Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон собрал для тебя подборку аргументов из литературы по теме «Почему люди не понимают друг друга?». Этот материал пригодится для написания итогового сочинения или эссе в ЕГЭ по русскому языку. Однако для начала необходимо разобраться в том, что вообще представляет из себя данная тема. Самый распространённый вариант раскрытия этой темы – как проблемы отцов и детей. Ведь чаще всего люди не понимают друг друга в силу разницы мировоззрений, а она возникает у представителей разных поколений. Большинство (но не все) примеров из литературы, которые Многомудрый Литрекон собрал для Вас, ориентированы в основном именно на этот тезис.
- «Отцы и дети» И.С. Тургенев. Проблему непонимания наиболее ярко отразил Иван Сергеевич Тургенев в своём романе «Отцы и дети». В книге читатель видит столкновение двух поколений. Старшее представлено братьями Кирсановыми – Николаем Николаевичем и Павлом Николаевичем. Младшее – Евгением Базаровым. Кирсановы – консерваторы, аристократы. Они привыкли к комфорту и достатку, их устраивает знатное положение дворян, они не желают менять что-либо в укладе общественной жизни или в целом государстве. Иных взглядов придерживается нигилист Евгений Базаров. Он — человек трудолюбивый, привыкший работать. У него нет большого наследства, привилегированного положения в обществе и каких-либо причин для гордости за свое происхождение. Даже скудный заработок врача требует постоянных усилий. Это объясняет, почему он считает, что народу нужны изменения: они нужны в первую очередь лично ему. Не имея никаких наследных преимуществ и богатств, он отрицает всё, что только можно отрицать, – старые устои, традиции, авторитеты, привычки, правила, убеждения и многое другое. Почему? Потому что все эти установки лишь укрепляют тот порядок вещей, при котором Базаровы не смогут блаженствовать на свете. «Сытый голодного не разумеет» — в этой пословице выражена причина непонимания между Кирсановыми и Базаровым. Вечная и всегда актуальная проблема вражды в обществе становится острее, когда в государстве намечаются реформы, и разные поколения примыкают к тем или иным политическим лагерям.
- «Горе от ума» А.С. Грибоедов. Яркий пример ситуации, когда люди не понимают друг друга, можно найти в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Александр Андреевич Чацкий – главный герой и представитель «века нынешнего». Он явно противопоставлен фамусовскому обществу – то есть консервативному кругу, который придерживается старых, традиционных взглядов на государственное устройство и общественную жизнь. Основной оппонент А.А. Чацкого – сам Павел Афанасьевич Фамусов, представитель «века минувшего». Взгляды двух поколений крайне отличны друг от друга. П.А. Фамусов уважает высокие чины и считает, что хорошую должность можно добиться услужливым поведением, лестью, взятками и другими бесчестными путями. Знатность человека – один из главных показателей для отца Софьи. В свою очередь А.А. Чацкому принадлежит знаменитая фраза: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». То есть герой не принимает лести, обмана, гонки за чинами. По его мнению, важно быть достойным человеком – поистине благородным, честным, справедливым, достойным, образованным. Неслучайно произведение названо именно «Горе от ума». Александр Андреевич «слишком» умён для того светского общества, в котором оказался. Герой видит все пороки этих людей, ему смешно и тошно наблюдать за ними – а тем более дружить с ними. Он не привык притворяться и имитировать хорошее отношение к кому-либо. Таким образом, люди не понимают друг друга, во-первых, из-за разницы поколений («век нынешний» и «век минувший» – разные ценности в обществе в разные периоды), а во-вторых, из-за степени образованности и воспитания. А.А. Чацкий обладает блистательным умом и прекрасно воспитан. Он придерживается высоких нравственных ориентиров. Всего этого нельзя сказать про представителей фамусовского общества, которые говорят на «помеси французского с нижегородским» и хотят сжечь все книги.
