Почему в сказке сестрица аленушка и братец иванушка их называют сестрица и братец

Цели образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картиневоспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца в.м.васнецоваразвития: развитие творческой активности

Цели
образования: обучение учащихся составлению текста-описания по картине
Воспитания: знакомство учащихся с жизнью и творчеством русского живописца В.М.Васнецова
Развития: развитие творческой активности и эстетического восприятия учащимися произведений живописи
Задачи:
развитие наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни (осмысление содержания картины);
развитие фантазии, способности на основе развитой наблюдательности создавать художественный образ, выражая своё отношение к реальности, строить текст в определенной композиционной форме, красиво, правильно, последовательно, излагать свои мысли (задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений, использование в сочинении языковых выразительных средств (эпитеты, сравнение, метафора, олицетворение);
развитие способности выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре.
Оборудование:
компьютер
проектор
экран
презентация
выставка литературы о В.М. Васнецове
выставка репродукций художника

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Вступление (1 минута)

Являясь поклонником творчества какого-либо художника, как в первый раз, вглядываешься в давно знакомые полотна, которые по-прежнему восхищают величественной глубиной, яркой палитрой красок, но, как и прежде, окутаны таинственной дымкой. Давайте сегодня окунёмся в волшебный мир сказочного художника Виктора Михайловича Васнецова и насладимся ролью искусствоведов, ценителей прекрасного, «маленьких» писателей при работе с сюжетом картины «Алёнушка».
Рассказ о жизни и творчестве русского живописца В.М. Васнецова (выступление учащегося, 3 минуты)
«Хорошо всё-таки быть сыном художника!» – думал Володя Васнецов, лёжа на травке в саду. Ни у кого нет такого дома, как у них. Папенька сам его придумал. Какой дом удивительный! Сказочный терем-теремок. Из толстых брёвен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, совсем как в сказочных дворцах. Комнаты большие. Мебель в доме вся деревянная, прочная, украшенная резьбой, лампы старинные, на печах – полоски из разноцветных плиток, на стенах – картины и фотографии. И так удивительно пахнет скипидаром и красками!
Папенька – знаменитый художник – Виктор Михайлович Васнецов. Он очень строгий, его слово в доме – закон. Даже за столом разговаривать можно только ему и гостям, а дети должны слушать да помалкивать. Самое интересное в доме, конечно, на втором этаже. Наверх ведёт витая деревянная лестница. Там – мастерская. Заходить туда никому не разрешается, особенно, когда папенька работает. А если и зайдёт кто, то не должен мешать и рассказывать всем, что там видел. Недаром на стене у двери ангел нарисован с прижатым к губам пальцем – «ангел молчания».
Мастерская огромная, потолок и окна высоченные – чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие – он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. А на полотнах-то кого только нет! Иван-царевич на Сером Волке скачет. В ступе Баба-Яга летит. Стра-ашная! Изо рта клык торчит, а под мышкой ребёночка держит! А вот и Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит! Вон царевна Несмеяна тоскует, Ковёр-самолёт летит над горами, над долами…Царевна-лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. И, конечно, три богатыря русских, гордые и бесстрашные.
Папенька говорит мало. Но иногда вечером придёшь к нему, и начинает он рассказывать о себе:
– Я в деревне вырос, недалеко от Вятки, там домов десять-то и было. Нас, братьев, шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой всё больше на печи сидели да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да тёмные, и зиме, кажется, конца не будет. Зажжём лучину – палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по станам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба-Яга.
Вот потому-то и встают они как живые на папенькиных картинах! А дедушка мой Михаил Васильевич, был батюшкой в церкви. Сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Прабабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У папеньки дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.
Папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, но потом поехал в Петербург, в Академию Художеств поступать. Был он так не уверен, что примут его, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе, когда решил попытать счастье снова в Академии, был удивлён, что зачислен в неё был ещё в прошлом году.
Сначала папенька писал картины о бедных людях, а потом захотелось создать сказку…Он говорит, что у каждого народа свои сказки, и в них характер хорошо виден. Помню его слова: «Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Один из современников папеньки писал: «Велик должен быть талант художника, светла и чиста его личность, чтобы завладеть зрителем, залить его волною неподдельного чувства! Подобные явления не часто встречаются – гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович» [5].
Рассказ о картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (выступление учащегося, 2 минуты)
Вы бывали в Московской Государственной Третьяковской галерее? Нет?! Тогда я приглашаю вас пройти в великолепный сказочный зал. Вглядитесь в одну из картин…Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка».
Ходила Алёнушка по лесу. Ходила по ельнику. Ходила по березняку. И вышла к тёмному пруду-озерцу. Озерцу тёмному и глубокому. Притомилась. Села на камушек у самой воды. А вода в озерце тёмная и тяжёлая. Словно и неживая та вода. Ни всплеснёт. Ни шелохнётся. Сидит Алёнушка на камушке. Думу думает. Не весёлую. Грустную и печальную.
Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.
“Аленушка”, – рассказывал впоследствии художник, – как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее. Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки из Ахтырки, установили, что моя “Алёнушка” натурно-жанровая вещь! Не знаю! Может быть. Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши Мамонтовой, когда писал „Алёнушку”. Вот чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!”
Игорь Грабарь со свойственной ему четкостью определяет качества картины:
“В. М. Васнецов в 1881 году создает свой шедевр – „Алёнушку”, не то жанр, не то сказку, – обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы”. (Весь рассказ сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)

