Почему у зебры полоски сказка

Жанр: сказочная повестьчитайте краткое содержание других сказок софьи прокофьевой:лоскутик и облакоглавные герои сказки приключения мальчика без тени и их характеристикавитя

Жанр: сказочная повесть

Читайте краткое содержание других сказок Софьи Прокофьевой:

«Лоскутик и облако»

Главные герои сказки «Приключения мальчика без тени» и их характеристика

  1. Витя Веткин. Заносчивый, гордый мальчик. Понял, как плохо быть без тени.
  2. Люся Веткина. Его сестра. Добрая и весёлая девочка.
  3. Петька. Новый чемпион по шахматам. Отзывчивый и нежадный.
  4. Тень Вити. Обиженная, несчастная, потерянная.
  5. Тени зверей. Тигра, зебры, верблюда и медведя. Добрые и отзывчивые.
  6. Тень обезьяны. Грубая, жадная, невоспитанная.

План пересказа сказки «Приключения мальчика без тени»

  1. Тень дуба.
  2. Витя ругает свою тень.
  3. Тень на верёвочке.
  4. Побег и погоня.
  5. Витя страдает от жары.
  6. Тень в зоопарке.
  7. Тень на шнурках.
  8. Тень обезьяны освобождает тень Вити.
  9. Проигрыш в шахматы.
  10. Тень с хвостиком.
  11. Рассказ тени воробья.
  12. Солнечное затмение.
  13. В кафе-мороженом.
  14. Возвращение тени.
  15. Витя счастлив.

Кратчайшее содержание сказки «Приключения мальчика без тени» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Витя оскорбил тень и она убежала от него.
  2. Витя очень страдал от жары и пытался вернуть тень.
  3. Тень подружилась с тенями животных, но её обманула тень обезьяны.
  4. Витя проиграл чемпионат по шахматам и к нему прицепилась тень обезьяны.
  5. Тени животных помогли Вите поймать тень обезьяны.
  6. Тень вернулась к Вите и мальчик был счастлив.

Главная мысль сказки «Приключения мальчика без тени»

Счастлив лишь тот, кто по-доброму относится к другим.

Чему учит сказка «Приключения мальчика без тени»

Сказка учит не быть грубым, заносчивым, не считать себя лучше других. Учит дорожить своим имуществом. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит отзывчивости и умению прощать.

Отзыв на сказку «Приключения мальчика без тени»

Мне очень понравилась эта смешная и поучительная повесть. В её начале Витя был грубым и отвратительным, с таким никто не захотел бы дружить, и даже тень от него сбежала. Но Витя понял свою ошибку и нашёл в себе силы попросить прощения. Он исправился и стал хорошим и добрым мальчиком. А большой беды удалось избежать потому, что друзья не бросили героев в беде.

Пословицы к сказке «Приключения мальчика без тени»

Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Чужое добро впрок не пойдёт.

Друг познаётся в беде.

У хромого и тень хромая.

На ошибках учатся.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Приключения мальчика без тени» по главам:

Глава 1.

Во дворе школы рос огромный дуб, который все любили, и только Витя его ненавидел. Тень дуба мешала ему смотреть, во что играют ребята.

Витя был чемпионом школы по шахматам и в тот день готовился защитить свой титул. Он презирал других ребят и считал себя исключительной личностью.

Глава 2.

Ребята копали ямы и сажали саженцы. Витя не хотел помогать, ругая тень дуба. Он считал, что может легко обойтись без тени. И он в запале схватил топор и ударил по дубу.

Вдруг он чуть не упал. 

Ребята обозвали его заносчивым дураком, но Витя смотрел на свою тень, которая выдёргивала свою ногу из-под ноги мальчика.

Витя разозлился, схватил тень и притащил домой. Там он привязал её верёвкой к спинке кровати. Потом Витя ушёл ругаться с ребятами, а тень нашла в кармане тень от ножниц и перерезала тень от верёвки. Потом она сбежала, решив начать теневую жизнь.

Глава 3.

Витя пытался догнать тень, но та улизнула и шла в раздумьях по улице. Вдруг на неё маляры опрокинули сверху ведро с извёсткой. Тень стала плоской и белой. 

Она увидела Люсю Веткину, сестру Вити, и выпросила у неё двадцать копеек. Потом она стала покупать стаканы с газировкой и выливать их на себя. И вскоре стала чёрной. В руках у неё почему-то появилась тень от зонтика.