- «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Пример, когда уровень образования мешает людям понимать друг друга, можно найти в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Софья – замечательная молодая девушка, умная, образованная, воспитанная. Она явно выделяется в доме госпожи Простаковой, которая чересчур сильно опекает своего сына Митрофана. Юноша вырос ленивым, глуповатым, изнеженным. Он не хочет учиться и ни к чему не стремится. Если Софья росла в заботе и любви, но её воспитывали самостоятельной и ответственной девушкой, а также прививали верные нравственные ориентиры, то Митрофана окружали чрезмерной опекой, так что его личность не сформировалась, и юноша остался ленивым и несамостоятельным. Конечно же, Софья не желает выходить замуж за такого недоросля. Они не находят общего языка. Простаковы привыкли врать и льстить тому, кто богаче, и тиранить тех, кто беднее. Софья и её дядюшка Стародум живут честно, по совести – мужчина даже покинул службу при дворе, пожелав зарабатывать деньги честным путём, пускай и трудным, и уехал в Сибирь. Таким образом, степень образованности, воспитание и жизненный опыт влияют на понимание людьми друг друга: если эти параметры сильно отличаются, то собеседники не смогут наладить контакт.
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Пример явного непонимания встречается в повести Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Спустя много лет после последней встречи, Максим Максимыч, наконец, вновь встречает своего давнего товарища – Григория Александровича Печорина. Но к удивлению первого, тот холодно здоровается с ним и спешно уезжает. Максим Максимыч действительно скучал по коллеге, с которым когда-то служил: вместе они пережили немало приключений, и Максим Максимыч нередко выручал своего молодого приятеля. Именно он заботился о похищенной Печориным девушке и отчасти прикрывал его авантюру от начальства. Так почему же Григорий, обязанный товарищу многим, не пожелал проявить хоть толику благодарности? Дело в том, что у этих героев крайне разные характеры, отношение к жизни и людям, а также опыт. Максим Максимыч – добрый, душевный, он бережно относится к окружающим людям. Он нашёл своё предназначение в жизни, но так и не завел семью, поэтому считал сослуживцев родными людьми. Григорий Александрович Печорин не таков. Недаром именно он является главным героем романа, а также «лишний человеком» в литературе. Он умён, богат, молод, знатен и мог бы многого добиться. Но он так и не нашёл свой смысл бытия, жизнь ему опостылела, все занятия и развлечения наскучили, он стал ощущать себя лишь «топором в руках судьбы», который рушит судьбы окружающих людей и причиняет им боль. Из-за этого Григорий ни с кем не может сблизиться. Таким образом, полярно разные судьбы и характеры героев (Максима Максимыча и Григория Александровича Печорина) создают непонимание в их общении, которое в итоге и вовсе пропадает.
- «Гроза» А.Н. Островский. Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» – это произведение, в котором можно найти не один пример того, как люди не понимают друг друга. Например, отношения Вари и Катерины Девушки вовсе не ссорятся друг с другом, их непонимание не вызывает никакого личного конфликта. Но читателю явно видно, что у девушек разные взгляды на жизнь и мнение о различных жизненных явлениях, например, о деспотизме купчихи Кабановой. Катерина – мечтательная натура, она верит в лучшее, она отчаянно ищет выход. Варвара же — натура приземлённая, мечтания подруги ей чужды. Вспоминается диалог девушек – на вопрос Катерины «Отчего люди не летают?», Варя удивлённо отвечает: «Я не понимаю, что ты говоришь». Она не просто надеется на то, что впереди жизнь будет лучше и где-то там ждёт счастье, она живёт здесь и сейчас, вернее, выживает, как может, – хитростью и обманом сбегает на свидания к возлюбленному, скрывая это от матери. Катерине чуждо притворство, она не рассматривает обман как выход, как решение проблемы. Варвара же регулярно лжёт матери, чтобы встречаться и проводить время со своим возлюбленным. Таким образом, иногда люди не понимают друг друга в силу разного воспитания, мировоззрения и жизненного опыта. Однако это непонимание и абсолютное расхождение во взглядах далеко не всегда приводит к конфликту между этими людьми или к какой-либо проблеме.
- «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев. Ещё одна причина, по которой люди не понимают друг друга, – это разные сословия. А это значит очень многое. Разные сословия – это расхождения в уровне жизни, удобствах и комфорте, быту и достатке, судьбе и мировоззрении, целях и смысле жизни. Одним из наиболее ярких эпизодов является тот, где главный герой (и по совместительству рассказчик) заходит в крестьянскую избу. Ее убранство гораздо беднее, чем у помещиков. Тут даже в окнах вместо стёкол – бычьи пузыри. Также крестьяне не едят сахара – такого дорогого продукта нет на их столе. Помещику очень трудно, а чаще всего невозможно понять такую жизнь. А потому у крестьянина и дворянина разные ценности и цели. Первый стремится побольше поработать где-нибудь в поле, чтобы прокормить семью и себя самого, чтобы не остаться без куска хлеба и не подвергнуться наказанию. Второй же подчас праздно проводит время, находит удовольствие в светских мероприятиях или отдыхе на природе, ездит на охоту по собственному желанию и для собственной услады. О том, что приготовить на ужин, за него думает повар. О том, чтобы платье и обувь были чистыми – портной и слуги. За дорогу отвечает кучер. Таким образом, люди не понимают друг друга, потому что с детства оказываются в разных сообществах и с разными жизненными ориентирами и возможностями. В большей степени это, конечно, касается тех эпох, когда в государствах еще господствовало сословное деление. Однако сейчас, например, жители деревень и столиц, например, могут также ощутить некоторое недопонимание.
- «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. Разные жизненные приоритеты нередко становятся причиной, по которой люди не понимают друг друга. В произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» конфликт разгорелся между Тарасом Бульбой и его младшим сыном Андрием. Молодой человек влюбился в польскую девушку еще в Киеве, когда учился. Потом он увидел ее в осажденном городе, когда ее служанка позвала его на помощь барышне, которая умирала от голода. Андрий полюбил её настолько сильно, что решился предать родину ради этого союза двух сердец. Отец юноши придерживался иных взглядов и принципов – для него защита родины стояла на первом месте. Тарас Бульба даже убивает своего сына, произнеся свои знаменитые слова: «Я тебя породил, я и убью!». Трудно судить, кто прав и кто виноват в этой истории. Однако одно можно сказать наверняка – у этих героев были разные приоритеты в жизни. Андрий больше всего на свете дорожил любовью, в то время как Тарас Бульба – родиной, её защитой, своими казацкими принципами. Это стало причиной их недопонимания или даже полного непонимания друг друга, что переросло в серьёзный конфликт.
- «Обломов» И.А. Гончаров. Главный герой романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» – Илья Ильич Обломов. Больше всего на свете он любит проводить время дома, редко вылезает из своего любимого домашнего халата, почти не читает книг. Ему не нравится посещать светские мероприятия, активный образ жизни ему также чужд. Жены и детей у Обломова тоже нет. Илья Ильич не привык к труду, ведь он с детства был окружён заботой и любовью, для него многое делали слуги. Главному герою противопоставлен другой персонаж – его друг и товарищ Андрей Иванович Штольц. Для него «образ, содержание, стихия и цель жизни» заключаются в труде. К деятельному времяпрепровождению герой приучен с детства, он так воспитан. Отец отправил его в столицу без поддержки, чтобы он сам пробивал себе дорогу. Несмотря на то, что Обломов и Штольц — хорошие друзья, они всё же не до конца понимают друг друга. И попытки Андрея Ивановича помочь товарищу измениться, найти смысл жизни и стать более счастливым не увенчались успехом. Илья Ильич просто не осознает, зачем всё это нужно. Таким образом, люди не понимают друг друга, потому что выросли и были воспитаны в разных условиях, а потому у них сформировались разные ценности в жизни. Однако далеко не всегда это становится помехой для настоящей и крепкой дружбы – главное, суметь оценить достоинства друг друга и осознать, что недостатки и достоинства есть у всех.
- «Вишнёвый сад» А.П. Чехов. Пример того, как люди не понимают друг друга, можно найти в пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Любовь Андреевна Раневская провела детство в имении с вишнёвым садом, она любит это место всем сердцем, с ним связано множество тёплых воспоминаний из её жизни. То же самое касается и её брата – Леонида Андреевича Гаева. Однако другого мнения придерживается купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Он уверен, что и дом, и сад нужно продать или сдать в аренду под дачи – так можно заработать приличную сумму и исправить положение Раневской и Гаева, ведь дворяне потратили большую часть своих денег. Любовь Андреевна пять лет прожила во Франции, а Леонид Андреевич спустил состояние на леденцы. Таким образом, в данном литературном произведении читатель вновь встречает яркую иллюстрацию того, что люди разных сословий, которые имеют за плечами разный жизненный опыт, часто не понимают друг друга. Так случилось с Раневской и Лопахиным. Первая – дворянка, прожила в достатке, привязалась к вишнёвому саду и дому всей душой, её беззаботное детство прошло именно тут. Второй – сын крепостного крестьянина, привык к труду, к делу, достаточно умён и расчётлив, смотрит на вишнёвый сад (как и на многие предметы в целом) с практической точки зрения. Его можно выгодно продать на торгах и исправить бедственной денежное положение Раневской и Гаева, которые потратили почти всё своё богатство. Примечательно, что основная идея пьесы – изобразить то, как постепенно дворянское сословие уходит с исторической арены, и приходит новое – купечество. Одна эпоха противопоставлена другой: золотое время дворянства было праздным, инфантильным и духовно богатым, а расцвет купечества — практичным, деловым и духовно ограниченным. Поэтому представители этих сословий не могут понять друг друга.
- «Слово о полку Игореве» . «Слово о полку Игореве» – это древнерусское литературное произведение, созданное неизвестным нам автором. Однако мысли и идеи, в нём изложенные, актуальны и по сей день. Более того, в нём читатель находит пример того, как люди друг друга не понимают. Порой такое происходит потому, что одна из сторон ослеплена собственными эгоистичными желаниями и стремлениями. Так случилось с князей Игорем. Ему так сильно хотелось получить славу и почести за военный подвиг, что он отправился в поход против неприятеля в одиночку со своим полком, не предупредив всех остальных князей, кроме Всеволода. В итоге герой попал в плен к врагу и спровоцировал эскалацию конфликта с половцами. Оказывается, князь киевский общими усилиями заключил мир с кочевниками, а Игорь своими необдуманными действиями его нарушил и подверг опасности все остальные земли Руси. В данном произведении не понимают друг друга князь Игорь и князь Святослав. Первый ослеплён своим эгоистичным стремлением к собственной славе. Второй мудро рассуждает и понимает, что главная задача – победить неприятеля и защитить родину, а это сделать эффективнее всего сообща, вместе. Причина недопонимания — разница в возрасте. Игорь молод и горяч, он жаждет показать себя, а Святослав имеет за плечами более солидный жизненный опыт и думает не о своей славе, а о нуждах государства. Именно поэтому молодой князь пошел в атаку, не спрашивая мнения более опытного человека.
Автор: Мария Сербина
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениепример из литературыЯ и другие
Читайте также:
Многомудрый Литрекон написал для Вас два варианта итогового сочинения по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» на тему: Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью? Аргументы он взял из произведений «Гроза», «Отцы и дети», «Вам и не снилось», «Война и мир».
Вариант 1
(465 слов) Чем старше человек, тем больше в нем консерватизма и уверенности в своей авторитетности. Зрелым людям кажется, что их жизненный опыт всеобъемлющий, и выводы на его основе — единственно правильные законы бытия. Поэтому у поколения «отцов» часто возникают конфликты с молодежью, которая хочет независимости и видит больше новых тенденций, отличных от уже известных и устоявшихся в обществе. О проблеме их взаимоотношений писали многие авторы.
Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» изобразил именно такой пример: представители старшего поколения хотят, чтобы их дети жили по лекалам их соображений и представлений о мире, но молодёжь страдает от этого навязывания чуждых им идей и правил поведения. В результате получается семейный конфликт, в котором побеждает только грубая сила «отцов», имеющих власть и деньги. Так, Кабаниха диктует сыну и его жене, а также дочери жизненные устои средневековой давности, которые она подчерпнула из «Домостроя» и рассказов «божьих странниц». По ее мнению, порядок в доме обеспечивается страхом и рабским подчинением всех членов семьи одному хозяину дома. На эту роль, естественно, претендует она. Ее ханжеские убеждения не находят отклика в сердцах детей, и они бунтуют против деспотизма Кабанихи. Варвара тайно осуждает мать и организует побег с Кудряшом, чтобы жить по своим законам. Тихон терпит до последнего, но теряет супругу и во всем винит Марфу Игнатьевну, ведь именно она заставила его побить Катерину после измены. Сама Катерина кончает жизнь самоубийством, а перед этим пробует договориться с Борисом о побеге. Конечно, Кабанова совсем не довольна молодежью, но причина вовсе не в ее непочтительности. Она сама довела детей до крайних форм протеста своей тиранией.
Аналогичный пример описала Галина Щербакова в произведении «Вам и не снилось». Родители влюбленных школьников находятся в состоянии холодной войны. Когда-то отец Ромы был безумно увлечен мамой Юли, и Вера, его жена, очень сильно ревновала супруга, а потом и сына. Людмила недолюбливала Костю за его настойчивость, поэтому была уверена, что чувства ее дочери к сыну бывшего ухажера долго не продлятся. Обе семьи пытались разлучить подростков всевозможными хитростями и уловками, и в результате только помешали им учиться. Мамы и папы были совсем не довольны успеваемостью и досугом детей, но ведь они сами были в этом виноваты: они навязывали Юле и Роме свой негативный опыт и свои комплексы. Не давая подросткам возможности встречаться, герои вынуждали их тратить больше нервов, времени и сил на свидания. Обман Веры и ее родственников обернулся для Романа серьезной травмой: узнав о скрытии писем, он попытался бежать из дома через окно и разбился. В возникшем конфликте виноваты только представители старшего поколения, которые не давали детям права на любовь.
Таким образом, многие зрелые люди сами виноваты в том, что не могут понять и оценить молодежь. Они пытаются контролировать ее и внушить ей свои взгляды на мир, не давая мои ровесникам права голоса. Но во всех конфликтах родители тут же принимаются винить детей, ведь им, таким опытным и всезнающим, очень тяжело признать ошибку.
Вариант 2
(523 слова) Отцов и детей разделяет целая эпоха, поэтому многие зрелые люди так часто не одобряют молодежь. Они ее просто не понимают. Однако порой мои ровесники сами дают поводы для недовольства, совершая ошибки и подставляя тех, кто несет за них ответственность. Обе причины подробно описаны в литературе, к которой всегда можно обратиться за примером.
Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова своим побегом ставит родителей в неловкое положение и едва не перечёркивает собственное будущее. Молодая девушка была помолвлена с Андреем Болконским — богатым, добродетельным и красивым мужчиной, который ее искренне любил. Но отец жениха потребовал отложить церемонию на год, и Андрей уехал за границу, чтобы поправить здоровье после травмы. Юная ветреница тосковала без любви и не смогла дождаться жениха. Она влюбилась в Анатоля Курагина и согласилась на безумную авантюру — побег и свадьба без благословения родителей. Но лишь Анатоль знал, что никакого венчания не будет: он уже женат, а Наташу хочет просто соблазнить. В последний момент Марья Дмитриевна, у которой гостила беглянка, смогла остановить Наташу и спасти ее честь. Только от Пьера Безухова героиня узнала страшную правду: Анатоль ее обманул. Марья Дмитриевна и родители Наташи были крайне раздосадованы ее поведением: слухи о сомнительной нравственности девушки расползлись по всей Москве и бросили тень на ее семью. Кроме того, сама барышня теперь могла вообще не выйти замуж, а материальное положение у Ростовых было очень тяжелым. Легкомыслие и глупость Наташи стали весомым поводом для недовольства старшего поколения, ведь именно родители отвечали за нее, и на их имени тоже отразился этот скандал.