3. Осмысление картины

Вот и стал Виктор Михайлович Васнецов, чей «яркий облик… неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным — когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской» [11], чуть ближе к нам. «Истинный богатырь русской живописи», – как называли его современники. А теперь нам представляется удивительная возможность: глубоко проникнуть в мир одного из великолепных творений живописца.
Беседа с учащимися по картине (5 минут)
(Беседа – привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя – направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора – творчество В.М. Васнецова, его тематическая и духовная связь с русским народом. В ходе беседы учащимся предлагается описать, что они видят, обращая внимание на художественные приёмы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, её точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.)
– Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Кого мы видим в центре? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю).
– Почему на картине нет, кроме неё, других персонажей? (Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).
– Почему В. М. Васнецов назвал свою работу «Аленушка»? (Вероятно, живописец хотел, чтобы его композиция ассоциировалась с известной русской народной сказкой).
– Определите, с помощью какой морфемы образовано слово «Алёнушка»? (Суффикс –ушк).
– Какую роль играет этот суффикс? (Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение, что показывает, насколько дорог этот образ художнику).
– Внимательно рассмотрите центральный образ картины. Что делает Алёнушка? (Она сидит, поджав под себя ноги, обняв руками колени и склонив голову, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени).
– Где она сидит? (Алёнушка сидит на камне у лесного пруда)
– Во что она одета? (На ней темно-серый обветшалый сарафан с цветами, старая вылинявшая голубая рубашка. Ноги её босые).
– Каково выражение её лица? (У неё грустный, задумчивый, неподвижный взгляд. Она опечалена, призадумалась, пригорюнилась. Глубокие карие глаза застилают слезы, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам. Рот слегка приоткрыт, словно героиня о чём-то говорит, обращаясь к кому-то неведомому).
Задания, способствующие вербализации зрительских впечатлений
– «По народным преданиям природа обретает способность чувствовать в лад с человеком, особенно на исходе дня. Подобные ощущения, как пишет И. Долгополов в статье «В. Васнецов», присущи и самому художнику. Потому-то так органично согласованы в «Аленушке» состояние природы с чувствами героини» [8]. Давайте посмотрим внимательно на состояние природы с разных ракурсов композиции. (Учащимся предлагаются фрагменты картины)
– Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).
– Какие объекты (явления) природы необходимо рассмотреть, чтобы определить роль природы в данной картине? (Пруд, вода, лес, деревья, листва, небо, камень, птицы, трава, время суток, состояние природы)
Задание 1 (5 минут)
Целевая установка: подберите к перечисленным объектам (явлениям) опорные слова, словосочетания, которые помогут передать настроение и состояние природы
– Пруд – омут, глубокий, спокойный, задумчивый, незамутнённый, бездонный, таинственный, тихая заводь
– Вода – чёрная, тёмная, прозрачная, чистая, зеркальная
– Лес – густой ельник, настороженный, угрюмый, живой, сочувствующий, чудесный уголок русской природы, ели, как стражи
– Деревья – молодые стройные печальные берёзки, тонкие нежные осинки
– Листва, листья – золотые, опавшие, продрогшие, жёлтые, как лебеди
– Трава – острые зелёные, как стрелы, стебли осоки
– Небо – пасмурное, серое, тоскливое
– Ветер – лёгкий, игривый, ласковый
– Камень – серый, бел горюч
– Птицы – щебечущие ласточки, малые пташечки-подружки
– Время суток – сумерки, тихий вечер, заходящее солнце
– Состояние природы – тихо, печально вокруг, осенняя грусть и глубокая тишина
– Обратимся к цветовым тонам картины. Какие краски преобладают в картине? (Неяркие, глубокие холодные тона тёмно-масляных красно-коричневых, тёмно-зелёных красок. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).
– Обратите внимание на композицию картины. Виктор Михайлович Васнецов использует неторопливое, подробное письмо, чётко изображая каждый элемент картины, композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий фигурки героини со склонённой головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину, показывая тесную взаимосвязь человека и природы, которая охраняет покой девушки.
– Как расположены деревья по отношению к героине? (Они полукругом сомкнулись за спиной героини, укрыв её от враждебного мира. Симметрично, справа и слева, как бы обнимая и успокаивая, остановились на одинаковом расстоянии юные стройные осинки, на одной из которых щебечут ласточки – милые пташки-подружки. Все предметы изображены на уровне глаз, таким образом, природа и Алёнушка образуют круг друзей, готовых протянуть другому руку помощи).
Задание 2 (2 минуты)
Вот и состоялось наше близкое знакомство с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка». Теперь нам предстоит погрузиться в чарующий мир творчества. Нам важно не просто рассказать о том, что изображено на картине, в форме сочинения, но попытаться проникнуть в душу героини, передать ее чувства, высказать свое впечатление. Прежде чем начинать свою творческую работу, необходимо тщательно продумать составные части работы, составить план.
