Почему свое произведение ершов называет русской сказкой попробуй объяснить свою точку зрения найди в

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 59-61. укм школа россии1. почему сво произведение

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 59-61. 

УКМ «Школа России»

1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Попробуй объяснить свою точку зрения.

Ершов назвал своё произведение русской сказкой, потому что в ней отражены все особенности народной волшебной сказки — присказка, зачин, троекратные повторы. Герои этой сказки также напоминают героев народных сказок, например Иван-дурак. 

Автор использовал для написания очень простой, народный язык, что также сближает его произведение с народными сказками.

2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?

Волшебное в сказке: говорящий конёк-горбунок, говорящая кобылица.

Могло быть в действительности: потоптанная пшеница, нечестные братья, продажа коней, служба у царя.

3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так из жадности, скупости, желания достичь своей цели, из стремления быть добрыми и честными? Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?

Старший брат Данило был умным, средний Гаврила — так и сяк. Они были старшими братьями Ивана. Они спали, вместо того, чтобы караулить, попытались украсть коней у Ивана.

Так поступали они от жадности и скупости. Они всё время обманывали, чтобы получить для себя выгоду. 

Я думаю, они были глупыми и искали самый лёгкий путь, мечтали ничего не делать, а иметь всё.

4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

Оба старших брата были корыстными и лживыми. Они были эгоистами и думали только о себе.

Иван был простой, добрый и честный. 

Он оказался очень хорошим человеком, который знает, в чём его выгода, но не станет обманывать ради достижения своих целей. 

5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?

Иван честно сторожил отцовское поле. Он увидел кобылицу, сумел на неё заскочить и усидеть в седле.

За это кобылица отдала ему трёх коней.

Братья объяснили появление коней везучестью, которой обладают дураки.

6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, чтобы всем было интересно слушать.

Я бы выбрала для инсценировки эпизод с продажей коней царю. Там всего два героя — Иван и царь. Но читать, как торговался Иван очень смешно.

7. Самостоятельно раздели произведение на части. Озаглавь каждую часть словами из текста.

План пересказа сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса

  1. Старик и три сына. «У старинушки три сына».
  2. Старшие братья в дозоре. «Как стало лишь смеркаться».
  3. Иван ловит кобылицу. «Вишь, какая саранча».
  4. Старшие братья и кони.»Лишь дурням клад даётся».
  5. Объяснения братьев. «Привезти тебе обнову».
  6. Городничий и царь. «Надо коней поглядеть».
  7. Покупка коней. «Два-пять шапок серебра».

8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

Вопросы к сказке «Конёк-Горбунок» для всего класса.

  1. Как звали сыновей старика? — Данило, Гаврило и Иван.
  2. Где провёл ночь Данило? — Под сенником.
  3. Где провёл ночь Гаврило? — У соседки под забором.
  4. Что обещали Ивану за дозор? — Лубков, горох и бобов.
  5. Какого цвета была кобылица? — Как снег бела.
  6. Что сказал Иван дома про свой дозор? — Что поймал дьявола.
  7. Кто рассказал Ивану про кражу коней? — Конёк-Горбунок.
  8. Чем объяснили кражу братья? — Неурожаем.
  9. Кто рассказал царю про коней? — Городничий.
  10. Почему царь взял Ивана на службу? — Кони никому не давались и рвали уздечки.

9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в рабочую тетрадь.

Пересказ сказки «Конёк-Горбунок» от лица Ивана для 4 класса

Слышал я, что какой-то негодяй стал топтать батькину пшеницу. Ходили старшие братья, ловили злодея, да ничего у них не вышло.

Мне не хотелось идти ночью в поле, но отец пообещал мне лубков, да гороху, вот я и пошёл. Ждал, ждал, почти весь каравай съел, вдруг вижу белую кобылицу. Стала кобылица топтать пшеницу, а я на неё заскочил.

Поносила она меня не слабо, но усидел я. Уморилась кобылица. Обещала наградить двумя конями богатырскими, да каким-то коньком горбатеньким.

Дома я сказал, что прогнал дьявола, и не будет никто поле топтать. А когда кобылица пригнала коней, запер их в балаган.

Но братья тайком угнали коней. Пришлось мне с Коньком-Горбунком их догонять и стыдить. Согласился я продать коней, ведь и впрямь неурожай вышел, тяжеленько отцу приходится.

Пригнали мы коней в город, а там сам царь идёт. На коней любуется, хозяина спрашивает. Выхожу я, руки в боки, серебро за коней требую. Не торгуясь царь покупает коней, а тут незадача — не даются кони никому в руки, обратно ко мне бегут.

Пришлось царю меня на службу нанимать. Так вот я из огорода стал почти что воеводой! Чем не карьера?

10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван: «Хоть Ивана вы умнее, да Иван-то вас честнее»?

Так о себе может сказать лишь честный человек, который признает, что у него есть недостатки, но есть и достоинства. Такой человек не хвастает умом, но живет по совести.

11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.

Честность — это умение всегда говорить правду, никогда не обманывать.

12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в рабочую тетрадь, где ты будешь искать необходимую информацию.

Словарь устаревших слов из сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса

Против — напротив.

Недалече — рядом.

С набитою сумою — с полной сумкой.

Соглядать — обнаружить, раскрыть.

Смекнули — догадались.

Сенник — сарай для сена.

Сонные тетери — засони.

Несподручно — неудобно.

Малахай — шапка.

Саранча — вредитель.

Улуча — выбрав момент.

Очью — глазами.

Три вершка — 14 сантиметров.

Аршинными ушами — очень длинными, 70 сантиметров.

Кровля — крыша.

Мочи было — силы было.

Порука — обещание.

Опояски — пояс.

13. Рассмотри иллюстрацию Кочергина к сказке. придумай свою сказочную историю про рыбу-кит.

Сказочная история про рыбу-кит для 4 класса по рисунку Кочергина.

В синем море-океяне кит лежал уж много лет, в берег врос его хребет. Кит не мог пошевелиться, только булькать мог и злиться. На спине его стояли и деревни и леса, у фонтана раздавались молодые голоса.

Но однажды приехал к киту Иван. Посмотрел на его страдания и сказал, что поможет, если кит ему достанет со дна моря сундучок.

Кит пообещал помочь и Иван поскакал на спину кита. Там он объявил людям, что царь решил обложить их тройным налогом, потому что живут они, как на курорте.

Испугались люди, собрались и уехали, бросив и деревню, и пашни, и фонтан.

Вернулся Иван на берег и повелел киту повернуться. Крякнул кит, поднатужился, вырвался из берега и поплыл. Смыли волны с его спины деревни и леса. Стал кит свободным.

Но слово своё не забыл и Ивана наградил. Кит нырнул в глубины моря и сундук из них достал. Он отдал его Ивану, с ним Иван и ускакал.

1

Урок литературного чтения

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

— Мы с вами разделим сказку на части.

— Составим план к ней.                        

—  Дадим характеристику главному герою.

— Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой произведения? (Миша)

— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

— Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

Любовь в романе «Обломов», как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) – причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее душу к жизни. В романе «Обломов» любовь оживляет главного героя, приносит счастье.

Она же заставляет его страдать — с уходом любви в Обломове исчезает желание жить. Почему мы говорим о видах любви? Потому, что каждый любит по-своему. Нельзя провести четкие границы между разными видами любви, как и дать определение этому чувству. Для одних любовь – это всепоглощающая страсть, для других – лишь ожидание другой, настоящей любви, потребность в нежности.

Вот почему Гончаров в своем романе «Обломов» представляет нам несколько видов любви.

Сочинение: Тема любви в романе «Обломов» (И. Гончаров)
По мнению Стендаля, любовь разделяется на четыре рода: любовь страсть, любовь – влечение, любовь – тщеславие, физическая любовь. К какому из этих родов относится чувство, возникающее между Ольгой и Обломовым?

Оба героя давно ждали любви. Илья Ильич, может быть, и не подозревал об этом, но ждал инстинктивно. И вот любовь приходит к нему и поглощает его полностью.

Это чувство воспламеняет его душу, питаясь накопившейся за время спячки и ищущей выхода нежностью. Оно ново душе Обломова, привыкшей хоронить все чувства на дне сознания, поэтому любовь возрождает душу к новой жизни.

Для Обломова это чувство -жгучая любовь – страсть к женщине, сумевшей так изменить его.

Что же особенного в любви Ольги к Обломову? Я бы сравнил это чувство с любовью скульптора к своему гениальному творению. Ольге удается изменить Илью Ильича, выбить из него лень и скуку. За это она и любит Обломова! Вот что герой пишет своей возлюбленной: «Ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая.

Это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах и истерических припадках… Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали.

Погодите – он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку… «. И вскоре Ольга сама убеждается в справедливости этих строк, полюбив Андрея Штольца.

Значит, ее любовь к Обломову была лишь ожиданием, вступлением к будущему роману? Но любовь эта чиста, бескорыстна, самоотверженна; и мы убеждаемся, что Ольга может любить и верит в то, что любит Обломова. К сожалению, ее сердце ошибается, и ошибка чудовищна. Обломов понимает это раньше Ольги.

С уходом этой любви Обломов не находит, чем занять пустоту в душе, и вновь целые дни спит и лежит без дела на своем диване в Петербурге, в доме Агафьи Пшеницыной. Казалось, ничего не заменит Обломову ушедшей любви.

Со временем, вжившись в размеренный быт своей хозяйки, наш герой смирит порывы сердца и станет довольствоваться малым. Опять все желания его будут ограничиваться сном, едой, редкими пустыми разговорами с Агафьей Матвеевной.

Пшевицына противопоставляется автором Ольге: первая – отличная хозяйка, добрая, верная жена, но в ней нет высокой души; Штольц говорит о ней: «простая баба; грязный быт, удушливая сфера тупоумия, грубость – фи!» Вторая – утонченная натура, далекая от рутинного быта.

Наверное, Обломов, да и любой мужчина, желал бы встретить женщину, совместившую в себе черты и Ильинской, и Пшеницыной.

Окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной, Илья Ильич будто бы попал в прежнюю Обломовку. Только все в этом доме, в отличие от этого «обломка рая», трудятся и работают, стараясь для Ильи Ильича. Лениво и медленно умирая в душе, Обломов влюбляется в Агафью Матвеевну.

Мне кажется, его любовь недорого стоит, потому как она не выстрадана им. Она ближе к физической любви – Обломов любуется круглыми локтями Пшеницыной, вечно двигающимися за работой. Я воспринимаю эту любовь как благодарность героя Агафье и как сбывающуюся мечту жителя райской Обломовки.

А Агафья Матвеевна? Разве ее любовь такова? Нет, она самоотверженна, преданна; в этом чувстве Агафья готова утонуть, отдать все свои силы, все плоды своих трудов Обломову. Кажется, что вся жизнь ее прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне.

Обломов именно таков: он ленив – это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок – это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину! Это чувство исполнено материнской нежности.

Откуда в простой женщине такие чувства? Возможно, это качество ее души и привлекает к себе нашего героя.
Другу Обломова, Штольцу, непонятна эта любовь. От него, деятельного человека, далеки ленивый домашний уют, порядки Обломовки, а тем более женщина, огрубевшая в своей среде.

Вот почему идеал Штольца -Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина. В ней отсутствует и малейшая тень кокетства.

Однажды во время путешествия по Европе Штольц влюбляется в Ольгу. Отчего? Андрей не узнает в ней своей прежней подруги, юной девочки, на чьем лице он всегда без труда читал вопрос, живую мысль.

Он слишком углубился в разгадку перемены в Ольге… «Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем?.. Не Илья же!..» Андрей ищет и не находят объяснения перемене в Ольге. Наконец, задавшись вопросом «любит или нет?», Штольц и сам без памяти влюбляется в недавнюю подругу.

Настает минута объяснения – и Андрей умоляет Ольгу о помощи. Он просит объяснить ее неожиданную перемену. И тут он узнает от Ольги об их романе с Обломовым и не верит в то, что можно любить Илью. Ольге кажется, что до сих пор она любит его и, страстно желая подарить эту любовь Штольцу, находит в себе ответ: «Женщина истинно любит однажды».

Штольц предлагает Ольге выйти за него замуж — и она соглашается.

Итак, Штольц влюбляется в «новую» Ольгу. Эта неизвестность, тайна «новой» Ольги и захватывает Андрея. Он знает, что благодаря своему характеру будет счастлив лишь с живой, деятельной Ольгой. Его любовь. чиста и бескорыстна, он не ищет в ней выгоды, каким бы неугомонным «дельцом» ни был.
А что происходит с Ольгой? Мучения терзают ее.

Ей кажется, что единственная любовь – Обломов. Соглашаясь на брак со Штольцем, Ольга верит, что когда-нибудь любовь придет и к ней. А сейчас она не может отличить свою дружбу от любви и не знает, что происходит в ее душе.

Я назвал бы ее настоящее и будущее чувство: любовь – дружба – долг, так как три этих понятия слишком тесно сплелись в ее отношении к Штольцу.

Подводя итоги, я еще раз хочу сказать, что сила, глубина и качество любви зависят от самих людей. Но и люди меняются от этого чувства! Как разом оживает Обломов, когда видит, что его счастье с Ольгой зависит от победы над ленью! И сама Ольга взрослеет, набирается опыта после истории с Обломовым.

Как счастлива хозяйка Агафья, когда ее ежедневные хлопоты и вечное движение приобретают смысл ради удобства Ильи Ильича. И Обломов искренне благодарит ее за это. О многих чувствах нельзя сказать с уверенностью, что это любовь или не любовь. Гончаров не хочет раскрывать перед читателем все двери святая святых души его героев.

А сделай он это, перед нами не возникал бы вечный вопрос: двигаться вперед или покоиться? Любить или не любить?

Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.

«Идеал счастья, нарисованный Обломовым, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, – с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т. п.

, – в халате, в крепком сне, да для промежуточного -в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают». Это мечты Обломова, которые годами отпечатываются в его воображении.

Мечты уносят Обломова в детство, где было уютно, тихо и спокойно.

Идеал семьи для Обломова идет именно из детских воспоминаний… «Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут…»
«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро.

Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…» И если мы сравним порядок жизни семьи Обломова и жизнь, описываемую Обломовым Штольцу, то получим две очень похожие картинки: Утро… Поцелуй жены. Чай, сливки, сухари, свежее масло… Прогулки с женой под синим-синим небом, по тенистым аллеям парка. Гости. Сытный обед.

«В глазах собеседников увидишь симпатию, в шутке искренний, незлобный смех… Все по душе!» Вот идиллия, «обломовская утопия».

Эта идиллия частично олицетворяется в отношениях Обломова и Агафьи Матвеевны. Эта женщина, в которой Обломова так восхищают полные локти с ямочками, подвижность, хозяйственность, лелеет и опекает его, как ребенка.

Она обеспечивает ему покой и сытую жизнь. Только был ли это идеал любви? «Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя».

Обломов не мог любить Агафью Матвеевну, не мог оценить ее отношение к нему. А заботу ее воспринимал как должное, как привык с детства.

«Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним…». Опять же видим — «обломовская утопия».

Что еще нужно для счастливой жизни? Зачем Гончаров бередит этот тихий, спокойный «пруд»? Зачем он вводит в роман Ольгу как мощное «противоядие» жизни Обломова?

Любовь Ильи и Ольги, я бы сказала, даже представляется страстной. Она искрой пробегает между ними, распаляя интерес друг к другу. Она заставляет очнуться Обломова, дает Ольге почувствовать свои силы женщины, она содействует ее духовному росту. Но не имеют их отношения будущего, потому как Обломов никогда не преодолеет «овраг», разделяющий Ольгу и Обломовку.

В конце романа я не вижу полной картины любви и семейного счастья. С одной стороны, только Агафья Матвеевна – олицетворение семьи, с другой стороны, Ольга – это любовь.
Но нельзя забыть Ольгу и Штольца. Пожалуй, их союз близок к идеалу.

Они стали как единое целое. Их души слились воедино. Они думали вдвоем, читали вдвоем, вместе растили детей – жили разнообразно и интересно. Ольга, вглядываясь лучистыми глазами в глаза Штольца, как бы впитывала его знания, его чувства.

Семейный быт не смог приземлить их отношений.

«Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью, в которой цвела неувядаемая весна, и ревниво, деятельно, зорко возделывал, берег и лелеял ее». Мне кажется, именно Ольга и Штольц символизируют идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова.

Источник

Сочинение Испытание любовью Обломова (по роману Гончарова)

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Испытание любовью Обломова

Мотив испытания главного героя любовью красной нитью проходит через многие произведения русской литературы. Не обошел он стороной и роман Гончарова «Обломов».

Неожиданно возникшая «на горизонте», нежная, трепетная, искренняя, честная и порядочная Ольга настолько будоражит сознание Ильи Ильича – что даже, кажется, что его привычный уклад, который он так упорно боялся нарушить все это время, вот-вот претерпит изменения.

Можно сказать, что через чувства к этой девушке и раскрывается характер главного героя, его внутренний мир, настоящие чувства и мысли… Словно эти апатия и лень, которым он предавался на протяжении долгих лет – лишь маска, с помощью которой он пытался скрыть от несправедливого мира свое лицо.

Как можно заметить из произведения, герой все же мечтал о любви, браке и семье – лежа на любимом диване, в полудремоте он представляет образ своей «идеальной» женщины, своей мечты, ради которой он хоть немного, но изменится, которая станет будущей матерью его детей, станет помогать ему управлять имением, разделит все радости и горести.

И Ольга оказывается именно такой. Илью Ильича манят ее естественность и природная красота. Эта девушка так разительно отличается от прочих представительниц высшего света – она добра, заботлива, лишена высокомерия и жеманства, не стесняется выражать свои мысли и проявлять искренние чувства.

Ольга словно источает спокойствие и гармонию. Конечно же, Обломов понимает, что это именно та, которая ему нужна.

Отчего же эти чувства были обречены на крах? Возможно оттого, что герои понимали любовь по-разному. Илья Ильич воспринимает чувства как болезнь, им влечет всепоглощающая страсть.

Что же касается Ольги Ильинской, она воспринимает любовь как чувство долга.

Между тем, Обломов сгорает от любви дотла, словно спичка, и становится все меньше и меньше похож на того Илью Ильича, который представляется читателю в самом начале произведения.

Что смущает в Ольге, так это ее склонность к стратегиям: ведь попытки взять жизнь Обломова и направить в «нужное русло» были заранее оговорены со Штольцем, за спиной у главного героя. Конечно же, девушка любит – но данный момент настораживает.

В тот момент, когда женщина усиленно пыталась изменить избранника, ему хотелось иного: тихой, размеренной жизни в родной Обломовке, без каких-либо перемен и встрясок. Илья Ильич пишет письмо, в котором излагает свою точку зрения, но разрывает отношения именно Ольга. Она утверждает, что любила именно того Обломова, который мог бы иметь место в будущем.

Тем не менее, эти чувства благотворно сказались на внутреннем мире обоих. Можно сказать, что Илья Ильич обогатил девушку духовно, научил любить. Даже находясь в отношениях со Штольцем, она не скрывает этого.

Прошел ли герой испытание любовью? С одной стороны, да – он понял, что это значит, сумел прочувствовать всю гамму ощущений, которые заставляют душу парить в облаках. Единственное, что произошло потом – герой остановился… Остановился потому, что не хотел никуда идти…И это его право…

Встреча с Ильинской

Сложно выделить конкретный момент, когда любовь становится испытанием для Обломова. Ведь его отношения с Ольгой начиная с самой их первой встречи, были для него настоящей проверкой на прочность.

Весь вечер их знакомства Илье Ильичу приходилось преодолевать чувство ужасной неловкости и выдерживать её долгие пристальные взгляды. Позже в разговоре Ольга позволяла себе колкие фразы, например, что Обломов надевает разные чулки, а дома только и делает, что лежит. Герой сгорает от стыда.

Он называет её в мыслях «насмешливым существом», но всё равно невольно любуется ею.

Ольга будит в Обломове целую бурю эмоций:

  • под вдохновением от её пения, признавшись ей в любви, он снова страдает от чувства стыда;
  • страдание усиливается тем, что в Ольге он видит воплощение своего идеала женщины-«царицы» и боится вспугнуть счастье;
  • при этом Обломова не верит, что достоин Ольги, чистого «небесного ангела», ему кажется, что принять её любовь — значит, взять чужое.

Ольга в роли мучительницы

Ольга признаётся сама себе, что любит Обломова, но хочет его изменить из эгоистических мотивов, чтобы стать благодетельницей, спасшей нравственно умирающего человека.

К тому же Штольц специально просил её не давать Обломову скучать.

Чем больше Ольга чувствовала власти над возлюбленным, тем больнее колола его едкими замечаниями, безжалостнее корила за апатию, пытаясь воскресить его волю к жизни.

Она заставляла его много читать, везде сопровождать её, ездить по лавкам, выставкам, в театр, искать всю ночь в книгах ответы на отвлечённые вопросы об искусстве, звёздах и пр. Когда же не получала того, чего хотела, она наказывала Обломова долгим испытующим взглядом, который он не мог выдержать и дрожал, как робкий мальчик.

Вся жизнь Обломова развернулась на 180 градусов, ради Ольги он отказался и от лежания на диване и от халата, постоянно над чем-то хлопочет, куда-то стремится, наконец, живёт и действует. Он называет любовь службой, из-за которой ему даже пришлось однажды ночевать в трактире одетым и прошагать 10 вёрст.

Штольц и Ильинская

Испытание любовью проходит и Андрей Иванович Штольц. Читатель может подумать о том, что герой обрел настоящее счастье рядом с Ольгой Ильинской, однако проницательный читатель видит, насколько поменялся образ жизни Штольца. Деятельный, всегда действующий рационально Штольц, цель жизни которого заключалась в труде, в итоге приходит к той жизни, о которой всегда мечтал Обломов.

Андрей Иванович, который всегда действовал по разуму, а не по сердцу, понимает, что не может дать Ольге того, о чем она мечтала. Их отношения во многом остаются крепкой дружбой, ради которой Штольцу все же приходится идти на жертву.

Как Ольга не до конца чувствовала себя счастливой рядом со Штольцем, так и Штольц был не до конца счастлив рядом с Ильинской. Он не может показать Ольге свое истинное «я», что может послужить причиной их разрыва. И. А.

Гончаров оставляет финал открытым, показывая, что Штольц продолжает свое испытание любовью, и неизвестно, сможет ли он его преодолеть.

Популярные сочинения

  • Образ и характеристика Бек-Агамалова в повести Поединок А. И. Куприн в своей повести «Поединок» показывает все особенности армейского быта русских офицеров и их окружения, не скрывая всю жестокость, невежество и грубость, что царят в этой среде
  • Сочинение Лихонин в рассказе Яма Куприна (образ и характеристика) В рассказе «Яма» одним из значимых персонажей выступает «старый студент» Василий Васильевич Лихонин. Его наружность автор описывает без восторга, и называет его лицо некрасивым.
  • Сочинение-описание по картине Автопортрет Брюллова Брюллов написал огромное количество разных картин, которыми любуются все искусствоведы и любители живописи. Рисовать его научил отец, который с ним занимался.

  Сочинение по произведению Дети подземелья Короленко

«Отошло, поблекло»

Но понемногу Обломов начал уставать от новой жизни, «летняя поэма любви» подходила к концу. Отношения его и Ольги не развивались. Они не могли пожениться, ведь перед этим нужно привести в порядок дела с деревней. Но процесс затянулся. Обломов стал избегать встреч с Ольгой.

В это время он жил уже на другой квартире, в доме, где хозяйничала добродушная и домовитая Агафья Матвеевна. Своей почти материнской заботой она потакала изнеженности Обломова, пробуждала в нём старые привычки «дряблого существования».

Ольга поняла, что больше Обломов не читает присланных ею книг, снова лежит днём, не ловит каждый шанс на встречу как раньше. Но он всё ещё верит, что чувство в нём живо, однако в тот момент, когда Ольга ждёт от него уверенного решения, он откладывает свадьбу ещё на год. Тогда Ильинская смиряется с тем, что ей не удалось его изменить и отступается.

Среди причин разрыва также можно упомянуть:

  • Обломову надоело скрывать их с Ольгой чувства от общества, но ему приходилось это делать, чтобы не компрометировать девушку и не дать повода для сплетен;
  • Ольга не разделяла его взгляд на идеальную семейную жизнь в деревне, она была уверена, что зачахла бы от однообразия и скуки;
  • Обломов считал себя никудышным женихом: денег на тот момент у него было немного.

Трагическое окончание любви

Испытание браком привело супругов к осознанию невозможности дальнейших отношений. Если Штольц устал от необходимости соответствовать мужскому идеалу, то Ольга страдала от излишней рациональности и недостаточного выражения чувств мужа.

В ее понимании нежный и трепетный Обломов гораздо больше подходит для роли идеального мужчины. К тому же любовь, которая была у них с Ильей Ильичом, в семейных отношениях отсутствует. Зачем так жить, если нет желания любить, считает она.

Долг и обязанности вытеснили это великое чувство, что и стало началом разрушения отношений между супругами.

Проведя сравнительный анализ произведения, можно понять, что если история была посвящена семейным проблемам Ольги и Штольца, конец был бы иным. Гончаров обязательно закончил бы ее разводом супругов.

И проблема не в том, что Андрей Иванович — слишком сдержанный на чувства и приземленный в житейском смысле человек, а женщина не способна оценить его достоинства.

Просто они слишком разные в духовном плане:

  1. Хотя сам Штольц осуждает Обломова за потребительское отношение к жизни, но сам не замечая, стремится именно к такому существованию.
  2. Женившись, он копирует все черты жизни друга в собственной семье.
  3. Для себя он стал считать обломовщину новым этапом жизни, надеясь обрести тихое и уютное счастье.

Сопротивление Ольги, которой такая судьба кажется неприемлемой, им не берется в расчет, поэтому женщина начинает ощущать себя запертой в клетке, это убивает оставшиеся чувства. Несмотря на чувство долга, молодая женщина, скорее всего, уйдет от мужа, так же как ранее она решила предпочесть его Обломову.

В романе Гончарова показана подробная характеристика отношений Штольца и Ольги и то, почему они потерпели крах. Сочинение, тема которого строится на линии любви и противоречиях в семейной жизни этой пары, должно учитывать мнение автора и традиции того времени. Автор показывает, что только ответная любовь и сходство интересов может сделать брак счастливым.

Например, несмотря на то что причиной смерти Обломова стал его семейный союз с Пшеничной, герой до конца своих дней ощущал себя человеком счастливым. Только когда люди понимают друг друга и принимают их, какими они есть, можно говорить о прочности отношений.

Обломов и Ольга: встреча двух противоположностей

Чтобы понимать, почему отношения Обломова и Ольги стали испытанием для обоих героев, важно помнить о том, в каких условиях развивались персонажи, кто влиял на становление их характеров и каковы были их основные жизненные ценности.

Илья Ильич рос в отдаленном провинциальном уголке России, где время текло очень мелено, измеряясь не минутами и секундами, а целыми сезонами.

Умиротворяющая, сонная, чрезмерно спокойная атмосфера обломовщины не могла наложить отпечаток на юного героя: маленьким Илья был очень активным и любопытным ребенком, но чрезмерная родительская опека создала из него некое подобие «тепличного растения» – человека ведомого, зависимого, неспособного на активную деятельность. С другой же стороны, прекрасные пейзажи Обломовки, ее неповторимая гармоничная природа, переплетенная с фантастичными сюжетами сказок и легенд, которые рассказывала Илье няня, также повлияли на развитие личности героя. Все это воспитало в нем мечтательность, поэтичность, умение ценить красоту окружающего мира, но и эскапизм, представления о том, что даже если ничего не делать, чудесные изменения сами придут в его жизнь.

В отличие от апатичного, интровертного, рефлексирующего Обломова Ольга предстает в романе яркой, целеустремленной, уверенной в себе девушкой.

Получив хорошее воспитание и образование, Ильинская продолжает развиваться, постоянно познавая что-то новое, для нее нет границ и преград в этом познании, а любая ошибка или неудача только воспаляет в ней азарт, заставляя уверенней двигаться вперед.

(Для Обломова же первая и единственная неудача в карьере стала окончанием его профессиональной деятельности – после этого герой вовсе отказался работать, окончательно погрузившись в мир несбыточных иллюзий).

Жизненные цели персонажей также были совершенно разными. Яркая, деятельная Ольга хотела если не изменить мир, то хотя бы повлиять на его изменения, внести в развитие общества что-то новое и важное.

Обломов же видел свое счастье в обретении утраченной атмосферы Обломовки, которая в его воспоминаниях была подобна земному раю – тихому, спокойному месту, где ему не приходилось бы ни за что отвечать либо решать что-то самому.

Примеры работ

Перед написанием сочинения необходимо ознакомиться с кратким содержанием романа, чтобы вспомнить последовательность событий. Затем проанализировать произведение и приступить к работе. Важно полностью раскрыть тему сочинения.

Первый вариант

Тема испытания любовью довольно распространена в русской литературе. В романе «Обломов» главный герой также испытал нежное и искреннее чувство. Ему повстречалась порядочная и активная Ольга, которая изменила сознание героя, взбудоражила его жизнь. Кажется, что его привычное бытие изменится, но, увы, этого не произошло.

Через чувства к Ильинской раскрывается характер Ильи, его внутренний мир, чувства и мысли. Можно подумать, что лень и безделье — это только маска, за которой Обломов прячется от мира.

Илья мечтал о любви, хотел семью и детей, но дальше мыслей это никогда не заходило. Он только размышлял об этом, но ничего не делал для осуществления своей мечты. Герой представлял образ идеальной женщины, думал, как изменится ради нее. Но этого не произошло.

Ольга оказалась именно той мечтой, она отличалась от других женщин. Была заботлива, интересна, добра. В ней не было фальши и лицемерия. Только герои, вероятно, воспринимали любовь по-разному. Для Ильинской это было чувство долга, а для Обломова — страсть.

Вот цитата, характеризующая мысли девушки о любви: «Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела». Она хотела изменить возлюбленного, даже разработала план со Штольцем. Обломову хотелось тихой и спокойной семейной жизни, а Ольге нужна была активность.

Она разорвала отношения, так как думала, что любила именно того Илью, который мог бы измениться.

Чувства благотворно повлияли на персонажей, раскрыли их духовный мир. Главный герой научил Ильинскую любить.

Таким образом, можно сказать, что Илья Ильич обогатил девушку духовно, научил любить, хотя и сам многому научился у возлюбленной. А вот Ольга не прошла испытание любовью Обломова и Штольца. Ей всегда чего-то не хватало. Любовь — работа двоих, с которой герои не справились.

Тема любви в романе Гончарова «Обломов» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Любовная тематика в большей или меньшей степени присутствует практически во всех русских классических произведениях.

Независимо от пола, возраста и социального статуса, люди во все времена стремились найти свою вторую половинку, и эта тема остаётся актуальной и на сегодняшний день.

Любовь в романе Гончарова «Обломов» является ведущей сюжетной линией и рассматривается на примере трёх историй.

Краткий анализ

Для того чтобы анализ текста был объективным, необходимо самостоятельно ознакомиться с содержанием текста. Однако в качестве тезисного ознакомления подойдёт и основная информация о произведении:

  • Годы написания: 1847—1859 гг.
  • История создания: Иван Александрович Гончаров упоминал о том, что вдохновили его на написание этого романа некоторые идеи Белинского.
  • Тема: основными проблемами, затрагиваемыми в тексте, являются темы любви, дружбы и поиска смысла в жизни.
  • Композиция: роман делится на несколько частей, каждая из которых символизирует времена года и этапы жизни Обломова. Завязкой в тексте является эпизод, где Илья Ильич знакомится с Ильинской, кульминацией выступает момент его признания в любви Ольге, а развязкой его женитьба на Пшеницыной и смерть главного героя.
  • Жанр: роман.
  • Направление: реализм.

Произведение Гончарова затрагивает разные сферы жизни общества того времени. Анализ текста показывает ,в состоянии какой «спячки» находятся люди и какими свойствами наделены два лика любви, о которых пишет автор.

Книга Ивана Александровича заслуженно является частью школьной программы, так как помогает ученикам понять, какие душевные состояния оказываются губительными для героев.

Роман о любви

Тема любви в романе «Обломов» раскрывается с разных сторон, автор демонстрирует местами противоположные воплощения этого чувства: основанного на дружеских отношениях, обожании и даже собственных мечтах.

Тонкий анализ Гончарова разных образов любви не только раскрывает героев с необычной стороны, но и помогает читателю понять истинный смысл этого великого чувства как в произведении, так и в реальной жизни.

  Анализ стихотворения «Молитва» (А.А. Ахматова)

Особенностью этого произведения является то, что автор впервые в русской литературе рассмотрел жизнь человека с ранних лет до конца дней главного героя. Фамилию центрального образа в произведении вполне можно считать «говорящей», а повтор имени отца и сына является символом цикличности, замкнутости жизненного течения Обломова.

В своём романе Гончаров показал различные воплощения любви, каждому из персонажей суждено по-разному испытать это чувство:

  • Любовь Пшеницыной жертвенна, чувства избранника ставятся превыше собственных.
  • Отношения Ильинской и Обломова с первых минут были слишком идеализированы, и по этой причине быстро завершились.
  • Союз Ольги и Андрея оказался вполне искренним и взаимным, даже несмотря на некоторые душевные терзания возлюбленной Штольца.

Этот роман может стать отличным аргументом к различным темам итогового школьного сочинения.

«Два типа любви в романе И. Гончарова «Обломов»»

«Обломов» — социальный роман, как и во всех произведениях подобного жанра в нём есть место любви. Любовь Обломова имеет ключевое значение в жизни героя. Это лучшее из чувств, которое когда-либо охватывало И. И. Обломова. Лишь любовь помогает мечтателю полностью раскрыться, воплотить все свои фантазии в жизнь.

Проще говоря, не будь этих чувств, перед нами предстал бы совсем другой Обломов. Главный герой романа всю свою жизнь плывёт по течению, полное отсутствие красок и эмоций практически перестаёт его беспокоить. Даже любовь его охватывала всего несколько раз. Но эти несколько раз были совершенно разными. Единственное, что их связывало — это случайность и порыв, парализующий Обломова.

Благодаря Штольцу, мечтатель Обломов знакомится с Ольгой Ильинской. С первых секунд знакомства Обломов заворожён ею, это явно подчёркивает автор: «…Но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка.

… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Обломов наперекор всему и себя заметно начинает меняться, но внутри он этому весьма не рад, вскоре ему надоедает преодолевать трудности. Наш мечтатель, наконец, влюбился, влюбился, как мальчишка и эта самая влюблённость не даёт ему право стоять на месте.

Чудный голос Ольги будоражил и окрылял Обломова, он помогал найти силы, чтобы жить и любить. Казалось бы, всё хорошо, но нет же, внутренняя трусость и слабость Обломова не даёт покоя ни ему, ни его возлюбленной. Противостояние рассудка и чувств вечным грузом лежат на плечах мечтателя. В своём письме он впервые раскрывается, пытается скинуть с плеч этот «вечный груз».

Обломов пишет, что эти отношения были ошибкой, они слишком разные. А ведь Ольга по-настоящему полюбила Обломова, она желала изменить, расшевелить его всеми силами, довести его до собственного идеала. Эгоизм Ольги сыграл решающую роль в их отношения.

Через некоторое время они были вынуждены расстаться, Ольга напоследок сказала такую фазу: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы сами. Я любила будущего Обломова!» Вот так и угасло пламя между Обломовым и Ольгой Ильинской.

С самого детства за маленького Обломова всё решили: какой должна быть жизнь, чем заниматься, на кого равняться; ложные представления проявлялись в течение всей жизни. Всё это сказалось и по отношению к любви, к женским идеалам. Всю свою не яркую жизнь Обломов надеялся найти спутницу, которая была бы похожа на его мать.

Именно свою мать он считал эталоном красоты, равновесия, спокойствия и всего того, чего ему так не хватало. Черты своей матери он искал в Ольге Ильинской, но так и не смог их разглядеть. Но в жизни Обломова появляется Агафья Матвеевна — именно она соответствует идеалу Обломова. Их отношения начинаются как бы невзначай.

Они мало эмоциональны, вероятно, особых чувств и вовсе не было, а лишь дружеская привязанность. Но зато была неповторимая зависимость, особо остро она выражалась у Агафьи. Агафья была рабом настроения Обломова, когда он молчалив и мрачен, она становилась задумчивой и грустной. Она как мать вечно заботилась о нём, будь он болен или здоров.

Агафья Матвеевна не была начитана, не знала языков, ей этого не нужно, хватало лишь Обломова и семьи, которая впоследствии образовалась. Этим самым она и зацепила И. И. Обломова, женившись, он совершенно не изменил своё отношение к ней, осталась всё та же дружеская привязанность, зависимость, но зато теперь он поистине нашёл тот материнский эталон, то спокойствие и умиротворённость — счастье, каким бы оно не было. Правильный ли выбор сделал Обломов? Быть может счастье он обрёл бы с молоденькой Ольгой, которая упорно желала изменить его? Судить мы не в силах, это его выбор, мечта, которая зародилась ещё в детстве. Несмотря на свою внутреннюю слабость и бездействие, Обломов смог материализовать свою самую главную фантазию — жениться, обрести семью, впасть в тишину и в вечный сон.

Илья Обломов и Ольга Ильинская

Будучи представителем знатного и обеспеченного общества, Обломов привык вести спокойную размеренную жизнь, лишний раз себя не утруждая.

Однако знакомство с Ольгой словно оживляет молодого дворянина, Илья Ильич влюбляется в девушку практически с первых минут, восхищаясь её искренностью, естественностью и простотой.

Ольга в свою очередь думала лишь о том, как вывести Обломова из состояния апатии и вернуть ему интерес к жизни, но сама не заметила, как влюбилась.

Кульминацией в произведении как раз и является эпизод, где Обломов объясняется в любви Ильинской. Однако, закрутившемуся роману не суждено было обрести дальнейшее счастье. По прошествии некоторого времени главный герой приходит к выводу, что его избранница любит лишь образ, который создала в своём воображении, а личность Обломова её мало интересует.

Любовь Обломова весьма специфична, одни только мысли о предстоящей свадьбе и связанных с этим мероприятием хлопот, угнетают его. Поэтому молодой дворянин плавно отдаляется от Ильинской, делая выбор в пользу спокойствия, одиночества и привычного уклада жизни. Ольга и сама видит, что её возлюбленный никогда не станет тем, о ком она мечтала, поэтому отношения заканчиваются разрывом.

Однако, Обломов так и не дождался желаемого облегчения, а окончание романа с Ильинской доставляет ему боль и страдания. Прекращение отношений лишает главного героя остатков жизненной активности.

Обломов и Пшеницына

Главный герой полностью посвящает себя безделью и напрасным фантазиям. Хозяйка квартиры, в которой живёт дворянин, любезно берёт на себя все заботы и хлопоты о нём. Агафья Пшеницына искренне не понимает, что привлекает её в Обломове, и почему она испытывает такое сильное чувство и готова пожертвовать многим ради своего избранника.

Илья Ильич, в свою очередь, весьма холоден к женщине, однако, её жертвенность и ненавязчивая забота их сближают. Со временем Обломов привыкает к Агафье Матвеевне, они женятся и у них рождается сын. После смерти мужа Пшеницына отдаёт сына на воспитание Ольге, чтобы он рос в той же среде, что и отец.

Две любви Обломова в романе

Обломов, познакомившись с Ольгой, прежде всего обратил внимание на ее красоту: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Когда же Обломов услышал ее пение, в его сердце пробудилась любовь: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» Жажда жизни и любви, звучавшая в голосе Ольги, отозвалась в душе Ильи Ильича.

За гармоничной внешностью он ощутил прекрасную душу, способную на глубокие чувства.

Размышляя о своей будущей жизни, Обломов мечтал о высокой стройной женщине, с тихим гордым взглядом. Увидев Ольгу, он понял, что его идеал и она – одно лицо.

Для Обломова высшая гармония – это покой, и Ольга была бы статуей гармонии, «если бы ее обратить в статую».

Но она не могла стать статуей, и, представляя ее в своем «земном рае», Обломов начинал понимать, что у него не получится идиллии.

Любовь героев с самого начала была обречена. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская смысл жизни, любовь, семейное счастье понимали по-разному. Если для Обломова любовь – это болезнь, страсть, то для Ольги – долг.

Илья Ильич полюбил Ольгу глубоко и искренне, боготворил ее, отдавал ей все свое «я»: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.

На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем».

  Легенда о Данко. М. Горький

В чувствах Ольги же был виден последовательный расчет. Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. Несмотря на молодость, она сумела разглядеть в нем открытое сердце, добрую душу, «голубиную нежность».

Одновременно с этим, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возродит к жизни такого человека, как Обломов. «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь.

И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!»

Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не требующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной, и потому привязался к ней как к осуществленной мечте о возвращении.

Понимая, насколько различны их взгляды на жизнь, Обломов решает написать Ольге письмо, которое становится настоящим поэтическим произведением. В этом письме читается глубокое чувство и желание счастья любимой девушке.

Зная себя, неопытность Ольги, в письме он раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…» Но Ольга иначе поняла поступок Обломова – как страх перед несчастьем.

Она понимает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека, но говорит о том, что не может пойти за человеком, если в этом есть риск. И именно Ольга решает разорвать их отношения. В последнем разговоре она говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова.

Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него».

Написав письмо, Обломов отказался от счастья во имя любимой. Ольга и Илья расстались, но их отношения оказали глубокое влияние на их будущую жизнь. Обломов нашел счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.

https://www.youtube.com/watch?v=f3NavzDJgVIu0026list=PLCbU87iBHrel3u-dyRLbt_2KV1aMmqmBX

Любовь Ольги и Обломова обогатила духовный мир обоих. Но самой большой заслугой является то, что Илья Ильич способствовал формированию духовного мира Ольги.

Спустя несколько лет после расставания с Ильей, она признается Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…» И в этом проявляется вся глубина ее натуры.

В отличие от Штольца, жизненные цели которого имеют границы, такие люди как Обломов и Ольга всю жизнь не перестают думать о назначении человека и задавать себе вопрос: «А что дальше?»

Штольц и Ильинская

Ольге приходится довольно долго восстанавливать душевное равновесие после разрыва отношений с Обломовым.

Ильинская решает, что смена обстановки должна пойти ей на пользу и уезжает в Европу, где ей суждено познакомиться с неким Андреем Штольцем.

Для него она является идеалом женской красоты и мудрости, Штольц не перестаёт восхищаться её серьёзностью и совершенно не скрывает своих чувств.

Девушка же ведёт себя очень сдержанно и не отвечает взаимностью, так как уверена, что истинное любовное чувство можно испытать лишь единожды. Со временем её воздыхателю удаётся убедить Ильинскую в серьёзности намерений и они вступают в брак.

В какой-то мере отношения Ольги и Андрея можно назвать идеалом, о котором грезил Обломов: у них светлый дом на берегу моря, совместный досуг, душевные разговоры за чашкой чая, и раздаётся заливистый смех детей. Однако даже столь радостная картина семейного счастья не приносит Ильинской настоящего удовольствия, возникает ощущение словно ей чего-то не хватает.

Именно так проявляется проблема любви в романе «Обломов». Любовная линия неоднозначна, многогранна и кратко затрагивает практически всех участников текста.

Сочинение Любовь в произведении Обломов

Произведение Гончарова рассказывает историю о «лишнем» человеке того времени — Обломове. Это романтичный человек, счастье которого составляет пребывание в мире собственных грез. Однако, и с такого несколько пассивного по характеру персонажа, может расшевелить величайшее на свете чувство — любовь.

В романе Гончарова за все время повествования сложилось три пары. Главную любовную линию романа представляет пара Обломова и Ольги. С первого момента знакомства с персонажами может показаться, что они очень похожи друг на друга.

И Обломов, и Ольга очень мечтательны по своей натуре, склонны к поэтическим, лирическим и романтическим чувствам. Но между ними есть одно очень большое различие — Ольга живет настоящим и сегодняшним днем, она гораздо практичнее Обломова, у которого в жизни существуют лишь мечты, к которым он не стремится.

Их любовь отличительна своей чистотой и искренностью, но, увы, она обречена на печальный финал.

Обломов тяжело переживал расставание с Ольгой, но смог найти утешение в замечательной Агафье Пшенициной — его женщине-идеале, которая представлялась Обломову лучшей женой в его мечтах.

Это домашняя, тихая женщина, которая не требовала от него никакой активности, продвижения вперед, а любила его таким, какой он есть. Агафья создавала вокруг Обломова привычный для него уклад жизни — «обломовщины», в которой была только тишина и покой, как будто застывшие во времени.

При всем том, Пшеницыну нельзя винить в умышленном расхолаживании Обломова, нет, эта женщина действительно любит его и делает все для его счастья и спокойствия.

Наиболее пристального внимания заслуживает пара, которая сложилась ближе к концу романа — пара Ольги и Штольца. Ольга находит в друге Облома все те качества, которыми должен обладать перспективный молодой человек того времени.

Штольц человек умный, прозорливый, целеустремленный — он не нуждается в чьем-либо мнении, надзоре и в этом он является полной противоположностью Обломова. Казалось бы, могла ли Ольга желать большего? Но Штольцу не хватает той чуткости, сердечности и романтичности, к которой так склонен Обломов.

Отношения Ольги и Штольца нельзя назвать абсолютно счастливыми — они скорее напоминают дружеское расположение, основанное на взаимной симпатии двух хороших и порядочных людей. Но в их союзе, увы, нет той полноты чувств.

Другие сочинения: ← По роману Обломов↑ ГончаровПочему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну Ольге Ильинской →

  • Почему с каждым разом море волновалось все больше а с пушкин сказка о рыбаке
  • Почему роман дубровский можно назвать произведением о защите человеческой личности сочинение план
  • Почему роман дубровский можно назвать произведением о защите человеческой личности 6 класс сочинение
  • Почему русские народные сказки такие жестокие
  • Почему с вашей точки зрения поэзия державина остается интересной для современного читателя сочинение