Почему тараса бульбу можно назвать народным героем сочинение

Многомудрый литрекон сделал два итоговых сочинения на тему: может ли преступление быть оправдано?. та вы получите аргументы за и против.

Многомудрый Литрекон сделал два итоговых сочинения на тему: «Может ли преступление быть оправдано?». Та Вы получите аргументы «за» и «против». Приятного просвещения!

Вариант 1: За

(401 слово) Каждый человек хоть однажды задумывался над тем, может ли преступление быть оправдано? Судя по статистике оправдательных приговоров в России, судьи очень редко отвечают утвердительно. Но мы не обременены такой ответственностью и можем сказать, что по совести многие правонарушения не заслуживают строгого наказания, ведь они обусловлены бессилием закона, сложными обстоятельствами или даже жизненной необходимостью. Чтобы доказать это, проанализируем примеры из литературы.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев показал другу стихотворение, посвященное его возлюбленной, а тот пренебрежительно отозвался о девушке. Швабрин нанес Марье оскорбление, фактически назвав ее продажной женщиной, которая уделит внимание любому офицеру в обмен на дорогие серьги. Петр не мог этого стерпеть и бросил вызов обидчику. Они договорились драться, что противоречило запрету коменданта крепости. В ту пору дуэли порицались в обществе, и оба участника могли быть серьезно наказаны. Но Петр и Алексей нарушили устав. Швабрин ранил Гринева в спину и был заключен под стражу после поединка. Формально Петр совершил преступление, ослушавшись начальника и командира, но разве нельзя оправдать его поступок? Он защитил честь девушки, не уронил свое офицерское достоинство, а значит, по совести он был прав. Если бы Петр стерпел оскорбление, то был бы виноват по-настоящему, ведь его честь была бы замарана этим молчаливым согласием с подлецом. Так что даже повод для военного трибунала может быть обусловлен и оправдан, но с точки зрения морали.

Не менее показательный пример можно найти в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Степан вышел на кулачный бой против Кирибеевича, который опозорил его жену. Царский любимец приставал к Алене прямо на улице, сорвал с нее платок и даже целовал против ее воли. Такой стыд можно было смыть только кровью в те времена. И Степан убил обидчика. Если бы он не сделал этого, то ему пришлось бы терпеть новые оскорбления и вольности со стороны опричника. Ради жены, детей и чести семьи он пошел на это преступление. За него царь Иван Грозный велел отрубить купцу голову. Однако он взял на себя обязательство опекать вдову и детей, защищая их от всяких посягательств. Поступок Степана можно оправдать, потому что справедливость на его стороне: он отомстил за попранную честь единственным методом, который можно было применить в ту эпоху.

Таким образом, если закон слеп и нем, если обстоятельства вынуждают, если есть жизненная необходимость, то преступление человека может быть оправдано. Важно смотреть на правонарушение не только с позиции кодексов, но и по справедливости, по совести, по нравственному убеждению. Только так можно вынести решение, которое будет истинным в данной ситуации.

Вариант 2: Против

(532 слова) Как часто мы слышим о том, что преступление можно оправдать. Целые правозащитные движения посвящают все силы реабилитации тех, по ком тюрьма плачет. Все мы помним, например, акции в защиту Флойда и истерическое желание сделать его национальным героем. Однако этот человек, не раз осужденный за грабежи, насилие, хранение наркотиков, не похож на жертву несправедливости, скорее, наоборот. Он и есть главная угроза, но как модно теперь ее превозносить! Ему ставят памятники, его именем чуть ли не называют университеты. Однако в попытке всех пожалеть мы забываем о необходимости охранять интересы добропорядочных людей от рецидива общественных болезней. Безнаказанность, порожденная оправданием, поощряет новые преступления. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». На уроках мы называем Тараса «народным героем», который не жалеет себя в борьбе за интересы Родины и веры. Он и смел, и решителен, и самоотвержен. Однако мы, как и его товарищи, бесконечно оправдывали бесчеловечное насилие атамана. После гибели Остапа и поражения в Дубно казак обезумел от личных обид и стал вымещать свою злость на невиновных людей. Набегая подробно вору на польские деревни, Тарас убивал не только воинов. Он издевался над женщинами и детьми, пытал и истязал их. Он отрезал груди девушек — это же звериная жестокость! Никакой патриотизм не может обусловить такое поведение. Однако товарищи, которых тоже поражало насилие, произведенное Бульбой, ничего не делали, чтобы его остановить. Они оправдывали его военные преступления, а именно геноцид поляков, тем, что ему довелось пережить. К чему привела эта мягкость? К вопиющей несправедливости, которая продолжалась вплоть до гибели садиста. Ничем и никогда нельзя будет объяснить его поведение. Попытка сделать это — реабилитация настоящего маньяка.

Не менее парадоксальный пример описал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Кудеяр был разбойником, на его счету уже не один десяток загубленных душ. Всю жизнь он посвятил преступлениям, которые нельзя объяснить никакими обстоятельствами или благовидными предлогами. Герой воровал, убивал, насиловал только потому, что это легко, выгодно и приятно для него. Но вдруг совесть дала о себе знать, и бандит раскаялся. Он обратился к Богу за прощением, и тот сказал ему спилить огромное дерево ножичком. Делать нечего, пришлось Кудеяру взяться за безнадежный и каторжный труд. Но вот однажды он встретил пана Глуховского, который делал все то же самое, что и Кудеяр в разбойные годы, но при этом не испытывал мук совести. И раскаявшийся герой убил его. И упал дуб. То есть Кудеяр получил прощение, когда вновь совершил преступление. Как так? Конечно, это притча, ее нельзя воспринимать буквально, но ее логика искажена. Получается, одних преступников оправдать можно, а других нужно просто убить. Одному мы прощение даем, а другому отказываем, хотя он, как и Кудеяр, в любой момент может прозреть и раскаяться. Более того, мы вознаграждаем убийство. Вот к чему ведет попытка реабилитировать оступившегося — к логическому тупику. Делать этого нельзя, ведь наша гуманность поощряет новые преступления. 