Однако далеко не всегда именно дети виноваты в недопонимании и размолвке. Бывает и так, что представители старшего поколения не хотят и не могут понять, что молодежь думает и живет иначе, чем ее предки. Такой пример мы видим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович гордится своим аристократическим происхождением, которое будто бы оправдывает его праздность, непрактичность и высокомерие. Из-за дворянского статуса герой имеет множество предрассудков: людей он судит по родословной, великосветским ужимкам и умению за собой ухаживать. Когда он впервые увидел красные и натруженные руки Базарова, он даже передумал здороваться с ним своей белой и холеной рукой. Уже на первом этапе знакомства Павел Петрович поставил клеймо на госте. В беседах он нарочито пытался поддеть Базарова и вызвать его на спор, хотя тот хотел лишь спокойно поработать или поесть. Кирсанов-старший не мог смириться с тем, что отстал от нового века, и хотел доказать, что он ничего не стоит. Однако по существу ему нечего возразить: Евгений знает и умеет гораздо больше, чем многие аристократы, которые лишь кичатся своим родословным древом. Он хотя бы работает и сам себя обеспечивает, а не паразитирует на наследстве. Павел Петрович не хочет посмотреть в лицо этой неприятной правде и осуждает молодежь, чтобы оправдать себя и свой образ жизни.
Таким образом, представители старшего поколения недолюбливают молодых людей, потому что не хотят понять их и признать их право на самостоятельный путь, отличающийся от того, что было раньше. Однако порой мы сами даем родителям и бабушкам с дедушками поводы для расстройства, когда по глупости и неопытности ставим под угрозу свое здоровье или благополучие семьи. В обоих случаях отцам и детям нужно сделать все возможное, чтобы помириться и прийти к компромиссу.
Сочинения по направлению Цивилизация и технологии
Варианты сочинений для подготовки к итоговому сочинению
Сочинение на тему: Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.
Роман В. Пелевина «Искусство легких касаний» делится на три части. Одна из них, одноименная заглавию книги, имитирует литературный журнал, где печатается рецензия одного либерального автора на произведение эксцентричного историка Константина Голгофского. По мнению Голгофского, существуют определенные кодовые слова, с помощью которых можно изменить мировоззрение целых народов и ход истории. Автор книги рассказывает о том, как русские хакеры через «Твиттер» распространяют в США толерантность, доходящую до абсурда. Голгофский отрицательно высказывается о толерантности в принципе, а автор рецензии – об историке. Произведение В. Пелевина превращается в сплошную постиронию и гротеск. И если позицию писателя выявить достаточно сложно (скорее всего, его веселят обе крайности), то понятно одно – такое современное изобретение, как социальные сети, влияет на общественное мнение. Из соцсетей человек получает информацию, а также интерпретацию этого события. Политические и общественные силы борются за влияние на людей как раз с помощью соцсетей. И задача каждого из нас – критически оценивать все, что он видит в интернете. Это изобретение заставляет людей меняться — становиться более сознательными и самостоятельными в выборе мнения.
Роман Т. Толстой «Кысь» тоже можно назвать сатирической антиутопией о технологиях и их влиянии на мир. В нем рассказывается о том, что на планете произошел «Взрыв в двадцатом веке», после которого цивилизация разрушилась, люди стали мутировать и практически превращаться в монстров, у которых утратились все ценности. Жители боятся книг, не знают половины слов, не помнят стихов. Главный герой, Бенедикт, по случайности начинает читать книги, пытается бороться за культуру. Однако и он не понимает ее смысла, поэтому сам оказывается ничем не лучше тех, с кем борется. Люди похожи на животных, ими легко управляют Наибольшие Мурзы. В конце Бенедикт и его тесть совершили революцию, однако ничего не изменилось: не появилось правды, справедливости и гуманизма. Этот роман – предупреждение. Во-первых, Т. Толстая говорит о том, что нельзя допускать таких катастроф (а они связаны именно с технологическими открытиями, ведь произошел Взрыв некоего оружия), которые делают людей мутантами — физическими и нравственными. Во-вторых, автор говорит и о такой незаметной катастрофе, как потеря культуры и нравственных ориентиров.
В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.
Сочинение на тему: Роль науки в современном мире
Если задуматься, то почти все, что окружает современного человека каждый день, появилось благодаря науке. Инженерия подарила нам дома и автомобили, химия – лекарства и одежду, программирование – компьютеры и телефоны, физика – свет и электричество, агрономия – еду. Стоит только задуматься о происхождении любой вещи из нашего обихода, как начинаешь понимать – своим появлением она обязана науке. Можно ли представить, каким был бы наш мир без результатов трудов ученых? Люди жили бы в естественных пещерах или рыли землянки, носили шкуры и ткани из трав, оставляли друг другу послания на камне с помощью символов, ели то, что смогли сами собрать в лесу. Такая жизнь очень напоминает первобытное общество.
Не стоит забывать и о гуманитарных науках. Благодаря истории и философии человек лучше ориентируется в мире, может задумываться не только о своих насущных проблемах, но и осмысливать судьбы народов и всего человечества, ощущать свою причастность к ним и ответственность за будущее. Социология помогает людям доносить до власти свое мнение и желания, что позволяет построить гибкую систему управления обществом, которая будет реагировать на настроения людей. Филология объединяет мир в одну большую семью, подчеркивая индивидуальные отличия каждого члена этой семьи.
Наука выводит новых животных и сохраняет исчезающие виды, решает вопросы сохранения экологии на нашей планете, осваивает бесконечный космос и ищет новую жизнь, создает роботов, раскрывает тайны человеческих генов, борется со смертью. Наука дает надежду всему человеческому виду на лучшую жизнь и на будущее.
Наука неустанно совершает открытия и так же ставит все новые вопросы перед нами. Кажется, что ее труд не закончится никогда. Наука похожа на дыхание – каждый новый вдох требует последующего, чтобы жизнь не остановилась.
Конечно, не стоит забывать, что иной раз наука несет и опасность. Это ученые создали ядерное и прочее оружие, написали книги о том, как политикам лучше манипулировать людьми, придумали смертельные яды. Из-за их работ разрушается озоновый слой над Землей, вырубаются леса, тают ледники, возникает угроза глобального потепления.
Сочинение на тему: К чему могут привести научные открытия?
Каждый человек должен брать ответственность за свои поступки в любой сфере деятельности. Иногда научное открытие может обернуться для человечества трагедией. Именно поэтому учёному так важно всегда оставаться внимательным и осторожным. Ни одно изобретение не облегчит нашу жизнь, если оно антигуманно, ведь равнодушие в данном случае угрожает благополучию всех жителей нашей планеты. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эти мысли.
Например, в фантастической повести «Роковые яйца» М.А. Булгаков подчёркивает, какой непоправимый урон могут нанести обществу некоторые научные открытия. Так, заведующий совхозом Рокк по неосторожности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Всего лишь одна, казалось бы, маленькая ошибка способна оказать губительное влияние на человечество. Луч жизни, который открывает учёный Персиков, действует абсолютно противоположным образом. Если бы сама природа не помогла людям и не наступил внезапный мороз, стремительно размножающиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию. Действительно, перемены зачастую касаются не одного человека, а переворачивают жизни миллионов людей.
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна. Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества.
В заключение хочется сказать, что не всегда преобразования и новаторства предполагают изменения к лучшему. Бывают случаи, когда новые технологии разрушали прежние порядки, выдвигая на первый план материальное и отодвигая духовное. Писатель А.П. Чехов называл науку «самым важным, прекрасным и нужным в жизни человека» занятием. Это утверждение справедливо, если учёные и исследователи соблюдают правила безопасности и готовы взять на себя ответственность за возможные последствия своих действий.
Сочинение на тему: Прогресс: хорошо или плохо?
Ранее у людей было много желаний, которые они мечтали превратить в жизнь. Они хотели летать как птицы, быстро ездить и просто упростить свою жизнь. Со временем мечты осуществляются. Появились самолеты, компьютеры, микроволновые печи и многие другие вещи, которые значительно улучшили нашу жизнь.
Мир не стоит на месте и с каждым днем технический прогресс развивается быстрыми темпами. Обычным делом стали полеты в космос, звонки по телефону. То, что раньше казалось неосуществимым, сегодня оказалось реальностью.
Явно, что технический прогресс намного улучшил жизнь людей. Многие заболевания теперь не страшны человечеству, так есть различные лекарственные препараты, много различных магазинов, в доме всегда есть свет и тепло.
Но несмотря на все плюсы прогресса, он привносит в нашу жизнь и отрицательные последствия, которые могут привести к катастрофе. Сегодня люди предпочитают посмореть телевизор, чем почитать хорошую книгу, живое общение заменяется социальными сетями, вместо прогулок люди предпочитают сети сидячий образ жизни. У неокторых появилась настоящая зависимость от гаджетов. Также неоспоримый вред наностя заводы окружающей среде.
Без прогресса сегодня никак не обойтись, но необходимо постараться уменьшить его негативное влияние. Не надо заменять живое общение на компьютерное. Нельзя вместо вечерней прогулки сидеть за просмотром телевизора. А заводам необходимо иметь специальные очистные сооружения, чтобы меньше наносить вреда природе.
Сочинение на тему: Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
Жизнь не стоит на месте. Одни поколения сменяют другие. Вещи выходят из употребления, их заменяют новыми. Окружающий мир меняется, и эти изменения затрагивают и человека. Технический прогресс действует на людей по-разному. Нельзя отрицать тот факт, что он имеет как свои плюсы, так и минусы.
Достоинством, несомненно, является то, что с появлением техники стало легче жить. Стиральная машина-автомат, микроволновая печь, пылесос, компьютер – все эти изобретения помогают человеку, позволяют выполнить работу быстрее.
Однако есть и отрицательные моменты: человек разучился делать обыденные вещи, можно даже сказать, разленился. Теперь все это выполняет техника. Появились автомобили с автоматическим управлением, кухонные приборы готовят еду практически без участия человека. Можно еще долго продолжать этот список технических новшеств.
Последним усовершенствованием стала возможность заказать товары на дом и даже не посещать магазин. Да, несомненно, это огромная помощь человеку, но что мы получаем в результате: людей, не умеющих общаться, не умеющих сострадать и сопереживать, зацикленных на своем мире, получаемых все желаемое посредством интернета. Да, факт пагубного влияния технического прогресса нельзя отрицать.
Об изменениях человека благодаря техническому прогрессу задумывались многие писатели и поэты.
Так, например, роман-антиутопия Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» показывает изменения человека не в лучшую сторону. Автор изображает механическую жизнь, жизнь по шаблону, без чувств, без возможности иметь свое мнение. Все одинаковые, как под копирку. Для нежелающих выполнять установленные правила, есть наказание – «механический пес». Он занимается поисками ослушников. Автор показывает население, которое полностью зомбировано. В частности телевидением. Люди потеряли все те хорошие качества, которыми обладали, они забыли, в чем главное предназначение их жизни.
Еще один пример подобного влияния технического прогресса на человека можно увидеть в романе Евгения Замятина «Мы». Здесь люди совершенно потеряли свою уникальность, у них нет имен, лишь только номера. Каждый день похож на предыдущий, все идет по накатанной, по строго заложенным правилам. В этом мире, где всем правит государство, нет места чувствам и своему мнению. Люди – существа, за которыми постоянно ведется слежка, они живут в домах с прозрачными стеклянными стенами. Только вот возникает резонный вопрос, можно ли считать индивидуальностями таких людей? Ответ напрашивается сам собой.
Подводя итог, можно сказать, что технический прогресс меняет человека. И чаще всего не в лучшую сторону. Но все же нужно отметить и его плюсы. За некоторые новшества, такие, как лекарства для тяжелобольных, самолеты и поезда, мы должны быть благодарны техническому прогрессу. Только разумное использование техники способно изменить человека в лучшую сторону. Даже в эпоху технического прогресса люди должны оставаться людьми.
Сочинения: Каким может быть технический прогресс? >>>
Примеры итоговых сочинений на тему
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС