Почему тюпа не ловит птиц рассказы книга

В издательстве вольный странник вышла новая книга игумена нектария морозова заметки на вырост. 22 декабря в 19:30 в московском культурном

Почему тюпа не ловит птиц рассказы книга В издательстве «Вольный Странник» вышла новая книга игумена Нектария (Морозова) «Заметки на вырост».

22 декабря в 19:30 в московском культурном центре «Покровские ворота» (метро «Китай-город», «Чистые пруды», «Курская») состоится её презентация, во время которой будет возможность задать вопросы автору и получить автограф. Вход свободный. Регистрация на мероприятие: https://kts-pokrovsk.timepad.ru/event/1854845/

Есть такие мысли – живые, еще не обработанные, не оформленные в произведение. Мысли, которые вдруг озаряют. Не те, которые залетели к тебе случайно и которые нужно поскорее отбросить. Нет, они даются большим трудом размышлений, они должны полежать в твоей душе, вызреть, превратиться в драгоценные камни. Эти мысли как семена, которые прорастают, когда ты даешь им добрую почву. Они помогают делать правильный выбор, искать верный путь. Помогают не запутаться. Этими мыслями питается душа.

У этих мыслей нет другого приюта кроме страниц дневника

У них нет другого приюта кроме страниц дневника. Они еще слишком сокровенны для соцсетей. Они еще слишком единичны для книг. Из каждой из них может вырасти большой текст, близкая беседа или доброе дело. А когда эти мысли собраны вместе, под одной обложкой, получается мозаичное полотно. В нем интересно рассматривать каждый фрагмент. А отойдешь подальше, – увидишь целую картину. Ту, которую, возможно, не ожидал. «Заметки на вырост» – это картина нашего мира глазами священника. Сложная, неоднозначная, вовсе не радужная, но полная надежды.

Игумен Нектарий (Морозов) – настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова. В прошлом – журналист, работал в качестве корреспондента, в том числе, и в горячих точках. Автор более 20 книг.

Зачем столько страдания в мире? Как я мог тратить свое время впустую? Как, смотря на Распятие, видеть Любовь?

«Заметки на вырост» – настоящие дневниковые записи игумена Нектария. То, что изначально создавалось не для публикации. То, что поняла душа, что поразило ее. Поэтому все эти заметки такие разные и так много в них ответов на больные вопросы. Зачем столько страдания в мире? Почему стирается грань между добром и злом, от чего люди теряют опору? Как я мог тратить свое время впустую? Как нам, современным людям, понять и прочувствовать, что такое смирение и кротость? Как, смотря на Распятие, видеть Любовь? Что такое Церковь и зачем она нужна – не формально, а изнутри?

Ценно то, что это записи священника – человека, полностью погруженного в жизнь. Откровенные беседы, постоянное соприкосновение с самыми горькими и самыми радостными событиями в судьбах людей объединяют священника с окружающими настолько, что каждый становится ему ближним. Пастырский опыт помогает видеть, замечать, понимать то, что мы часто упускаем из виду. Или считаем незначительным. Слова священника так же глубоки и пронзительны, как слова профессионального психолога. Но священник всегда видит больше. И часто делает удивительные, неожиданные выводы. Его слова всегда полны настоящей надежды. Эти слова не обвиняют других, они указывают человеку на его вину, при этом помогая не мучиться, а трудиться, исправлять даже «неисправимое».

Читая эту книгу, можно уязвить совесть неожиданным уколом

Читать эту книгу не всегда легко. Не всегда просто и радостно соглашаться с выводами ее маленьких историй. Ты обдумываешь каждую мысль и приходишь к чему-то своему – порой, внезапному, не совпадающему с тобой прежним. И это особенно важно: ты можешь заметить то, чего раньше не пускал в свою душу, ты можешь уязвить свою совесть неожиданным уколом стыда и измениться. Одной короткой заметки может хватить на целый день. А может быть, и дальше – на вырост.

Эта книга о том, что не нужно искать чудес. Их нужно научиться видеть. В повседневных мелочах, даже в сложностях, даже в несчастьях. Эти обычные чудеса – питание и лечение для твоей души. Она живет спокойно и радостно, когда старается замечать их. И благодарить. Тогда жизнь, даже самая будничная и, кажется, серая, оказывается наполненной событиями и смыслом.

Эту книгу можно открывать на любой странице

Это книга, которую можно читать от начала до конца, а можно просто открывать на любой странице. В ее тонких и точных текстах – анализ жизни верующим человеком. Взгляд верующего вовсе не ограничен, а очень свободен и вдумчив. Словно в жанровой фотографии. Человек идет с фотокамерой и ловит моменты, картинки, сюжеты. И наблюдения эти не только за тем, что происходит в храме. А за жизнью в целом. И за собой.

Человека, идущего рядом с Богом, внимательного к своей душе, даже промах или оскорбление не расстраивают, не выбивают из колеи, а дают почву для мысли. Такой человек видит всё с разных сторон и точек зрения. Но главное, он видит смысл и закономерность. То, насколько всё связано между собой. Такое видение целостной картины мира открывает возможность замечать мелочи, закономерности в мелочах. Это не дает впасть в отчаяние, запутаться. Это настоящий реализм, который отрезвляет, помогает встать на ноги, но и ставит тебя на место. На твое место в мире. Это то состояние, когда ты не возвышаешься, но и не ненавидишь себя, живешь здесь и сейчас, но всегда помнишь о жизни вечной.

Почему тюпа не ловит птиц рассказы книга А еще эта книга похожа на то, как художник ходит по улицам и делает зарисовки. Он не будет рисовать просто так, но только если заметит в какой-то детали нечто, способное отразить целый мир. Так Генрих Семирадский мог увидеть, как необычно падает свет на простой осенний листок, и, все оставив, стараться запечатлеть этот момент. Такими были наброски художника «на вырост», многолетняя работа души для того, чтоб написать большую картину. Каждая такая зарисовка священника может дать ответ на маленький насущный вопрос. А может стать тем, над чем твоя душа будет размышлять долго. И что-то важное поймет.

В этой книге очень много о счастье и радости, о вере, об отношениях с людьми и об отношении к людям, о проживании горя, о счастье. О Боге, Который тебе роднее и ближе всех и всего на свете. О том, что наша жизнь – короткий отрезок времени, но при этом человек бессмертен. Об одиночестве и том, что есть Тот, Кто любит тебя больше, чем родная мать. О том, что скорбный путь, если он с Богом, – тоже счастье. О том, что когда любишь Бога, ничего не страшно.

И много о чем еще.

Мы тоже можем чутко смотреть на мир и себя, подмечать и записывать

Эта книга – хороший пример для нас. Мы ведь тоже так можем. Чутко смотреть на мир и на себя. Подмечать и записывать. Отсеивать мысли ненужные и оставлять те, которые пригодятся душе на вырост. Ну, хотя бы просто подмечать, – чтоб потихоньку привыкнуть видеть жизнь как непрерывный поток Божиего Промысла. Не суету, не рутину. А именно жизнь, наполненную смыслом.

Приобрести книгу «Заметки на вырост» можно на сайте издательства Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник». Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря, и ремонт древних храмов Псковской епархии.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  • Сайт издательства «Вольный Странник»: https://www.vsbook.ru/
  • Instagram: https://www.instagram.com/vsbooks_/
  • ВКонтакте: https://vk.com/vsbooks/
  • YouTube-канал: http://www.youtube.com/c/ИздательствоВольныйСтранник

Составила воспитатель

ГБ ДОУ детский сад№50

Адмиралтейского района СПб

Васильева Н.М.

Конспект
НОД  по  рисования
  с
применением инновационных форм преподавания в подготовительной группе

Тема «Эти удивительные
коты и кошки»

Конспект по нетрадиционному
способу  рисования:
 кляксографией с дорисовыванием в подготовительной
группе Тема «
Эти удивительные коты и кошки» 

Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие 

Возраст: 6-7 лет.

Интеграция
образовательных областей
:
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное
развитие»
«Речевое развитие»,
«Познавательное»,» Физическое развитие».

Цель: Закрепление в
использовании нетрадиционного приема изображения кляксографией

Задачи:

Общеобразовательные задачи:
продолжать знакомить с творчеством писателя и  художника иллюстратора Е. И.
Чарушина.
Формировать
у детей способность замечать яркость цветовых образов в его  иллюстрациях.

Развивающие: развивать интерес к книгам;  творческое воображение через рисование нетрадиционным
способом,
и самостоятельно применять  в свободной
деятельности

Воспитательные: воспитывать любовь к изобразительному искусству, умение называть
действия персонажей, их настроение и характер, замечать цвет

Предварительная
работа
:
 Чтение книг Е Чарушина. рассматривание  иллюстраций Е Чарушина; просмотр
мультфильмов; составление рассказов о домашних животных; чтение  стихов и
загадывание загадок о домашних животных, раскрашивание раскрасок домашние
животные; лепка домашних животных.

Материалы к занятию: портрет Е. И. Чарушина, книги и
иллюстрации к рассказам «Почему Тюпу прозвали Тюпой» , «Тюпа
маленький», «Почему Тюпа не ловит птиц»,»Пунька и
птыцы», » Воробьишко»;  ведерки с водой, трафареты котов и
кошек, простые карандаши, акварель,  кисти, салфетки, бумага, восковые
мелки, видео экран для просмотра мультфильма.

 Ожидаемый
результат : вызвать желание детей самостоятельно рисовать домашних животных
нетрадиционным способом: кляксографией с дорисовыванием

Ход
занятия

-Ребята сегодня
нам утром  принесли в группу конверт. Вам интересно узнать что  находится в
этом конверте? Тогда давайте откроем его и посмотрим. Ой ребята, здесь лежит
приглашение на  участия вас в конкурсе рисунков.  А какая тема конкурса вы
узнаете  из этого стихотворения.

В этот день
мурлыкать хочется особо

И поддеть удачу
коготком,

Чтоб у каждой
кошки был хозяин добрый,

Теплый дом и миска
с молоком.

Чтобы всем котятам
возле мягкой мамы

Было бы не страшно
сладко спать.

Чтобы в каждом
марте рыжий кот с усами

Мог с концертом
сольным выступать!

-Да, вы правы.
Приглашение на участие в конкурсе рисунков «Эти удивительные коты и
кошки» и здесь  написано , что вам предлагают нарисовать рисунки котов для
выставки. Вы хотите принять участие в конкурсе рисунков? 

Тогда послушайте,
что за удивительный день
 будет  скоро.  1 марта,  который
наступит через неделю, не просто день, когда по календарным срокам наступает
весна. Это еще и российское неофициальное торжество — Всемирный день кошек. Во
всем мире чествуют братьев наших меньших, но происходит это  в разные
календарные дни.

-Хотите узнать,
как отмечают этот праздник в других странах?

 Американцы 29
октября устраивают акции в защиту бездомных и диких Котофеев.

В Италии 17 ноября
официально называется Днем черного кота.

Англию — там эти
красавицы в большом почете. Считается, что они приносят удачу рыбакам — поэтому
любители порыбачить обязательно берут чернышей с собой в лодку.

Кошка –это  одно
из самых популярных на Земле домашних животных.

— Посмотрите на нашу  выставку книг. Кто
из вас  может назвать автора этих книг? Да конечно вы правы,  это Евгений
Чарушин. Вы так же правы, что Чарушин не только писатель, но и художник
иллюстратор. Он  очень  любил  рисовать  разных животных.

   
 Художник, который рисует животных, называется анималист. Е.Чарушин был
хорошим анималистом. Наблюдал за животными с детства. В родительский доме, 
жили кошки, пес Бобка о трех лапах, на окнах стояли аквариумы и банки с
рыбками. Он наблюдал за животными и выполнял рисунки с натуры.

  Е.Чарушин
иллюстрировал  не только свои книги, но  других авторов: С.Я.Маршака,
В.В.Бианки, М.М.Пришвина.

Взрослым, в 29 лет Е.Чарушин попробовал
писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. В книжках рассказывал про
своих домашних любимцев и про зверей живущих в лесу: волчат, медвежат, лисят.
Его произведения  добрые, простые и правдивые, хорошо понятны вам.
Произведения Е.Чарушина относятся к жанру рассказ-быль.

     На всю жизнь художник
и писатель Е.Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий
восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе: «Я очень
благодарен моим родителям за мое детство, потому что все впечатления его
остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и впечатлительными. И
если я сейчас: художник и писатель, то только благодаря моему детству».

-Хотите посмотреть мультфильм «Тюпа маленький» по рассказу Е.
Чарушина. Я видела как вы внимательно смотрели на котенка.

Ребята, как вы думаете, почему Е.И.
Чарушину удаётся так хорошо изображать животных? (Ответы детей) Е.И. Чарушин
любил наблюдать за животными, читать книжки о них. Он с детства рисовал в
основном животных и всегда был с карандашом и красками в руках. Все свои знания
и любовь художник передавал в своих рассказах и иллюстрациях к ним. Доброта и
бережное отношение к миру живой природы — характерные черты мастера.

— Ребята, хотите  немного отдохнуть  и
поиграть в игру «Кот и мыши»

-Ребята, В связи с
тем, что мы получили приглашение на участие в выставке рисунка , давайте
вспомним рассказы Евгения Чарушина, которые мы с вами уже читали, подойдем и 
рассмотрим эту удивительную  выставку,

Предлагаю вам
выбрить  одну  иллюстрацию  с выставки и придумать маленький рассказ и его
рассказать . Рассказ можно построить по плану:

-Кто изображен на иллюстрации Е.Чарушина?

-Как его зовут?

-Его внешний вид? (глаза, ушки, поза)

-Что он делает на картине?

-Какой он по характеру?

Дети по желанию подходят к выставке,
выбирают иллюстрацию и рассказывают про того кто изображен на картинке 
Е.Чарушина.

-Да вы молодцы ребята , не растерялись,
вспомнили, даже как звали маленького игривого, любопытного котенка  Тюпку
-«ловкач неуклюжий». Молодцы.

  — Искусство этого
талантливого человека доброе, не одно поколение маленьких читателей он учит
любить волшебный мир зверей и птиц. Животные этого художника изображены,
как живые: они милые, пушистые, обаятельные. Их так и хочется погладить,
приласкать, защитить. Художник точно передаёт строение тела, повадки животных,
не приукрашая их.


Ребята вы хотите представить
себя в роли художника – иллюстратора и попробовать нарисовать кошек? Но
рисовать мы будем не обычно, я бы сказала интересным способом.  Посмотрите,  у
вас  на столах лежат шаблоны котов и кошек, я предлагаю вам выбрать любой шаблон,
обвести его на листе бумаги и нарисовать кошке шёрстку. Как вы думаете, как
можно нарисовать шёрстку?
Идет показ и разъяснение  рисования по мокрому — С начало нужно смочить всю
середину контура вашего кота.

Затем
набираем кистью цвет той краски, какой у вас будет шерстка вашего кота и
дотрагиваемся серединки тела вашего кота, сразу удираем кисть . теперь
смачиваем внутри головы и тоже так же кистью с краской касаемся только
серединки головы вашего кота.  Пока ваш кот или кошка подсыхают, можно дорисовать
фон красками или мелками,  дерево- крону, куст или траву, воздух. Затем у нас
дорисовываются кончиком подсушенной среднего размера кистью — ушки,  кошачий
хвост, по которому  всегда можно узнать  в каком настроении ваша кошка:
спокойном, игривом или раздражённом,  дорисовываем лапки, тоненькой  палочкой
усики, ватной палочкой глазки и  нос.  В процессе работы , я похожу между детей
и кому нужна помощь, напоминание или подсказка.

 По
окончанию, все работы детей рассматриваются и анализируются, выделяются те,
которые оказались наиболее удачными. 

Ребята,
какие красивые коты и кошки получились у вас. Они украсят выставку рисунков 
«Эти удивительные кошки» на которую нас пригласили.

Ребята,
что  мы с вами сегодня делали?   Какого писателя — иллюстратора мы с вами
вспомнили? Что нового вы сегодня узнали? Что вам на занятии понравилось больше
всего? (Ответы детей)

Про Томку

Предлагаем вашему вниманию рассказы Евгения Чарушина «Про Томку». На странице представлен текст с иллюстрациями самого автора из переизданной в 1988 году книги «Про Томку» — издательство «Детская литература». Содержание данной книги дополнено на нашем сайте рассказами из сборника «Тюпа, Томка и сорока«: «Томка испугался» и «Как Томка не показался глупым», а также рассказом: «Вот так птица попугай!» из книги «Никитка и его друзья«.

Содержание

Рассказы «Про Томку» читать с картинками онлайн

Томка

У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля… От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие — только что научились ходить. «Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

А вот еще хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

%D0%A9%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется». Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Как Томка научился плавать

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

%D0%9A%D0%B0%D0%BA %D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B0 %D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду — кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.
— Иди, Томка, иди — не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.

Повозился, повозился да вдруг как выскочит — и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал — вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, — это была его любимая игрушка.

%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B0 %D1%83 %D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B

Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу. Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал в воду.

Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы — и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B0 %D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C

Томка научился плавать

Томка испугался

Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал — так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.

А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял — никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка — с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова — ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B0 %D0%B8 %D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Томка близко к коровам не подходит

Томкины сны

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

Спрашивают у меня ребята:
— Почему это Томка лает? Ведь он же спит!
— Он сны видит, — отвечаю.
— А какие?
— Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, — про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
— Вот интересно-то! — говорят ребята.

Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:
— Чего же это он во сне видит? Вам понятно?
— Понятно, — говорят ребята. — Это он зайчонка увидел небольшого.

%D0%97%D0%B0%D0%B9%D1%87%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA

Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.
— Вот, — говорят ребята, — это Томка побежал.
— За кем побежал?
— Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.

%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D0%B0

Коза

Тут Томка зарычал, залаял.
— Проснись! — закричали ребята. — Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!
— Кто, — спрашиваю, — съест?
— Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C

Медведь

Как Томка не показался глупым

Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.

Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе — хочет понюхать.

%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B0 1

Томка

А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: «Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»

%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0 %D0%B8 %D1%86%D1%8B%D0%BF%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B0

Курица и цыплята

Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.

И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86

Цыплята

Источник

О Юрии Витальевиче Мамлееве можно сказать очень многое. Я поделюсь своими отдельными впечатлениями, замечаниями, мыслями, заведомо отказываясь от какой бы то ни было попытки системного взгляда на эту грандиозную фигуру русской культуры, русской мысли, русской философии и русской литературы.

Для меня Юрий Мамлеев предстаёт в двух обличиях.

Есть Мамлеев, который был для меня источником колоссального метафизического вдохновения. Тот, кто всё во мне изменил, всё вывернул наизнанку. Как в шаманской инициации, когда духи вытаскивают внутренние органы посвящаемого, скелет делят на отдельные составляющие, вываривают в котле, а потом составляют заново. Как правило, в такой новой композиции возрождённого после инициации неофита, у него в теле недостаёт какой-то детали, а что-то является лишним. Например, иногда вместо ключицы вставляют медную пластину. Или не хватает ребра. Или появляется дополнительный сустав. Нечто подобное произошло со мной, когда я впервые прочитал произведения Мамлеева. Меня как будто духи сварили и восстановили заново. И что-то в моей конституции оказалось лишним, а чего-то уже не было. Во всяком случае, я перестал быть таким, каким был до знакомства с Мамлеевым.

Этот «первый» Мамлеев пришёл ко мне в виде текстов. Сначала в виде «Шатунов», которых издали мои друзья Сергей Жигалкин, Игорь Дудинский в самом начале 80-х. В книге было предисловие Игоря Дудинского, которое называлось «Письмо молодому интеллектуалу». И оно начиналось так: «Дорогой Саша…» И дальше Дудинский, как представитель южинского круга, мамлеевского салона, того, что иногда называют «шизоидной» культурой 60-х–70-х, описывал своё посвящение «Шатунов» новому поколению — в моём лице. От лица южинцев он обращался в моём лице ко всем тем, кто не застал период мамлеевского салона, но кто примкнул на следующем этапе, когда Юрий Витальевич уже давно был в эмиграции… И превратился в миф! Любые рассказы о Мамлееве от людей, которые его знали, которые участвовали в том периоде жизни, воспринимались как чистая мифология. Наверное, приблизительно так древние греки передавали события Троянской войны или путешествия Одиссея. Как Мамлеев шёл по улице, как жена распускала ему носки, чтобы не жали, какие фразы в какой ситуации говорил. Всё это были элементы мифа о Мамлееве, этого огромного, часто пьяного человека, нежным голоском шептавшего своим собутыльникам метафизические откровения, поглаживая себя по брюху барскими ладонями.

Гейдар Джемаль рассказывал историю, как однажды поздним вечером он сидел дома, в квартире на первом этаже, и читал. И вдруг услышал извне шевеление, словно кто-то стучался в окно. Гейдар Джахидович вышел — на улице настоящая московская зима (тогда ещё зимы были настоящие русские, это было советское время, но многое от Древней Руси, в частности, снег, ещё оставалось) — сугробы, лёгкая позёмка, жёлтые фонари и… ничего и никого. Гейдар Джахидович возвращается домой к чтению какого-то философского трактата. Через некоторое время всё повторяется. Опять что-то ворочается по ту сторону окна и раздаётся то ли приглушённый стук, то ли просто попытка постучать в окно с той стороны. Он подходит к окну и ничего не видит: тот же самый русско-московский снег, тусклое освещение, которое превращает тени от сугробов или деревьев в выразительно зловещие фигуры. Опять никого! Третий раз, когда это повторяется, Джемаль уже понял, что надо быть более бдительным. Он решает подождать у окна, посмотреть, что же происходит. Наконец, он видит, как из-за сугроба в жёлтом свете московских фонарей появляется фигура очень толстого и очень пьяного человека, похожего то ли на тень, то ли на бегемота в шапке, который подходит к дому, с трудом преодолевая инерцию тяготения. Его явно тянет в разные стороны московский пейзаж. Существует множество аттракторов, которые хотели бы заполучить эту тушу себе в объятья. И вот этот толстый человек (а человек ли он?) доброжелательно, но немного зловеще в силу своей неопределённости, приближается к окну Джемаля и стучит. И опять под влиянием неких сил, от которых он только что с трудом вырвался, откатывается и кубарем летит в сугроб. Потому что усилие, которое он делает для того, чтобы постучать в окно другу, оказывается слишком сильным, он теряет равновесие и укатывается за пределы видимости. Так была разгадана тайна этого стука… Это Юрий Витальевич Мамлеев решил навестить Гейдара Джахидовича Джемаля. И пытался это сделать вопреки состоянию такого фундаментального, метафизического и физического опьянения, в котором пребывал. Гейдар Джахидович открывает дверь и приглашает друга к себе. И через некоторое время из-за порога раздаётся голос одновременно с мурлыкающе нежными и зловещими интонациями о том, что всё ужасно, всё кончилось, конец света наступил. С такими причитаниями Мамлеев, как клубок белоснежной тьмы, вкатывается в квартиру Джемаля, выпивает чайку, продолжая беседу, которая никогда не кончалась.

Этот Мамлеев, с которым я познакомился заочно, через легенды и произведения, был абсолютно живым для меня. Мамлеев ранних рассказов и «Шатунов» — как Падов, отчасти как Извицкий и прочие его герои. Пусть не как Фёдор Соннов, но как тот, кто знаком с Фёдором Сонновым не понаслышке. Это голос из Ничто, беседующий на помойке с ангелом, проходящим этапы инволюции от высших сфер к низшим.

Друг Мамлеева — поэт, мистик Валентин Провоторов — вероятно, от желания передать следующему поколению некоторые ключи к метафизике, снабдил меня тремя толстыми папками мамлеевского архива. Вынужден признаться, что с миссией хранителя я не справился. Эти папки изъяли во время обыска в 83-м году и не вернули потом, несмотря на все мои требования. Я переживаю это как собственный провал, хотя все эти тексты сейчас опубликованы. Мамлеев, когда приехал и мы с ним очно познакомились, просил меня не предпринимать никаких действий, чтобы восстановить этот архив. Он говорил: «Всё есть, всё есть, это я на всякий случай сохранял, у меня было несколько копий, некоторые я увёз с собой за границу…» Но всё равно жалко, потому что эти три папки мне дали очень многое.

Мамлеев, который жил в рассказах, в свидетельствах и историях Евгения Головина, Гейдара Джемаля, Игоря Дудинского, Валентина Провоторова, Владимира Степанова, оказал на меня грандиозное влияние.

Я не был непосредственно причастен к Южинскому кружку, поскольку тот перестал существовать с эмиграцией Мамлеева, в начале 70-х годов, когда я был ещё ребёнком. И дома, где собирались южинцы, давно уже нет: его ещё до эмиграции Мамлеева разрушили и, соответственно, Южинский кружок как таковой перестал существовать. Да, и существовал ли он? Просто Мамлеев в своей коммунальной квартире собирал людей, которые пошли разными путями. Самым важным был не сам кружок, даже не какие-то отдельные его члены, но дух. И вот дух Южинского я застал, я знаю его. Пусть это был результат некромантии, то есть вызова души потустороннего Мамлеева. Но это было очень живо, и можно было воспринимать как прямой и очень фундаментальный, очень серьёзный, очень основательный опыт.

Я разбирался с каждой строчкой его произведений. Первую статью о Мамлееве я написал в начале восьмидесятых. Она потом потерялась, но стала для меня некоторой вехой в попытке собраться с мыслями и придать им какую-то первую законченность. Называлась статья «Мэтр боли №2» и была посвящена рассказу «Боль №2», который я интерпретировал метафизически. С Мамлеева и начался мой путь в составлении слов в литературе, в философии. И до сих пор я прекрасно помню тот свой анализ рассказа.

Для меня Мамлеев был посвятителем. Юрий Витальевич изначально предстал не как человек, а как дух, живущий в мифе, живущий в тексте, живущий в мыслях, живущий в моих снах. Как дух, как Ид (Оно) Фрейда, как бессознательное мира и того, что больше, чем мир. Огненный шар откровения. С ним я живу всю жизнь. И я с ним соотношу себя, я осмысляю, проживаю этого Мамлеева. Он был настолько невозможен, настолько запределен в 80-е, что, казалось, речь идёт о герое древнегреческого эпоса. И когда кто-то сказал, что Мамлеев приехал, что Мамлеев снова в Москве, это было сродни тому, что Одиссей вернулся после своих странствий. «Идите, встречайте Одиссея!» — настолько невероятной была новость. Мамлеев появился, но как он может появиться? Как может появиться, например, герой Лотреамона Мальдорор. Да, он живее всех живых. Да, он очень пронзителен, ярок, но… Или же к вашей гавани пристал «Пьяный корабль» Рембо. Что вы скажете, если вам сообщат такую новость? Наверное, вы скажете, что это остроумно, психоделично… Но это из серии мистификаций. И Мамлеев, который «вернулся из эмиграции», — это чистая мистификация. Помню, что мы ходили к знаменитому коллекционеру Леониду Талочкину. Игорь Дудинский говорил: «А сейчас я покажу самое-самое парадоксальное, что только может быть!» Это была картина великого художника Пятницкого. А Владимир Павлович Пятницкий — это Мамлеев в облачении живописца. Он не просто иллюстрировал что-то мамлеевское или околомамлеевское. Он принадлежал к той же реальности. Пятницкий был погружён и посвящён в миры тёмных русских духов второй половины ХХ века. В миры, которые фиксировал, открывал, интерпретировал и возводил к метафизическим корням Юрий Мамлеев. Картины Пятницкого были сногсшибательны, невероятны. Они шокировали. И вот пробираемся мы сквозь другие работы в квартире Талочкина к картине Пятницкого, которая называлась «Девочка, читающая Мамлеева». Это уже был парадокс, потому что девочка, читающая Мамлеева — это сочетание несочетаемого. То, чего не могло быть. Потому что книг Мамлеева не могло быть, как не могли существовать книги, написанные, например, Мефистофелем или князем Гвидоном. Книга Мамлеева тогда воспринималась как книга, написанная духом, мифологическим персонажем. И часть обложки на картине «…млеев» это было самое точное описание того, что с нами происходило, когда мы смотрели на эту картину. Мы млели и блеяли, не узнавали самих себя. Эта картина была сама по себе мистификация. Потому что девочка не может читать Мамлеева. Таких девочек нет! И такого Мамлеева нет, потому что он писал не то, что не для девочек… Он совершенно очевидно писал не для людей! Так что картина Пятницкого воспринималась как ещё одна мистификация, только художественная.

Вот в каком статусе Мамлеев существовал для меня. Думаю, что схожим образом он существовал для тех, кто его знал. Потому что, уехав, он покинул этот мир, он покинул пределы московского бытия. Он покинул область того онтологического региона, в котором продолжали существовать его герои, его свидетели, его последователи, узкий круг его посвящённых. Пожалуй, его отсутствие было сродни незанятому месту у рыцарей Круглого стола. И это место, пустое кресло «Мамлеев», в котором ещё чудились очертания крупного, мягкого, смотрящего злыми глазами бездны на окружающих человека, было важнее, чем занятые места. Но это была лишь галлюцинация, лишь воспоминание или… призрак. Вместе с тем как призрак, как отсутствие, он наполнял это место невероятным насыщенным содержанием. Мамлеев присутствовал среди нас, он нас аффектировал, он на нас влиял. Мы к нему обращались, мы его изучали. Это был Мамлеев №1. Он жил, живёт, он есть.

И вот Мамлеев приезжает. И вот тут я познакомился со вторым Мамлеевым. Мы сидели у Джемаля, на Каховской. Он говорит: «Сейчас придёт Мамлеев».

Это точно ожидание появления Мальдорора. Сам Джемаль насторожился. Хотя это всегда был очень спокойный, очень мужественный человек. Но было видно, что и он нервничает… Потому что это как столкнуться с чем-то невероятным. Пустое кресло «Мамлеев» сейчас будет заполнено, что-то произойдёт.

А вот дальше начинается уже второй Мамлеев.

Заходит. Чуть ли не из аэропорта, вернувшись в Москву из Франции, Юрий Витальевич поспешил к Джемалю, как к своему тайному кругу, к своим ближайшим людям.

И то, что не могло произойти, то, что было исключено — произошло. Просто потому, что Мамлеев уехал навсегда и насовсем. А остальные остались здесь, тоже навсегда и насовсем. И это оставление Мамлеевым Москвы сделало Москву тем, чем она была без него. И для нас, оставшихся, из этой Москвы не было выхода. Он ушёл, а мы остались. Без него. То, что он по ту сторону, а мы — по эту, тоже придало нашему бытию в 80-е годы какое-то особое измерение. Это был безмамлеевский мир. С отъездом Мамлеева ушло что-то фундаментальное, и ушло безвозвратно. И мы не могли перейти туда, а он не мог прийти сюда.

И вот он приехал. Мамлеев вошёл в квартиру, окинул её взглядом, пробормотал Джемалю на ухо какую-то фразу. Гейдар Джахидович потом говорил, что был поражён, поскольку Мамлеев назвал приблизительную стоимость его скромной «хрущёвки». Джемаль ожидал от него всего, чего угодно, только не этого.

И дальше мы немедленно вступили в диалог, с того же места, на котором он прервался, но всё было не то. Это был второй, следующий Мамлеев. Вот этого Мамлеева я знал — мы с ним дружили, интересно и глубоко говорили, вместе выступали, устраивали лекции в Новом университете. С ним у меня были очень интенсивные, долгие и прекрасные отношения.

Но это было другое. И то, что он писал и публиковал, — это было другое. Я даже не знаю, в каком смысле «другое»… Просто есть два Мамлеева. Я знал двух Мамлеевых, двух совершенно разных метафизических существ. Мамлеева, того, которого я знал, не зная его, и он для меня был всем. И Мамлеева, которого я знал, Мамлеев, который вернулся из эмиграции… Но это был другой человек. Такое впечатление, что это был конспект Мамлеева. Одно дело — литературное произведение, другое — его пересказ или толкования.

Это чувствовал я, не знавший его. И старые друзья удивлялись «новому» Мамлееву. Почти все они сейчас ушли, все там… Но был момент, когда все были в этом мире, а Мамлеев уже не был первым Мамлеевым. Было удивление: кто же приехал?! Что произошло на Западе?!

Гипотезы были самые разные. Начиная с того, что он получил некое особое посвящение, до экстравагантных версий, что кто-то похитил часть Юрия Витальевича, как сам он умел делать в инициатическом опыте. Что-то произошло в Америке или во Франции и превратило Юрия Витальевича в некоторый антипод самого себя. Вроде бы, в нём всё было прежнее. Мамлеев привёз чемодан своих произведений. Он говорил на те же темы. Он так же блестел жёлтым взглядом, но это было другое… Вообще другое!

Мне кажется, кто-то из наших даже спрашивал Мамлеева: «Юрий Витальевич, а расскажите, почему так? Почему уехал один человек, а вернулся другой? Паспорт тот же, та же внешность. Ну похудели раза в три, пить перестали. И изменились, но мало ли кто изменился…» Конечно, возраст, опыт, история меняют. Но и Головин, и Джемаль, и Степанов были и ушли такими же. Каждый, наверное, ушёл в свою сторону. Но, по крайней мере, до ухода все были теми же.

А Мамлеев стал другим. И это «возвращение Одиссея», «явление Лотреамона» остаётся для меня загадкой. Было, признаюсь, некоторое разочарование. Я не знал Мамлеева, я достроил его личность по рассказам и произведениям. И я был несколько разочарован, когда увидел образец. Это можно было бы понять, если бы речь шла только обо мне. Но то же самое чувствовали и те, кто прекрасно его знал до эмиграции.

Пролил ли вернувшийся Мамлеев свет на самого себя прежнего? Я бы сказал — нет. Мне казалось, что в своих новых произведениях, которые очень напоминали раннего Мамлеева, он пытался себя замаскировать. То есть он себя воспроизводил, но маскировал главное. У Мамлеева №1 было метафизическое жало. Это нечто, что проникает в твоё сердце, в твою суть, и всё в тебе меняет. Прикосновение метафизического жала ни с чем не спутать. Когда весь мир просто рушится. Будто лёд охватывает твоё сердце, и оно прекращает биться. Ты есть, но тебя уже нет. Или кто-то в тебе вместо тебя. Читая «Шатунов» с любой страницы, можно понять, о чём я говорю. Речь идёт не о чёрном юморе, не о стилизации метафизических проблем в простонародный инфернализм, как подчас можно воспринять Мамлеева. Вопросы бытия, духа, жизни и смерти, Бога и человека, времени и пространства ставились в книге так брутально, как бы без всякого подхода и учёта наших ограниченностей. Словно какая-то гигантская гиря давила хрупкое строение нашего воспитания, наших предрассудков, просто сметая всё. Или, например, в рассказе «Утопи мою голову» история бытового недоразумения приобретает всё более и более инфернальный характер. Тексты Мамлеева вводят нас в совершенно умопомрачительную проблематику и оставляют там. И ты уже не можешь вернуться. Человек остаётся с выпученными глазами или открытым ртом, который так до конца жизни, строго говоря, и не может закрыться. Мамлеев производил на людей тонкой организации настолько ошеломляющее впечатление, что у них всё переворачивалось. Гейдар Джемаль рассказывал, что в юности он был гегельянцем. Ещё подростком он прочитал всего Гегеля, видел мир насквозь как некоторую систему движения Абсолютного Духа, распознавая его складки, хитрости, переплетения в любой точке мира. Вдруг он встречает Мамлеева и поражается. Потому что в центре его философии вдруг разверзлась бездна. И эта бездна — результат прикосновения мамлеевского жала. Как Джемаль рассказывал, познакомившись с Мамлеевым, он вернулся домой поздно ночью. И в полном ошеломлении написал: «Я отказываюсь от всего, что я знал. У мира нет рассудочного основания, мир — это абсолютное безумие. И отныне мне предстоит иметь дело с ним в этом качестве». Вот так Мамлеев поражал уже искушённые метафизикой, искушённые философией, искушённые культурой умы. Он осуществлял полный переворот. И так же его воспринимали и те, кто был менее вовлечён в метафизику, но более эстетически ориентирован. Чем глубже был дух, тем глубже проникало жало Юрия Мамлеева. Если у человека была душа, она была поражена. Только полностью предметные люди воспринимали Мамлеева как нечто непринципиальное. Часто рассказывали историю о том, как Мамлеев читал свои рассказы в большой компании, в которой были не только южинцы, но и обычные интеллигенты. Один инженер, который пришёл со своей девушкой, бледнел, грустнел, его лицо искривлялось всё больше и больше. И в какой-то момент он вскочил и заорал: «Чудовище! Что вы делаете?! Вы унижаете человека! Вы показываете безнадёжность нашего бытия! Этого не бывает! Вы всё придумали! Вы не достойны целовать… мои ботинки!» Мамлеев немножко перекосился своим пухлым лицом. В нём зажёгся странный, почти фиолетовый свет, и он очень нежно пробормотал: «А вот и достоин!» И полез под стол целовать ботинки инженеру. Этот жест не просто юродство, не просто дендизм. Это жест, который так же невозможен, как и всё остальное. То есть эта реакция существа, сотканного из стихии потустороннего, которое вдруг оказывается лицом к лицу с инженером. Датировать это невозможно, потому что это событие вне времени. Оно в каком-то смысле происходит здесь и сейчас.

Единственный человек, на мой взгляд, который за пределами России как-то понял Мамлеева, был Жан Парвулеско. Кстати, нас познакомила переводчица Мамлеева Каррер д’Анкос. И Парвулеско спросил: «Александр, скажите, пожалуйста, то, что пишет Мамлеев в «Шатунах», имеет какое-то отношение к действительности, хотя бы отдалённое?» Я ответил: «Да, там всё, слово в слово — правда. Это чистая документированная реальность, документальный роман». У Парвулеско что-то в глазах сверкнуло. Это был взгляд, в котором было нечто от даков, Замолксиса, Лучиана Благи, Аде Кулиану или Чорана, взгляд, в котором вспыхнула вся румынская метафизика в одно мгновение. Он сказал: «Так я и думал! Я говорил себе, «Жан, это настолько невероятно, что это может быть только правдой! Только чистой правдой». Настолько это невозможно, что либо это абсолютная реальность, либо этого просто не могло быть. Вот такая парадоксальная реакция на Мамлеева.

А Мамлеев, который приехал, был другим. Он этого жала не имел. Он помнил, что жало было у него, но от этого ему было не по себе. И когда ему говорили: «Юрий Витальевич, вы же ужасный были…», Мамлеев, поглаживая кота, улыбался, хитро прищуривался и говорил: «Ну, бывал, да… случалось… Ну, вы не волнуйтесь. Теперь всё по-другому. Теперь Россия-матушка, всё хорошо!» И переводил разговор на другую тему, по-мамлеевски также странную или имеющую некий подвох, но уже… без жала. То есть Мамлеев стал безопасным. С ним можно было общаться любому инженеру. Что бы он ни говорил, что бы он ни читал. И никто не возмущался. Мамлеев перестал быть метафизически токсичным.

Вот поэтому моё повествование о Мамлееве делится на две части. На Мамлеева, который был и которого я не знал, и Мамлеева, которого я знал, но которого не было. Я не хочу выносить какой-то вердикт относительно Юрия Витальевича Мамлеева. Не хочу строить гипотез относительно того, что с ним произошло на Западе. Я оставляю своё личное свидетельство.

Обращаюсь к молодым интеллектуалам, которые захотят открыть для себя Мамлеева. Во-первых, открывание Мамлеева — это самое естественное, что может быть. Почему бы не хотеть понять, кто мы, откуда мы, куда мы, зачем мы. Неестественно — избегать этого, быть бесчувственным к бытию. А быть потрясённым, разорванным, поражённым присутствием в этом мире как раз более чем естественно.

Во-вторых, доступ к Мамлееву может быть обнаружен, если провести различие, о котором я говорил. Скоро не останется никого, кто скажет: «Мамлеев до эмиграции и Мамлеев после — два совершенно различных метафизических модуса бытия». Одно даст интерпретацию другого, они переплетутся до неузнаваемости, и пиши пропало. Если исчезнет первый Мамлеев, то и второй Мамлеев будет непонятен. Конспект имеет свою онтологию, но именно в качестве конспекта. То, что оригинал уехал, был жест оригинала. И это был оригинальный жест, именно в этом смысле он и имеет значение. Вернулась копия. Копия тоже очень важна. Может быть, так же важна, как оригинал. Но это копия…

В этом и смысл трёх папок с рукописями Мамлеева, которые я утратил. Ведь если мы что-то утрачиваем, это тоже имеет определённый смысл. Во-первых, всё утраченное может найтись. Во-вторых, если мы что-то утрачиваем, значит, у этого тоже есть какое-то основание. Поэтому Мамлеев был утрачен. И существует, как нечто утраченное. И если мы обретём утраченное, мы должны обрести его как то, что нам недоступно. К этому надо прорываться — вот что важно. Важно — метафизическое жало.

Но для начала Мамлеева надо разделить на две части. И одна из частей имеет признак утраченных рукописей. Да, они есть. Да, они опубликованы. Правда, Мамлеев процензурировал их. Это тоже интересный момент. Мамлеев не имел никакой надобности что бы то ни было цензурировать в тех рукописях, которые были у меня. Потому что тогда было очевидно, что они не могут быть напечатаны никогда и ни при каких обстоятельствах. Он писал не только «в стол», он писал по ту сторону стола, по ту сторону жизни, по ту сторону смерти. Он писал, может быть, для ангелов, для чертей, для людей совершенно других эпох и планет. Между Мамлеевым и его читателями находились космические галактики и миллиарды световых лет. Поэтому он их никак не стилизовал для публики. Потому что публики не могло быть. В этом и был парадокс картины «Девочка, читающая Мамлеева». То есть это было литературное творчество, направленное в никуда. Даже не в помойку. Ещё дальше! На самое последнее дно бытия! Может быть, поэтому они были утрачены.

В этих папках были подчас такие обороты, которые я потом не нашёл в тех же рассказах, опубликованных Юрием Витальевичем. Он их заретушировал, зацензурировал. Он провёл огромную работу по превращению рукописей, обращённых к товарищам-инопланетянам, в обращённые к обычному читателю. Он вежливо и добродушно придал им более мягкий оборот. Где-то даже изъял фрагменты, дополнил чем-то ободряющим. Он не сильно исказил своё раннее творчество. Но поработал над ним, изобразив, что это «для вас». Однако это всё равно написано не «для вас», но для совершенно другого типа существ.

И если молодые интеллектуалы заинтересуются этим, то надо сделать усилие. И разделить творчество Мамлеева на две части — раннее и после поездки. И лет на 5–6 забыть позднее творчество. Пожить только с ранним Мамлеевым.

Может быть, для позднего Мамлеева ещё не пришло время. Потому что нельзя миновать какой-то этап и перескочить через целый лестничный пролёт. Надо двигаться постепенно, последовательно. Давайте начнём с раннего Мамлеева и не будем спешить переходить к позднему. Потому что между ними есть разрыв. Преодолел ли сам Мамлеев этот разрыв, я не знаю. Это его тайна. Там, где он сейчас, наверное, он знает это. А может быть, до сих пор этот разрыв преодолевается.

Мамлеев — это настолько метафизически богатая действительность, богатая парадоксами, гранями свободы, глубиной откровений, степенью ужаса, что всё это требует целых эонов, долгих, долгих возможностей сосредоточиться, продумать. Нужно ещё пару вселенных для того, чтобы промыслить, пройти те темы, которые были подняты Мамлеевым, Джемалем, Головиным и всеми Нашими в фундаментальном смысле.

Раннего Мамлеева достаточно на много-много поколений. Это не может быть задачей одного поколения, это не может быть задачей культуры. Поскольку это больше, чем поколение, больше, чем культура. Мамлеев заглянул в те закоулки метафизики, которые открываются или обнаруживаются только в экстремальных ситуациях. В манифестированном мире, при всём множестве мест и времён, есть совсем ограниченное количество уникальных моментов, ракурсов, с позиции которых можно заметить те расколы, те проблемы, те несоответствия в структурах глубинной метафизики, которые заметил и тематизировал в своём творчестве Мамлеев. Поэтому Мамлеев — это настоящая щель в Абсолюте, которая разверзлась на какое-то мгновение и была зафиксирована. Если угодно, было описано это мгновение обнаружения некоего несоответствия не сходящихся на самой глубине метафизической действительности концов. В самой метафизике что-то повернулось не тем боком, было задокументировано… и снова исчезло! Вот поэтому Мамлеев как совершенно неисторичное, не связанное ни с какими историческими элементами существо — необязательный свидетель. Свидетель, который свидетельствует о чём-то настолько невероятном, что лучше бы об этом вообще никаких свидетельств не осталось. Лучше бы их стереть из истории. Но в нас всегда есть тот дух, который недоволен законченными системами, который хочет чего-то большего, который вдохновлён только невозможным, только невероятным. И движется, и желает только того, что просто никогда не может случиться. Мамлеев — это пример того, что случается то, что не может случиться. Написано то, что не должно быть в этих обстоятельствах написано. Сказано то и таким образом, что не имеет никаких шансов. Даже с точки зрения самой полной теории вероятности не имеет шансов быть сказанным. И это сказано! Вот что такое Мамлеев! Это чудо, это совершенное интеллектуальное чудо.

Таково моё свидетельство о Юрии Витальевиче Мамлееве.

Мир Чарушина – мир детства и природыиллюстрированный книжный обзор «Творчеств...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Мир Чарушина – мир детства и природыиллюстрированный книжный обзор «Творчеств

    Описание слайда:

    Мир Чарушина – мир детства и природы
    иллюстрированный книжный обзор
    «Творчество
    Е.И. Чарушина»

  • 2 слайд

    Евге́ний Ива́нович Чару́шин (1901 — 1965) советский график, скульптор и писа

    Описание слайда:

    Евге́ний Ива́нович Чару́шин
    (1901 — 1965) советский график, скульптор и писатель.

    Был иллюстратором собственных книг «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», «Про Томку», а так же «Детки в клетке» С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака.

  • 3 слайд

    Тюпа, Томка и сорока (сборник)Пронзительное ощущение встречи с детством, с пр

    Описание слайда:

    Тюпа, Томка и сорока (сборник)
    Пронзительное ощущение встречи с детством, с прекрасным миром зверей и птиц, с настоящим искусством возникает у читателя, открывающего книги замечательного детского художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. Сборник рассказов «Тюпа, Томка и сорока» давно стал классикой детской литературы, на этой удивительно доброй, светлой книге выросли поколения читателей.

  • 4 слайд

    Рассказы про зверей и птицЭта книга - сборник маленьких рассказов о маленьки

    Описание слайда:

    Рассказы про зверей и птиц

    Эта книга — сборник маленьких рассказов о маленьких животных для маленьких детей. Автору удалось заглянуть в мир природы и передать в рассказах настроение животного, испуг, радость.

  • 5 слайд

    Моя первая зоологияЭта "живая" книга - результат работы двух больших мастеро

    Описание слайда:

    Моя первая зоология

    Эта «живая» книга — результат работы двух больших мастеров — стала для маленьких читателей проводником не только в мир природы, но и в мир искусства.

  • 6 слайд

    ДрузьяВ книгу вошли рассказы Евгения Чарушина, проиллюстрированные автором и

    Описание слайда:

    Друзья

    В книгу вошли рассказы Евгения Чарушина, проиллюстрированные автором и его сыном. Работы этих двух мастеров навсегда останутся эталоном анималистического искусства!

  • 7 слайд

    Почему Тюпа не ловит птицПушистому котенку Тюпе, как и любому малышу, ужасно

    Описание слайда:

    Почему Тюпа не ловит птиц

    Пушистому котенку Тюпе, как и любому малышу, ужасно интересно все вокруг. Таким создал его в своих рассказах и рисунках замечательный детский художник и писатель Евгений Иванович Чарушин. Для младшего возраста.

  • 8 слайд

    На нашем дворе (сборник)Сколько зверей и птиц На нашем дворе! Здесь и добрая

    Описание слайда:

    На нашем дворе (сборник)

    Сколько зверей и птиц На нашем дворе! Здесь и добрая корова, и толстушка свинья, и крольчиха с крольчатами, и сердитый индюк — все они дружно живут рядом с человеком. С обитателями деревенского двора нас знакомит замечательный писатель и художник Евгений Иванович Чарушин, а добрые и весёлые иллюстрации Никиты Чарушина помогут маленьким читателям лучше узнать и понять живую природу.

  • 9 слайд

    Большие и маленькиеЗамечательный детский художник и писатель Евгений Иванови

    Описание слайда:

    Большие и маленькие

    Замечательный детский художник и писатель Евгений Иванович Чарушин приглашает нас в настоящую лесную школу. Здесь большие «звери и птицы учат своих ребят еду добывать, себя спасать». Для младшего возраста.

  • 10 слайд

    Медведь-рыбакРассказы Евгения Чарушина обладают особым очарованием. Эти добр

    Описание слайда:

    Медведь-рыбак

    Рассказы Евгения Чарушина обладают особым очарованием. Эти добрые и мудрые истории проникнуты настоящей любовью к родному краю и бережным отношением к братьям нашим меньшим. Каждый зверь и каждая птица здесь отличаются собственным характером и живут в согласии с природой и с человеком.

  • 11 слайд

    ВолчишкоРассказ "Волчишко" учит любить природу и бережно относиться ко всем

    Описание слайда:

    Волчишко

    Рассказ «Волчишко» учит любить природу и бережно относиться ко всем ее обитателям. Учит не приносить домой из леса животных. Учит дорожить своей свободой и никогда не сдаваться. Мне понравился этот рассказ и особенно волчишко, который сумел сбежать из враждебного окружения. Он настоящий герой. А вот действия человека мне кажутся отвратительными, он издевался над малышом, который был совсем беззащитным.

  • 12 слайд

    Верный ТройЭтот рассказ показывает, как дружба зверей помогает и человеку ст

    Описание слайда:

    Верный Трой

    Этот рассказ показывает, как дружба зверей помогает и человеку стать совестливей. Лесник понимает, что тех, кого приручил обижать нельзя! Рассказ учит наблюдательности и помогает другими глазами посмотреть на отношения дружбы в диком мире.

  • 13 слайд

    Васька, Бобка и крольчихаКнига о мальчике и его домашних животных. Мальчи

    Описание слайда:

    Васька, Бобка и крольчиха

    Книга о мальчике и его домашних животных. Мальчик любил кота Ваську, собаку Бобку и потом ему подарили крольчиху. Он тоже заботился о ней — сделал ей коробку, но этого было недостаточно и двух крольчат утащил кот.

  • 14 слайд

    Кот ЕпифанИсторию «Кот- Епифан» Е. Чарушин повествует о красоте природы

    Описание слайда:

    Кот Епифан

    Историю «Кот- Епифан» Е. Чарушин повествует о красоте природы на берегах Волги, береговом стороже и бродячем коте, которого назвал Епифаном.

  • 15 слайд

    Болтливая сорокаОдно из последних произведений Чарушина. В этой книге он

    Описание слайда:

    Болтливая сорока

    Одно из последних произведений Чарушина. В этой книге он с любовью и юмором рассказывает о жизни лесных обитателей. За каждым ее пушистым и пернатым персонажем — полувековой опыт натуралиста, знатока природы и лучшего отечественного анималиста.

  • 16 слайд

    Про больших и маленькихВ книгу знаменитого советского писателя и художник

    Описание слайда:

    Про больших и маленьких

    В книгу знаменитого советского писателя и художника Е. И. Чарушина вошли рассказы для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях.

  • 17 слайд

    Животные жарких и холодных странО необыкновенных представителях животного

    Описание слайда:

    Животные жарких и холодных стран
    О необыкновенных представителях животного мира рассказывает эта книга. Нежатся ли они на жарком солнце или бродят среди льдин, маленьких читателей ждет увлекательный рассказ Евгения Ивановича Чарушина, проиллюстрированный его сыном Никитой Евгеньевичем.

  • 18 слайд

    ТеремокВ брошюру вошли сказка и потешки, написанные и проиллюстрированны

    Описание слайда:

    Теремок

    В брошюру вошли сказка и потешки, написанные и проиллюстрированные замечательным детским художником и писателем Евгением Ивановичем Чарушиным для самых маленьких читателей. Для младшего возраста.

  • 19 слайд

    Птичье озероЗабавные истории о жизни Московского зоопарка написал замеча

    Описание слайда:

    Птичье озеро

    Забавные истории о жизни Московского зоопарка написал замечательный детский художник и писатель Евгений Иванович Чарушин, а иллюстрации к ним нарисовал его сын Никита Евгеньевич. Листая яркие страницы этой книги, маленький читатель приобщается к бесконечно разнообразному миру живой природы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Иллюстрированный книжный обзор посвящен творчеству Е.И. Чарушина. В презентации представлены самые известные его произведения, с краткой рецензией и обложками. Данная презентация может быть использована в качестве дополнительного материала как на уроках Литературного чтения в 4 классе, так и для библиотечных уроков, посвященных этому автору.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Евгений Иванович Чарушин

Похожие материалы

  • Тексты для проверки техники чтения

  • Урок Паустовский К.Г. «Теплый хлеб»

  • Урок на тему Ю. Ермолаев «Лучший друг»

  • Встреча с книгой. В. Л. Дуров «Мои звери» «Читаем и играем» (3 класс)

  • Тема: «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б’].» 1 класс

  • Презентация к уроку литературного чтения «Великая Отечественная война» в 4 классе

  • Конспект урока «Басня Зеркало и Обезьяна»

  • Рабочая программа «Литературное чтение на родном русском языке»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5437395 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Почему трагедия ромео и джульетта продолжает жить в веках сочинение
  • Почему у белого медведя нет хвоста чукотская сказка хвост
  • Почему тропинка всем нужна в сказке абрамцевой
  • Почему татьяна полюбила онегина сочинение
  • Почему старуха била слуг в сказке о рыбаке и рыбке