Целевая установка: вам предложено три варианта плана, определите тот, который кажется вам подходящим к вашему возможному представлению будущего сочинения, постарайтесь определить, чем выбранный вариант вам интересен. Возможно, что ни один из вариантов не окажется приемлемым, и вы попробуете составить свой. (Варианты сочинений предлагаются каждому обучающемуся на карточках)
Вариант 1
Художник В.М. Васнецов и его картина «Алёнушка».
Девушка у омута.
Природа сочувствует Алёнушке.
Краски картины.
Какие мысли и чувства вызывает картина?
Вариант 2
Название картины и её автор.
Сведения о художнике.
Общее впечатление, которое производит картина:
– описание Алёнушки (место, где она сидит, поза, одежда, волосы, руки, мысли героини, настроение и т.п.);
– описание природы (пруд, лес, небо, деревья, птицы, трава, ветер, время суток, состояние природы и т.п.);
– цветовая гамма красок картины;
– композиция картины (расположение деревьев, Алёнушки, их взаимосвязь)
Заключение.
Вариант 3
Какую картину буду описывать?
Кто изображен на картине?
а) внешний вид (одежда, выражение лица);
б) поза;
в) эмоциональное состояние.
Гармония чувств человека и природы.
а) описание осеннего пейзажа (что изображено);
б) как природа передает чувства человека (как художнику удалось передать тоску и печаль Алёнушки с помощью красок?)
Особенность картины (чем эта картина привлекает внимание, что делает ее особенной, что мне особенно понравилось)
Опишите свои чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на картину. Какое у вас создается настроение?
Выводы (какова идея художника, какую мысль хотел автор донести до зрителя).
Задание 3 (5 минут)
Каждому пишущему человеку знакома ситуация, когда не знаешь, с чего начать. От какой мысли оттолкнуться, чтобы сочинение начало приобретать стройность и логичность.
Целевая установка: у каждого из вас есть цветные карточки, на которых указано задание, связанное с подготовкой вступления к сочинению.
(Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Подобная форма работы даёт возможность подойти к учащимся индивидуально, с учётом их способностей, уровня развития и подготовки).
Красная карточка
Задание. Из предложенных слов составьте предложения, чтобы получился текст вступления вашего сочинения.
– В.М. Васнецов, русский, художник, известный
– картины, «Царевна-лягушка», его, всем, «Спящая красавица», знакомы, «Богатыри», хорошо
– стала, «Алёнушка», одной из, картина, написанная, ярких, в 1881 году, живописцем
(В.М. Васнецов – известный русский художник. Всем хорошо знакомы его картины «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Богатыри». Одной из ярких картин стала «Алёнушка», написанная живописцем в 1881 году).
Жёлтая карточка
Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
Осень. Берег лесного озера…
(На белгорюч камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Сколько грусти и тоски в её глазах! Капают слёзки, и летят вниз золотые листочки-лебеди).)
Зелёная карточка
Задание. Продолжите начатый текст, написав 2-3 предложения, которые станут вступлением вашего сочинения.
Дорогой друг! Ты, наверное, видел полотна В.М. Васнецова «Ковёр-самолёт», «Иван-царевич на Сером волке». Но…
(Но сегодня я хочу рассказать тебе о замечательной картине «Алёнушка», которую ты сможешь посмотреть в Государственной Третьяковской галерее. Она глубоко взволновала меня.).
– Глубокому восприятию произведений искусства, осознанию и переживанию их тематики способствуют музыка и поэзия. Внимательно следите за тем, что сейчас будет происходить на экране, вслушивайтесь в чарующие звуки музыки.
(Видеоклип на песню «Алёнушка», слова А. Усачёва, музыка А. Пинегина, в исполнении Е. Романовой с использованием фрагментов из мультипликационного фильма «Алёнушка и братец Иванушка», киностудия «Союзмультфильм, Москва, 1953 год
Закатилось в чаще солнышко, хмурый лес вокруг стеной,
Пригорюнилась Алёнушка, как теперь ей жить одной.
Нету с ней ни милой матушки, ни родимого отца,
Слёзы капают на камушки у лесного озерца.
Кто развеет думы горькие, кто поможет ей в беде?
Лишь камыш один с осокою отражаются в воде.
И родимая сторонушка всё печальней и грустней,
Жаль не ведает Алёнушка, что случится дальше с ней.
Повстречает счастье девица и любовь свою найдёт,
Ах, как весело надеяться, зная сказку наперёд).
– Какое отражение нашла картина В.М. Васнецова «Алёнушка» в этом видеоклипе и музыке? (Грустная песня, исполненная очень нежным, звенящим голосом, сюжет мультипликационного фильма к известной сказке, которая дала идею написания картины, и само полотно живописца слились воедино, даря зрителям новые ощущения и впечатления от уже известного шедевра).
(Все задания урока выполняют одну из главных задач педагога – дать понять детям, что в искусстве никогда и ничто не изображается просто так, ради изображения – иначе это не искусство. Изображение – лишь практическая цель, продукт труда, но через него художник всегда выражает своё отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
Творческий характер имеет практическая деятельность учащихся, деятельность по восприятию искусства, когда они выступают в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Очень важный методический принцип – единства восприятия и созидания. Обучение предусматривает гармоническое равновесие теории и практики. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, необходимо участие самих учащихся. Понимание подлинной ценности искусства должно от урока к уроку, посвящённых работе с полотнами художников, укрепляться в сознании детей.)

4. Итог урока

Завершая наш урок, хотелось бы узнать, насколько хорошо вы запомнили и прониклись всем, о чём говорилось сегодня. Вам предлагается разрешить несколько ситуаций.
Ситуация 1
Ваш друг написал письмо и рассказал о жизни и творчестве художника Исаака Ильича Левитана. О каком художнике после сегодняшнего урока сможете рассказать вы? (О Викторе Михайловиче Васнецове).
Ситуация 2
Вы с увлечением смотрели игру «Кто хочет стать миллионером», услышали вопрос, какая картина принадлежит кисти художника В.М. Васнецова, и ответы:
А «Март» В «Утро в сосновом лесу»
С «Девятый вал» Д «Иван Царевич на Сером волке»)
Назовите правильный ответ. (Д «Иван Царевич на Сером волке»)
Ситуация 3
Вы с мамой собираетесь поехать на летних каникулах в Москву. Обсуждая программу поездки, она спросила, интересно, в каком музее можно будет посмотреть картину В.М. Васнецова «Алёнушка». Дайте маме ответ. (Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» хранится в Государственной Третьяковской галерее).

5. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:
– если урок вам понравился, вы работали хорошо и уверены, что успешно справитесь с написанием сочинения дома, поднимите зелёную фишку
– если урок вам понравился, вы работали хорошо, но чувствуете, что с написанием сочинения могут возникнуть трудности, поднимите жёлтую фишку
– если урок вам не понравился, вы ничего интересного не узнали, чувствуете, что с написанием сочинения без посторонней помощи не справитесь, поднимите розовую фишку.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка»
Замечательный композитор С.В.Рахманинов сказал: «Самое высокое качество всякого искусства – это его искренность». Сегодня мы в полной мере смогли в этом убедиться.
Из сочинений обучающихся
«Сидит Алёнушка на большом камне грустна и печальна. Щёчки румяные, рот приоткрыт, а в глазах глубокая тоска. На ней сарафан и голубая кофточка, босые ножки поджаты под себя. Перед ней спокойный мрачный пруд, вода в нём холодная. Стебли осоки, как стрелы, взметнулись вверх. Опавшие листья, как лебеди, плывут по ровной глади тихой заводи. Густой, дремучий лес засыпает в наступающих сумерках. Пожелтевшие берёзы, как стража, оберегают сироту. Маленькие певчие пташечки, как подружки, сочувствуют бедной девушке.
Я восхищаюсь этой картиной, испытывая восторг, потому что В.М. Васнецов сумел показать глубокое понимание души русского народа».
(Слинкина Екатерина)
«Ходила Алёнушка по дремучему лесу. Присела на большой камушек и пригорюнилась. Стройные осинки жалеют девушку. Ласточки-подружки поют грустную песню. В тёмной зеркальной воде пруда плавают листья, как бабочки. Печальные глазки, склонённая к коленям голова. Алёнушка печальную думу думает…»
(Николаева Светлана)
«Печальная Алёнушка сидит на камушке, сложив руки на колени и наклонив голову. Грустит о чём-то о своём. В стареньком сарафане с красненькими цветочками. Вокруг девушки сказочный лес – защитник сироты. Тонкие осинки рядом утешают её. Задумчивый пруд, зеркальная вода глубока…»
(Шипицына Софья)
«Имя Виктора Михайловича Васнецова хорошо известно всем любителям искусства. Он создал прекрасную сказочную галерею. «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря», «Баба Яга» и многие другие картины радуют многие поколения. Есть среди них трогательное произведение «Алёнушка», написанное в 1881 году.
Осень. Берег лесного пруда. Сидит Алёнушка на камне великую думу думает. Ноги босые поджаты, на крепко сжатые руки голову печальную положила. Старенький сарафан и голубенькая кофточка на героини. Выражение лица печальное, глаза полны слёз, рот слегка приоткрыт, вздыхает с горя.
У большого серого камня – омут, вода в нём, как чёрное зеркало, отражает весь облик Алёнушки. Молодые осинки, как подружки, рядом склоняют свой стан, и их листья перешёптываются между собой, а вторят им ласточки. Эти певчие пташки едва видны на фоне дремучего леса, который, как стража, смирно и строго защищает героиню от враждебного мира.
Сумерки. Небо пасмурное. Ветерок едва шевелит листву пожелтевших берёзок. Состояние природы грустное, тихое, печальное, всё переживает вместе с сиротой её горе.
В.М. Васнецов использовал холодные, мрачные, тёмные краски, передающие грусть и одиночество. Но в контрасте есть и яркие оттенки красок, которые служат выражение надежды, веры и любви.
Художнику удалось передать состояние русской души в трудные минуты жизни и полную гармонию природы в сочувствии ей».
(Рыбин Михаил)
Не судите слишком строго. Они ещё только учатся. Главное, что у них есть большое желание учиться. Значит, всё получится!!! Я верю в них, моих учеников!!!
Ефименко Наталья Викторовна
Библиография
Бахревский В. Виктор Васнецов. Серия «ЖЗЛ». – М., 1979.
Ветрова Г. Великие полотна //Кто в тереме живёт? В. Васнецов «Богатыри». Белый город, 2005. С. 40.
Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов. Белый город, 2005.
Кудрявцева Л. Васнецов. – М., 1999.
Постон. Виктор Васнецов. – М., 2007.
Шилова Е. Виктор Васнецов. Альбом. – М., 2004.
http://bibliotekar.ru
http://nikki.ucoz.ru/publ/kartinnaja_galereja/vasnecov_v_m/quot_alenushka_quot/67-1-0-387
http://tanais.info
http://vasnecov.ru
http://vasnecov.info/html/data/museum.html
http://www.vasnecov.ru/personality/
http://video.yandex.ru/

Конспект урока по
литературному чтению (3 класс) на тему «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка»

СЛАЙД
1. ВСТУПЛЕНИЕ

1.Организационный
момент.
Задача: приведение класса в «рабочее
состояние», создание в классе деловой обстановки.

СЛАЙД
2. СТИХОТВОРЕНИЕ

Приветствие.

Начнем наш урок
литературного чтения со стихотворения:

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2.Актуализация
знаний.

Задача: актуализировать опорные знания и умения.

1)Речевая
гимнастика.

Учитель:
Теперь посмотрите на доску вы увидите скороговорку, которую я для вас
приготовила:

СЛАЙД 3. СКОРОГОВОРКА

«На опушке
в избушке

Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.»

— Прочтите
про себя

— Чтение по желанию ученика быстро

2)Определение
темы.

— Можно ли назвать эту
скороговорку сказочной?

— Как вы думаете, что такое
скороговорка?

 это жанр устного народного
творчества

Какие
жанры устного народного творчества мы уже знаем?

СЛАЙД 4. ЖАНРЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

загадки,
песни, потешки, скороговорки, пословицы

СЛАЙД 5 — 7. ИЛЛЮСТРАЦИИ СКАЗОК

Посмотрите
на слайд вы увидите иллюстрации

Иллюстрации
из сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Золотая рыбка», «Морозко».

Из
произведений какого жанра эти иллюстрации

Скажите
названия сказок, которые вы помните

Верно, как вы думаете почему я выбрала иллюстрации именно с этим
жанром?
 

Давайте немого вспомним о сказке и поговорим о ней

СЛАЙД 8. ВОПРОСЫ

— Какими словами обычно начинаются сказки? «Жили – были», «Давным
– давно»

— Какими словами часто заканчиваются сказки? «И жили они долго и
счастливо»

Запомните:

— Начало сказки называется зачином, а ее
окончание, заключительная часть

– концовкой.

