Почему в комедии недоросль так актуальна тема воспитания 8 класс сочинение рассуждение

Комедия дениса фонвизина недоросль была написана в 1792 году, в эпоху просвещения. героями являются представители разных социальных слоев общества того

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» была написана в 1792 году, в Эпоху Просвещения. Героями являются представители разных социальных слоев общества того века. Самой актуальной проблемой в пьесе являются проблемы воспитания и образования. 

    Эти проблемы очень тесно связаны друг с другом. И на образование и на воспитание прежде всего влияют семья и окружение. То, как тебя воспитывают и то, как с тобой обращаются, непременно отразится в будущем. Семья Простаковых не образованна. Ни один из них не умеет читать, и родной брат Простаковой Скотинин тоже. Да им это и не нужно — «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Они очень невежественны и грубы. Их фамилия (говорящая) уже указывает на их простоту, невежество и необразованность. Они – типичные представители своего рода. 

    Простакова – одна из главных действующих лиц комедии. Её главная черта – безумная любовь её к сыну, она хочет для него всего самого лучшего, и ей неважно, какими способами этого добиваться. Например: она хотела в жены своему сыну Софью. И ради этого была готова выкрасть её и тайком повести под венец. Простаков же – идеальный муж для Простаковой. Не имеет своего мнения и во всем ей потакает, но его это не угнетает. «Я думал, что тебе так больше нравится», говорит Простаков. 

    Митрофан не образован. Его фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» сразу дает нам четкое представление о том, как относиться Митрофан к своему образованию, но соблюдая указ царя ему приходиться. Его мама также потакает ему в этом, Простакова к Митрофану – «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань». У Митрофана нет никакой мотивации чтобы учиться. Ему это не надо. Когда он должен был идти на урок, ему становиться плохо, и мама разрешает ему не идти, но вот он уже готов бежать во двор гулять. Он понимает, что ему за это ничего не будет, потому что его мама слишком сильно его любит, для того чтобы ругать. «Не решай эту задачку» — говорит ему мать. Однако, нежелание Митрофанушки это не единственное препятствие к его образованию. У него не самые хорошие учителя. Кутейкин, к примеру, его уволили из семинарии из-за того, что он не смог освоить курс наук. Цыферкин – отставной сержант, пытающийся научить Митрофанушку арифметике, но тот ничему учиться не желает — «Дал мне бог ученика боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Вральман – бывший кучер. Пошел работать учителем, потому что не было другой профессии. И учил Митрофанушку «всем наукам», но так ничему и не научил. И дверь для него это «прилагательное, потому что приложено к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна» 

    Митрофанушка очень глуб, невежественен и ленив. Он, как и его мать, ни во что не ставит своего родного отца Простакова, издевается над ним, над слугами, но зато мамой он вертит как хочет, потому что та в нем души не чает и он это понимает. В эпизоде, когда мать Митрофана пытается выдать Софью замуж за своего сыночка, на главный план выходят персонажи Митрофанушки и Скотинина. Скотинин тоже хочет жениться на Софье и на этой почве у них с Митрофаном и с его матерью, его сестрой, возникает вражда и дело даже доходит до драки. 

    Отношение Митрофана к своим родителям очень своеобразно. Он не испытывает к ним особой любви, да даже благодарности. Он принимает это как должное. Однако, к матери он относиться гораздо лучше, чем к своему отцу. Когда Простакова спрашивает его, что ему снилось, он отвечает – «Да дрянь всякая, то ты, матушка, то батюшка. Лишь стану засыпать, то и вижу, как ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль тебя стало, ты так устала колотя батюшку» 

    Жадные, грубые, невежественные Простаковы и Скотинин смотрят на своих крепостных как на рабочий скот. Они для них и хозяива и судьи и палачи, если понадобиться. Они обращаются с ними к с вещью. Простакова очень груба со своими слугами, она их даже не уважает. 

    «Поучи нас, как ободрать крестьян» — обращается Простакова к своему брату, Скотинину. Ей нечего больше с них сдирать, она и так уже это сделала, но ей нужно ещё. Простакова взяла всю власть над крестьянами на себя. Она даже может их ударить, если ей вздумается, и они ничего не смогут ей на это сделать. В комедии автор пытался донести до читателя, то, что жестокость по отношению к людям никогда никогда не сможет принести счастья и что так нельзя делать и нужно решать всё другим путем. 

     Комедия заканчивается фразой Стародума «Вот и злонравия достойные плоды». В этой пьесе Стародум является героем-резонером, что означает, что именно через этого персонажа автор, пытается донести до нас свою точку зрения, свою позицию. А именно, что бесчеловечная любовь не может осчастливить не родителей, ни детей. Правдин к Митрофану: «К тебе её безумная любовь довела её до большего несчастья» 

    Фонвизин считает что если ты имеешь доброе сердце и душу, то ты будешь человеком во всякое время. «Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище»

В произведении «Недоросль» тема воспитания занимает центральное место и связана с основным конфликтом пьесы, который представляет собой противостояние между новыми идеями просвещения и устаревшими крепостническими устоями. Простакова и Скотинин являются непосредственными носителями последних, так как переняли их с воспитанием от своих родителей.

Жестокость по отношению к крепостным, жадность, чрезмерная ценность вещей и денег, отрицание учености, плохое отношение даже к родным – все это «впитывает» в себя и Митрофан, становясь «достойным» сыном своей матери.

Сочинение «Проблема воспитания в комедии Недоросль»

Вариант 1

Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”.

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..”

Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “…Золотой болван — все болван…”

Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:

     — Поди ж дай позавтракать ребенку. 

     — Он уж и так пять булочек скушал. 

     — Так тебе жаль шестой, бестия? 

    Вот какое усердие! извольте смотреть. 

“… Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”

Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой.

Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучками. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочу жениться…”

Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.

В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.

“… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говорит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Вариант 2

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», безусловно, на первый план выходит критика невежественного дворянства, жестоких крепостников, развращенных указом Екатерины II «О вольности дворянства» (1765). В связи с этой темой в комедии поднимается и другая – проблема воспитания. Как сделать так, чтобы исправить ситуацию, чтобы молодое поколение в лице Митрофанушки и других недорослей превратилось в истинную опору государству? Фонвизин видел один лишь выход – в воспитании юношества в духе просветительских идеалов, во взращивании идей добра, чести, долга в молодых умах.

Таким образом, тема воспитания становится одной из ведущих в комедии. Она, во многих своих аспектах, развивается на протяжении всего произведения. Так, сначала мы видим сцены «воспитания» Митрофанушки. Это и то, что внушается и демонстрируется недорослю его родителями, прежде всего матерью — госпожой Простаковой. Она, привыкшая руководствоваться лишь одним законом – своего желания, бесчеловечно обращается с крепостными, будто это не люди, а бездушные предметы. Простакова считает совершенно нормальным опускаться до ругательств и побоев, причем для нее это норма общения не только со слугами, но и с членами семьи, с мужем. Лишь для сына, которого она обожает, героиня делает исключение.

Простакова не понимает, что, общаясь с окружающими таким образом, она унижает в первую очередь себя, лишается человеческого достоинства и уважения. Фонвизин показывает, что тот образ жизни, который вело русское провинциальное дворянство благодаря, в том числе, и государственной политике, разрушительно, в корне неверно.

Драматург указывает, что Митрофанушка перенял у матери манеру обращения с людьми, недаром его имя переводится как «являющий свою мать». Мы видим, как этот герой издевается со своей нянькой Еремеевной, другими крепостными, пренебрегает своими родителями:

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г‑жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка».

Митрофан растет избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным увальнем, думающим лишь о собственных развлечениях. Он не привык трудиться ни умственно, ни, конечно, физически.

По необходимости мать нанимает Митрофану учителей – согласно новому указу государыни дворяне должны иметь образование, иначе они не смогут служить. И вот, скрепя сердце, юный герой занимается «науками». Важно, что у него даже не возникает мысли о пользе собственного просвещения. Одну лишь выгоду ищет он в образовании, которое дается этому герою с превеликим трудом.

Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман — все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга — такие недоросли будут определять будущее России!

В противовес такому воспитанию Фонвизин представляет свой идеал воспитания. Его основные постулаты мы находим в речах Стародума, который во многом является резонером самого автора. Стародум делится своим опытом, взглядами на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи жизненно мудрости от старшего поколения к младшему.

Из беседы этих героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить «доброго о себе мнения от людей достойных». Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум, зная это, наставляет девушку на «путь истинный». Его жизненные «законы» касаются государственной, общественной деятельности дворянина: «степени знатности «рассчитываются по числу дел, которые большой господин сделал для отечества»; «не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного»; «честный человек должен быть совершенно честный человек».

Кроме того, Стародум дает советы и относительно «дел сердечных», семейной жизни благонравного человека: иметь к мужу «дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее», «надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу». И, наконец, как завершающий аккорд, – самое главное наставление: «…есть счастье всего этого больше. Это то, чтоб чувствовать себя достойною всех благ, которыми ты можешь наслаждаться».

Я думаю, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут положительные результаты – Софья и Милон будут руководствоваться ими и воспитывать по ним своих детей.

Таким образом, проблема воспитания является центральной в комедии Фонвизина «Недоросль». Здесь драматург ставит вопрос о будущем России, в связи с ним возникает и проблема воспитания. Реальное положение дел в этой области не устраивает писателя, он считает, что дворянство деградирует, превращается в невежественную толпу Скотининых и Простаковых. Это происходит во многом из-за попустительства Екатерины II.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может спасти положение. Носителями этих идей в комедии являются Стародум, Софья, Милон, Правдин.

Можно сказать, что на страницах своего произведения Фонвизин излагает собственную воспитательную программу, высмеивая при этом те пороки и недостатки русского дворянства, которые вызывают его презрение.

Вариант 3

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет, и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.

Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куды велят»). Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.

Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Читайте также: Комедия Фонвизина «Бригадир» написана в 1869 году. Традиционная для 18 века интермедия-фарс. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Бригадир» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы. По легенде, князь Потёмкин именно о ней сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь».

«Воспитание и образование в комедии недоросль» — сочинение

Русский историк В.О. Ключевский справедливо писал о том, что комедия «Недоросль» — «бесподобное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее просто, непосредственно, в упор, глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвести ее с безотчетностью художественного понимания… ».

Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих событий, увидев людей, носящих самые высокие титулы, но при этом никак им не соответствующих. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким чаще всего, к сожалению, становится и по каким причинам.

Главной проблемой русского общества Фонвизин считал отсутствие надлежащего просвещения и воспитания, что в итоге и приводило к тем грустным последствиям, которые писатель постоянно наблюдал вокруг себя. Все размышления Фонвизина получали выражение в письменной форме — его обширной публицистике, сатирических произведениях, письмах. Многое из этого на первый, непосвященный взгляд может показаться просто проявлением мизантропии человека, который сам занимает очень высокое положение и мало отличается от тех, кто становится объектом его критики. Однако это не соответствует действительности: Фонвизин с присущей ему проницательностью увидел русское общество в том его состоянии, которое через двенадцать лет разрешится почти революцией. Все эти размышления были обобщены в его итоговом произведении — комедии «Недоросль», где писатель исследует истоки подобного состояния русского общества.

В этой комедии две группы персонажей открыто друг другу противостоят и осознают себя как противники. Собственно, о каждом из героев можно судить уже по именам. С одной стороны — благовоспитанная девица Софья, ее дядя Стародум, ее жених Милон, честный чиновник Правдин. А с другой стороны оказываются помещица Простакова (урожденная Скотинина — что подчеркивает животное, а не человеческое, духовное начало в ней), муж ее, полностью ей подчиненный, брат Тарас Скотинин, сын Митрофан (здесь важен перевод этого имени с греческого: «похожий на мать» — таким образом писателем подчеркивается преемственность животного начала). Это все те, о ком Стародум говорит, выражая мысли автора: «Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Главным объектом анализа писателя становится Митрофан, поскольку он принадлежит к молодому поколению, от которого зависит будущее России.

Во всем поведении Простаковой и ее сына прослеживается строжайшая логика: они уверены, что весь мир создан только ради них, их удобства и интересов, которым и должен служить. Так, например, узнав о возвращении Стародума, которого считали умершим, Простакова взвивается: «Не умирал! А разве ему и умереть нельзя?» То есть он должен был умереть, поскольку героине это в данном случае выгодно. А если он не умер, то, значит, кто-то подстроил это из корыстных целей. И подобных реплик, отражающих особенности ее сознания, множество. Вполне понятно, что при настолько расходящихся картинах мира герои, принадлежащие к разным лагерям, понять друг друга совершенно не в состоянии. Каждое слово герои понимают по-разному. Так, например, когда Митрофана спрашивают про историю, то он говорит о том, что знает много историй, которые ему рассказала скотница. Правильному пониманию значений слов Митрофана не научили и, очевидно, уже не научат. Таким образом, тема воспитания оказывается стержнем всей комедии. Старшее поколение (Простакова, Скотинин) являются в большей степени животными, чем людьми, из-за отсутствия этого воспитания. И то же справедливо в отношении Митрофана, которого, по-видимому, постигнет та же судьба.

