Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95.
Раздел «Волшебная сказка»
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.
«Иван-царевич и серый волк»: «Жил-был царь Берендей… …стали жить-поживать, да горя не знать».
«Летучий корабль»: «Жили-были старик и старуха… …стал он в том царстве жить, всякие дела вершить».
«Морозко»: «Живало-бывало, жил дед да с другой женой… …заголосила старуха да поздно».
«Белая уточка»: «Один князь женился… …стали все жить-поживать, добра наживать».
«По щучьему веленью»: «Жил-был старик. Было у него три сына… …тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?
В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.
Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.
3. Вспомните, что такое присказка.
Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.
Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:
На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки…
5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.
Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.
Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.
Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.
Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.
Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.
Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.
Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.
Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.
Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.
6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».
Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.
7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.
Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.
8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.
Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.
9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.
Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса
Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.
Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.
Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.
Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.
Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.
Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.
И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.
Добро и зло – это философские категории. Философы всю жизнь спорят и пытаются объяснить их смысл. Добро и зло – эти два вечных антипода, два вечных противника и спутника. Они присутствуют в любой сказке для того, чтобы сделать её динамичнее и интересней. Они всегда борются друг с другом.
Тема добра и зла, она будет актуальна всегда, ведь человеку необходимы прообразы поведения — то, к чему следует стремиться и то, чего следует избегать в своем поведении. Несмотря на то, что каждого в детстве учат правильно себя вести, поступать так, как человек хотел, чтобы поступали с ним, человеку свойственно делать ошибки, но свернуть на верный путь никогда не поздно.
Сочинение-рассуждение на тему Добро и зло
Проблематика добра и зла издревле интересовала человечество. Двойственность этого мира рассматривалась, как возможность отыскать основные ориентиры, которые позволят выбрать собственный жизненный путь.
Раньше для людей многое являлось однозначным, так как отсутствовало смешение культур. Если человек рождался в каком-то обществе, то, как правило, проводил весь свой земной путь в идентичных условиях и не менял собственных моральных ориентиров. Для такого человека существовали вполне понятные добро и зло, они были всегда.
Для современного человека, который знает о том, как интерпретируется понятие добра и зла разными культурами и разными людьми, трудно отыскать для себя подлинный ориентир. Даже, если человек весьма ограниченный и стремится следовать, так сказать, своему племени и своему стаду, то даже в таком варианте, его понимание может пошатнуться.
Сейчас люди активно получают новые сведения и не являются такими зашоренными. Поэтому каждое убеждение и каждая концепция регулярно подвергается сомнению. Люди начинают осознавать относительность понимания добра и зла.
Конечно, речь идет зачастую о каких-то простых и бытовых деталях. К примеру, добрым может казаться педагог, который не заставляет много делать на уроке, но может быть на самом деле добр такой педагог, который изнуряет своих учеников на занятиях и они могут достойно выдержать экзамен?
Тут не существует однозначного ответа, он всегда является относительным в разных ситуациях.
Поэтому человеку нужно озаботиться поиском чего-то абсолютного. Есть ли объективная истина, которая полностью универсальна для всех ситуаций – задаю я себе вопрос, подобно мыслителям древности и современности.
Так хочется верить в наличие какого-то абсолютного и непреклонного добра в этом мире, но ведь, если так, то также в этом мире существует и абсолютное зло. Как быть с этим фактом? Мне до сих пор не известно.
Может ли в одном человеке сочетаться добро и зло
Конечно, может: все мы когда-то совершали как самоотверженные, так и эгоистичные поступки. И даже последний злодей хоть раз в жизни, хочется верить, сделал хотя бы какое-то доброе дело. Как в притче Достоевского о луковке:
«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель припомнить, чтобы богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша“. Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл». (Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)
Можно привести аргументы из «Недоросля» Д. И. Фонвизина, где герои в основном либо отрицательные, либо положительные (хотя ту же Простакову, маму Митрофана, осудить сложно — всё-таки у неё в детстве не было достойного примера для подражания, и она попросту не знает, что с окружающими можно обращаться уважительно).
Присмотритесь также к «Демону» М. Ю. Лермонтова — поэме о том, как тёмный дух чуть было не «перевоспитался», полюбив земную женщину, а также, разумеется, к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского: если кого благие намерения и привели в ад, так это Родиона Раскольникова.
Наконец, одно из самых глубоких и интересных произведений, посвящённых проблеме добра и зла (и при этом входящих в школьную программу), — это «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Именно в этом романе имеется знаменитый монолог Воланда:
«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»
Такой довод приводит князь тьмы в разговоре с Левием Матвеем, и он определённо наводит на размышления. И правда, что было бы, если бы у человека попросту не было необходимости делать нравственный выбор? Нести свет в этот мир, бороться с собственными недостатками и сражаться с несправедливостью — не в этом ли смысл нашей жизни?
Итоговое сочинение: Согласны ли Вы с тем, что добро всегда побеждает зло?
(431 слово) Детей учат понятиям добра и зла с пеленок. Множество прекрасных сказок повествуют о подвигах принцев и царевичей, рыцарей и простолюдинов, неизменно побеждающих всех чудищ на своем пути. В этих историях добро всегда побеждает зло, несмотря на любые испытания, даже, казалось бы, непреодолимые. Однако в реальности все совсем не так радужно, как в детских книжках. Иногда «темное царство» берет верх. Этому есть подтверждение и в литературе.
