Ship (ʃɪp) или Sheep (ʃiːp)
Как мы уже поняли, незнание правил чтения английского языка не освобождает нас от ответственности попадания в неловкие ситуации.
Но есть и хорошие новости: правила чтения не обязательно учить наизусть, можно просто разобраться в основных направлениях и структурировать все в голове, а также сделать некоторые упражнения на их закрепление. После этого все слова у вас будут разложены по полочкам и поделены на однотипные, и вы будете автоматически вспоминать их в процессе чтения.
В английском языке есть много правил чтения гласных и согласных, кроме того, много слов читаются не по правилам, то есть являются исключениями.
Чтение и произношение некоторых букв и буквосочетаний зависит от их положения в слове. Сначала эти правила могут показаться сложными, но в процессе практики все отрабатывается до автоматизма, и в дальнейшем вы будете произносить все правильно, даже не задумываясь о том, какое правило вы применяете.
Таблица чтения гласных:
A | |
A [ei] — в открытом слоге | lake, make, name, baby, paper, station |
A [æ] — в закрытом слоге | rat, map |
A [a:] в закрытом слоге на r | car, bar, arm, star |
A [eə] — в конце слова гласный + re | care, fare |
A [ɔː] — в сочетании all, au | all, tall |
O | |
O [əʊ] — в открытом слоге | no, home |
O [ɒ] — в открытом слоге | lot, boss |
O [ɜː] — в сочетании с wor | word, work |
O [ɔ:] — в закрытом слоге на r | horse, door |
O [u:] — в сочетании “oo” | too, food |
O [ʊ] — в сочетании “oo” | good, look |
O [aʊ] — в сочетании “ow” в ударном слоге | now, clown |
O [ɔɪ] — в сочетании “oy” | boy, joy |
U | |
U [uː], [juː] — в открытом слоге | blue, duty |
U [ʌ] — в закрытом слоге | butter, cup |
U [ʊ] в закрытом слоге | put, bull |
U [ɜː] — в сочетании “ur” | purse, hurt |
E | |
E [i:] — в открытом слоге, в сочетаниях “ee”, “ea” | meet, leaf |
E [e] — в закрытом слоге, в сочетании “ead” | head, bread |
E [ɜː] — в сочетаниях “er”, “ear” | her, pearl |
E [ɪə] — в сочетании “ear” | near, dear |
I | |
i [aɪ] — в открытом слоге | nice, fine |
i [aɪ] — в сочетании “igh” | high, night |
i [ɪ] — в закрытом слоге | big, in |
i [ɜː] — в сочетании “ir” | bird, girl |
i [aɪə] — в сочетании “ire” | hire, tired |
Y | |
Y [aɪ] — в конце слова под ударением | my, cry |
Y [ɪ] — в конце слова без ударения | happy, family |
Y [j] — в начале слова | yes, yellow |
Таблица чтения согласных:
C | |
C [s] — перед i, e, y | place, cinema |
C [tʃ] — в сочетаниях ch, tch | children, catch |
C [k] — в в сочетании ch в словах греческого происхождения | chemistry, school, ache, monarch, technique, orchestra, Christmas |
C [ʃ] — в сочетании c + -ion, -ial, -ean, -ian, -ient | special, social, ancient, ocean, suspicion, precious |
C [ʃ] — в сочетании ch | champagne, chef, machine, schedule, moustache, parachute |
C [k] — в других случаях | cat, picnic, cream |
S | |
S [z] — в конце слов после гласных и звонких согласных | places, dogs |
S [ʃ] — в сочетании sh | she, show |
S [s] – в других случаях | sport, dress |
T | |
T [t] — кроме сочетаний th | tell, time |
T [ð] — в сочетании th | the, brother |
T [θ] — в сочетании th | think, fifth |
G | |
G [dʒ] — перед е, i, у | page, energy |
G [ŋ] — в сочетании ng в конце слова | song, interesting, spring |
G [g] — в других случаях | go, big |
P | |
P [p] | pepper, super, please, drop |
P не читается | raspberry, pneumonia, psychology, cupboard |
P [f] — в сочетании ph | photo, elephant, atmosphere, telephone |
Q | |
Q [kw] — в сочетании qu | queen, question, equal |
Q [к] — в сочетании que в конце слова | cheque, technique, picturesque, unique |
W | |
W [w] | water, woman, wolf, always |
W не читается в некоторых словах | two, answer, sword, Greenwich |
W не читается в сочетании wr в начале слова | write, wrist, wrong, wrap |
W не читается в сочетаниях aw, ew, ow | saw, sew, new, law, know, how |
W [h] — в сочетании who | who, whom, whose, whole |
W [w] — в сочетании wh + любая гласная, кроме o | why, when, where, which, while, wheel, whisper |
X | |
X [ks] | box, mixer, except, six, textbook |
X [ɡˈz] — если находится перед ударным слогом в положении между двумя гласными | exam, example |
Непроизносимые буквы – главная сложность в изучении английского языка
Еще одна преграда, которая мешает правильно читать на английском – буквы, которые совсем не читаются. Возьмем самый распространенный пример. Во время чтения со слова “bread” (хлеб) нужно выбросить букву “а”. Но при написании она остается, потому что получится совсем другое слово – “bred” (развод). Звучат эти слова одинаково.
Непроизносимые буквы могут находится в любой части слова, даже в начале и в конце. Поэтому давайте запомним некоторые комбинации букв.
Непроизносимая “В”
Не произносится в позиции после “m”:
- dumb – тупой
- limb – конечность, часть
Также важно запомнить такой момент: “b” также не читается в конце слова перед “t”:
- debt – долг
- doubt – сомневаться
- subtle – тонкий
Непроизносимая “Е”
Редко читается, если стоит в конце:
- drive – водить
- hope – надежда
Непроизносимая “G”
Очень часто не читается, когда перед ней стоит “n”:
- champagne – шампанское
- foreign – иностранный
- sign – подписать
Непроизносимое буквосочетание “Gh”
При изучении английского языка это одно из самых сложных буквосочетаний. Оно не читается, если в слове стоит после гласной, например, в слове “daughter” (дочь).
Тем не менее, в словах, которые имеют два разных корня, буквы произносятся. Оба корня читаются как отдельные слова:
- doghouse – собачья будка
- foghorn – сирена
Сочетание “gh” часто звучит как “f”:
- cough – кашель
- trough – впадина
Непроизносимая “H”
Невозможно выучить английский и правильно научиться читать, если забыть про непроизносимую “h”. Буква не читается, если стоит после “w”. Например:
- what – что
- when – когда
- why – зачем
- white – белый
Также буква “h” не читается в начале некоторых слов. Не забываем добавить к таким словам артикль “an”:
- an heir – наследник
- an hour – час
Непроизносимая “К”
Эта буква не читается, если стоит перед буквой “n”. Например:
- knee – колено
- knife – нож
- knowledge – знания
Непроизносимая “L”
На уроках учитель часто говорит фразу своим ученикам “keep calm” – сохраняйте спокойствие. Запомните: в слове “calm” буква “l” не читается, потому что стоит после гласной “а”. Также “l” не читается после гласных “o” и “u”:
- could – мог
- yolk – желток
Непроизносимая “Р”
Изучая английский, вы легко заметите, что “р” не читается, когда слова начинаются сочетаниями букв “pneu” и “psych”:
- pneumatic – пневматический
- psychiatrist – психиатр
- psychotic – психотичный
Непроизносимая “Т”
Правила, которое объяснило бы, почему не читается буква “t”, не существует в природе. Просто нужно запомнить некоторые слова. Например:
- bustle – суета
- hasten – спешить
- soften – смягчить
Непроизносимая “U”
Не нужно произносить эту букву, если она стоит после “g” перед гласными “e”, “i”:
- guidance – пособие
- guilty – виновен
- guitar – гитара
Непроизносимая “W”
Не произносится, если перед ней стоит “r”. Эта комбинация очень распространена в английском языке. Запомните правила чтения таких примеров:
- wrap – обертка
- wrangle – спор
- wrong – неправильно
Запишите себе дополнительные исключения, чтобы изучить все нюансы языка:
- who – кто
- whole – весь
- whose – чей
Правила чтения префиксов и суффиксов в английском языке
Иногда к знакомому уже вас слову добавляется префикс или суффикс. Давайте с этим разберемся, чтобы уметь их правильно читать.
Как меняется слово, когда к нему добавляется префикс?
В основном префикс не меняет основную структуру слова, поэтому во время произношения не должно возникать трудностей.
Например:
- dis + ability = disability (неспособность)
- im + possible = impossible (невозможный)
- in + formal = informal (неофициальный)
- mis + fortune = misfortune (несчастье)
- under + used = underused (недостаточно использованный)
Как изменяются слова, если к ним добавляется суффикс?
Чаще всего появление в односложных словах дополнительного суффикса приводит к частичным изменениям его основы. Эти изменения происходят согласно разным правилам:
- Если слово заканчивается на согласную и суффикс также начинается с согласной, изменений не происходит: treat + ment = treatment (лечение).
- Если слово заканчивается на одну согласную букву, при добавлении суффикса, который начинается на гласную букву, происходит удвоение согласной: big + est = biggest (наибольший).
Удвоение согласной “l” происходит, когда она стоит после гласной: travel + er = traveller (путешественник).
Существует очень много исключений, потому что много слов, у которых не происходит удвоение. Это некоторые слова, в конце которых стоит “r”, “x”, “w”, “y”: box + er = boxer (боксер).
Для лучшего запоминания сложных слов советуем самые сложные записывать в блокнот и подчеркивать проблемную часть!
Если вы уже изучаете английский язык, вы наверняка уже выделили для себя ряд особенностей и трудностей в изучении.
На начальных этапах (и не только) главной сложностью становится чтение. Наверное, вы уже заметили, что некоторые гласные имеют до четырех вариантов прочтения (например, A – первая буква алфавита) в зависимости от места, в котором они стоят в слове.
Так нужно ли учить правила чтения в английском языке? Расскажу, что я об этом думаю.
Больше исключений, чем правил
Дело в том, что свод правил чтения английского языка настолько широк, что может отпугнуть начинающих учить язык от этой сомнительной затеи.
На самом деле, в английском чтении есть логика и есть целые группы слов, которые читаются по одному и тому же правилу. Но много и самих правил.
Например:
- Правила чтения гласных в открытом слоге.
- Правила чтения гласных в закрытом слоге.
- Чтение гласных с буквой r, которая стоит до и после гласной.
- Правила чтения временных окончаний –ed и так далее.
- Различное чтение в безударных и ударных позициях.
- Чтение согласных и их сочетаний опять же в зависимости от их положения в слове и сопровождающих их гласных или согласных букв.
Английский язык богат на звуки – их насчитывается 44 при алфавите из 26 букв.
Для сравнения – в русском языке 43 звука, во французском – 35, в испанском – 27.
Кроме того, немало исключений.
Например, сможете ли вы объяснить, почему следующие слова читаются именно так, как они читаются:
- Do – Go;
- Does – Goes (чтение окончаний -s, -es);
- Live в значении «жить» и в значении «прямой эфир»;
- read в настоящем времени и в прошедшем времени при абсолютно одинаковом написании;
- а как читается имя Sean?
Таких примеров в английском масса.
В английских словарях, в отличие, например, от французских, вы увидите транскрипцию для каждого слова. Во французских словарях транскрипцию не пишут, так как правила чтения строгие. Транскрипция будет указана только если данное слово читается не по правилу и является исключением.
Как же разобраться в правилах чтения английского языка?
Если вы непременно хотите научиться читать, то рекомендую:
- В первую очередь освоить чтение знаков фонетической транскрипции. Тогда вы сможете прочитать незнакомое слово, обратившись к словарю.
- Второе – обзаведитесь электронным словарем с озвучкой. Сейчас есть масса вариантов электронных словарей, которые дают правильную аудио озвучку слов.
- Не стремитесь выучить все правила чтения сразу и наизусть. Есть смысл запомнить наиболее простые. Например, что ch читается как «ч», а sh – как «ш».
- Более сложные правила, а это относится прежде всего к гласным, осваивайте постепенно. И вскоре вы поймете логику чтения. Если встречаются похожие по своему строению слова, вы интуитивно догадаетесь, что читаются они одинаково. Например, rat, cat, fat, bat, bad – нетрудно догадаться, что во всех этих словах гласный звук будет произноситься одинаково. И для этого совершенно нет необходимости становиться специалистом по английской фонетике.
Учитесь читать через лексику
Если ваша задача – освоить чтение для того, чтобы читать и понимать простые тексты, а не зачитывать академические лекции вслух для широких аудиторий, не нужно сильно углубляться в изучение правил и тонкостей фонетики.
Я рекомендую учить прежде всего лексику, а не правила чтения. Если вы знаете, как читаются самые частотные слова, вам будет в разы легче читать.
Ведь каждый, даже сложный текст, по большей части состоит из частотных слов, без которых просто не обойтись.
Не нужно вдумываться, почему в слове but буква «u» читается как «а». Если вы знаете это слово и его прочтение – этого вполне достаточно. Фонетические тонкости оставьте лингвистам.
По своему опыту могу сказать, что всех своих учеников я обучаю чтению, отталкиваясь от лексики, а не от правил чтения. И ученики достаточно быстро начинают хорошо читать. Причем независимо от возраста.
Ведь основная задача изучения языка – говорить на нем и понимать его, а не читать набор непонятных символов.
Со временем все мои студенты интуитивно понимают, как читаются даже незнакомые им слова. А если возникают сомнения, они читают слово по транскрипции. Правила чтения ввожу постепенно и по мере необходимости. Как только обучение становится осознанным, а общая структура языка – понятной, есть смысл объяснять отдельные правила, если возникают сложности в распознавании отдельных звуков.
Важно найти золотую середину. Если правило простое, запоминайте его. Но не забывайте об исключениях. Если сложное, то в этом нет большого смысла.
Почему чтение легче запоминается через лексику? Потому, что знакомые слова и предложения, а также текст имеют смысл. Мозг человека воспринимает его и понимает.
А отдельные правила, звуки, слова, значение которых мы не знаем, но пытаемся научиться их читать, мозг не распознает как что-то значимое. А непонятное всегда отбраковывается.
Если вы даже логически поняли, как читается та или иная буква в том или ином положении, при чтении текста, а не отдельных слов с данным звуком, вы будете допускать ошибки. Если вы читаете упражнения в чтении, ваш мозг настроен на определенные звуки, которые вы отрабатываете. В случайном же тексте все звуки перемешаны и разграничивать их сложнее.
Вывод
Итак, касаемо иностранных языков и английского в частности, я рекомендую:
- Изучать правила чтения через лексику.
- Запомнить самые простые правила, которые не имеют большой вариативности. Например, в буквосочетании kn – k не читается.
- Изучать сложные правила по мере погружения в язык и всегда параллельно с лексикой.
- Выучить знаки транскрипции для пользования словарем.
- Иметь словарь с аудио озвучкой.
Итак, мой ответ на вопрос – «Нужно ли учить правила чтения в английском языке» таков – учите лексику, а правила выработаются и запомнятся сами по себе.