Почему в сказках лису называют патрикеевна

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 86-89. укм перспективараздел мир народной сказки. маленькие

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Обучение составлению описательного рассказа «Лиса Патрикеевна» по игрушке».

Конспект образовательной деятельности

Образовательная область «Развитие речи».

Задачи.

Обучать простому описательному рассказу.

Формировать обобщающее понятие «дикие животные», «детеныши диких животных».

Учить детей различать и употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

Воспитывать положительно – эмоциональное отношение к живой природе.

Словарь.

Активизировать слова пушистая, рыжая, тепленькая, тихонько, пригинается, кланяется, рыльце тоненькое, зубушки острые,  ушки на макушке, хвостик на отлете.

Оборудование:

Фланелеграф, игрушка лисы, маска лисы, картинки с изображением диких и домашних животных, мяч, корзинка с угощением (грибочками), указка, книги — сказки.

Предварительная работа.

Познакомила детей с русскими народными сказками, в которых встречается лиса, рассматривали иллюстрации к сказкам, проводила беседу по содержанию. Дети обыгрывали отрывки из сказок, используя маски. На занятии рассказывала детям о жизни диких, домашних животных. Рассматривая иллюстрации « жилищ диких животных» объясняла детям, как животные устраивают себе жилища. В дидактической игре «Кто, где живет» дети подбирали картинки с изображением жилищ для диких животных.

Познакомила детей с дидактической игрой «Четвертый лишний», где учила детей находить лишнее животное среди группы животных; упражнялись в названии детенышей животных в единственном и множественном числе.

Ход образовательной деятельности.

Приветствие.

Солнце яркое встает,

Лучики свои нам шлет,

Руки солнцу мы протянем.

— Здравствуйте, — мы вам всем скажем

Воспитатель: Ребята,  попробуйте, догадаться о каком звере пойдет речь.

Отгадайте загадку.

Рыжая, с пушистым хвостом

живет в норе под кустом.

Вы догадались, кто это? ( Лиса).

— Как вы догадались, что это лиса? (лиса рыжая с пушистым хвостом, живет в норе).

А давайте поищем, где она спряталась?

Игра «Тепло-холодно».

В-ль: Вот она лисичка (показываю) пришла к нам в гости.

— Скажите, где живет лиса? (В лесу, в глубокой норе).

— Лиса – какое животное? (Дикое животное).

Воспитатель: (вывод) Лиса – это дикое животное.

— Какие звери живут в лесу? (Заяц, волк, медведь, белка, ёжик, кабан, лось, олень).

— Это какие животные? (дикие животные).

— Как вы думаете, почему этих животных называют дикими? (Дикие животные живут в лесу, они сами находят себе еду, строят дома).

— А каких животных называют домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком, человек о них заботится.)

Игра «Четвертый лишний».

Выставляю картинки на фланелеграфе: лошадь, лиса, кошка, корова.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и назовите – какое из этих животных здесь лишнее и объясните почему.

Ребенок: Лишняя лиса –  она дикое животное, а все остальные домашние животные).

Воспитатель: — Какое дикое животное считают самым хитрым? ( Лису).

— Почему лису называют хитрой? (Она обманывает зверей, ходит тихо, тихо крадется тихо, к земле пригинается; бежит, словно плывет).

Воспитатель: Выходите на лужок,

Становитесь все в кружок.

Подвижная игра «Лиса Патрикеевна».

Давайте поиграем в игру «Лиса Патрикеевна».

Воспитатель: выберем лисичку с помощью считалки (посчитай ребят).

Ребенок считает:

Раз, два, три, четыре, пять-

Мы собрались поиграть.

К нам лисичка прибежала

И тебе водить сказала

Лисичкой будет (имя ребенка), она притаилась в кустах (ребенку одеть маску лисы), а звери решили подразнить лису.

«Рыжая сестричка,

Хитрая лисичка,

Ты где?»

Лисичка: Я здесь?

Дети бегут к стульчикам, лиса их ловит.

Воспитатель: Какой хитрой и ловкой оказалась лиса, сумела поймать (зайчонка или мышку).

Игру провожу два раза.

Воспитатель: присаживайтесь на стульчики.

— Лиса — любимый герой многих русских народных сказок.

— Вспомните, в каких сказках встречается лиса?

(На доске выставляю книги – сказки).

Дети: «Лиса и козел», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка — сестричка и волк», «Медведь и лиса», «Собака и петух».

Воспитатель: Лиса – умный и хитрый зверек, кого угодно проведет!

Воспитатель: — Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Кумушка, Лиса Патрикеевна).

Воспитатель: Всегда она ловко обманывает доверчивых зверей, птиц, людей.

Воспитатель: Скажите, ребята, как зовут детеныша лисы? (Лисенок).

Молодцы, присаживайтесь на стульчики.

— Ребята, послушайте рассказ про лисичку.

Воспитатель рассказывает.

Лиса Патрикеевна.

У кумушки-лисы зубушки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихонько, к земле пригинается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно; роет норы глубокие, много входов в них и выходов; любит курочек, уточек, мышей.

Словарная работа и беседа по содержанию.

Воспитатель: — Ребята, что на морде у лисы? (Рыльце тоненькое, глаза, ушки, нос, зубы).

— Вот как ласково говорится про лису:  Зубушки острые, ушки на макушке, хвостик на отлете.

— Давайте вместе скажем: у лисы зубушки … (острые), ушки … (на макушке), хвостик … (на отлете).

Воспитатель: ребята, что значит «хвостик на отлете»? (Лиса как будто несет свой пушистый, рыжий, красивый хвост).

Воспитатель: Какой хвост у лисы? (Пушистый, красивый, рыжий).

Воспитатель: А теперь расскажем о том, как лиса принаряжена.

 Хорошо кума принаряжена: шерсть какая? (Пушистая, рыжая, а на шее белый галстучек – пятнышко).

Воспитатель: Расскажите, как ходит лиса? (Ходит лиса … тихонько, к земле пригинается, будто кланяется).

— Ваня, покажи, как ходит лиса.

Давайте вместе покажем, как ходит лиса. (Дети имитируют движения лисы).

Воспитатель: Как называется жилище лисы? (Нора).

— Давайте расскажем и покажем, какие норы роет лиса? (Вместе говорим и показываем: роет норы глубокие, много выходов в них и входов).

Воспитатель: Давайте нашей лисичке расскажем про нее? Какая она красивая. (Рассказы детей – 2 ребенка).

Воспитатель: молодцы, ребята (имена детей), как хорошо вы рассказали про лисичку.

А давайте, и вы скажете, какая бывает лисичка. Становитесь в кружок.

Дети в кругу передают друг другу лисичку и говорят  (Лисичка красивая, нарядная, пушистая, рыжая, золотистая, хитрая, проворная, быстрая, лиса-краса, грациозная, изящная, плутовка, ловкая).

Воспитатель:  Ах, как хорошо вы рассказали про лису, лисичку, ей понравилось, а (имя ребенка) назвал лисичку нарядной, (имя ребенка) сказал, что она ловкая, а (имя ребенка) очень хорошо изобразила лису, (имя ребенка) показал, как роет лиса нору.

Все сегодня молодцы, а лисичка сегодня погостит у нас еще до вечера, когда вы пойдете домой она убежит себе в лес в норку.

Рефлексия: кому понравилось и все получилось, выберите снежинку, у кого, что то не получилось,  выберите комочек снега.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центра детского творчества»

Открытый урок

Тема: Знакомьтесь — «Лиса-Патрикеевна!»

Педагог дополнительного

образования детей

Маркелова Н.И.

г. Нижнекамск

Год обучения учебной группы:1 год

Возраст детей:7-8 лет

Дата проведения занятия:11 мая, 2021год

Продолжительность занятия:45мин.

Место проведения: МБУ ДО «ЦДТ», каб.№ 34

Девиз урока: «Научился сам – научи других».

Цель урока:изготовление игрушки.

Задачи урока:

обучающая — научить решать задачи, используя смекалку, изобретательность.

— развивающая – развивать детскую инициативу, расширять кругозор учащихся.

— воспитывающая – воспитать эстетический вкус, приобщить к изучению исторического и культурного наследия прошлого, аккуратность в работе, любовь к труду.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование и материалы: готовые игрушки, атрибутика для игр.

Межпредметная связь – история.

Опережение домашнего задания: подготовить сообщение к уроку, мини – рассказы и стихи про лисичку.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Задачи: обеспечит и создать комфортные условия для обучения

Содержание:

* Приветствие;

* Проверка готовности к уроку;

* мобилизация учащихся.

2. Основная часть.

* Сообщение темы, цели урока;

* Изучение нового материала;

* Формирование умений и навыков;

* Закрепление и совершенствование приобретенных знаний;

* Применение полученных знаний.

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Хочу начать наше знакомство с новой темой -строчками из стихотворения:

— Рыжей шубою сверкает,

Волка дурит тут и там,

Мышек, зайчиков гоняет,

По полям, да по лугам.

Лицемерием известна,

Славится на все леса,

Вам, конечное, известно

Что хитрее всех …… кто?

Дети отвечают: — Лиса!

Итак, друзья, сегодня мы с вами продолжаем работу над изготовлением лесных животных из ткани.

Без сомнения все вы, ребята, знаете об этой лесной красавице. Сколько сказок и рассказов написано о ней, сколько мультфильмов снято, где главная героиня – лиса. Всем известен ее характер. Вот я задам вам вопрос: «Какая она, лиса?» И думаю, что получу сейчас наиболее популярный ответ (делаю опрос детей). Конечно же: «Хитрая, рыжая, пушистая». А вот еще один вопрос: «Знаете ли вы стихи и рассказы про лису и какие?» (ребята отвечают).

И я для вас решила подобрать наиболее интересные стихи про лисоньку, лису Патрикеевну. А, кстати, почему лису в рассказах и сказках называют по имени и отчеству «Лиса Патрикеевна» кто знает? (идет опрос учащихся).

А вот и правильный ответ: Патрикей – это старинное и происходит от латинского слова «патриций», т.е. аристократ. Правильнее поэтому было бы говорить «Патрицей», а не «Патрикей». Но в старину латинское «ц» на Руси произносили как «к».

Поэтому и получилось – Патрикей. Имя это давалось только детям княжеского рода. Лет семьсот назад жил – был новгородский князь Патрикей Наримунтович. Князь этот так прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей с тех пор стало равнозначно «хитрецу». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем то, как верная наследница хитрого князя, и получила отчество Патрикеевна.

— Ребята хитрым быть хорошо или плохо? (ответы детей). А почему? Сейчас узнаем из стихотворения:

В лесу на пеньке кто-то громко ревет,

Не просто ревет, а рыдает!

Собрался взволнованный местный народ:

— «Кто плачет? Сейчас все узнаем!»

Пошли на полянку всей дружной гурьбой,

Предстала картина живая:

Лиса на пеньке, средь поляны лесной,

Слезинки из глаз вытирала.

— «Что плачешь плутовка? Чего слезы льешь?

Зверей всех в лесу напугала!» —

С вопросом к лисе подошел старый еж –

— «Ты может чего потеряла?»

Сквозь слезы лиса посмотрела на всех,

И молвила, громко икая:

— «Сейчас вы меня поднимете на смех,

Причина – то в общем смешная.

Вам всем хорошо мне сейчас говорить,

У каждого есть здесь друзья,

А я … А со мной не хотят вот дружить,

В лесу – одинокая я».

— «А ты, не пыталась чуть-чуть стать добрей?

С друзьями нельзя плутовать.

Тогда б у тебя стало больше друзей,

Счастливей смогла бы ты стать».

— «Я так не могу!» — огорчилась лиса,

Кого же мне надо дурить!

И прямо так честно взглянула в глаза,

— «Ведь я не умею так жить!»

И вот у лисы до сих пор нет друзей,

Как прежде она одинока,

Не верят в лесу по – прежнему ей,

Ну хитрая все же плутовка.

С характером хитрым не сладко порой

И если дружить вы хотите,

Запомните важный совет и простой:

«Друзьями всегда дорожите!»

А теперь ребята, слушаем стих о лисичке и инициируем. Выбираем действующие лица: автор, лиса, мастер. Одеваем маски.

В ателье пришла лисица (автор)

— «Шубку мне пора менять!» (лиса)

Посмотрела мастерица: (автор)

— «Что могу я Вам сказать?» (мастер)

Есть меха у нас любые,

Серые, синий, голубой,

Однотонные, стальные,

Но для вас есть золотой!»

— «Ну, скорее покажите, (лиса)

Что припрятано у Вас?

Золотой – ка мне несите,

Я хочу его сейчас!»

И выносят мех лисице, (автор)

Словно золото горит,

И довольной мастерице

Наша лиска говорит:

— «Это мне как раз и надо, (лиса)

Я красивой быть должна,

С детства обожаю злато,

В золотой я влюблена».

И с тех пор все звери знают, (автор)

Если где огонь горит,

Это лисий мех играет,

Рыжим золотом блестит.

Так что, если повстречаешь,

В поле может иль в лесу,

Ярко пламя полыхает –

Это видел ты лису!

— Ребята, предлагаю вашему вниманию образец игрушки «Лисички». Обратите внимание на ее цвет, раскрас, форму глаз и т.д. Смотрите кончик хвоста у лисички какого цвета? (ребята отвечают что белого) А почему, кто знает? Ответы ваши конечно же интересные, но вот моя версия: почему хвост у лисы белый.

1. В лесу белый цвет – лучший маячок. Чтобы его было лучше видно, т.к. у лисы бывают маленькие лисята, в густой траве не видно отчетливо маму лису. И чтобы малыши не сбились с дороги, не потеряли маму, она поднимает хвост, а белый кончик служит ярким и заметным маячком для малышей. Маленькие лисята ориентируются на белый цвет.

А еще в сказках, при оформлении иллюстраций, лису изображают в каком обличии? (дети отвечают)

— Правильно, в сарафане. И сейчас я немного расскажу вам о нем. Сарафан – это основной элемент русского женского традиционного костюма. В наиболее распространенном варианте кроя широкое полотнище ткани собиралось мелкими складочками – прищепом на бретелях. Мода на сарафан не проходила никогда. Сарафан – длинное платье на бретелях, носившееся поверх сорочки или на голое тело. Русский сарафан носили и как повседневную и как праздничную одежду. Девушка на выданье должна была иметь в приданном 10 сарафанов разных расцветок. Представители зажиточных сословий и знати шили богатые сарафаны из дорогих тканей (бархата, шелка). Украшали сарафан вышивкой, тесьмой, кружевом. Такой сарафан подчеркивал общественное положение хозяйки.

И сейчас я предлагаю вам поиграть в словарную игру: «Подскажи словечко». Описание игры: стихи представляют интерес для учащихся. Стихотворная словарная игра может быть использована при ознакомлении детей старшего дошкольного и школьного возраста с древнерусским костюмом. Смысл игры заключается в том, чтобы быстро сообразить и подсказать подходяще слово на заданную рифму. В данном случае такой отгадкой всегда будет слово «сарафан». Цель игры: формирование и закрепление знаний об истории и элементах женского народного костюма на Руси. Задачи:

— расширить знания детей о древнерусском народном костюме, его элементах, сарафане в частности;

— развивать познавательную и речевую активность, реакцию, смекалку, любознательность, кругозор;

— воспитывать желание как можно больше узнать об отечественной истории и традиции.

— воспитывать чувство патриотизма, осознавая себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.

Игра «Подскажи словечко».

— Что наши прабабушки носили?

Душегрею, опашень, кафтан…

Издавна все девушки любили

Грациозный русский… (сарафан, фото).

— Бедные крестьянки и особы,

На которых выпал важный сан,

Берегли, не износился чтобы

Яркий и нарядный … (сарафан, фото).

— На Руси невесты так красив.

Украшал всегда девичий стан

Неизменный, бабушкин любимый,

Длинный, весь расшитый… (сарафан, фото).

— Не страшны Петровские указы

Под влияньем чужеземных стран.

Так хотел он уничтожить сразу

И изгнать народный … (сарафан, фото).

— Шли века. Но он как прежде в моде.

Пусть французы шепчут: «О, шарман!»

Выбрать можно по любой погоде

Стильный современный …(фото современного сарафана)

— Знают все про школьную нагрузку

И про форму всем совет был дан:

«Белую купите дочке блузку,

А поверх наденьте …» (фото школьного сарафана)

— Молнии, заклепки и застежки,

Спереди отсроченный карман,

Представитель фирменной одежки –

Джинсовый удобный … (сарафан джинсовый)

— Все пройдет… Или уже проходит …

Но живет, и это не обман.

Никогда из моды не выходит

Всем известный русский … (сарафан)!

— Молодцы ребята! А сейчас давайте разделимся с вами на две команды, поиграем в игру «Сарафаны». Условия игры: на двух стульях напротив команд лежат 2 сарафана, 2 косынки, бусы. Первый игрок из команды, на счет три, бежит и стулу одевает сарафан, платок, бусы и кричит громко: «Я готова» бежит ко второму участнику из его команды и снимая одежду передает ее 2 участнику команды, тот бежит вокруг стула и предает эстафету третьему игроку и т.д. Чья команда первая заканчивает бег – та и побеждает!

— Молодцы ребята! Хорошо поиграли. И в заключении нашего занятия я хочу сказать, что вы сегодня узнали много о лисе, о ее характере, повадках и познакомились с народным русским костюмом, а также современной одеждой «Сарафаном». На следующих уроках мы с вами будем заниматься практикой, а именно изготавливать игрушку из ткани.

В лесу живет лисичка, рыжая сестричка. Она подарки носит, какие дети просят. Пушистый, длинный хвостик следы метет за ней. Она приходит в гости, чтоб жить нам веселей. В окно лисичка смотрит: когда же все уснут? Тогда она сумеет в наш домик проскользнуть! Она из леса булочку и мандарин несет. Поверьте, в каждом доме – ее ребенок ждет. Подарки носит детям лисичка круглый год. И для детей родителям она их отдает. У поезда догонит, к автобусу спешит, обертками и фантиком средь ночи пошуршит. (И. Мордовина). И сегодня, друзья, не исключение – лисичка передала для вас сладкие подарки за вашу отличную учебу и труд! (раздать детям сладкие подарки: конфеты).

Анализ посещенного урока.

Преподаватель Маркелова Н.И. имеет большой педагогический опыт и пользуется заслуженным уважением учеников. Урок в 1 классе начался своевременно и организованно – строго по звонку. Основные задачи урока были сформулированы педагогом четко и ясно, громко. Учитель показывает элементы деталей и сборки игрушек четко и доступно, объясняя важные для понимания учениками моменты, учитель указывает и исправляет ошибки в процессе выполнения задания учащимися. Учащиеся к занятиям относятся с большим энтузиазмом, охотно и старательно сшивают детали между собой. Учитель относится к детям с уважением, пониманием, соблюдает тактичность. Урок проводится согласно программе. Пред уроком учитель составляет конспект урока, в котором рассмотрены методики урока, их целесообразность. Во время урока учитель привлекает внимание учеников, задавая вопросы, иногда выходит на уровень диалога с учениками.

Методы обучения и воспитания достаточно результативны, не сложны, дети быстро их усваивают. В процессе урока учитель исправляет ошибки при пошиве и сборке игрушки, в случаях затруднений помогает исправить ошибки. Педагог придерживается дидактических принципов обучения, систематичности, последовательности, доступности. Привлекает детей к анализу выполненной работе, самооценке. Ученики относятся к занятиям положительно, по возможности выполняют все задания урока. Время урока целесообразно распределено по уровням сложности.

В заключительной части урока закрепление основных моментов, рефлексия. Проводится подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Учитель приветствует учеников, отмечает присутствующих, подготавливает учащихся к работе. Этот этап не занимает много времени, но очень важен для мобилизации внимания учеников.

  2. Задача второго этапа урока – установить правильность и осознанность усвоенных на предыдущем занятии знаний. Учитель понемногу опрашивает всю группу. Если затрудняется с ответом, учитель предлагает другим помочь ему с формулировками, что-то добавить, высказать свою точку зрения, сам помогает и направляет ход мыслей учеников. Таким образом, за 7 – 10 минут, учащиеся вспомнили, обсудили и обобщили материал предыдущего урока.

  3. Преподователь сообщает тему сегодняшнего урока. Задача этого этапа – организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Время от времени преподаватель акцентирует внимание учеников на каких-то важных фактах: «А вот здесь давайте поподробнее, это очень важно». Таким образом, он обращает внимание учеников на какие-то значимые, ключевые факты, являющиеся ключом к разрешению какого-либо вопроса. Это способствует выработке у учащихся умению выделять главные мысли, существенные стороны изучаемого материала, учит их мыслить аналитически, составляя из отдельных эпизодов целостную картину.

Нужно отметить, что учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, задаваемых учителем, не стесняются выражать свои мысли. Учитель же поощряет такую активность одобряющими фразами: «Молодец», «Правильно», «Да, именно так» и т.д. Это способствует внутреннему раскрепощению учеников, никто не чувствует себя лишним, ученикам очень приятно осознавать, что их мнение значимо. Ученики ведут себя дисциплинированно, так как все включены в работу и не отвлекаются.

Управляющая роль, поведение и деятельность учителя.

Учитель уверенно и настойчиво требует выполнения задач урока. Он умело держится перед группой. К детям относится с уважением, соблюдает тактичность. Взаимоотношения детей с учителем доверительные. Он дает указания детям правильно, его речь четкая и ясная. К отдельным ученикам применяет индивидуальный подход.

Выводы.

В процессе занятия, все задания выполнены на высоком уровне. В процессе урока выполнены образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Предложения.

Для совершенствования проведения занятий, я бы предложила, использовать видеоматериалы

Директор МБУ ДО «ЦДТ» НМР РТ Князева У.Н.

Зав. отделом по метод.работе Амирханова Л.Г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центра детского творчества»

Отчет слушателя группы 801

Маркеловой Наталии Игоревны

Кому был посвящен первый блин?

Есть предположение, что называли медведей еще и комы. А то что в комоедицу первый блин относили в лес «чтоб проснувшийся хозяин поел, а к нам не ходил» – известный факт. Поэтому существует версия, что известная пословица на самом деле звучит как «первый блин – комам», т. е медведям.

Кто такой ком?

Ком, Комос, (др. -греч. Κῶμος), или Комус (лат. Comus) в древнегреческой мифологии — бог пиршеств и веселья, ночного праздного времяпрепровождения, сын и виночерпий Диониса.

Что значит быть в коме?

κῶμα «„глубокий“ сон»), комато́з — угрожающее жизни состояние между жизнью и смертью, характеризующееся резким ослаблением или отсутствием реакции на внешние раздражения, угасанием рефлексов до полного их исчезновения, нарушением глубины и частоты дыхания, изменением сосудистого тонуса, учащением или замедлением пульса …

Почему блин комом?

Блины подгорают Здесь причины две: либо вы жарите их на слишком большом огне, либо в тесто добавлено много сахара. «После того, как сковорода раскалится, убавьте огонь до среднего.

Как раньше называли медведя?

Древний обычай повторился и на новом этапе — даже нынешнее название медведя, изначально являвшееся эвфемизмом, русские (особенно охотники) вновь табуируют и заменяют другими прозвищами-эвфемизмами: косолапый, бурый, потапыч, Михайло, Мишка, хозяин и т.

Как на Руси называли медведя?

“бурый” (берлога – логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово “медведь” и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Как по другому называют медведя?

На самом деле медведя называют не только Михаилом Потапычем. Уже само слово “медведь” является эвфемизмом (то есть заменителем слова, которое почему-то нельзя употребить) изначального названия этого животного (см. словарь Фасмера). Так произошло потому, что этого животного боялись и приписывали ему неестественную силу.

Как называли медведя на Руси лесной?

Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие имена: Матрена, Аксинья.

Что означает образ медведя?

Медведь олицетворяет непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола, а также жестокую примитивную силу. Знак воинов в Северной Европе и Азии. К медведю здесь относятся с уважением и почитанием. Тотемное животное многих северных народов, он служит символом связи между небом и землей.

Почему медведь называется именно так?

В лесах Европы медведь был самым грозным противником человека, а его имя казалось древним людям неразрывно с ним связанным: назовёшь имя хищника – призовёшь и его самого. Именно поэтому страшное имя «орктос» заменили удачным псевдонимом медоед – мед-у-едь, медведь. Его можно было произносить и старым, и малым.

Почему грозного хозяина леса назвали медведем?

Насколько мне известно, слово “медведь” происходит от двух других слов – “мед” и “ведать”. Ведь этот грозный “хозяин леса” любит мед и всегда знает, где искать мед, именно поэтому народ и прозвал его “медведем”.

Почему медведя и носорога так назвали?

Носорог – так названо животное, потому что на носовой части находится большой рог. Медведь – первая часть слова – мёд, вторая часть – ведь, которая происходит от слова ведать, знать.

Как называют медведя в сказке?

По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый. Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька. Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч. Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.

Как в русских народных сказках называют ворона?

Ворона в русских сказках говорит на человеческом языке и предвещает несчастья. Наши предки старались не произносить вслух её имя, поэтому использовали различные другие слова для её обозначения. Это и “верховой”, а иногда, как бы удивительно это не было, называли курицей.

Как называют зайца в русских народных сказках?

Заяц в сказках беззащитный, слабый, добрый. 18. Как в сказках называют зайца? Косой, Зайчик-побегайчик, Зайчишка-трусишка, Зайка-попрыгайка.

Как в сказках называют волка?

6) Самое распространенное прозвище зайца – Косой, волка – Волчок – серый бочок и Волчок – зубами щелк. Рисунок 5. Как в русских народных сказках называют зайца?

Какое человеческое качество олицетворяет в русских народных сказках образ волка?

Волк и в сказках, и в баснях – всегда отрицательный герой. Он олицетворяет такие черты характера, как глупость, жадность, коварство, а также наивность и глупость.

Какой волк в русских народных сказках?

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам.

Как в русских народных сказках называют лису?

Лиса в сказках, как правило, олицетворяет хитрость, изворотливость или даже коварство. Ее называют по-разному: лисичка-сестричка, Патрикеевна, рыжая плутовка, кумушка, лисонька, хитрая лисичка. Обычно в сказках Лиса Алиса, кумушка, лисичка-сестричка. В общес всеми словами олицетворяющими хитрость.

Почему говорят что лиса хитрая?

У лисиц острый нюх и прекрасное зрение, они умны и любознательны. Наши предки считали лису хитрой за ее умение воровать кур из сарая — как их ни прячь, какие ухищрения не придумывай, все равно лиса найдет путь к курятнику. А охотники подметили умение лисиц уходить от собачьего гона, пользуясь «подручными средствами».

Какие есть сказки о лисе?

Сказки про Лису

  • Лиса послужила предметом обширного эпоса в Западной Европе: Во Франции этот эпос называется Roman de Renart, а в Германии — Reinhart Fuchs.
  • Колобок
  • Сказка: Волк и лиса
  • Сказка: Свадьба госпожи Лисы
  • Сказка: Лиса и гуси
  • Сказка: Лиса и кот
  • Сказка: Лиса и кума
  • Сказка: Лиса и лошадь

Как пишется лиса патрикеевна?

Лиса Патрикеевна (Лисичка-сестричка, кума-лиса) — один из главных персонажей русских сказок, персонаж украинских и болгарских сказок. Распространены сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды.

Как лиса перехитрила льва?

Однажды вечером лиса, почувствовав голод, вышла из своей норы и стала бродить по лесу в поисках какой-нибудь пищи. Лиса вспомнила, что у нее ни крошки во рту не было со вчерашнего дня, и сердце ее преисполнилось гневом ко льву, который лишил ее вкусной пищи. …

Какая лиса в сказке о том как лиса обманула гиену?

Лиса трижды обманула гиену: в загоне, по дороге до пещеры, в пещере, около ямы с пчелами. Гиена – быстрая, ловкая, доверчивая, бесхитростная, легковерная, наивная. diavinad8 и 159 других пользователей посчитали ответ полезным!

Как выглядит Лиса?

Как выглядит Обыкновенная, или рыжая лисица — среднего размера зверь с вытянутым изящным стройным телом, сравнительно короткими лапами, вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Тело лисицы утонченное, грациозное, очень красивое, заканчивающееся большим, пышным хвостом. Ноги короткие, очень маленькие.

Что есть лиса?

Лиса всеядное животное, но все же основу ее питания составляют позвоночные. В рацион лисы входят около 400 видов разных животных. Охотится лиса на мелких грызунов, зайцев, птиц, пресмыкающихся, жуков. Зимой основу питания составляют полевые мыши.

«Лисичка-сестричка в русских народных сказках» для детей старшей группы.«Лисичка-сестричка в русских народных сказках» для детей старшей группы.

Цель: обобщение образа лисы в русских народных сказках.

Задачи:

  • учить противопоставлять положительные и отрицательные черты характера;
  • учить выделять особенности характера лисы в русских народных сказках;
  • продолжать учить узнавать сказки с главным героем – лисой по иллюстрациям, предметам и т.д.;
  • развивать мышление, память, воображение;
  • воспитывать эмоциональное восприятие, любовь к русским народным сказкам, желание прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Оборудование: игра-пазл «Угадай сказку», серия картинок по сказкам «Колобок» и «Заюшкина избушка», чудесный мешочек с предметами из сказок про лису, волшебный колокольчик, мольберты с альбомными листами и маркерами, эмблемы команд и разрезные картинки по сказкам «Колобок» и «Теремок», музыкальные фрагменты песенок героев сказок про лису, костюм лисы.

Ход занятия.

Входит под музыку лиса, исполняет песню «Лиса Патрикеевна».

Лиса: – Здравствуйте, ребята, узнали меня? А как вы поняли, что я лисичка?

Дети: – Рыжая, хвост пушистый, хитрая.

Лиса: – А где я живу?

Дети: – В лесу.

Лиса: – А еще я живу в русских народных сказках. А кто писал народные сказки?

Дети: – Народ.

Лиса: – Ребята, а как меня называют в сказках?

Дети: – Лисонька, рыжая плутовка, лиса-кумушка, лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна.

Лиса: – А вы знаете почему Патрикеевной зовут меня в сказках?

Когда-то в давние времена правил Новгородским княжеством Патрикей, и был он удивительно хитрым да изворотливым и стали говорить: Патрикеевич да Патрикеевна. Это имя пристало ко мне не зря: я действительно поразительно хитрая, сообразительная и ловкая. Теперь и хитрых изворотливых людей иногда называют лисами.

Лиса: – А среди вас есть «лисы»?

Дети: Нет.

Лиса: – Ну а сейчас я хочу с вами поиграть, посмотреть все ли вы знаете о сказках, про лису. Предлагаю разделиться на две команды. У команд будут названия. А какие, узнаете, когда соберете картинки. (На столах разрезные картинки с изображением сказок «Колобок» и «Теремок».

Лиса: – Соберите картинки и прикрепите эмблемы.

– Послушайте правила. По очереди я буду давать задания каждой команде. Одна команда отвечает, другая – внимательно слушает и может дополнять, не выкрикивайте.

– Назовите мои русские народные сказки, в которых живу я, лисичка-сестричка.

Дети: – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и рак», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин».

Лиса: – Молодцы, много сказок знаете.

Вот я хочу посмотреть, отгадаете ли вы сказку по фрагменту мультфильма. (На экране фрагменты русских народных сказок, в которых встречается лиса – «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Лиса и кот», «Крылатый, мохнатый и масленый».)

Лиса: – Все команды порадовали меня. А в следующей игре, которая называется «Портрет лисы», каждой команде предстоит собрать пазл, на котором мой портрет и назвать сказку. (На столе пазлы с изображением сказок «Теремок» и «Заюшкина избушка»).

Лиса: – Молодцы, красивые портреты получились. Ребята, какую сказку вы собрали?

Дети: – «Заюшкина избушка», «Теремок».

Лиса: – Я предлагаю стать вам на время сыщиками и поиграть в «Бюро находок». В волшебном мешке лежат вещи, которые потеряли лисички из разных сказок.

Попробуйте угадать потерявшийся предмет и из какой он сказки.

– скалочка – ( «Лисичка со скалочкой»)

– горошек – ( «Кот, петух и лиса»)

– рыба – ( «Лиса и волк»)

– колобок – ( «Колобок»)

– тарелка – «Лиса и Журавль»

– кувшин – «Лиса и кувшин»

Лиса: – Хорошие вы сыщики, все предметы нашлись, лисички будут рады.

Ну, а чтобы быть ловкими и быстрыми, как я, сделаем лисичкину зарядку:

Физминутка. Раз прыжок, два присядка –

Вот лисичкина зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

Ну, и хвостиком вильнуть.

Аккуратно спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала.

Лиса: – Вот мы размялись, продолжаем играть.

– Ребята, я хочу посмотреть, кто из вас самый внимательный.

– Сказки перепутались, помогите все расставить на свои места. Первая картинка команде «Колобок» ( «Лиса и волк» – лиса в проруби). Вторая картинка команде «Теремок» ( «Колобок» – заяц съел колобка).

– А сейчас посмотрите на экран и скажите, какие сказки перепутались. (На экране фрагменты мультфильма «Машины сказки»).

Лиса: – Какие молодцы, ребята, все отгадали.

– В моих сказках герои и я поем много песен. Угадайте, кто поет и из какой сказки песенка.

1)… Ловись, рыбка мала и велика… Кто пел? Дети: Лиса. ( «Лиса и волк»).

2)… Трень-брень, гусельцы… Дети: Кот. ( «Кот, петух и лиса»).

3)… Шла лисичка по лесу, нашла скалочку… Дети: Лиса. ( «Лисичка со скалочкой»).

4)… Я колобок-колобок… Дети: Колобок. ( «Колобок»).

Лиса: – Молодцы, хорошо поете, все песни знаете.

А эта игра называется «Что за чем следует?». Нужно разложить картинки по порядку что сначала, что потом и назвать сказку. (сказки «Колобок» и «Заюшкина избушка»).

– Вот какие, молодцы, знаете сказки.

Лиса: –Ребята, я когда к вам шла обронила волшебный колокольчик, помогите найти. (Дети ищут). Ребята, я в сказках делала много плохого, обижала героев. Вы и волшебный колокольчик поможете исправить мои плохие поступки, нужно узнать героя, которого я обидела и сказать из какой он сказки. Кому я колокольчик передам, тот и отвечает.

1)… Помогите, несет меня лиса за темные леса!.. Кому нужна помощь? Дети: Петушку. ( «Кот, петух и лиса»).

2)… Помогите, у меня оторвался хвост!.. Дети: Волку. ( «Лиса и волк»).

3)… Помогите, меня выгнала лиса из моей избушки!.. Дети: Зайчику. ( «Заюшкина избушка»).

4)… Помогите, меня съела лиса!.. Дети: Колобку. ( «Колобок»).

Лиса: Молодцы, ребята, всем помогли, всех узнали. Обещаю, больше никого не обижу.

Лиса: – Только без колобка я жить не могу, уж очень я его люблю. Хочу, чтобы вы нарисовали его портрет мне на память.

– Вы сейчас будете юными художниками. Каждый игрок по очереди рисует только по одной части. Например, один – голову, другой – глазки и т.д., нарисовали, передали другому. (на мольбертах листы бумаги и фломастеры).

Лиса: – Ой! Какие хорошенькие колобки получились, такие аппетитные.

(Если останется время, игра «Придумай конец сказки»).

Лиса: – Ребята, посмотрите на картинку, какая сказка перед вами?

Дети: – «Колобок».

Лиса: – В конце картинки стоит знак вопроса. Придумайте, пожалуйста, чем закончилась бы сказка, если я была бы добренькой и не съела колобка.

Дети: – Все звери отвели бы колобка к бабушке и дедушке.

– Ребята, вы все сегодня хорошо играли, все знаете русские народные сказки, в которых я живу. Я хочу вам подарить диск с моими любимыми сказками, вместе с воспитателем посмотрите их в свободное время.

– А мне пора возвращаться в сказку. До свидания!

  • Почему важно найти свое место в жизни сочинение
  • Почему басне суждена долгая жизнь 5 класс сочинение
  • Почему в начале сказки называют главного героя иванушка в середине иван крестьянский сын
  • Почему бирюк отпустил крестьянина в рассказе бирюк
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком а вернуться совершенно другим сочинение вступление