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» действия разворачиваются в вымышленном городе Калинове. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – говорит о нем Кулигин в разговоре с Борисом. Бедность и невежество господствуют там. А те, кому повезло с богатством, на бедных пытаются нажить еще больше. Ими правит алчность, грубость, скупость, у них «обличье человеческое истеряно». Дикой не может сдержать своего сурового нрава, что делает его совершенно невыносимым. Кабаниха терроризирует всех домашних, а особенно Катерину, свою сноху — скромную, добрую и терпеливую девушку. Жизнь давит на юную особу со всех сторон. Ее муж Тихон не заступается за нее перед матерью, а лишь стремится сам сбежать из ненавистного дома. Чувства, возникшие у нее к Борису, несут только боль, ведь их отношения в этом обществе находятся под строгим запретом. Самоубийство – большой грех, но Катерина совершает его, потому что жизнь для нее невыносима. Луч света затухает, и город вновь погружается в кромешную тьму.
Другим примером финального господства зла над добром является поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Предполагается, что она должна была состоять из трех частей, по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Если принять это сравнение за правду, то первый том «Мертвых душ» отражает «Ад», в то время как следующие два должны были стать «Чистилищем» и «Раем». Не удивительно, что добро не восторжествовало в конце первой части. Павел Иванович Чичиков – коллежский советник, приехавший в город NN, чтобы скупить у местных помещиков умерших крестьян, которые все еще числятся живыми. Именно их называют «мертвыми душами», хотя довольно скоро читателю становится понятно, что это определение больше подходит для чиновников и помещиков. Афера Чичикова срывается, и он покидает город, но это невозможно назвать победой добра. Кроме случившегося провала, герой никак не изменяется и не наказывается, а его история говорит о том, что скорее всего в его жизни скоро появится новая афера. Помещики остаются на своих местах, продолжают предаваться порокам и жить за счет других.
В литературе есть множество примеров, показывающих торжество добра. Не только в сказках, но и в суровой русской классике есть лучики света, ведущие за собой других персонажей из тьмы. Стоит вспомнить Сонечку Мармеладову и подобных ей героев и героинь, стойких и самоотверженных. Однако мир не идеален и не наступило еще то время (а может и не наступит), когда добро неизменно будет господствовать над злом.
Автор: Александра Литвина
Добро и зло – вечное противостояние
Добро и зло – это вечная проблема и вечный вопрос человечества. Эти понятия порой так сильно смешиваются в человеке, что порой невозможно понять какое определение играет главенствующую роль. Кого же можно назвать добрым человеком?
Ответ на этот вопрос хорошо прослеживается в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Я считаю, что примером по-настоящему доброго человека в этом произведении является Иешуа Га-Ноцри.
Этот человек считает всех людей добрыми, радуется каждой в жизни мелочи. Он помог Левию Матвею стать мягче, сделал его добрее. Даже когда Понтий Пилат приговорил его к смерти, Иешуа счел его добрым человеком и не злился на Пилата. В этом человеке нет зла, он видит в мире только добро и совершает только добро.
Другим героем романа является Понтий Пилат. Я думаю, что этого человека нельзя назвать добрым. Прокурор приговорил невинного человека, Иешуа Га-Ноцри, к смерти, чтобы не разгневать общество и первосвященника.
Пусть Понтий Пилат и раскаялся в своем действии позже и покарал Иуду, подставившего Иешуа, его нельзя назвать добрым человеком, поскольку главенствующую роль его характера занимает трусость, страх быть отвергнутым и смещенным с поста прокурора, если он освободит Иешуа.
Роман Михаила Булгакова показывает нам действия двух эпох. Иешуа и Понтий Пилат являются героями одной эпохи, но среди людей другой эпохи тоже находятся добрые люди, например, Маргарита.
Она является очень добрым персонажем, например, заботится о мастере, несмотря на то, что он просит ее уйти. Она также разрешает своей служанке быть свободной, что тоже является поступком доброго человека.
Таким образом, подводя итоги, хочется сказать, что добрый человек – это человек, который не только совершает добрые поступки, но и не боится отвечать за них. Добрый человек с удовольствием заботится о ближнем, как, например, Иешуа о Левии Матвее, а также совершает правильные с моральной точки зрения действия.
Зло побеждай лучом добра!
Я считаю, что делать бескорыстные добрые дела готовы только те люди, которые являются морально и духовно зрелыми. Они воспринимают помощь другому не как шанс получить определённую благодарность, а как проявление естественных человеческих чувств. Именно в руках таких людей добро выступает как мировое оружие. Причём оружие не для организации конфликтов или войн, а для истребления всего зла на своём пути, всей тёмной части нашего недоброго мира.
Давайте прислушаемся к призыву поэта Бориса Пастернака, высказанному им в стихотворении «Учись прощать». Поэт побуждает молиться за обижающих и подсказывает способ борьбы с негативом — «Зло побеждай лучом добра».
Ярким примером победы добра над злом может служить жизнь католической святой — блаженной матери Терезы. Эта женщина поразила мир своей добротой и умением сочувствовать и сопереживать всем тем, кто в этом нуждается. Она была первой, кто начал заботиться о нуждающихся — голодных, голых, бездомных, искалеченных, слепых, прокажённых. Мать Тереза стала святой для всех католиков, потому что она сумела отказаться от собственного комфорта. Эта женщина решилась потратить всю свою жизнь на улучшение условий других людей, от которых не просила никакой благодарности и поддержки в свою сторону. Её жертвы поражают, а дело всей её жизни распространилось по свету.
Сейчас идею помощи нищим поддерживают почти в каждом уголке мира. Разве это не настоящая глобальная победа добра, для достижения которой насилие не использовалось?
В чем заключается противостояние добра и зла
Противостояние добра и зла началось со времён зарождения человечества и продолжается до сих пор. Некоторые люди совершают добрые поступки, а некоторые – злые, и человечество на протяжении многих веков пытается понять, что хорошо, а что плохо.
Доброта основана на самопожертвовании, делается во благо другим, ничего не требуя взамен, а зло причиняет людям боль и вред, и в этом и заключается противостояние добра и зла. Примеры этого есть в художественной литературе.
