Почему в сказке андерсена гадкий утенок главный герой сбежал от своей семьи

Лебеди кто из нас не любит этих величественных белоснежных птиц с гордой осанкой! смотрю на них и вспоминаю датского сказочника

Лебеди… Кто из нас не любит этих величественных белоснежных птиц с гордой осанкой! Смотрю на них и вспоминаю датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена.
Недавно я прочитала “Гадкий утенок”. Какое чудо эта сказка! Она коснулась самых сокровенных уголков моей души. С первых строчек я погрузилась в волшебный мир сказки. Я путешествовал с утенком птичьим двором, до реки и до бабушкиной избушки. А еще я сочувствовала несчастному птенцу, когда с него смеялись домашние птицы, безгранично волновалась, чтобы оно пережило лютую зиму. Автор
так чувственно и глубоко описывает все приключения и несчастья гадкого утенка, что мне на глаза наворачивались слезы. Я восхищалась его невероятной выдержкой, терпением, покорностью. Нетрудно догадаться, что
Х. К. Андерсен имел целью рассказать о том, как через тщеславие одних часто страдают другие, лучше и умнее.
Больше всего поразил меня эпизод встречи гадкого утенка с лебедями. Каким же было его удивление, когда в прозрачной воде он увидел прекрасной птицы – самого себя.
Известно, что сказка “Гадкий утенок” отражает жизнь самого автора. Провинциальный юноша, с которого смеялись одноклассники,
университетские друзья, учителя, что так похожи на глупых кур, напыщенных индюков, изображенных в сказке, стал прекрасным и известным сказочником, расправил свои крылья, как белый лебедь, и полетел в широкий мир. Ведь “не беда появиться в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца”.
Я советую всем прочитать сказку “Гадкий утенок”. Она не только интересная и увлекательная, но и очень поучительная. Я хочу попросить вас, когда вы прочитаете это произведение, хоть на минутку задумайтесь, что рядом есть люди, возможно, не очень красивые, возможно, не совсем модно одеты, но в их груди бьется искреннее, доброе, великое сердце, благодаря которому эти люди похожи на прекрасных белых лебедей. Подумайте о том, что иногда они нуждаются в вашей помощи, любви, доброты и поддержки.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

Сила настоящего искусства в сказке Андерсена “Соловей” Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда…
Сочинение по повести-сказке “Машина для исполнения желаний” Люди часто любят загадывать желания, даже самые удивительные. Всегда ли они осуществляются? На этот вопрос ответить сложно, поскольку все зависит от многих причин. Возможно, поэтому люди во все времена мечтали…
“САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) “САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики –…
Образ Маугли в сказке Киплинга “Книга джунглей” Известный Герой джунглей Маугли покорил своих читателей необыкновенным образом мальчика, которого воспитали звери вдали от цивилизации. Все начинается с того, что волки спасают младенца, которого нашли в джунглях. Мальчик рос,…
ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” > А. С. ПУШКИНА Сказок без чудес не бывает. Это знают все. Стоит лишь раскрыть книгу – и сразу попадаешь…
ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) Вы никогда не были в Мифландии? Значит, вы просто еще не прочитали замечательную книгу Дж. Даррелла “Говорящий сверток”! Иначе вы бы…
Сочинение Мой школьный класс Я не могу сказать, что я подумал про Свой класс, когда мы все впервые встретились на торжественной линейке. Я был очень взволнован переживаниями от того, что я стал учеником. Но…
Сочинение на тему: Мой любимый предмет Мой любимый предмет в школе это математике. Потому что я никогда не испытываю трудности с ним и всегда получаю хорошие оценки за домашние задания. Я полагаю, мне повезло родиться с…
Сочинение по произведению Грентведт “Привет! Это я… не оставляй меня снова одну…” Недавно мне посчастливилось познакомиться с творчеством Нины Элизабет Грентведт. Ее автором и иллюстратором является норвежская писательница Нина Элизабет Грентведт. Она еще совсем молодая (1979 года рождения), но чрезвычайно интересная и…
Сочинение на тему: Стоит жаловаться на судьбу, или она в наших руках Я считаю, что на долю жаловаться не стоит. Каждый человек и в самом деле, образно говоря, держит свою Судьбу своими собственными руками. Конечно, это выражение-метафора: просто за свою судьбу каждый,…
Сочинение на тему Любимая сказка Современник А. С. Пушкина С. Т. Аксаков написал сказку “Аленький цветочек” в 1858 году. С того времени прошло уже 155 лет. Наше поколение читателей знакомится со сказками сначала в устной…
Сочинение по произведению Маленький принц Сегодня я хочу вспомнить моего любимого литературного героя. Мальчика, который прилетел на нашу планету с далекого астероида В-612, и вот уже почти столетие волнует и тревожит “тех, кто полюбил Маленького…
Сочинение на тему История Ассоль и капитана Грэя (“Алые паруса”) “Алые паруса” А. Грина – это лирическая сказка-повесть о любви к жизни, вере в людей и во всепобеждающую силу надежды, которая может творить удивительные чудеса. Ассоль и Артур Грэй –…
Сочинение на тему Родной край Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, – вот она моя маленькая родина. Ей всего 80. Много это или мало? Не знаю. А мне всего 14. Я по сравнению с…
Сочинение на тему “Путь находит тот, кто его ищет” Я думаю, что справедливым является то суждение, что Путь находит тот, кто его ищет. Приведу несколько убедительных примеров. Во-первых, если ты чего-то очень хочешь, то ты сможешь этого достичь. Ты…
Сочинение на тему: Школьная семья Ежедневные уроки, веселые переменки, громкие звонки, дежурства, встречи, взлеты, падения, оценки, влюбленность, дружба, спешка, каникулы… Так проходит замечательный отрезок жизни – очень скоротечный и насыщенный, но детям, наверное, действительно не…
Сочинение “Мой младший брат” Моего младшего брата зовут Олег, и он стал одним из самых значимых людей в моей жизни. Сейчас я хочу немного рассказать о нем и как он помог мне посмотреть на…
Как не потерять человеческое достоинство? Сочинение по рассказу Чехова “Толстый и тонкий” Что определяет человека как личность? Как не потерять человеческое достоинство не на словах, а на деле? Эти и многие другие вопросы возникают, когда листаешь страницы произведений А. Чехова. А еще,…
Сочинение на тему: Хотела бы я написать собственную книгу? Проживая жизнь, Каждый человек пишет собственную книгу, хотя даже не задумывается об этом. Все привыкли к тому, что на написание способны исключительно писатели или поэты, а простолюдины не способны постичь…
Сочинение “Мое отношение к профессии учитель” Все мы ходим в школу. С самого детства общаемся с учителями, нашими наставниками в жизни. Иногда мы называем нашу Учительницу второй мамой. Потому что только она заботится о нас и…
Заяц и еж ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ Заяц и еж Эта сказка братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествует о том, как еж с ежихой хитростью победили в бегах своего быстроногого соперника – зайца: на…
Сочинение на тему “Экологические проблемы” Сегодня мир сильно отличается от того, каким он был раньше, урбанизация и индустриализация повлияла негативно на мир. С начала нового тысячелетия проблема окружающей среды вдруг превратилась в широко распространенную проблему,…
Сочинение осень Сочинение 1 Осень – позитивное настроение, но и в то же время легкая грусть. Даже тоска иногда. Самые цветные сны, самые честные разговоры, самые легкие воспоминания. Дожди. Много дождей, лучших…
Сочинение по картине М. К. Финогеновой “Каток для начинающих” План: 1. Несколько слов об авторе картины. 2. Сюжет и композиция картины. 3. Цветовая гамма. …Все, как по команде, бросились на Лед, и пошло катание. Катались и на Коньках и…
Сочинение Свет и тьма (по библейским текстам) Яркое солнышко посылает нежные лучи на землю, улыбается, ласкает теплом все живое, обнимает золотистым дыханием, от счастья закрывает глаза. То легкая тучка пробегает перед его лицом. Ничто не предвещает тревоги….
Сочинение на тему “Почему нужно беречь книгу?” С момента создания первых книг люди относились к ним очень бережно. Книги хранили в лучших помещениях, отводили для них самые сухие места. Книги украшали золотом и драгоценными камнями, потому что…
Сказки народов мира Народная сказка – один из самых популярных и любимых жанров в фольклоре народов мира. В огромной сокровищнице сказок народов мира так же, как и в русских народных сказках, различают сказки…
Сочинение на тему: Роль компьютера в нашей жизни В современном мире многое и многие зависят от компьютера. И это в некотором роде печально, конечно хорошо, что мир не стоит на месте и Компьютеры во многом нам помогают, но…
Сочинение на тему “Одиночество” Одиночество – это скука, это жизнь человека в одиночку, когда человек живет и не касается других людей. Таких людей очень много. Но все-таки, почему человек стал одиноким? Какие причины повлияли…
Сочинение “Деньги не самое главное в жизни” Почти все люди хотят заработать как можно больше денег, чтобы иметь возможность делать все, что они хотят. В современном мире есть много вещей, которые мы можем купить. В то же…
Сочинение по сказке Х. К. Андерсена “Гадкий утенок”

Сказки
Андерсена давно стали классикой детской литературы и прочно вошли в школьное
чтение. Они являются неотъемлемой частью школьного литературного канона 20-21
веков. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами анализа учебников
по литературному чтению трёх УМК начальной школы: «Школа России», «Начальная
школа
XXI века» и «Перспектива». Целью анализа было
изучение литературоведческого анализа произведений Г.Х. Андерсена в
учебной программе для школьников младших классов.

