(671 слово) Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» — выдающееся творение в литературе начала XIX века. Свое произведение автор относит к комедии, в нем имеются все признаки этого жанра. В пьесе писатель затрагивает серьезные проблемы и поднимает философские вопросы, которые волновали общество той эпохи. Но эти проблемы существуют и в современном обществе, поэтому ставшее знаменитым грибоедовское творение не теряет актуальности и интереса и в наши дни. Грибоедов показал противостояние между представителями «века нынешнего» и «века минувшего», неприятие уходящим обществом новых, прогрессивных людей. Таковым в пьесе является центральный герой – Александр Чацкий. В произведении также писатель раскрывает и тему несчастной главного героя к дочери Фамусова Софье. И большинство читателей не понимают, почему девушка отдает предпочтение в выборе именно Молчалину, а не Чацкому. В этом вопросе мы и попытаемся разобраться поподробнее.
В образе Софьи автор воплотил множество различных качеств – как положительных, так и отрицательных, которые находятся в противоречии меж собой. С одной стороны, Софья имеет острый ум и независимый характер, а с другой – она дочь своего отца и, воспитанная в фамусовском доме и обществе, научилась притворяться, лгать. Хоть она еще могла бы любить искренне, по-настоящему, но из-за чтения французских романов она стремилась к ложным ценностям и их она старалась отыскать в будущем спутнике жизни. Она считала, что он должен обладать такими качествами как скромность, почтительность, чувственность, томность, ранимость, и что между влюбленными должно быть препятствие, чтобы можно было проявлять возвышенные чувства. Чацкие же никоим образом не подходит под эту характеристику.
Из текста становится известно, что Чацкий и Софья вместе росли и были не просто друзьями, а их связывало нечто большее – взаимное чувство первой влюбленности. Но они расстаются, так как Александр неожиданно уезжает. А когда возвращается, то замечает, что чувства девушки к нему охладели, и теперь она увлечена Алексеем Молчалиным, секретарем отца, человеком тихим и даже робким. Конечно, многим кажется странным выбор Софьи. Постараемся охарактеризовать главного героя. Он остроумен, прекрасно образован и воспитан, да и внешне Чацкий — довольно обаятельный молодой человек, не лишенный харизмы. С ним интересно, кроме того Александр чувственный, искренний, эмоциональный мужчина. Но в литературные воздыхатели он не годится, и комедию из высокого чувства он не будет разыгрывать. Мы видим в нем проявление неуемной энергии, наличие пытливого ума и достаточного самоуважения. Когда-то он плакал, покидая возлюбленную. Но, оказавшись в разлуке, Софья довольно быстро охладела к главному герою, переключилась на Молчалина, и сейчас девушка не разглядела в Чацком свой идеал.
Молчалин же – полная противоположность Чацкому. Главный герой считает его «жалчайшим созданьем». Достоинство Алексея Молчалина заключается в его умении вовремя обескуражить безмолвием своего начальника, а также в его услужливости в нужный момент. Стремясь быстрее подняться по карьерной лестнице, он ведет себя подобно героям французских романов, стараясь понравиться дочери начальника. А та не хочет видеть правду, слишком идеализируя возлюбленного. Софья ведет себя, как подобает чувствительной светской даме, которой нравятся произведения о чистых, высоких чувствах. А Молчалин тоже ведет себя как герой французского любовного романа. Он так и говорит, что в угоду дочери своего начальника он принимает вид любовника. Поэтому уже неудивительно, что Софье Молчалин ближе и больше подходит, чем Александр Чацкий. Они имеют много общего и придерживаются правил, установленных Фамусовым. Чацкий же никогда не станет их соблюдать и жить по ним. Софья не понимает, чего же не хватало Чацкому у них дома. Саму героиню вполне устраивает такая жизнь и светское общество, в котором она вращается.
Есть еще одна причина, по которой Софья остается с Молчалиным. Девушка была обижена на главного героя за то, что тот покинул ее, отправившись «ума искать». Когда он начинал высмеивать пороки представителей фамусовского общества, Софья злилась на него, испытывая унижение от его слов. Особенно она возмущалась, когда Чацкий смеялся над Алексеем Молчалиным. Героиня не замечает, насколько порочны ее бой-френд и все ее окружение. Кроме того, она сама ведет себя под стать им, специально распуская слухи о сумасшествии главного героя, чем окончательно его разочаровывает в себе
То, что Софья выбрала Молчалина — это неизбежная закономерность. В жизни зачастую так и бывает, что отношения, возникшие в детстве, в юности разрушаются. Если один из влюбленных поднимается на более высокий уровень развития в результате получения образования, а другой остается на прежнем, то пути этих людей рано или поздно разойдутся.
В первом действии пьесы показаны отношения Софьи и Молчалина до приезда Чацкого. Это экспозиция любовной игры, но уже здесь автор указывает на неискренность отношений Молчалина к Софье, показывает эту любовь иронически. Это видно и из первой ремарки («Лизанька спит, свесившись со стула», тогда как из комнаты барышни «слышно фортепиано с флейтою»), и из слов Лизы о тетушке Софьи, и из ее едких замечаний («Ах! Амур проклятый!»). Здесь же показано отношение Софьи к Чацкому.
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех —
говорит она, не веря в его любовь. «Прикинулся влюбленным» — вот как определяет Софья его чувства.
[sms]И тут… появляется он! «Остер, умен, красноречив», он «набрасывается» на Софью, а затем не очень лестно «перечисляет» ее родню. Намечается общественный конфликт, который сам Грибоедов определил так: Чацкий «в противуречии с обществом, окружающим его». Но не зря автор использует простонародную форму «противу-речие» — ведь Чацкий в конфликте не только со «светом», но и с народом, и с прошлым, и с самим собой.
Он одинок и с таким характером обречен на одиночество. Чацкий доволен сам собой, своими речами, с наслаждением переходит от одного предмета насмешек к другому: «Ах! к воспитанью, перейдем!» Он постоянно восклицает: «Ну, что вам батюшка?», «А этот, как его?..», «А трое из бульварных лиц?», «А тот чахоточный?..» — как будто это ужасно важно, после трех-то лет отсутствия. Вообще на протяжении всей пьесы Чацкий замолкает, делает «минутный» перерыв, задумываясь над словами собеседника, всего два раза — при первом своем появлении в доме и в последнем монологе. И тут же объясняет: «Ум с сердцем не в ладу», — то есть передовые идеи, о которых он так красиво говорит, не лежат в основе его поступков, а значит, все, что он говорит, есть порыв рассудочный, идущий не от сердца, следовательно, надуманный.
«Все, что он говорит, — очень умно! Но кому он это говорит?» — писал Пушкин.
Действительно, ведь ключевая ремарка в третьем действии гласит: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам». Он остается один. Кому же он говорит? Может быть, себе? Сам не зная тоге, он разговаривает с собой, пытаясь уладить бой «сердца» и «ума. Составив а езоем уме схему жизни, он пытается «подогнать» под нее жизнь, нарушить ее законы, поэтому она и отворачивается от него, не забывается при этом и любовный конфликт. Софья тоже не принимает его рационализма. И если согласиться с Блоком, что «Горе от ума» есть произведение «…символическое, в истинном смысле этого слова», то Софья и есть символ России, где Чацкий — чужой, ведь «он умен по-иному… умен не по-русски. По-чужому. По-чуждому».
Монологи Чацкого близки по своей идейной направленности к лозунгам декабристов. Он обличает низкопоклонство, жестокость крепостников, подлость — вот в чем согласен с ним и декабристами Грибоедов. Но он не может одобрить их методы, те же самые схемы жизни, только уже не одной, а целого общества. Поэтому кульминация всех конфликтов — обвинение Чацкого в сумасшествии. Тем самым ему отказывается в праве быть гражданином, высочайшим благом, по декабристской теории, ведь одно из определений человека-гражданина есть здравый ум; в праве быть уважаемым и любимым. Именно за рационалистический подход к жизни, стремление к поставленной цели «низкими» способами Грибоедов и называет всех героев комедии «глупцами».
Но вот внешне незаметный, «безродный» секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных». Вся лакейская «философия жизни» этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
И все же не Чацкий, а Молчалин — человек будущего, человек новой, николаевской эпохи. Мы встретимся с его прототипом во второй части повести Льва Толстого «Два гусара», мы увидим его «родственников» в булгаковской фантасмагории, где он примет фамилию Шариков, он просочится в Совет народных депутатов и, прикрывшись партбилетом, будет жить и размножаться.
Кстати, Молчалин вовсе не так безлик, как кажется с первого взгляда. В глазах Софьи он озарен ее любовью, он «враг дерзости».
Чацкий с жаром ораторствует, кричит знаменитое: «Карету мне, карету!» Все на сцене: Чацкий, Софья, Лиза, Фамусов, толпа слуг со свечами, — и авторская ремарка мелкими буквами: «Те же, кроме Молчалина». Притаился наш герой, ждет своего часа. И еще явит себя у Гоголя, Толстого, Достоевского, Сологуба, Андреева, Платонова, Булгакова… Он бессмертен. [/sms]
Автор На чтение 18 мин. Просмотров 83 Опубликовано
С темой любви в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» тесно связаны образы Чацкого и Молчалина, которые проявляют внимание к дочери Фамусова Софье. Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого позволяет увидеть основные различия между «веком минувшим» и «веком нынешним».
Схожие черты
Александр Чацкий и Алексей Молчалин – молодые дворяне. Именно в этих характеристиках проявляется сходство героев. Одинаковые по возрасту и происхождению персонажи имеют противоположные взгляды на жизнь.
Отношение к службе
Для Молчалина чины и положение в обществе – самое главное в жизни. Ради достижения своих целей он готов действительно на многое. Чацкий видит, что Молчалин умеет «прислуживаться», благодаря чему он будет «блаженствовать на свете». Центральный персонаж же не считает службу чем-то особенным, так как понимает, что в современном ему обществе на службе находятся недостойные люди.
В раскрытии взглядов Чацкого и Молчалина на чины и службу поможет таблица, в которой собраны высказывания героев:
Чацкий | Молчалин |
«Служить бы рад, прислуживаться тошно» | «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь» |
«Чины людьми даются, А люди могут обмануться» | «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была» |
«Молчалины блаженствуют на свете!» | «Ведь надобно ж зависеть от других» |
«А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных» | «Нет-с, свой талант у всех…» |
«Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют – И вот общественное мненье!» | «Ах! злые языки страшнее пистолета» |
Такая самохарактеристика помогает раскрыть характер персонажей: Молчалин – тихий и скромный человек, который привык угождать людям, чтобы добиться успехов в жизни; Чацкий – волевой человек, который привык говорить все, что он думает.
Последние цитаты кратко говорят о том, что Молчалин серьезно относится к общественному мнению, ему важно то, что о нем говорят окружающие. Чацкий же понимает, почему его приняли за сумасшедшего, ведь именно он увидел все общественные пороки.
Отношение к любви
Сравнение Молчалина и Чацкого в их отношении к любви помогает раскрыть любовный конфликт произведения. Чацкий после долгой разлуки с Софьей приезжает в дом Фамусовых, чтобы увидеться с ней. Однако она влюблена в Молчалина и не замечает его отрицательных черт. Чацкий пытается показать, что идеал Софьи вовсе не таков, каким он представляется ей. Молчалин ухаживает за дочерью Фамусова, так как понимает, что брак с ней поможет ему продвинуться по социальной лестнице. На самом деле Молчалин не любит Софью, его симпатия направлена на горничную Лизу, которой он показывает свое истинное лицо.
Если Молчалин пользуется Софьей ради своих корыстных целей, то Чацкий искренен в своих чувствах к девушке. Он не понимает, почему Софья не расположена к нему, его это расстраивает. На фразу Молчалина о том, что у женщин он находит покровительство, Чацкий говорит, что он тоже ездит к женщинам, «да только не за этим». Центральный персонаж не соединяет воедино понятия службы и любви, а для Молчалина чувства – это то, с помощью чего можно добиться расположения у знатных людей. Образ Молчалина, воплощающий мировоззрение «века минувшего», указывает на царствование в обществе брака по расчету.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина», рассмотрит сходства и различия героев, олицетворяющих «век минувший» и «век нынешний».
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>
- <label>В 17 веке;</label>
- <label>В 18 веке;</label>
- <label>В 19 веке;</label>
- <label>В 20 веке.</label>
(новая вкладка)
Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин являются центральными персонажами пьесы «Горе от ума». В этой статье представлена сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»: сравнительная характеристика
Чацкий и Молчалин — два ярких героя «Горе от ума», две противоположности. Они оба молоды и оба знакомы с Фамусовым. На этом их сходство, пожалуй, заканчивается. В чем же заключаются различия между Чацким и Молчалиным? Чем Чацкий противоположен Молчалину? Во-первых, Александра Андреевич Чацкий — потомственный дворянин и помещик, владеющий 300-400 крепостными:
«…имел душ сотни три.»
Алексей Степанович Молчалин по происхождению не дворянин (вероятно, мещанин). Он стал дворянином совсем недавно — благодаря своему начальнику Фамусову. Чин коллежского асессора дал Молчалину право на потомственное дворянство:
«Безродного пригрел и ввел в мое семейство, // Дал чин асессора и взял в секретари…» (о Молчалине)
Чацкий — отставной офицер. Он служил в армии, но «отрекся от мундира», то есть ушел в отставку. Для Чацкого жизнь не ограничивается только военной или чиновничьей службой. Он считает, что талантливый человек может найти себя в творчестве или науке:
«Не служит, то есть в том он пользы не находит…» (Фамусов о Чацком)
«…к мундиру та же страсть! // Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!»
«Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим…»
Молчалин строит карьеру чиновника и очень доволен этим. Кроме того, он советует Чацкому также стать чиновником, чтобы получать награды и жить весело:
«При батюшке три года служит…» (о Молчалине)
«Ну, право, что́ бы вам в Москве у нас служить? // И награжденья брать и весело пожить?» (Молчалин — Чацкому)
Чацкий — умный, образованный человек, «малый с головой»:
«Жаль, очень жаль, он малый с головой. <…> с эдаким умом…» (о Чацком)
Молчалин, напротив, глуп и жалок, в нем нет того ума, которым обладает Чацкий:
«Молчалин прежде был так глуп!..» (о Молчалине)
«Конечно, нет в нем этого ума» (о Молчалине)
Чацкий — резкий, «острый на язык» человек:
«Да! грозный взгляд, и резкий тон…» (О Чацком)
«Был острый человек…» (о Чацком)
В отличие от Чацкого Молчалин уступчив, скромен и тих:
«…уступчив, скромен, тих…» (о Молчалине)
Чацкий обо всем имеет свое мнение и не боится его высказывать. Молчалин же, напротив, не высказывает своего мнения, чтобы угодить окружающим:
Молчалин. В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь.
Чацкий. Помилуйте, мы с вами не ребяты, // Зачем же мнения чужие только святы?
Чацкий — независимый, свободолюбивый человек. Молчалин, наоборот, считает, что нужно зависеть от других, чтобы продвигаться по службе:
Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других.
Чацкий. Зачем же надобно?
Чацкий — гордый человек. Он не хочет «прислуживаться» начальству ради наград и повышений:
Чацкий. Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Фамусов. Вот то-то, все вы гордецы!
Молчалин, напротив, готов угождать нужным людям ради выгоды:
«Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья…»
Чацкий говорит много и красноречиво. В пьесе он произносит несколько длинных монологов. Молчалин же не отличается красноречием и почти все время молчит:
«…смолчит и голову повесит. // Конечно, смирен, все такие не резвы́…» (Чацкий о Молчалине)
Чацкий — пылкий, страстный человек, чего нельзя сказать о Молчалине:
«Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает Молчалина с собой)
Чацкий — честный, открытый и искренний человек. Он не умеет притворяться:
«Раз в жизни притворюсь.» (Чацкий о своей неспособности притворяться)
Молчалин оказывается лицемером, подлецом и трусом:
«Бог знает, в нем какая тайна скрыта…» (о Мочлалине)
«Какие низости! <…> Ужасный человек! <…> Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине)
«За двери прячется, боится быть в ответе.» (о Молчалине)
Чацкого считают странным человеком и чудаком. При этом Молчалина никто не считает странным, потому что он ничем не выделяется из серой массы глупцов:
«Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож; // Молчалин, например…» (Чацкий о себе и Молчалине)
В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя лишним. В конце концов он уезжает из Москвы:
«Все гонят! все клянут! Мучителей толпа…» (о Чацком)
Молчалин, напротив, не чувствует себя лишним в этом обществе. Он приобрел дружбу всех в доме Фамусова и в обществе в целом:
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел <…> от старичков не ступит за порог…» (о Молчалине)
Критика о Чацком и Молчалине как антиподах
М.О. Меньшиков: «…Чацкий и Молчалин, два героя времени, скрещивают свои идеалы: Молчалин — «умеренность и аккуратность», Чацкий — независимость и достоинство. <…> Молчалин торгует своей незлобивостью…» (М.О. Меньшиков, статья «Оскорбленный гений», книга «Критические очерки», т. 1, 1899 г.)Т. Кравченко: «Чацкий и Молчалин, герой и антигерой. У одного психология благородного дворянина, у другого — чиновника (Молчалин … не имеет от рождения дворянского звания.) Однако к началу пьесы, благодаря Фамусову, он уже имеет чин асессора — то есть получил личное дворянство). Один — бунтарь, другой — приспособленец. Один печется о своей личной пользе, а уже потом — обо всем остальном. Один — открытый, до конца честный, другой — себе на уме. <…> Молчалин … — «темная лошадка» почти до самого конца, его полная характеристика <…> припасена автором почти под занавес…» (Т. Кравченко, статья «Нечто большее, чем картина нравов…»)К. А. Полевой: «…в Чацком соединено множество черт некоторых из нынешних молодых людей. Чацкий одушевлен страстями огненными; он пылок, горд, страстен ко всему прекрасному, высокому и родному. <…> Чацкий хочет всего хорошего, но не достигает ни к чему: это человек, стоящий намного выше толпы. Зато противоположный ему характер Молчалина — создание превосходное! Несмотря на незначительность этого лица в пьесе, оно так же отличено самобытностью, как и лицо Фамусова. Низкий ползун, весь заключенный в ничтожные формы, льстец подлый и предатель коварный, этот Молчалин…» (К. А. Полевой,»Горе от ума». Комедия в четырех действиях, в стихах. Сочинение Александра Сергеевича Грибоедова, 1833 г. ) Это была сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах, анализ их сходства и различий.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
В произведении «Горе от ума» Грибоедов изобразил двух абсолютно разных по характеру героев. Чацкий и Молчалин абсолютно по-разному воспитаны. Каждый из них имеет свое мнение и мировоззрение. Молчалину присуща лесть и другие низменные качества.
Чацкий в свое время получил хорошее образование. У него есть стремление познавать новое и интересное. Его можно назвать всесторонне развитым человеком. Молчалин наоборот глупый и плохо образованный. Его интересует только повышение своего чина на работе.
Чацкий с любовью относится к своей стране. Он яркий и эмоциональный человек. Его заметно в любом обществе и компании. Молчалин всегда находится в тени. Он не приметный и безликий. Он не запоминается сразу. У него существует только одна цель – это получение повышения на работе. Парень для достижения своих целей готов использовать различные методы. У него нет принципов и ограничений. Он лицемерный, двуличный и подлый человек.
Чацкий смотрит в будущее, он хочет прийти к новому и современному обществу. Он хочет, чтоб прошлые устои остались в прошлом. Чацкий по званию офицер в отставке. Мужчина никогда не стесняется своего мнения и говорит только правду. За это его не очень любят окружающие.
Молчалин никогда не высказывает свое мнение. Он привык поддерживать в разговоре чиновников и становится на их сторону. Он привык лебезить перед ними. Все это делается для того, что бы обратить на себя внимание и расположить чиновников к себе. Такими путями Молчалин может забраться на вершину служебной лестницы.
Из-за своей откровенности Чацкий не смог подружится ни с кем из общества Фамусова. Его даже считали не нормальным. Поэтому мужчина решил покинуть Москву. Молчалин напротив отлично вписался в общество Фамусова и спустя время получил повышение по чину.
Сравнив героев можно сказать, что они абсолютно противоположные личности. Один добрый, правдивый, открытый, радостный и целеустремлённый, а второй лживый, скрытный, карьерист.
Сочинение 2
В произведении Александра Сергеевича главная героиня Софья общается с двумя молодыми людьми, Александром и Алексеем. Александр Чацкий приходится Софье другом детства, а Алексей – молодым человеком. Софья души не чает в Молчалине, а Чацкого терпеть не может. Героиня начиталась романов, и Молчалин идеально повторял образ ее любимых героев. Но так ли он хорош в настоящей жизни.
Александр Чацкий – образованный, воспитанный и интеллигентный молодой человек. Воспитывался и рос в доме Фамусовых. Встречался с Софьей. В один момент герой понял, что его не устраивает все вокруг и на несколько лет отправился на поиски себя. Много путешествовал, повидал разных людей, побывал в разнообразных обстоятельствах. Герой отличается преданностью, за всё это время он никем не увлекся, хранил свою любовь к Софье. Александр – очень симпатичный и привлекательный молодой человек, мог завести роман с кем угодно. Он сохранил верность. Однако, при отъезде допустил одну ошибку, ничего не сказал Софье. Она не понимала на какой стадии их отношения и не знала о будущих планах возлюбленного.
Алексей Молчалин – человек из простой семьи. Правильно подбирает свой круг общения, чтобы выбиться в люди. Готов преклоняться перед кем угодно ради того, чтобы достичь поставленной цели. Он много любезничает, сглаживает острые углы и делает много комплиментов. Все эти действия неискренние, очень наигранные и Чацкий сразу же это замечает. Известие о том, что Софья встречается с Алексеем, повергло его в шок. Он не мог поверить, что такая умная девушка не смогла увидеть истинного лица этого подхалима. Алексей – мелочный, лживый и хитрый тип. Он встречается с Софьей только ради того, чтобы в будущем породниться с ее отцом. Это откроет Молчалину новые возможности, он получит новую должность и продвижение по карьере. Будет жить в богатом доме с состоятельной невестой. Его интерес ограничивается деньгами. Алексей обманывает Софью, за ее спиной заигрывает с Лизой.
Чацкий искренне любит свою подругу детства. Он не ожидал, что за это время она так сильно охладеет к нему. Теперь Александр стал для нее чужим, их прошлые отношения она называет ребячеством. Чацкому больно, но он не показывает этого. Ведет себя благородно и не навязывается. Герой очень внимательно наблюдает за обстановкой в доме и видит, что ничего не изменилось. В конечном итоге, Александр осознает, что ему нет здесь места. Чацкий покидает Москву.
Чацкий и Молчалин сравнительная характеристика
Грибоедов своим произведением демонстрирует пробуждающуюся, бескомпромиссную борьбу среди передовой, прогрессивно думающей молодежью и консервативно направленными представителями крепостной старины. Две противоречивых социальных стороны в произведении выразительно представлены Чацким и Молчалиным – представителями антагонистических житейских устоев, духовных понятий, взглядов на жизнь.
Эти молодые и здравомыслящие люди вхожи в дом Фамусова. Чацкий – сын фамусовского приятеля, вырос в этой семье. Будучи совсем юным, уехал из родного города, получил образование, многое постиг и испытал. Молчалин подвизался в секретари у Фамусовых, имеет всеобщее расположение и почет.
Чацкий точно вторгается в сцену, он пылко любит и рад после длительного расставания встретиться с Софьей. Ликования завладели им, и он поначалу не видит прохладность барышни. Молчалин в произведении появляется сначала тихим, а позже — отнекивающимся и растерянным.
Чацкий гордится дворянским званием. От общества он отличен вольнолюбием и необусловленностью мировоззрений, честностью и открытостью. Четко поставленная цель – это служение Отчизне. Настоящий верноподданный своей родины, но подобострастие, чинопоклонство, гнетут его и раздражают.
Молчалин же малодушен и постоянно подчинен фамусовскому обществу. Наиболее важные его черты — угодливость, экономность и скрупулёзность. Дальновидный Молчалин всечасно полагается на пособничество и заступничество. Он повышается в званиях по наставлениям папеньки. Соответственно Софья для Молчалина – это еще один виток при повышении по карьерной лестнице.
И это совсем не препятствует его бессовестным заигрываньям с Лизой. В общении с этой девушкой он даже не скрывает всю мелкоту своей мерзкой души.
В своём произведении автор создал целый ряд характерных для того времени образов, выступающих за эпохальные грани развязанной фабулы. Чацкий – персонаж, постоянно борющийся за свою точку мировоззрения. Такие люди актуальны во все времена.
Именем же Молчалина сегодня называют притворщиков и обманщиков, низменных честолюбцев и низкопоклонников.
Рассуждение
У каждого человека есть мечта. Кто-то старательно к ней идет, добивается хороших результатов, а кто-то ничего не делает. Не потому, что он ленивый или ему это не по силам — нет, не поэтому. А потому что он боится: боится опозориться, сделать что-то не так или получить осуждение со стороны других людей. Главное его препятствие — страх. Именно он не дает двигаться дальше.
Сергей Викторович Мизеров поднимает проблему «зависимость человека от окружающих его людей и обстоятельств». Автор показывает, как могут повлиять чужие слова и убеждения на главного героя. Мальчик по имени Колька был обычным ребенком. Мечтал, что когда-нибудь сможет стать летчиком. Но он жил в деревне, которая была далеко от цивилизации, где данная мечта «казалась безумием». Никто о таком и не думал, все знали, что их ждет в будущем — «жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой». На мальчика смотрели как на сумасшедшего, а отец надеялся, что «вздорная идея» пройдет и сын образумится.
В такой ситуации нужно иметь крепкие нервы и большое желание, чтобы не бросить свою мечту. Ведь когда все против, очень трудно бороться. Не каждый может справиться с нахлынувшим негативом, особенно это касается ребенка. Если с детства говорить малышу, что его мечта — это вздор, который должен пройти, то в этом случае могут быть два исхода. Первый — ребенок слушается взрослых и убивает в себе мечту. Таким образом, он становится таким же, как и все, но абсолютно пустым, лишенный внутреннего себя. Второй — ребенок не слушает родителей и своих близких, а идет к своей цели. Он не обращает внимания на чужие слова, прислушиваясь только к своему сердцу. Оба случая несут в себе много боли и переживаний, по этой причине я хочу, чтобы родители поддерживали своих детей. Неважно насколько их мечта неосуществима, неважно насколько сложна, важно, чтобы родные были рядом. Чтобы смогли помочь и успокоить, когда что-то не получается. Хотя, даже обычное присутствие может подарить ребенку надежду и дать сил на то, чтобы не сдаваться и продолжать путь.
В этой истории про Кольку, Сергей Викторович показывает, как поддержка родных, а точнее ее полное отсутствие, направляет мальчика. Он боится сделать шаг, он задается вопросом — «Что я там буду делать один?», страх сковывает его и не дает шанса на осуществление цели. И он, недолго думая, мальчишка покупает обратный билет домой. В том, что он испугался есть и его вина, но также и родителей. Именно они закладывают в ребенке необходимые знания и убеждения, которые впоследствии могут негативно сказаться на жизни уже взрослого человека.
Многие великие люди простые выходцы из народа, поэтому не нужно бояться своего желания стать кем-то важным, чем просто влачить свое существование. Если слова для вас не представляют особой важности, тогда вспомните Ломоносова, великого человека из обычной крестьянской семьи, где никто даже не думал уехать из деревни, не, то что стать ученым. Или же вспомните кто такой Крис Гарднер. Человек, который остался без крыши над головой с ребенком на руках, стал владельцем преуспевающей компании. Необходимо помнить, что жизнь одна. И она дана нам, чтобы мы прожили ее так, как хотим мы, а не так как хочет кто-то другой.