О воспитании в пьесе «Недоросль» говорят постоянно. Так, например, Софья в начале четвертого действия появляется с книгой французского епископа Фенелона «О воспитании девиц». Разумная героиня не только ее читает, но и комментирует, после чего уже обсуждает с дядюшкой. Скотинины же, в противоположность, гордятся прежде всего тем, что никогда и ничему не учились. Однако сама Простакова признает, что «нынче век другой», и поэтому она пытается учить чему-то сына в соответствии с новыми требованиями, хотя и совершенно безуспешно. Учителя Митрофана знают немного, но пытаются добросовестно делать свое дело, которое в итоге полностью проваливается. Митрофана пытаются учить лишь каким-то внешним знаниям, но при этом истинного воспитания он совершенно не получает и получить его ему неоткуда. Воспитание, формирующее его как личность, он приобретает от Простаковой, которая без памяти любит своего сына. Однако эта любовь с самого начала оказывается уродующей, потому что по сути приближается к животным инстинктам — это не осознанная и внимательная любовь. В результате Митрофан становится не только полным невеждой, но и, что очень важно, абсолютно бессердечным человеком. Любви и состраданию ему было так же негде выучиться, как и немецкому языку или математике. Когда в финале пьесы Простаковых берут под опеку за жестокость хозяйки по отношению к своим крепостным и мать кидается к сыну как к последней опоре, то он откровенно выражает свое к ней отношение: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» И в итоге Простакова также переживает свою личную трагедию, хотя и воспринимаемую ею с учетом ее личностных особенностей: сын, которого она безумно любила, отталкивает ее в самый тяжелый для нее момент.

Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив когда-то должного воспитания, на момент разворачивающихся событий на эволюционной лестнице стоят ближе к животным, а не людям. Вся духовная жизнь, поиски человеком истины для них совершенно отсутствуют, поскольку в принципе внутренней жизни в них нет. Есть лишь какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: самое важное в себе они давно и бесповоротно загубили. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верху русского общества — дворянству, которое управляет Россией, у которого в подчинении оказывается весь русский народ; в комедии этот аспект проблемы раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, что очень хорошо чувствовал и глубоко переживал Фонвизин.

Это интересно: Родители наставляют своих деток лишь на добрые дела. Им хочется гордиться сыновьями и дочерьми, они переживают за них и хотят им только лучшего. Родительское наставление содержит не только советы, но и запреты, и требования. Когда отец или мама по душам разговаривают со своими детьми, они должны понимать, что их слова будут звучать в душе каждого их ребёнка и тогда, когда они станут взрослыми, помогая им в трудной ситуации, ориентируя в сложных жизненных обстоятельствах.

Характеристика Митрофанушки из комедии недоросль

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.

Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Дорогие читатели! Предлагаем вам проанализировать комедию “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Так, например, обычным делом для молодого человека представляется восклицание к учителю в подобном роде: «Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать». Как, впрочем, и оскорбительные обращения в сторону своей няни: «стара хрычовка».

В результате безумно любящая свое чадо мать тоже становится предметом грубостей. Время от времени Митрофан упрекает мать в том, что она ему надоела, шантажирует ее – грозится покончить с собой, и в целом удачно подытоживает старания матери: «Ты ж меня взманила, пеняй на себя».

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Родители Простакова не смогли донести ему мысль о необходимости образования и перспективах, открывающихся перед образованным человеком, да фактически они и не могли это сделать – мать Митрофана считала обучение злом, необходимостью, которую нужно пережить. Она время от времени подливает масла в огонь, озвучивая свое истинное отношение к учебе: «друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!».

Другими словами, мать никоим образом не осуждает сына за его халатное поведение в сфере образования и обучения, чем еще больше убеждает Митрофана в том, что весь этот процесс бесполезный и ненужный, и выполняется исключительно «для галочки».

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения, и к преподавателям.

За несколько лет обучения Митрофан не смог продвинуться ни на йоту и поэтому он до сих пор ходит в «недорослях» – из-за недостаточных знаний, юноша не может получить документы, свидетельствующие о его образовании, однако его родителей это мало волнует.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

В результате Митрофан оказывается заложником ситуации – с одной стороны, родители его не видят смысла в образовании, и постепенно прививают эту позицию своему сыну. С другой стороны, глупые, малообразованные учителя в силу своих знаний не могут обучить чему-либо юношу. В то время, когда ситуация с учителями арифметики и грамматики выглядит на уровне «сложно, но можно» – ни Кутейкин, ни Цыфиркин не обладают исключительными знаниями, но основной массив знаний у них все же присутствует, то ситуация с Вральманом выглядит совсем катастрофичной – человек, не знающий французского, преподает французский.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» — сочинение

Вариант 1

В любое время всегда остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия «Недоросль» показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства правильно.

Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей воспитывали грубо и жестоко. И именно родители Скотинина и Простаковой, которые являются главными героями комедии «Недоросль», воспитали детей именно такими – жестокими, злыми, завистливыми, а также – просто жадными.

Также, кроме этих качеств, в жизни этих людей еще существует ненависть к простому люду – они, помещики, относятся к ним как к рабам. А потому их отношение – просто жестокость по отношению к несчастным людям, которым ни в чем не виноваты. Именно это часто подчеркивает автор в произведении. Так как такое злое и жестокое обращение к простому люду помещиков, показывает, что и дети их будут такими, и даже внуки, если время не измениться.

Фонвизин затрагивает не зря тему воспитания в своей комедии. Так как именно эта семья, где их имена свидетельствуют о них лучше, чем их положение – Скотинин и Простакова, учит своего сына неправильно, если вообще учат чему-либо. Отец и мать – сами слишком недалекие и глупые, а также невежественные, что не могут сделать из своего сына настоящим дворянином. Мать пытается найти благородного и умного учителя, но вместо этого находит мошенников, а отец пытается слыть богачом через силу. Хоть у него и есть средства, все равно – они слишком просты, чтобы быть настоящими дворянами. Фонвизин часто в произведении насмехается над этими глупцами, которые сами не знают, чего хотят.

Вариант 2

«Недоросль» – самое известное произведение писателя, комедия в жанре классицизма.  Фонвизин с присущей ему иронией раскрыл в произведении проблему воспитания молодых людей. Он не зря придавал этому такое большое значение, справедливо отмечая, что лишь образование и воспитание способны вырастить поколение достойных государственных деятелей.

В 1714 году царь-реформатор издал указ об обязательном образовании дворян. Для не успевших или не пожелавших получить свидетельство об образовании было введено понятие «недоросль», то есть не доросший до взрослой жизни, службы, женитьбы и ответственности.    И тут встал вопрос о «фальшивом» и истинном воспитании.  Родители Митрофана, главного героя комедии, наняли учителей вовсе не для получения сыном новых знаний и его просвещения. Просто так было положено. Матушка ведь прямо сыну и наказывала учиться для вида, считая, что им, как потомственным дворянам, грамота ни к чему и нечего «вредить головушке». А кучер, обучавший Митрофана тонкостям светской жизни, советовал не окружать себя шибко умными людьми, а держаться своего круга. Конечно, Митрофан считал науку и культуру излишним, ненужным и нудным предметом, на которое не следует тратить ни времени, ни усилий.

Помимо невежества и мракобесия, впитавшегося с детства, героя отличают крайняя грубость и скверный характер.  Все это он считает нормой в отношениях с окружающими, ведь именно такой пример всегда подавала ему его же мать – жестокая и злобная Простакова. Следует ли удивляться тому, как резко и хладнокровно сынок оттолкнёт мать, нуждавшуюся в его поддержке? «Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты. Моральное и нравственное становление личности начинается именно с семьи.

Через речи Правдина и Стародума Фонвизин озвучил свои собственные идеи и размышления: главное – иметь доброе сердце и чистую душу, и гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство. Комедия Фонвизина актуальна и по сей день, так как в ней раскрыты все последствия небрежного отношения к воспитанию молодого поколения.

Вариант 3

План

  • «Недоросль» — лучшее произведение Фонвизина.
  • Образ Простаковой.
  • Образ Митрофанушки.
  • Передовые люди в комедии (образ Стародума).

Денис Иванович Фонвизин — один из крупнейших русских писателей XVIII века. Его лучшая комедия «Недоросль» до сих пор входит в репертуар многих театров. Одной из главных проблем, поставленных в этой комедии, является проблема воспитания молодого поколения и «дикое невежество старого поколения» (В. Г. Белинский).

Конечно, в связи с вопросом воспитания в комедии «Недоросль» следует рассматривать образ Митрофанушки, но, думаю, более важным моментом здесь является анализ окружения, в котором растет и воспитывается недоросль.

Безусловно, огромное влияние на героя оказывает мать — госпожа Простакова. Она целиком и полностью растворилась в своем сыне и воспитывает его так, как может — лепит по своему образу и подобию.

Уже в самом начале комедии обозначена позиция госпожи Простаковой в вопросе образования. Она считает «скотским рассуждением» замечание Тришки, который говорит о том, что кафтан должен шить специально обученный человек — портной. Возмущает ее и тот факт, что Софья умеет читать: «Вот до чего дожили! К деушкам письма пишут! деушки грамоте умеют!» Сама же Простакова читать не умеет и это считает признаком хорошего воспитания. Однако для своего Митрофанушки она не жалеет ничего, старается его «воспитывать», «троим учителям» платит. Простакова уверена, что ее Митрофанушка не хуже остальных родственников, которые «на боку лежа, летят себе в чины».

«Педагоги» же Митрофанушки, подобранные его матушкой, вызывают смех. Арифметику преподает Цыфиркин, отставной солдат, грамоте обучает Кутейкин — семинарист-недоучка, который «убоялся бездны премудрости» и не стал продолжать учебу. Вральман, бывший кучер, должен обучить иностранному языку, хорошим манерам и дать представление о жизни «света». Ясно, какие глубокие познания могут дать такие учителя. Но и та малость познаний, какую они пытаются вложить в голову недоросля, остается невостребованной. За всеми занятиями строго следит Простакова. Она жалеет сына, боится, что от учения у того разболится голова, а потому и объявляет конец едва ли успевшим начаться занятиям.

Простакова не только неграмотна, ее человеческие качества также оставляют желать лучшего. Она не считает за людей слуг: называет их «скотами» и «уродами», Палашка не может болеть, так как «не благородная», а Еремеевна за свою верную службу получает пять рублей в год и пять «пощечин на день». Она лицемерна. Поняв, что приезжий человек — тот самый Стародум, пытается изображать из себя того, кем не является на самом деле. Она резко меняет отношение к Софье, после того, как узнает, что та — богатая наследница. Недаром о Простаковой и таких как она Стародум говорит: «Невежда без души — зверь!»

Интересно, что Простакова при всей ее любви к сыну все же осознает то, что ОН окажется в другом обществе, его будут окружать умные люди, которые о Митрофанушке «скажут, дурак». Вральман на опасения Простаковой возражает, что таких, как Митрофанушка, на свете «миллионы, миллионы». Думаю, что это самый

Митрофанушка твердо усвоил уроки своей матушки. Он так же груб с окружающими, в том числе и с самой Простаковой. Он не желает учиться. Так же, как и мать, он пресмыкается перед теми людьми, от которых можно получить какую-либо выгоду. Простакова нежит и холит своего сына, но, когда происходит крушение ее замыслов, Митрофанушка отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»

Образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина противопоставлены невежественному семейству Простаковых. Эти герои олицетворяют будущее общества, страны.

В образе Стародума воплощен авторский идеал просвещенного передового человека. Автор комедии понятие «передовой человек» отождествляет с понятием «образованный и высоконравственный». Стародум говорит, что он был воспитан своим отцом, который считал основным правилом воспитания следующее: «… Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Стародум считает, что не только ум делает честь человеку. Ум без благонравия, по Стародуму, пустой звук. «…Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло», — говорит он.

Он и Правдин, рассуждая о «достойных людях», приходят к заключению, что благосостояние государства зависит от воспитания молодого поколения.

Фонвизин в своей комедии «Недоросль» поднимает серьезную проблему — проблему воспитания. Этот вопрос занимал, да и, наверное, будет занимать людей во все времена. Думаю, благодаря постановке в комедии именно этого вопроса «Недоросль» не утратил актуальности и в наше время, а имя Митрофанушки стало нарицательным.

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Воспитание и образование в комедии Недоросль

В комедии Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль», подняты не только социально-политические проблемы конца 18 века, но и тема, которая волнует просвещенного автора- воспитание и образование в российском обществе. В России недорослями называли молодых людей-дворян, не желающих учиться.

Еще во времена Петра Первого, был принят указ, об обязательном обучении дворянских отроков мужского пола, до 20 лет. Нужно было заставлять дворянских детей учиться. Иначе они не смогут ни жениться, ни пойти служить, не принесут благо своей Родине. Данная пьеса, относится к классицизму, художественному стилю, по законам которого все герои делятся на положительных « воспитанных»– Стародум, Правдин, кроткая Софья, Милон. И отрицательных, «невоспитанных» — супруги Простаковы, Скотинин, Митрофан.

В своей пьесе Фонвизин разворачивает перед нами картину «матриархальной» семьи Простаковых. Все ее члены не только отличаются грубостью, неуважительным отношением друг к другу и окружающим, но они еще и циничные, бестактные люди. Возможно, все эти качества развиваются в них из-за того, что они не образованы, малограмотны, главной целью для них является обогащение, стяжательство. Госпожа Простакова, ее супруг и их сын Митрофан, глупые, жадные, недалекие люди.

Главной фразой, характеризующей Митрофана, 16- летнего неуклюжего увальня, является: «Не буду учиться, хочу жениться». Его любимое занятие гонять голубей. Его учителя: семинарист Кутейкиным, занимается с ним грамматикой. Отставной сержант Цифиркин обучает Митрофана математике. Немец Вральманом занимается с учеником французским. Знания не интересуют Митрофана. Он труслив и груб со своими учителями. Матушка поддерживает своего дитятко, не утруждая знаниями.

Ее волнует, лишь накормлен ли он, и как бы его женить, удачно, на Софье, которая считается удачной партией, т.к. у нее хорошее приданное. Крупицы знаний, нужны в семье Простаковых, лишь для того, чтобы обмануть окружающих. Этому браку противятся Стародум и Правдин, требуя, чтобы Митрофан учился не фиктивно, не « только по документам служил, и получал награды и звания». А Простакова, услышав это, говорит сыну: « Ты поучись, хоть для виду, чтоб как ты трудишься, дошло до ушей его». Какое будущее готовит матушка своему сыночку? Какую пользу он может принести своему государству? Никакой.

Это была большая проблема дворянских семей того времени. В те времена была популярна народная мудрость «глуп, до святости». Она как нельзя лучше характеризует многих дворянских детей того времени. Воспитываясь на примерах своих родителей и дедов, как Митрофан, они вырастали малообразованными, некультурными, недалекими людьми. Бороться с ними было очень трудно. Их предки и сами « с неба звезд не хватали» и детей особо не утруждали. Примером могут служить нравы семьи Простаковых.

Ни матушка, ни батюшка не стремятся к тому, чтобы их сын вырос полезным гражданином государства. Они довольны жизнью в своем «болоте» и не хотят ничего менять. Трагизм их положения будет понятен в финале пьесы, когда Простакова, оставшись ни с чем, как бы у разбитого корыта, просит помощи у сына, а он ей грубо, по — хамски, обидно ответит. В пьесе «Недоросль, подняты не только бытовые проблемы, но и проблемы воспитания — это как бы основа праведного, правильного уклада жизни.

А, не понявшие и не принявшие его — ничего достойного не достигнут. Фонвизин своим произведением как бы дает наказ: надо получать достойное воспитание это залог благосостояния государство, а главное благосостояние — это образование и образованность его граждан.

8 класс по литературе, 7, 9 класс

Cочинение: воспитание в семье Простаковых

Что можно сказать о ме­тодах воспитания в семействе Простаковых?

Человек не рождается на свет плохим или хорошим, нрав­ственные качества, характер, интересы и наклонности фор­мируются в семье. Многое зависит от родителей, от той ат­мосферы, что царит в доме. Поистине, воспитание — это «ве­ликое дело: им решается участь человека…».

Проблеме воспитания в семье русского помещика посвя­щена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». С первой же реп­лики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадь­бы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образован­ностью, держит в подчинении все свое семейство. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофа­на, старой Еремеевне. В речи Простаковой преобладают бран­ные выражения, она грубо обращается со своими дворовыми, подавая тем самым негативный пример собственному сыну. Так, Еремеевна для нее — «бестия», портной Тришка — «скот». Единственный человек, на которого обращена ее любовь, — ее сын Митрофанушка.

Это недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его — гонять голу­бей. Митрофан не особенно жалует науки, он не слишком ус­пешен в них. В речи его присутствуют разговорные выраже­ния: «така дрянь», «авось-либо». Госпожа Простакова,же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные ка­чества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания пла­чевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонра­вен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах.

Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего се­мейства. Для отца он — «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум, персонаж, не присутствующий в данной сцене. Однако мы считаем нужным упомянуть о нем, раскрывая ав­торскую позицию в комедии. «Вот злонравия достойные пло­ды!» — восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в пьесе авторские взгляды, утверждая, что достойное воспита­ние должно быть залогом благосостояния государства. Обра­зование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний че­ловеческих — «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Ско­тинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка — все в этой комедии, по замечанию Н.В. Гоголя, «кажется чудовищ­ной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».

Глоссарий:
    дом простаковых сочинение что можно сказать о системе воспитания в семье простаковых воспитание в семье простаковых

Люди или нравы являются объектом осмеяния в комедии Фонвизина «Недоросль»?

В фонвизинской комедии «Недоросль»

носителями пороков являются следующие персонажи: госпожа Простакова, Митрофанушка, Скотинин, Простаков, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман. Но какой объект находится в центре осмеяния Д.И. Фонвизина – люди или нравы?

Каждый отрицательный персонаж имеет индивидуальные черты, которые отличают его от других героев. Скотинин отличается своей безумной любовью к свиньям. Митрофанушка

является недорослем, который за несколько лет обучения так ничему и не научился. Вральман, работая в доме Простаковых в качестве учителя, который обучает Митрофанушку «по-французски и всем наукам», на самом деле не имеет никаких педагогических навыков, в прошлом проработав кучером.

Но, несмотря на индивидуализированные черты персонажей комедии, Д.И. Фонвизин не стремится обличить пороки конкретных лиц. Все отрицательные персонажи в совокупности олицетворяют российскую действительность второй половины XVIII века. Именно быт и нравы поместного дворянства подвергаются осмеянию в комедии.

Госпожа Простакова

и
Скотинин
являются ярким примером барского произвола. Они пользуются результатами деятельности слуг, но не выражают им никакой благодарности. Помещики уверены, что крепостные обязаны выполнять каждый их приказ, любую их прихоть. Они и морально, и физически издеваются над крестьянами, считая, что имеют на это полное право, пытаясь аргументировать свою позицию законом о вольности дворянства, который они трактуют совершенно неправильно.

На примере взаимоотношений госпожи Простаковой и Митрофанушки автор демонстрирует, что общество, в котором примером для подражания для молодого поколения являются безнравственные люди, не сможет измениться к лучшему.

С помощью образа Простакова выражаются важные мысли. Отец семейства ничего не говорит против самодурши Простаковой, соглашаясь с каждым ее решением и мнением. Простаков не совершает никаких беззаконных и безнравственных действий по собственной воле, однако он мирится с окружающей несправедливостью и выполняет приказы госпожи Простаковой. Молчаливость и робкое отношение к царствующей жестокости только усугубляет ситуацию, увеличивая уверенность подобных госпоже Простаковой в правоте, безнаказанности и вседозволенности.

Важное место в комедии занимает проблема образования. Д.И. Фонвизин показывает, что Митрофанушка не может стать по-настоящему образованным и умным человеком не только потому, что он сам не хочет ничего делать, но и потому, что его обучением занимаются малообразованные и невежественные люди. Драматург высмеивает существующую традицию нанимать учителей для дворянской молодежи. Госпоже Простаковой было все равно, имеют ли Кутейкин, Цыфиркин и Вральман соответствующее образование, какими нравственными качествами они обладают. Героине было важно лишь нанять учителей, чтобы не отличаться от других дворян.

Таким образом, объектом осмеяния Д.И. Фонвизина являются не конкретные люди, а нравы всего современного автору российского общества.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какова роль второстепенных персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль»?

Помогите пожалуйста воспитание , полученное братом и сестрой скотиниными . не кратко…

По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону божию, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги. Именно поэтому Простакова и нанимает учителей Митрофанушке. Но из этого ничего путного не получается, так как «через воспитание разумели они одно питание», — как говорил герой Фонвизина. Но вместе с тем нарисованная в «Недоросле» картина по своему содержанию гораздо шире, чем просто показ дурного воспитания. Пьеса постепенно перерастает в резкое обличение крепостничества.

Бесчеловечное обращение «презлой фурии» не только с крепостными, но и грубость ее по отношению к мужу, воспитаннице Софье все возрастает. Простакова пользуется неограниченной властью над людьми. Она взяла себе право бранить всех и вся. Не встречая серьезного сопротивления, она распоясалась, временами теряя человеческий облик. Фонвизин реалистично показывает картины жизни в помещечьей усадьбе. «После того, как мы все отняли у крестьян, — сетует помещица, — отнять больше нечего» . Вот в чем видит она беду. Жажда наживы толкает недобросовестных помещиков на неблаговидные поступки. Они так привыкли к безнаказанности и вседозволенности, что даже с равноправными готовы поступать так же, как с крепостными крестьянами. Госпожа Простакова, не боясь последствий, хочет принудить Софью к браку с Митрофаном. Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное вмешательство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает только язык силы: рассуждение, здравые мысли, доводы — это все ей недоступно, выше ее понимания. Переход от насилия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барышней — и тут же унижающаяся, плачущая, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но страшна. Имение Простаковых идет в опеку, понимая это, помещица решается на отчаянный шаг. Она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить «жестокосердечную помещицу» . Для Простаковой нет границ унижения, она понятия не имеет о человеческом достоинстве. Бездумная материнская любовь Простаковой так же терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, copyright 2005 ALLSoch.ru Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видел вокруг себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим образом: «Да отвяжитесь, матушка, как навязалась… » — бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей. Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем старшее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет никаких моральных принципов и как следствие этого агрессивен. Отказывая в помощи матери, Митрофан показывает себя законченным негодяем.

Фонвизин в своих произведениях всегда был тем автором, который пытается донести до читателя гораздо больше, чем просто интересная история с колоритными персонажами. Напротив, в своих произведениях Фонвизин очень часто старался донести до читателя достаточно интересные темы, которые читатель должен был найти в произведении, и поразмыслить над ними. Одной из подобных тем стало воспитание и образование подрастающего поколения. В его время, образование очень часто принижали, из-за чего он очень сильно переживал, думая о том, что новое поколение вырастет не только не подготовленным к жизни, но и не думающим своей головой, а лишь выполняющим указания окружающих. Отличным примером подобного произведения станет “Недоросль”.

В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем. В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях. Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.

Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги. Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды. И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.

Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его  мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.

Сочинение 2

Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.

Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.

Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.

Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.

Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.

Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и  папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

Вариант 3

Д. И. Фонвизин – писатель – классицист и просветитель. Самыми яркими представителями этого направления в русской литературе являются М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин. Просветители считали, что можно изменить государственное устройство, сделать жизнь более справедливой, если дать хорошее образование и воспитание правящему классу – помещикам. Образованный человек, по мнению просветителей, не способен к жестокости, будет всегда справедлив и добр к своим крепостным. Более того, писатели – классицисты проводили мысль о справедливом монархе, который установит в государстве главенство закона.

Но что происходит в реальной жизни? Вот стало известно, что в своем имении бесчинствует г-жа Простакова: крестьяне в ее имении совсем обнищали, она оскорбляет и избивает своих дворовых, да и родственников мучает и унижает, хочет принудить к замужеству со своим братцем сироту Софьюшку, дабы и ее деревеньки прибрать к рукам.

Сама г-жа Простакова невежественна, она убеждена, что главное родовитость: ее батюшка занимал доходное место и умер, сидя на сундуке с деньгами. Но и до нее дошло новое веяние: дворяне должны учить своих отпрысков, чтобы получить государственные места. Вот Простакова и нанимает для своего ненаглядного сыночка Митрофана учителей: недоучившегося семинариста Кутейкина, бывшего солдата Цыфиркина, кучера в прошлом Вральмана. Даже те малые знания, которые могут дать «учителя», Митрофан не хочет усвоить. Сцена «Урок Митрофанушки» демонстрирует полное невежество ученика: он не может ответить на самые простые вопросы. Его жизненное кредо: «Не хочу учиться – хочу жениться!»

Кто же по-настоящему занимается воспитанием и просвещением недоросля? Г-жа Простакова! Каждый день она подает негативный пример своему сыну (Митрофан – в переводе с греч. означает «подобный матери»). Она учит его жадности и жестокости. Вот г-жа Простакова бранит крепостного портного Тришку, который «изряднехонько сшил кафтан, мамушка Еремеевна каждый день получает оплеухи, Простакова обирает своих крепостных, они голодают и больше не способны платить оброк. Да и мужа своего Простакова бьет и бранит, с братцем затевает драку, как только узнает, что Софья – богатая наследница, а значит, должна выйти замуж за Митрофана. Безумная любовь к сыну, пожалуй, единственное ее положительное качество.

Она не видит никакого проку в учебе: ни с кем не делись, если что нашел, зачем знать географию, если есть извозчики, которые отвезут туда, куда нужно, дверь от того, где она находится, может быть именем существительным или прилагательным, а история сводится к байкам кучера Вральмана. Ее убеждение: дворянство – высшее сословие, а крепостные и дворовые должны выполнять их указы. Скотинина – такова девичья фамилия матушки, и она является сутью образа оскотинившейся помещицы.

В конце комедии торжествует справедливость: чиновник Правдин изымает под государственную опеку имение Простаковых, Софьюшка выходит замуж за Милона и ее находит дядюшка Стародум, именно в уста этого героя автор вложил свои мысли: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Заключительная сцена поистине трагична: г-жа Простакова ищет поддержку и опору у своего сыночка, но тот отталкивает ее со словами: «Отвяжись, матушка». Слова Стародума венчают комедию: «Вот воспитания достойные плоды».

Во времена Фонвизина слово «недоросль» означало недоучившегося подростка, не служившего еще в армии. Комедия «Недоросль» дала слову новое переносное значение – невежественный, необразованный, грубый подросток.

Тема образования и воспитания (Недоросль)

Комедия Фонвизина «Недоросль» была написана как олицетворение только вышедшего закона Петра I об образовании. Сам царь считал, что люди, которые были необразованные и невоспитанные, не имели право находится в супружеских отношениях, и тем более руководить другими людьми. Главная тема в произведении не только основывается на образовании, но также указывается на то, что нужно не просто воспитывать детей, а стать настоящим примером, на который необходимо равняться.

Тема воспитания:

Госпожа Простакова – настоящий пример необразованного, глупого, обладающего огромной жестокостью человека. Ее отношение к людям, к прислуге, и собственному мужу, так и говорит, человек не уважает никого, а любимого сыночка, готова подложить под всех ради собственной выгоды.

Ее воспитание любимого Митрофанушки приносит свои плоды. Он ленивый, глупый, безвольный, не уважающий собственных родителей. Перед этим юношей стоит очень неприятный пример родителей: глупый отец, который не может поставить жену на место, и жестокая мать, которая думает только о своей выгоде.

Собрав в себе все самые ужасные качества от родителей, любимый сын отказывается от матери при первой возможности. И именно из-за того, что родители не дали ребенку необходимого воспитания, закрывали на все его выходки глаза, и обвиняли других в том, что совершил юноша, он вырос настоящим эгоистом.

Тема образования:

Будущее страны и нации зависит от того, какое поколение будет после нас. Вкладывая с самого детства в умы детей любовь к учебе и образованию, можно не бояться, что страна окажется в самой нищете.

Простакова женщина необразованная, именно из-за этого она не считала образование важным вкладом для ребенка. Но, в тоже время, для Митрофана решает нанять учителей.

К сожалению, если у ребенка нет никакой заинтересованности в учебе, как бы не заинтересовывали учителя разными предметами, он учиться не будет. Однако, в случае с сыном Простаковой, больше сыграла роль собственная лень Митрофана, и слова его матери о том, зачем вообще эта учеба. Не говоря уже о том, что учителя, которых наняла Простакова, были, слабо говоря бездарными.

Воспитание и образование – самые ценные вложения в детей, в будущее поколение великой страны. Но, о каком воспитании можно говорить, когда такие ограниченные люди растят себе подобных? Именно так и продолжается круговорот глупости, хамства и неуважения.

`

Воспитание и образование в комедии Недоросль

Популярные сочинения

  • Что толкает человека на месть? сочинение

    Вот, с одной стороны, это простой вопрос, но, с другой – сложный… Так и бывает, что человек сам не может разобраться в причинах своих поступков.

  • Как Дубровский стал Дефоржем

    Владимир Андреевич Дубровский – главный герой повести А.С.Пушкина «Дубровский». Сюжет повести основывается на желание главного героя восстановить справедливость, которая заключается в его стремлении отмстить обидчику.

  • Описание картины Весна. Большая вода Левитана сочинение

    Весна – потрясающее время года, во время которого всё то, что ушло на покой на время зимы выползает из своей спячки и начинает активно навёрстывать упущенное. Именно весной оживает вся растительность

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Фонвизин

В комедии «Недоросль» Фонвизин затрагивает не только социальную и политическую сферу, автор также раскрывает проблему воспитания и образования. В России 18 века недорослем называли молодого человека – дворянина, который не имел тяги к учебе и саморазвитию.

Еще во время правления Петра Великого был принят указ. Согласно последнему обучение дворянских детей мужского пола до 20 лет было обязательным. Необходимо было заставить ребенка получить образование, в противном случае он не сможет завести семью и принести благо Родине.

Проблема воспитания и образования тесно сплетены друг с другом. И на первое, и на второе влияет в первую очередь семейный уклад и окружение. Семейство Простаковых не грамотно и не образованно. Ни один член этой семьи не сможет прочитать даже строчки, ведь это им и не особо нужно. Они все как на подбор – невежи и грубияны.

Простакова – одна из главных героинь комедии. Женщина пылает безумной любовью к сыну – Митрофану, и желает для него только самого лучшего. Для нее не важны способы достижения этой цели. А Простаков – не обладает собственным мнением и во всем слушает супругу, но это его не заботит.

Любимый родителями Митрофан не получает необходимого образования. Его реплика «Не хочу учиться, хочу жениться» характеризует отношение молодого человека к учебе, но указ правителя все же приходится соблюдать. Родители во всем потакают отпрыску: «…коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне – перестань».

У юного дворянина мотивация для получения образования полностью отсутствует. Он не видит необходимости учиться. Когда наступает время уроков, сыну Простаковых сразу же становится плохо, и мама разрешает ему пропустить занятия. Митрофан понимает, что за прогул его не поругают, ведь родители слишком любят единственного ребенка, чтобы отчитывать за такую мелочь.

Сын довольно своеобразно относится к отцу и матери. Митрофан не пылает к ним ни любовью, ни благодарностью. Его воспитали приминать все старания родителей как должное.

«Вот и злонравия достойные плоды» — этим изречением Стародума заканчивается пьеса. В комедии этому герою отведена роль резонера, то есть автор через него доносится авторская точка зрения. Последняя заключается в следующем: любовь с жилкой бесчеловечности не сможет сделать счастливыми ни родителей, ни их отпрысков.

Фонвизин убежден, что, если у человека добрая сердце и душа, то он останется человеком при любых обстоятельствах: «Прямую цену уму дает благонравие. Без него и умный человек чудовище».

Сочинение 3

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Содержание пьесы

Рассказ касается жизни деревенской семьи Простаковых. Барыня заказала у портного кафтан для сына Митрофанушки. Женщина рассердилась на мастера из-за того, что пошитая вещь оказалась узкой на шестнадцатилетнего подростка. При этом портной Тришка всячески пытался оправдаться, но барыня даже не хотела его слушать.

Кафтан шили специально ко дню обручения брата Простаковой Тараса Скотинина с его невестой Софьей (родственницей отца семейства). Софью растила в Москве её мать. Полгода назад матушка скончалась, и осиротевшую девушку взяли к себе Простаковы. О том, кто станет её женихом, Софья не знала. Спустя некоторое время девушке пришло письмо от некогда пропавшего дяди, оставившего ей собственное состояние. Простаковы не умели читать, поэтому они попросили узнать, что в письме, своего соседа Правдина. Услышав содержание записки, помещица решила женить на Софье вместо брата сынка Митрофанушку.

К Правдину приехал погостить его друг Милон, служивший офицером и испытывавший нежные чувства к Софье. Но ему недолго пришлось радоваться неожиданной встрече с девушкой, поскольку она поведала ему о свадьбе с Митрофаном, которую ей прочила госпожа Простакова. Эта новость огорчила Милона и заставила изрядно ревновать, но когда офицер узнал о недоразвитости подростка, быстро успокоился.

Скотинин, узнавший о планах своей сестры женить на Софье его племянника, набросился на Митрофана. Когда Простакова слышит об этом, то бежит драться с родным братом. Такую картину застаёт только приехавший дядюшка Софьи Стародум. Он хочет спасти свою племянницу от сумасбродной семьи и женить на достойном человеке.

Хозяйка поместья начинает льстить богатому родственнику, намекая, что неплохо было бы соединить узами брака Софью с её сынком. Она всячески расхваливает образованность Митрофана, представляет гостю его учителей. Стародум, пообщавшись с подростком, видит его недоразвитость и объявляет своё категорическое решение против этой свадьбы.

На следующее утро Софья с дядей и Милоном собираются уезжать в Москву. Простакова идёт на хитрость и организовывает похищение девушки, чтобы обвенчать её с Митрофаном. Но Милон препятствует этому.

В результате Стародум с племянницей всё-таки уезжают, а у Простаковых забирают право на управление имением. Помещики остаются ни с чем.

Образование и воспитание в комедии Недоросль

Фонвизин Денис Иванович – известный в своё время писатель, которого многие люди читают и до сих пор. Его комедия «Недоросль» — то, что невозможно «перерасти». Проблемы, затронутые в ней, были, будут и есть сейчас. Одна из главных тем этого произведения – тема воспитания и образования и того, как они влияют на человека.

Фонвизин считал, что образование – это то, что должно быть у каждого уважающего себя человека. Однако, образование – это не только учителя и родители, дающие ребёнку в руки книжку и заставляющие его читать, но ещё и самообразование, которое идёт с человеком рука об руку на протяжении всей его жизни. Простакова не ратует за воспитание, но она хочет женить своего сына, а сама выйти в свет, и поэтому нанимает ему учителей. Тем не менее, женщина не проявляет никакого интереса к обучению, не помогает Митрофану. Его учителя даже не были проверены на умение обучать, они не образованны сами, но хотят денег, поэтому «занимаются» с мальчиком.

В отличие от Митрофана и его матери, Стародум и Софья относятся к образованию серьёзно, они считают, что образование в первую очередь происходит для себя, человек должен расширять свой кругозор, учиться нравственности, моральным нормам. Стародум учит Софью, даёт ей наставления как более опытный человек, а она его покорно слушает, понимает и усваивает то, что он ей говорит.

Что касается воспитание, так и в этой сфере судьбы и мнения персонажей разделились на два лагеря. Плохо относясь к образованию, Простакова привила такою же модель поведения и своему сыну, она стала единственным учителем, у которого он действительно учился. К сожалению, все эти «уроки» были дурными, ведь госпожа являлась злым тираном. Чему она могла научить сына? Врать, лениться, никого не уважать и далее по списку. Плоды воспитания созревают в конце, когда Митрофан отказывается от своей матери – это результат дурного воспитания.

Софья – девушка, которая была воспитана хорошо, она, в отличие от Митрофана, являлась нравственным человеком и уважала людей. Точка зрения её, Стародума и Правдина одна – воспитание – это важная часть человеческой личности, поэтому воспитывать детей нужно в нравственных идеалах, в соответствии с честью и достоинством.

Образование и воспитания, по мнению Фонвизина, — два важнейших столпа, на которых стоит сформированный человек, личность. Проблемы воспитания и образования писатель вывел на примере двух противоположностей – двух семей, которые имели совершенно разные точки зрения. Денис Иванович показал, что хорошие воспитание и образование приведёт к счастью и хорошей жизни, а дурные – лишь к проблемам и краху всего, как в случае с Простаковой.

История написания

Свою комедию Денис Фонвизин вынашивал несколько лет и переделывал не один раз: произведение в окончательном виде значительно отличается от его первоначального варианта. Первый набросок автор написал в 1760 году, а завершить работу ему удалось лишь в 1782 (именно тогда комедию впервые поставили на сцене театра).

Изначально писатель задумал изобразить избалованного помещичьего сынка, которому из-за постоянного потакания глупой матери суждено вырасти невежественным человеком. На страницах первых набросков произведения Фонвизин изображал безграмотного Иванушку с растущей бородой и его родителей, стремящихся обучить сына. Мать здесь представлена глупой, упрямой, но слабовольной. Отец понимал, что ребёнка нужно учить, но не знал, как заставить его постигать азы науки. При этом Иванушка безнаказанно ругал и бил родителей.

Такие наброски пьесы не удовлетворили стремлений Фонвизина, поскольку автор хотел изобразить не только последствия плохого обучения, но и жестокость, грубость крепостного права. Денис Иванович тщательно продумывал новые сцены, в которых хотел высветить произвол помещиков. Комедия должна была показать отвратительность порядков при крепостном праве, когда одних людей приравнивают к собственности других.

Писателя возмущало отношение Екатерины Второй к своему дворянству. Она всё чаще стала назначать на высокие должности случайных приближённых, которые не имели перед Родиной никаких заслуг. Именно это подвигло Фонвизина ввести в своё произведение образ Стародума, служившего при императорском дворе, но бросившем дело из-за резкого осуждения дворцовых нравов.

В окончательной редакции «Недоросля» автор решил назвать главного героя Митрофанушкой. Писатель особенно выделяет воспитание (точнее, отсутствие такового) у подростка, показывает дурное влияние крепостного уклада Простаковых и Скотининых на его характер и мировоззрение. Из-за этого комедия перерастает в сатиру, обрушившуюся на главное зло тех времён — крепостничество. Денис Иванович стремился осуществить в своей пьесе сразу несколько затей:

  • высмеять воспитание сына помещиков;
  • изобличить бесчеловечность крепостного рабства;
  • указать на обманчивость блеска королевского двора.

Столкновение двух концепций и значение комедии

В сочинениях о проблеме воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» часто выделяют два побудительных мотива автора, повлёкших за собой создание этого произведения:

  • критика состояния образования и нравственного облика дворянства,
  • сатира на глупость, царящую внутри привилегированного класса.

Верно это лишь отчасти. Действительно, Фонвизин возмущён, что рано или поздно Простаковы придут к власти и окажутся причастны к управлению. Но представляется, что «Недоросль» не столько сатира на государственное устройство, сколько сатира на людей, формирующих общество.

Истинный смысл пьесы состоит в упрёке тем родителям, которые пренебрегая своими обязанностями, выпускают в свет детей бесталанных и вдобавок жестоких.

Автор понимает, что родители и не видят прока в образовании или в воспитателях, поэтому в финале вся материнская любовь Простаковой оказывается отвергнута, а Стародум произносит крылатую фразу: «Вот злонравия достойные плоды».

Нравственный урок комедии состоит именно в этом: глупость, жестокость и безразличие родителей являются причиной появления столь большого количества ни к чему не приученной молодёжи. Финалом, где Простаковы лишились имения и сына, Фонвизин подчёркивает их вину и призывает задуматься над тем, какими путями можно было бы избежать такой развязки. Воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» имеет определяющее значение именно в контексте обязанностей родителей по отношению к ребёнку. Исправить же трагикомическую ситуацию с дверями-прилагательными можно лишь в том случае, если родители-Простаковы начнут совершенствовать мир с себя.

  • Почему в заключительных строках светланы автор говорит здесь несчастье лживый сон сочинение
  • Почему в комедии недоросль так актуальна проблема воспитания сочинение
  • Почему в комедии горе от ума так много второстепенных персонажей сочинение
  • Почему в жизни человека важна мама сочинение
  • Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания в сказках