Как вы все поняли сегодня мы знакомимся с произведением из жанра
сказки, но что бы узнать ее название, вам надо разгадать ребус

СЛАЙД 9. РЕБУС

(ЕСТСИРАЦ   
ЛАНЕШАК и РБАЕТЦ    ВИАУНКАШ)

3) Целеполагание.

Как вы думаете, а какова
наша сегодняшняя цель урока? Что мы узнаем нового? Попробуйте ее сформулировать

СЛАЙД 10. НАЗВАНИЕ И
ЦЕЛЬ УРОКА. ДЕВИЗ

 Сегодня
на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

А девизом
нашего урока будет пословица:

«Справишься
с малой трудностью и большие будут по плечу»

Как вы
понимаете эту пословицу?

3.Формирование
новых знаний.

Откройте учебник на
странице 22 – ой.

Давайте прочитаем название
еще раз.

Как вы думаете о ком будет эта
сказка?

Первичное восприятие текста

СЛАЙД 11. АУДИОФРАГМЕНТ

Верно, давайте прослушаем фрагмент
сказки.

— Итак дети давайте
разберем эту часть сказки

Куда пошла Аленушка?

Почему она взяла Ивана с
собой?

Что случилось по пути домой
с ними?

В кого превратился Иван?

Как бы вы озаглавили эту
часть сказки?

СЛАЙД 12. ПЕРВОЕ
НАЗВАНИЕ ЧАСТИ

Превращение
Иванушки в козленка.

     Дальше
давайте читать по цепочке

Кого они встретили по дороге?

Что он предложил Аленушке?

Хорошо ли они жили?

Как озаглавим эту часть?

СЛАЙД 12.
 Алёнушка выходит замуж за купца.

Давайте
так же продолжим чтение по цепочке

Кто появился в этой сказке?
Что сделала старая ведьма?
Озаглавливаем
СЛАЙД 12.
— Преступление ведьмы против Алёнушки.

Дальше читаем про себя
— Что замышляет ведьма?
Озаглавливаем
СЛАЙД 12.
— Злой замысел ведьмы против Иванушки-козлёнка.

Чтение учителя

СЛАЙД 12.

— Разговор Алёнушки и козлёночка.

Дальше учитель
Чем закончилось произведение, как вы озаглавили бы эту часть?
СЛАЙД 12.
Алёнушка и Иванушка расколдованы.

Всем ли понравилась сказка? Как вы думаете почему иван превратился
в козленка? Что бы случилось если бы он послушался аленушку , он бы превратился
в козла?

СЛАЙД 13. ФИЗМИНУТКА
Физминутка – видео с Крошем!!!

— Как вы думаете это волшебная сказка?

— Давайте приведем этому доказательства при помощи самой сказки,
но сначала вспомним ее признаки

СЛАЙД 14. ПРИЗНАКИ

Признаки сказки

Зачин

Волшебство

Сказочные выражения

Троекратный повтор

Борьба добра и зла

Добро побеждает

Счастливая концовка

Первый ряд ищет троекратный повтор в сказке

Второй ряд ищет борьбу кто с кем буриться

Третий ряд что добро побеждает зло

Нахождение ответа по тексту

Вопросы все ли согласны с вариантами ответов?  

Работа
с репродукцией картины Васенцова

Обратите
внимание в книги есть иллюстрации Ивана Бибилна Аленушки и Иванушки

СЛАЙД
15. БИБЛИН АЛЕНУШКА И ИВАНА

Опишите
мне их, как они по-вашему выглядят?

Прочитав
сказку, мы узнали, что происходить с Аленушкой и ее братцем.

Но в
сказке нет описания, какая она. А какой она вам представляется?

Когда и
в какой момент вы особенно переживали за Аленушку?

Художник
Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку.

СЛАЙД
16. КАРТИНА ВАСНЕЦОВ АЛЕНУШКА

Рассмотрите
внимательно картину. Отличается ли ваше представление от

представления
художника?

Посмотрите,
какое настроение у Аленушки на картине?

Как вы
думаете, почему она грустит?

Прочтите
фрагмент, где это указано. 

Рефлексия
понравилось ли вам произведнием?

Что
нового вы узнали на уроке?

СЛАЙД
18. ДЗ

Домашнее
задание:

Перечитайте
сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и

подготовьте
пересказ сказки и выразительное чтение, по желанию выполните рисунок к сказке.

Уроки
6,7.  Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Дата:13.09.2021

Учитель: Лукина
Екатерина Владимировна

Класс:3г

 Цели:
познакомить учащихся с русской народной
сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной);
учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать
внимание, память, творческие спо­собности.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь различать жанры
устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование:
видео- или аудиозапись сказки «Сестрица
Але­нушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой раз­минки.

Ход
урока 1

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

На опушке в
избушке

Живут
старушки-болтушки.

У каждой старушки
лукошко.

В каждом лукошке
кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам
сапожки.

—  Прочитайте. Что
прочитали? (Скороговорку.)

—  Какой звук
повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [и/].)

—  Прочитайте
скороговорку тихо, громко, еще громче. (Чте­ние хором.)

—  А сейчас начнем
читать медленно, постепенно ускоряя темп.

 (Объявляется
конкурс на самое быстрое чтение этой скорого­ворки. Читают желающие.)

—  Можно ли
назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно. Так как здесь
говорится о кошках в лу­кошках, которые шьют старушкам сапожки.)

III.
Проверка домашнего задания

—  Какие
произведения устного народного творчества вы чи­тали дома? (Выступления детей.)

—  Какие сказки мы
читали и даже сочиняли на предыдущих уроках? Что значит докучные? (Надоедливые.)

IV.
Постановка цели урока. Введение в тему

—  Кроме докучных
сказок, какие бывают еще? (Русские на­родные.)

—  Почему они
называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста.
Автора определить нельзя.)

—  Ребята, в одной
сказочной стране злой волшебник закол­довал интересные добрые сказки. Почти все
слова из ска­зочных текстов разлетелись по свету. Названия стерлись. Но
остались некоторые слова. Не поможете ли вы мне рас­колдовать эти сказки,
вспомнить, как они называются?

•   Заяц, избушка,
Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)

•   Коза,
козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят».)

•   Аленушка,
Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».)

Какие вы молодцы!
Расколдовали сказки. Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим работу.

V.
Физкультминутка

А теперь, ребята,
встали!

Быстро руки вверх
подняли,

В стороны, вперед,
назад,

Повернулись
вправо, влево,

Тихо сели — вновь
за дело.

VI.
Работа по теме урока

1. Первичное
чтение

(Читают учитель и
учащиеся (по выбору учителя, или вклю­чается видеозапись сказки) так, чтобы
классу было интересно.)

—  Ваши
впечатления о прочитанном?

2. Первичная
проверка понимания

—  Что вы узнали
об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были
братом и сестрой. Ро­дители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)

—  Куда пошла
Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А
Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)

—  В
кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в
козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)

—  Ребята,
как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он
очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)

— Хорошо ли это:
не слушать старших — и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они
лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)

—  Что
предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)

—  Хорошо
ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)

—  А
кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им поме­шала ведьма. Она утопила
Аленушку, а сама превратилась в нее.)

—  Кто
знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осу­ществить задуманное.)

—  Стал ли
козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову
и обернулся мальчиком.)

—  Что
сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое
поле.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Подготовить
выразительное чтение сказки.

Дата:14.09.2021

Ход
урока 2

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

—  Научитесь
читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни
пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

—  Научитесь
читать красиво, без ошибок.

III.
Введение в тему

—  Узнайте героев
и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым
идет,

А Емеля на печи

Ест большие
калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка
называется… («По щучьему велению»).

Сидит в корзине
девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не
ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал
загадку?

Тогда скорей
ответь!

Названье этой
сказки… («Маша и медведь»).

Укатился он из
дома        

По дороге
незнакомой…

Ты узнал его,
дружок?

Это самый
непослушный,

Говорливый,
несмышленый

И румяный… (Колобок).

—  О ком эти
стихи? (О героях сказок.)

—  По какому
признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

—  Верно.
А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица
Аленушка и братец Ива­нушка».)

IV.
Работа по теме урока

1. Чтение по ролям

—  Прочитайте по
ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова,
которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила
жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть
троекратный повтор. Это признак сказки.)

2. Выборочное
чтение

(Дети зачитывают
отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз
просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды
три раза. Беда случилась на третий раз.)

  — Проследите по
сказке, какие несчастья случились с Ива­нушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают
отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка»,
«Ведьма топит Аленуш­ку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили
себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра и брат
любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)

(Дети зачитывают
предложения.)

—  Как жилось
Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в
злато-серебро»? (Им жи­лось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую
неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка
пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти
куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь
обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как
в сказке показано, что зло наказывается, а добро побе­ждает?

—  Найдите
вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него.
(Аленушка доб­рая, ласковая,
преданная, доверчивая.)

—  А какая была
ведьма?

—  Расскажите о
ней.

—  Какие слова характеризуют
Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                    
добрая

                                                      
злая

АЛЕНУШКА                             
 ласковая

                                                      
преданная

                                                  
доверчивая

                                                
заботливая

ВЕДЬМА                                      
грубая

                                                     хитрая

                                                     
жестокая

V.
Физкультминутка

(По выбору учителя
или учеников из проведенных ранее.)

VI.
Продолжение работы по теме урока

1. Определение
вида сказки

—  К какому
виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой
сказке волшебного?

—  Какие волшебные
предметы есть в сказке?

—  Найдите в
сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке
добро, а где зло?

—  Что победило?

Признаки
сказки
(повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные
предметы;

3) сказочные слова
и выражения;

4) троекратный
повтор;

5) борьба добра и
зла;

6) добро побеждает
зло;

7) концовка.

2. Беседа по
иллюстрации

—  Ребята, только
что вы дали описание Аленушки, ее характе­ра. А сейчас подумайте и скажите, как
она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная,
в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой
представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23
учебника
. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  К какому виду
сказок она относится?

—  Докажите, что
она волшебная.

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Выполнить задание
9 на с. 27 учебника.

Конспект образовательно-игровой ситуации по чтению художественной литературы для воспитанников средней группы с применением технологии продуктивного чтения/слушания по русской народной сказке в обработке А.Н.Толстого

г.о. Самара

                                                                                                                              Нечаева А.О.

Интеграция образовательных областей: речевое  развитие, социально-коммуникативное    развитие;   художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: Формировать осознание авторского смысла сказки.

5) Расширять и уточнять знания об окружающем, активизировать словарь детей; воспитывать желание пересказывать художественное произведение.

6)  Вовлекать детей в творческие виды деятельности для активизации воображения.

   — словесные (чтение сказки, беседа, пересказ своими словами, придумывание продолжения сказки, рефлексия).

Материалы и оборудование: книги с текстом, иллюстрации к произведению, портрет писателя, карандаши, фломастеры, листы,  проектор, ноутбук, магнитофон.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

I. Работа с текстом до чтения.

Рассматривание книги

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомимся с новой книгой. Предлагаю вам рассмотреть её. 

Дети внимательно слушают воспитателя, рассматривают книгу

Дети включаются в образовательную деятельность

2

 Предположения о содержании книги

Воспитатель: Ребята, можем ли мы предположить, о чем эта книга?

Воспитатель: Как вы думаете, какие герои могут присутствовать в книге?

Воспитатель: Что изображено на иллюстрациях? Воспитатель: Хорошо. А теперь я предлагаю проверить, насколько точными оказались наши предположения по содержанию этой книги.