Прежде
всего были установлены произведения Г.Х. Андерсена, включенные в курс
литературного чтения в указанных УМК. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица
1. Произведения Г.Х Андерсена, изучаемые в УМК начальной школы

УМК «Начальная школа XXI века»

(Ефросинина Л.А.)

УМК «Школа России»

(Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.)

УМК «Перспектива»

(Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.)

1 класс

2 класс

«Пятеро из одного стручка»

«Елка» (самостоятельное чтение)

«Стойкий оловянный солдатик» (самостоятельное чтение)

«Принцесса на горошине»

3 класс

«Снеговик» (в сокращении)

«Гадкий утенок»

4 класс

«Дикие лебеди» (в сокращении)

«Дети года»

(стихотворение)

«Русалочка»

«Дикие лебеди»

(в сокращении)

«Пятеро из одного стручка»

«Чайник»

В
ходе анализа УМК были сделаны следующие выводы.

1.
В 1 классе в анализируемых УМК творчество Г.Х. Андерсена не изучается;

2.
По программам УМК «Начальная школа XXI века» и УМК «Школа России» дети изучают
творчество Г.Х. Андерсена на протяжении 3-х лет. Причем «Начальная школа XXI
века» предлагает 6 сказок, а «Школа России» — 3 (по одной в год). В УМК
«Перспектива» сказки Андерсена представлены только в учебнике по литературному
чтению за 4 класс (3 сказки).

3.
В программу по литературному чтению УМК «Начальная школа
XXI века» включено больше сказок Г.Х. Андерсена, чем в программы остальных
УМК, однако учебные часы выделяются только на 3 сказки, как и в других
программах (сказки «Елка» и «Стойкий оловянный солдатик» рекомендованы для
самостоятельного чтения).

4.
Многие известные произведения Г.Х. Андерсена, такие как «Дюймовочка», «Новое
платье короля», «Снежная королева», не включены в школьную программу. Возможно,
в связи с их значительным объемом или с возможными трудностями в пересказе
содержания («Новое платье короля»).

5.
Примечательно, что сказки Андерсена, рекомендованные к чтению анализируемыми
программами обучения, абсолютно различны (совпадают только сказки «Пятеро из
одного стручка» и «Дикие лебеди» — в УМК «Начальная школа XXI века» и
«Перспектива»), тем интереснее логика подбора произведений Г.Х Андерсена в
каждой программе начальной школы.

УМК
«Начальная школа XXI века» предлагает ребятам для чтения во втором классе
сказки «Елка», «Пятеро из одного стручка» и «Стойкий оловянный солдатик».
«Пятеро из одного стручка» учит детей тому, что в жизни надо приносить пользу.
Сказка «Елка» предлагает им не столько стремиться в неизвестное будущее,
сколько обратить внимание на то, что окружает их сейчас и радоваться каждому
моменту своей жизни. Сказка о стойком оловянном солдатике показывает детям, что
такое любовь, честь и верность и что надо оставаться хорошим человеком,
несмотря ни на что и не ожидая за это наград. В третьем классе детям
предлагается познакомиться со сказкой «Снеговик», смысл которой заключается в
том, что за своими мечтами можно не увидеть того, что есть рядом, и пропустить
всю свою жизнь. В учебник по литературному чтению для четвертого класса
включены сказка «Дикие лебеди» и стихотворение «Дети года». Сказка «Дикие
лебеди» показывает детям пример стойкости и настойчивости в достижении своей цели.

В
целом можно сделать вывод, что сказки Андерсена в УМК «Начальная школа XXI
века» очень разноплановы и предлагают детям задуматься над тем, как жить, как
относиться к окружающим, чему радоваться и к чему стремиться.

В
УМК «Школа России» во 2 классе детям предлагается познакомиться со сказкой
«Принцесса на горошине». Основная идея сказки
состоит в том, что нельзя судить о человеке по внешности – его суть
раскрывается в его поведении, его отношении к определенным вещам. Примерно
такая же мысль выражается в сказке «Гадкий утенок», включенной в учебник для
3-го класса, но эта сказка глубже, чем «Принцесса на горошине», по ее прочтении
можно сделать для себя еще много полезных выводов. В учебнике 4 класса мы
находим сказку «Русалочка», воспевающую самопожертвенность во имя любимого
человека, всепрощение и доброту. Можно заметить, что подбор сказок,
предлагаемых в УМК «Школа России», имеет строгую логику: от простого к
сложному; от интереса
через сочувствие к восхищению. Но все три сказки, по сути,
проводят похожие идеи и направлены преимущественно на социализацию ребенка:
люди разные, говорят они, не обижай отличающегося от тебя; учись смотреть не на
внешность, а на то, что в душе человека, и будь добр ко всем людям, несмотря на
их отношение к тебе.

В УМК «Перспектива» творчество Андерсена представлено
также тремя сказками, но изучается оно только в 4 классе. Дети читают сказки
«Дикие лебеди», «Пятеро из одного стручка» и «Чайник». Все три сказки, несмотря
на их различия (одна волшебная и две бытовых; разный тип повествования: от
автора или от лица главного персонажа), говорят о том, что жизнь имеет
ценность, только когда ты нужен кому-то.

Таким образом, творчество Андерсена в УМК «Начальная
школа
XXI
века» тематически представлено более многопланово, чем в других УМК, но,
думается, глубоко проникнуть в суть всех представленных в программе сказок дети
(особенно во втором классе) не смогут. Думается, что подход к изучению сказок
Г.Х Андерсена, представленный в УМК «Школа России», наиболее разумен, чем в других
УМК: произведения писателя изучаются на протяжении 3-х классов, как уже
говорилось выше, от простого к сложному и подбор сказок направлен
преимущественно на социализацию ребенка.

Комплексное рассмотрение произведений датского
сказочника в 4 классе в УМК «Перспектива» также видится вполне логичным, но, по
нашему мнению, такой подход несколько обделяет учащихся на протяжении первых
лет обучения в начальной школе. Сказки Ганса Христиана Андерсена – это истории,
которые учат маленьких читателей доброте, состраданию, воспитывают твердость
духа, умение противостоять невзгодам. По словам писателя, нет сказок лучше тех,
которые создает сама жизнь. В своих произведениях он умно и тонко помогает
увидеть красоту обыденных вещей, воспитывает такие качества, как честность,
храбрость. Поэтому изучение его сказок должно быть в школьной программе младших
классов, и не одно произведение, а комплекс похожих между собой сказок, чтобы
показать детям со всех сторон то нравственное качество, которое нужно
воспитать. Изучать творчество Г.Х. Андерсена нужно на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.

6.
Различное распределение сказок Г.Х Андерсена в программах литературного чтения
начальной школы определило и разные приемы литературоведческого анализа,
используемые в работе на уроке.

В.И.
Влащенко в своей статье «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках
чтения» на примере методической разработки урока по сказке Г.Х. Андерсена
«Стойкий оловянный солдатик» показывает, что изучение сказок в начальной школе
должно осуществляться «с помощью тщательно продуманной системы вопросов,
направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к
осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к
осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения» [Влащенко
1999].

Для
более успешного усвоения нравственных норм сказок Г.Х. Андерсена
исследователями рекомендуется применение на уроках литературного чтения в
начальной школе следующих приемов и форм работы:

·      
Составление плана произведения. Сказки Г.Х
Андерсена имеют достаточно большой объем, что осложняет их восприятие учащимися
младших классов. Поэтому составление четкого плана произведения, безусловно,
будет способствовать более успешному анализу, пересказу и осмыслению детьми
нравственной составляющей сказки.

·      
Чтение по ролям. Помогает лучше раскрыть характеры
персонажей и прочувствовать эмоциональный фон сказки, а также развивает навыки
выразительного чтения.

·      
Определение особенностей композиции сказки.
Повышает сознательность восприятия сказки учащимися.

·      
«Словесное рисование». Способствует выявлению
характерных черт персонажей и, соответственно, позволяет детям быстрее
определить нравственный посыл произведения.

·      
Составление диафильма. Развивает творческое
мышление, способствует восприятию содержания текста и облегчает его осмысление.

·      
Использование методов критического мышления
(составление синквейна, кластера; метод «Фишбоун» (Рыбий скелет); метод
«Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка вопросов» (или «Ромашка Блума»)» и др.).

Многие
из отмеченных выше приемов применяются в процессе литературоведческого анализа
сказок Г.Х. Андерсена в изучаемых нами УМК начальной школы.

Рассмотрим
методику литературоведческого анализа сказок в каждом УМК.

Прежде
всего необходимо отметить, что во всех учебно-методических комплектах тексты
сказок Андерсена сопровождаются красочными иллюстрациями, позволяющими детям
проникнуться атмосферой сказки, представить ее персонажей (см. Рис. 1; Рис. 2).

image001

Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

image002

Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди» в учебнике по литературному
чтению УМК
«Начальная школа XXI века» (4 кл.)

Как
уже отмечалось выше, в учебно-методическом комплексе «Начальная школа XXI века»
две сказки Андерсена («Елка» и «Стойкий оловянный солдатик») выделены для
самостоятельного чтения. Для рассмотрения на уроке предлагаются сказки «Пятеро
из одного стручка» (2 класс),
«Снеговик»
(в сокращении) (3 класс) и «Дикие лебеди» (в сокращении)

(4 класс). Вопросы для анализа сказки
«Снеговик» в учебнике не представлены и требуют от учителя специальной,
тщательной подготовки к уроку.

Методика анализа сказки «Пятеро
из одного стручка» вполне стандартна и предполагает поиск в тексте ответов на
заданные вопросы («1. О чем мечтали горошины? Какие слова говорили
горошины, улетая в широкий мир? Найди и прочитай. 2. Чему радовалась больная
девочка? Как ее мать ухаживала за горошком? Найди ответ в тексте. 3*. Что стало
с другими горошинами? Расскажи или прочитай»
). Для 2-го класса это
правильная методика, поскольку дети только учатся пересказывать текст. Затем
следует вопрос, связанный с усвоением учащимися соответствующих
литературоведческих терминов («Это литературная или народная сказка?»),
и завершает работу над текстом сказки творческое коммуникативное задание: «Подготовь
рассказ о горошине, которая тебе понравилась».
Основная идея сказки на
уроке, судя по вопросам, не формулируется.

В
четвертом классе при изучении сказки «Дикие лебеди» работа над текстом
усложняется. Дети должны понять символику названия произведения («Подумайте,
почему Х.-К. Андерсен так озаглавил эту сказку»
), установить композиционное
своеобразие произведения и дать характеристику героям («2. Как начинается
сказка? Какими представляет автор принцев и Элизу? Прочитайте. 3. Какими вы
представляете героев сказки? Опишите или нарисуйте на альбомном листе. 4.
Перечитайте каждую часть и озаглавьте»
). Используются коммуникативные и
творческие задания: «Перескажите ту часть, которая вам понравилась»;
«Назовите положительных и отрицательных героев сказки. Подготовьте об одном из
них рассказ».

В
учебно-методическом комплексе «Школа России» изучение творчества Андерсена
начинается тоже во втором классе, но со сказки «Принцесса на горошине». Перед
чтением текста сказки предполагается проведение предварительной словарной
работы: непонятные для детского восприятия слова выделены в тексте ярким цветом
(см. Рис. 3), толкование их значений дается в общем словарике в конце учебника.
Вопросы к сказке наводят детей на понимание идеи сказки (внешность обманчива,
человека надо оценивать по характеру, по воспитанию): «1. Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее. 2. В какой момент все
поняли, что принцесса настоящая? 3. Как ты думаешь, в каких ситуациях можно
употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры. 4. Составьте с
другом несколько диалогов на эту тему».
Как видим, каждый вопрос
сопровождается коммуникативным заданием: составить рассказ-описание, привести
примеры из собственного опыта, составить диалог.

image003

Рис. 3. Отрывок из сказки «Принцесса на горошине» в учебнике по
литературному чтению УМК «Школа России» (2 кл.)

Аналогично
строится работа с текстом сказки «Гадкий утенок» в учебнике за 3 класс: «1. Представь
то место, где утка высиживала своих утят. Опиши его по памяти. 2. Почему утенок
сбежал с птичьего двора? Расскажи о его приключениях. 3. Найди в тексте
описание красивых, чудесных птиц, нарисуй словесную картинку к этому эпизоду»
.
Однако литературоведческий анализ углубляется: появляются вопросы, направленные
на развитие эмоциональной сферы учащихся («4. Расскажи, когда ты
сочувствуешь утенку, переживаешь за него, а когда радуешься»),
образного и
логического мышления («Сделай иллюстрации к тексту, чтобы они помогли
передать содержание сказки подробно»; «Расскажи, как жилось гадкому утенку
среди уток и как – среди лебедей»
– логическая операция сравнения; «Как
ты думаешь, почему Г.-Х. Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? Кого мы
обычно так называем?»
– логическая операция обобщения). Очень важно, чтобы
в сознании ребенка закрепилось не только представление об отдельно взятой
сказке, но и о ее месте в творчестве писателя. На решение этой задачи
направлены вопросы: «Вспомни, что ты знаешь о великом сказочнике
Г.-Х. Андерсене. Где и когда он жил? Какие сказки Г.-Х. Андерсена ты читал
раньше? Расскажи одну из них».

В
учебнике за 4 класс УМК «Школа России» представлена сказка Г.Х.Андерсена
«Русалочка». Вопросы к тексту направлены на формирование у учащихся самых
разных коммуникативных умений и навыков: выражение собственного мнения («1.
Можно ли сказать, что сказка Г.-Х. Андерсена о любви? Выскажи свое мнение».
);
аргументация собственной позиции («2. Почему русалочка решила проститься со
своей подводной жизнью и стать человеком? Виноват ли кто-нибудь в том, что ее
мечты не
сбылись?
Объясни свою точку зрения. 3. Как ты относишься к героине? А как автор
относится к ней? Почему? Приведи примеры из текста»
);
устное сочинение (4. Самостоятельно составь рассказ о русалочке по плану:
где жила русалочка, какой она была, какая история с ней произошла, как я
отношусь к ее поступку)
; составление плана (5. Раздели текст на части,
составь план. Запиши его в «Рабочую тетрадь»)
; включение произведения в
контекст творчества писателя (6. Найди в библиотеке книгу сказок Г.-Х.
Андерсена. Какие другие произведения ты читал или хотел бы прочитать? Составь
список. Запиши его в «Рабочую тетрадь»
).

Таким
образом, в работе с текстами Г.Х Андерсена в УМК «Школа России» наблюдается
постепенное углубление литературоведческого анализа, а также расширение и
усложнение коммуникативных заданий.

В
учебно-методическом комплексе «Перспектива» учащиеся знакомятся с творчеством
Г.Х. Андерсена только в 4 классе. Поэтому литературоведческий анализ
произведений строится на основе разнообразных и достаточно сложных заданий.
Изучаются три сказки Г.Х. Андерсена: «Дикие лебеди», «Пятеро из одного
стручка» и «Чайник».

В
послетекстовых вопросах к сказкам «Дикие лебеди» и «Пятеро из одного стручка»
детям предлагается определить и охарактеризовать героев: «<…>
прочитайте до конца сказку «Дикие лебеди». О чем и о ком рассказывается в ней?»

(«Дикие лебеди»); «Кого мы можем назвать героем сказки? Только ли девочку и
ее мать? Объясните свое мнение»; «Какие горошины, по мнению Андерсена, были
самыми замечательными? Как считаете вы?»
(«Пятеро из одного стручка»). При
характеристике персонажей дети учатся выражать свое мнение. В вопросах по обеим
сказкам детям предлагается также сформулировать «суть сказки».
Формируются навыки выразительного чтения.

При
изучении сказки «Пятеро из одного стручка» внимание детей концентрируется на
приеме иносказания («Посмотрите на людей вокруг и попробуйте применить смысл
сказки к ним»)
. Сказка «Чайник» сопровождается творческим заданием на
реализацию этого приема:  «Придумайте, подражая Андерсену, свою историю о
каком-нибудь предмете. Расскажите ее в форме сказки. Представьте, что предмет
ожил. Подумайте, как он будет выглядеть, что говорить, какие события будут с
ним происходить. Какими чертами характера вы наделите предмет?».

Параллельно повторяются другие литературоведческие понятия: «Какие
особенности сказок вы используете (зачин, троекратные повторы, развитие
действия, концовка, сказочные устойчивые выражения, волшебные превращения)?»

Изучение
сказки «Дикие лебеди» также сопровождается творческим заданием коммуникативного
плана: «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план». На
следующей после текста сказки странице дан план написания отзыва (см. Рис. 4),
по которому учащиеся пишут отзыв. Вопросы имеют воспитательный характер,
направлены на выявление нравственных аспектов: «в чем мудрость сказки?», «чему
она научила?» и т.д.

image004

Рис. 4. План написания отзыва в
учебнике литературного чтения УМК «Перспектива» (4 кл.)

Интересное
задание коммуникативного типа предлагается после чтения сказки «Пятеро из
одного стручка»: «Попробуйте с друзьями сделать пьесу по этой сказке. Не
забудьте использовать мимику, жесты и интонацию».

Проведенный
анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению
дает возможность выделения следующих особенностей изучения сказок Г.Х.
Андерсена в начальной школе:

·      
Представленные в программах произведения Г.Х.
Андерсена различаются, как и их количество.

·      
Биография автора на уроках литературного чтения не
изучается. Представляется, однако, что биография при изучении творчества
Г.Х. Андерсена важна, т.к. его сказки – это отражение его жизни, некоторые
герои его сказок – это олицетворение самого Андерсена;

·             
К произведениям предлагаются комплексы различных
вопросов и заданий, помогающих раскрытию основной идеи произведения и
способствующих развитию творческого мышления. Можно выделить несколько групп
вопросов:

o          
вопросы, направленные на выявление основного
замысла произведения, его проблемы: «О чем эта сказка?», «Почему автор так
назвал сказку?», «Какое главное событие сказки?»;

o          
вопросы на воспроизведение содержания: «Что стало с
другими горошинами? Расскажи или прочитай», «В какой момент все поняли, что
принцесса настоящая?», «Представь то место, где утка высиживала своих утят.
Опиши его по памяти»;

o              
вопросы, связанные с образом героя: «Как автор
говорит о каждом месяце, какие слова подбирает для этого?», «Как выглядела
принцесса, которая постучалась в ворота? Опиши ее», «Как ты относишься к
героине? А как автор относится к ней? Почему?»;

o              
вопросы, направленные на развитие творческого
мышления: «Перечитайте каждую часть и озаглавьте»,
«Составьте с другом несколько диалогов на эту тему», «Напишите отзыв в «Творческой тетради», используя план», «Придумайте,
подражая Андерсену, свою историю о каком-нибудь предмете».

·             
Не все учебно-методические комплекты достаточно
полно раскрывают авторскую идею произведений и целесообразно используют
потенциал сказок Андерсена для литературного развития учащихся. В УМК
«Начальная школа XXI века» задания, направленные на литературоведческий анализ,
во втором классе охватывают только композицию произведения, а смысл сказки
остается невыясненным; в 4 классе к композиционному добавляется анализ образной
системы, выявляется смысл произведения, но акцентирования на его нравственном
посыле не делается (нет творческих заданий). В УМК «Школа России» литературоведческие
задания усложняются в зависимости от уровня развития младшего школьника, но они
достаточно стандартны, а подобранные сказки несколько односторонне раскрывают
тему нравственности. В УМК «Перспектива» изучение творчества Г.Х. Андерсена
представлено только в четвертом классе и литературоведческие задания хотя и
сложные, но интересные, творческие, способствующие тому, чтобы дети поняли
смысл произведений. Однако творчество Андерсена представлено, по сути, в конце
курса литературного чтения для начальной школы, тогда как знакомство с
произведениями этого писателя у детей происходит гораздо раньше

На
наш взгляд, произведения Г.Х. Андерсена должны изучаться на протяжении всего
курса литературного чтения для начальной школы (как в УМК «Школа России»), с постепенным
усложнением литературоведческого анализа и с применением разнообразных приемов,
нацеленных на развитие творческого мышления учащихся (как в УМК «Перспектива»).

ВЫВОДЫ

Сказки
Андерсена давно и прочно вошли в практику уроков литературы в школе. В
начальной школе изучение сказок Андерсена зависит от программы, по которой
учатся школьники.

По
итогам анализа программ можно сделать вывод, что творчество Г.Х. Андерсена в
начальной школе изучается не достаточно широко. Работа над сказками Андерсена
позволяет использовать разные виды заданий, направленных на развитие
коммуникативной и литературоведческой компетенций учащегося, а также на
развитие его творческого мышления.

Владимир Горбылев

Наталье Водяновой

Сказочник Андерсен дарит сюжеты,
С первого взгляда фантастика вроде
Там, где герои — зверюшки, предметы,
Только в итоге читатель находит
Что-то знакомое, близкое где-то,
Что человечьей присуще породе.

Можно примером взять образ Утенка,
Гадким которого звали сначала…
В городе N проживала девчонка,
Сызмальства тяготы жизни познала:
Бедность душила, болела сестренка,
Днями на рынке еду продавала,

Некогда делать уроки. Проблемы
В школе от этого. Было обидно
Знать, что отсутствуют общие темы
Дружбы со сверстницами — очевидным
Было презрение школьной «богемой»,
Мастерски в роли сыгравшей постыдной.

Как и положено сказке, случилось
Чудо! И в шоке «богема», соседи:
Серая Уточка вдруг превратилась
В Лебедя — стала моделью. И леди,
Выйдя за лорда. И ей доводилось
В обществе принца бывать на обеде.

Всё а-ля Андерсен. Есть лишь в реале
С ним расхождения: утки гордились
Тем, что с героем в родстве состояли;
В нашем же случае — лишь удивились,
Только была ли там гордость? Едва ли!
Завистью-злостью, скорее, давились.

Самое главное — в сказке лишь просто
Неотвратимый процесс обозначен
Птенчика в лебедя генного роста;
В нашей истории было иначе:
Вера в себя, сила духа, упорство —
Вот что призвало на помощь Удачу!

Сказка для любимой. Гадкий утёнок

Владимир Мазурин

(По мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»)

Разливалось лето зноем.
Колосилась рожь в полях.
И Журавль всё видел, стоя
На длиннющих на ногах.

В лопухах считала Утка
Прибавление семьи.
Там её птенцы-малютки
Вылуплялись из яиц.

И Журавль им умилялся,
Сверху глядя: — Все в отца!
Лишь один не вылуплялся
Из огромного яйца.

Проходя, Соседка-Утка
Рассмеялась ей в лицо:
— Это чья-то злая шутка —
Индюшиное яйцо!

А они воды боятся,
Даже в лужу не идут!
И не стоит дожидаться.
Остальных веди на пруд!

Но такая уж природа
У любви у женской той:
Мать не бросит и урода,
Не оставит сиротой!

И останется загадкой
Факт для птичьего двора,
Что в пруду Утёнок Гадкий
Ловко плавал и нырял.

— Ну какой он индюшонок?
Говорить такое — грех!
Гадкий он, но мой ребёнок! —
Уверяла Утка всех.

Уверяла, но едва ли
Пробудила веру в ком.
Во дворе его клевали
И дразнили Индюком.

И не вынес он бойкота,
Со двора уйти решил
И подался на болото,
К диким уткам, в камыши.

Только утки с ним родниться
Отказались наотрез,
Удивляясь: — Что за птица?
— Лишь бы к нам в семью не лез!

Грустно в камышах ютиться!
По родне он тосковал,
Пил болотную водицу,
Головастиков клевал.

А потом была охота.
Утки падали в болото.
Он увидел смерть и кровь,
И клыки огромных псов.

И камыш покинув редкий,
Он пустился наутёк,
Прибежав к избушке ветхой,
Покосившейся на бок.

В той избе жила Старуха
С Курицею и Котом.
Кот мурлыкал ей на ухо,
Ластился, вилял хвостом.

Курица несла ей яйца
И кудахтала всю ночь.
А Старуха постояльцев
Называла — сын и дочь.

Пожалели все Утёнка
И пустили на порог.
И по дому работёнку
Делал он, какую мог.

Как-то вечером, мечтая
Близких родичей найти,
Он увидел в небе стаю
Белых и чудесных птиц.

Улетала к югу стая.
Крик в полёт Утёнка звал.
И приют свой покидая,
На прощанье он сказал:

— Лучше жить на вольной воле,
Чем в неволе умирать!
В тихом озере за полем,
Стал он плавать и нырять.

А потом зима настала
И замёрзла полынья,
И, несчастный, умирал он,
Но спасла одна семья.

Обогрели, приютили.
Зиму всю он пил и ел.
А весною отпустили —
И Утёнок полетел!!!

С юга стая воротилась
Белокрылых лебедей
И на воды опустилась,
Криком радуя людей.

Все их весело встречали.
И решил примкнуть он тут
К этим птицам величавым:
— Пусть хоть насмерть заклюют!

Но услышал он нежданно:
— До чего же он хорош!
На себя он в воду глянул:
— А ведь я на них похож!

И ему бросали крошки,
И звучал весёлый смех.
Дети хлопали в ладоши:
— Новый лебедь лучше всех!

В небе солнце ликовало:
— Молодой! О чём тут речь?!
И лебёдка подплывала,
Чтоб внимание привлечь…

…Милая, я так старался
Ни на йоту не приврать,
Что доволен сам остался.
А теперь и спать пора!

Гадкий утёнок

Ксения Любавина

Странный утёнок в семействе утином
Солнечным днём появился весной:
Был он не то, чтоб совсем дефективный,
Только по виду — урод записной.

Всё потому, что чуток непохожим
Он оказался на прочих утят…
Словом, не вышел ни статью, ни рожей —
Жертва аборта, ублюдок, мутант.

Рос наш убогий несчастным изгоем,
Трудное детство — ну, просто каюк…
Птичница-злыдня толкает ногою,
Больно клюётся подлюга-индюк,

Утки и гуси щипаются дюже,
Все проклинают и гонят взашей —
Ты, мол, гадёныш, нам вовсе не нужен,
Дёргай отседа, как можно дальшей!

Двор он покинул, и долго скитался,
Прячась средь белого дня по кустам,
И в результате такого мытарства
Гадкий уродец вдруг лебедем стал.

Принят он был в лебединую стаю,
Встал на крыло, на юга полетел,
Но перед тем, ностальгию питая,
Птичник родной обозреть захотел.

Вся шелупонь — гуси, утки, индюшки, —
На красоту собралась поглядеть:
— Вы полюбуйтесь, какой же он душка,
Просто шарман, манифик, обалдеть!

Лаяла звонко цепная собака,
Птичница вслед помахала рукой…
Нет, он на головы им не накакал —
Не удостоил их чести такой.

Гадкий утёнок сказка

Олег Марковец

Тот дом стоит на берегу,
Где озеро и лес;
Ещё коровы на лугу,
И ферма тоже здесь.

Гусей и кур не сосчитать.
И вот в своём углу,
Приплод встречает утка-мать,
Утят, по одному.

Проклюнувшись ещё с утра,
Все к матери бегут.
Последнему яйцу пора,
Разбиться, стало тут:

Проклюнулся ещё птенец,
Нескладный и большой,
И все собрались наконец,
На озеро, гурьбой.

Утята плещутся в воде;
Им лишь бы поиграть,
Последний,- как чужой везде,-
Вздыхает утка-мать.

Играть не хочет с ним никто;
Он в стороне плывёт,
Да на дворе своём и то,
Его петух клюёт.

И гуси на него шипят,
И куры все смеются.
— Я не такой, как все хотят,
Так пусть здесь остаются!

Я знаю пляж на берегу;
Там мостик, камыши,
Когда уснут все, убегу,
И буду жить в тиши.-

Проходит лето, а ему,
Так грустно одному.
— Меня не любят, почему?
Я просто не пойму.-

И вот в один осенний день,
Утёнок, на рассвете,
Увидел в небе лебедей,
Прекрасней всех на свете.

— Как я хотел бы стать таким,-
Подумал вдруг утёнок.
— Таким красивым и большим,
Как жаль, что я — ребёнок.-

— Тебя искала утка-мать,-
Сказал ему гусак.
— Иль здесь ты хочешь зимовать,
На озере, в кустах?-

Зимой всё быстро замело,
Лёд озеро сковал.
Утёнок мёрзнул уж давно,
И долго голодал.

Потом, он, выбившись из сил,
В сугробе замерзал…
Но там крестьянин проходил,
И птицу подобрал.

Отнёс утёнка он домой,
Чтоб не пропал птенец.
— Подарок детям будет мой,
А то б замёрз вконец.-

Утёнок жил там до весны,
И всем хотел сказать:
Как часто снились ему сны,
Что может он летать…

Весна — прекраснее всего!
Уже растаял лёд.
Крестьянин выпустить Его,
На озеро несёт.

Утёнок побежал к воде,-
Прошло всё детство там…
Но в отражении, как во сне,-
Не верится глазам:

Прекрасный Лебедь, из воды,
В глаза ему глядит.
— Не может быть, чтоб я,- как ты,-
Утёнок говорит.

И тут Он оказался вдруг,
Средь стайки лебедей:
— Ты хочешь быть как новый друг,
Для стаи нашей всей?-

Он ничего им не сказал,-
Он слишком счастлив был;
Своих невзгод не вспоминал,
А просто рядом плыл.

Вдруг дети с берега кричат:
— Вот, лебеди плывут!
А тот, красивый, говорят,
Прожил всю зиму, тут!..

Гадкий утёнок — по сказке Андерсена

Принц Тёмной Луны

В тени домов, у тихих вод,
В местечке, спрятанном от глаз —
Там утка ждёт на свой приплод,
Птенцы появятся сейчас

Уже гурьба стоит утят,
И вот — последний, долгожданный,
Но с головы до самых пят
Он весь другой, какой-то странный

Он некрасив и неумел,
Отвергнут был своей средой,
В него летели сотни стрел,
Горя презреньем и враждой

Весь птичий двор, и даже мать
Твердили всем, что он изгой,
Родился добрым — но, видать,
Там правит облик над душой.

Скитался он в других местах —
И там никто ему не рад:
Опять упрёки на устах,
На свой хотят направить лад

Мечтал летать среди высот
И плавно в воду погружаться —
А не мурлыкать словно кот,
И не нести старухе яйца.

И вот однажды вырос он,
На воду взгляд его упал —
Был бесконечно удивлён:
Прекрасным лебедем восстал!

Теперь же плавает среди
Таких как он прекрасных птиц,
Сердечко прыгало в груди,
И счастью не было границ.

Друзья проснулись во врагах,
И слов восторженных не счесть,
Не нужно больше быть в бегах,
Он нужен всем таким как есть!

Ни словом их не упрекнёт —
Сам вид несёт немой укор,
Увидев лебедя полёт,
Раскроет рот весь птичий двор

И разобьётся как хрусталь
Всё, что лилось их чёрным ртом,
Ему теперь их даже жаль —
Ведь трудно жить со злым нутром.

Гадкий утёнок

Светлана Балеро

(Экспромт)

Ты же помнишь сказку «Гадкий утенок»?
Гадкий утёнок был гадким только для уток,
А в лебединой стае — он лебедь.
Так и в жизни бывает – человек словно
Гадкий утёнок живёт и об этом не знает,
Что в дальнейшем в судьбе его ожидает,
Он живёт лишь мечтая, расправить все крылья,
Быть похожим на лебедь, которым рождён.
А спустя много лет понимает, что и лебедем быть не легко.
Ведь любуясь его красотою, не протянет и руку никто.
Ведь все просто считают, что у лебедя всё хорошо.
И что он не нуждается в жизни ни в поддержке, ни в чём.
А завистников много, пожалуй, у него на пути.
Ведь всё время поддерживать нрав свой и шею, и стан,
Может в жизни лишь только он сам.
И, наверно, по жизни дано быть одиночкой ему,
Ведь найти свою стаю, оторвавшись от уток порой не легко.

Гадкий утёнок в стихах

Юлия Гишьян

На птичьем дворе оживленье,
У утки одной пополненье.
Средь жёлтых пушистых птенцов
Один оказался совсем не таков.

Несуразненький, страшненький, длинный —
Из породы совсем не утиной.
Не взлюбило его окруженье,
Не жизнь у утёнка — мученье.

Он сбежал и скитался, скитался,
Много раз подружиться пытался,
Но повсюду его отвергали,
Обзывали, ругали и гнали.

Всю осень и зиму в кустах просидел,
На глаза попадаться никому не хотел
Весной, пролетая над озером дивным,
Увидел случайно такую картину —
Белоснежную стаю птиц — лебедей,
Которых считал, что нет красивей.

Приблизился к ним и о, чудо
В семье их нашёл он уюта!
Из гладкого горе — птенца
Вырос в лебедя он молодца.

Ганс Христиан Андерсен – автор детских и взрослых сказок. Датский писатель прошел сложный жизненный путь к всемирному признанию. Как сложилась судьба сказочника, какие произведения принесли ему всемирную славу – читайте в нашей статье.

Жизненный путь

Родился Ганс Христиан Андерсен второго апреля тысяча восемьсот пятого года. Ребенок пришел на свет в семье бедного башмачника и прачки городка Оденс.

Считалось, что будущий писатель был родственником короля. Но этот факт не нашел подтверждения. Выдумка от отца сильно повлияла на будущего автора сказок. Имея бурную фантазию, мальчик представлял, что его лучшим другом является сам датский принц.

Ганс Христиан Андерсен в детстве

Детство и школьные годы

С раннего детства был одинок. Среди уличных мальчишек и одноклассников друзей у него не было. Из-за плохой успеваемости в школе Андерсен часто подвергался физическим наказаниям. Удары розгами в Дании, родине Андерсена – обычное дело прошлого.

Чтобы не травмировать психику ребенка, мать перевела мальчика в еврейскую школу. Там физическая сила к детям не применялась.

Но грамотно он так и не научился писать – рукописи содержат грубые ошибки. Обучение оказалось непосильной пыткой, тяжелым испытанием для мальчика.

Актерские начинания

Ганс Христиан Андерсен в молодости

Детское увлечение маленького Ганса – кукольный театр. Мальчик самостоятельно мастерил тряпичных кукол, писал пьески, разыгрывал представления. С раннего возраста мечтал быть актером.

По исполнению 14 лет подросток отправился в Копенгаген посетить Королевский театр. Юноша хотел обрести славу. Эта мечта исполнилась не сразу. Только благодаря упорству, приятному голосу, молодого человека приняли актером.

Иногда Андерсену даже давали второстепенные роли. Вскоре голос стал ломаться – театр пришлось покинуть.

Все-таки призвание — писать

Писатель Ганс Христиан Андерсен

Йонас Коллин, государственный деятель, следил за творчеством молодого парня. Он разглядел талант будущего писателя. Убедив короля продолжить творческое развитие самородка, юношу отправляют на бесплатное обучение в школу Слагельсе.

Ганс заново столкнулся с насмешками и издевательствами со стороны учеников. Парень был старше на 5 лет. Внешность, – высокий рост, худоба и сутулость – стала объектом насмешек.

Учителя игнорировали враждебное поведение коллектива. С их стороны сыпались колкости, что сын прачки мечтает быть писателем. Как ему приходилось в те горькие моменты описано в автобиографическом произведении «Гадкий утенок».

Из-за постоянных издевательств, меценат переводит парня на домашнее обучение. 1828 год – Ганс младший сдает экзамен, получает документ об окончании среднего образования, продолжает учебу в Копенгагенском университете.

Спустя год после опубликования нескольких стихов, комедий, к будущей знаменитости приходит слава. Через несколько лет вышли сказки, сделавшие его известным.

После всеобщего признания Ганс Христиан Андерсен обретает знакомых среди писателей, поэтов, государственных деятелей. 1833 год – получение королевского гранта, первое путешествие.

1,5 года писатель разъезжает по Европе. Италия, Франция, Германия и Швейцария пришлись ему по душе. Он отправлялся в поездки больше 30 раз. Так деятель провел 15 лет жизни.

Творчество

Сказки Ганс Христиан Андерсен

Творчество Андерсена славится сказками. Тяжелее давалось написание романов, новелл. Работая над их созданием, автор испытывал творческий кризис.

Роман «Две баронессы», «Быть или не быть» не приносят такого успеха, как публикации новых сказок. Основой им послужили маленькие радости повседневной жизни, элементы народного эпоса.

Главные персонажи с трудом добиваются своего места в обществе. Речь идет о «Гадком утенке» и «Дюймовочке», которые обрели любовь читателей.

Каждый рассказ несет свой философский смысл. Пример – история про «Голого короля». Взрослые читатели оценили реалии событий. Автор не описывал сказочный беззаботный мир со счастливым концом. «Оловянного солдатика», главного героя произведения, он отправляет на верную смерть в огонь камина.

Последние годы и смерть

Женни Линд и Ганс Христиан Андерсен

Ганс Христиан Андерсен жил в непростое время. Мужчина был одиноким, странным. Жизнь не проходила ярко, как его придуманный мир.

Об объектах его симпатий мало известных фактов. Несуразная внешность не вызывала восхищения у противоположного пола. Писатель был нерешительным и неуклюжим в присутствии женщин.

Первая любовь была неудачной – девушка не ответила взаимностью. Ганс так и не сделал решительный шаг для создания семьи.

Вторая и последняя любовь – оперная певица Женни Линд воспринимала его как друга. Она вышла замуж за композитора, чем окончательно разбила сердце воздыхателю.

Андерсен впал в затяжную депрессию из-за неразделенных чувств. Девушка стала прототипом героини сказки «Снежная королева».

Взрослый мужчина страдал страшными фобиями. Это одновременно пугало, удивляло окружающих. Писатель всегда носил с собой веревку на случай пожара, боялся отравлений. Жуткий страх вызывала мебель, особенно кровати.

Боязнь оказалась пророческой. В 1872 году он выпал из постели, получил сильный ушиб, долго лечился. Умер автор 4 августа 1872 года в Копенгагене.

Его похоронили в Ассистенс на семейном участке. Место проживания писателя приравнивают к историческому памятнику.

Интересные факты

Стол свеча лист бумаги и чернила

Это была самобытная личность, что подтверждают факты из биографии Андерсена:

  • обижался, что его произведения относили к творчеству, предназначенному для детей;
  • не был никогда женат, считался платоническим любовником;
  • отличался скверным характером;
  • все работы были написаны с грамматическими ошибками (последствия дислексии);
  • большинство сказок заканчивались печальным концом (не боялся травмировать детскую психику);
  • при жизни попросил композитора Хармана сочинить ему похоронный марш;
  • был владельцем автографа от А.С. Пушкина;
  • многие истории писал ночью;
  • умер в 70 лет в полном одиночестве;
  • «Сальная свеча»- первое произведение, написанное в школьные годы.

Ганс Христиан Андерсен опасался, что будет похоронен живым.

Национальное достояние

Памятник Гансу Христиану Андерсену в Дании

Еще при жизни правительство признало писателя национальным достоянием Дании. Ему была назначена персональная пенсия.

В ознаменование семидесятилетия автора в Королевском парке началось сооружение памятника. Спустя столетие после его смерти в Копенгагене была возведена 2 статуя на улице, названной в его честь.

Знаменитая «Русалочка» на пирсе Лангелинье является символом города. Героиня напоминает туристам о великом таланте сказочника, прославившего эту страну. Бюсты, скульптуры можно встретить по всему миру. Америка, Австралия, Словакия, Испания, Россия — неполный список стран, где почитают творчество датского гения.

Истории, рассказы, сказки понятны людям разного возраста, стран. Андерсен для детей – отражение жизненной философии, мировоззрения, философской мысли взрослых людей.

Он раскрывает чистые человеческие чувства, рассуждения, мир глубоких мыслей. Рассказы Андерсена заложили основу многих классических произведений.

Сочинения о литературных героях – это всегда рассуждения от имени чтеца, в которых следует избегать как назидания, так и повторения сказанного уже много раз. Немного оригинальности, умение подметить не самый очевидный слой произведения, и такое эссе встанет в очередь за хорошей отметкой. Многомудрый Литрекон представляет свое краткое сочинение-рассуждение на эту тему. Для каждого класса оно свое.

Для 1 класса: Илья Муромец

(152 слова) В былинном эпосе этот герой один из ведущих, и его путь достоин не одной экранизации. История о том, как крестьянский сын возглавляет войско обороны Древней Руси — это настоящий современный бестселлер. А если учесть, что будущий богатырь до 33 лет был парализован, и вовсе хочется в подробностях узнать, а что там дальше?

Меня в произведениях об Илье Муромце впечатлила особенно его встреча с Соловьем-разбойником. Оба персонажа колоритны, и финал этого соперничества далеко не предсказуем с самого начала. Считаю, что Илья Муромец, образ которого имеет исторические прототипы, до сих пор считается одним из главных символов древней русской культуры. Он очень хорошо прописан, а легендарная картина Васнецова «Три богатыря» визуализирует образы защитников русской земли как нельзя лучше.

Отрадно, что и мы, современные дети, не оказались далеки от произведений, написанных очень давно, да еще по событиям, которым так много столетий. Мультфильмы о богатырях не испортили впечатление от эпоса, а сделали его более понятным и близким.

Для 2 класса: Гадкий утенок

(178 слов) Если бы во времена Ганса Христина Андерсона существовал сторителлинг, он явно бы преуспел в нем. Потому что датский писатель не только изящно владел словом, он умел создавать истории, понятные любому читателю. В «Гадком утенке» поднимается тема, которая не стала менее острой через десятилетия. Она помогает понять тех, к кому мир не особенно приветлив. Или помогает именно тем, кто чувствует себя таким же гадким утенком.

Каждый ребенок, который не может найти друзей или слышит насмешки в свой адрес, имеет надежду. Он верит, что в нем тоже может быть тот самый прекрасный лебедь, только время еще не пришло. А еще эта сказка помогает рассмотреть людей, которые берут на себя право решать за других. Птичий двор в «Гадком утенке» — это метафора человеческого общества. И если кажется, что невозможно противостоять порядкам, которые там сложились, финал сказки вселяет уверенность в лучшем будущем. Он же показывает, насколько могут заблуждаться окружающие.

Это произведение давно стало классикой, только на его основе (на созвучии сюжетов) написано много других историй. Надеюсь, люди не забудут той красивой, немного грустной и пугающей печальными подробностями, датской сказки, которую придумал великий Андерсен.

Для 3 класса: Кот в сапогах

(205 слов) Любую историю, написанную давным-давно, можно рассказать на новый лад. Например, многим очевидно, что история кота в сапогах совершенно современна. Она рассказывает о таких людях (хоть в книге героем стал кот), которые никогда не унывают, не отчаиваются, и благодаря этому становятся победителями даже в гиблом деле. А еще эта книга о том, что если у тебя хороший друг, помощник, советник — это большая удача.

Кот смог обхитрить даже знатных людей. Он умел вызвать доверие, умел и «заболтать». Но ведь намерения у него были благородные: он хотел помочь своему хозяину, и справился с этим. А ведь вначале мало кто верил в кота. И как же верить, если в наследство достается не дом, не мельница, и даже не осел, а всего лишь кот? Мне кажется, эта сказка еще и о том, что не нужно судить об окружающих с первого взгляда. Что мельница и дом еще не гарантируют счастья, а такой верный друг поможет человеку обрести еще больше.

Я думаю, что героем сделали именно кота, потому что в одном облике этих животных чувствуется какая-то природная хитрость. К тому же коты действительно умеют влюблять в себя людей, очаровывать. Никакое другое животное, пожалуй, не справляется с этим так ловко. Сказка Шарля Перро – мудрая и интересная, и она совсем не устарела.

Для 4 класса: Буратино

(222 слова) Этот персонаж появляется еще в дошкольном детстве каждого ребенка. Через книгу, через фильм или мультик. Но восприниматься он может по-разному. Так как это главный герой, читатель ему сочувствует, переживает за него. Кажется, что над героем нависает опасность, и хочется помочь ему хотя бы просто прочтением книги. И хоть понятно, что, скорее всего, все закончится хорошо, переживания остаются вплоть до последней страницы.

Буратино – необычный мальчик. Наверное, всем (или почти всем) необычным людям трудно приходится в этом мире. Они хотят, чтобы их воспринимали так же, как и всех, но мир словно выдвигает им условия, испытывает. Кто-то замыкается, а кто-то проявляет смелость, мужество, изворотливость и идет вперед к своей цели. Буратино из последних. Как бы не пытались его провести, он не теряет контроля над собой, выкручивается, находит правильное решение.

Такие люди, что очень важно, часто спасают не только себя, но и других. И история Буратино, освободившего героев театра, тому пример. Красивые, умные, благородные, воспитанные могут не найти возможности спасти себя, обрести счастье. Дело не в высоком интеллекте, не в образовании, а в отсутствии отчаяния, в желании попробовать, как бы страшно ни было. Для меня Буратино именно такой герой. Даже немного обидно, когда над ним смеются, несерьезно относятся. Ведь именно этот смешливый мальчишка (хоть и немного наглый, конечно) смог приструнить тех, кто был всемогущественен. На всякую силу найдется другая сила, Буратино это доказал.

Для 5 класса: Руслан

(215 слов) Руслан – смелый, отважный воин. Пушкин описывает его красавцем, статным и белокурым. Уже эти описания помогают читателю сопереживать герою, болеть за него. И многим кажется, что с такими точно ничего плохого случиться не может. Но в жизни бывает, что именно сильным и смелым предстоит пройти самые тяжелые испытания. Злой Черномор крадет Людмилу, дочь Владимира, чем бросает воину вызов. А ведь бороться со злом всегда тяжело – оно играет не по правилам.

Владимир обещает, что отдаст дочь за того, кто ее спасет. И не один Руслан отправляется на поиски Людмилы, но это его мало смущает. Он знает, что сила за ним, что прекрасную девушку спасти должен именно он. Хоть само наличие соперников мотивирует Руслана быть быстрее и осторожнее. Как показывает дальнейший сюжет, соперники сворачивают с пути. Наверное, так бывает и в жизни. Значит, не так дорога им была Людмила. А, возможно, не так сильна их верность правителю.

Черномор попытался физически уничтожить Руслана, вряд ли бы другие воины выдержали это. Он несколько дней носил его по воздуху, но сильный телом и духом богатырь смог выдержать это дикое испытание. Наверное, так случилось, потому что тогда на Руси сложно было жить спокойно. На русские земли всегда находились охотники: то половцы, то печенеги, то хазары. Живи бы герои книги в другое время, возможно, не хватило бы у них сил выдержать все испытания. 

Для 6 класса: Дубровский

(256 слов) Многие герои Пушкина отнюдь не идеальны. Вначале повествования они предстают людьми, легко относящимися к деньгам, не утруждающими себя душевными порывами, тягой к самосовершенствованию. Дубровский из таких персонажей. Он появляется в третьей главе, и вряд ли такой образ может понравиться читателю. Дубровский не знает цены деньгам, ведь его с лихвой обеспечивает отец. Он играет в карты, удовлетворяет все свои прихоти, мало думает о том, что делать и как жить дальше.

Но беда, случившаяся с его отцом, меняет настроения сына. Владимир все бросает, отправляется на помощь родителю. Стоит напомнить, что в отчем доме его, сына, не было уже больше 10 лет. И уже в этих новых обстоятельствах от прежнего повесы ничего не остается. Точнее, остаются решительность, кураж, способность на многое ради благой цели. Хоть многие его действия могут показаться чрезмерными, они очень ярко характеризуют героя. Чего стоит один поджог дома, своего отчего дома, лишь бы тот не достался Троекурову. Сложно говорить, правильно ли сделал Владимир, но душа его настаивала только на таком решении, и понять его точно можно.

Также можно понять и мотивы, согласно которым Дубровский становится «благородным разбойником». Я не оправдываю его пути, мне кажется, у него были и другие варианты. Но я могу понять захлестнувшую его обиду. И, опять же, выступая против дворянства, главный герой заслуживает одобрение крестьян. Он грабит не всех, а только тех, кто унижает, растаптывает простой люд, кто возомнил себя вершителями судеб. Это ставит читателя на сторону героя, по крайней мере, его принципы не шатаются в зависимости от ситуации. И это очень важная характеристика Дубровского. Поэтому мне больше всего понравился именно этот герой.

Для 7 класса: Кавказский пленник

(272 слова) Это произведение Льва Николаевича Толстого во многом автобиографично. Известно, что сам писатель во времена своей службы на Кавказе попал в плен к татарам. Офицер Жилин, один из главных героев произведения, бедный дворянин, отправляется навестить свою мать. Вот почему он покидает гарнизон. И по дороге он оказывается плененным татарами. Жилина увозят в аул, надевают на него колодки, закрывают в сарае, а утром и вовсе продают. Жилин неожиданно подружился с дочкой хозяина, Диной. Он лепит для нее глиняных куколок, развлекает девочку, а та, по доброте душевной, подкармливает пленника. 

И вот там, в плену, Жилин встречается с Костылиным, до этого предавшим его. Собственно, не оказался бы Жилин в плену, если бы не Костылин, бросивший его, да еще и прихвативший ружье. Но Костылина и самого через какое-то время настигает та же участь. Теперь они друзья по несчастью. И книга показывает, что простить можно и предательство, потому что жить без прощения – путь в никуда. Великодушие Жилина помогло ему в итоге обрести свободу.

Первый побег был неудачным, и все могло окончиться трагически. Но та самая Дина, рискуя многим, помогает Жилину сбежать. Бежать ему приходится в колодках, что почти невозможно, но смелому и упрямому герою удается побег. Костылин же отказывается бежать, остается ждать выкупа.

О чем для меня эта история? О том, что никогда не нужно сдаваться. А еще о том, что даже на территории врага могут быть люди, настоящие, человечные. Еще эта история о том, что нельзя переставать верить людям, но при этом рассчитывать лучше всегда только на себя. Жилин боролся не только за свою жизнь, но другого все же не спасешь против его воли. Мне очень понравился этот герой, потому что он смелый, находчивый и добрый.

Для 8 класса: Тарас Бульба

(295 слов) Повесть «Тарас Бульба» — большое произведение. Дело не в объеме, а в том, какую мысль хотел заложить Гоголь в основу книги. Одно из главных событий в истории Украины – борьба за независимость, за собственную государственность, является не простым фоном разворачивающихся в книге событий. Это и есть герой произведения, влияющий на судьбы всех остальных лиц, прописанных в повести.

Тарас Бульба – гетман, очень целеустремленный человек, упрямый даже слишком. Гоголь описывает его как личность, не готовую к компромиссам. В своем желании увидеть сына Тарас не только сам идет на риск, но еще и уговаривает куда более боязливого человека, Янкеля, провести его под кирпичами в Польшу. Это дело было очень рискованным для всех. Умение воздействовать на других, убеждать – признак также сильного человека.

Бульба ценит дружбу и товарищество, для него это неоспоримые идеалы. Он умеет переживать за тех, кто оказался в беде, он искренне опечален судьбой товарищей.

Но более этого ценит он и семейные узы. Можно только представить, что испытывает он, видя, как его сына Остапа ведут на казнь. И он же не боится взглянуть на это, хотя есть возможность просто не видеть. Тарас теряется в толпе, чтобы увидеть самое страшное, что только может быть для отца. Он переживает это горе, но острое чувство мести уже не может уйти из души Тараса.

За погубленного сына он готов мстить, и преуспевает в этом, хоть звучит это очень страшно. При всем этом мы должны трезво смотреть на личность Тараса. За независимость родного края, за погубленного сына он мстит, не видя границ. Он не жалеет ни женщин, ни детей. Он заходит очень далеко, но считает, что должен быть верен собственным принципам. А значит, эта история далеко не так однозначна. Мне понравился этот герой, потому что он верен своим убеждениям и силен. В наши просвещенные и гуманные времена он стал бы лидером без жестокости и насилия.

Для 9 класса: Герой нашего времени

(303 слова) Известно, что «Героя нашего времени» авторства Михаила Лермонтова, возможно, и не было бы, не прочитай Михаил Юрьевич «Евгения Онегина». Он вдохновился идеями старшего товарища, решил создать уже для своих современников нечто подобное. У людей творческих существует такая концепция: копируй у великих, и если ты талантлив, получишь нечто совершенно уникальное. Так и получилось в случае с «Героем нашего времени».

Тему произведения можно заключить в емкое «поиск смысла жизни». Так или иначе, но это в один момент становится актуальным для каждого. Произведение является психологически-социальным романом, в котором соединены и повесть, и очерки, и рассказ, и новелла. Это, безусловное, великое достижение Лермонтова как литератора.

Григорий Печорин, центральный персонаж книги, словно слепок своего эпохи, голос поколения. Он умен, дальновиден, вот только эти качества не приносят ему счастья. Потому что остальные, не ставя себя на нравственную высоту, умеют любить и чувствовать, сострадать и отдаваться печали. Печорин же холоден, циничен, расчетлив, он не поддается эмоциям.

Важен и контекст произведения – так называемое безвременье. Лермонтов жестко утверждает на страницах романа, что тому виной государство. Оно истребляет лучшие, не угодные властителям умы, которые могли бы изменить устаревший уклад. А те, кто остаются, ни на какие изменения, ни на какой прогресс не способны. И это все на контрасте с загубленными декабристами, которых сменило потерянное поколение. Ему, новому поколению, служение родине уже не кажется такой незыблемой святостью. А еще оно оказывается пресыщенным светской жизнью.

Книга Лермонтова отзывается и в сердце современного читателя, ведь она всегда – предупреждение. Можно быть умным, образованным, воспитанным, но совершенно потерянным. Вот почему Печорин рассматривается как «лишний человек». И это жесткое определение все же довольно точно. 

Удивительно, что со времени написания книги прошло так много десятилетий, а она не рассматривается как литературная летопись давно ушедшей эпохи. В ней каждый может усмотреть аналогии с сегодняшним днем. И каждый же может найти в Печорине часть себя. Если, конечно, будет с собой честен.

Для 10 класса: Война и мир

(370 слов) Андрей Болконский – мой любимый герой романа «Война и мир». Это один из самых важных образов в русской литературе. В ней есть много более героических, ярких и успешных персонажей, но он описан Толстым так ясно, четко, а еще и красиво, что уж точно сложно забыть. Наверное, потому так волнуешься, глядя в первый раз экранизацию «Войны и мира» именно по поводу роли Андрея: справится ли актер, удастся ли ему не разрушить тот образ, что сложился у читателя еще в школьные годы.

Князь Андрей проходит большой путь. Он меняется на протяжении всей книги. Он — человек рефлексирующий, задающий себе вопросы. Но в начале повествования он более категоричен. И совсем другого человека видим мы в самой пронзительной главе – смерть князя воспринимается читателем, который только знакомится с книгой, едва ли не как личное переживание. Трудно поверить, что писатель «убьет» героя, за которым так интересно наблюдать. Но так выходит, что смерть – тоже мощный инструмент передачи образа, характера. И Андрей, который прощает Наташу, и умирает с любовью в глазах и на устах, кажется еще более прекрасным, одухотворенным, достойным стать любимым литературным героем.

Вспоминая Андрея, мы воспроизводим в памяти его благородный образ: выправка, манеры, взгляд, отношение к людям. Он оказывается не просто хорошим другом: он — человек, который внимателен по-настоящему, который готов отдавать свои чувства тому, кто их достоин. Его дружба с Пьером – особая линия в романе. И то, как деликатно вел себя Пьер на протяжении всей этой истории, то, как он не переставал быть другом Андрею даже после его смерти, — эти факты многое говорят и о Болконском, и о Безухове.

Наверное, не стоит так сожалеть, что автор не дал князю шансов, что тот умер и даже не в конце книги. Толстой показал, каких людей уносит война. Он дал читателю возможность прочувствовать губительность любой «дележки интересов». В конечном итоге, люди на войне гибнут не за родину, а за тех, кто поставил свои идеи господства выше других. А точнее, из-за тех, кто взял на себя такое бесчеловечное право. Война не выбирает, кого оставить героем при жизни, а кому пополнить черные списки. Оружие не умеет понимать, кто достоин жить, а кому не повезет прямо сейчас. Можно только представить, какой была бы судьба страны, если бы таких людей, как князь Болконский, не уносили раньше времени в мир иной чужие кровавые амбиции.

Для 11 класса: Мастер и Маргарита

(332 слова) Мой любимый герой из романа «Мастер и Маргарита» — Воланд. Это необычное мистическое существо, которое взбаламутило жизнь советской столицы и показало истинный облик людей, обитающих в ней. Именно Воланд соединяет две сюжетные линии воедино и придает роману уникальности. Его цитаты считаются самыми известными, его образ — самым колоритным.

Меня в нем привлекают такие черты, как уверенность в себе, спокойствие и мудрость. Воланд никогда не суетится, никогда не делает лишних шагов. Все его действия продуманы и направлены на конкретные цели. Он видит других героев такими, какие они есть, его не обмануть внешним лоском. Каждая его реплика — афоризм. Кому, как не Сатане, здраво судить о людях?

Воланд оживляет сюжет книги, делает его интригующим и нетривиальным. Проделки его компании добавляют в роман много юмора. Каждое приключение героев обличает недостаток советской власти. Сам же Воланд открыто иронизирует над главным интересом пролетариата, равнодушного к материальным благам. Он говорит, что современных людей испортил квартирный вопрос. Одна эта реплика — уже издевательство над официальной идеологией, возвышающей бедность и пропагандирующей отсутствие частной собственности. И вот главным приоритетом советских граждан становится… нет, не мировая революция, а недвижимость. И так с каждым словом Воланда. 

Особенно покоряет читателя доброта абсолютного зла. Именно Воланд, а не его коллеги из райских кущ, спускается в самые недры жизни и помогает людям. Он вызволил Мастера, подарил ему и Маргарите вечный покой. Он восстановил справедливость, выселив Магарыча и обличив взяточника Никанора Ивановича. Воланд приносит с собой неудобную правду, которую тщится скрыть советская пропаганда. С его помощью мы узнаем о Москве и москвичах больше, чем от них самих. И в этом вся разница: инфернальная сила пользуется ложью для игр с людьми, зная об их зависимости от иллюзий. А вот сами жертвы игр становятся марионетками многослойного и каждодневного обмана. Этими нитками пользуется Воланд, чтобы развлечь себя и публику. Однако в его мотивах много бескорыстного желания помочь и улучшить. Обличая пороки, он дает людям возможность исправиться.

Таким образом, Воланд — это очень интересный и единственный в своем роде герой, который у каждого вызывает положительные эмоции. Его мудрые изречения помогают и нам в работе над собой.

Автор: Екатерина Иванова

  • Почему в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях добро побеждает зло
  • Почему в сказке курочка ряба дед и баба плачут
  • Почему в сказках иван всегда дурак
  • Почему в русских народных сказках добро побеждает над злом сочинение 5 класс
  • Почему в сказках ивана называют дураком