по рекомендациям педагогов

Чтение успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

книга с реальными историями из жизни детейКнига для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо.

Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает — повторяет слова и звуки родителя.

Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года — «Где же мой утёнок?». Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Мини-курсы для родителей

Рекомендации экспертов и разборы реальных ситуаций

Расширяет знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сыну нравятся ещё и книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с запоминающимися иллюстрациями дети получают знания об окружающем мире задолго до того, как научатся читать самостоятельно.

Чтобы закрепить результаты и усилить пользу чтения для детей, я часто совмещаю знакомство с книгами с новым для них жизненным опытом. Например, рассказы о животных предлагаю до или после посещения зоопарка, а рассказы о технике — перед поездкой на ферму.

Таким образом, всё прочитанное находит отражение в реальности: малыш видит предмет или живое существо редко или вообще в первый раз, а оказывается, уже многое о нём слышал, рассматривая с мамой книгу. Это подогревает желание исследовать и естественный интерес к жизни.
книга о том, как слепить снеговикаПеред тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт о словообразовании, рифмах, чувстве ритма и фонетическом строении слова, учится видеть первую букву. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда рассматривал книгу — а это один из главных шагов к самостоятельному чтению.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте — настоящий тренажёр для развития памяти, и в этом огромная польза чтения для детей. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки ещё задолго до того, как начинают читать самостоятельно. Запоминание — это навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и развивает чувство языка.

Приучает к самостоятельному изучению книг

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает с родителями

Конечно же, у нас бывают ссоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ разрешать их проще: я просто читаю детям. И теперь они знают, что со мной или без меня чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери и вижу их с книгами. Они оба обожают читать. Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет, делает это каждый день. Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт любимых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории. А главное, я точно знаю о пользе чтения для детей: с книгами они не только успокаиваются и интересно проводят время, но и развиваются.

Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу, и наблюдайте, как начинается волшебство.

Источник: wildflowerramblings.com
Перевела Ирина Зеленецкая
Иллюстрации из книг серии «Я читаю сам!», обложка — stockphoto.com

Ещё статьи про детские книги:

50 самых полезных книг для малышей

Примеры уголков для чтения

Как привить любовь к чтению

В 2016 году ученые из Англии и Португалии выяснили, что первая в истории сказка была сочинена 6 тысяч лет назад. Она называлась «Кузнец и черт» и рассказывала о кузнеце, который заключил сделку с дьяволом и получил умение соединять любые материалы. Впоследствии разные народы мира сочинили тысячи сказок, которые сегодня родители читают своим детям перед сном. Но задумывались ли вы о том, зачем детям нужны сказочные рассказы? Считается, что благодаря таким историям дети легче понимают разницу между добром и злом, а также готовятся к различным жизненным ситуациям. И это чистая правда — сказки играют важную роль в воспитании ребенка. Но недавно ученые провели эксперимент и выяснили, что сказочные истории также могут влиять на эмоциональное состояние детей и помогать им легче справляться со стрессом.

Почему важно читать детям сказки

Ученые доказали, что детям полезно читать сказки

Зачем нужны сказки?

В первую очередь сказки используются родителями в воспитательных целях. Многую информацию дети лучше воспринимают в виде рассказов, а не через взрослую речь. Именно поэтому некоторые матери и отцы сочиняют рассказы с целью приучить детей полезным привычкам. Например, чтобы приучить ребенка всегда доедать кашу, можно рассказать ему о «тарелке, которая очень любила, когда кто-то доедал из нее еду». Сочинение таких историй не требует большой фантазии но они явно прививают детям хорошие ценности. Также стоит отметить, что в сочинении сказок могут участвовать и дети, что развивает их ум и позволяет сблизиться с матерью и отцом.

Почему важно читать детям сказки

Кадр из мультфильма «Монстры на каникулах»

Во время прослушивания сказки у детей включается воображение и они будто бы уходят от реальности и не замечают происходящие вокруг события. Считается, что пребывание внутри своих фантазий помогает расширить кругозор и больше понять свой внутренний мир. И все это происходит неосознанно — каждый ребенок воспринимает сказку просто как приятное путешествие и даже не представляет, какие большие изменения происходят внутри него во время прослушивания. Происходящие внутри человека процессы сказываются на его самочувствии, поэтому недавно ученые решили выяснить, как сказки могут влиять на физиологическое состояние детей.

Читайте также: Являются ли сны продолжением реальности?

Польза сказок для здоровья

Чтобы узнать больше о влиянии сказок на детей, бразильские ученые провели эксперимент с участием 81 пациента из детского отделения интенсивной терапии. Они были разделены на две группы: дети из первой группы во время пребывания в больнице слушала сказки, а участники второй — разгадывали с сотрудниками загадки. За одну минуту до и после общения с сотрудниками больницы у детей брались образцы слюны, чтобы оценить уровень гормона гормона любви и доверия (окситоцин) и стресса (кортизол). Также после прослушивания сказок и решения загадок детям показывались карточки с изображением врача медсестры, лекарства и так далее, чтобы выяснить их отношение к ним.

Почему важно читать детям сказки

Карточки, которые демонстрировались детям

В результате ученые выяснили, что сказки и загадки увеличивают уровень окситоцина и уменьшают концентрацию кортизола, то есть дети становятся более доверчивыми и спокойными. Однако, после сказок этот эффект заметен больше всего. Во время демонстрации упомянутых выше карточек исследователи заметили, что слушавшие сказки дети мыслят позитивнее остальных. При показе карточки с доктором они называли его «человеком», который помогает им вылечиться», в то время как остальные считали его «человеком, который дает противные лекарства». Дети из первой группы считали больницу местом для выздоровления, а остальные — местом, куда попадают больные люди. В общем, сказки явно сделали детей менее подверженными стрессу, что должно хорошо повлиять на их здоровье. Подробнее обо всем этом было рассказано в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Почему важно читать детям сказки

Научно доказано: сказки делают детей счастливее

Целительный эффект сказок ученые связывают с тем, что во время их прослушивания дети отвлекаются от больничной среды и связанных с ней переживаний. В результате увеличения уровня окситоцина и уменьшения уровня кортизола дети испытывают меньше стресса и смотрят на пребывание в больнице с позитивной стороны — как на место, где они могут скорее выздороветь. В конечном итоге ученые пришли к выводу, что сказки являются отличным способом уменьшить уровень стресса у детей, который может отвлечь от семейных проблем, дискомфорта от пребывания в детском саду и так далее.

Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

Под конец хочу напомнить, что на нашем сайте много статей про особенности детского поведения. Например, недавно моя коллега Любовь Соковикова рассказала, почему дети воспринимают голосовых помощников вроде Google Assistant и Siri как настоящих людей. А в прошлом году я рассказывал, почему дети интересуются динозаврами — вот ссылка.

  • Почему важны оправдательные приговоры итоговое сочинение аргументы
  • Почему важно помогать людям сочинение рассуждение по паустовскому
  • Почему важно учить иностранные языки сочинение
  • Почему важно соблюдать законы сочинение для 7 класса
  • Почему важны оправдательные приговоры сочинение преступление и наказание