<glav>Другие темы:</glav>← Чацкий — победитель или побежденный?↑ ГрибоедовСофья Фамусова в комедии Горе от ума → `
Чацкий и Молчалин
Популярные сочинения
- Описание действия или трудового процесса сочинение (7 класс)
Все профессии очень важны для общества, но больше всего меня привлекает процесс пошива одежды. Портные и портнихи проектируют, изготавливают или ремонтируют одежду
- Сочинение Становление личности Петра Гринева (8 класс)
В центре повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Капитанская дочка» находится выдуманный персонаж, в котором автор филигранно соединяет положительные и отрицательные качества.
- Сочинение-описание по картине Всадница Брюллова для 8 класса
Брюллов был гениальным автором, после окончания Академии художеств он отправляется в Италию. Этому способствовало и наличие соответствующих стипендий, которые предоставили этому художнику
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/sravnitelnaya-harakteristika-chatskogo-i-molchalina.html
- https://www.literaturus.ru/2016/07/chackij-molchalin-sravnitelnaja-harakteristika-gore-ot-uma.html
- https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/griboedov/chackij-i-molchalin
Сможете найти в тексте литоту и отличить синтаксический параллелизм от инверсии? А надо бы, потому что на ЕГЭ по литературе это умение пригодится.
На нашем телеграм-канале мы уже сделали много материалов про ЕГЭ по другим предметам. Кстати, в группе можно выгодно подготовиться к какому-то из них. Сейчас же наша цель – рассказать, какие темы сочинений ЕГЭ по литературе в 2020 году и какую лирику (стихи) лучше начать читать заранее.
Во время тестирования учащемуся предложено выполнить 17 заданий на знание теории, произведений, начитанность и свое литературное мастерство.
Для его успешного прохождения нужно хорошо разбираться в литературных жанрах, стилях, направлениях и средствах.
Первая часть тестирования – анализ литературных фрагментов. В задании 8 и 9 предлагают написать развернутый комментарий до 10 предложений.
Больше всего проблем вызывает вторая часть тестирования. Здесь нужно проявить все свое мастерство письменного выражения мыслей, а также четкой аргументации из литературы. Тут 6 заданий, среди которых – литературный анализ художественного произведения и развернутые ответы на вопросы и эссе по предложенной теме.
Сочинение оценивают по нескольким критериям: степень раскрытия темы, последовательность мысли, грамотность, владение терминологией и литературным материалом.
Далее представим вам основные темы ЕГЭ по литературе с базовыми произведениями, по которым могут встретиться вопросы.
Ниже – реальные и часто встречаемые темы сочинение на ЕГЭ по литературе, которые могут встретиться и в 2020 году:
Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?
Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?
Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?
Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?
Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?
В чем, по мысли Державина, заключается истинная награда поэтического таланта, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своём творчестве?
Как понимает лирический герой стихотворения бессмертную славу поэта?
Какова основная мысль стихотворения Державина «Памятник»?
Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?
Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?
Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?
Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
В каких произведениях русских писателей отражены нравы дворян и что сближает эти произведения с пьесой Фонвизина
Почему Д.И. Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе» и какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?
Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным?
Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?
Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?
Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии?
Какие чувства испытывает Фамусов по отношению к Кузьме Петровичу?
Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?
С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?
Какую роль в комедии играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?
Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?
В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с ней?
Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?
Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью?
В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
Является ли Чацкий романтическим героем?
В каких произведениях русской литературы развивается тема любовного соперничества и в чем их герои сопоставимы с персонажами грибоедовской комедии?
Видит ли автор в Чацком идеального героя?
Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?
Софья – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?
В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?
Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина Чацким («ума в нем только мало»)? В чем заключается ум Молчалина?
Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?
Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?
Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?
Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?
Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»
Как вы понимаете слова: Чацкий – фигура универсально-типологическая?
В чем причина визита городничего к Хлестакову?
Почему в пьесе город назван условно (город N) и в каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?
В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Гоголя?
В чем главная причина временного воцарения Хлестакова в уездном городе?
Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову и в каких произведениях классической литературы созданы образы слуг, помогающие раскрытию авторского замысла?
Каково реальное состояние богоугодных заведений и как он характеризует городское начальство?
Как и в чем различные произведения русской классики перекликаются с гоголевским «Ревизором»?
В чем заключается символический смысл «немой сцены» в комедии?
Каковы главные особенности сатиры Гоголя и кто из русских писателей является продолжателем его традиций?
К какому известному типу литературных героев можно отнести Акакия Акакиевича?
Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел свою мечту?
Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?
Случайны ли смысловые ассоциации между капитаном Копейкиным и «рыцарем копейки» Чичиковым?
Почему Чичикову тик и не удалось разбогатеть?
Почему Гоголь помещает историю жизни Чичикова только в последнюю главу?
Можно ли считать Ноздрёва «мёртвой душой»?
Манилов – вредный или безвредный человек?
Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшкиным?
Зачем Гоголь включил в текст поэмы историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина?
Почему автор в качестве главного героя решил «припрячь подлеца»?
Каков, на ваш взгляд, психологический портрет «маленького человека» Гоголя?
Какой «горизонт ожиданий» несет в себе название «Мертвые души»?
Что символизирует собой «печальная звезда» в стихотворении Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…» и в каких произведениях русской литературы «звёздная» тема?
Какие воспоминания пробудили в поэте прекрасные таинственные картины природы? (по стихотворению «Редеет облаков летучая гряда…»)
Какие произведения русской лирики тематически перекликаются со стихотворением «Редеет облаков летучая гряда…»?
Как различные поэтические средства помогают выразит идею стихотворения «К Чаадаеву»?
В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?
Что дало основание В.Г. Белинскому назвать Пушкина «провозвестником человечности»? (На примере одного или нескольких произведений)
Что имеет в виду лирический герой стихотворения Пушкина «Поэт», когда призывает поэта «не дорожить любовию народной»
Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем эти произведения созвучны пушкинскому «Поэту»?
Как в стихотворении «И.И. Пущину» передана мысль о бесценности подлинной дружбы?
Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением Пушкина?
Что давало основание современникам Пушкина считать его «певцом дружбы»?
На какие темы откликается поэт в стихотворении «Туча»?
Охарактеризуйте эмоциональный тон стихотворения «Туча»
Каков философский смысл стихотворения «Туча», и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
В ст. «Разговор книгопродавца с поэтом» в лице двух антагонистов – пламенного романтика и трезвого, рассудительного книгопродавца – показано столкновение мечты и действительности, поэзии и прозы жизни. Почему в финале произведения поэт, не сдавая своих основных позиций, признает правоту своего оппонента?
Каковы ведущие темы или основные мотивы стихотворения «Зимняя дорога»?
В чем особенность восприятия мира и природы в пейзажной лирике Пушкина, и какие русские поэты обращались в своём творчестве к теме природы?
Согласны ли вы с мнением литературоведа Эткинда, что композиция стихотворения «Бесы» «симметрическая»?
Согласны ли вы с мнением Д.И. Писарева, что «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде 1820 годов?
Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина Вторая, простившая Гринёва, или Пугачев, пощадивший его?
Почему роман Пушкина, главным событием которого явилось Пугачёвское восстание, называется «Капитанская дочка»?
Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа?
Почему автор «Евгения Онегина» стремился отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким слогом»?
Что даёт основание автору считать Татьяну «милым идеалом»?
Почему Татьяна отвергла Онегина, несмотря на любовь к нему?
Как раскрывается внутренний мир Татьяны в сценах объяснения с Онегиным?
Почему автор так внезапно расстается с героем в конце романа?
Является ли одинокий и разочарованный Евгений Онегин романтическим героем?
Тоска Онегина – это дано моде или глубокое внутреннее переживание?
Докажите, что роман строится по принципу «зеркальной» (Лотман) композиции?
Почему две незаурядные личности – Онегин и Татьяна – не смогли обрести счастье в любви?
С какой целью Пушкин в 1825 году предварил первую главу романа стихотворением «Разговор книгопродавца с поэтом»?
Почему именно в финале 6-й главы романа звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
Почему ВГ. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни»?
Как в лирике Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем эти стихотворения сопоставимы со стихотворением Лермонтова «Монолог»?
Какие философские проблемы нашли отражение в стихотворении «Ангел»?
Каковы основные мотивы лирики Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?
Как композиция и поэтические средства стихотворения «Нищий» помогают автору выразить главную поэтическую мысль?
В чем своеобразие романтического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?
Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе?
С какой целью Лермонтов нарушил хронологический порядок глав?
Каковы основные способы изображения характера героя в романе и кто из русских писателей 19 века продолжил эту традицию?
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
Почему автор постоянно меняет рассказчиков?
Почему роман состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?
Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?
Какие качества Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких произведений русской классики проходят испытание дуэлью?
Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман?
Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь в первой главе?
Какие русские писатели испытывали своих героев дружбой? Чем эти герои близки Печорину? Как слова Печорина о дружбе объясняют его взаимоотношения с окружающими людьми?
В каких произведениях русской литературы 19 века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?
В чем, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печорина и Грушницкого?
Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа?
Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека?
Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович и Тихон Иванович («Гроза»)
В чем смысл эпиграфа к поэме «Мцыри» «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»?
С какой целью Лермонтов в поэме «Мцыри» лишил главного героя личного имени?
Докажите, что одной из особенностей поэтики стихотворения «Валерик» является смешение жанров.
В чем оригинальность проблемы «война и человечество» у Лермонтова и в каких произведениях русской литературы его знаменитое философское раздумье по этому поводу получило дальнейшее развитие?
Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабанова?
Что сближает и что разнит Тихона и Бориса?
Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?
Какую идейную нагрузку несут финальные сцены пьесы?
Почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими?
Можно ли назвать жестокие нравы города Калинова «домостроевскими»?
Кто из русских писателей обращался к изображению быта и нравов купечества?
Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
Согласны ли вы с трактовкой образа Катерины, предложенной Добролюбовым?
Почему Кулигин называет себя «маленьким человеком» и в каких произведениях русской литературы раскрывается тема «маленького человека»?
Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «тёмного царства»?
Пьеса «Гроза» — история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?
Чем вызван протест Катерины и в каких произведениях русской литературы 19 века изображаются герои-бунтари?
Кто победил в идейной схватке между Кирсановым и Базаровым?
В чем, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов и детей» и в каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения поколений?
Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Кукшиной и Ситникова?
Как воспринимают искусство, природу представители двух поколений в романе, и в каких произведениях русской литературы 19 века нашли идейные разногласия «отцов и детей»?
Что заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства?
Есть ли, по мнению автора, в нигилизме Базарова положительные черты?
Как автор относится к нигилизму Базарова?
Зачем Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнёс свое имя на простонародный лад и как это связано с дальнейшей линией его поведения в романе?
В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
Как сочетаются в характере И.И. Обломова «нравственное барство» и рабство?
Как вы понимаете явление «обломовщина»?
Какими причинами вызвано лежание героя?
Какую черту героя подчеркивает автор, окружая героя красивыми ширмами…
Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?
Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал?
Штольц так охарактеризовал Обломова: «Это хрустальная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Согласны ли вы с мнением героя?
Какой смысл заключен в конфликтах, характерах романа: социальный и временный или непреходящий и общечеловеческий?
В чем своеобразие пары «Обломов – Захар»? Кто из русских писателей 19 века создавал пары «господин-слуга»?
Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?
Почему активный и целеустремлённый Штольц дружит с апатичным Обломовым?
Почему своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными людьми»?
Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
В чем неоднозначность характера Долохова и какие герои русской литературы проявляют качества характера, неожиданные для других персонажей и читателей?
Почему пребывание Пьера в плену — самое мучительное и трудное и одновременно самое счастливое время его жизни?
Как вы понимаете слова Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
Почему Пьер разочаровался в идеях масонства?
Почему Толстой избегает героизации образа Кутузова?
В чем причины антипатии Толстого к Наполеону?
Толстой утверждал: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Как эта идея выражена в образе Наташи Ростовой?
Почему дуэль с Долоховым стала причиной произошедшего в сознании Пьера Безухова нравственного переворота?
Что сближает роман с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка – дуэли?
На какие два «полюса» можно разделить героев романа и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому полюсу?
Объясните значение слова «война» и «мир» с точки зрения Толстого, которую он высказал, назвав именно так роман.
В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Толстого?
Согласны ли вы со словами Толстого, сказанными о Н. Ростовой: сущность её жизни – любовь»?
Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?
Можно ли сказать, что заглавие романа – это «компенсированное, нераскрытое содержание текста»?
По какому принципу герои Толстого делятся на «любимых» и «нелюбимых»?
Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болконский?
Почему судьбы героев романа чаще всего складываются трагически?
Можно ли считать Лужина двойником Раскольникова?
Кто из героев романа и почему играет наиболее важную роль в опровержении идеи Раскольникова?
Какую роль в романе играет евангельский сюжет о воскрешении Лазаря?
Достоин ли Мармеладов сострадания?
Кто из героев романа не заслуживает, на ваш взгляд, авторского снисхождения?
Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?
Какие детали постоянно повторяются при описании Петербурга? Какова их роль в создании образа города в романе?
Согласны ли вы с утверждением, что история Раскольникова – это история интеллекта, заблудившегося во мраке безверия»?
Какие темы затронуты в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»?
На каком противоречии строится лирический сюжет стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?
В чем драматизм звучания любовной темы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей»
и кто из русских поэтов близок к Некрасову в её решении?
Что является главной темой некрасовской «Несжатой полосы» и в каких произведениях русских писателей звучат подобные мотивы?
Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков в поэме Некрасова?
Почему так трагична тема русского богатырства в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
В чем своеобразие звучания «русского бунта» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Что страшней для автора поэмы: помещичий деспотизм или добровольное холопство?
«Народ освобождён, но счастлив ли народ?» по поэме «Кому на Руси жить хорошо»?
Как вы понимаете смысл названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
Какой предстает жизнь крестьянина-труженика в стихотворении «Несжатая полоса»?
Что представляет главную тему некрасовской «Несжатой полосы» и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?
Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
В чем противоречивость изображения Некрасовым крестьянской Руси?
Какие события в жизни Матрены Тимофеевны предваряет «любимая» песня?
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего смыслового и сюжетно-композиционного компонента используются народные песни?
Как изображен Петербург в произведениях Некрасова?
К какой тематической разновидности лирики можно отнести стихотворение Фета «Я пришел к тебе с приветом…»?
Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению Фета
Какой образ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» символизирует ту красоту мира, которую «избранный поэт» стремится почувствовать, ощутить и, насладившись ею, воспроизвести?
Каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у Фета?
Как вы понимаете слова Толстого, отмечавшего «лирическую дерзость» Фета?
Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад.»?
В чем особенность поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
В каких образах стихотворения «Заря прощается с землёю…» воплощены представления Фета о бесконечности бытия?
Какая тема в стихотворении «Silentium» является ведущей?
Каким настроением окрашено стихотворение «Silentium»?
Какая идея утверждается в стихотворении «Silentium»?
Какую философскую проблему пытается решить лирический герой в стихотворении «Silentium»?
В каких произведениях русских поэтов затрагивается проблема разрушительного влияния окружающей действительности на внутренний мир лирического героя?
Почему Тютчев стихотворении «Silentium» призывает к молчанию и какие русские поэты 19 века обращались к теме «невыразимого»?
Можно ли стихотворение «Есть в осени первоначальной» отнести к философской лирике?
Почему Тютчева называют поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?
Каким пафосом проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?
Каковы особенности композиции стихотворения «О, как убийственно мы любим…»?
Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим…» и в каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
Почему многие стихотворения Тютчева, представляющие собой своеобразные «пейзажи в стихах», традиционно относят к философской лирике?
Почему поздний поэтический манифест «Природа – сфинкс,,,» звучит столь трагично?
В каких образах стихотворения «Еще майская ночь» воплощено представление лирического героя
Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире Салтыкова – Щедрина?
Какова тематика «Повести о том, как один мужик…»
Каков смысл финала «Повести…», и в творчестве каких авторов нашли продолжение традиции щедринской сатиры?
Почему чеховский «Вишневый сад» называли пьесой-предупреждением?
Согласны ли вы с тем, что «Вишневый сад» — комедия?
Почему литературоведы до сих пор спорят, является ли пьеса «Вишневый сад» комедией?
Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину?
Что мешает Лопахина считать подлинным спасителем вишневого сада и кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?
Чем объясняется обилие «случайных» персонажей в пьесе?
Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымянная баба-попутчица говорит о нём «облезлый барин». Как соотносятся между собой эти характеристики?
Что нового внёс Чехов в развитие русской усадебной культуры?
В чем смысл финального обобщающего сравнения героев рассказа «Дама с собачкой» с перелётными птицами?
Прокомментируйте содержание философских раздумий Гурова и объясните, какую роль они играют в дальнейшем развитии сюжета («…думал он о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве»).
В каких произведениях русской литературы любовь становится причиной переоценки героями всех жизненных ценностей?
Чем похожи все герои Чехова «Вишневый сад»? Почему Старцев превращается в Ионыча?
Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение «Ионыч» романом?
О чем предупреждает Чехов в «Ионыче»?
Как выражена авторская позиция в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Каковы нравственные уроки рассказа «Господин из Сан-Франциско»?
В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа «Господин из Сан-Франциско»?
В чем проявляется авторское отношение к господину из Сан-Франциско и пассажирам «Атлантиды»?
Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто из писателей 20 века обращался к теме «сытых»?
Почему любовь в рассказах Бунина чаще всего трагическое чувство?
Понятие «бунинские женщины» предполагает наличие у героинь определенных типологических черт (особая одухотворенность, загадочность, самобытность…). Можно ли отнести к этому типу героиню «Чистого понедельника»?
Из каких созвучий складывается «музыка революции « в поэме «Двенадцать»
Какова роль числа 12 в символике поэмы?
С какой целью Блок даёт одному из красноармейцев имя апостола Петра?
Что даёт основание отнести стихотворение «На поле Куликовом» к философской лирике?
Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их стихотворения сопоставимы со стих. «На поле Куликовом»?
Каковы характерные особенности поэтики Блока?
Что для Блока является главным в характеристике Руси и в каких произведениях русских поэтов звучит тема России?
Что определяет драматизм звучания стихов Блока о России?
В чем смысл отождествления Руси с образом женщины («О Русь моя! Жена моя!») ?
Воспел или отпел пролетарскую революцию Блок?
В чем сходство и в чем различие образа Родины в лирике Блока и Есенина?
Расскажите об основных и любимы приёмах, которые употреблял Блок в своих произведениях.
Как изобразительно-выразительные средства позволили Блоку в стихотворении «О доблестях, о подвиге, о славе…» отразить духовную опустошенность лирического героя, его усталость от жизни?
Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического героя ст. «Ветер принес издалёка…»?
В чем смысл противопоставления гордость и гордыня в рассказе Горького «Старуха Изергиль»?
О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям литературы было присуще чувство превосходства над другими?
В чем, на ваш взгляд, заключается конфликт Ларры с племенем людей?
Можно ли считать, что повествователь – «единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького». (По рассказу «Старуха Изергиль»)
Кто из русских писателей 19 века обращался к теме противостояния героя и общества и в чем проявилось это противостояние?
Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?
В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чем эти произведения можно сравнить с пьесой Горького?
Чем близки жизненные позиции Сатина и Луки и в каких произведениях русской литературы 19 в. герои ведут философские споры?
Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?
Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки?
В чем смысл сопоставления жизненных позиций Луки, Сатина и Бубнова в пьесе?
Какими героями представлены обитатели дна в пьесе?
Почему столь трагичен финал драмы?
Почему к финалу драмы сближаются жизненные позиции столь далёких друг от друга героев, как Лука и Сатин? //
Чтосближает жизненные философии Луки и Сатина // Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?
Сатин-герой – идеолог или герой –резонёр?
Кому из литературных предшественников Горького был свойственен социальный критинизм по отношению к действительности?
Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно, что племя изгнало его?
Каково авторское отношение к Данко?
В чем, по — вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало?
Почему Горький сделал «босяка» главным героем своих произведений?
В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина «Человек – вот правда!»
Чем особенно отвратителен автору мир Костылёвых?
В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?
Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?
Какие характерные особенности присущи поэтике раннего Маяковского?
Почему чувства и переживания лирического героя ранних произведений Маяковского всегда драматичны?
В чем проявляется внутренняя двойственность лирического героя раннего творчества Маяковского и в каких произведениях русских поэтов мы встречаем схожий тип героя?
Можно ли утверждать, что поэзии Маяковского чужда философская проблематика?
Что определяет драму лирического героя в ранних произведениях Маяковского?
Какие различные поэтические приёмы помогают автору передать главную мысль стихотворения «Послушайте!»
В каких произведениях отечественной лирики звучит звездная тема и в чем она близка тематике стихотворения «Послушайте!»
В чем своеобразие любовной лирики Маяковского?
Почему герою стихотворения «Послушайте!» так важно избавить человечество от беззвездной муки» Как различные поэтические приёмы помогают создать образ лирического героя в стихотворении «Лиличка!»?
В чем секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения «Клён ты мой опавший»?
Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чем их произведения созвучны стихотворению Есенина?
Как вы понимаете слова Н.Тихонова: «Есенин – это вечное»?
Какие различные поэтические приёмы помогают выразить пафос стихотворения «Песнь о собаке»?
Как в стихотворении «Песнь о собаке» рассматривается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
С помощью каких художественных средств С.Есенин раскрывает перед нами мир природы в Спит ковыль. Равнина дорогая…»?
В каких образах стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!» воплощены представления поэта о Родине и какие особенности лирики Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?
Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произведениях образ России – Руси?
Что символизирует в стихотворении М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» куст рябины, и у кого из поэтов серебряного века звучит ностальгическая тема?
Какова проблематика стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?
Почему так трагичен внутренний облик лирической героини Марины Цветаевой?
В чем, по-вашему, особенность мироощущений лирической героини Цветаевой?
Кто из русских писателей обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению Цветаевой «Родина»?
В чем особенность эмоционального строя стихотворения «Тоска по родине! Давно…»?
Почему так трагически одинока лирическая героиня Цветаевой?
В каких произведениях 19 века лирические герои так же остро ощущают своё родство с морской стихией и в чем новизна этого мотива у Цветаевой?
Как вы понимаете слова Ахматовой «Я научила женщин говорить»?
Почему стихотворение «Песня последней встречи» литературоведы называют «рассказом в стихах»?
У каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?
Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»?
В чем смысл финальной строфы стихотворения «Песня последней встречи»?
На примере стихотворения «Песня последней встречи»? докажите справедливость утверждения Чуковского: Ахматова «первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».
Стихотворения Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чем его отличие от «женской» версии Ахматовой?
Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении «Мне голос был…»
Кто из русских поэтов обращался в своём творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением «Мне голос был…»
Как развивается тема материнского страдания в поэме «Реквием» (заупокойное католическое богослужение)?
Почему Ахматова выбрала для своей поэмы название «Реквием»?
В чем своеобразие звучания патриотической темы в лирике Ахматовой?
Почему Ахматову называют «Ярославной 20 века?»
Какие художественные образы стихотворений Пастернака вам кажутся необычными и какие русские поэты 20 века стремились к обновлению поэтических форм?
Какой смысл вложил поэт в заключительные строки» стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»
Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»?
Как развивается лирический сюжет стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?
Перечислите основные темы лирического высказывания в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…?
Кто из русских поэтов близок Пастернаку в его видении окружающего мира и почему?
Каков смысл центральных символов стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…?
Какое место занимает «Гамлет» в «Стихотворениях Юрия Живаго» и почему?
Почему стихотворение называется «Гамлет» и какие русские писатели в своих произведениях обращались к «вечным образам» мировой литературы?
В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Пастернака?
Какие параллели можно провести между образом Гамлета и образом лирического героя стихотворения Пастернака?
В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?
Почему автор отказывается от героизации образа Андрея Соколова?
Какой смысл заключен в названии рассказа «Судьба человека»?
Что даёт основание считать поступок героя «Судьбы человека» подвигом?
В каких произведениях русских писателей отображены русские характеры и что сближает их с «Судьбой человека»?
В каких произведениях русской классики нашла отражение тема «отцов и детей» и в чем эти произведения перекликаются шолоховским «Тихим Доном»?
Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых и в каких произведениях русской классики показывается история семьи?
В чем проявляется гуманизм «жестокой прозы Шолохова»? («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
Какова главная функция описаний природы в романе «Тихий Дон».?
В каких литературных произведениях судьбы героев развиваются на фоне масштабных исторических событий, продолжателем каких традиций русской литературы выступил Шолохов, создав роман-эпопею?
Почему принимая воинскую присягу, Григорий Мелехов думает не о воинском долге, а о семье и какое развитие получает эта тема в романе?
Сопоставьте «Тихий Дон» с произведениями русской классической литературы, в которых соотносятся темы семьи и служения Отечеству.
Здесь рассмотрим сопоставление тем прозы к лирике для ЕГЭ по литературе.
Если на экзамене вдруг попалось произведение, которое вы по каким-то причинам не прочитали, не опускайте руки. Есть несколько хитростей при подготовке к тестированию:
В последнем задании по использованию цитат вовсе не обязательно читать весь шедевр. Просто найдите в интернете и выучите цитаты хотя бы по нескольким для ЕГЭ по литературе по темам. Это может принести несколько дополнительных баллов.
Если читать и слушать – вообще не вариант, найдите фильмы, снятые по классическим произведениям. Но не в иностранной интерпретации: там может быть слишком много расхождений, а иногда – и совсем другая концовка.
А тем, кто все же хочет по максимуму подготовиться к тестированию, советуем почитать:
И, конечно же, обращайтесь за помощью в студенческий сервис, специалисты которого сделают все, чтобы помочь вам преодолеть вам все трудности и при поступлении, и в дальнейшей учебе.
18.11.2021
Тема: А. С. Грибоедов «Горе от ума». Своеобразие общественного и личного конфликта.
Цель: изучить особенности конфликта в комедии; раскрыть обобщающий смысл образов
1. Теоретический блок. Прочитайте статью, усвойте её основные положения.
1.1. Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях.
В комедии «Горе от ума» два конфликта: любовный и общественный, причём главным является именно общественный.
1.2. Любовный конфликт. Открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума». Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.
1.3. Общественный конфликт (= социальный). В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства.
Единственным
представителем «века нынешнего»
, за исключением внесценических персонажей, в комедии
является Чацкий
.
В своих монологах
он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам»
.
Ему чужды
нравственные идеалы фамусовского общества, а именно
стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться»
, если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды.
Он ценит идеи Просвещения
, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами
защищает науку и искусство
. Это человек, свободный от предрассудков.
Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне
побаивается прогрессивных взглядов Чацкого
, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.
Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов,
он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.
Софью, дочь Фамусова,
нельзя отнести
ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно
прогрессивна
в своих взглядах,
умна
,
не обеспокоена мнением общества
. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако
она и не на стороне Чацкого
. Ее руками, а точнее словом,
сказанным из мести
, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества.
Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого.
А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом,
в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт
. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.
Выводы. Главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.
Источник
1.4. Посмотрите видеоурок, определите (устно) основные качества Чацкого.
2. Практический блок.
Прочитайте знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?» ЗДЕСЬ
Послушайте этот монолог в исполнении актёра ЗДЕСЬ. Как вы поняли, против чего выступает Чацкий? Что его так возмущает в фамусовском обществе?
Ответьте УСТНО на эти вопросы ЗДЕСЬ
3. Домашнее задание. Выберите один из вопросов и напишите развёрнутый ответ в соответствии с композицией: краткий ответ — аргументы — примеры — вывод.
1) Кем является Чацкий: победителем или побежденным? (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
2) Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?