Дети рассматривают обложку, листают книгу, высказывают предположения, о чем книга, задают вопросы воспитателю

У детей возникает желание почитать, послушать сказку

3

II. Работа с текстом во время чтения.

Воспитатель: Я прочитаю вам сказку, которая называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», а сочинили эту сказку не один писатель. Эта сказка русская народная, а значит ее автор — народ. Это обычные люди, которые рассказывали эту сказку своим детям, передавали ее друг другу. И так получилось, что эта сказка стала известна многим. А Вот писатель Алексей Николаевич Толстой обработал народную сказку, и теперь мы можем ее прочитать в авторской обработке.

Воспитатель читает сказку. 

Воспитатель: Ребята, вам понравилась  эта сказка?

Воспитатель: Все слова вам понятны? Что нужно пояснить?

Дети слушают сказку.

Дети отвечают на вопросы после прослушивания сказки.

Дети рассматривают и описывают содержание иллюстраций к сказке

Дети поясняют свои ответы.

Дети умеют слушать взрослого, поддержать беседу и оценить творческие способности сверстников.

4

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Вверх на солнце посмотрели —

И всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Дружно топаем.

Хватит детки отдыхать.

Давайте сказочку читать.

Дети выполняют упражнение

Смена видов деятельности, снятие напряжения

5

Воспитатель: Давайте еще раз прослушаем эту сказку и обратим внимание на те слова, которые вам непонятны.

Воспитатель повторно читает сказку с комментариями по тексту: поясняет смысл неизвестных слов; поясняет переносный смысл выражений; обращает внимание детей на сравнения, метафоры; обращает внимание детей на настроение стихотворения.

Дети слушают, задают вопросы, высказывают предположения

У детей возникает осмысление содержания, обогащение активного словарного запаса

6

III. Работа с текстом после чтения

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта сказка? 

Воспитатель: Как вы думаете, для чего автор написал эту сказку, а не оставил ее народной?

Воспитатель: Спасибо за ваши ответы. Сейчас настало время познакомиться с автором-обработчиком сказки. Сегодня мы уже называли имя автора. Кто запомнил?

Воспитатель: Алексей Николаевич Толстой – прозаик, поэт. Родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске Самарской губернии. После окончания реального училища в Самаре поступил на отделение механики Технологического института, но незадолго до окончания бросает его, окончательно решив посвятить себя литературному труду.

Алексей Толстой больше всего известен читателям как автор задорного деревянного мальчика Буратино и загадочной инопланетной властительницы Аэлиты; рассказы Алексея Толстого пользовались большим читательским успехом.

Также серьезно увлекался историей и много времени посвящал работе с архивами. Создал и обработал много детских произведений.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Дети слушают рассказ воспитателя об авторе

У детей возникает понимание авторского замысла, дети знакомятся с информацией об авторе обработки сказки

7

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

Дети выполняют упражнение

Смена видов деятельности, снятие напряжения

8

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказка называется именно «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Воспитатель: Молодцы! В названии сказки заключены имена главных героев.

Воспитатель: В этой сказке речь идет о Аленушке и ее братце Иванушке, именно они являются главными героями. В сказке мы знакомимся с их жизнью, их характерами, переживаем все невзгоды и радости вместе с ними.

 А сейчас, ребята, посмотрите на эти иллюстрации.

Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на них? Воспитатель проводит беседу с детьми по представленным иллюстрациям: предлагает найти изображение главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных персонажей, портрет автора обработки сказки; обращает внимание на внешний вид героев,местность, определенный момент сказки в конкретной иллюстрации .

Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети рассматривают иллюстрации.

Понимание смысла сказки, осмысление заглавия

9

Творческое задание «Придумай продолжение сказки»

Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам придумать самостоятельно продолжение к этой сказке. 

Дети придумывают продолжение, рассказывают воспитателю и сверстникам

Дети принимают поставленную воспитателем творческую задачу, стремятся к результату.

10

Творческое задание «Нарисуй рисунок к сказке»

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас нарисуем рисунок к сказке»Сестрица Аленушка и братец иванушка»

Дети рисуют

Дети принимают поставленную воспитателем творческую задачу, стремятся к результату.

11

Рефлексия

Воспитатель задает вопросы:

Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем занятии? Что показалось сложным? Что показалось легким?

Дети отвечают на вопросы , высказывают свое мнение

Дети умеют формулировать вопросы по завершении беседы. Дети активно отвечают на поставленные вопросы сверстников

Ключевые слова:

русские народные сказки
,
русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Тип урока: интегрированный (литературное чтение, изобразительное искусство) 3 класс.

Формирование УУД:

Предметные:

  • Познакомятся с сюжетом и содержанием сказки;
  • Научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (народные и авторские),
  • Отвечать на вопросы; ориентируясь в тексте произведения;
  • Правильно передавать с помощью зрительных ощущений характер и настроение героев сказки; сравнивать их внешность и жилище;
  • Научиться отличать и изображать дом положительного и отрицательного героя;

Личностные:

  • Приобретут эстетические ценности и этические чувства на основе анализа и сравнения устного народного творчества;
  • Научатся давать характеристики таких понятий, как добро и зло;
  • Получат навыки работы с различными материалами по изобразительному искусству

Метапредметные:

познавательные:

  • познакомятся с особенностями народной сказки,
  • научатся давать характеристику героям русской сказки;
  • сделают выводы по сказке на основе вопросов;
  • получать представление о жизни и быте наших предков.

регулятивные:

  • организовать свою деятельность по выполнению задач урока,
  • сформировать умение работать умственно и творчески на интегрированном уроке;
  • оценить результаты своей работы по содержанию урока.

коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
  • умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Временные рамки, участия педагогов в период урока: 50% /50%

Место урока в программе предмета:

  • Литературное чтение: Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика персонажей.
  • Изобразительное искусство: «Русская деревня и её уклад жизни».

Цель урока: Научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на их образ и внешний вид жилища на основе русского народного фольклора.

Учебная задача урока:

  • Вспомнить произведения, относящиеся к русскому народному творчеству.
  • Научиться определять характер персонажей по одежде героев, представлять внешний вид и внутреннее убранство их жилища.
  • Изобразить дом доброго или злого персонажа в виде эскиза.

Воспитательная задача урока: Понять принцип формирования противопоставления доброго и злого человека, и подобрать характеризующие их качества.

Здоровье сберегающая задача урока:

  • Физкультминутка, введенная в сценарий урока направлена на подготовку детей к практической работе.
  • Научить детей состраданию и сопереживанию по средствам русских народных сказок.

План урока: 40 минут

Организационный момент

Актуализация и постановка цели урока

Закрепление полученных знаний

Сравнительный анализ персонажей

Физкультминутка

Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища

Подведение итогов урока

Рефлексия

2 минуты

5 минут

10 минут

3 минут

2 минуты

15 минут

2 минуты

1 минуты

Инструменты, материалы и оборудование:

  • Сопроводительная презентация для интегрированного урока (11 слайдов: 5 основных и 6 дополнительных);
  • Учебник «Литературное чтение» 3 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова;
  • Альбом для рисования;
  • Простой карандаш и восковые мелки, фломастеры, акварельные карандаши.

Ход урока

1 ЭТАП. Организационный момент

Учитель (литературное чтение): Начнём сегодня наш урок с речевой разминки. Давайте прочитаем скороговорку и ответим на вопрос: «Можно ли считать текст этой скороговорки сказочным?»

На опушке в избушке

Живут старушки — болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Ответ учащихся: Он сказочный, т.к. кошки не могу сшить сапожки.

2 ЭТАП. Актуализация и постановка цели урока

Учитель (литературное чтение): На предыдущих уроках мы с вами изучали русскую народную сказку: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему сказки называют народными?

— Их сочинил народ, и они передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.

В русских народных в сказках главные персонажи всегда описываются ярко. Мы можем сразу узнать положительный это герой или отрицательный по тому, как он одет, чем занимается, где живёт.

— Назовите цель нашего урока: (научиться понимать характер сказочных героев, опираясь на внешний вид и их жилище)

3 ЭТАП. Закрепление полученных знаний

Учитель (литературное чтение): Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых строк сказки?

— Алёнушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинёшеньки.

В кого превратился братец Иванушка? Как это случилось?

— Он превратился в козлёночка, потому что испил водицы из козьего копытца.

Правильно ли это не слушать старших — почему вы так считаете?

— Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.

Хорошо ли им жилось вместе?

— Да, жили они хорошо, дружно.

Кто же помешал их счастью?

Им помешала колдунья. Она утопила Алёнушку, а сама превратилась в неё.

4 ЭТАП. Сравнительный анализ персонажей

Учитель (изобразительное искусство): Ребята посмотрите на экран, перед вами портреты двух женщин в головных уборах и национальных костюмах. Что вы можете сказать об их характере?

— Одна из них недобрая женщина, злая, а вторая наоборот добрая и щедрая.

Как вы это поняли, что послужило подсказкой?

— Взгляд, цвет одежды и их головных уборов (кокошников),

Исходя из вашего утверждения, можно сказать, что на слайде представлены положительный и отрицательный персонаж? Перечислите в нашей сказке, кого вы относите к положительным персонажам, а кого к отрицательным?

Положительные персонажи — Алёнушка, Иванушка и купец, а отрицательный персонаж — колдунья.

Есть такое выражение. Покажи мне свой дом, и я скажу, кто ты. Попробуйте отгадать по картинке на слайде, где, чей дом изображён?

(Ребята легко угадывают избу Алёнушки и братца Иванушки, а также избушку колдунью).

Учитель (литературное чтение): Ребята, представьте какое жилище у колдуньи?

(Дом находится в дремучем лесу, вокруг летают черные вороны и летучие мыши, из трубы идет черный дым, рядом с домом растут мухоморы, из которых колдунья варить свое зелье)

5 ЭТАП. Физкультминутка

Разминка кистей рук перед рисованием.

6 ЭТАП. Практическая работа по выбору: создание эскиза жилища

Учитель (изобразительное искусство): Практическая индивидуальная работа по выбору: создание эскиза жилища сказочного персонажа. Во время рисования учитель демонстрирует и комментирует слайды внутреннего убранства крестьянского дома конца XIX века.

7 ЭТАП. Подведение итогов урока

Учитель (литературное чтение):

1. На чём построено противопоставление в сказке добра и зла?

Добрый человек живёт, радуется жизни и никому не мешает, злой человек всегда замышляет какие-то плохие поступки, вредит окружающим.

2. Можете ли вы назвать нам подобную сказку?

Разные варианты ответов.

3. Перечислите качества доброго и злого человека?

Добрый человек делает хорошие поступки, помогает слабым, а злой мешает жить добрым людям, завидует им и хочет у них это счастье отобрать.

8 ЭТАП. Рефлексия

— Оцените свою работу, используя красный, зеленый и желтый карандаш.

  • «Зеленый» — всё получилось.
  • «Желтый» — было сложно, но я справился.
  • «Красный» — что-то не получилось.

Домашнее задание: 1) дорисовать эскиз, используя различные художественные материалы.

Рекомендации педагогов, разработавших урок

  1. Интеграция литературного чтения и изобразительного искусства является наиболее гармоничной, именно поэтому можно её рекомендовать для других подобных уроков, связанных с лирическими или художественными произведениями.
  2. Распределение времени на уроке между учителями может проходить по двум вариантам 50% на 50%, как в нашем случае, или 75% на 25%, где основной сценарий урока ведет главный учитель, а другой педагог выступает помощником.

  • Почему в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях победило добро
  • Почему в сказке андерсена гадкий утенок главный герой сбежал от своей семьи
  • Почему в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях добро побеждает зло
  • Почему в сказке курочка ряба дед и баба плачут
  • Почему в сказках иван всегда дурак