В рассказе В.Гаршина «Сигнал» повествуется о судьбе ветерана войны Семёна, который после увольнения из военной службы устроился на работу смотрителем на железнодорожной станции. У него теперь свой домик, стабильное жалованье, и он благодарен судьбе за это, добросовестно выполняет свою работу, следя за безопасностью железной дороги, и не жалуется на судьбу, считая, что таков божий замысел.
Ещё один герой рассказа – Василий – ворчливый и сварливый старик, который во всём плохом, что происходит в его жизни, винит вышестоящих начальников: недоплаченное жалованье, запрет посадить капусту на его огороде.
Жалобы Василия остаются без ответа со стороны начальства – как местного, так и московского, и тогда он решается на настоящее злодейство: выворачивает рельс на путях, чтобы поезд сошёл с них, и его начальство было наказано. Он покусился на жизни людей, но его заметил Семён.
Он знал, что по этим путям скоро проедет пассажирский поезд, и много людей погибнет – это невозможно было допустить, поэтому он поранил себе руку, намочил платок кровью и стал размахивать им, как красным флагом, чтобы остановить поезд.
В этом эпизоде показано самое настоящее противостояние добра и зла: Василий хотел устроить крушение поезда и гибель ни в чём не повинных людей, а Семён пытался эту аварию предотвратить, но силы его покинули, и он из-за потери крови упал на пути.
Вдруг Василий, вернувшись к месту происшествия, подхватил платок, поднял его высоко, и машинист, увидев это, остановил поезд. Борьба добра и зла шла также в душе Василия, и добро оказалось сильнее, чем злоба и ненависть. Он сознался в содеянном и раскаялся.
В заключение хочу сказать следующее: несмотря на то что в мире очень много зла и оно достаточно сильно, добро всё равно всегда побеждает. Совершая добрые поступки и жертвуя чем-то ради других, мы не только делаем им хорошо, но и сами становимся лучше.
Сочинение «Сказка о победе Добра над Злом»
Спешите творить добро
С понятием «добро» и «зло» мы начинаем знакомиться с самого раннего детства, когда мамы читают нам волшебные сказки. Добро в них всегда побеждает зло, каким бы хитрым и коварным оно не было. В детстве мы впервые узнаём и понимаем, что добрым быть хорошо, а злым плохо, что вознаграждаются только добрые дела, а злые поступки всегда наказуемы. Доброму человеку добро всегда возвращается добром. Даже кот Леопольд из знаменитого детского мультфильма поёт о том, что «добрым жить на белом свете веселей».
Но добро и зло как близнецы — братья не могут существовать друг без друга. Добро, как и зло, бумерангом возвращается к тому, кто его творит. Но, если бы не было зла, мы бы никогда не узнали, что такое добро, и наоборот. Однако, зло пытается поработить мир, а добро смело и яро с ним борется.
Вы хотите узнать, как победить зло? Тогда послушайте сказку!
У самого синего моря стояла небольшая деревушка. Люди в ней не знали никаких бед. Они радовались каждому новому дню. Мужчины ловили рыбу, женщины готовили вкусную еду, а дети ловили медуз и купались в море. Каждый вечер они танцевали около костра и пели песни. Так бежали дни за днями, годы за годами.
Но однажды Злодей, живущий в глубинах моря, разозлился на людей. Ему мешал их смех, раздражали песни и танцы. И он решил лишить их радости
и спокойствия. Злодей стал волновать море. Начался сильный шторм. Волны бежали на берег с такой силой, что разрушали хижины, стоящие на берегу.
Все жители были напуганы, дети плакали, а взрослые не знали что делать. А Зло всё не унималось. И когда самая сильная волна ударилась о скалу, огромная верхушка обрушилась и упала на самого злодея…
Наступил вечер. Постепенно море стало утихать. А утром люди увидели лежащего на земле Злодея. Его тело было беспомощным и бездыханным. Он задыхался без воды. Люди пожалели Злодея и решили спасти его. Все жители деревни вышли на берег и отнесли его обратно в море. На прощание Злодей извинился за то зло, которое он причинил и поблагодарил людей за помощь.
С тех пор жители стали мирно жить со Злодеем, а точнее сказать — с Добряком. Когда мужчины выходили в море на рыбалку, а детишки купались, он останавливал волнение моря, и всем было спокойно. И опять заиграла в деревне музыка, зазвучал весёлый смех её жителей! Вот такая история, которая учит нас, как победить зло.
Не спешите на зло отвечать злом. Отвечайте добром! И от этого жизнь на земле станет ещё прекрасней!
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 2 часть, Коровина, страница 11
Смотрите также:
И. Бунин. Ответы на вопросы учебника.
Иван Алексеевич Бунин «Косцы»
Фонохрестоматия
1. Каким общим настроением окрашено всё произведение Бунина?
Это произведение проникнуто чувством острой ностальгии, грустью по давно минувшим временам.
2. Как вы думаете, почему у писателя было особо обострённое чувство любви к Родине, в тот период его жизни, когда был написан рассказ «Косцы»?
Рассказ «Косцы» был написан в эмиграции. Писатель был оторван от Родины, и поэтому особо остро ощущал чувство любви к ней, переживал свою разлуку.
3. Как меняется интонация актёра, когда он читает описание внешности рязанских мужиков; когда он передаёт воспоминания автора о прелести их песни; когда звучат мысли Бунина о неизбывной, неиссякаемой любви к Родине?
Внешность рязанских мужиков актёр читает с лёгким восхищением. Особенно это заметно при описании их работы.
Воспоминания автора о прелести песни актёр читает с придыханием, с удивлением, но также с воодушевлением.
