Почему вадик и птаха побили главного героя в рассказе уроки французского

Тема : в. г. распутин уроки французского. уроки доброты. цели урока: образовательные: 1 проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки

Тема : В. Г. Распутин «Уроки французского».
Уроки доброты. 
 

Цели
урока:
 

Образовательные: 

1) Проанализировать
проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные
ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
 

Развивающие: 

1) Формировать
умение анализировать текст художественного произведения.
 

2) Развивать
коммуникативные навыки учащихся, их творческие способности.
 

3) Продолжить работу
по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением
учащихся.
 

Воспитательные: 

1) Подвести учащихся
к более глубокому пониманию понятий доброта, отзывчивость, благородство,
мужество, самоотверженность.
 

2) Воспитывать у
учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
 

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, презентация, записи на доске, карточки с заданиями,
портрет писателя, словарь Ожегова.
 

«Чем
человек умнее и добрее, 
 

тем
больше он замечает 
 

добра
в людях» (
Л.Н.Толстой). 

Ход
урока.
 

1.                
Организационный
момент.
 

2. Вступительное
слово учителя.
 

— Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся
с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки
французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы,
а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа. 
 

3. Рассказ об автобиографии писателя подготовленным
учеником.
 

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской
семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич.
Детство будущий писатель провел в деревне 
Аталанка. “Детство мое
пришлось на войну и голодные послевоенные годы, — вспоминает писатель. — Оно
было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Закончив местную
начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где
находилась средняя школа.  После школы поступил на историко-филологический
факультет Иркутского государственного университета.  Живёт и работает в
Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом
молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В
1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Первый
рассказ “Я забыл спросить у Лешки…”  опубликован в 1961 году. 
 

Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека
делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все
то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный
опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в
детстве”. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.
 

4. Игра «Да и нет» (блиц-задание
на знание биографии).
 

(Подготовленный ученик проводит
игру с использованием ИКТ).
 

-Дома вы должны были более
подробно познакомиться с биографией и творчеством писателя, найти интересные
факты из его жизни. Сейчас вы должны ответить «да» или «нет». Вопросы касаются
биографии писателя.
 

1.                  
Писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири. 

2.                  
Детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки
Ангары.
 

3.                  
Закончил физико-математический факультет и готовился стать
учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
 

4.                
В начале 60-х годов появились его первые рассказы. 

5.                  
В 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского». 

6.                  
Этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери
Александра Вампилова.
 

7.                  
Его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из
деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
 

8.                  
Фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный
дневник.
 

9.                  
Этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая
в героине рассказа узнала себя.
 

10.            
Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось
выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило
со мной).
 

5. Работа с
эпиграфом.
 

 «Чем человек
умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (
Л.Н.Толстой). 

-В чём заключается
смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)
 

-Рассказ «Уроки
французского» — произведение автобиографическое.
 

-Что такое
автобиография? (ответы обучающихся).
 

Автобиография –
описание своей жизни.
 

— Сегодня мы познакомимся с новым литературным
понятием — автобиографический рассказ. Обратимся к словарю Ожегова. 
 

6. Беседа по
рассказу «Уроки французского».
 

— Почему наш герой
не жалуется взрослым?
 

— Какие люди
встречались нашему главному герою на его жизненном пути?
 

(Чужая семья,
трудные подростки, новые учителя и товарищи).
 

— Почему мальчик
ввязался в игру на деньги?
 

(Нужда заставила
героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать.
Ждать чьей – то милости или подачки он не стал).
 

-Какой урок мы можем
извлечь из этой ситуации?
 

«Будь
самостоятельным, заботься о себе сам, не надейся на окружающих».
 

Запишите первый урок
Валентина Распутина. 
 

-Охарактеризуйте
игроков в «
чику» (Тишкин, Птаха, Вадик). 

Чтение по ролям
диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! –
обиделся я.
 

— Какая это была
игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?
 

Чтение на стр.
130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было
бессмысленно».
 

-Какой урок из этой
ситуации мы можем вынести?
 

«Не горячись, уступи
тем, кому всё равно ничего не докажешь».
 

— Почему Вадик и
Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
 

Прочитаем отрывок
на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр.
133 «Переверну –у – 
ул!». 

-Какой урок из этой ситуации
мы можем вынести?
 

«Будь
принципиальным, гордым, не 
присмыкайся 

— Почему мальчик
доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?
 

-Лидия Михайловна
решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома. Почему? (Хочет
оградить мальчика от игры с ребятами).
 

7. Просмотр
фрагмента фильма.
 

-Сейчас мы с вами
посмотрим фрагмент фильма, где Лидия Михайловна играет с Володей в «
замеряшки», а затем вы мне
постараетесь ответить на вопросы. (Просмотр фрагмента)
 

— Какой предстает
нам Лидия Михайловна?
 

— Почему она играет
с мальчиком в игру на деньги?
 

— Каким предстает
перед нами образ директора школы?
 

— Прав ли был
директор школы в том, что осудил Лидию Михайловну?
 

-Как вы думаете
какой урок преподала Лидия Михайловна Володе? 
 

(Нет. Он не
разобрался в ситуации. А Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика.
Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
 

Запишите четвертый
урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».
 

8. Литературные характеристики героев.
«Галерея персонажей» — работа в группах («мозговой штурм»).
 

-Валентин Григорьевич Распутин —
мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы
достаточно точно описать человека.
 

Сейчас мы создадим литературную
галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и
рисунков. 
 

а) «Крикливая, замотанная женщина,
которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)
 

б) «Быстрым движением головы он забрасывал
съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело
сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)
 

в) «Он расхаживал перед линейкой, закинув
руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось,
будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается
самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
 

г) «Она сидела передо мной аккуратная, вся
умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую
я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за
самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не
истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то
особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия
Михайловна)
 

д) «… перед ней крючился на парте тощий
диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в
старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди,
но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и
заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней
драки.» (герой)
 

— Обращаю
внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил
рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти
образы он использовал антитезу. 
 

(Индивидуальное задание). 

Антитеза — художественный приём, служащий
для усиления выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей.
 

(Проверка по слайду презентации). 

9.
Подведение итогов урока. 
 

-Из рассказа мы знаем, что учительница
потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.
 

– Сколько
посылок пришло мальчику?
 

-Почему он отказался от первой и
вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое
внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их
ему прислала).
 

-Проникнувшись чувством сострадания к
голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток
помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь, не
обижая своей жалостью. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный
человек способен на такой поступок.
 

-Ребята, почему
рассказ называется «Уроки французского»?
 

 -Какой главный урок
преподала учительница?
 

 -Какие уроки
преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к
эпиграфу).
 

Вывод: 

«Уроки французского»
— уроки жизни, мужества, доброты.
 

(Писатель
рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих
нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои
обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью,
неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем
вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые»).
 

10.Рефлексия. 

Оценка своей работы
на уроке (учащиеся сами ставят себе оценку за урок в «листе
самооценки»).
 

Домашнее задание: написать
сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны».
 

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 6 класса в феврале, здесь есть цель
и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к
учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, эпиграф, проверка
домашней работы, работа со словарем,  физкультминутка, закрепление, кроссворд,
вопросы,  вывод, обобщение, итог, домашнее  задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: В. Г. Распутин. «Уроки французского»

Цель: Познакомить
учащихся с некоторыми чертами личности писателя,

главными темами
его творчества, историей создания рассказа.

Задачи
урока:

1.Познакомить учащихся с некоторыми чертами личности
писателя,

главными темами его творчества, историей создания рассказа.

2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают
человека богаче и добрее.

3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                              Послушны,
наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы 
сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II. Актуализация
знаний учащихся.

Объявление
темы урока, определение его целей.            
         

  • Ребята, 15 марта исполнилось 80 лет писателю Валентину
    Григорьевичу Распутину, автору повестей «Деньги для Марии», «Последний
    срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой».  За повесть «Живи и
    помни» писатель удостоен Государственной премии.  Распутин живёт в
    Иркутске и продолжает писать. В этом году мы познакомились с рассказом
    «Уроки французского». Сам Распутин впоследствии назвал эти уроки «уроками
    доброты». Разберёмся, о каких уроках говорит писатель.

Эпиграфом
урока стали слова Валентина Распутина:

 «Мне нужно было вернуть людям то добро,

которое в свое время они сделали для меня».

III.
Работа по новой теме

Работа
с эпиграфом.

  • Обратите внимание на эпиграф  урока. Прочитайте его:
    «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время
    они сделали для меня». ( В.Распутин.)
  • Как вы понимаете эти слова? Назовите
    ключевое слово эпиграфа.

Проверка домашнего задания.    
                     
                   

Каков
сюжет рассказа? ( ученики пересказывают коротко рассказ)

1948
год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» —  11-ий
мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода.
Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не
принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось
обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и
запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот  поступок была
с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой
с яблоками, которых он никогда не видел.

  •  В качестве домашнего задания
    вам было предложено составить простой и цитатный план рассказа. ( Ученики
    читают планы)

Словарь

        Что
такое автобиография? (ответы учащихся)

Автобиография — последовательное изложение
самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

Почему рассказ «Уроки французского»
является автобиографическим?

         Кому
посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы
французского языка?

Словарь

Прототип — первоначальный образец,
 человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.  

Маленький герой рассказа «Уроки
французского» —  11-ий мальчик — начинает самостоятельную жизнь вдали от
дома. С кем его сталкивает жизнь?

— Хозяйка – зачитываем характеристику.

— Вадик — зачитываем характеристику.

— Птаха — зачитываем характеристику.

— Тишкин — зачитываем характеристику.

С этими образами связано зло, суровые
уроки жизни.

Какие они?

Но рядом со злом в жизни обязательно
существует добро.

Добро — нечто положительное, хорошее,
полезное, противоположное злу.

Словарь

Доброта — отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро другим.

С чьим образом связаны уроки доброты?

— Лидия Михайловна – характеристика.

Как она ведёт себя с мальчиком? (первый
разговор)

Почему Лидия Михайловна пригласила
мальчика к себе домой?

Как учительница пыталась помочь мальчику?
(посылка)

Почему Лидия Михайловна предложила играть
в «пристенок»?

Кто противопоставлен в рассказе
 Лидии Михайловне?

— Директор — зачитываем характеристику.

Как называется такой приём в литературе? –
Антитеза.

Как характеризует директор поступок
учительницы?

Можем мы с этим согласиться?

— В статье «Уроки доброты» автор говорит о
законах доброты

а) Истинное добро со стороны того, кто его
творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его
чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.

Закончить урок хочется небольшим
стихотворением (подготовленный ученик):          
                     
                     
                     
     

 Как хорошо, что доброта

 Живет на свете вместе с нами.

 Без доброты –ты сирота,

 Без доброты – ты серый камень.

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки
привстали,

Ручки кверху мы
подняли,

Мы вздохнули,
потянулись

И друг другу
улыбнулись.

Выдохнули, руки
вниз,

Повторим теперь на
«бис»!

— А теперь все
тихо встали,

Дружно руки вверх
подняли,

В стороны, вперёд,
назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели, вновь
за дело.

«…Рассказ, героиней которого стала Лидия
Михайловна, я посвятил другой учительнице — Анастасии Прокопьевне Копыловой…

Рассказ „Уроки французского» был
впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете
„Советская молодёжь» в номере, посвящённом памяти Александра Вампилова.
Анастасия Прокопьевна — его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не
старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что
детям было хорошо и с той и с другой».

В. Г. Распутин

IV. Закрепление

Кроссворд

1.
Что прислала учительница в обеих посылках?

2.
Из чего были перешиты штаны героя?

 3.
Назовите реку, на которой жил герой произведения.

4.Название
игры.

5.
Что помогло узнать отправителя первой посылки? (по горизонтали).

5.
Какое чувство постоянно испытывал герой?  ( по вертикали)

6.
Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?

7.
Кто нанёс первый удар мальчику?

8.
Что покупал герой на выигранные деньги?

9.
Назовите главного игрока в деньги.

Где
границы добра?_________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему
надо помогать людям?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Как
понимаете слово «добро»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Размышляем о прочитанном

1. Осуждает или оправдывает автор своего
героя?

2. Чем интересен для вас этот рассказ?

3. Когда и как началась у героя
самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание
мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?

4. Почему герой рассказа стал играть в
«чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?

5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные
зарисовки:

а)
«Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было
ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком
занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем
по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано…»;

б)
«Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра,
затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной
крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд
заплакал».

Вспомните, какие события в жизни героя
произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от
друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?

6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и
героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти
описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?

7. «И почему меня одного? В школе сколько
угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я,
однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался
один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия
Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как
сама учительница объясняет это своему ученику.

 8. Почему Лидия Михайловна решилась
на игру в «заме- ряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?
Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой
рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?

 Будьте внимательны к слову

1. Обратите внимание на портреты героев
рассказа:

а)
«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого,
заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей чёлкой»;

б)
«Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом,
неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых
плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в
перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло- зелёных
штанах со следами вчерашней драки».

Какую роль играют эпитеты в создании
каждого конкретного портрета?

2 Объясните значение приведённых ниже слов
и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь»,
«плашмя», «французский скоро к зубам приберу», «несчитово». Подберите к ним
синонимы.

 Учимся читать выразительно

Подготовьте одну из сцен в рассказе для
выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации
требуются для чтения реплик каждого из героев.

Сделаем
выводы

1. Когда герой рассказа понял истинный
смысл игры, которую придумала учительница?

2. Расскажите о герое по следующему
примерному плану:

а)
Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризуют его отношения с учительницей?

3. Попробуйте самостоятельно составить
цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя».

4. Почему рассказ называется «Уроки
французского»? В чём смысл этого произведения?

 Литература и другие виды
искусства

1. Обратите внимание на иллюстрации к
рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.

2. Рассказ «Уроки французского»
иллюстрировали разные художники. Если вы найдёте различные издания книги В.
Распутина, то сможете рассмотреть, каким каждый из художников изобразил
главного героя. Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер?

3. По рассказу В. Распутина «Уроки
французского» поставлен телевизионный фильм. Какие сцены вам показались
особенно удачными? Какое впечатление произвёл главный герой? Таким ли вы его
себе представляете?

V. Подведение
итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня
с вами говорили?

Продолжите фразу:

  • На
    уроке я узнал….
  • Осталось
    непонятным…
  • Было
    интересно….

Домашнее
задание

Ответить на
вопросы, которые вам предложены

1. Помогло ли вам чтение актёра более
зримо представить героев рассказа?

2. Какие черты характера Лидии Михайловны
и директора стали для вас понятнее после прослушивания фонозаписи? Почему?

3. Подготовьте пересказ событий, описанных
в рассказе, от лица Лидии Михайловны, передав её переживания, сомнения,
объяснения поступков, которыми она пыталась помочь ученику.

Спасибо за урок!

  
Открытый урок литературы в 6 классе «Уроки французского» – уроки доброты (по
рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

         
Подготовила учитель русского    языка и       литературы Деренко  
И.И.

Цели
урока: 

 образовательные:

1) познакомить с биографической
основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа
и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные
законы, по которым живут герои

В. Распутина.

развивающие:

1) продолжить формирование умения
анализировать текст художественного произведения

2) развивать умение сжато излагать
повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и
сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию
культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому
пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)продолжить воспитывать у учащихся данные
качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: интерактивная
доска, компьютеры, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2010) – отрывок из
рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная презентация, портрет
писателя, «Дерево знаний», выставка рисунков «Моё представление о
рассказе».

Формы и методы:

1.                
Фронтальный опрос

2.                
Индивидуальный опрос

3.                
Индивидуальные задания

4.                
Составление синквейна

5.                
Работа со словарем

6.                
Эвристическая беседа

7.                
Работа со словарем

8.                
Работа парная и групповая

9.                
 

Оформление доски:

1.                
Запись темы урока В.Г. Распутин «Уроки французского – уроки
доброты».

2.                
Эпиграф.

3.                
Эпиграфы к уроку:

Чем человек умнее и добрее, тем больше он
замечает добра в людях.

   Л.Н.Толстой

Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы
одолеет дух добра.

   Б.Пастернак

Словарная работа:

Доброта —

Духовные ценности —

Духовная память –

Милосердие –

Сострадание —

1.                
Организационный момент

2.                
Методика «Настроение»

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Приветствие детей:

Здравия мы всем желаем

И учиться обещаем на «4» и на «5»,

Чтоб отличниками стать!

Будем прилагать старанья

Для выполнения заданья!

Подарите улыбку друг другу! Если вы
научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с
радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало!

Желаю всем нам успехов!

Начало урока — Состояние моей
души (3 жеста) а сейчас покажите жестами состояние вашей души.

Запишите число, классная
работа…

Целеполагание и мотивация
Учитель:

 Перед вами обычные весы. Если я положу на
одну сторону больше камешков, то эта сторона перевесит. Так же происходит и с
человеком. Если на одну чашу весов положить все хорошие человеческие качества,
то они, несомненно, перевесят все его недостатки. Вопрос только в одном — что
перевесит: плохое или хорошее? Доброе или злое?

1.                
Вступительное слово учителя (знакомство с Притчей о добром Самарянине)
или просмотр Притчи о добре).

Однажды Иисуса Христа спросили: какая
самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу
и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали
непростой вопрос: «А кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы
никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть
мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил
притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники,
избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый
из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень
торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий
человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился.
Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро
подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий
нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в
избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись
к нему как к своему ближнему.

Ребята, а кто же на самом деле ближний?

Притча Христа означает: ближний –
тот, кто не оставит тебя в беде.
 И еще ближний — это тот, кто
нуждается в твоей помощи
. Попробуем сформулировать тему нашего урока, глядя
на доску ИКУРО

правильно-УРОКИ…Какой иностранный язык из
наиболее распространённых, вы не изучаете в школе-ФРАНЦУЗСКИЙ.А если связать
всё с притчей о добре, то получится…. Запишите число, классная работа…

1 с. ТЕМА УРОКА

2) Размышления учащихся.

— Как же связана эта притча с
рассказом В. Распутина «Уроки французского»?
 (в произведении мы
видим истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия
Михайловна делала добро герою этого рассказа).

Слова, которые станут эпиграфом к
нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно.

2 с.

  Чем человек умнее и добрее, тем больше
он замечает добра в людях.

 Л.Н.
Толстой

Верю
я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.  Б. Пастернак

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова
более полно раскрывают тему нашего урока

— Почему вы не выбрали строки Б.
Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были
те, кто дарил его людям)

Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь.

-Ребята, что же такое эпиграф? Что в нем
заключается?

3 с.

 Эпиграф – помогает правильно понять и
выразить основную мысль текста. В переводе с греческого это слово обозначает
«надпись» (от греч. ер
i
над, на, сверх, при, после +
qraphe
– пишу).

 Эпиграф – это цитата, помещаемая автором
после заглавия перед произведением или его частью и поясняющая его основную
идею, мысль.

— Какова цель нашего урока?? -Что
попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку? Что может
совершить человек, если он добрый)

Сегодня на уроке попытаемся раскрыть
духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина в
рассказе «Уроки французского»; доказать, что «Уроки французского» — это уроки
доброты.

 -Как вы понимаете слово «доброта»? Какие
ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»? Подберите
синонимы
.

(Щедрость Милосердие Бескорыстие Отзывчивость
Сострадание Расположение к людям).

На основе этого делаем вывод.

4 с.

 Доброта – это качество характера
человека, проявляющаяся в стремлении делать добро, отзывчивости, расположении к
людям.

Рассказ
«Уроки французского» — одно из лучших произведений Валентина Распутина. Это
автобиографическое произведение, события которого происходят в первые
послевоенные годы.

5
с.

 Автобиография
автобиография, автобиографии, жен. (от греч. autos — сам
и слова биография). Сочинение, в котором автор излагает историю своей
собственной жизни.
  Словарь Ушакова

 И разобраться нам во всём этом поможет
мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ
«Уроки французского».

2. Интервью с писателем (Веремеев
Матвей).

6 с.

Портрет писателя.

 (Входит ученик в образе писателя с
книгой в руках и кратко рассказывает фрагменты своей биографии. Дети задают
вопросы)

1.Что помогло вам получить образование и
выйти в люди? (Стремление к учебе)

2.. Какие произведения были написаны
вами? («Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний поклон», «Деньги для
Марии»)

3.Что
заставило вас написать рассказ «Уроки французского»? (Вы уже поняли, наверное,
что  рассказ в какой-то степени автобиографический, т.е. такой, где автор
воссоздает события из своей жизни.

 Мне
хотелось поделиться своими воспоминаниями, с событиями, произошедшими со
мной, пятиклассником из глухой сибирской деревни. Я записал этот рассказ в
надежде, что преподанные мне в свое время уроки доброты лягут на душу как
маленького, так и взрослого человека…

А
сейчас я приглашаю человека, образ которого послужил мне прототипом учительницы
французского в рассказе. Кто назовет мне ее? ( Лидия Михайловна Молокова)

7 с. Портрет учительницы.

 3.Знакомство с героиней
(Скороходова Дарья)

(Выходит ученица с книгой в руках в
образе учительницы).

-Эту книгу, я купила и узнала в
авторе своего ученика, а в учительнице –себя и написала Валентину
Григорьевичу…Впервые рассказ был напечатан в 1973 году в комсомольской
газете «Советская молодежь» и посвящен памяти матери Александра
Вампилова-также учительнице-Анастасии Прокопьевне Копыловой. В 1951 году
тогда еще молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, я
приехала в далекую Усть-Уду. Класс достался отчаянный. И прогуливали, и
хулиганили – всё было. Я организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре
преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе,
но его уважали за справедливость и смелость. Плохо тогда жилось, как и повсюду
в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые
шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах. Валя Распутин был одним из
многих моих учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» я
с ними не играла.

 И истории с макаронами я не помню.

4.Диалог писателя с героем

Ученик в образе писателя я
это прекрасно помню и ошибаться не могу — было. Меня долго поражало, как же так
–не помнить такого поступка. Но поразмыслив, я понял, что удивительного
ничего тут нет: истинное добро, со стороны того, кто творит его, имеет меньшую
память, чем со стороны того, кто его принимает…Так и должно быть. На то оно и
добро, чтобы не искать прямой отдачи, а быть бескорыстным и уверенным в своей
чудодейственной силе. Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и
благоговение… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том,
что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой
разумелись, становились для нас самыми важными уроками — Уроками доброты.

6. Жеребьёвка
координаторов (по одному представителю от команды
выбирают яблоко с
номером, определяющим его команду).

 Сегодня выбудете
работать в 3-х группах, состав которых уже известен, выбраны и координаторы
групп, осталось только провести жеребьёвку и определиться с названиями команд. Координаторы
по ходу работы, советуясь со всеми участниками группы, оценивая все этапы
работы по 5-ти бальной системе, заполняют листы оценивания. Дети разделяются на
3 группы (красные, жёлтые, зеленые), создание коллаборативной среды .

7.Письмо по кругу. В ходе нашей работы
мы напишем письмо одному из героев.
(передают лист бумаги, на котором по
очереди дописывают по с/с или слову, чтобы в итоге получился связный текст)

5.Работа с текстом

Учитель. Предлагаю
с помощью «Дерева знаний» вспомнить действующих лиц рассказа. На доске
на «Дереве знаний» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста, вы должны
определить, о ком идет речь.

 (По одному из представителей
команд по 3 раза выходят к доске, снимают листки, узнают героя).
Координаторы заполняют таблицу оценивания
.

«суетливый» — Тишкин

 «я 20 лет работаю» — Василий
Андреевич

«следовал как тень» — Птаха.

 Крикливая,
замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками? (тетя Надя)

 «Наперекор всем
несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не
учился» (Мать)

 «… выгрузил
меня на Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с
постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил» (дядя Ваня)

 «Он шел к
валуну после всех, когда полная картина очередности была у него перед глазами и
он видел, куда бросать, чтобы выйти вперед. Деньги доставались первым, до
последних они доходили редко» (Вадик)

«Однажды (…), в общем
– то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне
ведро картошки – под весну это было немалое богатство». (дядя Илья)

Он расхаживал перед линейкой, закинув
руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось,
будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается
самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)

  «Она сидела передо мной
аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской
молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее,
который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не
арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от
которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому,
как, например, мне.» (Лидия Михайловна)

«… перед ней крючился
на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и
одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору
был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских
галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней
драки.» (герой)

Учитель. Обращаю
внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил
рядом, в соседних абзацах. Для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти
образы он использовал художественный приём, служащий для усиления
выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей.

Как он называется? (Антитеза).

8 с.

 Антитеза –
стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и
образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов: Я царь — я раб, я
червь — я бог!

Словарь литературоведческих терминов

6. Игра в парах.

9 с.

«Ступеньки». Ответьте на вопросы.

 Координаторы заполняют таблицу
оценивания.

1. Название игры, в которую играли
ученик и учительница.

2.Какое чувство постоянно испытывал
мальчик?

3.Что покупал герой на выигранные
деньги?

4.Что прислала мальчику учительница?

5.Что прислала учительница в обеих
посылках?

10 с.

Ч

И

К

А

 Г

О

Л

О

Д

М

О

Л

О

К

О

П

О

С

Ы

Л

К

А

М

А

К

А

Р

О

Н

Ы

7. 11 с.

 «Праздничный стол».

Накроем стол блюдами, названия которых упоминаются в рассказе.
Команды по очереди по одному называют продукты

12
с.

 Глазки
проросшей картошки

Зерна
овса и ржи

Хлеб

Картошка

Творог

Молоко

Пескарики

Макароны

Гематоген

Яблоки 
Как видим, стол получился далеко не праздничный, по нашим меркам, но для героев
рассказа это было …, так как действие происходило в ……время.

 Координаторы заполняют таблицу оценивания.

8. 1 3с.

 «Кубик добра» (кубик Блума). Каждой
команде предлагается ответить на 2 вопроса.

1.                 
 Предложи
свой вариант названия рассказа.

2.                 
Назови
основных героев.

3.                 
Придумай
другой ход событий.

4.                 
Почему
главный герой (героиня) поступил так?

5.                 
Оправдываешь
или осуждаешь ты поступок героя?

6.                 
Объясни,
почему такой конец рассказа?

7.                 
Поделись
своими мыслями и переживаниями о прочитанном?

Координаторы заполняют таблицу
оценивания.

8. 14 с.

 Задания для 1 группы. Команды выполняют
задания, выбирая из ситуаций уроки. (Все записывают выводы в тетради).

Координаторы заполняют таблицу оценивания.

 1)Какие
испытания легли на спину мальчика по приезду в райцентр? Почему наш герой не
жалуется взрослым? (Не ладилось с французским, тоска по дому. Не
только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью,
но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой.)

2)Всякий ли ребенок может выдержать такое?

 (чтение на стр.189 со слов «Я сильно
похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я
опомнился и убежал»).

3)Легко ли было матери учить сына в
райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и
ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить
мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя
рано повзрослеть).

15с.

 Первый урок:Настоящая
мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за
это.

16 с.

 4)Как
характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

5)Почему наш герой не уехал домой?

6)Как учился мальчик? Почему он всегда
готовился к урокам?

7)Что привлекает вас в мальчике, в его
характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство,
самоотверженность, упорство в достижении цели).

1 с17.

 Второй урок: Будь
самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.

9.18с.

 Задания для 2 группы

1)Почему мальчик ввязался в игру на
деньги?

(Нужда заставила героя играть в азартные
игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей — то милости или
подачки он не стал). 

2.                
Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

3)Какая это была игра? Почему нашему герою
пришлось «смириться»?

4)(«актеры»: чтение на стр. 97 со слов «Не
в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если
начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который
вертелся тут же).

19 с.

 Третий урок: Не
горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь.

20 с.

 5)Почему
Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

6)(Прочитаем отрывок на стр. 98 со слов:
«Первым, опять сзади, меня ударил Птаха»
 до
слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).

21 с.

 Четвертый урок:
Будь принципиальным. Не пресмыкайся.

10.22 с.

 Задания для 3 группы

1.Почему мальчик доверил учительнице свою
тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков на стр. 103 со
слов «Она сидела передо мной» до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было
обманывать?»).

2) Какой
была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел её герой? Найдите и прочитайте
портрет Лидии Михайловны. Стр.139-140 – внешность, стр.133
– голос, стр.148 – в детстве.

3)Лидия Михайловна решила заниматься с
мальчиком французским языком у себя дома? Почему? (Она хочет оградить мальчика
от игры с ребятами).

Вывод: Слова из воспоминаний
самого Распутина: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во
мне и удивление, и благоговение… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она
не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для
нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками
доброты».

4) Так каким же должен быть учитель?
Почему Лидия Михайловна говорит: «Иногда надоедает быть учительницей, учить и
учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница… Для учителя,
может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может
научить совсем немногому»?

5)Почему Лидия Михайловна избрала такой
способ помощи мальчику, ведь она знала, что за игру на деньги выгоняли из
школы?

Лидия Михайловна знала, что никакой помощи
просто так мальчик не примет, он возьмёт только то, что сам заработал.

6)Но понимает ли герой, что игру на деньги
учительница избрала специально?

У него вначале были сомнения: «Я по себе
знал, что, когда что-то не выходит, всё делаешь для того, чтобы вышло, так
просто не отступишься… Мне казалось, что Лидия Михайловна всё время ожидающе
присматривается ко мне…» (стр.144)

Сомнения оставались, когда учительница
пыталась ему подыграть, но… затем она начала мошенничать.

Зачем? С какой целью? Вероятно, она
решила его раззадорить, чтобы мальчик не думал, что игра идёт ради него.

23с.

 Пятый урок:
Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

12.Инсценировка. Эпизод с директором.

12.

24с.

 Синквейн « Нравственные качества героя».

 25 с.

 Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это
творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из
пяти нерифмованных строк.

Синквейн –
это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим
правилам:

1 строка – одно существительное,
выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных,
выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие
действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный
смысл.

5 строка – заключение в форме
существительного (ассоциация с первым словом).

1 группа- мальчик

1.Ученик.

2. тощий, диковатый, одинокий, скромный,
терпеливый, добрый, целеустремленный.

3. тосковал, переживал, голодал, обомлел
(посылка)

4. Не было человека несчастнее меня.

5. Человек.

2 группа- Лидия Михайловна

1.Учитель.

2.Спокойная, добрая, мудрая.

3.Понимает, сочувствует, шутит.

4. Хотела помочь мальчику.

5.Друг.

13. «Солнышко» (черты характера
учительницы и ассоциативный ряд героя).

Учитель.

— Почему рассказ называется «Уроки
французского»?

(Потому что именно учительница
французского языка открыла мальчику новый мир, показала «другую» жизнь, где
люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе,
избавлять от одиночества).

— Можно было бы назвать этот рассказ
«Уроки доброты»?

(Да)

— Ребята, что герой нашел в посылке,
присланной Лидией Михайловной с Кубани?

( Яблоки)

— А что еще? Загляните в этот посылочный
ящик.????????

Учитель предлагает взять из посылочного
ящика взять яблоки. На каждом написаны слова:

любовь, доброта, доверие, поддержка, отзывчивость,
чуткость, уважение, душевная щедрость.

Ребята берут яблоки, читают слова, угощают
гостей, оставляют себе или выкладывают яблоки на доску.

 (Под видеоролик «Доброта»)

— Ребята, как вы думаете, пригодились эти
уроки герою?

( Да, ведь он стал хорошим человеком,
известным русским человеком)

— А ведь рядом с мальчиком не могло
оказаться такого учителя, как Лидия Михайловна. И тогда неизвестно, как бы
сложилась жизнь у героя.

Невольно вспоминаются строки из
стихотворения:

Какая трудная работа –

Счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти.

(на доске).

14.Рефлексия

-Я уверена в том, что, уйдя с сегодняшнего
урока, Вы обязательно расскажите о нём своим родителям, друзьям. А вот
ЧТО? Блиц — опрос!

26 с.

ЗАКОНЧИТЕ фразу.

1.Сегодняшний урок научил меня…(1-я
группа)

2.Я понял на уроке… (2-я группа)

3. Меня заставило задуматься во время
урока…(3-я группа)

 27 с.

 «ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

Выберите фразеологизм, который
характеризует вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Выставление оценок.

А сейчас снова покажите
жестами состояние вашей души…

28
с. 15. Домашнее задание: (записывают д/з под видеоролик).

1.Написать
мини – сочинение на тему: Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти
ученика?

2.Написать
свою развязку сюжета рассказа «Уроки французского» (на задней доске).

Тема
«В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей
послевоенного времени»

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

·       
познавательная  сфера:  владеть 
знаниями  о  жизни  и  творчестве В. Г. Распутина как талантливого современного
русского писателя, фактах его биографии, своеобразии языка, изображения
русского характера; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в
произведении; выявлять в тексте художественно значимые
изобразительно-выразительные средства языка;

·       
ценностно-ориентационная
сфера:

формулировать собственное от-ношение к произведениям В. Г. Распутина; приобщаться
к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы
выражения авторской позиции;

·       
коммуникативная
сфера:
владеть
различными видами пересказа; составлять устные ответы на вопросы;

·       
эстетическая
сфера:
определять
художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в
произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл
учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

·       
познавательные: ориентироваться в справочной
литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить
нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

·       
регулятивные: овладевать способностями
понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

·       
коммуникативные: владеть умениями произносить
монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и
мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное
отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: индивидуальная (выразительное
чтение, практическая работа, рассказ).

Оборудование: портрет В. Г. Распутина;
эпиграф к уроку: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время
они сделали для меня» (В. Распутин).

Основные понятия и термины: духовная память, духовный
опыт человека.

Ход урока.

«Читатель учится у книг не жизни, а
чувствам.

Литература, на мой взгляд, это прежде
всего воспитание чувств.

И прежде всего доброты, чистоты,
благородства».

В.Г.Распутин.

1.    
Оргмомент.

2.    
Мотивация.
Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха,
нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни).  
А в
судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты). Прошло
уже 70 лет с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были
послевоенные годы. Но все-таки давайте попробуем. Слайд .

3.    
Постановка
целей и задач урока.

Именно в это время рос и учился будущий писатель,
автор рассказа «Уроки французского»,  Валентин Григорьевич Распутин.

Валентин Распутин – один из ярких представителей
современной русской литературы, признанный мастер прозы. (Рассказ ученика)

-Что в его биографии показалось вам интересным? (Учиться
приходилось в сложное время, но, несмотря на голод, нужду, он не бросил учебу и
закончил школу на одни пятерки).

«Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные
годы».

Валентин Григорьевич Распутин вошел в
нашу литературу как истинный мастер слова. Сегодня трудно представить себе
русскую литературу без его повестей и рассказов. Неслучайно произведения
писателя снискали заслуженную популярность как в нашей стране, так и за
рубежом.

Критики утверждают, что он мог бы писать многотомные
романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его
героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой!
Распутин предпочел убедительную краткость и выступает в излюбленных жанрах
рассказов или повестей. С одним из лучших автобиографических рассказов «Уроки
французского» мы и будем знакомиться. Слайд.

4.    
Изучение
нового материала.

-Для понимания авторского замысла нам необходимо
вспомнить некоторые литературоведческие термины: автобиографичность
произведения и прототип. (Автобиография – последовательное описание
человеком событий собственной жизни. Прототип – конкретная историческая
личность, послужившая отправной точкой для создания образа).

-Давайте прочтем начало рассказа. От чьего лица
ведется повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию —
автобиография).

-Как вы думаете, о чем рассказ «Уроки французского»?
Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени,
ни фамилии автор не называет).

Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все
это происходило со мной».

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как
вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный
персонаж?

-Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип. Слайд.
Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по
французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в
1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина
Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.

Вот как говорит о ней Распутин:  «Лидия Михайловна,
как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение… Она
представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая,
недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере,
но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми
важными уроками. Уроками …доброты».

-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему
ученику? (Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием,
ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было
возможности передавать продукты вдоволь).

 — Как жилось в деревне?

— Когда и как началась у героя
самостоятельная жизнь?

— Какие испытания ожидали его?

Почему герой рассказа начал
играть в «чику»?


Почему Вадик и Птаха избили его?

Почему Лидия Михайловна
заставила героя заниматься дополнительно?

-Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание
рассказа?

-А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно
было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

-Давайте вспомним, сколько значений у слова урок?
В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед
наука).
Как в русском языке называются такие слова? (многозначные).
В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа?

Обращение к эпиграфу.

«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам.
Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего
доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин.

-О чем эпиграф? Какими хочет видеть вас, молодое
поколение, автор?

5.    
Физминутка
для глаз.

6.    
Практическая
деятельность.

Работа в парах. Написать синквейн по рассказу «Уроки
французского».

Заслушивание творческих работ.

7.    
Итог
урока.

-Что вы сегодня узнали нового?

Творчество Распутина привлекает читателей тем, что в
его произведениях рядом с обыденным, бытовым присутствуют духовные ценности,
нравственные законы, противоречивый внутренний мир героев. Автор убеждает нас в
том, что у каждого человека есть неисчерпаемый запас добра.

Молодая учительница – человек большой души. Она своей
добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и
мужества.

Сегодня мы назвали некоторые приметы послевоенного
времени. Работу с рассказом вы продолжите на следующем уроке.

8.    
Рефлексия.

Заполнение таблиц.

Подчеркни нужное в правой части таблицы.

1.
На уроке я работал

2.
Своей работой на уроке я

3.
Урок для меня показался

4.
За урок я

5.
Мое настроение

6.
Материал урока мне был

активно
/ пассивно

доволен
/ не доволен

коротким
/ длинным

не
устал / устал

стало
лучше / стало хуже

понятен
/ не понятен

полезен
/ бесполезен

9.    
Д/3

Краткое содержание рассказа «Уроки французского», который написал Валентин Григорьевич Распутин в 1948 году, помогает сократить время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями и понять основные моменты произведения.

Главные герои

  • Мальчик-повествователь — ребёнок одиннадцати лет, от его лица ведётся повествование в рассказе; способный ученик, не по годам самостоятельный и сильный духом
  • Лидия Михайловна — учительница французского языка, молодая, около двадцати пяти лет, с коротко остриженными чёрными волосами; всячески старалась помочь своему одинокому и голодному ученику.

Краткое содержание

Рассказ ведет мальчик одиннадцати лет. Рассказывает он о событиях, которые произошли сразу после войны в 1948 году. Мальчику приходится переехать в райцентр, чтобы продолжить свое образование. Дело в том, что в его деревеньке имеется только младшая школа. Его мама и младший братик с сестренкой остаются в деревне. Папы у мальчика нет, поэтому живут они очень бедно. Обучение дается ребенку легко, и он делает большие успехи. Только вот французский язык ему никак не удается освоить, потому что у него хромает произношение.

Мальчик очень тоскует по дому и родным. Мама регулярно отправляет ему посылки с едой, которые ему привозит водитель дядя Ваня. Но того, что передает мама, ему не хватает. Все дело в том, что ребята, с которыми он живет, постоянно берут его и так скудные продукты. Ребенок постоянно голодный. Он понимает, что в своей родной деревне он всегда мог что-то найти и утолить чувство голода. Здесь же искать нечего и негде. Поэтому ему остается только страдать от голода и тоски по дому.

Как-то раз Федька спросил у мальчика, не страшно ли ему сыграть в «чику». Это была такая игра, но играют в неё на деньги. Он предложил мальчику поиграть, если конечно у него есть что поставить на кон. Он провел мальчика на полянку, которая была так расположена, что сразу и не увидишь. Там другие мальчишки играли в «чику». Самого главного мальчика там звали Владик. Ему очень не понравилось то, что Федька привел к ним незнакомого мальчика. Владик попросил его никому ничего не рассказывать, тогда он сможет понаблюдать за процессом.

Мальчик очень быстро разобрался в правилах, даже заметил, что Вадик жульничает. Он решил, что смог бы играть ничем не хуже, но у него не было для этого денег. Мама присылала ему иногда деньги, чтобы он мог купить себе молока от малокровия. Когда он очередной раз получил деньги, то решил рискнуть сыграть. Изначально удача была не на его стороне, но немного позже мальчик начал выигрывать. Мальчик контролировал свои расходы, поэтому дал себе слово каждый день выигрывать по рублю, не рискуя больше.

На выигранные деньги он покупал себе молоко, чем утолял свой голод. После чего он принимался за учебу.

В скором времени Вадика перестали устраивать регулярные выигрыши мальчика. Так же ему пришлось не по душе, что получив желаемое, мальчик быстро уходил. Мальчик не знал, что так вести себя было не принято. Поэтому когда он очередной раз выиграл, его побили Вадик и Птаха.

На следующий учебный день первый урок был французский. Их преподаватель Лидия Михайловна была по совместительству их классным руководителем. Она всегда замечала даже самые мелочи. От её внимания не скрылся синяк и ссадина, которые украшали лицо мальчика. Лидия Михайловна тут же поинтересовалась о происхождении данных вещей. Мальчик пытался выкрутиться, сказав, что упал в темноте. Но Тишкин вмешался в разговор, рассказав правду. Мальчик очень испугался, потому что за подобный проступок его вполне могли исключить. Учитель оставила мальчика после уроков, чтобы выяснить интересующие её нюансы. После разговора, она взяла с мальчика слово, что он больше играть не будет.

Посылок с деревни не было, поскольку дядя Ваня не ездил в райцентр. Он знал, что мама очень переживает по этому поводу. Мальчику есть было нечего, поэтому он начал искать новую компанию для игр. Он обошел все окрестности, но поиски его не увенчались успехом. В отчаянии он решил вернуться к старой компании. Это очень унижало его, но так же он не мог смириться с тем, что его побили и выгнали. Его приходу не очень обрадовались, но к игре допустили. На этот раз он был очень осторожен, но, когда выиграл в очередной раз – его снова побили и на этот раз повредили губу.

На следующий день учитель французского вызвала его к доске, где он должен был читать текст на французском. Губа у него очень болела, поэтому нормально читать он не мог. Лидия Михайловна сказала, что ему необходимы дополнительные занятия.

Учитель начала понимать, что в школе они заниматься не могут, поскольку им не хватало для этого времени. Она сказала, что теперь уроки будут проходить у неё дома. Мальчику было очень неловко приходить к учителю домой, поэтому он очень нервничал и переживал. На занятие французским языком уделялось очень мало времени. В основном Лидия Михайловна рассказывала истории из своей жизни, а так же спрашивала о жизни мальчика. Она даже пыталась оставить мальчика, чтобы поужинать, но он тут же прощался и уходил. Ему было настолько неловко находиться у неё дома, что ему бы кусок в горло не полез. Предложив пару раз, учитель оставила эти попытки.

Как-то раз для мальчика в школе была посылка. В ней лежали продукты и гематоген. Он догадался, что посылку передала не его мама, потому что такие продукты она в деревне купить просто не могла. Он тут же взял посылку и отправился к Лидии Михайловне, чтобы уточнить, зачем она передала ему продукты. Она начала все отрицать, не понимая, почему он решил, что это её рук дело. Мальчик рассказал ей, что в его деревне попросту нет таких продуктов. Удивление учителя выдало её.

Лидия Михайловна рассказала, что в это время на Кубани полно яблок. Так же она поведала, что живет одна. Зарабатывает она достаточно, а тратить деньги ей совершенно некуда. А мальчику необходимо хорошее питание, поскольку у него очень хорошие способности к учебе. Он не может бросить школу. Мальчик все это выслушал, но посылку оставил у учителя.

Независимо от случившегося, они продолжали заниматься французским языком. Мальчик начал проявлять большой интерес к языку, что он начал заглядывать вперед программы. Учитель не могла нарадоваться его успехам, постоянно хвалила его, говоря, что в следующей четверти он обязательно получит пять.

Однажды она проявила интерес, продолжает ли он играть? А так же попросила рассказать смысл игры. После того, как мальчик посвятил её в правила игры, она так же поделилась тем, что в детстве так же любила играть в азартные игры. У них они назывались «пристенок» или «замеряшки». Она начала объяснять мальчику правила игры, а после предложила сыграть вместе на деньги. Мальчик был настолько поражен услышанным, что не поверил своим ушам. Он постарался напомнить Лидии Михайловне, что она все-таки учитель. Но она ответила, что порой необходимо забывать о том, кем ты работаешь, чтобы не стать занудой. По её мнению, учитель не всегда должен относиться к себе серьезно, осознавая, что научить она может не так и многому.

Вот таким образом они и начали играть на деньги после каждого занятия. Изначально выигрывала Лидия Михайловна, но потом она начала уступать мальчику. Мальчик не собирался с этим мириться. Спустя некоторое время он начал всё чаще выигрывать, у него стали появляться деньги, которые он тратил на молоко.

Как-то раз они настолько вошли в раж во время игры, что не услышали прихода директора школы. Так получилось, что Василий Андреевич проживал за стеной от учительницы французского. Он спросил, что здесь происходит? Лидия Михайловна начала ему объяснять, что они с мальчиком играют в «замеряшки». Возмущению директора не было предела. Он начал кричать и обвинять учителя в преступлении, растлении, совращении и ещё много в чем. Он заявил, что за двадцать лет работы никогда не видел подобного.

После этого случая Лидия Михайловна была вынуждена уехать обратно на Кубань и впредь с мальчиком никогда не виделась. После зимних каникул мальчик получил посылку, в которой были продукты и красные яблоки, которые до этого мальчику пробовать не доводилось.

  • Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор сочинение гроза
  • Почему в сказках часто близких родственников называют ласково батюшка матушка сестрица братец
  • Почему в русских сказках иван дурак
  • Почему в сказках говорят красная девица
  • Почему в очерке буран зимняя степь предстает как рассказ о схватке человека с суровой природой