Люся поперхнулась малиновым сиропом.

Глава 4.

А Вите было жарко. Он пытался спрятаться в тень дуба, но та сбежала от него. Витя сходил домой и взял зонтик, но солнечные лучи огибали тень от зонтика и светили ему прямо в лицо.

Тут его встретила Люся и стала требовать двадцать копеек. Витя узнал, что девочка видела тень возле зоопарка и бросился туда.

Глава 5.

Витя безуспешно гнался за тенью по улице, но та скрылась в зоопарке. У Вити не было денег на билет и он изнывал от жары. Он пытался загородиться от солнца ладошкой, но у ладони не было тени. Витя попросил дворника облить его, но дворник закрыл шланг.

Тогда Витя купил стакан газировки и вылил его на голову. От головы пошёл пар.

Голова у Вити кружилась, он был на грани солнечного удара.

Глава 6.

В зоопарке тень встретила плачущую тень лошади. Оказалась, это была тень зебры, которую никто не узнавал.

Тень Вити вырезала ножницами полоски в тени зебры и та была счастлива. Она познакомила тень со своими друзьями — тенями тигра, одногорбого верблюда и белого медведя. Они были очень заинтересованы историей с полосками, ведь у каждой из них были свои проблемы.

Тут появилась тень обезьяны, но другие тени предупредили тень Вити, что с тенью обезьяны нельзя общаться, потому что она вредная.

Глава 7.

А Витя дождался, когда его тень покинет зоопарк и схватил её. Он привязал тень к шнуркам и пошёл в школу. Он не видел, что за ним следуют тень зебры, тень тигра с полосками, тень верблюда с двумя горбами  и тень медведя с зонтиком.

Эти тени пытались развязать шнурки Вити, но у них ничего не получалось.

Зато получилось у тени обезьяны, которая в благодарность потребовала от тени Вити ехать в зоопарк и ждать её в клетке обезьяны.

Глава 8.

А Витя, раздосадованный потерей тени, пришёл в школу и проиграл финальный матч по шахматам Петьке. Ведь он ничего не соображал от жары.

Но когда матч закончился, Витя увидел тень. Он решил, что это вернулась его тень и обрадовался.

А тень стала требовать мороженого и подбивать Витю на хулиганства.

Витя купил эскимо и с ужасом смотрел, как тень поедает тень эскимо огромными кусками.

У Вити больше не было денег, но тени было мало. Она запустила руку в ящик и вытащила целую кучу теней эскимо. Она стала их жадно есть, а Витя увидел, что у тени болтается хвост.

Глава 9.

Тени зверей неторопливо возвращались в зоопарк, когда увидели тени воробьёв. Тени воробьёв рассказали им, что тень обезьяны прицепилась к мальчику, а тень мальчика попалась обезьяне.

Потрясённые коварством, тени зверей бросились на поиски тени обезьяны.

Глава 10.

А Витя пытался избавиться от тени обезьяны, но та не отпускала его. Но вдруг появились тени зверей и схватили тень обезьяны. Они были очень сердиты и тень тигра даже мечтала съесть тень обезьяны.

Витя стал торопливо говорить, что исправился, понял важность тени и просит у неё прощения.

Тень обезьяны безуспешно вырывалась, как вдруг все тени стали бледнеть, а потом и вовсе пропали. Случилось солнечное затмение.

Когда затмение прошло и тени зверей вновь появились, оказалось, что тень обезьяны сбежала.

Но тени воробьёв всё видели и сказали, что она побежала в кафе-мороженое.

Тени зверей бросились следом, а у Вити не было денег.

Он огляделся и увидел Люсю с Петькой, новым чемпионом по шахматам. Витя подбежал к ним и стал слёзно умолять дать ему денег. Люся не хотела давать, но Петька посмотрел на Витю, и дал денег.

Глава 11.

В кафе-мороженом разыгралась ужасная сцена. Тень обезьяны металась между и под столами и везде успевала схватить тень мороженого.

Витя гонялся за ней и все люди смотрели на него, как на сумасшедшего.

Тени зверей тоже были тут и им удалось схватить тень обезьяны и даже заткнуть ей рот. Они связали её обрезками от тени зебры и повели в зоопарк.

Глава 12.

Зоопарк уже закрывался. Тень Вити висела на перекладине в клетке обезьяны, а обезьяна удерживала её и приставляла к тени мальчика тень верёвки. Она не могла смириться с отсутствием у тени хвоста.

Вдруг обезьяна рассвирепела и бросила тень мальчика на пол. Но тут подоспели тени зверей и протолкнули в клетку тень обезьяны.

Обезьяна схватила свою тень, поняла в чём дело, и стала стегать свою тень тенью верёвки.

А Витя извинялся перед своей тенью и она тоже просила прощения у мальчика.

Тени зверей сказали, что больше не сердятся на Витю, и что между ними теперь тень дружбы.

Счастливый Витя шёл домой по ночной улице и всё время оглядывался на свою тень. Он любовался ею и говорил, что они всегда будут вместе. Тень ничего не отвечала, а только кивала.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Приключения мальчика без тени»

1

Тема: Развитие зрительно-моторной, слухо-моторной координации, чувства равновесия. Зоопарк.

Цели:

  • Обогатить словарь детей по данной теме.
  • Совершенствовать навыки счета, сравнения предметов по величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий), умение ориентироваться в пространстве (верх-низ).
  • Продолжать учить различать и называть цвета, геометрические фигуры.

Сегодня мы с тобой отправимся в зоопарк. Ты когда-нибудь был в Зоопарке? Мы поедем туда на автобусе.

Музыкальная игра «Автобус»

Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим (покачиваемся на месте)

И из окошечка глядим,

Всё глядим! (смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него,

поворачиваясь в одну и в другую стороны)

Глядим назад, глядим вперёд,

Вот так вот, вот так вот

Ну что ж, автобус не везёт,

Не везёт? (пожимаем плечами и разводим руками)

Колёса закружились,

Вот так вот, вот так вот.

Вперёд мы покатились,

Вот так вот! (выполняем круговые движения руками впереди от себя)

А щётки по стеклу шуршат,

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик. (качаем согнутыми в локтях руками

перед лицом (имитируем движение «дворников»)

Все капельки смести хотят,

Вжик-вжик-вжик! («стяхиваем» кистями рук)

И мы не просто так сидим,

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим,

Бип-бип-бип! («крутим руль» и бибикаем)

Пускай автобус нас трясёт,

Вот так вот, вот так вот. («трясемся» на месте)

Мы едем-едем всё вперёд,

Вот так вот! («крутим руль»)

Вот мы и приехали в Зоопарк. Но чтобы туда попасть, нам нужны билеты. Попроси у меня,: «Дай, билет» (Рисунок1)

Животные в Зоопарке

Вот и царь всех зверей

Лев (Приложение 1)

С этим зверем полосатым

Не шутите вы, ребята!

Его увидишь — сразу ясно:

Царь зверей — шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык,

Даже гривы не подстриг.

Дополнительно: Игра с прищепками «Львиная грива» (приложение 2)

Дети делают гриву, прикрепляя прищепки вокруг головы льва.

Посмотрели мы на Льва, пойдем дальше.

Попугай (приложение 3).

Попугай танцует,

Словно радуга на ветке.

Он весёлый, настоящий,

Друг пернатый говорящий.

Ой, а кто это рычит?

Тигр (приложение 4)

Весь-привесь он полосатый,

Длиннохвостый и усатый.

Он красивей даже льва,

Хоть без гривы голова.

Дополнительно: Рисование «Тигр» (приложение 5)

— В Африке живут тигры. Вот они какие красивые, большие, с полосками. А один тигр родился без полосок и очень огорчен этим. Он часто грустит и злится. Давайте поможем ему и нарисуем полоски. Возьмите в руки кисточки и проведите линии сверху вниз по тигру, чтобы у него появились полоски.

Орел (приложение 6)

Дидактическая игра «В горах» (приложение 10,11)

— На небе ярко светит и жарко греет солнце.Вот они — горы. Сколько горных вершин на картинке? Сосчитайте. Три горы. На вершине самой высокой горы живет птица орел. 

Два могучих есть крыла

У царя всех птиц  —  орла.

С ним я спорить не хочу  —

Ему горы по плечу!

А на самой низкой горе распустились цветы. Возле вершины средней горы протекает целое озеро.

 Послушай, как говорит орёл.

Посмотрите, что за шланг лежит в клетке?Так это же змея!

Змея шипит, шипит, шипит,

Полгода учит алфавит,

Устала бедная уже,

А знает только букву –

Ш-Ш-Ш.

Давай сделаем артикуляционную гимнастику. Как говорит змея? ШШШШШ.

Дополнительно: Пальчиковое рисование «Змея» (приложение 7)

Плачет змейка у скамейки –

Длинная у змейки шейка,

Спали бусы, туг браслет,

И серёжкам места нет.

Ей ведь тоже хочется

Быть красивой модницей

И чтобы змея не огорчалась, нарисуйте змее узор на коже.

Кто-то очень медленно ползет в нашу сторону. Черепаха! Повтори со мной по слогам. Че-ре-па-ха. Молодец! (приложение 8) .

Пальчиковая игра «Черепашка»

Черепашка, черепашка

В панцире живет.

(Сжать кулачок, спрятав внутрь большой палец)

Высунет головушку,

(Высунуть большой палец)

Обратно уберет.

(Убираем палец обратно)

Повторить с другой рукой.

Дополнительно: Изобразительная деятельность «Пустыня» (приложение 9,10)

Сначала дети наклеивают изображение черепахи на фон. Из кусочков пластилина делают шарики, прикладывают и придавливают к желтому фону — делают камешки. Затем дети губкой размазывают желтую краску, посыпают манной крупой и водят пальцами — песок в пустыне.

Какая замечательная пустыня у нас получилась! Но пришло время и с другими обитателями зоопарка познакомиться!

Слышишь, кто-то как будто в трубу поет, это нас к себе Слон зовет (приложение 11)

Слон трубит на всю округу –

У него благая весть,

И трубу ему не надо,

Потому что хобот есть!

Ой, а кто это-за кустов выглядывает с длинной шеей?

Кто это? Жираф (приложение 12)

У жирафа во-от какая шея!

Метра два!..

А может, и длиннее!

Думает жираф:» Я выше всех!»

И на небо смотрит сверху вверх!

Динамическая пауза «Жираф»

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

(Похлопывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,

(Пощипывают себя).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

(Делают стряхивающие движения).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках.

(Показывают части тела).

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

(Показывают полоски).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носу, на животах, коленях и носках. (Показывают части тела).

Дополнительно: Рисование «Жираф» (приложение 13)

Давай красками разрисуем жирафа. Пятна коричневого цвета залепить пластилином, все остальное разукрасить красками.

Молодец, какой замечательный жираф у тебя получился!

Обезьяна/макака (приложение 14).

 Давай посмотрим, кто это там с ветки на ветки прыгает. Думаешь, что белка? Нет, это обезьянки, ты только посмотри!

По деревьям и лианам

Любит прыгать обезьяна.

Хвост ей самый лучший друг

Вместе с ним, у ней пять рук!

Как говорит обезьяна? Ух ух, а а. 

Что любит кушать обезьянки?

Очень вкусные бананы

На обед у…обезьянок!

Бегемот (приложение 15).

Живет в далекой Африке,

Огромный бегемот,

И любит он на солнышке,

Погреть себе живот.

Большие зубы и него,

Большая голова,

Купаться любит бегемот,

Ныряет иногда.

Он медленно как целый дом,

По озеру плывет,

И травку ловит на ходу,

И медленно жует.

Посмотри, вот так лошадка! Словно большая тетрадка в линейку.

Зебра (приложение 16)

Зебра кисточки достала,

Всю себя разрисовала,

С той поры её наряд-

Чёрно-белых полос ряд.

Верблюд (приложение 17)

Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб — не горб, амбар!

Еды в них на семь суток.

24   слайд. (приложение 18).

Кто это там топает?

На носу большущий рог,

Носит каждый … Носорог

Посмотри, какой зверь сидит и так на медведя похож! Панда 

Панда (приложение 19)

Панда – мишка очень умный,

Нацепил очки и фрак.

И из Азии надумал

К нам приехать в зоопарк

Коала (приложение 20)

Хочешь — верь,

Или не верь,

Не игрушка я,

Я — зверь!

Мама мне сказала –

Я — медведь коала.

И весело прыгает кенгуру!

Кенгуру (приложение 21)

Даже в сильную жару

Резво скачет кенгуру,

Вместе с ней, участник гонок,

В сумке скачет кенгурёнок

Вот мы обошли весь зоопарк. Кто же в последней клетке сидит, давай посмотрим.

Крокодил (приложение 22)

Он большой и неуклюжий.

Он, ребята, страж болот.

Он лежит в огромной луже

И зовётся …крокодил

Дополнительно: Лепка «Крокодил» (приложение 23)

Простейшие рисунки на нарощенных ногтях

В современном мире макияж, уход за ногтями на руках и ногах и депиляция являются рутинными и непререкаемыми вещами для женщин.

Вот почему искусственные ногти пользуются бешеной популярностью.

Если для того, чтобы нарастить ногти, зачастую приходится прибегать к помощи профессионала, то сделать маникюр на искусственных ногтях и украсить его нейл-артом способен даже новичок.

Нейл-арт — это рисунки, геометрические узоры, орнамент, блестки и даже целые мини-картины, нарисованные на ногтях. С его помощью можно не только создать красивый дизайн нарощенных ногтей, но и скрыть различные несовершенства ногтевой пластины.

Существует три вида рисунков на ногтях:

  1. Художественный. Изображения наносятся при помощи лаков, гелей и водно-акриловых красок.
  2. Объемный. Выполняется высококвалифицированным мастером, который при помощи лепки из акрила превращает ногти в настоящее произведение искусства.
  3. Аквариумный. На основной орнамент наносится толстый слой акрила. В результате получается выпуклый на вид рисунок.

Для того, чтобы выполнять нейл-арт или делать простейшие пунктирные рисунки на нарощенных ногтях, вам понадобятся:

  • базовая акриловая краска или лак для ногтей;
  • краска или лак белого цвета;
  • краска или лак темного цвета (как вариант, темно-коричневого);
  • зубочистка или игла;
  • прозрачное финальное покрытие для лучшей сохранности рисунка.

Как рисовать пунктирные цветы на ногтях? Вот несколько простых шагов:

  1. Сделайте маникюр с желтым лаком (или же розовым, бежевым, то есть можно использовать любой светлый оттенок).
  2. Вылейте в небольшую тарелку лак темного цвета.
  3. С помощью зубочистки или иглы нанесите на ноготь маленькие точки в форме цветка. Сделайте один цветок из точек в нижней части ногтя, а другой цветок — в верхней части ногтя.
  4. Возьмите краску или лак белого цвета и поместите маленькие точки в виде цветка в середине каждого ногтя.
  5. Еще раз возьмите темный лак и нарисуйте точку в середине каждого цветка.
  6. Дождитесь, пока лак или краска полностью высохнет, и нанесите верхний прозрачный слой лака.

Следуя этим простым шагам, вы сможете выполнять рисунки на нарощенных ногтях не только на руках, но и на ногах.

Нарощенные ногти с красивым рисунком

Популярными декоративными приемами для нарощенных ногтей с рисунком является создание полосок зебры или тигра.

Тонкие узоры и линии требуют практики и терпения, так что может пройти некоторое время, прежде чем вы научитесь выполнять их успешно.

Необходимые материалы:

  • базовая краска или лак;
  • краска другого цвета для нанесения узоров;
  • одноразовая посуда;
  • финальное покрытие (закрепитель).

Техника выполнения:

  1. Накрасьте каждый ноготь основным цветом по вашему выбору. Подождите 30 минут, чтобы ногти полностью высохли. Добавьте второй слой, если это необходимо, и подождите еще 30 минут.
  2. Налейте немного (с горошину) лака для ногтей в одноразовую чашку. Опустите тонкую кисть в чашку и промокните ее на краю чаши, чтобы избавиться от лишнего лака.
  3. Начните проводить полосу по левой или правой кромке ногтя, нажимая вниз, чтобы сделать начало линии широким на краю и постепенно сужаясь по мере того, как вы доводите линию к середине ногтя. Посмотрите на изображение зебры (на ее полоски) для использования в качестве эталона.
  4. Добавляйте новые линии, начиная попеременно с левой и правой сторон ногтя. Можно несколько раз начинать две полосы в одном месте, чтобы они разветвлялись от одной и той же отправной точки. Подождите 20-30 минут, пока «зебра» полностью не высохнет.
  5. Нанесите прозрачный верхний слой для защиты дизайна.

Красивые нарощенные ногти с рисунком

Нарощенные ногти с рисунком из листьев и цветов будут великолепно смотреться в качестве летнего яркого маникюра.

Для того чтобы сделать акцент на таком маникюре, можно нанести узор не на все пальцы, а только на большой и безымянный палец.

Вам потребуются кусок картона, розовый лак, желтый лак, зеленый лак, тонкая маникюрная кисть, игла или палочка для чистки зубов.

Техника выполнения:

  1. Накрасьте ногти основным цветом или используйте прозрачный лак, если целью является создание естественного фона. Дизайн с базовым слоем держится дольше, чем рисунок, выполненный прямо на ногтевой пластине.
  2. Теперь, как только ваш базовый слой полностью высох, пришло время для розового лака для ногтей. Нанесите и дайте полностью высохнуть, прежде чем нанести второй слой лака. Пусть и второй слой полностью высохнет.
  3. Теперь пришло время для создания цветов.
  4. Налейте каплю белого лака для ногтей на кусок картона и в него окуните тонкую кисть.
  5. Нанесите 5 жирных точек на ноготь по кругу. Это будут лепестки цветов.
  6. Налейте еще одну маленькую каплю, на этот раз желтого лака, на кусок картона. Сделайте один круг в середине ваших цветочных лепестков.
  7. Наконец, вылейте каплю зеленого лака на картон. Сделайте маленькие листья вокруг цветка при помощи зубочистки и зеленого лака.
  8. Дайте высохнуть, добавьте верхний слой и наслаждайтесь видом готового маникюра.

Автор: Лариса Евланова

Зебра с полосами и пятнами

На фото — бурчелловы зебры (Equus quagga) в национальном парке Акагера (Akagera National Park) в Танзании. У зебры на переднем плане видно любопытное нарушение окраски: полоски в области седловины сменяются пятнистым рисунком.


Пятна зебры крупным планомПочему у зебры полоски сказка

Зебры с нетипичным рисунком в последнее время встречаются в природе всё чаще, вызывая удивление у наблюдателей и разжигая интерес у ученых. Зебры-меланисты, зебры с «выцветшими» полосками, зебры в горошек, зебры, полосатые лишь наполовину (подобно вымершей квагге) — такие причудливые узоры, если повезет, можно встретить, отправившись на сафари по саваннам Африки. Разнообразные нарушения окраски обычно регистрируются именно у бурчелловой зебры, что неудивительно, ведь среди трех ныне живущих видов зебр она наиболее распространена.


Примеры аномальной окраски бурчелловой зебрыПочему у зебры полоски сказка

Бурчелловы зебры населяют степи и саванны Юго-Восточной Африки. Животные высокосоциальны, живут кочующими семейными табунами, в состав которых входит один взрослый самец, несколько самок и молодые особи. Сами табуны не очень велики (они обычно включают около 10 особей), но несколько табунов могут пастись вместе, образуя большие стада. Сходный образ жизни имеют и некрупные горные зебры (Equus zebra), населяющие плоскогорья Западной и Южной Африки. А вот более редкие зебры Греви (Equus grevyi), обитающие в засушливых саваннах Северной Кении, Эфиопии и Сомали, имеют несколько другую социальную организацию: тяготеющие к одиночному образу жизни самцы проявляют выраженную территориальность.

Полосатый окрас зебр уникален для каждой особи. Разные виды зебр имеют свои особенности узора: так, самые узкие и частые полосы — у зебры Греви, а самые широкие — у бурчелловой зебры. Вариации полосатого узора существуют и внутри одного вида: в северо-восточной части ареала рисунок у бурчелловых зебр выражен интенсивнее, чем в южной. Сравнительно недавно вымерший подвид бурчелловой зебры, квагга, обитавшая на самом юге Африки, была полосатой только частично: голова и передняя часть туловища несли полоски, а круп был однотонным.


Зебра, полосатая лишь наполовинуПочему у зебры полоски сказка

Примечательно, что и типы нарушенной окраски также имеют географическую привязку: бурчелловы зебры с частичным меланизмом распространены в южной части ареала, а зебры с пятнистостью в области седловины — в северо-восточной. Исследования показали, что такие особи с нетипичным узором несут в геноме явные признаки недавнего инбридинга (близкородственных скрещиваний). Что неудивительно, учитывая, что за последние 20 лет численность зебр сократилась примерно на четверть. Исходно непрерывный ареал распался на несколько участков, изолированных друг от друга, в некоторых из них численность зебр не превышает 200 особей. Всё это результат человеческой деятельности — охоты и сельского хозяйстава.

Зебры с нетипичной окраской, похоже, не чувствуют себя изгоями в стаде: они поддерживают социальные связи с другими особями, спариваются и, скорее всего, успешно размножаются. И всё-таки взрослые особи с необычным узором встречаются реже, чем детеныши. Возможно, неправильно окрашенные зебры имеют и какие-то другие, скрытые от глаза наблюдателя, физические дефекты и поэтому не всегда доживают до взрослого возраста. Но также не исключено, что «странная» окраска сама по себе навлекает на зебру больше опасностей, чем обычная полосатая.

Бурчелловый зебренок в горошек

Механизм формирования нормальной и нетипичной окраски у зебры до сих пор подробно не изучен, однако существуют правдоподобные математические модели, хорошо описывающие этот процесс. Уже в середине XX века математик Алан Тьюринг предложил модель, согласно которой за формирующийся сложный пятнистый или полосатый узор могут быть ответственны всего два вещества — активатор и ингибитор. Чтобы наглядно представить, как работает такая модель, другой математик, Джеймс Мюррей (James D. Murray), предложил забавную вымышленную ситуацию: «поле потеющих кузнечиков». Представим, что под жарким солнцем на поле, заросшем высохшей травой и населенным кузнечиками, происходят локальные возгорания. От тепла приближающегося огня кузнечики начинают усиленно потеть — да так интенсивно, что орошенная их потом трава не загорается, и пожар останавливается. В этой модели распространяющийся огонь — активатор, а потеющие кузнечики — ингибитор. Если кузнечики и огонь движутся с разной скоростью, на поле формируются различные варианты регулярного рисунка, напоминающего природные узоры на шкуре животных. Сам тип рисунка — пятна или полоски — зависит от скоростей распространения активатора и ингибитора.

Математические модели, предложенные на основе модели Тьюринга или связанные с ней, действительно неплохо описывают формирование разных типов окраски в животном мире — в том числе пятен у леопарда и полосок у зебры (см. также Окраска глазчатых ящериц порождается клеточным автоматом, «Элементы», 04.05.2017). Однако точный молекулярный механизм развития узоров, увы, известен не для всех видов.

За окрас у зебры отвечают клетки-меланоциты, расположенные в коже по всему телу. Эти клетки синтезируют и накапливают черный пигмент меланин, передавая его и окружающим клеткам. Меланоциты, расположенные в волосяных луковицах, ответственны за цвет волос: если синтез пигмента происходит нормально, вырастает черная шерсть, если же синтез фермента ингибирован — белая. Сама же кожа зебры всегда черная.

Исследования молекулярных механизмов окраски кошачьих показали, что роль активатора по Тьюрингу играет α-MSH (альфа-меланоцитстимулирующий гормон), связывающийся с рецептором MC1R, расположенным на клетках-меланоцитах (это запускает синтез меланина), а роль ингибитора — сигнальный белок агути ASIP, блокирующий этот рецептор (что приводит к синтезу красного пигмента феомеланина и проявлению рыжей окраски). Не исключено, что эти же белки принимают участие в формировании окраски зебры, хотя в типичном окрасе современных зебр рыжий цвет отсутствует. Можно предположить, что при изменении обычной скорости распространения ингибитора (вследствие какой-либо нежелательной мутации) происходит «сбой», и вместо полосок у зебры формируются пятна. Сбой может быть локальным (как у зебры на главном фото) или же общим — как у симпатичного детеныша бурчелловой зебры в горошек, сфотографированного в Кении в 2019 году. Будем надеяться, что дальнейшие исследования помогут пролить свет на истинные причины и механизмы подобных «сбоев».

Кстати, зачем зебрам нужны полоски? Оказывается, черно-белые вертикальные полосы эффективно снижают вероятность быть укушенным мухой цеце (см. Почему зебры полосатые?, «Элементы», 08.03.2012). Эти же данные подтвердились и в экспериментах с лошадьми, одетыми в черно-белые полосатые попоны.

Фото © Brenda Larison с сайта nationalgeographic.com, национальный парк Akagera, Танзания, 2018 год.

Анастасия Вабищевич

  • Почему у попугая клюв кривой африканская сказка читательский дневник
  • Почему у барсука полоски на спине сказка
  • Почему тюпа не ловит птиц рассказы книга
  • Почему трагедия ромео и джульетта продолжает жить в веках сочинение
  • Почему у белого медведя нет хвоста чукотская сказка хвост