Мысли актёра о Родине актёр читает с ностальгией и сожалением, но с огромной гордостью, он замедляется, выделяет каждое слово.
4. В чём была прелесть песни косцов? Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту, используя те речевые обороты, повторы, риторические вопросы, которые использует автор.
Пересказ размышлений автора о прелести песни косцов
Автор долго размышлял, в чём же была дивная прелесть песен косцов.
Прелесть была в откликах берёзового леса. Она была само по себе, но связанной со всем, что видели рязанские косцы. Она была в кровном родстве между ним и косцами, полем, воздухом, лесом, полным трав и ягод, дорогой, простором и заповедною далью. Она была в том, что их общим домом была Россия, и её душа пела вместе с косцами.
Прелесть была в том, что песня состояла из вздохов, как будто пела одна грудь, с несравненной лёгкостью и естественностью. В чисто русской красоте чувств, что рассказывались вздохами и полусловами вместе с откликающейся глубиной леса.
Но в чём ещё было очарование песни при её кажущейся безнадёжности?
В том, что человек не верил в эту безнадёжность. Не плачут сладко, если и впрямь нет пути-дороги. Нет подлинной разлуки с Родиной, вокруг всегда будет беспредельная Русь. Всюду есть для человека приют и чья-то забота. И из всех бед выручат человека звери и птицы, премудрые царевны и даже Баба-Яга.
5. Как вы думаете, почему в мыслях писателя о Родине воедино сливаются песни, сказки, предания, животворные ключи, дремучие леса, высокие травы?
Наиболее яркие воспоминания писателя о Родине относятся к его детству. Для него Родина навсегда стала ассоциироваться не просто с настоящим, но и с историей, которая выражена сказками и преданиями. Сказочный образ Родины перекликается в душе писателя с реальным, они для него единой целое.
Ведь сказки — это выражение мыслей и чувств народа, а народ и Родина едины.
6. Напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, дремучими лесами, высокими горами, синими морями, травами-муравами.
Сочинение «Что для меня значит мир сказки»
Свои самые первые впечатления об окружающем мире ребёнок получает через сказки. Они раскрывают мир в его бесконечной широте, не ограниченной тесными просторами комнаты или даже города. Они будят воображение и заставляют фантазировать, развиваться как личность.
Это происходит с каждым, произошло это и со мной.
Русские народные сказки, услышанные в раннем детстве, подарили мне мир, полный чудес и волшебства. Мир прекрасный, восхитительный, пусть и не лишённый некоторых опасностей. Но в том и прелесть любой сказки, что злой колдун обязательно будет повержен храбрым богатырём, добро победит и справедливость восторжествует.
Для меня сказочный мир дремучих лесов и необыкновенных приключений стал миром, где вечно царит добро. Он открыл передо мной страницы истории родной земли, и я не уверена, что всё в сказках действительно сказка. Может быть когда-то по нашим полям и лесам бродили смелые витязи-богатыри, животные говорили, а волшебные помощники помогали добрым и отзывчивым людям обрести своё счастье.
Сейчас я реже читаю сказки и более скептически отношусь к тому, что в них написано, но этот мир навсегда стал для меня символом детства. Ведь детство само в чём-то сродни сказке. Оно также полно чудес и неожиданных открытий. Я люблю сказки, и буду любить их всегда, ведь они позволяют мне хоть ненадолго, но вернуться в детство.
Обогащаем свою речь
Сопоставьте слова синонимических рядов из рассказа «Косцы». Какие из них вы предпочли бы использовать в своей речи и почему? Например: прелесть — красота… Продолжите этот ряд, придумайте собственные предложения со словами из этого ряда.
Найдём в рассказе слова синонимы к слову Прелесть.
Прелесть — красота — прекрасное — очарование.
Я использую все эти слова в своей речи, но больше всего слово Красота. Потому что красивым можно назвать многое, но прелестным или очаровательным — далеко не всё.
Примеры предложений:
Главная прелесть сказок в том, что добро всегда побеждает зло.
Красота природы пленит и радует глаз.
Прекрасное настроение было у меня в этот день.
Дивное очарование заката мне захотелось обязательно сфотографировать.
06.12.2021
Глава НИЦ им. Гамалеи Гинцбург отрапортовал, что в течение месяца ждет от Минздрава разрешения на клинические испытания своего «чудного» ГМ-снадобья на детях 5-11 лет. И как только «таможня даст добро», он готов отстреляться I и II фазами клинических испытаний за пару месяцев, а потом сразу перейти к уколам. Все строго по накатанной схеме, в самом деле – негоже нам отставать от «уважаемых партнеров», которые уже замахиваются на обкол грудничков (от заболевания, смертность детей от которого на уровне 0,005%!). Между тем, к уже описанным нами ранее добавляются новые подробности жутких антинаучных экспериментов над детьми в ходе уже прошедших, с позволения сказать, «испытаний». Оказывается, Гинцбург сотоварищи так заботятся о российских детях, что… взяли и поменяли протокол исследований непосредственно перед второй дозой опытного препарата. Просто уведомили родителей, что никаких анализов и иных проверок здоровья после второго укола (на которые уже было взято добровольное согласие) у их детей проводить не будут. То есть прямым текстом: «и так сойдет». Это просто за гранью добра и зла, но и это еще не все. За минувшую неделю в реестр лекарственных средств Минздрава тихой сапой была внесена правка, согласно которой к I-II фазе испытаний «Спутника» для несовершеннолетних через запятую прибавилась III фаза – а сроки и количество подопытных при этом не изменились. И тут цензурные слова точно заканчиваются…
В конце ноября «Катюша» опубликовала материал, в котором документально было доказано, что так называемые «клинические испытания» вакцины Гинцбурга на несовершеннолетних не были проведены и не собираются проводиться должным образом – т.е. в соответствии с научными нормативами и теми сведениями, которые указаны в реестре лекарственных средств (РЛС) Минздрава . Между прочим, материал был оперативно удален администрацией соцсети «ВКонтакте» без каких-либо объяснений и претензий. Так что очень советуем его перечитать, тем более, что там приводился просто вопиющий факт: по информации общественницы, руководителя известного «Центра проблем аутизма» Екатерины Мень, из московских поликлиник звонят родителям детей-инвалидов и предлагают привлечь их детей к участию в клинических испытаниях «вакцины для подростков», прекрасно зная об их особенностях здоровья и развития. Она сравнила это с намеренной «утилизацией биомусора» — программой Т-4 нацистской Германии.
Но Гинцбурга это ничуть не смущает. На днях он заявил, что в течение месяца ожидает от Минздрава положительный ответ по старту КИ вакцины от коронавируса, предназначенной для детей 5−11 лет. По его словам, на проведение I и II фаз клинических исследований потребуется до двух месяцев, «как и в случае с вакциной для 12-17-тилетних» . Причем «способ приготовления» этой детской субстанции выбран нехитрый – разведение «Спутника» для взрослых физраствором в консистенции 1/10. Как часто вакцины для детей готовятся подобным образом? До сей поры о таком подходе мало что известно – и на это обратил внимание академик РАН, научный руководитель ГУ НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова Виталий Зверев. По словам ученого, вакцины против других инфекционных заболеваний не разводят с физраствором перед введением несовершеннолетним (!).
«Другие вакцины, которые используем, мы их разводим, или что-то с ними делаем? Мы прививаем и детей, и взрослых. Та же самая вакцина против гриппа, те же самые вакцины против кори, паротита. Почему в 10 раз, почему в пять раз? Мне это, честно говоря, непонятно», — заявил Зверев .
Вопрос, конечно, на засыпку, нам это тоже совершенно непонятно. Но нам непонятно и еще кое-что – буквально на минувшей неделе в РЛС Минздрава, в таблицу с вакциной «Спутник М» была внесена одна маленькая поправочка. Почти незаметная для большинства, но «Катюша» ее прекрасно заметила. Потому что в ноябрьской статье (ссылка выше) мы делали скриншот этой таблицы. Еще совсем недавно она выглядела вот так ( прямая ссылка ).
А теперь мы лицезреем вот это.
Заметили, какие изменения внесены? Теперь у нас к I-II фазе испытаний вакцины для несовершеннолетних через запятую «внезапно» прибавилась цифра III – то есть тут же, на этом же первом этапе КИ, сделана попытка узаконить и III фазу. С теми же целевыми группами, с теми же условиями… Это вообще как? Понятно, что о переходе на III фазу уже было заявлено заммэра Москвы Раковой и теми же спецами из НИЦ Гамалеи, но как можно допускать такой топорный подлог? Прямо в официальных документах! Даже со «Спутником» для взрослых до такой низости лоббисты вакцины не доходили – там I и II фазы были отдельным этапом, никому в голову не пришло объединить их с фазой III, которая по смыслу и сути исследований не может быть с ними объединена (!).
А что же с I-II фазами, которые, по документации из РЛС (до внесения в нее оперативной правки), должны были проводиться на 3660 подопытных детях? Да ничего – решено было придумать, что для этого этапа хватит и 100 детей. Это уже нарушение, но мы наконец добираемся до вишенки на торте. Даже в проведенных испытаниях у «исследователей» не было задачи реально наблюдать за несовершеннолетними и фиксировать их проблемы со здоровьем. В распоряжении «Катюши» оказалась переписка из сообщества родителей, дети которых приняли участие в опытах со «Спутником М». И вот что рассказала об уровне этого исследования одна из мам. Публикуем ее сообщение и дальнейшую переписку родителей с админами группы:
Как видим, админы не нашли ничего лучше, чем заявить, что мама «сама удалила свой пост и удалилась из группы», чтобы не волновать сильно других родителей подопытных детей. Однако информация от Надежды не была официально опровергнута. Если авторы эксперимента позволяют себе изменять протокол в самый разгар исследований, какова цена таким исследованиям? И не является ли в реальности все это огромной профанацией, если уже есть установка и согласование – проколоть граждан России всех возрастов, и если господин Гинцбург уже прописан в качестве главного застрельщика в этом спектакле?
Мы наглядно показали, как спешно пытаются обстряпать историю для якобы легального перехода к массовому прививочному эксперименту над детьми. Напоследок зададимся еще и таким вопросом: а насколько это нужно нашим детям и подросткам, какова реальная угроза их здоровью от ковида и актуальность таких экстренных радикальных мер? Буквально 1 декабря на этот вопрос ответил прямой подчиненный Гинцбурга – главный научный сотрудник НИЦ Гамалеи Анатолий Альтштейн, сообщивший, что смертность от COVID-19 среди детского населения РФ наблюдается в 0,005% случаев. По нашим расчетам, речь идет о проценте от общего количества выявленных зараженных ковидом в стране – на сегодня это более 9,8 млн. россиян. Это в реальности мизерные цифры, есть намного более опасные для детей заболевания со значительно большей летальностью (!). При этом если учитывать данные из западных баз поствакцинальных осложнений от ковид-прививок (база VAERS, база ВОЗ, «желтая карта» Британии), мы четко увидим, что ГМ-жидкость несет для ребенка куда больший риск, нежели ковид. После анализа этих данных ситуация реально переходит в трагифарс. Остается только заявить Гинцбургу и иным «доброжелателям»: руки прочь от наших детей!
РИА Катюша
Читайте наш сайт!!!