Таким образом, преступление должно быть наказано в любом случае. Мы заботимся не об интересах оступившегося в данном случае, а о судьбах других людей, которые смотрят на него и думают, что им все можно, ведь их пожалеют, им дадут второй шанс. Формируется правовой нигилизм, порождающий сотни правонарушений. Все-таки закон должен защищать интересы добропорядочных граждан, а не тех, кто сначала его преступает, а потом просит о снисхождении. Тут уж надо выбирать: либо дудочка, либо кувшинчик.

Н.В.Гоголь – гениальный писатель ,отразивший в своём творчестве многие проблемы своего времени .У него есть ряд романтических повестей и рассказов .Наиболее яркой  является героическая повесть”Тарас Бульба”,рассказывающая о борьбе украинского  казачества за свою независимость .Главный герой повествования – куренной атаман ,полковник Тарас Бульба.Он не рожден был для тихой жизни .Его удел – битвы и  сражения .Много военных походов на счету у Тараса .Если зайти в его дом ,то мы увидим ,что там нет богатства и роскоши ,зато много военных трофеев ,добытых в бою. Будучи сам героем ,в таком же духе Тарас воспитывал и сыновей -Остапа и Андрия .Достаточно вспомнить приём ,который он оказал вернувшимся с учёбы из бурсы сыновьям .Предложил побороться,чем привёл в ужас свою безответную жену .Ранним утром ,не дав сыновьям проститься с матерью ,Тарас увёз их в Запорожскую Сечь ,место ,где формировались  характеры  настоящих казаков .ОН гордился сыновьями .Оба красивые ,сильные ,отважные ,под стать герою – отцу .Но в одной из битв при осаде города бравый Андрий перешёл на сторону противника из – за женщины ,прекрасной полячки .Не могла стерпеть этого душа старого Тараса .Ведь именно он сказал речь о товариществе ,которую все сегодня помнят. “Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. ”   .Товарищество не приемлет предательства ,именно поэтому отец казнит своего сына ,не простив ему измены .”Я тебя породил ,я тебя и убью ” Суровый век – суровые нравы .Но Тарасу суждено было потерять и второго сына ,своего верного  соратника -Остапа .Он был схвачен и казнен на площади .Скрывающийся от погони Тарас Бульба пробрался но площадь и ответил на возглас сына ,поддержав его в трудную минуту .Тарас Бульба был самым уважаемым среди казаков ,но  его не могли понять товарищи ,когда он стал после гибели Остапа мстить врагу без жалости и снисхождения .Мечом и огнём прошелся Тарас по вражеской земле .За ним устроили настоящую охоту .Не взяли бы опять ,да уронил казак свою люльку ( трубку ) и вернулся ,чтобы врагу не досталась .Напали на него 12 человек “Сила одолела силу”Но Тарас остался верен себе и товариществу ,сумел в последний раз послужить казакам .Распятый на дереве ,под которым разжигали костёр поляки ,чтобы живьём сжечь лютого врага .Но не о смерти думал Тарас .Он увидел челны ,стоящие у реки .Крикнул соратникам и тем спас их .Здесь Гоголь возвышает своего героя до былинного богатыря ,преодолевающего  зычным голосом даже расстояния .Безусловно ,автор восхищается своим романтическим героем .Писатель обратился к  романтизму ,работая над повестью в эпоху реакции и мракобесия,царящих в России .В реальной жизни он не видел образца для подражания и поэтому обратился к героическому прошлому .дав читателю такого героя ,как Тарас Бульба .

Повесть “Тарас Бульба” – одно из самых совершенных творений Н.В. Гоголя. Оно стоило писателю
огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести -Тараса Бульбы.
Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его “нежба” -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: “Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава”.
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: “точно необыкновенное явление русской силы”.
Тарас Бульба – это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его “отличали” “умение двигать войском и сильная ненависть к врагам”. Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.
Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: “знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…”.
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. “Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? “Что было тогда в его сердце?” – восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: “Добре, сынку, добре!”
Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: “Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…”. Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.
Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: “Я тебя породил, я тебя и убью!”. Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.
Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н.В.Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.

Задайте свой вопрос
ПОПУЛЯРНОЕ
mar1k, 08 июня 2017
Вспомните особенности драмы как рода литературы. К драме не относятся а) комедия б) драма в) роман г) модернизм
ducklord, 08 июня 2017
Образ портрета Герасима
starle, 08 июня 2017
Сочинение на тему «как я правел зимнии каникулы ”
show_crazy, 08 июня 2017
Сочинение с использованием казахской пословицы на тему «Ноги кормят быстрого коня, человека насыщают добрые слова
misterkot, 08 июня 2017
Напишите сочинение на тему ” за что я люблю сказки Х. К. Андерсена» (нормального содержания)
diavolo, 08 июня 2017
Евгений Онегин образ и описание Онегина в цитатах
vuka-ya, 08 июня 2017
Какие дела в сфере городничего?
iguigu, 08 июня 2017
Как изображаются лучшие качества русского народа в произведениях русских писателей?
b-lis, 08 июня 2017
Помогите, пожалуйста! На завтра задали срочно! Нужно сочинение по Гончарову”Обломов» тема: Андрей Штольц-антиподОбломова
27400
Алгебра
14821
Английский язык
14216
Биология
7369
Другой
720
Экономика
18828
Физика
8304
География
15850
Геометрия
5255
Информатика
11818
История
23332
Химия
15992
Литература
73118
Математика
8152
Обществознание
465
Правоведение
46271
Русский язык

Урок литературы в 7-м классе на тему “Тарас Бульба — народный герой.
“Тарас Бульба” — героическая повесть
Цели:
Дать понятие о народном герое и героической повести.
Развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ.
Развивать патриотические чувства.
Домашнее задание к уроку.
Подобрать цитаты к характеристике Тарасы Бульбы по вопросам:
Кто был Тарас?
Внешность героя.
Какие качества он ценил в казаках?
Почему он стремился в Сечь, чем она его привлекала?
Какие черты характера проявляется Тарас в борьбе за родину?
Как выражает он заботу о казаках, являясь их атаманом?
Что говорит Тарас о товариществе, к чему призывает казаков?
Как он относится к своим сыновьям?
О чем он думает в последнюю минуту?
Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
Ход урока
1 .Беседа.
Наша работа с повестью «Тарас Бульба» подходит к концу, и сегодня мы с вами рассмотрим образ главного героя, именем которого Н.В. Гоголь назвал свое произведение. Тема нашего урока «Тарас Бульба – народный герой. «Тарас Бульба» – героическая повесть».
– Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел?
– Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?
(Наверное, в этом нет необходимости – прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности ( вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней -умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках – трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)
– Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в Запорожскую Сечь?
(Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе. Решение Тараса вести сыновей в Запорожскую Сечь продиктовано не только его упрямством и запальчивостью, но и твердой убежденностью, что лишь в Запорожье – настоящая воинская школа и наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином.
Тарас показан в этом эпизоде, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, но с другой стороны, – это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется в дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.)
– Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью Запорожской Сечи? О чем он мечтал?
(Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Так думал не только старый Тарас, но и большинство запорожцев. Поэтому без большого труда удалось Тарасу уговорить их выступить против турок.)
Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе.
(Чтение заранее подготовленным учеником речи о товариществе в сокращении)
– В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества»)
– А как вы понимаете, что такое товарищество? А Тарас? (Единение с народом, общность, «братство»)
Именно чувство коллективизма делало казаков сильными. Каждый из героев повести чувствует себя составной частью народной жизни. В беспредельном слиянии личных интересов человека с интересами общенародными – идейный пафос этого произведения.
– Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?
(Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.)
– В чем особенность текста?
(Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Это речь лидера.)
Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.
– В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?
(Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно, когда приказывает он устроить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.)
– Как вел себя Тарас – полковник во время боя?
(Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, – сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. – Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»)
Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.
-Чем отличаются эти эпизоды?
а) казнь Андрия;
(Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.
В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса — измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови.)
б) присутствие на казни Остапа?
(С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. Помнит о нем всегда.)
Найдите в 10 главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?
(В последних главах повести описывается трагедия Тараса. Наступило, как писал В. Г. Белинский, «омертвение могучей души, оглушенной двукратным потрясением, потерею обоих сыновей». Изменилось и выражение его лица:
«…три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него».
Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превращается под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!».
И дальше читаем: «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным, и, положив ружье, полный тоски, садился на морской берег».
Всё пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и всё грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.
Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа.)
Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались: «Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением».
– Повлияли ли изменения в характере Тараса на его дальнейшую судьбу? (Жестокость Тараса и его казаков вынудила польское правительство)
– Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса? – – – Почему Тарас не оставил люльку?
(Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.)
– Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?
(Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному – товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни.)
Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.
– Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?
(Тарас Бульба – народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.)
2. Задание классу: «Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы».
Примерная запись:
Любовь к родине и ненависть к врагам;
Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
Прямота и суровость нрава;
Замечательные черты его как полководца;
Высоко развитое чувство товарищества.
– Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть.
Литературоведы пишут «Тарас Бульба» – героическая повесть. С определением повести вы уже знакомы.
Прочитайте записанное на доске определение повести и подумайте, какой смысл в определении повести как жанра добавляет слово «героическая»?
Повесть – эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.
(После прослушивания ответов учеников читается и записывается в тетрадь определение героической повести)
Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели – защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.
Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
– Почему Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно назвать героической?
(Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры.)
3. Заключительное слово учителя.
Исторически правдиво Гоголь показывает народно-освободительное движение, сила которого «заключалась в общенародном характере и значении, в массовости-восстании, приводивших в смятение польских магнатов и шляхту, в героической , самоотверженной борьбе украинских казаков и крестьян против иноземных угнетателей».
Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».
Герои не погибают – они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа – подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
4. Домашнее задание
Подготовить связный рассказ о Тарасе Бульбе.

Урок литературы в 6 классе

Тема: Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В.Гоголя

Цели:

  • выявление значения образов казаков и Тараса Бульбы для понимания ключевой идеи произведения; выявление авторской позиции.

  • формирование навыков выразительного чтения, работы с репродукцией картины , анализа образов персонажей, отдельных эпизодов, наблюдения над строением фразы, ее интонационными особенностями.

  • формирование гражданской позиции учащихся в ходе выявления ключевой идеи произведения

Задачи :

  • придать занятию проблемно-творческий характер;

  • развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы;

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок –размышление

Методы обучения:  

  • побуждающий: организация самостоятельной деятельности исследовательского характера; метод творческого чтения,

  • практический: реализация навыков учебной деятельности, эвристический.

  • контроля: опрос

Методы учения:

  • поисковый

  • наглядный

Виды деятельности:

  • работа с текстом

  • творческие задания

  • выразительное чтение

Материалы и оборудование:  учебник Г.Меркина «Литература. 6 класс. 1 часть», презентация к уроку, репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», фрагмент фильма В.Бортко «Тарас Бульба», рабочая тетрадь к учебнику.

Задание к уроку:

  • выписать из текста имена казаков, найти в тексте эпизоды, посвященные их подвигам и делам, подготовить выразительное чтение эпизодов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационное начало урока.

Учитель. На предыдущих уроках мы изучали повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», в которой автор показывает борьбу запорожских казаков за национальную независимость. А сегодня мы рассмотрим репродукцию картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Так видит запорожских казаков художник Илья Репин. Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как “Запорожцев…”. Художник работал над картиной более 11 лет.

— А сколько лет работал Н.В.Гоголь над своим произведением?

( 9 лет)

В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1675 году турецкий султан Мухаммед IV прислал запорожцам “грозную грамоту”, в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

— В какое время происходят события в повести Гоголя? ( 15-16 века)

— Картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение. Какая связь между повестью   Н. В. Гоголя и полотном И. Репина? ( Изображение казачества, ярких и самобытных характеров).

— Вглядитесь в лица и позы героев. Каким настроением пронизана картина? Как передан боевой дух казаков?

Среди героев картины есть и те, кого сам художник называл Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием.

3.Целеполагание.

Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова В.Г.Белинского.

 Нет у нас никого равного ему в доблести!

В. Г. Белинский.

— Как вы думаете, к кому из героев повести мы можем отнести эти слова?

— Кому из героев произведения будет посвящен наш урок?

— Что происходит с героем в конце повести?

— А можем мы сказать, что он совершил подвиг?

Сформулируем тему нашего урока. ( Подвиг Тараса Бульбы.)

Сегодня мы продолжаем работу над ключевым образом повести, и нашей целью будет раскрытие образов Тараса Бульбы  и казаков для понимания идеи произведения. Для этого нам нужно определить задачи урока:

Знать: основную идею повести «Тарас Бульба».

Уметь: охарактеризовать образ главного героя и его товарищей.

4.Вопросо-ответная беседа.

— Какими способами и средствами можно раскрыть образ Тараса?

( Через портрет, поступки, речь, оценку другими персонажами, авторскую характеристику.)

 — Почему Гоголь не дает подробный портрет героя?

(Наверное, в этом нет необходимости — прическа, одежда, обувь были у Тараса как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности ( вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем).

— Как выглядит Тарас?

( Он грузен, сед, очень силен ( то есть мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириной в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках — трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)

 — Найдите в 10 главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?

(В последних главах повести описывается трагедия Тараса «…три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». 

Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превращается под влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый пуститься в пляс. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой» Остап мой!».

— Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания. Наиболее яркой у Тараса Бульбы знаменитая речь о товариществе.

Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко в главной роли Богдан Ступка.

— В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества») 

5. Работа с текстом.

Выпишите из речи Тараса фрагменты предложений, в которых нашла отражение его гражданская позиция.

— А как вы понимаете, что такое товарищество?

(Единение с народом, общность, «братство») 

Именно чувство коллективизма делало казаков сильными.

— Как речь Тараса Бульбы характеризует героя?

(Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что объединяет и подбадривает людей, говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент. Речь Тараса свидетельствует о его мудрости, патриотических чувствах, гордости, мужестве, об огромном жизненном опыте и страстной убежденности в правоте своего дела. Он выступает в этот момент, как выразитель взглядов и патриотических чувств запорожских казаков.) 

— В чем особенность текста?

( Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину чувств Тараса. Это речь лидера.)

 Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину.

— В каких эпизодах проявился талант Тараса-полковника?

(Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным образом в последнем бою под Дубно, когда приказывает он устроить курени в три табора, устроить засаду и покрыть часть поля острыми кольями, обломками копьев, чтобы погнать на них неприятельскую конницу.) 

— Как вел себя Тарас – полковник во время боя?

(Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, — сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. — Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»)

5. Работа по анализу образов казаков Запорожской Сечи.

Итак, ребята, мы убедились в том, что Тарас – действительно символ мужества, героизма и товарищества для казаков, а теперь назовите имена этих героев

( Охрим, Мыкыта, Голокопытенко, Демид Попович, Хлиб, Бородатый, Кукубенко, Палывода и др.)

— Выразительно прочитайте монолог выбранного вами героя.

— О чем свидетельствуют прощальные слова казаков, определите в прочитанных текстах изобразительные средства языка.

( Простые слова прощания гоголевских героев говорят о том, что смысл жизни запорожцев заключен в подвиге во имя большой цели. Гоголь подчеркивает суровую простоту и мужество этих людей.)

6. Физкультминутка.

7. Анализ текста.

Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей.

-Чем отличаются эти эпизоды?

а) казнь Андрия;

(Тарас не чувствует жалости к сыну-изменнику. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.

В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку.

б) присутствие на казни Остапа?

(С риском для жизни пробирается он на место казни и поддерживает Остапа в самый трудный его час. Тарас страдает, но и гордится Остапом. Тарас не может забыть о его гибели и до конца собственной жизни мстит за сына.) 

— Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса? Почему Тарас не оставил люльку?

(Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.) 

— Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему?

(Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному — товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает, как достойный конец воинской жизни.) 

8. Обобщение материала.

Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

— Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем?

(Тарас Бульба — народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

 — Сформулируйте характерные черты Тараса Бульбы. 

Примерная запись: 

Любовь к родине и ненависть к врагам;

Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;

Прямота и суровость нрава;

Талант полководца;

Чувство товарищества.  

— Чем особенно дорог Тарас Бульба автору? Почему повесть названа «Тарас Бульба»?

Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть.

— Почему повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно назвать героической?

(Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры.) 

— Какова основная идея повести? Запишите сформулированное вами предложение в тетрадь.

( Основная идея – любовь к Родине, готовность отдать все за благо и счастье отчизны. Любовь к родине окрыляет человека, вдохновляет его на подвиг, делает прекрасным. Все это отчетливо проявилось в образах Тараса и казаков.)

9.Заключительное слово учителя. 

Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его — подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался «основной закон товарищества».

Герои не погибают — они обретают бессмертие, ибо убеждены, что «не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа — подлинный оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

10. Рефлексия.

Мы определили основную идею повести «Тарас Бульба», раскрыли образ главного героя и его товарищей.

11. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях выполнить урок 44

Введение

Конспект урока будет удобен на уроке
литературы для 7 класса в ноябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока
соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
вступление, актуализация опорных знаний, работа с эпиграфом,  работа по новой
теме, анализ произведения, работа со статьей в учебнике, физкультминутка, закрепление,
беседа, вопросы, задания,  обобщение, эссе, итог, домашнее  задание.

Конспект урока по литературе для 7 класса
на тему:

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

Цель урока: выявить, в чем
проявляется сила характера Тараса Бульбы.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать
представление об особенностях характера главного

героя через словесный и психологический
портрет.

Развивающие:

Совершенствовать навыки анализа текста и
навыки монологической речи, показывая своеобразие характера литературного
героя.

Воспитательные:

Воспитывать патриотизм, товарищество,
доблесть, отвагу.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной
деятельности
.

  Учитель: —  Учебник на столе у вас?

                              А ручки и
тетрадки?

                              Тогда урок
начнём сейчас,

                              Раз всё у
вас в порядке.

                              Будьте
внимательны,

                              Послушны,
наблюдательны.

                              Чтобы
литературные тайны познавать,

                              Нужно всё
серьёзно изучать.

    — отчёт  дежурного;

    — проверка  готовности  класса  к 
уроку:

                Я  рада  новой  встрече 
с  вами,

                Приятно  ваше  общество,
друзья!

                Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

                Их  с  интересом  буду 
слушать  я.

                Мы  сегодня  снова  будем 
читать,

                Выводы  делать  и 
рассуждать.

                А  чтобы  урок  пошёл 
каждому  впрок

                Активно  включайся  в 
работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Эпиграф:  Нет
у нас никого, равного ему в доблести… Н.В.Гоголь.

   
                     
                     
                     
 ход урока

Работа с эпиграфом

— Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете
слова Гоголя?

— Как вы думаете, как эпиграф связан с
нашим уроком?  

(Я вам предлагаю
уточнить тему: «Тарас Бульба — характер, рожденный временем»).

— Чтобы раскрыть
тему, какую цель мы перед собой поставим?

(выяснить, действительно ли характер
рожден временем?).

-Что мы должны
сделать, чтобы достичь цели?

— Вспомнить
характеристику эпохи.

— Вспомнить
эпизоды, в которых закалялся характер Тараса Бульбы.

— Какие
нравственные качества должны были свойственны сильному характеру?

— Вспомним, в
какое время жил Тарас Бульба.

(Подготовленный
ученик рассказывает об эпохе).

III. Работа по новой
теме.

Украинская
казаческая эпопея, длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI — XVII), —
одно из героических событий мировой истории. Огнем и мечом пыталась шляхта
покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская
администрация.  Она грубо попирала национальное достоинство народа,
оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи.   На Украине
образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе
с проживавшими на них людьми.

Крестьяне
ожесточенно сопротивлялись  и спасались бегством на юг Украины, в район
Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Сюда, в низовье
Днепра, стекались все, кто «не привыкли невольничьей службе». Так возникло
казачество, «Запорожская Сечь».


Какое это было время?
 ( Тяжелое и суровое время).

—  Есть такое
утверждение, что «Суровые времена порождают сильные характеры».

— Согласны ли Вы с
этим суждением?

Работа с
пословицами .

—  Выясним,
какими качествами должен обладать человек с сильным характером, собрав из слов
пословицы. (Пословицы рассыпаны на слова и словосочетания).

Тот герой, кто за Родину стоит горой.  Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт. Сам погибай, а товарища выручай.

— О каких качествах характера пословицы?  (О смелости, отваге, стойкости, товариществе, патриотизме).

— На уроке будем обсуждать, какие качества сильного
характера воплотились в образе Тараса Бульбы.

Будем составлять кластер.

Работа по
образу Тараса Бульбы.

Учитель: Повесть
Н.В.Гоголя называется «Тарас Бульба». Вам было дано задание — узнать, что
означает происхождение имени главного героя?

Подготовленный
ученик:

Тарас – (от греч.
«Tarasso)-  «беспокойный», «бунтовщик», «смутьян» ; Существует и
другая менее распространённая версия происхождения имени — имя происходит от
названия города Тарас в Великой Греции (сейчас итальянский город Таранто).
Город же получил своё имя в честь Тараса, сына бога Посейдона и нимфы Сатирион.

-Есть ли доказательства
этому в повести? В каких эпизодах об этом говорится? Зачитайте. 
1 главе Гоголь, представляя нам своего героя, пишет: «Бульба был упрям
страшно…», «Вечно неугомонный он считал себя законным защитником
православия»…Самоуправно входил в села… Сам с своими казаками производил
расправу…»).

— Какими словами и
словосочетаниями Н.В.Гоголь описывает внешность героя? Зачитайте. («Крепкий,
как дуб,очи  хмурые, исчерна-белые брови, подобные кустам, выросшим по
высокому темени горы, которых верхушки вплоть занес иглистый северный иней…»).

— Какие
выразительные средства использует Гоголь в портретной характеристике Тараса?
Какова роль эпитетов? ( указывают на возраст).

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Обобщение учителем:( во
внешности автор сравнивает Тараса с горой, с богатырем, Тарас – это исполинская
натура).

Рассмотрим
портрет Тараса Бульбы на иллюстрации Е.Кибрика.

— Сравним, что
общего подчеркивают в портрете Тараса Бульбы художник и писатель?

(крепкого телосложения,
закаленный в боях казак, зрелый, богатырская натура.)

-Учитель: вспомним
эпизоды, где проявляется сильный характер Тараса.

— Какие это
эпизоды? (Тарас Бульба в кругу семьи, в отношении с товарищами, в бою, во время
казни Остапа и смерти).

— Расскажите,
каким видим Тараса Бульбу в кругу семьи?

— Вспомним
эпизоды из первых глав, где рассказывается о Тарасе — отце.