Подписывайтесь на наш Телеграм
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Поддержать наш проект пожертвованием
Итоговое сочинение –
пропуск на ЕГЭ. Чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку выпускник должен
успешно написать итоговое сочинение по литературе и получить «зачёт».
В этом году сочинение
одиннадцатиклассники будут писать 1 декабря (основной поток) и 4 декабря и 4
мая – резервные.
Начало – 10:00 по
местному времени.
Время работы – 3 часа 55
минут.
Место проведения
итогового сочинения – школа, где учится выпускник.
В 2021 году отмечается
200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского (11 ноября) и Н.А. Некрасова (10
декабря), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом
году.
Для итогового сочинения
в выпускных классах в 2021/22 учебном году утверждены тематические направления:
1. Человек путешествующий:
дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2. Цивилизация и
технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации,
надежды и страхи, с ней связанные).
3. Преступление и
Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и
нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. Книга (музыка,
спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется
личностно важным).
5. Кому на Руси жить
хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость,
поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и
государства).
Сами темы выпускники
традиционно узнают уже перед началом сочинения.
Традиционно во всех 30
библиотеках «Централизованной библиотечной системы» Челябинска на
выставках-шпаргалках, организованных в рамках акции «Секреты ЗАЧЁТного
сочинения», представлены лучшие классические
произведения, в которых школьники обязательно найдут подходящие примеры для
аргументации своих сочинений. Выставка дополнена литературоведческими
пособиями, критическими статьями, сборниками с примерами лучших сочинений и др.
Обращаем внимание на
литературоцентричность сочинения. При раскрытии темы сочинения необходимо аргументированное
использование примеров из художественного текста, связь с проблематикой и
тематикой произведений. Подобрать аргументы из литературных
произведений нужно заранее, чтобы успеть справиться с работой.
Комментарий к тематическим направлениям итогового
сочинения 2021/2022 учебный год и списки литературы по направлениям
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление
нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет
написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей,
дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени
и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено
понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога
может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.
Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути
обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и
других людей.
Обращение к
художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и
внутреннего мира человека.
Примерные темы:
В чем заключается польза
путешествий?
Почему после странствия
у человека меняются взгляды на жизнь?
Каков смысл жизненного
пути человека?
Список литературы для подбора аргументов к теме:
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин
«Капитанская дочка», «Бахчисарайский
фонтан», «Евгений
Онегин», «Дубровский», «Цыганы», «Руслан и Людмила»,
«Станционный
смотритель», «Метель», «Моцарт и
Сальери»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Мцыри»
Н. В. Гоголь
«Мертвые души», «Ревизор» «Тарас Бульба»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Ася»,
«Отцы и дети», «Записки охотника»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Железная дорога»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание»
А. Н. Островский
«Бесприданница»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
Н. С. Лесков
«Левша», «Очарованный странник»
А. К. Толстой
«Князь Серебряный»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»
А. П. Чехов
«Попрыгунья», «Степь», «Невеста», «Вишневый сад», «Остров Сахалин», «Крыжовник»
М. Горький
«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои
университеты»
А. Грин
«Алые паруса»
А.И. Куприн
«Куст сирени», «Олеся»,
И. А. Бунин
«Кукушка», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»,
«Антоновские яблоки», «Холодная осень», «Тень птицы»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
А. П. Платонов «Песчаная
учительница»
Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»
И. Ильф
и Е. Петров «Двенадцать стульев»
М. А. Шолохов
«Судьба человека»
А. Т. Твардовский
«Василий Тёркин»
В. А. Каверин «Два
капитана»
Ч. Т. Айтматов
«Плаха», «И дольше века длится день»
Д. С. Лихачев
«Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
А. Лиханов «Чистые
камушки»
Б. Екимов «Белая Дорога»
Список зарубежной литературы
Гомер «Одиссея»,
«Илиада»
А. Данте
«Божественная комедия»
Ф. Рабле «Гаргантюа и
Пантагрюэль»
М. Сервантес «Дон Кихот»
Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера»
Д. Дефо
«Робинзон Крузо»
Ж. Верн
«Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
Ч. Диккенс
«Рождественская песнь», «Большие надежды»
Джером К. Джером «Трое в
лодке, не считая собаки»
О. Генри
«Дороги, которые мы выбираем»
Дж. Лондон
«Морской волк», «Дорога», «Мартин Иден», «Сердца трёх» и др.
А. де
Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Л. Кэролл
«Алиса в стране чудес»
К. Льюис «Хроники Нарнии»
Дж. Толкин «Властелин колец»
Дж. Керуак «В дороге»
Дж. Джойс «Эвелин»
Д. Митчелл «Облачный
атлас»
Р. Брэдбери
«Зеленое утро»
Р. Бах
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Сапковский
«Сага о ведьмаке»
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или
трагедия?
Тематическое направление
заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и
страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут
способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с
технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к
рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий
его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии
2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»
цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития
технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими
завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской,
научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как
мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем
видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным
произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к
жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
Каковы отрицательные
стороны прогресса?
Может ли техника
заменить общение людей?
Какие возможности дарит
человеку научно-технический прогресс?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Отцы и
дети»
А. Н.
Островский «Гроза»
Н. С. Лесков
«Левша»
Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»
А. П. Чехов
«Вишневый сад», «Лошадиная фамилия» «Хирургия», «Дядя Ваня», «Крыжовник»,
«Человек в футляре»
Е. И. Замятин
«Мы»
М. А. Булгаков
«Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита»
А. Н. Толстой «Гиперболоид
инженера Гарина»
А. Платонов «Песчаная
учительница», «В прекрасном и яростном мире»
А. Р. Беляев
«Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
М. А. Шолохов
«Поднятая целина», «Тихий Дон»
И. А. Ефремов «Лезвие
бритвы», «Туманность Андромеды»
В. П. Астафьев
«Людочка», «Царь-рыба»
А. и Б.
Стругацкие «Гадкие лебеди», «Трудно быть богом»,
«Пикник на
обочине», «Полдень, XXII век», «Мир иной»
Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день», «Плаха»
В. Г. Распутин «Прощание с
Матёрой»
Т. Толстая
«Кысь»
С. Алексиевич
«Чернобыльская
молитва»
Е. Носов «Кукла»
Список зарубежной литературы
М. Шелли
«Франкенштейн, или Современный Прометей»
Г. Уэллс «Машина
времени», «Война миров», «Человек-невидимка», «Похищенная бацилла».
Ж. Верн «20000
лье под водой», «Вверх дном»
Лю Цысинь трилогия «В
память о прошлом Земли»
О. Хаксли «О
дивный новый мир»
Р. Брэдбери
«451 по Фаренгейту», «Вельд», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул
гром», «Все лето в один день» и др.
Дж. Оруэлл «1984»
К. Воннегут
«Колыбель для кошки»
С. Лем
«Солярис»
У. Эко «Оно»
Э. Вейер «Марсианин»
Д. Киз «Цветы
для Элджернона»
В. Рот «Дивергент»
Ф. Дик
«Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
Ю. Харари «21 урок для
XXI века»
Т. Чан «История твоей
жизни»
Дж. Дэшнер «Бегущий в
лабиринте»
О.С. Кард «Игра Эндера»
С. Коллинз «Голодные игры»
Д. Митчелл «Облачный
атлас»
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление
предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные
явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности,
раскаяния.
Темы сочинений позволят
анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек
зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за
сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника,
возмездие и муки совести и др.
Многообразны
литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения
(юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной
проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная
литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.
М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество
будет отмечать в конце 2021 г.
Примерные темы:
Можно ли человеку
прожить без совести?
Почему происходят
преступления?
Должны ли преступники
расплачиваться за содеянное?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
Н. М. Карамзин
«Бедная Лиза»
А.С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Полтава», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Выстрел»,
«Борис Годунов», «Моцарт и
Сальери», «Повести
Белкина»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова»
Н. В. Гоголь
«Тарас Бульба», «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Му-му»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы»,
«Записки из мертвого дома», «Бедные люди»
А. Н.
Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Крейцерова соната», «Воскресение»
В. Г. Короленко «Дети
подземелья»
А. П. Чехов
«На охоте», «Злоумышленник», «В аптеке»
М. Горький
«Детство», «Челкаш», «На дне», «Старуха Изергиль», «Мать»
А.И. Куприн «Яма»,
«Олеся»
Л. Н. Андреев
«Рассказ о семи повешенных»
И. А. Бунин
«Темные аллеи»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
И. Ильф
и Е. Петров «Двенадцать
стульев», «Золотой теленок»
М. А. Шолохов
«Тихий Дон»
В. Д. Дудинцев
«Белые одежды»
В. П. Астафьев
«Царь-рыба»
Б. Л. Васильев
«Не стреляйте белых лебедей»
Ч. Т. Айтматов
«Плаха»
Ю. Яковлев «Он убил
мою собаку»
Список зарубежной
литературы
В. Гюго «Отверженные»
У. Голдинг
«Повелитель мух»
Т. Драйзер
«Американская трагедия»
А. Дюма «Граф
Монте-Кристо»
А. Кристи
«Убийство в Восточном экспрессе»
Э. По
«Сердце-обличитель»
О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея»
Ф. Фицджеральд
«Великий Гэтсби»
У. Шекспир
«Гамлет», «Отелло»
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление
позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература,
музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное),
которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются
читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст
собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора
произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение
изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики,
близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о
произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник
может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая
сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых.
Примерные темы:
В каком герое из
литературы вы нашли отражение себя?
Как искусство влияет на
мировосприятие человека?
С каким персонажем вы
смогли бы подружиться?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений
Онегин», «Об искусстве», «Моцарт и
Сальери»
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь
«Портрет»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев. «Певцы»,
«Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо»
Ф. М.
Достоевский «Бедные люди», «Преступление и наказание»
А. Н.
Островский «Лес»
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Тупейный художник»
А. К. Толстой
«Князь Серебряный»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «Анна Каренина», «Альберт»
В. Г. Короленко «Слепой
музыкант»
А. П. Чехов
«Чайка», «Ионыч», «Скрипка Ротшильда» «Моя ‘она’»
М. Горький
«На дне», «Старуха Изергиль», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты»
А. Грин «Алые
паруса», «Зелёная лампа»
А.И. Куприн «Тапер»,
«Гранатовый браслет», «Яма», «Гамбринус»
И. А. Бунин
«Легкое дыхание», «Чистый понедельник»
Л. Андреев
«Иуда Искариот»
Е. И. Замятин
«Мы»
М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Б. Л. Пастернак
«Доктор Живаго»
В. В. Набоков
«Дар»
А. Н. Толстой «Русский
характер»
К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
М. А. Шолохов
«Судьба человека», «Поднятая целина»
А. Т. Твардовский
«Василий Теркин»
Б. Н. Полевой
«Повесть о настоящем человеке»
В. К. Железников «Чучело»
Д. С. Лихачев
«Письма о добром и прекрасном»
Д. Быков «Советская
литература»
Г. Юзефович
«Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
Список зарубежной литературы
О. Уайльд «Портрет
Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о
художественном творчестве»
Ш. Бронте
«Джен Эйр»
У. Эко «О литературе»,
«Портрет Дориана Грея»
Ф. Бегбедер «Конец
света: первые итоги»
Р. Брэдбери
«Дзен в
искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
П. Вайль, А. Генис
«Родная речь: Уроки изящной словесности»
Г. Гессе «Магия книги»
М. Зусак
«Книжный вор»
П. Зюскинд «Литературная
амнезия»
С. Лем «Мой
взгляд на литературу»
Г. Миллер «Книги в моей
жизни»
С. Моэм
«Искусство слова: о себе и других»
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня
рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает
возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости
и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных
пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли
жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного
устройства.
Темы сочинений,
ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят
соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт
социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого
направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной,
исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая
при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Примерные темы:
Может ли 1 человек
повлиять на историю государства?
Кто должен заботиться о
людях, попавших в тяжелое положение: государство или граждане?
Какими качествами должен
обладать настоящий гражданин?
Список литературы
Д. И. Фонвизин
«Недоросль»
А. Н. Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Станционный
смотритель», «Медный всадник», «Дубровский»
М. Ю. Лермонтов
«Песнь о купце Калашникове…»
Н. В. Гоголь
«Ревизор» «Мертвые души», «Шинель»,
«Тарас Бульба»
И. А. Гончаров
«Обломов»
И. С. Тургенев «Хорь и
Калиныч», Му-му», «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Кому на
Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Железная дорога»
Ф. М.
Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Мальчик у
Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
А. Н.
Островский «Гроза», «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«История одного города», «Господа Головлевы»
Н. С. Лесков
«Левша»
Н. Г. Чернышевский «Что
делать?»
Л. Н. Толстой
«Война и мир», «После бала»
А. П. Чехов
«Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть
чиновника», «Тоска»
М. Горький
«На дне», «Детство», «Бывшие люди»
А.И. Куприн «Чудесный
доктор»
И. А. Бунин
«Господин из Сан-Франциско»
Е. И. Замятин
«Мы»
А. А. Блок «12»
В. В.
Маяковский «Прозаседавшиеся»
М. А. Булгаков
«Собачье сердце»
А. Н. Толстой «Петр
Первый»
А. П. Платонов
«Котлован»
М. А. Шолохов
«Поднятая целина»
Ч. Т. Айтматов
«И дольше века длится день»
Список зарубежной литературы
Платон «Государство»
Т. Мор «Утопия»
Ицхок-Лейбуш Перец
«Пост»
Советы «в тему»
Заранее изучите критерии.
Итоговое сочинение должно соответствовать критериям, установленным ФИПИ.
Ознакомьтесь с ними и запомните, чтобы ничего не упустить во время экзамена.
Критерии оценки:
Объем итогового
сочинения — не менее 250 слов.
Самостоятельность
написания.
Если эти 2 условия
выполнены, то эксперты просматривают наличие следующих критериев:
Соответствие теме
(основной критерий). В своих рассуждениях человек не должен уходить от
выбранной темы, иначе ставится «незачет».
Аргументация с
привлечением литературного материала (основной критерий). Итоговое сочинение
отличается от сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Подтверждение слов и мыслей
должно происходить только на основе ситуации из произведения литературы.
Композиция и логика
рассуждения. Расположение абзацев основывается на логичном построении
рассуждения. В тексте нельзя метаться из стороны в сторону, нарушая смысл
повествования.
Качество письменной речи.
ЕГЭ по русскому сдают все школьники без исключения, поэтому и на итоговом
сочинении проверяется умение применять причастные и деепричастные обороты,
вводные слова, средства художественной выразительности для красочности текста.
Грамотность. Отсутствие
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. «Незачет» будет, если
человек допустит более пяти ошибок на сто слов.
Напоминаем:
Чтобы успешно написать
итоговое сочинение, перечитайте произведения, которые с большой долей
вероятности будете использовать. Освежите в памяти тексты с учетом
подтверждающих аргументов для раскрытия темы.
Приходите в библиотеки за книгами!
Желаем успехов!
Источники
https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie
https://edu.gov.ru/press/4074/obyavleny-napravleniya-dlya-tem-itogovogo-sochineniya-v-vypusknyh-klassah-v-2021-22-uchebnom-godu/
https://school-olymp.ru/blog/itogovoe-sochinenie-2021-2022-uch-g/
https://bingoschool.ru/manual/5-napravlenij-itogovogo-sochineniya-ot-fipi-2022/
https://4ege.ru/sochinenie/62755-primery-itogovyh-sochinenij.html
https://4ege.ru/sochinenie/62754-primery-itogovyh-sochinenij.html
https://4ege.ru/sochinenie/62678-5-korotkih-proizvedenij-dlja-itogovogo-sochinenija.html
https://100balnik.ru/примерные-темы-итогового-сочинения-2021-2022/
Читайте также
«Повести
Белкина» – новое прочтение Пушкина
Восточные
мотивы в творчестве Александра Сергеевича Пушкина
Недочитанный
Лесков
Иван Бунин – «Князь-рыцарь
русской литературы»
И.А.Бунин.
Последний классик русской литературы
Мир Востока в
путевых очерках Бунина
Булгаков в
книгах
Его фразами говорил весь
Советский Союз: Илья Ильф
Волшебные миры.
Погружение всей семьей
Книжное
путешествие по Японии
День ирландской
литературы
Анджей Сапковский и цикл его книг «Сага о ведьмаке»
Пан Сапковский и его легендарная сага о Ведьмаке
Александр
Беляев – русский Жюль Верн
Писатель-провидец
Александр Беляев
День российской
науки и предсказания Жюля Верна
Великий
путешественник и предсказатель – Жюль Верн
Станислав Лем
Писатели-предсказатели:
Станислав Лем