— Как он
относился к сыновьям? (К своим
сыновьям Тарас Бульба относится как к товарищам по ратному делу. Тарас хотел
видеть своих сыновей сильными и мужественными, он смотрел и не мог налюбоваться
ими. Оценивает их личные качества, как отец и как полководец. Счастье для
Тараса, как сыновья проявляют себя в бою).

— Почему Тараса Гоголь показывает в кругу семьи?

— Зачем раскрывает его буйный характер? (Тарас не любил негу,
по отношению к жене проявлял жестокость, не думал о ее чувствах, суров с
сыновьями)

-. Почему он такой? (Потому что время суровое).

Обобщение
учителем: Тарас Бульба создан для бранного времени.

Словарная
работа

— Как понимаете
значение слов «бранное время»? (битва, военные походы,
постоянная разлука с родными).

— Поэтому не
случайно Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь, чтобы сделать из
них настоящих казаков, храбрых и мужественных.

— Расскажите, как
ведут сыновья в бою? ( Андрий — смелый, безудержный в бою, рубит налево и
направо, Остап более уверенный в себе, применяет тактику в бою).

 — Значит,
что важно для Тараса? (его сыновья —  смелые казаки).

— Вспомним
трагический момент повести в отношении с сыновьями — это казнь
 сына Андрия.

— Можно ли это
назвать убийством? (это казнь).

— Как вы
оцениваете поступок Тараса? Какие черты характера проявляет?

— Обратимся к
тексту.

(9 гл. стр.197).

Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же,
слезай с коня!

 Покорно, как
ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

— Стой и не
шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!- сказал Тарас и, отступивши шаг назад,
снял с плеча ружье……..

Тарас
выстрелил…..  Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный
труп. А какой бы казак был!

 — Какие качества проявляет Тарас в этой
сцене? (твердость характера, судит сына не как отец, а как полковник).

— Почему Тарас
долго глядит на бездыханный труп убитого им сына? (иллюстрация на слайде).

— Как художник и писатель  передал трагическое
состояние Тараса, какие новые черты характера

раскрываются в герое? (Гоголь передает  невыносимое
горе Тараса, ему очень жаль сына, но

товарищество, Родина дороже, он не смог простить
предательства,
 поэтому сам вершит
казнь.).

— Пережив смерть
Андрия, какое новое страшное испытание ему судьба вновь уготовила? (Смерть
Остапа).


Расскажите,
 как
ведет себя Тарас, увидев своего сына на плахе? Почему он пришел на казнь и
какие качества характера проявляет в этой сцене? ( смелость, главное поддержать
сына морально, духовно).

—  Значит, что главное выделяет Гоголь в Тарасе? (духовное
единство отца и сына)

(- Сыновья  Тараса – это отражение самого отца.).

— Где еще себя проявляет Тарас Бульба,? В каких сценах
раскрывается сильный характер Тараса? (в бою и в отношении к товариществу).

Чтение наизусть речи о товариществе
Хочется мне вам сказать, панове, что
такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех
была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и
города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические
недоверки. Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как
вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое
время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше
товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё
дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но
породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали
и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких
товарищей.

— Что ценит, прежде всего, в людях Тарас Бульба?

Учитель обобщает: (В этой речи проявляются и патриотические
чувства героя, и его мужество, и жизненный опыт, и страстная убежденность в
правоте своего дела. Своими словами Тарас Бульба хотел, во-первых, поднять
боевой дух  товарищей, а во-вторых, показать величие родины и русского
человека).

— Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом
искусстве Тараса Бульбы?
 (в
последнем бою Тараса на берегу Днепра (глава XII), в полную силу проявились
героизм и сила патриотизма казаков, вступивших в смертельную схватку с
неприятелем ).

Расскажите эпизод.

 Как в бою всегда поддерживал товарищей? («А что,
паны…есть еще порох в пороховницах
?) (В
бою Тарас видит всех, поддерживает боевой дух).

— Как оценивают его казаки: «Дай, Боже, чтобы таких
полковников было побольше на Украине».

Учитель: Казак
дает высокую оценку полководческому таланту Тараса.

— С какими фольклорными героями  можно сравнить Тараса
Бульбу во время боя? — Почему с богатырями? (Потому что былинные герои: Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами,
врагами — захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость
Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не
ради награды. Так и в повести Тарас Бульба такой же внешне крепкий, большой,
как богатырь, проявляет доблесть и отвагу, мужество и бесстрашие, силу и удаль
в защите своего народа).

Закройте глаза,  представьте то, о чем мы сейчас с вами
говорили.

— Продолжаем беседу.

 Что изменилось в
Тарасе после гибели его товарищей и Остапа? Каким его видим в повести,
расскажите.

(Тарас остался один. Он воодушевлён только ненавистью к
врагам. После смерти сына Тарас

становится очень жестоким, даже среди запорожцев, его девиз
теперь: « Ничего и никого не жалейте!».

Учитель: «Шесть
дней уходили казаки проселочными дорогами от преследований, но

Потоцкий на сей раз настиг их на берегу Днестра. Суд над
Тарасом был скорый.

Просмотр видеофрагмента «Смерть Тараса Бульбы».

Цель: просмотреть кинофрагмент и сделать вывод о том, как
режиссеру

Владимиру Бортко удалось показать силу характера Тараса
Бульбы во время

казни?

— Расскажите,  какие черты сильного характера раскрыл
режиссер в Тарасе?  

(Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе,
все его мысли о

 товарищах, о Родине, смерти  не боится. Так он
сам следует словам,

сказанным когда-то о товариществе).

Учитель: Много
 было в истории России трагических событий: борьба за независимость
Украины, война с Наполеоном 1812г., 1 мировая, война с фашистской Германией.
Были суровые времена. А суровые времена порождали сильные характеры. Не
случайно в 1942 году  К.Симонов написал стихотворение «Тарас Бульба».

— Послушайте стихотворение и подумайте, почему поэт обратился
к образу Тараса в годы ВОВ? Учитель читает наизусть.
 
 

Тарас
Бульба
 К
концу уже близок геройский рассказ.

Багровое
 солнце висит над степями.
В дыму задыхается старый Тарас,
Прикованный к дубу стальными цепями.
Хрипит волосатая грудь на костре.
До грузных плечей добралось ему пламя.
Он смотрит туда, где на синем Днепре
Гуляет по ветру казацкое знамя.
Сквозь пламя и дым куренным он велит
Рубиться весь век с басурманскими псами,
И ветер степной над огнём шевелит
Готовыми вспыхнуть седыми усами.
Мы вспомним Тараса и песню споём, 
Как пули свистели в клубящемся прахе,
Как трое танкистов сгорели живьём. 
Не сдавшись в неволю, на Киевском шляхе.
Я знаю: Отчизна им силу дала,
 Им службу Тарасова кровь сослужила.
Я знаю: она в это время текла
 В их чёрных, от пламени вздувшихся жилах.
Мы 
шапки над
павшими снимем не раз.
С отцами бывало, и с нами бывает…

Горит над
стремниною старый Тарас, 

 И пламя
седые усы обвивает.

— Почему поэт обратился к образу Тараса? (нужен пример
мужественного и  храброго защитника Отечества, с сильным и крепким
характером, чтобы поднять боевой дух русских воинов в годы ВОВ. Таким героем
был Тарас Бульба).

Учитель: Таким видят
Тараса Бульбу  писатель.Гоголь и поэт К.Симонов.

—  А какое впечатление произвел на Вас этот герой?

Пятиминутка свободного письма.

— Изложите свои
мысли о Тарасе Бульбе на письме.

.-Чем может быть интересен герой? В чем  проявляется
сила характера Тараса Бульбы?

 (5-6 предложений).

Проверка эссе. Обобщение учителем.

— Можно ли
Тараса назвать настоящим героем? Но народным героям воздвигают памятники.

 — Какой памятник поставили бы вы Тарасу Бульбе?

Обобщение учителем: Суровые времена рождают
сильный характер. Человек, 

закаляя свой
характер, становится решительным, смелым и мужественным. 

В образе Тараса Бульбы Гоголь воплотил самые яркие и сильные
черты характера: возвышенную,

бескорыстную любовь к Родине, верность православной вере,
готовность к подвигу, преданность

товариществу и широту души, лучшие черты

 народа.

V. Подведение итогов урока.

     — Какие задачи ставили перед собой
в начале урока?

     — Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня с вами говорили?

Учитель: вернемся к
нашей цели урока: в чем же проявилась сила характера  Тараса Бульбы?

-Достигли мы цели урока, выполнили ли задачи, которые
поставили?

— На примере образа Тараса Бульбы, какие нравственные
качества можно воспитать в себе?

(обобщение по кластеру).

— Что
знали до этого о герое?  Что нового узнали о герое
?


Как я работал на уроке? Отметить на шкале из 6 делений.

Выставление оценок.

Домашнее задание:
составить план сочинения по теме на выбор: « Над чем заставила
задуматься

повесть «Тарас Бульба?», «Нужны ли
современному обществу такие характеры?»

Итоговая работа по литературе
за курс 6 класса.

ВАРИАНТ 1.

1. Мифология
– это:

         а)
художественная литература

         б)
это предания или сказания различных народов мира, изображающие природу и весь

        
окружающий древних людей предметов, как живых существ, владеющих магическими

        
свойствами и огромной силой

         в)
жанр литературы

2. Соедини
имена и фамилии писателей. Запиши правильный ответ полностью.

Михаил
Юрьевич                    
                  Астафьев

Антон
Павлович                    
                   Гоголь
Николай Алексеевич                
                Лермонтов

Виктор
Петрович                    
                  Чехов
Владимир Галактионович                
        Бунин
Иван Алексеевич                  
                   
 Короленко

Михаил
Михайлович                  
              Некрасов

Иван Сергеевич
                     
                  Пришвин                

Николай
Васильевич                  
             Тургенев

3. Напишите
авторов к произведениям:

1) Баллада
«Светлана» —

2) Роман
«Дубровский» —

3) Повесть
«Тарас Бульба» —

4) Рассказ
«Певцы», «Бирюк» —

5) Повесть «Детство»-

6) Рассказ «В
дурном обществе»-

7) Рассказ
«Толстый и тонкий» —

8) Рассказ
«Конь с розовой гривой» —

4. Какой из
этих размеров стиха является трехсложным
:   а) анапест б) ямб
в) хорей?

 5.Определите
стихотворный размер, которым написаны следующие стихотворения:

А)  
 
Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные
крутя;

То, как
зверь, она завоет,

То заплачет,
как дитя,

Б)  
Последняя туча рассеянной бури!

   
  Одна ты несешься по ясной лазури,

   
  Одна ты наводишь унылую тень,

   
  Одна ты печалишь ликующий день.

6.Какой художественный приём использует автор:

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и
простор……(Н.А. Некрасов)

7.Какой художественный приём использует автор:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась…..(А.С.
Пушкин)

8.Какой художественный приём использует автор:

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни….(Н.А.
Некрасов)

9. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и
название произведения.

1) «……была как золотая курочка на высоких ножках.
Волосы……отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые
монетки….»

2) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в
губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его
прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…»

10. Назовите
жанр следующих художественных произведений.

1. «Светлана» 

2.
«Дубровский» 

3. «Парус» 

4.  «Налим» 

5.  «Детство»

11. Можно ли
Тараса Бульбу назвать народным героем? Дайте развёрнутый ответ на вопрос.        

                                                  Итоговая
работа  по литературе за курс 6 класса.

ВАРИАНТ 2.

1. Фольклор –
это:

а) устное
народное творчество

б)
художественная литература

в) жанр
литературы

2. Соедини
имена и фамилии писателей. Запиши правильный ответ полностью.

Иван
Алексеевич                  
                   
 Короленко

Михаил
Михайлович                  
              Некрасов

Иван Сергеевич
                     
                  Пришвин

Николай Васильевич
                     
         Тургенев

Михаил
Юрьевич                    
                  Астафьев

Антон
Павлович                    
                   Гоголь
Николай Алексеевич                
                Лермонтов

Виктор
Петрович                    
                  Чехов
Владимир Галактионович                
        Бунин

3. Напишите
авторов к произведениям:

1) Повесть
«Тарас Бульба» —

2) Рассказ
«Певцы», «Бирюк» —

3) Баллада
«Светлана» —

4) Роман
«Дубровский» —

5) Повесть «Детство»-

6) Рассказ «В
дурном обществе»-

7) Рассказ
«Лапти» —

8) Сказка-быль
«Кладовая солнца» —

4. Какой из этих размеров стиха является двусложным:  а)дактиль б)
ямб в) анапест?

 5. Определите
стихотворный размер, которым написаны следующие стихотворения:

   
    А)  Кроет уж лист золотой

         Влажную землю в лесу…

         Смело топчу я ногой

         Вешнюю леса красу.

 Б)  Мороз и солнце; день чудесный!

       Еще ты дремлешь, друг прелестный —

   
          Пора, красавица, проснись:

   
          Открой сомкнуты негой взоры

   
          Навстречу северной Авроры,

   
          Звездою севера явись!

6. Какой
художественный приём использует автор:
  Лёд неокрепший на речке
студёной

                                                                              
Словно как тающий сахар лежит
… (Н.А. Некрасов)

7.Какой художественный приём использует автор:  Несутся тучи,
льют дождём,

                                                                                 
И ветер воет, замирая
! ( А. Блок)

8. Какой художественный приём использует автор: Ужасна ночь! В
такую ночь

                                                                 
             Мне жаль людей, лишённых крова…( А. Блок)

9.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и
название произведения.

1) «…..воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в
гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек
получал из дому более, нежели должен был ожидать».

2) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя
в школе».

10. Назовите жанр следующих художественных произведений.

1 «Яблоки Гесперид»

2 «Кладовая солнца»

3 «Белый пудель»

4 «Снегурочка»

5 «Тарас Бульба»

11. Почему  Владимира Дубровского можно назвать положительным
героем? Дайте развернутый ответ.

КЛЮЧИ.

Итоговый тест по литературе за
курс 6 класса.

Вариант
-1.
 б)

2.Михаил
Юрьевич Лермонтов, Антон Павлович Чехов, Николай Алексеевич Некрасов, Виктор
Петрович Астафьев, Владимир Галактионович Короленко, Иван Алексеевич Бунин,
Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Васильевич Гоголь.

 
 3.
 1) Баллада «Светлана» — В.А. Жуковский

 
      2) Роман «Дубровский» — А.С. Пушкин

 
      3) Повесть «Тарас Бульба» — Н.В.Гоголь

 
      4) Рассказ «Певцы», «Бирюк» — И.С. Тургенев

 
      5) Повесть «Детство»- Л.Н. Толстой

 
      6) Рассказ «В дурном обществе»- В.Г.Короленко

 
      7) Рассказ «Толстый и тонкий» —  А.П. Чехов

 
      8) Рассказ «Конь с розовой гривой» — В.П. Астафьев

4.
а.

5.А)
Хорей; Б) Амфибрахий.

6.
Сравнение.

7.
Олицетворение.

8.
Эпитет.

9.
1) Настя, М.М. Пришвин «Кладовая солнца»;

2)
Троекуров, А.С. Пушкин «Дубровский»

10)
Баллада, роман, стихотворение, рассказ, повесть.

11)
………

Вариант
– 2.

1.    А.

2.    Михаил
Юрьевич Лермонтов, Антон Павлович Чехов, Николай Алексеевич Некрасов, Виктор
Петрович Астафьев, Владимир Галактионович Короленко, Иван Алексеевич Бунин,
Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Тургенев, Николай Васильевич Гоголь.

 3.1)
Повесть «Тарас Бульба» — Н.В.Гоголь

 
     2) Рассказ «Певцы», «Бирюк» — И.С.Тургенев

 
     3) Баллада «Светлана» — В.А.Жуковский

 
     4) Роман «Дубровский» — А.С.Пушкин

 
     5) Повесть «Детство»- Л.Н.Толстой

 
     6) Рассказ «В дурном обществе»- В.Г.Короленко

 
    7) Рассказ «Лапти» — И.А. Бунин

 
    8) Сказка-быль «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин

4.б.

5.А)
Дактиль; Б) Ямб.

6.
Сравнение.

7.
Олицетворение.

8.
Эпитет.

9.
1) Владимир Дубровский, А.С. Пушкин «Дубровский»

   
2) Митраша, М.М. Пришвин «Кладовая солнца»;

10.
Миф, сказка –быль, рассказ, сказка, повесть.

11…………………..

Критерии
оценивания.

За
каждый верный ответ ученик получает 1 балл, за задание 11 – 2 балла:

Максимальная
сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший все задания- 33
балла.

Шкала
перевода в пятибалльную оценку.

Количество балов

Менее 0-15

16-22

23-29

30-33

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Почему так сложилась судьба героини из рассказа чаша жизни
  • Почему так названа повесть от чьего имени ведется рассказ понравилась вам повесть какие эпизоды
  • Почему так сложилась моя жизнь дубровский сочинение рассуждение
  • Почему так сложилась моя жизнь дубровский монолог сочинение
  • Почему так сложилась моя жизнь дубровский сочинение 6 класс
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии